Новости владимир дашкевич композитор биография

Владимир Дашкевич. советский и российский композитор, теоретик музыки.

Композитор Владимир Дашкевич отмечает 75-летний юбилей

Президент Международной ассоциации композиторов Член Центра содействия театру «Эрмитаж». Владимир Дашкевич родился 20 января 1934 года в семье потомков дворянского рода Дашкевичей. 20 января 1934 года родился композитор Владимир Дашкевич. Автор саундтрека к лентам про знаменитого сыщика – композитор Владимир Дашкевич. Владимир Дашкевич — член правления Союза композиторов Москвы, президент Международной ассоциации композиторских организаций.

Автор саундтрека к "Шерлоку Холмсу" считает, что мир спасёт только музыка

20 января 1934 года родился композитор Владимир Дашкевич. И все это говорит о том, что композитор Владимир Дашкевич – незаурядное явление в российской музыкальной культуре. Санкт-Петербургский российский оркестр синематографа под управлением Игоря Пономаренко в рамках своего проекта «Soundtrack» представил в нашем городе первый авторский концерт Владимира Дашкевича — композитора.

Не только кино

  • В печатном номере
  • ДАШКЕВИЧ Владимир Сергеевич
  • Владимир Дашкевич слушать
  • Композитору Владимиру Дашкевичу исполнилось 80 лет

Владимир Дашкевич отмечает 90-летие: великий композитор и теоретик музыки

Вспомнив все, чему научился в музыкальной школе, он играл на нем часами, записывал мелодии. Увлекшись этим, он забросил учебу, но отец объяснил, что в случае исключения из института ему придется служить в армии, а не поступать в консерваторию, и Владимиру пришлось ограничить свое рвение. После окончания учебы Дашкевич работал на заводе, а по выходным посещал семинар самодеятельных композиторов при Союзе композиторов. Каретников был убежден, что Дашкевич сможет стать композитором. Вскоре он поступил в Гнесинский институт, где стал учеником Арама Ильича Хачатуряна. Учился он заочно, продолжая работать на заводе, но потом по настоянию ректора уволился и стал преподавать фортепианную игру в доме культуры. Преподавательская деятельность радости не приносила и отнимала много сил. Закончив с отличием учебу, Дашкевич стал в институте преподавателем анализа музыкальных форм. Вскоре он создал первые свои крупные произведения — ораторию «Фауст» и симфонию.

Но еще в студенческие годы Хачатурян советовал ему не пренебрегать работой в кино и театре. Первое предложение такого рода Дашкевич получил в 1965 г.

В 1991—1993 годах возглавлял Союз композиторов Москвы [3] [5]. С 1993 года — председатель исполкома Международной ассоциации композиторских организаций [6]. Музыкальное творчество[ править править код ] Дашкевич много и плодотворно работает в кино. В 1973 году в фильме « Капля в море » впервые прозвучала его знаменитая «сказочная тема», ставшая музыкальной заставкой телепередачи « В гостях у сказки » [7]. Эта мелодия также использовалась в различных сюжетах « Ералаша », а в 1982 году — в фильме « Там, на неведомых дорожках… », в том числе в песне «Приходите в гости к нам» в исполнении Ольги Рождественской , для которой Юлий Ким написал слова в картине «Капля в море» песня имела другой текст и называлась «Шапка-невидимка» [8]. С 1979 по 1986 год работал над музыкой для цикла фильмов « Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона » [9].

