Сильфида (фр. La Sylphide) — романтический балет в двух действиях. Купить билеты на балет Сильфида в Санкт-Петербурге, билеты по цене от 2100,00 руб. 3 мая 2024 г. в 19.00, Мариинский театр Сильфида, официальные электронные билеты на балет на сайте БАЛЕТ «Сильфида» краткое содержание Сюжет балета основан на фантастической новелле французского писателя Шарля Нодье «Трильби» (1822). Среди балетов, сочиненных им для Марии, "Сильфида" осталась непревзойденным шедевром.
Краткое содержание Сильфида балет
Балет «Сильфида» обошел сцены многих музыкальных театров и до сих пор признается одним из мировых шедевров балетного искусства. Сильфида – краткое содержание балета (сюжет произведения). Первая исполнительница главной партии Мария Тальони. Сильфида (фр. La Sylphide), исполненная в 1832 году в Парижской национальной опере, представляет собой балет в двух действиях хореографа Филиппо Тальони, отца Марии Тальони, на музыку Жан-Мадлен Шнайцхеффера.
Сильфида (балет)
Сильфида – краткое содержание балета (сюжет произведения). Первая исполнительница главной партии Мария Тальони. Не одна лишь новизна содержания сделала «Сильфиду» манифестом балетного романтизма. Краткое содержание. Сильфида Джеймс Мэдж Эффи Гюрн Нэнси Двое юношей. Крестьянские парни и девушки, сильфиды — артисты балетной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета и учащиеся Башкирского хореографического колледжа им. Р. Нуреева. Сильфида (балет) — Сильфида La Sylphide Мария Тальони в роли Сильфиды. 1832 год Композитор Херман Левенсхольд Автор либретто Адольф Нурри и Филиппо Тальони Количество действий 2 Год создания 1832 Первая постановка 12 марта 1832 Место первой постановки. Тот балет в хореографии Филиппо Тальони исчез: обветшал, устарел, публика потеряла к нему интерес — другие танцовщицы не смогли заменить Марию в роли Сильфиды.
Балет «сильфида»: краткое содержание
Сильфида балет Сюжет балета навеян шотландскими легендами. Его непосредственный источник — фантастическая повесть Ш. Композитор Жан Шнайцхёффер фр. Jean Schneitzhoeffer. Юноша Джеймс и его прекрасная возлюбленная Эффи готовятся к свадьбе.
Он же написал либретто совместно с оперным певцом-тенором Адольфом Нурри. Музыку написал композитор Ж. Тальони предназначил заглавную роль в балете «Сильфида» для своей дочери — известной танцовщицы той эпохи Марии Тальони. Вы видите не полный текст статьи.
Через два года в Россию приехал хореограф Филиппо Тальони с дочерью — балериной Марией. Для петербургского дебюта 6 сентября 1837 года они выбрали именно «Сильфиду».
Считается, что именно с «Сильфиды» балерины стали выступать в пуантах, а первой их надела Тальони. Этот балет имел оглушительный успех. Тальони восхищались Гоголь и Герцен, Белинский и Огарев. После отъезда примы роль Сильфиды на петербургской сцене с успехом исполняли Татьяна Смирнова и Надежда Богданова. Но во второй половине XIX века балет постепенно исчез из репертуара и лишь в 1892 году Мариус Петипа возобновил его для балерины Варвары Никитиной. После Октябрьской революции этот балет возобновил для выпускного спектакля хореографического училища В. Пономарев 1922 г. Спустя три года зрители Большого театра в Москве увидели второй акт в постановке В. Тихомирова с Е. Гельцер в главной партии.
И снова балет надолго исчез из репертуара. Вернулась «Сильфида» в Россию в 1975 году на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета ныне Михайловский театр в постановке Августа Бурнонвиля на музыку Хервена Левенсхольда. Спектакль поставила датский балетмейстер Эльза-Марианн фон Розен — тонкий знаток и ценитель хореографии Бурнонвиля. Именно ее редакция хореографии Бурнонвиля сейчас наиболее популяра во всем мире». Татьяна Кузнецова о балете «Сильфида», «Коммерсант» 2008 г.
Триумф был полнейшим, газеты захлебывались в хвале и балетмейстеру, и исполнительнице главной роли. В тот же самый вечер, 6 сентября 1837 года, в Москве, на сцене Большого театра с успехом прошла премьера «Сильфиды» на музыку Жана Шнейцхоффера в хореографии Ф. Тальони, перенесенной балетмейстером Фелицатой Гюллень-Сор , — роль Сильфиды исполнила выдающаяся московская танцовщица Екатерина Александровна Санковская [20] [21] [22] среди других исполнителей: К. Богданов в партии Гюрна [23]. Две великие танцовщицы исполняли одну и ту же роль одновременно — Мария Тальони в Петербурге, а Екатерина Санковская в Москве. И оба исполнения, причем совершенно разные, признавались великолепными. Сильфида Тальони, смиряясь с обстоятельствами, уводила зрителей в мир мечты, в то время как Санковская создавала образ борительницы, протестующей против окружающей действительности [22]. Наградив свою воздушную героиню человеческими качествами, ее Сильфида сама стремилась к людям и погибала в их мире [10]. Балет в этой хореографии продержался до второй половины 19 столетия [10]. Версия Бурнонвиля Спектакль, созданный Филиппо Тальони, произвел впечатление и на другого выдающегося балетмейстера — датского хореографа Августа Бурнонвиля [3]. Он увидел парижский балет в 1834 году [25] и, пожелав показать этот балет датским зрителям, однако по-своему решает постановку. Оставив точно такой же сюжет, Август Бурнонвиль создал свою версию балета на музыку другого композитора Хермана Северина Лёвенскьольда дат. Партию Джеймса исполнял сам Бурнонвиль [25]. Правда, существует и еще одна версия обращения балетмейстера к иной музыке, и притом весьма прозаическая: Парижская опера запросила такую цену за партитуру, что дешевле обошлось приглашение другого композитора. Сцена из балета. Эффи — Анна Плисецкая , Джеймс — Михаил Завьялов В этой редакции балет несколько изменился; хореограф добавил танцевальные сцены в собственной хореографии, в том числе — Бурнонвиль больше внимания уделил земным образам, в первую очередь главному персонажу Джеймсу, а кроме того ввел в балет элементы национального шотландского танца — таким образом, противопоставление духовного и мирского оказалось контрастнее и ярче. О своей постановке сам Бурнонвиль сказал: «В основе этой работы лежит поэтическая и поучительная мысль о стремлении человека к воображаемому счастью, которое беспрестанно от него убегает, оставляя разбитые мечты и разрушая его настоящее земное счастье» [25]. С тех пор неумирающий балет «Сильфида» продолжает жизнь на театральных сценах в двух версиях — Тальони и Бурнонвиля, и все последующие постановки строятся на этих двух версиях, причем редакция Августа Бурнонвиля практически не меняется вот уже на протяжении почти двух сотен лет [3] — Датский королевский балет свято бережет свои традиции и внимательно следит за всеми постановками своего великого корифея одно время — до 1950 года — официальным хранителем балетов Августа Бурнонвиля являлся выдающийся датский хореограф Ханс Бек [27].
«Сильфида»
«Сильфида» — первый балет, в котором кордебалет намеренно вторит в унисон балерине, умножая выразительность ее танца. Среди всех романтических балетов, «Сильфида» осталась непревзойденным шедевром. Сильфида / La Sylphide. романтический балет в двух действиях. По уступам крутой и узкой тропинки, вьющейся по скалам, Сильфида ведет за руку Джемса. Новые постановки балета „Сильфида” на музыку Хермана Лёвенсхольда и балета „Коппелия” на музыку Лео Делиба, который покажут 26 и 29 апреля, посвящены Международному дню балета. Русский язык литература Краткое содержание романтического балета Сильфида.
Краткое содержание романтического балета Сильфида
Не в силах противостоять ее чарам, Джеймс устремляется за ней, покинув убитую горем Эффи. Действие второе Колдунья Мэдж ворожит, склоняясь над кипящим котлом, у нее в руках длинный прозрачный шарф. Царство сильфид в зачарованном лесу. Джеймс следит за ускользающей от него Сильфидой, но никак не может удержать её. Она возникает перед ним, подает воду из родника, ягоды. Джеймс пытается поймать её, но она недосягаема.
Его непосредственный источник — фантастическая повесть Ш. Композитор Жан Шнайцхёффер фр.
Jean Schneitzhoeffer. Юноша Джеймс и его прекрасная возлюбленная Эффи готовятся к свадьбе. Но нежданно Джеймсу является Сильфида — неуловимый дух воздуха, мечты.
Чтобы было меньше пантомимы. И вот с этого момента появилась абсолютно новая структура в балетном спектакле.
Несмотря на то, что к моменту создания «Сильфиды» уже существовал очень виртуозный мужской танец, но именно вот в этот период создания «Сильфиды» начинается эпоха, когда власть полностью забирают женщины и потихоньку вытесняют танцоров-виртуозов со сцены. Что впоследствии привело к тому, что на сцене Парижской оперы многие мужские роли исполняли женщины-травести. Мария Тальони Мария Тальони И к тому же именно к балету «Сильфида» многие историки и многие критики приурочивают тот момент, когда балерина окончательно встала на мысочки, на пуанты. Этот спектакль продержался очень долгое время на парижской сцене. На его премьере было такое же возвышенное настроение у публики, как и за два года до этого на премьере «Эрнани» в «Комеди Франсез».
Началась новая эпоха в балете — это эпоха романтизма. Впервые к тому моменту в балете появляется особенность: не заканчивать спектакль счастливым концом. И романтический балет этим сильно очень отличался, что грустный финал или романтическая история с многоточием, потому что до этого спектакля все спектакли заканчивались каким-либо счастливым концом и обязательно счастливым дивертисментом. Музыку к этому спектаклю написал композитор Шнейцхоффер и он почему-то был очень обруган критикой. Вообще многие вещи в этом спектакле не сразу были приняты.
Конечно, такой успех не мог породить только радость и восторги. Конечно, нашлись тут же люди, которые стали писать, что все это абсолютно заимствовано, что спектакль «Сильфида» уже ставился в 1828 году в Ла Скала, хотя никаких перекличек ни в либретто, ни в танцах не было, но находились люди, которые обвиняли в плагиате и композитора, и балетмейстера. Карла Фраччи и Рудольф Нуреев Карла Фраччи и Рудольф Нуреев Надо отметить, что композитор признавался, что в тот период, когда писалась музыка, был очень популярен скрипач Никколо Паганини. В частности, у него была такая пьеса «Ведьмы» и он не мог ничего с собой поделать: когда он писал начало второго акта, где есть шабаш ведьм, он использовал некоторые темы из произведения Никколо Паганини.
Главную партию исполнила семнадцатилетняя Люсиль Гран , роль Джеймса исполнял сам Бурнонвиль. Эта постановка вошла в историю балета, и именно она до сих пор ставится на всех крупнейших сценах мира. Первой исполнительницей Сильфиды на московской сцене в 1837 году стала известная балерина Екатерина Санковская.
Балет Х. Левенскольда «Сильфида»
Колдунья Мэдж предсказывает Эффи совсем другого жениха — Гюрна. Джеймс прогоняет колдунью, которая уходит, затаив на него обиду. Во время свадебного празднества вновь появляется Сильфида и похищает обручальное кольцо. Не в силах противостоять её чарам, Джеймс устремляется за ней, покинув убитую горем Эффи. Действие 2[ править править код ] Колдунья Мэдж ворожит, склоняясь над кипящим котлом, у неё в руках длинный прозрачный шарф.
Именно эта постановка вошла в историю и до сих пор идет на лучших мировых сценах, в том числе в Большом, Мариинском и Михайловском театре в России. Современная версия несколько отличается от первоначальной, но изменения не настолько значительные. Музыку к новой версии написал композитор Герман Левенскольд, а хореографом стал датский балетмейстер Август Бурнонвиль. Либретто осталось прежним.
Этой версии могло бы и не существовать, поскольку изначально Бурнонвиль хотел показать зрителю первую оригинальную постановку, но Парижская опера потребовала за партитуру Жана Шнейцхоффера огромную сумму. В результате Август Бурнонвиль обратился к другому композитору. В России премьера балета состоялась в 1837 г. Партию Сильфиды исполнила Екатерина Санковская. Действующие лица В балете много действующих лиц, партии которых исполняют профессиональные артисты. Кроме них, в спектакле задействован кордебалет. Танцовщики исполняют роли крестьян, детей, сильфид и другие. Главные роли: дух воздуха — Сильфида главная роль ; вдова фермера — Анна; невеста Джеймса и племянница Анны — Эффи; подруга Эффи — Нэнси; крестьянин Гюрн.
Первое действие В первом акте перед зрителем предстает роскошный шотландский замок, в котором идет подготовка к свадьбе.
