Азербайджан ранее предложил Армении пять пунктов в качестве условий для мирного соглашения: это взаимное признание границ, отсутствие территориальных претензий, отказ от применения военной силы и силовых угроз. Азербайджан и Армения стягивают войска к границе. Анализируя фактическую готовность Армении к прямому конфликту с Азербайджаном, можно утверждать, что реальных шансов одержать верх у республики очень немного. Что означает признание Арменией территориальной целостности Азербайджана.
Юрий Подоляка. Армения-Азербайджан: демаркация границы...
Как отмечает TopWar, несмотря на подписание Николом Пашиняном мирного договора с признанием древнего Арцаха частью Азербайджана, Баку "всё ещё имеет к Армении территориальные претензии". Война между Азербайджаном и Арменией может начаться до конца недели, если Армения не согласится на компромисс по вопросу принадлежности приграничных сел-эксклавов. В Международном суде завершились общественные слушания по делу «Азербайджан против Армении» на основании предварительных возражений, выдвинутых Арменией.
Пашинян: Азербайджан хочет предъявить территориальные претензии после подписания договора
Армения не имеет территориальных претензий к Азербайджану и ожидает аналогичного подхода от Баку, который пока публично не подтвердил свою приверженность соглашениям, достигнутым 6 октября 2022 года в Праге, 31 октября того же года в Сочи и 14 мая 2023 го. Согласно договоренностям, четыре армянских села должны перейти Азербайджану. Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил Euronews, что у Баку нет территориальных претензий к Армении и ждет аналогичного подхода от Еревана. Дороги на севере Армении блокируют протестующие. Из-за начала делимитации границы четыре села в Тавушской области должны перейти к Азербайджану. Когда Армения вступала в эту организацию, давайте не забудем, что ОДКБ многие годы закрывала свои глаза на то, что Армения оккупировала 20 процентов Азербайджана. Анализируя фактическую готовность Армении к прямому конфликту с Азербайджаном, можно утверждать, что реальных шансов одержать верх у республики очень немного.
Пашинян: Армения и Азербайджан согласовали основные принципы перемирия
5 мая 1994-го представители Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха подписали Бишкекский протокол, который призывал к прекращению огня в зоне конфликта. У Азербайджана больше нет территориальных претензий к Армении. После распада СССР Армения и Азербайджан подписали Алма-Атинскую декларацию, которая определила территориальную целостность бывших республик в границах 1991 года. Одновременно с этим Армения обвинила Азербайджан в агрессии и геноциде армянского народа, однако активных действий по защите своих границ Ереван пока не предпринял.
Азербайджан и Армения: Есть трения, но мир уже осязаем
Армения не имеет территориальных претензий к Азербайджану и ожидает аналогичного подхода от Баку, который пока публично не подтвердил свою приверженность соглашениям, достигнутым 6 октября 2022 года в Праге, 31 октября того же года в Сочи и 14 мая 2023 го. В парламенте Армении во вторник премьер-министр Никол Пашинян заявил, что Армения «полноценно признает» территориальную целостность Азербайджана и ждет, что Баку сделает то же, «признав всю территорию Армянской ССР как Республику Армения». Азербайджан на государственном уровне, причем уже и на территории третьих стран, предъявляет территориальные претензии к Ирану. Армения и Азербайджан договорились о взаимном признании территориальной целостности, сообщил 25 мая премьер-министр Армении Никол Пашинян, выступая на расширенном заседании Высшего евразийского экономического совета.
Алиев заявил, что у Азербайджана нет территориальных претензий к Армении
Это может означать завершение многолетнего конфликта вокруг Нагорного Карабаха — региона, населённого армянами, который Азербайджан считает своим. Принадлежность Карабаха Азербайджану признают и другие страны, однако по факту он находится под контролем непризнанной Нагорно-Карабахской республики, дружественной Армении. Конфликты между двумя народами возникали постоянно с начала ХХ века, когда распалась Российская империя. Армения её не признала, но поддерживала. С ней Арцах соединён единственной дорогой — Лачинским коридором. Во время очередного военного конфликта между Арменией и Азербайджаном в 2020 году Баку удалось получить немалую часть территории Арцаха. После завершения конфликта Лачинский коридор контролировали российские миротворцы.
Любой непредвзятый человек, естественно, это должен видеть», - сказал Ильхам Алиев, призвав при этом не использовать трибуну для необоснованных обвинений. В свою очередь, Владимир Путин, подводя итог этой незапланированной полемики, признал наличие разночтений по второстепенным вопросам, связанным со смыслом, вкладываемым в тот или иной термин. И это действительно база для того, чтобы договориться по другим, все-таки вопросам второстепенного характера», - констатировал Путин. Акцент, сделанный российским лидером на приоритетности принципа территориальной целостности, дает основание для вывода, что Азербайджан и Армения как никогда близки к заключению окончательного мира, и это положение устраивает как сами стороны, так и региональных игроков, в данном случае в лице России.
По итогам трехсторонней встречи лидеры Азербайджана, Армении и России договорились о встрече через неделю вице-премьеров трех стран для снятия, как выразился Путин, «не зачищенных пока вопросов». Как можно видеть, 35-летний конфликт постепенно приближается к своему логическому завершению. Вопреки многолетним спекуляциям армянской стороны принципом самоопределения наций Азербайджан смог отстоять свою правоту, основанную на принципе территориальной целостности государств. Отрадно, что главенство именно этого принципа подчеркнул и Владимир Путин, а стало быть это является официальной позицией российского государства. Остается надеяться, что проармянские пропагандисты в российских медиа учтут в своей дальнейшей деятельности эту реальность, как бы им ни было тяжело это делать.
Как накануне войны, так и в последующий период позиция Азербайджана была абсолютно справедливой с точки зрения Конституции СССР и норм международного права. Однако бездеятельность политической элиты Азербайджана в тот период, отсутствие политического лидера в республике еще больше осложняли ситуацию. Дальновидная личность, выдающийся государственный деятель, общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, который мог всесторонне анализировать ход процессов, руководствовался волей народа, его принципиальной позицией в решении вопросов, был способен мобилизовать население вокруг единой цели, в тот период находился в вынужденной отставке. Отдаление его от политики оказало непосредственное влияние на дальнейшее углубление конфликта, как того хотели армяне. Волна мощного давления После ввода в Баку советских войск 20 января 1990 года и учинения кровавой Январской трагедии Кремль и лично Президент Михаил Горбачев полностью утратили авторитет. Вслед за Баку советские войска совершили убийство гражданских лиц в Нефтчале и Лянкяране. В целом, во время январских событий в стране были убиты 150 человек. Трагедия 20 Января сыграла важную роль в кардинальном изменении отношения азербайджанского народа к СССР и реализации идей национальной независимости. В то время, как коммунистические руководители Азербайджана не видели коренных изменений, происходивших в национальном сознании народа, общенациональный лидер Гейдар Алиев, прибыв 21 января в постоянное представительство Азербайджана в Москве, выразил решительный протест против предвзятой политики руководства СССР в отношении азербайджанского народа, резко осудил убийство советской армией мирных людей, а затем отказался от членства в Коммунистической партии. Однако из-за того, что комитет опирался на постепенно слабеющие возможности заинтересованной в самосохранении общесоюзной системы, его деятельность с самого начала была обречена на неудачу. После августовских событий 1991 года, полностью подорвавших общесоюзную государственность, деятельность данного комитета стала бессмысленной. Сложившаяся новая политическая реальность свидетельствовала о номинальности советской власти и ее приближающемся конце. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах. Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение. В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана. Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах. Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы. В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана. В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования».