В конце концов, я ее так и не послушал, и сымпровизировал, когда он в очередной раз позвонил мне из Ленинграда. Эту импровизацию он одобрил. Потребовал, чтобы я немедленно ее записал. Вот так возникла эта музыка. Собственно, все получилось, как и в других наших совместных с ним работах. Это — «Зимняя вишня», «Ярославна, королева Франции», «Гонщики» моя первая работа , «Сентиментальный роман». У нас с Масленниковым большая совместная фильмография. Он отличается исключительно точным пониманием того, какая музыка ему нужна, и как она будет работать в картине. Он всегда безукоризненно ее ставит. Режиссеры, как правило, всегда чувствуют свой материал, но реализация музыкального материала у многих режиссеров не обладает такой выгодностью для композитора, как у Масленникова. Вообще, в фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» музыки очень много. Когда я собрал для диска записанный материал, то оказалось 87 минут чистой музыки, причем она ни разу не повторяется. Сейчас на ее основе я написал балет. Одно из действующих лиц — собака Баскервилей. Мне интересно, как это будет выглядеть: она у меня такая «собака-оборотень», которая оборачивается то в прекрасную женщину, то в страшное чудовище. Начинали мы с детского фильма «Без семьи». Потом была картина «Единожды солгав». С высоты сегодняшних позиций можно с уверенностью сказать, что это — классика мирового кинематографа. Довольно много работаю с Михаилом Левитиным. За последнее время мы сделали с ним спектакли «Пир во время чумы», «Изверг» про судьбу Пушкина , до сих пор идет наш с ним спектакль «Хармс», который бы поставлен еще в 1980 году. По предложению Сергея Арцыбашева я написал музыку для постановки «Мертвые души» в Театре имени Маяковского, сделал спектакли в «Современнике», какие-то фильмы. Но сейчас все это увлекает меня все меньше и меньше, потому что нет таких идей, которые были во времена Эфроса и в 60-е годы. Если посмотреть на историю музыки, то прослеживается такая интересная закономерность: многие композиторы, музыканты, и вообще все люди, так или иначе связанные с музыкой, предпочитают именно шахматы. Почему так? Скажем, некоронованный чемпион мира по шахматам Франсуа Андре Филидор был знаменитым французским композитором. Вообще, игра в шахматы — это редкое сочетание двух форм мышления: образного и логического. Левое полушарие мыслит логически, правое полушарие мыслит образно. Если у вас и левое, и правое полушария работают гармонически, то мы и называем это словом «гармония». У больших шахматистов гармоническое сочетание принимает позиционный характер. Шахматист тем лучше, чем он лучше понимает позицию, то есть схватывает образ. Если при этом у него еще и отличные расчетные данные, то он уже выдающийся шахматист. Это, главным образом, чисто интуитивная работа, хотя, например, такие композиторы, как Брамс суть расчета понимали. Брамс первым сообразил, что музыка постепенно стала отходить от идеальных Бетховенских форм и стал создавать их аналогии в своих сочинениях. И, надо сказать, это ему очень и очень пошло на пользу. Однако на это способен только гений.

В 1962 году Дашкевич получил второе высшее образование — музыкальное, окончив Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных класс Арама Хачатуряна. В 1991—1993 годах возглавлял Союз композиторов Москвы. С 1993 года — председатель исполкома Международной ассоциации композиторских организаций. Дашкевич много и плодотворно работает в кино. В 1973 году в фильме « Капля в море » впервые прозвучала его знаменитая «сказочная тема», ставшая музыкальной заставкой телепередачи « В гостях у сказки ».

Владимир Дашкевич

Она звучала в таких фильмах, как «Красавец мужчина», «Ярославна, королева Франции», «Бумбараш», «Собачье сердце». Наибольшую известность композитору принес цикл телефильмов Игоря Масленникова о Шерлоке Холмсе и мелодрама этого же режиссера «Зимняя вишня». Владимиру Дашкевичу, лауреату Государственной премии, принадлежат также оратория «Фауст», концерт для виолончели с оркестром, вокальные циклы на стихи Блока, Маяковского и Мандельштама. В соавторстве Юлием Кимом композитор написал оперу «Ревизор», премьера которой прошла в 2007 году в Новосибирском театре оперы и балета.

Это были симфония и оратория «Фауст». Последний произвел на учителя Владимира самое яркое впечатление. Своей цели добилась и Валентина Алексеевна. Как вспоминает сам Дашкевич, она хотела сделать из него отличного теоретика. И ей это положительно удалось. Даже более того, по завершении обучения Владимиру предложили преподавать анализ музыкальных произведений для студентов первого и второго курсов.

Вот в этот-то период жизни композитор и понял, насколько по-разному для музыкантов течет время. В пятом классе у него был один одноклассник, Гарик Вайль, который играл на виолончели. В то время учился играть на ней, ходил с большим нелепым футляром, и ему определенно досаждали разные мальчишки, которые считали игру на инструменте совсем не мужским занятием. Шли год за годом. Гарик Вайль по-прежнему ходил с виолончелью, играя по переулкам, а Владимир учился, закончил институт, поступил на завод, затем в институт Гнесиных и закончил его. И первого, кого он увидел, когда впервые вошел в класс в качестве преподавателя музыкального анализа, был никто иной как… Гарик Вайль! Впрочем, было нечто куда более интересное, что привлекло внимание Владимира… Любовь и творчество Когда молодой преподаватель впервые вошел в класс в качестве преподавателя, то первого, кого он увидел, был Гарик Вайль, его бывший одноклассник, стойкий музыкант, который в юношестве получил немало тумаков от своих сверстников. Впрочем, там же оказалось и кое-что другое, что куда более сильно завоевало внимание молодого человека. Ну да, вы не ошиблись.

