Полярники завершили подготовку нового зимовочного комплекса «Восток» на одноименной станции в Антарктиде.
На российской станции в Антарктиде начал работу новый зимовочный комплекс
Президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко принимают участие в запуске нового зимовочного комплекса (НЗК) станции «Восток» в Антарктиде. На российской станции «Восток», расположенной ближе всего к южному полюсу Земли, начал работу новый зимовочный комплекс. Новый зимовочный комплекс «Восток» введён в опытно-промышленную эксплуатацию.
Российские полярники приступили к сезонным работам по возведению НЗК Восток
О начале работ над проектом нового зимовочного комплекса станции «Восток» стало известно в конце 2018 года. Главная цель нового зимовочного комплекса станции “Восток” – укрепление позиций российской науки в Антарктике», – отметила в ходе осмотра Виктория Абрамченко. "Открытие нового зимовочного комплекса на легендарной станции "Восток" – это событие большое и знаменательное и для наших ученых-полярников, я думаю, что даже для всей страны", – заявил российский лидер. 28 января в Антарктиде открыт и запущен в эксплуатацию новый зимовочный комплекс станции «Восток». Президент Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко по видеосвязи приняли участие в церемонии открытия нового зимовочного комплекса станции «Восток» в Антарктиде.
ООО «ОЗСК»: новую станцию «Восток» создавали в Гатчине
Новый зимовочный комплекс будет состоять из пяти модулей общей площадью около двух тысяч квадратных метров. Мы уже рассказывали, что 28 января нынешнего года был введён в опытную эксплуатацию новый зимовочный комплекс станции Восток в Антарктиде. Сегодня, 28 января, Владимир Путин, президент России, принял участие в официальной церемонии ввода в эксплуатацию нового зимовочного комплекса станции «Восток» в Антарктиде — об этом сообщило информационное издание «Ведомости» со ссылкой на. Новый зимовочный комплекс российской антарктической станции «Восток» ввели в опытную эксплуатацию в день открытия Южного континента Земли. Создание нового зимовочного комплекса антарктической станции "Восток" завершено, его отправка в Антарктику запланирована на 1 октября, сообщили в четверг в пресс-службе вице-премьера Виктории Абрамченко. Новый зимовочный комплекс станции изготовлен на опытном заводе строительных конструкций в Гатчине (Ленинградская обл.).
Новый зимовочный комплекс станции «Восток» доставили в Антарктиду
Новый зимовочный комплекс полярной станции Восток, которая расположена в глубине Антарктиды, отправили на судне из порта в Санкт-Петербурге. Путин: новый комплекс станции "Восток" в Антарктиде станет площадкой для научных программ Союзного государства. На российской станции «Восток» открыли новый зимовочный комплекс для ученых. Новый зимовочный комплекс станции изготовлен на опытном заводе строительных конструкций в Гатчине (Ленинградская обл.).
На российской станции в Антарктиде начал работу новый зимовочный комплекс
Наша задача — успеть собрать три зимовочных модуля и доставить все необходимые материалы до наступления антарктической зимы, чтобы иметь возможность продолжить внутренние пуско-наладочные работы в период, когда доступ на станцию будет ограничен», — рассказал директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров. Всего в этом сезоне на Восток будет доставлено более 2,5 тысяч тонн грузов для строительства НЗК, включая строительные материалы и топливо. В операциях будут задействованы 90 специалистов РАЭ, компании «Запсибгазпром» и 45 единиц техники — 40 транспортеров типа «Полар-300» и 5 тракторов «Катерпиллар». НЗК Восток рассчитан для круглогодичного проживания и работы полярников при экстремально низких температурах. Комплекс включает научные лаборатории, жилые и общественные помещения для полярников, энергоцентры и технические блоки для системы очистки и хранения воды, а также гараж.
Поэтому особые слова благодарности хотел выразить всем, кто приложил силы к созданию этого нового зимовочного комплекса. Проект, на самом деле, сложнейший, нужно было разработать уникальные технологии и инженерные решения, наладить производство элементов станции, сделать под ключ современный и комфортный для людей комплекс с многократным запасом прочности». Интересно, что проект предполагает даже установку солнечных батарей. Ведь полярный день в этих краях длится четыре месяца без перерыва. В новом комплексе смогут жить 15 полярников во время зимовки или 35 во время тёплого сезона.
