Итак, приступим: Славой Жижек, один из современных философов, сравнил трилогию фильма «Матрица» с тестом Роршаха, где зритель видит то, что он может и хочет воспринять. Перед походом в кино стоит готовиться к тому, что новая «Матрица» уже не та, что прежде, и это совершенно нормально. Эту провокационную статью о тайном смысле фильма «Матрица» написал Александр Каплан, доктор биологических наук, психофизиолог >>>.
Объяснение концовки Матрица 4: Воскрешение — ответы на вопросы
и эффект от «Матрицы» был бы усилен втрое, ведь по жестокости финального поворота событий фильм превзошел бы даже «Бойцовский клуб»! «Матрица: Воскрешение» уже стартовала в российских кинотеатрах! Мы посмотрели фильм и подготовили обзор, в котором нет абсолютно никаких спойлеров. Эту провокационную статью о тайном смысле фильма «Матрица» написал Александр Каплан, доктор биологических наук, психофизиолог >>>. и эффект от «Матрицы» был бы усилен втрое, ведь по жестокости финального поворота событий фильм превзошел бы даже «Бойцовский клуб»! Фильму «Матрица» удалось справиться с этими сюжетами изобретательнее и убедительнее всех в Голливуде — и в благодарность зритель превратил фильм в культ. Исполняющий главную роль в фильме «Матрица» голливудский актер Киану Ривз раскрыл смысл новой части картины, пишут «Известия».
Философский смысл фильма Матрица
С одной стороны, это не первый фильм и не первое произведение про виртуальную реальность. С другой — кино, которое сделало жанр киберпанка доступным и понятным широкой публике. К сожалению, все эти слова не относятся к продолжению культовой трилогии. И если к оригинальной трилогии, особенно к первому фильму, сложно найти весомые претензии, то к «Воскрешению» таких можно собрать вагон и маленькую тележку.
Второе пришествие киберпанка Киберпанк в последние годы снова начал напоминать о себе в кино и сериалах. Любопытно, но именно после завершения трилогии «Матрицы» он практически исчез как жанр с больших экранов, а создатели сериалов того времени просто не могли позволить себе создавать столь сложные спецэффекты и показывать масштабные футуристические миры. Не так давно ситуация начала меняться, и отличным примером «олдскульного» киберпанка можно назвать первый сезон «Видоизменённого углерода» от Netflix.
Даже культовый «Бегущий по лезвию» обзавёлся продолжением от Дени Вильнёва. В определённый момент на горизонте снова мелькнула ожидаемая многими экранизация «Нейроманта» Уильяма Гибсона к счастью или к сожалению, ждать появления Кейса и Молли, видимо, придётся ещё долго. Торжественное возвращение «Матрицы» с учётом столь заботливо подготовленной почвы было более чем вероятным.
Ужасающая пустота Хронометраж новой «Матрицы» — внушительные 148 минут, но при этом лента получилась довольно пустой и унылой. При потрясающе поставленном экшене и довольно динамичном развитии событий, оригинальная «Матрица» никогда не была очередным боевиком, который сделан для развлечения.
Следуй за белым кроликом».
Pictures Co Но кроличья нора тут в телефонной будке, а Страна чудес именуется «пустыней реального». Земля почти разрушена войной людей и машин, весь видимый мир конца ХХ в. А чтобы батарейки не сошли с ума и не умерли от ужаса, в их сознание внедряют образы нормальной жизни, в которой они ходят на работу и в магазины.
Это и есть матрица. Но не все хотят быть батарейками — есть пробудившиеся. Они отвергли иллюзию, вырвали из головы провода, прячутся под землей и ведут войну на два фронта — в физической реальности и в матрице, в которую научились входить через телефонные линии.
Снаружи повстанцев преследуют боевые машины, в матрице — безликие и непобедимые агенты в коричневых деловых костюмах и черных очках. При необходимости агентом может стать любой обыватель. В одной из самых эмблематичных сцен фильма лидер Сопротивления Морфеус Лоренс Фишбёрн предлагает Нео на выбор две таблетки — синюю и красную.
После первой герой решит, что сном была «пустыня реального». После второй — воистину проснется. Как все помнят, Нео выбрал красную.
Примерно тогда же мы выбрали синюю. Pictures Co Общественный договор, оформившийся в России нулевых, подразумевал именно это: относительные достаток и стабильность в обмен на сон разума и веру в телевизор. Любопытно, что авторы фильма нападали на куда более либеральный порядок: их Матрица, очевидно, Америка 1990-х, где идеология скрыта за фасадом общества потребления, а система манипуляции не настолько груба, как привычная нам сегодня государственная пропаганда.
Но один из секретов успеха «Матрицы» в том, что ее смыслы или клише универсальны до такой степени, что могут быть с равным успехом присвоены как левыми, так и правыми борцами с любой господствующей системой. Роршах в Голливуде Философ Славой Жижек заметил, что «Матрица» — «один из тех фильмов, которые функционируют в качестве теста Роршаха, запуская универсальный процесс узнавания».