Оля Щиголева …Эту парочку сам Владимир называл «двое шипящих». Дело в том, что они почти все время болтали, а «шипящими» были их фамилии: Шершунова и Оля Щиголева. Вот Оля-то и привлекла особое внимание молодого преподавателя, который позже вспоминал о ней как о «небесном создании». Вообще-то все началось с немилости Дашкевича: преподаватель он был строгий и, если видел две одинаковые работы по музыкальному анализу, ставил «неуд» за обе, не особо разбираясь, кто у кого списывал. А Оля была девушкой доброй, и у нее списывали все кому не лень. Вот и получалось так, что «неудов» в группе было как-то многовато. Но группа оказалась настолько хорошо подготовленной, что была отправлена сдавать экзамен досрочно. На Олю взвалили всю ответственность за его организацию, на вопросы она должна была отвечать последней, и пока до нее дошла очередь, то оказалось, что она мирно спит. Некоторое время спустя Оля стала его первой и единственной женой.

Кто-то может возразить, мол, к тому времени он уже был зарегистрирован с одной студенткой. Это, знаете ли, вопрос шекспировского характера, и вряд ли можно сказать, что та девушка в действительности была его супругой. Когда ее ребенок родился, они тут же развелись. Строго говоря, к самому Владимиру она вообще мало имела отношения, ребенку просто надо было дать имя. Примерно в это же время, а было это в 1965-м году, Дашкевич получил свой первый заказ. Его позвала режиссер студии «Союзмультфильм» Раса Страутмане. И молодой композитор принялся писать музыку к мультфильму о заблудившемся медвежонке. Сложность заключалась в том, что в течение десятиминутного мультфильма не было ни одного слова, а всю гамму чувств и переживаний маленького зверька надо было передать посредством музыки. Впрочем, для Дашкевича это оказалось не так уж и трудно.

Партитуру он написал за неделю, после чего ее сыграл оркестр кинематографии под управлением Гамбурга. Так родился мультфильм «Медвежонок на дороге». Примерно в это же время Владимир познакомился с начинающим тогда театральным режиссером Театра Советской Армии. Он был под впечатлением от музыки к мультфильму, однако пригласил Владимира для работы над совсем не детской темой — предстояло написать музыкальное сопровождение к спектаклю «Блюзы для мистера Чарли» по пьесе Джеймса Болдуина. Дашкевич никогда раньше не писал блюз! Более того, он никогда и не задумывался над сочинением такой музыки! Но, когда он однажды мылся в ванной, ему внезапно, одна за другой, в голову пришли мелодии, которые впоследствии очень понравились режиссеру театра Андрею Попову. Увы, репетиции были прекращены: было решено, что на главной армейской сцене не следует ставить пьесы про американских негров. Здесь Хейфец и Попов пошли на отчаянные шаги: когда их спросили, что они хотят поставить, то сказали, что «Ивана Грозного» Алексея Толстого.

Относилась бы эта сцена к министерству культуры, то за такое крамольное заявление в «Иване Грозном» были прямые параллели со Сталиным могли нешуточно наказать. Но орган, который славился своим умопомрачительным догматизмом, подвоха не заметил, и было разрешено ставить «Грозного». Пьеса пошла просто на ура. Постановщики очень славно потрудились, и народ валил, заполняя зал до отказа. Ходили на нее и генералы из пура. Стало ясно, что запрещать пьесу уже бессмысленно, хотя было предельно ясно, о ком на самом-то деле шла речь. Как-то на выступление пришел Анастас Микоян, бессменный член Политбюро всех режимов, и после спектакля он зашел за кулисы и коротко сказал: «Таким он и был». Грозного он не знал. Зато очень хорошо помнил Сталина.

