Кто такие купцы, когда они появились в России?
Купец – это кто? Русский купец
Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Чехова «Вишневый сад». Купцов довольно часто изображали художники ХIХ в. Хорошо известны картины — «Сватовство майора» П.
Федотова, «Приезд гувернантки в купеческий дом» В. Перова, «Купчиха за чаем» Б. Кустодиева и др.
С конца ХIХ в. Некрасова «Ой, полным-полна коробушка», в которой поется о любовном свидании молодого купца. Многим известны арии варяжского гостя и индийского гостя из оперы Н.
Римского-Корсакова «Садко». Гостями в опере, соответственно древнерусскому значению слова, называются иностранные купцы, торгующие с Великим Новгородом. Художник А.
Художник Н. Фотография конца XIX в.
В поселке у Общества был провиантский склад, несколько лавок, торговавших продуктами питания.
Магазины Общества посещали, в основном, простые рабочие. Более богатые жители поселка предпочитали купеческие лавки. При задержке зарплаты рабочие могли в долг получить товар в магазинах Общества.
Весь доход от продажи поступал в заводоуправление. Произошло это 1 января 1923 года. В Старом поселке, в районе улиц Кузьмина, Розы Люксембург, Красноармейской, располагался городской рынок.
На нем была мелко-розничная торговля. Но купцы, в частности Шадрины, там не торговали, им хватало своих магазинов. Рынок работал на этом месте до 90-х годов XX века.
Эпоха купечества закончилась с приходом революции. На месте частных магазинов работали государственные. В эти времена магазины были, в основном, государственными.
В 30-е годы основная торговля, если говорить о магазинах, опять же была сосредоточена на Главном проспекте. Потому что ничего не надо было строить заново: была инфраструктура, были торговые и хозяйственные площади, на которых можно было хранить товар. Расстрел Жизненный путь Александра Шадрина закончился трагически.
Его расстреляли. Произошло это 18 марта 1918 года. Но законной базы, законных оснований взимать такой налог не было.
Поэтому люди со средствами, в том числе Шадрин, отказывались платить налог, вообще его игнорировали, — говорит историк-краевед. Если есть заложник из родных и близких — как правило, жена или дети, братья и сестры — тогда купцы посговорчивей. Но когда взяли в заложники самих Шадрина и Сафонова, они отказались платить какие-то деньги.
И, чтобы оказать воздействие на остальных, матрос Шамшурин принял решение — расстрелять. Естественно, население стало негодовать. И чтобы успокоить население, буквально сразу появилось объявление нашего совета, что произошел произвол, что будут разбираться.
Шамшурина отсюда отправили. Но двоих расстреляли, присоединив к ним двоих разбойников, которые выдавали себя за красноармейцев и обирали население. Александр Иванович Шадрин был похоронен на старом приходском погосте, который находился возле сгоревшей к тому времени Всехсвятской церкви.
Погост до наших дней не сохранился. Династия купцов Шадриных в Надеждинске прервалась на Александре Ивановиче. У него были дети, но торговой деятельностью они уже не занимались.
Центр сместился Со временем здания магазинов на улице Агломератчиков приходили в негодность, ветшали. В середине XX века на смену им пришли более современные торговые помещения, расположенные на первых этажах многоквартирных домов. Их просто снесли.
Еще до этого стала формироваться торговая зона на улице Ленина. Да и сам центр города со временем сместился, с 50-х годов стали вырисовываться новые центральные улицы, более благоустроенные. Строились они купечеством.
Думаю, Шадрин об этом задумывался. Но октябрь 17-го поставил крест на всем этом. Проект подготовлен архитектором Владимиром Пясецким.
В жизнь он так и не был воплощен. Думаю, что этот проект был подготовлен ранее, состоятельными людьми, но реализовали его в годы НЭПа. Когда было построено здание, там находились организации, — отмечает историк.
На месте первоначального магазина, который фасадом выходил на улицу Рабочей Молодежи, построен многоквартирный дом.
Пожалуй, самое большое открытие для студентов — главной целевой аудитории проекта, в том, что история костромского купечества одной только торговлей не ограничивается. Ведь отличительными чертами купеческой деятельности в России были профессионализм и нравственность, включавшие в себя активность, новаторство, смелость, способность к риску, оптимизм, деловые качества, независимость. У купцов существовало четкое правило соблюдать семь основных принципов: любовь и уважение к человеку, уважение к частной собственности и власти, жизнь по средствам, честность и правдивость, верность своему слову, целеустремленность. Многие ребята после экскурсии писали в книге отзывов, что отныне тоже намерены соблюдать все эти принципы. И это один из самых эффективных результатов проекта, — рассказал директор Музея Костромского купца и руководитель проекта Александр Попиков.
В настоящее время проект «Честное слово купца» в стадии завершения. За время его реализации тематическую экскурсию посетили не менее шестисот студентов высших и средних учебных заведений Костромы. Эти ребята станут творцами новой истории костромского края. Среди них — инженеры и строители, технологи и товароведы, музыканты, художники, военные… Опираясь на достойный опыт своих предков — честных, предприимчивых и мужественных купцов — им будет проще добиваться высоких целей, принимать верные решения и воплощать в жизнь самые смелые проекты. От станков — к пароходам… Имя купца Павла Шипова для костромской земли по-настоящему знаковое. С ним связаны два важнейших исторических факта — подъем костромской промышленности в середине XIX века и становление костромского пароходства.
В 1852 году в Костроме открылся механический завод, превратившийся в крупный судостроительный центр Поволжья, а выпущенные на заводе двигатели паровых машин имели отменные скоростные и экономические характеристики. В 1860 году были спущены на воду первые пароходы, построенные на верфи завода. Область предпринимательских интересов купцов Шиповых была очень широкой: они вкладывали капиталы в разные отрасли народного хозяйства, в том числе, торгово-промышленную сферу, а внедрение новых технологий и хорошее качество продукции выделяло их из общего ряда предприятий.
Земство отчисляло определенные средства обратно, то есть, деньги возвращались. Поэтому общественное собрание предоставило Шадрину такое хорошее место для торговли.
Магазин Шадрина был построен за счет собственных средств — капитал со стороны не привлекался. Магазин находился на центральном проспекте, в том месте, где сейчас автовокзал - торговая точка стояла со стороны улицы Агломератчиков. Усадьба же Шадрина была сразу за зданием нынешнего автовокзала. У Льва Дзюбинского была идея поставить памятник борцам за власть Советов — к 1987 году, к 70-летию революции. Место было знаковое — Народный дом там был, демонстрации тем маршрутом проходили.
Но до реализации этих планов так и не дошло, - рассказывает Фомичев. Место, где располагалась усадьба Шадрина, отмечено на первой карте Надеждинского поселка, составленной в 1897 году. Рядом с усадьбой — торговые лавки. Это место можно назвать центром торговли Надеждинского поселка. Их торговые лавки были по всему Северному Уралу, в том числе, в Филькино, — рассказывает Фомичев.
Игорю Алексеевичу удалось отыскать в архивах цены на продукты в магазинах Шадриных, которые действовали в 1911 году: мука пшеничная — 1 р. Люди, которые обладали специальностью, зарабатывали больше. Простые рабочие зарабатывали до 34-35 рублей. Чтобы понять, что это была за сумма... На деньги, которые получали наши рабочие, можно было иметь небольшую квартиру с прислугой.
Прислуга — это приготовление пищи, уборка помещения, стирка и все такое. Даже в 30-е годы партноменклатура жила с прислугой. Кто-то из них выписывал своих дальних родственников из деревни и так далее, и тому подобное. Им платили деньги, это была нормальная практика. Человек, придя с работы, не бежал в магазин.
Даже если жена занималась хозяйством и готовкой, она картошку сама не чистила, для этого была прислуга, другими словами, экономка. Когда были перебои с наличными деньгами, администрация Богословского горного округа выдавала рабочим, так называемые, купоны. И эти купоны можно было отоварить в магазинах Шадрина. Купоны, которые брал Шадрин, не сразу переводили в деньги. Для перевода требовалось какое-то время.
Поэтому товар по купонам стоил несколько дороже, так как в эту цену вкладывали инфляцию и прочие риски. Хотя, как сказать, наживались… Многие забывают такой момент, что в годы Первой мировой войны полиция отслеживала цены в магазинах и на рынке. И боролась со спекуляцией. Это было для того, чтобы не раздражать население. Было дано указание отслеживать цены и принимать меры вплоть до административного наказания, — отмечает Игорь Фомичев.
Продолжение династии. Меценатство Дело Ивана Шадрина продолжил его сын — Александр. А люди, которые обладали определенным капиталом, с точки зрения совести перед Господом и остальными зачастую занимались благотворительностью, — говорит историк-краевед. Вообще, благотворители из царской России и современные — две разные вещи. У них совершенно разная мотивация.
Мало кто сегодня занимается благотворительностью, исходя из совести… Александр Шадрин вел активную общественную деятельность. Ратовал за развитие образования. Александр был приверженцем развития образования. Поэтому он был попечителем 1-го смешанного и Филькинского земских училищ. Кстати, Филькинское училище находилось в церкви, занимало там комнату.
Помещение для него выхлопотал Александр Шадрин, - отмечает Игорь Алексеевич. Надо же, чтобы просьбу местного населения поддержал еще училищный совет.
Ухарь купец чего торговец? Загадка
Затем в 1896 году была Нижегородская выставка, в которое активное участие приняли казанские промышленники и купцы. Кто такие казаки купцы и чем они знамениты. В рамках проекта «Честное слово купца», который реализуется командой Музея костромского купца при поддержке Фонда президентских грантов, молодежь региона знакомится с деятельностью, бытом и укладом жизни известных костромских купцов. Купечество, сословие людей, профессионально занимающихся торговлей. В Российской империи являлись более привилегированным сословием, чем основное, крестьянское. #мещанекупцыекатерина #торговля #гостин. Смотрите онлайн видео «ИСТОРИЯ РУССКОГО.
Смотрите также
- Толковый словарь Ушакова
- История купцов
- Эй, купец, откуда родом?
- История купцов
- Оставили след
- КУПЕЦ | это... Что такое КУПЕЦ?
Семейство Коншиных: другая реальность купеческой жизни
Путь далек - из села Зуева в саму Москву. Но Савва одолевает его в одну ходку: захлопывает дверь своего крестьянского домишки на заре - и к закату он уже в Первопрестольной. Дорога знакома: каждый месяц в любую погоду приносит Савва Васильевич в столицу товар - ажурные ткани ручной выделки и окраски. Мать с тетками ткут, семеро детей подсобляют, жена Ульяна красит в разные цвета. Да вот только, вернувшись домой и отдав ежемесячный откуп своему помещику Рюмину, хватается Савва за голову: кажется, и работали не покладая рук, и цена была хороша, а денег, как не было, так и нет! Где уж тут из крепостной неволи выкупиться. Постоялый двор у Никитской заставы гомонился всю ночь: суетились приезжие, заходили опрокинуть стопочку москвичи. Но Савва выспался всласть.
Хорошего настроения прибавляли и вчерашние сделки - цена выше обычной. Видать, москвичи расщедрились на обновки. Савва пощупал на груди мешочек с денежками, завернутыми в чистую тряпицу, - весомый мешочек! Правда, предстояло еще потратиться на покупки: жена Ульяна два дня повторяла ему, что купить следует - писать-то они не обучены. И главное не забыть - особый наказ жены выполнить: "Пойдешь на базар и купишь самую маленькую иголку! Оберни бумажкой да не потеряй! Я за этот секрет старухе Талдычихе целый гривенник отвалила".
Талдычиха слыла местной ворожеей и, стоит признать, дело свое знала. Так что Савва иголку купил и домой в Зуево принес. Да вот воротился не столь быстро, как обещал. Но ведь тоже из-за дела! Праздновал со скупщиками, встречался с ткацкими мастерами. Словом, домой вернулся только под вечер в среду. Жена уж на крылечке сидит - глаз гневный.
Не мужа встречает - иголку заветную дожидается. Оказывается, в ночь на четверг надо ту иглу обязательно под подушку вколоть да и спать на ней. А утром чуть свет вдеть короткую красную нитку и вшить в отворот рубахи, в которой другой раз муж товар на продажу понесет. Иголку же потом в тайное место спрятать надо. Это все Ульяне Талдычиха насоветовала. Савва, конечно, только усмехался. Но спорить с женой не стал.
И с той поры дела у него пошли в гору. Через пять лет, в 1820 году, откупился Савва Васильевич от помещика Рюмина за громадную по тем временам сумму в 17 тысяч ассигнациями, открыл фабричку в Зуеве, потом побольше -- в Богородске, а после- и в самой Москве. А уж внук его, Савва Тимофеевич Морозов, всем известным миллионщиком стал. История о промышленниках Рябушинских. Случилось это в конце 80-х годов XVII века. Предок Рябушинских - Яков сын Денисов - был тогда крепостным Пафнутьевского монастыря Ребушинской волости, что за три версты от города Боровска. Жили бедно.
Яков резал на продажу поделки из дерева, а жена его Авдотья промышляла "отхожим промыслом" - скупала по деревням вязаные чулки-носки и перепродавала в Боровске.
По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается. Купечество, купецтво ср. Купечественный, торговый, комерческие Купечествовать, зап. Куповать церк. Мы купуем или купляем чай в Харькове, покупаем. Я купую, купляю, покупаю. Я сроду этого товару не купывал. Что купил сегодня?
Что завтра купишь? Купить - что вошь убить; продать - что, блоху поймать? Купишь, да кукиш ответ на уверенье: в другой лавке куплю дешевле. Сперва купи место, а там и садись, от свадебного обычая. Купил не купил, а поторговать можно. За что купил, за то и продаю. По чем купили, по тому и продаем; барыша не берем, о вестях. Богатый - ума купит; убогий, и свой бы продал, да не берут! На деньги ума не купишь.
Придеть беда - купишь ума. Чего Бог не дал, того за деньги не купишь, того к коже не пришьешь. Все купишь, а отца-матери не купишь. Друг денег дороже: друга на деньги не купишь. Фома не купит ума, а своего продаст. Онь тебя и купит, и продаст. Правда - кус купленый; неправда - краденый. Одно купи, другое продай. Продал - прожил; купил - нажил.
Чего не любишь, того и не купишь. Купить дорого, продать дешево. Не рожден, не сын, а не куплен, не холоп. Подари-то помер, а остался в живых брат его, купи. Подаришь уехал в Париж, а остался брат его, купишь. Деньга попа купит и Бога обманет! Купить кого, подкупить. Попа купишь, а Бога не купишь. Купить траву, луга, откупить, снять.
Во всех примерах этих гл. Мы купим купуем, купляем, покупаем лес, своего нет. Они купят покупают хлеб, своего не стает.
Что купил сегодня? Что завтра купишь? Купить - что вошь убить; продать - что, блоху поймать? Купишь, да кукиш ответ на уверенье: в другой лавке куплю дешевле. Сперва купи место, а там и садись, от свадебного обычая. Купил не купил, а поторговать можно. За что купил, за то и продаю.
По чем купили, по тому и продаем; барыша не берем, о вестях. Богатый - ума купит; убогий, и свой бы продал, да не берут! На деньги ума не купишь. Придеть беда - купишь ума. Чего Бог не дал, того за деньги не купишь, того к коже не пришьешь. Все купишь, а отца-матери не купишь. Друг денег дороже: друга на деньги не купишь. Фома не купит ума, а своего продаст. Онь тебя и купит, и продаст. Правда - кус купленый; неправда - краденый.
Одно купи, другое продай. Продал - прожил; купил - нажил. Чего не любишь, того и не купишь. Купить дорого, продать дешево. Не рожден, не сын, а не куплен, не холоп. Подари-то помер, а остался в живых брат его, купи. Подаришь уехал в Париж, а остался брат его, купишь. Деньга попа купит и Бога обманет! Купить кого, подкупить. Попа купишь, а Бога не купишь.
Купить траву, луга, откупить, снять. Во всех примерах этих гл. Мы купим купуем, купляем, покупаем лес, своего нет. Они купят покупают хлеб, своего не стает. Мыла купят на лишнюю денежку. Купленая грамота, купчая, крепость. Куповаться или купляться; купиться; купываться, быть куплену. На брань слово купится. Припас купите на ярмарке, будет куплен. Когда-то хорошие сафьяны купывалшсь в Казани, а ныне лучшие выделываются в Питере.
Вкупиться в артель.
В сибирское купечество входили люди самого различного происхождения. В социальном плане оно пополнялось мещанством, крестьянством, а также самим купечеством. Расширение национального состава сибирского купечества пришлось на вторую половину XIX века. Именно тогда среди купцов стали появляться выходцы из стран Восточной и Западной Европы, а также ссыльные евреи, во многих сибирских городах, особенно в Забайкалье, составившие наиболее многочисленную и влиятельную диаспору.
Магазин М. Шаниной в Омске. Открытка начала ХХ в. Каково значение предпринимательской деятельности купечества? Купеческий капитал играл определяющую роль в развитии мыловаренного, кожевенного, салотопенного, свечного, стекольного, фаянсового, писчебумажного и канатно-прядильного производств».
Благодаря предприимчивым купцам в сибирских городах можно было увидеть в том числе и различные заморские деликатесы. Так, оказавшийся в 1842 году в Красноярске путешественник П. Чихачев с удивлением отмечал: «Сколько раз, сидя за столом, уставленным привезенными со всех концов света яствами, я не мог не поражаться невероятным контрастам. Вот алтаец в войлочной шапке подает на тарелке японского фарфора апельсины, привезенные на берег Енисея из Мессины или Марселя через Санкт-Петербург и Москву. Вот после обильной трапезы вам предлагают лакомства со всех уголков мира, при этом не забыты даже вина Малаги, Рейна и Бордо.
Вы наслаждаетесь ароматным нектаром Аравии и прекрасными гаванскими сигарами». Купцы проникали в самые труднодоступные районы, вовлекая их в экономическое и социокультурное пространство империи, участвовали в торговых экспедициях на территории сопредельных государств, развивая тем самым международные экономические связи России. Попова, который в 1830—1840-х гг. И таких примеров можно привести немало». Хозяйственный документ счет на товары из коллекции красноярских купцов Ларионовых.
Какова роль купечества в региональном сообществе? Послужные списки известных сибирских купцов состояли из целого перечня занимаемых ими выборных должностей. Оказавшись на общественном посту, многие купцы добросовестно исполняли служебные обязанности, стремились вникнуть в многочисленные проблемы сограждан, оставляя после себя добрую память. Конечно, встречались и те, кто использовал служебное положение в корыстных интересах: добивался выгодных подрядов с казной, утаивал налоги, незаконно захватывал городские земли. Некоторые купцы стремились уклониться от занятия должностей по выбору, считая общественную службу обременительной для себя.
Властям приходилось принимать меры для обеспечения достаточной явки на выборы, иногда даже принуждать к исполнению должности. Одна из особенностей Сибири заключалась в немногочисленности чиновничества и дворянства. Это обусловливало тесное общение купцов с чиновниками, отсутствие у них комплекса неполноценности по отношению к дворянам. В результате купцы в Сибири входили не только в финансовую, но и в культурную элиту местного общества. Это создавало почву как для плодотворного взаимодействия, так и для расхождения точек зрения на важность того или иного хозяйственного проекта и последующих конфликтов».
