Кроме того, встречается наименование «Неделя о Страшном суде», так как в этот день читается евангельское зачало, содержащее описание последнего суда Спасителя во время Второго пришествия (Мф.25:31-46). 10 марта 2024 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. «Неделю о Страшном Суде» называют мясопустной, так как с этого дня устав предписывает воздержание от мяса. новости прихода. 10 марта 2024 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
Неделя мясопустная, о страшном суде
Неделя мясопустная, о Страшном суде — Храм Святой Великомученицы Екатерины на Всполье | Кондак Недели о Страшном Суде, глас 1. |
Мясопустная неделя: Церковь отмечает Неделю о Страшном суде | Предпоследнее воскресенье перед Великим постом носит название "Неделя о Страшном суде" или Мясопустная неделя. |
Почему 19 февраля 2023 года Церковь вспоминает про Страшный суд, и что это значит
Завершается Мясопустная неделя родительской субботой, когда все православные христиане поминают своих умерших родственников и друзей. Мясопустная неделя, о Страшном суде — что можно и нельзя делать. Неделя мясопустная, о Страшном Суде. В Неделю (воскресенье) мясопустную, за неделю до начала Великого поста, Церковь вспоминает о Страшном суде Господнем. 19 февраля, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Майкопский и Адыгейский совершил позднюю Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Майкопа. Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых (Мф.
НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ
В это время уже не стоит употреблять колбасы, сосиски и другие мясные продукты в большом количестве, но всё еще разрешены молочные, включая сливочное масло. Также можно готовить блюда из рыбы, яиц и, конечно, есть блины. Во время двунадесятых праздников богослужения проходят особенно торжественно Такие ограничения перед постом устанавливаются для того, чтобы дальнейшее воздержание проходило легче. В своем роде это подготовительный период, который помогает верующим настроиться на более строгие запреты. Отсюда, кстати, и пошло название Мясопустной недели — от слов «мясо» и «пусто», что указывает на то, потребление какого продукта стоит ограничить в первую очередь. Священнослужители рекомендуют уже сейчас вводить в рацион постные блюда и корректировать питание с учетом последующих ограничений. Мясопустная неделя, о Страшном суде — 2024: запреты Помимо этого, к Великому посту важно подготовиться морально.
Восстав с одра, будем внушать душе своей: «День он страшный помышляющи, побди душа! Суда Твоего, Господи, боюся и муки бесконечной!
Но, если будем помнить, можем миновать грозных его определений. Сие помышление научит нас удаляться того, что делает страшным Суд; и страх Суда избавит нас от страшного осуждения… Ныне есть ли кто? Кто бы верно судил о себе и был верно судим другими? Самолюбие скрывает нас от себя и своего суда совестного; тело и пристойная внешность укрывают нас от проницательности лиц, окружающих нас… Не то будет там: и себе будем мы все открыты, и другие будут видеть нас, каковы мы в словах, делах и помышлениях. Каждый видя себя, будет сознавать, что он видим всеми и проницается светлейшими паче солнца очами Божиими. Это сознание всеобщности видения грехов своею тяжестию подавит грешника и соделает то, что ему легче было бы, если б горы пали покрыли его, нежели как стоять так, составляя открытую цель для взоров и Небесных, и земных. Ныне мы изобретательны на снисхождения и разными способами извиняем себя и пред собою, и пред другими, и пред Богом. Тогда не будет места никаким оправданиям.
И наша совесть будет говорить нам: «Зачем ты так делал? Там этого не будет. Все свершится во мгновение ока: и Суд без следствий, и осуждение без справок с законами, и возражений не будет. По мановению Божию отделятся праведники от грешников, как овцы от козлищ, и все смолкнут, ничего не имея сказать против этого Суда и осуждения. Ждется последнее поражение грешнику — решение; и се, слышится: «приидите, благословеннии! Решение невозвратное и неизменяемое, запечатлевающее участь каждого на вечные веки.