Вскоре Владимир Дашкевич стал понимать, что действительно может многому научиться благодаря своей работе в театре. Он продолжил работу в нем, успешно сочиняя музыку ко многим произведениям. Но вскоре на Хейфеца начались гонения. Дело доходило даже до абсурда: затеяли ревизию музыкальных произведений. Причем не песен, а именно мелодий. Слева направо на первом ряду амфитеатра сидели генералы из пура, там же сидел эксперт Холминов. И они стали слушать все пьесы Дашкевича, одну за другой. Сам Дашкевич уже и не знал, как воспринимать такое мероприятие. Что там можно понять, если музыка к таким произведениям отличается обилием повторов, акцентов, и, слушая только ее, практически ничего невозможно понять.

Но члены ревизионной комиссии умудрились прослушать все подчистую, а потом вломились в кабинет директора театра, полковника Леонтьева, в ожидании решения Холминова. Попутно они себя накручивали, но, вопреки их мрачным ожиданиям, Холминов отметил, что «музыка вполне профессиональная и соответствует театральным задачам». Генералы были разочарованы. Между тем развивались его отношения с Олей. У самого Владимира было не так все просто: официальная регистрация, ребенок… Когда же он узнал, что его возлюбленная отдыхает в Коктебеле, композитор втихомолку собрал вещи и поехал туда. Там он нашел женщину, в доме которой снимала комнату Оля со своей подругой. Та по секрету рассказала, что девушки живут впроголодь, так как денег у них нет, а Оля у отца ничего просить не хочет. Владимир оставил хозяйке денег и пошел искать Олю. Когда он ее нашел, то поразился ее изможденности.

Сделал ей второе предложение, которое было отвергнуто, как и первое, и уехал в Тарусу. Там довольно часто собиралась московская интеллигенция… Владимир стал пробовать писать музыку не только для театра и кино, — и тут-то он понял, что у него ничего не получается. У саундтреков своя особая специфика, — они-то как раз давались Дашкевичу легко и свободно, — а вот в симфониях Шостаковича он не видел и не чувствовал ничего, кроме лекций. Умных, красивых, убедительных, но лекций, далеких от него, как преподаватель от студента. Осенью того же года Оля наконец приняла его предложение, и 20 января они сыграли свадьбу. На ней были его друзья и коллеги, и всего в Олиной квартире собралось человек пятьдесят. После свадьбы Владимир с женой стали вовсю трудиться, зарабатывая на квартиру… В 1971-м году к Владимиру пришла популярность. А дело было в шахматах… Музыка и шахматы Примерно в то время Николай Рашеев заказал у Дашкевича музыку к фильму «Бумбараш». Тексты он хотел заказать у Юлия Кима, но, когда тот ознакомился со сценарием, то наотрез отказался.

Дашкевич пошел его упрашивать. Тот работать не хотел и, чтобы отцепиться от назойливого композитора, поставил перед ним казалось бы невыполнимую задачу: выиграть четыре шахматные партии у Гусарова, причем подряд. Так как они оба Гусаров находился там же были уже не совсем трезвы, то для уравнивания шансов Владимира заставили выпить стакан «Старки». В результате бедный композитор едва отличал слона от коня.

Войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь , если покупаете у нас в первый раз. Пройдите в раздел «Рассылка» в личном кабинете после авторизации в нём. Если вы подписаны на рассылку, то увидите билеты с льготными ценами на сайте.

Я никому не стал про это говорить. В моей жизни было мало вещей, которые принадлежали мне, а это было мое собственное переживание. Ходили кататься на трамвайных буферах. Обычно прицеплялись к заднему буферу. Прицепиться к переднему было особым шиком. Но один раз Витя сорвался, и его задавил трамвай. Это на меня произвело очень сильное впечатление. Я еще долго боялся в темный подъезд заходить.

Дашкевич, Владимир Сергеевич

Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Владимир Дашкевич можно посмотреть на Иви. Композитор, заслуженный деятель искусств Владимир Дашкевич отмечает свой 85-летний юбилей. Влади́мир Серге́евич Дашке́вич — советский и российский композитор, теоретик музыки. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2002). новости биография музыка книги видео пресса фотоальбом шахматы связь. Владимир Дашкевич. Сам композитор сделал вид, что не обиделся, заметив, что многие друзья уже умерли, а некоторые нездоровы, Но видно было, что от вечера в доме кино живой классик музыки к кинофильмам ожидал большего.

Композитору Владимиру Дашкевичу исполнилось 80 лет

А печально-трагедийные события и у Гайдара, и в музыке Дашкевича часто растворены и погружены в атмосферу возвышенной и светлой печали, бытового юмора и некоторой отдалённости от трагизма. Поэтому песни о войне из «Бумбараша» всё-таки трудно назвать в полной мере военными, поскольку в них постоянно присутствует некая доля изящного и тонкого юмора. А Владимир Дашкевич, как художник, музыкант, гражданин своей страны, культурный и широко образованный человек, просто хорошо делает свое дело: сочиняет гениальную музыку, пишет теоретические работы о музыке, размышляет. Играет в шахматы доигрался до кандидата в мастера спорта , встречается со слушателями и просто живет полной насыщенной жизнью. Очень смешной финал Смешной, потому что оценка более чем 50-летней работы композитора Владимира Дашкевича нашла отражение в том, что он всего лишь заслуженный деятель искусств РФ. А в переводе на нормальный язык это звучит как: «Да, есть такой композитор Владимир Дашкевич, и он пишет неплохую музыку». А Дашкевичем уже написана музыка более чем к 100 фильмам и мультфильмам, им созданы симфонии, оперы, мюзиклы, оратории, концерты. Его книги, статьи и размышления о музыке серьёзны и глубоки. И все это говорит о том, что композитор Владимир Дашкевич — незаурядное явление в российской музыкальной культуре.

Впрочем, другой советский музыкальный гений — композитор Исаак Дунаевский — тоже долгое время был всего лишь заслуженным деятелем искусств РСФСР. Но история, и музыкальная в том числе, рано или поздно расставляет всё по своим местам, а значит, истинное понимание значения композитора Владимира Дашкевича уже близко. Когда сам композитор говорит о творческом процессе и многих других вещах — это просто интересно и увлекательно. А в песнях Бумбараша «А вот я на фронте был» и особенно «Надоело воевать» может быть, отражён ещё один жизненный и творческий принцип Владимира Дашкевича: не стоит ничего доказывать, музыка, которая уже написана, скажет сама за себя! Нужно только её услышать.

Занимался под руководством Филиппа Гершковича и Николая Каретникова. В 1962 году Дашкевич получил второе высшее образование — музыкальное, окончив Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных класс Арама Хачатуряна. В 1991—1993 годах возглавлял Союз композиторов Москвы. С 1993 года — председатель исполкома Международной ассоциации композиторских организаций. Дашкевич много и плодотворно работает в кино.

Изначально этот фильм задумывался как детский, но он получился настолько качественным, что приклеивать к нему какие-то ярлыки стало невозможно. Но дети смотрели «Бумбараш» с большим удовольствием. Основная мысль этой картины — нежелание участвовать в войне. В своей первой песне Бумбараш поёт «Наплевать, наплевать, надоело воевать», и первое, что ребёнок должен понимать: война — это противоестественно. Очень важно донести до сегодняшних детей неприятие войны, вражды между странами! Владимир Сергеевич, какие художественные фильмы, для которых вам приходилось писать музыку, вы можете выделить? Я считаю, что детские фильмы прежде всего должны отображать не сказочную, а настоящую реальность. Одна из моих детских работ, которые я больше всего ценю, — спектакль Театра сатиры «Пеппи Длинныйчулок», на основе которого был позже снят одноимённый фильм.

После вуза, параллельно с работой по полученной специальности, учился музыке, посещая семинар самодеятельных композиторов. Занимался под руководством Филиппа Гершковича и Николая Каретникова. В 1962 году Дашкевич получил второе высшее образование — музыкальное, окончив Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных класс Арама Хачатуряна. В 1991—1993 годах возглавлял Союз композиторов Москвы. С 1993 года — председатель исполкома Международной ассоциации композиторских организаций.

лучшее за месяц

  • Правила жизни Владимира Дашкевича
  • Дашкевич Владимир Сергеевич – Радио Орфей (Москва 99,2 FM)
  • Композитор Владимир Дашкевич и его музыка
  • Владимир Дашкевич: Музыка – это не искусство
  • Не только кино

Ранние годы признанного автора

  • Владимир Дашкевич – Ну, конечно – это Бумбараш! | Музыкальный класс
  • Композитор Владимир Дашкевич рассказал об увлечениях своих четверых внуков
  • Композитор Владимир Дашкевич рассказал об увлечениях своих четверых внуков
  • Биография Дашкевич Владимира Сергеевича

Концерты с музыкой Дашкевича в Москве

Дашкевич Владимир Сергеевич Композитор, заслуженный деятель искусств Владимир Дашкевич отмечает свой 85-летний юбилей.
Композитору Владимиру Дашкевичу исполнилось 80 лет | Телеканал Санкт-Петербург Владимира Дашкевича к работе над этой картиной пригласил по старой памяти режиссер Игорь Масленников, создатель «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
ВЛАДИМИР ДАШКЕВИЧ, КОМПОЗИТОР Владимир Дашкевич вспоминал, что с детства очень любил музыку, школьником чуть ли не через день ходил слушать оперу в Большой театр, — билеты тогда стоили копейки.
ВЛАДИМИР ДАШКЕВИЧ | Композитор-песенник СССР | Песни СССР Композитор Владимир Дашкевич отмечает юбилей — 90 лет.

Владимир Дашкевич

ДАШКЕВИЧ Владимир Сергеевич За последний год Владимир Дашкевич, всенародно любимый композитор, написал музыку к кинофильмам «Вместо меня» Владимира и Ольги Басовых и «Дом для богатых» Владимира Фокина, телефильму «Новый год в ноябре» Ивана Попова, двум театральным постановкам.
Композитор Владимир Дашкевич отмечает 75-летний юбилей Сегодня, 20 января, исполняется 90 лет заслуженному деятелю искусств РФ, лауреату Государственной премии СССР, члену Гильдии композиторов Союза кинематографистов России Владимиру Сергеевичу Дашкевичу.

Как свадьба соседки и Шерлок Холмс изменили судьбу Владимира Дашкевича

Влади́мир Серге́евич Дашке́вич — советский и российский композитор, теоретик музыки. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2002). Владимир Дашкевич. советский и российский композитор, теоретик музыки. Владимир Дашкевич — Биография Владимира Дашкевича Советский и российский композитор Владимир Сергеевич Дашкевич родился 20 января 1934 года в Москве. Владимир Сергеевич Дашкевич (р. в 1934) — советский и российский композитор и теоретик музыки.

Владимиру Дашкевичу – 90: увертюра из «Шерлока Холмса» и другие хиты композитора

Творческий путь композитора Обучаться музыке профессионально автор стал уже в 60-х. Образование получил в институте имени Гнесиных. Ранее пытался стать студентом Московской консерватории, но провалил испытания. С завода В. Дашкевич уволился и занялся музыкой. Два года возглавлял московский Союз композиторов, а после был назначен председателем исполкома Международной ассоциации композиторских организаций. Музыкант известен композициями, которые писал для кинофильмов. Первый заказ он выполнил для мультфильма «Медвежонок на дороге». После этого была его «сказочная тема».

Она звучала в заставке телевизионной программы «В гостях у сказки», и много раз после нее. Мелодию использовали в фильме «Капля в море», в «Ералаше», а потом в популярной киноленте «Там, на неведомых дорожках…». Чистый тоталитарный режим существовал только при Сталине и при Гитлере.

Владимир Дашкевич отмечает 90-летие: великий композитор и теоретик музыки 09:39 20. Сегодня, 20 января, отмечается 90-летие выдающегося композитора и теоретика музыки Владимира Дашкевича Источник фото: Фото редакции Родившись в 1934 году в Москве, Владимир Дашкевич стал одним из самых знаменитых и талантливых музыкантов своего поколения.

Его множество произведений оказали огромное влияние на развитие отечественной музыки.

В этом фильме впервые прозвучала его знаменитая «сказочная тема», которая приобрела широкую известность, благодаря телепередаче «В гостях у сказки», музыкальной заставкой которой она стала. Эта мелодия также использовалась в различных сюжетах «Ералаша», а в 1982 году — в фильме-сказке «Там, на неведомых дорожках…». С успехом работает Владимир Дашкевич и в театре, он написал музыку более чем к 80 спектаклям. Среди театральных работ композитора — опера «Клоп» 1988, Театр третьего направления ; «Страсти по Бумбарашу» 1993, Театр под руководством О. Табакова ; «О том, как Иван Чонкин самолет сторожил» 1996, Норильский драматический театр ; «Мы едем, едем, едем…» 1996, театр «Современник». В театре «Эрмитаж» его музыка звучала и звучит в спектаклях Михаила Левитина «Когда мы отдыхали», «Хармс! По предложению Сергея Арцыбашева композитор написал музыку для постановки «Мертвые души» Театра имени Маяковского. Владимир Дашкевич — автор большого числа симфонических и камерных произведений: девяти симфоний в том числе «Реквиема» на стихи Анны Ахматовой для солистки, хора и симфонического оркестра 1988 и Пятой симфонии «Сохрани мою речь» на стихи Осипа Мандельштама для солистки и камерного оркестра 1989 , сонаты для виолончели и фортепиано 1983 , двух струнных квартетов 2000—2001 , трех вокальных циклов «19 октября» на стихи Лермонтова, Тютчева, Цветаевой, Гумилева, Бродского, Высоцкого, Кима, Пушкина 2002 ; «Сатиры» на стихи Ганса Энцесбергера, Юлия Кима 2003 и «Жил Александр Герцевич» на слова Осипа Мандельштама. Совместно с певицей Еленой Камбуровой Дашкевич создал цикл музыкальных произведений на стихи поэтов Серебряного века.

