Всё это о Чукотке, где живут почти 50 тысяч человек и посетить которую с каждым годом стремится все больше туристов. Где живут коренные малочисленные народы. Чукчи относятся к коренным малочисленным народам, как и живущие на Чукотке эвены, эскимосы и чуванцы. Термометра может опускается до минус 50 градусов, и тем не менее чукчи, живут в этих условиях, уютно обживают свои юрты, словно они не замечают холода. Возможно, то, что чукчи живут в условиях экстремальных температур, и стало причиной их отличной переносимости холода.
Чукотский народ
Традиционный образ жизни и деятельности чукчей находится под угрозой исчезновения. Смотрите видео онлайн «КАК ЖИВУТ КОРЕННЫЕ ЧУКЧИ НА ОСТРОВЕ АЙОН. Главный приз фестиваля, Гран-при «Золотого ворона», за лучший фильм конкурса полнометражных игровых и неигровых фильмов по итогам рейтингового зрительского голосования присужден картине «Там, где танцуют стерхи» режиссера Михаила Лукачевского. Коренные жители чукчи, эскимосы и другие северные народы составляют лишь четверть населения полуострова. Оленные чукчи – в отличие от береговых – с самого детства живут в тундре, многие здесь и родились. Здесь живут овцебыки и северные олени, десятки тысяч моржей образуют лежбища на побережье.
Чукотский народ
Как же живут сейчас чукчи? Большая часть живёт в посёлках, а современных домах. Но оленеводы живут традиционно, в ярангах, это сооружение купольной формы до 4,5 метров в высоту, из направляющих деревянных шестов и шкур оленя. Восточную часто называют «истинной Чукоткой» — это единственное место в России, где чукчи и эскимосы занимаются охотой на морских животных: китов, моржей и тюленей, а также оленеводством. Чукчи составляют около четверти, русские – половину, еще по нескольку процентов приходится на другие северные народности: эскимосов, чуванцев, эвенов. Чукчи делятся на оленных (чаучу)— тундровых кочевых оленеводов и приморских, береговых (анкалын) — оседлых охотников на морских зверей, которые часто живут совместно с эскимосами. В селе Канчалан живут 500 человек. Почти все — представители коренного народа Чукотки. С раннего детства они приучены к оленеводству и рыбалке и работают в тундре даже в метель и сильный мороз. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Вести Чувашия
А женщины в 30-градусные морозы устраивались на улице с шитьем. Их руки оставались открытыми в течение нескольких часов работы. Причем труд настолько согревал их, что они скидывали верх одежды, оставляя открытыми плечи, и бросали за пазуху комья снега, чтобы охладиться. Также чукчи проявляли удивительную выносливость: пастухи могли проводить по 2—3 суток без сна, а на охоту мужчины всегда отправлялись с небольшим запасом пищи. В случае неудачи охотники могли почти ничего не есть несколько суток, но не теряли проворства в преследовании добычи.
Однако временами даже железные организмы чукчей давали сбой. Так, молодая женщина, проведя весь день за шитьем, ночью стерегла стадо. А утром ей надо было приготовить поесть, вскипятить чай, и спать она ложилась только по окончании второго дня. Но усталость брала свое, и она лила воду из чайника мимо посуды или просто падала как подкошенная, засыпая прямо на ходу.
Кузнецова еще в 50-х годах XX века отмечала, что чукчи могли жить в грязи, а вшей было так много, что их наличие считалось практически нормой. Сейчас чукчи уже соблюдают правила гигиены, хотя пользоваться дезодорантом им, в отличие от европейских народов, нет необходимости: их пот не имеет выраженного запаха. Любопытно, что даже ушная сера чукчей отличается от нашей: она сухая, словно порошок. Обладали очень хорошим обонянием Раньше взаимное обнюхивание заменяло этому народу поцелуи.
Чукча-отец, оставляя семью, мог поцеловать жену, но чаще прикладывался носом к шейке своего малыша и втягивал запах его тела и одежды. Более того, этнограф В. Богораз упоминает , что в годы войн между чукчами и коряками, еще одним коренным населением прибрежных районов Северного Ледовитого океана, чукчи по запаху костей могли определить, кому они принадлежат: своим или врагам. Просто они пьянеют даже от небольшого количества алкоголя.
А повальное пристрастие к спиртным напиткам возникло после перехода от традиционного рациона, в который входило большое количество мяса и животного жира, к углеводной пище. Белково-липидное питание не способствовало накоплению гормонов стресса, а современный образ жизни, социальные проблемы и изменение диеты заставляет чукчей искать способ «повысить настроение». В мехе оленьих шкур и только в нем они также замечали желтоватый оттенок. Все остальные цвета ими четко не различались.
Фраза «цвет, подобный траве» могла означать зеленый, желтый и даже синий, а темно-синий оттенок они принимали за черный. Сейчас чукчи свободно владеют русским языком и вместе с ним переняли и цветовосприятие. У чукчей есть анекдоты про русских Есть множество предположений о том, почему об этом народе столько анекдотов. Возможно, всему виной забавное с точки зрения русскоязычного населения звучание слова «чукча» хотя правильно оно произносится как «чаучу» или недостаток знаний о жителях севера, который позволяет поверить любой байке.
Для этого у матери брали какой-нибудь предмет и по очереди называли имена. Если при произнесении имени предмет шевелился, им и называли ребенка. Иногда чукчи, чтобы ввести злых духов в заблуждение, называли девочку мужским именем , а мальчика — женским. С такой же целью ребенку давали несколько имен. Распространены были имена, связанные с пожеланиями ребенку : например, имя Гитиннэвыт переводится как «красавица». Иногда чукчи на протяжении жизни могли сменить свое имя. Чаще всего это происходило по совету шамана, после перенесенной тяжелой болезни или какого-нибудь события, коренным образом изменившего жизнь человека. С появлением русского народа в северных землях чукчи стали присваивать себе второе русское имя , и в таком случае имя, данное при рождении, превращалось в фамилию, а имя родителя — в отчество. Чукчи — народ, хранящий традиции своих предков. В настоящее время среди кочующих до сих пор есть люди с традиционными верованиями, несмотря на крещение Русской православной церковью в начале ХХ века.
Особый интерес в культуре чукчей был к календарно-хозяйственным праздникам и некоторым семейным обрядам. Одним из главных чукотских праздников считался праздник байдары, который восходит к религиозным представлениям, что душу имеет все, что окружает человека. Издавна байдара была средством добычи морского мяса, и , чтобы вода приняла лодку во время охоты, чукчи устраивали специальный обряд. Для начала байдарку торжественно снимали со столбов из челюстных костей гренландского кита, на которых она хранилась зимой. Затем приносили жертву морю: бросали в воду куски вареного мяса. После этого байдарку ставили возле жилища и ходили вокруг нее всей семьей. Первой шла самая старая женщина в семье, затем хозяин лодки, рулевой, гребцы и остальные участники праздника. На следующий день байдарку переносили на берег, снова совершали жертвоприношение морю и лишь после этого ее спускали на воду. Еще одним чукотским праздником является праздник кита, который проводился в конце промыслового сезона, поздней осенью или в начале зимы. Цель обряда — извиниться перед убитыми морскими животными и загладить вину перед богом Кэрэткуном — хозяином морских обитателей.
Люди наряжались в праздничные одежды и распевали песни о том, что это не охотники убили животных, а камни, упавшие со скал. После этого чукчи приносили жертву хозяину морей, опуская в морские глубины скелет кита. Чукчи считали, что таким образом они воскресят всех убитых ими животных и на следующий год у берегов снова появятся киты. В конце марта — начале апреля чукчи проводили обряд Кильвэй, связанный с рождением оленят, которые появляются на свет в это время. Начинался праздник с того, что пастухи пригоняли стадо к ярангам, а женщины раскладывали священный костер, причем огонь нужно было добыть, как и много веков назад, трением. Оленей встречали восторженными криками и песнями, чтобы отпугнуть злых духов. Музыкальным сопровождением служили бубны, на которых поочередно играли мужчины и женщины. Нередко вместе с оленеводами в празднике принимали участие береговые чукчи, которых заранее приглашали на праздник. И чем зажиточнее была семья, тем больше гостей съезжалось на праздник. Во время торжества мужчины - оленеводы забивали нескольких взрослых оленей, чтобы пополнить запасы еды, предназначавшейся семьям.
После праздника обитатели стойбища делились на две группы. Старики, женщины и дети оставались на зимних стоянках, где собирали летом ягоды и растения. А мужчины отправлялись с оленьими стадами в дальний путь, на летние стоянки. Так что праздник молодого оленя для чукчей был еще и прощанием перед долгой разлукой. Свои танцы они делили на обрядово-ритуальные, имитационно-подражательные, танцы-инсценировки, которые похожи на пантомимы, а также игровые и импровизационные. В своих подражательных танцах они отображали поведение зверей и птиц , например полет журавля, бег оленя, танец чайки или ут ки , повадки лебедя или ворона. Большинство плясок сопровождал о сь аккомпанементом бубна и варгана.
Кстати, айны являются настоящими аборигенами Японии; в России айнов всего 109 человек, они живут на юге Камчатки. Сибирь В Сибири самыми древним населением считаются самодийские народы, к которым относят: самоедов, ненцев, нганасан, энцев и проживающих отдельно от них сойотов Бурятия. Эти народы сформировались на юге Сибири, создав уникальные культуры — Каракольскую II тысячелетие до нашей эры и Кулайскую I тысячелетие до н. Например, уникальный самодийский народ селькупы, которых в России по переписи 2010 года осталось 3 649 человек, возник на территории современного Горного Алтая, где оставил в качестве свидетельств пребывания Пызырыкскую культуру I тысячеление до н. Кстати, именно с юга Сибири самодийские народы принесли на Ямал обычай мумифицировать покойников. Древним аборигенным населением Сибири являются юкагиры, которые до сих пор говорят на древнем палеосибирском языке. История этого немногочисленного народа насчитывает 9 000 лет. В древние времена они жили за Енисеем и в Саянах, а во времена завоевания Сибири кочевали и охотились на землях между реками Лена и Анадырь. Сейчас на территории страны живет 1 597 юкагиров. Очень древние корни имеют тувинцы, алтайцы, хакасы, эвенки и эвены, однако сами народы сформировались только в начале нашей эры. Северный Кавказ На Северном Кавказе есть несколько народов, жилах которых течет древняя кровь скифов — многочисленного народа, проживавшего на юге России с VIII века до нашей эры.
Пастухи, спящие у стада в зимнее время, прячутся в рубаху с головой и закрывают отверстие воротника шапкой. Но такая рубаха не длинная, а до колен. Более длинные кукашки носят только старики. Воротник рубахи вырезан низко и обшит кожей, внутрь опущен шнурок. Снизу кукашка опушена тонкой линией собачьего меха, который молодые чукчи заменяют мехом росомахи или выдры. В качестве украшений на спину и рукава рубахи пришиты пенакалгыны — длинные кисти, окрашенные в пунцовый цвет, сделанные из кусочков шкурок молодых тюленей. Такое украшение более свойственно для женских рубах. Женская одежда также своеобразна, но отличается нерациональностью и состоит из цельных сшитых двойных штанов с низко вырезанным корсажем, который стягивается в области талии. У корсажа в области груди имеется разрез, рукава очень широкие. Во время работы, женщины высвобождают руки из корсажа и работают на морозе с голыми руками или плечами. Старые женщины надевают на шею шаль или полоску оленьей шкуры. Летом в качестве верхней одежды женщины носят балахоны, сшитые из оленьей замши или покупных материй пестрого цвета, и камлейку их шерсти оленя с тонким мехом, расшитую различными обрядовыми нашивками. Шапка чукчи шьется из меха пыжика и теленка, лап росомахи, собаки и выдры. Зимой, если предстоит идти в дорогу, поверх шапки надевают очень большой капюшон, сшитый в основном из меха волка. Причем кожа для него берется вместе с головой и оттопыренными ушами, которые украшают красными лентами. Такие капюшоны носят в основном женщины и старики. Молодые пастухи надевают даже вместо обычной шапки головной убор, прикрывающий только лоб и уши. Мужчины и женщины носят рукавицы, которые шьют из камуса. Вся внутренняя одежда надевается на тело мехом внутрь, верхняя одежа — мехом наружу. Таким образом, оба типа одежды плотно прилегают друг к другу и образуют непроницаемую защиту от мороза. Одежда из оленьей шкуры мягкая и не вызывает особого дискомфорта, носить ее можно без белья. Нарядная одежда оленных чукчей белого цвета, у приморских чукчей она темно-коричневого оттенка с белыми редкими пятнами. Традиционно одежда украшена нашивками. Оригинальные узоры на одежде чукчей имеют эскимосское происхождение. В качестве украшений чукчи носят подвязки, ожерелья в виде ремешков с бусами и повязки. Большинство из них имеет религиозное значение. Есть и настоящие украшения из металла, различные серьги и браслеты.
Сайт Владимира Кудрявцева
Коренные жители чукчи, эскимосы и другие северные народы составляют лишь четверть населения полуострова. Чукчи делятся на оленных (чаучу)— тундровых кочевых оленеводов и приморских, береговых (анкалын) — оседлых охотников на морских зверей, которые часто живут совместно с эскимосами. Как же живут сейчас чукчи? Большая часть живёт в посёлках, а современных домах. Но оленеводы живут традиционно, в ярангах, это сооружение купольной формы до 4,5 метров в высоту, из направляющих деревянных шестов и шкур оленя. В социальных сетях жители Чукотки жалуются на проблемы буквально во всех важных сферах жизни, начиная от нехватки лекарств и кончая авиасообщением и пьянством. Чукчи, народ в России. Численность 16,2 тыс. человек, в том числе в Чукотском автономном округе 13,3 тыс. человек (2020, перепись); живут также на. В селе Канчалан живут 500 человек. Почти все — представители коренного народа Чукотки. С раннего детства они приучены к оленеводству и рыбалке и работают в тундре даже в метель и сильный мороз.
Вести Чувашия
Главный приз фестиваля, Гран-при «Золотого ворона», за лучший фильм конкурса полнометражных игровых и неигровых фильмов по итогам рейтингового зрительского голосования присужден картине «Там, где танцуют стерхи» режиссера Михаила Лукачевского. В XIX веке чукчи-оленеводы жили стойбищами в 2-3 дома. Как же живут сейчас чукчи? Большая часть живёт в посёлках, а современных домах. Но оленеводы живут традиционно, в ярангах, это сооружение купольной формы до 4,5 метров в высоту, из направляющих деревянных шестов и шкур оленя. Затем в процессе жизни у чукчи возникали новые мелодии, связанные с событиями из его жизни: выздоровление, прощание с другом или возлюбленной. Это национальное село, жители которого – чукчи и эскимосы – получают квоты на добычу китов (в коммерческих целях она запрещена).
Анадырь: погребённая под снегом вотчина Абрамовича
Где все? И над тундрой можно лететь несколько часов и не увидеть ни человека, ни зверя. Это стойбище бригады номер три. Сюда редко садятся вертолеты, потому что до поселка Эгвекинота всего 70 км. А гостям всегда рады. В бригаде три семьи. Сейчас мужчины ушли в тундру пасти оленей, и в стойбище остались только женщины, дети и пожилые мужчины.
Валерия с детьми. В свои 29 лет она воспитывает двух детей, Валю около 5 лет и Кирилла около года. Такие семьи здесь не редкость. Сейчас у нас свой вездеход, мы ездим в поселок за продуктами, топливом. Когда дети подрастут, сами будем отвозить их в школу». Нам огнем коптится рыба.
На полу постелены мягкие шкуры оленей, спальня отделена плотным занавесом. По всему полу расставлены удлинители с розетками: все-таки нужно заряжать мобильные телефоны и прочую технику. Связи в долине нет - чтобы позвонить, нужно идти на сопку. У детей есть и машинки, и куклы, но им интереснее всего просто гулять. За рулем "Бурана". Не по-настоящему, конечно.
Мужчина мог иметь 2—3 жен, причем во время обеда все лучшие куски мяса доставались супругу, а жены и дети довольствовались остатками. Кузнецова, которая длительное время прожила в яранге, в своих дневниках отмечала, что количество еды, выделяемое членам семьи, зависело от объемов проделанной работы. Так как у нее не хватало сил выполнять физически тяжелый труд чукотских женщин, при дележе ей доставались самые маленькие, лишенные жира куски мяса или вообще только чай. Не переносили соли, зато ели похлебку с мохом, извлеченным из желудка оленя Пища коренных жителей Чукотки могла показаться отталкивающей неподготовленным людям. Они ели мороженое мясо, нерпичий жир, кашу из щавеля, коренья, внутренности животных, пили их кровь. А в числе самых популярных блюд у этого народа были ферментированное мясо копальхен и горячая похлебка с монялом — полупереварившимся мхом, извлеченным из желудка оленя. Зато соль чукчам казалась горькой, а мягкий хлеб они считали кислым на вкус. Сейчас многие представители этого северного народа едят и консервы, и хлебобулочные изделия.
Однако именно мясо оленей для них является наиболее здоровой и подходящей пищей. Проявляли нечеловеческую выносливость и нечувствительность к холоду и голоду Маленькие дети целые дни проводили на открытом воздухе и, несмотря на сильный ветер и мороз, не выказывали никаких признаков неудовольствия. А женщины в 30-градусные морозы устраивались на улице с шитьем. Их руки оставались открытыми в течение нескольких часов работы. Причем труд настолько согревал их, что они скидывали верх одежды, оставляя открытыми плечи, и бросали за пазуху комья снега, чтобы охладиться. Также чукчи проявляли удивительную выносливость: пастухи могли проводить по 2—3 суток без сна, а на охоту мужчины всегда отправлялись с небольшим запасом пищи. В случае неудачи охотники могли почти ничего не есть несколько суток, но не теряли проворства в преследовании добычи. Однако временами даже железные организмы чукчей давали сбой.
Так, молодая женщина, проведя весь день за шитьем, ночью стерегла стадо. А утром ей надо было приготовить поесть, вскипятить чай, и спать она ложилась только по окончании второго дня. Но усталость брала свое, и она лила воду из чайника мимо посуды или просто падала как подкошенная, засыпая прямо на ходу. Кузнецова еще в 50-х годах XX века отмечала, что чукчи могли жить в грязи, а вшей было так много, что их наличие считалось практически нормой. Сейчас чукчи уже соблюдают правила гигиены, хотя пользоваться дезодорантом им, в отличие от европейских народов, нет необходимости: их пот не имеет выраженного запаха. Любопытно, что даже ушная сера чукчей отличается от нашей: она сухая, словно порошок. Обладали очень хорошим обонянием Раньше взаимное обнюхивание заменяло этому народу поцелуи. Чукча-отец, оставляя семью, мог поцеловать жену, но чаще прикладывался носом к шейке своего малыша и втягивал запах его тела и одежды.
Более того, этнограф В.
Из них около 70 детей: большинство учатся в школе. В ЖКХ работает полсотни местных жителей, а в школе — вместе с детским садом — заняты 20 воспитательниц, учителей, нянь и уборщиц. Молодежь в Конергино не задерживается: школьные выпускники разъезжаются на учебу и работу в другие места.
Депрессивное состояние села иллюстрирует ситуация с традиционными промыслами, которыми славились конергинцы. По капиталистическим правилам он не выгоден, — говорит Пуя. В 90-х годах производство пушнины в Конергино схлопнулось». Осталось только оленеводство: в советское время и до середины нулевых, пока Роман Абрамович оставался на посту губернатора Чукотского АО, оно было здесь успешным.
В Конергино работает 51 оленевод, из них 34 — в бригадах в тундре. По словам Пуи, доходы оленеводов крайне низкие. Государство покрывает недостаток средств, чтобы зарплата была выше прожиточного минимума, он у нас равняется 13 тысячам. Оленеводческое хозяйство, в котором состоят работники, выплачивает им примерно 12,5 тысяч.
Государство доплачивает до 20 тысяч, чтобы оленеводы не умерли с голоду», — сетует Пуя. На вопрос, почему нельзя платить больше, Пуя отвечает, что себестоимость производства оленины в разных хозяйствах варьируется от 500 до 700 рублей за килограмм. А оптовые цены на говядину и свинину, которые завозят «с материка», начинаются от 200 рублей. Продавать мясо по 800-900 рублей чукчи не могут и вынуждены устанавливать цену на уровне 300 рублей — себе в убыток.
Евгений Кайпанау, 36-летний чукча, родился в Лорино в семье самого уважаемого китобоя. Поселение стоит на берегу Мечигменской губы Берингова моря. В нескольких сотнях километров расположены американские острова Крузенштерна и Святого Лаврентия; до Аляски тоже совсем близко. Но до Анадыря самолеты летают раз в две недели — и то если погода хорошая.
Лорино прикрыто с севера сопками, поэтому здесь больше безветренных дней, чем в соседних селениях. Правда, несмотря на относительно хорошие погодные условия, в 90-х годах почти все русские жители из Лорино уехали, и с тех пор там живут только чукчи — примерно 1500 человек. Дома в Лорино — покосившиеся деревянные строения с облезлыми стенами и выцветшей краской. В центре села стоят несколько коттеджей, построенных турецкими рабочими, — теплоизолированные здания с холодной водой, что в Лорино считается привилегией если по обычным трубам пустить холодную воду, то зимой она замерзнет.
Горячая вода во всем поселении есть, потому что местная котельная работает круглый год. А вот больницы и поликлиники здесь нет — уже несколько лет людей отправляют за медпомощью санитарной авиацией или на вездеходах. Лорино известно морзверобойным промыслом. Охота на морского зверя для местных жителей по-прежнему важное занятие.
Китобои не только кормят семью или зарабатывают деньги, сдавая мясо в местную общину зверобоев, — они еще и чтут традиции предков. С детства Кайпанау знал, как правильно забивать моржей, ловить рыбу и кита, ходить в тундру. Но после школы он уехал в Анадырь учиться сначала на художника, а затем на хореографа. До 2005 года он, живя в Лорино, часто ездил на гастроли в Анадырь или Москву — выступать с национальными ансамблями.
Из-за постоянных разъездов, перемены климата и перелетов Кайпанау решил окончательно перебраться в Москву. Там он женился, его дочери — девять месяцев. Я и дочке прививаю традиции и обычаи, например, показываю национальную одежду. Хочу, чтобы она знала, что она потомственная чукча».
Евгений теперь редко появляется на Чукотке: гастролирует и представляет культуру чукчей по всему миру вместе со своим ансамблем «Кочевник». В одноименном подмосковном этнопарке «Кочевник», где работает Кайпанау, он проводит тематические экскурсии и показывает документальные фильмы о Чукотке, в том числе Владимира Пуи. Но жизнь вдалеке от родины не мешает ему знать о многих вещах, происходящих в Лорино: там осталась его мать, она работает в городской администрации. Так, он уверен, что молодежь тянется к тем традициям, которые теряют в остальных регионах страны.
Молодежь на Чукотке, включая молодежь и из нашего поселка, учится добывать китов. У нас люди живут этим постоянно», — говорит Кайпанау. В летний сезон чукчи охотились на китов и моржей, в зимний — на тюленей. Охотились с помощью гарпунов, ножей и копий.
Китов и моржей добывали все вместе, а тюленей — поодиночке. Чукчи ловили рыбу сетями из китовых и оленьих сухожилий или из кожаных ремней, сачками и удилами. Зимой — в проруби, летом — с берега или с байдарок.
В качестве украшений чукчи носят подвязки, ожерелья в виде ремешков с бусами и повязки. Большинство из них имеет религиозное значение.
Есть и настоящие украшения из металла, различные серьги и браслеты. Грудных детей одевали в мешки из оленьей кожи, с глухими разветвлениями для ног и рук. Вместо пеленок раньше использовали мох с оленьей шерстью, который служил памперсом. К отверстию мешка пристегнут клапан, из которого ежедневно вынимали такую пеленку и меняли на чистую. Характер Чукчи являются эмоциональными и психологически очень легковозбудимыми людьми, что часто приводит к исступлению, склонности к самоубийствам и убийствам, даже при малейшем поводе.
Этот народ очень любит независимость и настойчив в борьбе. Но вместе с тем чукчи очень гостеприимные и добродушные, всегда готовы прийти на помощь соседям. Во времена голодовок они помогали даже русским, приносили им еду. Религия Чукчи по своему верованию являются анимистами. Они обоготворяют и персонифицируют явления природы и ее области, воду, огонь, лес, животных: оленя, медведя и ворону, небесные тела: луну, солнце и звезды.
Верят чукчи и в злых духов, считают, что они насылают на Землю бедствия, смерть и болезни. Чукчи носят амулеты и верят в их силу. Создателем мира они считали Ворона по имени Куркыль, который сотворил все на Земле и научил всему людей. Все, что есть в космосе сотворили северные животные. У каждой семьи есть свои семейные святыни: наследственный снаряд для добычи священного огня методом трения и используемый по праздникам.
У каждого члена семьи свой снаряд, и на нижней дощечке каждого была высечена фигура с головой хозяина огня; семейный бубен; связки деревянных сучков «отстранителей несчастий»; деревяшки с изображениями предков. К началу 20 века многие чукчи были крещены в Русской православной церкви, но среди кочующих до сих пор есть люди с традиционными верованиями. Традиции У чукчей есть регулярные праздники, которые проводятся в зависимости от времени года: осенью — день убоя оленей; весной — день рогов; зимой — жертвоприношение звезде Альтаир. Также много нерегулярных праздников, например, кормление огня, поминки по умерших, обетные служения и жертвоприношения после охоты, праздник кита, праздник байдарки. Чукчи верили, что у них 5 жизней, и не боялись смерти.
После смерти многие хотели попасть в Мир предков. Для этого нужно было умереть в бою от руки врага или от руки друга. Поэтому, когда один чукча просил другого убить его, тот сразу соглашался. Ведь это была своего рода помощь. Умерших обряжали, кормили и гадали над ними, заставляя отвечать на вопросы.