Роман «Мастер и Маргарита», краткое содержание по главам которого пересказать непросто из-за наличия двух сюжетных линий, состоит их двух частей. Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова делится на два отдельных произведения, неразрывно связанных друг с другом: первое представляет. Религиозно-философская проблематика романа и смысл финала «ОН НЕ ЗАСЛУЖИЛ СВЕТА, ОН ЗАСЛУЖИЛ ПОКОЙ».
Смысл финала «Мастера и Маргариты» Булгакова: интерпретация и основные идеи
Маргарита и Мастер, пытаясь побыстрее уладить дела ещё на этом свете, но уже в образе вампиров, явились к Бездомному и также не образовывали теней. «Мастер и Маргарита» — один из самых загадочных романов в истории, над его толкованием до сих пор бьются исследователи – Самые лучшие и интересные новости по теме: Булгаков, литература, мастер и маргарита на развлекательном портале столицу России и прихватывает с собой Мастера и Маргариту. Роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова делится на два отдельных произведения, неразрывно связанных друг с другом: первое представляет. В новом фильме «Мастер и Маргарита» сюжетные линии романа изменены и перетасованы – хронологически события происходили в другом порядке. Остальных же воспевает: Мастеру и Маргарите подарил покой, Га-Ноцри заслужил Свет за свои убеждения.
Смысл финала «Мастера и Маргариты» Булгакова: интерпретация и основные идеи
На вопрос В чем смысл финала романа Булгакова "Мастер и Маргарита"? заданный автором Впросак лучший ответ это Так кто ж ты, наконец? Расшифровка концовки «Мастера и Маргариты»: разбор ключевых моментов и толкование сюжета. Какой свет не заслужил Мастер? На что он был обижен, покидая Москву? Почему воскресли Иешуа и Левий Матвей? Обрадует ли вечность с Маргаритой?
Концовка части о Ершалаиме
- Смысл финала романа «Мастер и Маргарита». Свет и покой в романе | Контент-платформа
- Значение финала в романе "Мастер и Маргарита"
- Финал романа "Мастер и Маргарита". Анализ
- Смысл финала «Мастера и Маргариты» Булгакова: интерпретация и основные идеи
- Значение финала романа «Мастер и Маргарита»
9. "Покой", "свобода", "бездна" в финале романа
Уметь летать и не лететь в интересные места, это странно. В те времена на месте сегодняшнего памятника Юрию Долгорукому стоял монумент Свободы. Монумент, изображающий Свободу в виде полуголой женщины, неоднозначно воспринимался современниками. Мне кажется, этот монумент вдохновил Булгакова на полёт Маргариты, свобода взяла и улетела. Монумент Свободы был уничтожен в 1941 году, но до войны.
Отвечает Максим Масыч 20 авг. Отвечает Дима Орезович Финальная глава романа содержит развязку всех важнейших сюжетных линий: окончен роман о Понтии Пилате, завершено земное существование и...
Отвечает Антон Монти 10 июл. Концовка части о Ершалаиме. Иешуа казнён, Пилат... Видео-ответы Как понимать «Мастера и Маргариту»? Мастер и Маргарита: смыслы и мистика Мастер и Маргарита - главный роман Булгакова. Сегодня поговорим про эту книгу, про историю создания, про мистику с...
Явление Воланда. Тайный смысл романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Евгений Жаринов Прикоснись к тайне великого русского романа Все мастер-классы преподавателя:... Почему вы неправильно поняли «Мастера и Маргариту»? Смотрите наши курс-саммари по истории фоном и всего за 300 рублей. Используйте промокод TRY и получите...
В чем смысл романа "Мастер и Маргарита" Булгакова? Роман Мастер и Маргарита очень непрост для понимания. И в каждый возраст открывается по-своему. Моя версия - это...
Перед уходом Левий предупреждает, что убьёт в городе одного человека — предателя Иуду, но его останавливают, говоря, что Иуду уже зарезали сегодня ночью. На его вопрос, кто же это сделал, Пилат отвечает честно «это сделал я». Удивлённый, Левий покидает дворец, а Понтий Пилат засыпает.
Они устраивают перестрелку, закончившуюся без единой царапины для всех. Кот поджигает квартиру и Воланд со свитой покидают её. После этого Коровьев и Бегемот устраивают хаос в магазине, съедая товар с прилавков и призывая покупателей к бунту, и в конце также поджигают его. Их следующая остановка — ресторан литераторов в Грибоедове, который после их визита сгорает до тла. В это время к наблюдающему за пожаром Воланду выходит Левий Матвей и передаёт просьбу от Иешуа взять мастера и Маргариту с собой и наградить их покоем. Азазелло получает поручение всё устроить. Он летит к ним в подвал, отравляет обоих: в психиатрической клинике умирает безымянный больной, а в особняке близ Арбата — женщина.
Но на пути у них были тяжёлые испытания, долгая разлука. И всё же, несмотря на это, они сохранили в себе силу любви и добра, и поэтому, по воле высших сил, получают заслуженное счастье и вечный покой. Ну а роман Мастера, в конце которого прощённый Понтий Пилат уходит безвозвратно, вместе с прочитанной высшими силами рукописью, выводится за границу земной конкретности и передаётся в Высший Мир. Таким образом, ещё и всепрощение становится одной из главных тем романа. Прочитав роман «Мастер и Маргарита», человек может пофилософствовать над моральными проблемами и проблемой духовной сущности мира. Роман также заставляет нас задуматься о цели своего существования, учит нас нести ответственность за сделанное, учит любить на примере взаимной любви Мастера и Маргариты, а главное — опираться на опыт прошлого, не изменять своим идеалам и принципам, и стараться не нарушать законы бытия.
Воистину жемчужиной творчества Булгакова стал его роман «Мастер и Маргарита». Он не только позволяет проникнуться атмосферой быта двадцатых — тридцатых годов, не только, следуя гоголевским традициям, обнажает пороки и недостатки современников Булгакова, но и заставляет читателя задуматься над вопросами, так волновавшими писателя: добро и зло, истина, справедливость, любовь, свобода. Бог… Не случайно именно в годы «строительства» атеистического что так порадовало Воланда, так как было прекрасной почвой для его экспериментов государства Булгаков обращается к Евангелию. В нем писатель находит для себя ответы на вечные вопросы человеческого бытия. Но увенчается ли успехом «го попытка донести истину людям? Не останется ли он одинок в своем стремлении?
В романе писатель глубоко осмысливает проблему одиночества. Не случайно так, очевидно одиночество главных героев Мастера, Маргариты, Понтия Пилата. Чем же это вызвано? Главный герой. Мастер в своем неожиданном, искреннем, смелом романе о Пилате и Иешуа выразил авторское понимание истины. Булгаков широко освещает проблему взаимоотношений Мастера и Маргариты!
Роман Мастера, смысл всей его жизни, не принят обществом. Более того, он решительно отвергнут критикой, даже будучи неопубликованным. Что же такого хотел сказать людям Мастер? Он хотел донести до них необходимость веры, необходимость поиска истины. Но она как и он сам отвергнута. Обществу чужды размышления об истине, о правде — о тех высших категориях, значимость которых каждый должен осознать для себя сам.
Люди заняты удовлетворением мелочных потребностей но ведь «не хлебом единым…» , они не борются со своими слабостями и недостатками, легко поддаются искушениям, о чем так красноречиво говорит сеанс черной магии. Неудивительно, что в таком обществе личность творческая, думающая одинока, но находит понимания, отзыва. В романе есть герой, путь которого до определенной степени повторяет Мастер. Это Иешуа Иисус , который так же, как и Мастер, пыл отвергнут людьми. Была отвергнута и правда, которую он проповедовал им. Но Иешуа не чувствует себя одиноким, хотя и говорит: «Я один в мире».
Иешуа верит в то, что Бог всегда с ним; он готов бороться за свои убеждения и даже отдать за них свою жизнь. А Мастер оказывается неспособным к борьбе, он сжигает рукопись, тем самым отрекаясь от истины. Если бы Мастер обратился к Богу, он не был бы одинок. Но Мастер, удалившись от людей, став выше их в своем понимании жизни, в то же время не пошел по действительно верному пути, не обратился к Богу. И в этом я вижу причину его одиночества. С одиночеством Мастера созвучно одиночество Понтия Пилата.
Он имеет, казалось бы, все для счастливой жизни: деньги, власть, славу… Это как раз то, что должно побуждать окружающих его людей к общению с ним. Но уже при первом знакомстве с Пилатом мы замечаем какое-то томление его души.
Смысл концовки «Мастер и Маргарита»: главный загадочный финал произведения Булгакова
Но обелиск революции это должна была быть Аврора богиня северного сияния. Северное сияние Aurora Borealis , южное сияние Aurora Australis. Маргарита могла бы полететь к монументу Свободы, а потом на шабаш. Но чтобы роман не заканчивался ничем, надо было лететь к северному сиянию, там и раствориться в северном сиянии.
Елена Сергеевна не стала править те эпизоды, насчет которых не оставил указаний ее муж. Некоторые из них вызывают конкретные вопросы. В том числе — самая концовка «Мастера и Маргариты». Из-за нее можно всерьез запутаться, чем же все кончилось. Вы наверняка помните: жизнь главных героев оборвалась, когда их отравил Азазелло.
Тотчас предгрозовой свет начал гаснуть в глазах у мастера, дыхание у него перехватило, он почувствовал, что настает конец. Он еще видел, как смертельно побледневшая Маргарита, беспомощно простирая к нему руки, роняет голову на стол, а потом сползает на пол. Он хотел схватить нож со стола, чтобы ударить Азазелло им, но рука его беспомощно соскользнула со скатерти, все окружавшее мастера в подвале окрасилось в черный цвет, а потом и вовсе пропало. Он упал навзничь и, падая, рассек себе кожу на виске об угол доски бюро».
Как быть с тем, что Воланд оказывается не то вдохновителем, не то соавтором романа? Давайте посмотрим, как Булгаков работает с евангельским сюжетом. В них детально разобрался Б.
Беспристрастное открытие истины» 1923 , с которой Булгаков, возможно, спорит. Пьеса убежденного атеиста написана как разоблачение — в ней Иисус не только обычный человек, но и манипулятор, участник политических интриг, то есть по характеру прямая противоположность булгаковского героя. Иешуа Га-Ноцри вместо Иисуса, Ершалаим вместо Иерусалима должны звучать как более исторически верные варианты. Евангелисты спародированы в фигуре Левия Матвея, который по своей инициативе записывает слова Иешуа — и, видимо, ему нельзя доверять. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент!
«Мастер и Маргарита». Религиозно-философская проблематика романа и смысл финала
Главы о сатане и мастере с Маргаритой перемежаются главами из романа мастера, в котором прокуратор Иудеи из-за предательского доноса не смог предотвратить казнь Иешуа. В данном выпуске мы разберем экранизацию романа Михаила Булгакова Мастер и Маргарита, которая вышла в январе 2024 года и расскажем, в чем же смысл финальной сц. Финал «Мастера и Маргариты» содержит явную параллель с третьей частью «Рай» поэмы Данте. Смысл книги Мастер и Маргарита в необходимости и неоднозначности сосуществования рядом света и тени, добра и зла, смелости и трусости. Когда мастер и Маргарита перешли ручей, «память мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать». Остальных же воспевает: Мастеру и Маргарите подарил покой, Га-Ноцри заслужил Свет за свои убеждения.