Его творчество знакомо каждому с детства. Но наибольшую популярность композитору принесли работы для кинофильмов. Прописку в сердцах жителей северной столицы московский композитор получил благодаря сотрудничеству с петербургскими режиссерами: Игорем Масленниковым и Владимиром Бортко. Главную музыкальную тему из фильма про английского сыщика Дашкевич написал спонтанно, после очередного звонка с напоминанием из Ленинграда Игоря Масленникова. Сегодня, в свой день рождения, Владимир Дашкевич на связи с Петербургом, традиционно только по телефону.

ВЛАДИМИР ДАШКЕВИЧ | Композитор-песенник СССР | Песни СССР

Уже давно в прочтении музыкальных текстов никто не делал открытий. В лучшем случае на очень хорошем уровне они читают то, что кто-то когда-то написал. Существует множество блестящих исполнителей, но они только транслируют информацию, а музыка этим не исчерпывается. Например, можно твердо сказать, что ни Паганини, ни Рахманинов, ни Лист никогда не играли по нотам. В известном смысле они вообще не знали, что это такое. Мы же не можем представить себе Смоктуновского в роли Гамлета, который произносит монолог «Быть или не быть? А наши исполнители, даже такие маститые, как, например, Гидон Кремер, постоянно читают с листа. Это вообще не исполнение. Это такое же исполнение, как пение под фонограмму. Если бы они пришли к тем профессорам, у которых учились, с невыученной партитурой, их бы просто спустили с лестницы! Вот Ойстрах играл сложнейшую музыку — Прокофьева, Шостаковича, — играл только наизусть.

И ни он, ни многие другие потрясающие музыканты не производили впечатление каких-то обитателей Олимпа. А большинство современных музыкантов не хотят играть наизусть. Ну возьми, если ты такой великий, потрать на репетицию лишний часик-другой! Тогда будет видно, сколько за твоей игрой стоит труда.

В 1962 г. Дашкевич получил второе, музыкальное высшее образование, окончив Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных класс Арама Хачатуряна. Помимо симфонической музыки сочиняет песни и другие вокальные произведения на стихи Ю. Кима, а также классических русских и зарубежных поэтов.

