Работы на Байконуре велись круглосуточно, и утром 21 октября «изделие» массой 140 тонн и высотой с 12-этажный дом вывезли на стартовую площадку № 41. 24 октября 1960 года произошла самая крупная в истории ракетостроения катастрофа — на космодроме Байконур во время старта взорвалась баллистическая ракета «Р-16», в результате чего в огне сгорело 74 человека.
Что ждет 75-тысячное население Байконура, если Россия уйдет оттуда?
Главные новости о регионе БАЙКОНУР на Глава аварийной комиссии рассказал, что произошло при запуске пилотируемого корабля "Союз МС-10" 11 октября. В октябре 1960-го Байконур запылал вследствие крупной катастрофы.
Туры на космодром Байконур: расписание запусков на 2024
Сегодня, 13 декабря 2023 года, ракету космического назначения «Союз-2.1б» с гидрометеорологическим спутником «Арктика-М» № 2 транспортировали на стартовый комплекс 31-й площадки космодрома Байконур. Следует признать, что сегодня на Байконуре в основном остаются только немногочисленные пилотируемые запуски. Читайте последние новости дня по теме Байконур: Юрию Гагарину исполнилось бы 90 лет — яркие фото из жизни космонавта, Необычная ракета запущена с Байконура — видео. Во время старта произошел отказ третьей ступени ракеты-носителя, должно было произойти отделение второй ступени ракеты, но этого не случилось. Главные новости о регионе БАЙКОНУР на Технологии - 21 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга -
За долги или некорректное поведение: в чём суть конфликта на Байконуре?
22.04.2024 В марте-апреле в образовательных организациях города Байконура прошёл цикл встреч-бесед по профилактике экстремизма в молодёжной среде. Старт на Байконуре не состоялся. Пуск ракеты-носителя «Союз» отменили, сообщает «МИР 24».На борту находились российский космонавт Олег Новицкий, астронавт NASA Трейси Дайсон и белоруска. Старт на Байконуре не состоялся. Пуск ракеты-носителя «Союз» отменили, сообщает «МИР 24».На борту находились российский космонавт Олег Новицкий, астронавт NASA Трейси Дайсон и белоруска. 22.04.2024 В марте-апреле в образовательных организациях города Байконура прошёл цикл встреч-бесед по профилактике экстремизма в молодёжной среде. последние новости сегодня на Весной прошлого года на космодроме Байконур обнаружили пропажу деталей.
Авария на Байконуре
Что случилось в небе над Байконуром. Решение может быть связано с антироссийскими санкциями Казахстан намерен взыскать с Байконура 13,5 миллиардов тенге – 2 миллиарда рублей – задолженности. Развитие города арендаторов совсем не волнует, в Байконуре можно смело снимать фильмы о советских временах, никаких декораций не понадобится.
Россия предложила Казахстану продолжить пуски ракет "Протон" с Байконура
По словам руководителя госкорпорации, этого удалось добиться благодаря действиям штаба ОДКБ и командованиям министерства внутренних дел республики. Рогозин подчеркнул, что практически в первые дни беспорядков в Казахстане на место из отпусков прибыло руководство силовых структур, которое вместе с администрацией города обеспечивало меры безопасности. Мы оперативно перебросили туда из прерванных отпусков руководство и силовых структур, которые находились в отпусках со своими семьями, прямо в первые же новогодние дни они уже были переброшены на Байконур и, конечно, глава администрация там тоже находился», - подчеркнул Рогозин.
Об этом рассказал глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, отвечая на вопрос корреспондента «Звезды». По словам руководителя госкорпорации, этого удалось добиться благодаря действиям штаба ОДКБ и командованиям министерства внутренних дел республики. Рогозин подчеркнул, что практически в первые дни беспорядков в Казахстане на место из отпусков прибыло руководство силовых структур, которое вместе с администрацией города обеспечивало меры безопасности.
Первую половину дня до позднего вечера испытания проводились под началом руководителя испытаний инженер-подполковника Александра Матрёнина , военными и специалистами из НИИ и ОКБ. Ночью заводские специалисты проводили доработки под контролем военных представителей [1]. После устранения многочисленных замечаний, к 20 октября испытания были завершены [7]. Утром 21 октября ракета была вывезена из монтажно-испытательного комплекса и доставлена на 41-ю площадку [1]. Решением Госкомиссии старт был назначен на 19:00 23 октября [9]. Система пиромембран была ещё не до конца отработана [1]. При подрыве возникал сильный удар, и конструкция иногда теряла герметичность. Возникавшие капельные течи могли привести к возгоранию самовоспламеняемых компонентов топлива, и их появление необходимо было контролировать вручную [9]. Дополнительной проблемой была сложность контроля над срабатыванием пиромембран. При подрыве пиропатрона разрывалась электрическая цепь, однако продукты сгорания часто замыкали цепи электрической схемы. Это приводило к ложным сигналам о несрабатывании пиромембран, поэтому техническим руководством было принято решение о контроле над прорывом «на слух», по звуку гидравлического удара в момент прорыва [1]. Было принято решение осуществлять прорыв пиромембран не с помощью бортовой системы управления, а с пульта в бункере управления. Подрыв мембран осуществлялся по каждому компоненту отдельно, и после контроля герметичности принималось решение о продолжении работ [9]. В 18:00 во время подготовки к пуску, при подаче с пульта сигнала на прорыв пиромембран магистрали окислителя 2-й ступени, произошёл подрыв пиромембраны магистралей горючего 1-й ступени. Кроме того, был зафиксирован несанкционированный подрыв пиропатронов отсечных клапанов газогенератора 1-го блока маршевого двигателя 1-й ступени [8]. Работы были остановлены до выяснения причин случившегося. Вспоминает К. Хачатурян, ведущий конструктор по электроиспытаниям [1] : Чтобы продолжить подготовку ракеты к пуску, необходимо было прежде всего выяснить и устранить причину подрыва пиропатронов отсечных клапанов. Анализ электрической схемы показывал, что это могло произойти, если перепутаны провода в главном распределителе системы управления первой ступени — приборе А-120. Его сняли с ракеты, вскрыли и обнаружили, что изоляция проводов одного из жгутов, через которые проходил ток на подрыв пиромембран, была полностью расплавлена и голые провода касались друг друга. По электрической схеме двигательной установки напряжение поступало на пиропатроны мембран через соответствующие цепи прибора А-120. И пока двигателисты «на слух и запах» устанавливали факт срабатывания пиромембран, сгоревшие продукты пиропатронов замкнули подводящие цепи, произошло короткое замыкание, изоляция проводов расплавилась, и ток пошёл по лежащим рядом проводам. В этом и была причина несанкционированного срабатывания пиропатронов. По техническим условиям на резиновые уплотнения, манжеты и прокладки ракета с прорванными мембранами могла находиться на старте не более 24 часов. После этого необходимо было сливать компоненты топлива и возвращать ракету на завод для прочистки баков, магистралей и переборки двигателей. Подготовка к старту второй лётной машины заняла бы не менее месяца [9]. Катастрофа 24 октября[ править править код ] Взрыв ракеты Обломки ракеты на стартовом столе Первую половину 24 октября устраняли обнаруженные дефекты — были заменены токораспределитель «А-120» и пиропатрон отсечных клапанов двигателя 1-й ступени. После обеда Госкомиссия заслушала главного конструктора ОКБ-692 Бориса Коноплёва , разработчика системы управления ракетой и пульта управления. Для устранения выявленной недостаточной помехозащищённости блока усилителей программированных импульсов требовалось много времени. Было решено произвести пуск без доработок [9] , а прорыв пиромембран произвести вручную [1]. По объявлению 30-минутной готовности для исключения ложных срабатываний комиссия согласилась с предложением произвести переустановку в нулевое исходное положение шаговых двигателей системы управления [9]. Кроме некоторых возражавших специалистов, все высказались за продолжение работ. Замечания об опасности проведения доработок на заправленной ракете были отброшены. По воспоминаниям одного из участников событий, маршал Неделин заметил: «Что я буду говорить Никите? Работы были продолжены. Подавая пример бесстрашия, маршал Неделин сидел на стуле на так называемой «нулевой отметке» — примерно в семнадцати метрах от подножия ракеты. Рядом с ним находились заместитель министра общего машиностроения Л. Гришин, главные конструкторы систем ракеты и их заместители — Янгель, Коноплёв, Фирсов, Иосифьян, многочисленные военные представители — начальник полигона генерал-майор Константин Герчик , его заместитель генерал-майор Александр Мрыкин и др. Примерно за час до пуска были прорваны разделительные пиромембраны топливных баков второй ступени [1]. Около 18:45 была объявлена 30-минутная готовность к пуску и начато выставление в «ноль» программного токораспределителя [8]. Так как программный распределитель не имел хода «назад», для выставления на «ноль» он должен был произвести полный цикл работы. Из-за неснятого электропитания при прохождении через циклограмму произошёл несанкционированный запуск двигателя второй ступени. Огненная струя разрушила баки окислителя и горючего первой ступени. Когда запустился двигатель второй ступени, включились автоматические кинокамеры предназначенные для съёмки пуска ракеты и запечатлели подробности катастрофы. Расходившиеся от ракеты концентрические волны пламени распространялись с огромной скоростью и поглощали всё на своём пути. Из огня выскакивали и бежали во все стороны горящие люди. Лавинообразное горение продолжалось около 20 секунд, после чего остатки агрегатов и сооружения догорали ещё два часа.