РИА Новости, 06. Российские суда доставили в Антарктиду модули новой зимовочной станции "Восток", а также новую технику и топливо, сообщает пресс-служба Минприроды РФ.
Сейчас учёные готовятся к тому, чтобы проникнуть в озеро и изучить его. План работ есть, определены партнёры. Горный университет — технология, как именно проникнуть в озеро. Курчатовский институт и Сибирское отделение РАН — молекулярная биология. ВНИИ Океангеология — донные отложения. Полярная морская экспедиция Роснедр — дистанционный метод геофизического исследования. Институт географии РАН — лабораторные исследования кернов. Планируем заложить финансирование в федеральный бюджет не только на ближайшую трёхлетку, но и на будущие года. Потому что проект продлится 18 лет. Также отмечу, что мы готовим предложения по обновлению других антарктических станций; их у нас 10: 5 сезонных и 5 круглогодичных», — рассказал Министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов. Кроме того, глава Минприроды России рассказал о российско-белорусском сотрудничестве в Антарктиде. Так, российские полярники поддерживают исследования белорусских коллег, безвозмездно предоставляют в пользование инфраструктуру и научное оборудование, помогают им создавать в Антарктиде свою первую станцию Гора Вечерняя. У нас была великая страна — Советский Союз, мы вместе работали, было много ученых, из разных городов и поселков работали там. Если кто-то надеялся, что это все погибнет, — оказывается, не погибло, а вышло на более высокий уровень», — сказал Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. К слову, 28 января исполнилось 204 года со дня открытия Антарктиды.
Участие в мероприятии по вводу в эксплуатацию нового зимовочного комплекса станции "Восток"
Но эти работы были выполнены превосходно: Перепад высот на поверхности несущей плиты, определенный по окончании работ с помощью геодезической съемки, составил меньше десяти сантиметров. Но это было только начало. Предстоял сложнейший этап — доставка модулей через большую часть планеты в центр Антарктиды. Сначала планировали, что модули станции доставит в Антарктиду единственный в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть». Модули были разобраны и погружены на борт в 2020 году. Но случилось непредвиденное — у берегов Западной Африки у него сломалась винторулевая группа, после чего судну пришлось вернуться в Санкт-Петербург. Это сильно задержало и усложнило операцию.
В итоге первая часть модулей отправилась к Антарктиде лишь 7 сентября 2021 года на контейнеровозе «Мыс Дежнев». Монтаж новой станции уже идет. На подготовленном фундаменте строители установили с помощью крана 36 опор станции, высота которых составляет три метра. Они позволят зимовочному комплексу оставаться незанесенным снегом в течение многих лет. К тому же это изолирует станцию от основания, и тепло от станции не будет плавить лед под ней. Но это только начало.
Даже с учетом того, что технически станция полностью готова, она модульная и собирается как конструктор, но только её установка займет 4 года. Целых 4 года — одно только это показывает то, в каких нечеловеческих условиях предстоит работать строителям, ведь в средней полосе России эти работы заняли бы не более чем пару недель. Напомню, что под станцией, под слоем льда в 3769 метров находится знаменитое озеро «Восток». Это озеро в течение миллионов лет было изолировано от внешнего мира, и развивалось совершенно обособленно.
Российские ученые, пробурив более 3 700 м льда, достигли поверхности уникального реликтового озера, названного в честь станции — «Восток».
Проводимые на станции исследования имеют большое научное и прикладное значение, дают ключ к пониманию истории жизни нашей планеты. Новый зимовочный комплекс В 2015 году Леонид Михельсон выступил с инициативой построить новый зимовочный комплекс станции «Восток». Это предложение было рассмотрено на заседании попечительского совета Российского географического общества и поддержано главой государства. Для облегчения сборки станции в трудных условиях Антарктиды была выбрана блочно-модульная конструкция. Комплекс, состоящий из пяти блоков общей площадью более 3 тыс.
В НЗК также спроектированы помещения для размещения систем жизнеобеспечения комплекса и проведения научных исследований. Комплекс стоит на опорах, которые позволяют регулировать его высоту в зависимости от уровня снежного слоя. Все оборудование в условиях континентальной Антарктики, куда зимой нельзя попасть, дублировано, а для обеспечения электричеством предусмотрено пятикратное резервирование. Сложности при доставке НЗК антарктической станции «Восток» был создан на частные средства, после этого была проведена контрольная сборка комплекса на заводе ООО «ОЗСК» в Гатчине, он был передан в собственность государства. В октябре 2020 года блоки станции были отправлены на атомном лихтеровозе «Севморпуть».