Рецензия на «Матрицу: Воскрешение»: беспомощный самоповтор или новая эра франшизы? Вачовски хотели потратить на «Матрицу» более 80 миллионов долларов, но студия отказывалась выделять такую сумму. Поэтому фильм решили снимать в Австралии — там арендовать съёмочную площадку было значительно дешевле, и итоговый бюджет составил 63 миллиона долларов.
Кейджа планировали взять на главную роль. Джексон, а Жану Рено предлагали сыграть агента Смита. Огромному успеху трилогия «Матрица» во многом обязана мастерски поставленному экшену. Вачовски, большие любители гонконгских боевиков, предложили ставить боевую хореографию китайскому режиссёру и постановщику боевых сцен Юэню Ву-Пину. Юэнь Ву-Пин полностью контролировал постановку драк и провёл актёров через изнурительные четырёхмесячные курсы боевой подготовки, во время которых Киану Ривз повредил шейные позвонки, перенёс операцию, пропустил половину тренировок, а оставшуюся половину проходил с шейным бандажом.
О чём рассказывала и как закончилась трилогия «Матрица» «Матрица» По ночам обычный программист Томас Андерсон превращается в хакера Нео, который выполняет мелкие заказы для знакомых маргиналов и неформалов. Однажды он получает сообщение, где неизвестный человек упоминает некую Матрицу, и призывает его следовать за белым кроликом. Она обещает представить его Морфеусу Лоуренс Фишберн — человеку, который знает всю правду о Матрице Морфеус помогает Нео сбежать от охотящихся за ним агентов и предлагает сделать судьбоносный выбор: синяя таблетка поможет забыть обо всём, что произошло, а красная — позволит узнать правду о Матрице. Нео выбирает красную таблетку и узнаёт, что привычный для него мир — лишь сконструированная искусственным интеллектом иллюзия, а в реальности машины используют порабощённое человечество как источник энергии. Морфеус рассказывает прибывшему на корабль «Навуходоносор» Нео, что видит в нём нового Избранного — такого же человека, какой смог когда-то первым освободиться из Матрицы и отключить других людей.
Готовясь сразиться с машинами, главный герой учится боевым искусствам в тренировочных программах и посещает прорицательницу Пифию Глория Фостер. Она предсказывает, что Нео придётся сделать трудный выбор: спасти себя или спасти Морфеуса. Рецензия на фильм «Человек-паук: Нет пути домой»: торжество утечек и фансервиса или прорыв Marvel? В течение фильма он проходит путь от отрицания мрачной реальности до смерти и последующего перерождения. В первом фильме герои знают о мире гораздо меньше, чем в сиквелах, потративших уйму экранного времени на экспозицию.
Мало того, он запрыгивает внутрь самого агента и разрушает его изнутри, то есть фактически "взламывает" Матрицу как компьютерную систему на программном уровне. В этом фрагменте легко угадывается момент разрушения Христом ада. Интересно, что в православных богослужебных текстах, в которых идет описание этого события, сказано, что Христос поймал диавола и ад "на удицу льщения" рус. Христос обратил против зла его же оружие "Смертию смерть поправ" , обманув ничего не подозревавшего диавола. Он сошел во ад как простой смертный, а там проявил Свое ослепительное Божество. Ад, узнав с кем имеет дело, "ужаснулся" и, не имея возможности противостоять, разрушился, открыв возможность вечной жизни. Так были побеждены смерть и диавол. Компьютерщик назвал бы это талантливым взломом.
Как уже было сказано, не случайно то, что Нео одновременно несет на себе черты Христа и человека, познавшего духовную жизнь. Ведь каждый христианин должен пройти путем, который проложил Христос. Он также должен научиться смирению, самоотвержению, тому, что пророчица называла "познать себя". Христианин также должен духовно воскреснуть, научиться побеждать зло. Святые отцы, которые максимально приблизились своей жизнью к Богу, называли аскетику — науку духовной брани — "искусством из искусств". Здесь, как и в Матрице, тоже действуют свои законы и существуют свои тонкости, "методы взлома". Так, преподобный Иоанн Лествичник объяснял, что зло не цельно по своей природе. Бес гордыни, к примеру, часто противостоит другим бесам, в частности, бесу объедения человек стоит перед злым выбором: объестся или горделиво думать о себе, что я такой, видите ли, воздержник — не то, что некоторые.
Зная такие зазоры, подвижники использовали их для своей пользы. Одна из главных целей подвижничества — выработка господства духа над телом, ведь для принятия Господа душу нужно предуготовить. Конечно, человек, лишь начинающий путь духовной жизни, не осилит всех тонкостей. Здесь важно соблюсти принцип постепенности и направленности. Каждый наш шаг должен приближать нас к Богу, а каждая дорога приводить к храму. Важно и то, что христианин — это человек, который идет. Ведь, как говорил Морфиус, "предела нет... Фильм заканчивается вознесением Нео.
