Новости свадебные обычаи и традиции в россии

Все чаще можно услышать о выездной регистрации, без классических караваев, Свадебные обычаи и традиции в России, сватовство, свадебное платье, фата невесты, венчание, свадебная прогулка, выкуп невесты.

Названы самые любимые свадебные традиции россиян. Драка в них не входит

И поговорим сейчас, конечно же, о свадьбе, а точнее – о необычных русских свадебных традициях, некоторые живы до сих пор. русские свадебные традиции и обычаи 3 Самый главный свадебный обряд в русских традициях – сватовство. необычайно красивых, торжественных, трогательных мероприятий. Современная русская свадьба сохранила в себе традиции древнерусской свадьбы и включила в себя обычаи других народов.

Русские свадебные традиции и обычаи

Из данной статьи вы узнаете о свадебных традициях и обычаях в России, особенности церемоний и обрядов на свадьбе. Традиции, обряды, сценарии» пишут, что в старину в России последний день перед венчанием называли вечерухой или надвечерьем брака. Самая любимая свадебная традиция среди жителей СФО и ДФО — бросание букета невесты: этот обычай соблюдали на своей свадьбе 57 % опрошенных женатых пар. Как видим, у предков были довольно интересные обычаи и традиции, многие из которых сохранились до сих пор, хотя несколько в искажённой форме. Свадебный портал для молодожёнов расскажет, какие традиции на свадьбе в России всё больше становятся популярны, а какие свадебные обряды отходят на второй план. Еще в начале XX века Россия сохраняла множество традиций и обрядов, которые корнями уходят в дохристианские времена.

Традиции и обряды русской свадьбы

Свадебные традиции и обычаи Свадебные обычаи даже в дореволюционной России нельзя назвать дикими и неприемлемыми для современных людей.
Современная русская свадьба | Best Day Planner Современные традиции на свадьбе в России уже устоялись, обычно все проводится по одному сценарию, за редким исключением иногда вносится разнообразие.

Жители Тулы предоставили свыше 110 фото из личных архивов в рамках выставки о свадьбах

Это часть приданного, которое вручалось девушке. Рушник оставался в доме молодоженов навсегда после проведения свадьбы. Рушники использовались при венчании, их должно было быть два: на одном молодожены стоят, а вторым связываются их руки. Сегодня же на рушнике подается хлеб-соль молодым. Невеста должна была вышить не только рушник, но и рубашку жениха в преддверии праздника. Букет и бутоньерка Если говорить о традициях русской свадьбы, то много лет назад букет для невесты составлял ее суженый. Для этого он мог просить у соседей цветы, растущие в их садах, и они не могли ему отказать.

Также он мог рвать цветы и на поле. Цветы жених должен вручать невесте после того, как прошел все испытания «выкупа». Если же невеста берет в руки букет, то это говорит о том, что она согласна связать с мужчиной свою жизнь. После этого один из цветков невеста должна приколоть на груди жениха. Но сегодня вряд ли невеста позволит своему супругу купить букет, так как он должен сочетаться с ее платьем и стилем торжества. А ведь, согласно традициям, жених не должен видеть невесту в свадебном платье до вступления в брак.

Обычай бросать букет в толпу незамужних девушек пришел в Россию из Европы. Но, как показывает статистика, подобная примета сбывается не так часто. Раньше же вокруг невесты собирали хоровод, а та с закрытыми глазами дарила букет одной из подружек. Колдун На свадьбу молодых приглашался колдун, который проводил свои обряды и защищал дом от неприятностей, а молодоженов —от сглаза. Если говорить о современности, то никто не проводит никаких обрядов, а в роли колдуна выступает тамада, который веселит публику и проводит некие обряды со свечой и хлеб-солью. Осыпание зерном и гадание Сегодня вряд ли кто-то вспомнит старую добрую традицию русской свадьбы — осыпание молодоженов зерном.

