Таблица крестьянское восстание Степана Разина его участники, основные причины, цели, этапы, итоги. Подавление восстания Степана Разина царскими войсками в 1670–1671 гг.
Восстание Степана Разина кратко - причины и итоги
Восстание Степана Разина было крупнейшим в истории России и иллюстрировало необходимость перемен в обществе. Восстание Степана Разина – это был не просто мятеж или бунт, это была полномасштабная военная операция предпринятая Разиным, в целях отражения военного наступления Романовских войск на Юго-Западные территории Московской Тартарии. Крестьянская война 1670−1671 или Восстание Степана Разина —война в России между войсками крестьян и казаков с царскими войсками. Таблица крестьянское восстание Степана Разина его участники, основные причины, цели, этапы, итоги. Карта Советско-финская война Карельский перешеек(0). Предводитель и лидер восстания Степан Разин был донским казаком.
Карта степан разин восстание егэ
Крестьянское восстание Разина завершилось неудачей, но громко заявило о необходимости перемен в обществе. Территория охваченная восстанием Степана Разина в 1670-1671. Захватившие Астрахань соратники Степана Разина сдаются правительственным войскам. В данной статье вы рассмотрите причины восстания Степана Разина, ход восстания и его последствия. Причины восстания Степана Разина, цели, требования участников, ход событийи итоги кратко в таблице (7 класс).
Где произошло восстание разина
В июле 1669 года флот персов подошел к Свиному острову, где находился разинский отряд численность в 1-2 тыс. Казаки были не робкого десятка, а потому сами атаковали иранцев и нанесли им поражение. Спастись удалось лишь трем судам, на одном из которых находился сам Менеды-хан. Остальные же корабли казаки потопили или захватили. Сражение у Свиного острова стало первым в истории крупным боевым столкновением между русскими и персами. Первым, но отнюдь не последним. В плен к Разину попала богатая добыча — сын и дочь Менеды-хана. Персидская княжна стала наложницей удачливого атамана, а легенда о ее печальной судьбе послужила сюжетом для известной песни «Из-за острова на стрежень»: «И за борт ее бросает…» Атаман бросает персидскую царевну в Волгу Шахиншаху оставалось лишь писать гневные письма в Москву, откуда отвечали, что казаки Разина — «воровские», и Алексей Михайлович тут вообще не при делах. А в иранском фольклоре атаман получил славу не лучше «поганого Тугарина-Змея» из наших сказок. Однако и у казаков ситуация складывалась не лучшим образом. Несмотря на победу, отряду Разина недоставало численности, чтобы одолеть новые персидские войска.
Кроме того, казаков мучили болезни и недостаток пресной воды. В итоге в августе 1669 году разинцы покинули персидские берега и отправились с огромной добычей обратно на Дон. Успешный поход Разина взволновал население. Слава удачливого атамана двигалась вперед него. Со всех концов страны к нему бежали люди: крестьяне, казаки, «работные люди» с волжских рыбных промыслов и просто авантюристы разного рода. Тогда Разин задумал новый «поход за зипунами», но уже на Волгу, надеясь на поддержку тамошнего крестьянства, недовольного своим положением. И весной 1670 году разинцы появились на Волге. Но Разин смотрел дальше простого набега, который он совершил в Персии. Алексей Алексеевич был вторым сыном и наследником российского престола. Способный, любознательный и с хорошей памятью, он учился у Симеона Полоцкого, который позже будет обучать и других детей царя.
Хорошо владевший латынью и польским, Алексей-младший считался кандидатом на польский престол и вполне мог стать преемником короля Яна-Казимира II, на чьей племяннице его хотели женить. Однако в 1670 году он неожиданно умер, не дожив до 16 лет. Внезапная кончина молодого царевича подогрела слухи о боярском заговоре, активно ходившие по стране. Дело в том, что в 1669 году умерли первая жена Алексея Михайловича царица Мария Милославская и 4-летний царевич Симеон Алексеевич. А спустя всего год — скончался наследник престола. В народе пошли слухи, что всех их отравили бояре, которые пытались таким образом захватить власть над царством в свои руки. А еще большую опасность представляли разговоры, что царевич на самом деле спасся и сбежал на Волгу. Царевич Алексей Алексеевич А в это время Степан Разин во всеуслышание заявил, что Алексей Алексеевич бежал от «боярских неправд» и передал ему приказ от самого царя: вести войну с «изменниками боярами» и дать всем простым людям свободу. Как вы понимаете, эта агитация била не просто в бровь, а в глаз. В представлении простого человека той эпохи царь был главным авторитетом, кроме Господа Бога.