Дойдя до момента Вознесения Христа, заканчивается и Евангелие. С Вознесения Христа начинаются Деяния Его учеников. Кто-то может сказать, что это всего лишь фильм; кто-то скажет, что не верит, так как не видел; кто-то — что это невозможно, так как не может быть никогда. Матрица привлекательна, люди же боятся перемен. Да и возможно ли найти ответ не ищущим его? Ведь есть вещи, которые познаются в пути. Священник Вадим Семчук. Должен извиниться, но моя статья не православно-популярная.
Она миссионерская. То есть рассчитана на людей нецерковных или для работы с нецерковными людьми. По долгу службы мне приходится выступать перед аудиторией старшеклассников. Кто бывал в подобных ситуациях знает, как трудно они воспринимают "голую проповедь". Практически, не воспринимают вообще. Поэтому проповедник, которому важно не просто высказаться, но и быть услышанным, ищет "мостики" между тем, что их интересует, и тем, что хочет сказать он. Например, можно просто сказать: "Блудить нельзя! Это страшный грех.
За это грешники будут кипеть вечно в аду. Это нарушение заповеди, которую дал Бог пророку Моисею". А можно сказать иначе: "Знаете почему любящие супруги называют один одного "моя половинка"? Это еще от Адама и Евы идет. Ева взята из части Адама. Господь, который хочет человеку наилучшего, создает часто такие жизненные обстоятельства, когда дорожки максимально подходящих друг другу парня и девушки, пересекаются. Половинки в жизни обязательно встретятся. Приходит такой момент и вдруг они чувствуют: "Это он!
Это она! Если же совесть омрачена грехом, ты этот момент прозеваешь. Это как будильник. Если он звенит, а ты его выключаешь, и так повторяется день за днем, то придет такое утро, когда тебе ну очень нужно встать по будильнику, а ты не сможешь. Привычка рождает натуру, натура рождает судьбу. Поэтому если человек блудит, свою "половинку" он не узнает, счастья чистой любви, о которой много писали поэты, и в которое уже почти не верит современная молодежь, действительно пережить уже не сможет. Может такая проповедь будет и не совсем корректная с точки зрения богословия, но зато в глазах ребят появится что-то такое, от чего сердце начинает радоваться: "Слава Богу! Мои критики верно подметили, что непредубежденный зритель, смотря "Матрицу", легко может уйти в запредельные горизонты, подальше от Бога.
Ведь фильм рассчитан на людей, которые знают Библию наизусть с детства, но которые, увы, не верят фильм все-таки американский ; людей, у которых Евангелие, библейские названия на слуху; людей, которые ищут, ищут подтверждения своей зарождающейся веры. У нас другая ситуация в стране, поэтому немного другое восприятие. Непредубежденный просмотр, возможно, может и вызовет негативные впечатления: "Маия, нереальность мира". Но ведь можно и предупредить, и убедить: "Помнишь в фильме эпизод освобождения Нео? Это оказывается не иллюзорность мира показана, а Таинство Крещения". Нужно сказать, что многие критические замечания объясняются невнимательным чтением статьи. Гордыня ли взыграла у Нео, или проявилось смирение — об этом также говорилось. По поводу того, что Тринити и Нео не занимают в сюжете фильма ведущее положение — растерялся.
А кто же тогда занимает? То, что они почти на равных с остальными рядовыми, согласен. Но ведь Бог принял образ раба. Об этом можно найти прекрасные размышления в статьях митрополита Сурожского Антония Блума. Акцент на Тринити и Нео сделан безусловно. Почему Господь для проповеди использовал именно притчи, а "проповедь", "навязывание христианской модели" очень редко? Притча убедительней чем голые слова, так как основана на предметах, о которых сложно спорить: виноград, семена, тесто и т. Фильм "Матрица" смотрится убедительно?
Остается самая малость — применить эти законы к духовному миру: "Царство Небесное подобно... Никто ведь не спорит с притчей Господней о виноградной лозе. Как же мол так? Я читал, что лоза — символ языческого бога Диониса. А тут намешали христианскую проповедь. В притче важно не сколько то, от чего ты оттолкнулся, как то, к чему подвел. И еще, над притчей нужно думать. Ответ, а следовательно и путь, нужно искать.
Притча заставляет идти к ответу. А это и есть начало веры. Фильмов о Иисусе много, но популярны ли они среди подростков? Колос, лозу не все они тоже в руках держали, зато повально бредят компьютерами. Ну что же, можно оттолкнуться и от этого. Если в фильме, при желании и можно разглядеть оккультные образы, как утверждают мои критики, означает ли это, что нужно отказаться от самой идеи, потому что ее кто-то уже использует? Нужно ли из корыта, выливая воду, выплескивать и ребенка? Действительно, оккультисты, как и протестанты, многое украли из Православия.
