Валерий (по документам – Валериан) Павлович Чкалов родился в селе Василёво Нижегородской губернии Российской империи. По теме: У Чкалова в Чкаловске Валерий Павлович Чкалов Справка Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне г. Чкаловск) в семье котельщика василёвских казенных мастерских. Между тем, тайна гибели Валерия Павловича Чкалова так и осталась до конца не раскрытой.
Великий и скандальный Чкалов. Жизнь и смерть любимого авиатора Сталина
— Почему именно Валерий Чкалов стал народным героем, при том что в те годы подвиги совершались многими летчиками? Летчик Валерий Чкалов с женой Ольгой и сыном Игорем после успешного беспересадочного перелета, 1937 год. Настоящий ас, легендарный летчик, красавец Валерий Чкалов уверенно вел самолет, преодолевая все трудности опасного маршрута — 8,5 тысяч километров. Помимо этого Валерия Чкалова часто приглашали на рауты в Кремль, и очевидцы утверждают, что общались они со Сталиным достаточно свободно (если не сказать фамильярно). Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 г. в селе Василёво Нижегородской области (ныне – город Чкаловск).
120 лет со дня рождения Героя Советского Союза, летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова
Самолеты были несовершенны, часто происходили аварии, и Валерий Павлович Чкалов, творческий, ищущий человек, думал о путях создания системы уверенного, безотказного управления самоле¬ том за счет личных качеств летчиков. Валерий Чкалов за летную карьеру освоил более 30 типов самолетов, но последним для него стал одномоторный истребитель-моноплан И-180. Чкалов Валерий Павлович – лётчик-испытатель авиационного завода №39 имени В. Р. Менжинского Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, командир экипажа АНТ-25 (город Москва). На родине Валерия Павловича Чкалова в г. Чкаловске Нижегородской области 23 июня 2012 г. прошли торжества, посвященные этому знаменитому перелету – выдающемуся достижению нашей Страны. Так, в 1925 Чкалов Валерий Павлович был осужден трибуналом к году лишения свободы. Так, в 1925 Чкалов Валерий Павлович был осужден трибуналом к году лишения свободы.
Детство и юность
- Первый в мире беспосадочный перелет через северный полюс, легендарный летчик Валерий Чкалов
- Обстоятельства гибели
- Жить под замком невыносимо. К столетию со дня рождения Валерия Чкалова – Учительская газета
- Подвиг Валерия ЧКАЛОВА: след в сердцах камчатцев — "Камчатский Край — Единая Камчатка"
Как погиб легендарный летчик Чкалов: тайна, о которой спорят уже много лет
Так, несмотря на жестокие времена, Чкалов умудрился избежать серьезного наказания. Чкалову фантастически повезло с женой: Ольга Эразмовна всегда и все понимала правильно. В конце концов за одиннадцать лет брака одной семьей они жили всего шесть, хотя Чкалова почти не было дома. К этому времени Чкалова перевели в Брянск, и он писал оттуда письма. Несмотря на всю суровость характера, Чкалов писал трогательные письма к жене, проявляя заботу о сыне. Они мечтали о большой и дружной семье. В мае 1933 года родилась дочь, которую в честь отца назвали Валерией. А младшая девочка родилась летом 1939 года, через полгода после смерти Валерия Павловича. Ее назвали Ольгой, в честь матери. Сбывшаяся мечта В ноябре 1930 года В.
Чкалов был восстановлен в ВВС как военный летчик. Он был зачислен на работу летчиком-испытателем в Московский научно-испытательный институт ВВС, где за два года работы в НИИ Чкалов совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов. Разработал ряд новых фигур высшего пилотажа. Таких как входящий штопор, замедленная бочка…. В мае 1935 года авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов за создание лучших самолетов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой - орденом Ленина. В начале 30-х годов нарком обороны молодого советского государства К. Ворошилов говорил: "Кто силен в воздухе, тот в наше время вообще силен". И этот лозунг был весьма актуален не только в нашей стране, но и во всем мире. Перелеты являлись демонстрацией силы и мощи авиации того или иного государства, то есть имели, прежде всего, политическое значение.
Завоевать рекорд дальности по прямой стремились самые развитые в научном и техническом отношении страны. Так, в 1931 году рекорд завоевали США 8560 км. В 1932 году он перешел к Англии 8544 км , затем к Франции 9104,7 км. И то, что молодое советское государство включилось в середине 30-х годов в соревнование за этот рекорд, безусловно, было показателем его возросшей силы в авиации. В конце 1931 года было принято решение советского правительства о создании самолета, способного преодолевать большие расстояния. К проектированию такой машины приступило конструкторское бюро А. Конструкторской бригадой руководил П. Леваневский, второй пилот Г. Байдуков и штурман В.
Но летчиков постигла неудача - неисправность в маслопроводе заставила их вернуться назад. Леваневский разуверился в возможности трансатлантического перелета на одномоторном самолете. Второй пилот, Г. Байдуков, верил в надежность конструкции и двигателя самолета АНТ-25. Сначала Чкалов к предложению Байдукова отнесся весьма холодно. Он был летчиком-истребителем, на тяжелых самолетах летал мало. Но в конце 1935 года он опробовал АНТ-25, и машина ему понравилась. Весной 1936 года сформировавшийся экипаж - В. Чкалов, командир, Г.
Байдуков, второй пилот, и А. Но правительство, памятуя о неудаче Леваневского, предложило другой маршрут: Москва - Петропавловск-Камчатский.
Он старался выполнить без сучка и задоринки любое сложное поручение, несмотря на совсем юный возраст. Валерий Чкалов мог собрать любой узел, но ему ещё не доверяли серьёзных дел. А он всё твердил себе: «Буду летать! Валерий просил командира парка Хирсанова отправить его в лётную школу, но тот отказывал, ссылаясь на возраст. Тогда Владимир Фролищев стал просить Хирсанова. Наконец командира уговорили. Подписывая путёвку в Егорьевск, Хирсанов дал доброе напутствие юноше, которое тот запомнил навсегда: «Ты отличный слесарь и человек.
