МАЙЕВТИКА — (греч. maieutike повивальное искусство) метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он помогает людям.
Майевтика: ценность и философия
Содействует осознанию истинных знаний и устранению заблуждений; 3. Развивает навыки обсуждения и анализа; 4. Стимулирует самостоятельное поисковое мышление; 5. Позволяет прийти к внутреннему самознанию и пониманию. Определение и особенности метода философа Особенностью метода майевтики Сократа является его фокус на осознании и самоанализе участников диалога. Сократ не предоставляет готовые ответы, а задает вопросы, направленные на активизацию мышления и раскрытие истинных убеждений и знаний человека. Майевтика предполагает использование различных логических и риторических приемов, таких как провокационные вопросы, примеры и аналогии, чтобы помочь собеседнику осознать ошибочные мнения и противоречия в своих убеждениях. Цель метода заключается в раскрытии истины и преодолении невежества и ошибочных представлений. Через применение метода майевтики Сократ стимулировал размышление и самостоятельное мышление участников диалога. Это помогало не только расширить и углубить их знания, но и осознать свои ограничения и незнание, что важно для дальнейшего поиска истины. Метод майевтики Сократа получил широкое признание не только в его эпоху, но и на протяжении тысячелетий вплоть до сегодняшнего дня.
Он стал важной составляющей истории западной философии и оказал сильное влияние на методы познания и обучения. Майевтика до сих пор используется и на практике, позволяя людям задавать себе вопросы, раскрывать и уточнять свои убеждения и способствовать поиску истины. Взаимодействие участников процесса Метод майевтики Сократа основывается на активном взаимодействии между участниками процесса. В ходе такого взаимодействия происходит диалог, в котором Сократ задает вопросы, а его собеседники высказывают свои мысли и предположения. Цель этого взаимодействия — помочь участникам процесса самостоятельно прийти к осознанию истины. Сократ не дает готовых ответов, а лишь задает вопросы, которые позволяют его собеседникам размышлять над проблемой, анализировать свои мысли и установить истину самому.
Если надо — будет кричать, или наоборот станет отцом или матерью бизнес-полка, к которому ходят плакаться. Это важно для равновесия в команде и общей динамики. Работа с понятиями против работы с целями Главным образом майевтика отличается от трекинга тем, что в первом случае нас бы интересовали понятия. Проще говоря, мы бы с умным видом размышляли, что такое «богатство», «бизнес» и «успех».
Трекинг же, применяя похожую механику раскопок внутреннего для клиента знания, концентрируется на целеполагании. Стандартное времяпрепровождение афинских мужей и всё, что вам нужно знать о Сократе. Для того, чтобы определить, в чём слабое место проекта, трекер, как и Сократ на комиксе выше, задаёт вопросы. Всегда и много. На нашей «Школе трекеров» даже пару раз плакали — основная боль человека лежала за пределами бизнеса, но от того не становилась меньше. Это тоже стоит учитывать при анализе ситуации. Вместо вопроса философа «а что есть такое? Трекшн-карта потому и карта, что ведёт из пункта А в пункт Б, отсекая по пути всё лишнее. Если это тактический уровень, то выполнение задачи будет вести к достижению изначальных целей. На деле работа трекера — довести руководителя бизнеса до самостоятельного принятия бизнес-решения.
Помочь уложить в голове всю имеющуюся информацию, дать несколько векторов развития, проговорить с клиентом вопросами а значить заставить продумать дальнейшие действия. Трекинг — это вовсе не костыль для неумелого руководителя, а каркас, помогающий довести бизнес до ума.
Что касается личности, характера Сократа, то сведения об этом множественны и противоречивы... Да будет вам известно, что ему совершенно не важно, красив человек или нет, — вы даже не представляете себе, до какой степени это безразлично ему, — богат ли он и обладает ли каким-нибудь другим преимуществом, которое превозносит толпа. Все эти ценности он ни во что не ставит, считая, что и мы сами — ничто, но он этого не говорит, нет, он всю свою жизнь прикидывается наивным и разыгрывает людей» Платон "Пир". Плюс ко всему, Сократ был мужественный, волевым человек, участвовал в Пелопоннесской войне сражался под Потидеей, при Делии, при Амфиполе , рискуя своей жизнью спас жизнь Ксенофонту, тому же Алкивиаду но отказался принять в благодарность его любовь, объявляя «благословенную богами» мужскую любовь «свинством».