Так тем более нужно объясниться, а не спасовать. Можно конечно откреститься и отойти в сторонку: "Да ну его, язычество поганое". Но ведь весь мир от фильма без ума. Лучше поставить вопрос так: "От "Матрицы" — к христианству". Пассивность, в любом случае, ничего не даст. Разве плохо, что появилась христианская интерпретация? Урок можно начать так: "Сегодня, ребята старших классов, мы поговорим с вами о грехе.
Матрица 1999 — проснись, Нео…
Я рада, что это стало известно. Что "Матрица" задумывалась как история о трансгендерах. Но мир, корпоративный мир, был не совсем готов к этому» Лили Вачовски призналась, что изначально Свитч должна была быть тем, кто демонстрировал транс-нарратив в фильме. По задумке режиссеров в реальном мире Свитч был мужчиной, но в матрице — женщиной. Смысл «Матрицы» в трансформации, изменении, становлении тем, кем ты должен был стать — об этом говорит Лили Вачовски, когда подразумевает транс-нарратив.
Куда проще накатить на действительность патч, чтобы все по-быстрому пофиксить. Способы примириться с этой иллюзией тоже известны, но представляются неэффективными. Психотерапия, изысканный велеречивый морок, который нужно подкреплять таблетками-антидепрессантами, превращающими пациента в бота, — выглядит, согласитесь, как ловкая методика из «Матрицы» по контролю популяции и раздаче по такому поводу искусственного счастья на развес. Двадцать лет прошло, а ничего более резонирующего с разумом критически настроенного обывателя, чем «Матрица», так и не появилось. Изменилось буквально все — из непонятной ерунды для нердов глобальная Сеть превратилась в привычную зарегулированную виртуальность, человечество деградировало до нации прозака, а режиссеры Вачовски преобразились в режиссерку — Лана осталась одна, Лили завязала с кинокарьерой кстати, фильм посвящен памяти их родителей, которые ушли из жизни. Создательница ребута и, прости господи, квадриквела сама же иронизирует над собственным конформизмом и продажностью в первой трети «Матрицы: Воскрешения»: там выясняется, что событий первых трех частей вроде как совсем не было, Нео жив, зовут его по-прежнему безлико — Томас Андерсон принципиально нестареющий Киану Ривз со времен третьей «Матрицы» не чувствовал себя в кадре настолько уместно. И он никакой не избранный, а всего лишь гейм-дизайнер, автор классической видеоигровой трилогии под названием «Матрица».
Он боится реальности и частенько утопает в собственных фантазиях, зачастую весьма жутких — например, о том, как за ним гонялась толпа агентов ФБР с одинаковыми лицами, как он сражался за человечество с ордами летающих роботов. В общем, все эти воспоминания о будущем он когда-то упаковал в автобиографический опус в виртуальной реальности, а чтобы не путать себя с Нео, ходит к психотерапевту Нил Патрик Харрис из «Как я встретил вашу маму» — просто супер и пьет по расписанию некие синие таблетки, вроде бы позабыв, что они символизировали в ладони у Морфеуса. Руководство велит ему сделать четвертую часть знаменитой франшизы — вот здесь-то Вачовски и издевается и над собой, и над студией, и над поклонниками, когда очень подробно показывает, как люди превратно поняли ее желание продолжить то, что уже было закончено на такой громкой ноте. Но не все так просто — мир вокруг как-то сбоит, пусть и меньше, чем раньше. Иногда в зеркале мелькнет что-то не то, что перед ним, стая птиц в небе летает по одному и тому же маршруту, наконец, появляется новый загадочный и эксцентрично одетый афроамериканец актер с поразительным именем Яхья Абдул Матин II в одни ворота переигрывает Лоуренса Фишбёрна и снова предлагает выбор, хуже которого не придумаешь: или остаться рабом капитала в круговой поруке, или узнать наконец правду, последовав за знакомым до боли кэрролловским белым кроликом. Все на своих местах, история привычная, с косметическими изменениями нам это уже показывали, и даже под тем же названием. Более того, Вачовски не стесняется вставлять в свой новый фильм буквально нарезку из предыдущих частей, чтобы подчеркнуть визуальную перекличку с первоисточником.
Мы постараемся разобраться с метафорическими посылами «Матрицы», которые заложили туда на тот момент еще братья Вачовски Wachowski. Библейские отсылки Как известно, одним из самых излюбленных приемов режиссеров является внедрение «instructive metaphors». Это такой тип метафор, который берет за основу известные общечеловеческие или более локальные культурные коды.