Стань отличником лётчиком! Служба в авиации После Егорьевской теоретической школы авиации в 1923 году Валерий Чкалов был зачислен в Борисоглебскую лётную школу Красного воздушного флота. Сидя в кабине даже макета, он получал наслаждение, а запах авиационного бензина кружил романтику голову. Фантастическое упорство помогло Чкалову научиться управляться с самолётом быстрее товарищей. После учебных занятий с инструктором Валерию самому первому разрешили самостоятельный вылет. Лечу один! Первый полёт на самолёте серии Avro прошёл удачно, и инструктор поставил в ведомость хорошую оценку. Но Валерию не нравилось водить машину по прямой — он искал новые пути в искусстве вождения. С каждым разом полёты Чкалова становились смелее.
Храбрецу удавалось закладывать крутые виражи даже на изношенных самолётах. По его примеру курсанты тоже стали выполнять сложные элементы вплоть до нестеровской петли. В аттестации 2-й военной школы лётчиков Красного Воздушного флота курсанту Валерию было рекомендовано проходить службу в качестве военного лётчика. Он был направлен в Московскую школу высшего пилотажа. Теперь перед ним раскрывался океан возможностей. Школа лётчиков была окружена ореолом, и старшие кадры считали, что управлять самолётом могут только избранные. Однако Валерий уже в первые показательные учебные полёты кратно усложнял и без того непростые задания. Чтобы овладеть манёвром «глубокий вираж», молодой лётчик несколько раз срывался в штопор, но в последний миг у самой земли успевал вывести машину. Пережитые опасности были им не замечены.
Юноша окончил Серпуховскую Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания и был командирован в Ленинград в Первую отдельную эскадрилью истребителей. Его мастерство восхищало более опытных коллег. К его мнению стали прислушиваться. В войсковой части Валерия ценили. Он единственный из всех мог выводить петлю Иммельмана на неприспособленных самолётах. Однако дерзкий и отважный лётчик часто нарушал устав и получал взыскания. На 10-летие Октябрьской революции Валерия Чкалова пригласили участвовать в параде ВВС, где собрались члены партии и правительства. Ас выполнил несколько фигур высшего пилотажа, за что был премирован по распоряжению народного комиссара по военным и морским делам Климента Ворошилова. После возвращения в часть Чкалов не изменял себе и в небе постоянно рисковал боевой машиной, за что после очередного инцидента был осуждён на год лишения свободы, но через месяц заключения срок заменили на условный.
Однако Александр Беляков превратил это послание в лаконичный текст из 22 слов. Полюс позади. Идем над полюсом неприступности. Полны желанием выполнить Ваше задание. Экипаж чувствует себя хорошо. Чкалов, Байдуков, Беляков". Испытания поджидали экипаж и на заключительном отрезке маршрута: при полете в густой облачности на высоте 2 тыс. Вернувшийся к штурвалу Валерий Чкалов, пытаясь избавиться ото льда, поднялся на 3 тыс. Но на такой высоте необходимо обеспечивать экипаж кислородом, а его запасов на борту хватало всего на девять часов. Тут Чкалов еще и обнаружил, что расход топлива превышал расчетный — могла возникнуть нехватка горючего примерно на два часа полета.
В связи с этим командир принял решение лететь не в Сан-Франциско, как планировалось, а в Портленд. Но и эти планы были изменены. Как потом вспоминал Георгий Байдуков, увидев тысячи людей, которые стояли у летной полосы аэродрома в Портленде и махали шляпами, Чкалов сначала очень удивился мол, откуда они могли знать о прилете? ТАСС] Не надо садиться сюда! Распотрошат самолет на сувениры... Пойдем на другой берег! Полоса военного аэродрома казалась слишком короткой для АНТ-25, у которого для облегчения конструкции сняли тормоза. К тому же сильные дожди накануне привели к раскисанию взлетно-посадочной дорожки. Однако почти полное отсутствие топлива облегчило самолет еще более, и он, управляемый опытной рукой, благополучно приземлился. Последняя запись в бортовом журнале, сделанная Беляковым, когда к машине уже устремились американские военные, гласила: "20 июня 1937 года.
Провёл государственные испытания истребителя И-5, участвовал в испытаниях других истребителей. С января 1933 года — в запасе. Поднял в небо и провёл испытания истребителей И-15 и И-16, составивших основу истребительной авиации советских ВВС довоенного периода. Провёл испытания И-16 на штопор, а также испытания опытного истребителя И-17. Байдуков , штурман — А.
Беляков совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд ныне остров Чкалова в устье Амура протяжённостью 9374 километров полётное время 56 ч 20 мин. Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 24 июля 1936 года за осуществление героического беспосадочного дальнего перелёта по маршруту Москва — Северный Ледовитый океан — Камчатка — Николаевск-на-Амуре в исключительно трудных условиях Арктики и неизученных районов дальнего Севера, за проявленное при этом выдающееся мужество и мастерство Чкалову Валерию Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Продолжал лётно-испытательную работу в ОКБ Н. Погиб 15 декабря 1938 года в Москве при выполнении первого вылета на опытном истребителе И-180. Жил в Москве.
Валерий Павлович Чкалов: подвиг в небе
Первый был совершен в 1935-м с Георгием Байдуковым и Александром Беляковым. Тем не менее был установлен рекорд — беспосадочный путь длиной в девять тысяч километров за 56 часов. Еще один подвиг — это беспосадочный перелет этого же экипажа в 1937 году от Москвы до Ванкувера. За этот успешно преодоленный воздушный маршрут летчики были награждены орденами Красного Знамени. Фестиваль «Русские крылья» в Чкаловске Спустя год Валерий Чкалов погибнет во время испытания истребителя И-180 конструкции Поликарпова. Подающему надежды летчику-испытателю навсегда останется 34 года. Трагическое происшествие изменило жизнь его семьи.
Ольга Эразмовна осталась без мужа, а Игорь и Валерия лишились отца — опоры и защитника. Для Ольги это был особенно тяжелый удар, ведь она уже носила новую жизнь под сердцем. Он воспитал двоих сыновей, одного из которых назвал в честь отца. Внук легендарного летчика, в свою очередь, своего старшего сына назвал Игорем. Дочь летчика Валерия Валерьевна посвятила жизнь науке, прошла путь от рядового инженера до начальника сектора во Всесоюзном НИИ радиотехники. За свою жизнь посвятила отцу несколько книг, но, к сожалению, ее уже тоже нет среди живых.
А вот самая младшая дочь Ольга Валерьевна здравствует, ей уже более 80 лет.
Он нередко совершал полеты, связанные с риском для жизни, за что его неоднократно от них отстраняли с соответствующим дисциплинарным взысканием. Примечательным фактом в его биографии было то, что в 1927 году, он был отправлен в Москву, как один из лучших летчиков своей воинской части, для участия в воздушном авиа-параде, посвященного десятилетию Октябрьской революции. Проявив высокое летное мастерство во время проведения парада, Валерий Чкалов был удостоен благодарности от Народного комиссара обороны Климента Ворошилова. В 1928 г. В том же году, случилось досадное происшествие, при перегонке самолетов из Гомеля в Брянск, Валерий Чкалов врезался в телеграфные провода. Его осудили на один год лишения свободы, но уже через 16 суток он был освобожден постановлением ЦИК СССР, с последующим увольнением из Красной армии в запас. Но его летная биография на этом не закончилась. В 1929 г.
В 1930 г. За 2 последующих года своей биографии, на его счету было более, чем 800 сложных испытательных полетов. Он в совершенстве освоил технику пилотирования тридцати типов самолетов. Также Валерий Чкалов участвовал в испытании уникального авиазвена, состоящего из тяжелого бомбардировщика с пятью самолетами-истребителями на своих крыльях. Во время своей работы летчиком — испытателем на Московском авиационном заводе им. Менжинского, Валерий Чкалов единолично разработал и применил в летной практике новые фигуры высшего пилотажа: «восходящий штопор» и «замедленную бочку».
Любил эту забаву и Чкалов.
В школе учителя отмечали прекрасную память Валерия и способности к точным наукам. В 1916 году школа была окончена, и Валерий отправился на дальнейшее обучение в Череповецкое техническое училище. Проучился он там всего два года — учебное заведение обанкротилось и закрылось в 1918 году. Пришлось Чкалову вернуться в родной поселок и помогать отцу. Он зарабатывал тяжелым физическим трудом: в кузнечном цеху и в кочегарне. Поворотным моментом в биографии будущего летчика стала первая встреча с воздушным судном. Он впервые увидел самолет в 1919 году и решил для себя, что обязательно станет летчиком.
Служба в авиации Рисунок 4. Пролет Чкалова под мостом Окрыленный этой идеей, он в 15 лет стал добровольцем Красной Армии, где поначалу служил помощником слесаря при сборке самолетов. Увидев упорство парня и его страстное желание связать жизнь с авиацией, в 1921 году командование направило его в школу военно-воздушных сил в Егорьевск. В следующем году он продолжил обучение уже на профессионального летчика в Борисоглебской школе военных летчиков. Именно там в 1922 году он впервые поднялся в воздух на самолете. В целом, за плечами Чкалова осталось немало профессиональных школ и курсов, где он неизменно проявлял себя как старательный и дисциплинированный ученик. Он освоил навыки высшего пилотажа, ведения воздушного боя, управления истребителями.
Летом 1924 года Валерий Павлович направляется в Ленинградскую истребительную эскадрилью для прохождения военной службы. И тут прилежный ученик превращается в дерзкого и своевольного летчика. Чкалов то и дело получает выговоры, взыскания, отстраняется от полетов, а пару раз даже осуждается военным трибуналом на годовые сроки заключения. В первый раз за пьяную драку, во второй — за аварию в Брянске. Он частенько лихачил за штурвалом, совершал немыслимые трюки, как знаменитый полет под Троцким разводным мостом в Ленинграде. Но каждый раз дела для него оканчивались благополучно. Несмотря на характер, каждый видел в нем непревзойденного летчика, что называется от Бога.
Рекорды Чкалова Рисунок 5. Сталин лично встречает экипаж Чкалова после выполнения рекордного маршрута После военной службы Валерий Чкалов полностью посвятил себя работе испытателя. Он пилотировал в разные годы более 30 типов самолетов, включая тяжелые бомбардировщики, новейшие экспериментальные машины и даже огромные воздушные авианосцы. Участвовал в первом в истории страны воздушном параде над Красной площадью в 1932 году. Сталин изменил маршрут, конечной точкой которого стал Петропавловск-Камчатский. Рекорд беспосадочного перелета через Северный полюс всё равно был зафиксирован за экипажем Чкалова. За совершение маршрута протяженностью свыше 9 тыс.
Как командир экипажа Чкалов также получил в награду самолет У-2. Его протяженность была чуть меньше — 8,5 тыс. Советских летчиков принял в Овальном кабинете Белого дома Франклин Рузвельт и лично поздравил. Сталин ценил подвиги Валерия Павловича, называл его самородком, каких мало в мире, лично приезжал в 1936 году встречать вернувшийся на Щелковский аэродром самолет. Когда Чкалов погиб, был в числе несших гроб. Все же, дочери лётчика считают, что Берия и Сталин подтолкнули Чкалова к гибели. Личная жизнь Рисунок 6.
Чкалов с женой и сыном Женился Чкалов ещё в Ленинграде во время прохождения военной службы. Его избранницей стала молодая школьная учительница Ольга Эразмовна Орехова. В 1928 году в семье родился первенец Игорь. Он стал последователем отца в летном деле. Затем в 1935 году родилась дочь Валерия. Третий ребенок Чкалова — девочка Ольга появилась на свет уже после гибели отца в 1939 году. Командир экипажа самолёта, в 1937 году совершившего первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер штат Вашингтон США.
Содержание Биография Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии ныне город Чкаловск в семье котельщика Василёвских казённых мастерских. Мать умерла рано, когда Валерию было 6 лет. В семь лет Валерий пошёл учиться в василёвскую начальную школу, затем — в училище. В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учёбу в череповецкое техническое училище. В 1918 году училище было закрыто, и Валерию пришлось вернуться домой. Он стал работать подручным у отца, а с началом навигации поступил на работу кочегаром на землечерпалку. В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую авиационную теоретическую школу, а в 1922 году был переведён в Борисоглебскую авиационную школу.
Затем он был направлен в Московскую школу высшего пилотажа, а затем в Серпуховскую школу воздушного боя. В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой.
Приехав, увидел, что ангар открыт, а неподалёку стоит самолёт Чкалова. Валерий по всем правилам отрапортовал мне, что он испытывал крепость подмоторной рамы. Подмоторная рама в полном порядке. Я спросил, кто разрешил ему этот полёт и почему «мёртвые петли» делались на недопустимо низкой высоте, да ещё над центром Петроградской стороны.
Валерий не ответил. Лишь после моего приказания отвечать на вопросы он сказал: - Товарищ командир, я виноват и готов нести наказание. Я был возмущён его поведением и приказал ему немедленно отправиться к коменданту города на десять суток под арест. Этот серьёзный проступок меня сильно огорчил и взволновал. Я не мог допустить мысли, чтобы Чкалов без причины пошёл на такое лихачество, и решил произвести тщательное расследование. Но, несмотря на опрос многих его товарищей, ничего не смог выяснить.
Через два три дня я получил записку с гарнизонной гауптвахты от Чкалова. Он писал, что осознал свой поступок, и просил освободить досрочно. Я колебался.
Великий и скандальный Чкалов. Жизнь и смерть любимого авиатора Сталина
Между тем, тайна гибели Валерия Павловича Чкалова так и осталась до конца не раскрытой. Так, в 1925 Чкалов Валерий Павлович был осужден трибуналом к году лишения свободы. Восемнадцатого июня 1937 года пилоты Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков отправились в необычный полет. Впрочем, Валерий Павлович Чкалов, поводом вспомнить которого ежегодно бывают годовщины его рождения и гибели, героем был не романтичным: пошучивал, что романтика в авиации закончилась с оборудованием в самолетах туалетов.
Жуткая тайна гибели Валерия Чкалова. Кто хотел его убить?
Он нередко совершал полеты, связанные с риском для жизни, за что его неоднократно от них отстраняли с соответствующим дисциплинарным взысканием. Примечательным фактом в его биографии было то, что в 1927 году, он был отправлен в Москву, как один из лучших летчиков своей воинской части, для участия в воздушном авиа-параде, посвященного десятилетию Октябрьской революции. Проявив высокое летное мастерство во время проведения парада, Валерий Чкалов был удостоен благодарности от Народного комиссара обороны Климента Ворошилова. В 1928 г. В том же году, случилось досадное происшествие, при перегонке самолетов из Гомеля в Брянск, Валерий Чкалов врезался в телеграфные провода. Его осудили на один год лишения свободы, но уже через 16 суток он был освобожден постановлением ЦИК СССР, с последующим увольнением из Красной армии в запас. Но его летная биография на этом не закончилась.
В 1929 г. В 1930 г. За 2 последующих года своей биографии, на его счету было более, чем 800 сложных испытательных полетов. Он в совершенстве освоил технику пилотирования тридцати типов самолетов. Также Валерий Чкалов участвовал в испытании уникального авиазвена, состоящего из тяжелого бомбардировщика с пятью самолетами-истребителями на своих крыльях. Подвиг совершенный Валерием Чкаловым Первый подвиг в его биографии, прогремевший на всю страну, произошел 20—22 июля 1936 г, когда возглавляя экипаж самолета АНТ-25 Валерий Павлович совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в район острова Сахалина.
Протяженность маршрута составляла 8 504 км, а длительность полета — 63 ч 16 минут. Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени. Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице.
Существует множество версий того, что его гибель была неслучайна, поскольку на тот момент был разгар политических репрессий и острый на язык и несдержанный Чкалов мог быть неугодным для многих. Это в многочисленных интервью утверждали его сын и дочь. Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства. Сталин лично встречал экипаж Чкалова на Щелковском аэродроме в августе 1936 года по его возвращению из беспересадочного полета на Дальний Восток. Также, Чкалов неоднократно бывал приглашен Сталиным в Кремль на светский прием, а в личном общении советский вождь позволял фамильярное его отношение к себе. Голосуйте за имя аэропорту!
Главный редактор издания: Авдеева Л. Валерий Павлович Чкалов был летчиком, ставившим рекорды, легендой своего времени. Он погиб 15 декабря 1938 года во время испытания истребителя И-180. Ему было 34 года. У него осталась жена и трое детей, которые многое сделали для сохранения памяти о своем отце. Музей знаменитого летчика находится в городе Чкаловске.
Валерий Чкалов известен как легендарный летчик испытатель, совершивший первый беспосадочный перелет через Северный полюс. Он был легендой своего времени, народным кумиром и примером для подражания. Причина смерти Чкалова неотделима от того, что составляло ось его жизни — небо, самолеты, риск. Дата и версии гибели Чкалова Рисунок 1. Валерий Чкалов Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года во время испытания нового истребителя И-180. Трагедия произошла на Центральном Аэродроме Москвы, расположенном на Ходынском поле.
Ныне этот аэродром закрыт. В трагическом завершении испытательного полета, очевидно, виновны ряд факторов, но главным образом — неготовность испытуемого самолета к полету. Дело в том, что руководство авиационного завода очень торопилось до конца года ввести в эксплуатацию разработки. В те годы торжества плановой экономики многие жизни были загублены ради пресловутого выполнения и перевыполнения плана. Самолет И-180 не был готов к полету. За несколько недель до испытания в машине было обнаружено 190 дефектов.
Все же руководство приняло решение в срочном порядке провести испытания. Дата испытательного полета назначалась не один раз. Накануне при пробных наземных испытаниях техника отказывала. Всё это должно было указать на невозможность поднятия образца в воздух. Однако ни руководство, ни сам Чкалов к разумным доводам не прислушались. В день испытания, кроме прочего, были плохие погодные условия — очень низкая температура.
Несмотря на это, взлет прошел хорошо. Самолет с Валерием Чкаловым за штурвалом набрал нужную высоту и совершил два намеченных круга над аэродромом. При заходе на посадку стало понятно, что машину уводит в сторону от полосы.
Легендарный АН-25 Еще когда был неясен состав экипажа, было известно, на каком именно самолете будет совершен перелет. Легендарным конструктором Андреем Николаевичем Туполевым был разработан самолет, который и получил свое название по инициалам своего создателя — АНТ-25. Самолет имел уникальную для тех времен конструкцию — каркас полностью металличсекий, размах крыльев 33 метра и возможным удлинением на 11 метров. Впервые в истории крылья самолета использовались не только для аэродинамики, но и для хранения топливных запасов.
Крылья этой модификации самолета вмещали до 7 тонн дозаправки. Первая модификация самолета не была предназначена для дальних перелетов. Крылья машины были покрыты дюралевыми гофрированными пластинками. Этот материал создавал большое сопротивление при полете, что значительно уменьшало его дальность. Было решено заменить дюраль на перкаль. Им покрылись все крылья, отшлифовались и покрасились. Это помогло снизить сопротивление, но увеличило пожароопасность — перкаль напитывался бензином и мог легко загореться от искр из выхлопных труб.
Однако впоследствии именно АНТ-36 стал основой для изготовления более модифицированных версий бомбардировщиков. Специально для осуществления легендарного перелета через Северный полюс была создана арктическая модификация АНТ-25. Машину модернизировали и подготовили для полетов при низких температурах. Для достижения цели: радиатор системы охлаждения уменьшили, ее трубку перевели за бак подогрева, дабы не допустить замерзания, на двигатель установили трехлопастный винт, позволяющий выбирать оптимальный режим перелета, решили проблему заледенения лопастей. Пробные попытки Осенью 1934 года экипаж в составе М. Громова, А. Филина и И.
Спирина на АНТ-25 по замкнутой территории пролетели 12 тысяч 411 км за 75 часов полета. Они установили мировой рекорд дальности. Однако уже над Баренцевым морем двигатель усиленно стал «гнать» масло. Из Москвы поступила личная команда Сталина — возвращать машину назад. Но возвращение самолета было небезосновательным. Во время посадки около Москвы машина загорелась. Экипажу чудом удалось спасти.
Туполев понимал, что совершить подобный перелет Лаваневскому больше не позволят. Но он был уверен в возможности АНТ-25 совершать длительные перелеты. Друг Туполева Байдуков уговаривал Чкалова совершить перелет с такими словами: «Я и Беляков предлагаем тебя стать командиром нашего экипажа в полете через Северный полюс до США. От тебя требуется добыть согласия на вылет и взлететь на перегруженном самолете. Гайдуков, Чкалов и Беляков К следующей попытке отнеслись более осмотрительно. Только авторитет Чкалова и его уважение Иосифом Виссарионовичем позволили обратиться к руководству страны за разрешением повторить попытку перелета в США. Идею поддержал.
Всегда прислушивающийся к мастеровитому летчику Сталин дал добро, но скорректировал маршрут — вместо США пунктом назначения стал Петропавловск-Камчатский. Экипаж под руководством Чкалова пролетели 9375 км за 56 часов без пересадки. Необорудованная для посадки песчаная коса острова стала местом посадки самолета. Чкалов снискал любовь всего советского народа, ему был вручен личный самолет марки У-2. Но в основе всех героических свершений Валерия Чкалова была вовсе не жажда званий, наград, рукопожатий. Он бросал вызов трудностям.
Для расчетов освещения кабины привлекались специалисты-психофизиологи. Разработчиков консультировал опытный летчик М. Громов, который позже будет испытывать АНТ-25 и поставит на нем первые рекорды. Всё в этой машине было подчинено одной задаче: установить рекорд дальности. Самолет АНТ-25, на котором экипаж Валерия Чкалова выполнял рейс Москва—Америка Самолет был выполнен по схеме моноплана с дюралевым гофрированным крылом необычного для того времени удлинения. Размер крыла позволял разместить в нем дополнительное горючее — более 7 тонн. АНТ-25 был прост, устойчив, хорошо вел себя на высоте, но из-за большого размаха крыла имел особенности в управлении. Основной трудностью был сложный и опасный взлет, для которого оборудовали специальную взлетную полосу с горкой. По рассказам Громова, стоимость полосы превышала стоимость самого самолета. Было создано две машины, однако обе не дотягивали до рекордных показателей. Фрунзе сегодня — Производственный комплекс «Салют» АО «ОДК» в составе Ростеха , специальный карбюратор, отполированы поверхности, а главное — по рекомендации выдающегося аэродинамиста М. Тайца крыло АНТ-25 обтянули полотном, что сразу прибавило к дальности 1000 км. К рекордам готов Осенью 1934 года на АНТ-25 было предпринято две попытки установить новый мировой рекорд по дальности полета по замкнутой кривой, пролетев по треугольнику Москва—Тула—Рязань. Дважды экипаж спасал машину в почти безвыходных ситуациях. Нужно отметить, что предыдущие рекордсмены — французы и итальянцы — летали в гораздо более выгодных климатических условиях, чем советские летчики. Но оказалось, что за время полета был установлен мировой рекорд дальности перелета по прямой. Экипаж провел в воздухе 72 часа, пролетев 12 411 км. К сожалению, это достижение не было оформлено официально, так как СССР на тот момент не состоял в Международной авиационной федерации. Экипаж Георгия Байдукова, Валерия Чкалова и Александра Белякова после приземления на острове Удд в Охотском море После всех испытаний и доработок зимой 1934—35 года два самолета АНТ-25 были полностью готовы к тому, чтобы официально установить новый мировой рекорд по дальности перелета без посадки.
Препятствия на пути были велики, риск невероятный, естественные трудности ужасающие. Только воображение может предвидеть практические результаты этого полета. Пока же это поразительный показатель русского мужества и изобретательности, а также знаменательная демонстрация возможностей дальних полетов Detroit Free Press, июль 1937 года "Обращает на себя внимание" Командир этого экипажа Валерий Чкалов родился 120 лет назад в селе Василёво Нижегородской губернии в семье котельщика. Мать скончалась, когда мальчику было всего шесть лет, и его воспитанием занималась мачеха. С детства парень выделялся отличной памятью и хорошими математическими способностями, но получить образование ему не удалось — с 14 лет подросток работал с отцом подручным молотобойца, а с началом навигации — кочегаром на небольших судах на Волге. В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел аэроплан и, загоревшись мечтой об авиации, сумел все же уехать в Нижний Новгород. Он умел ставить перед собой непростые задачи и добиваться их решения. Многие молодые люди тогда да и сейчас мечтали связать свою жизнь с таинственной и стремительно развивавшейся авиацией, но именно Чкалов в возрасте 17 лет получил направление в Теоретическую авиашколу РККА, находящуюся в Егорьевске, а затем был направлен на дальнейшую учебу в Борисоглебск — во 2-ю военную школу летчиков Красного воздушного флота. Там он и совершил свой первый самостоятельный полет на учебном самолете "Авро-504к". Чкалов являет пример осмысленного и внимательного летчика; который при прохождении летной программы был осмотрителен, дисциплинирован... Чкалов с первых полетов обращает на себя внимание высокой успеваемостью по полетной программе, уверенностью движений, спокойствием во время полетов и осмотрительностью. Он быстро соображает и действует с энергией и решительностью, раскрывает причины своих ошибок и удачно их исправляет. Хорошо чувствует самолет и скорость полета. Полагаю, что ему более всего подходит быть военным летчиком Из аттестации, выданной после окончания Борисоглебской школы военных летчиков в октябре 1923 года Бунтарство во благо Служба тем самым военным летчиком однако не проходила для Чкалова просто. Молодой человек не раз проявлял недисциплинированность, часто совершал рискованные полеты, за что получал взыскания, а однажды даже провел в заключении шесть месяцев по приговору военного трибунала. Случались у него и аварии, в связи с чем в конце 1928 года Валерия Чкалова уволили из армии. Дело было не в позерстве и ухарстве. Чкалов уже тогда не сомневался, что воздушные бои будут вестись не только на больших высотах, но и вблизи земли. Он считал, что необходимо научиться действовать скрытно, используя все маскирующие особенности местности, энергично маневрировать в разных плоскостях. А значит, нужно было коренным образом менять наставления по полетам и тактике, поскольку старые документы подобной техники не предусматривали.
Детство и юность
- Валерий Чкалов: фанатичная любовь к небу и каждодневный риск
- Глава 1. Взлеты и падения Валерия Чкалова. Трибунал для Героев
- Постоянные экспозиции
- Бросок через полюс в Америку
- Ответы : последний подвиг Чкалова. подвиг
- Великий и скандальный Чкалов. Жизнь и смерть любимого авиатора Сталина
Как сын котельщика из Нижегородской губернии стал звездой советской авиации
- Валерий Чкалов: биография, фото, личная жизнь, подвиг и гибель летчика
- 120 лет со дня рождения Героя Советского Союза, летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова
- ВАЛЕРИЙ ЧКАЛОВ ᐈ Биография, личная жизнь, фото и причина смерти летчика ✔
- Дерзкие полеты Валерия Чкалова
120 лет со дня рождения Героя Советского Союза, летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова
Первый в мире беспосадочный перелет через северный полюс, легендарный летчик Валерий Чкалов | Валерий (имя при рождении Валериан) Павлович Чкалов родился 2 февраля (20 января) 1904 года в селе Василёво Нижегородской области. |
Жить под замком невыносимо. К столетию со дня рождения Валерия Чкалова – Учительская газета | "ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ ЧКАЛОВ: ПОДВИГ В НЕБЕ" с. Ольшанка. Печать. |
120 лет со дня рождения Героя Советского Союза, летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова
Как полёт Чкалова затмил Большой террор | Мой интерес к подвигам лётчиков и, в частности, к Герою Советского Союза Валерию Павловичу Чкалову, не случайный. |
Чкалов. Очередной дутый герой Советов. | Герой Советского Союза (1936) комбриг Чкалов Валерий Павлович (1904–1938) — учился в Череповецком ремесленном училище, работал молотобойцем и кочегаром. |
Биография Валерия Чкалова | Между тем, тайна гибели Валерия Павловича Чкалова так и осталась до конца не раскрытой. |
Валерий Чкалов: фанатичная любовь к небу и каждодневный риск | В возрасте 35 лет Валерий Павлович Чкалов погиб во время испытаний нового самолета. |
Биография Валерия Павловича Чкалова | Так или иначе, Валерий Чкалов навсегда останется в памяти народа как герой и выдающийся летчик, совершивший исторические перелеты и вдохновивший на подобные подвиги многих авиаторов следующих поколений. |
Подвиг чкалова краткое содержание
Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля (20 января по ст. ст.) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск), в семье котельщика Василёвских казённых мастерских — Павла Григорьевича Чкалова. Герой Советского Союза (1936) комбриг Чкалов Валерий Павлович (1904–1938) — учился в Череповецком ремесленном училище, работал молотобойцем и кочегаром. 120 лет со дня рождения Героя Советского Союза, летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова.
Валерий Павлович Чкалов
В 2020 году она обратилась с этим предложением к губернатору Владимиру Солодову, который, понимая значимость данного перелета не только для жителей Камчатки, но и для всей России, поддержал инициативу краеведа, и было принято решение: событие необходимо отметить. Устроить большой праздник не позволила сложная эпидобстановка, из-за которой в Петропавловск не смогла прилететь правнучка Валерия Чкалова — доктор биологических наук Мария Лагарькова г. Москва и директор музея Чкалова Ирина Захарова г. Наталья Сергеевна вместе с вице-губернатором Павлом Ясевичем, врио министра развития гражданского общества, молодежи и информационной политики Камчатского края Виктором Махиней и другими встретила московский экипаж. Были и другие мероприятия: онлайн-конференция, радиопередача «Серенада вдвоем», выступление на пограничном корабле «Дзержинский» и др.
А в июне — декабре прошлого года Наталья Киселева по предложению краевого правительства посетила школы, библиотеки, музеи и дома культуры в селах Соболево, Устьевое, Усть-Большерецк и поселке Усть-Камчатске с лекциями о беспосадочном перелете экипажа Героя Советского Союза Валерия Чкалова. В краевом центре она провела семинар для школьных библиотекарей города на эту же тему.
За него ходатайствовало руководство части, которое не было готово терять талантливого пилота и надеялось, что этот урок пойдет ему впрок. Но этого не случилось: Чкалову вновь не было равных в мастерстве управления самолетом, но не было равных и в недисциплинированности. Оказавшись в воздухе, он забывал обо всем, что порой приводило к большим неприятностям. Так, во время одного из учебных боев Чкалов настолько увлекся, что уронил самолет своего товарища. Любимец Сталина О Чкалове вождь народов Иосиф Сталин, скорее всего, услышал во время воздушного парада в честь десятой годовщины Октябрьской революции, на котором присутствовало высшее руководство страны. Показав несколько сложных фигур высшего пилотажа, Чкалов вызвал восхищение зрителей, а нарком Ворошилов распорядился выписать ему за мастерство денежную премию.
Сталин запомнил храброго летчика, и с этого момента за Чкаловым стали приглядывать «высшие силы». В следующем году во время тренировочных полетов Чкалов угробил два новеньких самолета, купленных за границей. В одном случае он, зацепившись за телеграфные провода, разбил самолет, но сам почти не пострадал. И хотя отчасти в этом был виноват командир звена, разбиравшая причины аварий комиссия сочла, что авария стала следствием грубого нарушения устава, невнимательности и хулиганства Чкалова. Сказалась его дурная репутация и тянувшийся за ним шлейф нарушений дисциплины и наказаний. Чкалова вновь отдали под трибунал, который приговорил его к году тюрьмы. Из рядов ВВС он был изгнан с убийственной характеристикой: Недисциплинирован как в воздухе, так и на земле. Не признает никакого начальства: особенно это выделяется по отношению к непосредственным его командирам… Никакие воспитательные меры на него не действуют Из характеристики Валерия Чкалова Однако в заключении Чкалов пробыл недолго.
Через несколько недель его освободили по ходатайству самого Ворошилова, но в армию до поры не вернули. В качестве наказания летчика отправили работать в Осоавиахим инструктором. Там он мог летать на новейших самолетах, испытывая их возможности всеми доступными ему способами. Новая работа отлично подходила независимому и любящему риск Чкалову, его навыкам, темпераменту и жажде приключений. Однажды во время испытания нового самолета с убирающимся шасси застряла его левая «нога» — трос, который подтягивал шасси, ослаб и свернулся в петлю. Чтобы его распутать, Чкалов 40 минут швырял машину из стороны в сторону, делал резкие развороты, переворачивал ее колесами вверх, но это не помогало. Тогда летчик швырнул самолет с большой высоты вниз и у самой земли резко выровнял. От сильнейших перегрузок Чкалов на мгновение потерял сознание, а когда пришел в себя, застрявшая «нога» наконец была выпущена.
Очевидно, Ворошилов рассказывал Сталину о воздушных приключениях летчика-испытателя Валерия Чкалова. При посещении опытного военного аэродрома Сталин спросил: «Почему вы не пользуетесь парашютом, а обычно стараетесь спасти машину? И все мысли у него о том, чтобы благополучно довести их до посадки. Летчик запустил мотор и свечой взвился в воздух. В ушах все еще звучали слова Сталина. Я думал о нем. Я знал, что он следит за мной… Много дней я обдумывал все сказанное Сталиным и сделал для себя ряд практических выводов: стал летать много дисциплинированнее, стал в воздухе спокойнее. Меня поразила ясная сила сталинских слов: жизнь летчика дороже машины… Сталина летчики любят крепко, по-особенному, всей душой.
И Сталин любит летчиков. Сталин лелеет, бережет их… Разве можно представить лучшего друга, учителя, отца…» Валерий Чкалов Сейчас сложно понять, насколько искренним был Чкалов, признаваясь в любви к Сталину. Но то, что о своем восхищении вождем мирового пролетариата летчик говорил и писал многократно, — это факт. Сталин симпатизировал и доверял Чкалову, насколько он вообще был способен кому-то доверять. Есть свидетельства о том, что в ноябре 1938 года, за месяц до гибели Чкалова, Сталин предложил ему должность наркома внутренних дел. Отказаться напрямую Чкалов не посмел, но сказал, что должен сначала закончить испытания нового самолета. Пост занял Лаврентий Берия , а Чкалов погиб, и обстоятельства его смерти до сих пор вызывают вопросы. Герой В 1930-е годы культ личности Сталина в СССР был не единственным культом народа, строившего светлое будущее в одной отдельно взятой стране.
Помимо героев революции, соратников великих Ленина и Сталина, чтились Герои Труда, лучшие представители пролетарского искусства и культуры, полярники и летчики. Чкалов был летчиком и полярником одновременно. Всенародную славу ему принес беспосадочный перелет на специально созданном для дальних полетов самолете «РД» АНТ-25, «РД» означает «рекорд дальности» по маршруту Москва — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Петропавловск-Камчатский — остров Удд, стартовавший 20 июля 1936 года и продолжавшийся 56 часов 20 минут до посадки на песчаной косе острова Удд в Сахалинском заливе Охотского моря. Протяженность маршрута — 9374 километра — превышала тогдашний мировой рекорд беспосадочных полетов 9105 километров , однако в качестве официального рекорд засчитан не был, так как в то время учитывалось лишь расстояние по прямой. Для советского народа подобные буржуазные формальности значения не имели, тем более что значительная часть полета проходила за Полярным кругом, в исключительно суровых условиях. За этот подвиг Валерий Чкалов и члены его экипажа были удостоены званий Героя Советского Союза Однако перелет из Москвы на Камчатку был лишь репетицией и прологом к главному событию — беспосадочному перелету из Москвы в США через Северный полюс на том же самом самолете АНТ-25, который состоялся 18-20 июня 1937 года.
Очередное падение Лётчики Валерий Чкалов в центре , Георгий Байдуков слева и Александр Беляков сидят около самолёта после приземления на острове Удд впоследствии остров Чкалова в Охотском море из-за штормовой погоды во время беспосадочного перелёта Москва — Дальний Восток. При приземлении он задел задним колесом край оврага, так что у самолёта отломился хвост. Комиссия, разбиравшая этот инцидент, пришла к выводу, что авария стала следствием излишней самоуверенности Чкалова. Его на трое суток посадили на гауптвахту и пригрозили, что в следующий раз отстранят от полётов, если он не будет поддаваться внушениям со стороны командиров. Через две недели произошла вторая авария. На этот раз летевший на низкой высоте Чкалов зацепился за телеграфные провода и разбил самолёт. Сам он почти не пострадал, отделавшись несколькими ушибами. Хотя отчасти виноват в этой аварии был командир звена, комиссия посчитала, что авария стала следствием грубого нарушения уставов, невнимательности и хулиганства Чкалова. Вместе с командиром звена их отдали под трибунал. Разумеется, будь Чкалов обычным лётчиком, он бы отделался выговором, как это и произошло с товарищами по звену. Но за лётчиком тянулся такой шлейф нарушений, что командование решило в воспитательных целях наказать его по всей строгости. Характеристику по месту службы ему написали максимально суровую: "Недисциплинирован как в воздухе, так и на земле. Не признаёт никакого начальства: особенно это выделяется по отношению к непосредственным его командирам… Воспитательная мера на него никакая не действует". Трибунал приговорил его к году заключения. Однако там он провёл лишь несколько недель. Однако он не мог восстановиться в армии, откуда его уволили во время суда. Почти два года он проработал в Осоавиахиме инструктором, прежде чем его восстановили в звании. Но в действующей части восстановиться не удалось. Зато ему подыскали работу, которая лучше подходила его темпераменту. Работа была связана с риском, поскольку летали на новейших самолётах. Это отлично подходило темпераменту Чкалова. Чкалов совершал демонстрационные полёты на новом истребителе на глазах у приехавшей государственной делегации, в числе которой был и Сталин. Тем не менее в 1933 году Чкалова в очередной раз уволили из армии после нескольких дисциплинарных проступков. Это был один из первых в мире монопланов большинство самолётов были бипланами , и его появление должно было стать революцией в советской промышленности и обеспечить превосходство советских ВВС как минимум на несколько лет. Но самолёт был крайне тяжёл в управлении, и мало кто из пилотов решался сесть за его штурвал. К его испытаниям было приковано большое внимание, для инспекций регулярно прибывали важные вельможи, в один из таких визитов Чкалов и познакомился со Сталиным лично. Газеты пестрят портретами Чкалова. Тогда же ему предлагают принять участие в важном пропагандистском деле — полёте из Москвы на остров Удд в Охотском море и обратно. Лётчики должны были лететь над Северным Ледовитым океаном, добраться до острова и вылететь обратно в Москву. Полёт имел важное значение. Менее десяти лет назад американец Линдберг перелетел Атлантику, проделав путь в 5800 километров, и стал главной мировой звездой. Советским лётчикам предстояло пролететь 9374 километра. Первоначально планировалось лететь в Америку, но Сталин не разрешил. Полёт прошёл успешно и стал значимым событием, все советские газеты писали о нём, а лётчики стали общесоюзными знаменитостями. Когда они возвращались в Москву, Сталин встречал их лично.
Верный своей мечте, Чкалов стал старательным учеником, поэтому далее он поступил в авиашколу в Борисоглебске, и именно там Чкалов совершил свой полностью самостоятельный полет. Валерий учился с удовольствием и преодолевал любые трудности в обращении с самолетом: осваивал новые приемы и всеми силами совершенствовал свое мастерство. Благодаря своему трудолюбию, Чкалов вошел в число лучших. В те времена бытовала практика, что лучших учеников отправляют совершенствоваться в военно-авиационную школу в Москве, а потом — в авиашколу в Серпухове. Валерий стал летчиком-истребителем в 20 лет, и его направили в Ленинградскую Краснозаменскую авиаэскдрилью. Готовый встретиться лицом к лицу с любыми трудностями, Чкалов никогда не боялся заданий, где был очень высокий риск для жизни, из-за чего его частенько снимали с занятий. Тем не менее, Валерий стал лучшим летчиком в своей части, и за заслуги его пригласили участвовать в воздушном параде в Москве в честь Октябрьской революции, что считалось огромной честью. Валерий продемонстрировал высший пилотаж, и его лично наградил Климент Ворошилов. После такого успеха произошла катастрофическая неудача. Чкалов столкнулся с линией телеграфных проводов. И хотя обошлось без жертв, и сам пилот не пострадал, наказание за неудачу было очень суровым — Чкалова осудили на один год. Тем не менее, через пару недель вышел приказ об его освобождении, и Валерий был назначен в запас. В дальнейшем, по возвращению в Ленинград, Валерий стал работать инструктором в авиационном клубе. Там Чкалов снова с удовольствием вернулся к службе летчика и стремительно наверстал упущенное: участвовал в 800 полетах высокого уровня сложности и в совершенстве изучил технику управления несколькими десятками видов самолетов. Однажды летчику выпала честь испытать авиазвено, в состав которого входили бомбардировщик, на крыльях которого были пять истребителей. Чкалов не только участвовал в полетах, но и лично модифицировал их технику и изобретал различные фигуры высшего пилотажа, названные впоследствии «восходящий штопор», «замедленная бочка». В 1936 году произошло невероятное событие.
15 декабря - День Памяти Валерия Чкалова, Героя Советского Союза
Подготовка к полетам | По теме: У Чкалова в Чкаловске Валерий Павлович Чкалов Справка Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне г. Чкаловск) в семье котельщика василёвских казенных мастерских. |
События / ГБУ "Объединенный государственный архив Оренбургской области" | Вы можете охарактеризовать Валерия Чкалова как угодно, но только не как моего коллегу — гида. |
Валерий Павлович Чкалов - биография, фото | Валерий Чкалов за летную карьеру освоил более 30 типов самолетов, но последним для него стал одномоторный истребитель-моноплан И-180. |
С позиции силы небесной. Перелёт Чкалова сделал Россию лидером в Арктике | Аргументы и Факты | Валерий Чкалов родился десятым ребенком в семье мастера-котельщика волжского речного пароходства Павла Григорьевича Чкалова 2 февраля 1904 года. |