Чтобы он на все правильные кнопки нажимал», — сказал Борисов женщинам-космонавтам на предстартовой пресс-конференции. Планировалось, что Новицкий и Василевская проведут на орбите 12 суток и вернутся на Землю 2 апреля. Американка Дайсон по соглашению о «перекрестных полетах» должна была пробыть в космосе 186 суток. Марина Василевская должна была стать первой участницей космического полета от Белоруссии. Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online».
Ленинск (Байконур) Запуск СОЮЗ МС-24
Это привело к тому, что масса забрасываемой нагрузки увеличилась до 8700 кг, что на 1300 кг больше, чем у базовой "Союз-2. Если что - это очень хороший результат, но есть и проблемы. Пусковая статистика не идёт в зачёт предыдущих версий ракет, а потому NASA были против использования этой модификации в пилотируемых пусках к МКС, пока не начали летать Crew Dragon. Поэтому утяжелённую версию пилотируемого "Союза" никто делать не стал, да и в целом в этом нет особого смысла.
Облегчённому лунному "Союзу" такое пригодилось бы, но мы к Луне не на "Союзах" летать будем. Ну или запихать внутрь побольше коробок с грузом, ибо в нём место было бы столько же, сколько в Шеньчжоу, если не больше. В общем утяжелённый "Союз-2" используется только в грузовом варианте для доставки спутников.
Производство ракет-носителей семейства "Зенит" прекращено в 2014 году. Производство ракет-носителей тяжёлого класса семейства "Протон" и её действующей модификации "Протон-М" - прекращено с 2021 года. В эксплуатации остался только наработанный запас ракет для выполнения оставшейся пусковой программы на ближайшие пару лет 8 запланированных запусков , после чего эти ракеты полностью заменят на "Ангару".
За пределами "Байконура" больше пусковых комплексов нет, но из-за прекращения эксплуатации ракет это уже и не важно. Расклад по "Ангаре" таков, что есть одна действующая площадка в "Плесецке" и вторая строится на "Восточном". Что касается остальных пусковых платформ - то они заброшены уже длительное время.
Конверсионные ракеты летать перестали, часть была закрыта ещё в СССР. В Плесецке тоже есть заброшенные комплексы. Платформы для орбитальных пусков на нём есть, но оттуда летало только семейство ракет "Космос", выросшее из БРСД Р-14У и последний запуск был в 2008 году Стартовые площадки демонтированы к 2020 году, остался только тестовый полигон.
В казахстанских СМИ уже появились публикации на тему, что «действия чиновников могут обернуться серьезным ударом по всей двусторонней космической и исследовательской программе. Замены Байконуру, имеющему уникальное географическое положение, до сих пор нет и не будет. Может быть, чиновникам следует успокоить свои личные амбиции в такое неспокойное время». ЦЭНКИ — главный оператор российских космодромов. Крупнейшее предприятие в структуре «Роскосмоса». В своё время с ним были ассоциированы ряд неприятных историй, в частности, по строительству на космодроме «Восточный». Иногда его так и называли «Чёрной дырой» Роскосмоса. С чем же связан последний скандал, конечным итогом которого, по самым пессимистическим прогнозам, может стать потенциальный уход России из Байконура? Ещё в июле прошлого года Дмитрий Рогозин, тогдашний глава Роскосмоса, заявил, что первый запланированный запуск российской ракеты-носителя «Союза-5» с Байконура, вероятно, придется опять перенести из-за отсутствия прогресса в строительстве стартовой площадки, за которую отвечала казахстанская сторона. Одновременно власти Казахстана сообщили, что совместный проект двух наших государств «Байтерек» - отложен на срок от шести месяцев до двенадцати.
Наша общая программа освоения космоса была запущена ещё 19 лет назад, она подразумевала серьёзный технологический прорыв - создание организационно-технической структуры для использования на Байконуре экологически чистых ракет-носителей взамен древней ракеты «Протон» на ядовитом гептиле. С российской стороны соглашение подписал Путин, с казахстанской - Назарбаев. Этот проект в те времена громко называли «Назарбаевским стартом».
Как сообщили в пресс-службе Роскосмоса, ракету «Союз-2.
Специалисты продолжают подготовку к пуску. Запустить ракету планируют 16 декабря примерно 16:17 по новосибирскому времени.
Запрет на использование ресурсов и проведение финансовых операций, как и неустойчивость переговорных позиций в целом, затормаживает приоритетное направление работы на Байконуре — строительство новой стартовой площадки для ракеты «Союз-5».
Такая своеобразная «невесомость» может обернуться финансовой «черной дырой» — на ракету, которая из-за отсутствия стартовой площадки может уже никуда не полететь, затрачено 62 млрд рублей. На совместном проекте «Байтерек» тоже можно, судя по всему, ставить крест, как и на всей идее заместить украинский «Зенит» собственной разработкой. На фото: Багдат Батырбекович Мусин слева и Юрий Иванович Борисов справа Основной причиной таких действий многие называют «некорректное поведение» и резкие высказывания нового главы Роскосмоса Юрия Борисова.
Еще в 2022 году, когда зашла речь о переносе сроков строительства на полгода, он немало критиковал задержки по запуску стартовой площадки, в частности министра связи РК Багдата Мусина, который занимается космическим направлением в Казахстане. В свою очередь, Багдат Мусин называет критику Юрия Борисова «дипломатическим просчётом».
«Там все нормально, спокойная обстановка»: ветеран Байконура рассказал о ситуации на космодроме
Из последних негативных новостей — отмена запусков с космодрома спутников связи британского оператора OneWeb и отказ Европейского космического агентства от сотрудничества в рамках совместной миссии ExoMars. Следующим шагом, скорее всего, станет уход «Роскосмоса» с Международной космической станции — произойдет это либо в 2024 году по завершению действующих соглашений, либо даже раньше, если истерика возобладает. Все это лишь подтверждает предположения экспертов о том, что Россия уже потеряла мировой космический рынок. В такой ситуации ей, разумеется, не до Байконура — хватило бы ресурсов на содержание своих космодромов Плесецк и Восточный. А это значит, что деятельность нашего космодрома под российским флагом перешла в «мемориальную фазу». Официально об этом, конечно, никто не говорит, но факты вещь упрямая — дальнейшее присутствие здесь РФ просто бессмысленно. Хотя такой исход был предсказуем, учитывая, что программа изначально была с серьезнейшими изъянами. Напомню, свое начало она берет в 2004 году, когда два президента — Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин — решили создать на Байконуре новое поколении ракет-носителей и плавно перевести на них все заказы, грузы, контракты, которые на тот момент были связаны с работающим носителем «Протон-М». Проще говоря, намечалось поменять старую ракету на новую, причем с такой же энергетикой, разработав более современную конструкцию и поменяв токсичный компонент — топливо. В сердцевину проекта легла главная надежда «Роскосмоса» — ракета «Ангара».
Планировалось, что уже к 2008-му году пройдут все необходимые летно-конструкторские испытания на северном полигоне России, а Казахстан построит стартовый комплекс, аналогичный сооруженному в Плесецке. Наша сторона даже успела выделить средства в размере 223 миллионов долларов в 2005 году — пусть негигантская сумма, но, думаю, на соответствующие работы её бы хватило. В итоге и эти деньги остались частично неосвоенными, а частично потраченными нецелевым образом. Параллельно с затягиванием летно-конструкторских испытаний в Плесецке проект долго блуждал по нашему космодрому. Сначала его собирались реализовать на левом фланге - бывшей стартовой площадке «Протона». Потом он переехал в центр - на универсальный комплекс стенд-старт, оставшийся от проекта «Энергия-Буран». После всех перипетий выяснилось, что РФ будет строить стартовую площадку для «Ангары» на космодроме Восточный, и это всерьез обеспокоило казахстанскую сторону, которая понимала, что теперь «Роскосмос» будет отдавать предпочтение своему полигону, а Байконур уйдет на второй план. В связи с этим начался поиск альтернативных вариантов, который изрядно затянулся. В итоге остановились на ракете-носителе «Зенит» украинского производства.
Но затем последовали не менее долгие межгосударственные процедуры с различными политическим осложнениями... Все это продолжалось до 2015 года, пока у «Роскосмоса» не появилась, как черт из табакерки, идея создать новую ракету-носитель «Феникс», по сути, аналог «Зенита». Конструкторы рассчитывали на то, что раз «Зенит» чуть ли не на 90 процентов состоит из комплектующих российского производства двигатели первой ступени, системы управления, разгонный блок и т. А чтобы казахам было приятно, решили назвать ее «Сункар»… «Сункар» просуществовал в виде намерения до тех пор, пока у России не появилась еще одна грандиозная идея - сделать его составной частью большого проекта по созданию сверхтяжелой ракеты-носителя.
Вспоминает К. Хачатурян, ведущий конструктор по электроиспытаниям [1] : Чтобы продолжить подготовку ракеты к пуску, необходимо было прежде всего выяснить и устранить причину подрыва пиропатронов отсечных клапанов. Анализ электрической схемы показывал, что это могло произойти, если перепутаны провода в главном распределителе системы управления первой ступени — приборе А-120.
Его сняли с ракеты, вскрыли и обнаружили, что изоляция проводов одного из жгутов, через которые проходил ток на подрыв пиромембран, была полностью расплавлена и голые провода касались друг друга. По электрической схеме двигательной установки напряжение поступало на пиропатроны мембран через соответствующие цепи прибора А-120. И пока двигателисты «на слух и запах» устанавливали факт срабатывания пиромембран, сгоревшие продукты пиропатронов замкнули подводящие цепи, произошло короткое замыкание, изоляция проводов расплавилась, и ток пошёл по лежащим рядом проводам. В этом и была причина несанкционированного срабатывания пиропатронов. По техническим условиям на резиновые уплотнения, манжеты и прокладки ракета с прорванными мембранами могла находиться на старте не более 24 часов. После этого необходимо было сливать компоненты топлива и возвращать ракету на завод для прочистки баков, магистралей и переборки двигателей. Подготовка к старту второй лётной машины заняла бы не менее месяца [9].
Катастрофа 24 октября[ править править код ] Взрыв ракеты Обломки ракеты на стартовом столе Первую половину 24 октября устраняли обнаруженные дефекты — были заменены токораспределитель «А-120» и пиропатрон отсечных клапанов двигателя 1-й ступени. После обеда Госкомиссия заслушала главного конструктора ОКБ-692 Бориса Коноплёва , разработчика системы управления ракетой и пульта управления. Для устранения выявленной недостаточной помехозащищённости блока усилителей программированных импульсов требовалось много времени. Было решено произвести пуск без доработок [9] , а прорыв пиромембран произвести вручную [1]. По объявлению 30-минутной готовности для исключения ложных срабатываний комиссия согласилась с предложением произвести переустановку в нулевое исходное положение шаговых двигателей системы управления [9]. Кроме некоторых возражавших специалистов, все высказались за продолжение работ. Замечания об опасности проведения доработок на заправленной ракете были отброшены.
По воспоминаниям одного из участников событий, маршал Неделин заметил: «Что я буду говорить Никите? Работы были продолжены. Подавая пример бесстрашия, маршал Неделин сидел на стуле на так называемой «нулевой отметке» — примерно в семнадцати метрах от подножия ракеты. Рядом с ним находились заместитель министра общего машиностроения Л. Гришин, главные конструкторы систем ракеты и их заместители — Янгель, Коноплёв, Фирсов, Иосифьян, многочисленные военные представители — начальник полигона генерал-майор Константин Герчик , его заместитель генерал-майор Александр Мрыкин и др. Примерно за час до пуска были прорваны разделительные пиромембраны топливных баков второй ступени [1]. Около 18:45 была объявлена 30-минутная готовность к пуску и начато выставление в «ноль» программного токораспределителя [8].
Так как программный распределитель не имел хода «назад», для выставления на «ноль» он должен был произвести полный цикл работы. Из-за неснятого электропитания при прохождении через циклограмму произошёл несанкционированный запуск двигателя второй ступени. Огненная струя разрушила баки окислителя и горючего первой ступени. Когда запустился двигатель второй ступени, включились автоматические кинокамеры предназначенные для съёмки пуска ракеты и запечатлели подробности катастрофы. Расходившиеся от ракеты концентрические волны пламени распространялись с огромной скоростью и поглощали всё на своём пути. Из огня выскакивали и бежали во все стороны горящие люди. Лавинообразное горение продолжалось около 20 секунд, после чего остатки агрегатов и сооружения догорали ещё два часа.
Только после этого появилась возможность приступить к аварийно-спасательным работам [9]. Основная статья: Список жертв катастрофы на Байконуре 1960 При взрыве погибли почти все, кто находился вблизи стартового стола. Среди погибших были главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии Митрофан Неделин, заместитель начальника полигона инженер-полковник Александр Носов , начальники 1-го и 2-го управлений полигона инженер-полковники Евгений Осташев и Р. Всего же в момент катастрофы погибло 57 и ранено 42 военнослужащих, погибло 17 и ранено семь представителей промышленности [11] [прим. В госпиталь в тяжёлом состоянии был доставлен и зам. Гришин [11] , который 2 ноября скончался от полученных травм. Он решил покурить и, чтобы не подавать дурного примера подчинённым, отошёл в курилку [9].
По версии Бориса Чертока , они хотели уговорить Янгеля прекратить работы на заправленной ракете. Это спасло им жизнь. Гришина тоже позвали с собой, но он задержался на площадке [12]. Неблагодарную миссию по информированию о случившемся Хрущёва взял на себя Янгель. В Кремль ушла телефонограмма [10] : 24 октября 1960 года. В 18:45 по местному времени за 30 минут до пуска изделия 8К-64, на заключительной операции к пуску произошёл пожар, вызвавший разрушение баков с компонентами топлива. В результате случившегося имеются жертвы в количестве до ста или более человек.
В том числе со смертельным исходом несколько десятков человек. Сейчас его разыскивают.
Другое дело, что любой новый инвестор партнер , который зайдет на Байконур, должен иметь ракету нового поколения. Во-первых, без токсичных компонентов, а, во-вторых, двухступенчатую, чтобы одна ступень падала в пределах территории Казахстана, а другая имела многократное включение и уходила либо на орбиту, либо в так называемую антиподную точку в океане. Появится ли такая ракета у Турции в обозримом будущем? Говорить об этом пока сложно и рано. Турецкая делегация действительно посещала наш космодром и вела соответствующие переговоры, но, насколько я знаю, она рассматривает и другие варианты.
Прежде всего, у турок есть своя военная база в Сомали, которая вполне подходит для строительства комплекса по запуску ракет. И потом, ходили разговоры, что они обсуждали с Илоном Маском использование его ракеты-носителя Falcon-9 для своих программ. Но пока, повторюсь, всё это весьма туманно. Есть надежда на то, что на Байконуре все-таки появится космический комплекс для обеспечения пусков «Союза-5»? Причем уже выбрана казахстанская строительная компания, которая будет осуществлять эти работы. Но лично я отношусь к этому с настороженностью и не советую спешить в данном вопросе, поскольку сам по себе комплекс работоспособный, и там вполне можно запускать ракеты класса «Зенит» и иные. Это первое.
Даже если демонтаж осуществят, то наверняка возникнет большая проблема — нехватка средств на строительство нового стартового комплекса под «Союз-5». Россия объявила о том, что сосредоточится сейчас на обновлении российской орбитальной группировки военного и двойного назначения, на доведении «Ангары» до рабочего состояния и на завершении второй очереди космодрома Восточный. Конечно, это не говорит о том, что «Союз-5» вовсе отменят, но в том, что его, как минимум, перенесут на неопределенное время, я не сомневаюсь. Либо российская сторона предложит нам «Амур», новую метановую ракету, которая якобы наголову выше «Союза-5», но ее уже придется ждать - лет так восемь-десять. И третье. Какой вообще смысл тратить бешеные деньги и строить стартовый комплекс, рассчитанный на ракету, которая полностью отрезана от мирового рынка? Разумнее было бы заморозить проект до лучших времен.
Иначе мы рискуем развалить «Зенит», но так и не дождаться «Союза-5». Несложно догадаться что будет, когда РФ вовсе покинет космодром... Казахстану придется переосмыслить и перезагрузить свои космические планы, и чем раньше он это сделает, тем лучше, в том числе с учетом обеспечения необходимых услуг населению и выхода на конкурентные коммерческие рынки связи, дистанционного зондирования Земли ДЗЗ и навигации. Благо, у нас есть спутники «KazSat-2» и «KazSat-3», плюс планируется запустить два новых спутника дистанционного зондирования, а также намечается разработка современной экспериментальной спутниковой платформы.
Судьба ракет Он уточнил, что сегодня в различной степени готовности находятся десять ракет-носителей "Протон-М". Часть из них будет использована для выполнения Федеральной космической программы России, часть — для выполнения обязательств по коммерческим запускам. Согласно договорённостям между Россией и Казахстаном, пуски ракет "Протон", как сообщалось ранее, должны прекратиться после 2025 года. В связи с этим будет прекращено и их производство.
За долги или некорректное поведение: в чём суть конфликта на Байконуре?
Стремление перевести новость в совершенно иную плоскость рассмотрения вопроса — это либо желание высказываться сенсационно, что, к сожалению, многие СМИ делают, даже не пытаясь приложить усилия к выявлению причины и следствия момента, либо целенаправленно дают такой формат, чтобы пробудить совсем не те чувства, которые должна вызывать эта новость. Меньше всех хотят слышать такие новости сами байконурцы, потому что космодром стал для них домом, работой, доходом и, если хотите, Родиной, но если на Родине нечего станет есть?.. Очень легко давать советы, рассуждать, предполагать, находясь вне поля притяжения космодрома, с которым со временем сливаешься душой. Каждый второй россиянин, уехавший с Байконура, испытывает необъяснимую ностальгию по земле, ставшей родной, по нещадно палящему солнцу и бескрайним степям с верблюдами, неторопливо жующими свою любимую колючку. По факту Российская Федерация арендует Байконур за 115 млн долларов в год. Срок договора до 2050 года.
На территории города проживает почти 50 тысяч граждан Казахстана, а общее количество населения составляет 77 тысяч. Судите сами, сколько тогда примерно проживает граждан России. Мы с вами еще вернемся к цифрам, а пока рассмотрим новость, которая на самом деле не является новостью для тех, кто следит за байконурскими событиями.
Ракетные пусковые комплексы используются редко, и вопрос о том, что будет дальше, обостряется. Город сталкивается со многими проблемами. Полеты «Роскосмоса» понемногу переносятся на недавно построенный космодром Восточный на Дальнем Востоке России. Америка также завершила свою программу на космодроме. К этому добавляется конкуренция со стороны компании SpaceX, которая бросает вызов монополии «Роскосмоса».
Американская компания предлагает дешевые и надежные запуски ракет на МКС. Война между Россией и Украиной усугубила проблему.
Тем не менее у Байконура есть ещё порох в пороховницах, в частности с него планируют запускать ракету «Союз-5» aka украинский Зенит-2 , полутяжелого класса 17 тонн полезной нагрузки. Первые полёты Союза-5 Иртыш планируют на начало 2024 года, помимо казахстанского комплекса для ракеты будет возведен стартовый стол на Восточном, а также, возможно, будет использован комплекс «Морской старт» для запуска ракеты с экватора. Но вот пройдет время, МКС будет затоплена, запуски «Иртыша» и «Союза» полностью переместятся на Восточный и настанет время, когда Казахстан останется один на один с Байконуром. И мы возвращаемся к нашему вопросу из второго абзаца. А ответ на него, к сожалению, лишь один. Байконур, как космодром, ждёт смерть и забвение.
Да потому что он никому не нужен. Казахстан не та страна, которая способна потянуть национальную космическую программу хоть в каком-либо виде в ближайшие 10-20 лет нет, ну конечно никто не исключает, что Токаев вот прям сейчас начнёт рыночные реформы и сделает из Казахстана вторую Южную Корею, но такой сценарий всё же маловероятен. А для содержания и эксплуатации Байконура по назначению нужны серьезные финансы и нужна развитая промышленность. Можно, конечно, вспомнить про международную кооперацию и т. А с кем кооперировать?
В ходе занятий сотрудниками отдела приводились конкретные примеры нарушений коррупционной направленности в деятельности организаций, привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности. Вместе с тем, освещались вопросы предупреждения детского травматизма, разъяснялись правила безопасного поведения граждан в быту, в том числе в целях недопущения хищения их имущества, включая совершение в отношении них мошеннических действий с использованием сети «Интернет». Сотрудники отдела ответили как на вопросы, касающиеся предупреждения коррупции, так и на иные вопросы, возникшие в ходе занятий.
Байконур в зоне турбулентности. Будет ли Россия сохранять контроль над своим старейшим космодромом?
В 2005 году стороны подписали совместное соглашение между правительствами. Согласно документу, каждый учредитель должен был внести в уставный капитал совместного предприятия денежные средства в размере 200 тысяч долларов США. Также казахстанская сторона должна была предоставить совместному предприятию бюджетный кредит на сумму, эквивалентную 223 миллионам долларов США. Осенью прошлого года стало известно, что казахстанская сторона обратилась в Арбитражный суд Международного финансового центра «Астана» МФЦА. Причиной, согласно официальным документам, стало ненадлежащее исполнение российской компанией контрактных обязательств по проведению оценки воздействия на окружающую среду. Краткая информация: суд МФЦА не осуществляет административное и уголовное судопроизводство, является независимым органом и строит свою работу на принципах общего права Англии и Уэльса. Понятно, что спор между двумя участниками Евразийского сообщества решался вне правового поля этого партнерства. По информации СМИ Казахстана, руководителю ЦЭНКИ запрещено покидать территорию страны, однако, к текущему моменту до сих пор остается неизвестным тот факт, как именно перед властями Казахстана возникла столь крупная задолженность. Сотовая связь с Байконуром подтвердила нашу уверенность в том, что так называемый арест британского суда, ни в коей мере не повлиял на работу космодрома, а состоявшийся 13 марта на космодроме Байконур пуск ракеты-носителя «Протон-М» прямое тому доказательство.
Однако Борисов немало критиковал задержки по запуску стартовой площадки, в частности министра Багдата Мусина. В свою очередь, Мусин называет критику главы "Роскосммаса" "дипломатическим просчётом". В ноябре же казахстанская сторона подает в суд на российскую за отсутствие работ по оценке влияния на окружающую среду, и выигрывает его. По мнению Артура Шахназаряна, журналиста и экологического активиста из Атырау, работы не проводились, потому что у Москвы нет обещанной ракеты. Создать новую ракету с нуля — достаточно долгий процесс. Москва говорит о том, что у казахстанской стороны нет стартовой площадки, а Астана жалуется на отсутствие проверки.
Поэтому я считаю, что отсутствие проверки по ОВОС связано с отсутствием самой ракеты. Теперь планы по завершению проекта "Байтерек" или "Назарбаевского старта" выглядят туманно. В 2019 году экс-министр цифрового развития Аскар Жумагалиев рассказал, что строительство комплекса обойдётся Казахстану в 233 млн долларов. А ракета российской стороны стоила госбюджету РФ 62 млрд рублей, почти 816 млн долларов. Станет ли "Байтерек" еще одним многострадальным незавершенным проектом, запылившимся на полке, для обеих стран — вполне вероятно, считает Артур Шахназарян. Несмотря на то, что юридически и формально с нашей стороны всё корректно, но для проверки по ОВОС необходима площадка для запуска.
Почему она ещё не готова? Куда были потрачены 233 млн долларов из казахстанского бюджета? Если есть предварительная договорённость о переносе запуска на 2024 год, то к чему весь сыр-бор?
Отдел по работе с правоохранительными органами, профилактике Показать ещё коррупционных и иных правонарушений городской администрации продолжает проведение разъяснительных мероприятий, связанных с профилактикой и предупреждением коррупции в структурных подразделениях администрации города Байконур, на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в ведении администрации далее — организации. Отделом на систематической основе проводятся занятия в сфере предупреждения коррупции с руководством и сотрудниками работниками организаций, в процессе которых дополнительно разъясняются основные направления реализации требований статьи 13. Отдельно разъясняется ответственность за совершение коррупционных правонарушений.
Сейчас цифра едва дотягивает до 1 миллиарда долларов. Надо отказаться от сдачи Байконура в аренду, вернуть казахстанский суверенитет над Байконуром, открыть его для запусков любых приличных компаний. Лучше сформировать международную управляющую компанию, которая бы управляла им, и мы бы смогли развивать наши кадры. Пока в космической отрасли, мы, Казахстан, грустный вахтер на шлагбауме.
Мы не строим ракеты, а только жилые комплексы. Может время начать готовить своих инженеров? Развитие своих космических проектов — пятая причина. Если бы мы отказались от российской монополии и вели дело в международном сотрудничестве, включая в этот формат и другие космические державы, которые сейчас опережают по этим технологиям ту же Россию, — это США, Китай, Южная Корея, Япония, европейские страны, мы от этого сотрудничества имели бы куда больше, чем неработающие спутники. Оба этих проекта накрылись медным тазом. Мы понесли многомилионный ущерб, доверившись российской стороне. Ни моральных, ни материальных компенсаций сделано не было. Такое сотрудничество неэффективно и неравноправно», — считает политолог Расул Жумалы. Здесь нет никакой антироссийской политики, которую некоторые могут углядеть. Просто пока государство выделяет миллиарды на космос, космос будет не коммерциализирован, а коррупционизирован.
Именно поэтому Байконур должен управляться компанией из специалистов десятка стран. А пока же российская сторона выжимает все соки из космодрома.