Люди хотят слышать прекрасную музыку — от балета «Щелкунчик» Чайковского до балета «Шерлок Холмс» Дашкевича. Музыка к последнему давно уже написана, но с его постановкой, к сожалению, есть большие проблемы. Увы, сейчас нет никакого информационного канала, на котором звучали бы произведения наших лучших композиторов. У покинувшего нас в прошлом году Гены Гладкова есть замечательный балет «Вий»; у Микаэла Таривердиева — опера «Кто ты? И таких примеров — великое множество, продолжать можно очень долго. Беда в том, что все эти произведения толком не реализованы и даже не оцифрованы — неровен час, все это пропадет, и больше этой музыки не будет. Поэтому, я думаю, нам сейчас необходимо остро ставить вопрос о немедленной организации федерального канала «Музыка». В противном случае весь огромный потенциал великих композиторов-шестидесятников, которые сейчас являются национальным достоянием, при своей очевидной востребованности так и не будет использован. Анализируя многое из вышесказанного, я открыл для себя «формулу», которой при желании могут пользоваться и другие — для того, чтобы восстановить величие трехчастной симфонической формы. Для этого надо создать новую разработку. Не буду вдаваться в сугубо композиторские технические детали — скажу лишь, что научным языком это называется ладовая поляризация. Принцип такой: экспозиция и реприза то есть первая и третья части должны быть изложены при помощи понятного людям тематического материала, а разработка должна быть авангардной. Авангард — замечательная система для разработки, но сейчас она работает вхолостую, потому что действует в отрыве от музыкальных тем. Все авангардные технологии вообще сводятся к одному: как дробить тему. То есть машина крутится, крутится, но никто ничего запомнить не может. Однако разработочная «пытка» музыкальных тем для того и нужна, чтобы создать настоящее симфоническое произведение — в этом и заключается роль авангарда. Если проводить аналогию с киномузыкой, то настоящая симфоническая тема должна обладать примерно теми же признаками, что и хорошая музыка для фильмов: ей следует быть простой, яркой, запоминающейся, но при этом поднимать определенную проблему. Если говорить предельно схематично, то новая симфоническая музыка будет содержать тональную экспозицию, авангардную разработку и тональную же репризу. То есть движение вперед через борьбу с энтропией. Дайте тему, затем раздробите ее, после чего позвольте ей, претерпевшей «мучения», вернуться в преобразованном и возвышенном виде, — и вы получите возрождение трехчастной симфонической формы. Я в последнее время выложил в интернет несколько таких произведений. Среди них скрипичный концерт, который замечательно сыграли Алена Баева и Максим Федотов; альтовый концерт в прекрасном исполнении Михаила Березницкого; «пушкинская» и «чеховская» симфонии; несколько квартетов и квинтетов. Эти сочинения вызывают живой интерес у заинтересованной публики, а главное — надеюсь, они помогут новым композиторам и исполнителям... Для того, чтобы музыкант рос, он должен оперировать новой хорошей музыкой. Ростропович за свою жизнь сыграл 297 премьер, он никогда не боялся исполнять новые сочинения — именно поэтому и был таким выдающимся мастером. Если исполнитель постоянно играет одни и те же произведения, то не испытывает напряжения и не получает удовольствия, что, как вы понимаете, весьма пагубно для творческого роста. Но молодые исполнители этих тонкостей еще не осознают, хотя техника у них примерно такая же, как у состоявшихся музыкантов. И для того, чтобы юные дарования не потерялись, им постоянно необходимо разучивать, играть, петь и ставить новые произведения. Почему на смену этому славному поколению никто не пришел? По крайней мере в кино мы внятных музыкальных композиций давно уже не слышим. Уровень киномузыки катастрофически снизился. Те композиторы, которые сегодня сочиняют для кино и собирают миллионы, в наше время не пробились бы никуда: конкуренция тогда была жесточайшая. Но важно понимать, что сопровождающая экранное действо качественная звуковая палитра не испарилась сама собой — сам идейный уровень картин резко упал. Отсюда и банальные сценарии, и притянутые за уши однотипные сюжеты, и неубедительная актерская игра. Раньше каждый режиссер был мыслителем. Мне посчастливилось работать с лучшими представителями этой профессии — с Эфросом, Товстоноговым, Любимовым, Абдрашитовым, Масленниковым, Бортко и многими другими — поэтому я знаю, о чем говорю. Сегодня же в кинематографе главной фигурой является продюсер, а режиссеры, актеры, операторы и композиторы то есть профессионалы, которые изначально и призваны делать кино подвизаются на вторых ролях. И эти самые кинопродюсеры склонны отдавать предпочтение не запоминающимся мелодиям, а дешевым поделкам, исполненным на синтезаторе. Перед такой, с позволения сказать, музыкой не стоит задачи создать красивое интересное звуковое полотно — компьютерной библиотеки различных ритмов, звуков, шумов и прочего вполне достаточно... Увы, таков неумолимый ход событий. Ведь музыка есть не что иное, как человеческая кардиограмма, она отражает нашу реальность и повседневность. Нельзя рассуждать, что раньше кардиограмма была, а в XXI веке ее не стало.

В 1957 г оду посещал семинар самодеятельных композиторов, занимался под руководством Филиппа Гершковича и Николая Каретникова. В 1959 году поступал в консерваторию, но не сдал экзамен по истории СССР доценту Трелину, хотя ответил на все вопросы. Решил подать документы в Гнесинку. В 1962 году окончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных класс Арама Хачатуряна. В 1973 году в фильме «Капля в море» впервые прозвучало его произведение, которое стало музыкальной заставкой программы «В гостях у сказки». Мелодия также использовалась в различных сюжетах «Ералаша», а в 1982 году — в фильме-сказке «Там, на неведомых дорожках...

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий