Вчера умер кинорежиссёр Алексей Балабанов, сообщил продюсер Сергей Сельянов. По его данным, Алексей Балабанов скончался сегодня на 55-м году жизни под Петербургом от сердечного приступа.
Алексей Балабанов: «Я умру, а вы останетесь»
Российский режиссер Алексей Балабанов мог умереть из-за резкого отказа от алкоголя и табака. 25 февраля Алексею Балабанову (1959-2013) исполнился бы 61 год. Это один из главных и без преувеличения культовых российских режиссеров. Основатель кинокомпании СТВ и продюсер Алексея Балабанова Сергей Сельянов, рассказал, какие проекты не успел реализовать культовый режиссёр.
Стало известно, что будет с последним сценарием к фильму Алексея Балабанова
В Нижнем Новгороде установили мемориальную доску режиссёру Алексею Балабанову. Кино. Новости и обзоры. Известный петербургский режиссер Алексей Балабанов ушел из жизни, работая над сценарием к фильму «Мой брат умер». Почти сразу после похорон Балабанова на Смоленском кладбище в киносообществе стали говорить об экранизации последнего сценария. 25 февраля исполняется 65 лет со дня рождения Алексея Балабанова — одного из культовых российских режиссеров девяностых и нулевых годов.
Балабанов, Алексей Октябринович
Примерно в12 часов дня он сходил на обед, после чего стал работать над сценарием. Около 16 часов ему стало плохо, он упал в обморок и умер. Алексей Балабанов будет похоронен на Смоленском кладбище 21 мая. Его отпевание пройдет в Князь-Владимирском соборе.
Гражданская панихида проводиться не будет. В последнем фильме Балабанов по сценарию умирает Алексей Балабанов, несмотря на болезнь, вел активную творческую деятельность. В 2012 году на экраны вышел последний фильм режиссера — кинолента «Я тоже хочу».
В картине рассказывается о мистической колокольне, к которой едут герои фильма. Сам режиссер сыграл в фильме небольшую роль, которая оказалась мистически пророческой: его персонаж по ходу действия умирает.
Понял, какой там потолок. Именно в моей профессии. Подумал, что хочу увидеть, как здесь производится кино.
Потому что оно производится совершенно по-другому", — пояснил он. Несмотря на возможность остаться, Балабанов подчеркнул, что окончательно переезжать в Америку он не собирается: у кинематографиста есть планы в России.
Как оказалось, в ноябре 2011 года, за полтора года до смерти, съемочная группа встретилась с Алексеем Балабановым, чтобы взять интервью для документального фильма «Сергей Бодров. Где ты, брат?
После съемки Балабанов пригласил их в гости, сел на любимый диван, показал фильм, которым он гордится. Тогда и состоялся настоящий разговор по душам, а камера в это время продолжала снимать. В итоге получился уникальный эффект — как будто ты сидишь рядом с великим режиссером, и он вместе с тобой вспоминает счастливые и грустные моменты своей жизни, рассуждает о Боге, вспоминает друзей, ну и, конечно, говорит о кино. Как оказалось, это стало одним из последних и по сути — пророческим интервью режиссера.
Об этом в интервью продюсеру Пете Плоскову рассказал художник-постановщик Петр Балабанов, сын знаменитого режиссера Алексея Балабанова. По словам Балабанова-младшего, он покинул Россию не из-за ситуации на Украине, а ради развития карьеры. Молодой человек давно планировал пожить несколько лет в США, поскольку для него эта страна — "столица кино", и в Голливуде художнику-постановщику удастся узнать много нового. Я поработал в России в кино. Понял, какой там потолок.
Незавершённые проекты Алексея Балабанова
Алексей Балабанов. — После института и армии вы поступили на Высшие курсы сценаристов и режиссеров? Одноклассники о режиссере Балабанове: «Алексей стал снимать «чернушные» фильмы после поездки в Ливан». Близкие автора "Брат" и "Брат-2" рассказали "Комсомолке", за что Балабанову выбили в школе зубы и чему режиссер учил своего единственного сына. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Фестиваль "Брат-2: живой Soundtrack" состоялся в Петербурге Фестиваль "Брат-2: живой Soundtrack" стартует в Петербурге. Вчера умер кинорежиссёр Алексей Балабанов, сообщил продюсер Сергей Сельянов. По его данным, Алексей Балабанов скончался сегодня на 55-м году жизни под Петербургом от сердечного приступа. Кинорежиссер Алексей Балабанов, создавший фильмы «Брат» и «Брат-2», ушел из жизни на 55-м году жизни.
«Все лучшие люди уходят рано: вышел фильм Балабанова, в котором он предсказал свою смерть
Алексей Балабанов и Сергей Бодров-младший встретились на «Кинотавре» в 1996 году. Режиссер как раз придумал «Брата» и увидел на Сочинском фестивале «Кавказского пленника» Сергея Бодрова-старшего, где его сын играл вместе с Олегом Меньшиковым. Алексей Балабанов обухом прошелся по российскому кинематографу. 25 февраля Алексею Балабанову (1959-2013) исполнился бы 61 год. Это один из главных и без преувеличения культовых российских режиссеров. «Алексей Балабанов — единственный по-настоящему народный режиссер новой России» — с этих слов начинается посвященный ему фильм-эссе «Балабанов.
В "Ленфильме" показали документальный фильм с последним интервью Балабанова
В 1994 г. Широкую известность Алексею Балабанову принес криминальный фильм "Брат" 1997. Главные роли в нем исполнили Сергей Бодров - младший и Виктор Сухоруков. В 2000 г. Кинокритики и культурологи неоднократно отмечали, что эти фильмы, в которых были широко отражены социальные реалии 1990-х гг. Образ их главного героя - Данилы Багрова в исполнении Сергея Бодрова - младшего - также получил ряд различных оценок и характеристик. Распространена его трактовка в качестве "фольклорного героя" своего времени или "странника", не останавливающегося ни перед чем в деле восстановления или достижения справедливости, понимаемой им как помощь "униженным и оскорбленным" и наказание их обидчиков. В 1998 г.
В 1999 г. В 2002 г. В том же году эта кинокартина была удостоена главного приза фестиваля "Кинотавр" Сочи, Краснодарский край. В 2005 г. В 2007 г. Фильм вызвал широкую общественную дискуссию и неприятие части зрителей из-за "очернения" позднесоветской реальности.
Еще пластинки покупали, книжки. Я книжек много привез. Там сэкондхэндовские пластинки очень дешево стоили.
Они очень хорошего качества были, по фунту, по полтора. Я в «Жмурках» часть снял. После Англии, конечно, по-другому все стало. Во-первых, мы были очень популярные. Вокруг нас сразу народ собирался, разные рассказы, показывали вещи. Я сразу стал дискотеки со своими пластинками устраивать на девятом этаже. Диск-жокеем стал. Уже по-другому жизнь пошла. Девушки, всякая легкость.
Там интересно бывает иногда, если что-то делать. Мне люди неинтересны, с ними скучно. Я там интересных людей фактически не встречал. Девушка мне там одна понравилась, студентка. Но я ее, в общем, не заинтересовал. Мы с ней походили по галереям картинным, поговорили про жизнь, пива выпили, и все. На Гарри Миллера южноафриканский джазовый музыкант. Там в пабах очень много музыки было, фактически бесплатно, за копейки, а некоторые просто так выступали. Алексей Балабанов — После института и армии вы поступили на Высшие курсы сценаристов и режиссеров?
Я поступил во ВГИК на сценарный игровой, к одному придурку, забыл, как фамилия. Я написал рассказ «День рождения», привез ему, он прочитал… Герой там проснулся с похмелья, а у него на кухне вода разлилась холодная. И у меня была фраза: «Вода обжигала ноги». Он мне говорит: «Вот по твоему сценарию будут снимать кино. Как ты сделаешь, что вода обжигает ноги? Уехал с сессии и больше не приезжал. Чего у придурка учиться? Можно очень хорошие деньги на студии Горького заработать». Я махнул рукой, и все.
А потом уже мы с Сашей Ильинским поехали поступать [на курсы] — у меня товарищ такой был, мы ассистентами вместе бегали. Он к Гуревичу поступил, я к [Льву] Николаеву. Поступили оба. В общем, везде я был. На Севере, на Индигирке, я не говорю уже про Ледовитый океан. И очень много [времени] на хронике провел, был специалистом по отбору. Много сидел в Белых Столбах. На научно-популярном кино работал. Примерно через год [курсов] Витя Косаковский — известный документальный режиссер, он таким косноязычным тогда казался, хотя и не был косноязычным на самом деле, просто артист хороший, парень непростой — встал и сказал, что мы на самом деле не хотим быть только сценаристами, а мы на самом деле хотим быть режиссерами и снимать фильмы по своим сценариям.
Долго-долго это говорил, из себя выдавливал по капле. Эта была правда, потому что мы это обсуждали все время. Но никто не решался сказать. А он взял и сказал. Мы все поддержали, конечно, Витю. Это он сделал режиссером меня, честно сказать, и себя тоже. И нам дали по 12 тысяч рублей. Даже по 12 с половиной, по-моему. Но только семерым.
А остальным сказали, что дадут на следующий год. И конечно, потом никому не дали. Мы сняли все по фильму документальному, это был очень успешный проект. Единственный, кто не снял, был Витя Косаковский, потому что он затянул все. В итоге он снял полнометражный фильм — еще денег выбил и снял фильм , который потом стал знаменитым. Про ученых-философов. Первый его фильм. Хороший действительно фильм. Ну, у него все хорошие.
Потом мы с этой программой ездили, про нее много писали, что это талантливые люди, авторское кино родилось у нас, над нами все тряслись. Никто в результате режиссером не стал, кроме меня и Вити Косаковского. Все там заглохло. А я снял еще один документальный фильм, уже не по своему сценарию, в Киеве. Заказное кино. Были такие Роднянский и Загданский. У них своя студия была в Киеве, вот я снял там фильм. Фильм плохой, он у меня где-то есть. Фильм не получился.
Про человека в городе Нерехте, который впервые, по летописи, полетел на воздушном шаре. Там Вова Суворов соавтор сценария фильма. И не было такого [умельца] Крикутного, который летел. А я включил туда одного парня безумного, который сам на воздушном шаре был. Приехал в Нерехту со своим воздушным шаром и полетел, а я его снял на колокольне, как в летописи. Получилось ни то ни се. Я даже Герману не показывал. Кино слабое. Зато в Киеве пожил, интересно, мне понравилось.
Киев интересный был город, я в самом центре жил. Все было, как в России, просто город очень красивый, там по-украински вообще никто не говорил. Я как-то попал во Львов и понял, что Львов — это Польша. Католический город. У меня друг там. Город, совсем не имеющий отношения ни к Украине, ни к России. Как могут в одной стране сочетаться Крым и Львов? На Крым гораздо больше прав татары имеют, чем украинцы, там их просто больше. Хрущев, придурок, подарил… — Как с Сельяновым познакомились, помните?
Он на курсы поступил тогда к [Ролану] Быкову, на игровое. Он уже к тому времени сделал фильм «День ангела». У него не было корочки, когда он «День ангела» снимал, это было полулюбительское кино. У Сельянова первое образование математическое, он Политехнический закончил. У него вообще много образований, он человек умный и образованный. Я «День ангела» посмотрел. Я до сих пор считаю, что «День ангела» — лучший его фильм, очень необычный, такой трепетный. Он всем тогда очень понравился, с ним носились, про него писали. Сельянов тогда был молодой, с безумным взглядом.
Он, по-моему, не ожидал, что фильм такой эффект произведет. И я его уговорил жить со мной в одном боксе в общежитии. И мы жили. Сельянов, естественно, не учился и не жил, он снимал дальше кино — «Духов день» собирался снимать. Но приезжал иногда. Я его практически не видел, хотя номинально мы жили вдвоем. Я фактически два года прожил один, вернее, три, потому что нам еще на год режиссуру продлили. А Витя Косаковский, будучи человеком непростым, выбил себе отдельную комнату и уехал туда с женой. И мы с Сашей Ильинским жили вдвоем в блоке.
У каждого по комнате, очень хорошо. Много читали. Он очень хороший был мой друг, очень хороший человек, но вдруг в одночасье стал махровым евреем, уехал в Израиль, никому не пишет. У него жена Марина Иванова, абсолютно русский человек. Все меняется очень быстро, в одночасье. С Сельяновым мы литературу не обсуждали практически никогда. Ему не до меня было. Он уже крутой был — режиссер игровой, перспектива. Ему все равно было с кем [жить в общежитии].
Я говорю: «Давай».
Они ждали, когда вырубится крест. Ведь это каменная выкладка у трамвайных путей - любимая Алексеем. У Алексея никогда не было шарфов. Я буду, конечно, по-своему бороться. Мне как художнику всегда хочется очистить от лишнего. Но я же понимаю, это от любви, чтобы ему было тепло.
Это не в моей власти уже. Я даже портрет не делала. Не люблю. Это все должно быть дома. Это тоже кто-то принес. Вплотную к древнему молельному домику? И хотел семейный склеп.
Но это вопрос детей, если меня туда положат. Молельный домик Ему очень нравились склепы.
Работать успешно и при этом не терять своего почерка — то есть, по сути, воплощать в себе идеал режиссера золотого века Голливуда. Он снял всего четырнадцать фильмов, среди которых есть и боевики дилогия «Брат» , и военные фильмы «Война» , и мелодрамы «Мне не больно» , и костюмированные экранизации «Морфий», «Замок» , и эстетские драмы «Про уродов и людей». При этом большая часть из них стремится к роуд-муви: его сюжеты почти всегда представляют собой дорогу — иногда из точки А в точку Б, иногда по кругу. Однако в центре его самого, возможно, нехарактерного фильма «Мне не больно» шутка ли — это классическая мелодрама, парафраз «Трех товарищей» Ремарка с учетом специфики родных коммуналок — женский персонаж в исполнении Ренаты Литвиновой, умирающая от рака содержанка Тата, отечественная femme fatale. Для Литвиновой — одна из лучших ролей, для Балабанова — выход из кризиса, который начался в 2000 году, когда в результате автокатастрофы погибла исполнительница главной роли в его так и не законченном фильме «Река» Туйара Свинобоева, и усугубился два года спустя, после гибели в Северной Осетии съемочной группы фильма Сергея Бодрова-младшего «Связной».
Снятые после случившихся событий «Жмурки», где Литвинова играла официантку в буфете, не были поняты ни зрителями, ни критикой. Именно в успокоительно-спасительном «Мне не больно», кстати, впервые звучит девиз режиссера: «Главное в этой жизни — найти своих и успокоиться». При этом какого-то характерного бандита у Балабанова нет, как и нет оценки их действий. Есть люди — мерзкие и получше. Что их всех роднит, так это идея режиссера который, заметим, снял несколько великих антивоенных фильмов о том, что человек во многом — это то, что он делает: «Что делать, если они ничего другого не умеют. В связи с этой амбивалентностью по отношению к своим часто жестоким персонажам режиссер, кстати, часто получал морализаторские выволочки, мол, безответственное это дело. И действительно того же Данилу Багрова из «Брата» брали на вооружение по поводу и без.
Например, газета «Комсомольская правда» в какой-то момент разместила по Москве баннеры с надписью «Данила — наш брат. Путин — наш президент». Потерпев неудачу с «официальной» экранизацией, Балабанов, впрочем, регулярно помещал мотивы из романа в другие свои фильмы. Сам Набоков, кстати, роман ценил не сильно: «Это что-то вроде триллера, но зато — единственная книга, которая время от времени давала мне хоть немного денег. Она не особенно хороша. Немного грубовата». Фарсовую и потенциально проблематичную историю любовного треугольника главной героине 17 лет , один из участников которого теряет зрение и оказывается в заложниках у двух других, у Балабанова можно увидеть в фильмах «Про уродов и людей» и в «Грузе 200».
Одна из ключевых сцен романа Набокова, где главная героиня читает ослепшему любовнику письмо от своего другого любовника, в котором, разумеется, нет ни слова правды, — это жуткая сцена из «Груза», когда капитан милиции Журов зачитывает похищенной им главной героине Анжелике письмо ее жениха из Афганистана. Анжелика при этом прикована к кровати, а рядом с ней лежит труп жениха. По маршрутам героев его фильмов давно водят экскурсии, а сам режиссер, родившийся в Екатеринбурге, занял место в пантеоне художников, которые сформировали образ города — рядом с Федором Достоевским, Анной Ахматовой и Андреем Белым. Петербург Балабанова — это не классический парадный Петербург, это — бани, кладбища, рынки. При этом Балабанов часто в разных фильмах использовал одни и те же локации, и таким образом у Петербурга внутри его фильмографии образовалась альтернативная история. Академический переулок, например, по Балабанову — это явно дорога на тот свет: по нему в лапы «правосудия» брел убивший жену мужик Трофим из одноименной короткометражки, по нему же в несуществующее светлое будущее шагали герои «Груза 200» после концерта Цоя. С Сергей Сельянов Друг, соавтор и бессменный продюсер Балабанова без Сельянова сняты только первые две картины режиссера.
Они познакомились в 1987 году в Москве на Высших режиссерских курсах. Поздоровались, сказали друг другу несколько слов про кино, и этого было достаточно, чтобы понять, что мы на одной волне и что, наверное, мы друзья, хоть не прошло и получаса. Потом я бросил курсы и уехал в Питер, а Леша приехал ко мне, когда их закончил. Ему нужно было решить, где работать: в Москве, Петербурге или родном Свердловске. Три таких больших кинематографических центра в России. В Питере он остановился у меня, катался днем и ночью на велосипеде по Васильевскому острову. Вместе они открыли киностудию СТВ и сняли одиннадцать фильмов.