В случае с библейскими отсылками, практически все жители мира так или иначе знакомы с сюжетом Библии. Не нужно быть огромным знатоком Писания, чтобы считать тот смысл, что Нео — репрезентация Иисуса , Морфиус — Бога-отца, а Тринити — отражение Святого духа. Также в фильме есть и Иуда — это персонаж по имени Сайфер, с которым Нео незадолго до предательства пьет из одной чашки, что отсылает к библейскому мифу.
Скорее Смит зависим от Нео, но не наоборот. С тех пор как Смит освободился от Матрицы, его существование зависит от Нео. Но, в свою очередь, Смит для Нео — это собственная негативность. Вся коллизия разворачивается скорее вокруг развивающегося сознания Нео. Нео останавливает охотников. Пожалуй, эта сцена, породила целую мифологии по поводу нового уровня Матрицы, то есть Матрица внутри Матрицы. Даже есть предположения, что первоначально братьями задумывалась другая концовка — концовка в стиле антиутопии, когда возможность выхода — это всего лишь иллюзия. Многие говорят, что эта сцена путает все карты, и что она несколько выбивается из хода повествование это и дает повод думать о МвМ Но, на мой взгляд, она вполне логична и вписывается в главную идею — идею развития персонажа.
Более того, это можно и объяснить с точки зрения сюжета - слова Архитектора: ««проникновение в источник изменило твое сознание, но ты по-прежнему человек». Сознание Нео теперь включает и сознание машин, вот почему он может и видеть и чувствовать. Значение этой сцены — расширение сознания персонажа. Mobil Avenue. Здесь, прежде всего, необходимо отметить, что слово Mobil -это анаграмма слова Limbo — что означает заточение или преддверие Ада. Эта трактовка тем более обретает смысл, когда Тринити, Морфеус и Сераф спускаются в клуб Ад Hell для того, чтобы заключить сделку с Меровингеном. Плюс ко всему, Меровинген это своеобразная интерпретация Аида известный миф о Персефоне и Аиде. Основываясь на этом, мы видим как бы главный «уклон» всей истории, или, точнее, ее главный подтекст, а именно — религиозный подтекст.
И еще, если обратить внимание на имя защитника Пифии — Сераф, здесь явно читается Серафим. В христианской и дохристианской культуре это пылающий или горящий «ангел» - защитник. Итак, вернемся к сцене на Mobil Avenue. Там Нео встречает семейство Rama-Kandra с женой и маленькой дочкой. Они собираются спасти свою дочь, отправив ее в Матрицу из мира машин, так как Sati —программа без цели, а это для машин неприемлемо. У каждой программы должна быть своя цель, иначе они уничтожаются. Но, необходимо сказать, что семья — это программы. И Нео удивлен тем, что программы могут любить, а ведь для них не существует чувств.
Но для них любовь — это связь. Здесь опять отчетливо звучит тема любви, но и более того тема самопожертвования. Так как Sati еще означает самопожертвование древний индусский ритуал, когда вдова должна была сгореть вместе со своим умершим мужем. Короче говоря, эта сцена — символ того пути по которому должен будет пройти Нео. А любовь — это новый принцип устройства системы — интуитивная непосредственная связь. Не случайно Сати остается под опекой Пифии. Еще интересен момент, когда Пифия учит Сати, как готовить печенье. Это сцена — передача знания.
Путь Нео. Нео — это последняя надежда Зиона. Последний оплот сопротивления. Единственный шанс. То есть, Нео несет функцию спасителя. Причем он спасает не только Зион, но и Матрицу. В эпичном противостояние Смита и Нео он побеждает его не при помощи силы, но через осознание диалектической взаимосвязи. В противном случае они сражались бы бесконечно.
В конце, когда Нео позволяет матрице стереть код Смита, в городе машин яркий свет в форме креста пронзает тело Нео. Думаю, после такого символа аналогии очевидны. Так что, с одной стороны это "Сумерки Нео" гибель Нео , с другой - "Новый рассвет". Текст песни представляет собой древние индуистские молитвы - "Упанишады", написанные на санскрите. Примерный перевод: «Веди меня от небытия к бытию. Веди меня от тьмы к свету. Веди меня от смерти к бессмертию. Тот, кто знает обоих вместе - и знание и незнание, переправившись через смерть с помощью незнания, достигают бессмертия с помощью знания.
На чем выткано небо, земля и воздушное пространство вместе с разумом и всеми дыханиями - Знайте: лишь то одно - Атман. Оставьте иные речи. Это мост к бессмертию. Разум выше чувств, сущность выше разума, душа выше сущности, а выше этого Великий Атман - источник всего. Когда пять источников знаний успокаиваются вместе с разумом, и не действует способность постижения - это зовут высшим путём. Когда Великое Бытие осознано, и как высшее, и как низшее, тогда узы сердца разорваны, все сомнения рассеяны и карма уничтожена». И теперь можно вернутся к самому первому диалогу в трилогии: «Сhoi: Hallelujah! YouaremySavior, man!
My own personal Jesus Christ! Нео — это Иисус Христос.
О чём фильм «Матрица: Воскрешение»
- «„Матрица“ стала жанром в себе». Антон Долин — о четвертой части эпопеи
- Главное меню
- Лучшие комментарии
- "Тема любви проходит красной нитью"
- «„Матрица“ стала жанром в себе». Антон Долин — о четвертой части эпопеи
- Почему «Матрица: Воскрешение» — худшее, что могло произойти с «Матрицей»
Что значила концовка «Матрицы»? Объясняют сестры Вачовски
И конкретно четвертый фильм особенно посвящен любви, пропитан ею. Я знаю, что эта тема была лично важна для Ланы, когда она придумывала историю. Для нее "Матрица" всегда была прежде всего о любви, хотя я знаю, что не для всех это ясно и не все соглашаются с этим. В любом случае тут так много слоев, не так легко взять и сложить все это в несколько слов", - пояснила актриса. Связь "Матрицы" и буддизма Киану Ривз отметил, что "Матрица" сама по себе воспевает стремление жить. А фундаментальная идея буддизма, в приблизительном смысле, состоит в том, чтобы вырваться из колеса сансары и осознать, что такое смерть. В каком-то смысле можно провести параллели между буддизмом и "Матрицей". Но есть одно очень существенное различие. В "Матрице" практически нет идеи смерти. Я думаю, это торжество жизни.
Когда к Нео приходят его друзья за диском, он жалуется, что проснувшись не может понять — это сон или реальность. На что они отвечают, что так бывает после Мескалина. Это отсылка к серии книг Карлоса Кастанеды «Отдельная реальность» и др. В сцене обучения принципам Матрицы Нео обращает внимание на красивую девушку в красном платье. В этой сцене есть скрытый смысл. Если присмотреться — в ней участвуют близнецы. Это намек на то, что общество — это искусственная программа Матрицы, в нем все повторяется. Отважный Киану Ривз в начале фильма действительно шел на настоящему карнизу небоскреба. Без дублеров. После перестрелки в лобби небоскреба с участием Нео и Тринити есть момент, когда часть штукатурки отваливается. Это не было запланировано сценарием, но добавили в фильм. Все кадры из «Матрицы»в фильме имеют зеленоватый оттенок. Сделано это специально, чтобы подчеркнуть их искусственность и депрессивность — как будто они на экране монитора. Многие фразы из фильма стали афоризмами или просто культовыми. В том числе на английском и русском. Приведем несколько из них: The Matrix has you... Follow the white rabbit.
Она получилась одновременно и хорошей, и грустной — люди и машины заключили перемирие, но ради этого Нео пришлось пожертвовать своей жизнью. В 2005 году по мотивам трилогии вышла игра Path of Neo «Путь Нео» , к которой прилагались комментарии создателей фильма. В ней тогда еще братья Вачовски объяснили, какой смысл заложен в финале фильма «Матрица: Революция». Но чтобы это сделать ему нужно сдаться, а это возможно только если он откажется от субъективного понятия правды и примет совокупность настоящего сознания».
Сопротивление узнаёт, что машины пытаются проникнуть в Зион — единственный город на Земле и последний оплот человечества. Угроза становится ещё более зловещей, когда в реальный мир проникает уцелевший агент Смит, замаскировавшийся под Бэйна Йен Блисс — члена команды одного из кораблей сопротивления. От Пифии Нео узнаёт, что для победы в войне нужно добраться до Главного Компьютера. Но прежде нужно отыскать Мастера ключей Рэндалл Дук Ким — программу, позволяющую быстро перемещаться по Матрице. Мастера ключей захватил Меровинген Ламбер Вильсон — одна из старейших программ в Матрице, которая когда-то манипулировала сознанием всех людей. После разговора с Пифией Нео сражается с агентом Смитом, научившимся создавать бесчисленное множество своих копий. Нео, Тринити и Морфеус вызволяют Мастера ключей из замка Меровингена и направляются к Главному Компьютеру, спрятанному на секретном этаже небоскрёба. Если вначале сюжет развивается медленно, часто застывая, чтобы объяснить зрителям устройство мира, то в финале зрителей наконец-то награждают мощным поворотом: на самом деле пророчество — ложь, а единственная функция Нео и прошлых пятерых Избранных — перезапустить Матрицу и в очередной раз создать новый Зион. Нео оказывается заперт в пространстве между Матрицей и реальностью, откуда в итоге выбирается при помощи Морфеуса, Тринити и Серафа Синг Нгай. Нео принимает решение отправиться в самое сердце Матрицы, Город Машин, чтобы исполнить пророчество и победить в войне. Однако в их планы вмешивается агент Смит в теле Бэйна. Смит ослепляет Нео, но у того получается победить агента в человеческом обличье, на время отсрочив финальную схватку. Машины прорываются в Зион, и начинается решающая битва за судьбу человечества. Тем временем Нео и Тринити добираются до Города Машин, где Тринити получает смертельное ранение и погибает на руках возлюбленного. Нео заключает соглашение с Главным Компьютером: если ему удастся остановить агента Смита, угрожающего Матрице бесконечными копиями, то машины прекратят войну с людьми. Финал «Революции» ставит точку в трилогии. Нео умирает, спасая человечество от гибели, и противостояние машин и людей подходит к логическому концу: Архитектор обещает, что охотники больше не тронут Зион, а любой желающий сможет покинуть Матрицу. Как франшиза стала важной частью поп-культуры «Матрица» стала одним из самых кассовых фильмов 1999 года, а впоследствии превратилась в поп-культурный феномен.
