Старинный короткий кафтан на крючках со сборками сзади. Разновидности кафтана были унаследованы культурами по всей Азии и носились людьми в России (Северная Азия, Восточная Европа и ранее Центральная Азия), Юго-Западной Азии и Северной Африке.
Старинная русская одежда, род короткого кафтана, 7 букв
Это короткий кафтан, который дополнен на поясе кушаком. На этой странице мы разместили для вас WOW Guru В старину: род короткого кафтана ответы, читы, пошаговые руководства и решения. Поверх кафтана нередко накидывалась еще и однорядка — вот уж капуста получалась. Казань» главный редактор издающейся в Татарстане на чувашском языке газеты «Сувар», модельер Ирина Трифонова. В старину род короткого кафтана. Что такое зипун в древней Руси.
Короткий кафтан
5. Род кафтана у народов Кавказа. 6. Кафтан на Печорине. 7. Короткий кафтан старинный. В старину род короткого кафтана. Мужской кафтан древней Руси. 'Старинная русская одежда, род короткого кафтана': ответы и похожие вопросы из кроссвордов и сканвордов.
Онлайн кроссворд #3272
Ответ на вопрос "Род кафтана ", 7 (семь) букв: архалук. короткий татарский кафтан, застегивающейся на крючки. род короткого кафтана, употреб. у татар. Ответ на вопрос Род старинного короткого кафтана., в слове 7 букв: Архалук. Таким образом, русский кафтан имел длину до колен или чуть выше, поскольку исподние кафтаны были немного короче тёплых.
В старину: род короткого кафтана WOW Guru
Вопрос: В старину: род короткого кафтана. В старину: род короткого кафтана (архалук). Сибирка — короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником. Шушпан — в Симбирской и Пермской губерниях, согласно словарю Даля, мордовский балахон (у них руця), мужской и женский холщовый кафтан, с красной оторочкой, обшивкой, иногда вышитый гарусом.
В старину: род короткого кафтана WOW Guru
Колпаками называлось также и воинское наголовье тат. Малахай — большая шапка на меху с широкими наушниками калмыц. Попаха, папах — высокая косматая меховая шапка, обычно с суконным верхом тюрк. Тафья — скуфья, шапочка, закрывающая плотно макушку головы вроде татарской тюбетейки. Их носили в комнате, а царь Иван Грозный ходил в ней и в церковь, и за это поссорился с митрополитом Филиппом.
Последний протестовал против тафьи как против чуждого, мусульманского «агарянского» обычая. Русские времени Ивана Грозного, подражая мусульманам, не только очень плотно стриглись, но даже брили свои головы. Слово такия, от которого произошла тафья, употребляется и теперь у татар в значении «колпачок», «скуфья» тат. Тюбетейка — маленькая круглая шапочка, обычно расшитая узорами тат.
Фата — древнее русское головное женское покрывало тюрк. Шаль — большой головной вязаный или тканый платок перс. Шапка — тур. Шлык — род высокого повойника из тюрк.
Обувь Бабуши перс. Башмаки вошли в употребление, как говорит Савваитов, около XVII столетия, но, как прозвище, это слово встречается в Софийском временнике в 1447 году. Слово башмак татарское и значит обувь. В Московском государстве башмаки носили как мужчины, так и женщины.
Они делались с таким высоким подбором, что, если стать на каблук, то передняя ступня не касалась земли. Ичеготы, ичетоги, ичетыги, ичитычи, ичотоги, четычи — иначе назывались также русским словом ногавицы. Это собственно были сафьянные мягкие сапоги, которые вплоть до Октябрьской революции носили татары всегда с кожаными калошами-башмаками. Татарское название их читек от эч — «внутренность», и итек — «сапог» по-русски обычно произносилось ичиги.
Каблук тур. Чоботы, чеботы — муж. Обувь, похожая на глубокий башмак с каблуками и с острыми, к верху загнутыми носками. Сапоги, башмаки чоботы и ичетыги были в старину всегда цветные, чаще всего красные и желтые.
Крестьяне обычно ходили в лаптях, посадские жены — в сапогах, а дворянки —в чоботах и башмаках. Чоботы были и царской обувью тат. Чулки относятся обычно к тюркским позаимствованиям. Чувяки, чевяки — мягкие туфли без каблуков тат.
Различные украшения одежды и обуви из материи, драгоценных металлов и самоцветных камней Алам, олам, олом — нашивка на платье в виде серебряной бляхи или вырезки из ткани, низанной жемчугом с драгоценными камнями. Алам — слово татарско-арабское и означает «знак, значок, знамя». Бахрама, бахрома — тесьма, один край которой снабжен сплошным рядом свисающих нитей, шнурков или других подвесков. Пришивалась к краям одежд и уборов от араб.
Гайтан, гойтан — шнурок для подвешивания крестов или иконок на груди. Однако Фасмер полагал, что в виду христианского значения этого слова его надо считать заимствованным у греков греч. Гапель — застежка, бляшка с крючком перс. Кайма — полоса по краю ткани, отличающаяся от нее цветом, узором казак.
Калита — кожаная сумка, которая иногда привешивалась к поясу вместе с тузлуками тат. Капторга — металлическое украшение у пояса род застежек. У калмыков хапторга означает металлический футлярчик у пояса, употребляющийся только в качестве украшения. Серьга — по Рейфу, слово татарское.
В Россию серьги привозились с Запада и с Востока, но «гораздо распространеннее были восточные серьги». В тюркских языках серьги называются: у мишарей, алтайцев и казаков — сырга, у астраханских ногайцев — срга, на джагатайском языке исырга. Тузлук — украшение или принадлежность пояса. Савваитов предполагает, что это была солонка, которую привешивали к поясу во время путешествий тур.
Самоцветные камни, судя по названиям, были заимствованы из Ирана. Это: алмаз перс. Материи и материалы для одежды и обуви Ардаш — низший сорт шелка, вывозившегося из Персии перс. Алача — шелковая или полушелковая ткань персидского или бухарского изделия тат.
Упоминается в путешествии Афанасия Никитина за три моря тат.
Эртель, «Записки Степняка», 1883 г. Гоголь, «Записная книжка 1842—1844 гг. Формы жанровых направлений ОНН: Техники и технологии.
Оренбург, ул. Пролетарская, д. Сведения об объекте полное описание : Шушпан — шерстяная теплая верхняя одежда в виде пиджака. Изготовлен из пряжи.
На изготовление пряжи для шушпана шла второсортная шерсть. Первоклассная шла для юбок. Шерсть пряли, ткали холст и затем шили шушпан. Шушпан — в Симбирской и Пермской губерниях, согласно словарю Даля, мордовский балахон у них руця , мужской и женский холщовый кафтан, с красной оторочкой, обшивкой, иногда вышитый гарусом.
В Воронежской, Тамбовской и Рязанской губерниях — женская короткая одёжа, с перехватом, обычно суконная; зовут её и кофта, шугай и шушун.
Также и в царских выходах царям подавались шапки с колпаком. Знатные люди считали приличием и достоинством своего сана кутать как можно больше голову и часто в комнате за нарядными столами сидели в своих тяжелых шапках. Когда они возвращались домой, то, сняв шапку, напяливали ее на болванец, расписанный нарядно иконописцами и составлявший украшение в доме. Обычай так закутывать голову поддерживался тем, что русские, по восточному обычаю, очень плотно стриглись, а иногда даже и брили себе головы. Только те, которые теряли родных или попадали в царскую немилость, отращивали на голове волосы в знак печали; без этого все старались стричься как можно плотнее и перед каждым большим праздником считали долгом непременно остричься. Зато все носили бороды, и чем борода была длиннее, тем осанка человека считалась почтеннее и величественнее. Богатый человек холил ее, берег и расчесывал гребешком из слоновой или моржовой кости.
При Василии Ивановиче начало было входить в обычай бритье бород, и сам великий князь последовал этому обычаю; но духовенство вопияло против него, и Стоглав предал неблагословению Церкви дерзавших отступать от дедовского обычая. Под влиянием Церкви борода долго сохранялась и почиталась необходимой принадлежностью человека, и если у кого от природы не росла борода, к тому имели недоверие и считали его способным на дурное дело. Различные виды традиционной русской обуви Девушка в рубахе. XVII в. В довершение блеска своих одежд русские украшали уши серьгами или одной серьгой и вешали на шею драгоценные золотые или позолоченные цепи, а к самим цепям прикрепляли кресты, и такие цепи передавались вместе с крестами от родителей к сыновьям как залог благословения. Также цари жаловали ими своих приближенных. Иногда они были так массивны, что весили до двух фунтов. На пальцы русские надевали множество перстней с алмазами, яхонтами, изумрудами и сердоликами, с вырезанными на них печатями; можно было встретить перстни в золотых ободочках и с железной печатью.
В старину не было наследственных и гербовых печатей; всякий делал себе произвольно по вкусу на перстнях печати. Кроме перстня с печатью на руках у русского было еще их несколько с камнями, так что иногда трудно было разогнуть пальцы; обилие камней в старинном русском туалете не должно изумлять читателей, потому что по большей части эти камни были низкого достоинства, так называемое, по тогдашнему образу выражения, плохое каменье, да и люди с состоянием часто платили хорошие деньги за дурные камни, потому что не умели распознавать их достоинства. Для утирания носа русские носили платки, которые у зажиточных делались из тафты и отстрочивались золотой бахромой, но их хранили не в карманах, а в шапках, и когда сидели в гостях, то держали в руках шапку, а в ней платок. Впрочем, не считалось неприличным высморкаться и двумя пальцами, даже за столом, и потом обтереть руки о скатерть. Простонародье не знало носовых платков вовсе и не предполагало, чтобы они могли быть необходимы. В довершение русского наряда люди знатные привешивали шпаги. Это право предоставлялось только служилым и тем, которые по своему происхождению его заслуживали, именно: боярам, окольничим, стольникам, иноземцам, начальным людям, дворянам и детям боярским; простолюдинам, посадским и крестьянам запрещалось ходить с оружием, зато и знатные, и незнатные не иначе выходили из домов, как с тростью или палкой, которая украшалась точеным набалдашником с вычеканенным наконечником. Набалдашник раскрашивался или окладывался перламутром.
Посох служил эмблемой степенности и важности; от этого цари не иначе даже выходили из своих покоев, как с посохом. Женские одежды, по свидетельству очевидцев, были похожи на мужские, тем более что последние вообще делались длинными. Но, однако, в одеждах двух полов были и особенности, так что можно было с первого взгляда отличить женщину издали. Не говоря уже о головных уборах, к самим одеждам, носившим те же названия, как у мужчин, прибавлялось слово «женский», например, женская шуба, женский опашень. Женская рубаха была длинная, с длинными рукавами, цвета белого или красного: красные рубахи, как и у мужчин, считались нарядным бельем. К рукавам рубахи пристегивались запястья, вышитые золотом и украшенные жемчугами. Поверх рубашки надевался летник: одежда эта не была длинна и по крайней мере не доходила до пят, как это видно из кроильной книги, где на царицу Евдокию Лукьяновну полагается для длины летника аршин с тремя четвертями, тогда как длина другой одежды на ту же особу простирается до двух аршин с полувершком. Рукава его были так длинны, как целый летник, и чрезвычайно широки, например, до тринадцати вершков и даже до тридцати.
Эти рукава назывались накапками: они вышивались золотом и унизывались жемчугом. Подол обшивался иной материей с золотой тесьмой, со шнурком и бахромой. Вдоль одежды на передней стороне делался разрез, который застегивался до самого горла, потому что приличие требовало, чтобы грудь женщины была застегнута как можно плотнее. Зимой летники подбивались мехом и назывались кортелями. Душегрея вид сзади Женщина в летнике. Принадлежность летника составляли вошвы, то есть вшитые места; но трудно решить, где именно они вшивались; некоторые полагали, что они пристегивались к рукавам, но так как они были очень широки, например, семнадцать вершков, то едва ли была возможность пришить их к рукавам или накапкам, которые были и без того широки. Если только они не одно и то же, что накапки, то, быть может, они накладывались на полы летника по обеим сторонам разреза, как нашивки на мужских кафтанах. Эти вошвы были всегда расцвечены и распещрены разными фигурами в виде листьев, трав, зверей и тому подобное.
Материи, из которых делались летники, у зажиточных были по большей части легкие, так, как для мужского зипуна, например, тафта, но иногда эти одежды делались также из тяжелых золототканых и сребротканых материй. На подкладку употребляли менее ценные материи, например, киндяки или дороги. Цвета их были различны. Упоминаются летники лазоревые, зеленые, желтые, но чаще всего червчатые. Чтобы иметь понятие о наружном виде этой одежды, приведем несколько примеров летников из богатой материи. Вот летник червчатого атласа, сотканного пополам с золотом; вошвы черного бархата с вышитыми узорами. Вот другой летник: он сделан из червчатой камки с серебряными и золотыми узорами, поочередно представляющими листья; вошвы к нему из червчатого бархата, расшитого канителью и трунцалом; подол из лазоревого атласа. Вот третий летник: он из материи сребротканой пополам с золотом, вошвы к нему черного бархата, с расшитыми по нему узорами.
Вошвы чаще всего были другого цвета, чем сам летник, например: летник желтой камки, а вошвы к нему золотного бархата; летник полосатый, а вошвы черного бархата; летник червчатый, вошвы из синего аксамита. Небогатые женщины носили летник из зуфи, дорогов, киндяков, а вошвы расшивали шелками и цветной пряжей. К летникам, как к мужским зипунам, пристегивалось шейное ожерелье. У женщин оно теснее прилегало к шее, чем у мужчин, и потому иностранцы находили его похожим на собачий ошейник. Оно состояло из тесьмы, очень часто черного цвета, вышитой золотом и унизанной жемчугом; к воротнику летника оно пристегивалось пуговками, обыкновенно числом до пяти. Верхняя женская одежда была опашень, длинная одежда с частыми пуговицами от верху до низу; у богатых они были золотые или серебряные вызолоченные, у бедных оловянные. Эта одежда делалась из сукна, обыкновенно красных цветов; рукава были длинными до пят, но пониже плеча делались прорезы или проймы, сквозь которые свободно входила рука, а остальная часть рукава висела. Таким образом женщина могла показывать не только широкие накапки своего летника, но и запястья своей рубахи, шитые золотом.
Вокруг шеи пристегивался широкий меховой, обычно бобровый, воротник, называемый ожерельем, круглой формы, покрывавший грудь, плечи и спину. По прорезу и по подолу опашни окаймлялись кусками другой материи, расшитыми шелками и золотом. Сарафан Боярыни в шапках. В подробности отличие покроя ее от опашня неизвестно; в плечах делалась она уже, к подолу шире; рукава были длинные с проймами, как в опашне, на краях этих рукавов пристегивалось запястье из другой материи, обыкновенно вышитое; подол окладывался подпушался широкой полосой другой материи, а разрез, который застегивался пуговицами, обыкновенно пятнадцатью, окаймлялся металлическим кружевом или же тесьмой, густо расшитой золотом. Телогреи были холодные и теплые, например на куницах или соболях. Женские шубы отличались от мужских, ибо упоминается название женская шуба. Шуба, по-видимому, у женщин означала не всегда одно только меховое платье, потому что встречается название холодная шуба. Если летник в женском одеянии соответствовал зипуну в мужском, то опашень и телогрея соответствовали кафтану, а шуба означала вообще верхнюю накидную одежду.
Кроме шубы, встречаются названия женских охабней, однорядок, ферязей, которые женщины носили с поясом; в других случаях эти верхние одежды вообще назывались шубы. Меховые женские шубы делались на соболе, куницах, лисицах, горностаях, белках, зайцах, смотря по состоянию, покрывались сукнами и шелковыми материями, как то: объярью, камкой, атласом, тафтой — цветов червчатого, желтого, зеленого и белого; последний цвет на женских шубах был в употреблении в XVI веке, но в XVII шубы покрывались часто цветными тканями с золотыми узорами. Сверху донизу спереди шел разрез; он застегивался пуговицами и окаймлялся кружевом металлическим, кованым или плетеным, либо шелковым, расшитым золотом и усаженным дробницами. Вдоль разреза по обеим сторонам делались нашивки с золотыми вышивками и с кистями, а по шее пристегивалось к шубе ожерелье из другого меха, например, шуба беличья или лисья, а ожерелье к ней бобровое. Рукава женских шуб украшались по краям кружевом, они отдельно снимались и хранились, переходя от матерей к дочерям, как фамильная драгоценность. В торжественных случаях женщины надевали на обыкновенные свои платья богатую мантию, называемую по-русски подволокой или приволокой. Она делалась из шелковой материи, цвета червчатого, белого, но чаще всего из золотной или сребротканой, с вошвами вероятно, вшитыми местами. Края этой мантии были с особенной нарядностью разукрашены золотым шитьем, жемчугом и драгоценными камнями; они пристегивались к подволоке и снимались, когда нужно было, и назывались подволочным запушьем.
На голову замужние женщины надевали волосники или подубрусники: это были шапочки наподобие скуфьи из шелковой материи, нередко из золотной, делались с узлом, посредством которого можно было их суживать и расширять, и с ошибкой или оторочкой по краю; эти ошибки унизывались жемчугом и камнями и перешивались с одного волосника на другой и таким образом переходили из рода в род. Волосник играл большую роль в судьбе замужней женщины, ибо он был символом брачного состояния и составлял необходимую и главную принадлежность приданого. По понятиям века, для замужней женщины считалось и стыдом и грехом оставлять напоказ свои волосы: опростоволосить открыть волосы женщину было для нее большим бесчестьем. Скромная женщина боялась, чтобы даже члены семейства, исключая мужа, не увидали ее волос; а в Новгородской земле вошло было даже в обычай замужним женщинам брить себе волосы, но этот обычай не одобрялся Церковью. Правило скромности переходило в щегольство, и некоторые женщины, укрывая волосы под волосником, стягивали их так туго, что едва могли моргать глазами: это казалось им красиво. Поверх волосника накладывался платок, обыкновенно белый, и подвязывался под подбородок; его висячие концы густо усаживались жемчугом. Этот платок назывался убрусом.
Обращает на себя внимание то, что начинает формироваться моленная одежда и особое отношение к ней. Важной особенностью является то, что кафтаны становятся однотонными, уходят яркие восточные ткани, жаккардовая парча и муар. Кафтаны с гасниками у Выговских отцов Большим приветом из XVII века являются кафтаны со шнурками гасниками, гашниками , на которых крепились пуговицы.
Это рудимент средневековых разговоров, на левой поле крепились пуговицы по 2-3 штуки в ряд через равное расстояние. Кафтан на гаснике из Нижнего Тагила Н. Лесков Такой тип крепления пуговиц встречается еще в конце XIX — начале XX веков на кафтанах часовенных староверов и сохранялся в поморской среде. Моленные кафтаны: история и виды Староверы Урала будущие часовенные с начала XVIII века очень подробно регламентируют свою моленную одежду и внешний вид в общем. На Ирюмском Соборе 1723 года в 7 главе сказано: «Иноземное одеяние християном не носить… браду и ус не постригать… Главы сверху постригать мужем в воспоминание и отражение печали, понеже истинная вера гонима, и мы имеем печать на главе печали. Молитися должно в кавтанах мужем, по 3 борка на стороне в посаткахе [должна иметь по бора-защипа с каждой стороны на спинке — авт. Таким образом, на лицо начало регламентации моленной одежды. Постановления Ирюмского Собора были действительны более ста лет и впоследствии лишь дополнялись запретами на конкретные вещи, появляющиеся с модой времени. Вызовы времени ставили более конкретные задачи по сохранению среды «християн» и отделения их из общей массы населения. Тюменский Собор 1840 года — последний после Ирюмского, столь подробно описывающий вещи, запрещенные к ношению.
В 6 пункте сказано: «християном … одежду необычную христианам не носити — мужескому полу и женскому… Мужскому полу иноземного одеяния не носить, сиречь неметския — сертуки похожие на пальто, отрезные по талии с лацканами — авт. Каждый перечисленный предмет того времени ассоциируется с определенными нехристиянскими народами, сама такая одежда воспринимается как код чужой идентичности. Однако мода не могла не влиять на вид кафтана, и уже во второй половине XIX века, под влиянием мундиров и шинелей в повседневной носке, появляются двубортные кафтаны. Двубортный кафтан у часовенных В дальнейшем соборам часовенных пришлось запрещать и многое другое: «пинжаки и сапоги со скрипом», тюбетейки «тафьи» , патефоны, «направлять челки» на голове, пользоваться «водогрейками» на вокзалах, радиосвязью и т. Впрочем, новшеств появлялось так много, что Собор 1941 года в Романовке уже не даёт детальных рекомендаций, ограничиваясь напоминанием слов Максима Грека о том, что христианин и по внешнему виду должен отличаться от «неверных». Невьянский двубортный кафтан В наше время среди часовенных распространен обычай шить кафтаны, имеющие по три складки с каждой стороны, закладывающиеся навстречу друг другу. Старики вспоминают, что только цельнокроеные кафтаны могли быть молельными, хотя сейчас далеко не все швеи соблюдают это, делая отрезную спинку. Цельнокроеный кафтан часовенных. Старая Утка В среде федосеевцев и поморцев мы наблюдаем аналогичные тенденции. О хождении во одежде, еже неподобно християном.
Аще муж или жена облекутся во одежду не по преданию отеческом, да будут анафема». При этом в разных источниках федосеевской среды приводятся конкретные критерии того, что же такое одежда «не по преданию отеческом»: «Краткую одежду, что глаголется телогрея, сие есть нехристианское одеяние, сиречь поганое…», — писал наставник «кинешемских стран» Трофим Иванович. Об одежде для соборного богослужения также говорит статья 41-я Польского собора 1752 г. Петербургский же Собор 1809 г. Платье немецкое многая видится християны носят и о сем в божественном писании преужасныя запрещения. Сего ради от душевреднаго обычая сего всячески настоятели должны удерживати, а противящихся отлучати». Таким образом, одежда должна быть долгополой, женщинам нельзя надевать одежду, которая считается мужской. Однако не вся долгополая одежда признается допустимой: «… в поддевках на молитве отнюдь не стояти», сообщает нам уложение Московского Собора 1883 года.
Кафт’ан, -а, мужской род.
Введите вопрос для поиска Если определенные буквы уже известны, вы можете указать их в виде шаблона: А? Используйте "? Найдено ответов: 1. Похожие статьи.
Изготовлен из пряжи. На изготовление пряжи для шушпана шла второсортная шерсть.
Первоклассная шла для юбок. Шерсть пряли, ткали холст и затем шили шушпан. Шушпан — в Симбирской и Пермской губерниях, согласно словарю Даля, мордовский балахон у них руця , мужской и женский холщовый кафтан, с красной оторочкой, обшивкой, иногда вышитый гарусом. В Воронежской, Тамбовской и Рязанской губерниях — женская короткая одёжа, с перехватом, обычно суконная; зовут её и кофта, шугай и шушун. В Вологодской и Вятской губерниях — крашенинный сарафан особого покроя: с рукавами, без боров назади. На рязанщине — верхняя одежда женщин, холщовая сорочка, пониже колен, в шитках и оторочках; косонитого холста полукафтанье, с обшивкой ворота, коротких рукавов и пол синим и бурым плетежком; верхняя рубаха из белого понитка, с алыми протками.
Шушпан шушун, сушан — туникообразная распашная располочная или глухая круглая женская верхняя одежда, которую изготавливали из трёх-четырёх полотнищ белой домотканины — шерстяной или портяной. Шушпан по конструкции видоизменённый навершник — изготовлялся он без ластовиц или с ластовицами из кумача или ситца белого, цветного. Рукава «крылья» у шушпана делались до линии локтя, прямые или зауженные книзу, с клиньями, которые присоединялись к среднему полотнищу. Носили шушпаны, вдевая в рукава, а также как накидную одежду, перекинув рукава наперёд.
Гораздо примитивнее армяка был ЗИПУН, который шили из грубого, обычно домотканого сукна, без воротника, с раскошенными полами. Увидев сегодня зипун, мы сказали бы: «Балахон какой то». Зипун был своего рода крестьянским пальто, предохраняющим от стужи и непогоды. Носили его и женщины.
Зипун воспринимался как символ бедности. Недаром пьяный портной Меркулов в рассказе Чехова «Капитанский мундир», хвалящийся былыми высокопоставленными заказчиками, восклицает: «Пущай лучше помру, чем зипуны шить! Чаще всего чуйку можно было видеть на купцах и мещанах - трактирщиках, мастеровых, торговцах. У Горького есть фраза: «Пришел какой то рыжий мужчина, одетый мещанином, в чуйку и высокие сапоги «. В русском быту и в литературе слово «чуйка» иногда употреблялось как синекдоха, то есть обозначение ее носителя по внешнему признаку - недалекого, невежественного человека. В поэме Маяковского «Хорошо! Здесь чуйка и салоп - синонимы заскорузлых обывателей. В рассказе Чехова «Свирель» изображен старик пастух в сермяге.
Отсюда эпитет сермяжный, относящийся к отсталой и бедной старой России - сермяжная Русь. Историки русского костюма отмечают, что для крестьянской одежды не существовало строго определенных, постоянных названий. Многое зависело от местных говоров. Некоторые одинаковые предметы одежды в разных говорах назывались по разному, в других случаях одним словом в различных местах назывались различные предметы. Это подтверждается и русской классической литературой, где понятия «кафтан», «армяк», «азям», «зипун» и другие нередко смешиваются, иногда даже у одного и того же автора. Однако наиболее общие, распространенные характеристики этих видов одежды мы сочли своим долгом привести. Из крестьянских головных уборов только недавно исчез КАРТУЗ, имевший непременно околыш и козырек, чаще всего темного цвета, иначе говоря - неформенная фуражка. Картуз, появившийся в России в начале XIX века, носили мужчины всех сословий, сначала помещики, потом мещане и крестьяне.
Иногда картузы были теплыми, с наушниками. Манилов «Мертвые души» появляется «в теплом картузе с ушами «. На Инсарове «Накануне» Тургенева «странный, ушастый картуз «. В теплом картузе путешествует Чичиков. Иногда картузом называлась и форменная фуражка, даже офицерская: Бунин, например, вместо слова «фуражка» употреблял «картуз». У дворян была особая, форменная фуражка с красным околышем. Здесь надо предупредить читателя: слово «картуз» в старину имело и другое значение. Когда Хлестаков приказывает Осипу посмотреть в картузе, нет ли там табака, речь идет, конечно, не о головном уборе, а о мешочке для табака, кисете.
В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть строки: «Гляди, куда деваются крестьянские шлыки «. На ярмарке мужики оставляли свои шапки трактирщикам в залог, чтобы позднее выкупить. В названиях обуви особых изменений не произошло. Низкая обувь, как мужская, так и женская, в старину называлась БАШМАКАМИ, ботинки появились позднее, ничем существенно не отличаясь от башмаков, но дебютировали в женском роде: на ноге у героев Тургенева, Гончарова, Л. Кстати, ботинки, начиная с 1850 х годов, активно вытеснили почти непременные для мужчин сапоги. В таком значении мы встречаем это слово у Горького и Бунина. Но вот уже в начале романа Достоевского «Идиот» мы узнаем о князе Мышкине: «На ногах его были толстоподошвенные башмаки со штиблетами - все не по русски «. Современный читатель умозаключит: не только не по русски, но и не по людски вовсе: две пары обуви на одном человеке?
Однако во времена Достоевского штиблеты означали то же, что гетры - теплые чехлы, надеваемые поверх обуви. Перед приступом пугачевцев на Белогорскую крепость «Капитанская дочка» Пушкина ее комендант говорит жене: «Коли успеешь, надень на Машу сарафан «. Деталь, современным читателем не замечаемая, но существенная: комендант рассчитывает, что в деревенской одежде, в случае взятия крепости, дочь затеряется в толпе крестьянских девушек и не будет опознана как дворянка - капитанская дочка. О купчихе Большовой приказчик Подхалюзин в комедии Островского «Свои люди - сочтемся! В «Воскресении» Л. Толстого отмечается, что бабы в сельской церкви были в панёвах. Появиться на людях с непокрытой головой для замужней крестьянки считалось большим позором. Отсюда «опростоволоситься», то есть опозориться, оскандалиться.
Но встречается оно в литературе много раньше, еще в «Арапе Петра Великого» Пушкина. В описях одежды и обуви Петра Первого упоминаются "штивелеты" и есть конный портрет Петра в штиблетах. И одно из двух - ил вы начинаете подробно и уверенно описывать крестьянскую одежду, кажлдый предмет подробно описывая, или говорите что все назания условны и в каждой местнос ти то же слово могло относиться к совсем другому предмету одежды.
Сибирка спереди напоминала сюртук, но застегивалась наглухо, а воротник имела отложной; застегивалась она, как поддевка, на левую сторону на крючках. Пуговицы ее были нашиты, как на сюртуке, но играли лишь декоративную роль. Сзади сибирка имела сборы, как на поддевке. Ширинка - полоска холста, отрезанная по ширине ,- из-за чего и получила своё название. Ширинка украшалась вышивкой. Штоф - плотная шелковая ткань с рисунком. Праздничный девичий костюм из Вологодской губернии.
Известный русский художник И. Билибин изобразил девушку из северной деревни. Ее наряд — сарафан клинник и душегрея перо сшиты из покупного штофа с богатым узором. Такую ткань привозили из стран Востока. А вот головной убор венец — русской золотошвейной работы. Шугай - род короткой кофты с отложным круглым воротником и застежками. Сарафан и шугай севера России. Первая полвинаX1X века.
Старинный короткий кафтан на крючках со сборками сзади
В подкладку иногда помещались куски от панцирей или кольчуг. Также они имели металлический наносник. Использовались они в качестве шлема и у некоторых кочевников, в частности — калмыков. Как и сами куяки, как правило, они имели восточное происхождение. В «Древностях Российского государства» даётся такое описание куячной шапки: «Во введении к описанию предметов III Отделения, мы [дали разъяснение относительно] существовавших в Оружейной казне куяков, или монгольских ватных панцирей, состоящих из железных пластинок, укреплённых гвоздиками в вате между шёлковой или суконной покрышкой и подкладкой. Собственно куяков не сохранилось ни одного; но сохранились три стёганые на вате шапки, азиатской работы, заключающие внутри куячные железные пластинки. Издание «Древности Российского государства» — «Шелковая шапка». Герберштейн, «Записки о Московитских делах». Czuha, венг. Чуга — мужская верхняя одежда жителей Карпат — русинов, гуралей, лемков, бойков, гуцулов, проживающих на территории Польши, Украины, Венгрии, Румынии, Моравии.
Чуга, своего рода, широкий лемковский плащ из коричневого домотканого шерстяного сукна с фальшивыми рукавами, которые сшивались снизу и служили просторными карманами, с очень длинным воротником, свисающим за плечи до уровня пояса, который, в дождливую погоду или шторм мог быть накинут на голову и служить капюшоном. Обычно, носится накинутым на плечи, как пелерина, достигая середины икры. Чуга украшается длинными свисающие нитями, бахромой, сплетенной в косы или связанной в мережку, вышивкой. В зависимости от региона чуга отличалась украшением. Была широко распространена среди карпатских лемков и считалась символом достатка. На Слобожанщине чугой называли длинный кафтан. Слово Чуга в толковом словаре В. Даля означает долгий кафтан. Show likes Morgor Moromets 26 Nov 2017 at 5:28 pm АЗЯМ Азям или озям — русская старинная верхняя одежда, поначалу употреблявшаяся всеми сословиями, позднее только крестьянами в праздничные дни[1] и в дорогу[2]; длинный кафтан, сермяжный из сермяги — грубого, некрашеного сукна или из толстого сукна домашнего приготовления[3], носился с кушаком.
Покрой азяма был такой же, как у обыкновенного крестьянского кафтана. Название происходило от арабского слова «аджем», означавшего любую чуждую нацию, особенно Персию. Отсюда заключалось, что азям был заимствован русскими из Персии через татар. Салтыков-Щедрин в Губернских очерках упомянул азям: На этот конец было у меня припасено и соответственное одеяние, как-то: тулупчик дубленый, азям, сапоги русские и проч. Энциклопедический лексикон: в 17 тт. Плюшара, 1835. I: А—АЛМ. Леонид Васильевич Беловинский. Кожухи шьют разной длины, с рукавами или без, преимущественно белого цвета.
Кожухи носят зимой и летом как часть традиционного украинского костюма. Кожухи иногда вышивают шёлковыми или шерстяными нитками. На Подолье в древности мужчины носили длинные до щиколоток кожухи, а женщины бекеши — женскую короткую до колен праздничную одежду, покрытую гранатовой или синей тканью. Зимой мужчины носили белые кожухи с приталенной спинкой, вышитой цветным шёлком зелёным и красным. Для пошива одного кожуха нужно 6-7 шкур. С одной крупной кожи делают перегиб, то есть верх кожуха, кожу обрезают в виде трапеции и перегибают посередине. Сверху вырезают дырку для шеи, а спереди разрезают на половины. К этой основе кожуха пришивают клинья, рукава, воротник, полы. Всё это вырезается из остатков других кож.
В старину сермяги встречались и в числе государевых одежд, преимущественно «летних, ездовых», из белого и серого сукна, с украшениями и золотыми пуговицами. В 1469 году великий князь Иван Васильевич послал устюжанам в дар в числе разных других вещей 300 сермяг[1]. Сермягой называли кафтан из такого сукна, — обычно короткий, с узкими длинными рукавами и застёжкой спереди[2]. Слово использовалось вплоть до начала XX века; например в энциклопедической статье «Литовцы», описывая их традиционную одежду, этнограф Эдуард Вольтер пишет: "Сермяга старого покроя застегнута на груди доверху, а внизу доходит до половины голени. Нынешние сермяги походят на сюртуки общеевропейского покроя из домашних тканей". Своя сермяжка никому не тяжка. Был себе Ивашка серая сермяжка. БСЭ, изд. В немецком языке эта ткань называлась вадмал.
Судя по духовной грамоте Димитрия Донского 1389 , в его гардеробе тоже имелась вотола сажена то есть вышитая золотом и украшенная драгоценными камнями. Там она бывала почти всегда чёрного цвета, за что латыши и прозвали эстов чернокафтанниками латыш. В значении «не суди по внешности». По покрою корзно — то же, что мятель, только мятель не был меховым.
Шиндлер О. Висковатов А. Историческое описание одежды и вооружения российских войск.. Это были стёганные шапки, из сукна, шёлковых или бумажных хлопок материй, с толстой хлопчатобумажной или пеньковой подкладкой.
В подкладку иногда помещались куски от панцирей или кольчуг. Также они имели металлический наносник. Использовались они в качестве шлема и у некоторых кочевников, в частности — калмыков. Как и сами куяки, как правило, они имели восточное происхождение. В «Древностях Российского государства» даётся такое описание куячной шапки: «Во введении к описанию предметов III Отделения, мы [дали разъяснение относительно] существовавших в Оружейной казне куяков, или монгольских ватных панцирей, состоящих из железных пластинок, укреплённых гвоздиками в вате между шёлковой или суконной покрышкой и подкладкой. Собственно куяков не сохранилось ни одного; но сохранились три стёганые на вате шапки, азиатской работы, заключающие внутри куячные железные пластинки. Издание «Древности Российского государства» — «Шелковая шапка». Герберштейн, «Записки о Московитских делах».
Czuha, венг. Чуга — мужская верхняя одежда жителей Карпат — русинов, гуралей, лемков, бойков, гуцулов, проживающих на территории Польши, Украины, Венгрии, Румынии, Моравии. Чуга, своего рода, широкий лемковский плащ из коричневого домотканого шерстяного сукна с фальшивыми рукавами, которые сшивались снизу и служили просторными карманами, с очень длинным воротником, свисающим за плечи до уровня пояса, который, в дождливую погоду или шторм мог быть накинут на голову и служить капюшоном. Обычно, носится накинутым на плечи, как пелерина, достигая середины икры. Чуга украшается длинными свисающие нитями, бахромой, сплетенной в косы или связанной в мережку, вышивкой. В зависимости от региона чуга отличалась украшением. Была широко распространена среди карпатских лемков и считалась символом достатка. На Слобожанщине чугой называли длинный кафтан.
Слово Чуга в толковом словаре В. Даля означает долгий кафтан. Show likes Morgor Moromets 26 Nov 2017 at 5:28 pm АЗЯМ Азям или озям — русская старинная верхняя одежда, поначалу употреблявшаяся всеми сословиями, позднее только крестьянами в праздничные дни[1] и в дорогу[2]; длинный кафтан, сермяжный из сермяги — грубого, некрашеного сукна или из толстого сукна домашнего приготовления[3], носился с кушаком. Покрой азяма был такой же, как у обыкновенного крестьянского кафтана. Название происходило от арабского слова «аджем», означавшего любую чуждую нацию, особенно Персию. Отсюда заключалось, что азям был заимствован русскими из Персии через татар. Салтыков-Щедрин в Губернских очерках упомянул азям: На этот конец было у меня припасено и соответственное одеяние, как-то: тулупчик дубленый, азям, сапоги русские и проч. Энциклопедический лексикон: в 17 тт.
Плюшара, 1835. I: А—АЛМ. Леонид Васильевич Беловинский. Кожухи шьют разной длины, с рукавами или без, преимущественно белого цвета. Кожухи носят зимой и летом как часть традиционного украинского костюма. Кожухи иногда вышивают шёлковыми или шерстяными нитками. На Подолье в древности мужчины носили длинные до щиколоток кожухи, а женщины бекеши — женскую короткую до колен праздничную одежду, покрытую гранатовой или синей тканью. Зимой мужчины носили белые кожухи с приталенной спинкой, вышитой цветным шёлком зелёным и красным.
Для пошива одного кожуха нужно 6-7 шкур. С одной крупной кожи делают перегиб, то есть верх кожуха, кожу обрезают в виде трапеции и перегибают посередине. Сверху вырезают дырку для шеи, а спереди разрезают на половины. К этой основе кожуха пришивают клинья, рукава, воротник, полы. Всё это вырезается из остатков других кож. В старину сермяги встречались и в числе государевых одежд, преимущественно «летних, ездовых», из белого и серого сукна, с украшениями и золотыми пуговицами. В 1469 году великий князь Иван Васильевич послал устюжанам в дар в числе разных других вещей 300 сермяг[1]. Сермягой называли кафтан из такого сукна, — обычно короткий, с узкими длинными рукавами и застёжкой спереди[2].
Слово использовалось вплоть до начала XX века; например в энциклопедической статье «Литовцы», описывая их традиционную одежду, этнограф Эдуард Вольтер пишет: "Сермяга старого покроя застегнута на груди доверху, а внизу доходит до половины голени. Нынешние сермяги походят на сюртуки общеевропейского покроя из домашних тканей". Своя сермяжка никому не тяжка. Был себе Ивашка серая сермяжка. БСЭ, изд. В немецком языке эта ткань называлась вадмал.
Да и сам этот вид одежды пришелся «ко двору» изначально на Севере Вологодчина и соседние районы. Затем шушун разошелся по стране — за Урал, в Сибирь, на юг, на запад. Правда, этим словом скоро стали обозначать совершенно разные виды одежды. Итак, изначально шушун — теплая кофта, женская рубашка или короткополое платье, сарафан, телогрея, душегрейка. Часто шушун шился из сукна или холста и подбивался мехом «шушун лазорев да шушун кошечей женской», «шушуненко теплое заечшшое». Поэтому очень скоро шушуном стали называть и шубейки. Таким образом, в разных областях России шушуном называли все-таки разные типы одежды, объединяло их общее — это была достаточно теплая верхняя одежда. Родственным шушуну был шугай. В словарях часто используется как синоним шушуну. Это — тоже русская старинная национальная верхняя женская одежда. Кофта с приталенным силуэтом, длиной до бедер и меховым воротником. Часто шугай просто накидывали сверху как мы это можем делать и сейчас с кофтами или надевали в один рукав левый. Одежда под названием шушпан — из той же серии. Но в различных областях Российской империи шушпаном называлась разная одежда: это мог быть и мужской кафтан , и женская сорочка или сарафан. Но в основном — все же это была кофта из разряда душегрея. Душегрея — общее название для легкой, но теплой женской одежды. Это была парадная одежда, часто шилась из бархата или парчи, расшивалась шелком, украшалась жемчугом. Такую душегрейку еще одно название одежды — кацавейка крестьянские женщины надевали в праздничные дни. Женская верхняя одежда на Руси была оригинального покроя и следовала одной простой цели: быть удобной и согреть.
Они охватывали корпусы женщин сзади и подвязывались поясом. Так как дерги считались повседневной одеждой, их шили из черных или неокрашенных тканей, без украшений; - Праздничные наряды с крупными клетками — плахты. Запаски отличались от дерг тем, что у их верхних углов были тесемки, завязывающиеся на талии. Обыкновенно носились две запаски, чаще разных цветов. Одной прикрывалось тело сзади, другой, надеваемой спереди, пользовались в качестве передника. Запаски производили из качественных и тонких шерстяных и однотонных тканей. Они были синими, зелеными, а также красными. Плахты в качестве праздничной одежды изготавливались из тканей с клетчатым орнаментом. Они вышивались вручную. Известны шерстяные или шелковые плахты. В ранние периоды плахты шились из золотых и серебряных видов парчи. Дальнейшим эволюционированием понев считаются юбки. Так в районе Полесья широко распространенными были такие шерстяные юбки с полосатыми орнаментами — андараки. В любой обрядовой символике костюмов отражались духовные традиции народа, а также его мировоззрение и обрядовые нормы. К таким обрядовым символам относились некоторые элементы одежды. Это могли быть платки или полотенца в процессе сватовства, белые или черные платки и пр. Им отводилась роль защитников людей от темных сил и способ привлечения благополучия, здоровья и любви. Каждый цвет, используемый в оформлении украинского костюма, является определенным символом. Черный обозначал землю-кормилицу, которая имеет особое значение в культуре этого народа. Красный цвет является символом радости, любви и страсти, он преобладает в дизайне украинских нарядов. Белый применяется для создания мережек. Этот цвет обозначал святость и чистоту. В украинской культуре белый имел особую ценность, так как даже для создания обручальных колец использовалось светлое серебро. Синий цвет является символом свободы и очищения, напоминает о душевном спокойствии. Зеленый цвет — весна, характеризуется с молодостью, свежестью и растениями, которые дозревают под теплыми солнечными лучами. Желтый цвет является символом звезд и месяца, но нередко у украинцев такой оттенок характеризуется с разлукой. Для создания украинского национального костюма использовались натуральные материалы. Предпочтением отличался лен, так как он обладает легкостью, и на нем можно создавать различные узоры. Не уступали своих позиций хлопок и шерсть, которые обеспечивали комфорт и практичность. К еще одному популярному варианту относится батист. Для каждого региона свойствен индивидуальный крой. Для создания декоративных элементов использовались разнообразные вышивки. Они создавались вручную, в чем и заключается их главная ценность. Украинская культура неразрывно связана с природой, что отразилось на традиционных нарядах. Украинский стиль в одежде, мужской костюм или женский, — это правильная расстановка этнических акцентов, нарядность и гармоничность, что рождает ощущение торжественности и яркого праздника. Одним из предметов гордости в народном искусстве считается украинская вышивка. Ее часто использовали как в народных костюмах, так и в повседневной жизни. Орнаменты, композиционные мотивы, расцветки, традиции передавались по наследству. В орнаментах преобладали геометрические фигуры типа ромбов, розеток, звезд, а также растения. Технологий по вышиванию вместе с их разновидностями имелось много. Древнейших видов в народной вышивке было также немало. Одной из вариаций в таких техниках является довольно популярная вышивка гладью. Цветовая гамма вышивки украинских сорочек относились к исполненным в одном цвете, двухцветным, а также к полихромным. Первые такие сорочки были характерны для поляков, а также населения Черниговского и Полтавского регионов. Двухцветными главным образом пользовались жители Киевского региона и в Подолье. Полихромными пользовались украинцы в Западном Подолье, а также в Карпатах. В вышивках северных регионов Украины наблюдалось преобладание красного цвета. В центральных регионах Украины, кроме красного цвета, можно было встретить черные расцветки. Южные регионы к этим повсеместно популярным цветам добавляли еще и желтые. В вышивках Подолья нередко встречались красно-черные комбинации. В регионах, которые граничили с Бессарабией и Буковиной, можно было повстречать вышивку, обогащенную бисером с металлическими украшениями, что сближало ее с молдавскими и южнославянскими. Мужская одежда Традиционные украинские мужские костюмы обладают немалым сходством с иной восточнославянской одеждой. В их основу входят рубахи, сшитые из конопляных либо льняных полотен, а также шерстяные или суконные штаны. Рубахи, надеваемые на тело, нередко служили в качестве верхней одежды. Украинские мужчины из различных регионов носили рубахи заправленными в штаны, именно это отличало их от россиян и белорусов, которые предпочитают их не вправлять. Отличительными особенностями мужских украинских рубах является наличие переднего разреза пазушки , украшенного вышивкой. Конструкционно вороты рубах могут быть стоячими, с отложными воротниками либо без воротников. Рубахи в таких случаях собираются в сборках, обшиваются с помощью тесьмы или узких полосок материи. Таким образом получаются низкие стоячие воротники, которые пришиваются к воротам рубах снизу. Были у украинской мужской одежды и широкие отложные воротники. Рубахи застегиваются или завязываются у ворот пуговицами или тесемками. Мужчины носят рубахи, заправленные в штаны. В покроях рубах все восточнославянские народы делали вставки в области подмышек трех - четырехугольными кусками материи. Плечи украинских рубах украшали нашивками типа погон или вышитых вставок — «уставок». Штаны закреплялись на теле при помощи шнурков или ремней, которые носились с пряжками. Казацкие штаны были очень широкими. Между штанинами вшивали прямоугольные куски ткани с пришитым снизу ромбоидом, они были так широки, что получалось сходство с формой мешка. Материалом для штанов служил холст или сукно. Пояса украинцы украшали на концах узорами, бахромой, кистями или помпонами. Казаки щеголяли шелковыми «турецкими» кушаками. Гуцульский черес представлял собой широкую полосу толстой кожи, сложенную вдоль, сгибом вниз, а сверху зашитую, но не целиком: незашитые промежутки служили карманами. Кроме того, к чересу подвешивали кошелек, трубку-люльку, кисет, кремень, нож и т. На плечах черес придерживали ремешки — ланцюжки, а украшали его тиснением и металлическими накладками. Казаки носили черес как патронташ, через плечо. Казаки носили серьгу в форме полумесяца в одном ухе. А у гуцулов были в моде серебряные или бронзовые браслеты и перстни. Кроме того, ворот своих рубах они скрепляли металлической запонкой шпонкой. Аксессуаром праздничного костюма казаков была палица, а гуцулов — топорик. Распространенными головными уборами украинцев были высокая белая, серая или черная смушковая т. Характерной для жителей восточной и центральной частей Украины была прическа с оселедцем, т. Усы носили соответствующие — такой длины особенно у казаков , что приходилось закладывать их за ухо. Крестьяне стриглись под макитру, т. В отличие от женских, мужские элементы народного костюма с возрастом становились более проще. Уменьшалось количество ярких цветов, аксессуаров и т. Кроме этого менялась прическа, форма усов и борода. Женская одежда Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах её ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев. Женщины носят длинные юбки, рубахи и венки. В основе украинских женских костюмов были рубашки — кошули, сорочки. Они были длиннее мужских рубах и включали в себя две части, причем нижнюю шили из более грубых тканей. Цельные рубахи были для женщин в качестве нарядных и праздничных. Исходя из покроя, рубахи были туникообразными, поликовыми, а также на кокетке. Рубахи могли шиться с воротами, а также без них. Такие типы рубах считались более древними. Их вороты обыкновенно собирались в мелкие сборки, а порой обшивались сверху. Рубахи с воротниками назывались польскими. По территории Украины была проведена так называемая условная черта между двумя видами рубах. Так, в восточных районах они были без воротников, а в западных — с воротниками, чаще — отложными. Отличительной особенностью украинских женских рубах было украшение подола, каймы рубашек вышивками, видневшимися под верхней одеждой. Кроме того, украшения были и на рукавах рубах, в особенности там, где рукав соединялся с плечом. У широких рукавов рубашек окончания были в виде манжет на запястьях. Согласно древним обычаям у восточнославянских девушек до пятнадцати лет или до свадьбы должны были быть подпоясанные рубашки. Ритуал надевания поясных одежд понев связывали с замужеством, после чего девушки становились женщинами. Поневы были общеславянскими элементами в традиционных одеждах, которые прикрывали тело сзади и закреплялись в районе талий. В дополнение к женским костюмам шли нагрудные украшения. Материалом для них могли служить драгоценные камни, стекло, бусы, а также монеты типа «мониста» или «дукачей». Обувь Обувь украинского народа для обоих полов делали из кожи. Ее сначала не сшивали, а складывали, пытались морщить, после чего привязывали к ногам длинными веревками. Отсюда их название — морщуны, морщенцы, постолы, ходаки. В кожаной обуви с высоким голенищем отсутствовали каблуки. Порой каблуки заменялись небольшими железными подковками на пятках. С середины XIX столетия преобладали особые сапоги, так называемая выворотная обувь. Подметки пришивались к сапогам изнутри, а сапоги целиком смачивались водой и выворачивались. Армяне Армянский национальный костюм, тараз, - отражение менталитета, традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров армянского народа, сложившийся на протяжении веков и используемый армянами в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола мужской и женский , назначения праздничный, свадебный и повседневный и возраста детский, девичий, замужней женщины, старухи , социальной значимость человека. Традиционный костюм отражает культурную самобытность этноса и особенности национального характера. Он не только выражал самобытность армян, но и был одним из факторов сохранения идентичности нации. Тараз имеет многовековую историю, национальный костюм также богат и разнообразен, как и язык. На протяжении различных исторических эпох армянская народная одежда претерпела значительные изменения. Географическое положение и особенности исторического развития оказали решающее воздействие на эволюцию армянского национального костюма. Армянская народная одежда занимает особое место в системе национальных костюмов Ближнего востока. Каждому региону исторической Армении был присущ свой особенный костюм, каждый район, поселение, семья, даже девушки в одной семье отличались уникальностью одежды. Традиционно, комплекс армянской одежды включает в себе бельё, верхнюю одежду, головные уборы, украшения, обувь. Различия выражались в стиле, покрое, в образе ношения, в основных формах, в сочетаниях цветов, украшений. В соответствии с типом, армянский традиционный костюм широкий, открытый, одежда имеет прорезы спереди и сбоку. Эстетические и эротические функции играли большую роль в комплексе одежды, в основном, чтобы привлечь внимание противоположного пола. Жители обращали особое внимание на одежду определённой возрастной группы, в основном заботясь об одежде незамужних девушек и парней, невест. Праздничная одежда имела привлекающую и оберегающую функцию, защищая от злых духов того, кто носил эту одежду. Одной из определяющих характеристик народной одежды являлся орнамент и цветовая символика, в которых немаловажную роль играют этнокультурные традиции и социальная среда. Цветовая гамма в целом, а также определённые цветовые сочетания выражают половозрастные и социальные различия. Абрикосовый является символом мудрости и благоразумия, красный - мужества и мученичества, синий — небесной справедливости. Красный цвет в сочетании с зелёным в первую очередь связывается со свадебной символикой. Смена цветной одежды на темную означает наступление старости. Чёрный — самый распространенный цвет траура. Белый считался ритуально чистым, он был цветом одежды при крещении и одновременно — похоронная савана при погребении. В цветовой гамме армянского традиционного костюма наблюдается особая сдержанность в использовании жёлтого цвета. Он встречается очень редко, в приглушенных тонах. Жёлтый, цвет увядания природы, в целом имеет отрицательную символику. Он ассоциировался с болезнью, желчью, ядом, почему и считался вредоносным. Наличие широкой жёлтой полосы в палитре радуги трактовалось как дурное предзнаменование. Согласно армянскому историку и философу Григору Татеваци XIV в доминирующие цвета в костюмах отражают цвета четырёх элементов бытия — чернота земли, белизна воды, краснота воздуха, желтизна огня. Каждый орнамент на костюме имеет свою символичность и смысл, ритуально — магическое значение, делится на три основные группы — растительный, зооморфный орнитоморфный и геометрический. Орнамент мужской и женской народной армянской одежды чаще всего располагался вокруг так называемых входов шейный вырез, рукава, запястье, боковые прорехи, подол , т. Охранно-магическое сакральное значение имели также мужские пояса, женские передники, нагрудники, традиционные вязаные узорчатые носки. Орнамент выполнялся техникой набойки, вышивки, аппликации, художественного шва и вязкой. В армянской традиции вязка, как и вышивка, в том числе и сетчатый орнамент, имели и охрaнно-магическое значение защиты от зла и нечисти, а иголка булавка выполняла роль оберега от сглаза и порчи. Пояса были неотъемлемой деталью и мужских, и женских костюмов. Тонкая ювелирная работа отличала серебряные наборные пояса с массивными пряжками. Их носили горожане и богатые крестьяне Восточной Армении. Жители Западной Армении дополняли свои и без того живописные и многослойные наряды длинными пестрыми шарфами, обматывая их несколько раз вокруг талии. Мужская одежда В костюм армянского мужчины входили рубаха, штаны, шаровары и кафтан. Для пошива рубахи использовали шелк или ситцевые ткани. Рубахи имели низкий воротник-стойку и разрез, застегивающийся спереди или справа. Особенно красивые из шерсти ангорских коз шили в Западной Армении. Помимо богато орнаментированной нагрудной части их рукава украшали длинными хвостами — полосками ткани с бахромой, также вышитыми цветными нитями. Архалух, национальный вид одежды армян, бытовал среди жителей городов и зажиточного крестьянства Восточной и Северной Армении. Этот кафтан типа бешмета, который надевали поверх рубах, отличался в различных областях страны цветом и длиной. Поясной одеждой были широкие и длинные штаны — шаровары темных цветов, сделанные из хлопка или шерсти и подпоясывали широким поясом. На него крепили кошелек и кинжал. В Западной Армении носили штаны с широкой мотней, которые собирали на поясе шнурком. Чаще они были коричневого цвета, в некоторых областях — белого. В Васпуракане и Сасуне длинные шаровары, стянутые у лодыжек, шили из ткани белого или другого светлого цвета и покрывали их цветной вышивкой. Восточные армяне, как и женщины, поверх всего надевали «аралух». Только он был короче женского, и доходил до колен. Западные армяне аралух не носили. Вместо него надевали жилет — «елак». Поверх елака носили короткую куртку. Рукава ее были цельнокроеные. Такая куртка не имела застежек и называлась «бачкон». Вся одежда имела очень красивую вышивку. Зимой армянские мужчины носили шубы из овчины. Если же жили в местности, где не было суровой зимы, вместо шуб надевали безрукавки из козьего меха. Верхней одеждой армянских мужчин была чуха — распашной кафтан, аналогичный черкеске, распространенной и у других народов Кавказа. Его носили в любое время года, даже летом — по традиции этого требовали правила приличия. Бурка — валяная накидка из шерсти овец была популярна среди всех кавказских горцев — всадников и пастухов; ее носили, набросив на плечи. Головные уборы. В комплексе с чухой армяне носили шапки типа папахи. В Западной Армении были распространены узорчатые шапочки: войлочные или тканые, которые обматывали пестрыми шарфами или платками с бахромой, наподобие восточных тюрбанов. Женская одежда Женский костюм выглядел довольно-таки разнообразно: платья, жилеты, безрукавки. Нательной одеждой служила хлопчатобумажная рубаха в Восточной Армении предпочитали красный цвет, считавшийся женским оберегом, в Западной — белый и шаровары, стянутые по низу штанин шнурком. Их сшивали из двух видов ткани: верхнюю часть — из дешевой, так как ее скрывала верхняя одежда, а нижнюю — из более дорогой, которую украшали вышивкой. Платья шили из сатина, шелка, бархата. Верхней одеждой были различные виды архалухов и платьев, распашных и нераспашных. Их также шили из различных тканей: повседневные — из дешевого сатина, праздничные — из шелка, парчи, бархата или плюша. Традиционной одеждой армянок были короткие бархатные кафтанчики, расшитые золотым шитьем. Богатые армянки свои кафтанчики отделывали мехом куницы. На западе страны носили безрукавки. Передникам в нарядах армянок всех областей и сословий отводилось очень важное место. В каждой местности существовали древние традиции их украшения. Передники шили из сатина, ситца, сукна, бархата. Поражают богатством цвета «ковровые» тканые фартуки мастериц из Вана историческая область Васпуракан в Турецкой Армении , а по изяществу рисунка и тонкости исполнения «золотых» вышивок по красному бархату не было равных жительницам Карина окрестности Эрзурума. Женская одежда украшалась вышивкой, а представительницы высших слоев общества украшали свои наряды золотыми и серебряными нитями. Основой многих женских головных уборов были поши — маленькие шапочки из бархата, расшитые золотом и бисером. Девушки Сасуна на западе Армении украшали свои длинные косы кистями и пропускали их на спине под поясной шарф. Поверх этой прически надевали шапочку и обматывали ее шелковым платком, подобно мужчинам. В юго-восточных областях Васпуракан, Сюник сложный головной убор состоял из украшений с подвесками, свисающими на лоб и виски. Носили там и платки, причем в некоторых областях Карабах , видимо по восточным обычаям, прикрывали ими не только голову, но и нижнюю часть лица. Важную роль играли также украшения. Золотые изделия хранили бережно и передавали из поколения в поколение. Все армянки очень любили ожерелья с подвесками, а также ручные и ножные браслеты. Обувь В Армении были широко распространены самодельные лапти трех. Их изготавливали из грубой сыромятной кожи. Трехи носили с вязаными из шерсти узорчатыми носками — гулпа. Женщины носили кошик — кожаные туфельки на каблуках с загнутыми носами без задника. Женщины обязательно надевали носки или чулки. Ходить босяком было неприлично. В городе мужчины носили кожаные сапоги на каблуках с толстой подошвой и загнутыми вверх носками. Поршни, сделанные из одного куска сыромятной кожи, мужчины и женщины носили с высокими вязаными узорчатыми чулками. На Западе на вязаные носки надевали туфли на невысоком каблуке.
Окунемся в прошлое: Одежда Древней Руси
К зиме девушкам из богатых семей шили высокие собольи или бобровые шапки «столбунцы» с шелковым верхом, из-под которого на спину спускались распущенные волосы или коса с вплетенными в нее красными лентами. Девушки из небогатых семей носили повязки, которые суживались сзади и спадали на спину длинными концами. Женщины и девушки всех слоев населения украшали себя серьгами, которые были разнообразны: медные, серебряные, золотые, с яхонтами, изумрудами, «искрами» мелкими камушками. Серьги из цельного драгоценного камня были редкостью.
Украшением для рук служили браслеты с жемчугом и камнями, а на пальцах — перстни и кольца, золотые и серебряные, с мелким жемчугом. Московские женщины любили украшения и славились приятной наружностью, но, чтобы считаться красивой, по мнению московских людей XVI—XVII веков, надо было быть дородной, пышной женщиной, нарумяненной и накрашенной. Стройность тонкого стана, изящество молодой девушки в глазах тогдашних любителей красоты имели мало цены.
По описанию Олеария, русские женщины имели средний рост, стройное сложение, были нежны лицом; городские жительницы все румянились, брови и ресницы подкрашивали черной или коричневой краской. Этот обычай настолько укоренился, что когда жена московского вельможи князя, Ивана Борисовича Черкасова, красавица собой, не захотела было румяниться, то жены других бояр убедили ее не пренебрегать обычаем родной земли, не позорить других женщин и добились того, что эта прекрасная от природы женщина вынуждена была уступить и применять румяна. Хотя по сравнению с богатыми знатными людьми одежда «черных» посадских людей и крестьян была проще и менее нарядна, тем не менее и в этой среде встречались богатые наряды, которые накапливались из поколения в поколение.
Одежда обычно шилась дома. А самый покрой старинной одежды — без талии, в виде халата — делал ее пригодной для многих. Об отличии западноевропейского кафтана от русского уже говорилось в начале этой главы.
Остается добавить, что крестьянский кафтан отличался большим разнообразием. Общим для него был двубортный покрой, длинные полы и рукава, закрытая доверху грудь. Целый гардероб русских кафтанов проходит перед нами в классической литературе.
Мы видим их на мужиках, приказчиках, мещанах, купцах, кучерах, дворниках, изредка даже на провинциальных помещиках «Записки охотника» Тургенева. Каков был первый кафтан, с которым мы познакомились вскоре после того, как научились читать, - знаменитый «Тришкин кафтан» у Крылова? Тришка явно был бедным, неимущим человеком, иначе вряд ли бы ему понадобилось перекраивать самому свой продравшийся кафтан.
Стало быть, речь идет о простом русском кафтане? Отнюдь нет - на Тришкином кафтане были фалды, которых крестьянский кафтан никогда не имел. Следовательно, Тришка перекраивает «немецкий кафтан», подаренный ему барином.
И не случайно в этой связи Крылов сравнивает длину переделанного Тришкой кафтана с длиной камзола - тоже типично дворянской одежды. Любопытно, что для малообразованных женщин всякая одежда, надеваемая в рукава мужчинами, виделась кафтаном. Других слов они и не знали.
Гоголевская сваха называет кафтаном фрак Подколесина «Женитьба» , Коробочка - фрак Чичикова «Мертвые души». Лучшую характеристику ее дал блестящий знаток русского быта драматург А. Островский в письме артисту Бурдину: «Если ты называешь поддевкой кафтан со сборками сзади, который застегивается на одну сторону на крючках, то именно так должны быть одеты Восмибратов и Петр «.
Речь идет о костюмах персонажей комедии «Лес» - купце и его сыне. Поддевка считалась более благообразным одеянием, нежели простой кафтан. Щеголеватые поддевки без рукавов, сверх полушубков, надевали состоятельные ямщики.
Носили поддевку и богатые купцы, и, ради «опрощения», некоторые дворяне, например Константин Левин в своей деревне «Анна Каренина». Любопытно, что, подчиняясь моде, как некий русский национальный костюмчик, маленькому Сереже в том же романе сшили «сборчатую поддевку «. Сибирки носили лавочники и купцы и, как свидетельствует Достоевский в «Записках из Мертвого дома», заводили себе и некоторые арестанты.
АЗЯМ - разновидность кафтана. Шился он из тонкой ткани и носился только летом. Верхней одеждой крестьян не только мужчин, но и женщин служил АРМЯК - тоже разновидность кафтана, сшитая из фабричной материи - толстого сукна или грубой шерсти.
Богатые армяки выделывались из верблюжьей шерсти.
Основная единица учёта в генетике микроорганизмов. Сорт конфет. Вихрь, возникающий в грозовом облаке. Множительный аппарат для печатания копий.
Настоятельница женского католического монастыря. Католический монастырь. В словообразовании: существительное, образованное из усеченных отрезков слов напр. Отклонение от чего-н. АБЗАЦ, -а, м. Красная строка, отступ в начале строки. Начать писать с абзаца. Текст между двумя такими отступами. Прочесть первый а. Относящийся к абиссинцам, к их языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к Абиссинии прежнее название Эфиопии , ее территории, внутреннему устройству, истории; такой, как у абиссинцев, в Абиссинии. По-абиссински нареч. Прежнее название населения Эфиопии Абиссинии , эфиопы. Выпускник средней школы устар. Человек, поступающий в высшее или специальное учебное заведение. Документ, предоставляющий право на пользование чем-н. Межбиблиотечный а. Лицо, пользующееся абонементом, имеющее право на пользование чем-н. Получить -чать по абонементу, стать быть абонентом чего-н. В эпоху гребного и парусного флота: атака корабля противника при непосредственном сближении с ним для рукопашного боя. Взять на а. Коренной житель страны, местности. Относящийся к аборигенам, к их жизни, к местам их исконного обитания; такой, как у аборигенов. АБОРТ, -а, м. Преждевременное прерывание беременности, самопроизвольное или искусственное, выкидыш. Приостанавливающий или резко изменяющий развитие, течение болезни.
Григорович, Антон-Горемыка. На разостланном по земле суконном архалуке --- спал старик. Серафимович, Железный поток. Популярен в России 1-й пол. Позднее словом А.
Контуш, кафтан, армяк и русская женщина в халате
Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе. Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках.
Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам. Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца. Простолюдинка «на выход» надевала длинную рубаху, поверх нее — расшитый сарафан и душегрейку, отделанную мехом или парчой. Боярыня — рубаху, верхнее платье, летник расширяющаяся книзу одежда с драгоценными пуговицами , а сверху еще и шубку для пущей важности».
Прежнее название населения Эфиопии Абиссинии , эфиопы. Выпускник средней школы устар. Человек, поступающий в высшее или специальное учебное заведение. Документ, предоставляющий право на пользование чем-н.
Межбиблиотечный а. Лицо, пользующееся абонементом, имеющее право на пользование чем-н. Получить -чать по абонементу, стать быть абонентом чего-н. В эпоху гребного и парусного флота: атака корабля противника при непосредственном сближении с ним для рукопашного боя. Взять на а. Коренной житель страны, местности. Относящийся к аборигенам, к их жизни, к местам их исконного обитания; такой, как у аборигенов. АБОРТ, -а, м. Преждевременное прерывание беременности, самопроизвольное или искусственное, выкидыш.
Приостанавливающий или резко изменяющий развитие, течение болезни. Абортивные средства. Абортивные органы растений. II сущ. Твердое мелкозернистое или порошкообразное вещество кремень, наждак, корунд, карборунд, пемза, гранат , применяемое для шлифовки, полировки, заточки. Абразивные материалы. Бессмысленный, непонятный набор слов [первонач. АБРЕК, -a, м. В период присоединения Кавказа к России: горец, участвовавший в борьбе против царских войск и администрации.
Южное фруктовое дерево сем. Желто-красный, цвета спелого абрикоса. АБРИС, -а,м.
Зипун казака. Зипун донских Казаков.
Зипун Донского казака зипун. Кафтан картинка для детей. Рисунок без фона кафтан. Зипун картинка. Кафтан PNG на белом фоне.
Зипун и армяк. Чуга одежда. Чуга одежда на Руси. Зипун одежда. Старинная одежда зипун.
Кафтан и шуба. Пальто кафтан. Старинная одежда кафтан. Кафтан шубный. Бешмет татарский мужской.
Бешмет донских Казаков. Бешмет 17 век Северный Кавказ. Кафтан бешмет. Устаревшие названия одежды. Старинная одежда названия и картинки.
Мужская одежда на Руси. Одежда на Руси в старину. Проект одежда на Руси. Русский народный костюм мужской. Народный костюм зипун.
Кафтан 17 век. Зипун одежда 17 века. Кафтан 16 век. Кафтан 20 века. Кафтан царевича 17 век.
Камзол это в древней Руси. Польский кафтан 17 века. Кафтан 17 века Московская Русь. Польский кунтуш 17 век. Камзол мужской 17 век.
Кафтан камзол Петр 2. Камзол Франция 17 век. Жюстокор 17 века. Кафтан древней Руси. Кафтан детский.
Кафтан с воротником. Застежка на кафтане. Что такое армяк в древней Руси. Армяк одежда в древней Руси. Русский народный костюм мужской армяк.
Армяк кафтан.
Энциклопедия моды и одежды архалук Архалух от тюрк. Терминологический словарь одежды. Орленко Л. На Руси - одежда, похожая на поддевку из цветной шерсти или шелковой ткани, чаще полосатой, застегивалась на крючки; стеганка, род домашнего чекменя. Энциклопедия моды. Андреева Р. В энциклопедии отражены сведения о тканях, применяемых для пошива одежды, о самых заметных модных течениях прошлого и настоящего времени, об аксессуарах и украшениях. Иностранные термины частично даны и в русскоязычной, и в оригинальной транскрипции.
Словарные статьи содержат ссылки на использованные для составления энциклопедии источники. Для некоторых слов приведены синонимы, в том числе и из разговорной лексики. Словарь будет полезен всем интересующимся историей моды и костюма. Этнографический словарь архалук от тюрк. О словаре Этнографический словарь — справочный словарь, посвященный народам мира, их вероучениям и культуре.