Он напомнил, что при посредничестве главы Евросовета Мишеля проводятся многочисленные важные встречи, проводилось несколько встреч с главой МИД Азербайджана также при посредничестве госсекретаря США Блинкена, встречи на разных уровнях проводятся также и в Москве, других местах. Мы несколько раз становились свидетелями того, как на встречах достигалась договоренность, однако на земле, так и не увидели реализацию этой договоренности. Например, мы до сих пор не слышали публичных заявлений от руководства Азербайджана о признании территориальной целостности Армении, тогда как такие слова на закрытых встречах слышим.
Во что уперлись переговоры по Карабаху между Азербайджаном и Арменией
Делимитация границы Армении и Азербайджана: что это значит? Что такое делимитация и демаркация и почему она так важна? Нормализация отношений Азербайджана и Армении продолжается — Баку и Ереван приступили к такому важной и непременной составляющей урегулирования, как делимитация и демаркация государственной границы. Что такое делимитация и демаркация государственных границ? Делимитация и демаркация — это два этапа оформления государственных границ между странами. Первый этап — делимитация.
Делимитация представляет собой теоретическое определение государственной границы. Представители стран проводят переговоры, в ходе которых определяют путь, по которому будет проходить граница, и наносят его на карты. Это словесное описание и карты включаются в международный договор и служат основанием для второго этапа — демаркации. Составляется ее подробная топографическая карта, на местности устанавливаются пограничные знаки, их координаты наносятся на карты. Готовится и описание прохождения демаркированной линии границы.
На следующий день к ним присоединились сельчане из Киранца и Ноемберяна. Все эти населенные пункты находятся рядом с селами, которые будут переданы Баку по соглашению о начале делимитации армяно-азербайджанской государственной границы на севере. Документ предусматривает возвращение Баку четырех неанклавных сел Казахского района Азербайджана Ашагы-Аскипара, Баганис-Айрум, Хейримли и Гызылхаджылы , занятых Ереваном в начале 1990-х. В том же направлении Армения также удерживает три анклавных села Бархударлы, Софулу, Верхняя Аскипара , возвращение которых планируется обсудить на следующих этапах. Описание северного участка границы будет составлено с учетом уточнения координат на основании геодезических измерений на местности до 15 мая.
МИД Армении указывает, что азербайджанские пользователи соцсетей и СМИ ранее сами опубликовали свидетельства о скоплении живой силы и техники у армяно-азербайджанской границы и линии соприкосновения Азербайджана с Нагорным Карабахом. Армянское внешнеполитическое ведомство отмечает, что концентрацию ВС Азербайджана своих сил на границе с Арменией подтверждают и другие источники.
Более того, Ереван как в прошлом, так и сейчас предлагает механизмы по исключению подобных рисков, однако его предложения по сей день остаются без ответа.
Это часть территории с севера граничит с Арменией, а с юга — с Турцией и Ираном. Из-за того, что Алиев упомянул Зангезурский коридор, между ним и Пашиняном возникла перепалка. По словам армянского премьер-министра, так коридор называют в Баку, а это признак территориальных претензий к Армении. Алиев заверил его, что никаких претензий нет. Российский президент Владимир Путин утихомирил ссору, указав, что терминология не так важна, как урегулирование противоречий. Ранее Пашинян уже обещал , что признает территорию Арцаха за Азербайджаном, при условии гарантий безопасности армян.
Нагорный Карабах капитулировал перед Азербайджаном
До полного завершения процесса указанные в протоколе линии между упомянутыми восемью населенными пунктами считаются делимитированными. Охрану передадут пограничным войскам. Продолжаются разминирование и геодезические измерения. Первые пограничные столбы, установленные в рамках процесса делимитации на границе Армении и Азербайджана Первые пограничные столбы, установленные в рамках процесса делимитации на границе Армении и Азербайджана В Армении не все этому рады. Говорят о предательстве интересов жителей Тавушской и других приграничных областей. Протестующие перекрывают дороги, жгут костры, скандируют антиправительственные лозунги. Некоторых задержали, в том числе в Ереване. А в аппарате Пашиняна пришлось давать разъяснения по чувствительной теме: "Азербайджан получает два с половиной села, потому что весь Кызыл-Гаджилы, значительная часть Ашагы-Аскипара и до этого находились под контролем Баку. А Республика Армения уменьшает риски, связанные с делимитацией границы и безопасностью". Сближение демонстрирует и Алиев. Сейчас мы говорим: эпоха беспредела должна закончиться — и с нашей стороны, и с их стороны", — добавил Пашинян.
Процесс будет долгим "Формальный повод претензии Еревана к ОДКБ состоял в том, что мы отказались поддержать Армению в столкновениях на границе с Азербайджаном. По одной единственной причине — непонятно было, где какая страна.
Там она приняла участие в саммите первых леди и джентльменов. Это мероприятие было впервые организовано в 2021 году супругой президента Украины Еленой Зеленской. Основной состав саммита представлен «первыми леди» европейских стран.
Эксперт Российского совета по международным делам РСМД Алексей Наумов считает , что Пашинян начал искать союзников на стороне из-за невозможности урегулировать карабахский конфликт, но в итоге зашёл в тупик. В Ереване понимали реакцию Москвы, но не просчитывали все максимально стратегически и логически. Поэтому запишем это в политические ошибки Еревана. Пока Армения уверенно движется в сторону признания Западом, Азербайджан, похоже, перестал обращать на него внимание в том объеме, как прежде. Депутаты Европарламента тоже выступают против действий Азербайджана и призывают ввести против него санкции.
В отсутствие немедленного прекращения продолжающегося нападения мы призываем Совет ЕС фундаментально пересмотреть отношения с Азербайджаном и рассмотреть вопрос о введении санкций против ответственных властей Азербайджана. Но нанесение ударов по Азербайджаном закончилось после того, как при участии российских миротворцев было достигнуто соглашение о разоружении Нагорного Карабаха. Заодно Азербайджан пользуется поддержкой Ирана, который считает Нагорный Карабах частью Азербайджана. А Иран, как известно, теперь имеет тесные связи с Россией. Сейчас там с визитом находится министр обороны Сергей Шойгу — там он с начальником генштаба Мохаммадом Багери обсуждал ситуацию в Карабахе.
Что дальше? Получается, что Азербайджан и Россия теперь полностью на одной стороне и могут вместе праздновать победу в Карабахе? Ещё не факт. Азербайджан, как показывает история, может быстро менять свою позицию. Но очевидно, что Россия упускает Армению из поля своего влияния.
Ранее в интервью изданию "Украина. Но Пашинян хочет, чтобы Запад был главным посредником при решений вопроса Нагорного Карабаха, считает он. Подробнее об этом можно прочитать в интервью эксперта в статье "Сергей Марков: Запад купил Карабах у Пашиняна, чтобы выгнать российских пограничников из Армении" на нашем сайте.
Здесь еще есть негативные факторы, которые в последние дни очень ярко проявились, — это не совсем партнерская позиция Еревана. Накануне переговоров такое заявление выглядит как минимум как попытка с самого начала подпортить их атмосферу. Трехстороннее заявление, которое было подписано в ноябре 2020 года при посредничестве Владимира Путина, представляло собой внятную и четкую программу действий. Суть сводилась к тому, что признается статус-кво, Азербайджан вернул свои территории и постепенно должен получить контроль над Нагорным Карабахом. За счет открытия границ, в том числе армяно-турецкой, за счет развития транспортных коридоров создаются экономические предпосылки для того, чтобы Армения компенсировала многолетнюю транспортную изоляцию, в которой жила страна. Но ни один транспортный коридор так и не открыли, Армения так и не согласилась на конечную имплементацию ни одного из пунктов трехстороннего заявления, и это привело к двум серьезным обострениям.
Что мы можем ожидать сегодня здесь, в Москве? С учетом того, что вчера на уровне заместителей и премьер-министров прошла встреча в трехстороннем формате и обсуждались транспортные коридоры, мы можем ожидать, что конкретные договоренности могут быть достигнуты сегодня и оформлены документально на уровне президентов. Этот вопрос уже давно согласовали: по каким маршрутам пойдет транспортное соединение, какая будет траектория, немного решены вопросы таможенного регулирования. Все это лежит уже в качестве готовых решений, но не хватало политической воли». Стоит отметить, что заявления лидеров Азербайджана и Армении о достигнутых договоренностях и возможном мирном урегулировании прозвучали на фоне взаимных претензий.
Новая война в Закавказье может закончиться взятием Еревана?
Основным преимуществом его перед морским путем через Суэцкий канал является кардинальное сокращение времени грузов в пути. Так, из индийского порта Мумбаи в Санкт-Петербург контейнеры могут попасть с юга на север за 15-24 дня против 30-45 дней через Суэц. Это объясняется более чем двукратным сокращением расстояния, что влечет за собой определенное снижение транспортных издержек. Но есть нюансы. Передел Каспия? Ключевыми транзитными странами в проекте являются, соответственно, Россия и Иран, разделенные между собой Каспийским морем.
Относительно Каспия существует три альтернативных маршрута. Второй, восточный, предполагает использование Казахстана, Узбекистана и Туркменистана в качестве стран-транзитеров. Третий, западный, тотально зависит от Азербайджана.
Протокол-описание этого участка границы, согласно договоренности от 19 апреля, должен быть согласован и подписан сторонами до 15 мая 2024 года. Еще один основополагающий документ — Положение о совместной деятельности комиссий по делимитации — должен быть согласован до 1 июля. В нем будет отражен базовый принцип делимитации — опора на Алматинскую декларацию 1991 года. После утверждения Положения Баку и Ереван разработают очередность остальных участков границы, которые будут делимитироваться. Процесс запущен — путь к миру на Южном Кавказе становится все короче. Урегулирование отношений Азербайджана и Армении Директор Института политических исследований Сергей Марков в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" рассказал о том, какое значение делимитация границы имеет для полноценного урегулирования армяно-азербайджанских отношений. Дело в том, что она позволяет сформировать бесспорные границы, с которыми согласны обе стороны — тем самым она создает очень важные предпосылки для подписания полноценного мирного договора между Арменией и Азербайджаном, фиксирующего окончание войны между государствами, продолжавшейся три десятка лет", - сказал он.
А это, в свою очередь, создает предпосылки для создания общего экономического пространства на Южном Кавказе, кто является крайне необходимым для того, чтобы народы Южного Кавказа могли развиваться. Сейчас развитие все еще сдерживается неурегулированностью отношений Азербайджана и Армении", - обратил внимание Сергей Марков. Почему Армения начала делимитацию границы с Азербайджаном? Политолог назвал несколько причин того, что Армения согласилась перейти от слов к делу в делимитации границы с Азербайджаном.
По сути, Азербайджан начал новый этап политики агрессии", - добавил он, обращаясь к корреспонденту. Пашинян напомнил, что время от времени вынужденные переселенцы из карабахского Гадрута проводят акции у здания правительства Республики Армения и правильно делают. По его словам, трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 года подразумевает возвращение всех внутренних переселенцев в свои дома. Но до сих пор жителям Гадрута никто не предложил вернуться домой.
Азербайджан в разных международных рейтингах и отчетах фигурирует как наименее демократичная страна на Южном Кавказе. Многие журналисты, политики, правозащитники прошли через тюрьмы, множество критиков режима покинули Азербайджан. Оппозиция почти не представлена в парламенте, а немногие допущенные к президентским выборам кандидаты либо сами были сторонниками действующего президента Алиева, либо почти неизвестные публике политики. В индексе свобод от Freedom House где учитываются не только страны, но и территории непризнанная Нагорно-Карабахская республика считается частично свободной, тогда как Азербайджан несвободной страной. По словам историка, окажись армяне в составе Азербайджана и в безопасности, они могли бы требовать на международном уровне, в том числе в Парламентской ассамблее Совета Европы ПАСЕ , выполнения Азербайджаном своих обязательств по правам национальных меньшинств и правам человека в целом. По мнению эксперта, цель властей Азербайджана — сделать так, чтобы армяне добровольно ушли. Лакмусовая бумажка для демократов В период 44-дневной войны 2020 года оппозиция в Азербайджане поддержала власть, оставив разногласия до окончания боевых действий. Общество тоже было солидарно с азербайджанскими военными, стремившимися вернуть территории, утраченные в ходе первой войны в Карабахе в начале 1990-х годов. Но впоследствии когда произошли новые столкновения уже на территории Армении некоторые известные критики режима стали осуждать действия азербайджанских властей. В ответ на это власти развернули против них кампанию в соцсетях, распространяя фотографии критиков властей с прифотошопленной печатью: «знай предателя». Сегодня азербайджанская оппозиция, осуждающая насилие властей в разных регионах страны, блокаду Карабаха не критикует. Азербайджанский политический обозреватель Шахин Рзаев говорит, что связанно это с тем, что оппозиция в стране на деле более националистически настроена, чем нынешняя власть, и армянам Карабаха не сочувствует. Поэтому, предложение официального Баку использовать дорогу Агдам-Ханкенди не может быть отвергнуто без последствий для Лачинской дороги. А каких именно последствий — это должно решать правительство, за которым в настоящее время свобода действий в вопросе постконфликтного урегулирования. Исходим из того, что азербайджанское правительство привержено использованию всех возможных мирных средств в этом вопросе». Кто заменит Россию? За обстановкой в регионе следит и Брюссель, а Россия не только часто высказывается по Карабахскому конфликту, но и держит в Карабахе свой контингент миротворцев. Мандат россиян закончится через два года, и пока неясно, что будет потом. Европа занята войной, развязанной Россией в Украине. В США в следующем году ожидаются президентские выборы, и ситуация в регионе, который американцы и на карте-то не всегда могут найти, вряд ли будет в центре внимания.
Азербайджан и Армения: Есть трения, но мир уже осязаем
Никаких официальных заявлений в настоящий момент опубликовано не было. Анализируя фактическую готовность Армении к прямому конфликту с Азербайджаном, можно утверждать, что реальных шансов одержать верх у республики очень немного. По состоянию на 2022 год в ВС Армении числится 42 900 человек и 210 000 в запасе, бюджет армии составляет 711 миллионов долларов. Отказ от мирного договора не было единственной предпосылкой к началу. В последних нескольких месяцев Азербайджан обвинял Армению в обстреле своих позиций, в ответ на это Армения неуклонно опровергала обвинения. За один только июль подобное произошло четыре раза. Несмотря на обвинения, Азербайджан сам несколько раз нарушал режим прекращения огня, об этом сообщало Минобороны Российской Федерации. Несмотря на то, что страна сейчас председательствует в объединении, значительных результатов в виде военной помощи достигнуть не вышло. Не мудрено, почти все страны-участницы выступают против конфликта, от Беларуси и до Казахстана.
А так как главная скрипка военной помощи, участвовавшая в разрешении конфликта в Карабахе двумя годами ранее, занята конфронтацией с Украиной, помощи ждать не стоит. Да и вряд ли Российская Федерация будет портить свои союзные отношения с Азербайджаном в угоду Армении. По правде сказать, и Азербайджан не является самым надежным другом: страна еще в марте ввела антироссийские санкции на фоне СВО, ограничив передвижение военных самолетов России. Маловероятно, что Россия примет военное участие в конфликте. Более того, Небензя заявил, что Москва считает неприемлемым применение силы. МИД России также не остался безучастным. В ведомстве еще 13 сентября выразили «крайнюю озабоченность обострением обстановки» и призвали воздержаться от дальнейшей эскалации ситуации, проявлять сдержанность и неукоснительно соблюдать режим прекращения огня, заключенный еще в 20 году. Анкара заявила, что готова ввести свой военный контингент на помощь противнику Армении.
Не остался безучастным к проблеме Армении Иран, однако представить, что государство, где большая часть населения мусульмане, предоставит помощь христианской Армении против мусульманского Азербайджана, можно с трудом.
Дело в том, что в конституции Азербайджана написано, что страна является правопреемницей Азербайджанской демократической республики — государственного образования, просуществовавшего с 1918 по 1920 год. А у этого государственного образования с точки зрения границ было все по-другому. Анклавов, например, вообще не было. Как и автономии армян Карабаха ни в каком виде. Анклавы, то есть азербайджанские села на территории современной Армении и армянские — на территории Азербайджана, образовались в 1920—1940-х годах по факту проживания в соответствующих селах армянского или азербайджанского населения.
Документов об их образовании не сохранилось. Просто советские карты Армянской ССР и Азербайджанской ССР в свое время зафиксировали эту реальность и отнесли азербайджанские села на территории Армении административно к Азербайджану — и наоборот. Мирно или сложно жили эти анклавы в советские времена — вопрос спорный. Все изменила горбачевская перестройка, развал СССР и первая карабахская война начала 1990-х годов. Существенных боевых действий там не велось в силу резкого перевеса одной из сторон над другой. Армяне быстро поставили под свой контроль все анклавы с армянским населением на территории Карабаха — Баганис-Айрум, Неркин Воскепар, Верин Воскепар, Тигранашен и с азербайджанским населением на своей территории — Бахударлы и Софулу.
Азербайджанское население оттуда ушло — и за тридцать лет армяне полностью ассимилировали эти села. Аналогичная история произошла и с армянским анклавом в глубине Азербайджана — Арцвашеном Орлиное село. Армяне ушли оттуда в 1992 году, село переименовали в Башкенд. Сейчас в Башкенде проживает ориентировочно чуть более ста человек. Это азербайджанцы-переселенцы из анклавных сел в Армении. Тоже своего рода «обмен населением».
При этом Арцвашен Башкенд остается международно признанной территорией Армении.
Что мы можем ожидать сегодня здесь, в Москве? С учетом того, что вчера на уровне заместителей и премьер-министров прошла встреча в трехстороннем формате и обсуждались транспортные коридоры, мы можем ожидать, что конкретные договоренности могут быть достигнуты сегодня и оформлены документально на уровне президентов. Этот вопрос уже давно согласовали: по каким маршрутам пойдет транспортное соединение, какая будет траектория, немного решены вопросы таможенного регулирования. Все это лежит уже в качестве готовых решений, но не хватало политической воли». Стоит отметить, что заявления лидеров Азербайджана и Армении о достигнутых договоренностях и возможном мирном урегулировании прозвучали на фоне взаимных претензий.
Алиев считает, что премьер Армении необоснованно обвинил его в территориальных претензиях. Пашинян заявил, что на Лачинском коридоре не должно быть азербайджанских сил. Ильхам Алиев: «Извините, конечно, но в словах премьер-министра опять прозвучало обвинение. Если вы заметили, в моих словах ни во время выступления, ни во время реплики обвинений не было, но я не могу это оставить без ответа. Азербайджан никакой коридор не заблокировал. Дорога Лачин — Ханкенди открыта.
Президент России Владимир Путин выразил надежду на официальную договорённость между Ереваном и Баку по вопросу территориальной целостности, которая станет основой для последующего решения других вопросов. Ранее в интервью изданию "Украина. Но Пашинян хочет, чтобы Запад был главным посредником при решений вопроса Нагорного Карабаха, считает он.