В чём смысл фильма «Матрица»?
Не остается сомнений в том, что он умеет изменять программу так, как пожелает нужным. По факту Матрица была разрушена именно Нео. Но ничего бы не случилось, если бы Смит не нанес непоправимый ущерб симуляции. Только в этом случае машины пошли на сделку, чтобы избавиться от вируса. Последняя сцена ленты « Матрица: Революция » отчасти подтверждает эту теорию. В ней Архитектор говорит Оракулу, что та затеяла очень опасную игру. Именно она смогла убедить всех вокруг, что Избранным является Нео, тем самым отвлекая внимание от настоящего героя — агента Смита. Entertainment Человек готов принимать правила игры только тогда, когда ему предоставляется выбор. Архитектор прямо говорит о том, что все поддается контролю, любое действие.
Программе необходимо учитывать то, как могут повести себя люди, предугадать их реакцию и скорректировать дальнейшее развитие событий. Морфеус — единственный, кто предоставляет возможность выбора людям в Матрице. Морфеус и Пифия — части одной программы «Оракул», которую создал Архитектор. Один дает людям выбор, а другая контролирует его. Выбор должен существовать хотя бы в подсознании человека. Рано или поздно у любого обитателя Матрицы может возникнуть ощущение, что все происходящее нереально и не контролируется им. Такие люди стараются покинуть зону, в которой оказываются заперты, даже если во внешнем мире их не ждет ничего хорошего. Само осознание того, что свобода ограничена, вынуждает стремиться к переменам и вырываться из-под чужого влияния.
Тогда приходит Морфеус, который направляет бунтарей на нужный путь. В Зионе такие люди могут вновь почувствовать в себе силы управлять своей судьбой. Ложная надежда удерживает их в состоянии боя с мнимыми врагами.
Еще одни персонаж, несущий скрытый символ — это предсказательница Пифия. В Древней Греции Пифии были средством управления государством, которые на ментальном уровне чувствовали верное решение. Однако в самом фильме Пифия олицетворяет нечто большее, чем предсказание. Внимательный зритель обратит внимание на то, что в конце фильма на ушах Пифии красуются необычные сережки с символом Инь-Янь. Сочетание греческой истории и восточной философии — это своеобразная метафора. Она показывает, как меняется мир с внедрением новых технологий, а также с внутренними переменами вселенной.
Сама Пифия меняется вместе с изменением мира. Подход к управлению вселенной сменяется на восточную философию. Но несмотря на это, она остается такой же технически развитой и одержимой дальнейшим совершенствованием. Слияние восточной и западной философии проявляется и в средствах борьбы с машинами главного героя. Нео берет на вооружение не только материю, которая олицетворяет материализм, но и духовность. Образ архитектора в фильме символизирует научно-технический прогресс. Именно он попытался слить воедино человека и машины. Но несовершенство созданной системы необходимо корректировать, чем и занимается архитектор на протяжении фильма. Тринити в переводе на русский язык означает Троицу.
Это символ христианской веры. По сюжету главный герой влюбляется в Тринити, что означает, что Нео воспылал чувствами к христианству. Однако Троица погибает вместе со спасителем. Этот момент показывает, как погибает христианство, уходит научный атеизим и возрождается новый мир. Главный герой Нео — это символ христианства. Он олицетворяет Иисуса Христа, который пожертвовал собой ради спасения человечества. Однако не все так просто. С другой стороны, Нео считается защитником сионистов. Жители Сиона приветствуют такой лозунг, как «Продадим себя подороже!
Таким образом, Нео не сам Христос, а церковь имени Иисуса. Делаем выводы Фильм «Матрица» раскрывает проблему технического совершенства мира.
Вполне возможно, что согласно вашим представлениям вселенная опорочена уже давно и навечно, просто вы об этом и знать не знали, так как не были отъявленным ее фанатом, проглатывающим все по теме. В той же «Аниматрице» рассказано, что происходило во вселенной до первого фильма «Матрица».
