Новости кто написал преступление и наказание автор

Читать бесплатно онлайн книгу «Преступление и наказание» полностью, автора Федора Достоевского, ISBN: 9785170438556, в электронной библиотеке

Семь фактов об истории создания "Преступления и наказания" Достоевского

Любопытно, что сам Ленин не любил творчество Достоевского, к примеру, называя «Преступление и наказание» «морализирующей блевотиной». 1044 предложения - низкие цены, быстрая доставка от 1-2 часов, возможность оплаты в рассрочку для части товаров, кешбэк Яндекс Плюс - Яндекс Маркет. 155 лет назад великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский приступил к работе над новой книгой, которую назвал «Преступление и наказание».

"Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский

Сарджент экранизировал «Преступление и наказание» довольно близко к тексту, правда, не обошлось при этом без традиционной «развесистой клюквы». Необычную трактовку романа предложили в 2016 году авторы рок-оперы «Преступление и наказание». Роман "Преступление и наказание" был создан Фёдором Достоевским под влиянием его сложного опыта, включая каторжную ссылку в Омске. Необычную трактовку романа предложили в 2016 году авторы рок-оперы «Преступление и наказание». О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам Условия использования Конфиденциальность Правила и безопасность Как работает YouTube Тестирование новых функций. Несомненно, Книга "Преступление и наказание", написанная Ф. Достоевским своим глубоким смыслом наводит читателя на определенные размышления.

Ф. М. Достоевский - Преступление и наказание

И вот здесь, на каторге, тяжело болея, он задумал писать роман о преступлении и наказании. Однако тяжелые каторжные работы и серьезная болезнь не давали возможности приступить к его написанию. Однако начать его писать автор смог гораздо позже. Между замыслом и его воплощением родились на свет «Записки из подполья», «Униженные и оскорбленные», «Записки из мертвого дома». Многие темы из этих произведений, проблемы общества, описанные в них, нашли свое место в «Преступлении и наказании». Между мечтой и реальностью После возвращения из Омска материальное положение Достоевского оставляет желать лучшего, ухудшаясь с каждым днем. А написание огромного проблемно-психологического романа требовало времени.

Пытаясь хоть немного заработать, писатель предложил редактору журнала «Отечественные записки» опубликовать небольшой роман «Пьяненькие». Автор хотел привлечь к пьянству внимание общества. Сюжет должен был быть связан с семьей Мармеладовых. Глава семьи, бывший чиновник, уволенный со службы, спивается, а вся семья страдает. Однако редактор настоял на других условиях: Достоевский за мизерную плату продал все права на публикацию полного собрания своих сочинений. В соответствии с требованиями редакции автор начинает писать роман, который должен быть сдан в самые короткие сроки.

Так практически внезапно писатель начал работать над романом «Преступление и наказание».

Да и кроме того, чтоб обознать какого бы то ни было человека, нужно относиться к нему постепенно и осторожно, чтобы не впасть в ошибку и предубеждение, которые весьма трудно после исправить и загладить. А Петр Петрович, по крайней мере по многим признакам, человек весьма почтенный. В первый же свой визит он объявил нам, что он человек положительный, но во многом разделяет, как он сам выразился, «убеждения новейших поколений наших» и враг всех предрассудков.

Многое и еще он говорил, потому что несколько как бы тщеславен и очень любит, чтоб его слушали, но ведь это почти не порок. Я, разумеется, мало поняла, но Дуня объяснила мне, что он человек хотя и небольшого образования, но умный и, кажется, добрый. Ты знаешь характер сестры твоей, Родя. Это девушка твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем, что я хорошо в ней изучила.

Конечно, ни с ее, ни с его стороны особенной любви тут нет, но Дуня, кроме того что девушка умная, — в то же время и существо благородное, как ангел, и за долг поставит себе составить счастье мужа, который в свою очередь стал бы заботиться о ее счастии, а в последнем мы не имеем, покамест, больших причин сомневаться, хотя и скоренько, признаться, сделалось дело. К тому же он человек очень расчетливый и, конечно, сам увидит, что его собственное супружеское счастье будет тем вернее, чем Дунечка будет за ним счастливее. А что там какие-нибудь неровности в характере, какие-нибудь старые привычки и даже некоторое несогласие в мыслях чего и в самых счастливых супружествах обойти нельзя , то на этот счет Дунечка сама мне сказала, что она на себя надеется; что беспокоиться тут нечего и что она многое может перенести, под условием если дальнейшие отношения будут честные и справедливые. Он, например, и мне показался сначала как бы резким; но ведь это может происходить именно оттого, что он прямодушный человек, и непременно так.

Например, при втором визите, уже получив согласие, в разговоре он выразился, что уж и прежде, не зная Дуни, положил взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение; потому, как объяснил он, что муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля. Прибавлю, что он выразился несколько мягче и ласковее, чем я написала, потому что я забыла настоящее выражение, а помню одну только мысль, и, кроме того, сказал он это отнюдь не преднамеренно, а, очевидно, проговорившись, в пылу разговора, так что даже старался потом поправиться и смягчить; но мне все-таки показалось это немного как бы резко, и я сообщила потом Дуне. Но Дуня даже с досадой отвечала мне, что «слова еще не дело», и это, конечно, справедливо. Пред тем, как решиться, Дунечка не спала всю ночь и, полагая, что я уже сплю, встала с постели и всю ночь ходила взад и вперед по комнате; наконец стала на колени и долго и горячо молилась перед образом, а наутро объявила мне, что она решилась.

Я уже упомянула, что Петр Петрович отправляется теперь в Петербург. У него там большие дела, и он хочет открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору. Он давно уже занимается хождением по разным искам и тяжбам и на днях только что выиграл одну значительную тяжбу. В Петербург же ему и потому необходимо, что там у него одно значительное дело в сенате.

Таким образом, милый Родя, он и тебе может быть весьма полезен, даже во всем, и мы с Дуней уже положили, что ты, даже с теперешнего же дня, мог бы определенно начать свою будущую карьеру и считать участь свою уже ясно определившеюся. О если б это осуществилось! Это была бы такая выгода, что надо считать ее не иначе, как прямою к нам милостию вседержителя. Дуня только и мечтает об этом.

Мы уже рискнули сказать несколько слов на этот счет Петру Петровичу. Он выразился осторожно и сказал, что, конечно, так как ему без секретаря обойтись нельзя, то, разумеется, лучше платить жалованье родственнику, чем чужому, если только тот окажется способным к должности еще бы ты-то не оказался способен! На этот раз тем дело и кончилось, но Дуня ни о чем, кроме этого, теперь и не думает. Она теперь, уже несколько дней, просто в каком-то жару и составила уже целый проект о том, что впоследствии ты можешь быть товарищем и даже компанионом Петра Петровича по его тяжебным занятиям, тем более что ты сам на юридическом факультете.

Я, Родя, вполне с нею согласна и разделяю все ее планы и надежды, видя в них полную вероятность; и, несмотря на теперешнюю, весьма объясняемую уклончивость Петра Петровича потому что он тебя еще не знает , Дуня твердо уверена, что достигнет всего своим добрым влиянием на будущего своего мужа, и в этом она уверена. Уж конечно, мы остереглись проговориться Петру Петровичу хоть о чем-нибудь из этих дальнейших мечтаний наших и, главное, о том, что ты будешь его компанионом. Он человек положительный и, пожалуй, принял бы очень сухо, так как всё это показалось бы ему одними только мечтаниями. Равным образом ни я, ни Дуня ни полслова еще не говорили с ним о крепкой надежде нашей, что он поможет нам способствовать тебе деньгами, пока ты в университете; потому не говорили, что, во-первых, это и само собой сделается впоследствии, и он, наверно, без лишних слов, сам предложит еще бы он в этом-то отказал Дунечке тем скорее, что ты и сам можешь стать его правою рукой по конторе и получать эту помощь не в виде благодеяния, а в виде заслуженного тобою жалованья.

Так хочет устроить Дунечка, и я с нею вполне согласна. Во-вторых же, потому не говорили, что мне особенно хотелось поставить тебя с ним, при предстоящей теперешней встрече нашей, на ровной ноге. Когда Дуня говорила ему о тебе с восторгом, он отвечал, что всякого человека нужно сначала осмотреть самому и поближе, чтоб о нем судить, и что он сам предоставляет себе, познакомясь с тобой, составить о тебе свое мнение. Знаешь что, бесценный мой Родя, мне кажется, по некоторым соображениям впрочем, отнюдь не относящимся к Петру Петровичу, а так, по некоторым моим собственным, личным, даже, может быть, старушечьим, бабьим капризам , — мне кажется, что я, может быть, лучше сделаю, если буду жить после их брака особо, как и теперь живу, а не вместе с ними.

Я уверена вполне, что он будет так благороден и деликатен, что сам пригласит меня и предложит мне не разлучаться более с дочерью, и если еще не говорил до сих пор, то, разумеется, потому что и без слов так предполагается; но я откажусь. Я замечала в жизни не раз, что тещи не очень-то бывают мужьям по сердцу, а я не только не хочу быть хоть кому-нибудь даже в малейшую тягость, но и сама хочу быть вполне свободною, покамест у меня хоть какой-нибудь свой кусок да такие дети, как ты и Дунечка. Если возможно, то поселюсь подле вас обоих, потому что, Родя, самое-то приятное я приберегла к концу письма: узнай же, милый друг мой, что, может быть, очень скоро мы сойдемся все вместе опять и обнимемся все трое после почти трехлетней разлуки! Уже наверно решено, что я и Дуня выезжаем в Петербург, когда именно, не знаю, но, во всяком случае, очень, очень скоро, даже, может быть, через неделю.

Всё зависит от распоряжений Петра Петровича, который, как только осмотрится в Петербурге, тотчас же и даст нам знать. Ему хочется, по некоторым расчетам, как можно поспешить церемонией брака и даже, если возможно будет, сыграть свадьбу в теперешний же мясоед, а если не удастся, по краткости срока, то тотчас же после госпожинок 23. О, с каким счастьем прижму я тебя к моему сердцу! Дуня вся в волнении от радости свидания с тобой, и сказала раз, в шутку, что уже из этого одного пошла бы за Петра Петровича.

Ангел она! Она теперь ничего тебе не приписывает, а велела только мне написать, что ей так много надо говорить с тобой, так много, что теперь у ней и рука не поднимается взяться за перо, потому что в нескольких строках ничего не напишешь, а только себя расстроишь; велела же тебя обнять крепче и переслать тебе бессчетно поцелуев. Но, несмотря на то, что мы, может быть, очень скоро сами сойдемся лично, я все-таки тебе на днях вышлю денег, сколько могу больше. Теперь, как узнали все, что Дунечка выходит за Петра Петровича, и мой кредит вдруг увеличился, и я наверно знаю, что Афанасий Иванович поверит мне теперь, в счет пенсиона, даже до семидесяти пяти рублей, так что я тебе, может быть, рублей двадцать пять или даже тридцать пришлю.

Прислала бы и больше, но боюсь за наши расходы дорожные; и хотя Петр Петрович был так добр, что взял на себя часть издержек по нашему проезду в столицу, а именно, сам вызвался, на свой счет, доставить нашу поклажу и большой сундук как-то у него там через знакомых , но все-таки нам надо рассчитывать и на приезд в Петербург, в который нельзя показаться без гроша, хоть на первые дни. Мы, впрочем, уже всё рассчитали с Дунечкой до точности, и вышло, что дорога возьмет немного. До железной дороги от нас всего только девяносто верст, и мы уже, на всякий случай, сговорились с одним знакомым нам мужичком-извозчиком; а там мы с Дунечкой преблагополучно прокатимся в третьем классе. Так что, может быть, я тебе не двадцать пять, а, наверно, тридцать рублей изловчусь выслать.

Но довольно; два листа кругом уписала, и места уж больше не остается; целая наша история; ну да и происшествий-то сколько накопилось! А теперь, бесценный мой Родя, обнимаю тебя до близкого свидания нашего и благословляю тебя материнским благословением моим. Люби Дуню, свою сестру, Родя; люби так, как она тебя любит, и знай, что она тебя беспредельно, больше себя самой любит. Она ангел, а ты, Родя, ты у нас всё — вся надежда наша и всё упование.

Был бы только ты счастлив, и мы будем счастливы. Молишься ли ты Богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость творца и искупителя нашего? Боюсь я, в сердце своем, не посетило ли и тебя новейшее модное безверие? Если так, то я за тебя молюсь.

Вспомни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы! Прощай, или, лучше, до свидания! Обнимаю тебя крепко-крепко и целую бессчетно. Твоя до гроба Пульхерия Раскольникова.

Почти всё время как читал Раскольников, с самого начала письма, лицо его было мокро от слез; но когда он кончил, оно было бледно, искривлено судорогой, и тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам. Он прилег головой на свою тощую и затасканную подушку и думал, долго думал. Сильно билось его сердце, и сильно волновались его мысли. Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук.

Взор и мысль просили простору. Он схватил шляпу и вышел, на этот раз уже не опасаясь с кем-нибудь встретиться на лестнице; забыл он об этом. Путь же взял он по направлению к Васильевскому острову через В—й проспект 24 , как будто торопясь туда за делом, но, по обыкновению своему, шел, не замечая дороги, шепча про себя и даже говоря вслух с собою, чем очень удивлял прохожих. Многие принимали его за пьяного.

IV Письмо матери его измучило. Но относительно главнейшего, капитального пункта сомнений в нем не было ни на минуту, даже в то еще время, как он читал письмо. Главнейшая суть дела была решена в его голове и решена окончательно: «Не бывать этому браку, пока я жив, и к черту господина Лужина! И еще извиняются, что моего совета не попросили и без меня дело решили!

Еще бы! Думают, что теперь уж и разорвать нельзя; а посмотрим, льзя или нельзя! Нет, Дунечка, всё вижу и знаю, о чем ты со мной много-то говорить собираешься; знаю и то, о чем ты всю ночь продумала, ходя по комнате, и о чем молилась перед Казанскою божией матерью, которая у мамаши в спальне стоит. На Голгофу-то тяжело всходить.

Это кажется всего великолепнее! И эта же Дунечка за это же кажется замуж идет!.. Просто ли для характеристики лица или с дальнейшею целью: задобрить меня в пользу господина Лужина? О хитрые!

Любопытно бы разъяснить еще одно обстоятельство: до какой степени они обе были откровенны друг с дружкой, в тот день и в ту ночь, и во всё последующее время? Все ли слова между ними были прямо произнесены, или обе поняли, что у той и у другой одно в сердце и в мыслях, так уж нечего вслух-то всего выговаривать да напрасно проговариваться. Вероятно, оно так отчасти и было; по письму видно: мамаше он показался резок, немножко, а наивная мамаша и полезла к Дуне с своими замечаниями. Кого не взбесит, когда дело понятно и без наивных вопросов и когда решено, что уж нечего говорить.

Ну как же не добрый? А они-то обе, невеста и мать, мужичка подряжают, в телеге, рогожею крытой я ведь так езжал! И благоразумно: по одежке протягивай ножки; да вы-то, господин Лужин, чего же? Ведь это ваша невеста… И не могли же вы не знать, что мать под свой пенсион на дорогу вперед занимает?

Конечно, тут у вас общий коммерческий оборот, предприятие на обоюдных выгодах и на равных паях, значит, и расходы пополам; хлеб-соль вместе, а табачок врозь, по пословице. Да и тут деловой-то человек их поднадул немножко: поклажа-то стоит дешевле ихнего проезда, а пожалуй, что и задаром пойдет. Что ж они обе не видят, что ль, этого аль нарочно не замечают? И ведь довольны, довольны!

И как подумать, что это только цветочки, а настоящие фрукты впереди! Ведь тут что важно: тут не скупость, не скалдырничество важно, а тон всего этого. Ведь это будущий тон после брака, пророчество… Да и мамаша-то чего ж, однако, кутит? С чем она в Петербург-то явится?

Чем же жить-то в Петербурге она надеется потом-то? Ведь она уже по каким-то причинам успела догадаться, что ей с Дуней нельзя будет вместе жить после брака, даже и в первое время? Что ж она, на кого же надеется: на сто двадцать рублей пенсиона, с вычетом на долг Афанасию Ивановичу? Косыночки она там зимние вяжет, да нарукавнички вышивает, глаза свои старые портит.

Да ведь косыночки всего только двадцать рублей в год прибавляют к ста двадцати-то рублям, это мне известно. Держи карман! И так-то вот всегда у этих шиллеровских прекрасных душ бывает: до последнего момента рядят человека в павлиные перья, до последнего момента на добро, а не на худо надеются; и хоть предчувствуют оборот медали, но ни за что себе заранее настоящего слова не выговорят; коробит их от одного помышления; обеими руками от правды отмахиваются, до тех самых пор, пока разукрашенный человек им собственноручно нос не налепит. А любопытно, есть ли у господина Лужина ордена; об заклад бьюсь, что Анна в петлице есть и что он ее на обеды у подрядчиков и у купцов надевает.

