Проблемы коммуникатора, аудитории, содержания и восприятия массовой информации, функционирования средств массовой коммуникации. дателем, и с менеджментом СМИ, и с отдельными журналистами. Евгений Кузнецов, Российская венчурная компания Майкл Амбьорн, Председатель совета директоров Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC) Дмитрий Кузьмин, со-руководитель проекта Future Biotech, венчурный партнер фонда RusBio Ventures.
«Тревожный чемоданчик» научного коммуникатора: как работать со СМИ, партнерами и начальством
Министерство цифрового развития связи и массовых коммуникаций в качестве главной особенности обозначает способность к формированию общественного мнения. Социальные психологи с этим не спорят, более того, ученые расширяют «официальный постулат», добавляя к тезису возможности: выстраивания определенных типов сознания; формирования модных тенденций, вкусов и предпочтений во всех жизненных сферах. Конечно, к особенностям относят и непосредственно технические нюансы организации обмена информацией. Что это означает? Говоря простыми словами, речь идет о способе передачи информации и о наличии или отсутствии обратной связи. Например, общедоступная информация в сети Интернет может быть представлена в виде статьи или фильма, и не предполагать наличие обсуждений в комментариях под материалом. А может, наоборот, являться своеобразной «площадкой» для высказываний людей, обмена мнениями и мыслями. Это же разделение характерно и для других технологий.
К примеру, различные телевизионные передачи и ток-шоу используют средства обратной связи, такие как «звонок в студию», чат в прямом эфире, СМС-голосования и прочие. Особенно активно пользуются обратной связью на радио. Газеты, альманахи, журналы и прочие периодические издания поддерживают связь с читателями через письма или же посредством предоставления возможности комментирования материалов, при наличии интернет-версии, разумеется. Что такое «коммуникатор», «реципиент»? Как и любая научная дисциплина, психология массовой коммуникации располагает собственной терминологией. Основными понятиями в этой социально-психологической дисциплине являются «коммуникатор» и «реципиент». Коммуникатор — это не что иное, как источник какой-либо информации.
Другими словами, это — активное звено, инициатор процессов, характерных для массовых коммуникаций. В этом качестве может выступать как организация, например, какое-то конкретное средство массовой информации, так и частное лицо. Например, если некто публикует на своей странице в социальной сети что-либо, вызывающее общественный отклик и влияющее на сознание других людей, то этот человек выступает в роли коммуникатора. Наглядно этот процесс ежедневно демонстрируют известные личности в социальных сетях, особенно в Инстаграме. Допустим, если какая-нибудь популярная певица или актриса выкладывает свой снимок в розовых брюках в клеточку, то за этим неизбежно следует волна подражания среди части ее поклонниц. То есть девушки приобретают такие же вещи и фотографируются в них. Аналогичным образом проявляется и активность средств массовой информации, выступающих в качестве коммуникатора.
Реципиент — это «принимающая сторона», то есть те люди, на которых направлена активность коммуникаторов. Однако реципиент может стать коммуникатором, как только начнет распространять полученную информацию, рассказывать о ней другим. Говоря простыми словами, человек, поставивший лайк под постом другого — реципиент. Он играет пассивную роль потребителя предлагаемой информации. Но если этот человек не только поставил отметку «нравится», но и перепостил материал, тем самым поспособствовав его распространению, то он уже является одновременно и коммуникатором. Предмет исследования? Всем направлениям в науке свойственно проведение исследований, сбор и систематизация данных и прочая, аналогичная деятельность.
Данная научная дисциплина исключением не является. Психология массовой коммуникации исследует все, что связано с процессами обмена информацией.
Коммуникатору важно заранее определить, как информация будет воспринята и истолкована получателем, какое впечатление сложится у получателя от сообщения. Кодирование и декодирование.
Кодирование - это преобразование предназначенного для передачи значения, идеи в сообщение, послание или сигнал с целью его доведения до получателя, адресата. Цели кодирования заключаются в том, чтобы довести замысел отправителя до получателя, обеспечить такую интерпретацию сообщения получателем, которая адекватна замыслу отправителя. Для этого используются системы кодов, т. В литературе нет однозначной трактовки понятия «код».
Человеческая речь при таком понимании также представляет собой один из кодов. Это означает, что в результате кодирования сообщение превращается в последовательность произносимых слов. Типичными примерами здесь могут служить азбука Морзе, семафорный код и жесты глухонемых. Мы будем понимать код как правила, по которым сочетаются знаки, выражающие содержание и смысл сообщения.
Ими могут быть звук, свет, температура, запах, вкус, жесты, позы, физические действия.
Чем более пассивна и менее вовлечена общественность в проблему, тем больше она полагается на коммуникатора и зависит от него, потому что тогда публика следует не столько своим собственным взглядам, сколько убедительной силе коммуникаторов и сообщений. Поэтому мы больше полагаемся на впечатление о надежности и надежности коммуникатора. Даже если коммуникатор использует динамичный и мощный стиль речи , он будет более успешным, публика будет более внимательно следить за ним и понимать его. Аристотель говорит, что коммуникатор имеет большую мощность в неясных обстоятельствах, например. Тогда публика будет больше всего полагаться на репутацию , интеллект и честь коммуникатора.
Невербальный также важенязык тела, указывающий на серьезность и приверженность коммуникатора.
Существует масса знаний о юридической, физической, поведенческой, психологической сторонах процесса передачи информации. Их отсутствие у коммуникатора может привести к передаче слабо структурированной информации, способно внести сумятицу в сознание людей. Поэтому информационная компетентность PR-специалистов абсолютно необходима. Главное качество коммуникатора — умение передать конфликтный материал.
Анализ основной новостной продукции СМИ показывает, что ее позитивная часть, в которой проявляется возможность воздействовать на ситуацию и предлагать конструктивные решения, очень невелика по сравнению с негативной, критической частью. Вывод о податливости, несовершенстве человеческого восприятия, о возможности манипулирования индивидуальным и общественным сознанием сделан давно. Например, английский мыслитель XVII в. Бэкон писал об «идолах сознания», мешающих людям адекватно понимать друг друга.
Значение слова «коммуникатор»
Например, коммуникатор решает подбодрить реципиента (цель), предполагает, что это можно сделать, если напомнить реципиенту о том, какие хорошие рассказы он пишет (смысл), а затем облекает свою идею в определенную форму и передает сообщение. Вещие сны: что это такое и к чему они снятся. Что такое коммуникаторы? В современном мире можно легко найти огромное количество высоких технологий. Смотреть что такое "Коммуникатор" в других словарях: коммуникатор — передающий механизм, переключатель Словарь русских синонимов. коммуникатор сущ., кол во синонимов: 2 • манипулятор (21) •. Сформированное отношение переносится на транслируемое коммуникатором сообщение, в результате чего повышается эффективность восприятия сообщения реципиентом. 4. Исследование коммуникатора Исследования коммуникатора связаны с анализом конкретных информационных каналов или.
Коммуникаторы
Левина иногда выделяется «функция вратаря», принимающего решения при отборе и подаче информации. Коммуникатором или источником может быть правительство страны, политическая партия, общественная организация, информационное агентство, редакция газеты, издательский дом, медиа-холдинг, ведущий отдельной радиопередачи или телевизионной программы. Формат коммуникатора достаточно вариативен. Однако дело не в формате, а. Каким бы ни был формат, он всегда подразумевает уровни, на которых определяется его общая политика и формулируются соответствующие директивы в том числе и так называемая «внутренняя цензура» в случае, когда коммуникатором является отдельный журналист , а также уровни, на которых практически готовится и осуществляется коммуникационная деятельность.
Содержание сообщений составляюткакие-либо сведения, факты, аргументы, доводы, идеи, мнения, эмоции и т. Обычно сообщения содержатся в форме высказывания или текста. Но в невербальной коммуникации сообщение может быть выражено изображением, схемой, фотографией, физическим предметом и т. Чем больше различие между тем, что было передано и что было получено, тем неэффективнее и беднее межличностная коммуникация. Полное различие в переданном и полученном значениях означает отсутствие у участников процесса чего-то общего, так как сами собой вербальные и невербальные носители значения не имеют. Сообщение никогда не отправляется ради сообщения как такового. Его цель — организовать действия получателя или самого отправителя, как в случае размышления о своих действиях. Слово, по М. Бахтину, - всегда поступок. Можно говорить о сопряженности коммуникации и действия, о речедействии термин Ю. Поскольку действие и взаимодействие индивидов происходит в определенной коммуникативной среде, в определенной общественной сфере коммуникации, то говорят об институциональном дискурсе политический, религиозный, педагогический, деловой , производственный дискурс и т.
Мультиплицирование — коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием. Симультанность — свойство коммуникативного процесса, позволяющее предоставлять сообщение множеству людей практически одновременно. Репликация — свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации. Основные компоненты структуры массовой коммуникации представлены в модели коммуникативного акта, разработанной Г. Лассуэлом в 1948 г. В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный линейный процесс: кто сообщает — что сообщает — по какому каналу — кому — с каким эффектом 1. Коммуникаторы— создатели информационного сообщения. Сообщения в СМК классифицируются по жанровым особенностям и по назначению. Выделяют следующие виды: 1. Схема продвижения сообщения и его дальнейшего развития в СМК сводится к следующим этапам: 1. Первые, отрывочные сведения о событии. Появление полноценной информации. Добавление первичных комментариев авторами сообщения. Первое развитие события, увеличение его значимости в глазах общественности. Высказывание мнений общественными авторитетами. Попытки аналитического осмысления проблемы. Разрастание проблемы. Попытки выработки единого решения. Озвучивание единого решения общественными авторитетами. Выработка в общественном сознании стереотипа по решению данной проблемы. Другой важной функцией «издателей» является контроль за СМК, кот воплощается через две модели: 1.
Отправитель не всегда совпадает с источником, который может являться и создателем идеи сообщения , и инициатором коммуникативного процесса. Но, являясь инициатором и нередко создателем сообщения, источник не всегда выступает в роли отправителя, коммуникатора, непосредственно передающего это сообщение. На первом укрупненном этапе коммуникации коммуникатор решает, какую значимую идею значение, сообщение следует сделать предметом передачи. Подчеркивая важность данного этапа, К. Дэвис пишет, что неудачное сообщение не станет лучше на глянцевой бумаге или от увеличения мощности громкоговорителя. Леймотив этапа таков: не начинайте говорить не начав думать. Нужно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации. Инициатор коммуникации решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить процесс эффективно, коммуникатор должен принять в расчет множество факторов. К примеру, руководитель, желающий обменяться информацией об оценке результатов работы, должен четко понимать, что идея состоит в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную информацию об их сильных и слабых сторонах и о том, как можно улучшить результаты их работы. Идея не может заключаться в смутных общих похвалах или критике поведения подчиненных.
Коммуникатор в системе массовой коммуникации
В качестве отдельной интегративной функции коммуникатора с легкой руки К. Левина иногда выделяется «функция вратаря», принимающего решения при отборе и подаче информации. Коммуникатором или источником может быть правительство страны, политическая партия, общественная организация, информационное агентство, редакция газеты, издательский дом, медиа-холдинг, ведущий отдельной радиопередачи или телевизионной программы. Формат коммуникатора достаточно вариативен. Однако дело не в формате, а.
Беспроводная технология Bluetooth с низким энергопотреблением англ. Bluetooth Low Energy, Bluetooth LE, BLE, представленная также как Bluetooth Smart — выпущенная в декабре 2009 года версия спецификации ядра беспроводной технологии Bluetooth, наиболее существенным достоинством которой является сверхмалое пиковое энергопотребление, среднее энергопотребление и энергопотребление в режиме простоя. Планшетный компьютер от фр.
Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия на личность и на социальную группу. Свойства коммуникативного процесса в средствах массовой коммуникации: 1. Диахронность — коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени. Диатопность — коммуникативное свойство, позволяющее информационному сообщению преодолевать пространство. Мультиплицирование — коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием. Симультанность — свойство коммуникативного процесса, позволяющее предоставлять сообщение множеству людей практически одновременно. Репликация — свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации. Основные компоненты структуры массовой коммуникации представлены в модели коммуникативного акта, разработанной Г. Лассуэлом в 1948 г. В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный линейный процесс: кто сообщает — что сообщает — по какому каналу — кому — с каким эффектом 1. Коммуникаторы— создатели информационного сообщения. Сообщения в СМК классифицируются по жанровым особенностям и по назначению. Выделяют следующие виды: 1. Схема продвижения сообщения и его дальнейшего развития в СМК сводится к следующим этапам: 1. Первые, отрывочные сведения о событии. Появление полноценной информации. Добавление первичных комментариев авторами сообщения. Первое развитие события, увеличение его значимости в глазах общественности. Высказывание мнений общественными авторитетами. Попытки аналитического осмысления проблемы. Разрастание проблемы.