Чем закончился роман Булгакова «Мастер и Маргарита»
Мы не чувствуем, что Мастер уходит в такое же счастье, как Пилат: по лунной дорожке, навстречу воображаемому собеседнику. Даже на последних страницах романа, приносящих Мастеру покой, нам за него грустно. Интересно М. Чудакова пишет, что Мастер не заслуживает света, только лишь покой потому, что пользовался услугами дьявола. Подобное объяснение нельзя принять. Следуя такой логике, скорее уж Маргарита должна была стать законной добычей Воланда, потому что она, как некогда Фауст, подписала известный контракт.
Но если Маргарита искупила свой грех любовью, то чем же искупил его Мастер? И был ли он грешен? Думаю, был. До тех пор, пока в нем не проснулся творец. Ибо прожить десятилетия так, чтобы потом даже не суметь вспомнить о них — это грех.
И Мастер в конце концов понял это. И как только понял — начал жить. Его жизнь — это его творчество. И Мастер никак не мог «слепо идти за Воландом» еще и вот почему: то, в чем проявляется божественное начало, дьяволу недоступно. Тут необходимо учитывать и тот факт, что Воланд Булгакова — не совсем традиционен не совсем традиционный образ дьявола — в силу того, что мышление Булгакова было не столько религиозным, сколько светско-философским.
Отсюда и сими понятия «покоя» и «света» носят не совсем тот смысл, который придают им религиозно мыслящие люди. Здесь подбор понятий добро — зло, свет — тень переводится в область чистой философии. В такой постановке вопроса реализуется очень важная для Булгакова мысль о механизме равновесия добра и зла, от которого зависит устойчивость миропорядка. И в истории московских похождений Воланда, и в духовном поединке Иешуа с Понтием Пилатом, и в драматической судьбе Мастера и Маргариты — настойчиво прослеживается один мотив: вера в закон справедливости правого суда, неизбежного возмездия злу.
Бездомный сделался профессором истории, нашел свой путь. Но каждое весеннее полнолуние он теряет покой и здравый смысл. Иван Николаевич идет на Патриаршие пруды и вспоминает те события. Ему снятся сны о Понтии Пилате, о номере сто восемнадцать и его возлюбленной Наутро Иван избавляется от лунных призраков и наваждений. Неслучайно эпилог заканчивается словами о памяти так же, как и 32-я глава. Исколотую память нельзя убить, до конца она не исчезает ни у Мастера, ни у Бездомного.
В этом чувствуется трагедия: ничто не забывается. Память не умирает, она лишь затухает до следующего полнолуния. Финал романа, да и сам роман можно понять двояко: принять на веру все происшедшее или успокоиться мыслью о том, что все это бред больного сознания Ивана Бездомного. Булгаков дает нам выбор, что выбрать -- индивидуальное дело каждого читателя. Пушкин Я хочу свободы и покоя… М. Лермонтов Смысл финала романа «Мастер и Маргарита». Свет и покой в романе. Цель : раскрыть смысл финала романа, показав его неоднозначность, опираясь на религиозные представления о добре и зле и биографические данные из жизни писателя. Ход урока. Слово учителя.
Итак, мы подошли к заключительному этапу работы над романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сегодня мы попытаемся раскрыть смысл финала романа, выявив его неоднозначность и противоположность. Что происходит с главными героями в финале? Какой подарок получил Мастер от Воланда? Неужели же вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда! Там ждёт уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, мастер, по этой1 прощайте!
Мне пора». По чьей воле мастер получает такую награду? Иешуа просил Воланда, это в его компетенции, но по воле светлых сил. Воланд — отец лжи, и его награда двойственна. Мастер оказывается на свободе «Кто-то отпускал на свободу мастера…» Обретает ли он счастье? Даже если мастер и сможет творить, то не сможет показать это никому. Это творческая смерть. А для писателя это хуже, чем смерть физическая. Кедрин писал: «Поэт хотя бы изредка должен издаваться. Книга — это подведение итога, сбор урожая.
Без этого невозможно существовать в литературе». Соотнесите сказанное с эпиграфом — словами Лермонтова из стихотворения "Выхожу один я на дорогу": Я хочу свободы и покоя… Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Надо мной, чтоб вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел. Когда мастер и Маргарита перешли ручей, «память мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать». Свобода у Булгакова обусловлена утратой памяти и теряет значительную часть своего положительного значения: физическая и духовная свобода оказывается возможной для мастера только в потустороннем мире. Ермолинским, - что смерть — продолжение жизни… Мы только не можем себе представить, как это происходит». Как вы думаете, почему мастер не заслужил света? Мастер получил от Воланда интуицию, деньги, Маргариту, пользовался его услугами. У мастера нет имени, а это значит, что он отказался от своего ангела-хранителя, от Бога. В богословских сочинениях находим: «Отход от Него влечёт к провалу в бездну небытия». Тьма реалистична, но она не всесильна.
Всё в мире совершается по воле Бога. Бердяев писал: «Безумное могущество зла в современном мире доказывает, что Бог есть». Свет же находится вне романа, вне желаний героев, все желают покоя. О том, как «живётся» мастеру после смерти, узнаём из предложения эпилога: «Тогда в потоке складывается непомерной красоты женщина и выводит к Ивану за руку пугливо озирающегося обросшего бородой человека». Почему герой пугливо озирается? Боится возвращаться к людям? Почему обросший бородой? Равнодушен к внешнему виду? Итоги урока. Вывод: Нельзя однозначно сказать, награду или вечное мучение получил мастер, неоднозначен его образ.
Неоднозначно толкуется и его жизнь после смерти.
Две тысячи лет назад он подписал смертный приговор простому философу Иешуа Га-Ноцри. Великий прокуратор Иудеи струсил и за свою трусость был наказан. Но в эту ночь он освободился от постоянных мук совести.
Долгожданный покой и возможность творить свободно, рядом с любимой женщиной, получает Мастер. Не свет, а именно покой — то, чего, действительно, жаждала истерзанная душа гонимого писателя. Мастера больше не будут тревожить жизненные проблемы, осуждение и непонимание со стороны критиков. Он входит в свой «вечный дом» вместе с Маргаритой, и «беспокойная, исколотая иглами память» художника потухает.
Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов ;оформим заявления Вам останется только подписать ;подадим заявления в вузы России онлайн, электронной почтой, курьером ;мониторим конкурсные списки автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций ;подскажем когда и куда подать оригинал оценим шансы и определим оптимальный вариант. Доверьте рутину профессионалам — подробнее.
Больше нет кривляний Бегемота и Коровьева. Это уже не огромный черный кот и человек в клетчатом костюме — это худенький юноша-паж и темно-фиолетовый рыцарь с мрачным лицом.
Меняются Азазело, Мастер, Воланд. Этой ночью решаются судьбы героев, ирония автора здесь неуместна. Все персонажи максимально серьезны — они понимают, что сегодня сводятся все счеты, истекают сроки наказаний. Получает прощение Понтий Пилат. Две тысячи лет назад он подписал смертный приговор простому философу Иешуа Га-Ноцри.
Великий прокуратор Иудеи струсил и за свою трусость был наказан. Но в эту ночь он освободился от постоянных мук совести. Долгожданный покой и возможность творить свободно, рядом с любимой женщиной, получает Мастер.
Сочинение на тему
- Значение финала романа «Мастер и Маргарита»
- Особенность финала романа «Мастер и Маргарита» | Студент-Сервис
- Финал романа "Мастер и Маргарита". Анализ
- «Мастер и Маргарита»: развязка и особенности сюжета
- решение вопроса
- 9. "Покой", "свобода", "бездна" в финале романа
В чем смысл эпилога романа Мастер и Маргарита?
- Концовка части о Москве
- Краткий анализ, смысл и суть романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
- 😈 Мастер и Маргарита · Краткое содержание по частям
- «Мастер и Маргарита». Религиозно-философская проблематика романа и смысл финала
- Основной смысл
- Что получили Мастер и Маргарита в финале
О чём меня заставил задуматься роман "Мастер и Маргарита" (Примеры сочинений)
Смысл концовки романа "Мастер и Маргарита": разгадка главного вопроса | " Так говорила Маргарита, идя с мастером по направлению к вечному их дому, и мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать. |
Смысл финала романа «Мастер и Маргарита». Свет и покой в романе | Контент-платформа | В новом фильме «Мастер и Маргарита» сюжетные линии романа изменены и перетасованы – хронологически события происходили в другом порядке. |
Особенность финала романа «Мастер и Маргарита» | Студент-Сервис | Сейчас занимаюсь интересной статьей о различных пониманиях финала в "Мастере и Маргарите" Булгакова. |
Значение финала в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова М.А. | Эпилог в романе "Мастер и Маргарита" имеет особый смысл. |
«Мастер и Маргарита». Религиозно-философская проблематика романа и смысл финала
Смысл книги Мастер и Маргарита: объяснение сюжета и концовки | Когда мастер и Маргарита перешли ручей, «память мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать». |
Чем кончается роман Мастер и Маргарита? (Игорь Леванов) / Проза.ру | Смысл финала «Мастера и Маргариты» Булгакова: интерпретация и основные идеи. |
Концовкой шутит Сатана | Финалом романа является уход мастера и Маргариты «по направлению к вечному их дому». |
Чем закончился роман Булгакова «Мастер и Маргарита» | На вопрос В чем смысл финала романа Булгакова "Мастер и Маргарита"? заданный автором Впросак лучший ответ это Так кто ж ты, наконец? |
Финал "Мастера и Маргариты" | Эпилог в романе "Мастер и Маргарита" имеет особый смысл. |
О чём меня заставил задуматься роман "Мастер и Маргарита" (Примеры сочинений)
Про Маргариту, Воланда и смысл финала. «Мастер и Маргарита» режиссера Михаила Локшина отлично показывает себя в прокате и появляется в обзорах с припиской «самая удачная экранизация». Мир отверг мастера, но мастер получил заслуженный им надмирный покой, олицетворяемый его верной спутницей и хранительницей его жизни Маргаритой. Мир отверг мастера, но мастер получил заслуженный им надмирный покой, олицетворяемый его верной спутницей и хранительницей его жизни Маргаритой. Финальная глава романа содержит развязку важнейших сюжетных линий: окончен роман о Пилате, завершено земное существование и определена посмертная судьба Мастера. Слова мастера и Маргариты имеют двоякий смысл и адресованы не только профессору Поныреву.
9. "Покой", "свобода", "бездна" в финале романа
Но если Маргарита искупила свой грех любовью, то чем же искупил его Мастер? " Так говорила Маргарита, идя с мастером по направлению к вечному их дому, и мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать. обучающиеся поймут, почему Мастер заслужил покой, а не свет, почему Маргарите также дарован покой; сформируют отношение к прощению, милосердию как высшей христианской ценности.
Смысл финала «Мастера и Маргариты» Булгакова: интерпретация и основные идеи
Сегодня мы попытаемся раскрыть смысл финала романа, выявив его неоднозначность и противоположность. Что происходит с главными героями в финале? Какой подарок получил Мастер от Воланда? Неужели же вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда! Там ждёт уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет.
По этой дороге, мастер, по этой1 прощайте! Мне пора». По чьей воле мастер получает такую награду? Иешуа просил Воланда, это в его компетенции, но по воле светлых сил. Воланд — отец лжи, и его награда двойственна. Мастер оказывается на свободе «Кто-то отпускал на свободу мастера…» Обретает ли он счастье?
Даже если мастер и сможет творить, то не сможет показать это никому. Это творческая смерть. А для писателя это хуже, чем смерть физическая. Кедрин писал: «Поэт хотя бы изредка должен издаваться. Книга — это подведение итога, сбор урожая. Без этого невозможно существовать в литературе».
Соотнесите сказанное с эпиграфом — словами Лермонтова из стихотворения "Выхожу один я на дорогу": Я хочу свободы и покоя… Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Надо мной, чтоб вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел. Когда мастер и Маргарита перешли ручей, «память мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать». Свобода у Булгакова обусловлена утратой памяти и теряет значительную часть своего положительного значения: физическая и духовная свобода оказывается возможной для мастера только в потустороннем мире. Ермолинским, - что смерть — продолжение жизни… Мы только не можем себе представить, как это происходит». Как вы думаете, почему мастер не заслужил света? Мастер получил от Воланда интуицию, деньги, Маргариту, пользовался его услугами.
У мастера нет имени, а это значит, что он отказался от своего ангела-хранителя, от Бога. В богословских сочинениях находим: «Отход от Него влечёт к провалу в бездну небытия». Тьма реалистична, но она не всесильна. Всё в мире совершается по воле Бога. Бердяев писал: «Безумное могущество зла в современном мире доказывает, что Бог есть». Свет же находится вне романа, вне желаний героев, все желают покоя.
О том, как «живётся» мастеру после смерти, узнаём из предложения эпилога: «Тогда в потоке складывается непомерной красоты женщина и выводит к Ивану за руку пугливо озирающегося обросшего бородой человека». Почему герой пугливо озирается? Боится возвращаться к людям? Почему обросший бородой? Равнодушен к внешнему виду? Итоги урока.
Вывод: Нельзя однозначно сказать, награду или вечное мучение получил мастер, неоднозначен его образ. Неоднозначно толкуется и его жизнь после смерти. А вот как мог воспринимать такую награду мастер, мы можем узнать из первых строк главы «Прощение и вечный приют»: «Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе неносильный груз, тот это знает.
Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна... Барков А. Кто они - Мастер и Маргарита? Булгакова с причудливым переплетением фантастических, необъяснимых явлений и бытовых реалий никого не оставят равнодушным. Мы оказываемся во вневременном пространстве, где две реальности: вечная и переходящая -- наслаиваются друг на друга.
Воланд, князь тьмы, дьявол, является в Москву для вершения Высшего Суда. Уже то, что сам Сатана начинает вершить справедливый Суд, говорит о многом и заставляет задуматься. До чего же дошли люди в своих пороках, настолько они отвернулись от Бога, что само Зло сочло своим долгом совершить добро ради вселенского равновесия. Чаша весов: добро-зло -- явно накренилась в сторону зла. И Воланд является в мир людей для восстановления порядка. Судьба главных героев тоже решается Воландом.
Последняя 32-я глава «Прощение и вечный приют» написана высоким слогом. Ночь нагоняет скачущих, срывает с них обманные покровы. Этой ночью все предстоит в истинном свете, иллюзии развеяны. Ночью нет места кривляниям Ко- ровьева и Бегемота, и ирония автора исчезает из 32-й главы. Фагот преображается, он теперь «темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом». Кот Бегемот, умеющий есть с вилки маринованные грибы и платить за проезд, «теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, который существовал когда-либо в мире».
Изменились Азазелло, Мастер И, наконец, Воланд летел в своем настоящем обличье. Этой ночью решаются судьбы героев, здесь ирония неуместна. Две тысячи лет назад он не послушался своего сердца, не внял истине, не сумел освободиться «от прекрасной для людей власти,. Он испугался. Именно трусость называет Воланд самым тяжким пороком. За трусость Пилат был наказан.
Он пытался по-своему спасти Иешуа, намекал ему на слова отречения. Арестант не внял его намекам, ведь «правду говорить легко и приятно». Утверждая смертный приговор, Пилат надеялся, что Синедрион помилует Иешуа, но первосвященник Кайфа выбирает убийцу Варравана. И снова Пилат не сумел возразить, не спас Иешуа. В эту ночь срок наказания истек. За Пилата просит Тот, кого он отправил на казнь, с чьей судьбой он был навеки связан, с кем так пытался поговорить.
Пилат желал услышать из уст Иешуа, что не было этой казни, что не он вынес приговор. Он хотел проснуться и увидеть перед собой живого «лекаря» человеческих душ. И бывший арестант подтверждает, что эта казнь померещилась Прокуратору. Судьба Мастера более неопределенна. Левий Матвей пришел к Воланду с просьбой дать Мастеру покой, так как «он не заслужил света, он заслужил покой». По поводу «вечного приюта» Мастера было много споров исследователей.
Яновская говорит, что покой Мастера навсегда останется только обещанным ему. Герой в романе так и не увидит свой «вечный дом». Крючков заявляет, что покой Мастера -- дьявольское наваждение, покой не достижим. Доказательством этого у исследователя служат строки романа, где говорится, что у Мастера начинает затухать память. А память о романе и земной любви -- единственное, что у него осталось. Без памяти невозможно творчество.
Поэтому покой Мастера не божественный, а обманный.
Монумент, изображающий Свободу в виде полуголой женщины, неоднозначно воспринимался современниками. Мне кажется, этот монумент вдохновил Булгакова на полёт Маргариты, свобода взяла и улетела. Монумент Свободы был уничтожен в 1941 году, но до войны. О причине сноса до сих пор идут споры. Но обелиск революции это должна была быть Аврора богиня северного сияния.
А символом воскресения и последнего отрезка пути к покою является луна, «посредствующая между землёй и солнцем», вернее, походящая на мост лунная дорожка» И. Загадки известных книг. Нетрудно заметить, что «вечный приют» в последней главе «Мастера и Маргариты» и болезненный сон Ивана Понырёва в эпилоге благодаря некоторым деталям могут восприниматься как художественная иллюстрация к рассуждениям украинского философа.
Другие литературоведы считают, что финал булгаковского романа перекликается с «Божественной комедией» Данте В. В третьей части Дантовой «Комедии» в «Рае» герой встречается с Беатриче, которая ведёт его к Эмпирею, огненному центру рая. Здесь из ослепительной точки струятся потоки света и пребывают Бог, ангелы, блаженные души. Может быть, об этом свете говорит Левий Матвей? Сам себя герой-рассказчик у Данте помещает не в Эмпирей, а в Лимб — первый круг ада, где обитают античные поэты и философы и ветхозаветные праведники, которые избавлены от вечных мук, но и лишены вечной радости соединения с Богом. Герой Данте оказывается в Лимбе за то, что имеет с христианской точки зрения порок — гордыню, которая выражается в стремлении к абсолютному знанию. Но этот порок одновременно достоин и уважения, потому что принципиально отличается от смертных грехов. В последней главе романа Булгаков рисует загробный мир, напоминающий Лимб. Мастер и Маргарита, расставшись с Воландом и его свитой, переходят «в блеске первых утренних лучей через каменный мшистый мостик» 2, 32 , идут по песчаной дороге и радуются тишине и покою, о которых мечтали в земной жизни, а теперь будут наслаждаться ими в вечном доме, увитом виноградом. Почему же мастер не заслужил света?
В упомянутой книге И. Галинекой дан очень простой ответ: свет уготован для святых, а покой предназначен «истинному» человеку указ. Однако необходимо объяснить, что не позволяет причислить булгаковского мастера к святым? Можно предположить: и в жизни, и за смертным порогом герой остаётся слишком земным. Он не хочет преодолевать в себе человеческое, телесное начало и забыть, например, свою великую, но грешную любовь к Маргарите. Он мечтает остаться с ней и в загробном мире. Второе предположение — Мастер не выдержал испытаний и отчаялся, он не принял подвига, который был уготован ему судьбой, и сжёг свою книгу. Воланд предлагает ему продолжить роман об Иешуа и Понтии Пилате, но Мастер отказывается: «Он ненавистен мне, этот роман... Я слишком много испытал из-за него» 2, 24. Третье предположение — сам мастер и не стремился к божественному свету, то есть не имел истинной веры.
Доказательством этому может служить образ Иешуа в романе мастера: автор изображает Иешуа как нравственно прекрасного человека, что недостаточно для верующего посмертное воскресение так.