Перевод: Когда придешь Ты, Боже, на землю со славою весь мир затрепещет; река огненная течет пред Престолом Суда, книги открываются и тайны объявляются. Тогда избавь меня от огня неугасимого и удостой меня стать справа от Тебя, Судия праведнейший. Проповедь дня Слово в Неделю мясопустную [120] Если в толпе кто-либо крикнет: «Пожар! Но вот святая Церковь вопиет: «Суд при дверях! Огонь геенны уже возгорелся во многих душах! Если и во сне человек увидит пламя страшного пожара, то не проснется ли от ужаса? Церковь же живописует в уме людей Страшный Суд и пламя геенны всеми чертами, способными возбудить от духовного сна, но люди никакими описаниями не трогаются и беспечно продолжают оставаться в духовном сне часто до самого конца жизни. Почему же так человек не радит о гибнущей душе своей? Очевидно, оттого что не верит всему, что святая Церковь устами Самого Христа и апостолов возвещает о Страшном Суде и геенне. Человеку думается, что будет как-нибудь иначе и ужасы геенские минуют его: ведь живут все так, как и он, и не проникнуты особыми страхами. Подлинно, ничем в данном своем рассуждении не отличается человек от глупой овцы стада, которая следует за всем стадом, идет туда, куда все, и почувствует ужас, когда сама увидит воочию приблизившуюся гибель. Человеку кажется, что ужасы геенны как-нибудь минуют его. Почему же? Не укажет ли он только на бессмысленное «авось», которым всегда и в житейских делах хочет оправдать свою беспечность, нерадение и леность? Беспечность — плод неверия в вечные муки. Если бы жива была вера в муки вечные, если бы человек знал, что муки неизбежны, как неизбежно сгореть человеку, не отходящему от близкого огня, то неужели не стал бы он остерегаться? Люди не веруют в вечные мучения или веруют, но думают, что все не так страшно будет, как говорится в Евангелии. Разве не может быть вечных мук? Разве невозможно допустить эти муки? Ведь муки вечные начинаются уже на земле, человек носит их в сердце, еще не перешедши в жизнь загробную. Неверующие в вечные муки пусть скажут, кто из них не мучится никогда, живя на земле? Кто проводит дни свои вполне счастливо, довольно и беспечально?
Особых запретов в этот день нет, можно есть привычные продукты: мясо птицы, говядину, свинину, колбасные изделия. Однако некоторые считают, что делать это нужно в меру. В Мясопустную неделю можно есть и любые молочные продукты, так же как яйца, выпечку и, конечно же, блины — главное блюдо следующей седмицы. С понедельника начинается Сырная седмица, или Масленица , которая заканчивается в воскресенье, называемое Сыропустной неделей. Во время Сырной седмицы мы уже не вкушаем мясную пищу, допускается в течение всей этой седмицы в том числе в среду и пятницу вкушение молочной пищи, яиц, рыбы. Сыропустная неделя называется также Прощеным воскресеньем ", — рассказал протоиерей Александр Ильяшенко. Особенно рекомендуется молиться о здоровье, семейном счастье и благополучии, прощении грехов и спасении своей души. Следует также морально и физически настраиваться на следующую Сырную седмицу и Великий пост. Священнослужители рекомендуют продумать дальнейший рацион питания с учетом того, что в нем должны присутствовать только постные блюда. Также важно подготовиться психологически, чтобы отказаться от развлекательных и праздничных мероприятий. Нельзя впадать в уныние от необходимости скоро отказаться от мяса, нужно постараться воспринимать пост как очищение тела, а не пытку. Не нужно слишком усердствовать в Неделю о Страшном суде с мясными продуктами, животной пищей, лучше не объедаться ими, а придерживаться умеренности. Нельзя устраивать пышные застолья, особенно со спиртными напитками.
10 марта - Неделя мясопустная, о Страшном Суде
Потому Церковь и призывает ныне живущих к усердным молитвам за усопших. Согласно христианскому учению, смягчить строгий Суд Божий может покаяние. Грехи, омытые слезами покаяния в Таинстве исповеди, на Страшном Суде вторично уже не обвинят нас пред Господом, ибо человек судится не за грехи, а за нераскаянность в них. Великий пост - благодатное время для глубокого покаяния и спасения души. В Евангелии сказано, что жизнь этого мира конечна, и Страшному Суду будет предшествовать Всеобщее Воскресение мертвых. Человек смертен, и смертен внезапно, но его душа бессмертна, поэтому просто уйти в небытие, как это думается некоторым, невозможно. Покинув тело, душа продолжит бытие в зависимости от определённой ей Богом участи: либо вечно с Господом в раю, либо вечно в муках ада.
День смерти для человека промыслительно сокрыт, чтобы он готовился к нему постоянно. Нельзя забывать о том, что любой человек повреждён грехом, болен духовно, им движут страсти, и время жизни даётся ему для духовного лечения. Процесс исцеления происходит в Церкви участием в богослужениях и Таинствах, соблюдением постов и совершением милостыни и других богоугодных дел.
В Евангельском зачале за Литургией читалось Божественное откровение Господа нашего Иисуса Христа о грядущем Страшном суде: "Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Также можно есть и другие молочные продукты — масло, сметану. Читайте также: Масленица: история и традиции праздника, пропитанного весельем В воскресенье перед Масленицей не просто так вспоминают о Страшном суде. Несмотря на веселье и праздник Масленицы, миряне уже предчувствуют торжественное и покаянное настроение Великого поста. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Его Суд — праведным испытанием. На утрене поются великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского. На этой седмице существуют обычные постные ограничения в среду и в пятницу.
Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Это третья подготовительная Неделя к Великому посту. Слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется седмицей. Великий пост предваряют четыре подготовительных недели: сначала Неделя без седмицы о мытаре и фарисее; далее — седмицы и Недели: о блудном сыне, мясопустная и сыропустная «сырная».
Мясопустная неделя: что это
19 февраля, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Майкопский и Адыгейский совершил позднюю Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Майкопа. Цитата дня На Страшном суде в свете Истины проявится всё, чего мы не замечали или не хотели замечать в себе. 10 марта, Неделей о Страшном Суде, или мясопустной, началась третья и последняя подготовительная (Сырная) седмица перед Великим постом, на которой по Церковному Уставу предписано заговенье на мясо. Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых (Мф. Третье воскресенье подготовительного периода к Великому посту называется в православном календаре Неделей о Страшном суде, или Мясопустной. В центре композиции Страшного Суда изображается Иисус Христос, которому предстоят Божия Матерь и св. пророк Иоанн Предтеча, ходатайствующие за род человеческий.
Мясопустная неделя: что это
Мясопустная неделя, продолжая духовное покаяние человека, начинает готовить его физически, с этого дня устав предписывает воздержание от мяса. На этом Суде страшно еще, что все наши прегрешения откроются для всего мира – все наши помыслы, тайные вожделения, которые каждый из нас имеет и которые хочет скрыть, скрыть подчас не только от других, но даже и от себя, боится себя, своей греховности, своей грязности. 26 февраля), а за ней Великий пост (27 февраля - 15 апреля). Предпоследнее воскресенье перед Великим постом носит название "Неделя о Страшном суде" или Мясопустная неделя. В Неделю мясопустную, о Страшном суде в Благовещенском кафедральном соборе города Воронежа была совершена Божественная литургия. Третье воскресенье подготовительного периода к Великому посту называется в православном календаре Неделей о Страшном суде, или Мясопустной.
Православные отмечают Неделю о Страшном суде (мясопустную)
Он утверждает, что «последний всеобщий Суд явится судом абсолютной Божией правды и абсолютной Божией милости, ибо Господь всех и каждого будет судить по Своей бесконечной правде и бесконечной милости, так что никто не сможет обвинить Бога в несправедливости или в немилосердии…Так как на Страшном Суде ничто не будет опущено, забыто и не замечено, то каждый человек в отдельности и все люди вкупе ощутят и узрят всю праведность и всю Божию милость и по отношению к праведникам, и по отношению к грешникам см. И перед непререкаемой ясностью доводов грешники не смогут оправдаться и выгородить себя см. При этом ничто не будет ни преувеличено, ни приуменьшено, но всё будет беспристрастно констатировано и непогрешимо измерено — ведь у Бога нет лицеприятия см. И всем людям — как праведным, так и грешным — будет вполне ясна совершенная справедливость Божия Суда; и все отчетливо узрят, что всеправедный Господь перестал бы быть Богом, если бы судил иначе см. Страх и ужас Страшного Суда для грешников будет заключаться особенно в том, что все они в тот момент ясно увидят и познают, что Иисус Христос и в самом деле воплотился ради спасения всех, пострадал за всех, преподал всем в Церкви благодатные средства спасения — святые таинства и святые добродетели; что Он действительно единственный Спаситель людей, что Его Евангелие и вправду единственный истинный смысл и цель человеческой жизни на земле, что Его имя — и в самом деле единственное имя, которым люди могут спастись от жуткой бессмыслицы греха и смерти и избежать вечного мучения в вечном царстве греха и зла — в преисподней см. Тогда всякий, не уверовавший во время земной жизни во Христа как Бога и Спасителя, ясно почувствует всем своим существом, что тем самым он уже на земле осудил себя на вечные муки Ин.
