13 марта 1954 создан Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР (с 1978 — КГБ СССР). В КГБ Шелепин пришёл с наставлениями от Хрущёва, касающимися ускорения «десталинизации».
Через год после Сталина. Образование Комитета государственной безопасности СССР — КГБ
На общем фоне медленной инфляции снижалось и материальное их преимущество, бывшее одной из слагаемых престижности службы. Кроме того, сотрудники госбезопасности, как и многие другие люди, плохо представляли, что такое перестройка, зачем она и почему нет реальных положительных результатов. Все это воздействовало и на общий авторитет органов в глазах населения. В середине июня 1990 года Центр общественных связей КГБ СССР объявил: «В Комитете государственной безопасности СССР самым серьезным образом отнеслись к публикациям в некоторых московских печатных изданиях, передачах по радио, а также появлению в зарубежных средствах массовой информации ряда интервью с бывшим сотрудником КГБ генерал-майором запаса Калугиным.... Допущенные им высказывания с грубыми искажениями, нападками на деятельность нынешних органов госбезопасности логично вытекают из его поступков и поведения во время работы в органах... Знание личных качеств Калугина не оставляет сомнений в том, что, встав на путь «сенсационных» публичных выступлений, он решил начать новую «политическую» карьеру и использует для этого отечественные и зарубежные средства массовой информации... И дал. Одним, словом лишили всего, что молено лишить.
Калугин направил в Московский городской суд иски на М. Горбачева, Н. Рыжкова и В. Крючкова, так как посчитал подписанные ими документы незаконными. Скандал стал разрастаться. Предварительное следствие было поручено военной прокуратуре. Калугин стал известен всей стране.
И продолжал писать статьи, давать интервью и выступать по теле, - радио программам. Попытки многих действующих сотрудников госбезопасности, специально командированных в край, предотвратить избрание окончились нечем. Кстати, В. Крючков написал об интересном факте: «Для полноты характеристики личности Калугина стоит поведать и о следующем факте. В 1989 году Калугину было объявлено об увольнении из органов госбезопасности. В его личные планы это не входило, и он предпринял таги по предупреждению подобного развития событий. Попросившись ко мне на прием, Калугин прямо заявил, что хотел бы и далее работать в органах госбезопасности, причем в Москве, и что, если будет принято такое решение, то он обещает ничего отрицательного о чекисткой организации не писать, а жить с КГБ мирно.
Но если, грозил он, его все-таки уволят из органов, то он начнет публично выступать против Комитета госбезопасности и никакого мира не будет»13. Разумеется, в книге, написанной самим О. Калугиным, все не так: «Я встретился с Крючковым после его назначения председателем КГБ, чтобы прозондировать его позицию по поводу моих публикаций. Он притворно улыбался, и я знал, что это улыбка иезуита. Потом мне рассказали, что он был просто взбешен моими статьями»14. Ну, а очной ставки между ними не проводили. И мы так и не знаем, кто правильные передает прежний разговор.
Чаще стали возникать склоки по шкурным вопросам. Корнилов переведен в центральный аппарат КГБ Были случаи когда иностранные государства награждали советских сотрудников госбезопасности, которые сообщали им сведения, не предоставляемые официально. Речь шла о событиях в печально известной Катыни. По данным СМИ О. Закиров, используя служебное удостоверение, обошел ветеранов органов и собрал сведения о катынской трагедии. Он написал в редакцию журнала "Огонек" письмо, в котором разоблачал якобы имеющиеся злоупотребления руководства УКГБ "Огонек", N 8, 1990, с. Капитан госбезопасности Ленинского управления КГБ Крымской области Сергей Радченко начал голодовку после того как руководство УКГБ якобы отказалось реализовать материалы по организованной преступности «Красноярский комсомолец», 05.
Крючков В. Калугин О. Его сразу же отстранили от оперативной работы По словам А. Стерлигова сотрудники госбезопасности оказались причастны к козням против демократов. Начальник одной из экономических служи московского КГБ Е. Матвенко выразил свой протест тем, что отказался там работать и сейчас без дела»15. На общем фоне немногочисленных диссидентов выделялся подполковник Александр Кичихин.
Неоднократно выступая в СМИ с критикой некоторых аспектов деятельности органов госбезопасности. Затем был в качестве эксперта парламентской комиссии оп расследованию ГКЧП Вышеперечисленные факты, конечно, только пример. Хотя других фактов было не так и много. В последние 10-15 лет разница в оплате сократилась, но материальный фактор не стал определяющим у желающих работать в органах госбезопасности. Более того, когда из-за недостаточной заработной платы появились случаи ухода из органов, в них оставались только сильные духом и убежденностью в значении чекисткой деятельности для безопасности страны»16. В некоторых средствах массовой информации критики «демократизации» все чаще и чаще стали приводить факты поддержки различных оппозиционных групп из-за границы. А в то лее время в оправдание иностранной помощи стали появляться статьи, которые старались доказать, что никакая помощь из-за границы не способна развалить политическую систему, если она сама не идет к этому.
При этом факт самой помощи всячески завуалировали, ссылаясь на отдельные благотворительные акты отдельных иностранных организаций, не связанных со спецслужбами на долларах ведь не стоял штамп «поступило от ЦРУ». В еженедельнике «Новое время» для этого использовали польский пример десятилетней давности. Утверждение, хотя и, имеющее право на существование, но не бесспорно. Давно известно, что политическая деятельность, как и всякая, осуществляется людьми, которым для этого нужны определенные средства и которым нужно получать зарплату. Если этого нет, то возможен только кратковременный стихийный бунт недовольных, а не долговременная оппозиционная активность. А вот такая оппозиционная активность проявлялась порой прямо в отношении органов государственной безопасности. В стране были далее сделаны попытки своеобразного «суда» над органами государственной безопасности.
Хотели, видимо, сделать себе рекламу, не получилось, не вовремя начали. Нужно было чуть-чуть попозже, а может быть и другими «нужными» людьми. Всякому овощу свое время. А может быть никто просто не стал финансировать это расследование, которое, как писала газета 15. Все что ни делается - к лучилему. Так говорят некоторые, оправдывая все неудачи. Публичное копание в бумагах КГБ могло привести страну к печальным если не трагическим результатам.
Дело в том, что КГБ привлекал к сотрудничеству многих. Вот что, например, писал знаменитый в годы перестройки демократ Г. Попов: «В КГБ довольно быстро поняли, что от меня молено получить достаточно емкие наблюдения, и они ездить мне не мешали. Мои общие оценки их интересовали, и думаю, что по многим вопросам они подтвердились». Практически, это означало прикрытое признание в каком-то сотрудничестве с КГБ, а сотрудничество с этой структурой было обычно одно - тайное. Многие понимали - лучше полупризнание самого, чем разоблачение другими. А последнее становилось все более и более реальным.
Известны многочисленные факты поддержки различных политических сил из-за рубежа. В результате этого вливания происходили необходимые процессы и достигался планируемый результат. Например, уже в посткоммунистические времена газета «Сегодня» сообщила: "В секретном архиве государственного департамента США хранятся документы, неопровержимо свидетельствующие, что ЦРУ США незаконно финансировало Либерально-демократическую партию, монопольно правившую в Японии с 1955 по 1993 год.... Речь идет о тайных операциях ЦРУ в Японии в 1950-60-х годах по непосредственной финансовой поддержке консервативных политиков и Либерально-демократической партии, которые проводили проамериканскую, антикоммунистическую политику»17. Сильные спец службы означают сильное государство. Тем временем председатель КГБ, выступая на Верховном Совете, а затем на пресс-конференции, разъяснил всем желающим ему внимать, «что задача КГБ» - борьба с деструктивными силами, а деструктивные силы - это те, что хотят развалить Союз» Видимо, так же думало и большинство сотрудников, которые, как и все военнослужащие, присягали «до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Советскому Правительству». Работа спецслужб в конечном итоге не больше чем продолжение политики соответствующих правительств иными средствами...
Совершенно невозможно понять современный мир без учета работы спецслужб... О том, что Горбачев пользовался доверием и поддержкой Андропова сообщал Е. Лигачев, Лигачев Е. Чазов Чазов Е. Воспоминание «кремлевского врача», М, 18. Яковлев Н. Калугин Калугин О.
Некоторые из них, конечно, повторяли чужие мысли, но особых сомнений это положение не вызывало у многих. Колби в конце 1992 года, когда поднимался вопрос об американских агентах влияния в СССР, счел нужным подчеркнуть: «Вообще-то все новое руководство России было создано Андроповым... Он блестяще сформировал и новый класс советского руководства - ведь Михаил Горбачев был его протеже». Впрочем, существовала и иная точка зрения. Гришин вспоминал: «Сейчас пишут о том, что якобы Андропов сориентировался на Горбачева, как на своего преемника на посту руководителя страны. В частности, об этом говорит и пишет А. Вольский, который был помощником Ю.
Должен сказать, что в узкий круг руководителей партии Андропов Горбачева не включал, никогда не упоминал его как возможного преемника на посту руководителя партии, ничем не выделял среди других членов Политбюро»19 Гришин В. Политические портреты пяти генсеков и А. Мемуары», М. Однако, эта точка зрения не кажется слишком убедительной, хотя бы уже потому, что Гришин «пострадал» от Горбачева, а народную популярность Андропова «отдавать» обидчику Гришин вряд ли хотел. Да, и подавляющее большинство источников поддерживает иную точку зрения. Кстати, в словам Гришина уже косвенно чувствуется важность быть приемником Андропова. Интерес вызывает следующее обстоятельство.
По сути, к моменту создания КГБ советским органам безопасности противостояло все западное разведсообщество во главе с США. Например, в 1955 году у захваченных американских разведчиков, работавших под дипломатическим прикрытием, была изъята портативная радиоэлектронная аппаратура, предназначенная для установления местоположения импульсных радиолокационных и радионавигационных станций и систем управления реактивным оружием. Советское воздушное пространство регулярно нарушали самолеты-разведчики США.
С 1960-х годов Запад начал активно осваивать космос в шпионских целях. От органов безопасности требовалось принятие дополнительных мер в сфере защиты гостайны. КГБ решал задачу по контрразведывательному обеспечению "закрытых городов", НИИ, заводов, опытных баз и полигонов.
В условиях "хрущевской оттепели" расширились политико-экономические и научно-культурные связи СССР со странами Запада, участились деловые и туристические поездки иностранцев в Союз, чем не замедлили воспользоваться иностранные спецслужбы. Так, в 1955 - 1956 годах среди американских, британских, французских и других делегаций и туристов, были установлены и взяты в оперативную разработку 40 лиц, принадлежавших к кадровому и агентурному аппарату иностранных спецслужб. В последующие годы их количество неуклонно росло.
С их помощью были предотвращены удары боевыми дронами из Литвы. Тертель дополнил, что КГБ пока не имеет возможности дать детальную информацию, но ведет работу в направлении предотвращения атак.
Red Scare Soviet spy services under any name struggled to get a foothold in the United States in the early postwar period. This was due in part to the investigations spurred by the Red Scare of the late 1940s and 1950s, during which time U. The Red Scare led to the Congressional hearings spearheaded by Senator Joseph McCarthy , who attempted to identify, and thwart, communist influence in American society. Aldrich Ames Despite this resistance, the Soviets were not easily deterred, and they would ultimately succeed in recruiting U.
He would later be accused and convicted of providing information to the Soviets, including classified naval communications, which allowed them to track ship movements and other activities. Walker worked for the KGB until well in the 1980s, when he was arrested. The KGB also recruited CIA officer Aldrich Ames , who divulged the locations and activities of multiple CIA officers stationed all over the world before he was arrested and convicted of espionage in 1994. Ames remains in prison to this day. To perform this task, KGB agents often used extremely violent means.
Все материалы
- 25 лет развалу КГБ
- Приложение 9. Основные даты истории КГБ СССР. КГБ СССР. 1954–1991 гг. Тайны гибели Великой державы
- Кгб без прикрас 1954 - 1991 годы
- Красная паника
- Как КГБ меняло методы управления массовым сознанием по мере усложнения общества в СССР
От ВЧК до ФСБ: вековая история органов госбезопасности
Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.
Берией , после этого машина репрессий обрушилась на сотрудников самого НКВД. Несмотря на потребность в информации об опасности со стороны гитлеровской Германии, органы внешней разведки НКВД лишились многих видных разведчиков, павших жертвой репрессий.
Однако оставшиеся на свободе советские разведчики смогли выяснить планы говского нападения на СССР вплоть до его даты. В начале 1943 из НКВД выделился НКГБ, в составе которого появилось четвертое управление, занимавшееся саботажем и партизанским движением на оккупированной немцами территории. Помимо этого, наркомату обороны было передано управление военной контрразведки — «Смерш». Перед подразделениями «Смерш» стояла задача по выявлению изменников в вооруженных силах, а также немецкой агентуры и вражеских пособников на освобожденных и оккупированных территориях.
В 1945 «Смерш» провел проверку освобожденных военнопленных, «перемещенных лиц» советских граждан, угнанных на работу в Германию , а также солдат и офицеров, вернувшихся после фронта домой. Эта система военного времени существовала до весны 1946, когда наркоматы были переименованы в министерства, а НКГБ получил название МГБ. Контрразведывательные функции в вооруженных силах вернули в МГБ; министром государственной безопасности стал генерал В. Созданная в 1946 в рамках МГБ система контроля за внутренней безопасностью и контрразведки просуществовала до смерти Сталина.
Председателем КИ был назначен В. Ведущую роль в новой организации играли офицеры разведки из МГБ, что вызывало нарекания выходцев из ГРУ, и в начале 1949 военную разведку вернули в ведение Генерального штаба, а КИ подчинили Министерству иностранных дел. В октябре 1949 все функции контрразведки за рубежом, включая вопросы безопасности советских граждан, работающих в загранучреждениях ССCР, были вновь переданы МГБ. С этого времени за границей сосуществовали две советские резидентуры — одна принадлежала КИ и занималась разведкой, а другая, контрразведывательная, находилась в ведении МГБ.
К ноябрю 1951 практически весь разведывательный персонал вернулся из КИ в МГБ, и в Министерстве иностранных дел остался небольшой КИ, занимавшийся исключительно аналитической работой и не имевший отношения к ведению внешней разведки. В конце 1952 Сталин в последний раз реорганизовал разведку и контрразведку, санкционировав создание в МГБ Главного управления разведки, имевшего в своем составе разведывательные и контрразведывательные управления. Реорганизация не успела еще развернуться, когда умер Сталин. В этом едином министерстве МВД объединились все советские органы, ведавшие разведкой, службой безопасности и исправительными учреждениями, а также пограничные и внутренние войска и сопутствующие им службы и учреждения.
На всех ключевых постах МВД Берия расставил своих людей, намереваясь в будущем руководить страной. Однако 26 июня 1953 Берия со своими ближайшими помощниками был арестован. Созданное им МВД просуществовало только один год.
В 1955 году было дополнительно сокращено более 7,5 тысяч сотрудников, одновременно около 8 тысяч офицеров КГБ переведены на положение гражданских служащих. На органы КГБ были возложены следующие основные задачи: ведение разведывательной работы в капиталистических странах; борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок внутри СССР; борьба с вражеской деятельностью всякого рода антисоветских элементов внутри СССР; контрразведывательная работа в Советской армии и Военно-Морском флоте; организация шифровального и дешифровального дела в стране; охрана руководителей партии и правительства. В записке от ЦК КПСС была сформулирована еще одна задача для КГБ: «В кратчайший срок ликвидировать последствия вражеской деятельности Берии в органах государственной безопасности и добиться превращения органов госбезопасности в острое оружие нашей партии, направленное против действительных врагов нашего социалистического государства, а не против честных людей». Напомним, Лаврентий Берия, возглавлявший при Сталине Министерство госбезопасности, был признан «врагом народа» и шпионом, арестован и расстрелян. Он считался грубым, резким и своевольным руководителем, но тогдашнему первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву был хорошо знаком по совместной работе на Украине в 1939—1941 годах.
При председателе КГБ Серове начался пересмотр заведенных уголовных дел по «контрреволюционным преступлениям», а также чистка и сокращение численного состава органов государственной безопасности. Сталина и его последствиях.
Он отметил, что радикалы из Литвы и Польши изготавливают дроны для последующих ударов по критически важным белорусским объектам. Ранее сотрудники КГБ Белоруссии задержали в приграничном с Украиной районе 12 местных жителей, которые, предположительно, создавали на белорусской территории схроны со взрывчаткой.
Комитет Государственной Безопасности
К политическим трудностям вскоре присовокупились и экономические: ввиду почти полного бездействия транспорта, вызванного саботажем со стороны железнодорожного профсоюза Викжель, в обеих столицах остро ощущалась нехватка топлива и продовольствия. Советы на периферии, где они были созданы, не обладали всей полнотой власти. В большинстве городов и сел страны власть находилась в руках контрреволюционеров, имущих классов, анархистов и даже бандитов. Советское правительство к этому времени еще не овладело полностью положением и в основном контролировало район европейской части в пределах Петроград — Москва и на юг до Царицына. Этот район в разные периоды то расширялся, то сужался в зависимости от наступления армий сторон и интервентов. В самих городах шла вооруженная борьба отрядов красногвардейцев с бандитами, грабителями, саботажниками и заговорщиками. Продолжали выходить газеты — большевистские и антисоветские, циркулировало множество различных слухов, и в первую очередь о неминуемой гибели нового режима, о скором наступлении немцев и аресте Троцким Ленина. Большинство из этих слухов и сплетен распускалось разведками и дипломатами западных стран через свою агентуру в лице анархистов, эсеров и провокаторов. Заметно активизировалась в это время деятельность западных разведок, особенно английской и германской. В этих условиях необходимо было навести порядок и взять в свои руки контроль над положением в стране, и в первую очередь в Петрограде и в Москве.
Советское правительство в этой связи принимает ряд кардинальных мер и решений. Инициатором их был сам Ленин. По его непосредственному указанию 20 декабря 1917 года создается особая организация по борьбе с внутренней контрреволюцией и внешними врагами, саботажем и спекуляцией — Всероссийская чрезвычайная комиссия — ВЧК. Задачи этой политической организации были сформулированы следующим образом: преследовать и ликвидировать все контрреволюционные и саботажные попытки и действия по всей России, со стороны кого бы они ни исходили; предавать суду революционного трибунала всех саботажников и контрреволюционеров и выработка мер борьбы с ними; вести предварительное расследование. В качестве карательных мер предлагалось применять к врагам такие, как: конфискация имущества, выселение, лишение продовольственных карточек, опубликование списков контрреволюционеров и т. Первым Председателем ВЧК по рекомендации Ленина стал испытанный революционер, кристально честный большевик, глубоко преданный делу рабочего класса, непримиримый к врагам революции, ближайший его соратник Феликс Эдмундович Дзержинский. В декабре 1917 года аппарат ВЧК насчитывал 40 человек. Основная функция, которая возлагалась на новую структуру, заключалась в противодействии контрреволюционным элементам, организации саботажа и в борьбе с организованной преступностью. Инициатором такой организации с самыми широкими полномочиями являлся В.
Ленин, который делал большие ставки на новый орган. По его мнению, именно чекисты должны стать настоящей грозой для антисоциальных элементов, заговорщиков и провокаторов. ВЧК должна стать эффективным инструментом борьбы против внутренней и внешней контрреволюции. Первый руководитель ВЧК Ф. Дзержинский сумел в короткие сроки поставить на ноги новую структуру, организовать на должном уровне сыск, восстановить деятельность подразделения оперативно-следственной работы. Появление в руках молодого советского государства такой мощной организации позволило в течение последующих лет искоренить саботаж, подавить антисоветские восстания, ликвидировать целый ряд заговоров по устранению руководителей Советской России и свержению Советского Правительства. Самой великой спецоперацией можно назвать ту, которую осуществила руководимая Ф. Дзержинским служба в начале 1920-х годов. Семь лет Первой мировой и Гражданской войн вызвали разруху в стране.
Народное хозяйство пришло в упадок, миллионы людей остались без крова и без работы, семьи — разлученными, дети — выброшенными на улицу. Как только стихли бои на фронтах Гражданской войны, одним из первых вопросов, вставших перед советской властью, был вопрос о детях. Проблема детской беспризорности обострилась с особой силой в 1921 году, когда на Россию обрушилась губительная засуха. Посевы погибли, хлебные резервы оказались исчерпанными, надежд на урожай не было. Положение страны стало катастрофическим. Пришел небывалый для России голод, охвативший 37 губерний с населением свыше 40 миллионов человек. Дзержинского заключается в том, что он сумел не только восстановить работоспособность полицейского надзора в стране, но и организовать эффективную контрразведывательную деятельность. Именно «Железный Феликс» поспособствовал организации в структуре своей фирмы отдела, занимающегося контрразведывательной деятельностью целях обеспечения обороноспособности страны. Самое первое здание ВЧК: бывший дом губернских присутствий, Гороховая, 2.
Созданная структура получила название Особый отдел ВЧК. В ее обязанности входил сбор разведывательной информации и противодействие утечке данных их военных формирований Красной Армии и ВМС молодой Республики. В каждой армейской части появился человек, который отвечал за охрану государственной тайны и контролировал личный состав вооруженных сил. С такой организацией в армии удалось создать устойчивый механизм контроля над политической обстановкой и обеспечить надежное противодействие социальным и политическим элементам, разлагающим армию. В январе 1918 г.
Все они сделали свой вклад в развитие Коммитета. Отечественная разведка была на пике своего успеха. Одним из примеров высокого профессионализма сотрудников ведомства стало участие в урегулировании Карибского кризиса: в ходе переброски советских войск на Кубу был обеспечен режим строгой секретности. Также сотрудники ведомства блестяще показали себя и при организации переговоров о деэскалации между Москвой и Вашингтоном. В Советский Союз тогда не пустили ряд иностранных шпионов.
Подробнее об этом смотрите ТуТ. В мае 1919 года чекистам было передано их нынешнее здание, но переехать они смогли лишь в сентябре. Дело в том, что бывшее здание страхового общества «Россия» , точнее, два отдельных здания, разделённые Малой Лубянкой, были не только административными, но и жилыми, и жильцы очень долго не хотели съезжать. Советские чекисты являлись в 20-е годы XX века самыми подготовленными сотрудниками, способными выполнять любые поставленные задачи. На счету чекистов сотни раскрытых заговоров, раскрытие агентурных сетей разведок западных стран. Благодаря кровавому террору криминальная преступность в Советской России за время существования Всероссийской Чрезвычайной Комиссии практически была искоренена. Сотни бандитов, воров-домушников и карманников были либо пойманы и осуждены, либо арестованы и расстреляны на месте. ВЧК стала организацией, которая появилась в нужный момент и находилась на своем месте. Роль и место чекистов в обеспечении безопасности государства Показав высокую эффективность по всем направлениям своей деятельность, ВЧК создала прекрасную почву и платформу для дальнейшей работы в этом направлении. Причина ликвидации чрезвычайной комиссии была в том, что в стране закончилась Гражданская война, необходимо было от военных действий переходить к мирному строительству. Необходимость в чрезвычайных мерах постепенно отпала. Работа спецслужб нуждалась в новой структуре и реорганизации, которая бы отвечала новым сложившимся общественным и социальным условиям. Однако ликвидация ВЧК не привела к исчезновению чекистов. Характер деятельности новой структуры несколько изменился, однако главные направления деятельности сохранились. Сохранилась преемственность поколений. Сотрудники Управления получили новую форму, по сути, оставаясь такими же чекистами. Впервые к функциям борьбы с контрреволюционными элементами во всех формах в структуру Управления вошли специальные военизированные части, ставшие прообразом внутренних войск. Комплекс зданий страхового общества «Россия», куда в сентябре 1919 года переехал центральный аппарат ВЧК. К концу 20-х годов задачи ведомства на Лубянке существенно расширяются, растет и штат, поэтому прямо за зданием страхового общества «Россия» по Большой Лубянке дом 2 расчищается участок, на котором в 1932-1933 годах по проекту архитекторов А. Лангмана и И. Безруковастроится новое здание, выполненное в конструктивистском стиле. Своим главным фасадом новый дом выходит на Фуркасовский переулок, а два его боковых фасада с закругленными углами смотрели на Большую и Малую Лубянку. Новая постройка слилась воедино со старым зданиемстрахового общества «Россия». Одновременно старое здание было надстроено на два этажа, а внутренняя тюрьма — на четыре. Проблему прогулки заключенных архитектор Лангман решил оригинальным способом, устроив шесть прогулочных дворов с высокими стенами прямо на крыше здания. Арестованных поднимали сюда на специальных лифтах или вели лестничными маршами. С этого времени чекисты стали полноценными сотрудникам службы госбезопасности. В отличие от ОГПУ новая структура занималась сугубо сыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельностью. В ведении чекистов находились система исполнения наказаний и пограничные войска. В сфере ответственности НКВД находились политический сыск и право вынесения приговоров во внесудебном порядке, система исполнения наказаний, внешняя разведка, пограничные войска, контрразведка в армии. Сделано это было с целью улучшения агентурно-оперативной работы органов государственной безопасности и распределения возросшего объёма работы НКВД СССР. На НКГБ возлагались задачи: ведение разведывательной работы за границей; борьба с подрывной, шпионской, террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР; оперативная разработка и ликвидация остатков антисоветских партий и контрреволюционных формирований среди различных слоёв населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства; охрана руководителей партии и правительства. На НКВД возлагались задачи по обеспечению государственной безопасности. В ведении этого ведомства оставались войсковые и тюремные подразделения, милиция, пожарная охрана. Основной задачей комитета была разведывательно-диверсионная деятельность в тылу немецких войск. По мере продвижения на запад возрастало значение работы в странах Восточной Европы, где НКГБ занимался «ликвидацией антисоветских элементов». Тогда же министром госбезопасности стал Виктор Абакумов. В 1947—1952 годах ведомству были переданы внутренние войска, милиция, пограничные войска и другие подразделения в составе МВД остались лагерные и строительные управления, пожарная охрана, конвойные войска, фельдъегерская связь. На протяжении последующих 35 лет КГБ бдительно стоял на страже интересов советского государства, являясь одной из самых мощных разведок мира. В 1987 году вместе с торжествами по случаю 70-летия Великой Октябрьской Революции отмечался 70 летний юбилей Службы Безопасности. По сравнению с предшественниками, новый орган имел более низкий статус: был не министерством в составе правительства, а комитетом при правительстве. Объяснялось это тем, что партийная верхушка хотела обезопасить себя от появления нового Берии — человека, способного отстранить её от власти ради осуществления собственных политических проектов.
Например, сверхтяжелая ракета позволит России осуществить собственную пилотируемую лунную или марсианскую программу. Кроме этого, возможно активное участие России в международном проекте. Например, строительстве окололунной станции — Deep Space Gateway. Пока есть договоренность о том, что российские специалисты изготовят для проекта шлюз для выходов в открытый космос, однако в будущем участие нашей страны в проекте может расшириться. Официальная задача для будущей «царь-ракеты» в программе «Роскосмоса» — изучение Солнечной системы, планет Солнечной системы, Луны и окололунного пространства, выведение пилотируемых кораблей и автоматических космических аппаратов на околоземную орбиту. Проект дорогой, однако на кону — космическое будущее России. Индивидуальный террор Вероятно, одной из самых устрашающих функций комитета, который с апреля 1959 года обрел статус ведомства при правительстве, стало индивидуальное преследование, а затем и ликвидация тех, кого советское государство считало своими врагами как внутри страны, так и за ее пределами. Одной из первых такой акций была ликвидация украинского националиста Степана Бандеры. Между тем первая акция, организованная двумя годами ранее против капитана советской разведки Николая Хохлова, провалилась. После разоблачительного выступления разведчика в западной прессе его попытались отравить при помощи радиоактивных элементов, однако тот выжил и даже был реабилитирован решением российского президента Бориса Ельцина. Чудеса оружейного дела: ракета в кармане Как сделать керамбит нож из картонной коробки? Для изготовления керамбита ножа из картонной коробки, подойдет упаковка для подарочных конфет. Если такой коробки нет, возьмите упаковку от чая. Если склеить такой картон в несколько слоев, нож будет достаточно прочным. А вот упаковка для обуви может быть слишком мягкой. Гофрированный картон может подойти для наклеивания выпуклых деталей. Схема курамбит из картона Сухопутные войска Германии Как и в любой другой армии мира, основной силой немецкой армии являются Сухопутные войска. Их общая численность значительно превышает количество всех остальных видов войск армии Германии. По состоянию на 2020 год, Сухопутные войска ФРГ состоят из следующих подразделений: 4 корпуса «быстрого развёртывания» НАТО: «Еврокорпус», АК БР НАТО, германо-голандский корпус и германо-датско-польский корпус; 5 оперативных групп, которые находятся в армейских корпусах Альянса: французский, испанский, итальянский турецкий и греческий корпуса; 5 дивизий и целый ряд различных частей и подразделений; Различные танковые дивизии и бригады; Горнопехотные и мотопехотные бригады; Бригады воздушно-десантные; Вертолётные полки, к которым относятся полки вертолётов огневой поддержки и полки лёгких транспортных вертолётов. На первый взгляд, численность и состав Сухопутных войск Германии в 2020 году достаточно внушительны. Тем более, что многочисленные международные учения доказали, что современные отряды по своей боевой мощи и возможностям в два раза превосходят отряды 70-80-х годов, имевших такую же численность. Получается, что 5 дивизий, которые существуют в 2020 году, могут заменить собой 11 дивизий прошлых лет. Однако, последние события в Ираке показали ошибочность этих суждений. Огневая мощь — это конечно хорошо, но операции по зачистке территории должна проводить именно пехота. Вот тут и сказывается её недостаточная численность. Несмотря на громкие слова, которые говорятся для мировых средств массовой информации, военное командование прекрасно понимает, что численность Сухопутных войск недостаточная. Именно поэтому даже в официальном документе военного строительства Германии прямо говорится о том, что немецкая армия предназначена для миротворческих операций, а также для локализации конфликтов слабой степени интенсивности. Основной упор при этом делается на то, что немецкая армия будет выступать в составе коалиции сил. Гражданское общество в Германии считает, что хотя армия — это обязательный атрибут солидного государства, но её можно значительно сократить. Серьёзное сокращение немецкой армии началось после отмены обязательной военной службы в 2011 году. С тех пор вся немецкая армия состоит из контрактников. В основном не хватает врачей и квалифицированного персонала по обслуживанию сложных систем защиты и вооружения. По статистике, множество немецких военнослужащих находятся на различных операциях в горячих точках мира, поэтому остались либо тыловые части, либо работники штаба. Несмотря на давление США, Германия упорно избегает участия в тех операциях, которые могут обернуться пехотными боями. Хотелось бы остановиться на управлениях КГБ.
100 - летний юбилей!. От ВЧК до ФСБ: история органов госбезопасности СССР и России.
Тогда же министром госбезопасности стал Виктор Абакумов. В 1947—1952 годах ведомству были переданы внутренние войска, милиция, пограничные войска и другие подразделения в составе МВД остались лагерные и строительные управления, пожарная охрана, конвойные войска, фельдъегерская связь. На протяжении последующих 35 лет КГБ бдительно стоял на страже интересов советского государства, являясь одной из самых мощных разведок мира. В 1987 году вместе с торжествами по случаю 70-летия Великой Октябрьской Революции отмечался 70 летний юбилей Службы Безопасности. По сравнению с предшественниками, новый орган имел более низкий статус: был не министерством в составе правительства, а комитетом при правительстве. Объяснялось это тем, что партийная верхушка хотела обезопасить себя от появления нового Берии — человека, способного отстранить её от власти ради осуществления собственных политических проектов. В зону ответственности нового органа входили: внешняя разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность, охрана государственной границы СССР, охрана руководителей КПСС и правительства, организация и обеспечение правительственной связи, а также борьба с национализмом, инакомыслием, преступностью и антисоветской деятельностью. Кроме того в 1954 г. Тем не менее численность органов КГБ в 50-е годы сокращалась. Так, в 1955 г.
В конце 1959 году на 42 000 человек были сокращены и пограничные войска. В 60-е годы численность вновь начала расти в 1967 г. В начале 1991 г. КГБ получил от Министерства обороны СССР две мотострелковые, дну воздушно-десантную дивизию и мотострелковую бригаду общей численностью 23 767 человек. Всего к 1991 году численность органов КГБ составила около 480 000 чел. Так выглядело здание на площади Дзержинского в 1947-83 годах. Памятник Дзержинскому появился в 1958 году. В 1939 году принимается решение об очередном расширении здания. Проект реконструкции был поручен знаменитому А.
Проект 1939 года предусматривал объединение зданий с общим главным фасадом на Лубянской площади и превращение части Малой Лубянки от Лубянской площади до Фуркасовского переулка во внутренний двор здания. В январе 1940 года эскиз будущего здания был утверждён Берией. Но приступить к большой реконструкции здания помешала война. Работы по отделке и реконструкции правой части здания бывший дом 1 были начаты в 1944 году и завершены в 1947. Левая же часть здания, хотя и была увеличена на 2 этажа еще в 1930-х, во многом сохраняла исторический облик начала века, включая даже некоторые архитектурные элементы. Здание оставалось асимметричным до 1983 года. Только тогда были завершены работы по задумке Щусева и здание получило свой современный симметричный облик. В 1985 — 1987 годах на улице Кирова с 1990 года — Мясницкая , д. С 1958 по 1961 год — А.
С 1961 по 1967 год — В. С 1967 по 1982 год — Ю. С мая по декабрь 1982 года — В. С 1982 по 1988 год — В. С 1988 по август 1991 года — В. С августа по ноябрь 1991 года — В. В 90-х годах изменения в обществе и системе государственного управления СССР, вызванные процессами перестройки и гласности, привели к необходимости пересмотра основ и принципов деятельности органов государственной безопасности. Звание чекиста в новой России После упразднения КГБ процесс создания новых органов госбезопасности занял порядка трёх лет. В течение этого времени отделы расформированного комитета переходили из одного ведомства в другое.
После развала Советского Союза долгое время служба безопасности страны находилась в полусонном состоянии. Многие сотрудники спецслужб были вынуждены перейти на полулегальное состояние. Сказались годы перестройки и гласности, когда в стране развернулась масштабная компания дискредитации Комитета Госбезопасности и умаление заслуг чекистов перед Родиной. После ликвидации КГБ на его материально-технической базе сначала была создана служба внешней разведки, а уже в 1993 года появилась и федеральная служба контрразведки. Директором нового органа с декабря 1993 года по март 1994 года был Николай Голушко, а с марта 1994 по июнь 1995 года этот пост занимал Сергей Степашин.
Этим же документом СВР была напрямую подчинена главе российского государства. В настоящее время работа СВР России регулируется законом "О внешней разведке" от 10 января 1996 года и положением о службе от 19 июля 2004 года. Согласно закону, СВР осуществляет свою деятельность "в целях обеспечения президента, Федерального собрания и правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях", а также содействует экономическому и научно-техническому развитию России. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет. На информационном ресурсе применяются.
Нашли ошибку? Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24 Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.
Дзержинского в июле 1967г. Сказанное имеет особое значение еще и потому, что за последнее время империализм все больше навязывает нам борьбу на фронте идеологии... Вот почему он пытается подтачивать советское общество с помощью средств и методов, которые с первого раза не укладываются в наше представление о враждебных проявлениях. Более того, можно сказать, что противник ставит своей целью на идеологическом фронте действовать так, чтобы по возможности не переступать статьи уголовного кодекса, не переступать наших законов, действовать в их рамках и тем не менее действовать враждебно. Нам надо беречь и укреплять доверие советских людей, всего советского народа к органам государственной безопасности, потому что это доверие — залог всех наших успехов»[5]. Чрезвычайно актуально звучат и сегодня следующие слова из того выступления председателя КГБ: «важным средством завоевания доверия масс является гласность в чекистской работе. Советский народ должен быть больше и лучше информирован о подрывной деятельности иностранных разведок, зарубежных антисоветских центров, а также о подрывной деятельности антисоветских элементов внутри страны. Советские люди должны больше знать о трудной и сложной работе чекистских органов». Как нетрудно будет заметить далее, Андропов в самом начале своей деятельности на «чекистском поприще» во многом предвосхитил те задачи и проблемно-болевые точки, что останутся по-прежнему актуальными и более чем через два десятилетия, в годы перестройки. В то же время в записке в Политбюро ЦК по вопросу об образовании нового управления Ю. Андроповым, в частности, отмечалось, что если в марте 1954г. И в этой связи новый председатель просил увеличить штат Комитета на 2 250 единиц, в том числе на 1 750 офицерских и 500 вольнонаемных должностей. Андропов сделал доклад на торжественном собрании в Кремлевском дворце съездов, посвященном 50-летию образования советских органов государственной безопасности. В этом политически важном, знаковом первом публичном выступлении нового председателя КГБ перед широкой аудиторией был дан ретроспективно-содержательный анализ деятельности органов безопасности СССР с момента их образования. Указав на важнейшие принципы работы ЧК: беззаветную преданность делу революции, тесную связь с народом, непоколебимую верность партии и Советской власти, твердость в борьбе с классовыми врагами и высокий пролетарский гуманизм, Андропов подчеркнул, что «эти демократические принципы были и остаются основой деятельности чекистов»[6]. Мы не вправе забывать, также подчеркивал он, что имевшие место извращения и беззакония нанесли серьезный ущерб интересам нашего государства, советским людям и самим органам госбезопасности. Но «нет и не может быть возврата к каким бы то ни было нарушениям социалистической законности. Органы государственной безопасности стоят и будут стоять на страже интересов Советского государства, на страже интересов советских людей». Обращая внимание на то, что спецслужбам иностранных государств отводится значительная роль в осуществлении их внешнеполитической стратегии, Андропов отмечал, что изменился характер, масштабы и содержание разведывательного противоборства с происками противников СССР, а органы государственной безопасности решают задачи по разоблачению и срыву его замыслов. Залогом успешной работы органов КГБ, обращал внимание присутствовавших Андропов, «гарантией правильного подхода к выполнению возложенных на них задач являются последовательное осуществление ленинских принципов, неукоснительное выполнение директив и указаний Коммунистической партии, строгое соблюдение законов социалистического государства, постоянная и самая тесная связь с трудящимися массами». В то же время председатель КГБ подчеркивал, что «было бы неверно закрывать глаза на то, что у нас имеются еще отдельные случаи антигосударственных преступлений, враждебных антисоветских действий и поступков, которые совершаются нередко под воздействием враждебного влияния из-за рубежа... В соответствии с лучшими чекистскими традициями органы госбезопасности ведут большую работу по предупреждению преступлений, убеждению и воспитанию тех, кто допускает политически вредные проступки. Это помогает устранять причины, могущие порождать антигосударственные преступления. Борьба партии и Советского государства с фактами нарушения законных прав трудящихся, с пренебрежением к их нуждам, с бюрократизмом, а также воспитание людей в духе социалистического патриотизма, честного выполнения своих гражданских обязанностей способствуют устранению почвы для антиобщественных поступков. Этому содействуют и повышение благосостояния трудящихся, дальнейшее развитие советской демократии, рост уровня культуры и сознательности масс в нашей стране». А вот как информировал Ю. Поскольку этот документ позволяет получить в целом представление как об основных направлениях и задачах деятельности органов безопасности в тот период, так и об объеме, и результатах их работы, приведем ряд выдержек из него[7]. В нем, в частности, председателем КГБ подчеркивалось: «... Основное внимание органов КГБ было сосредоточено на усилении прежде всего внешнеполитической разведки, с тем, чтобы она активно способствовала успешному осуществлению советской внешней политики, надежно обеспечивала своевременное выявление, срыв и разоблачение подрывных планов империалистических государств и их разведывательных органов... В этом документе отмечалось, что всего резидентурами КГБ было получено 25 645 информационных материалов, и еще 7290 материалов поступило в порядке обмена материалами от разведок социалистических государств. Особо оговоримся, что здесь и далее в подлиннике документа, до самого недавнего времени имевшего гриф «Совершенно секретно. Особой важности», цифровые данные вписаны от руки в оставленные пропуски машинописного текста, что свидетельствует об их особо секретном содержании и значении. Дополнительно членам Политбюро были направлены 42 бюллетеня внешнеполитической развединформации. Помимо этого в различные министерства и ведомства СССР было направлено 1495 информаций, 9910 материалов и 1403 образца техники, по заданиям Военно- промышленной комиссии было добыто 1376 работ по 210 темам и более 330 образцов техники. По линии контрразведки «среди сотрудников дипломатических представительств и приезжающих в СССР туристов, коммерсантов, членов различных делегаций в 1967г. За разведывательную деятельность, проведение акций идеологической диверсии, контрабанду, незаконную валютную деятельность и нарушение норм поведения выдворено из СССР 108 и привлечено к уголовной ответственности 11 иностранцев. Аппаратами военной контрразведки КГБ совместно с органами безопасности ГДР разоблачено 17 агентов западных разведок, проводивших шпионскую работу против Группы советских войск в Германии.... Исходя из того, что противник в своих расчетах расшатать социализм изнутри делает большую ставку на пропаганду национализма, органы КГБ провели ряд мероприятий по пресечению попыток проводить организованную националистическую деятельность в ряде районов страны... В 1967г. Органами КГБ установлено 1198 анонимных авторов. Большинство из них встало на этот путь в силу своей политической незрелости, а также из-за отсутствия должной воспитательной работы в коллективах, где они работают или учатся. Вместе с тем отдельные враждебно настроенные элементы использовали этот путь для борьбы с Советской властью. В связи с возросшим числом анонимных авторов, распространявших злобные антисоветские документы в силу своих враждебных убеждений, увеличилось и количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за этот вид преступлений: в 1966г. Характеризуя состояние оперативных учетов органов КГБ, следует отметить, что в количественном отношении они продолжают сокращаться, хотя и в незначительной степени. По данным на 1 января с. В числе привлеченных к уголовной ответственности 3 человека, совершивших диверсии, 121 человек являются предателями и карателями периода немецко-фашистской оккупации, 34 человека обвинялись в измене Родине и покушении на измену, 96 человек — в антисоветской агитации и пропаганде, 221 человек — в нелегальном переходе границы, 100 человек — в хищениях государственного и общественного имущества в крупных размерах и взяточничестве, 148 человек — в контрабанде и нарушении правил о валютных операциях, один иностранец и один советский гражданин арестованы за шпионаж.... Следственными аппаратами КГБ пересмотрено по заявлениям граждан 6732 архивных уголовных дела на 12 376 человек; по 3783 делам вынесены заключения об их прекращении что, добавим от себя, влекло освобождение или реабилитацию проходящих по ним лиц. Важное значение придавалось мерам профилактического характера, направленным на предупреждение государственных преступлений. Контрольно-пропускными пунктами пограничных войск и следственными аппаратами КГБ у контрабандистов и валютчиков изъято в 1967г. На работу в органы и на службу в войска КГБ принято 11 103 человека, из них 4502 — на офицерские должности. Одновременно уволено 6582 человека, из которых 2102 являлись офицерами. Чекистские кадры пополнились в отчетном году 470 работниками, прибывшими с партийной, комсомольской и советской работы». Но в то же время в отчете подчеркивалось, что «разведывательной службой КГБ еще не создано необходимых агентурных позиций в правительственных, военных, разведывательных органах и идеологических центрах противника, что не дает возможности добывать информацию о его планах и замыслах, заблаговременно ориентировать ЦК КПСС и Советское правительство о наиболее важных действиях империалистических государств по главным направлениям их внешней и внутренней политики. По этой же причине разведывательная служба КГБ еще слабо влияет на развитие политических событий в кризисных ситуациях в выгодном для Советского Союза направлении, не всегда использует слабости в лагере империализма и противоречия между капиталистическими странами. Контрразведывательная служба КГБ, располагая данными о наличии в СССР вражеской агентуры, не добилась в отчетном периоде ощутимых результатов в разоблачении этой агентуры, в выявлении и закрытии всех возможных каналов утечки государственных секретов... Слабо используются контрразведывательные возможности для противодействия попыткам противника осуществлять акции идеологической диверсии, склонять политически и морально неустойчивых лиц к невозвращению на Родину. В значительной мере этим недостатком объясняется тот факт, что в 1967 году 17 человек остались за границей; не удалось также предотвратить 3 случая измены Родине военнослужащими Советской Армии». Подобная форма и структура отчетов в «инстанции», как на профессиональном языке именовались ЦК КПСС и Совет Министров, сохранилась и в дальнейшем, дополняясь новыми блоками информации по вновь открывавшимся направлениям оперативной работы и с образованием иных структурных подразделений органов госбезопасности. Создание последних было связано как с изменениями оперативной обстановки в стране и на межгосударственном уровне, так и с постановкой руководством страны перед КГБ дополнительных задач. Дальнейшая реорганизация КГБ проводилась в направлении укрупнения и усиления некоторых подразделений контрразведывательного — Второго главного управления — путем преобразования их в самостоятельные управления всего к 1980г. Несколько нарушая хронологический порядок рассказа о деятельности Ю. В сентябре 1981г. Ранее, с 1967г. Эти меры стали важным шагом на пути активизации борьбы с преступностью и коррупцией, укрепления законности и правопорядка, защиты законных прав и интересов советских людей. В дальнейшем, выступая на собрании партийного актива КГБ 26 апреля 1971г. Андропов так характеризовал современную политичекую обстановку в мирел: «Ареной исторического противоборства между социализмом и капитализмом является весь мир, все сферы общественной жизни — экономика, идеология, политика... Потерпев провал в расчетах добиться глобальной победы над социализмом «с позиции силы», международная реакция... Враги не жалеют усилий, чтобы путем распространения клеветы, идеологической диверсии и особенно путем инспирирования проявлений национализма дискредитировать марксистско-ленинскую идеологию, подорвать роль коммунистических партий в социалистических странах, вбить клин в отношения между этими странами. Империалисты не перестают искать слабые звенья в социалистическом фронте, пытаются использовать в своих интересах трудности, возникающие внутри отдельных стран, и разногласия во взаимоотношениях между ними»[8]. Важным направлением деятельности Андропова на посту руководителя КГБ являлось определение кадровой политики этого специфического правоприменительного ведомства. И, учитывая общественную значимость этой проблемы для понимания истории нашей страны, представляется необходимым подробнее остановиться на этом вопросе. Еще в июле 1967г. Андропов подчеркивал, «в органах государственной безопасности должны работать хорошо подготовленные, высококультурные кадры чекистов»[9]. Выступая на собрании комсомольцев центрального аппарата КГБ 23 октября 1968г. Вот почему надо быть особенно бдительным. Вот почему скромность есть и всегда будет у нас одним из важных критериев оценки работников. Что значит быть на высоте требований? Это значит... Об этом важно помнить, так как в нашей работе часто приходится сталкиваться с изнанкой жизни, самыми неприглядными ее чертами. Все это у людей нестойких может породить известный перекос в мировоззрении, в характере и в отношении к человеку. Для нашей работы такой перекос — дело недопустимое. Чекист без веры в советского человека, подменивший настоящую острую бдительность болезненной подозрительностью, видящий во всем одно только плохое, — это плохой чекист»[10]. Для Андропова была характерна высокая требовательность к кадрам. Много внимания, как председатель КГБ, Андропов уделял проблемам повышения профессионального уровня чекистских кадров. Он должен расти по мере того, как меняются и усложняются условия борьбы со спецслужбами противника. Только в этом случае мы сможем быть на высоте. Мало быть хорошо обученным. Тут надо выстоять и победить, мобилизовав для этого все свои волевые и интеллектуальные качества... Надо беззаветно верить в справедливость нашего дела, не поддаваться на провокации, в какой бы форме они ни проявлялись, не забывать, что классовый враг всегда остается врагом, какими бы елейными словами он ни прикрывался. И еще один вопрос, имеющий самое прямое отношение к воспитанию чекистов. Партия, государство дали нам большие полномочия, право решать в ряде случаев судьбы людей... Мы всегда говорили и говорим о том, что действовать надо осмотрительно, что данные нам права и полномочия использовать надо разумно. Это заставляет нас с еще большей требовательностью относиться ко всем нашим действиям»[12]. Выступая 1 сентября 1981г. Андропов наметил целую программу повышения эффективности подготовки чекистских кадров. В частности, он отмечал: «Было бы правильным теперь, опираясь на этот большой опыт и хорошие традиции школы, подумать над тем, как повысить уровень научной, учебной и воспитательной работы, чтобы выпускники школы и в профессиональном, и в морально-политическом отношении в полной мере отвечали бы тем возросшим требованиям, которые предъявляются к чекистам развитием советского общества, а также усложнившимся характером борьбы с противником... Из школы выпускники должны вынести необходимую сумму знаний. Но это только одна сторона дела. Одних книжных знаний недостаточно... Чтобы быть на высоте партийных, политических требований, чтобы умело применять полученные знания на практике, выпускник школы должен обладать еще и чекистским характером. Важно, чтобы чекистская наука умела глубоко заглянуть в будущее, чтобы выпускники школы унесли с собой знания, необходимые для решения задач не только сегодня, но и завтра... От чекиста требуется высокая нравственная и моральная чистота. Он должен во всех своих поступках и действиях руководствоваться благородными принципами и нормами социалистического общежития. Вместе с тем решительно бороться со всем, что чуждо нашему социалистическогму образу жизни. Здесь не может быть никаких компромиссов со воей совестью. От чекиста требуются активная жизненная позиция, боевой чекистский характер»[13]. Важной составляющей подготовки и воспитании чекистских кадров является вопрос об отношении к гражданам, в том числе переступившим или балансирующим на грани нарушения закона. В многочисленных обращениях Андропова к чекистским коллективам мы можем найти немало указаний на этот счет. На одном из совещаний руководящего состава органов КГБ в феврале 1979г. Андропов обращал внимание на то, что «чекисты призваны бороться за каждого советского человека, когда он оступился, чтобы помочь ему встать на правильный путь. В этом и заключается одна из важнейших сторон деятельности органов госбезопасности. Она имеет большую политическую значимость, вытекающую из самой гуманной сущности нашего строя, отвечает требованиям идеологической работы партии»[14]. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О применении органами государственной безопасности предостережения в качестве меры профилактического воздействия». Однако при всей своей важности и актуальности этот законодательный акт имел один чрезвычайно важный недостаток. А именно: по трудно объяснимой причине он имел гриф «Не для печати», что существеннейшим образом снижало эффективность его предупредительного воздействия. Сама процедура вынесения предостережения включала в себя подготовку мотивированного заключения о вынесении профилактируемому лицу официального предостережения в связи с совершением им противоправных проступков. Далее при вызове профилактируемого в органы КГБ ему оглашалось данное заключение и предлагалось расписаться за ознакомление с ним. В случае отказа гражданина от подписания заключения сотрудниками КГБ составлялся протокол об объявлении ему официального предостережения. Профилактируемому лицу также сообщалось, что заключение это вместе с протоколом объявления официального предостережения будут переданы в прокуратуру и в случае привлечения его к уголовной ответственности за подобные действия в будущем будут иметь силу процессуального доказательства неоднократности совершения инкриминируемых ему противоправных деяний. С одной стороны, процедура эта оказывала серьезное сдерживающее значение на профилактируемое лицо, с другой стороны, предоставляла ему право обжаловать вынесенное предостережение в органы прокуратуры. Лиц, привлекавшихся к уголовной ответственоости после объявления им официального предостережения от имени органов КГБ, насчитывается буквально единицы. К сожалению, после реорганизации органов безопасности в 1991 — 1992гг. Возможно, описанная законодательно установленная процедура вызовет критику со стороны некоторых читателей. Я же привел ее как пример и реальный исторический факт. И при этом, как юрист, буду настаивать на гуманистическом значении данного способа предупреждения дальнейшей враждебной деятельности, ибо речь шла уже о совершении противоправных уголовно наказуемых действий небольшой общественной опасности. К числу важнейших новаций, связанных с именем Андропова, можно отнести также образование Курсов усовершенствования оперативного состава КУОС , просуществовавших до 1993г. Не менее важное значение имело также создание в КГБ подразделений специального назначения для решения оперативно-боевых задач. Первым из них стала легендарная группа антитеррора «Альфа». Его задачами являлись борьба с терроризмом, захват вооруженных преступников, силовое прикрытие проведения оперативных мероприятий. Вобравшая в себя лучшее из опыта как российских сил специального назначения, так и аналогичных зарубежных подразделений, «Альфа» со временем стала элитным подразделением КГБ. В отличие от призванной действовать на территории преимущественно собственной страны «Альфы» группа спецназначения ПГУ «Вымпел» была образована 19 августа 1981г. Одним из непосредственных ее организаторов стал Ю. Оба они являлись участниками операции по захвату президентского дворца Тадж-Бек в Кабуле 27 декабря 1979г. Не останавливаясь подробно на деятельности «Альфы» и «Вымпела», подчеркнем только, что их создание было абсолютно обоснованным и оправданным и что в дальнейшем они доказали высочайший уровень профессиональной подготовки и решения поставленных задач[15]. Приведем еще один важный документ, направленный Ю. В этих целях американская разведка ставит задачу осуществлять вербовку агентуры влияния из числа советских граждан, проводить их обучение и в дальнейшем продвигать в сферу управления политикой, экономикой и наукой Советского Союза. ЦРУ разработало программы индивидуальной подготовки агентов влияния, предусматривающей приобретение ими навыков шпионской деятельности, а также их концентрированную политическую и идеологическую обработку. Кроме того, один из важнейших аспектов подготовки такой агентуры — преподавание методов управления в руководящем звене народного хозяйства. Руководство американской разведки планирует целенаправленно и настойчиво, не считаясь с затратами, вести поиск лиц, способных по своим личным и деловым качествам в перспективе занять административные должности в аппарате управления и выполнять сформулированные противником задачи. При этом ЦРУ исходит из того, что деятельность отдельных, не связанных между собой агентов влияния, проводящих в жизнь политику саботажа и искривления руководящих указаний, будет координироваться и направляться из единого центра, созданного в рамках американской разведки. По замыслу ЦРУ, целенаправленная деятельность агентуры влияния будет способствовать созданию определенных трудностей внутриполитического характера в Советском Союзе, задержит развитие нашей экономики, будет вести научные изыскания в Советском Союзе по тупиковым направлениям. При выработке указанных планов американская разведка исходит из того, что возрастающие контакты Советского Союза с Западом создают благоприятные предпосылки для их реализации в современных условиях. По заявлениям американских разведчиков, призванных непосредственно заниматься работой с такой агентурой из числа советских граждан, осуществляемая в настоящее время американскими спецслужбами программа будет способствовать качественным изменениям в различных сферах жизни нашего общества, и прежде всего в экономике, что приведет в конечном счете к принятию Советским Союзом многих западных идеалов. КГБ учитывает полученную информацию для организации мероприятий по вскрытию и пресечению планов американской разведки. Председатель Комитета Ю. При этом отметим, что появление агентуры влияния отнюдь не является «изобретением», артефактом КГБ и Андропова лично. Как пишут американские авторы Норман Палмер и Томас Ален, «агент влияния — лицо, используемое для оказания тайного влияния на государственных чиновников, средства массовой информации или активную часть населения в интересах и для достижения целей, преследуемых иностранной державой»[17]. Следует отметить, что, как известно, в начале 70-х годов международные отношения развивались в русле «политики разрядки», апофеозом которой явилось подписание 1 августа 1975г. Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе так называемого Хельсинкского акта. Но через 4 года начался период очередного обострения отношений, связанный с вводом советских войск в Афганистан. Не касаясь подробно этого вопроса, поскольку он освещался многими, как непосредственными участниками этих событий, так и руководителями КГБ, приведем лишь некоторые, возможно, не известные читателю факты. Психологам давно известно, что потребителям информации: читателям, зрителям, слушателям — далеко не безразлично, информацию из какого именно источника они получают, что самым непосредственным образом влияет на оценку и степень доверия к конкретному информационному сообщению. В этой связи скажем сразу, что приводимые факты почерпнуты из документального сериала британской Би-би-си «Шпионские страсти», посвященного лишь нескольким страницам забытой, а кое-кому из современных читателей и полностью неизвестной истории «холодной войны», показанного по российскому телевидению в октябре 2000 года. Впрочем, об этом также рассказывает интересная книга Петера Швейцера «Победа», не получившая должного резонанса в нашей стране[18]. Как известно, в 80-е годы многие отечественные СМИ немало критиковались за «идеологизацию» выпускаемой информации, что подразумевало ее чуть ли не фальсифицированность, стремление непременно манипулировать чувствами, настроениями, то есть сознанием ее адресата. То есть давать ему недостоверную и необъективную картину происходящего в мире. При этом нередко если не отрицалось, то по крайней мере подвергалось сомнению наличие «холодной войны», осуществлявшейся против СССР на заключительном этапе его существования со стороны стран Запада. В этой связи «исторической ревизии» были подвергнуты и многие события, связанные с присутствием в Афганистане ограниченного контингента советских войск ОКСВА. А что же показал своим зрителям — а это многомиллионная аудитория во всем мире — создатель фильма Дэвид Роуз? В нем официально признается, что спецслужбы западных государств в 60 — 90-е годы вели тайную войну против СССР и стран Восточной Европы в различных формах. Например, в конце 70-х годов, после проведения совещания в Хельсинки, когда в Европе начало расти и шириться мощное антивоенное, и в частности антиядерное движение, в Великобритании была создана организация под названием «Ядерное разоружение в Европе» ЯРЕ , представлявшая, по словам одного из его бывших руководителей, «четко антисоветское движение», призванное расколоть единый антимилитаристский фронт. ЯРЕ активно поддерживала британская разведка МИ-6, которая не только получала от активистов этой организации всю интересующую ее информацию, но и ставила перед ней конкретные задачи по... Однако деятельность ЯРЕ не представляла секрета для социалистических государств, поскольку в узком кругу ее руководителей находился агент МГБ ГДР, который освещал практику использования антимилитаризма в разведывательных целях британского эстеблишмента. В то же время контрразведкой МИ-5 свой агент был внедрен в «Кампанию за ядерное разоружение», считавшуюся «неблагонадежной» организацией, связанной с социалистическими государствами. Автор фильма — дословная цитата, — прямо заявляет, что «диссиденты» в странах Восточной Европы стали пятой колонной крестоносцев «холодной войны». В нарушение всех международных норм британские дипломаты принимали активное участие в «воспитании» и руководстве деятельностью «диссидентов» в таких странах, как Чехословакия, ГДР и Польша. Чешский студент Ян Кавен, обучавшийся в Лондоне, организовал нелегальную засылку в Прагу 15 тонн разного рода литературы и инструкций. Для работы с «диссидентами» американскими и британскими спецслужбами специально создавались «независимые» организации, работавшие на ниве «расширения и углубления» международных контактов. Так, в середине 80-х бывший офицер ЦРУ Уолтер Реймонд по личной просьбе Рейгана возглавил «Национальный демократический фонд» НДФ , основной задачей которого и была поддержка «диссидентов» в странах советского блока». Как признавался Реймонд авторам фильма, НДФ проводил специальные операции, подобные операциям спецслужб по поддержанию связи со своими агентами.
В КГБ Белоруссии сделали важное сообщение:
Веденин ; — Следственное управление. Дзержинского Высшая школа КГБ СССР как специальное высшее учебное заведение с трехгодичным сроком обучения слушателей по программе юридических вузов страны была образована в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 15 июля 1952 ггода, а в апреле 1954 года первые 189 выпускников получили дипломы нового вуза, причем 37 из них окончили его с отличием. В 1954 году численность переменного слушателей Высшей школы была установлена в 600 штатных единиц. На учебу направлялись абитуриенты, имевшие стаж не менее трех лет службы в органах госбезопасности, отвечавшие требованиям для поступления в ВУЗы страны. Находился в подчинении Первого главного управления внешней разведки до октября 1991 года. Кирова 1946—1994. Голицино в Подмосковье, в Ташкенте и в Алма-Ате. Горбачев заявляет: «Нужно провести реорганизацию КГБ. В моем указе о назначении товарища Бакатина председателем этого Комитета есть неопубликованный пункт 2 с поручением ему представить немедленно предложения о реорганизации всей системы государственной безопасности.
Во всем мире КГБ считался одной из самых эффективных спецслужб. Именно с его помощью государство было укреплено и получило признание в мировом сообществе. Конечно, без перегибов не обошлось, комитет был для рядового обывателя этакой «страшилкой». С другой стороны, в те годы при великом противостоянии капиталистической и социалистической систем, без твердого руководства и жестких мер было не обойтись. В противном случае СССР, как экономический и политический союз равноправных республик, развалился бы гораздо раньше, и неизвестно, как бы развивались события после этого. Но, как говорится: «История не знает сослагательного наклонения». Автор статьи: Елена Копейкина Удачи вам!
До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.
В этой записке, в частности, говорилось: «Существующее организационное построение Министерства внутренних дел СССР и его органов громоздко и не в состоянии обеспечить должного уровня агентурно-оперативной работы в свете задач, поставленных перед советской разведкой Центральным комитетом КПСС и Советским Правительством.
В целях создания необходимых условий для улучшения разведывательной и контрразведывательной работы считаем целесообразным выделить из Министерства внутренних дел СССР оперативно-чекистские управления и отделы и на их базе создать Комитет по делам государственной безопасности при Совете Министров СССР». Такое значительное понижение государственно-правового статуса по сравнению с существовавшим с 1946 года министерством госбезопасности, было, в основном, связано с недоверием и подозрительностью Хрущева и других тогдашних руководителей страны в отношении органов госбезопасности и их руководителей. Задачи одного из важнейших направлений деятельности КГБ — внешней разведки, были конкретизированы в решении ЦК КПСС от 30 июня 1954 года «О мерах по усилению разведывательной работы органов государственной безопасности за границей».
Оно требовало направить все усилия на организацию работы в ведущих западных странах США и Великобритании, которые были старым геополитическим соперником России, а также на «используемых ими для борьбы против Советского Союза странах, — в первую очередь Западной Германии, Франции, Австрии, Турции, Иране, Пакистане и Японии». Его заместителями стали К. Лунев первый заместитель , И.
Савченко, П. Григорьев, В.
В ее рамках из Министерства внутренних дел были выделены управления, службы и отделы, имевшие отношение к вопросам обеспечения госбезопасности.
Тогда и был создан новый комитет ставший всемирно известным по аббревиатуре — КГБ. Кстати, он же являлся одним из инициаторов массовой реабилитации жертв сталинских репрессий. В 2016 году в России были опубликованы дневники Ивана Серова, найденные его внучкой.
В годы Великой Отечественной он занимался отбором добровольцев для партизанских отрядов.
100 — летний юбилей!. от вчк до фсб: история органов госбезопасности ссср и россии
Фото: © РИА Новости/Алексей Майшев. У Комитета государственной безопасности (КГБ) Беларуси появилось официальное наименование на белорусском языке. В боте «Киберпартизан» появились данные более 8600 сотрудников КГБ. В боте «Киберпартизан» появились данные более 8600 сотрудников КГБ. Является ли предателем Родины последний глава КГБ СССР Вадим Бакатин и достоин ли он быть похороненным на престижном Троекуровском кладбище? Возникает вопрос: КГБ организован в 1954-м.
История спецслужб России: НКВД, КГБ, Федеральная Служба Безопасности
В начале 1991 г. КГБ получил от Министерства обороны СССР 2 мотострелковые, 1 воздушно-десантную дивизию и мотострелковую бригаду общей численностью 23 767 чел. Более 8600 сотрудников КГБ появились в Telegram боте Вока Змагара @facement_bot. После ареста в 1954 Л.П. Берии функция органов безопасности была изъята из МВД СССР и передана во вновь созданное ведомство – КГБ при СМ СССР.
Написать комментарий
- Как работало КГБ в СССР | Пикабу
- Как КГБ меняло методы управления по мере усложнения общества в СССР
- Почему чекисты не отмечают день создания КГБ
- КГБ история становления и знаковые факты
«От контрразведки до науки»: какую роль в отечественной истории сыграл КГБ СССР
Справка подтверждающая "Мандат доверия №4" от Руководства КГБ при С.М. СССР". Когда сотрудники КГБ проникли в квартиру, мужчина застрелил одного из силовиков, после чего сам был убит ответным огнем, утверждают в СК. В результате вновь появилась критическая литература, в том числе роман Александра Солженицына "Один день из жизни Ивана Денисовича" (1962), получивший в КГБ кодовое прозвище"ПАУК" ("паук"). У Комитета государственной безопасности (КГБ) Беларуси появилось официальное наименование на белорусском языке.