Усилия власти и частного капитала, далеко не всегда понимавших друг друга, в идеале были призваны работать на одно — на развитие региона, его прочное включение в экономическое и социокультурное пространство империи, на утверждение влияния России в Азии. В мемуарах сибирских чиновников можно встретить самые разнообразные отзывы о сибирских купцах: от резкого негатива до признания положительных качеств и исключительной роли отдельных купцов и коммерции в целом, как для конкретного города, так и для всего региона. Особый интерес авторы проявляли к неординарным личностям, круг интересов которых выходил далеко за рамки предпринимательства. Отдавая должное таким купцам, мемуаристы указывали и на присущие купеческой среде лицемерие, ябедничество, стремление повлиять на местные власти и заставить их действовать в своих корыстных интересах.
Купеческие гильдии: как это было в России
Попа купишь, а Бога не купишь. Купить траву, луга, откупить, снять. Во всех примерах этих глаг. Мы купим купуем, купляем, покупаем лес, своего нет. Они купят покупают хлеб, своего не стает. За очи коня не купят, т. Мыла купят на лишнюю денежку.
Купленая грамота, купчая, крепость. Куповаться или купляться; купиться; купываться, быть куплену. На брань слово купится. Припас купите на ярмарке, будет куплен. Когда-то хорошие сафьяны купывалшсь в Казани, а ныне лучшие выделываются в Питере. Вкупиться в артель.
Выкупиться из кабалы. Докупить забытое. Закупить все. Я закупился, совсем. Искупить кое-что. Накупить лишнего.
Расход окупился. Откупить вино или винную продажу. Насилу откупился от беды. Что покупаете? Следователь подкуплен. Торговки все перекупают.
Прикупи аршин сукна. Прокупился, ошибся в покупке. Товар раскуплен. Он скупил весь хлеб. Купованье, купленье ср.
Одна из особенностей Сибири заключалась в немногочисленности чиновничества и дворянства. Это обусловливало тесное общение купцов с чиновниками, отсутствие у них комплекса неполноценности по отношению к дворянам. В результате купцы в Сибири входили не только в финансовую, но и в культурную элиту местного общества. Это создавало почву как для плодотворного взаимодействия, так и для расхождения точек зрения на важность того или иного хозяйственного проекта и последующих конфликтов».
Усилия власти и частного капитала, далеко не всегда понимавших друг друга, в идеале были призваны работать на одно — на развитие региона, его прочное включение в экономическое и социокультурное пространство империи, на утверждение влияния России в Азии. В мемуарах сибирских чиновников можно встретить самые разнообразные отзывы о сибирских купцах: от резкого негатива до признания положительных качеств и исключительной роли отдельных купцов и коммерции в целом, как для конкретного города, так и для всего региона. Особый интерес авторы проявляли к неординарным личностям, круг интересов которых выходил далеко за рамки предпринимательства. Отдавая должное таким купцам, мемуаристы указывали и на присущие купеческой среде лицемерие, ябедничество, стремление повлиять на местные власти и заставить их действовать в своих корыстных интересах. Размах взяточничества и сращивание интересов купеческой верхушки с интересами части чиновничества даже вызывали у некоторых администраторов серьезные опасения в чрезмерном усилении влияния купечества. Как купечество влияло на облик сибирских городов? Гуляя по улицам современных сибирских городов, можно заметить красивые старинные задания, большинство из которых были возведены на средства купцов, то есть мы до сих пор видим результаты их деятельности, следы их жизни. В последнее время много говорят о купеческой благотворительности, меценатстве. Насколько широко в действительности были распространены купеческие пожертвования и для чего они в первую очередь предназначались?
Неравнодушных, стремящихся сделать что-нибудь полезное для малой родины, патриотически настроенных и по-настоящему ярких личностей было немало среди сибирских купцов разной этнической принадлежности и вероисповедания. Чукмалдин, М. Сидоров, Я. Фризер, Нерпины, Сибиряковы, Баснины, Трапезниковы, Айтыкины, Поклевские-Козелл, Ереневы, Хаминовы и многие другие купцы заботились не только о собственном процветании, но и о нуждах своих сограждан». Здание торгового дома Голованова в Томске. Их пожертвования зачастую поражают своими размерами, составляя сотни тысяч и даже миллионов рублей. Например, иркутские купцы Сибиряковы, входившие в десятку самых крупных жертвователей России, затратили на благотворительные деяния в совокупности 4 миллиона 884 тысяч рублей. Среди благотворительных вкладов сибирского купечества наибольшее распространение получили взносы на развитие образования и Русской православной церкви. Однако если пожертвования на образовательные и просветительные учреждения характерны преимущественно для второй половины XIX — начала XX века, то православная церковь оставалась в центре внимания попечителей на протяжении всего времени: несмотря на усилившуюся секуляризацию сознания русского общества во второй половине XIX века, для многих купцов по-прежнему не теряла значение религиозная самоидентификация.
Православие воспринималось не только как личное мировоззрение, но и как средство распространить и утвердить влияние России на новых территориях, как способ сохранения исторической памяти русского народа, обеспечения духовного единства страны. Именно поэтому многие купцы активно поддерживали возведение православных храмов и миссионерскую деятельность церкви среди аборигенного населения региона. Характерно, что на этой ниве проявили себя не только купцы — приверженцы официальной Русской православной церкви, но и члены других этноконфессиональных групп, для которых, конечно, важно было поддерживать и своих единоверцев, иначе было просто невозможно сохранить этническую и культурную идентичность. А что с грамотой? Вопрос о культурно-образовательном уровне сибирских купцов, особенно если говорить про конец XVIII — первую половину XIX века, в современной историографии остается дискуссионным. Многие исследователи склоняются к той точке зрения, что навыками письма и чтения владела лишь незначительная часть купечества. Например, популярный в 1990-х годах в России американский автор Р. Пайпс, говоря о российском купечестве в целом, совершенно голословно утверждал: «Русский купец понятия не имел о всей той изощренной коммерческой системе, на базе которой создавалось богатство Западной Европы. Он, как правило, не знал грамоты, даже если и ворочал миллионами.
И даже умея читать и писать, он всё равно не знал, как вести бухгалтерские книги, и предпочитал полагаться на память. Невежество по части бухгалтерии служило главной причиной провала деловых предприятий и сильно сдерживало рост русских компаний».
Щетинкин входил в число учредителей Казанского общества любителей рысистого бега, которое выступало организатором летние скачек и бегов на ипподроме, а зимой — по льду Кабана.
Щетинковские лошади постоянно были в числе лидеров. Щетинкин был женат на дочери мамадышского купца Марии Петровне Свиягиной. Своих детей у них не было, поэтому они удочерили Марию, крещенную в одной из казанских церквей 2 апреля 1876 года.
Судьба супруги Марии Павловны, как и ее дочери Марии Щетинкиной, не известна. Есть глухое упоминание, что дочь Щетинкина после революции оказалась в Москве, работала медиком и приезжала в Казань в послевоенное время. Елизавета Сапугольцева, сестра П.
Начало ХХ века. Она была замужем за казанским купцом Порфирием Андреевичем Сапугольцевым. После ранней смерти Порфирия в 1888 году у Елизаветы на руках осталось 5 детей.
Ее брат не остался безучастным к горю сестры: Щетинкин принял деятельное участие в воспитании младших Сапугольцевых — Сергея и Михаила старших отправили в Москву к тетке и дал прекрасное образование. Василий Иванович Щетинкин, обе его супруги и другие представители рода Щетинкиных были похоронены на Часовенном кладбище часть Арского погоста. Они были старообрядцами-поповцами.
Но сам Павел Васильевич принадлежал к Русской православной церкви. Уже с 1866 года он начал делать пожертвования в православные храмы, что для старообрядца было немыслимо. Позже он неоднократно выделял средства и на «противораскольническую» миссионерскую деятельность.
Выезд Павла Щетинкина. Дом, возле которого стоит его экипаж, не определен. Фото из архива автора Каждый купец считал своим долгом заниматься «богоугодными делами».
Щетинкин занимался благотворительностью так же на широкую ногу, как и вел свои дела. Его благотворительная деятельность была сконцентрирована прежде всего в области духовного образования и строительства храмов. Важное направление благотворительной деятельности Павла Васильевича составляла поддержка Казанской духовной академии, где он был почетным казначеем, Казанского духовного училища и Казанского женского училища Духовного ведомства.
В духовных училищах Щетинкин с 1875 года состоял почетным блюстителем. На его средства было проведена реконструкция духовного училища и при нем построена домовая церковь, названная в честь мецената — во имя Павла Исповедника. Он был основным попечителем Центральной крещено-татарской школы, выделяя на ее содержание крупные суммы.
К 1870 году на его средства была построена и оборудована домовая церковь святителя Гурия. Помогал он и другим миссионерским учебным заведениям — Казанской учительской семинарии, директором которой был Н. Ильминский, Симбирской чувашской учительской школе.
По воспоминаниям соратников Ильминского известно, например, что купец ежегодно снабжал одеждой и обувью многих выпускников этих учебных заведений, направляемых учителями в земские и братские школы. На его средства были построены три церкви в кряшенских деревнях Янцеварово, Никифорово, Ковали , а также — в Сокурах Лаишевского уезда. В 1902 году Павел Васильевич тяжело заболел, что и подвигло его построить по проекту известного казанского архитектора Малиновского величественный храм в селе Смолдеярове, соседнем с его усадьбой в Среднем Девятове.
С той поры за этой территорией прочно закрепилось название Садки. Так стал называться и фабричный поселок, который образовался и стал быстро расширяться вместе с ростом фабрики. Строительство фабричных корпусов проводилось прямо на болоте, которое предварительно засыпалось торфом. Его добывали возле деревни Ильино и на лошадях перевозили в Садки. Одновременно с фабричным корпусом была возведена двухэтажная казарма для рабочих, несколько домов-дач для служащих и двухэтажный красивый каменный особняк для хозяев фабрики в настоящее время — здание Садковской больницы.
Козьма Терентьевич Солдатенков Фабрика вырабатывала легкие хлопчатобумажные ткани. С 1867 г. В 1878 г. Горючим служили торф и дрова. Было построено новое здание-казарма для рабочих, а старое здание надстроено третьим этажом.
В дальнейшем Мануйлов и брат Андриан по своим причинам вышли из общего дела, и его единоличным главой остается Иван Никифорович. Таким образом, фабрика перешла в его полную и единоличную собственность. Судя по дошедшей до наших дней информации, «Садковская бумагопрядильная ткацкая и ситценабивная мануфактура второй гильдии бронницкого купца Ивана Дёмина и сына» в 70-е годы XIX века имела постоянных наемных рабочих, которые в подавляющем большинстве уже никак не были связаны с сельским хозяйством. Понятно, что с развитием производства росло благосостояние и самого фабриканта. По данным Подворной переписи 1869-1871 гг.
Дёмина в личной собственности имелось два просторных дома и две фабрики. Первое его домовладение находилось в с. Хорлово Усмерской волости Бронницкого уезда. А второй дом располагался в местечке Садки Колыберевской волости Коломенского уезда, при новопостроенной фабрике, и назывался «Садковская мыза» мыза, в данном случае — усадьба, принадлежащая владельцу, не имеющему дворянского звания. О возросшей состоятельности успешного бронницкого купца можно косвенно судить по имеющемуся количеству лошадей и коров в Хорлове и Садках, сведения о которых размещены на соответствующих интернет-сайтах.
При этом в Хорлове очень продуктивно работала его вторая старая бумаготкацкая фабрика, на которой числилось 40 человек служащих и рабочих. Год от года ткацкое предприятие И. Дёмина крепло и расширилось. К 90-м годам XIX века производство выросло более чем в два раза. В этот период были построены новые фабричные здания, жилые дома для служащих, новый клуб для рабочих.
Для того, чтобы прибыльно торговать своей продукцией без продавцов-посредников, Иван Никифорович организовал и обустроил собственные торговые лавки в Москве и Харькове. А в Нижнем Новгороде фабрика имела свой собственный торговый павильон. До строительства железной дороги готовую продукцию в эти города возили на лошадях. Уместно добавить, что дёминская фабрика являлась участником знаменитых на всю Россию Нижегородских ярмарок, промышленных и художественных выставок. Ее продукция на одной из общероссийских текстильных выставок 1896 года была отмечена медалью.
В качестве сырья «Садковская бумагопрядильная ткацкая и ситценабивная мануфактура второй гильдии бронницкого купца Ивана Дёмина и сына» использовала в основном американский и бухарский хлопок. Производились ткани трех разрядов — «городской» товар, «деревенский» и «азиатский». Садковские миткаль, сатин, тик, сарпинка, бумажный кашемир, ситец, кретон по качеству не только не уступали иностранным товарам, но и в чем-то даже превосходили их. Рассказывали, что даже первосортные ткани из г. Манчестера Англия не могли конкурировать с ними.
Простой и дешёвый «деревенский» товар был чуть ниже «городского» по качеству, но отличался яркостью красок. В дальнейшем преуспевающий фабрикант обзавелся просторным домом в Москве, на Ордынке.
Под знаком Купца
После 1917 года многие имена постарались предать забвению. Самое крупное в истории России пожертвование О богатстве и скупости потомственного купца Гаврилы Гавриловича Солодовникова в Москве ходили легенды. Говорили, что он экономит на еде и одежде, а за смехотворные чаевые банщики дали ему обидное прозвище Храппаидол. Когда купца иронически спрашивали, что он делает со своими деньгами, он таинственно отвечал: «Вот умру — Москва узнает, кто такой был Гаврила Гаврилович Солодовников! Вся империя обо мне заговорит». После его смерти все действительно ахнули. Купец оставил после себя состояние в 20 977 700 рублей, сегодня это около двухсот миллионов долларов, и почти все эти деньги Гаврила Солодовников передал на благотворительность. Гаврила Гаврилович Солодовников. Wikimedia Commons Но и при жизни скупердяй не экономил на искусстве. Он вложил средства в возведение Консерватории и собственного театра, где сейчас находится Московский театр оперетты.
Строил Солодовников не только в Москве. Сохранились воспоминания Ивана Шмелева: «Много я ездил по России, бродил по глухим углам и узнавал такое, не поверишь. Ни в Питере, ни в Москве не знали. Знали на местах и не дивились: чему же удивляться — «добрый человек», и все. Иначе как же? Помню, в Глазове, Вятской губернии, среди лесов и болот… встретил дворец-гимназию.
В это же время начинает развиваться гужевой транспорт знаменитая ямщицкая служба и торговля с ним связанная, просуществовавшая до конца XIX века, когда её заменила торговля, основанная на железнодорожном транспорте.
В XIX веке, например, известна история купца А. Второва , родоначальника купеческой династии Второвых , который, как и многие другие, начал своё дело с крупных оптовых поставок мануфактуры в Сибирь с Нижегородской ярмарки и Москвы, как тогда говаривали, «добывал хлеб гужом» гуж — кожаная глухая петля, которой скрепляется хомут с оглоблями. В XV веке купцам иногда поручались административные и дипломатические задачи, князья могли советоваться с купцами, которые бывали в других странах и могли предоставить о них определённые сведения. Представляли интерес для государства и " хожения " купцов в другие страны [3]. Зачастую купцы вместо договоров использовали понятие «Слово купеческое», при его нарушении купцов исключали из гильдии. Купец Исаксон, Могилёвская губерния , 1867 год В будние дни купцы носили картуз разновидность фуражки , длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук , сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали чёрного или темно-синего крепа, кастора или сукна.
Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки шаровары заправлялись в сапоги.
С утра до вечера купец стоял за конторкой, открывал ящик и швырял в него деньги. Горький, Трое. В дореволюционной России: лицо, принадлежавшее к купечеству. Купец второй гильдии.
Гиляровский, Москва и москвичи. Устаревшее Покупатель.
Во время взятия Казани Емельяном Пугачевым в 1774 году, а потом — во время пожара 1797 года Гостиный двор серьезно пострадал. Пожар уничтожил здание практически полностью. В 1798 году Павел I издал указ о восстановлении Гостиного двора и даровал Казани беспроцентную ссуду на 10 лет из губернских доходов в размере 200 тысяч рублей — для сооружения нового Гостиного двора. В 1800 году, 25 июня, началось возведение третьего по счету сооружения Гостиного двора. Автором проекта стал архитектор Ф. Парадный вход в Гостиный двор.
Колоннада разрушена после одного из пожаров Гостиный двор был открыт в 1815 году. Это было двухэтажное строение, возведенное на кремлевском холме. Здание в виде эллипсоидного кольца, построенное из кирпича большая редкость по тем временам занимало по периметру весь квартал по соседству с кремлем и одним из фасадов выходило на нижнюю часть города ныне на улицу Профсоюзную. Оно было выполнено в скромных формах русского классицизма. Колоннада ионического ордера, завершенная фронтоном, выделяла главный вход в здание с улицы Воскресенской, гармонируя с классическими фасадами близлежащих домов. Кстати, часть улицы Кремлевской — от Спасской башни до Пассажа —сохранила свой первозданный облик, и мы можем судить, каким красивым был наш город в XIX веке. Правда, такая красота была лишь в его центральной части, в других районах преобладали деревянные дома. Появление Гостиного двора в Казани не было случайным.
Казань издавна славилась широким развитием торговли. Когда в 1817 году по Каме и в 1820 году по Волге пошли буксирные и пассажирские суда, дела у местных купцов и торговцев пошли еще лучше. Побывавший в Казани в 1801 году драматург Александр Коцебу писал: «Гостиный двор величиной и множеством товаров не уступает московскому и петербургскому». В истории этого здания будет еще один пожар — в 1842 году. Гостиный двор вновь пострадал. Здание лишилось величественных колонн, придававших ему сходство с университетом, исчезли галереи, были утрачены рустовка стен и пилястры. Гостиный двор открылся после капитального ремонта, по сути — реконструкции, лишь в 1847 году архитекторы Ф. Крамп и И.
Следующей реконструкции здание подверглось в конце XIX века. В начале 90-х годов в помещениях бывшего гостинодворческого трактира расположился городской ломбард. В 1894 году северо-восточный угол двора был отдан под помещение городского научно-промышленного музея. Здание с учетом нужд музея перестраивал архитектор И. Были увеличены окна, над центральным входом появился красивый шатер в стиле эклектика. Один из залов Андрея Лихачева музее, который берет свое начало с коллекций известного казанского краеведа Андрея Лихачева, лучше рассказать особо и в другой раз. Предмет нашего интереса — судьба самого здания. История создания и становления музея тесным образом связана с историей Казани.
Как свидетельствует автор статьи в каталоге выставки «Древняя Казань» Г. Милашевский, своим рождением музей обязан инициативе профессоров Казанского университета, которые еще в 1879 году на общем собрании членов Общества археологии, истории и этнографии поставили вопрос о необходимости открытия городского общедоступного музея. В движении идеи к воплощению в реальность сыграли важную роль несколько событий того времени. Прежде всего две научно-промышленные выставки. Губернская работала в 1890 году, она стала крупным событием в истории Казани. Для нее специально были построены павильоны, и, как отмечали местные газеты, выставка превосходила все предшествующие экспозиции по размерам, количеству разделов и по числу посетителей. Затем в 1896 году была Нижегородская выставка, в которое активное участие приняли казанские промышленники и купцы. Фонды музея после этой ярмарки значительно увеличились.
Инициатива городского головы С. Дьяченко положила начало сбору денежных средств, которые должны были пойти на обустройство музея. Затем последовал щедрый дар 500 тысяч рублей Ольге Сергеевне Александровой-Гейнс, которая была хорошо известна своей благотворительностью. Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс достойна того, чтобы сказать о ней несколько слов, воспользовавшись статьей о казанской благотворительнице, опубликованной в одиннадцатом номере журнала «Казань» за 2001 год. Она была единственной», — так написала об Александре Сергеевне ее автор — Галина Могильникова. Отец Ольги Сергеевны занимался торговлей чаем, а в 1850-х годах трижды был городским головой и председателем Общества содействия русской промышленности. Здание Гостиного двора в конце XIX века. Имея богатые капиталы, она постоянно делала пожертвования — на помощь малоимущим, православным и мусульманским общинам, детским приютам, была устроительницей и покровительницей общеобразовательных учреждений.
Владимир Микитюк - о купцах на «костотрясах» и бизнесменах нашего времени
Свои доли бизнеса продали бывшие собственники торговой сети «Купец» Олег Хан и Олег Сотников. Кто такие купцы определение. Иван Никифорович Дёмин являлся известным и уважаемым в Москве и столичной губернии человеком, купцом первой гильдии, крупным и успешным фабрикантом, а также попечителем уездных учреждений. КУПЕЦ, купца, муж. 1. Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю.
Купец на Руси
Смысл слова, что значит, что такое или кто такой(ая) купец? Купцы были одними из первых, кто использовал кредитование как форму финансирования своего бизнеса. Купцами становились те, кто получал гильдейские свидетельства.
Значение слова «купец»
Также узнаем про классификацию купцов в разные промежутки времени и особенности разных классов. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен. Если по-простому, купец на современный лад, как считает Никита, и мы его поддерживаем, — это социальный предприниматель. Подпишитесь на наши новости. Семья для купцов была не только личным делом – по ней складывалось представление о том, насколько ее глава влиятелен, тверд, авторитетен.
Купечество как предприниматели и элита местного общества
В частности, в 1878 году они участвовали во Всемирной выставке в Париже. Фурор, конечно, не произвели, но публика отдала должное их тканям. И в начале XX века такие два понятия как производство Коншиных и город Серпухов сделались, фактически, синонимами. Если вдруг изъять из города все то, что было создано этой купеческой династией, от Серпухова, как говорится, остались бы рожки да ножки. К тому времени в «Товарищество Коншиных» входили капиталы Кноппов, а также ведущих сотрудников фирмы. Электрическая станция фабрики Н.
Фото: humus. А коммерческим директором у Коншиных был легендарный Николай Александрович Второв — лучший на тот момент российский финансист, прозванный «русским Морганом». По версии журнала Forbes, опубликованной в 2005 году на основании архивных документов , он на начало XX века владел самым крупным состоянием в стране — более 60 млн золотых рублей. И не гнушался при этом работать на Коншиных. На четырех коншинских фабриках — прядильно-ткацкой, красильно-отделочной, ситценабивной и красильной были задействованы около 13 тысяч человек.
Имущество оценивалось в 24 миллиона рублей, а годовое производство — более чем в 45 миллионов. Коншинская ткацкая империя входил в тройку самых крупных хлопчатобумажных производств страны. Каждая серпуховская семья в той или иной степени имела отношение к Коншиным. Тем более, что кроме этих фабрик им принадлежали электростанция, литейный завод, кирпичный завод, химический завод на нем делали красители для тканей , всевозможные мастерские и еще много всякого разного по мелочи. Удивительна и социальная структура, которую Коншины сформировали за столетие.
Традиционными храмами, школами и аптеками дело не ограничивалось. Социальный пакет был настолько объемистым, что в него даже входили дома — каждый дом всего лишь на одну семью. Не в благодарности дело Кучер Коншиных Иван Могучий с лошадью на конюшне. Фото: all-photo. Сохранилась докладная записка, поданная в 1901 году старостой рабочего поселка В.
Вела она себя вызывающе дерзко». Знали Коншины об этом? Возможно, без подробностей, но знали. И прекрасно понимали ситуацию. Не дураки же они были, раз сумели развернуть такой мощный промышленный комплекс.
Но благодарности не ждали, продолжали раздавать дома и открывать аптеки. Делать добро, не ожидая благодарности — это же так естественно. Сложнее пришлось в забастовку 1905 года. Требования рабочих на всех предприятиях были достаточно дерзкими. И выполнить их, значит, фактически, встать на сторону смутьянов.
А это уже политика. Но серпуховские фабриканты даже здесь остались верны своим принципам человеколюбия. Перечень послаблений состоял из 17 пунктов.
Вокруг русских городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли, или, как тогда называли, «гостьбы», купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и другие тогдашние «промышленники». Места эти получали название погостов от слова «гостьба». Позже, уже после принятия христианства, в этих местах, как наиболее посещаемых, строились церкви и размещались кладбища.
Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь весы, меры , складывались товары, а также хранились торговые договоры. За это духовенство взимало с торговцев особую пошлину. Первый русский свод законов Русская Правда был пронизан духом купечества. Когда читаешь его статьи, то убеждаешься, что он мог возникнуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. Ключевский, — строго отличает отдачу имущества на хранение — «поклажу» от «займа», простой заем, одолжение по дружбе от отдачи денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный — от долгосрочного и, наконец, заем — от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда. Что такое торговый кредит и операции в кредит — хорошо известно Русской Правде.
Гости, иногородние или иноземные купцы, «запускали товар» за купцов туземных, т. Купец давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими городами или землями, «куны в куплю», на комиссию для закупки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу «куны в гостьбу», для оборота из барыша». Городские предприниматели, справедливо отмечает Ключевский, являлись то сотрудниками, то соперниками княжеской власти, что отражало их большую роль в обществе. Законодательство русское дорожило жизнью купца, за его голову полагался штраф вдвое больший, чем за голову простого человека 12 гривен и 5—6 гривен. Успешный рост купеческой деятельности в Древней Руси подтверждался развитием кредитных отношений. Новгородский купец Климята Климент , живший в к. XII — н.
XIII в. Климята был членом «купеческого ста» союз новгородских предпринимателей , занимался он преимущественно бортным промыслом и скотоводством. К концу жизни ему принадлежали четыре села с огородами. Перед смертью он составил духовную, в которой перечислял свыше десятка различного рода людей, связанных с ним предпринимательской деятельностью. Из перечня должников Климяты видно, что он выдавал также и «поральское серебро», за что взимались проценты в виде наклада. Деятельность Климяты была такова, что он не только предоставлял кредиты, но и брал их. Так, он завещал в уплату долга своим кредиторам Даниле и Воину два села.
Все свое состояние Климята завещал Новгородскому Юрьеву монастырю — типичный для того времени случай. Одним из самых характерных купеческих городов был Новгород Великий. Торговлей здесь жила большая часть населения, а купец считался главной фигурой, о которой складывались сказки и легенды. Типичный пример — новгородская былина о купце Садко. Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями, или компаниями, представлявшими из себя хорошо вооруженные отряды. Купеческих артелей в Новгороде насчитывалось десятки, в зависимости от товаров, которыми они промышляли, или местности, куда ходили торговать. Были, напр.
Самые основательные новгородские купцы объединялись в торгово-промышленную «ассоциацию», именуемую тогда «Иваново сто», имевшую свой центр около храма св. Иоанна Предтечи в Опоках. Здесь располагался общественный гостиный двор, где купцы складывали свои товары, а также находилась «гридница» большая палата , своего рода зал для проведения деловых совещаний. На общем собрании «Иваново сто» купцы выбирали старосту, который руководил делами этой «ассоциации», наблюдал за общественной кассой и оформлением деловых документов. Около церкви проходил торг, стояли специальные весы, при которых находились выборные присяжные чины, наблюдавшие за правильностью веса и торговли. За взвешивание, как и при продаже товара, взималась особая пошлина. Кроме больших весов возле церкви стояли и малые, служившие для взвешивания драгоценных металлов, слитки которых заменяли монеты.
Возникавшие между купцами и покупателями противоречия решались в специальном торговом суде, председателем которого был тысяцкий. Купцы, входившие в «Иваново сто», обладали большими привилегиями. В случае финансовых затруднений им предоставляли кредит или даже безвозмездную помощь. При опасных торговых операциях от «Иваново сто» можно было получить вооруженный отряд для охраны. Однако вступить в «Иваново сто» мог только очень состоятельный купец. Для этого в кассу «ассоциации» нужно было внести большой взнос — в 50 гривен — и, кроме того, безвозмездно пожертвовать в пользу церкви св. Иоанна в Опоках еще почти 30 гривен за эти деньги можно было купить стадо в 80 волов.
Зато, вступив в «Иваново сто», купец и его дети участие было наследственным сразу занимали почетное положение в городе и получали все связанные с этим привилегии. Большую взаимовыгодную торговлю новгородские купцы вели с Ганзейским союзом. Новгородские купцы скупали по всей России и продавали ганзейцам льняные ткани, выделанные кожи, смолу и воск высокого качества, хмель, строевой лес, мед, меха, хлеб. От ганзейцев новгородские купцы получали вино, металлы, соль, сафьян, перчатки, крашеную пряжу и разные предметы роскоши. Сильно развитая система купеческого предпринимательства вкупе с народным самоуправлением были главными условиями экономического процветания Древнего Новгорода, которое неоднократно отмечалось иностранными купцами и путешественниками. Кроме «Иваново сто» в русских городах существовали и другие профессиональные объединения купцов. Рядовичи сообща владели отведенной под лавки территорией, имели своих выборных старост, обладали особыми правами на сбыт своих товаров.
Чаще всего их центром была патрональная церковь в подвалах ее хранились товары , нередко им также предоставлялись даже судебные функции. Имущественное положение купцов было неравное. Самыми богатыми были «гости-сурожане» — купцы, торговавшие с Сурожем и другими городами Причерноморья. Состоятельными были и купцы суконного ряда —«суконники», торговавшие привозным с Запада сукном. В Москве патрональным храмом «гостей-сурожан» была церковь Иоанна Златоуста. Принадлежность к корпорации московских гостей обставлялась примерно теми же правилами, что и в новгородской «Иваново сто». Положение в этой корпорации было тоже наследственным.
Гости возглавляли купеческие караваны, отправлявшиеся в Крым. Уже в XV в. Тверской купец Афанасий Никитин в 1469 посещает Индию и, по сути дела, открывает ее для России. В эпоху Ивана Грозного символом русского купечества становится энергичная деятельность купцов Я.
Сумма сделки составила 1 млрд рублей. В 2013 году «Купец» в «Гринвиче» был закрыт и на его месте открылась «Гипербола».
Примерно так. Торговец — это тот, кто торгует на торжище. Попросту продавец. Так что же значит слово купец? Думаю, моя идея вам ясна. Купец, это тот, кто накапливает и объединяет материальные богатства. Но нажива как таковая не является конечной самоцелью. Цель купца — это материальное и духовное совершенствование себя, своей семьи в узком смысле и своего рода и народа в широком смысле через взаимодействие с материальными ресурсами. А это уже очень тяжёлый путь полный соблазнов. Это и ответственность, как за себя, так и за своих ближних и за свою державу. Ведь путешествовали русские купцы и в дальние заморские страны, где по ним судили обо всём нашем народе. Каждый поступок купца, каждое данное им слово, каждая заключенная сделка были наполнены глубоким осознанием ответственности за себя, своих работников, свою семью и свою державу. Ошибка при заключении сделки могла иметь фатальные последствия: разорение, обречение семьи на голод и бедное существование, позор перед коллегами и товарищами. Купец строил благосостояние державы, каждый в отдельности и все в совокупности. Сегодня иметь собственное дело, свой бизнес — это тяжелейший путь, вставая на который никто не защищён от рисков, непорядочных конкурентов, потерь и кидков. Нет никаких гарантий, что всё получится именно так, как задумано. Но желание иметь собственное дело, работать на себя рождается в человеке не просто так. И оно никак не связано с жадностью или алчностью, как некоторые несведующие могут подумать. Это росток воли, борющейся против оков окружающего мира, это крик одиночки, который заявляет, что он готов противостоять, бороться и побеждать. Многие идут к этому годами, ходят на работу с 9. Если купец давал слово, то он должен был его сдержать.
Значение слова «купец»
Под знаком Купца (Андрей Матвеев 77) / Проза.ру | При получении документов на торговлю купец сам определял, к какой гильдии себя отнести. |
Иван Дёмин — купец, фабрикант, попечитель | Чтобы «купец», «коммерсант», «бизнесмен» стали уважаемыми понятиями, для начала нужно избавиться от традиционного презрительного отношения к тем соотечественникам, кто добился благосостояния большего, чем остальные. |
Выпуск 58. Российское купечество | При получении документов на торговлю купец сам определял, к какой гильдии себя отнести. |
Что означает купец. Кто такие купцы
- Игорь Купец – Telegram
- Под знаком Купца
- Торговля в Древней Руси (18+)
- Купец-практик: характеристики и обязанности
- Значение слова КУПЕЦ
Значение слова «Купец»
Профессия купца известна ещё в Древней Руси, в IX—XIII веках на первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах и прочее бла-бла-бла. по названию волости. В рамках проекта «Честное слово купца», который реализуется командой Музея костромского купца при поддержке Фонда президентских грантов, молодежь региона знакомится с деятельностью, бытом и укладом жизни известных костромских купцов. Купец – это предприниматель, занимающийся коммерческой деятельностью, в основном связанной с куплей-продажей товаров.