Элий Михайлович Белютин Элий Михайлович Белютин. Имя при рождении. Белютин Элий Михайлович (р. 1925), российский художник и теоретик искусства. Основным инициатором проекта стала известный предприниматель Ольга Ускова (которая также является заведующей кафедрой инженерной кибернетики), а также ряд учеников и последователей Элия Белютина.
Тайна коллекции Элия Белютина. Часть 2.
Элий Михайлович Белютин Элий Михайлович Белютин. Имя при рождении. 10 июня исполняется 95 лет со дня рождения российского художника, педагога, теоретика искусства, участника Великой Отечественной войны Элего (Элия) Михайловича Белютина. Белютин Элий Михайлович — биография и известные работы автора, жанры и стили, галерея работ. Подробная информация о художниках и скульпторах в интернет-энциклопедии РУВИКИ.
Белютин Элий Михайлович
Элий Белютин умер 26 февраля 2012 года в Москве в возрасте 86 лет. БЕЛЮТИН, ЭЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ (р. 1925), русский художник и теоретик искусства. Родился в Москве 10 июня 1925 в семье писателя, примыкавшего к объединению «Перевал». Элий Михайлович Белютин. Дата рождения.
Семьдесят пять лет Белютина
Каждому из них Элий Белютин сумел помочь раскрыть свое творческое начало, многие из них позднее создали собственные художественные школы. С конца 1960-х годов Белютин начал работать в стиле абстрактного экспрессионизма. Предметом вдохновения была обнаженная натура, ню, Мадонны, мужчина и женщина. На выставке представлена серии работ с изображением Матери с младенцем.
Подобные решения, которые вызывают не только активное художественное действие, но и соучастие в этом действии зрителя, я назвал модулями". Антуан Боден его определяет как художника-фигуративиста, верного станковой живописи. Человеческий силуэт неизменно присутствует в его изобразительном языке и решениях. В некоторых его работах можно найти известную перекличку с Матиссом по характеру использования цвета. Цвет у Белютина становится средством выражения драмы, сражения физического и духовного, захватывающего своей энергией, движением, неудержимым беспокойством. Элий Белютин ничего не выдумывает.
Он строит хроматическое решение, основываясь на основных цветах. Важен не литературный сюжет, не изощренность композиций и форм, но цвет - в бесконечных оттенках. Четырнадцать его полотен хранит Третьяковская галерея, одну - "Похороны Ленина" - можно увидеть в новой экспозиции Третьяковки, "Искусство ХХ века". Белютин - скульптор, предложивший оригинальную систему эмоционального захвата пространства, в котором наравне с формой участвует цвет. Достаточно назвать его "Хоровод" или монументальную многофигурную композицию "Скорбь". Его первая, во многом для него самого неожиданная, абстрактная композиция рождается в день вступления России в войну с фашизмом.
Белютин так и назовет картину - "22 июня 1941-го". Проложенные охрой плоскости - ощущение земли, и раздирающие ее черные трещины, словно будущие могилы, которые красные всполохи крови готовы наполнить останками людей и их надежд. Тяжелая контузия и ранение руки перечеркнули мечту стать музыкантом. В отцовской семье - выходцев из окрестностей Венеции - с XIV века существовало лишь две профессии: живописцы или музыканты. Имя деда вошло в историю музыки как оперного дирижера, создававшего театр в Кракове, и композитора: Паоло Стефано Белуччи. Скорее всего выбор и так был бы сделан Белютиным в пользу живописи - он еще до войны получил первые уроки у Аристарха Лентулова, - но теперь просто не было иной возможности: он поступил в Художественный институт.
Если художники-новаторы старшего поколения, то есть 20-х годов, не вызывали особенного раздражения руководителей идеологии - им предстояло естественное возрастное вымирание, - то растущая популярность Белютина говорила о бунтарских настроениях самого молодого поколения.
Белютин утверждал, что искусство может стать истинным стимулом развития общества. В студии Белютина в разные годы занималось от нескольких сотен до тысячи человек. Каждому из них Элий Белютин сумел помочь раскрыть свое творческое начало, многие из них позднее создали собственные художественные школы. С конца 1960-х годов Белютин начал работать в стиле абстрактного экспрессионизма.
Подписаться Закрыть Краски материнской любви в творчестве Элия Белютина Образ материнской любви, материнской нежности каждый художник передаёт по-своему. Элий Михайлович Белютин выработал для этого уникальный художественный язык — удивительно проникновенный и трогательный. В преддверии Дня матери делимся с Вами историей его произведения «Мадонна с младенцем». Поступление: 2006, в дар от автора Э. Белютина, Москва. Автор текста: Лариса Смирных — заместитель директора по хранительской работе Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Это случилось ещё в 1962 году, сразу же после разгрома его студии Н. Но студия продолжала жить… Выбрав независимый путь, отмеченный принципами нового художественного мышления, Белютин со студийцами активно работали на даче в Абрамцеве, ставшей центром оппозиционного официальному искусству творчества.
БЕЛЮТИН, ЭЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ
Элием Михайловичем и Ниной Михайловной Молевой, организованная хранителем фондов графики при Министерстве культуры. Коллекция мировых шедевров художника Элия Белютина и его вдовы Нины Молевой вызывает немало пересудов. Еще бы! Ведь, по словам, владелицы, стоимость собрания, которое хранится у нее в квартире, составляет $2 млрд. Одно. При рождении был назван (первое имя): БЕЛЮТИН Элий Елигий Михайлович Когда родился: 10 июня Где родился: Москва Когда умер: 26 февраля Где умер: Москв. Скончался Э.М. Белютин 27 февраля 2012 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (4 уч. Белютин Элий (Елигий) Михайлович (род. 10 июня 1925, Москва — 27 февраля 2012, там же[1]) — российский художник и теоретик искусства.
История одной коллекции...
Творческий коллектив продолжает работу. В 2003 году прошла выставка «На переломе тысячелетий». В фонд Главархива Москвы вошли рукописи Элия Белютина, в том числе монографии «Основы изобразительной грамоты» и «Всеобщая теория контактности». В написании трудов художнику помогала супруга Нина Молева, в большинстве случаев выступая в качестве соавтора. Талантливый педагог, он писал книги по истории искусства: «Петр Петрович Чистяков.
Значительный интерес в коллекции Главархива представляют задания и упражнения, разработанные Белютиным для студентов и художников студии «Новая реальность». Кроме того, Элий писал стихи, был членом международной ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры». В нее входили известные философы, писатели, критики, музыканты, композиторы. Скончал ся Элий Белютин 27 февраля 2012 года.
Похоронен на Новодевичьем кладбище. Документы своего семейного фонда супруги начали передавать на хранение в московский архив еще в 1992 году. Сегодня богатая коллекция работ и личных вещей мастера - абстракциониста доступна посетителям. Ознакомиться с фондом Элия Белютина можно в читальном зале Главархива Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 82, корпус 1.
Читальный зал открыт по понедельникам с 09:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 09:30 до 15:00.
Сначала в Московском товариществе художников, потом, с 1954 года, Белютин руководит «Экспериментальной студией живописи и графики» при Горкоме художников книги и графики. Студия арендовала один из залов в Доме учителя на Большой Коммунистической улице для своих занятий. Именно в этом помещении и начинает складываться студия «Новая реальность», здесь же проходят и их первые выставки, в том числе знаменитая «Таганская» выставка в ноябре 1962 года. На открытии этой выставки присутствовали иностранные журналисты и американское ТВ. Был снят фильм, который через несколько дней показали по западному телевидению, западная пресса много писала об этой выставке.
Реакция советских органов была быстрой, но художники успели снять и вывезти все картины.
Сама Нина Молева, известный искусствовед, написала книгу В саду времен с подзаголовком 150 лет фамильной коллекции Элия Белютина, которая читается как увлекательный исторический роман и включает в себя составленные самой Молевой атрибуции вещей из собрания. Периодически возникали слухи о том, что на коллекцию претендуют крупнейшие российские музеи, однако ГМИИ им. Пушкина от предложения Нины Молевой принять коллекцию отказался. По словам хранителя коллекции итальянской живописи, ведущего сотрудника отдела старых мастеров музея доктора искусствоведения Виктории Марковой впервые увидевшей каталог коллекции Белютина еще в 1974 году в Италии, где он был опубликован , «в коллекции не оказалось практически ни одного из заявленных владельцами коллекции громких имен, а многие произведения вообще не соответствуют музейному уровню и не представляют никакой исторической и музейной ценности».
Проявил осмотрительность и Юрий Лужков, когда в бытность свою мэром Москвы отклонил предложение владельцев передать коллекцию в дар городу. Видимо, консультанты градоначальника здраво оценили все положительные и отрицательные стороны такого подарка. Сегодня любой серьезный российский коллекционер, пополняющий свое собрание, поинтересуется и именем, и репутацией эксперта, и провенансом вещи: громкие скандалы с подделками произведений искусства научили осторожности. Тем не менее о том, будет ли в отношении коллекции Белютина организовано полноценное комплексное искусствоведческое и технологическое исследование, ничего не слышно. Пушкина, где представлены эталонные произведения как раз тех авторов, которые, по словам владелицы, присутствуют в коллекции Белютина.
Вопрос остается открытым. Основатель и руководитель творческой студии «Новая реальность», среди выпускников которой можно назвать Нату Конышеву и Бориса Жутовского. В 1947 году окончил Московский художественный институт им. С 1950 года преподавал в Московском товариществе художников, в Студии инвалидов Отечественной войны, в Институте повышения квалификации художников-графиков, в Текстильном институте, в Полиграфическом институте. С 1954 года руководил «Экспериментальной студией живописи и графики» при горкоме художников книги и графики.
В 1962 году вместе со своими студийцами был участником выставки в Манеже, посвященной 30-летию Московского отделения Союза художников СССР, и стал одним из тех, кого обругал Никита Хрущев.
Травинка под упавшим временем, где кто — то ходит, где — то свет. А может быть, это сновидение и жизнь самое нелепое из них. И еще людей, идущих по упавшим, оступившимся, замечтавшимся. И над этим равнодушное небо без облаков. Звуки, Чистый воздух. Сломанная ветка.
И зеленые облака. Свет ласкает руки, как котенок.
В Твери откроется уникальная выставка работ художника-неформала Элия Белютина
Опираясь на положения конструктивизма и супрематизма , художник создает свой особый художественный стиль, так называемую «модульную живопись», язык символов. Студия «Новая реальность»[ ] Основная статья: Студия Новая реальность В 1953 Белютин устраивается преподавателем рисунка и живописи в институт повышения квалификации работников издательств полиграфии. Через несколько месяцев группа художников под руководством Белютина начала заниматься самостоятельно. С этого момента практически все знаковые события жизни художника неразрывно связаны с историей его студии, получившей позже название « Новая реальность », базировавшейся на его даче в подмосковном Абрамцево 1964—2007. Белютин был прекрасным педагогом и тонким психологом. За ним шли сотни увлеченных искусством человек. Он не обещал им ни денег, ни славы, ни мирового признания, но давал ощущение свободы, внутреннего раскрепощения и самореализации.
С « Новой реальностью » и непосредственно с занятиями у Белютина связано более 3 000 художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов. Формально направление было запрещено после посещения Н. Хрущёвым выставки в Манеже 1 декабря 1962 г. Особые педагогические способности, присущие Белютину, отмечали все, кому доводилось присутствовать и работать у него в студии. В условиях запрета на многие русские произведения начала века и практически всё современное западное искусство, студия была местом, в котором молодые художники могли познакомиться с «другим искусством» и ощутить свободу творчества. Свою педагогическую методику Элий Белютин оформил в «Теории всеобщей контактности».
Именно им принадлежит термин «Новая реальность», давший название собственной художественной школе Белютина. С 1950 года начинает преподавательскую деятельность. Сначала в Московском товариществе художников, потом, с 1954 года , Белютин руководит «Экспериментальной студией живописи и графики» при Горкоме художников книги и графики. Студия арендовала один из залов в Доме учителя на Большой Коммунистической улице для своих занятий. Именно в этом помещении и начинает складываться студия «Новая реальность», здесь же проходят и их первые выставки, в том числе знаменитая «Таганская» выставка в ноябре 1962 года. На открытии этой выставки присутствовали иностранные журналисты и американское ТВ. Был снят фильм, который через несколько дней показали по западному телевидению, западная пресса много писала об этой выставке. Реакция советских органов была быстрой, но художники успели снять и вывезти все картины. Некоторые официальные лица министерства культуры предложили Белютину выставить картины с этой выставки на открывавшейся через день выставке в Манеже , посвящённой 30-летию Московского отделения Союза художников СССР. Художники повесили свои картины на втором этаже выставки в Манеже.
После её посещения 1 декабря 1962 года Н. Хрущёвым с другими руководителями советского правительства и КПСС, 2 декабря в газете «Правда» была опубликована статья о посещении этой выставки. Все картины студии Э.
В 1960-е произведения Э. Белютина экспонировались во Франции.
В 1969 Итальянская Академия современного искусства присудила художнику золотую медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение». В 1970 Э. Белютин был избран членом Итальянской Академии современного искусства, ему была присуждена премия Дженнаццано и золотая медаль международной Биеннале фигуративного искусства Италия. Белютин известен как автор ряда важных трудов по истории искусства, в т.
Возможность потери Россией произведений такого уровня всерьез обеспокоила общественность. Тот факт, что в Министерстве культуры будет практически невозможно получить официальное разрешение на вывоз из страны работ великих мастеров несмотря на дарственные, завещания или иные документы, подтверждающие переход права собственности , почему-то никого не смущал. История получила продолжение в конце января, когда на телеканале «Культура» вышел сюжет, сообщающий, что «уникальная коллекция живописи, собранная Элием Белютиным, 1 апреля 2013 года перейдет в собственность государства». В сюжете сообщалось о визитах к Нине Молевой высокопоставленных чиновников из Кремля и демонстрировалось поручение президента, на основании которого для коллекции требовалось подыскать достойное помещение к сожалению, на момент написания статьи на официальном ресурсе www. Камера показала квартиру, заполненную произведениями искусства, между которыми привычно гуляют хозяйские коты. Было рассказано обо всем — кроме самого интересного: какие эксперты, когда и на основании каких исследований подтвердили подлинность коллекции Белютина? И каково происхождение коллекции? Собрание Элия Белютина было известно еще в советское время и окружено тайной, как и сам его владелец, официальные биографии которого очень лаконичны.
Участник разруганной Хрущевым манежной выставки 1962 года, Белютин со временем занял достаточно прочные позиции в советской творческой иерархии, и принадлежащая ему коллекция органично завершала образ успешного художника. Тем более что, по воспоминаниям современников, темы успеха, посещений мастерской руководителями партийной верхушки СССР, близости к властным структурам часто всплывали в разговорах Белютина. О коллекции знали друзья художника, ее видели гости, приходившие к нему в дом. Имена великих мастеров, которые называли хозяева, безусловно, производили впечатление, особенно на тех, кто понимал, насколько трудно не то что купить, а просто физически найти в СССР вещи авторов такого уровня. Удивляло, как безбоязненно хозяева демонстрировали свое собрание, ведь обычно советские коллекционеры, даже принадлежавшие к кругам художественной и научной элиты, были осмотрительны и не стремились афишировать собственные коллекции. Для Москвы того времени было несколько странно слышать открытое хвастовство коллекцией: вот Тинторетто, а вот Тициан, тут у нас Рубенс и так далее. Картины у них висели везде, даже на потолке.
Белютин, Элий Михайлович
Одной из жертв этой драки в декабре 1962 года стала студия Белютина. В этом памятном году белютинцы выставлялись в марте Литинститут , апреле Дом кино , а в ноябре в Клубе учителя состоялся творческий отчет участников пароходного путешествия. Большое кубовидное помещение от высокого потолка до пола в несколько рядов было завешено картинками — штук двести — и все они походили друг на друга. Этюды поволжских берегов и дебаркадеров. Портретики рыбаков и грузчиков. Выделялся один холст с намеком на графическую абстракцию. На самодельных ящиках, обитых холстом, стояли скульптуры Э. Рисунков Соболева и Соостера я не заметил. Оставался загадочным один пункт: зачем, с какой стати видный скульптор, лауреат фестиваля 57-го года и самобытный молодой живописец примкнули к учебной студии?
Не из карьерных же интересов? Так или иначе, Неизвестный и его юный друг Янкилевский сроднились с белютинцами и пошли с ними до конца. В помещение набилось очень много народу. Казалось, все самые умные и благородные лица Москвы собрались здесь, чтобы потолкаться и посмотреть в глаза друг другу. В толпе восторженных зевак зашептались, в зал протиснулась пара польских друзей Белютина с настоящей кинокамерой. Вот он, подходящий момент заклеймить позором притон формалистов, декадентов и сектантов в святой советской культуре! Имелась куча компрометирующих данных: нелегальная связь с иностранцами, фарцовка на почте, валютные сделки в ресторанах, грабежи поволжских музеев, свальный разврат на советском пароходе. Безнадзорные курсы и дикий вожак подходили для примерного наказания..
Учитель подчинился партийному приказу и всю ночь лихорадочно отбирал и сортировал произведения своих подопечных. На казенном грузовике в Манеж доставили 60 картин 25 авторов. Во избежание толкотни министр культуры Е. Фурцева выделила девять опрятно одетых авторов, умевших правильно говорить с высоким начальством. Художник В. Таким образом, за ночь сколотили народец для битья и утром разместили в буфете Манежа на фоне невинных фигуративных картинок. Мне удалось установить точный список заложников Манежа, лично повидавших Никиту Сергеевича Хрущева. Леонид Николаевич Рябичев журналист, член партии, фронтовиж, график.
Дмитрий Семенович Громан фронтовик, график. Леонид Мечников бывший капитан морского флота, шрифтовик. Алексей Николаевич Колли сын главного архитектора Москвы, график. Борис Жутовский коллекционер и график. Люциан Грибков красивый бас, шрифтовик. Владимир Шорц храбрый и болтливый тип, шрифтовик. Николай Александрович Воробьев фронтовик, график и коллекционер икон. Вера Ивановна Преображенская худред Учпедгиза, член партии.
Юло Соостер эстонец, бывший зэк, график и живописец. Эрнст Неизвестный фронтовик, скульптор. Владимир Янкилевский график и живописец. Академический официоз, мечтавший прихлопнуть опасную заразу, немедленно смекнул, что настал час легкой расправы и явился в Манеж плотной командой, пристроившись к кремлевскому табуну Н. Для погрома академики подсунули Хрущеву самый слабый пункт московского новаторства — белютинцев, где мода и посредственность, апломб и пустота сразу бросались в глаза. Белютина, превосходно сыгравшего роль провокатора, пригласили на кремлевский банкет. Московские курсы назавтра рассыпались и никогда не поднялись, но острота конфликта не снизилась, а накалилась, к ней подключились проблемы политические и идеологические, захватившие всю советскую цивилизацию. Непрерывные заседания и банкеты советского правительства с деятелями советской культуры длились весь 1963 год.
Своенравного учителя рисования со сломанной психикой оставили в покое. Он купил барскую дачу в Абрамцево и занялся основательно запущенным художественным творчеством. На мой взгляд, грубовато, я бы оставил героя Манежа на особом положении возмутителя спокойствия советской культуры. Все умудрялись жить в одной кормушке, а если появлялся чужак, то дружно разрывали его на куски. Устав христианского жития!.. Дачные затворники Белютины не качались в гамаке, а работали не покладая рук в литературе и в живописи. Крепко связанные сексуальные и материальные вопросы решались автоматически — членские взносы через постель гуру. К Белютину в Абрамцево шли отборные поклонницы в порядке живой очереди.
Молеву не занимал гарем мужа. Она с увлечением сочиняла роман о гареме императрицы Екатерины Великой. В 1964 году на абрамцевской даче открылся артистический салон с литературной читкой и обсуждением картин. Начинающий гений Сашка Курушин показал свои картинки. Переписка с видными иностранцами, дружеские отношения с итальянским профессором рисования Франко Миеле и его очаровательной супругой Асей Муратовой закончились выставкой в Италии 1969 с живым предисловием итальянского друга. Героя французского сопротивления Жана Кассу интриговали опыты советского педагога с творческой интеллигенцией и массовый рисовальный психоз. Возникла переписка двух эспериментаторов. Какой может быть арест, если вас сопровождает советник Кремля Виктор Луи?
Не опасаясь ареста за нарушение границы, в Абрамцево приезжали поляки и французы, итальянцы и американцы. Приглашенные с женами восторгались старинными картинами, висевшими на бревенчатых стенах салона. Гости, развалившись в плетеных креслах, оживленно обсуждали опалу Хрущева, надгробные монументы Неизвестного, коллективное руководство страны, нашествие поп-арта в Европу. Работа с профессором Римского университета Франко Миеле была особенно приятной и продуктивной. Профессор взялся составить историю неофициального искусства в современной России. Работали практически вчетвером. В 1973 этот уродливый труд вышел в Италии и доставил большую радость опальному гуру.
Молева рассказала, что Элий Михайлович неоднократно бывал на Псковщине, необычайно много писал в это время. Начинающим художником, Николай Михайлович побывал на выставке Э.
Белютина в Манеже. Когда Мастер узнал, что перед ним коллега из Пскова, то подарил ему альбом со своим автографом. Молевой в книге «Псков Великий. Графика Э. Белютина из собрания Псковского музея-заповедника».
Таким образом, он купил Веронезе и Тициана. Однако в 1927 году Микеле был расстрелян[2]. Элий Белютин, названный по желанию итальянского деда в честь святого Элигия, оказался следующим наследником коллекции. Он женился на Нине Молевой. Отец Нины Молевой был кубанский казак из станицы Архангельской, позже стал энергетиком. Мать Татьяна — дочь царского генерала Ивана Гавриловича Матвеева[5] на самом деле полковника Генерального штаба [6] и Софьи Степановны Лавровой — двоюродной праправнучки Ивана Сергеевича Тургенева [7]. В 1949 году коллекцию достали с чердака. К тому времени дом заселили. Белютин смог попасть на чердак, потому что «женщина, работавшая прислугой в их семье, получила комнату в этом музейном доме. И вот через неё Белютин перетаскивал домой к жене своё наследство»[3]. В послевоенные годы собрание, которое уже не так скрывали, удавалось сохранить в целостности благодаря тесным дружеским связям семьи с известными людьми, например, Таммом и Капицей. Также Белютины преподносили в дар часть вещей советским музеям. Известно, что после войны собрание Белютина и Молевой пополнилось рядом уникальных полотен и других ценностей, источники которых, правда, так и остаются загадкой. Как пишет «Коммерсантъ», существуют данные о службе Белютина в контрразведке, где он в послевоенные годы якобы занимался перемещёнными ценностями. Отсюда, полагают некоторые эксперты, и попали в его коллекцию работы Рембрандта и Тициана, которым позавидовали бы и тайные запасники ГМИИ имени Пушкина. Однако эта версия не имеет доказательств, как невозможно и подтвердить законность «перемещения» этих ценностей в частную коллекцию художника[8][9]. Для Москвы того времени было несколько странно слышать открытое хвастовство коллекцией: вот Тинторетто, а вот Тициан, тут у нас Рубенс и так далее. Картины у них висели везде, даже на потолке. Они жили тогда где-то недалеко от Маяковки в странном большом сером доходном доме в полуподвальной квартире. Все задавали себе вопрос о происхождении коллекции, но никто не осмеливался произнести его вслух. Все заведомо знали, что любой ответ будет враньем. Как только кто-то заводил разговоры о политике, хозяева их тут же пресекали. Супруги Белютин и Молева производили впечатление профессионалов, которые хотят выглядеть любителями. Создавалось впечатление об их высоком уровне на тайных этажах власти»[10].
Именно благодаря ей наследие Элия Михайловича было сохранено в России, в том числе и в Новосибирском краеведческом музее. Любовь — это и есть ключ к искусству Элия Белютина. Сегодня коллекция работ Элия Белютина в фондах Краеведческого музея насчитывает более 200 работ — это и большие живописные полотна разных этапов жизни художника, и несколько графических серий.
Белютин, Элий Михайлович
Белютин, Элий Михайлович | Элий Михайлович Белютин. Дата рождения. |
В Твери откроется уникальная выставка работ художника-неформала Элия Белютина | В творчестве Элия Белютина было множество экспериментов, но и неизменна была его главная составляющая — любовь. |
Биография Элий Белютин | 2012). Белютин Элий Михайлович. Окончил художественный факультет Педагогического института. Создатель и руководитель студии «Новая реальность». |
Многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина | Основным инициатором проекта стала известный предприниматель Ольга Ускова (которая также является заведующей кафедрой инженерной кибернетики), а также ряд учеников и последователей Элия Белютина. |
Моя галерея. Элий Белютин | потому что невероятным представлялось многолетнее противостояние Белютина идеологическому режиму, солдатской поступи официального искусства. |
Обида. Рисунок
Белютины преподносили в дар часть вещей советским музеям: «Кусково», «Останкино» и Третьяковской галерее. Коллекция не была научно исследована, вся информация о ней основывается лишь на рассказах владельцев. В 2013 году Нина Молева передала коллекцию в дар по завещанию президенту России Владимиру Путину как юридическому представителю страны. По данным «МК», стоимость коллекции оценивается в два миллиарда долларов. При этом издание The Art Newspaper писала о сомнениях в подлинности этой коллекции. По словам хранителя коллекции итальянской живописи, ведущего сотрудника отдела старых мастеров музея доктора искусствоведения Виктории Марковой, «в коллекции не оказалось практически ни одного из заявленных владельцами коллекции громких имен, а многие произведения вообще не соответствуют музейному уровню и не представляют никакой исторической и музейной ценности». Она занималась исследованием русского и зарубежного искусства.
В 1941 ушел добровольцем на фронт, был контужен и демобилизован. С 1942 по 1947 учился в Московском художественном институте им. Сурикова у А. Лентулова и П. Вокруг Белютина сложилось объединение молодых художников. В 1946 он основал творческую студию живописи. В основе белютинской системы обучения лежала «теория всеобщей контактности» одноименная книга вышла в 1991 , трактующая искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой.
Сурикова, где в 1942—1947 учился у А. Лентулова, П. Кузнецова и Л. Стремясь возродить искусство авангарда, в 1948 создал свою студию, ставшую базой художественного направления «Новая реальность».
Хрущёвым с другими руководителями советского правительства и КПСС, 2 декабря в газете «Правда» была опубликована статья о посещении этой выставки. Все картины студии Э. Белютина были сняты. Не имея помещения для работы студии, он решает строить мастерскую в Абрамцево на дачном участке [3]. В 1970-е годы Э. Белютин продолжал вести группы по повышению квалификации: на комбинате имени Свердлова; в Областном отделении Союза художников; в ВИА Лёгкой промышленности. В 1960-е годы произведения Э. Белютина экспонировались во Франции. В 1969 Итальянской Академией современного искусства художнику была присуждена золотая медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение». В 1970 был избран членом Итальянской Академии современного искусства, присуждение премии Дженнаццано и золотой медали международной Биеннале фигуративного искусства Италия. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Творчество Элий Белютин В своем творчестве Белютин проделал путь от абстрактного экспрессионизма ранних лет к сугубо схематичному письму позднего периода. Опираясь на положения конструктивизма и супрематизма , художник создает свой особый художественный стиль, так называемую «модульную живопись», язык символов.