Николай Японский, св. ДНЕВНИКИ СВЯТОГО НИКОЛАЯ ЯПОНСКОГО: в 5-ти т. Т.5 (рус.) /. Человеком, помогавшим святителю в христианском просвещении самых дальних японских провинций, куда самому святителю Николаю как иностранцу путь был закрыт. миссионер, основатель Православной Церкви в Японии, почетный член Императорского православного палестинского общества. третий русский святой за всю историю христианства в России, прославленный в лике равноапостольных — после святых князей. В тот же день митрополит Павел и епископ Николай в сопровождении благочинного Богородского округа протоиерея Марка Ермолаева посетили Вознесенский храм города Электросталь и ознакомились с ходом внутренних отделочных работ.
10 ФАКТОВ О РАВНОАПОСТОЛЬНОМ НИКОЛАЕ ЯПОНСКОМ
Пожалуй, сюда следует прибавить и еще одну черту, которая резко отличала святого Николая от западных миссионеров: он никогда не смешивал Божие и кесарево, веру и политику, и японцы хорошо это чувствовали. Особенно ярко эта черта проявилась в труднейшее для святого Николая время Русско-японской войны. Война между Россией и Японией — что может быть губительней для проповеди русской веры в Японии? Казалось бы, эта война должна была положить конец делу святого Николая. Но случилось обратное.
Воистину, вызывает восхищение мудрость и мужество святого Николая в сложившейся ситуации. После нападения Японии на Россию он не стал пытаться использовать свой авторитет и внушать своей пастве пророссийские настроения. Позиция владыки была однозначной: как христиане православные японцы обязаны следовать за Христом и исполнять его заповеди, а как граждане своей страны они обязаны сражаться за свое отечество и молиться о победе Японии над врагом, то есть над Россией. Сам святой Николай, как русский, не мог, конечно, молиться о поражении России, поэтому перестал до конца войны принимать участие в общественных богослужениях.
Таким образом, из величайшего испытания святой Николай сумел выйти с честью. За время войны авторитет владыки в Японии возрос настолько, что его стали называть вторым человеком в стране после императора. В 1906-м году святой Николай был возведен в сан архиепископа Японского, а в 1911-м все Токио собралось на торжества по случаю пятидесятилетия его деятельности в Японии. До последних своих дней владыка отказывался уходить на покой и продолжал дело всей своей жизни, дело просвещения Японии, своей возлюбленной невесты, которая пусть не сразу, но тоже приняла и полюбила его.
Скончался святой Николай в 1912 году. По личному разрешению императора Мейдзи он первым из европейцев был похоронен на Центральном кладбище в Токио. За столетие, прошедшее со времени смерти святого Николая, в жизни Японской православной церкви произошло немало событий. Революция 1917 года в России, великое Токийское землетрясение 1923 года, Вторая мировая война и американская оккупация — все это были непростые времена для православных японцев.
В 1970 году Японской церкви, практически уж более полувека жившей в отрыве от Русской, был официально предоставлен автономный статус. В том же году ее основатель архиепископ Николай Касаткин был прославлен как святой равноапостольный просветитель Японии. В настоящее время число православных японцев по разным оценкам составляет около 30 тысяч человек. Порой кажется, это лишь незаметная капля в море ста тридцати миллионов населения Японии.
Но это по нашему, человеческому счету, а в очах Божиих это — десятки тысяч душ, просвещенных светом учения Христова, каждая из которых для Него драгоценна. И все эти люди своим обращением ко Христу обязаны святому Николаю, его мудрости, кротости, бесконечному усердию и его любви. Впрочем, сам он о себе говорил очень скромно: «Роль наша не выше роли сохи. Вот крестьянин попахал, соха износилась, он ее и бросил.
Износился и я. И меня бросят.
Это тоже как бы естественно. Ещё Фёдор Михайлович Достоевский говорил, что в мире «дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Но дело вот в чём: чтО легче вырастить на огороде — лебеду или, допустим, овёс? Всё мерзкое, всё неприличное, всё уродливое прорастает в человеке в силу того, что он падшее существо, гораздо легче, чем доброе. Матерщине обучить ребёночка — достаточно при нём один раз сказать. А выучить первую главу «Евгения Онегина» — на это может и месяц уйти.
А потом через два месяца он, к сожалению, забудет. Создать какой-нибудь отвратительный по тексту и музыке шлягер — это десять минут, а создать четырёхчастное симфоническое произведение — это очень такой серьёзный духовный труд. Поэтому людей, которые питаются серьёзной музыкой, десятки, а вот этой всей отравой — миллион. Здесь обратили внимание на то, что те шлягеры, которые легко уходят, хорошо продаются. Зло хорошо продаётся. Но когда Христос пришёл на землю, он вообще был единственным христианином. Только спустя несколько десятков лет последователи стали именоваться христианами. Они уже возникли… такая некая общность людей, которые являлись Его последователями.
А сейчас всё-таки последователей Христа чуть побольше миллиарда — это всё-таки рост. Пусть степень близости ко Христу, конечно, разная у всех людей... Это всё естественные проявления вот того падения, которое произошло с Адамом и Евой, первой человеческой семьёй, в раю. Это естественные, к сожалению, последствия. У Сергея Нилуса в книге «Близ есть, при дверех: О том, чему не желают верить и что так близко» даётся указание на то, что сыны дьявола имеют свою родословную. Они как бы материально друг от друга, так же как и люди от Адама, развивались? Мне это не очень интересно. Ну, развивались — и ладно, и пусть развиваются.
Я не считаю развитием упражнение во зле. Больше они ничего и не могут. И в каждом человеке, который ну абсолютно чёрен, всегда есть какие-то проблески. Ибо каждый человек по природе своей, — потому что не дьявол создал человека, а Бог, — всё-таки сохраняет образ Божий. Поэтому нельзя про живого человека сказать: ну, это всё, конченый. Потому что — вот, разбойник на кресте первым вошёл в рай. Господь говорит, что мы не должны оставлять надежду ни об одном заблудшем человеке и всегда должны обращаться к тому хорошему, что в нём осталось. Пусть там и осталась одна чайная ложечка этого хорошего.
Потому что что-то в нём есть. Может, любовь к матери. Может быть, в памяти его остались какие-нибудь имена, которые для него драгоценны. Может быть, какая-то память детства или какое-то стихотворение, которое для всех является драгоценностью. К этому всегда можно обращаться, как и святитель Николай в языческой Японии проложил дорожку ко Христу. И опять же он даёт нам надежду, что совсем не всё потеряно. Конечно, мы видим в окружающей нас действительности всякие такие апокалипсические совпадения, но только Господь знает, когда же придет День Судный, День Господень... Потому что она последние десятилетия ведёт себя не просто агрессивно, а даже экспансивно.
Она захватывает государственные институты… вот институт семьи, как Вы сказали… Энтропия возрастает. К сожалению, в силу того, что в человеке разрушена вера, у него на место Бога становится мамона. А нельзя этому служить так, как Богу. Это просто невозможно. И если — мамона, то человек отказывается, собственно, от всего, и даже от той свободы, которая ему дарована Богом. Человек — свободное существо. Но тем не менее он готов ради денег отказаться от свободы. Ну вот как бедный западный мир, который убедился в том, что каждого их них сверху донизу, аж до президентов и премьеров, прослушивают, — следовательно, манипулируют.
И никто не стукнул кулаком по столу, а все смирно остаются тихонечко сидеть на тех лавках, на которых они сидят. Это говорит о том, что самое дорогое у человека — это те деньги, которые он имеет на счёте. Вот это, к сожалению, как говорили древние святые отцы Церкви, есть корень всех пороков. И это, конечно, результат. Тут же идёт, след в след? Как только величайший из пророков удалился на гору Синай, тут же сделали золотого тельца, стали ему поклоняться. Это есть вот такая наша человеческая закономерность. Если Бога нет, тогда — деньги.
И за деньги человек готов взорвать церковь, разрушить собственную семью и в суд на родного отца подать. И многие бизнесмены начинают дело с партнёром — приятелем или даже братом, — а потом доходят до наёмных убийц. Потому что алчность — она больше для падшего человека… Каин убил Авеля, это уже в первом поколении произошло. А тут опять… Для просвещённых христиан тут нет ничего нового: есть определённые закономерности. Когда человек кроме фамилий членов своей любимой футбольной команды больше ничего твёрдо не знает, а дальше голова наполнена всякими там мифами, всякой магией, звездочётством и какими-то там псевдочудесами, у него уже не остаётся ресурса, чтобы просто поразмыслить. Японцы в этом смысле были, как tabula rasa — чистая доска. У них тоже были представления. Ведь в рамках любой религии есть ответы на все вопросы.
Потому что человек задавал вопрос. И большинство вопросов, которые волнуют человека, религиозны. Просто не всегда человек это знает. Ну, например, вот маленький человек, ему три года, и вдруг он начинает понимать: вот папа, вот мама. А почему так? Почему есть папа и мама? Это же религиозный вопрос. В рамках своей религии есть как бы свои иероглифы, которые нужно расшифровывать.
И есть всегда учения.
Заголовацкий, депутат Московской областной думы Э. Живцов, настоятельница Никитского Бывалинского женского монастыря игумения Капитолина Филиппенко , представители администрации и общественности Орехово-Зуевского городского округа, сёстры милосердия, члены молодёжного сообщества «Ступени» Орехово-Зуевского благочиния, волонтёры, воспитанники воскресной школы просветительского центра «Благовест». Богослужебные песнопения исполнили мужской, женский хоры и хор мальчиков Богородицерождественского собора города Орехово-Зуево. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
Живцов, настоятельница Никитского Бывалинского женского монастыря игумения Капитолина Филиппенко , представители администрации и общественности Орехово-Зуевского городского округа, сёстры милосердия, члены молодёжного сообщества «Ступени» Орехово-Зуевского благочиния, волонтёры, воспитанники воскресной школы просветительского центра «Благовест». Богослужебные песнопения исполнили мужской, женский хоры и хор мальчиков Богородицерождественского собора города Орехово-Зуево. После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
Проповедь по запричастном стихе произнёс настоятель храма Новомучеников и исповедников Орехово-Зуевских священник Павел Скрипник.
Предыдущие выпуски
- Николай Японский - житие и молитвы | Записки Елицы
- Встреча иконы с частицей мощей святого равноапостольного Николя Японского в Коломне
- Равноапостольный Николай, архиепископ Японский (1912)
- Читайте также
«Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им». Часть 1
Первого японца отец Николай, несмотря на угрозу смерти, крестил уже через 4 года своего служения. Им стал бывший жрец синтоистского храма. Тот всегда с ненавистью смотрел на иеромонаха Николая, встречаясь с ним в доме консула, и святитель однажды спросил его: «За что ты на меня так сердишься? Сначала выслушай, а потом суди», — предложил монах. Японец смутился и вдруг ответил: «Ну, говори». Вскоре Савабэ был крещен с именем Павел и стал первым священником-японцем. Поучая, святитель говорил об очень простых вещах, но всегда зажигал сердца. Пусть они трудятся в сознании этого, тогда одним исполнением своего служения получат Царство Небесное».
Был внимателен к людям, посещал дома, терпеливо и часто подолгу беседовал с язычниками. В течение тридцати лет каждый день ровно в шесть часов вечера входил в келью отца Николая его постоянный сотрудник по переводам Накаи-сан. Он садился рядом с епископом на низенький табурет и начинал писать под диктовку переводы духовных книг на японский язык. Работа продолжалась четыре часа. Откладывалась она только в дни вечерних богослужений и праздников. Святитель был единственным русским человеком в Японии во время войны 1905 года.
Ник олай Японский за нимался миссионерской деятельностью в Японии, где перевел Священное писание на японский язык, основал духовную семинарию, гимназию и приют. К 1890 году количество христианских общин в Японии возросло до 216, а число христиан составило 18625 человек. Торжественное архиерейское богослужение с иконой провел митрополит Крутицкий и Коломенский Павел.
Тогда же принял постриг. Первые годы своего пребывания в Японии отец Николай самостоятельно изучал японский язык, культуру и быт японцев и занимался организационными вопросами для открытия подворья Русской православной церкви. К 1870 году православная община насчитывала свыше 4000 человек, а к 1912 году — около 33 тысяч человек и 266 православных общин. В 1870 году по ходатайству отца Николая, возведённого в сан архимандрита, была открыта русская духовная миссия с центром в Токио в ведении Камчатской епархии. В 1880 году отец Николай возведён в сан епископа Ревельского, викария Рижской епархии. В процессе миссионерской деятельности отец Николай перевёл на японский язык Священное Писание, другие богослужебные книги, создал духовную семинарию, начальные школы для девочек и мальчиков, библиотеку, приют и другие учреждения. Издавал православный журнал «Церковный вестник» на японском языке. Во время русско-японской войны остался со своей паствой в Японии.
Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова! Свадьба была очень скромной. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж. Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа.
Вести Твери
За 52 года службы он покидал территорию Японии дважды. Почитание Святой похоронен в Японии по личному распоряжению императора Мэйдзи. Это нонсенс, ведь японцем святитель не был. И после смерти почитание только увеличилось.
Щепки от гроба хранились как святыня и считались чудотворными. При этом мощи святителя даже после канонизации не перенесли в храм. Возмутились местные жители.
Ведь вся Япония почитает святителя Николая Японского, он принадлежит всему народу и каждый вне зависимости от пола, возраста, национальности и вероисповедования должен иметь возможность посетить его могилу. Тем не менее, частички мощей хранятся в храмах по всей стране. В каждой православной церкви в Японии есть икона Николая Японского, его имя упоминается на каждой литургии, если не поется тропарь.
Но не только в стране восходящего солнца почитают святого. В соседнем Китае Николая почитают как человека, который рукоположил первого китайского иерея, священномученика Митрофана.
Вы, по завету Христову, не оставили вверенного Вам стада, и благодать любви и веры дала Вам силу выдержать огненное испытание брани и посреди вражды бранной удержать мир, веру и молитву в созданной вашими трудами церкви». После посещения Японии протоиерей И. Восторгов писал, что в столице не нужно было спрашивать, где православная миссия, но достаточно было сказать «Николай», и каждый рикша знал, куда доставить гостя. Путешествуя по стране в одежде русского священника, мы всегда и всюду встречали ласковые взоры, и в словах привета и разговора по поводу нас мы улавливали слухом среди непонятных слов и выражений незнакомого языка одно знакомое и дорогое: «Николай»…» 6 Смерть Николая Японского Отец Николай скончался на 76-м году своей жизни, на 52-м году своего служения Церкви Божией, на 51-м году со времени своего прибытия в Японию.
Сам император Японии прислал ко гробу отца Николая великолепный огромный венок живых цветов, внутри которого были два больших иероглифа: Высочайший дар. Кроме того, император Мэйдзи лично дал разрешение на захоронение его останков епископа Николая в пределах города. В Японии святой уже давно был чтим как великий праведник и молитвенник пред Господом. В 1978 году ему митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом Ротовым была написана и опубликована служба. В каждом храме Японии есть икона или фреска святого Николая Японского. Честные останки равноапостольного Николая сейчас покоятся на токийском кладбище Янака, в токийском соборе есть мощевик святителя Николая, икона с частицами мощей недавно появилась и в Хакодатэ, где иеромонах Николай только начинал свою проповедь 150 лет назад.
В России же частица мощей миссионера есть на его родине, в деревне Береза Смоленской области. Екатерина Оаро.
Это был честный и прямой человек, не умевший лгать. Разве справедливо хулить то, чего не знаешь? Ты сначала выслушай да узнай, а потом суди.
Если мое учение будет худо, тогда и прогоняй нас отсюда. Неожиданно последовало согласие со стороны японца. Всей душой, уверовав во Христа, Савабе стал проповедовать о Нем и своим друзьям. Вскоре он привел к иеромонаху Николаю врача по имени Сакай. Под влиянием бесед миссионера и Сакай стал христианином.
Через год к ним присоединился третий собрат, врач Урано. Отец Николай не спешил крестить своих первых учеников, не желая подвергать их опасности, так как закон 1614 года, угрожавший смертной казнью за принятие христианства, в то время еще не был отменен. Нужно было также, чтобы время укрепило веру в душах новообращенных. Между тем, Савабе и его друзья, хотя еще и не просвещенные святым крещением, принялись с редким самоотречением за дело проповеди. Они устраивали у себя катехизаторские собрания.
К весне 1868 года насчитывалось до двадцати человек, мужчин и женщин, готовых принять крещение. В это время последовал правительственный указ, подтверждавший прежнее запрещение японцам принимать христианскую веру. Стало известным, что в Нагасаки началось гонение на христиан-католиков. Чтобы сохранить свою юную паству, иеромонах Николай решил разослать своих помощников в дальние области, но перед тем он крестил многих из них. Разойдясь на время по разным областям, они продолжали проповедь о Христе.
Видя, что Православие начало быстро распространяться, отец Николай в 1869 году оставил свою паству на попечение своих верных помощников, а сам отправился в Россию ходатайствовать об открытии в Японии духовной Миссии. Его ходатайство было удовлетворено. Иеромонах Николай был назначен начальником Миссии с возведением его в сан архимандрита. Были отпущены также средства на содержание Миссии. Возвратившись в марте 1871 г.
Только в 1873 г. Перед архимандритом Николаем теперь открылось необозримое поле деятельности. Можно было строить церкви, совершать богослужения, устраивать публичные собеседования, образовывать общины и, главное, возвещать во всеуслышание устно и письменно о Христе! Взгляните на этот молодой, кипучий народ. Он ли не достоин быть просвещенным светом Евангелия?
С каждым днем ко всем миссионерам, в том числе и к русским, приходят новые люди, жаждущие знать о Христе. С каждым днем число новообращенных растет…» В 1875 г. А через три года среди японцев было уже 6 священников, 27 катехизаторов и 50 катехизаторских помощников. Церковь продолжала увеличиваться. Нужен был свой епископ.
Архимандрит Николай возбудил перед Синодом этот вопрос. Видя успехи Миссии в Японии, Святейший Синод нашел нужным назначить туда епископа. И, конечно, кто мог быть лучшим кандидатом, как не сам архимандрит Николай? Его запросили телеграммой, согласен ли он быть епископом.
Отец Николай постиг дух страны, изучил язык, ее историю и культуру. Заслужил уважение и восхищение местных жителей. Через 4 года служения он крестил первого японца — жреца синтоистского храма.
В 1873 году власти отменили запрет на христианство. По ходатайству отца Николая открыли Русскую духовную миссию. Во время русско-японской войны праведник духовно окормлял и оказывал посильную помощь военнопленным из России. Отец Николай почил в 1912 году. Праведника похоронили на кладбище Янака в Токио. Позже была составлена служба и начали писаться иконы. Честные останки до сих пор покоятся в Токио.
Наш выпускник, апостол Японии, святой Николай
Дневники святителя Николая Японского полностью переведены на японский язык. Как святитель Николай Привел японцев к богу. 6 сентябре, в деревне Береза Оленинского муниципального округа Тверской области, открыли памятник святителю Николаю Японскому. Святитель Николай Японский благословил православных японцев защищать свою родину, а сам молился о победе России. 1870 и 1880 гг. для возведения в сан архимандрита и епископа соответственно. 10 апреля 1970 года святитель Николай за свои равноапостольские труды в деле просвещения японского народа был причислен к лику святых.
Порталы Подмосковья
- Святому Николаю Японскому открыли памятник на его малой родине – в тверской деревне Береза
- Царская ссылка Николая Японского - новости церковь Медиапроект
- Православный час «Святитель Николай Японский» | Смоленская митрополия
- Равноапостольный Николай, архиепископ Японский
- СВЯТЫЕ МЫСЛИ. СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЯПОНСКИЙ
Новости патриархии
Николай Японский благословлял японцев сражаться против России в РЯВ. Многие даже светские учёные признают, что среди специалистов по японскому языку и японской культуре именно святому Николаю отводится особое место. Место упокоения святого Николая Японского на буддийском кладбище Янака в Токио Когда в Японию стали прибывать русские военнопленные (а всего их оказалось более 73 тысяч), то епископ Николай взял на себя попечение о своих соотечественниках.
Вести Твери
Восемь лет святитель Николай изучал японский язык и выучил так хорошо, что знал его лучше, чем многие японцы. Святитель Николай Японский — миссионер, основатель Православной Церкви в Японии. Имя святителя Николая, архиепископа Японского (+1912), канонизированного в 1970 г., в России стало широко известно в последнее время. За те же годы святой Николай выполнил первый вариант своего перевода Нового Завета на японский язык. Человеком, помогавшим святителю в христианском просвещении самых дальних японских провинций, куда самому святителю Николаю как иностранцу путь был закрыт. Дневники святителя Николая Японского полностью переведены на японский язык.
Святой равноапостольный Николай Японский
- Православный час «Святитель Николай Японский» | Смоленская митрополия
- Мощи и почитание
- Православный час «Святитель Николай Японский»
- Новости патриархии
- Святой равноапостольный Николай Японский
Равноапостольный святитель Николай, архиепископ Японский
16 февраля исполнилось 110 лет со дня преставления святителя Николая Архиепископа Японского (1836 – 1912), русского миссионера, проведшего около пятидесяти лет в Стране восходящего солнца. В этот день в 1868 году святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, крестил первых обратившихся в Православие японцев. Вы тут: Главная»СВЯТЫЕ»СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ НИКОЛАЙ, АРХИЕПИСКОП ЯПОНСКИЙ. Многие даже светские учёные признают, что среди специалистов по японскому языку и японской культуре именно святому Николаю отводится особое место.