Однако в 70-е годы женщины все чаще стали появляться на телевидении, и данный стереотип почти утратил свою актуальность. Возраст и социально-демографические характеристики. В отношении социально-демографических характеристик действует закономерность: более благоприятно воспринимается человек, относящийся к той же социальной группе, что и реципиент, то есть «такой же как я». Соответственно для различных групп реципиентов следует подбирать коммуникаторов с соответствующими характеристиками. Пример: В 1971 г. Оказалось, что рабочие выше оценили коммуникатора и сообщение — бригадира, инженеры — генерального конструктора, ученые — ученого. То есть представитель своей социальной группы оценивается более высоко, отсюда повышается доверие к сообщению. Возраст коммуникатора, например, влияет на способность адаптировать текст сообщения под реципиента, чем старше — тем больше опыта, а значит и больше способностей к адаптации. Другой пример, подростки чаще нарушают нормы коммуникации в общении с родителями, чем родители. Они чаще перебивают, начинают говорить одновременно с родителями. Культурная принадлежность коммуникатора, также способна оказывать влияние на характер коммуникации. Коммуникативная позиция. Под ней понимается положение, которое занимает коммуникатор в ходе взаимодействия по отношению к реципиенту. Выделяют три вида коммуникативных позиций: 1. Открытая позиция позиция «на равных» — это партнерская позиция, открытая демонстрация своего отношения к происходящему. Данная позиция вызывает наибольшее доверие и симпатию зрителей, так как с ней связывают такие качества коммуникатора как искренность и убежденность, в том, что он говорит, это в свою очередь способствует восприятию коммуникатора как компетентного и авторитетного человека, что повышает его привлекательность и доверие к сообщению. Позиция эксперта — данная позиция связана с демонстрацией своей компетентности, власти, и потому чаще всего встречается в передачах о политике, науке.
Урок 1. Социология массовой коммуникации
На рынке существует полное непонимание того, что такое коммуникатор, и вообще, как появился этот класс устройств, откуда он берет свои корни. Предпосылки появления коммуникатора. Имеет право на существование и такое лаконичное определение массовой коммуникации, как систематического распространения информации с помощью технических средств и СМИ. Коммуникант и коммуникатор в этой нелинейной модели находят-ся в субъектно-субъектных отноше-ниях, они равноправны, поскольку их объединяет социальная ситуация и связанные с ней общие ожидания и общие интересы.
Что такое маркетинговые коммуникации, какие есть виды коммуникаций и зачем они компаниям
это человек, группа, организация, которая оказывает коммуникативное влияние на получателей информации. Guide Utilisateur (version anglaise). Математической функцией, которая выражает возможности коммуникатора кодировать информацию является лога-рифм с основою 2, т.е. 2log или ld (от лат. logarithmus dualis).
Коммуникатор – история появления устройств
Массовая коммуникация прежде всего характеризуется: наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, массовость, публичность сообщений, их социальную актуальность; - социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации; - массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации; - многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации; - отсутствием непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения. Методы исследования массовой коммуникации. Что касается методов исследования массовой коммуникации в практически-прикладном аспекте, то сюда можно отнести: наблюдение за массово-коммуникативными ситуациями и частными коммуникативными актами; эксперименты «полевые» и лабораторные с участниками коммуникации; описание СМК в их историческом развитии и выявление их функций; системно-теоре- тический анализ коммуникативных актов или функционирования СМК в обществе. Исследование массовой коммуникации может также использовать методы различных социогуманитарных наук, например, методы исследования фокус-групп, анкетирование и опроса аудитории СМК — из социологии; методы беседы с коммуникаторами и реципиентами — из социолингвистики и др. Особо важный метод исследования массовой коммуникации в метатеории коммуникации — системно-теоретический анализ, состоящий из четырех уровней. На первом уровне системно-теоретического анализа исследователь должен дать характеристику структурных элементов, составляющих организацию частного массово-коммуникативного процесса или всей системы массовой коммуникации, установить их взаимосвязь со всей структурой данного общества. На втором уровне — установить механизм и особенности взаимодействия элементов внутри исследуемой системы. На третьем уровне — выявить функции исследуемой системы по отношению к внешней среде. На четвертом уровне — собрать воедино типологические характеристики исследуемой системы и установить смысл и значение транслируемой и принимаемой массовой информации исходя из функций данной системы и масштабов ее влияния на общество в целом. Теория массовой коммуникации, развивавшаяся в СССР в 60—70-е годы, противопоставила этим концепциям свой подход, активно включивший социальные параметры в общетехническую конструкцию. Некоторые его примеры приведены в книге «Предмет семиотики», вышедшей в 1975 году.
Наиболее показательной является структура коммуникативного процесса, предложенная М. Поток сообщений МК находится в центре обширного континуума, состоящего из ряда подсистем как социального, так и технического свойства. В центре этого континуума расположен поток сообщений массовой коммуникации. Как видим, данная структура наиболее полно охватывает все многообразие явлений окружающей нас действительности и определяет место сообщений массовой коммуникации как в познании этой действительности, так и в познании самого человека. Технический и гуманитарный подход, как мы полагаем, совмещен в ней с наибольшей полнотой. Более сжатую схему, основанную не на линейном принципе, а на двустороннем, кольцевом, дают В. Борев и А. Она также объединяет наиболее существенные структурные элементы МК. Назовем их для сравнения с вышеприведенными: — адресант — сообщение текст , закодированное по определенной знаковой системе, — канал связи, охватывающий эти элементы, — адресат. Все коммуникативное действие находится в культурно-коммуникативном поле контексте.
Рассмотрим структурные элементы массовой коммуникации на примере модели коммуникации, разработанной в 1948 г. На первом месте в модели Лассуэлла кто сообщает располагаются коммуникаторы — создатели информационных сообщений. Вследствие особой важности массовой информации для общества ее производством и распространением профессионально занимаются коллективы и группы людей, которые называются коммуникаторами адресантами. В их задачу входит подготовка информационных сообщений, которые должны быть доступны и понятны для потенциальных потребителей, находящихся в разных регионах страны, континента или всей планеты. Производство информации коммуникаторами неотделимо от интересов ее потребителей. Потребители социальной информации, выступающие чаще как «массы», разнородные организованно неоформленные множества людей, называются аудиториями адресатами. В определенном смысле деление участников массово-коммуникационного процесса условно, поскольку профессиональные коммуникаторы нередко сами составляют часть аудитории. На основании социально- психологического подхода к исследованию профессиональных коммуникаторов представителей данной группы можно классифицировать в соответствии: с их деловыми качествами степенью мастерства, профессиональным отношением к делу, дисциплиной ; с их идейно-нравственными качествами наличие определенных убеждений и моральных установок ; с особенностями интеллектуальной деятельности аналитики, интерпретаторы, ораторы и т. При исследовании институциональной природы социальных групп профессиональных коммуникаторов выделяются две основные группы: «редакции» и «издатели». Редакции» коммуниканты — это непосредственные создатели и передатчики текстов.
Сами «редакции» подразделяются на журналистов кто собирает информацию, создает первичный текст и выступает перед аудиторией , «техников» кто обеспечивает материализацию текста, его размножение, хранение и передачу; в эту группу включают дикторов, операторов, работников типографии, инженеров, программистов, дизайнеров, оформителей и др. В группе «редакция» первое место занимают журналисты, осуществляющие общение с аудиториями. Особо важную роль в эпоху инновационных технологий играют «издатели». В данном контексте под термином «издатели» понимаются владельцы, акционеры, менеджеры, спиндокторы и другие лица, определяющие главные цели органа информации.
Исходя из данной позиции, коммуникатором может быть правительство страны, политическая партия, общественная организация, информационное агентство, редакция газеты, издательский дом, медиа-холдинг, ведущий отдельной передачи и журналист. С другой точки зрения, в качестве коммуникатора рассматривают непосредственно «человека с микрофоном», то есть человека, который непосредственно передает информацию аудитории например, диктор, журналист, ведущий и т.
И здесь особое значение придается анализу качеств и особенностей коммуникатора, обуславливающих эффективность коммуникации. К подобным качествам относят следующие: 1. Внешность коммуникатора. Данный параметр играет важную роль в процессе возникновения «эффекта ореола»: внешне привлекательные люди воспринимаются реципиентом положительно, формируется положительный образ коммуникатора. Сформированное отношение переносится на транслируемое коммуникатором сообщение, в результате чего повышается эффективность восприятия сообщения реципиентом. Пара- и экстралингвистические характеристики коммуникатора.
Данный параметр включает в себя такие свойства как тембр, темп речи, наличие или отсутствие дефектов речи и акцента. Темп речи — быстрый — тараторит, информация не воспринимается аудиторией, достаточно быстрый — признак уверенности, медленный — признак неуверенности, некомпетентности. Предвыборная борьба Джона Кеннеди и Ричарда Никсона в 1960 г. У Никсона был приятный голос, отсюда те, кто его слушал по радио, отдавали предпочтение ему, а не Кеннеди, который проигрывал ему из-за высокого тембра голоса и наличия акцента. Однако телезрители отдавали предпочтение Кеннеди, то есть приятая внешность и жестикуляция компенсировали недостатки его голоса. Гендерные характеристики коммуникатора.
В первые годы появления телевидения сформировался достаточно устойчивый стереотип, мужчины преобладали среди дикторов, особенно в «серьезных» передачах, касающихся политики, экономики и новостей. Женщины чаще выступали ведущими передач о кулинарии, детях, искусстве. Считалось, что женщины излишне эмоциональны, малокомпетентны, у них слишком высокий голос, что может отвлекать зрителей от обсуждения серьезных вопросов.
К формальным «маркерам» средств массовой информации относится и сведения об их легализации, которая в России осуществляется посредством регистрации. Вообще тема регистрации сайтов и правового регулирования всего Интернета и его отдельных национальных секторов остро дебатируется мировым интернет-сообществом. Точки зрения полярны: от необходимости полного контроля за новой информационно-коммуникационной средой до сохранения свободного обмена информацией между людьми как главного завоевания Интернета. Вопрос о легализации регистрации российских СМИ в Интернете будет рассмотрен особо в последующих выпусках серии «Интернет-журналистика». Судя по наличию или отсутствию формальных, первичных признаков, выделяющих СМИ, в том числе и интернет-СМИ, в отдельные организационно-оформленные общественные институты, можно сделать выводы о пока еще не сложившейся культуре позиционирования и традиции представления себя своим аудиториям. Напрашивается и вывод о некотором несоответствии самопозиционирования, то есть стремления называться средством массовой информации и при этом нежелание создателей ресурса попадать в правовое поле, регулирующее деятельность СМИ, и, следовательно, принимать на себя определенные обязательства перед обществом. Особенности состава аудитории интернет-СМИ Формулу того или иного канала массовой информации, в том числе и интернет-СМИ, дополняют такие важные параметры, как особенности аудитории.
Фактор определения социального адреса издания, его аудиторных характеристик является отправным при формирования концепции и информационной политики любого средства массовой информации. Не менее важен он и при создании медийного проекта в Интернете. Четкое определение своей адресной ниши по большому счету является для всех СМИ, в том числе для интернет-СМИ, доминирующим фактором организации своей деятельности. Оно предполагает определенные периодичность обновления информации, характер передаваемой информации, зоны информационного внимания, объемы и форматы материалов, а также язык общения со своей аудиторией и условия ее доступа к контенту. Напомним, что все эти признаки могут выступать в качестве типоформирующих факторов, то есть быть ведущими для формулы того или иного СМИ. Чтобы понять специфику медиарынка российского сектора Интернета, рассмотрим характеристики аудитории всего Рунета в целом и особенности ее информационного поведения. Например, у сайта РосБизнесКонсалтинг[ [12] ]. Эти данные позволили экспертам сделать вывод о потенциале роста информационного потребления в данном секторе Рунета и дать прогноз о росте медиарынка во всей мировой паутине. На перспективность рынка новых СМИ указывают и характеристики среднестатистического российского пользователя Сети. Доли пожилых граждан ничтожно малы.
Сравните: у традиционных СМИ возрастные границы аудитории, как известно, в целом намного старше. Сегодня благодаря постепенной модернизации инфраструктуры и развитию компьютерного рынка наметился перелом в сторону роста подключений к Интернету в провинции, в региональных центрах. Например, количество пользователей Интернетом в Приволжском регионе приближается к Москве 2,9 и 3,6 млн. Интернет и каждый его контент-ресурс обладают новыми, не доступными традиционным СМИ, возможностями в плане наблюдений за информационным поведением своих аудиторий. Специальные компьютерные программы позволяют отслеживать каждый шаг пользователя, фиксировать его местоположение, время захода, продолжительность навигации и глубину просмотра ресурсов. В этом смысле медийные структуры Сети выгодно отличаются от традиционных каналов, которые для проведения таких социологических замеров требуют ресурсоемких и весьма затратных процедур. Информационное поведение пользователей Рунета имеет ряд особенностей, которые, несомненно, влияют на информационную политику каждого отдельного интернет-издания. В России, например, из-за достаточной дороговизны интернет-услуг больше пользователей пока предпочитают бесплатный доступ. В совокупности количество пользователей с рабочих мест корпоративные пользователи и из учебных аудиторий учащиеся превышает домашних пользователей. Этот индивидуальный пользователь, который оплачивает услуги провайдеров из персонального или семейного бюджета и предпочитает пока ночные более дешевые тарифы, в скором времени заполнит основную магистраль потребления.
По данным зимних опросов 2004—2005 г. По данным многочисленных исследований, наблюдается три пика заходов: в т. Третий ночной пик посещаемости увеличивается за счет еще одной аудиторной группы, когда к российским сайтам подключается русскоязычная диаспора из разных уголков земного шара. Периодичность обновления информации В Интернете по-новому проявляется такой неотъемлемый признак средства массовой информации, как периодичность. Можно сказать, что общепринятое в медийном сообществе представление о регулярности публикаций выходе в свет, в эфир печатных изданий, радио- и телепрограмм в новой среде «не работает». Правда, ежедневная, еженедельная, ежемесячная периодичность обновления содержания переносится с материнских офлайновых изданий на их онлайновые версии, но и в этом случае такие «старые» подходы сочетаются с новыми рубриками, обновляемыми в другом ритме например, новостные ленты в онлайновых версиях ежедневных газет могут обновляться каждый час. Так как технологии Интернета позволяют конструировать информационные сайты с весьма подвижной рубрикацией и самостоятельно существующими разделами страницами , то периодичность, или установленная регулярность в обновлении контента может в каждом разделе или в каждой рубрике осуществляться автономно, по собственным дедлайнам. В собственном временном режиме могут существовать и отдельные темы, и материалы. Например, более оперативно, в ритме информационных агентств будут освещаться захват и освобождение заложников. Информация в этом случае может обновляться по мере поступления новых сведений, даже каждые пять минут, то есть практически в режиме реального времени.
В то же время менее «горячие» темы и сюжеты могут обновляться существенно реже, например, один раз в день. Поэтому и выводы специалистов, у которых пока еще нет достаточного материала для анализа форм и способов функционирования новых СМИ, весьма осторожны: они предлагают варианты для выделения типов по периодичности в формулировке «не реже одного раза в день», «не реже одного раза в месяц» и т. Создатели и контент-менеджеры интернет-СМИ уделяют серьезное внимание периодичности обновления информации на своих сайтах. Наиболее востребованными оказываются те из них, которые удовлетворяют потребность пользователей в оперативной информации.
Даже если человек сам узнает информацию от другого, находящегося в месте событий, то он все равно получает предвзятую подачу. Например, если беседовать с жителями Прибалтики об экономической ситуации, то одни люди расскажут о том, как им хорошо, можно ездить на работу в страны ЕС и о других плюсах. Однако другие люди скажут о том, насколько все у них неблагополучно, в качестве аргументов они приведут необходимость выезда в ближние страны ЕС ради заработка.
Соответственно, источник информации всегда оказывает влияние на социально-психологические процессы восприятия и осознания. И эту проблему также изучают психологи. Что влияет на сами массовые коммуникации? Как это не парадоксально, но на массовые коммуникации основное влияние оказывают они сами. Ученые, занимающиеся вопросами социальной психологии, особого парадокса, впрочем, в этом явлении не видят. Поскольку под термином понимается все, что так или иначе связано с производством, хранением, передачей, распространением и массовым восприятием различной информации, то и развитие коммуникаций происходит пропорционально их доступности. Иными словами, революционное воздействие на средства массовой информации и связи произвело появление всемирной сети.
Эта технология стала своеобразным прорывом и вывела радио, телевидение и другие СМИ на новый эволюционный виток развития. Точно такое же действие ранее оказало появление телевидения. А до него подобный эффект принесло возникновение радиосвязи, телеграфа. Психология массовой коммуникации, рассматривая историю этого понятия, не углубляется дальше начала прошлого столетия. Однако даже появление почтового сообщения, не говоря уже о возникновении газет, в свое время оказало такое же революционное воздействие на коммуникативную сферу, как и Интернет. Как возникло это понятие? Психология, как научная дисциплина, заинтересовалась влиянием на «умы масс» различных коммуникативных средств в начале прошлого столетия.
Само это понятие сформировалось в 20-х годах минувшего века в Соединенных Штатах. Под термином «коммуникация» изначально понималась не только работа журналистов, то есть массовая информация, но и связь, общение и прочие подобные аспекты социальных взаимоотношений. На начальном этапе своего существования социальная психология массовой коммуникации большое внимание уделяла вопросу о том, что СМИ, пытаясь обойти конкурентные компании, стремятся дать публике то, что она жаждет. Иными словами, при освещении тех или иных событий, СМИ «спекулируют» на ожиданиях людей, в угоду этому искажая или утаивая часть информации, либо же публикуя только то, что заведомо вызовет отклик у широких масс населения. Это явление сохранилось и по сей день. Сегодня оно называется «желтая пресса». В России этот термин вошел в обиход намного позднее, чем на Западе.
В нашей стране впервые данным понятием ученые стали апеллировать только в 60-х годах прошедшего столетия. Официально же в России, а точнее в Советском Союзе, термин был внедрен Отделом пропаганды ЦК КПСС в 1970 году, на основании докладной записки, представленной к рассмотрению руководством Факультета журналистики Московского государственного университета. Чем характеризуется данное понятие? Психология массовой коммуникации рассматривает предмет своего изучения весьма детально, наделяя его рядом характеризующих факторов. К характеристикам, присущим коммуникативным средствам, ученые относят следующее: интересы участников коммуникационной сферы и их изменения, связанные с условиями жизни; процесс формирования конкретных культурных ценностей и образа мышления; эмоциональное и смысловое отождествление с определенными тенденциями или факторами, то есть — идентификация; эффект убеждающего воздействия и построения типа общественного восприятия, сознания; наличие и распространение таких феноменов, как подражание и диффузия; использование влияния на массы в каких-либо интересах, к примеру, реклама бизнесменами товаров и услуг. Разумеется, характеризующие понятие аспекты не единственное, чем наделяют общественные коммуникации психологи. В чем особенности массовых коммуникаций?
Вы точно человек?
Но в любом случае необходимо следить, чтобы научное знание коммуникативных способов воздействия на человека не переходило в практику реализации политических, экономических и прочих интересов. Не менее важно также умение и стремление адекватно ориентироваться в социокультурной среде, понимать механизмы использованных коммуникатором методов и приемов. Только в таком случае возможно на личностном уровне противостоять манипулятивным технологиям и действовать сообща для сохранения и упрочения цивилизации понимающих, а, следовательно, мудрых людей на планете Земля [3]. Литература Адамьянц Т. Адамьянц Т.
Осторожно — смысловые атаки! Дридзе Т. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Ионова О.
Грушина, Л. Чудновская И. Lasswell H. Chicago, 1971, P.
Lazarsfeld P. The varied sociology of Paul F. New York: Columbia University Press, 1982. Newcomb T.
Noelle-Neumann, E. Chicago: University of Chicago. Charles E. NY: Praeger, 1980.
Pearce W. Madlen, MA: Blackwell Publishers, 2007. Schramm, W. The Science of Human Communication.
New York: Basic Books, 1963. Аудитория СМИ как субъект и объект коммуникативных взаимодействий. Дается обзор моделей коммуникации, узаконивающих на научном уровне оптимальные, по мнению их авторов, цели и способы общения коммуникатора с аудиторией. Анализ охватывает период от окончания Второй мировой войны по сегодняшний день.
Прослежены особенности отражения актуальных для своего времени, а также и для современного социокультурного пространства, моделей коммуникации в реальной коммуникативной практике с учетом социального и политического контекста. Ключевые слова: модель коммуникации; коммуникатор; аудитория; человек; смысл; воздействие; манипулятивные технологии; диалог Adamyants T. Mass media audience as a subject and an object of the communicational interaction.
Реализацию феноменов подражания и диффузии посредством массовой коммуникации. Воздействие массовой коммуникации на восприятие и мышление в группах, в том числе в предпринимательской среде. Одной из важнейших социально-психологических особенностей массовой коммуникации является её способность формировать общественное мнение. В современных условиях человеческой жизни, оптимизация которой требует осуществления права на информацию и права на коммуникацию, возможности массовой коммуникации могут быть наиболее результативно реализованы с учётом социально-психологических особенностей её воздействия.
Многообразие воздействия массовой коммуникации предполагает передачу информации от источника коммуникатора к чаще всего непосредственно не связанным между собой реципиентам. При этом в той или иной степени осуществляется обратная связь, когда, например, телезрители звонят в телестудию, чтобы выразить своё отношение к позиции участников телепередачи. Реципиенты , играющие при приеме информации пассивную роль, сами становятся коммуникаторами, когда распространяют полученную информацию, руководствуясь при этом своими интересами, подражанием, модой и т. На Западе массовая коммуникация в том числе применительно к формированию опыта повседневного массового общения и с учётом социально-психологических аспектов её воздействия на человека и общество исследуется с конца девятнадцатого века. Исследования в области массовой коммуникации[ править править код ] Массовая коммуникация, как раздел исследований, изучает всё многообразие воздействия массовой коммуникации на аудиторию СМК, на человека и общество , в том числе имеются в виду социально-психологические аспекты этого воздействия. Понимание массовой коммуникации требует изучения большого комплекса вопросов общественного развития, что и обусловливает междисциплинарный характер исследований массовой коммуникации.
Так вот, КПК — это небольшое устройство, которое позволяет работать с электронной почтой, офисными приложениями, слушать музыку и играть в некоторые игры. На нем выполняются все задачи компьютера, только это устройство совсем маленькое.
В 2008 году КПК пользовались огромной популярностью, ведь тогда никто и подумать не мог, что редактировать документы и презентации, слушать музыку и смотреть фильмы можно на обычном мобильном телефоне. Правда, сегодня это уже не просто мобильный телефон, а смартфон, то есть «умный телефон», который объединяет в себе все эти устройства. Раньше многие использовали КПК в качестве электронной книги.
Разбираем маркетинговые исследования региональных территорий.
Обсуждаем высокую степень маржинальности креативных индустрий сейчас. Рассуждаем о важности формирования коммуникативных навыков.