Олицетворение самой государственной власти, он был распорядителем судеб своих подданных и судил их по своей воле. При этом царь мог быть суров, как Иван Грозный, но должен был быть справедлив, и не мог чинить своим холопам «неправду». Собственно, все хорошее в государстве связывалось именно с царем, а все плохое, соответственно, с боярами. Миф о «хорошем царе и плохих боярах», доживший до наших дней, пусть и зародился раньше, но в XVII веке находился на пике популярности. Прибавьте сюда то, что в отличие от Смутного времени, в легитимности Алексея Михайловича никто не сомневался, и его именем в Русском царстве творить можно было все, что угодно. И Стенька Разин, как заправский политтехнолог, направил гнев народа против самой удобной цели — «лихих бояр, дурно влияющих на батюшку государя», сам при этом позиционируя себя как защитника Алексея Михайловича, и выразителя воли его сына. А там, где есть запрос, рано или поздно появляется и предложение. И в августе 1670 года в стане разинцев появляется свой кандидат на престол — Лже-Алексей Алексеевич, также известный как «Нечай». В отличие от самозванцев Смутного времени, чья история более-менее известна, история Лжеалексея покрыта мраком. Историки так и не сошлись даже в том, как на самом деле звали самозванца, и кем он был по своему социальному статусу.
Чаще всего упоминается, что Лжеалексей был неизвестным бродягой, прибившимся к восставшим из-за установления бессрочного сыска крестьян, и усиления крепостного и налогового гнета. Есть даже версия, что роль самозванца в разное время играли разные люди. Что интересно, царь Алексей Михайлович не разоблачал своего «сына», то есть правительство в Москве, скорее всего, ничего не знало о личности самозванца или не придавало факту его появления особого значения, считая главной опасностью для себя не его, а Разина. Лжеалексей объявился в лагере Разина в августе 1670, когда повстанцы уже находились под Самарой. Но об этом — чуть позже. Собственно, идеи Разина были во многом схожи с призывами Ивана Болотникова 60 лет назад. Их суть — это уничтожение бояр, дворян, воевод и прочей знати как плохих слуг царя, обирающих простой народ. Однако, стоит заметить, что, в отличие от времен Смуты, разинцев уже не поддержали служилые люди. На сторону восставших лишь частично перешли гарнизонные военные — низшая прослойка этой группы. То есть восстание Разина, в отличие от бунта Болотникова, имело более резкие очертания борьбы низов общества против верхов.
Но, несмотря на это, сначала смелому атаману сопутствовал успех. Своими «прелестными» письмами, распространявшимися по всей стране, он поднял на восстание множество людей.
Так, образы ангелов-воинов, военный совет в раю, поражение сатаны повторяют картины гражданской войны; отдельные персонажи поэмы как бы списаны с натуры, символизируя борющиеся классы: сатана и бог - республиканцы и роялисты. Бог, сидящий на престоле и окруженный ангельскими чинами, напоминает Карла I и его двор. Вместе с тем он и олицетворение чистоты, разума и свободы, т. Так же двойственно изображен и сатана. Самый яркий и сильный персонаж "Потерянного рая", он больше всего удался Мильтону. Это действительно образ мирового мятежника и революционера; симпатии Мильтона в момент восстания сатаны всецело на его стороне. Столь же близок ему и побежденный сатана; здесь Мильтон как бы вновь переживает горечь поражения революции: это драма самого поэта и его соратников.
Повествуя о его восстании против бога, Мильтон пишет апологию борьбы английской буржуазии. Но сатана-искуситель, погубивший человечество, посягнувший на царство святых читай - революционных пуритан , для Мильтона - враг, символ зла. Эта двойственность типов весьма показательна для Мильтона, вынужденного в узкие рамки библейской традиции уместить описание событий своего времени. Но двойственность образа сатаны имела и другие, более глубокие причины: здесь невольно в Мильтоне сказалась характерная черта, присущая его классу, - итти в революции лишь до определенного предела. Сатана, в своем восстании не знавший границ, посягнувший на самое "царство божие", напоминает Мильтону выступления плебейских масс его времени, угрожавшие частной собственности, этому "святому святых" буржуазии. Другие типы "Потерянного рая", как например Адам и Ева, столь же иррелигиозны: это идеал буржуазной пуританской семьи XVII века, выраженный в теплых, лирических тонах. Он проводит здесь идею единства души и тела; между человеком и животным "разница только в степени", ибо все они - различные виды материи, которая является источником всего существующего. Сама материя есть атрибут бога - чистого разума, мировой субстанции, обитающей во всем живом пантеизм. В "Потерянном рае" Мильтон отрицает догмат троицы: Христос - первое создание бога, последний же создал мир путем эманации своего существа; он все знает и предвидит, но мир развивается согласно законам природы-матери.
Мильтон защищает свободу воли человека, который богом создан свободным. Но Мильтон противоречил самому себе, допуская всемогущество бога: результат незрелости его материализма, "Потерянный рай" так. Выражая в своей поэме надежду английской буржуазии на новую революцию, Мильтон мыслит ее как торжество "разума над страстями" - влияние реакции и горечь поражения заставили его отказаться от насильственного свержения монархии: победа для него заключалась теперь в духовном перерождении человечества. Вторая крупная поэма Мильтона - "Возвращенный рай" - значительно слабее. На ней лежит отпечаток уже определенного разочарования в целесообразности и возможности политической революции. Здесь несомненно влияние квакерства, куда ушли наиболее активные силы пуританской революции. Отсюда основная идея "Возвращенного рая" - выяснение путей грядущей революции как духовного перерождения человека. Эта задача олицетворяется в победе Христа над искусителем - сатаной. Ее разрешение является искуплением за падение Адама и Евы, иными словами - за ошибки революции.
Мильтон не отказался от мечты "о новом обществе": в "Возвращенном рае" Христос основывает "царство божие" на земле, а не на небе, т.
Он надеялся, что повстанцы разрешат ходить к Волге и брать оттуда воду, но пришедшие на переговоры сообщили разинским атаманам, что они подготовили бунт и договорились с ними о времени его начала. В условленный час в городе вспыхнул бунт. Бунтующие кинулись к воротам и сбили замки. Стрельцы стреляли в них со стен, но когда бунтующие открыли ворота и в город ворвались разинцы, сдались. Город был захвачен. Тимофей Тургенев с племянником и преданными стрельцами заперся в башне.
Затем со скотом вернулся Разин. Под его руководством башня была взята. Воевода грубо повёл себя с Разиным, за это был утоплен в Волге вместе с племянником, верными стрельцами и дворянами. Сражение со стрельцами Ивана Лопатина[ править править код ] Иван Лопатин вёл тысячу стрельцов к Царицыну. Его последним привалом стал Денежный остров , который находился на Волге, севернее Царицына. Лопатин был уверен, что Разин не знает его местоположения, а потому не ставил часовых. В самом разгаре привала на него напали разинцы.
Они подошли с обоих берегов реки и стали стрелять по лопатинцам. Те в беспорядке сели на лодки и стали грести к Царицыну. На протяжении всего пути их обстреливали засадные отряды Разина. Понеся большие потери, они приплыли к стенам города, с которых стреляли по ним опять-таки разинцы. Стрельцы сдались. Большую часть командиров Разин утопил, а пощаженных и рядовых стрельцов сделал гребцами-пленниками. Бой за Камышин[ править править код ] Несколько десятков разинских казаков переоделись в купцов и вошли в Камышин.
В условленный час разинцы подошли к городу. Стрельцов, дворян, воеводу казнили. Жителям велели собрать всё самое необходимое и уходить из города. Когда город опустел, разинцы разграбили его, а затем сожгли. Поход на Астрахань[ править править код ] В Царицыне состоялся военный совет. На нём решили идти на Астрахань. Оборонявшие Астрахань стрельцы были настроены позитивно по отношению к Разину, эти настроения подкармливались недовольством начальства, которое платило им жалование с опозданием.
Весть о том, что Разин идет на город, испугала власти. Против повстанцев был выслан Астраханский флот. Однако при встрече с повстанцами стрельцы повязали начальников флота и перешли на сторону Разина. Казаки решали судьбу начальства. Князь Семен Львович был помилован, а остальных утопили. Ночью разинцы напали на город. Одновременно там вспыхнуло восстание стрельцов и бедноты.
Город пал. Мятежники провели свои казни [8] , ввели в городе казачий режим и пошли на Среднее Поволжье с целью дойти до Москвы.
После взятия царскими солдатами Астрахани в 27 ноября 1671 года, восстание было окончательно подавлено. Последствия восстания Цели, которые ставили перед собой восставшие, достигнуты не были. Дворянство приобрело ещё больший вес, а крестьян ещё больше закрепостили.
Также не удалось склонить к восстанию широкие массы народа: раскольников, крестьян с Поволжья, донских и запорожских казаков. Однако крестьянская война красноречиво показала глубину внутреннего раскола общества, а также то, что государству требуются незамедлительные перемены. Были и положительные сдвиги, хоть и было их немного: Были введены некоторые послабления в виде крестьянских льгот; Принято решение о снижении налогов на товары первого пользования; Осуществлена реформа системы податей. Преобразования коснулись казаков с Дона. Они официально присягнули на верность государю, что стало главным событием в превращении их в опору государства Российского.
Жертвы Казни и расправы над восставшими носили массовый характер.
Карта степана разина егэ
Карта Восстания Степана Разина 17 век. Все изображения из подборки таблица восстание степана разина можно скачать и просмотреть бесплатно. Карта Советско-финская война Карельский перешеек(0). Специфика крестьянско-казацкого восстания под руководством Степана Разина представлена ниже в таблице.
Карта восстания Степана Разина
Но значение его намного шире. Именно во время этого похода сформировалось ядро разинского войска, а щедрая раздача милостыни простым людям принесла атаману неслыханную популярность. Восстание Степана Разина 1670—1671 гг. На этот раз он решил идти против «бояр-изменников». Без боя был взят Царицын, жители которого сами с радостью открыли восставшим ворота. Отправленные против разинцев из Астрахани стрельцы перешли на сторону бунтовщиков. Их примеру последовал и остальной астраханский гарнизон.
Сопротивлявшихся, воеводу и астраханских дворян, перебили. После разинцы направились вверх по Волге. По пути они рассылали «прелестные письма», призывая простых людей бить бояр, воевод, дворян и приказных. Для того что бы привлечь сторонников Разин распустил слухи о том, что в его войске находятся царевич Алексей Алексеевич и патриарх Никон. Основными участниками восстания были казаки, крестьяне, холопы, посадские и работные люди. Города Поволжья сдавались не оказывая сопротивления.
Во всех взятых городах Разин вводил управление по образцу казачьего круга. Надо отметить, что разинцы в духе тех времен не щадили своих врагов — пытки, жестокие казни, насилие «сопровождали» их во время походов. Подавление восстания.
Цитируется по: Соловьев С.
История России с древнейших времен. Том 11, глава 5. И пришед в августе месяце, ста за три версты от Астрахани на луговой стороне на усть Болды реки и содела земляной град. И к ним, ворам, во Астрахань воевода посылаше почасту уговаривати, чтоб они, воры астраханские жители, великому государю вины свои принесли и во всем бы добили челом.
Воры же нимало тому внимаху. Приспевшу же близ зиме, Божиею милостию, пречистые Богородицы молитвами, и российских чюдотворцев заступлением, и великаго государя щастием, по частым от боярина посылкам во град, воры и крестопреступники, астраханские жители и донские, пришли во истинну. И советуют совещаются великому государю вины свои принести и во всем добити челом покориться. И посылают к боярину в полки с повинною, чтобы он шел во град Астрахань и принял град и людей всех.
Боярин же и воевода Иван Богданович Милославской да диак Иван Чернеев, головы стрелецкие и всякие ратные люди сотворяют пред иконою пресвятые Богородицы Живоноснаго источника со слезами многими молебное пение о предании в их руки града и о обращении оных злотворцев. И по молебном пении на утрие боярин повеле чрез Кутумову реку соделати на стругах мост, чтобы ко граду прийти со иконою Богоматере и со всем воинством пешим. И 7180 1671 -го ноября в 27 день уготовлену мосту когда был построен мост , боярин и воевода Иван Богданович Милославской поиде со священники, со иконою Богоматере и вооружался со всеми полками с ратными людьми во град Астрахань, от великия радости слезы испущающе, яко господь Бог умилосердися и без кровопролития град предаде. И шед со всеми от Болды реки пешко граду с молебным пением.
Астраханстии же жители, узреша икону Богоматере, яко дивии дикие, не обращенные в веру человецы от сна возбудишася, падоша вси на землю, со слезами молящеся, яко господь Бог и пресвятая Богородица ко истине и к покаянию их обратиша и под великого государя превысочаишую руку приведоша. Боярин же, вшед во град со всеми людьми, повеле головам по стенам града и по вратом сотников и стрельцов поставити. Сам же шед со иконою пресвятыя Богородицы в соборную церковь и пе пел молебная. И в той день во граде Астрахани бысть в людех радость велия.
Икону же пресвятыя Богородицы, повеле боярин списати с нея список. И новосписанную икону пресвятые Богородицы Живоноснаго источника остави боярин во Астрахани в соборной церкви, на память предъидущым родом. И тако взяв славный град Астрахань от воров и изменников российских, боярин и воевода Иван Богданович Милославской возвратися в царствующий град Москву. Это было второе крупное произведение Мильтона после всемирно известного "Потерянного рая".
Джон Мильтон диктует "Потерянный рай" своим дочерям. Происходил из обуржуазившейся дворянской семьи. Получил блестящее образование в духе идей английского ренессанса первые произведения Мильтона - латинские элегии и итальянские сонеты. Окончив университет с двумя учеными степенями, Мильтон отказался от ненавистной ему карьеры схоласта-священника и поселился в поместье своего отца Гортоне.
Не следует себе представлять Мильтона этого периода его жизни суровым пуританином и ригористом.
Казаки согласились, но после не сдержали слова и уклонились от выполнения обещаний. Бунт Степана Разина 1670-1671 гг.
В начале 70-х казаки под предводительством Разина предприняли новый поход, имеющий характер открытого восстания. Повстанцы двигались по Волге, захватывая и разоряя города и поселения на своем пути. Подавление восстания и казнь Восстание Степана Разина слишком затянулось.
Наконец власти решили предпринимать более решительные действия. В то время, когда разинцы осаждали Симбирск, царь Алексей Михайлович отправил к ним карательную экспедицию в виде 60-тысячной армии для подавления восстания. Войска Разина насчитывали 20 тысяч.
Осада города была снята, а повстанцы разгромлены. Товарищи вынесли раненого руководителя восстания с поля боя.
Таймлайн — хронологическая линия, на которой отмечены даты образования и упразднения казачьих войск и частей, а также начала исторических событий. В соответствии с выбранной датой на карте изменяется набор отображаемых казачьих войск и частей, событий, государственные границы России и список городов. Боковое меню — с помощью бокового «выпадающего» меню можно получить доступ к основным разделам сайта.
Народное восстание разина - 90 фото
Восстание Степана Разина. Причины, итоги, участники, события, карта. | донской казак, атаман Войска Донского, предводитель восстания 1667-1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России. |
Поход разина карта - 77 фото | Весной следующего 1670 года Степан Разин решил, что время настоящей мести пришло. |
Восстание Степана Разина: царская армия России идет на битву с атаманом
Карта степана | читайте в нашей статье. |
Восстание Степана Разина – бессмысленный бунт | Предводитель и лидер восстания Степан Разин был донским казаком. |
Контурные карты по истории России. Тороп. 7 класс. Страница 9 | | Подробная карта крестьянской войны Степана Разина 1670-1671. Карта восстания Болотникова 1606-1607. |
Арабский халифат и его распад
- Восстание под предводительством Степана Разина
- Карта степан разин восстание егэ
- Восстание крестьян и казаков под предводительством Степана Разина
- Связанных вопросов не найдено
Первый этап восстания — поход за зипунами
- Арабский халифат и его распад
- Карта степана
- Карта восстания Степана Разина
- РАЗИНА ВОССТАНИЕ 1670–71 • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- Поход разина карта - фото сборник
- Крестьянское восстание Степана Разина причины, этапы, итоги (Таблица)