Став знаменитым лётчиком, Чкалов остался самим собой и снова пошёл на завод, чтобы испытывать самолеты. 1929–1930 годы Валерий Чкалов руководит школой планеристов и работает инструктором при Осоавиахиме Ленинграда. отправить самых толковых сотрудников на обучение пилотами. Имя Чкалова было воспринято не формально: считалось, что оно обязывает к трудовым подвигам.
История науки: через Северный полюс — к рекорду дальности
Валерий Чкалов и Череповец. Какую роль сыграл город металлургов в жизни легендарного летчика? | А вот Чкалов не испугался и в итоге возглавил экипаж для дерзкого броска через полюс. |
Валерий Чкалов: лихая жизнь и странная смерть любимого «сокола» Сталина | Чкалов был настолько знаменитым человеком в СССР, что в его честь называли улицы, образовательные заведения, станции метрополитена и многие другие, самые разные объекты, включая малую Родину Чкалова – село Васильево. |
«Воздушный хулиган» или «сталинский сокол»: Виражи Валерия Чкалова в небесах и на земле | Валерий Чкалов родился 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года, в селе Василёво, ныне г. Чкаловск, Чкаловского района Горьковской области, в семье рабочего. |
История науки: через Северный полюс — к рекорду дальности | 19. На этом АНТ-25 конструкции Туполева, специально созданном для дальних полётов, экипаж Чкалова стал знаменитым после перелёта в Америку. |
После возвращения из Хабаровска Чкалову начали править биографию
Дело в том, что Чкалов отличался не только исключительной отвагой в воздухе, но и откровенной дерзостью и лихачеством. Национальный герой Валерий Чкалов, проживший всего 34 года, настолько любим и популярен в народе, что возникли легенды не только о его жизни, но и о его гибели. Переохладив мотор при планировании, Чкалов не смог воспользоваться им и не дотянул до аэродрома, приземлился на поселок. Имя Валерия Чкалова ассоциируется с беспримерной отвагой и храбростью в покорении такого недоступного для человека неба – Самые лучшие и интересные новости по теме: Родина, СССР, Чкалов на развлекательном портале По-настоящему широко известно имя Валерия Чкалова стало в 1936 году, когда он в компании летчиков Байдукова и Белякова совершил беспрецедентный перелет из Москвы на Дальный Восток. Чкалов снова отделался легким испугом, чего нельзя было сказать о несчастном «Фоккере».
За что смелого лётчика-истребителя отстраняли от полётов и даже дважды лишали свободы
- Биография великого советского летчика-испытателя Валерия Чкалова
- Исполнилось 120 лет со дня рождения легендарного лётчика Валерия Чкалова
- 120 лет со дня рождения знаменитого лётчика-испытателя Валерия Чкалова.
- 120 лет со дня рождения Валерия Чкалова, который совершил перелет через Северный полюс
- Жажда высоты
Рыцарь пятого океана. К 110-летию со дня рождения советского летчика В.П. Чкалова
Появляются новые материалы, рассекреченные только в последние годы. Лишь совсем недавно мы узнали имена тех моряков, пограничников, которые встречали экипаж Чкалова при беспересадочном полёте из Москвы в Петропавловск-Камчатский. На счастье, позывные самолёта услышала морская застава пограничников. Они помогли экипажу посадить самолёт на косу практически вслепую. Самолёт Чкалова после посадки отремонтировали. Этих людей наградили, а через год расстреляли, - делится Зоя Михайловна.
И его гибель выдали за крушение самолёта во время испытаний. Шёл 1937 год. После легендарного перелёта через Северный полюс имя Чкалова гремело на весь мир. Чкалов стал деятелем мирового масштаба. Он мог многим мешать.
Валерия Чкалова положила жизнь, чтобы построчно опровергнуть все искажённые факты об отце Фото: Из личного архива Валерия Валерьевна умерла в апреле 2013-го. До конца жизни она с содроганием вспоминала 15 декабря 1938 года, когда отец разбился на испытаниях И-180, не дожив до 35-летия. Официальная версия катастрофы - отказ мотора. В книге Валерии Чкаловой «Чкалов без грифа секретно» много документов, опровергающих это. Приведена позиция советского лётчика-испытателя Георгия Байдукова: «Чкалова фактически убили, обязав лететь на недоделанном самолёте».
Дело в том, что Чкалов отличался не только исключительной отвагой в воздухе, но и откровенной дерзостью и лихачеством. Он исполнял сложнейшие фигуры высшего пилотажа, мог вылететь в любую погоду и нередко производил опасные маневры, которые, впрочем, всегда заканчивались благополучно. Широко известна и история, когда Чкалов, якобы на спор, пролетел под Троицким мостом в Ленинграде, этот пролет был исключительно опасен, за него получил выговор. В итоге Чкалова отстраняют от полетов и только по ходатайству самого «первого маршала» К. Здесь ему пригодилось умение осваивать разные типы авиатехники и быстро привыкать к особенностям любого самолета. Буквально за два года работы испытателем он совершил свыше 800 вылетов для НИИ.
Освоил свыше 30 типов самолетов, многие из которых так и не пошли в серию, другие же широко известны любителям истории и авиации. Чкалов летал даже на воздушном авианосце, тяжелом ТБ-3, к которому подвешивалось несколько истребителей. Причем ему одинаково легко удавалось справиться с управлением и привыкнуть как к истребителю, так и к тяжелому бомбардировщику. Тогда же он придумывает две новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную бочку. За особые заслуги в испытании истребителей Н. Поликарпова, в которых остро нуждалась отечественная истребительная авиация, он получает орден Ленина.
Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 г. Байдуков и А. Нужно понимать, что 30-е годы были временем подобных рекордов и открытий, но в то же время техника была еще не совсем готова к таким рекордам, поэтому подобные мероприятия были очень опасными. Сталин решает заменить конечную точку маршрута Петропавловском-Камчатским.
И с этой задачей лётчики успешно справляются.
Под костюмы надевалось шерстное белье, под шерстяное — шелковое. Как оказалось, такая подготовка была не напрасной — в дороге у самолета отказала система отопления. К слову, костюм этот до сих пор хранится в доме-музее Чкалова в Нижегородской области.
Здесь же стоит тот самый легендарный самолет Ант-25, на котором Чкалов совершил оба беспосадочных полета. Любимец Сталина Впервые с «отцом народов» Чкалов познакомился в 1935 году на воздушном параде, когда продемонстрировал истребитель И-16. Однако настоящее расположение Сталина летчик снискал после своего первого беспосадочного полета на остров Удд. Вождь народов лично явился на аэродром встречать прославленного летчика.
После этого Чкалова окрестили «сталинским соколом» и стали слагать легенды о его дружбе со Сталиным. Большинство из них были сильно преувеличены. И все же, когда в 1938 году летчик погиб, гроб с его телом Сталин нес лично. Урна с прахом легендарного летчика была помещена в Кремлевскую стену.
По соседству с ним находится урна другого нижегородца Алексея Максимовича Горького. Чкалова в Чкаловске.
Его фигура еще при жизни обрастала легендами. В фильме о нем показывали невероятный пролет под Троицким мостом в Ленинграде — был ли он на самом деле, неизвестно, да это и не важно, потому что вклад Чкалова в развитие авиации настолько огромен, что даже если это легенда, его значимость как летчика и аса это не отменяет. О новаторе летного дела — в материале Любови Филипповой.
Памяти В.П. Чкалова
Ему тогда ответили: «Вы летаете, вот и летайте. А мы занимаемся своим делом». Есть, правда, один странный момент. Но самолет не отправляют на доработку, а новые испытания назначают на 15 декабря. Сам виноват в своей гибели: полетел вопреки запретам Про крутой, а местами даже авантюрный нрав Чкалова известно многим. Нарком обороны Климент Ворошилов прямо заявлял: «Комбриг это звание - командир бригады - соответствовало тогда примерно генеральскому. Чкалов погиб только потому, что новый истребитель был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен. Больше того, Сталин лично дал указание о запрещении Чкалову полетов впредь до полного устранения недостатков самолета, тем не менее комбриг... Его вызвали по звонку. Мог ли он отказаться? Для этого он был слишком дисциплинированным человеком.
Я не уверена, что он знал обо всех недоделках. Там ведь были срезаны жалюзи на моторе от них зависело правильное охлаждение или обогрев двигателя.
Тем не менее летом 1938 года нарком оборонной промышленности Каганович настоял на том, чтобы провести испытания до окончания года. В начале декабря Чкалова вызвали из отпуска для испытаний. При этом заводской технический контроль отказывался подписать акт о готовности, ссылаясь на множество дефектов. Однако боявшийся выволочки сверху директор завода настаивал. Дошло даже до жалоб на сторону. В конечном счёте пришли к компромиссному варианту: техконтроль дал добро на полёт со строгими ограничениями по скорости и дальности, а самого Чкалова предупредили о наличии дефектов.
Тем не менее он желал лететь. Однако в тот день полёт так и не состоялся. Во время рулёжки сломалась тяга газа, и вылет пришлось отложить. К 15 декабря поломку починили, а также устранили в авральном темпе несколько имевшихся дефектов. Перед вылетом директор завода даже позвонил Кагановичу, чтобы подстраховаться и получить от него разрешение на полёт в таких условиях. Тем не менее это не пугало его. Во-первых, никаких фигур пилотажа не планировалось, это был простейший полёт на 10—15 минут на небольшой высоте с выпущенными шасси над аэродромом. В таких условиях это, казалось, не предвещало никакой опасности для столь опытного пилота.
Полёт проходил без эксцессов. Первый круг пилот сделал над аэродромом, а вот второй что он не должен был делать зачем-то решил сделать побольше и удалился от аэродрома на несколько километров. Это и стало фатальной ошибкой, стоившей ему жизни. При возвращении и заходе на посадку мотор самолёта заглох примерно за километр до ВПП. Если бы полёт проходил строго над территорией аэродрома, как и планировалось, Чкалов мог бы спокойно посадить машину и всё обошлось бы. Но он улетел достаточно далеко, и ему не хватало запаса высоты, чтобы спланировать до ВПП. К тому же не было подходящих мест для посадки, и в итоге самолёт приземлялся на территории захламлённого досками и брёвнами склада, врезался в этот хлам, после чего Чкалова выбросило из кабины, он пролетел несколько метров и ударился головой об арматуру. Хотя в перестроечное время появились версии о причастности к гибели лётчика Сталина и Берии, будто бы завидовавших его популярности, эти версии представляются ерундой.
Чкалов не лез в политику, был хорошим пилотом и вдохновлял своим примером миллионы советских подростков. Место падения самолёта Чкалова на Ходынском поле в Москве. Новые моторы, только готовившиеся к испытаниям, нередко глохли двигатели вообще были далеко не самым сильным местом советского авиапрома. Об этом были прекрасно осведомлены все лётчики-испытатели и по этой причине во время первых полётов старались не вылетать за пределы аэродрома, чтобы в случае непредвиденной ситуации иметь возможность приземлиться. Лётным заданием Чкалову было предписано не покидать территорию аэродрома, но он нарушил запрет на втором круге. При заходе на посадку отказал двигатель М-88, едва созданный и ещё не доведённый до ума. Двигатель отличался большой ненадёжностью и даже ещё не прошёл государственных испытаний к моменту полёта. Позднее во время дальнейших испытаний двигателя у него был выявлен серьёзный дефект.
При резком переходе с малых оборотов газа на их увеличение мотор глох. По всей видимости, именно это и стало причиной аварии самолёта И-180, который пилотировал Чкалов. Однако у него были достаточно высокие шансы остаться в живых, если бы он не удалялся от аэродрома. Так что подлинной причиной катастрофы следует считать стечение двух обстоятельств: остановку ненадёжного двигателя в самый неподходящий момент и уход Чкалова от аэродрома, который изначально не предусматривался и стал инициативой самого пилота.
Чкалов выступал 2 августа 1936 года на митинге, посвященном окончанию беспосадочного перелета по «правительственному» маршруту. Днепре, Киеве, пгт Гостомель Киевская область, г. Ирпень на территории военного госпиталя. Кстово, Санкт-Петербурге два бюста на Чкаловском проспекте и мемориальная доска на доме, где жил Чкалов , Новосибирске, Химках. Мемориальная доска в Петрозаводске открыта 31 мая 2013 года. Несколько памятников установлены в Нижнем Новгороде: памятник на Волжском откосе возле Нижегородского кремля и на ул. Землячки, где жили предки летчика. Бюст в парке «Крылья Советов» Авиастроительного района Казани. Бронзовый бюст на территории Севастопольского Авиационного предприятия. Бронзовый бюст у входа в Боинговский авиамузей в Сиэтле. Бронзовая скульптура высотой в шесть метров на семиметровом пьедестале установлена в 1954 году на набережной реки Урал в Оренбурге. Бронзовый памятник в городе Жуковском. Установлен в начале улицы, которая названа в честь В. На одном из домов этой улицы, укреплена памятная мраморная плита с краткой информацией о В. Чкалове и его героических перелетах. Монументальная лестница в историческом центре Нижнего Новгорода, соединяющая Верхне-Волжскую и Нижне-Волжскую набережные. Памятник на железнодорожной станции Береза-Картузская, в деревне Первомайская, Брестской области. Единственный памятник Чкалову в Белоруссии.
Ведь в 1933 года имен он спас американского летчика Джеймса Маттерна, который совершил аварийную посадку в районе Анадыря во время своей попытки кругосветного перелета. Неудивительно, что Леваневский пользовался покровительством Сталина. Стоит отметить, что выбранный маршрут Москва — Северный полюс — Сан-Франциско был не самым удачным. В суровых условиях Арктики не работает большинство навигационных приборов, да и самолет может легко обледенеть. Однако обнаруженная неисправность в маслопроводе испугала летчика, и Леваневский отправился назад. В дальнейшем выяснилось, что масла в баке было достаточно, даже более чем, и именно из-за избыточности оно начало выплескиваться наружу. Так или иначе, после завершения полета экипажу и конструктору пришлось отвечать Сталину о причинах неудачи. Леваневский раскритиковал не только АНТ-25, но и его создателя Туполева. За конструктора и его детище вступился второй пилот Георгий Байдуков. Сталин был давним приятелем Чкалова и разрешил ему полет. Однако пока вождь решил повременить с Америкой и предложил новому экипажу слетать на Дальний Восток. Возможно, такой вариант предложили сами летчики. Так или иначе, борт ярко-красного самолета украсила надпись «Сталинский маршрут». Преодолев арктические просторы и Якутию, воздушное судно оказалось над Охотским морем. Экипаж достиг Петропавловска-Камчатского и сбросил над ним вымпел.
Чкалов, Валерий Павлович
Георгий Байдуков , Валерий Чкалов и Александр Беляков на серии почтовых марок СССР, 1938 В 1919 году в 15 лет Чкалов впервые увидел самолёт и, загоревшись мечтой об авиации, уехал в Нижний Новгород [11] , где встретил односельчанина Владимира Фролищева, который работал бригадиром по сборке самолётов в 4-м Канавинском авиационном парке. По его совету Валерий в возрасте 15 лет вступил добровольцем в ряды Красной армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов в этом авиапарке. После её окончания в апреле 1923 года он был направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебск во 2-ю военную школу летчиков Красного воздушного флота , где совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Avro 504. По окончании училища в октябре 1923 года, в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков, Чкалов был направлен на обучение в Москву в 1-ю Высшую школу красных военных лётчиков РККА ВВФ, где он осваивал боевые самолёты истребители Martinsyde. В конце мая 1924 года Чкалов прибыл в Серпухов для обучения в Высшей военной авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания. Лётчиком-инструктором у Чкалова в Серпухове был Михаил Михайлович Громов — Герой Советского Союза, будущий основатель лётно-исследовательского института , носящего его имя в Жуковском.
Московский инструктор А. Как лётчик и человек очень спокойный. Нарушений дисциплины не наблюдалось…» 14 августа 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов для дальнейшего прохождения службы прибыл в Ленинград, в «1-ю отдельную эскадрилью истребителей» Комендантский аэродром. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный опытный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов.
Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под мостом Равенства Троицким в Ленинграде [ источник не указан 2249 дней ]. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями — 16 ноября 1925 года Чкалов был осуждён военным трибуналом на 1 год лишения свободы за «дискредитацию авторитета и звания командира-бойца Красной армии» вышел на службу в пьяном виде. Затем срок был снижен до 6 месяцев [13]. В январе 1925 года 1-й советской эскадрилье было присвоено почётное наименование «эскадрилья имени В. В 1926 году 1-я истребительная авиационная эскадрилья перебазируется с Комендантского аэродрома на аэродром Троцка сегодня — Гатчина.
В январе 1927 года 1-я эскадрилья перестала считаться отдельной и, сохранив номер «1», вошла в состав 1-й авиабригады. В феврале 1927 года Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В конце июня 1927 года был направлен в Липецк на курсы усовершенствования лётного мастерства. В это время в Липецке обучались иностранные в основном немецкие лётчики-истребители. В показательных полётах Чкалов занял 1-е место.
В честь 10-й годовщины Октябрьской революции в Москве был организован военный парад. Чкалов был среди участников этого праздника и ему было разрешено делать фигуры высшего пилотажа на малой высоте.
Чкалов, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами».
Но при посадке самолёт зацепился за провода и столб, а лётчик ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую арматуру. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы. Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.
После гибели Чкалова был арестован ряд руководителей авиационного завода, причастных к организации этого полёта. Они были приговорены к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полёт самолёта с многочисленными неисправностями, повлёкшими за собой гибель лётчика. В Приказе НКО N 070 от 4 июня 1939 года говорилось: "Число лётных происшествий в 1939 году, особенно в апреле и мае месяцах, достигло чрезвычайных размеров.
За период с 1 января до 15 мая произошло 34 катастрофы, в них погибло 70 человек личного состава. За этот же период произошло 126 аварий, в которых разбит 91 самолет. Только за конец 1938 и в первые месяцы 1939 гг.
Эти тяжёлые потери, как и подавляющее большинство других катастроф и аварий, являются прямым результатом: а преступного нарушения специальных приказов, положений, лётных наставлений и инструкций;... Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полётами, комбриг В. Чкалов погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полёт в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чём Чкалов был полностью осведомлён.
Больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолёта, т. Сталин лично дал указание о запрещении т. Чкалову полётов впредь до полного устранения недостатков самолёта, тем не менее комбриг Чкалов на этом самолёте с не устранёнными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но начал совершать свой первый полёт на новом самолёте и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламлённой местности, самолёт разбился и комбриг Чкалов погиб"...
Вблизи места катастрофы самолёта Чкалова установлен памятный камень. Также высказывались сомнения в истинности официальной истории гибели Валерия Чкалова. Якобы непонятно, почему опытный образец боевого самолёта взлетал с Центрального аэродрома на Ходынском поле, то есть с полосы гражданского аэропорта, и как он туда попал.
Завод, выпустивший опытный образец И-180, существует и сейчас. Это завод имени Хруничева в Филёвской пойме. ВПП закрытого и охраняемого заводского аэродрома располагалась там, где сейчас проходит улица Филёвский бульвар расположение заводских корпусов и бульвара весьма характерны и до сих пор не утратили следов планировки бывшего авиапромышленного объекта.
Эти сомнения - плод незнания истории авиации: в 1938 году аэродром на Ходынском поле был Центральным аэродромом им. Кроме полётов пассажирских самолётов, он являлся и заводским аэродромом для трёх заводов и нескольких ОКБ. В том числе - и ОКБ Поликарпова.
Ныне - это завод имени П. Согласно версии, изложенной дочерью Чкалова, Валерией Валерьевной в фильме телепроекта «Искатели» «Охота на Чкалова», в гибели лётчика виновны НКВД, а также Иосиф Сталин и Лаврентий Берия, сознательно подводившие Чкалова к смерти во время испытательного полёта например, разрешение на вылет неисправного самолёта, срез жалюзи у мотора. В 1986 году по случаю 50-летия перелёта Москва - остров Удд, на острове был установлен памятник его участникам.
Рост Валерия Чкалова: 164 сантиметра. Личная жизнь Валерия Чкалова: Жена - Ольга Эразмовна Чкалова урождённая Орехова; 1901-1997 , учительница, автор ряда книг и воспоминаний о Чкалове, статей по педагогической тематике. Поженились в 1927 году.
В марте 1928 года он был переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, а его жена с сыном Игорем остались в Ленинграде. Cын - Игорь Валерьевич Чкалов, родился 1 января 1928 года. Окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского.
Его направили слесарем-сборщиком самолётов в 4-й Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде. В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, после её окончания в 1922 году направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, окончил её в 1923 году. В 1923 — 1924 годах в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков он также проходил обучение и в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, а затем в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя. В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. По легенде, один раз Чкалов даже пролетел под мостом Равенства Троицким в Ленинграде [1] [2] [3]. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полёт повторил лётчик Евгений Борисенко [2]. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями — 16 ноября 1925 года был осуждён военным трибуналом к одному году лишения свободы за драку в пьяном виде, затем срок был снижен до 6 месяцев.
В марте 1928 года переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, жена с сыном Игорем остались в Ленинграде. В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР к одному году лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии [4]. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я. Алксниса и К. Ворошилова менее чем через месяц наказание было заменено на условное и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы. Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме , где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью.
Стараясь избежать падения на жилые постройки, летчик столкнулся с высоковольтной опорой. Через два часа он скончался в Боткинской больнице. Это был первый полет одномоторного истребителя-моноплана. Многие элементы конструкции были опытными и раньше не проходили проверку в воздухе. Официальной версией авиакатастрофы считается отказ мотора.
Спустя всего год разбился еще один опытный И-180 — лопнул маслорадиатор. Оба происшествия поставили крест на образце самолета. К концу следующего года в Заполярье будет создана основа отечественной авиагруппировки Трагическая смерть Чкалова мгновенно обросла множеством слухов и догадок. Некоторые считали, что летчику «помогли» разбиться. В частности, его сын Игорь Чкалов и вовсе был убежден, что причиной всему стала личная обида Иосифа Сталина, который якобы хотел назначить отца на должность наркома внутренних дел, но получил отказ.
Летчика похоронили с подобающими ему почестями. Читайте также:.
Воздушный первопроходец Валерий Чкалов
В конце июня 1937 года Чкалов совершил свой знаменитый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США). Настоящее имя – Чкалов Валериан Павлович. В 1916 году окончил 4 класса школы в родном селе, в 1916-1918 годах учился в Череповецком ремесленном училище (ныне Вологодской области). В очерке «Чкалов без ретуши» приводятся следственно-судебные дела, имеющие непосредственное отношение к жизни и смерти В. Чкалова.
Валерий Чкалов: фанатичная любовь к небу и каждодневный риск
Национальный герой Валерий Чкалов, проживший всего 34 года, настолько любим и популярен в народе, что возникли легенды не только о его жизни, но и о его гибели. Валерий Чкалов родился 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года, в селе Василёво, ныне г. Чкаловск, Чкаловского района Горьковской области, в семье рабочего. Валерий Чкалов – автор более чем десятка фигур высшего пилотажа, в том числе знаменитой замедленной бочки и восходящего штопора. 19. На этом АНТ-25 конструкции Туполева, специально созданном для дальних полётов, экипаж Чкалова стал знаменитым после перелёта в Америку.
Великий и скандальный Чкалов. Жизнь и смерть любимого авиатора Сталина
Провёл государственные испытания истребителя И-5, участвовал в испытаниях других истребителей. С января 1933 года — в запасе. С 1933 — лётчик-испытатель авиазавода. Он испытывал лучшие самолёты истребители 30-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова, составивших основу истребительной авиации советских ВВС довоенного периода.
Провёл испытания И-16 на штопор, а также испытания опытного истребителя И-17. Был случай, когда с одного из лётчиков начали высчитывать деньги на ремонт поломанного им самолёта. Лётчик оказался в затруднительном положении.
Чкалов, не раздумывая, уплатил за него деньги. В 1937 г. Чкалов добился освобождения их, доказав, что авария произошла не по их вине, а из-за заводского дефекта.
Чкалов Валерий Павлович. Фото С. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин, опасаясь повторения неудачной попытки перелёта Леваневского, лично указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский.
Этот перелёт стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс.
Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток. За перелёт весь экипаж был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям.
Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвращение самолёта в Москву приехал лично встречать на аэродром И. Чкалов, Сталин, Беляков. Чкалов и Сталин, 1936 г..
Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Рано утром 18 июня самолёт взлетел, а 20 июня в 16 часов 20 минут полет был завершён. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий отсутствие видимости, обмерзание и т.
Чкалов, Г. Байдуков и А. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.
После легендарного перелёта Чкалова через Северный полюс в США он был награждён легковым автомобилем. А личная машина в те годы была редкостью, и Чкалов никогда один не ездил на ней. Он или на аэродроме брал с собой друзей, или по дороге останавливался и сажал в машину попутчиков.
Чкалов был выдающимся лётчиком, но никогда не ставил себя выше других. Даже в Америке в беседе с корреспондентами он, рассказывая о своем экипаже, сказал, что его второй пилот Байдуков — лётчик более высокого класса, и что именно он вёл самолет «вслепую» в облаках. На такое признание способен далеко не каждый лётчик.
По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск. Чкалову предлагали занять государственную должность, но он продолжал заниматься испытательской работой. Учитывая выдающиеся заслуги В.
Чкалова, ему были присвоены внеочередные воинские звания: в июле 1937 г. Став знаменитым лётчиком, Чкалов остался самим собой и снова пошёл на завод, чтобы испытывать самолеты. К началу 1938 г.
Конструкторское бюро Поликарпова начало готовить новый истребитель И-180. Его схема мало чем отличалась от И-16, но скорость и потолок его были выше чем у И-16. Гибель Чкалова Испытания И-180 Чкалов начал 15-го декабря 1938 г.
Это был первый полёт нового истребителя конструкции Поликарпова.
А Ольга Чкалова до конца дней хранила верность своей первой и единственной любви. Служил в Ленинградской 1-й Краснознаменной истребительной эскадрилье. В 1927 году Валерий Павлович был назначен командиром звена в истребительной эскадрилье Брянской авиабригады. В 1929—1930 годах летчик-инструктор Ленинградского авиационного клуба Общества друзей Воздушного флота позднее — Осовиахим. Валерий Чкалов разработал и внедрил ряд новых фигур высшего пилотажа Валерий Чкалов разработал ряд новых фигур высшего пилотажа восходящий штопор и замедленную «бочку» , испытал свыше 70 типов самолетов, составлявших основу советской авиации того времени. Проявил себя как талантливый летчик, обладающий исключительным мужеством, настойчивостью и выдержкой.
Гибель Чкалова Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя «И-180». В этот день, 15 декабря. Как всегда, при первом вылете опытного самолета, все вылеты с аэродрома и все аэродромные работы были прекращены. Самолет Поликарпова конструктора испытываемого самолета — В. Должны были поставить и жалюзи. Валерий Чкалов поинтересовался, сколько времени потребуется на установку жалюзи.
Его первым инструктором в Московской высшей школе красных военных летчиков был Александр Иванович Жуков, выпустивший к тому времени около трехсот учеников — летчиков. В своей инструкторской книжке Жуков записал: «Чкалов простой, общительный, сильный. С неуемной жаждой к полетам и особенно к высшему пилотажу, или воздушной акробатике». В августе 1923 года мечта Чкалова осуществилась: он совершил свой первый самостоятельный вылет на самолете «Авро». Его творческие поиски начались уже в этой школе, когда он, получив задание на выполнение самостоятельных виражей, начал на машине, рассчитанной только на мелкие виражи, выполнять глубокие виражи. Уже в этой школе Чкалов овладел посадкой самолета точно в пятачко. Он всегда старался сделать больше, чем требовалось. Скажут петлю — он сделает три. В одной из его аттестаций этого периода говорится: «Чкалов является примером осмысленного и внимательного летчика, который при прохождении летной программы был осмотрителен, дисциплинирован». Закончил Чкалов Борисоглебскую школу с оценкой «отлично» и был аттестован как будущий летчик-истребитель. Из 45 человек, окончивших Борисоглебскую школу, Чкалов в числе десяти лучших был послан на дальнейшую учебу в Московскую школу авиации. В мае 1924 года Валерий Чкалов окончил Московскую школу с оценкой «отлично» и был направлен в Серпуховскую высшую школу воздушной стрельбы и бомбометания, руководителем которой был Ф. Астахов направил его группу летчика-инструктора М. Громов вспоминал: «В небе он чувствовал себя хозяином. В нем жила неукротимая уверенность в победе при любых, даже самых трудных обстоятельствах. Он не знал, что такое сомнение в своих силах…. Он был не только храбр — он был дерзко и напорист необычайно. В решительную минуту он умел отбрасывать все, что могло ему помешать добиться победы, все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении — к победе». Летчик В 1924 году Чкалов был направлен как летчик истребитель в город Ленинград в 1-ю Краснознаменную истребительную эскадрилью. Эта эскадрилья родилась из авиаотряда, которым в свое время командовал П. После прибытия в эскадрилью, он целыми сутками просиживал на аэродроме, все возился со своим стареньким самолетом — «Ньюпор-24 бис». Чкалов быстро осваивал самолет. Штаб и летный состав Ленинградской авиаэскадрильи. Чкалов — в центре. Фото из книги Вячеслава Федорова «Бессменный флагман». Валерий Павлович был включен в число участников праздника 7 ноября 1927 года, посвященного 10-й годовщине Великого Октября. По просьбе Чкалова ему было разрешено делать фигуры высшего пилотажа на низкой высоте, но осторожно. По погодным условиям воздушную часть парада перенесли на 8 ноября. В это день летчик показал ни с чем не сравнимый «классический пилотаж на самолете «Фоккер Д-11». В апреле 1928 года Чкалов был переведен в Брянск, в 15-ю истребительную авиабригаду, под командованием Лопатина. Это был очень трудный для него период. Перегоняя самолеты из Гомеля в Брянск, он вел группу бреющим полетом и врезался в телеграфные провода, сломал машину. Это было квалифицировано как воздушное хулиганство. Чкалов был отстранен от полетов. Его осудили и посадили в Брянскую тюрьму 3 января 1929 года. С 1929-го и до середины 1930 года Чкалов работал летчиком в Ленинградском Осоавиахиме в должности начальника планерной школы в Дудергофе под Ленинградом. Кроме этого, он возил на «Юнкерсе» — пассажирском четырехместном самолете всех желающих посмотреть Ленинград с птичьего полета. Он просил командира эскадрильи Антошина разрешить ему полеты при любой погоде и в полдень, когда воздух неспокоен. Тренировки в любую погоду позволили ему выполнить задание командования в больших маневрах Балтийского флота в 1924 году. По заданию он должен был сбросить вымпел на линкор «Марат». Выполнив задание в тяжелейших условиях, при дожде и низкой облачности, летя и читая надписи на ботах кораблей. Чкалов проявил все замечательные качества боевого летчика: силу воли, настойчивость, чувство ответственности за порученное дело, прекрасное знание самолета, владение ситуацией и точный расчет. Он один только смог выполнить это задание. Чкалов прослужил в эскадрильи под руководством Антошина до марта 1925 года. В мае командиром был назначен Шелухин. Он уже сам обучал летный состав очень сложному, групповому воздушному бою», — вспоминал Шелухин. Самолет «Лакм», в испытаниях которого участвовал Валерий Чкалов. Истребитель И-16. По ходатайству многих людей, которые его хорошо знали, Чкалов был восстановлен в армии и командирован в НИИ ВВС летчиком-испытателем в ноябре 1930 года. В НИИ испытывал не только истребители, но и тяжелые бомбардировщики. В институте испытывались самолеты А. Туполева ТБ-1 с дальностью полета 1500 километров и позднее ТБ-3, дальность полета которого была уже 2500 километров. Такие самолеты могли наносить удары по глубокому тылу противника. В НИИ состоялось его знакомство с Г. За свою короткую летную жизнь от летал на 70 типов самолетов. Через руки Валерия Павловича прошли десятки образцов новейшей техники. Полеты были экстремальными, а потому очень опасными. Только слаженная работа конструктора Поликарпова и летчика-испытателя Чкалова позволила довести и принять самолет И-16 на вооружение.
Они совершили беспрецедентный трансполярный перелёт из Москвы в американский Ванкувер. Будущий герой родился 2 февраля 1904 года в слободе Василёво Нижегородской губернии теперь - Чкаловск в семье мастера на судах Волжского речного пароходства. Валера год проучился в ремесленном училище, работал кочегаром. Лётная судьба парня началась, когда его взяли учеником слесаря аэропланов в 4-ый военный авиационный парк. Там он записался в Красную Армию, откуда отправился в Егорьевскую теоретическую школу авиации 1921-1922. Потом была Борисоглебская школа военных летчиков 1922-1923 , Московская школа высшего пилотажа и Серпуховская высшая школа воздушной стрельбы и бомбометания 1923-1924. Валерий Чкалов награжден орденом Ленина и орденом Красного Знамени. Расскажем подробней о легендарных беспосадочных перелётах экипажа Чкалова, прославивших пилота. Иосиф Сталин в 1936 году назначил знаменитого аса командиром в рекордном полете на дальность по маршруту Москва - Дальний Восток. Маршрут начался в Москве, курс лётчиков был на Петропавловск-Камчатский и далее на остров Удд теперь - остров Чкалов. Их самолёт АНТ-25 преодолел расстояние 9374 км за 56 ч 20 минут. Беспрецедентный беспосадочный перелёт длился 63 часа 25 мин. Над суровым океаном и льдами было пройдено более 8000 км, из которых несколько тысяч - в слепом полете. Всего лётчики преодолели 8 504 километра в сложных метеоусловиях. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. Советский ас Чкалов стал кумиром миллионов людей Земли, у него брали автографы голливудские кинозвезды. В 21 веке сняли гриф "секретно" с тайных архивов, содержащих две стенограммы выступлений Валерия Чкалова после межконтинентального перелёта. Это выступления комбрига сразу после возвращения из-за границы перед партийным активом Горького сейчас - Нижний Новгород и на областной партийной конференции в июле 1938 года. Мы пришли вдвоем с Байдуковым.
Валерий Павлович Чкалов
Однако тот страдал язвой желудка и даже лежал в госпитале. Кроме того, незадолго до полета, придя в ангар, Громов обнаружил, что мотор с его самолета сняли и переставили на машину Чкалова. Причины он так и не узнал. Вторым претендентом на полет был известный полярный летчик Сигизмунд Леваневский, который за участие в спасении людей с раздавленного льдами парохода «Челюскин» стал одним из первых в стране Героев Советского Союза. Интересно, что Леваневский уже начинал подобный трансконтинентальный перелет, однако его машина была вынуждена вернуться из-за якобы неисправности, позже оказавшейся переливом масла. Второй раз лететь на АНТ-25 пилот отказался. А вот Чкалов не испугался и в итоге возглавил экипаж для дерзкого броска через полюс. Против полета выступил Отто Шмидт «Главный полярник» Советского Союза, начальник Главного управления Северного морского пути Отто Шмидт принципиально возражал против этого полета. Он даже написал Сталину докладную записку, где указал, что в случае катастрофы самолета шансы оказать помощь экипажу равны нулю.
Даже приведенные аргументы, что летчики снабжены аварийным запасом, в том числе резиновой лодкой, палаткой, лыжами, ружьями и более чем центнером продовольствия, не убедили Шмидта. Специалисты скептически оценивали шансы пилотов продержаться до прибытия спасателей. Однако ледоколы и пароходы Северного флота были ориентированы на оказание помощи команде Чкалова в случае реальной опасности. Папанин отправился в дрейф по Северному Ледовитому океану специально для обеспечения радиосвязи этого полета В ходе подготовки к перелету вдоль всего Северного морского пути была введена в строй сеть радиостанций. Кроме того, полет был запланирован специально в период работы дрейфующей полярной станции «Северный полюс - 1» под руководством Ивана Папанина - она стартовала 6 июня 1937 года. Со станции летчикам даже удалось получить сводку погоды, однако как раз во время прохождения этого района на АНТ-25 отказала антенна бортовой радиостанции. Так что над Северным Ледовитым океаном экипаж шел без связи. Во время полета у экипажа замерзли апельсины Арктика встретила экипаж крепким морозом - температура в кабине опускалась до устойчивой минусовой.
Отец — Павел Чкалов работал котельщиком, сутками пропадая в сельских мастерских. В семилетнем возрасте Валера пошел в начальную школу, после окончания которой, по настоянию отца, поступил в училище с техническим уклоном. В настоящее время, данное учебное учреждение носит имя легендарного летчика. Фото: Валерий Чкалов Природа наделила его способностями к точным наукам и прекрасной памятью. Неконфликтный и выносливый паренек прекрасно плавал и играючи переплывал Волгу, бесстрашно подныривая по проходящие суда. Когда мальчику исполнилось 14 лет, училище закрылось и ему пришлось вернуться домой и стать подручным отца. Со временем подросток освоил ремесло молотобойца и кочегара. С малых лет Валерий был увлечен возможностями навигации и, выполняя работу кочегара на пароходе «Баян», мечтал о неведомых просторах.
Начало пути Когда Валерию исполнилось 15 лет, он в первый раз увидел самолет и решил связать свою жизнь с авиацией. Став красноармейцем, юноша освоил специальность слесаря-сборщика самолетов. В течение трех лет Валерий трудился в авиационном парке, расположенном в Нижнем Новгороде. Целеустремленный парнишка мечтал о небе и, в конце концов, получил направление на учебу в школу ВВС. Через год Валерий поступил в школу военных летчиков, прошел обучение в школе высшего пилотажа и освоил тактику воздушного боя. Талантливый дебошир В 1924 году молодой летчик попал в эскадрилью им. Ленина , где проявил себя, как дерзкий, отважный и не знающий усталости летчик. За самоуверенные «выкрутасы» в небе его частенько отстраняли от полетов.
В 21 год недисциплинированный Валерий попал под военный суд. Из приговора Военного трибунала: «…и будучи обязанным явиться на аэродром для совершения учебного группового полета к 3 часам дня, явился к указанному времени в совершенно пьяном состоянии…» Однако, отчаянного паренька пожалели и сократили срок вдвое.
Счастливое состояние Чкалова померкло после приземления. Комэск сделал ему положенные по инструкции замечания по целому ряду пунктов, но поблагодарил за технику полета. А от комбрига лётчик получил 20 суток гауптвахты и 20 дней отстранения от полётов…. Первенцем в семье стал сын Игорь. В феврале 1928 года Чкалов получает повышение, и в качестве командира звена прибывает в Брянск. Служба в Брянске была недолгой и закончилась для лётчика драматично.
Он решил со своим звеном пролететь под электрическими проводами, и этот приём осуществил бы, так как все просчитал. Но провода висели недопустимо низко, и машины рухнули на землю. Личный состав, к счастью, не пострадал, но самолёты летать уже не могли. Вот тут Чкалову припомнили всё. И крушение над «шапкой» Исаакиевского собора в Ленинграде, и пролёт там же под Троицким мостом, и «гатчинские выкрутасы». Чкалов предполагал наказание — на строгость приказов не жалуются, да и за машину каждый лётчик в ответе. Но суда не ждал, а, тем более, приговора — год тюремного заключения. Вмешательство бывших командиров срок в Брянской тюрьме сократило до 19 дней, но за освобождением последовало увольнение из армии.
Безработный Чкалов засел за книги и учебники. Не надеясь вернуться в армию, Чкалов решил поступить в институт. Но вскоре пришла тоска по зелёному полю аэродрома, по голубому небу, по кабине самолёта. Чкалов с удовольствием принял предложение работать в Осоавиахиме лётчиком-инструктором. Бывший военный лётчик катал пассажиров, туристов, учил летать мальчишек.. В судьбу Чкалова вновь вмешались его бывшие начальник, и лётчика возвращают в истребительную авиацию в качестве лётчика-испытателя НИИ ВВК. Ленинградский период жизни Чкалова закончился. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов.
Участвовал в первом вылете и испытаниях системы «Звено-1» бомбардировщик ТБ-1 с двумя истребителями И-4 на его крыльях. Провёл государственные испытания истребителя И-5, участвовал в испытаниях других истребителей. С января 1933 года — в запасе. С 1933 — лётчик-испытатель авиазавода. Он испытывал лучшие самолёты истребители 30-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова, составивших основу истребительной авиации советских ВВС довоенного периода. Провёл испытания И-16 на штопор, а также испытания опытного истребителя И-17. Был случай, когда с одного из лётчиков начали высчитывать деньги на ремонт поломанного им самолёта. Лётчик оказался в затруднительном положении.
Чкалов, не раздумывая, уплатил за него деньги. В 1937 г. Чкалов добился освобождения их, доказав, что авария произошла не по их вине, а из-за заводского дефекта. Чкалов Валерий Павлович. Фото С. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин, опасаясь повторения неудачной попытки перелёта Леваневского, лично указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский. Этот перелёт стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров.
Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток. За перелёт весь экипаж был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвращение самолёта в Москву приехал лично встречать на аэродром И. Чкалов, Сталин, Беляков.
В дом-музее летчика в городе Чкаловске до сих пор сохранились учебники, тетради и ранец будущей звезды советской авиации. С ним Чкалов бегал в местную пятиклассную школу рядом с домом. С этим ранцем и учебниками маленький Валерий бегал в местную школу. Сейчас она, как и большинство старинных зданий Чкаловска находится на дне Волги. В момент создания Горьковского водохранилища львиная доля поселка была затоплена. Даже дом самого «сталинского сокола» пришлось убирать на 50 метров вглубь сада. Разбирать избу не стали — просто «перекатили» на катках и трубах. Мечту увидел в небе После окончания местной школы Чкалов поступил в Череповецкое техническое училище. Но, не закончив его, вернулся в родное село и устроился кочегаром на пароход. По легенде, во время одного из рейсов он увидел в небе летящий самолет. С этого момента судьба Чкалова была предрешена — в 1921 году он поступил в Егорьевское авиационное училище и всего за четыре года окончил сразу четыре летные школы. Из училища он вышел в звании военного летчика. После этого работал летчиком-испытателем в Ленинграде и Москве.
ДАТА И ЦИТАТА
Валерий Павлович Чкалов - биография, фото | В 1921 г. добился направления на учёбу в Теоретическую школу авиации Рабоче-крестьянского красного воздушного флота РСФСР. |
Валерий Чкалов - летчик и Герой Советского Союза | Кинематографисты уверены: о знаменитом пролёте под мостом над Невой страна узнала, посмотрев фильм Михаила Калатозова "Валерий Чкалов". |
Валерий Чкалов | Валерий Чкалов не был классическим героем – до приторности положительным и правильным, у него были свои слабости и страсти. |
Валерий Чкалов | Чкалов вернулся в часть знаменитостью, но скоро вновь взялся за своё. |
Валерий Чкалов. Легендарный авиатор и любимец Сталина | Чкалов тогда показывал вождю и всему народу знаменитый истребитель И-16. |
Рыцарь пятого океана. К 110-летию со дня рождения советского летчика В.П. Чкалова
Чкалов Валерий Павлович | За время обучения Чкалов летал на технике различных типов и получил квалификацию летчика-истребителя. |
Валерий Павлович Чкалов | Известно, что Чкалов сам рвался испытывать новый истребитель, очевидно и то, что он, как всегда, проигнорировал полетное задание: ему было поручено сделать один круг над аэродромом, не убирая шасси, и сесть. |
Валерий Чкалов | день смерти Героя Советского союза, великого летчика-испытателя Валерия Чкалова. |
Валерий Павлович Чкалов
Валерий Чкалов не был классическим героем – до приторности положительным и правильным, у него были свои слабости и страсти. А вот Чкалов не испугался и в итоге возглавил экипаж для дерзкого броска через полюс. 80 лет назад при испытании нового самолета-истребителя И-180 в Москве разбился знаменитый советский летчик Валерий Чкалов.