Сильфида - Карсавина, 1910 Танцевальные характеристики персонажей реального мира — шотландских крестьян, одетых в яркие национальные костюмы — строились на фольклорно-этнографической основе. Танец персонажей фантастического царства — Сильфиды и ее небесных подруг — был начисто лишен бытовых примет. Этот танец, получивший впоследствии наименование «классический», «передавал самые сложные движения души — души, сделавшейся зримой, принявшей материальную оболочку», — пишет историк балета В. Она отмечала, что этот танец «являлся как бы наречием существ фантастического мира, условно поэтическим языком, каким Сильфида и ей подобные персонажи выражали свои думы и переживания, от светлой радости до горькой печали. И он становился особенно выразительным в кульминационных точках драматического действия: выражая действие, сам этим действием являлся». Воздушность и строгую красоту «сильфидного» танца подчеркивал условный балетный костюм: лиф, открывающий плечи и руки, длинный тюник из белого газа, чуть подсвеченного голубым, прозрачные крылышки за спиной. Сильфида — вольная мечта, поэтическая фантазия, материализовавшаяся в образе крылатой девы, принесла мировую славу балерине Марии Тальони. Современники восприняли ее искусство как откровение. В сиянии ее славы померкло имя создателя балета — отца Марии, балетмейстера и педагога Филиппо Тальони, умело огранившего талант великой дочери.
Среди балетов, сочиненных им для Марии, «Сильфида» осталась непревзойденным шедевром. В «Сильфиде» балерина впервые поднялась на пальцы не для эффекта, но ради образных задач. Героиня Тальони действительно казалась существом сверхъестественным, не женщиной, а духом, попирающим законы притяжения, когда танцовщица «скользила» по сцене, почти не прикасаясь к полу, и замирала на миг в летучем арабеске, будто поддерживаемая чудесной силой на острие выгнутой стопы Изощренной техники Тальони зрители словно не замечали, так бесшумны и легки были ее полеты, так безыскусна ее чарующая грация. По словам современников, Тальони счастливо соединяла артистизм с совершенной техникой танца и потому могла полностью отдаваться роли. Общее мнение выразил поэт и критик Теофиль Готье будущий сценарист «Жизели» , назвав Тальони «одним из величайших поэтов своего времени». Русская публика познакомилась с «Сильфидой» в 1835 году. Балет шел в редакции балетмейстера А. Титюса с Л. Круазет в заглавной партии. Премьера осталась незамеченной.
А через два года в Россию приехали Мария и Филиппо Тальони. Для петербургского дебюта они выбрали «Сильфиду» 6 сентября 1837 года. Теперь балет имел оглушительный успех. О нем заговорили как о сенсации. Марию Тальони награждали самыми громкими эпитетами.
Действие разворачивается в старинном замке зажиточного крестьянина Джеймса, где идет подготовка к его свадьбе с прекрасной девушкой Эффи. Устав от приготовлений, молодой человек задремал в кресле. Вдруг в комнате появляется крылатая девушка.
Она склоняется над спящим юношей и нежно целует его в лоб. Джеймс просыпается и хочет дотронуться до прекрасной феи, но она ускользает. Девушка постоянно находится в движении, поэтому Джеймсу так и не удается поймать ее. Чудесное видение взволновало молодого человека. Он долго не может прийти в себя от увиденного. В комнате появляется соперник Джеймса Гурн, влюбленный в его невесту. Он понимает, что мыслями его друга владеет не Эффи, но ничего не может доказать. Жениха больше не интересует подготовка к торжеству.
Он постоянно думает о прекрасной девушке. Джеймс расспрашивает друзей о красавице, но никто ее не видел. Главный герой признается, что влюблен в нее. Гурн начинает ухаживать за Эффи, но она его отвергает. В замок приходит старая ведьма. Она желает погреться около камина.
Краткое содержание Сильфида балет
В 1834 году балет «Сильфида» на парижской сцене увидел выдающийся датский танцовщик и балетмейстер, близкий друг сказочника Андерсена Август Бурнонвилъ. Русский язык литература Краткое содержание романтического балета Сильфида. автор балета сильфида Мужчина еще не знал, что они потребуются ему в работе, когда он создаст балет «Сильфида», содержание которого мы рассмотрим далее. Во время свадебного празднества вновь появляется Сильфида и похищает обручальное кольцо.