После выхода из церкви гости с обеих сторон должны осыпать мужа и жену зерном. Во время этого супруг должен нести невесту на руках. Но сегодня, если и используют эту традицию, то вместо зерна бросают монеты, рис или лепестки роз. Еще одной традицией русской свадьбы можно назвать гадание на пол будущего ребенка. После выхода из ЗАГСа молодые должны привязать к лапкам голубей две ленточки — розовую и голубую — и выпустить птиц из рук. Какая из птиц взлетит выше, такого пола и будет первенец: с розовой лентой — девочка, с голубой — мальчик.

Семейный очаг На русской свадьбе много внимания уделялось созданию семейного очага. Это один из красивых и волнительных обрядов как для новобрачных, так и для их родителей. Оказывается, еще на Руси изготавливали семейный очаг, который потом долгое время служил символом и оберегом семьи. Ранее суть обряда заключалась в следующем: родители обеих сторон зажигали свечи и передавали их молодым, произнося слова напутствия и советы молодой хозяйке. Сегодня же подобный обычай проявляется несколько иначе, но его суть сохраняется. В прошлом веке использовали простые свечи для проведения ритуала, сегодня же молодые покупают красивые ароматические, чаще всего красного оттенка.

Согласно традиции, свечи нужно зажигать, когда в семье наступают неблагоприятные моменты. Под воспоминания самого прекрасного дня в жизни семьи все переживания и невзгоды должны уходить из дома. Благодаря этому обычаю родители передавали свой опыт детям, и так объединялись две семьи в одну большую. Не обязательно передавать семейный очаг четырем членам семьи, это могут сделать только мамы молодых. Зажигая свечу, родители должны принять обоих детей и обещать любить их, как своих родных. Застолье Застолье — это одна из традиций русской свадьбы, которая, прежде всего, говорила о достатке родителей невесты и жениха.

На праздничном столе не было простых блюд, каждое из них имело определенный смысл и появлялось на столе неспроста. Задачей родителей молодых являлось накормить как можно больше народа. На столах обязательно должны присутствовать следующие блюда: Мясные и рыбные блюда. Праздничный торт. Сегодня же застолье переносится в банкетные залы, где собираются гости. И готовят этот стол не родители и даже не новобрачные, а работники ресторана, которые получают за это деньги.

Девичник и мальчишник Кто-то считает, что девичник и мальчишник — это современная традиция, однако нет, проводились подобные посиделки еще на Руси. Невеста в доме у себя собирала подружек, они плели косы, ходили в баню, а невеста слушала от замужних подружек, каково это — быть в браке.

После того подносили свахе мису с осыпалом; она осыпала невесту и жениха и опахивала сорока соболями, которые держал, как выше сказано, один из свадебных чинов, называемый держальником. У посадских людей во время расчесывания был такой обычай: когда жених и невеста сидели, отделенные друг от друга покровом, им приказывали приложить щеки к покрову. Перед ним держали зеркальце, и жених мог увидеть в зеркало лицо будущей своей жены и дружелюбно ей улыбнуться; в то же время один из гостей подходил к ним в вывороченной шубе вверх шерстью и желал невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе.

Во все продолжение обряда окручивания невесты сидячие боярыни и девицы пели свадебные песни; а дружка, взяв нож, подходил к отцу и матери невесты и говорил: — Благословите резать перепечи и сыр? Дружка резал перепечу и сыр на мелкие куски, клал на большое блюдо, накладывал туда же множество ширинок и отдавал поддружему или меньшому дружке; сам получал от невесты вышитый ее руками убрус и подносил его жениху; а меньшой дружка разносил и раздавал всем гостям куски перепечи и ширинки, также посылал отцу и матери жениха, оставшимся в своем доме. В то же время сваха осыпала свадебных бояр и гостей, то есть бросала в толпу их гостями все, что было на осыпале, — серебряные деньги, хмель, куски материй и прочее, и всяк налету хватал, что успевал схватить. Между тем подавали другое яство, за нею подавали третье; как только оно появлялось на столе, сваха подходила к родителям невесты и просила благословения — везти молодых к венцу. Церемония до ухода в церковь в брачном доме.

Миниатюра «Благослови Бог! Все вставали. Родители брали по образу, обыкновенно в окладах с драгоценными украшениями. Подле них становился священник. Новобрачные кланялись и принимали благословение.

Отец и мать разменивали их кольцами и, взяв дочь за руку, отдавали ее жениху, взаимно кланяясь друг другу. Наконец, отец брал плеть и ударял ею свою дочь, говоря: «По этим ударам ты, дочь, знаешь своего отца; теперь эта власть переходит в другие руки; вместо меня за ослушание тебя будет бить твой муж! В продолжение этого обряда каравайщики и свечники выходили. За ними выступали свадебные гости. Устилался путь кусками материй, и новобрачные шли по этим кускам к дверям.

Женихова и невестина свахи вели невесту за руки, все еще закрытую. Тысяцкий устраивал порядок шествия. Между тем те, которые держали сорок соболей, взятых с места, где сидели новобрачные, клали их на то же место, а скатерть, на которой резали перепечи и сыр, складывали и отдавали ключнику. Венчание На дворе перед крыльцом стояло множество оседланных лошадей и колымаг или каптанов. Когда свадьба происходила у бояр, близких особ царя, то им на этот торжественный день давались царские лошади и экипажи.

Сани невесты убирались до того нарядно, как только допускал это достаток; описывают, что она поволакивалась атласом, а на седалище клалась бархатная подушка; богатый ковер спускался со спинки; под дугой привешивались лисьи и волчьи хвосты. К таким саням подводилась невеста, в санях сидело другое лицо: его следовало свести, точно так, как сводится сидевший подле невесты, вместо жениха. Невеста садилась вместе с двумя свахами. Над нею держали соболей. Этот обряд соблюдался также и относительно жениха.

У крыльца стоял его аргамак, а на аргамаке сидел другой; когда являлся жених, то этот другой вставал и шел пешком, а жених садился на аргамак и ехал к венчанию. Если же, по причине непогоды, нельзя было ехать верхом, то жених садился с тысяцким в сани или в коляску, а тот, кто прежде сидел в экипаже, шел пешком. Жених должен был ехать с своим поездом вперед и прибыть ранее невесты. В самых простых свадьбах новобрачные ездили, а не ходили пешком. В простонародных свадьбах впереди поезда пели свадебные песни и забавники отпускали шутки.

Это не одобрялось Церковью, и духовные особы свадебные песни называли нелепым криком и козлогласованием. Когда молодые входили в церковь, то ясельничий со своим двумя помощниками стерег коня и сани, чтоб кто-нибудь не перешел дороги между верховым конем жениха и санями невесты и чтоб вообще лихие люди не наделали чего-либо дурного колдовством, в которое тогда сильно верили. Путь от церковных дверей до аналоя устилался кусками материй; самое место пред аналоем также устилалось, и сверх того, на нем клали соболей. Когда свадьба была вечером, то жених и невеста тотчас после прихода в церковь становились на свои места; но иногда свадьбы были после обедни: тогда жених и невеста становились у церковных столбов и слушали литургию и по окончании… становились к аналою. К свету Божьему» После венчания невесту раскрывали, и священник читал новобрачным поучение; в нем обыкновенно наставлял их ходить часто в церковь, слушаться духовников, хранить посты и праздники, подавать милостыню, а мужу повелевал жену учить палкою, как подобает главе.

Потом брал жену за руку, вручал мужу и приказывал им поцеловаться. Жена в знак повиновения припадала к ногам супруга и касалась челом его сапога, муж же покрывал ее полою своего платья в знак будущего покровительства и защиты. Наконец священник давал новобрачным деревянную чашу с вином; муж принимал, отпивал и давал жене; та отведывала и опять подавала мужу. Таким образом, оба пили три раза, наконец, муж допивал, бросал под ногу чарки и топтал ее разом с женою, приговаривая: «Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут посевать между ними раздор и нелюбовь». Существовало поверье, что кто из супругов прежде успеет наступить на чашу, тот удержит за собою первенство пред другим.

Но как ни старались в этом жены, им никогда этого первенства не удавалось [1]. Потом подходили свадебные гости и поздравляли обвенчавшихся, а между тем тысяцкий уже посылал дружку вперед к отцам жениха невесты и к оставшимся в доме свадебным чинам известить, что молодые обвенчались в добром здоровье. Каравай В то же время дружка разрезывал каравай, и священник его вероятно, чрез того же дружку посылал отцам обоих семейств как символ будущего их свойства и родственной приязни, и оба рода давали обещание быть людьми одного стола и одного хлеба — хлебосолами и жить дружно, как зерна одного колоса. При выходе из церкви сваха осыпала новобрачных хмелем, семенами льна и конопли, желая счастья, другие дергали за рукав, показывая вид, будто хотят разлучить ее с женихом, а жена тесно прижималась к своему суженому. Если венчание было вечером, из церкви весь поезд отправлялся в дом мужа; у простого народа сопровождался он песнями, криками и плясками.

Когда поезд прибывал в дом мужа, навстречу выходили отец и мать жениха, с образом и с хлебом-солью благословляли новобрачных. Вероятно, на свадьбах частных людей, если венчание было после обедни, новобрачные разъезжались по своим домам, а уже к вечере жену проводили в дом мужа, и там происходило брачное торжество. Приезд молодого от родителей в дом тестя на свадебный пир При входе в дом потешники, по распоряжению ясельничьего, играли в сурьмы и бубны чинно, благолепно, доброгласно. Тогда новобрачные садились за стол: все также садились на свои места, и невеста, будучи открытою, должна была плакать по обычаю , выражая тем разлуку с родителями и робкий страх нового образа жизни, причем женщины и девицы пели печальные песни. Ни жених, ни невеста не должны были ничего ни пить, ни есть, хотя перед ними ставили разные кушанья.

Когда гостям подавали третью перемену — лебедя, перед новобрачными ставили жареную курицу; дружка брал эту жареную курицу и обвертывал скатертью, второю из трех скатертей, положенных на постели перед новобрачными до венчания. При этом он обращался к отцу и матери и говорил: — Благословите вести молодых опочивать! Те отвечали «Бог благословит» и шли к дверям; отец останавливался у дверей, а мать шла к сеннику. Тогда дружка уносил курицу в сенник, за ним шли свечники, каравайники и ставили свечи в кадь со пшеницею, стоявшую в изголовье брачного ложа молодых. Тысяцкий, дружка и свахи вставали, жених и невеста подходили к дверям; и отец брал за руку невесту и говорил жениху: — Сын наш!

Божьим повелением а если свадьба устраивалась по повелению царя, то прибавлялось и «царским желанием» и благословением нашим и матери твоей повелел тебе Бог сочетатися законным браком и понять взять такую-то. Приемли ее и держи, как повелел Бог и как Он чадолюбивый устроил в законе нашей истинной веры и святые апостолы и отцы предаша. Брачная комната Сын брал жену за руку, выходил с нею из дверей и шел из сенника; тут встречала их мать или сваха в вывороченной шубе мехом кверху, посыпала их хмелем или льняным семенем. Таким образом новобрачные входили в сенник. Гости уходили в покой, откуда вышли, и продолжали допировывать, и дружка и сваха вступали с новобрачными в сенник и раздевали — дружка жениха, а сваха невесту, и потом сами уходили, чтобы присоединиться к прочим гостям и продолжать пирушку.

Когда молодые были на сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника ходил или ездил ясельничий с обнаженным мечом для предохранения от всякого чародейства и лиходейства. По прошествии некоторого времени отец и мать посылали дружку узнать о здоровье новобрачных; если чрез дверь жених отвечал, что он в добром здоровье, это значило, что между ними доброе совершилось, и тысяцкий тотчас посылал к родителям невесты сказать, что новобрачные в добром здоровье; дружка за то получал подарки, и все свадебные гости отправлялись в сенник кормить новобрачных. Кормление молодых Как жених, так и невеста ничего не ели в тот день, и теперь пищею была им та самая курица, которую дружка им приносил в сенник, обвернутая скатертью.

Самым важным было официальное объявление согласий отцов каждой из стороны и объявление даты. Стороны как бы заключали «свадебный договор», который скреплялся привселюдным «рукобитием» — отцы семейств пожимали друг другу руки. Именно отсюда пошло крылатое выражение «ударить по рукам».

Интересно, что в процессе обручения окончательно утверждался не только размер «приданного», но и размер «клада». Этим словом называли гарантии материального обеспечения невесты со стороны семьи жениха. В том случае, если будущий муж не справится со своими новыми обязанностями, жена должна была какое-то время жить за счет этих средств. Подготовка Подготовка невесты к свадьбе Дальнейшие действия в русской свадебной традиции сильно менялись, в зависимости от эпохи и региона. В целом, их суть сводилась к подготовке торжественной церемонии венчания. Будущая невеста носила уже другую одежду чем сообщала окружающим о предстоящем событии.

Иногда проводился девичник, только суть его отличалась от современных гуляний женской компании. Молодая собирала незамужних девушек, чтобы они помогли ей вышить свадебную одежду и подготовить приданное. Жених тоже не бил баклуши. Ему нужно было позаботиться о выкупе, свадебном поезде и месте для пира. А уже перед самой церемонией венчания, молодой вместе с друзьями шел в баню, чтобы очиститься от всех грехов холостяцкой жизни. Пешая свадебная процессия была только у самых бедных слоев населения.

Сбруя лошадей украшалась цветами и лентами, участники процессии пели песни и желали здоровья и благополучия новобрачным.

Подавался он мамой жениха на рушнике, который вручную вышивала невеста. Первыми отщипнуть по кусочку от каравая должны были молодожены, затем угощали всех гостей. Если в этот же день планировалось венчание, то пекли два хлеба. Второй оставляли в церкви как дар. Сегодня можно купить готовый каравай или заказать его в пекарне. Чаще всего молодым каравай преподносят на входе в ресторан, где отмечается торжество. Считается, что тот, кто отщипнет больше кусочек, будет главой семьи.

Подавляющее большинство молодых людей не поддерживают интрижки на стороне Свадебные традиции в России — 2024: выкуп невесты Выкуп невесты — это исключительно русская традиция, которая пришла к нам от древних славян. Наши предки считали, что после свадьбы родители невесты теряют дочь и хозяйку, так как молодая жена переходила в дом мужа, поэтому вправе расчитывать на компенсацию. Плату вносили сваха, жених и его дружки. Чем богаче был жених, тем больше был выкуп.

Игры в покойника. Странные свадебные традиции на Руси

Именно на смотринах семьи принимали окончательное решение о том, состоится ли брак, а также о размере приданого. Для девушки этот день был, пожалуй, самым важным. Конечно, окончательное решение принималось главой семьи, однако по факту в большинстве случаев все решала будущая свекровь. Обручение в русской традиции Помолвка в православном мире существенно отличалась от западного.

Хотя наши предки также использовали кольца, этот аксессуар не был главным. Наиболее важным для будущих молодожен было официальное согласие отцов обеих семей, а также объявление даты. Стороны как бы заключали «договор», который скреплялся «рукобитием», то есть отцы семейств пожимали руки.

Интересно, что в процессе обручения точно утверждался не только размер «приданного», но и размер «клада». Так называли гарантии материального обеспечения девушки со стороны семьи жениха, поскольку занималась этим именно она. Если будущий муж не справится со своими новыми обязанностями, жена будет жить на эти средства какое-то время.

Подготовка Последующие действия в русской традиции могли сильно отличаться в зависимости от эпохи и региона. Их суть сводилась к подготовке к церемонии венчания. Будущая невеста должна была носить уже другие одеяния — таким образом она сообщала о том, какое событие ей предстоит.

Девушке помогали ее подруге в украшении свадебной одежды и подготовке приданого. Жених тоже не отдыхал: он готовился к выкупу, искал подходящее место для пира. А перед свадьбой отправлялся на «мальчишник», как это называют сегодня: вместе с друзьями он посещал баню, чтобы очиститься от грехов холостяцкой жизни.

Утром в день свадьбы жених должен был прислать невесте подарок, которых говорил о его верности. Это могла быть шкатулка с гребнем, сладостями и лентами. С момента получения подарка невесту начинали переодевать, подготавливали к обряду бракосочетания.

Во время одевания и причесывания подруги пели печальные песни и плакали, а невеста должна была плакать еще сильнее, чем накануне. Считалось, чем чем больше девушка наплачется до свадьбы, тем легче ей будет в супружеской жизни. В это время в доме жениха собирался «свадебный поезд» Тем временем в доме жениха собирался так называемый свадебный поезд: повозки, в которых сам жених и его дружина отправлялись за невестой с дарами ее подругам и родителям.

Чем богаче семья жениха, тем длиннее должен быть поезд. Когда все приготовления завершались, поезд отправлялся к дому невесты под пение и танцы. В некоторых селах даже брали плату со сватов, которые лишь шли с предложением.

Однако эта плата была чисто символической и взималась в виде совершения определенного действия. А предметом выкупа могла быть не девушка, а что-либо из ее вещей. Эта была очень веселая и интересная часть всей церемонии.

Кстати, наши предки любили подшучивать над женихом, предлагая ему другую девушку. Венчание в церкви Считается самым важным таинством во всем свадебном ритуале. Во время этого процесса невеста становилась женой, а жених — мужем.

Священнослужитель, который проводил обряд, надевал самые торжественные и красивые наряды, а на головы молодоженам надевали венцы в виде короны. Ряд действий во время венчания символизировал единение молодоженов. Например, им связывали руки одним полотенцем или поясом, они пили из одной емкости или ели один кусок хлеба.

Близкородственные браки не разрешались. Помимо кровного родства существовало еще родство по вере, и там были свои ограничения. Поэтому часто девушке предстояло ехать далеко от дома, «во чужу деревню».

В некоторых областях допускались знакомства во время церковных праздников, ярмарок, посиделок, хороводов. Знакомилась молодежь и на чужих свадьбах. Юон Пляска свах.

Лигачево Московская губерния , 1912 Невесту готовили будто умирать Далекие расстояния и трудность жизни — причина, по которой на русском Севере, например, свадьбы были похожи на похороны. Переход невесты в новый статус сопровождался причитаниями и плачем, будто по покойнице. Грибков «Благословение на свадьбу» 1886 А вот в южных областях России свадьба — праздничный, яркий каравайный обряд, в котором гораздо меньше причитаний.

Ритуалы в бане помогали выяснить, здорова ли невеста В бане за пару недель до свадьбы собирались важнейшие женщины: сваха, мать жениха и повитуха. При мытье они внимательно смотрели, нет ли у невесты физических изъянов, синяков, ссадин, кожных болячек. Достаточно ли она здорова, чтобы быть матерью, сможет ли выносить и родить детей?

Вот почему так важно было, чтобы на теле девушки не было ни царапинки. Ведь если что-то могло показаться старшим женщинам подозрительным, могла расстроиться вся свадьба. А за физический изъян сваты были вправе просить увеличить размер приданого.

Поэтому семья невесты с момента сватовства освобождала девушку от работы в поле и оберегала ее здоровье. Накануне свадьбы дня или рано утром в свадебный день невеста шла в баню с подругами или с родителями.

Продуцирующие действия — наделяющие людей какими-либо благами, например, осыпание новобрачных зёрнами сулит богатство. Обманывающие действия призывали скрыть истинный смысл происходящего, например, разыгрывание покупки невесты, использование в речи околичностей и метафор, переодевание новобрачных. Скрывающие обряды делали объект ритуала невидимым для злых сил, к примеру, фата невесты. Обряды очищения — мытьё в бане, умывание на второй день свадьбы. Содержание и значение этих магических действий мы подробно рассмотрим в соответствующих темах книги. Свадебные чины Свадебный чин — это должность, которая обязывала человека выполнять определённые функции на свадьбе. Наименование чина, а также функции конкретного персонажа варьировались в зависимости от локальных свадебных традиций. Представим вариант обобщённого взгляда на основные роли участников праздника.

Жених и невеста, их родители эти роли будут проясняться по ходу чтения книги. Тысяцкий, свадебный генерал, старший сват, большой боярин — считался первым свадебным чином. В старину на эту роль приглашали уважаемого и счастливого в браке мужчину, избираемого, как правило, со стороны жениха. Он был ответственным за общий порядок, являлся административным распорядителем, а фактически всё время был с женихом и поддерживал его. Именно тысяцкий чаще всего проводил народные обряды соединения жениха и невесты. Дружко дружка , дружко больший — важнейшая должность, своего рода ведущий. Он был ответственен за духовно-волшебную составляющую свадьбы, помогал правильно провести обряды. Не нужно путать дружку с холостым другом жениха. Последний часто назывался поддружьем, но в некоторых областях России например, в традиции западнорусской свадьбы также звался дружкой, что иногда создаёт путаницу. Вот как об этом писал В.

Даль: «Где бывает по двое и более дружек, из холостых, там это помощники и прислужники». А вот как В. Даль описывал главного дружку: «Женатый молодец, главный распорядитель, бойкий, знающий весь обряд, говорун, общий увеселитель и затейник; он же уводит и ночью стережёт молодых; ему помощник поддружье и третьяк. В Сибири дружка самое почётное свадебное лицо, дока, знахарь, который отводит всякую порчу». На Русском Севере дружку ещё называли вежливец от слова «ведать» — действительно, ведовство магия было важной частью его функций, он исполнял обязанности колдуна: оберегал свадебный поезд и молодую пару, читал заговоры. Часто дружко имел при себе красиво украшенную плеть реже посох , с помощью которой крестил поезд и дорогу в начале и в конце пути. Плетью он был обязан ударить по месту, на которое сядут молодые во время пира, бил ею по дверям в доме жениха, а также по брачной постели. Избираться дружка мог как из родни жениха, так и из родни невесты бывало, но редко , но чаще не был родственником, а являлся просто известным в округе уважаемым человеком, не принадлежавшим ни одной из сторон свадьбы. Нейтральный характер этой должности выражался в следующих функциях: нередко накануне свадьбы дружко приглашал гостей от имени и невесты, и жениха; свадебным утром дружка помогал жениху пройти подготовительные предсвадебные ритуалы, затем ехал к родне невесты — узнать, всё ли готово к выкупу, и снова возвращался к жениху, чтобы помочь поезду благополучно добраться до дома невесты; дружка следил за всеми обрядами, даже за самыми интимными. Если дружко был вежливцем, его могли пригласить в баню, где парилась перед свадьбой невеста, чтобы он провёл очистительные обряды, и никто не считал зазорным, что они оба там были нагими11.

А после брачной ночи по сведениям «Домостроя» невеста, простоволосая и одетая только в халат на голое тело и шубу, звала дружку, чтобы он осмотрел её заранее приготовленную сорочку сама невеста при этом пряталась за ширмой. На некоторых свадьбах все магические функции поручались отдельному персонажу — вежливцу. Отличительным знаком дружки часто был рушник, перевязанный через плечо, либо два рушника через плечо крест-накрест. Обычно дружке платили деньгами и хлебом. Друг жениха, поддружье, дружко младший, боярин — магический заместитель жениха, а также помощник главного свадебного распорядителя. Он всегда находился неподалёку от новобрачного. Поддружье имел право участвовать в торге на выкупе вместо жениха что особенно ярко проявлялось в западнорусских областях. В западнорусских регионах его отличительным знаком был венок из восковых цветов с красными лентами, приколотый к левой груди, в других землях — перевязанный через плечо рушник прообраз современной ленты с надписью «свидетель». Друзья жениха, бояре, женихи — неженатые приятели новобрачного. Они могли украшать себя красными деталями одежды все как один были в красных рубахах вместе с остальными поезжанами, либо просто дополняли костюмы красными лентами.

В некоторых областях России частью костюмов друзей жениха были топорцы декоративно-ритуальные топорики, состоявшие из основы и бартки в виде секиры. Подруга невесты, боярка большая — была главной помощницей и магическим заместителем невесты. Эта девушка всюду сопровождала новобрачную во время предсвадебной недели и на самом торжестве держалась рядом. Обычно её просили расплести косу невесте перед свадьбой. В её обязанности часто входило проведение торга на выкупе. Отличительным знаком боярки большой был венок из восковых цветов с красными лентами, приколотый к левой груди в западнорусских регионах. На русской свадьбе, кроме главной подруги, были и другие подружки невесты боярки , которые должны были помогать исполнять её роль. До обряда сочетания невесту прятали среди её подруг, чтобы обмануть нечистую силу, поэтому цвет нарядов подружек часто был таким же, как у неё самой белым, как правило. Свашки, свахи — в старину тётки и крёстные матери обоих новобрачных, реже — дочери крёстных, замужние сёстры новобрачных. Свашки со стороны невесты всегда были при ней, поддерживали её за руку, сидели рядом за столом.

Посаженные родители обязательно присутствовали на свадьбе, если настоящие уже умерли или не могли посетить торжество, и выполняли все их функции. Даже если с родными отцом и матерью было всё в порядке, на некоторые домашние обряды первую часть «княжьего» стола и венчание, присутствовать на котором родителям запрещалось всё равно приглашали посаженных родителей. Часто на эту роль звали крёстных. Посаженная чета — это ритуальная пара, магический заместитель новобрачных. На эту должность обычно назначали настоящую супружескую пару. Часто «по совместительству» эту роль выполняли: тысяцкий и его жена, либо дружко и его жена, либо посаженные родители. В обязанности посаженной четы входило «показывать дорожку» первыми целоваться при возгласе «горько» , выполнять некоторые обряды перед и после брачной ночи этому будет посвящён отдельный раздел , устраивать послесвадебную баню для новобрачных. Так же, как жених и невеста, они воздерживались от пищи на свадьбе, и для них устраивалась их собственная «брачная ночь». Как двойники новобрачных, они должны были запутать злые силы, а также по принципу подобия зародить у новобрачных такие же благополучные супружеские отношения, что и у посаженной четы. Ритуальные муж и жена не проводили весь свадебный день рука об руку.

Этот свадебный чин известен с XII века и до наших дней. Сторож — часто это была женщина, которая сидела возле невесты в начале выкупа, а далее разметала дорогу молодым наряженным веником или метлой листовой, а не голой. Глядельщики, зрители — лица, которые не были приглашены на свадьбу, но приходили «поглядеть». По неписаному закону, они никогда не присоединялись к песням, пляскам, не переступали порог, а наблюдали, стоя за дверьми, глядя в окна. В прошлом такие зрители обязательно должны были присутствовать на свадьбе — таким образом достигалась «всенародность» и санкционированность обществом брачного торжества. Музыканты, певцы, певцехорки — приглашённые за вознаграждение исполнители. Обычно не должны были являться родственниками новобрачных.

А в Древней Греции разбивали гранат и чем больше зёрен граната разлетятся возле двери дома, тем богаче будет жизнь новоюрачных.

Свадебная традиция - каравай при встрече Встреча молодоженов «хлебом-солью». Как правило, каравай подаёт свекровь. По традиции молодожены должны откусить первый кусок от каравая: чей из них окажется больше, тот и будет хозяином в семье. Свадебная традиция - первый танец молодоженов Ещё во времена Петра Первого молодые открывали свадебный бал. Свадебная традиция - танец отца и дочери Последний раз её держит в своих руках отец. Теперь она ему не принадлежит. Он передаёт своё сокровище - мужу. Таким образом, это последнее единение отца и дочери.

Свадебная традиция - семейный очаг Родители молодых зажигают свечи и передают их жениху и невесте вместе со своей житейской мудростью, любовью и семейным теплом.

Современные свадебные традиции и обряды

Традиции и обычаи на свадьбе История свадебных обычаев и традиций. Свадебные обычаи имеют свою древнюю историю, которая начинается задолго до нашей эры.
Русская свадьба - традиции и современность Современные свадебные традиции и обряды в России.

Названы самые любимые свадебные традиции россиян. Драка в них не входит

Свадебный портал для молодожёнов расскажет, какие традиции на свадьбе в России всё больше становятся популярны, а какие свадебные обряды отходят на второй план. В конце свадебного вечера по традиции невеста бросает свой букет толпе незамужних девушек. часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы, но в любой традиции именно с этого дня начиналась. Свадебные традиции в России — это не только выкуп и каравай. А вот в южных областях России свадьба – праздничный, яркий каравайный обряд, в котором гораздо меньше причитаний. Приметы и обычаи свадьбы. За свадебным столом молодожены должны были переплести ноги или поставить нога на ногу, чтобы между ними не пробежала черная кошка.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий