ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 2 марта), чудотворный образ, обретенный в день отречения от престола имп. мч. Николая II Александровича. Согласно сведениям, зафиксированным в 1917 г. (Душеполезный собеседник. 1917. Окт.), Пресв. В соответствии с распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы № 76965 от 2 октября 2023 года в собственность Донского ставропигиального мужского монастыря было передано здание храма иконы Божией Матери «Державная», расположенное по адресу: г. Державная икона Богоматери была обретена более 100 лет назад в день отречения от престола царя Николая II пятнадцатого марта 1917 года. великое значение явления Державной иконы Божией Матери: в том, что в 1917 году история России не прервалась.
Оптина пустынь
Несмотря на то, что для русского народа он предвещает неисчислимые страдания, все же он вселяет надежду на то, что сквозь кровь и слезы, после покаяния русский народ будет прощен. А вседержавная власть в конце концов будет возвращена России, ведь не случайно Сама Царица Небесная сохранила ее для русского народа. С этого момента по всей России стали создаваться бесчисленные копии этой чудотворной иконы, а русский народ с неописуемым покаянным трепетом стал неустанно молиться перед «Державной» иконой Божией Матери. Явление «Державной» иконы Божией Матери в день отречения Государя свидетельствовало о том, что в духовном смысле самодержавие не покинуло Россию. Величественное изображение Божией Матери, облаченной в царскую порфиру, чело которой венчалось царским венцом, со скипетром и державой в руках означало коренной поворот в судьбах России и начало нового этапа, который стал для России и русского народа роковым. Но благодаря этому этапу, как знаменовала собой «Державная» икона Божией Матери, Великой России предстояло исцелиться и возродиться. Как писал перед большевистским переворотом С. Булгаков: «Россия спасена, раздалось в моем сердце... Православная мысль этих дней сконцентрировалась на осознании особой судьбы России и предстоящего ей крестного пути. Как было сказано русским духовным писателем А. Глинкой-Волжским: «Вся русская история — история Святой Руси — только все еще тянущаяся и доселе Страстная седмица; путь грядущих судеб, чаемых, идет все дальше, но дальше — в глубь святых страстей, в тишину тайны Голгофы, — и суждено ей воскресение в последний день».
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства, об избавлении от иноплеменных и о даровании исцелений телесных и душевных. Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным и недостойным, сию святую и чудотворную икону Твою во дни сия лукавыя и лютыя, яко вихрь, яко буря ветренная, нашедшая на страну нашу, в дни уничижения нашего и укорения, во дни разорения и поругания святынь наших от людей безумных, иже не точию в сердце, но и устнами дерзостно глаголют: несть Бог, и в делех сие безбожие показуют. Благодарим Тя, Заступнице, яко призрела еси с высоты святыя Своея на скорби наша и горе нас, православных, и яко солнце светлое, увеселяеши изнемогшия от печали очеса наша пресладостным зрением Державнаго образа Твоего. Благодаряще Тя со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, припадаем Ти со умилением, с сокрушением сердечным и со слезами, и молим Тя и стеняще вопием Ти: спаси нас, спаси! Помози нам, помози! Потщися: погибаем! Се живот наш аду приближися: се обышедше обыдоша нас греси мнози, беды мнози, врази мнози. О, Небесная Царице!
После того, как нашли Державную икону, патриарх Тихон призывал православных молиться перед этим образом. Он вверял Россию Богородице как истинной правительнице, пишет "Фома". Семья Николая II. Россия, 1913 год. Например, архиепископ Русской православной церкви заграницей Аверкий Таушев так писал о значении Державной иконы: "Что может значить это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской Землей, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя Помазанника Божия? Державную икону Божией Матери называют "главной святыней монархистов России", пишет russdom. Он рассказывал, что после обретения Державной иконы в душах многих верующих произошел духовный подъем. Когда начались гонения на церковь, икону изъяли и поместили в запасники Исторического музея. Там она была до 1990 года.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Державной, глас 8: Взбранной Воеводе победительныя песни приносим, яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, но Превознесенный Владычицы милосердием ограждаемся и тому днесь радуемся, яко прииде Заступница на стражу земли Своей.
В 2021 году празднование в честь Державной иконы Божией Матери было перенесено на 14 марта в связи с тем, что 15 марта приходится на понедельник первой седмицы Великого поста. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Державной, глас 4: Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Державной, глас 8: Взбранной Воеводе победительныя песни приносим, яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, но Превознесенный Владычицы милосердием ограждаемся и тому днесь радуемся, яко прииде Заступница на стражу земли Своей.
Икона Божией Матери «Державная»
Державная икона Богоматери была обретена 100 лет назад в день отречения от престола царя Николая II 2(15) марта 1917 года. Чудо явления Державной иконы Божией Матери в селе Коломенском. В честь иконы Вседержавной Божьей Матери сложен красивейший акафист, в работе над которым принимал участие сам патриарх Тихон. Я всегда считала, что первый Храм иконы Божией Матери «Державная» – это часовня у Храма Христа Спасителя.
Святая Русь еще жива: в Москве отметили столетие иконы Божьей Матери «Державная»
Казанской иконы Божией Матери справа, перед иконостасом, возле клироса. Церковное предание связывает возвращение чудотворной иконы с началом освобождения Русской Церкви от богоборческого ига. В числе сохранившихся ранних произведений кон. Рождества св. Иоанна Предтечи в ТСЛ, др. Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, образ нач. Чернышёва из ц. Илии пророка в Обыденском пер. Крестный ход вокруг храма-часовни в честь Державной иконы Божией Матери в день престольного праздника. Мироточением прославился образ, написанный в 1991 г. Жаровым по заказу адвоката Минского епархиального управления В.
На Пасху 1993 г. Мироточение продолжалось до 15 дек. За это время иконе, побывавшей во мн. Иова Многострадального, за литургией во временной часовне при Доме милосердия в Минске обильное мироточение возобновилось и продолжалось долгое время. Восприняв это как знамение Самой Царицы Небесной, Ерчак передал икону священнику этого прихода во имя Всех святых прот. Феодору Повному. В авг. С 1992 г. Наума Байбородова , архим. Кирилла Павлова и схиигум.
Илия Ноздрина группа верующих ежедневно читала акафист Д. В 1993 г. Закладка храма состоялась 10 нояб.
Душеполезный собеседник. Богородица дважды явилась во сне крестьянке Евдокии Андриановой из дер. Починок Бронницкого у. Евдокия услышала только слова Богородицы: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». Крестьянка решила найти увиденную во сне церковь. Коломенском близ Москвы она поняла, что ц. Вознесения Господня и есть та самая церковь, к-рую она искала. Вместе с настоятелем свящ. Николаем Лихачёвым в подвале была обретена большая темная икона Божией Матери, в к-рой Евдокия узнала явленный ей образ. Державная икона Божией Матери ц. Казанской иконы Божией Матери в Коломенском Вскоре икона была обновлена в иконописной мастерской Алексиевского мон-ря в Москве. Совпадение дня явления иконы с днем отречения императора было воспринято рус. Икона сразу стала почитаться как чудотворная, с нее делали списки, к-рые рассылали по стране. Икону возили на молебны в др. В Марфо-Мариинской обители перед Д. Елисавета Феодоровна с сестрами Сергиевские листки. Один из списков в сер. Алексия, человека Божия, на Петроградской стороне в С. Служба и акафист Д. Тихона Патриарха Московского и всея России; после прославления иконы по его указанию из частей акафистов почитавшихся в России икон было написано славословие Д. Богородицким Акафист Пресв. Богородице явления ради чудотв. Ея иконы Державныя в с. Коломенском, близ града Москвы, 2 марта 1917 г.
Это главное назначение всех дел любого человека, где бы он не пребывал — на каком-то послушании или служении». Вам также может понравиться.
В подвале церкви Вознесения Господня была обретена большая потемневшая от времени икона. Когда ее обновили, то увидели изображение Царицы Небесной как Царицы Земной. Богородица восседала на престоле, облаченная в одеяние, напоминающее царскую мантию. В ее правой руке — скипетр, левая возложена на державу, на голове — царская корона, окруженная золотым нимбом.
15 марта — день обретения Державной иконы Божией Матери
Именно владыка Тихон благословил составить «акафист акафистов» в честь иконы Божией Матери «Державная», текст которого был собран частями из акафистов другим чудотворным образам Богородицы, явленным в России. Державная икона Божией Матери. Державной иконы Пресвятой Богородицы является, наверное, одной из самых новых икон. Обретение иконы Божией Матери «Державная» вошло в историю России и Церкви особым образом. Накануне дня памяти иконы Божией Матери «Державная» в Одигитриевском соборе г. Улан-Удэ Владыкой была совершена полиелейная Утреня.
Церковь вспоминает явление иконы Божией Матери «Державная»
Икона Божией Матери, именуемая "Державная". Икона Божией Матери, именуемая "Державная", явила себя русскому православному народу15 марта 1917 года — в день отречения от престола императора Николая II, будущего царственного страстотерпца, — в селе Коломенском близ Москвы. Державная икона Божьей Матери была обретена в очень нелегкие для страны времена.
Явление иконы Божией Матери, именуемой «Державная»
Храм Державной иконы Божией Матери расположен на территории рядом с Областной больницей, госпиталем ГУВД и МСЧ-122. ДЕРЖАВНАЯ икона БОЖИЕЙ МАТЕРИ это забытая на 105 лет КОЛОМЕНСКАЯ. Я всегда считала, что первый Храм иконы Божией Матери «Державная» – это часовня у Храма Христа Спасителя. Храм Державной иконы Божией Матери расположен на территории рядом с Областной больницей, госпиталем ГУВД и МСЧ-122. «Державная» икона стала символом особой милости Божией Матери: и к верующим, к истинным патриотам, и к России, которая уцелела и прошла через все испытания.
Державная Икона Божьей Матери ~ история обретения, кому помогает, как молиться
Ее постарались восстановить, но сделали это несколько неумело: нижняя часть образа оказалась безнадежно испорченной. Мастера со страхом ожидали кары за такое святотатство, но возмездие не последовало — Божья Матерь всемилостива. Икону же стали возить по городам, где она творила чудеса исцеления. А крестьянка Евдокия ходила по домам прихожан и собирала деньги, чтобы заказать для святыни достойный ее драгоценный оклад. Однако Богородица остановила сбор средств: снова явилась Евдокии с пророчеством. Она повелела вернуть деньги прихожанам и не делать ризу, ведь вскоре церковное имущество все равно будет разграблено, но со временем образ все равно обретет достойное обрамление. В конце концов образ попал в Москву, в женский монастырь, настоятельницей которого была великая княгиня Елизавета Федоровна, одна из самых набожных и в то же время просвещенных женщин России.
Елизавета Федоровна всегда тяготела к религии и милосердию. После гибели от рук террориста ее мужа, великого князя Сергея Александровича, она удалилась от мира в организованную ею же Марфо-Мариинскую обитель. Ныне Елизавета Федоровна причислена к лику святых.
В это время она редко находилась в Коломенском: ее постоянно возили по фабрикам, заводам и другим местам, где простые люди могли к ней приложиться. В Коломенском же образ находился только по воскресным и праздничным дням. Иконе были написаны служба и акафист, непосредственное участие в составлении которых принял святой патриарх Тихон. Именно по его распоряжению из частей акафистов уже почитавшихся в России икон Божией Матери было написано славословие «Державной» иконе, которое получило название «Акафист акафистов». После революции 1917 года икона «Державная» хранилась в запасниках Государственного Исторического музея.
Лишь только в 1990 году она была возвращена в Коломенское. Ныне чудотворный образ пребывает в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.
Он вверял Россию Богородице как истинной правительнице, пишет "Фома". Семья Николая II. Россия, 1913 год. Например, архиепископ Русской православной церкви заграницей Аверкий Таушев так писал о значении Державной иконы: "Что может значить это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской Землей, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя Помазанника Божия? Державную икону Божией Матери называют "главной святыней монархистов России", пишет russdom. Он рассказывал, что после обретения Державной иконы в душах многих верующих произошел духовный подъем.
Когда начались гонения на церковь, икону изъяли и поместили в запасники Исторического музея. Там она была до 1990 года. Затем Державную икону вернули в Коломенское.
Наша благодарность им — это наши молитвы. Ранее книжное знание об этих личностях переходит ныне в трепетное молитвенное общение с ними, укрепляя духовную связь настоящего и прошлого в их главных, судьбоносных моментах. Владыка Гурий призывает нас поминать о. Николая и Евдокию и в своих домашних молитвах, ежедневно. В беседе с главным редактором газеты «Русь Державная» Андреем Николаевичем Печерским Владыка Гурий напомнил, что в 2015 году чудотворную Державную икону Матери Божией приносили на выставку-форум «Православная Русь» в Центральный выставочный зал «Манеж», который находится рядом с Кремлем. В этой беседе Владыка Гурий отмечал очень важный момент: «Сейчас все больше и больше людей во власти каким-то образом воцерковляются, положительный сдвиг в этом направлении происходит. Я думаю, что постепенно они осознают, что должны бы волю Царицы Державной, Правительницы Руси исполнять.
Чтобы ее исполнять, ее нужно знать. Узнать ее можно только через молитву. И пусть они молятся у себя ли в кабинете, у себя ли в келье, или к нам приезжают, но молиться надо. В молитве — вопрос, и в молитве — ответ. Поучение, наставление, указание и все, что потребно для того, чтобы написать закон, который действительно бы работал, и работал бы на Отечество, а не на избранных». Обратим внимание: решение об окончательной передаче иконы Церкви было принято 23 июля 1990 года — в канун праздника равноапостольной княгини Ольги, а само второе обретение, перенесение иконы в Коломенское, состоялось 27 июля 1990 года — в канун праздника равноапостольного князя Владимира. Так тесно переплетены недавняя и древняя история нашего Отечества. С Державной иконой связаны главные духовные вехи истории современной России. Празднование тысячелетия Крещения Руси привело ко второму обретению святыни. А второе обретение стало истоком необыкновенных событий — второго Крещения Руси, как именуют возрождение Православия в нашей стране в конце двадцатого века.
Молитва — самое сильное оружие во вселенной, говорят наши святые. Помолимся же, дорогие читатели, Державной Владычице! И не нужно далеко ходить за молитвословом: вот она, молитва, — на первой странице газеты! Сердце наше болит за судьбу Отечества, за гибнущую в сетях бездуховности молодежь. Будем молиться о ней, будем молиться за наших воинов и нашу Победу! Редакция газеты «Русь Державная».
Икона Божьей Матери «Державная»: в чем помогает, значение образа
Обращаются к Богородице за прощением, усмирением вражеской злобы. Каждый православный, нуждающийся в защите Ее и помощи, может прийти к лику и помолиться. Главное, чтобы слова были искренними, от души, не желая зла ближнему своему. Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии, и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево.
Ты еси всесильная христиан заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчая. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней, даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарственне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. А списки изымались и уничтожались по всей России. Но в настоящее время оригинал вернулся в 1990 году в Коломенское, в храм, названный в честь «Казанской» иконы Божией Матери.
Один из первых сохранившихся списков пребывает в храме мученика Иоанна Воина в Москве. Другой чудотворный список находится в Московской области в Николо-Перервинском монастыре. В этот монастырь принесла образ монахиня Агния, и с тех пор он стал монастырской святыней.
Левыкина, была негласно перенесена в Издательский отдел Московского Патриархата , где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском. Явленная икона написана на выщербленной доске поблекшими от времени красками. Создается впечатление, что в своё время масло было наложено на голую древесину, без грунта.
Нижняя часть обветшала. Икона нуждается в реставрации. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
Здесь поезд простоял несколько часов и отбыл далее на станцию Екатеринбург-II, ныне станцию Шарташ, где августейшие узники были высажены с поезда. Спустя 100 лет эти точки следования и остановки поезда стали частью Екатеринбургского Пути Скорби , разработанного по благословению митрополита Кирилла ныне Преосвященного Казанского и Татарстанского накануне 100-летия подвига Царской семьи. В 2021 году празднование в честь Державной иконы Божией Матери было перенесено на 14 марта в связи с тем, что 15 марта приходится на понедельник первой седмицы Великого поста.
К нему относилась слобода под названием Перерва, образованная вокруг Николо-Перервинского мужского монастыря. В начале 1917 года одна из жительниц слободы, набожная крестьянка Евдокия Адрианова, стала видеть настойчиво повторяющиеся сны. В них к ней являлась Богородица и повелевала идти в дворцовое село Коломенское, чтобы найти там «чёрную» икону и сделать из неё «красную». Крестьянка послушалась и отправилась в Коломенское к настоятелю тамошнего Вознесенского храма. Под его руководством начались поиски, и в одном из церковных подвалов была обнаружена абсолютно почерневшая от копоти и грязи старая доска, где еле угадывался красочный слой. Поняв, что перед ним, возможно, и есть та самая «чёрная» икона, настоятель приказал расчистить её. Когда из-под грязи проступили очертания алого мафория и лик Богородицы, он тут же отправил донесение митрополиту. Днём обретения иконы стало 2 марта по старому стилю или 15-ое по новому. Удивительным образом в тот же день в России пало самодержавие. В Коломенском обретённая икона сразу же стала стихийно почитаемой реликвией. Сначала её отправили в московский Алексеевский монастырь на поновление. Затем с неё быстро было сделано несколько списков — для каждого из храмов дворцового села. А в составлении акафиста и службы этой иконе самоличное участие принял патриарх Тихон. Иконография Державной иконы Божьей Матери Эту икону Божьей Матери невозможно спутать ни с одним другим из Богородичных образов, несмотря на то, что она относится к довольно известному иконографическому типу — Панахранта или Всецарица. Для этого типа изображений Богородицы характерны следующие общие черты: в центре композиции расположен престол, на котором восседает Богородица; на коленях она держит Богомладенца, поднявшего руки в благословляющем жесте. Русскими православными христианами почитаются такие иконы типа Панахранта как Киево-Печёрская, Свенская, Ярославская и другие. Однако Державная отличается от них важными деталями и нюансами: на голове Богородицы, помимо покрывала-мафория, надета корона; в правой руке Всецарица держит скипетр, а в левой — державу; левая рука Богомладенца развёрнута ладонью вверх и как бы указывает на державу; в сегменте неба в композицию включено изображение Господа Саваофа, воздевшего руку в благословляющем жесте. Митрополит Тихон, принимавший действенное участие в прославлении Державной иконы, в своём исследовании писал: «Икона не древняя, приблизительно конца XVIII века не старше , по форме вверху овальная иконостасная , средняя, из третьего пояса пророческого. По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего». Такая датировка иконы вкупе с изображённым на ней Господом Саваофом может вызвать удивление у людей, знающих каноны. Ведь известно, что ещё в XVII веке, в 43 правиле Большого Московского собора было сказано: «Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати: в нелепых и не приличных видениих зане Саваофа сиречь Отца никтоже виде когда воплоти».