Пожалуй, и на свадьбу свою наденет! А впрочем, черт с ним!.. Дунечка, милая, ведь я знаю вас! Ведь вам уже двадцатый год был тогда, как последний-то раз мы виделись: характер-то ваш я уже понял.

Это я знал-с. Уж когда господина Свидригайлова, со всеми последствиями, может снести, значит, действительно, многое может снести. А теперь вот вообразили, вместе с мамашей, что и господина Лужина можно снести, излагающего теорию о преимуществе жен, взятых из нищеты и облагодетельствованных мужьями, да еще излагающего чуть не при первом свидании. Ведь ей человек-то ясен, а ведь жить-то с человеком.

Ведь она хлеб черный один будет есть да водой запивать, а уж душу свою не продаст, а уж нравственную свободу свою не отдаст за комфорт; за весь Шлезвиг-Гольштейн не отдаст 25 , не то что за господина Лужина. Нет, Дуня не та была, сколько я знал, и… ну да уж, конечно, не изменилась и теперь!.. Что говорить! Тяжелы Свидригайловы!

Тяжело за двести рублей всю жизнь в гувернантках по губерниям шляться, но я все-таки знаю, что сестра моя скорее в негры пойдет к плантатору 26 или в латыши к остзейскому немцу 27 , чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает и с которым ей нечего делать, — навеки, из одной своей личной выгоды! И будь даже господин Лужин весь из одного чистейшего золота или из цельного бриллианта, и тогда не согласится стать законною наложницей господина Лужина! Почему же теперь соглашается? В чем же штука-то?

В чем же разгадка-то? Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст! Вот в чем вся наша штука-то и состоит: за брата, за мать продаст!

Всё продаст! О, тут мы, при случае, и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, всё, всё на толкучий рынок снесем. Пропадай жизнь! Только бы эти возлюбленные существа наши были счастливы.

Мало того, свою собственную казуистику выдумаем, у иезуитов научимся и на время, пожалуй, и себя самих успокоим, убедим себя, что так надо, действительно надо для доброй цели. Таковы-то мы и есть, и всё ясно как день. Ясно, что тут не кто иной, как Родион Романович Раскольников в ходу и на первом плане стоит. Ну как же-с, счастье его может устроить, в университете содержать, компанионом сделать в конторе, всю судьбу его обеспечить; пожалуй, богачом впоследствии будет, почетным, уважаемым, а может быть, даже славным человеком окончит жизнь!

А мать? Да ведь тут Родя, бесценный Родя, первенец! Ну как для такого первенца хотя бы и такою дочерью не пожертвовать! О милые и несправедливые сердца!

Да чего: тут мы и от Сонечкина жребия, пожалуй что, не откажемся! Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит! Жертву-то, жертву-то обе вы измерили ли вполне? Так ли?

Под силу ли? В пользу ли? Разумно ли? Знаете ли вы, Дунечка, что Сонечкин жребий ничем не сквернее жребия с господином Лужиным?

А что, если, кроме любви-то, и уважения не может быть, а напротив, уже есть отвращение, презрение, омерзение, что же тогда? Не так, что ли? Понимаете ли, понимаете ли вы, что значит сия чистота? Понимаете ли вы, что лужинская чистота всё равно, что и Сонечкина чистота, а может быть, даже и хуже, гаже, подлее, потому что у вас, Дунечка, все-таки на излишек комфорта расчет, а там просто-запросто о голодной смерти дело идет!

Скорби-то сколько, грусти, проклятий, слез-то, скрываемых ото всех, сколько, потому что не Марфа же вы Петровна? А с матерью что тогда будет? Ведь она уж и теперь неспокойна, мучается; а тогда, когда всё ясно увидит? А со мной?..

Да что же вы в самом деле обо мне-то подумали? Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать! Не принимаю!

А что же ты сделаешь, чтоб этому не бывать? А право какое имеешь? Что ты им можешь обещать в свою очередь, чтобы право такое иметь? Всю судьбу свою, всю будущность им посвятить, когда кончишь курс и место достанешь?

Слышали мы это, да ведь это буки, а теперь? Ведь тут надо теперь же что-нибудь сделать, понимаешь ты это? А ты что теперь делаешь? Обираешь их же.

Ведь деньги-то им под сторублевый пенсион да под господ Свидригайловых под заклад достаются! От Свидригайловых-то, от Афанасия-то Ивановича Вахрушина чем ты их убережешь, миллионер будущий, Зевес, их судьбою располагающий? Через десять-то лет? Да в десять-то лет мать успеет ослепнуть от косынок, а пожалуй что и от слез; от поста исчахнет; а сестра?

Ну, придумай-ка, что может быть с сестрой через десять лет али в эти десять лет? Впрочем, все эти вопросы были не новые, не внезапные, а старые, наболевшие, давнишние. Давно уже как они начали его терзать и истерзали ему сердце. Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения.

Теперь же письмо матери вдруг как громом в него ударило. Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или… «Или отказаться от жизни совсем! Но вздрогнул он не оттого, что пронеслась эта мысль.

Он ведь знал, он предчувствовал, что она непременно «пронесется», и уже ждал ее; да и мысль эта была совсем не вчерашняя. Но разница была в том, что месяц назад, и даже вчера еще, она была только мечтой, а теперь… теперь явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом ему виде, и он вдруг сам сознал это… Ему стукнуло в голову, и потемнело в глазах. Он поспешно огляделся, он искал чего-то. Ему хотелось сесть, и он искал скамейку; проходил же он тогда по К—му бульвару 28.

Скамейка виднелась впереди, шагах во ста. Он пошел сколько мог поскорее; но на пути случилось с ним одно маленькое приключение, которое на несколько минут привлекло к себе всё его внимание. Выглядывая скамейку, он заметил впереди себя, шагах в двадцати, идущую женщину, но сначала не остановил на ней никакого внимания, как и на всех мелькавших до сих пор перед ним предметах. Ему уже много раз случалось проходить, например, домой и совершенно не помнить дороги, по которой он шел, и он уже привык так ходить.

Но в идущей женщине было что-то такое странное и, с первого же взгляда, бросающееся в глаза, что мало-помалу внимание его начало к ней приковываться — сначала нехотя и как бы с досадой, а потом всё крепче и крепче. Ему вдруг захотелось понять, что именно в этой женщине такого странного? Во-первых, она, должно быть, девушка очень молоденькая, шла по такому зною простоволосая, без зонтика и без перчаток, как-то смешно размахивая руками. На ней было шелковое, из легкой материи «матерчатое» платьице, но тоже как-то очень чудно надетое, едва застегнутое и сзади у талии, в самом начале юбки, разорванное; целый клок отставал и висел болтаясь.

Маленькая косыночка была накинута на обнаженную шею, но торчала как-то криво и боком. К довершению, девушка шла нетвердо, спотыкаясь и даже шатаясь во все стороны. Эта встреча возбудила, наконец, всё внимание Раскольникова. Он сошелся с девушкой у самой скамейки, но, дойдя до скамьи, она так и повалилась на нее, в угол, закинула на спинку скамейки голову и закрыла глаза, по-видимому от чрезвычайного утомления.

Вглядевшись в нее, он тотчас же догадался, что она совсем была пьяна. Странно и дико было смотреть на такое явление. Он даже подумал, не ошибается ли он. Пред ним было чрезвычайно молоденькое личико, лет шестнадцати, даже, может быть, только пятнадцати, — маленькое, белокуренькое, хорошенькое, но всё разгоревшееся и как будто припухшее.

Девушка, кажется, очень мало уж понимала; одну ногу заложила за другую, причем выставила ее гораздо больше, чем следовало, и, по всем признакам, очень плохо сознавала, что она на улице. Раскольников не сел и уйти не хотел, а стоял перед нею в недоумении. Этот бульвар и всегда стоит пустынный, теперь же, во втором часу и в такой зной, никого почти не было. И однако ж в стороне, шагах в пятнадцати, на краю бульвара, остановился один господин, которому, по всему видно было, очень бы хотелось тоже подойти к девочке с какими-то целями.

Он тоже, вероятно, увидел ее издали и догонял, но ему помешал Раскольников. Он бросал на него злобные взгляды, стараясь, впрочем, чтобы тот их не заметил, и нетерпеливо ожидал своей очереди, когда досадный оборванец уйдет. Дело было понятное. Господин этот был лет тридцати, плотный, жирный, кровь с молоком, с розовыми губами и с усиками, и очень щеголевато одетый.