В целом, вел чистый и здоровый образ жизни хоть и одевался скромно и часто ходил босиком , мог от зари и до зари простоять «неподвижным и прямым, как ствол дерева»... И "умер так, как жил": приговоренный к смерти, он не искал убежища, а "был спокоен пред ликом смерти", символизируя свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков, и ожидаемую возможность вести диалог с бессмертными философами, поэтами и героями... Итак, Сократ был одним из родоначальников диалектики. Сам "ничего не зная" "я знаю только то, что ничего не знаю", говорил Сократ про себя , он всю жизнь искал истину, знание, понимание... Сократ считал жизнь вне диалогов, обсуждений и исследований бессмысленной. Начинал он беседу всегда незатейливо: задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий, уточняющий вопрос, затем довольно напористо наводил на нужную мысль...
Здесь Сократу равных не было... Но его цель всегда была - истина, а не желание выигрывать спор любой ценой прав ты или не прав , как это было принято у софистов , мастеров "словесной эквилибристики", скорее не проясняющих, а наоборот, затемняющих предмет обсуждения, дискуссии, спора… одним словом, эристика. Методы, которые он использовал, ломали стереотипы и раздвигали границы осознания знания, понимания партнера по общению, в числе которых…: железные логика аргументов и контраргументов "сократическая ирония": скрытая насмешка над самоуверенностью тех, кто мнит себя «многознающими»- добиваясь поддакивания собеседников в начале разговора, Сократ незаметно для них заводил их в тупиковую ситуацию, сбивая с толку и вынуждая отказываться от прежних «да» развернутый и системный взгляд на вещи, в противовес поверхностному и ограниченному... Он полагал, что его слушатели не могут у него чему-то научиться, как это обычно имеется в виду в отношениях «учитель—ученики», но они могут с его помощью открыть в себе много прекрасного и разумного, если, правда, в них это уже заложено. Поэтому тех своих собеседников, в ком не были заметны какие-либо признаки "душевной беременности", он отсылал на учение к Продику и к другим софистам- в его помощи такие не нуждались. Разрушал изначально сомнительную, ограниченную, поверхностную, лишенную каких-либо твердых, системных оснований позицию оппонента деструктивная майевтика 2.
Подводил, наводил, приводил к более полному пониманию предмета обсуждения конструктивная майевтика. Деструктивная майевтика Сократ разрушал изначально сомнительную, ограниченную, поверхностную, лишенную каких-либо твердых, системных оснований позицию оппонента, вытягивая из нее все ограниченное, противоречивое, не логичное... Давая высказаться своему собеседнику, он находил прорехи, противоречия в его позиции поверхностность, ложность или ограниченность его представлений, убеждений и гибко вопросами , а то и прямо подвергал такую позицию сомнению, или подводил ее к смысловому тупику... Аристотель называет Зенона Элейского ок. Оригинальность этого метода состояла в том, что, условно приняв тезис, подлежащий опровержению, Зенон выводил из него два взаимоисключающих следствия, делая тем самым этот тезис внутренне противоречивым, логически несостоятельным и теоретически неразрешимым. Зеноновский метод, впоследствии назвали методом «приведения к нелепости» reductio ad absurdum.
Конструктивная майевтика Сократ подводил, наводил, приводил собеседника к более полному пониманию предмета обсуждения. Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», — писал Аристотель «Метафизика», XIII, 4.
Метанарраций, по Лиотару, ищут узаконенности в подлежащем наступлению будущем, в подлежащей реализации Идее свободы, Просвещения, социализма и т. Но, по мысли Лиотара, современный проект реализации универсальности разрушен итог Освенцима и Холокоста : "победа капиталистической техно-науки над другими кандидатами на универсальное завершение человеческой истории - не что иное, как еще один способ разрушить современный проект, делая вид, что его реализуешь". Народоубийство Освенцима и открывает пост-М. Модернизм, Постмодернизм. Согласно Сократу, душа не в состоянии постичь истину, если только она ею "не беременна". Развернутое описание "метода" М. Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей живых, здоровых и реальных.
По обычаю акушерок и я должен быть стерильным... Правда в том, что сами боги вынуждают меня к этому повивальному делу, запрещая мне рожать самому. По сути я во всем не то, что есть мудрец, из меня не родилось ни одного мудрого открытия, что было бы детищем моей души. Те же, коим нравилось быть со мной, пусть поначалу лишь видимым образом, некоторые вовсе несведущие, следуя за мной, действительно нечто производили, по благости необычайной богов, которые им это разрешали.
Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования
Методы познания истины | В чём суть метода Сократа, из каких элементов он состоит и как применяется в современном образовании. |
«Майевтика: искусство отвечать на вопросы и задавать их» | Ценность метода майевтики Сократа — откровение истины через диалог. |
Метод майевтики Сократа | Колчаньки считают себя полноправными наследниками Сократа и Платона, поэтому майевтика является основным методом ведения политических, религиозных, экзистенциальных и даже личностных споров между посетителями колчеподобных ресурсов. |
В чем ценность метода майевтики Сократа для саморазвития и развития мышления | В них Сократ, в частности, раскрывая смысл своего вопросно-ответного метода (диалектики), говорит, что его искусство сродни искусству повивальной бабки (по древнегречески – майевтики). |
Ценность метода майевтики Сократа — откровение истины через диалог
Мелет требовал смерти философа. Другие философы, бывшие современниками Сократа, не могли простить ему его ошеломительной иронии над человеческой глупостью, его яркое противопоставление себя обществу, а также пророчества о том, что после его смерти, к которой они же его и приговорили, всех их постигнет кара ещё более суровая. Сократа осудили и приняли решение казнить, однако он, имея возможность совершить побег и уйти в изгнание, отказался от этого. Судебный процесс по делу Сократа был в подробностях описан Платоном и Ксенофонтом в их произведениях со схожими названиями «Апология Сократа», а процесс и обстоятельства казни позже описал Платон в диалоге «Федон». И этому есть объяснение: до Сократа ещё не один мыслитель мира античности не делал направление самопознания сутью своего учения и основополагающим принципом своей деятельности. Смысл этой позиции заключается в том, что никакие навыки и знания не являются гарантией благополучия и счастья, так как всё это имеет значение и смысл только в зависимости от того, насколько познано добро и зло. Причём, даже их познание не станет благом, если не приводит к успокоению души. Изречение «Познай самого себя» олицетворяло для Сократа признание души человека как руководящего начала в нём и призыв к осознанной и духовной жизни.
Если же говорить о нравственности, то, согласно Сократу, она является индивидуальной и автономной. Истинно нравственный поступок может быть совершён только осознанно и по собственному желанию. Если же человек поступает хорошо лишь по причине общественных норм, то этот поступок не может быть нравственным, так как вызван он не собственным порывом, а желанием сделать так, как принято. Исходя из этого, за норму нравственности Сократ берёт индивидуальность в добром деянии и его независимость от мнения социума. Древнегреческий философ был глубоко убеждён, что благая жизнь, добродетель и самосовершенствование возможны только на пути морального и интеллектуального проникновения внутрь своего существа. Майевтика Сократом был разработан особый метод познания, основывающийся на таких понятиях как «майевтика» и «ирония», и строящийся на комплексе последовательных вопросов, отвечая на которые собеседник должен прийти к конфликту с самим собой, и далее — к осознанию собственного невежества. В результате перед нами оказывается то, что в философской науке называется «сократовской иронией», а затем и сама майевтика, называемая Сократом «повивальным искусством» — искусством преодолевать противоречия для того чтобы найти истину.
Понятие «майевтика» происходит от греческого слова «maieutike», означающего «повивальное искусство».
Развитие самосознания и самопознания: Майевтика может быть полезным инструментом для исследования своих мыслей, чувств и убеждений. Она помогает задавать себе глубокие и проницательные вопросы, чтобы лучше понять себя, свои ценности и свои цели в жизни. Развитие критического мышления: Майевтика позволяет развивать навык анализа и оценки информации. Через постановку вопросов и проверку предположений, этот метод помогает выявлять логические ошибки, несостыковки и противоречия в аргументации. Принятие важных решений: Метод майевтики может помочь в сложных ситуациях, когда необходимо принять важное решение.
Путем задавания себе вопросов и анализа альтернативных вариантов, майевтика облегчает процесс принятия решений и помогает выбрать наиболее подходящий вариант. Работа со сложными проблемами: Майевтика может быть эффективным инструментом для разрешения сложных и запутанных проблем. Она позволяет уточнить важные аспекты проблемы, выявить их корни и найти новые, необычные подходы к ее решению. Развитие коммуникативных навыков: Майевтика способствует развитию навыков активного слушания, эмпатии и понимания других людей. Путем задавания открытых и глубоких вопросов, майевтика помогает установить глубокие и значимые контакты с другими людьми. Обучение и преподавание: Метод майевтики может быть полезным инструментом для учебного процесса и преподавания.
Он помогает студентам развивать свое мышление и критическое мышление, а также повышает уровень вовлеченности и активности студентов в учебном процессе. Развитие творческого мышления: Майевтика способствует развитию творческого мышления, позволяя задавать себе вопросы и исследовать новые идеи. Она помогает расширять границы мышления и находить новые, нестандартные решения.
Без этого тезиса майевтика невозможна. Когда-то души путешествовали в мире идей, всё знали и всё помнили. Но вдруг они ушли из этого мира, стали вещами и всё забыли. О теореме Пифагора из диалога Менон Но как же Сократ мог говорить «Я знаю, что ничего не знаю» и одновременно верить в то, что все идеи живут в нас? Иными словами, совесть.