Однако в районе Анголы у судна сломался гребной винт, и оно было вынуждено вернуться с грузом обратно в Санкт-Петербург. В октябре 2021 года модули станции «Восток» были погружены на теплоход «Мыс Дежнева» и теплоход «Андрей Осипов». Суда сопровождал дизельный ледокол «Капитан Хлебников», а также танкер «Ярослав Мудрый», доставивший топливо для нужд обеспечения походов на станцию «Восток» и обеспечения работы всей техники. Однако в связи со сверхтяжелыми ледовыми условиями при подходе к Антарктиде толщина льда около 2 м с надувами снега у торосов свыше 1 м, в одной из точек припая зафиксирована толщина льда 3,05 м проводка заняла на три недели дольше планировавшихся сроков. В итоге разгрузка судов в районе станции «Прогресс» началась только в конце ноября 2021 года.
Дальнейшая доставка грузов вглубь континентальной Антарктиды на станцию «Восток» велась санно-гусеничными походами СГП. Сани были специально спроектированы, предварительно испытаны и способны перевозить груз весом до 60 тонн. Расстояние между прибрежной станцией «Прогресс» и станцией «Восток» составляет около 1 450 км по ледяной пустыне. При этом на трассе подъем до высоты местами достигает 3 500 м над уровнем моря, встречаются заструги — вытянутые вдоль ветра узкие и твердые снежные гребни длиной до нескольких метров и высотой иногда до 1,5 м, рыхлые снега.
Уникальную конструкцию собрали на заводе в Гатчине. Она включает в себя лаборатории, спортзал, медицинский блок. И позволит ученым комфортно жить и работать в условиях экстремально низких температур.
Длина возводимой станции составит 140 метров, а ее максимальная высота — 17,5 метра.
Модули будут установлены на 36 трехметровых опорах, что позволит станции оставаться незанесенной снегом на протяжении многих лет. Полярники смогут жить и работать в комплексе круглый год даже при экстремально низких температурах. Станция Восток считается Южным полюсом холода.
Правительство РФ направило 3,5 млрд рублей на запуск нового зимовочного комплекса станции «Восток»
Блоки B и C — это жилые помещения и общественные места, в которых будут находиться полярники. Блоки D и A — это энергоцентры и технические блоки, где располагается система очистки и хранения воды. Гараж со снегоуборочной техникой будет находиться в блоке E. Новый зимовочный комплекс обеспечит проживание и научно-исследовательскую деятельность 15 человек во время зимовки в течение 9 месяцев и 35 человек в сезон антарктического лета.
Работы по сборке нового зимовочного комплекса планируется завершить в течение четырёх лет. Путь к «Востоку» начинается на станции «Прогресс», которая находится на берегу залива Прюдс моря Содружества. Станция «Прогресс» находится в так называемом оазисе, свободном ото льда, а среднегодовая температура воздуха здесь составляет минус 10 десять градусов по Цельсию.
По всей трассе санно-гусеничного маршрута между конечной его точкой и побережьем материка, куда приходят раз в год грузы, были созданы топливные схроны, а на станцию доставили жилые домики для строителей. К весне этого года подготовительные работы завершились. А к концу августа всего за три месяца была выполнена контрольная сборка «внука» старой антарктической станции. Причем компания «Запсибгазпром», выбранная в качестве генподрядчика подобные объекты она уже строила на островах Русской Арктики , монтировала это сооружение, получая готовые чертежи «с колес». Работы велись на территории гатчинского завода, который, по словам главы 47-го региона Александра Дрозденко, единственный в России имеет опыт изготовления блочно-модульных конструкций для полярных районов.
Окинуть взглядом эту махину, стоя вблизи, впрочем, невозможно. Два симметричных мощных крыла НЗК простираются на 142 метра, а два из пяти его модулей, смонтированных по центру, взметнулись к небу выше обычной пятиэтажки. Правда, еще потому, что этот комплекс стоит на прочных трехметровых опорах, внутри каждой из которых будет помещен механический гидравлика тех свирепых морозов не выдержит домкрат. Для чего? Во-первых, пояснили специалисты, чтобы при подвижке снежного «грунта», который будет проседать, устанавливать на одном уровне все части нового полярного городка: два жилых блока, хозяйственный отсек, лабораторию и гараж.
А во-вторых, когда станцию начнет заносить снегом, она приподнимется, несмотря на 2,4 тыс. Ничего особенного в этом нет: такой метод уже опробован на зарубежных полярных станциях вроде французско-итальянской «Конкордии» в Антарктиде. Но это едва ли не единственное, что роднит с ними новый российский «Восток», отмечает Константин Кондратьев, главный инженер генподрядной компании. Он ведет за собой журналистов, поднявшихся по внешней лестнице в сдвоенный жилой модуль, состоящий из двух этажей не считая «подбрюшья», где проложены коммуникации. Если снаружи НЗК представляет собой сооружение, которое трудно с чем-то сравнить, то внутри все здесь, кажется, обыденно-просто.
Будто мы оказались в отеле, где все помещения, правда, компактные, а интерьеры исполнены в ярких оранжево-желтых цветах. В двух центральных корпусах НЗК будут жить ученые и технический персонал: 15 человек в зимний сезон и до 35 летом, когда одни, отработав, еще не уехали, а другие прибыли им на замену.
В Антарктиде проведен ряд подготовительных работ, организованы санно-гусеничные походы и созданы топливные базы на основной трассе доставки элементов комплекса с побережья Антарктиды район станции Прогресс до места строительства. На станцию Восток переброшены топливо, четыре жилых модуля для строительного городка зимовщиков. Транспортировать части и узлы комплекса внутри Антарктиды будут с помощью более двух десятков тягачей и тяжелых транспортных платформ на лыжах, которые позволяют перевозить грузы весом до 60 тонн. Справочно: Станция Восток основана 16 декабря 1957 года. На данный момент она является единственной российской внутриконтинентальной антарктической станцией. Со дня своего открытия станция пережила две реконструкции в 1974 и 1982 годах и три консервации. В настоящее время инфраструктура объекта нуждается в полной замене.
Для обеспечения строительных походов заблаговременно выполнены санно-гусеничные походы по маршрутам «Прогресс — 550 км — Прогресс» «Прогресс — 1100 км — Прогресс» для доставки топлива на подбазы, находящиеся на 550 и 1100 км трассы. В задачи походов входила также расчистка трассы и установка ориентирных вех в местах технических остановок. Модули нового зимовочного комплекса станции «Восток» были доставлены в Антарктиду на контейнеровозах «Мыс Дежнёва» и «Андрей Осипов» в сопровождении ледокола «Капитан Хлебников» и танкера «Ярослав Мудрый». Все работы по разгрузке успешно завершены, всего на ледовый припай выгружено 6,8 тысяч тонн. Операция с таким объёмом и массой груза проводится в Антарктике впервые. В настоящее время полностью выполнено пять походов, доставлено свыше 900 тонн строительных грузов, а также топливо для обеспечения строительства. Грузоподъёмная техника, автономный бытовой комплекс для проживания строителей, дизельную электростанцию и топливо для обеспечения строительных работ доставлены на на антарктическую станцию при помощи санно-гусеничного транспорта.
Путин дал старт эксплуатации нового зимовочного комплекса станции «Восток» в Антарктиде
Каким будет новый зимовочный комплекс станции «Восток», рассказал ученый | На ввод в эксплуатацию нового зимовочного комплекса российской антарктической станции «Восток» направят более 3,5 млрд рублей. |
В Гатчине собрали зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» | На станции «Восток» открыт новый зимовочный комплекс Фото: Александр Мамаев © |
Новый зимовочный комплекс станции Восток в Антарктиде введён в опытно-промышленную эксплуатацию | Показываю новый комплекс российской зимовочной станции в Антарктиде, что хочет посетить Путин. |
Зимовка с комфортом: как новый комплекс станции «Восток» поможет в освоении Антарктиды | Новый зимовочный комплекс станции «Восток» построен, доставлен в центр Антарктиды и запущен в эксплуатацию. |
Специалистами ОАО «Запсибгазпром» ведется сборка нового зимовочного комплекса станции «Восток»
Контрольная сборка нового зимовочного комплекса завершена в Гатчине на Опытном заводе строительных конструкций в августе 2020 года закончена. Блоки B и C — это жилые помещения и общественные места, в которых будут находиться полярники. Блоки D и A — это энергоцентры и технические блоки, где располагается система очистки и хранения воды. Гараж со снегоуборочной техникой будет находиться в блоке E. Новый зимовочный комплекс обеспечит проживание и научно-исследовательскую деятельность 15 человек во время зимовки в течение 9 месяцев и 35 человек в сезон антарктического лета. Работы по сборке нового зимовочного комплекса планируется завершить в течение четырёх лет.
Путь к «Востоку» начинается на станции «Прогресс», которая находится на берегу залива Прюдс моря Содружества.
Снаружи все блоки утепляются тремя слоями утеплителя. Общая толщина наружных стен достигает 650 мм. С наружной стороны стены будут облицованы фасадными панелями, с внутренней — негорючими стекломагниевыми листами. Конструкция была изготовлена и смонтирована на Опытном заводе строительных конструкций в Ленинградской области к августу 2020 года. Затем ее разобрали, чтобы доставить к Антарктиду. Одновременно в Антарктиде проведены работы по организации пятна уплотнения под застройку нового комплекса. Длина плиты фундамента составила 200 м, ширина — 120 м. Основные строительные работы будут проведены в этом сезоне. В связи с масштабом задач и краткостью строительного сезона строительные работы на станции Восток этим антарктическим летом когда в Северном полушарии зима начались на месяц раньше обычного.
Для приема экстремального объема грузов на прибрежной станции Прогресс, откуда люди и грузы доставляются потом на Восток, построили новый аэродром. Его назвали «Зенит» в честь петербургского футбольного клуба. Появление новой посадочной площадки обеспечило возможность быстро доставить на континент строительно-монтажную группу. Оперативно было организовано сразу пять санно-гусеничных походов по трассе Прогресс — Восток для доставки специалистов и грузов. Три таких похода уже состоялись, два еще впереди. До конца 2023 года строителям также предстоит произвести монтаж субкаркаса, утеплить его, смонтировать внешнюю обшивку и приступить к пуско-наладке систем отопления и вентиляции. Завершить строительство НЗК Восток планируется в 2025 году. В канун православного Рождества на станцию Прогресс прибыло научно-исследовательское судно ААНИИ «Академик Федоров» с полярниками и грузом на борту, рассказал «Стимулу» геофизик и магнитолог 68-й Российской антарктической экспедиции Андрей Тепляков. Он рассчитывает прибыть на Восток с санно-гусеничным поездом в конце января — начале февраля. В среднем рейс занимает около трех недель.
Это экстремально сложный поход, Три с половиной километра гора. В балке на шесть человек двигаешься по языкам ледника, по колее. Мягкости особой нет, не как в поезде, скорее как в детстве на санках — трясет, причем непрерывно, две — две с половиной недели нужно провести в таком режиме» «Пойдем походом наверх, на купол антарктического ледника. И потом, после зимовки, тоже походом с Востока вниз. Я спускался уже однажды. В балке жилой вагончик в составе санно-гусеничного поезда. Мягкости особой нет, не как в поезде, скорее как в детстве на санках — трясет, причем непрерывно, две — две с половиной недели нужно провести в таком режиме. Конечно, бывают остановки в пути — завтрак часа полтора, потом в обед тоже часок, можно поразмяться, и ужин. У водителей во время остановок пересменки». Андрей видит и плюсы в таком способе прибытия в Центральную Антарктиду: «Если медленно забираешься на гору, адаптация проходит лучше, чем если прилететь на самолете».
Действующая сейчас конструкция на станции Восток, по словам Андрея Теплякова, представляет собой дом коридорного типа, 50 м в длину на 15 м в ширину. Вся конструкция под снегом», — уточнил ученый.
Все системы имеют двойное или тройное резервирование, предусмотрен двухлетний запас топлива и продуктов. Станция будет стоять на опорах высотой 3 м, что позволит ей оставаться незанесенной на протяжении многих лет. Ввести объект в эксплуатацию планируется в 2024 году. Служебно-жилой объект с автономностью 10 месяцев в году обеспечит проживание и научно-исследовательскую деятельность 35 человек в сезонный период и 15 человек - в зимовочный. Для транспортировки использовано крупнейшее в мире ледокольно-транспортное судно с атомной силовой установкой "Севморпуть". О станции Станция Восток основана 16 декабря 1957 года.
На данный момент она является единственной российской внутриконтинентальной антарктической станцией.
Со дня своего открытия станция пережила две реконструкции в 1974 и 1982 годах и три консервации. В настоящее время инфраструктура объекта нуждается в полной замене. Старые здания находятся не только в аварийном состоянии, но и частично или полностью погружены под снег на 3-5 метров.
Читайте нас в.