Раскольников ужасно разозлился; ему вдруг захотелось как-нибудь оскорбить этого жирного франта. Он на минуту оставил девочку и подошел к господину. И он взмахнул хлыстом. Раскольников бросился на него с кулаками, не рассчитав даже и того, что плотный господин мог управиться и с двумя такими, как он.

Но в эту минуту кто-то крепко схватил его сзади, между ними стал городовой. Вам чего надо? Кто таков? Раскольников посмотрел на него внимательно.

Это было бравое солдатское лицо с седыми усами и бакенами и с толковым взглядом. Вернее же всего где-нибудь напоили и обманули… в первый раз… понимаете? Посмотрите, как разорвано платье, посмотрите, как оно надето: ведь ее одевали, а не сама она одевалась, да и одевали-то неумелые руки, мужские. Это видно.

А вот теперь смотрите сюда: этот франт, с которым я сейчас драться хотел, мне незнаком, первый раз вижу; но он ее тоже отметил дорогой, сейчас, пьяную-то, себя-то не помнящую, и ему ужасно теперь хочется подойти и перехватить ее, — так как она в таком состоянии, — завезти куда-нибудь… И уж это наверно так: уж поверьте, что я не ошибаюсь. Я сам видел, как он за нею наблюдал и следил, только я ему помешал, и он теперь всё ждет, когда я уйду. Вон он теперь отошел маленько, стоит, будто папироску свертывает… 30 Как бы нам ему не дать? Как бы нам ее домой отправить, — подумайте-ка!

Городовой мигом всё понял и сообразил. Толстый господин был, конечно, понятен, оставалась девочка. Служивый нагнулся над нею разглядеть поближе, и искреннее сострадание изобразилось в его чертах. Обманули, это как раз.

Послушайте, сударыня, — начал он звать ее, — где изволите проживать? Только бы адрес-то нам узнать! Куда прикажете? Где изволите квартировать?

Ах, стыдно-то как, барышня, стыд-то какой! Странен, верно, и он ему показался: в таких лохмотьях, а сам деньги выдает! Как до скамейки дошла, так и повалилась. Этакая немудреная, и уж пьяная!

Обманули, это как есть! Вон и платьице ихнее разорвано… Ах как разврат-то ноне пошел!.. А пожалуй, что из благородных будет, из бедных каких… Ноне много таких пошло. По виду-то как бы из нежных, словно ведь барышня, — и он опять нагнулся над ней.

Может, и у него росли такие же дочки — «словно как барышни и из нежных», с замашками благовоспитанных и со всяким перенятым уже модничаньем… — Главное, — хлопотал Раскольников, — вот этому подлецу как бы не дать! Ну что ж он еще над ней надругается! Наизусть видно, чего ему хочется; ишь подлец, не отходит!

Однажды сам Достоевский во время прогулки показал жене этот двор с камнем. По словам исследователей, дом, в котором жил Раскольников в своей "каморке", тоже реально существовал. Более того, согласно данным ученых, Достоевский не просто знал этот дом, а некоторое время сам жил в "доме Раскольникова". Согласно одному из ранних замыслов Достоевского, Раскольников мог покончить жизнь самоубийством в конце романа. Однако в окончательной версии Родион Раскольников остается жив и отправляется на каторгу. В начале XIX века за тяжкие преступления применялись в основном телесные наказания например, публичная порка , но во времена Достоевского нравы смягчились.

Убийц стали отправлять в Сибирь, иногда на каторгу. Раскольников получил всего 8 лет, к тому же относился к каторжникам второго разряда, которые работали не в рудниках, а в самой крепости. Именно так отбывал свою ссылку сам Достоевский. Исходя из этого, можно сказать, что Раскольников получил легкое наказание. Соня Мармеладова является олицетворением идей Достоевского о всепрощении, вере в добро, смирении и человеколюбии. Жёлтый — ключевой цвет в романе: жёлтые обои, картинные рамы и мебель в квартире Алёны Ивановны, «жёлтенькая» каморка Раскольникова, оформленный в жёлтых оттенках гостиничный номер Свидригайлова, жёлтый билет Сони хотя здесь, скорее, совпадение — всё это создаёт давящую неприятную напряжённую атмосферу. Как-то Достоевский признался, что в его жизни имел место случай не совсем приглядный, но занятный с точки зрения его творчества.

Мы видим сразу же узнаваемых персонажей, только в жесткой раскадровке. Мы понимаем, что разночтений романа о преступлении и наказании между японцами и нами нет.

Есть интерпретация, но разве многочисленные инсценировки романа у нас не были вариантами трактовок содержания и финала этого вполне загадочного произведения? К тому же сценическое решение Миуры-сана содержит столько приязни к русской культуре, что мы готовы принять ее тонко и точно увиденные знаки: петербургский брандмауэр задника; назойливые крики чаек в многократно повторяемых актерами как затакты реплик «а», «о»; колокольные звоны из глубины петербургских пространств; брожение на Сенной, на Гороховой, на Столярном, - словом везде, где бродил Родион Романович Раскольников. Хотя занята в спектакле не большая массовка, а всего-то чуть больше десятка актеров. О режиссере: Мотои Миура — театральный режиссер из Киото, известный далеко за пределами Японии прежде всего постановками чеховских пьес. Российские зрители могли видеть его «Чайку», «Вишневый сад», «Дядю Ваню» и «Три сестры» во время гастролей японского театра «Читен». И первая в истории БДТ постановка японского режиссера. В сотрудничестве с театром «Читэн» Миура отошел от японской традиции самостоятельного написания пьес режиссером, обратившись к европейской и русской драматургии и литературе — к текстам Йона Фоссе, Дэвида Хэрроуара, Франца Кафки, Антона Чехова, Федора Достоевского. Отзывы зрителей: «Это оригинальный микс японского театра и русского. Где русские актеры существуют по правилам японского, в жестком рисунке, четком ритме и достаточно активном темпе.

Вообще, это был интересный опыт, слияние театральных культур, систем, приемов, философии. Очень интересное получилось звуковое сопровождение, где текст, слово и есть музыка спектакля».

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание" — 1866 г

Читать бесплатно онлайн книгу «Преступление и наказание» полностью, автора Федора Достоевского, ISBN: 9785170438556, в электронной библиотеке Первоначально Достоевский задумал написать «Преступление и наказание» в форме исповеди Раскольникова. «Преступление и наказание» – роман великого русского писателя, мыслителя, философа и публициста Федора Михайловича Достоевского (1821-1881). Преступление и наказание автор Федор Достоевский читает Борис Улитин. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. В черновиках «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевский под словами «идея романа» записал: «Человек не родится для счастья.

Ф. М. Достоевский - Преступление и наказание

Другого такого примера не знаю. На Войну и Мир не решусь, видимо, никогда. А сейчас Достоевский один из любимых писателей. Прочитано, все что можно и не один раз. Правдоподобное изображение автором всех чудовищных жизненный передряг в романе, побуждали сопереживать, злиться, участвовать... Мозги у меня превратились в мурашей, которые носятся как оглашенные и не могут вернуться в реальный мир, и это притом, что прослушивание прерывала для спокойного осмысления. Чтецу особенная благодарность, очень понравилась подача текста!!!

Все его произведения, включая этот нашумевший роман, были адаптированы для кино, телевидения и театра.

Сюжет, кратко Список персонажей Темы Сюжет, кратко «Преступление и наказание» рассказывает историю Родиона Раскольникова, бывшего петербургского студента, который планирует и осуществляет убийство старухи-процентщицы и её сводной сестры. Борясь со своим чувством вины и рационализаторством, он встречает Соню, молодую женщину, вынужденную заниматься проституцией, и в конце концов сдаётся полиции, обретя искупление через признание вины и каторгу. Бедный, параноидальный молодой студент Родион Романович Раскольников убеждает себя в том, что он необыкновенный. Он разрабатывает теорию, согласно которой самым необыкновенным людям в мире должно быть позволено совершать любые преступления во имя всеобщего блага человечества. Раскольников живёт в крошечной квартирке, тратит те небольшие деньги, которые у него есть, на странные, альтруистические цели и замышляет какое-то таинственное, ужасное деяние, которое докажет его превосходство. Наконец, Раскольников решает проверить свою теорию. Он убивает старуху-процентщицу Алёну Ивановну, которую считает пиявкой для общества.

Он также убивает безобидную сводную сестру процентщицы, Лизавету, которая неожиданно вторгается на место убийства. Раскольников сбегает с места преступления, но вскоре заболевает лихорадкой и проводит несколько дней без сознания в своей крошечной квартирке. Когда Раскольников приходит в себя, он думает о том, что его сестра Дуня Авдотья Романовна собирается выйти замуж за напыщенного, богатого человека, Петра Петровича Лужина. Раскольников в ярости, считая, что Дуня жертвует своим счастьем ради него. Когда Лужин приезжает к Раскольникову в Петербург, Родион вспыхивает от гнева и бросает оскорбления своему будущему шурину. Раскольников поднимается с больничной койки и тайком уходит. Каждый день после убийства он лихорадочно читает газеты.

Когда он, прибыв по повестке в отделение, встречается с полицейским, он почти признаётся в преступлениях — и его безумные разглагольствования вызывают подозрения в полицейском управлении. В полицию его вызвали из-за долгов за квартиру. Раскольников выбегает из полицейского участка и видит, что его собутыльник, приказчик Мармеладов, лежит на улице, раздавленный экипажем. Родион Раскольников познакомился с Семёном Захаровичем Мармеладовым ранее в трактире. Мармеладова несут в маленькую квартиру, которую он делит с семьёй. Сочувствуя скорбящей семье, особенно дочери-подростку Мармеладова Соне, Раскольников оставляет все свои деньги, чтобы оплатить похороны. Раскольников с удивлением обнаруживает на пороге дома мать Пульхерию Александровну Раскольникову и сестру Авдотью Романовну.

Они приехали, чтобы подготовить свадьбу Дуни с Лужиным. Разгневанный, Родион запрещает сестре выходить замуж за Лужина. Его внебрачная связь с Дуней вызвала скандал, который едва не разрушил её репутацию в провинции. Теперь, когда жена Свидригайлова мертва, он приехал в Петербург в надежде соблазнить Дуню. Воспоминания об убийствах мучают Раскольникова. Узнав, что местный полицейский судья Порфирий Петрович начал допрашивать всех клиентов скупки, Раскольников просит вернуть ему его собственные заложенные вещи. Его странный разговор с Порфирием только усиливает подозрения.

После этого, готовясь к похоронам Мармеладова, Раскольников и Соня Мармеладова готовят разговор о религии и нравственности. Раскольников жалеет Софью Семёновну, которую бедность заставила заниматься проституцией. Раскольников решает рассказать ей, кто убил двух женщин, обещая вернуться на следующий день. Порфирий снова допрашивает Раскольникова и хотя он уверен, что Раскольников — убийца, он пока не может предоставить доказательств.

Театровед, историк театра Елена Горфункель о спектакле: "В каждой реплике этого спектакля мы слышим русскую речь и текст Достоевского, только в неожиданной аранжировке. Мы видим сразу же узнаваемых персонажей, только в жесткой раскадровке. Мы понимаем, что разночтений романа о преступлении и наказании между японцами и нами нет. Есть интерпретация, но разве многочисленные инсценировки романа у нас не были вариантами трактовок содержания и финала этого вполне загадочного произведения? К тому же сценическое решение Миуры-сана содержит столько приязни к русской культуре, что мы готовы принять ее тонко и точно увиденные знаки: петербургский брандмауэр задника; назойливые крики чаек в многократно повторяемых актерами как затакты реплик «а», «о»; колокольные звоны из глубины петербургских пространств; брожение на Сенной, на Гороховой, на Столярном, - словом везде, где бродил Родион Романович Раскольников. Хотя занята в спектакле не большая массовка, а всего-то чуть больше десятка актеров. О режиссере: Мотои Миура — театральный режиссер из Киото, известный далеко за пределами Японии прежде всего постановками чеховских пьес. Российские зрители могли видеть его «Чайку», «Вишневый сад», «Дядю Ваню» и «Три сестры» во время гастролей японского театра «Читен». И первая в истории БДТ постановка японского режиссера. В сотрудничестве с театром «Читэн» Миура отошел от японской традиции самостоятельного написания пьес режиссером, обратившись к европейской и русской драматургии и литературе — к текстам Йона Фоссе, Дэвида Хэрроуара, Франца Кафки, Антона Чехова, Федора Достоевского. Отзывы зрителей: «Это оригинальный микс японского театра и русского. Где русские актеры существуют по правилам японского, в жестком рисунке, четком ритме и достаточно активном темпе. Вообще, это был интересный опыт, слияние театральных культур, систем, приемов, философии.

Известно, что Достоевский был знаком с отчётом по этому делу и, видимо, взял за основу историю этого преступления. Причину же убийства, совершенного Раскольниковым, автор объяснял просто: старуха была глупая и злая, никому не нужная, а её деньги могли бы спасти родных и близких юноши. В ноябре 1865 года Достоевский признал негодным написанный материал и уничтожил записи, приступив к написанию снова. Теперь к прежним задумкам добавилась новая мысль. Раскольников не просто хочет убить и ограбить старушку, своим поступком он буквально желает облагодетельствовать окружающих. Поскольку подошёл срок сдачи работы издателю, а роман был не готов, Достоевский прерывает написание романа"Игрок". Фёдор Михайлович вновь возвращается к «Преступлению и наказанию». Через месяц писатель представил начальные страницы романа издателю журнала «Русский вестник» М. Каткову и затем отправлял роман частями по мере написания. Финал романа давался автору нелегко. Раскольников стал сложным персонажем, мотивы его поступков усложнились, характер будто раздвоился.

Преступление и наказание краткое содержание

Преступление и наказание. Федор Достоевский 2020 слушать онлайн 23 января 2018 Анна ответила: Родион Романович Раскольников бывший студент юридического факультета. 23 года. Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы. Старуха-процентщица — Алена Иванов.
История создания «Преступление и наказание» «Преступление и наказание» — «роман неразрешимых ситуаций и роковых, чреватых трагическими последствиями решений».
Преступление и наказание Роман "Преступление и наказание" был создан Фёдором Достоевским под влиянием его сложного опыта, включая каторжную ссылку в Омске.
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ». Аудиокнига. читает Всеволод Кузнецов - YouTube «Преступление и наказание» — читайте и скачивайте книгу (epub) онлайн бесплатно и без регистрации, автор Федор Достоевский.
Тварь или право имею? Как Достоевский писал Раскольникова с реальных убийц Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1866 году.

Ф. М. Достоевский - Преступление и наказание

Хозяйка этой квартиры жила этажом ниже, и Раскольникову всякий раз, спускаясь но лестнице, надо было непременно проходить мимо хозяйской кухни, дверь которой почти всегда была настежь открытой. Со своего этажа до площадки, на которой находилась эта кухня, ему надо было спуститься по 13 ступенькам. Так вот, в это трудно поверить, но и теперь в этом доме, если войти во двор, можно отыскать в углу лестницу, где в последний этаж, вернее, на чердак, под крышу, ведут ровно 13 ступеней! Достоевский "постоянно измеряет, числит, стремится создать точную раму для действия", пишет, например, Анциферов: "тринадцать ступенек", "два поворота", "в третьей улице". Раскольников как бы наследует эту черту писателя.

От Столярного, от собственного жилища его до дома старухи а Раскольников трижды ходил к ней , лежат, помните, сосчитанные им шаги. Соня Мармеладова. Углы Сони Мармеладовой Когда-то и я, признаюсь, пересчитывал эти шаги, пытаясь найти дом старухи-ростовщицы. Дом, к счастью, сохранился, "преогромнейший", по словам писателя; он был "весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками - портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.

Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома... Ворот и ныне двое, дом угловой, как и все почти дома, в которых жил писатель или которые описывал. Нынешний адрес дома процентщицы - угол набережной "канавы" и Средней Подьяческой, 15 кан. Грибоедова, 104.

Правда, в совсем уж недавних комментариях к книге Н. Анциферова номер дома по каналу указан другой - 118. Возможно опечатка, а, может - изменилась нумерация. Не знаю, увы, не знаю...

Кстати, угловые дома, которые выбирал для жизни Достоевский и в которых, по преимуществу, селил своих героев, тоже привлекали внимание исследователей. Почему любил их? Не из-за того ли, что в квартире, окна которой выходят на две улицы, всегда и просторней, и светлей, и обзор шире? Словно на каком-то подсознательном уровне писатель боялся, страшился темных "уголков" жизни "угрюмого" Петербурга, где "так скоро гибнет молодость, так скоро вянут надежды, так скоро перерабатывается весь человек", где от "остроуслащенных" запахов даже чижики мрут, как у соседа-мичмана в квартире Макара Девушкина из "Бедных людей"?

Дом Сони Мармеладовой на канале Грибоедова, 73. В угловом доме, в таком же уголке-шкафу, проживала еще одна героиня "Преступления и наказания" - Соня Мармеладова. В романе сказано, что живет она в двух шагах от Столярного, от дома Раскольникова. Соня, выйдя от него, дважды поворачивает направо и, таким образом, выходит на "канаву", на канал Грибоедова.

Этот дом тоже нетрудно найти - сам текст позволяет расшифровать адрес героини - канал Грибоедова, 73. Только ныне этот дом не светло-зеленый, а желтый, и к нему, за минувшее с тех пор время, надстроен еще один этаж. Стена с тремя окнами, выходившими на канал, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть было нельзя. Комната эта - тоже "герой" романа: ее уродливость словно подчеркивает трагическое уродство жизни Сони.

Недаром Раскольников еще подумал про Соню: "Ей три дороги: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или... А на одной площадке с Соней, напомню, только в соседней квартире, проживал господин Свидригайлов. Он, узнав, что Соня его соседка, из своей квартиры и начнет подслушивать ее разговор с Раскольниковым. Константинов Ф.

Раскольников и Свидригайлов в трактире. Последний адрес Свидригайлова Сцены - да, именно сцены! Рассказ о том, где спрятал Раскольников похищенные вещи, уже не просто точен - он, как верно подметил Анциферов, напоминает поистине протокол следователя. Выходя с Вознесенского, преступник увидел слева вход во двор, "обставленный совершенно глухими стенами".

Параллельно глухой стене шел деревянный забор, шагов на двадцать вглубь, на котором мелом было написано "Здесь становиться воспрещено", вдали какой-то сарай, на земле много угольной пыли, какой-то проложенный жолоб, а у наружной стены, между воротами и жолобом - большой неотесанный камень, пуда в полтора весу. Именно этим камнем и воспользовался преступник... Начало ХХ века.

Белая ночь» «Желтый Петербург», олицетворяющий боль, отчаяние и психологический кризис главного героя, большинством исследователей признается не просто важным образом в произведении, но практически действующим лицом. Это очень петербургская книга.

Сам Достоевский считал столицу фантастическим, «самым умышленным» городом в мире. Внимательный читатель найдет на страницах романа детальное описание улиц города, подробности быта его обитателей. Мрачноватое величие и угрюмые интерьеры не просто созвучны атмосфере, они формируют нужное настроение. А невыносимая сорокаградусная жара, действительно стоявшая в Петербурге летом 1865 года, способствовала угнетенному состоянию героя. Примечательно, что писатель использовал реальные петербургские топонимы: Столярный переулок, Кокушкин мост, Сенная площадь.

Некоторое время сам Достоевский жил по тому же адресу, что и Родион Раскольников — ул. Гражданская, д. Студент, одержимый идеей сверхчеловека и разделения людей на «тварей» и «властелинов», в первоначальном замысле писателя был персонажем куда более плоским, чем мы его знаем, и даже не имел фамилии.

Лужин предпочитает действовать в личных интересах «для общего блага» вопреки заповеди Христа любить ближнего, как самого себя. Он отвергает традиционные идеалы, даже такие позитивные, как честь. Разумихин и Раскольников обвиняют его в том, что он хвастается ради моды.

Раскольников презирает Лужина и утверждает, что защита Лужиным действий в личных интересах логически ведет к убийству. Впрочем, Раскольников мог бы с таким же успехом описывать собственное обоснование убийства ростовщицы. Главы 6-7 Раскольников решает признаться: «С этим нужно покончить сегодня, раз навсегда, немедленно». Он идет на Сенной рынок, и у него внезапно возникает желание общаться с людьми. Он заводит разговор с прохожим, а затем с проституткой, покрытой синяками. Она вызывает в его памяти прочитанную историю об осужденном, который скорее проведет остаток своей жизни, балансируя на узком уступе, чем умрет.

Раскольников согласен с тем, что лучше выбрать жизнь, даже если обстоятельства невыносимы. Наконец, он входит в ресторан, где сталкивается с Заметовым, полицейским служащим. Раскольников не сознается прямо, но делает несколько намеков, заставляя Заметова догадаться, что он убийца. По иронии судьбы, Раскольников ведет себя так странно, что Заметов решает, что он слишком неуравновешен, чтобы совершить преступление. На выходе Раскольников встречает Разумихина, который беспокоится о его здоровье. Раскольников отвергает его: «Как, как мне уговорить тебя не преследовать меня своей добротой?

Когда Раскольников оказывается на мосту, женщина рядом с ним бросается в канал. Ее успевают спасти до того, как она утонет. Раскольников также думает о самоубийстве, но решает пойти в полицию, чтобы признаться. Вместо этого он идет в дом Алены Ивановны. Раскольников неоднократно звонит ей в дверь, словно повторяя сценарий своего преступления. Рабочие готовят ее квартиру к приему нового жильца.

Он указывает им на кровь жертв, призывая их доставить его в полицию. Но они считают Раскольникова пьяным, и смотритель дома выгоняет его. По пути в полицию Раскольников видит, что Мармеладов попал под экипаж. Кучер считает, что он намеренно бросился под лошадей. Раскольников расстроен и предлагает заплатить за врача. Мармеладова приносят домой, посылают за Соней и священником.

Раскольников утешает Катерину Ивановну. Врач говорит, что Мармеладова спасти нельзя, но Раскольников настаивает, чтобы он все равно его лечил. Священник принимает исповедь Мармеладова. Приходит Соня, одетая, как проститутка. Увидев ее, Мармеладов просит у дочери прощения и умирает у нее на руках. Катерина Ивановна спрашивает священника, что делать с ее голодающими детьми.

Он говорит ей, что Бог милостив, но она заявляет: «Бог милостив, но не к нам». Раскольников отдает ей остаток денег, которые прислала мать, на оплату похорон. Уходя, он видит Никодима Фомича, комиссара полиции, и просит его быть добрее к Катерине Ивановне. Полицейский комиссар замечает, что Раскольников весь в крови — это кровь Мармеладова. Раскольников начинает ощущать полноту жизни. Дочь Катерины Ивановны Поленька целует его, и Раскольников просит ее помолиться за него.

Он решает пойти на новоселье к Разумихину, но Зосимов отправляет его домой отдыхать. Разумихин идет с ним. Он говорит ему, что Заметов сказал ему, что подозревает Раскольникова в убийствах и что он считает его психически больным. Придя в комнату Раскольникова, они видят мать и сестру Раскольникова, которые очень переживают, что с ним случилось что-то плохое. Они хотят обнять Родиона, но он чувствует «внезапное невыносимое ощущение» и падает в обморок. Анализ В главе шестой совесть и эго Раскольникова находятся в состоянии войны.

Он хочет признаться, но вместо того, чтобы признаться прямо, Раскольников пытается намеками заставить людей догадаться, что он совершил преступление. Однако ему не по душе, когда Заметов говорит, что преступники невольно выдают себя. Раскольников считает себя слишком умным, чтобы попасться, и гордится этим. В обеих главах рассматривается вопрос о том, как преодолеть страдания. Когда Раскольников вспоминает историю о человеке на уступе, ему тоже хочется яростно цепляться за жизнь. Но когда он становится свидетелем попытки самоубийства женщины на мосту, читатели понимают, что он так же допускает мысль, чтобы покончить с собой.

Где найти выход, когда жизнь превращается в сплошную боль? Самоубийство Мармеладова и его последствия показывают сострадательные черты характера Раскольникова. Хотя Родион видел Мармеладова всего лишь раз, он сочувствует ему, зовет врача и вытирает кровь с его лица. Он демонстрирует способность заботиться о других. Но когда Разумихин проявляет заботу о нем, Раскольников отталкивает друга. Раскольников может предложить сострадание, но не может принять его.

Некоторые люди не могут правильно выразить сострадание. Например, когда священник утешает жену и детей Мармеладова, Катерина Ивановна справедливо возражает: «Это слова и только слова! Даже когда ее муж умирает, Катерина Ивановна горько жалуется на него: «Он не принес нам ничего, кроме несчастья». Тем не менее, она заботится о нем, «подавая ему воду, вытирая кровь и пот с головы, поправляя его подушку». Лишь Соня обладает безусловным состраданием. Несмотря на то, что Мармеладов является виновником ее положения, она не винит его в этом и обнимает отца, лежащего на смертном одре.

Часть 3 Главы 1-2 Забота Дуни и матери «терзает» Раскольникова. Он мечется по комнате, то говорит им остаться, а потом настаивает, чтобы они ушли. Раскольников запрещает Дуне выходить замуж за Лужина; очевидно, она делает это только ради него. Он ставит ей ультиматум: Лужин или он. Разумихин убеждает женщин уйти, чтобы успокоить Раскольникова. Он обещает привести доктора, чтобы понаблюдать за ним.

Он выглядит немного смешным из-за Дунечки, к которой испытывает сильное влечение. Несмотря на его пьяную болтовню, женщины видят, что ему можно доверять. Он приводит врача Зосимова, который подозревает, что причины болезни Раскольникова не столько физические, сколько психические. Мужчины остаются на ночь, чтобы присматривать за Раскольниковым. Наутро Разумихин и Зосимов обсуждают состояние Раскольникова. Они предполагают, что подозрения полиции в отношении него пробудили в нем необычайный интерес к убийствам.

Женщины делятся письмом Лужина, в котором он угрожает уйти, если Раскольников будет там во время его визита к Дуне. Он также ошибочно утверждает, что Раскольников отдал все деньги матери Соне, девушке «отъявленного поведения». Дуня хочет, чтобы Раскольников присутствовал при визите Лужина, но Пульхерия беспокоится о последствиях. Все трое идут навестить Раскольникова. Анализ Раскольников эгоистично требует, чтобы Дуня выбрала между ним и Лужиным. То, что она может выйти замуж, чтобы принести пользу себе и их матери, ему не приходит в голову.

Дуня во многом похожа на своего брата, но она так же и отличается от него. Там, где он смотрит на других свысока, она пытается соотнести потребности других со своими собственными; там, где он одержим собственной точкой зрения, она пытается увидеть ситуацию с разных сторон. Зосимов считает, что, кроме бедности и беспокойства, в болезни Раскольникова играют роль «моральные влияния» и «некоторые представления». Во второй главе Разумихин проливает свет на раздвоение личности Раскольникова, отмечая, что «он как бы поочередно меняется местами с двумя персонажами». Письмо Лужина во второй главе показывает, что он не только тщеславен и поверхностен, но также высокомерен и склонен к манипуляциям. Он шантажирует Дуню, чтобы та предпочла его брату.

Он не берет на себя ответственность за последствия, написав: «Виноваты только вы сами». Лужин лжет, что Раскольников отдал деньги Соне. Хотя Раскольников не такой поверхностный, как Лужин, но у него есть свои проблемы с тщеславием, высокомерием и манипулированием. Главы 3-4 Дуня, Пульхерия и Разумихин навещают Раскольникова. Зосимов объявляет, что он идет на поправку. Родион благодарит Зосимова и Разумихина и сожалеет, что был груб с ними, а также о том, что огорчил мать.

Дуня отмечает, что брат произносит эти слова машинально, а не от всего сердца. Пульхерия рассказывает о смерти Марфы Петровны, виновником которой может быть ее муж Свидригайлов. По ходу разговора Родион становится все более раздражительным и растерянным. Он вдруг осознает, что из-за своего преступления «никогда теперь не сможет говорить свободно обо всем, что никогда больше не сможет ни о чем ни с кем говорить». Обсуждая помолвку Дунечки, Раскольников вспоминает свою невесту, хозяйскую дочь, которая «заболела» и умерла. Раскольников вновь ставит Дуне ультиматум, чтобы она выбрала между ним и Лужиным.

Дуня утверждает, что не выйдет за Лужина, если окажется, что он ее не уважает и не ценит. Она утверждает, что решение принадлежит только ей: «Если я кого и гублю, то только себя…». Дунечка дает ему почитать письмо Лужина. Раскольников считает, что оно написано, как юридический документ. Он указывает, что Лужин солгал о том, что Соня получила деньги от Раскольникова, но все же соглашается присутствовать на встрече с Лужиным в тот вечер. В комнату Раскольникова неожиданно приходит Соня.

Она робеет рядом с Дуней и Пульхерией Александровной. Когда Раскольников знакомит ее с Соней, его матери становится неловко, потому что она знает, что Соня — проститутка. Соня потрясена тем, что Раскольников отдал Катерине Ивановне все свои деньги, когда он сам находится на грани нищеты. Соня приглашает его на похороны Мармеладова. Она искренне благодарит его за то, что он дал деньги Катарине Ивановне. Раскольников просит Разумихина пойти с ним к следователю Порфирию Петровичу.

Надеясь рассеять подозрения, Раскольников хочет сообщить, что закладывал вещи у Алены Ивановны. Он говорит Соне, что навестит ее позже, в тот же день. Соня идет домой, потрясенная визитом к Раскольникову. Она чувствует, что «перед ней открылся целый новый мир». За ней следует пожилой мужчина с белоснежной бородкой. Они оба входят в пансион Сони.

Оказывается, он живет по соседству. Разумихин является родственником Порфирию Петровичу. По дороге Разумихин описывает его как отличного сыщика, недавно раскрывшего убийство. Разумихин рассказал Порфирию о Раскольникове, и теперь Порфирий Петрович жаждет встречи с ним. Когда они прибывают в полицейский участок, Раскольников начинает тревожиться. Он нарочито шутит с Разумихиным, чтобы избежать подозрений.

Анализ Раскольников понимает, что сокрытие своего преступления вынуждает его вести двойную жизнь, все больше изолируя его от других. Он приходит в ужас, когда Дуня говорит, что ее помолвка не является таким преступлением, как убийство. Побуждаемый добрыми намерениями, он все же ставит Дуне ультиматум насчет Лужина, пытаясь распоряжаться ее жизнью. Родион по-прежнему сосредоточен на сокрытии следов преступления. Он решает сделать вид, что сотрудничает с полицией, дабы избежать подозрений. Когда они входят в полицейский участок, он шутит с Разумихиным, чтобы полицейские приняли его за беззаботного человека.

Хотя многих смущает профессия Сони, ее доброта и сочувствие побуждают Пульхерию Александровну и Дуню принять девушку. Присутствие Сони оживляет и Раскольникова. Он загорается, начинает теплее относиться к Дуне и матери и заявляет, что «живым еще жить». Он понимает, что работа, к которой принуждают Соню, не ставит под угрозу чистоту ее души. Ее социальный статус может быть низким, но человечность и сострадание поднимают ее до высочайшего уровня. Главы 5-6 Раскольников неприятно удивлен, что следователь уже знает, что он закладывал вещи у Алены Ивановны.

Порфирий Петрович Петрович объявляет, что ему многое известно о недавних передвижениях Раскольникова. Мысль о том, знает ли Порфирий Петрович, что он ходил в квартиру Алены накануне вечером, мучает Раскольникова. Порфирий Петрович приводит опубликованную статью Раскольникова о преступлениях. В ней утверждается, что необыкновенные люди имеют право совершать преступления, даже убивать, ради общего блага. Разумихин ужасается, что его друг допускает кровопролитие, согласно такой философии. Порфирий Петрович Петрович задается вопросом, не мог бы Раскольников вообразить себя тем самым «необыкновенным человеком».

Разумихин возмущен тем, что Порфирий Петрович подозревает Раскольникова. Сначала Раскольников как будто хочет уйти от разговора о встрече с Порфирием. Но он ловко обыгрывает приемы Порфирия Петровича перед Разумихиным, втайне признаваясь себе, что любит вникать в подробности своего преступления. Несмотря на эту внешнюю уверенность, паника вновь овладевает им, и он мчится домой в поисках улик, которые мог упустить. Позже на улице мимо Раскольникова проходит странный человек и шепчет: «Убийца! Он понимает, что, в конце концов, он не сверхчеловек, потому что ему не хватает смелости доказать свои убеждения.

Если бы он считал, что то, что он сделал, действительно «не преступление», он не чувствовал бы себя таким виноватым. На самом деле он сравнивает процентщицу с вошью, насекомым, а потом убеждается, что он даже «гнуснее и отвратительнее», чем она. Анализ Раскольников думает, что он умный, но он убеждается, что остальные не глупее него. Порфирий Петрович видит его насквозь и, не колеблясь, бросает ему вызов, пытаясь уличить во лжи. Порфирий Петрович искусен в психоанализе и использует статью Раскольникова, чтобы интуитивно понять, что он способен на преступление. В пятой главе полностью раскрывается рационализация преступления Раскольникова: его теория «необыкновенного человека».

Наполеон для Раскольникова — воплощение «необыкновенного человека». Его стремление завоевать Европу погубило много людей, но история считает его блестящим и могущественным «лидером». На его экстраординарные действия не распространяются обычные законы, поэтому страдания, которые он причиняет, оправданы. Достоевский открыто критикует теорию Раскольникова и продолжает отказываться от новой морали, которую Раскольников использует для оправдания убийства перед самим собой. Возникает вопрос, «существует ли такое понятие, как преступность». По мнению социалистов, представляющих новую мораль, все преступления совершаются по одной и той же причине — в знак протеста против социальных пороков.

Подобно Раскольникову, они считают преступление во благо простительным, потому что цель оправдывает средства. Разумихин считает теорию Раскольникова упрощенной и пренебрегает ролью «живой души», или человеческой природы, как мотива преступления. Порфирий Петрович считает, что преступники в какой-то мере создаются средой их обитания. Обе точки зрения могли быть применимы к Раскольникову. Его бедность, вероятно, сыграла свою роль в его преступлении, но не меньшее значение имела и его психология. Порфирий Петрович и Разумихин также подчеркивают, насколько бесчеловечной на самом деле является теория Раскольникова.

Разумихин также считает эту теорию отталкивающе жестокой. Допрос Порфирия Петровича заставляет Раскольникова понять, что совершенное им убийство не сделало его выдающимся человеком. Его чувство превосходства — не более чем прикрытие. На самом деле, он чувствует себя ниже процентщицы, которую презирал. Несмотря на это осознание, Раскольников по-прежнему избегает быть полностью честным с самим собой в отношении преступления. Часть 4 Глава 1 Свидригайлов приходит к Раскольникову и утверждает, что отказался от своих замыслов на Дуню — он уже помолвлен с другой.

Он просит Раскольникова помочь ему передать Дуне часть своих денег в качестве извинения. Когда Раскольников упоминает о смерти жены Свидригайлова, тот отрицает свою причастность. Он намекает, что его жена, Марфа Петровна, как и все женщины, любила, когда ее бьют. Он признается, что сидел в тюрьме за азартные игры, когда Марфа Петровна взяла на себя его долги и вышла за него замуж. Он рассказывает о том, что ее призрак являлся ему несколько раз с тех пор, как она умерла. Свидригайлов описывает загробную жизнь как маленькую темную комнату, полную пауков, и Раскольников задается вопросом, здоров ли психически Свидригайлов.

Уходя, Свидригайлов упоминает, что Марфа Петровна завещала Дуне три тысячи рублей. Анализ Свидригайлов утверждает, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды», и они, действительно, удивительно похожи. Оба мужчины умны, эгоцентричны, не решаются взять на себя настоящую ответственность за свои действия. Раскольников определенно совершил ужасное преступление. Свидригайлов, возможно, сделал то же самое, хотя он это отрицает и задает себе вопрос, который в равной степени относится и к Раскольникову: «Я чудовище или я сам жертва? Он описывает загробный мир как маленькую грязную комнату с пауками по углам, которая поразительно похожа на чердак Раскольникова.

Это говорит о том, что Свидригайлова, как и Раскольникова, мучает совесть. Но это также предполагает более реалистическое восприятие мира у Свидригайлова, чем у Раскольникова. Лужин недоволен, обнаружив там Раскольникова в нарушение их договора. Попутно Лужин описывает изнасилование и две жестокие смерти, приписываемые Свидригайлову, хотя улики против него остаются неубедительными. Раскольников сообщает, что Свидригайлов был у него, и что Марфа Петровна оставила Дуне деньги. Дуня объясняет, что она сама попросила своего брата присутствовать.

Она хочет выслушать и его, и Лужина. Если Раскольников оскорбил Лужина, Дуня заставит его извиниться. Она взывает к доброте Лужина, чтобы он помирился с ее братом. Лужин предполагает, что женщины бросают ему вызов, потому что теперь у них есть собственные деньги. Дуня отсылает Лужина, разрывая помолвку. Лужин утверждает, что она должна быть благодарна ему за то, что он вообще хотел на ней жениться, и что он сожалеет о потраченных на нее деньгах.

У него остается чувство «мстительной ненависти» к Раскольникову. Раскольников говорит Дуне, что Свидригайлов хочет с ней познакомиться и дать денег, но ее это пугает. Разумихин излагает план, как ему, Раскольникову и Дуне вместе пойти в издательство на часть денег, доставшихся Дунечке в наследство от Марфы Петровны. Раскольников поддерживает идею. Но его совесть берет над ним верх. Он вдруг заявляет, что хочет расстаться с матерью и сестрой.

Он просит их оставить его в покое, иначе он возненавидит их. Сестра называет его «злым, бессердечным эгоистом», но Разумихин напоминает ей, что ее брат, скорее сумасшедший, чем бессердечный. Раскольников намекает, что им всем будет без него лучше. Он просит Разумихина заботиться о Дуне и Пульхерии Александровне. Раскольников пристально смотрит на своего друга, и Разумихин подозревает, что Раскольников, вероятно, и есть убийца, или, по крайней мере, он сделал что-то ужасное. Анализ Во второй главе раскрывается вся природа характера Лужина.

Раскольников оказался по существу прав насчет него, и, разорвав помолвку, Дуня спасла себя. Лужин ожидал, что бедственное финансовое положение Дуни сделает ее полностью зависимой от него, надеясь, что она будет поклоняться ему, как своему спасителю. Раскольников впервые слышит о предполагаемых преступлениях Свидригайлова. Предполагаемые жертвы — молодая глухонемая девушка и лакей, — люди, стоящие намного ниже Свидригайлова по социальному статусу и потому особо уязвимые. Если эти слухи окажутся верны, то можно сказать, что Свидригайлова и Раскольникова объединяет два сходства: они преступники, и их преступления связаны с чувством превосходства над своими жертвами. В третьей главе панические мысли Раскольникова доводят его состояние до предела.

На грани признания он отвергает свою семью и самого близкого друга, — единственные источники его эмоциональной поддержки. Он думает, что его отказ избавит их от последствий его признания. Кроме того, он боится быть отверженным ими, после того, как они узнают о его преступлении. Глава 4 Раскольников навещает Соню. Они обсуждают, что будет с Катериной Ивановной и ее детьми. Соня защищает мачеху.

Она объясняет, что Катерина Ивановна так настрадалась, что в итоге сломалась. Она беспокоится, что ее девятилетнюю сводную сестру могут заставить заниматься проституцией, но надеется на то, что Бог защитит ее. Видя ее «неизбывное сострадание», Раскольников кланяется Соне, говоря: «Я не тебе кланяюсь, я кланяюсь всем страданиям человечества». Попутно Соня упоминает, что дружила с Лизаветой, что очень пугает Раскольникова. Раскольников считает Соню «религиозной фанатичкой», наподобие юродивых, «тронутых богом». Ее вера озадачивает его.

Конфликт между профессией Сони и ее религией кажется невыносимым. Он видит только три варианта: она покончит жизнь самоубийством, сойдет с ума или будет испорчена своей профессией. Соня, действительно, раньше подумывала о самоубийстве, но отвергла эту мысль, так как боялась, что без ее поддержки семья просто не выживет.

Он практически окончил роман, а потом… взял и сжег рукопись.

Достоевский начал работу заново, и пока первые две части произведения выходили в печать и ими зачитывался весь Петербург, он в ускоренных темпах создавал оставшиеся три, включая эпилог. В 1866 г. В Германии произведение вышло под названием «Raskolnikov» и к 1895 г. В начале XX в.

Произведения Ф. Так, например, только роман «Преступление и наказание» имеет 6 киноверсий. Создателям фильма удалось передать особенную атмосферу Петербурга середины XIX века c его многоэтажными домами, узкими и пыльными переулками, оживлёнными улицами и площадями, где и происходят все события романа. Оригинальное видение произведения Ф.

Достоевского предложил режиссёр Аки Каурисмяки. В этой экранизации Финляндия, 1983 г.

Преступление и наказание (2024)

Преступление и наказание Автор подробно описал переживания Раскольникова, и угрызения его совести.
Семь фактов об истории создания "Преступления и наказания" Достоевского «Преступление и наказание» написан в жанре социально-психологического и философского романа.
Прогулка с писателем по переулкам, подворотням и подъездам "Преступления и наказания" Достоевский Ф.М. Преступление и наказание.

В Краснодаре состоится премьера спектакля «Преступление и наказание»

История создания романа «Преступление и наказание» Достоевского Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» с иллюстрациями Н. Каразина, Д. Шмаринова, И. Грабаря.
Преступление и наказание (Достоевский Федор) - слушать аудиокнигу онлайн «Преступление и наказание» — читайте и скачивайте книгу (epub) онлайн бесплатно и без регистрации, автор Федор Достоевский.
Русская литература. 10 класс История создания романа «Преступление и наказание» Достоевского Фёдора Михайловича: рождение замысла, между мечтой и реальностью, начало, психология творчества, дневник работы над романом.
«Преступление и наказание» Сюжет романа «Преступление и наказание» первоначально был задуман писателем как небольшая повесть объемом пять-шесть печатных листов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий