Первая опера Николая Андреевича Римского-Корсакого "Псковитянка" спустя 135 лет вернулась на сцену, на которой ее впервые увидели зрители. В Большом театре "Псковитянка" всегда была одной из любимых и репертуарных опер и обычно ставилась как масштабный спектакль. Впервые она была исполнена Шаляпиным 12 декабря 1896 года в премьерном спектакле «Псковитянки» в Частной опере Саввы Мамонтова. оперу Псковитянка в Санкт-Петербурге, билеты по цене от 1200,00 руб. 1 мая 2024 г. в 19.00, Мариинский театр Псковитянка, официальные электронные билеты на оперу на сайте
Опера «Псковитянка» на сцене Мариинского театра
Radio Rossii Mayak. Хоровой праздник, опера «Псковитянка, ярмарка ремесленников: Михаил Ведерников и Ольга Голодец обсудили подготовку к Ганзейским дням в Пскове. «Псковитянка», первая опера Римского-Корсакова и единственная в его наследии историческая музыкальная драма, или, точнее, музыкальная драма об истории, имеет необычайно длинную и. Худрук Мариинского театра намерен поставить знаменитую оперу «Псковитянка» непосредственно в декорациях Псковского кремля. опера 1872 года, первоначально в трех действиях (шести сценах) Николая Римского-Корсакова. Такими масштабными силами поставили знаменитую оперу «Псковитянка» в том самом месте, где пять веков назад происходили события, ко. Смотрите онлайн видео «Оперу "Псковитянка". Опера «Псковитянка» — первое произведение великого русского композитора Николая Римского-Корсакова по сюжету одноименной драмы Льва Мея.
Опера про единую Россию. Без кавычек
Дирижёр назвал «Псковитянку» «русской-русской оперой». Петербургский режиссёр рассказал о том, что его британский коллега неплохо знает и любит историю России и русскую музыку. В ходе работы Дэвид Паунтни уточнял звучание каждой русской фразы, музыкальная часть постановки целиком легла на плечи Михаила Татарникова.
На импровизированной сценической площадке «выросли» Приказная палата, походная часовня царя Ивана Грозного, часть крепостной стены. Удачное воплощение режиссерского замысла позволило органично вписать в сценическое действие не только естественные памятники Кремля, но и деревья, растущие на территории детинца, газоны — без ущерба для них. Мощные прожектора и современное звуковое оборудование придали происходящему дополнительный эффект. Специально для этого спектакля были изготовлены и некоторые сценические костюмы, часть из них постановщики взяли в коллекции Большого театра. Зрители размещались в импровизированном партере, который вместил около 4 тыс. Действие транслировалось на большой экран, установленный рядом со зрительным залом. Спектакль прошел при аншлаге.
Зрители отмечали также грамотно организованную систему противопожарной безопасности и профессиональную работу милиции, МЧС, медиков.
Постановка прошла при полном аншлаге. В числе зрителей оперы оказались заместитель председателя Правительства России Александр Жуков, министр культуры Александр Авдеев, губернатор Псковской области Андрей Турчак, народный артист России, дирижёр Владимир Спиваков, знаменитый пианист, заслуженный артист России Денис Мацуев и праправнучка Н. Римского-Корсакова Вероника Прокофьева. Перед постановкой волонтёры из Студенческих строительных отрядов помогали публике найти свой ряд и место. Для каждого из четырёх тысяч гостей была приготовлена программка с либретто оперы, списком солистов, участников и организаторов.
Тогда легендарный дирижер настойчиво повторял, что «Псковитянкой» его оперная карьера началась в далеком 1955-м, ею же ему хотелось бы свой театральный путь и закончить. Мы бодро возражали Евгению Федоровичу: о каком окончании речь?! Но случилось, увы, не по-нашему, а по тому, как судил он: через два с половиной года великого маэстро, непревзойденного исполнителя отечественной музыки не стало. А вместе с ним замолкла и изумительная опера о России, русском характере, русской трагедии. Когда в Большой пришел Туган Сохиев , я на инаугурационной встрече с новым музыкальным руководителем театра робко попросил о заветном: нельзя ли поставить «Псковитянку»? Туган Таймуразович только развел руками: спектакли — как люди, живут и умирают, где нам взять человека, способного сегодня заставить зажить новой жизнью «Псковитянку»? Короче, как отыскать второго Светланова… Иван Грозный — Рафал Шивек И вот, спустя три с половиной года после того разговора, дирижер все-таки решился. Пока, правда, только на концертное исполнение. Но сам намекнул в начале сезона: кто ж берется за концертную версию, не имея в прицеле сценической… Отчего так произошло? Не льщу себя мыслью, что слова скромного журналиста, пусть и несколько раз с тех пор повторенные я напоминал о «Псковитянке» почти при каждой нашей встрече , повлияли на руководителя одного из главных оперных театров мира. Хотя кто знает… Но главная причина, наверное, все-таки в другом. И кем — самим Иваном Грозным, столь обсуждаемой сегодня как, впрочем, и предыдущие четыре с половиной века фигурой русской истории. Правда, слова эти не документальные, а в двойной передаче — сперва чудесного, к сожалению, почти забытого сегодня драматурга Льва Мея, а потом — Римского-Корсакова , писавшего себе по его пьесе либретто. И тот и другой были знатоками старины, ценителями колоритного русского слова. Этим колоритом, этой красотой языка буквально дышит «Псковитянка».
Совершенствование оперы
- Псковский Кремль стал естественной декорацией для оперы «Псковитянка»
- Псковитянка
- С вниманием к национальному
- Популярные события
- Управа района Чертаново Южное города Москвы
- Псковитянка — Википедия
Главные новости
- Опера «Псковитянка» 2024, Москва — дата и место проведения, программа мероприятия.
- Большой театр представляет премьеру "Псковитянки" в концертном исполнении - ТАСС
- Портал правительства Москвы
- Мариинский театр возобновляет версию 1952 года оперы «Псковитянка»
- похожие мероприятия
- The Maid of Pskov
Содержание:
- Оперу "Псковитянка" поставили в Пскове
- Оперу "Псковитянка" поставили в Пскове - YouTube
- Компенсация за «Летучую мышь»
- Притяжение «Псковитянки»
- В Англии состоялась премьера "Псковитянки" Римского-Корсакова - Российская газета
- Еще раз о «Псковитянке»
Оперу "Псковитянка" поставили в Пскове
В ходе работы Дэвид Паунтни уточнял звучание каждой русской фразы, музыкальная часть постановки целиком легла на плечи Михаила Татарникова. В британской интерпретации Иван Грозный предстал сложным рефлексирующим человеком, раздираемым сомнениями. Царь то гневается, но демонстрирует нежность и сентиментальность.
Афиша Апрель 26. Время сеансов: 21:30 и 22:30 ежедневно. Вход по приглашениям, получить которые можно в кассе Филармонии. Сезонный билет "Филармония Джаз". Цена: 500-1200 руб.
Цыганкова «Мар дяндя», «Интродукция и Чардаш» , К. Шаханова «Среди долины ровныя», вальс «По Муромской дорожке» , Ю.
Маркелова «При тумане, при долине», «Однозвучно гремит колокольчик». В программе примут участие и именитые «псковитянки», полюбившиеся псковским зрителям. Москва , в чьём репертуаре популярные произведения для гуслей звончатых В. Городовская «Сказ» и др.
Оппоненты «Могучей кучки» оперу, посвященную автором «дорогому мне музыкальному кружку», в основном критиковали. Сочувствующие же Римскому-Корсакову рецензенты «Псковитянку» в целом похвалили. В репертуаре театра опера продержалась почти два года, после чего была снята и в дальнейшем в первой редакции нигде не ставилась. Премьера «Псковитянки» в третьей редакции состоялась уже в другую эпоху, когда в Мариинском театре активно действовал Федор Шаляпин. Он и выступил в роли Ивана Грозного. Впервые она была исполнена Шаляпиным 12 декабря 1896 года в премьерном спектакле «Псковитянки» в Частной опере Саввы Мамонтова. В течение многих лет Шаляпин углублял и совершенствовал свою трактовку образа Грозного, достигнув в итоге выдающегося художественного результата. Для самого артиста эта роль стала в некотором роде эмблематической: благодаря тиражированию в тысячах фотопортретов и почтовых карточек, образ Шаляпина—Грозного получил у современников большую популярность.
Большой театр готовится показать оперу «Псковитянка» на открытом воздухе
«Псковитянка» завоевала признание зрителя в Солодовниковском театре, и оперой заинтересовался управляющий московскими казенными театрами вский. это опера о женском подвиге, о решительности и самоотверженности даже в условиях женского бесправия. На днях в исторической панораме Псковского Кремля состоялась постановка оперы Римского-Корсакова «Псковитянка». На фотографии: Лариса Шевченко — Ольга (опера «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова), Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова.
«Псковитянка» из Мариинки, или Цирк зажигает огни! (07.05.08)
Ольга почти уговорила Иоанна Грозного помиловать восставших, но тут небольшой отряд во главе с Тучей идет к царским покоям, опричники подчиняются приказу уничтожить их, но под перекрестный огонь попадает и Ольга, погибающая в этом маленьком бою. Продолжительность спектакля 3 часа.
Та долго упирается, но в конце концов соглашается рассказать про царевну Ладу. Пока уговаривали Власьевну, Стеша успела шепнуть Ольге, что Туча, возлюбленный Ольги, сказал, что придет сегодня попозже и весть подаст Ольге. Та счастлива. Власьевна начинает сказку «Начинаетcя сказка приговором да присказкой». Вдруг за соседним забором раздается резкий свист. Это Михаил Михайло Туча, возлюбленный Ольги, пришел.
Власьевна испугалась громкого свиста и ругает Тучу. Девушки уходят в дом. Михаил Туча поет сначала за забором, потом забравшись на него чудесную протяжную песню Раскукуйся ты, кукушечка». На дворе становится совсем темно; из-за Кремля выплывает месяц. На звуки песни в сад выходит Ольга; она быстро идет по дорожке навстречу Туче; он же идет к ней. Звучит их любовный дуэт. Но оба они понимают, что Ольга не может принадлежать Туче - она просватана за другого, боярина Матуту. Они обдумывают разные варианты, как решить эту проблему: уехать ли ему, Туче, в Сибирь, чтобы там разбогатеть и тогда по праву соперничать с Матутой этот вариант Ольга отвергает - она не хочет расставаться со своим возлюбленным , пасть ли Ольге в ноги отцу и признаться ему в любви к Михайло Туче и, быть может, даже сознаться в том, что тайно приходила к нему на свидание?
Что делать? Их дуэт кончается страстным объяснением друг другу в любви. На крыльце дома появляются князь Юрий Токмаков и боярин Матута; они как бы продолжают разговор, начатый еще в доме. Испуганная их появлением, Ольга отправляет Тучу прочь, а сама прячется в кустах. Князь и боярин спускаются в сад. У князя есть что сказать Матуте, и он намеревается это сделать в саду. Князь Токмаков его успокаивает и удивляется, кем это Матута напуган. Матута опасается неожиданного прихода царя в Псков.
Но князя другая дума заботит. Далее он говорит о том, что Ольга на самом деле его приемная дочь. Здесь предполагается знание слушателем содержания оперы « Вера Шелога », являющейся прологом к «Псковитянке». Вот ее краткое содержание ее сюжет - первое действие драмы Мея. У Веры, жены старого боярина Шелоги, гостит ее незамужняя сестра Надежда, невеста князя Токмакова. Вера невесела: ее страшит возвращение мужа — за время его долгого отсутствия она родила дочь Ольгу. Однажды, гуляя с девушками у Печерского монастыря. Вера встретила молодого царя Ивана, полюбила его.
Ольга — дочь царя, а не Шелоги. Как встретит ее нелюбимый муж? Шелога приезжает с Токмаковым, Догадываясь, что это не его ребенок, он в гневе допрашивает Веру. Но Надежда берет вину на себя, смело заявляя, что это ее дитя. Позже об этом косвенно рассказывается в опере «Псковитянка» Токмаков женился на Надежде и удочерил Ольгу. Она стала любимицей Пскова. Отсюда название драмы Мея и оперы Римского-Корсакова. Итак, старый князь поведал боярину тайну: Ольга - не его дочь.
Князь Токмаков раскрыл Матуте только пол- правды - назвал мать, но про отца сказал, что не знает, и он действительно, по-видимому, не знает, кто он. Ольга, притаившаяся в кустах, слышит это; она не может сдержаться и вскрикивает: «Господи! Но в этот момент в городе, в Кремле, зазвонил колокол: один удар, другой, третий... Колокол, не перестает гудеть. Псковичей созывают сходку. Матута не знает, что ему делать, идти ли с князем или дожидаться его в тереме; Князь упрекает боярина в малодушии: «Перестань, Никита! Тут, может, Псков отстаивать придется, а ты на печь со страху, словно баба». В конце концов оба поспешно уходят.
Ольга выходит из-за кустов, в волнении прислушивается к колоколу: «Не к добру звонят! То мое хоронят счастье». Она закрывает лицо руками и опускается на скамью. Из колокольного звона, сопровождающего окончание первой картины, вырастает следующее за ней оркестровое интермеццо. Вскоре в него вплетаются темы царя Ивана Грозного. Картина вторая Торговая площадь в Пскове. Вечевое место. На площади разложены костры.
На Троицкой колокольне гудит колокол. Отовсюду на площадь поспешно входят толпы народа. Юшко Велебин, новгородский гонец, стоит у вечевого места; около него кружок псковичей. Народу становится все больше и больше. Входит Михайло Туча и посадские дети. Все в тревоге: кто зазвонил в колокол? Видно нe к добру. Гонец входит на вечевое мecто, снимает шапку и кланяется на три стороны.
Он рассказывает леденящие душу подробности кары, учиненной царем Иваном над новгородцами, и говорит, что царь с опричниной идет на Псков. Поначалу народ настроен отстаивать силой свой город. Но берет слово старый князь Юрий Токмаков. Он, наоборот, призывает псковичей встретить царя хлебом-солью будем помнить, что он наместник царя в Пскове. Его довод - конечно, ошибочный хотя, по-видимому, он сам в него верит , что царь идет не с карой, а псковской святыне поклониться, и негоже его встречать шестопером и бердышом как врага. Шестопёр-род палицы, булавы. Бердыш - род секиры на длинном копье. Но вот слово берет Михайло Туча.
Ему не по душе предложение князя. Он рисует картину унижения Пскова: «Отбейте все ворота у Кремля, мечи и копья ваши притупите, в церквах с икон оклады обдерите крамольникам на хмельный смех и радость! Туча и вместе с ним отважная вольница его отряд уходят, чтобы скрыться в лесах, а затем отстаивать свободу Пскова. Народ в смятении. Князь Токмаков пытается урезонить народ, чтобы он гостеприимно встретил царя Ивана Васильевича. Раздаются удары вечевого колокола. Действие второе. Картина первая Большая площадь в Пскове.
На переднем плане терем князя Юрия Токмакова.
Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.
Сегодня «Псковитянка» в Мариинском театре идет в классической постановке 1952 года, капитальное возобновление которой состоялось в 2008 году. Под руководством Вячеслава Окунева и Татьяны Ногиновой были восстановлены сгоревшие в театральных мастерских реалистически подробные декорации и костюмы великого отечественного сценографа Федора Федоровского.
Лучшие мюзиклы в Санкт-Петербурге.
Опера «Псковитянка»
С тех пор она прочно вошла в репертуар певца и была признана одним из его величайших свершений. Благодаря Шаляпину, "Псковитянку" заметила Дирекция императорских театров. Сначала она была поставлена в Большом театре премьера состоялась 10 ноября 1901 года , разумеется, с Шаляпиным в главной партии, а затем и в Мариинском в 1903 году. В 1909 году с подачи великого импресарио Сергея Дягилева "Псковитянка" с Шаляпиным завоевала европейскую публику. В 2010 году, в год 500-летия вхождения Пскова в состав Московского государства, Большой театр показал сценическую версию оперы в естественных декорациях Псковского кремля. Теперь, после продолжительного перерыва, "Псковитянка" зазвучит в концертном исполнении в историческом здании Большого театра.
Начиная с удалой и страшной в своей бунташности увертюры — через апокалиптическую сцену набата ей-богу, это даже сильнее, чем колокольный звон в «Борисе» Мусоргского , через мечущие демонические искры монологи Ивана, через кружащую голову красоту дуэта Оли и Тучи, через мистическую симфоническую картину ночной грозы и неземной свет посмертного проведения Олиной темы — к финальному космически сверкающему хору, одновременно и отпевающему убитую девушку, и звучащему гимном бессмертной, несмотря ни на что, Руси. По-моему, Римский-Корсаков заглянул тут на добрые сто лет вперед, заставив нервно курить всех сонористов мира от Канчели до Пендерецкого. Конечно, Сохиев прав — Светланова заменить невозможно.
Его ширь, напор, масштаб — неповторимы. Когда у Евгения Федоровича в увертюре с лейтмотивом Ивана вступали тромбоны, сопровождаемые истошно визжащими трубами и бешено ревущими валторнами, охватывал не просто трепет — вселенский ужас. Никому, даже Валерию Гергиеву в Мариинке такое и отдаленно не дается. Почему — не знаю. И все равно молодцы, что взялись. Туган Таймуразович свою работу выполнил с привычной для него добросовестностью и, я бы сказал, интеллигентностью. В нужной степени удал и харизматичен Сергей Радченко — Туча: такой и вправду покорит девицу до того, что она закроет его собой от пули. Мне кажется, Сергей тут слегка «косил» под запись Георгия Нэлеппа 1947 года хотя косить под Георгия Михайловича певцам так же бессмысленно, как дирижерам — под Светланова.
А Иван Максимейко, пожалуй, даже слишком хорош для роли Никиты Матуты — у этого противного нелюбимого жениха Ольги должен быть скрипучий характерный тенор, а не голос молодого героя-любовника. Хуже с женщинами. Если одна из «мамок» Елена Новак — Перфильевна кстати, тоже из состава 1999 года — вполне на уровне своей характерно-эпизодической задачи, то другая, более важная по сюжету «мамка» Евгения Сегенюк с начала до конца огорошивала механистичностью и аэмоциональностью пения. Тем более расстроила Мария Лобанова.
На дистанционный режим переводятся: больные хроническими заболеваниями; беременные. В случае отказа в переводе сотрудника старше 65 лет или больного хроническими заболеванием, москвичи могут обратиться с жалобой в Трудовую инспекцию, прокуратуру и непосредственно в Роспотребнадзор, Объединение административно-технических инспекций Москвы ОАТИ и Главное контрольное управление Москвы.
Больничные листы для работающих москвичей старше 65 лет оформляются автоматически.
Именно о них наш сегодняшний разговор. Римского-Корсакова «Псковитянка», что само по себе — очень «идеологически выдержанный» ход: как-никак русский Новый год тот самый «старый новый» — значение этого «термина» ни на один вменяемый иностранный язык перевести невозможно , православные святки. Чем же еще, как не национальной оперой открывать двухнедельный «крещенский» марафон? Правда, так было далеко не всегда — лишь первый фестиваль в 2005 году в день открытия, пришедшийся в тот раз аккурат на 19 января, были исполнены оркестровые переложения Колобова романсов русских композиторов, а тремя днями позже состоялась сценическая премьера «Царской невесты» и пятый в 2009-м концертное исполнение «Князя Игоря» отвечали этой, пока еще четко не сформулированной идее. Однако, представляется, что идея весьма плодотворная — под нее вполне можно попытаться реанимировать целый пласт забытых или полузабытых русских опер. Былая популярность начала прошлого века, связанная, прежде всего, с именем Шаляпина, который с успехом выступал в роли грозного царя Ивана и в России, и в Европе, к началу веку нынешнего сменилась эпизодическими появлениями даже на отечественной сцене: ныне опера входит в репертуар лишь петербургского Мариинского театра, где к столетию смерти композитора 2008 г. Юрием Лаптевым была возобновлена постановка 1952 года, показанная тогда же и в Москве в рамках Пасхального фестиваля; в московском Большом театре последняя постановка, осуществленная в 1999 г. Светлановым и И. Шароевым, уже давно выпала из афиши.
Так что по нынешним временам можно сказать, что «Псковитянка» — опера раритетная.
Опера «Псковитянка» в Псковском Кремле
У Токмакова есть приемная дочь, и это крайне важная сюжетная линия постановки. Волею судеб оказывается, что Ольга — дочь самого Иоанна Грозного, на пиру царь узнает ее и ради одного этого решается не трогать Псков. Однако возлюбленный Ольги, Михайло Туча, оказывается среди мятежников, не захотевших подчиняться воле царя.
Действие второе. У дома князя появляется Ольга и Власьевна. Ольга хочет поскорее увидеть царя, что пугает Власьевну. В город въезжает царь. Народ кланяется ему. Комната в доме князя Токмакова.
В его доме происходит встреча с царем. Иван Грозный подозревает всех в измене. Он замечает, как Ольга похожа на Веру Шелогу. Царь остается наедине с Токмаковым и тот рассказывает ему про Ольгу. Царь понимает кем девушка ему приходится. Действие третье. Ольга идет с девушками в монастырь на молитву. Но отстает, чтобы увидеться с Тучей.
Влюбленные встречаются.
У Токмакова есть приемная дочь, и это крайне важная сюжетная линия постановки. Волею судеб оказывается, что Ольга — дочь самого Иоанна Грозного, на пиру царь узнает ее и ради одного этого решается не трогать Псков. Однако возлюбленный Ольги, Михайло Туча, оказывается среди мятежников, не захотевших подчиняться воле царя.
Зрители размещались в импровизированном партере, который вместил около четырех тысяч человек. Спектакль прошел при аншлаге, что говорит об особом интересе псковичей и гостей Псковской области к уникальной постановке", - говорится в сообщении пресс-службы. В постановке участвовали около 550 человек: труппа Государственного Академического Большого театра России, солисты Мариинского театра, псковские артисты, члены псковского клуба исторической реконструкции "Плесков-град" и другие. Специально для этого спектакля были изготовлены и некоторые сценические костюмы, часть из них постановщики взяли в коллекции Большого театра.
🎭 «ПСКОВИТЯНКА»
Первая опера Николая Андреевича Римского-Корсакого "Псковитянка" спустя 135 лет вернулась на сцену, на которой ее впервые увидели зрители. Впервые она была исполнена Шаляпиным 12 декабря 1896 года в премьерном спектакле «Псковитянки» в Частной опере Саввы Мамонтова. 13 января 1873 года в Санкт-Петербурге в Мариинском театре состоялась премьера первой из пятнадцати опер Николая Римского-Корсакова «Псковитянка». Опера «Псковитянка» 23 февраля 2024, Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена) в Москве — дата и место проведения, описание и программа. пролог (премьера) Псковитянка Дирижер - Валерий Гергиев День спектакля выдался особенным и торжественным.