Патриарх Адриан сократил празднование Масленицы с 14 до 7 дней и видоизменил ее традиции. О традициях празднования Масленицы в эти дни рассказывают и в музее «Тульские древности».
Как проводится Лакомка
- Откуда пошло название «лакомка» или «скоромная среда»?
- Завершается Узкая Масленица
- Масленица на Руси: история и традиции
- Третий день Масленицы «Лакомка»: история и традиции
Третий день масленичной недели заслуженно получил название «Лакомка»
Основной традицией в Лакомку являлся визит зятя и его друзей к теще на посиделки и богатое застолье. Традиции и обычаи Масленицы. Традиции масленичных гуляний, в древности имевшие сакральный смысл, изменились, приобрели территориальные особенности, но в целом сохранились по сей день. Каждый день масленичной недели имеет свое название и традиции, как его нужно проводить. В 2024 году Масленицу отмечают с 11 по 17 марта. официальный сайт краевого информационного телеканала Катунь 24. Большинство обычаев Масленицы, не связанных с культом предков, обнаруживают свои истоки в западном карнавале[30].
Читайте также:
- Лакомка. Третий день масленичной недели: традиции праздника
- Игра «Танец вокруг Снежной бабы»
- Календарь масленицы до 2030 г
- Комментарии
- «Тещины вечерки», «Лакомка», «Разгуляй»: как на Руси отмечали Масленицу
- Третий день Масленицы — Лакомка
Праздник Масленица третий день 22 февраля 2023 года: лакомка, обычаи
Причем лакомились не только блинами: на праздничный стол готовили творог, яичницу, пряники и лепешки. А запивали все это киселем, компотом или облепиховым чаем. На улицах на Лакомку ставили торговые палатки, где продавали горячий сбитень, каленые орехи, медовые пряники, блины куда же без них и другие угощения. Для женатых мужчин главным событием среды был поход к теще. Считалось, что она должна наготовить кучу вкусных блюд и принять "молодых" с особым размахом. По традиции муж с женой шли к теще "на блины" в своих свадебных нарядах. Теще важно было показать свое гостеприимство и полное доверие к избраннику своей дочери. А родня, которая собиралась за столом, тщательно следила за поведением хозяйки и за ее отношением к зятю.
Ну а зятья, в свою очередь, пели тещам хвалебные песни в знак благодарности. Мужчина запевал, а его уже подхватывала вся родня.
В среду — пригласили на «Лакомку», организовали соревнования в подкидывании блинов.
В четверг, на «Разгуляй», все желающие смогут попробовать поднять 100-килограммовую гирю. Но основные гуляния на Руси, конечно, и раньше, и сейчас проходят в Прощёное воскресенье — на проводах русской зимы. Екатерина Зернова, методист музея «Тульские древности», приглашает туляков в Музейно-выставочный центр для того, чтобы они могли узнать больше о каждом дне масленичной недели, принять участие в самых разных игрищах и прожить, хотя и не по-настоящему — 45 минут Масленицы, провести время увлекательно и с пользой.
Массовые гуляния в Туле в воскресенье пройдут в Центральном, Комсомольском и Платоновском парках. В этом году к ним впервые присоединится и парк «Патриот». Традиционное чучело зимы уже смастерили.
Миллера [21] и Б. Рыбакова [22] , в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию , которое у ряда народов, использующих солнечный календарь , является началом нового года. Согласно этой гипотезе, празднование нового года и проводы зимы оказались вытеснены с 22—24 марта на более ранние даты в результате введения христианского Великого поста , во время которого веселье считалось недопустимым. Среди дореволюционных исследователей было распространено мнение, что Масленица восходит к языческому празднику в честь «скотьего бога» Волоса. Снегирёв писал: «может статься, самая масленица, приходящаяся около Власьева дня , не была ли праздником Волосовым. Масло, приносимое ему в жертву, называлось волосиным или воложным» [23].
Дубровский отмечал [24] , что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной и считал, что масленичные обряды перешли с Власьева дня, когда у Власия «и борода в масле». Волков[ кто? У белорусов зафиксирована поговорка «На Власа бери ковшом масло» белор. Существует версия, что на встречу Масленицы наложился обряд встречи первого весеннего месяца марта, из-за чего в народных песнях Масленицу называют Авдотьей см. Авдотья Весновка 1 марта [28]. Вероятно на Руси первоначально масленичные действия соотносились с началом нового года, приходившегося на март [29] до 1492 года.
Новогодние обряды, связанные с очищением, магией первого дня и культом предков, по мнению Д. Зеленина , могли быть передвинуты также на Чистый четверг последней недели поста. Саму Масленицу Зеленин считал поминальным праздником, в ходе которого крестьянское сообщество вовлекало своих умерших членов отметить рубежное время накануне поста, поэтому масленичные костры — это «приглашение умерших предков к обильному ужину накануне поста» ср. Большинство обычаев Масленицы, не связанных с культом предков, обнаруживают свои истоки в западном карнавале [30]. Маковский , 1869. В советской этнографии общепринятой была точка зрения, согласно которой Масленица — это связующее звено и граница между зимой и весной [31] , когда «изгоняли, хоронили зиму — богиню мрака и смерти — и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы» [32].
Праздник считали наследием «древнего солярного культа», к реликтам которого относили костры и горящее на шесте колесо [33] [34]. Советский фольклорист В. Пропп , развивая идеи В.
Начиналась скачка: первый несется стрелою седой старец; бросив у самого пука поводья, прикладывается он коротким своим ружьем и пук зажжен. За ним летит юноша, который, на все скоку соскочив с лошади и держась одною рукою за гриву, схватывает другою из-за пояса пистолет, стреляет в пук и в миг — на лошади; другие по следам его перепрыгивают через огонь.
Иной, притворясь падающим с несущейся лошади, хватает с земли монету и, бросив ее вперед, ловит ее на лету. Таким образом, наездничествовали здесь донские воины, каждый день до вечера, переменяя по несколько пуков камыша в день и по несколько коней. Устав от скачки, старики подъезжали к возкам и из рук бабушек подкрепляли себя сабиралом лучшим медом , а молодежь украдкой ловила взоры сидевших в возках прелестных затворниц. Тогда, как здесь забавлялись скачкою на мишень, в другом месте собирались охотники на скачку другого рода, в которой сильнейшая и резвейшая лошадь одержала победу. Дети заводили свои скачки по улицам.
В городе же в каждом доме с ранней зари и до полуночи производилась беспрерывная пальба из ружей и пистолетов. Дети стреляли из маленьких пушечек; у кого же не было их, те просверливали в пустых костях затравки или заряжали камышинки. На крыльцах домов, на улицах, на мостах, — везде толпа народа, везде пальба; одни больные были прикованы к своим постелям, все прочие веселились. Во время Масленицы во многих станицах сооружали снежные городки - царство зимы - с высокими башнями и стенами, для прочности облитых водой. Такие городки брались «штурмом» в последний день масленицы.
Третий день масленичной недели заслуженно получил название «Лакомка»
Традиции Масленицы направлены на то, чтобы проводить зиму и встретить весну. Традиции Масленицы направлены на то, чтобы проводить зиму и встретить весну. Масленичная неделя, маркирующая границу зимы и весны, в этом году пройдет с 28 февраля по 6 марта. «» рассказывает о самых интересных фактах, связанных с Масленицей и как проводили эти праздники в древности. Основной традицией в Лакомку являлся визит зятя и его друзей к теще на посиделки и богатое застолье. Традиции и обычаи на масленицу, рецепты блинов.
Масленица: сколько блинов нужно съесть и кого нельзя прогонять
Сегодня, 10 марта, третий день масленичной недели – лакомка. По традиции, в этот день без устали лакомились разнообразнейшими блинами: пшеничными, ячневыми, овсяными, гречневыми, из пресного и кислого теста. Праздник Масленицы стоит особняком среди других народных торжеств, которые совмещают в себе народные традиции и христианские обычаи. На «Лакомку» наши предки старались до обеда поработать на совесть, завершить все дела, чтобы заботы не напоминали о себе до следующей недели и не отвлекали от празднования Масленицы. «Лакомка» — так называется третий день Масленицы, который приходится на среду и последний день Узкой Масленицы (первой половины недели празднования).
Третий день Масленицы. Сколько блинов можно съесть на Лакомки
В среду — пригласили на «Лакомку», организовали соревнования в подкидывании блинов. В четверг, на «Разгуляй», все желающие смогут попробовать поднять 100-килограммовую гирю. Но основные гуляния на Руси, конечно, и раньше, и сейчас проходят в Прощёное воскресенье — на проводах русской зимы. Екатерина Зернова, методист музея «Тульские древности», приглашает туляков в Музейно-выставочный центр для того, чтобы они могли узнать больше о каждом дне масленичной недели, принять участие в самых разных игрищах и прожить, хотя и не по-настоящему — 45 минут Масленицы, провести время увлекательно и с пользой. Массовые гуляния в Туле в воскресенье пройдут в Центральном, Комсомольском и Платоновском парках. В этом году к ним впервые присоединится и парк «Патриот». Традиционное чучело зимы уже смастерили.
Масленичная неделя. Среда «Лакомка» 13. Для каждого дня масленичной недели существуют свои традиции.
Среда — «Лакомка».
Вкусными блюдами любой хозяйке надо угостить своих близких, а также приготовить что-нибудь для похода в гости или приема гостей. В этот день по традиции проводились «смотрины жениха».
Он приходил домой к невесте, а теща встречала его блинами и вкусностями. Помимо жениха приходили и другие гости. Со временем эта традиция просто стала сбором близких людей, но если хочется встретиться с будущим зятем, то можно устроить эту встречу именно сегодня, чтобы отдать дань памяти древним традициям.
В этот день в современной интерпретации праздника важно сходить по магазинам и закупить на все праздники необходимых продуктов. Также полезно в этот день покупать новую одежду, чтобы обновить энергетику и встретить широкую Масленицу в четверг в новом обличении.
Если мать девушки ещё не знакома с её избранником, то «скоромная среда» — лучший день для смотрин. Также в день «Лакомки» проходили так называемые «девичьи съезды», когда девушки вместе с пожилыми женщинами в праздничных нарядах разъезжали по улицам на санях. Они распевали песни и катались с ледяных горок. Одновременно они весёлыми озорными шутками поддёргивали холостых парней, за что те в ответ угощали их блинами.
Фото: РИА Новости.
Масленица, среда. Третий день масленицы. Лакомка. Традиции по дням.
В городе же в каждом доме с ранней зари и до полуночи производилась беспрерывная пальба из ружей и пистолетов. Дети стреляли из маленьких пушечек; у кого же не было их, те просверливали в пустых костях затравки или заряжали камышинки. На крыльцах домов, на улицах, на мостах, — везде толпа народа, везде пальба; одни больные были прикованы к своим постелям, все прочие веселились. Во время Масленицы во многих станицах сооружали снежные городки - царство зимы - с высокими башнями и стенами, для прочности облитых водой. Такие городки брались «штурмом» в последний день масленицы. Участники делились при этом на две группы: одна защищала городок, другая нападала на него. Взяв город, парни получали право перецеловать всех девушек, защищавших его. Для соблюдения порядка накануне соревнований зачитывался приказ, чтобы во время гуляний не было бесчинств. На Масленице в станицах составлялось по нескольку «шаек» казаков, чтобы вместе погулять и повеселиться. Они выбирали из своей среды «атамана» в других местах — «хозяина» , который командовал шайкой и соблюдал порядок. В атаманы выбирали человека веселого и расторопного, который бы «языком востер был».
В знак своей должности он носил особую насеку.
Для крестьянина, согласно этой концепции, плодородие земли было самым важным, поэтому он пытался на него воздействовать: «что бы ни делали носители традиционной культуры, они маниакально думают об одном — об увеличении урожая или приплода» [37]. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как « целовник », смотры молодожёнов «столбы» [38] , их гостевания [39] , катания с гор [40] и на упряжках [41] , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста [42].
Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота [43]. Со стимуляцией плодородия В. Пропп связывает поминальную сторону Масленицы. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои , скачки и т.
Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов [К 1]. Пропп отмечает, что блины были обрядовой едой на поминках , и именно в этом качестве, по его мнению, использовались на Масленицу и в рождественский Сочельник [44] [45]. Причиной поминального использования блинов он считает особую архаичность этого блюда [46]. Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы [47]. Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном, писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют» [47]. По мнению современного фольклориста А.
Мороза , нет оснований утверждать, что Масленица — это праздник языческого происхождения. Масленичная обрядность переосмысляет то, что предлагает церковь. В частности, пост понимается традиционной культурой как пищевые ограничения, соответственно, перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается «языческая» суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела.
А на улицах на «Лакомку» шла бойкая торговля. На таких ярмарках устраивались всевозможные потехи, проводились кулачные бои, катания на лошадях. Что же нужно делать на «Лакомку»?
В народе в этот день открывались всевозможные лавки, где каждый желающий мог полакомиться сладостями: горячими сбитнями, калеными орехами, медовыми пряниками. Как уже было сказано ранее, главная героиня этого дня — тёща. За праздничным столом ей необходимо было накормить не только всех зятьев, но и всю семью.
В масленичную среду женихи ездили по деревням и селам в поисках своей возлюбленной. Представительницы прекрасного пола наряжались и выходили на улицу с надеждой встретить свою любовь. Уже вечером пир был в самом разгаре. Тещи угощали зятьев блинами, а те, в свою очередь, пели песни про заботливых тещ и благодарили их за доброту. После этого разыгрывали небольшие сценки с наряженным медведем и устраивали танцы.
Несмотря на то, что сразу же после масленичной недели начинается Великий пост, в этот период запрещено голодать, особенно в среду. Само название «Лакомка» говорит о том, что в этот день принято лакомиться традиционными праздничными блюдами и угощать ими своих гостей. Считается, кто больше блинов съест 14 февраля, для того год счастливее будет. Наши предки считали, что в масленичную среду все, что есть в печи, должно после присутствовать на столе. Считалось, что скудный праздничный стол - неуважение к гостям, пишет сайт Rosregistr.