4. соотношение нормы права и статьи нормативного акта. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ В НОРМАТИВНЫХ АКТАХ Способы изложения правовых норм в статьях нормативных правовых актов: прямой, отсылочный, бланкетный. Можно говорить: статья нормативно-правового акта репрезентирует норму права, статья формализует норму.
Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм
Практическое применение соотношения нормы права и статьи нормативного правового акта проявляется в ряде ситуаций. 4. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Норма права выступает как содержание, а статью нормативно-правового акта следует рассматривать как форму, что позволяет понять их соотношение. Практическое применение соотношения нормы права и статьи нормативного правового акта проявляется в ряде ситуаций. Комбинация правовых норм, которая имеет отношение к содержанию права, со статьей нормативного акта и к форме выражения права. ] Норма права и статья НПА не всегда совпадают, т.к. норма права представляет собой логически завершенное правило поведения, а статья НПА является формой выражения этого правила.
Логическая структура правовой нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
2. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. часть законодательного акта, в которой находит свое выражение норма права. ] Норма права и статья НПА не всегда совпадают, т.к. норма права представляет собой логически завершенное правило поведения, а статья НПА является формой выражения этого правила. Норма права выступает как содержание, а статью нормативно-правового акта следует рассматривать как форму, что позволяет понять их соотношение. Норма права не всегда равна статье нормативно-правового акта. Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта.
4.5.5.СООТНОШЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА И СТАТЬИ НОРМАТИВНОГО АКТА
В этом случае норма права совпадает со статьей нормативного правового акта. Научная статья на тему 'Правовая норма и нормативное предписание: проблема соотношения'. Однако норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать.
4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
Взаимосвязь между нормой права и статьей нормативного акта заключается в том, что норма права является более абстрактным и общим понятием, в то время как статья нормативного акта содержит конкретные и детализированные требования. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Что такое нормативно-правовой акт по законодательству и позиции Верховного суда РФ, а также признаки и предъявляемые требования к НПА, оспаривание нормативного акта Подробнее. Научная статья на тему 'Правовая норма и нормативное предписание: проблема соотношения'. 1) прямой — норма права непосредственно (текстуально) закрепляется в статье нормативного правового акта. Во-вторых, конкретный нормативный акт может содержать нормы различных отраслей права.
Норма права: к вопросу о её структуре
Бланкетный; Прямой способ означает, что норма права совпадает со статьей нормативно-правового акта например, ст. Ссылочный способ характеризуется тем, что в статье нормативно-правового акта содержатся не все элементы нормы права. При этом есть отсылка к другим статьям нормативно-правового акта, в которых содержатся недостающие сведения. Бланкетный способ предполагает, что содержащаяся в статье норма права содержит отсылку не к конкретному нормативно-правовому предписанию — статье нормативно-правового акта, а к другому нормативно-правовому акту. В зависимости от уровня нормативного обобщения различают абстрактный и казуистический способы изложения. Абстрактный способ изложения норм права означает, что обстоятельства, факты, признаки моделируемых действий, их условий и последствий излагаются в тексте в обобщенном виде, то есть в виде абстрактного понятия. Казуистический способ изложения норм права основан на том, что моделируемые действия, их условия и последствия излагаются не обобщенно, а путем обозначения их индивидуальных признаков, перечисления тех или иных случаев казусов.
Теория государства и права: краткий курс.
Конституция РФ. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами. Судебная власть осуществляет правосудие в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Судебная власть независима. Никакие органы государственной власти или организации не могут вмешиваться в судебную деятельность, устанавливать перед судами какие-либо задачи или давать указания. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод.
Между нормой и статьей нет прямого, «зеркального» соответствия: одна статья может содержать несколько юридических норм, и наоборот - элементы одной и той же нормы могут находиться в нескольких статьях нормативного акта или даже в разных нормативно-правовых актах. Может иметь место и прямое совпадение - в одной статье содержится одна норма. Таким образом, проблема состоит в том, чтобы с учетом этих различий и разных способов изложения норм права отыскать все элементы и связи юридической нормы и представить ее в целостном виде.
Во всех странах, где нормативные акты являются основным источником права, существует проблема соотношения «буквы» и «духа закона», обусловленная тем, что мысль законодателя не всегда достаточно точно выражена в тексте нормативных актов и тем, что текст со временем почти неизбежно устаревает, и содержащиеся в нем термины, определения, понятия становятся узки или, напротив, широки для обозначения новых явлений общественной жизни. Поэтому процесс применения и другие формы реализации правовых норм носят творческий характер: - в процессе изучения текстов нормативных актов логически конструируется правовая норма с ее тремя элементами кто, когда, при каких условиях - к чему обязан, на что имеет право, какие меры государственного принуждения применяются в случае нарушения правовой нормы ; - в процессе конструирования правовой нормы определяется, какие именно положения, содержащиеся в тексте нормативного акта, имеют юридическое значение; в-третьих, может оказаться, что норма права не получила в тексте закона точного выражения и изложения «порядок обжалования незаконных актов», «молодой специалист», «никто не может быть произвольно лишен жизни» и т. Так, положение ст. Это неизбежно, например, при издании бланкетных норм; так, административная ответственность за нарушение ветеринарно- санитарных правил определена Кодексом РФ об административных правонарушениях, сами же эти правила устанавливаются местными органами власти и управления. Некоторые части статей нормативных актов особенно «отсылочные» вообще не образуют правовых предписаний например: «те же действия, совершенные повторно, влекут... Основин, оговаривая, однако, что в данной группе норм «следует выделить нормы, основной функцией которых является провозглашение долга граждан по отношению к явлениям, которые невозможно детально подвергнуть правовому регулированию». Ряд авторов, комментирующих названную и последующие Конституции нашей страны, утверждает, что все вообще конституционные нормы, включая программные, идеологические, нравственные положения носят юридический характер. Давид пишет: «Юрист континентальной Европы видит в праве принципы социального порядка. Он оценивает право в свете этих принципов, он говорит о принципах политическ ой свободы, социальных правах, святости собственности и договоров, а практикам оставляет заботу о проведении этих принципов в жизнь. Английский же юрист — своего рода наследник практиков, как правило, с недоверием относится к тому, что считает пустыми словами: что стоит какое-либо правовое положение или принцип, если на практике не существует способов для его осуществления? Англичане не воспринимают европейских правовых норм: они им кажутся часто просто общими принципами, выражающими какие-то пожелания морального порядка или устанавливающими скорее политическую программу, а не нормы права». То обстоятельство, что не все её положения имеют юридическое содержание, общеизвестно и официально признано Конституционным Судом РФ. В теории права сложились три основных мнения о юридической природе конституционных норм. Одни теоретики вообще не считают Конституцию правом, ссылаясь на то, что содержащиеся в ней правила невозможно осуществить в принудительном порядке. Другие правоведы считают правовыми нормами все вообще тексты, содержащиеся в конституциях.
Соотношение нормы права и статьи нормативно- правового акта
Классификации норм права[ править править код ] По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов , подзаконных актов например, указов , постановлений и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу. По отраслям права : нормы конституционного, гражданского , жилищного, семейного, налогового, трудового , административного , уголовного права , экологического права и т. По форме предписания: императивные категорические и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его , диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном субсидиарном порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью. По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие предписывающие и запрещающие.
Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо каждый обязан платить установленные налоги. Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев. По кругу лиц сфере действия : общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности стране, регионе , специальные — на отдельные категории лиц государственные служащие, студенты, военные и т.
По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени. По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах. Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам.
В первом случае они издаются высшими или центральными органами государства и имеют один в унитарных государствах или два в федерациях уровня. Существуют и нормы права, издаваемые местными органами государства и действующие только в пределах отдельных административно-территориальных единиц. Данные нормы права могут иметь также иерархическую структуру несколько уровней в зависимости от административно-территориального деления государства. Кроме того, при создании по каким-либо причинам в той или иной местности особого юридического режима свободная экономическая зона появляются правовые нормы, которые издаются как высшими, так и местными органами государства, но которые распространяют свое действие только на данную местность. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права.
Данная классификация противоречит предложенному определению нормы права как правила, устанавливаемого государством и содержащегося в нормативных актах, однако, нельзя не упомянуть о подобной теории классификации. К примеру, привлечь человека к административной ответственности можно только после совершения им административного проступка, то есть при наличии соответствующего юридического факта. Последние являются правилами, стимулирующими производственную, социальную, творческую активность личности. Государству выгодно, когда люди не просто соблюдают требования правовых норм, а совершают действия, превосходящие заложенный в праве минимальный уровень правомерности. Поэтому государство старается поощрять социально-активное поведение.
Социально-технические - регулируют использование человеком технических средств, сил природы правила эксплуатации технических средств, технологические режимы, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т. Будучи утвержденными компетентными органами, они становятся юридически обязательными и тем самым выступают регуляторами отношений между людьми. Их значение в эпоху научно-технической революции и возрастания роли права в укреплении связи науки с производством все более возрастает. Социальные - регулируют общественные отношения, субъектами которых являются люди, их коллективы, общественные организации и т. Это - правовая благоприятная реакция на правомерное деяние, превосходящее обычные требования поведения женщина, имеющая пятерых и более детей, имеет право на пенсию при достижении 50-летнего возраста.
Поощрительные нормы имеют четко выраженную элементную структуру, причем диспозицией является поощрение, то есть предоставление различных материальных, духовных благ. Поощрительные нормы - это разновидность управомочивающих либо обязывающих норм. Диапазон их действия в праве все более расширяется, причем поощрения нередко предусматриваются и за обычное исполнение обязанностей. Этот термин является метафорой, отходом от обычного понимания санкции в юридическом смысле, перенесением в право общесоциологического понимания санкции как ответной реакции на чье-либо действие, что заслуживает внимания. Поощрительные нормы следует считать нормами права, но выступающие не как правила поведения, а как государственный призыв к определенному поведению.
При наступлении соответствующих условий у компетентного органа возникает не только право на применение поощрения, но иногда и обязанность поощрять. Классификацию норм права можно проводить и по признакам, свойственным гипотезе, диспозиции, санкции. Заключение Анализируя право как общественный институт, исследователи неизбежно сталкиваются не с отдельной, монолитной и самодостаточной системой. Юридическая структура традиционно определяется как такое строение норм права, которое состоит из трех взаимосвязанных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции. Гипотезой обозначают ту часть нормы права, где указаны условия жизненные обстоятельства , наличие которых дает возможность осуществлять правило поведения - исполнять, соблюдать, использовать, применять это правило.
Диспозицией обозначают само правило поведения - действие или бездействие, которое предписывает осуществлять норма права и которому должны следовать адресаты нормы. Санкцией обозначают обеспечивающий механизм нормы прав - указание на те неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть у нарушителя правила поведения. Только в наличии и единстве все эти три элемента составляют норму права. Отсутствие какого-либо из элементов, например, гипотезы или санкции - это признак несовершенства нормы права, ее "недоделанности". Но выделение гипотезы, диспозиции, санкции - это только первый структурный пласт нормы права.
Знание о нем становится необходимым для использования, исполнения, соблюдения и применения правовой нормы. Как бы то ни было, любая часть структуры права - от гипотезы до отрасли является неотъемлемой частью правовой системы общества, даже всего человечества. Она воплощает в себе ту огромную историю, которая пройдена правом вместе с цивилизацией. Только взаимная согласованность, непротиворечивость всех компонентов системы права способны обеспечить достижение правом своего социального назначения. Список литературы 1.
Алексеев С. Венгеров А. Клименко С. Клименко, А. Лазарев В.
Лазарев, С. Мальтузов Н. Мальтузов, А.
Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах: 1 прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом; 2 отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта; 3 бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье, конкретному законоположению как это имеет место при отсылочном способе изложения , а как бы к другому порядку правового регулирования - правилам совершения какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим законом, другим источником права.
Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.
Прежде всего, различие нормы права и статьи нормативно-правового актасостоит в том, что они являются элементами разных систем: норма - исходный элемент системы права, статья - исходный элемент системы законодательства. Может иметь место и прямое совпадение - в одной статье содержится одна норма.
40. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм
Санкция — это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и административном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания. Трудовое право и ряд других отраслей в качестве позитивных санкций предусматривают поощрительные меры. По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции. Позитивные санкции предусматривают меры поощрения стимулирующие санкции и меры восстановления субъективных прав правовосстановительные санкции. Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания карательные санкции и возможность признания деяний недействительными санкции ничтожности.
Карательные меры в литературе иногда называют полными санкциями, а санкции ничтожности именуются неполными, так как они не сопровождаются наказанием нарушителя. В теории права различают логическую и фактическую структуру правовой нормы. Обязательным элементом логической структуры нормы права являются гипотеза, диспозиция, санкция.
Параметры несовпадения система права и система законодательства проецируются на соотношения нормы права и статьи нормативного акта. Норма права и статья нормативно-правового акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья нормативно-правового акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Норма права выступает как содержание, а статью нормативно-правового акта следует рассматривать как форму, что позволяет понять их соотношение. При представлении правил поведения в законодательстве возможны следующие варианты: — все элементы логической структуры нормы права гипотеза, диспозиция и санкция включаются в одну статью соответствующего нормативно-правового акта; — в одну статью включаются несколько правовых норм; — элементы нормы права излагаются в нескольких статьях одного нормативно-правового акта; — элементы нормы права излагаются в нескольких статьях разных нормативно-правовых актов. Разница между нормой права и статьей нормативно-правового акта заключается в том, что они выступают элементами различных систем: норма представляет собой исходный элемент в системе права, а статья — базовый элемент в системе законодательства.
Нормативные правовые акты 1. Понятие и признаки нормативного правового акта. Система нормативных актов по Конституции России.
Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Коллизии в праве. Коллизионные нормы.
Систематизация в праве. То есть нормы права закреплены в формальных письменных источниках. Таковыми источниками, как известно, являются нормативные правовые акты, правовые прецеденты, санкционированные обычаи и нормативные договоры.
Для российского права основным источником является нормативный правовой акт. Нормативный правовой акт — это акт правотворчества компетентных субъектов, содержащий нормы права. Правовой характер акта означает, что он: а издается компетентными органами государства или с его санкционирования иными полномочными субъектами ; б он письменно закреплен; в содержащиеся в нем предписания обязательны для исполнения; г реализация его предписаний обеспечивается принудительной силой государства.
Указанные признаки отличают нормативный акт от иных, неправовых актов, предписаний, велений актов общественных объединений, религиозных организаций и т. Есть и другие признаки, отличающие нормативный правовой акт от иных правовых актов: а это акт - результат правотворчества, то есть возникает в результате специфической правотворческой деятельности - деятельности по изданию норм права; б это результат правотворческой деятельности компетентных субъектов. Полномочиями по изданию нормативных актов обладают только органы, законодательно уполномоченные для такой деятельности.
Ранее в литературе при характеристике нормативных актов указывалось, что они результат деятельности только государственных органов. В современных условиях такого указания недостаточно, ибо правотворчеством занимаются и органы местного самоуправления, и работодатель - то есть субъекты, не входящие в структуру механизма государства, не являющиеся его органами; в нормативные акты содержат нормы права, то есть правила общего характера. Этим они отличаются от иных правовых актов, содержащих индивидуальные предписания, например, от правоприменительных или интерпретационных.
Особое качество нормативных актов — их юридическая сила, которая означает способность нормативного акта воздействовать на человека, регулировать общественные отношения. Следовательно, мало издать нормативный акт, мало его принять и опубликовать. Необходимо, чтобы этот акт вступил бы в юридическую силу, получив возможность регулирования.
Именно формальный смысл термина «источник права» уравнивается с термином «форма права». Таким образом, источник форма права - это объективированные определенным образом правила общественной практики, которые в силу объективных причин признаются обществом и государством как обязательные. Правила, созданные обществом и одобренные государством посредством придания им некоторой внешней оболочки, защищаемые государственным принуждением, представляют собой источник форму права. Ключевым свойством права является его общеобязательность.
Правила могут создаваться государством, людьми, богом, но если все признают их действенность, значит можно ставить вопрос о форме права. Соединение в едином собирательном термине «источник форма права» двух понятий представляет собой желание снять проблему их несоответствия. Так, не всякие материальные и идеальные источники получают государственное признание. Не случайно мы иногда говорим: «Жизнь требует такого-то акта», а законодатель не дает ее требованиям законодательной формы.
Некоторые законодательные решения изумляют, радуют граждан, а некоторые встречают их противодействие. Таким образом, уравнивание источников и форм права - это некоторое искусственное образование, но необходимое в целях ясности системы юриспруденции. Современные государства с развитой системой законодательства не могут жить в неопределенности относительно того, что является обязательным, а что нет. Необходимо установить границу права и всех иных регуляторов.
Собирательный термин «форма источник » выполняет эту роль. Право объективируется в устойчивую, определенную форму. В ней оно содержится, охраняется. Необходимость государственного оформления источников права очевидна, так как государство не может взять под защиту неопределенные правила, возникающие явочным порядком.
Именно поэтому в законодательстве, доктрине и практике каждой страны определены те формы, в которых существует право. Именно из них, как из источников, мы черпаем свои знания о праве.
Что такое нормативный правовой акт
Логично, что в данной ситуации законодатель может поступить следующим образом: 1 все три элемента могут быть включены в одну статью нормативного правового акта; 2 одна статья может содержать сразу несколько правовых норм; 3 разделить норму права на различные элементы и изложить их в разных статьях одного и того же нормативного акта; 4 указанные элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных правовых актов. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта в зависимости от способа изложения Скриншот методических материалов автора. Скриншот методических материалов автора. Не скупитесь на одобрение, делитесь информацией в социальных сетях, заходите на наш сайт и подписывайтесь на канал.
Существуют следующие основные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов: прямой, а также два ссылочных - отсылочный и бланкетный. Отсылочный и бланкетный способы используются в целях так называемой законодательной экономии, дабы тексты нормативно-правовых актов не были слишком объемными. Прямой способ. Суть этого способа состоит в том, что в конкретной отдельно взятой статье нормативно-правового акта излагаются все элементы правовой нормы. В отечественной литературе обычно указывается, что в этом случае логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно-правового акта. Это утверждение можно принять, только согласившись с тем, гипотеза, диспозиция и санкция являются элементами не только нормы права, но также и статьи нормативно-правового акта.
Вообще в действующих нормативно-правовых актах такое совпадение встречается далеко не всегда, особенно если речь вести обо всех элементах, например, гипотезы включая время, место и т. Отсылочный способ изложения. При такой форме изложения правовой нормы в статье нормативно-правового акта содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие элементы текста нормы права.
В форме правил принимаются издаются нормативные правовые акты, определяющие требования к осуществлению какой-либо деятельности совершению каких-либо действий. В форме порядков принимаются издаются нормативные правовые акты, определяющие последовательность организации и осуществления какой-либо деятельности совершения каких-либо действий.
В форме положений принимаются издаются нормативные правовые акты, определяющие статус каких-либо государственных органов, органов местного самоуправления, их структурных подразделений. В форме инструкций принимаются издаются нормативные правовые акты, конкретизирующие вопросы применения нормативных правовых актов. В форме регламентов принимаются нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, их структурных подразделений. Основной и производный нормативные правовые акты представляют собой единый нормативный правовой акт. Нормативный правовой акт, изменяющий, отменяющий или разъясняющий другой нормативный правовой акт, является вспомогательным нормативным правовым актом.
Нормативный правовой акт, принятый изданный с целью конкретизации положений или установления порядка реализации основного нормативного правового акта, является дополнительным нормативным правовым актом. Нормативные правовые акты подразделяются на общие и специальные. Общие нормативные правовые акты распространяют свое действие на всех лиц, а специальные нормативные правовые акты - на определенную категорию лиц. Статья 7. Нормативные правовые акты Российской Федерации 1.
Нормативными правовыми актами Российской Федерации являются: законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации ; федеральные конституционные законы; нормативные правовые акты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; нормативные правовые акты Президента Российской Федерации; нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации, их должностных лиц. Нормативные правовые акты Российской Федерации принимаются издаются по предметам, отнесенным к ведению Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Федеральные законы могут приниматься в форме кодексов, уставов и технических регламентов. В форме кодексов принимаются федеральные законы, содержащие все правовые нормы или большую часть правовых норм, регулирующих определенную сферу отрасль общественных отношений.
В форме уставов принимаются федеральные законы, регулирующие деятельность организаций в определенной сфере общественных отношений. В форме технических регламентов принимаются федеральные законы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования в порядке, установленном федеральным законом.
Представительно-обязывающий характер. Норма права предоставляет участникам общественных отношений права и возлагает обязанности. Исключение составляют исходные нормы. Норма права состоит из определенных элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Кроме того, нормы права существуют и действуют в составе целых правовых институтов и отраслей права.
Связь с государством. Нормы права устанавливаются государством и обеспечиваются его принудительной силой. Структура нормы права Норма права представляет собой сложное образование, имеющее собственную структуру, внутреннюю организацию, строение. Структура юридической нормы — это способ взаимосвязи элементов нормы права, обеспечивающий ее функциональную самостоятельность Цыганов В. Структура юридической нормы — необходимый состав и связь основных элементов содержания юридической нормы [4] Петров А. Норма права состоит из трех элементов: 1. Гипотезы 2.
Диспозиции 3. Санкции Гипотеза — это часть юридической нормы, указывающая на обстоятельства при наличии или отсутствии которых норма реализуется Цыганов В. Гипотеза - часть нормы, определяющая условия, жизненную ситуацию, при которой норма действует и когда ее правилом должны руководствоваться субъекты общественных отношений [5] Петров А. Гипотеза — это часть нормы права, которая указывает на конкретные условия, жизненные обстоятельства при наличии или отсутствии которых норма начинает действовать и ей следует руководствоваться. Виды гипотез: В зависимости от количества обстоятельств, условий, содержащихся в норме: 1. Простые - содержат одно условие, обстоятельство, необходимое для действия нормы Например, ч. Сложные — содержат два и более обязательных обстоятельства, условия действия нормы права Например, ч.
Альтернативные — содержат несколько обстоятельств, условий одного из которых достаточно для действия нормы Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации "Гражданство Российской Федерации приобретается: а по рождению; б в результате приема в гражданство Российской Федерации; в в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации ". Например, ст. Положительные гипотезы указывают на необходимость наличия обстоятельств, условий, при которых норма права начинает действовать Например, ч. Отрицательные гипотезы указывают на необходимость отсутствия обстоятельств, условий, при которых норма права начинает действовать Например, ст. Гипотеза — это предпосылка применения нормы права. Диспозиция — это часть юридической нормы, содержащая само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений, при наличии условий, предусмотренных гипотезой Цыганов В.
Диспозиция - часть нормы, устанавливающая права и обязанности, которые возникают у участников общественного отношения, при наступлении условий, предусмотренных гипотезой [6] Петров А. Диспозиция указывает на юридические права и обязанности, возникающие у субъектов при наличии указанных в гипотезе условий. Диспозиция составляет основу нормы права, ее ядро. Диспозиция — это модель правомерного поведения. Виды диспозиций: По способу изложения: 1. Простая диспозиция указывает на правило поведения, называет, но не раскрывает его например, ч. Описательная диспозиция указывает на правило поведения, называет, описывает все его существенные и необходимые признаки например, ст.
Ссылочная диспозиция не называет правило поведения, а отсылает для ознакомления с ним к другой норме права например, ст.
Способы изложения нормы права. Нетипичные нормы права
Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. Баранов В. Поощрительные нормы советского социалистического права. Бахрах Д. Действие норм права во времени. Берг О. Глушаченко С. Лапшин И. Диспозитивные нормы права: Монография.
Новгород, 2002. Рыбушкин Н. Запрещающие нормы в советском праве. Сенякин И. Специальные нормы советского права. Глава 15. Нормативные правовые акты 1. Понятие и признаки нормативного правового акта.
Система нормативных актов по Конституции России. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Коллизии в праве. Коллизионные нормы.
Норма права - это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы. Излагая правило поведения, законодатель может: все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта; в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм; элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов. Способы изложения юридических норм - приемы закрепления норм права в статьях нормативных правовых актов.
Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта. В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные: Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма. Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств. В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические: Абстрактная гипотеза наиболее распространённая указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы. Санкция иначе… — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания. По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций например, от 3 до 15 лет лишения свободы и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности либо штраф, либо лишение свободы неопределённые санкции для современного права не характерны. Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию такая структура характерна для многих регулятивных норм или одну диспозицию нормы-принципы , нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции такая структура характерна для охранительных норм.
Виды санкций: По степени определенности: 1. Абсолютно-определенные санкции точно указывают вид и размер неблагоприятных последствий например, увольнение, точно обозначенный размер штрафа. Относительно-определенные санкции точно указывают на вид неблагоприятных последствий, а их меру определяют в диапазоне от min до max или только до max. Альтернативные санкции содержат несколько видов неблагоприятных последствий, из которых может быть применено только одно например, вандализм - см. Кумулятивные санкции допускают или обязывают применение к правонарушителям, кроме основного, дополнительного наказания, взыскания исправительные работы с возложением обязанности загладить причиненный ущерб. В уголовном праве кумулятивные санкции имеют место при назначении наказания при рецидиве преступлений ст. По объему: 1. Простые санкции содержат одно неблагоприятное последствие. Сложные санкции содержат два и более неблагоприятных последствия, назначаемых одновременно. По способу воздействия: Правовосстановительные Штрафные карательные Данную структуру юридической нормы обычно называют логической. Ряд авторов считает, что текстуальное выражение нормы права не содержит всех трех элементов. Например, большинство уголовно-правовых норм состоят, по их мнению, из диспозиции и санкции, а многие гражданско-правовые нормы состоят из гипотезы и диспозиции. Это неверно, в данном случае структура нормы права также трехчленная, но она устанавливается путем определенных логических операций, когда некоторые элементы не пишутся, но предполагаются либо находятся в других статьях нормативно-правового акта. Например, диспозицией уголовно-правовых норм является запрет совершать определенные действия, санкцией — неблагоприятные последствия, возникающие за совершение этих действий, а гипотезой чаще всего выступают условия, характеризующие субъекта: возраст, вменяемость, должностной статус и др. Виды юридических норм В зависимости от разных критериев нормы права могут быть распределены по различным классификационным группам. По отраслям права или по предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т. По методу правового регулирования: 1. Императивные, содержащие властные категоричные предписания, строго обязательные, не допускающие отступлений например, многие нормы конституционного права, административного права, уголовного права. Например, ч. Диспозитивные позволяют сторонам самим договорится, действовать по своему усмотрению. Диспозитивная норма действует лишь постольку, поскольку стороны не установили своим соглашением иных условий своего поведения многие нормы гражданского права. Например, статья 472 ГК РФ. Срок годности товара 2. Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором. Например, согласно ст. Поощрительные устанавливают поощрение за правомерное поведение, стимулируют социально полезное поведение нормы о государственных наградах, премиях, почетных званиях и т. Рекомендательные предлагают наиболее предпочтительный, желательный для государства и общества вариант поведения, но не настаивают на нем. По функциям в механизме правового регулирования: 1. Исходные отправные, учредительные, первичные определяют начала, основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления, принципы, методы, закрепляют правовые категории и понятия; имеют наиболее общий характер. Они подразделяются: а нормы-начала — это конституционные положения, закрепляющие основы общественного и государственного строя; б нормы-дефиниции — это предписания, содержащие правовые понятия, категории например, ст. Это программа на будущее. Например, при заключении договора аренды, французский арендодатель и российский арендатор не определили самостоятельно право, которое будет регулировать их отношения, вытекающие из этого договора автономия воли. В случае возникновения спора, суд или иной правоприменительный орган, в условиях отсутствия материального международно-правового регулирования по этим вопросам, будет вынужден обратиться к коллизионным нормам, на основании которых он и определит будет применяться российское или французское право. А уже нормы российского либо французского права будут регулировать отношение по существу.