Метод барона Мюнхгаузена не совсем то, конечно, но зато отлично иллюстрирует фразу «спасение утопающего — дело рук самого утопающего». Работая в команде проекта, трекер исполняет роль профессионального амбиверта — компенсирует те функции, компетенции, навыки, которых не хватает нынешнему составу. Если надо — будет кричать, или наоборот станет отцом или матерью бизнес-полка, к которому ходят плакаться. Это важно для равновесия в команде и общей динамики. Работа с понятиями против работы с целями Главным образом майевтика отличается от трекинга тем, что в первом случае нас бы интересовали понятия. Проще говоря, мы бы с умным видом размышляли, что такое «богатство», «бизнес» и «успех». Трекинг же, применяя похожую механику раскопок внутреннего для клиента знания, концентрируется на целеполагании. Стандартное времяпрепровождение афинских мужей и всё, что вам нужно знать о Сократе. Для того, чтобы определить, в чём слабое место проекта, трекер, как и Сократ на комиксе выше, задаёт вопросы. Всегда и много. На нашей «Школе трекеров» даже пару раз плакали — основная боль человека лежала за пределами бизнеса, но от того не становилась меньше. Это тоже стоит учитывать при анализе ситуации. Вместо вопроса философа «а что есть такое? Трекшн-карта потому и карта, что ведёт из пункта А в пункт Б, отсекая по пути всё лишнее. Если это тактический уровень, то выполнение задачи будет вести к достижению изначальных целей. На деле работа трекера — довести руководителя бизнеса до самостоятельного принятия бизнес-решения.
Метод Майевтики Сократа: искусство преодолевать противоречия
Анализ помогает нам обнаружить слабые места в аргументации и улучшить свое понимание проблемы. Пятое правило — сознательность и честность. Майевтика требует от нас быть честными, как с собой, так и с собеседником. Необходимо быть готовым признать свои ошибки, изменить свое мнение, если оно оказалось некорректным, и открыто признавать, когда мы не знаем ответа на заданный вопрос. Сознательность и честность позволят нам приблизиться к истине и достичь глубокого понимания. Соблюдение этих простых правил позволит использовать метод майевтики наиболее эффективно и получить максимальную ценность от диалога.
Майевтика не только развивает наше мышление и помогает находить истину, но и обогащает нашу способность общения и взаимодействия с другими людьми. Как правильно вести беседу Первое правило ведения беседы — это активное слушание. Отдайте своему собеседнику полное внимание, уделяйте ему время и старайтесь понять его точку зрения. Не перебивайте и не прерывайте, пока собеседник говорит, а также задавайте вопросы для выяснения сути его высказывания. Второе правило — это уважение к собеседнику и его мнению.
Будьте терпимы и открыты для различных точек зрения. Помните, что каждый имеет право на свое мнение, даже если оно отличается от вашего. Не давайте эмоциям и чувствам преобладать, сохраняйте вежливость и уважение. Третье правило — это ясность и четкость. Используйте простой и понятный язык, избегайте сложных и запутанных выражений.
Формулируйте свои мысли как можно более ясно и конкретно, чтобы избежать недопонимания и смешения. Четвертое правило — это гибкость и готовность к диалогу. Будьте готовы к тому, что ваше мнение может измениться в процессе общения. Открыто признавайте свои ошибки и пересматривайте свои ранее высказанные взгляды. Будьте готовы обсуждать альтернативные варианты и искать компромиссы.
Пятое правило — это умение решать конфликты. Если возникают разногласия или спорные вопросы, стремитесь к конструктивному разрешению. Придерживайтесь аргументированной дискуссии, оставаясь спокойными и сосредоточенными. Решайте проблемы вместе с вашими собеседниками, а не против них. Наконец, не забывайте об эмпатии и понимании.
Вспомните, что мы все разные, и у каждого есть свои причины и мотивы. Будьте терпеливыми и пытайтесь вникнуть в чужую позицию. Покажите искреннее интерес к вашему собеседнику и его точке зрения.
Был введен Сократом, поддерживался Платоном и частично перипатетиками.
На майевтике основана винрарная научно-популярная книжка о философии «Мир Софии». Майевтика на Одинчане[ править ] Колчаньки считают себя полноправными наследниками Сократа и Платона, поэтому майевтика является основным методом ведения политических , религиозных , экзистенциальных и даже личностных споров между посетителями колчеподобных ресурсов. Одинчанская философская школа ставит во главу угла два философских вопроса: цель «Зачем?
Затем он задавал первый простейший вопрос и дожидался, пока собеседник на него ответит. После он задавал следующие вопросы и так далее. Всё заканчивалось тем, что отвечая на последний вопрос, собеседник Сократа противоречил ответу, который он дал в самом начале.
Впоследствии встречается как термин платонической традиции. Смысл майевтики Сократа — в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом. Помощником в этом и является Сократ, ремесло которого не учительство ибо сам он «ничего не знает» , а нечто вроде повивального искусства, которым занималась его мать Фенарета «от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет.
Ценность метода майевтики Сократа — искусство приводить к истине через вопросы
Отсюда и связь с повивальным делом: Сократ не делится истиной, а лишь помогает собеседнику самостоятельно «извлечь» её из своего же собственного разума, руководствуясь тезисом постулатом о предсуществовании истины. Суть этого метода состоит в противопоставлении внешнего софистического знания внутреннему философскому знанию, которое каждый носит в себе и может в себе открыть [1]. Как утверждает Сократ в диалоге Платона «Теэтет» , он промышляет тем же, чем занималась его мать Фенарета, бывшая повитухой , с той только разницей, что он помогает разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождают они не дитя, а знание.
Для каждого из нас «правильное» своё. В чем смысл майевтики? Самое главное в этом методе — помочь собеседнику найти ответы на его вопросы. При этом важно: Не направлять в правильную сторону.
Не склонять к своему мнению. Идти рядом как наставник. Задавать правильные вопросы, конкретные. Не все виды вопросов подходят для диалога. Ориентироваться на ответы собеседника. Быть гибким.
Строить новые вопросы в зависимости от ответов и пути собеседника. Этот метод подходит для людей, стремящихся осознать истину, найти ответы на вопросы, разрешить внутренние конфликты. В быту вести такой диалог нет смысла. Скорее всего, он превратится в спор и ничем полезным не закончится для обоих собеседников. Невозможно направить того, кто не хочет никуда двигаться. Ты можешь тянуть его за руку, толкать, уговаривать.
Но, если человек, твердо стоит на своем, то сдвинуть его с этой точки практически невозможно. Максимум, он сделает пару шагов вперед, а потом вернётся. Искусство диалога, или как правильно вести беседу Искусство диалога на сегодняшний день является одним из самых ценных навыков. Интересный, содержательный диалог помогает установить крепкие доверительные отношения, которые потом часто перерастают в дружбу. Сегодня навык правильного общения является одним из самых востребованных. На первый взгляд кажется, что диалог строится по принципу вопрос-ответ и побольше слов, уложенных в красивые фразы и предложения.
Многие считают, что нет ничего проще, чем поболтать о чем-нибудь с человеком. Но самом деле ведение эффективной беседы подразумевает определенную степень вовлеченности и заинтересованности. Причем недостаточно просто делать вид, что тебе интересно, надо на самом деле увлекаться темой и получать от разговора настоящее наслаждение. Проблемы в процессе разговора, беседы и общения в целом возникают из-за того, что участники участвуют в нем просто так, механически, потому что так нужно. Цель эффективной беседы заключается в искренней заинтересованности проблемой человека. Основное правило эффективного общения заключается в живом интересе к жизни вообще и к человеческим потребностям в частности.
Даже если в процессе беседы возникают споры, противоречия, то содержание и качество диалога от этого не страдает. Научиться правильно вести беседу, поддерживать ее — задача не из легкий, но этот навык, по мнению многих психологов и социологов, как нельзя лучше определяет социальную адаптированность личности. Позволяет судить об уровне развития коммуникативных навыков. Умение правильно выстраивать беседу способствует лучшему продвижению по службе, имеет важное значение в работе, особенно если твоя профессия связана с коммуникативной сферой или с областью обслуживания. Несколько важных правил, как правильно вести беседу Обучение искусству диалога требует немного терпения, настойчивости и практики. Главной составляющей любого эффективного общения является увлечение и интерес к жизни.
Нельзя поддержать собеседника, если тебе неинтересно ничего в этом мире. Собственное развитие, исследование жизни и поиск новых знаний, идей — движущая сила любого общения, диалога. Смысл беседы — обмен опытом, информацией по данной теме, но, если нет истинного интереса, ничего не получится. Основные принципы: Осознай тот факт, что с любым человеком есть о чем поговорить. Хороший собеседник одинаково умеет поддержать разговор на различные темы, например, о помидорах, поиске духовных источников развития или о практических науках. Если трудно определиться с предметом общения, то всегда можно поговорить о самом человеке.
Активно слушай. Это значит смотри в глаза, задавай вопросы по теме, старайся предугадать его мысли, вставляй реплики и вместе с ним познавай мир дальше. Таким образом, ты создашь атмосферу понимания и доверия. Рассказывай интересно и слушай с интересом. Если вещи, о которых рассказывает твой новый знакомый, бесконечно от тебя далеки, например, благотворительная деятельность православной общины или как открывать в себе нескончаемый источник радости, то прояви интерес со своей стороны. Диалог может состоять из нескольких тем, и все они могут оказаться неинтересными для тебя.
В каждой из них нужно научиться находить что-то занимательное для себя. Но кто знает, может, в будущем это станет твоим новым увлечением. В случае далеких от тебя тем, следует использовать прием «копилка знаний» и «мой словарь». Отмечай для себя все новое, подводи итоги разговоров, анализируй, что может тебе пригодится дальше по жизни, обогащай свою речь новыми понятиями.
Эти слова Сократа современны и сегодня в философской проблеме самосознания.
Уровень самосознания личности - это уровень культуры личности вообще. Идея философской скромности - "я знаю, что я ничего не знаю". В этом принципе он видел, что путь мудрости - это путь поиска истины. Этот поиск - бесконечен. Как известно, Дельфийский оракул назвал Сократа самым мудрым из греков.
Сократ решил выяснить, почему оракул назвал его мудрейшим и пришел к выводу после опроса именитых мудрецов: "Люди думают, что они мудры, так как они все знают, а я знаю, что ничего не знаю, поэтому дельфийский оракул назвал меня мудрейшим". Итак, путь мудрости - это путь бесконечного поиска истины. То есть чем больше раздвигаются границы человеческого знания, тем больше осмысливается безграничность поиска дальнейшего познания. Идея тождества знания и добродетели - "добродетель - это знания". Почему Сократ в качестве одного из своих принципов выдвигает идею "добродетель - это знание"?
Дело в том, что обычно нам больше всего хочется делать то, что нам нравится, а нравится нам то, что с нашей точки зрения прекрасно, красиво. Если бы мы, говорит Сократ, увидели красоту добродетели красоту делать добро , то есть узнали бы ее по-настоящему, то мы убедились бы, что добродетель и есть самое прекрасное из всего. И поскольку нас влечет к прекрасному, а добродетель есть влечение делать добро , и мы познаем, что добродетель и есть самое прекрасное, то нас не сможет не влечь к ней сильнее, чем ко всему остальному. Таким образом, если мы истинно знаем, что есть добро то есть на основе знания отличаем нечто как именно добро, противоположное негативному - злу: принципиальность от беспринципности; порядочность от беспорядочности; бескорыстие от корысти; нестяжательство от стяжательства; трезвость от пьянства; почтительное отношение к родителям от грубого неуважительного отношения к ним и т. Итак, мы ранее отметили, что открытый Сократом диалектический метод представляет собой движение мысли к пониманию идеи.
Ниже мы проанализируем то, на что опирался Сократ в своем методе: на иронию, маевтику, индукцию. Рассмотрим эти три стороны метода Сократа. Первая сторона его метода - ирония с греч. Главная его ирония выражена в знаменитом принципе Сократа "я знаю, что я ничего не знаю". Философ, лишенный иронии, не философ, а либо болтун, либо догматик то есть тот, кто не видит никакого движения вперед по отношению к тому, что уже считает достигнутой истиной.
Философия же - это свобода, она должна видеть свою суть в движении мысли, в открытости такому движению. А ирония - это есть постоянная насмешка над самонадеянностью человека, что он якобы уже все знает и всего достиг. Когда Сократ беседовал с афинянами, в процессе чего задавал им вопросы, заставляющие собеседника задумываться, сомневаться в выраженной им ранее мысли, а наиболее самокритичные начинали разочаровываться в своей прежней самонадеянности. Здесь и начинается философия. Впоследствии Платон, а затем и Аристотель говорили, что философия начинается с удивления.
Кто не умеет удивляться, никогда не поймет, что есть философия. Ирония Сократа обращает человека в первую очередь против самого себя. Если догматическая самоуверенность мешает двигаться мысли, то ирония снимает это. Ирония ведет к очищению ума для его дальнейшего просвещения. Итак, ирония - очищает от самонадеянности и самоуверенности в достижении человеком истины во всей ее полноте и глубине.
Поэтому Сократ и выдвинул принцип "я знаю, что ничего не знаю". Вторая сторона метода Сократа - майевтика.
Оно формируется на основе ощущений и восприятий, полученных в прошлом опыте, и складывается, следовательно, без непосредственного воздействия этих предметов на органы чувств. Для представления характерна новая черта — обобщение, то есть более глубокое отражение предмета.
Оно — источник воображения, фантазии. На его основе можно формировать не только образы того, что есть, но и того, что не существует в действительности. Абстрактное мышление рациональное познание является не только средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством отражения законов и закономерностей, определяющих их бытие, но и представляет собой творческий, активный процесс постановки и решения проблем. Поэтому оно есть высшая ступень познания.
Во-первых, абстрактное логическое мышление является опосредованным отражением мира. Оно складывается и развивается лишь на основе чувственного отражения и связано с внешним миром через органы чувств. Во-вторых, абстрактное мышление — это обобщенное отражение действительности. Сравнивая и анализируя данные органов чувств, мышление выделяет сходные, общиепризнаки и свойства у различных предметов действительности.
При этом параллельно идет процесс отвлечения от существенного для анализируемого класса предметов, свойств, признаков и т. В-третьих, логическому познанию свойственна и такая черта, как конкретизация. Она выражается в том, что мышление познание не останавливается на ступени абстракции общего вывода, правила, закона , а на их основе путем тех же операций анализа и синтеза, сравнения применяет обобщенное знание к новым фактам, частным, отдельным процессам. К основным формам рационального познания относятся понятия, суждения, умозаключения.
Простейшей, исходной формой отражения в мышлении внутренней стороны предметов, их сущности, законов, определяющих бытие предметов, их конкретно-всеобщую природу является понятие. Понятия образуются посредством следующих операций мышления: 1 выделения предмета как нового, необычного, неизвестного или отдельных его сторон и свойств; 2 «узнавания», осмысления, понимания неизвестного на основе известного; 3 анализа и синтеза; 4 сравнения и обобщения, как выделения общего в различном и специфического в общем; 5 классификации и систематизации. В отличие от ощущений, восприятий и представлений понятия глубже отражают действительность. Следующей ступенью процесса рационального познания выступает суждение.
В широком плане суждение — это мысль, в которой посредством одного или нескольких логически связанных понятий нечто утверждается или отрицается об объектах познания. Суждения могут быть истинными и ложными. Критерием истинности их, как и любых других форм познания, является практика. Умозаключением называется такой способ мышления, когда на основе нескольких суждений посылок по законам логики делается определенный вывод следствие.
Умозаключение, если оно получено в соответствии с законами логики и исходит из истинных посылок суждений , всегда содержит новое знание. Основные методы познания: Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод — это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Метод — это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте.
Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе. Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов на две большие группы — на методы эмпирические и теоретические. Эмпирические методы не вытекают из сущности объекта, а поэтому содержат в себе много субъективных моментов. Но они таковы только в том случае, если не входят как необходимый момент в сферу действия системы методов теоретических, которые построены на единстве предмета и метода.
Поскольку теоретические методы выступают способом организации субъектом своей деятельности в соответствии с сущностью предмета, то эмпирические методы, вовлеченные в сферу действия теории, получают внутри нее направленность и объективность. Познание начинается с наблюдения. Наблюдение — это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение.
Эксперимент — это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета. Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним. Главная функция моделирования, если брать его в самом широком понимании, состоит в материализации, опредмечивании идеального. Построение и исследование модели равнозначно исследованию и построению моделируемого объекта, с той лишь разницей, что второе совершается материально, а первое — идеально, не затрагивая самого моделируемого объекта.
Из этого вытекает вторая важная функция модели в научном познании — модель выступает программой действия по предстоящему построению, сооружению моделируемого объекта. Анализ и синтез. Эмпирический анализ — это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез — это, наоборот, — соединение компонентов сложного явления.
Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез — это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы. Индукция и дедукция.
Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция — это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах «Все лебеди — белы» , а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы. Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека — его служение истине, добру и красоте.
Первая олицетворяет ценность знания, вторая — нравственные устои жизни и третья — служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота. Истина — это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание — сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно.
Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения,, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Но что такое истина, истинное знание?
Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина — это соответствие знания объекту, действительности. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания — ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира. Позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности.
Майевтика: ценность и философия
На деле майевтика выглядела примерно так: после того как известный политический деятель произносил свою речь, Сократ начинал задавать ему вопросы. Сперва он хвалил и всячески превозносил собеседника, говорил множество лестных слов и уверял, что он с лёгкостью ответит на простейшие вопросы. Затем он задавал первый простейший вопрос и дожидался, пока собеседник на него ответит.
Майевтику изобрел Сократ, она составляет основу сократовских бесед, технологию его эвристики. Сегодня родилась новая научная дисциплина, устанавливающая междисциплинарные связи в научном знании, «сталкивающая» разнородные данные о чем-то или о ком-то, синтезирующая данные лонгитюдных и генетических методов. Это наука о целостном изучении человека, его индивидуального психического мира.
Сперва он хвалил и всячески превозносил собеседника, говорил множество лестных слов и уверял, что он с лёгкостью ответит на простейшие вопросы. Затем он задавал первый простейший вопрос и дожидался, пока собеседник на него ответит.
После он задавал следующие вопросы и так далее.
Суть в том, что, побудив собеседника согласиться с одним утверждением, Сократ предлагает ему следующее, такое же неоспоримое, но конфликтующее с первым. А затем озвучивает противоречия между ними — если два утверждения несовместимы друг с другом, значит, какое-то из них неверно. Причём получается, что Сократ не спорит с утверждениями оппонента и не заявляет, что тот не прав, а лишь демонстрирует, как собеседник противоречит сам себе. Майевтика В диалоге «Теэтет» используется термин майевтика, означающий «повивальное искусство». С помощью эленхоса и наводящих вопросов Сократ помогает собеседнику «родить» знание — сгенерировать новую идею, которая ранее не приходила ему в голову.
Возможно, эта идея тоже не выдержит испытания вопросами и аргументами. Но майевтика подразумевает, что философ позволяет идее развиться, тщательно разбирается, что же собеседник хочет сказать, и только потом применяет инструменты критики. Апория Как уже отмечалось выше, сократовские дискуссии зачастую не приводят к убедительному выводу — только к признанию, что выдвинутые утверждения противоречивы, неполны или ошибочны. Состояние, когда становится непонятно, в каком направлении мыслить дальше, называется апорией — «безвыходностью». Этот мыслительный тупик, хотя и кажется непродуктивным, на самом деле полезен. Достигнув апории, человек понимает, что то, что казалось ему истинным, на самом деле ошибочно, а значит, он избавляется от иллюзии знания и двойного невежества.
И, по мнению Уорда Фарнсворта, «апорию можно рассматривать как необходимый этап перед началом настоящего обучения». Как метод Сократа применяется в современном образовании Метод Сократа, хотя и является способом мышления, а не обучения в привычном нам смысле, оказал огромное влияние на педагогику. Так, он положил начало эвристическому обучению , основанному на поиске, экспериментах и открытиях. В свою очередь, принципы эвристики стали основой проблемно-ориентированного обучения, ТРИЗ-педагогики и обучения на основе феноменов. Много общего у сократического метода и с конструктивизмом — концепцией, согласно которой учащийся должен не пассивно усваивать знание, а собирать, то есть конструировать его с поддержкой учителя. Пожалуй, ближе всего к нему находится метод коучинга.
Работа коуча заключается в том, чтобы с помощью беседы помочь человеку достичь определённой цели — в карьере, образовании или личной жизни. Ключевая техника коучинга — открытые вопросы, благодаря которым клиент рефлексирует о своих обстоятельствах, слабых и сильных сторонах, проясняет свои устремления, выявляет препятствия на пути к цели. Коуч, как и Сократ, не оценивает и не учит клиента, а лишь помогает ему самостоятельно прийти к адекватному решению.
Sorry, your request has been denied.
майевтика, позволяющий создавать условия для формирования различных личностных позиций, является первым основанием методологии гуманитарного проектирования. обозначает конкретные приемы уста новления истины. Майевтика помогает раскопать эту ценность и вытащить её наружу.
Метод майевтики: ценность и краткая философия
Майевтика — философский метод Сократа, с помощью которого можно извлечь скрытые в каждом человеке знания рядом последовательных вопросов. Майевтика — это инструмент диалектики, позволяющий приблизить оппонента к пониманию сути предмета путем задавания конкретных вопросов в определенной последовательности. Ценность метода майевтики заключается в том, что он способствует саморазвитию и развитию мышления. Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он позволяет людям осознать свою невежество и преодолеть его через разумное и критическое мышление.
Интенсивное общение
12. «Майевтика» как метод познания Сократа. | майевтика. Под майевтикой Сократ подразумевал последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал освободившемуся от фальшивых иллюзий, от самонадеянности и самоуверенности человеку "родить" истину. |
Интенсивное общение | Ценность метода Сократа и его майевтики заключена в том, что они позволяют субъекту самостоятельно прийти к пониманию истины, не принимая на веру чужие утверждения. |
Ценность метода майевтики Сократа в нескольких словах | МАЙЕВТИКА — МАЙЕВТИКА (греч. maieutike, букв. — повивальное искусство) — метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. |
Метод Майевтики Сократа: искусство преодолевать противоречия | Суть метода майевтики заключается в том, чтобы задавать вопросы, которые провоцируют собеседника к размышлению и самостоятельному обнаружению истины. |
Майевтика: ценность и философия
Майевтика, философский метод, впервые предложенный Сократом, может быть полезным инструментом раскрытия ценности и осознания себя в повседневной жизни. Главная» Новости» В чем ценность метода майевтики. Имен-но в силу этого качества при изучении периода ан-тичной истории в технических вузах применение сократического метода майевтики оправдано не только как иллюстративный материал, но и несет в себе значительный эвристический потенциал. Саморефлексия и самопознание: Применение метода майевтики позволяет глубже понять себя, обнаружить собственные убеждения и ценности, а также проанализировать мотивы своего поведения.