Для Мамая поражение на Воже от князя Дмитрия Ивановича стало серьёзным ударом, после которого он стал стремительно терять своё положение в пользу Тохтамыша. В Тарусу для подготовки города к обороне и организации отпора татарам отправился брат московского князя Андрей Меньшой.
1375 – Уничтожение ушкуйниками столицы Золотой Орды – Сарая.
Фехнер опубликовала в 1990 году работу, в которой обособлена зона распространения вещей XIV века на Куликовом поле. Это «Краткая летописная повесть О Великом побоище на Дону» [62] , «Пространная летописная повесть о Куликовской битве», « Задонщина » и « Сказание о Мамаевом побоище ». Последние два содержат значительное число литературных подробностей сомнительной достоверности [63]. Сведения о Куликовской битве содержатся также в других летописных сводах, охватывающих этот период, а также в западноевропейских хрониках, добавляющих дополнительные интересные сведения о ходе битвы, не известные по русским источникам. Наиболее полным [64] летописным документом, художественно повествующем о событиях сентября 1380 года, является «Сказание о Мамаевом побоище», известное из более чем сотни сохранившихся списков. Это единственный документ, в котором говорится о численности войска Мамая хотя и неправдоподобно большой. На источник оказала значительное влияние политико-идеологическая атмосфера времени его создания и редактирования в частности, пристальное внимание было уделено роли церкви, а в свете противостояния Москвы с Великим княжеством Литовским и Крымским ханством в повествовании были усилены антилитовские и антиордынские акценты [65]. Кроме того, краткий рассказ о Куликовской битве вторичного происхождения содержит « Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича царя русского », а в « Житии Сергия Радонежского » содержится рассказ о встрече перед битвой Дмитрия Донского с Сергием Радонежским и о посылке им на бой Пересвета и Осляби. Дополнительными источниками о битве могут послужить поминальные списки погибших в ней князей и бояр, сохранившиеся в составе вселенских соборных синодиков [66]. Краткие упоминания о Куликовской битве сохранились также у Орденских хронистов, современников события: Иоганна фон Посилге , его возможного продолжателя или переводчика Иоганна Линденблата и Детмара Любекского , автора « Торуньских анналов» [67].
Иоганн фон Посилге Johann von Posilge , священник из Помезании , живший в Ризенбурге , писал свою хронику на латыни с 60—70-х годов XIV века до 1406 года. Затем его продолжатель до 1419 года, Иоганн Линденблат, перевёл её на верхненемецкий: В том же году была большая война во многих странах: особенно так сражались русские с татарами у Синей Воды Bloen Wassir [68] , и с обеих сторон было убито около 40 тысяч человек. Однако русские удержали [за собой] поле. И, когда они шли из боя, они столкнулись с литовцами, которые были позваны татарами туда на помощь, и убили русских очень много и взяли у них большую добычу, которую те взяли у татар. Детмар Любекский , монах-францисканец Торуньского монастыря , довёл свою хронику на латинском языке до 1395 года. Затем его продолжатель до 1400 года перевёл её на нижненемецкий: В то же время была там великая битва у Синей Воды blawasser между русскими и татарами, и тогда было побито народу с обеих сторон четыре сотни тысяч; тогда русские выиграли битву. Когда они хотели отправиться домой с большой добычей, то столкнулись с литовцами, которые были позваны на помощь татарами, и взяли у русских их добычу, и убили их много на поле. Рассказ Детмара из Любека в общих чертах передаёт в своей «Новой хронике» Chronica Novella его младший современник ум. Сведения немецких историков о Куликовской битве восходят, очевидно, к сообщению, привезённому из Руси ганзейскими купцами на съезд в Любеке в 1381 году [69].
Оно в сильно искажённом виде сохранилось в сочинении немецкого историка и богослова конца XV века декана духовного капитула города Гамбурга Альберта Кранца Albert Krantz «Вандалия» Wandalia, 1519 [70] : В это время между русскими и татарами произошло величайшее в памяти людей сражение, в местности, называемом Флавассер Flawasser. Согласно обычаю обоих народов, они сражались, не стоя друг против друга большим войском, а выбегая, чтобы метать друг в друга копья и убивать, а затем снова возвращаясь в свои ряды. Рассказывают, что в этом сражении погибло двести тысяч человек. Победители русские захватили немалую добычу в виде стад скота, поскольку почти ничем другим татары не владеют. Но недолго русские радовались этой победе, потому что татары, призвав в союзники литовцев, устремились за русскими, уже возвращавшимися назад, и добычу, которую потеряли, отняли и многих из русских, повергнув, убили. Это было в 1381 году от Рождества Христова. В это время в Любеке был съезд всех городов союза, называемого Ганзой. Историческая оценка[ править править код ] Историческая оценка значения Куликовской битвы неоднозначна. Можно выделить следующие основные точки зрения: Согласно традиционной точке зрения, восходящей к Карамзину , Куликовская битва являлась первым шагом к освобождению русских земель от золотоордынской зависимости.
Крупнейший русский историк XIX века С. Соловьёв полагал, что Куликовская битва, остановившая очередное нашествие из Азии, имела то же значение для Восточной Европы , которое имели битва на Каталаунских полях 451 года и битва при Пуатье 732 года для Западной Европы. Ряд современных западных историков выразил несогласие с этой точкой зрения, полагая, что значение Куликовской битвы в процессе освобождения русских земель и развития русского самосознания не стоит преувеличивать, а реальным «победителем» явился Тохтамыш , сумевший добиться существенного ослабления обеих сторон конфликта [71] [72] [73]. Их точку зрения разделяет и российский историк А. Горский [74].
Все они погибли в неравной сече. Встретив отпор, Батый вынужден был перейти к осаде города. Монголо-татары «отынили тыном» весь Торжок, подвезли метательные машины — «пороки».
К городу спешно собирались отряды завоевателей, грабившие села и деревни по Верхней Волге. Две недели держался Торжок. Две недели, сменяя друг друга, остервенело лезли по штурмовым лестницам толпы врагов; тяжелые каменные глыбы из метательных орудий долбили деревянные стены, тучи стрел поражали защитников города. Жители Торжка упорно сопротивлялись. Они ожидали из Новгорода, своего «старшего» города, где имелось многочисленное войско.
Взять его ордынцам не удалось. В ответ Даниил совершил поход на земли, занятые ордынцами и изгнал оттуда их сборщиков дани. Более того, он даже планировал поход на Киев. Но осуществить этот план не удалось из-за набега литовцев.
В 1255 году ордынский военачальник вновь вторгся во владения Даниила Галицкого. Причем нападение это оказалось для князя неожиданным. Даниил, тем не менее, сумел собрать силы и дать отпор. Решающего успеха он не достиг. Но ничего толком не добился и Куремса, который отдал своим войскам приказ об отходе в степь.
В те времена, в городе проживало одновременно от 70 до 100 тыс. Сарай считался крупнейшим городом Европы и даже Азиатского Востока, сравнимый с Багдадом, Каиром, Константинополем и Римом того времени. Сарай-Бату был самым богатым городом Золотой Орды. Сарай был построен не на берегу Волги, а на ее рукаве — на берегу реки Ахтубе. Она была слишком мелководной для тяжелых военных судов, но только не для ушкуйников и их легких маневренных кораблей. Скорее всего, ушкуйники подошли к Сараю рано утром, на рассвете, они быстро перебили охрану и начали грабить. Грабить слишком долго ушкуйники не могли. Татарская армия могла подойти в любой момент, и против них было не устоять. Ушкуйники освободили тысячи русских рабов, нагрузили свои лодки самым ценным: золотом, драгоценностями, дорогими тканями, оружием и отплыли также быстро, как и появились. Чтобы за ними не соорудили погоню, грабители подожгли город с разных концов, степной город вспыхнул мгновенно. Но вот загадка. Ушкуйники безнаказанно ушли из Сарая с огромной добычей, однако не в Новгороде нигде бы там, ни было, они не появились. Куда же они пропали с казной Золотой Орды? Ушкуйники должны были спрятать сокровища, захваченные в Сарае, потому как продолжать поход с такой добычей невозможно. Но куда было спрятано награбленное? В арабских источниках есть упоминания о загадочном острове руссов, что на некотором острове на Волге неизвестные руссы спрятали несметные награбленные сокровища, чтобы вернуться за ними, завершив свои походы на реке. Точное местонахождение острова неизвестно. Сказочная добыча вскружила головы ушкуйникам, и, как упоминается в арабских летописях, они направились еще дальше, к Каспию. Близ устья Волги их встретил хан Салгей, правивший Хазтороканью Астраханью , и немедленно заплатил дань, затребованную Прокопом. Мало того, в честь непрошеных гостей с далекого Ильмень-озера хан устроил грандиозный пир. Но когда захмелевшие новгородцы совсем потеряли бдительность, в разгар пира на них бросилась толпа вооруженных татар. Так погибли Прокоп, Смолянин и почти все удальцы, немногим посчастливилось вернуться на Русь. Это было самое большое поражение ушкуйников. Но подробности этой трагедии скорее подчеркивают силу ушкуйников, чем их слабость. Паника охватывала ордынцев при одной вести о приближении ушкуйников. Татары даже не попытались одолеть их в открытом бою. Хазторокань была не первым, а очередным городом, где ханы с поклоном предлагали дань, чтобы их только оставили в покое. Так как же, скажет читатель, символ веры отечественных историков — «Куликовская битва переломила хребет Золотой Орде»- неверен? Выходит, что хребет Орде переломили ушкуйники? Увы, реальная история не терпит никаких догм. За два десятилетия ушкуйники убили больше татар, чем войско князя Димитрия на Куликовом поле. Но в условиях полигамии в Орде за 1380 г. Так что, ни Димитрий, ни Прокоп физически не могли сломить хребет Золотой Орде. Другое дело - огромная моральная победа русского народа. Расходились по городам и посадам добрые молодцы с заморскими драгоценностями, да с красотками из ханских гаремов. Возвращались к родным очагам рабы ордынские, угнанные в неволю много лет назад, по которым отплакали родные и отпели попы. Слушал народ русский рассказы седых старцев, как за тридевять земель в столицу Сарай пришли богатыри русские, полонян православных освободили, а всех басурман в расход вывели. Не Русь Орде, а Орда Руси стала платить дань. Понадобилось еще целых два века, чтобы по следам предводителя ушкуйников Прокопа вниз по Волге на Казань и Астрахань пошли со своими ратями воеводы Ивана Грозного. Были ли ушкуйники вместе с князем Димитрием на реке Непрядве в 1380 г.? Скорее всего нет - не любила вольница московских князей. Но зато каждый ратник в московском войске знал, что идет он не на непобедимую Батыеву или Дюденеву рать, а на войско, не сумевшее дважды за десять лет защитить свою столицу. А ушкуйники, не признаваемые Новгородом, ненавидимые всеми русскими князьями, продолжали ходить на Волгу. Бить татар у них стало не подвигом, а промыслом. В 1392 г. В 1409 г. Подобные лихие экспедиции организовывались вплоть до семидесятых годов XV столетия, когда Великий Новгород попал под власть великого московского князя Ивана III. Любопытно, что в ряде случаев московские князья заключали с ними временные соглашения для синхронизации ударов по Казанскому ханству. Из-за давления Москвы ушкуйникам в первой половине XV в. Из Хлынова по реке Вятке ушкуйники выходили в Каму и Волгу. В 1489 году против ушкуйников поднялась Москва и соседние княжества, теперь они считались обычными бандитами с большой дороги. Значительной части бандитов удалось бежать, казнили только убийц и атаманов. Ушкуйники исчезают из российской истории навсегда. Современная деревня Хлыново в Раменском районе - свидетельство об этой «депортации». После разгрома значительная же часть хлыновцев бежали в южные неосвоенные степи - вниз на Волгу в районе современного Камышина , где промышляла разбойными нападениями на торговые караваны, сбывая награбленное в пограничных рязанских городах. Затем хлыновские предки новгородцев переместились в низовья Дона, где они и стали одними из прародителей донских казаков. Из новгородского наследия донскому казачеству досталось вечевое управление Войска Донского, слова «атаман» от первоначального «ватаман», которое, в свою очередь, восходит к слову «ватага» , «стан» и многое другое... Так что ушкуйники прямые предки современных казаков. Кстати, дальнее родство донских казаков с ушкуйниками еще в 1915 г. Он также отмечал наличие в лексике донских казаков многих слов, несомненно, имеющих древненовгородское происхождение. Ушкуйники сделали то, что долго не удавалось русским князьям. Они первыми напали на Золотую Орду, сожгли столицу, словно в отместку за сотню разграбленных русских городов и хотя потом ушкуйники были забыты историей, именно их пример сделал возможным битву на Куликовом поле в 1380 году и начало борьбы против монголо-татарского иго. Историк В. Ключевский писал: «Ужасом отцов, переживших бурю, заражались дети, родившиеся после нее. Мать пугала неспокойного ребенка лихим татарином. Услышав это злое слово, взрослые растерянно бросались бежать сами не зная куда». Но вот то тут, то там в деревни и посады стали возвращаться татарские полонянники, давно отпетые попами и отплаканные бабами. Рано поседевшие, в рубцах от татарских плетей, говорили они вещи чудные. Мол, налетели на Орду славные витязи и побили басурман, а всех православных на волю пустили. Кто не верил, а кто на воинство Михаила Архангела грешил. Вернулся в деревню Федька, хлопец, который с другом Николкой три года назад на промысел в Новгород подался. Сам в броне персидской, на пальцах кольца золотые с каменьями. Первым делом в церковь пошел, кинул попу монет арабских на помин раба божиего Николая, убитого татарами на стене в граде Жукотине, что на Каме-реке. Может в Чудь Заволочную ходил пушных зверей бить? Промышленники мы, ушкуйники.
Причины и предпосылки стояния на Угре 1480 года
- Город князь которого организовал отпор ордынцам 6 букв ответ - Znarium
- Город князь которого организовал отпор ордынцам 6 букв ответ - Znarium
- После нашествия Батыя
- ГДЗ Страница 21 Часть 2 Рабочая тетрадь по окружающему миру за 4 класс Плешаков Школа России
- Навигация по записям
Стояние на реке Угре — история необычной победы над Большой Ордой
Осенью 1240 г. И бе Батыи у города, и отроци его обьсядаху град, и не бе слышати от гласа, скрипения телег его, множества ревения вельблуд его и рьжания от гласа стад копь его, и бе исполнена земля Руская ратных». Третье место занимает Торжок, остальные города, включая крупные Рязань, Владимир, Галич , сопротивлялись не более 6 дней.
Один из богатырей, посланных на помощь князю основателем Троицкого монастыря Ослябя. По вертикали: 1. Монгольский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем Челубей. Прозвание московского князя, деда князя, разбившего войско ордынцев 8 сентября 1380 года Калита. Город, князь которого организовал отпор ордынцам Москва. Прозвание князя-победителя в Куликовской битве Донской.
Но союзники не спешили на соединение с Мамаем, они выжидали. Ягайле невыгодно было ни усиление Москвы, ни победа Орды. Олег же был вынужден играть роль союзника, чтобы спасти от разграбления свою землю. Рязань ближе всего находилась к Орде. Олег сообщил татарам броды на Оке, а Дмитрию Московскому о пути продвижения татар. Навстречу ордынцам вышло многочисленное - до 150 тыс. Правда, многие историки считают, что численность и татар, и русских летописцами завышены. Никогда еще Русь не выводила на брань такого числа воинов. Шли к Дону дружинники и ополченцы из многих русских земель. Не было среди них тверских, рязанских, нижегородских и новгородских полков, хотя не исключено, что отдельные жители этих земель в битве на Куликовом поле участвовали. Из Литвы поддержать Дмитрия пришли с полками два брата Ягайлы - старшие сыновья Ольгерда православные князья Дмитрий и Андрей, сидевшие в Брянске и Полоцке. Дмитрия Московского и его двоюродного брата Владимира Серпуховского благословил на бой с татарами русский монах-подвижник, основатель Троицкого монастыря Сергий Радонежский. Его устами русская церковь впервые призвала к борьбе с Ордой. Наверное, поэтому так почитаема на Руси память св. Два инока Троицкого монастыря в прошлом бояре — Пересвет и Ослябя отправились вместе с русским войском навстречу ордынцам. Благословение Сергия было очень важно для князя Дмитрия Московского. У него был конфликт с новым русским митрополитом Киприаном. Князь выгнал митрополита из Москвы, а тот наложил на Дмитрия анафему проклятие. Кровопролитное сражение случилось 8 сентября 1380 г. Кстати, некоторые современные историки сомневаются в том, что битва происходила на Куликовом поле у Дона. Об этом необходимо упомянуть, так как до сих пор, несмотря на все старания археологов, на Куликовом поле не найдено вещественных «подтверждений» битвы: ни могильников, ни оружия - только одна кольчуга и шлем. Отдельные историки например, В. Кучкин предполагают, что, возможно, битва была в Москве на Кулишах. Помимо Дмитрия, непосредственно битвой руководили его двоюродный брат Владимир Серпуховской и воевода из Галицко-Волынской земли Дмитрий Боброк. Русские полки построились традиционным для себя строем - орлом. Но при этом оставили в засаде и в резерве около трети войска. Мосты через Дон русские сожгли по предложению литовских князей, чтобы у слабых духом не появилось искушение бежать с поля битвы. Бой начался поединком богатырей: монаха Александра из Троице-Сергиевой обители в прошлом жителя великого княжества Литовского и Русского, брянского боярина - Пересвета и ордынского богатура Челубея. Витязи поразили друг друга копьями, Челубей упал на землю, конь русского богатыря принес мертвого седока в свой стан. Татарские всадники пошли в атаку. Они смяли русский Сторожевой полк. Великий князь Дмитрий сражался в доспехах простого война в Передовом полку. Воины этого полка почти все пали. Дмитрия после боя с трудом нашли: князь лежал без сознания, придавленный срубленным в схватке деревом. Ордынцам вначале удалось прорвать левый русский фланг. Они устремились в тыл Большому полку. Однако здесь им путь перекрыл перестроившийся Большой полк и резервные отряды. Затем неожиданно на татар обрушился многочисленный Засадный полк во главе с Владимиром Серпуховским и Дмитрием Боброком. Нукеры Мамая побежали, сметая собственные подкрепления. Не спасла Мамая ни восточная конница, ни генуэзские наемники-пехотинцы. Мамай был разгромлен и бежал. Русские встали, как тогда говорили, «на костях», то есть за ними осталось поле боя. Они одержали победу. Преследовать Мамая Дмитрий, прозванный с тех пор Донским, не стал. У реки Калки остатки Мамаева войска были вторично разбиты ханом Тохтамышем. Мамай пытался укрыться в генуэзской колонии Кафе, но горожане убили темника, желая завладеть его казной. Князь Дмитрий Донской благополучно вернулся со своим воинством на Русь. Правда, русские полки понесли немалые потери. Летописец писал: «Оскуде бо вся Русская земля от Мамаева побоища за Доном». Победа на Куликовом поле не принесла Северо-Восточной Руси освобождения от ига. Хан Тохтамыш, объединивший под своей властью Золотую Орду, требовал от Руси покорности. В 1382 г. Дмитрий Донской, уверенный в крепости каменного Кремля, уехал из столицы. Москвичи собирались биться, несмотря на то, что из города бежал митрополит Киприан, великокняжеская семья и отдельные бояре.
Долгая задержка под стенами Торжка оказалась досадной неожиданностью для Батыя: брать с ходу этот сравнимо маленькой городок монголо-татарам не удалось. Заступники Торжка удачно отбили 1-ые приступы. В Торжке в это время не оказалось ни князя, ни княжеской дружины. Вся тяжесть борьбы против сильного и превосходно вооруженного недруга легла на плечи городского посадского населения. Летописи сохранили до наших дней имена горожан, управлявших смелой защитой Торжка против полчищ Батыя, этИванко, посадник Новоторжский , Яким Влункович, Глеб Борисович, Михайло Моисеевич. Все они погибли в неравной сече. Встретив отпор, Батый принуждён был перейти к осаде городка. Монголо-татары отынили тыном весь Торжок, подвезли метательные машины пороки. К городу поспешно собирались отряды завоевателей, грабившие села и деревни по Верхней Волге.
Стояние на Угре: Русь освободилась от двухсотлетнего ига 540 лет назад
По горизонтали: 6. Поле битвы 8 сентября 1380 года. Имя основателя Троицкого монастыря. Имя русского князя, стоявшего во главе войска в Куликовской битве. Один из богатырей, посланных на помощь князю основателем Троицкого монастыря. По вертикали: 1.
Последние ответы Димуа 28 апр. Этот вселенский взрыв породил первые элементарные частицы, которые затем сформировали звезды и галактики... Откуда появился космосО? Dddddaaaa1333 28 апр. Faily666 28 апр. Dasha7321 28 апр. В нем будут жить животные из красной книги... Как будет выглядеть заповедник будущего Какие животные там будут обитать? Ведь человек совсем не задумывается о судьбе животных и просто уничтожает их... Grek998Krym9422 28 апр. Помогите пожалуйста5 Затребованных профессий в свете5 затребованных профессий в Украине?
Кроме того, русские полки были расставлены вдоль всего нижнего течения реки. Как сообщает Вологодско-Пермская летопись, великокняжеские воеводы «…ста по Оке и по Угре на 60 верстах» на участке от Калуги до Юхнова»[11]. Главная задача полков, разбросанных вдоль берега реки, состояла в предотвращении прорыва противника через Угру, а для этого необходимо было надежно защищать удобные для переправы места. Непосредственная оборона бродов и перелазов была поручена пехоте. В местах, удобных для переправы, возводились укрепления, которые охранялись постоянными заставами. В состав таких застав входили пехотинцы и «огненный наряд», состоящий из стрельцов и артиллерийской прислуги. Несколько иная роль отводилась коннице. Небольшие конные разъезды патрулировали берег между заставами и поддерживали тесную связь между ними. В их задачу входил также захват вражеских разведчиков, пытавшихся выяснить расположение русских отрядов на берегах Угры и разведать удобные места для форсирования реки. Большие конные полки спешили на помощь заставам, стоящим у переправ, лишь только определялось направление главного удара противника. Допускались и атакующие или разведывательные походы на противоположный, занятый врагом берег. Таким образом, на широком фронте вдоль реки Угры была создана позиционная оборона с активными вылазками конных отрядов. Причем основной силой, находящейся в укрепленных узлах обороны у мест переправы, являлась пехота, оснащенная огнестрельным оружием. Массовое использование русскими воинами огнестрельного оружия во время «стояние на Угре» отмечается всеми летописями. Применялись пищали — длинноствольные орудия, обладавшие прицельным и эффективным огнем. Использовались и так называемые тюфяки — огнестрельные орудия для стрельбы каменным или металлическим дробом на близкое расстояние по живой силе противника. Поэтому выбор именно оборонительной позиции на берегу Угры кроме выгодного стратегического положения диктовался еще и желанием эффективно использовать новый род войск в русской армии — артиллерию. Навязываемая ордынцам тактика лишала тех возможности использовать преимущества своей легкой конницы во фланговых или обходных маневрах. Они вынуждены были действовать лишь во фронтальном наступлении на русские засеки, идти в лоб на пищали и тюфяки, на сомкнутый строй тежеловооруженных русских воинов. Летописи сообщают, что Ахмат шел со всеми своими силами по правому берегу реки Оки через города Мценск, Любуцк и Одоев к Воротынску, городку, расположенному недалеко от Калуги близ впадения Угры в Оку. Здесь Ахмат собирался дождаться помощи от Казимира. Но в это время крымский хан Менгли-Гирей по настоянию Ивана III начал боевые действия в Подолии, тем самым частично оттянув на себя войска и внимание польского короля. Занятый борьбой с Крымом и ликвидацией внутренних неурядиц тот не смог оказать содействие ордынцам. Не дождавшись помощи поляков, Ахмат решил сам переправиться через реку в районе Калуги. Ордынские войска вышли к переправам на Угре 6—8 октября 1480 г. Противники сошлись лицом к лицу, разделяла их только речная гладь Угры в наиболее широких местах до 120—140 м. На левом берегу у переправ и бродов выстроились русские лучники, были расположены пищали и тюфяки с пушкарями и пищальниками. Полки дворянской конницы в блестящих на солнце доспехах, с саблями находились в готовности ударить по ордынцам, если бы тем удалось где-нибудь уцепиться за наш берег. Сражение за переправы началось в час дня 8 октября и продолжалось по всей линии обороны почти четверо суток. Русские воеводы с максимальной выгодой использовали преимущества своих войск в стрелковом вооружении и расстреливали ордынцев еще в воде. Им так и не удалось форсировать реку ни на одном участке. Особую роль в боях за переправы сыграл «огненный наряд». Ядра, дроб и картечь наносили значительный урон. Железо и камень прошивали насквозь бурдюки, которые использовались ордынцами для переправы. Лишенные поддержки лошади и всадники быстро выбивались из сил. Те, кого щадил огонь, шли на дно. Барахтающиеся в холодной воде ордынцы стали хорошей мишенью русским стрелкам, а сами они не могли использовать излюбленный прием — массированную стрельбу из луков. Долетавшие через реку на излете стрелы теряли свою убойную силу и практически не приносили вреда русским воинам. Несмотря на огромные потери, хан снова и снова гнал вперед свою конницу. Но все попытки Ахмата с хода форсировать реку окончились безрезультатно. Новую попытку осуществить переправу ордынцы предприняли в районе Опакова городища. Здесь условия местности позволяли скрытно сосредоточить конницу на литовском берегу, а затем сравнительно легко форсировать мелководную реку. Однако русские воеводы внимательно следили за передвижением татар и умело маневрировали полками. В результате, на переправе ордынцев встретила не малочисленная сторожевая застава, а крупные силы, которые отразили последнюю отчаянную попытку Ахмата. Русское войско остановило Орду на пограничных рубежах и не пропустило неприятеля к Москве. Но окончательный перелом в борьбе с нашествием Ахмата еще не наступил. Грозное ордынское войско на берегах Угры сохранило свою боеспособность и готовность возобновить сражение. К ордынцам отправилось русское посольство во главе с думным дьяком Иваном Товарковым. Но эти переговоры показали принципиальную несовместимость взглядов сторон на возможность достижения перемирия. По всей вероятности, переговоры были затеяны русскими лишь для того, чтобы как-то протянуть время и выяснить дальнейшие намерения ордынцев и их союзников, а также дождаться свежих полков Андрея Большого и Бориса Волоцкого, спешащих на подмогу. В конечном счете переговоры так ни к чему не привели. Но Ахмат продолжал верить в успешное завершение предпринятого похода на Москву. В Софийской летописи есть фраза, которую летописец вложил в уста ордынского хана по окончанию неудачных переговоров: «Дай Бог зиму на вас, и реки все станут, ино много дорог будет на Русь»[14].
Евпатий Коловрат Дата события: 16. Захватив города Пронск, Белгород и Ижеславль, монгольские войска под предводительством Батыя 16 декабря 1237 года подступили к стенам Рязани столица Рязанского княжества до середины XIV в. Столица Рязанского княжества была хорошо укреплена - высота земляных валов достигала десяти метров. На валах возвышались дубовые стены с бойницами и башнями. С наступлением морозов валы поливались водой, что делало их неприступными. Но у монголов было численное преимущество, к тому же и опыта было значительно больше, чем у рязанской дружины и городского ополчения. Пользуясь многократным численным перевесом, они вели непрерывный штурм, меняя отряды штурмующих, тогда как рязанцы оставались на городских стенах и после двух-трех бессонных ночей теряли боевую готовность. После пяти дней осады 21 декабря 1237 года крепость была взята штурмом и сожжена. Из «Повести о разорении Рязани Батыем»: «Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань месяца декабря в двадцать первый день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали - во святой церкви пожгли, и иные многие от оружия пали. И в городе многих людей, и жен, и детей мечами посекли. А других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников их - князей киевских и черниговских - захватили. А храмы божии разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши». Столица Рязанского княжества, насчитывавшая несколько десятков тысяч человек, принявшая еще большее количество бежавших сюда при приближении монголо-татарского войска, была полностью уничтожена, а каменные храмы разрушены. При обороне Рязани погиб князь Юрий Игоревич и члены его семьи. Позже столица Рязанского княжества была частично восстановлена, но былого величия уже не достигла, и к середине середины XIV в.
Куликовская битва — Плешаков 4 класс 2 часть. Рабочая тетрадь
Ответило 2 человека на вопрос: Город, князь которого организовал отпор ордынцам. Встретив отпор, Батый вынужден был перейти к осаде города. 78 оценили. alt. Город, князь которого организовал отпор ордынцам.
«Стояние на реке Угре» и конец Золотоордынского ига. 1480 г.
Город,князь которого организовал отпор ордынцам | Согласно произведению, владимирский князь, спасаясь от ордынцев, распорядился построить город Китеж на берегу озера Светлояр. |
Город князь которого организовал отпор ордынцам 6 букв ответ | 3. Город, князь которого организовал отпор ордынцам. 4. Прозвание князя-победителя в Куликовской битве. |
Город, князь которого организовал отпор ордынцам. Никак не могу понять кто это.))) — | КАЛИТА 3. Город, князь которого организовал отпор ордынцам. МОСКВА 4. Прозвание князя-победителя в Куликовской битве. |
Город,князь которого организовал отпор ордынцам | Пока была осада Владимира отряд ордынцев успел совершить набег на Суздаль. |
1238 год битва на Сити и осада Козельска (Олег Мглин) / Проза.ру | Согласно произведению, владимирский князь, спасаясь от ордынцев, распорядился построить город Китеж на берегу озера Светлояр. |
город князь которого организовал отпор ордынцам 6 букв ответ
Паника охватывала ордынцев при одной вести о приближении ушкуйников. Иван III приказал организовать небольшой отряд, в который вошли как московские ратники, так и крымские воины. КАЛИТА 3. Город, князь которого организовал отпор ордынцам. МОСКВА 4. Прозвание князя-победителя в Куликовской битве. Военачальник Ордынцев в Куликовской битве. Город князь которого организовал отпор ордынцам. Даниил князь Галицкий фильм 1987. Узнав о походе ордынцев, Иван III направил в район Оки вооружённые отряды, чтобы помочь войскам, которые несли на южной окраине постоянную службу.
Поле чудес Куликово. Как Донская победа вернула Руси русскую власть
Военачальник Ордынцев в Куликовской битве. Город князь которого организовал отпор ордынцам. Даниил князь Галицкий фильм 1987. Военачальник Ордынцев в Куликовской битве. Город князь которого организовал отпор ордынцам. Даниил князь Галицкий фильм 1987. 1. военачальник ордынцев 2. русский ратник, противник челубея 3. город, князь которого организовал отпор ордынцам 4. КАЛИТА 3. Город, князь которого организовал отпор ордынцам. МОСКВА 4. Прозвание князя-победителя в Куликовской битве.
Атака ордынцев
- Свержение ига: как Русь обрела независимость от Орды
- Стояние на Угре: Русь освободилась от двухсотлетнего ига 540 лет назад - Российская газета
- Город, князь которого организовал отпор ордынцам - id529851120190722 от maksbaduk 25.02.2022 06:55
- Стояние на Угре: Русь освободилась от двухсотлетнего ига 540 лет назад
- Русские идут!
Битва на реке Воже и первое серьезное поражение Орды от русских
Город, князь которого организовал отпор ордынцам. ответ. Created by тьрлрощглрщщ. okruzhayushij-mir-ru. Князь Иван 3 принял решение отойти к городу Боровск и там дать врагу решительный бой. Военачальник Ордынцев в Куликовской битве. Город князь которого организовал отпор ордынцам. Даниил князь Галицкий фильм 1987. Сбор дани русским князем не сопровождался таким насилием, какое творили ордынцы. Великий князь Дмитрий Иванович, продолжив битву в рядах ратников большого полка, сумел приблизительно оценить силу и численность ордынцев. Понадобились столетия, чтобы русские князья осознали весь ужас рабского положения Руси под властью ордынцев, необходимость объединения перед общим врагом и решились дать отпор поработителям.