Осуждение — это удаление от Бога навечно. По Промыслу Божию, призвание человека — это преображение, обожение, соединение с Богом. В будущем веке все, что будет удалено от Бога, будет считаться преданным смерти. Это и будет второй смертью, той, о которой в книге Откровения говорит святой Иоанн Богослов 20: 14. Смерть эта означает забвение Божие.
Те, которые не захотели узнать Бога, те не будут больше узнаны Им. Те же, кто Его знал и Ему служил, просияют неизреченной и немеркнущей славой В. Святитель Иоанн Златоуст о Страшном Суде замечает: «Когда Господь говорил о царстве, то сказал: приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира, а говоря об огне, сказал не так, но прибавил: уготованный диаволу и ангелам его. Ибо Я царство готовил вам, огонь же не вам, но диаволу и ангелам его. Но так как вы сами ввергли себя в огонь, то и вините в том сами себя» Толкование на Евангелие от Матфея.
Читая святых отцев, заметим, братия и сестры, что чем выше поднимается нравственное сознание у подвижника, тем острее становится чувство его нравственной ответственности, тем сильнее страх оскорбить Бога и ярче сознание неизбежности наказания за уклонение от заповедей Божиих. Но столь же растет и упование на милость Божию, надеяться на которую и просить которой у Господа каждому из нас должно и утешительно. Будем же подвизаться в смирении, с терпением упражняться в милосердии и неосуждении, чтобы и нам Бог оказал милость и не осудил нас так, как мы того заслуживаем.
Неделя о Страшном суде иначе в народе называется Мясопустная неделя. Это последнее воскресенье перед началом Великого поста. Все должны помнить о том, что нам предстоит ответить за свои грехи. Фото: Православная жизнь Вратами покаяния часто называют ежегодный Великий пост среди православных христиан. Это самый значимый период для православных, который направлен на очищение своей души от совершенных грехов перед великим праздником в православии - Пасхой или Светлым Христовым Воскресением. В 2022 году его начало нас ожидает 7 марта. Но начинается Великий пост не резко - ему предшествуют периоды подготовки, чтобы люди успели приготовиться и настроиться на крупную и часто тяжелую работу над собой.
Она посвящена воспоминанию грядущего всеобщего последнего и страшного Суда живых и мертвых. Это воспоминание совершается для того, чтобы грешники в надежде на неизреченное милосердие Божие не предались беспечности и нерадению о своем спасении. Вместе с тем Церковь указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие.
А вторая наша надежда вот в чём: что бы там ни было — Бог простит. Простит, потому что Он — Любовь. Эти две наши надежды вполне могли бы нас окончательно успокоить в отношении нашей будущей жизни, если бы не это сегодняшнее евангельское чтение, если бы не эта притча об овнах и козлищах, которую рассказал нам сегодня не апостол, не пророк, не праведник, а Сам Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира. К убийцам, насильникам, грабителям, к извергам рода человеческого? К тем, кто и Евангелие-то отроду в руках не держал, а в храм если и заходил, так для того только, чтобы что-нибудь украсть? Ответ, мне кажется, очевиден. Конечно, слова эти обращены к нам, христианам, — как грозное предупреждение, как знак опасности: Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну! Ты вечности заложник У времени в плену… Бог предназначил нас Вечности. По замыслу Божию, мы не должны были умирать, и мы — не умрём. Но есть великая опасность прикипеть, приразиться времени, прижиться в его повседневной привычности, решив для себя, что кроме этой временной жизни нам ничего больше и не надо. Отчего мы так держимся за этот мир и за всё, что принадлежит этому миру: за богатство, за славу, за здоровье?
Мясопустная неделя: что это
Надо себя помиловать прежде всего. Только сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. А такое сердце, а это сердце милующее, понимающие, что мы именно сами греховны, что мы нуждаемся в милости. Оно не жестокое. Жестокому сердцу не нужно милости от Бога. Поэтому прежде всего нам надо именно просить милости о себе и себя умилостивить. А понимая свою греховность, как Силуан Афонский говорит: живи во аде, но не отчаивайся. То есть посылать себя во ад по грехам своим, понимая на сколько мы грешны, осознавая это и в тоже время надеясь на Бога, милующего, готового всегда прийти к нам на помощь. Только тогда сердце наше открывается, и Господь готов нам помочь и дать Свою благодать. Святые угодники часто рассуждали о том, что нам не следует осуждать ближнего своего.
Так Иоанн Златоуст говорил: в тот день будущего Суда Бог будет судить нас не только за то, в чем мы грешили, но и за то, в чем осуждали других. Тот, кто сурово судит о чужих грехах, никогда не будет пользоваться снисхождением по отношению к себе. Бог произносит Свой приговор, глядя не только на природу наших грехов, но и на суд о других. Поэтому не будем, братья и сестры, с вами осуждать другого, ибо еще раз повторю: "суд без милости, не сотворшему милости, и хвалится милость на суде". Будем лишь осуждать себя. Это для наших душ полезно, потому что, осуждая себя, мы милосердие Божие к себе привлекаем.
Да дарует Небесный Врач душ и телес выздоровление всем раненым и пострадавшим, да упокоит Владыка неба и земли новопреставленных рабов своих в селениих праведных и сотворит им вечную память. В связи с завершением пребывания в пределах Тульской епархии и города — героя Тулы чудотворного казанского образа Успенского Вышенского монастыря и ковчега с частицей многоцелебных мощей святителя Феофана Затворника по совершении славления и сугубой молитвы Владыка поблагодарил боголюбезнейшую игуменью Веру с сестрами обители за предоставленную возможность духовного общения со святыней, поздравил собравшихся с престольным праздником, причастников с принятием Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение. Фото Фёдора Передиреева.
Съёмочная группа собралась в режиссёрской, чтобы обсудить, что делать. Вдруг дверь распахнулась, и на пороге показался Василий. Широко улыбаясь, он отыскал глазами Ирину и прокричал: «Мейерхольд, вы мне должны поцелуй! А через несколько дней Василий рассказал ей о своей любви. И предложил руку и сердце. Меркурьев и Мейерхольд поженились в 1934-м, сразу после завершения съёмок. Их союз стал и семейным, и творческим. Вместе они преподавали сценическое мастерство молодым актёрам в театральных вузах Ленинграда, объездили едва ли не весь Советский Союз, создавая в провинции профессиональные театральные труппы. А потом пришёл 1939 год. Отца Ирины, Всеволода Мейерхольда, арестовали и расстреляли. Точно такая же участь постигла и родного брата Василия — Петра Меркурьева. Супруги стойко переживали горе, поддерживали друг друга. Они усыновили троих племянников, и в семье стало четверо детей — родная дочь Ирины и Василия, Анна, родилась в 1935-м.
Но поскольку сего нельзя даже помыслить в отношении вечной жизни, то как можно помышлять о конце вечного мучения? Василий Великий. Слово 14, о Страшном Суде , в отвратительное общество диавола и его слуг. Весьма важно, что Господь не говорит, будто огонь вечный уготован грешникам от создания мира, как Он сказал праведникам о Царстве: уготованное вам от создания мира. Что это значит? Совершенно ясно: Бог уготовал огонь вечный лишь диаволу и ангелам его, а всем людям Он от создания мира уготовал Царство. Ибо Бог хочет, чтобы все люди спаслись 1 Тим. Согласно тому, Бог предопределил людей не к погибели, но ко спасению и предуготовил для них не огонь диавольский, но Царство Свое, и только Царство. Отсюда понятно, что заблуждаются говорящие о грешнике: «Ему суждено быть грешником! Поэтому на Страшном Суде праведный Судия не сможет послать грешников ни в какое иное место, как только в мрачное обиталище диавола. А что Судия посылает их туда справедливо, понятно из того, что они во время своей земной жизни совершенно отпали от Бога и пошли в услужение к диаволу. Произнеся приговор грешникам, находящимся по левую сторону, Царь тут же объясняет им, за что они прокляты и за что Он отправляет их в огонь вечный: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Итак, они не сделали ничего из всего того, что сделали праведники, стоящие по правую сторону. Выслушав от Царя слова сии, грешники, как и праведники, спрашивают: Господи! Отвечает Господь: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. Все это объяснение, кое Царь дает грешникам точно так же имеет два смысла, внешний и внутренний, как и в первом случае, с праведниками. Ум грешников был мрачен, сердце — окаменено, душа — злонамеренна по отношению к их алчущим и жаждущим, нагим, больным и заключенным братьям на земле. Не могли они одебелевшим умом своим прозреть, что чрез скорбящих и страждущих мира сего Сам Христос просит их о милости. Чужие слезы не могли умягчить их окамененного сердца. И пример Христа и Его святых угодников не мог обратить их злонамеренной души, да устремится к благу и да творит благое. И как были они немилостивы ко Христу в братьях своих, так были они немилостивы ко Христу в самих себе. Всякую светлую мысль они намеренно в себе заглушали, заменяя ее мыслями блудными и богохульными. Всякое благородное чувство, лишь только оно зачиналось, они с корнем вырывали из сердца своего, заменяя его ожесточением, похотью и себялюбием. Всякое стремление души сотворить, следуя закону Божию, какое-либо благо, они быстро и грубо подавляли, вместо него вызывая и поддерживая стремление делать людям зло, грешить пред Богом и оскорблять Его. И так живущий в них меньший брат Христов, то есть праведник в них, был распят, убит и погребен; взращенный же ими мрачный Голиаф, то есть обитающий в них беззаконник, или сам диавол, вышел с поля боя победителем. Что Богу делать с такими? Может ли Он призвать к Себе тех, кто искоренил в себе всякое богоподобие, тех, кто и явно, пред людьми, и тайно, в сердце своем показал себя врагом Христовым и слугою диавола? Нет; они стали слугами диавола по своему свободному выбору, и Судия на Страшном Суде направит их в то общество, в которое они еще при жизни открыто записались — в огонь вечный, уготованный диаволу и слугам его. И сразу за тем завершится этот процесс, величайший и наикратчайший во всей истории сотворенного мира. И пойдут сии грешники в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Жизнь и мука здесь противопоставляются друг другу. Где жизнь, там нет муки; где мука, там нет жизни. И, воистину, полнота жизни исключает муку. Царство Небесное представляет собою полноту жизни, в то время как обиталище диавола представляет собою муку, и только муку, без жизни, коя от Бога есть. Мы видим и в этой земной жизни, как душа грешного человека, в котором мало жизни, то есть мало Бога, исполнена гораздо больших мучений, нежели душа праведника, в котором больше жизни, то есть больше Бога. Как сказано еще древнею мудростью: Нечестивый мучит себя во все дни свои, и число лет закрыто от притеснителя; звук ужасов в ушах его; среди мира идет на него губитель. Он не надеется спастись от тьмы; видит пред собою меч. Таким образом, и сие время на земле является для грешника тяжким мучением. И самую малую муку в этой жизни грешнику претерпеть тяжелее, нежели праведнику. Ибо лишь имеющий в себе жизнь может претерпеть муку, презреть страдание, победить всю злобу мира и радоваться. Жизнь и радость нераздельны. Потому Сам Христос глаголет праведникам, коих мир поносит и гонит и всячески неправедно злословит: Радуйтесь и веселитесь Мф. Но вся сия земная жизнь наша есть отдаленная тень истинной и полной жизни в Царстве Божием; как и все муки на земле суть лишь отдаленная тень ужасных мучений грешников в адском пламени. Алфавитный Патерик. Жизнь на земле — сколь бы возвышенна она ни была — все же растворена мукою, ибо здесь нет полноты жизни; как и мука на земле — сколь бы велика она ни была — все же растворена жизнью. Но на Страшном Суде отделится жизнь от муки, и жизнь будет жизнью, а мука будет мукою. И та, и другая пребудет вечно, каждая — сама по себе. Какова сия вечность — этого наш человеческий ум вместить не может. Тому, кто одну минуту будет услаждаться созерцанием лица Божия, покажется сие наслаждение тысячелетним. И тому, кто одну минуту будет мучиться с бесами во аде, покажется сие мучение тысячелетним. Ибо времени, нам известного, уже не будет; не будет ни дня, ни ночи, но все — день единственный: День этот будет единственный, ведомый только Господу Зах. И не будет иного солнца, кроме Бога. И не будет восхода и захода солнца, чтобы можно было исчислять ими вечность, как ныне исчисляется время. Но блаженные праведники будут исчислять вечность радостью своею, а мучимые грешники — мукою своею.