Народный праздник Сороки, известный также как день 40 Севастийских мучеников, отмечают 22 марта 2024 года, по старому стилю — 9 марта.
Славянские праздники: как отмечали на Руси
Звался этот день «Сороки». Согласно поверьям, к этому сроку из-за моря прилетают сорок птиц, поэтому иногда праздник называли и Сороки. В народе день для приготовления печенья называется Тетёры, а сам праздник Закличек Весны зовут Сороки – иногда эти названия сливаются в один праздник.
В Смоленске отметили народный праздник Со́роки.
Народно-христианский праздник Сорок Сороков отмечается 22 марта. Звался этот день «Сороки». Праздник Сороки-Жаворонки Праздник Сороки-Жаворонки в первую очередь известен тем, что в это время происходит астрономическое равноденствие, то есть день. В народном календаре праздник носит название Сороки (с ударением на последний слог). Праздник Жаворонки стал называться еще и "Сороками". Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских.
Под Липецком на праздник Сороки пекли жаворонков и кликали весну
Хозяйки на Руси традиционно 22 марта 9 марта по старому календарному стилю замешивали тугое дрожжевое тесто. Из него после лепили и выпекали в печи обрядовое печенье в форме птичек — жаворонков. Как правило, их готовили ровно 40 штук — по числу церковных Севастийских мучеников, почитаемых в эту дату. Такое печенье раздавали детям, чтобы те присказками и шутками быстрее закликали весну. Крошки от «хлебных жаворонков» по традиции нужно было отдать прилетевшим птицам.
Что можно и что нельзя делать в народный праздник «Сороки» Православная церковь на день памяти 40 святых мучеников Севастийских предписывает верующим отказаться от чрезмерного физического труда. Также в этот день продолжается Великий пост, а, значит существуют определённые запреты в пище. Нельзя употреблять мясо, растительные и животные жиры, молоко, рыбу. Христианам в этот день предписывается проводить время в молитве и совершать добрые богоугодные дела.
Чтобы птицы возвращались побыстрее, люди пекли печенье-жаворонки и давали их детям, чтобы те ели их и бегали с ними закликать весну и птиц. Жаворонков из теста вешали на палки, на ограды, оставляли на деревьях и крышах. С той же целью на Сороки выпускали из клеток предварительно пойманных живых птиц. Пасха Пасха по старому стилю проходила в промежутке между 22 марта и 25 апреля. Сама по себе Пасха — не славянский праздник, она пришла к нам с христианством, а первоначально восходит к еврейским традициям. Но, будучи привнесённой на нашу культурную почву, она вобрала в себя славянские обычаи празднования весеннего равноденствия 19—20 марта и пробуждения природы. Как и все важные праздники народного календаря, она представляла собой цикл, который начинался со страстной недели, а затем переходил в Пасху, Радуницу, Красную горку и Вознесение.
По народным представлениям, утром на Пасху солнце «играет» — двигается вверх-вниз возле горизонта и переливается разными цветами. Множество обычаев и примет было связано с пасхальной службой в церкви — когда в первый раз запоют «Христос воскресе», загадывали желание. Обычай красить яйца на Пасху по своему происхождению дохристианский. Яйца считались священными потому, что это аналог зерна в животном мире — зерно завораживало наших предков своей способностью давать жизнь и приносить плод. Яйца очень часто использовались в ритуалах, связанных с земледелием — не только на Пасху, но и в троицкую неделю. Яйцами обменивались, приносили на могилы и на поля, играли с ними: чокались — стукались, чтобы расколоть одним яйцом другое, и катали их по специальным желобкам, чтобы сбить одним другое. Игры с пасхальными яйцами было развлечением для всей деревни.
Фото с сайта nazaccent. Также было принято обходить дома с поздравлениями и волочебными песнями, собирая от хозяев яйца, куличи и другую еду. Радуница Для пасхального цикла как праздника «пробуждения природы» большое значение имели взаимоотношения с покойниками. Главным днем общения с предками была Радуница — суббота на пасхальной неделе, которую называли родительской. Христосоваться с покойниками ходили и на Пасху. О Радунице говорили: Утром пашут, днем плачут, вечером скачут. Хотя в это время уже начинаются полевые работы, обязательно было навестить кладбище, попричитать там, а затем разделить трапезу с живыми и умершими родственниками и повеселиться.
Красная горка После Радуницы следовала Красная горка — первое воскресенье после Пасхи. Этот праздник был связан с браком — в него было принято свататься и устраивать свадьбы. Было также принято обходить молодожёнов и окликать их вьюнишными песнями. А неженатая молодёжь обязана была принимать участие в совместных играх, посвящённых любви и браку. Летние праздники Михаил Боскин «Хоровод», 1910. Фото с сайта art-catalog. В этот день пекли печенья-лесенки, олицетворяющие одновременно и вознесение Христа на небо, и рост злаков.
Лесенки из теста приносили на поле и подбрасывали, чтобы колоски были повыше, а потом съедали. С этой же целью на Вознесение в поле катали яйца, жарили яичницу, а после съедения ложки бросали вверх. Или приносили на поле блин и яйцо, откусывали от них, а остальное закапывали в землю. Часть обычаев Вознесения похожа на то, что делали на троицкой неделе. Христианские праздники начала лета унаследовали древние традиции, связанные с летним солнцеворотом — как и в случае с зимними святками, ни один из них не совпадает с ним в точности, но все по-своему его дублируют. На Вознесение устраивали «крещение» и «похороны» Кукушки — куколки в девичьем наряде, которую часто делали из травы «кукушкины слёзки», но это могла быть просто ветка дерева, букет цветов или венок. В этом ритуале участвовали только девушки.
Они сажали Кукушку под берёзку, накрывали платком и крестили, после чего кумились — пели песни, целовались через кольцо из веток и обменивались нательными крестиками в знак вечной дружбы. Здесь же девушки устраивали совместную трапезу, а Кукушку закапывали в землю в тайном месте или оставляли на дереве. Семик и Троица Седьмая неделя после Пасхи обычно это июнь была праздничной — её называли семиковая, русальная, зелёная. Самыми важными днями на этой неделе были четверг — Семик; родительская суббота, в которую ходили на кладбище, и воскресение — Троица она приходилась на 50-й день после Пасхи. Люди думали, что в это время русалки покидают водоёмы — поэтому неделя и называлась русальной. Вопреки образу в современной массовой культуре, у славянских русалок хвоста не было — они гуляли по полям, водили хороводы и качались на ветках деревьев. Ученые связывают русалок со словом rosalia — то есть цветы: русальная неделя приходилась на цветение хлебов.
Ритуалы на троицкой неделе посвящены молодой зелени и цветению — люди украшали деревцами, зелёными ветками, букетами цветов и свежей травой всё, что только можно. Встречаться с русалками было опасно — они могли утопить или защекотать до смерти, но считалось, что там, где они прошли, особенно хорошо растут злаки. Главной героиней этого праздника была молодая украшенная берёзка — вокруг неё плясала, играла, пела и пировала молодёжь — в первую очередь, девушки. В Семик нарядно одетые девушки в зелёных венках заламывали берёзку. Они шли в лес, выбирали там подходящее деревце и украшали его ленточками, завивали длинные ветки кольцами или пригибали их к земле, сплетая с травой. Главная героиня праздника Семик на Руси была береза. Фото с сайта kelohouse.
На Троицу вновь находили ту же берёзку, развивали её ветки, срубали деревце и торжественно несли его в селение — там вокруг него водили хороводы и пели.
В праздник Новолетия проводили также ритуал с ветками ивы, которые с приходом христианства заменила верба. Славяне верили, что ива воплощает собой большую жизненную силу, помогает от многих болезней и отгоняет от дома всякую нечисть. Освященные волхвами ветви ивы клали за покутье божницу , втыкали в стены в хлевах и конюшнях. А впервые выгоняя коров и лошадей на весенние пастбища, их благословляли ивой, чтобы животные не терялись и их не испортила нечистая сила. Праздник 24 марта — Ярило Красный, славянская Пасха Через несколько дней после Новолетия, 24 марта, наступал Ярило Красный — славянский предок христианской Пасхи. Согласно поверьям, в этот день солнце-дитя становилось солнцемюношей, день окончательно одерживал победу над ночью, весна побеждала зиму, жизнь одолевала смерть. Весь славянский мир славил возрождение любви, доброты, надежды и радости жизни.
Наши предки верили, что в этот день Всевышний Род отворяет врата Ирия, и через них нисходит в человеческие души очистительный огонь. Всякое обрядовое действие обретало в праздник особый смысл, и волхвы следили за соблюдением традиций. Первое полнолуние после Ярилина дня, например, считалось самым подходящим временем для зачатия ребенка. Волхвы считали, что именно тогда организм человека находился на подъеме, был полон небесной энергии и подготовлен к зачатию сильного, жизнеспособного потомства. И природа, в свою очередь, благотворно влияла на человека, всеми силами помогая ему в важном действе. В ночь перед праздником люди отправлялись к языческому капищу на торжественное славление. Волхвы разводили на жертвеннике ритуальный огонь, который поддерживали до восхода солнца. В эту ночь мужал Ярило — бог возрождения природы, плодовитости, весеннего солнца, и огонь символизировал это возмужание.
Те, кто не мог отправиться на славление и оставался дома, должен был до утра поддерживать огонь в печи или жечь до утра свечу. Считалось добрым знаком, если хозяйка приносила с капища частицу жертвенного огня и обновляла пламя в домашнем очаге. Утром люди снова собирались на капище, наряженные в праздничную одежду, оставаться в это время дома считалось дурной приметой. У жертвенников волхвы освящали крашенки для праздничного угощения и писанки.
Веснянка» по адресу: ул. Гимназическая, 67. Стоимость билета: 70 рублей.
Новости страны Северной
Календарь праздников славян — шкатулка с драгоценными каменьями чародейных тайн иномирья. праздник наступающей весны: в этот день сорок птиц прилетает, день с ночью меряется. День жаворонка или Сорок сороков отмечается 22 марта. Это один из древних славянских праздников, который приходится на день весеннего равноденствия. СОРОКИ, народный праздник "СОРОК СОРОКОВ".
40 Святых (Сороки)
В народном календаре праздник носит название Сороки (с ударением на последний слог). праздник наступающей весны: в этот день сорок птиц прилетает, день с ночью меряется. Праздник Сороки (Саракi) был одним из весенних праздников, посвященных встрече Дня весеннего солнцестояния, которое было чуть ли не главным событием в жизни наших предков. 22 марта - приходится древний славянский праздник «Сороки». Народный праздник Сороки отмечается 22 марта 2024 года (по старому стилю – 9 марта). Праздник сОроки (жаворонки). Древний славянский праздник весны Масленица.
Сорок мучеников Севастийских. Почему так любят этот праздник?
Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Стоит в этот день отдать дань и этой стороне образа богини. Хотя бы самым простым образом: пойти и купить новую книгу, начать новое изыскание.
Даже записаться на какие нибудь курсы. Славянский календарь на 2 - 3 марта Второго марта просыпалась кикимора. Мелкий зловредный домашний дух. Она прячет дома вещи, путает пряжу, заставляет молоко скисать.
И потому новый период начинали с осторожностью. Желательно в этот день отказаться от магии и даже от любимого рукоделия. А вот уже третьего марта все меняется. Это Ярилин день.
День молодого Солнца, день хлеба и талой воды, читай, оттепели. Ярило, он же Яровит — божество весеннего солнца, сын Велеса напомню, темного бога, покровителя темной части года. Ярило — бог страсти, силы, и в то же время, первый пахарь. Еще его называли Волчьим пастырем.
Считалось, что к нему стоило обращаться за защитой от дикого зверя. На Руси волк — зверь особый. Это часто магическое существо, знакомое нам с детства по сказкам. Серый волк, магический помощник.
А еще чаще — оборотень. Только стоит немного в этом понятии отойти от западных стандартов. Ведь у нас волками оборотнями часто почитались князья. Колдун становится таким оборотнем.
А потому волк — хранитель знаний, а еще защитник рода. Потому Ярило и верховодит волками. Он — старший защитник людей весной. Ярило, естественно, и сам бог оборотень, этот дар ему достался от отца.
В этот день обязательно надеть что то яркое, солнечное, погулять под молодым солнцем, хотя бы в обеденный перерыв на работе, хоть 15 минут. Стоит обратиться к богу, поделиться с ним планами, попросить поддержки и сил на исполнение задуманного. Славянский календарь на 4 - 13 марта И со дня почитания Ярилы начинается новый период. Теперь можно браться активно за все дела, все, что планировали, пора осуществлять.
Именно в этот период все течет и все изменяется. Кроме осуществления своих планов в обычной жизни, активно занимаемся ремеслом. За февраль заготовлены обереги на все случаи жизни. Надо пополнить запасы инструментария, рабочих материалов, трав, благовоний и свеч.
В этот период вообще хорошо заниматься свечной магией. Вложите в новую зеленую свечу заговор на успех в делах и финансовой сфере, сделайте новый амулет на любовь. Особым днем является 6 марта, в народном календаре его называли — Весновей, а значит, он посвящен Стрибогу, богу ветров, новых веяний, новостей. Именно этот день — теплого ветра.
Можно открывать в доме все окна, дать ветрам овеять дом, обязательно прогуляться в этот день пешком, чтобы почувствовать новые веяния, весенний запах. Еще для этого дня стоит припасти колокольчик — пусть изгонит из дома негатив. Ритуал отпускания прошлого До 14 марта нужно сделать и еще кое что важное. Надо избавиться от всего старого и отжившего.
Не в доме или на работе, а в душе. У каждого из нас за год случались неудачи, промахи, расставания, какие-то моменты вызывают сожаление, рождают опасное «если бы тогда я поступил иначе…». Вот это все нужно убрать, отказаться от него, отсечь. Ритуал прост: пишем на листе бумаги все имена, какие стоит убрать из своей жизни, события, промахи, неудачи, тягостные мысли и воспоминания.
А потом вычеркиваем каждую строку красным карандашом. После лист рвем и сжигаем.
В православном церковном календаре это день почтения памяти сорока мучеников Севастийских. Другие названия праздника: «Сорок сороков», «Сорок святых», «День жаворонка», «Жаворонки». Согласно народному календарю, в этот день зима кончается — весна начинается, день с ночью меряется — равняется наступает равноденствие. Жаворонками куликами, тетёрками также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к этому празднику.
История Дата получила свое название в честь сорока Севастийских мучеников — воинов-христиан, принявших мученическую смерть. Все они были родом из Каппадокии и служили в римском войске. Военачальник потребовал, чтобы христиане вместе с остальными солдатами принесли жертву языческим богам. После отказа их подвергли пыткам, а потом раздели и заставили стоять в покрытом льдом озере в течение ночи. К утру один из воинов не выдержал — и побежал к теплой бане. Однако, его место среди мучеников занял римлянин Аглаий, которого впечатлила стойкость духа христиан.
Военачальник увидел, что солдаты не отчаялись и не сдались, и приказал всем перебить колени, а затем казнить.
Печенье давали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детвора залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам. Впрочем, весна могла быть и обманчивой — утренние морозы еще бывали сильны. Если 22 марта случался утренний мороз, говорили, что начались Сороки — сорок морозных дней. Чтобы защититься от «утренников», хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков. Про них говорили: «Сороки святые, колобаны золотые».
Шарики полагалось по одному в день выбрасывать из окна в течение сорока дней. У молодежи в этот день были свои забавы и игры. Они собирались на танцы. Сначала девушки исполняли обряд замыкания зимы и размыкания весны.