И это вообще, повторимся, аниме! Как говорится, скажите спасибо, что для рассказа о последующих событиях хотя бы выпустили полнометражный игровой фильм с привычными актерами. Это мы шутим, но в каждой шутке есть доля правды. Фильм вообще-то не то чтобы о Матрице Тем, кто идет в кино, ожидая эпичных битв или захватывающего приключения, наверное, стоит свои ожидания снизить.
Потому что новая часть совсем не об этом, она скорее философская и для рефлексий. Чтобы понять это, достаточно подумать, зачем Нео и Тринити все-таки вернулись из небытия. Трактовок может быть ровно столько же, сколько зрителей, но позволим себе заявить: просто «искра» между этими персонажами так сильна, что на ней в буквальном смысле слова мир держится. Страшно представить, что тогда будет, если Нео и Тринити воссоединятся?
То-то и оно. И, нам кажется, смысл даже не в том, что они могут вспомнить все, а в чем-то большем.
Стремление Архитектора к совершенству — такое же «хобби», как интерес к власти Меровингена. Разговор Нео и программы Рама Кандра, которая очень по-человечески рассуждает о любви к близким То есть можно предположить, что предшественник программ матрицы — искусственный интеллект — был создан людьми прошлого по своему образу и подобию.
Поэтому раса машин, порожденная этим искусственным интеллектом, оказалась такой же разумной и живой, как и люди. А раз так, то она должна была обладать теми же правами, что и люди. Но человечество никогда не было склонно к мирному сосуществованию внутри собственного вида: люди всегда искали тех, кого они могут назвать «неправильными» и «неполноценными». Неудивительно, что мирное сосуществование с разумными машинами продлилось недолго.
Морфеус говорил, что неизвестно, кто именно начал войну, — люди или машины. Но я считаю вполне вероятным, что это были люди. Во всяком случае в конечном счете машины оказались гуманнее людей. По сюжету, для выживания машинам был нужен солнечный свет — поэтому люди закрыли небо облаками, чтобы уничтожить их, лишив источника питания.
Фактически люди планировали совершить «геноцид» машин. Когда же их план не удался, выжившие машины поместили людей в инкубаторы и стали использовать их в качестве батареек. Но действительно ли им так уж были необходимы такие батарейки? Использование людей для получения энергии и тепла не очень целесообразно, когда у тебя есть доступ к атомной энергии — а как мы знаем благодаря Морфеусу , у машин этот доступ был.
Кроме того, убрав с дороги людей, машины могли не только построить больше атомных электростанций, но снова открыть для себя небо. Вместо этого они снова и снова перезапускали матрицу и снова и снова пытались сохранить человеческий вид. Более того, первую матрицу они пытались сделать идеальной, создав для людей наиболее комфортные условия. Какой в этом смысл, если люди пытались их уничтожить?
Зачем вообще сохранять человеческий вид, если он потенциально опасен, но при этом в нем нет необходимости? Вероятнее всего, дело в простой сентиментальности, в нежелании уничтожать своих создателей. То есть машины оказались намного человечнее, чем немецкие нацисты, устроившие геноцид евреев, или руандские представители народности хуту , истребившие как минимум полмиллиона представителей племени тутси, — и уж точно гуманнее самих людей в этой войне. Машины ограничивали людей ровно настолько, насколько было необходимо, чтобы люди стали безопасными для самих машин — а некоторые программы вроде Пифии и вовсе перешли на сторону людей.
Итак, «Матрица» ставит перед нами очень важные вопросы: кто такие «люди» и что определяет человечность? Эти вопросы важны не только из-за того, что искусственный интеллект может на самом деле быть создан в будущем. Они не менее важны и сейчас, в мире, пережившем несколько геноцидов только за последние сто лет. На первый взгляд эти вопросы просты, но это не так.
Например, можем ли мы считать людьми всех, кто обладает разумом? Но обязательно ли быть «разумным» в общепринятом понятии этого слова, чтобы быть человеком? Если да, то можем ли мы считать людьми младенцев и людей с тяжелой интеллектуальной инвалидностью? Для меня очевидно, что можем, но, увы, это очевидно не для всех.
Что же тогда определяет человечность, если не разум? Умение чувствовать? А как же люди в коме? Умение любить?
А как же миллионы аромантиков и просто людей, которые, как Смит, не понимают или ненавидят понятие «любовь»? Почему общество так часто демонизирует их просто за то, что они чувствуют не так, как «принято»? Это же просто несправедливо! Как видите, понять, кого считать «людьми» — то есть полноценными, заслуживающими все права личностями, — может быть не так уж и просто.
Могут ли люди создать нечто «нечеловеческое»? Даже те «нечеловечные» особенности поведения машин, которые часто рассматриваются персонажами фильмов как доказательство особой жестокости мира машин — вполне себе «человечные». Чем использование мертвых людей для скармливания живым хуже убийства людей нацистами, которые использовали волосы, кожу и жир убитых людей в промышленных целях? Или почему удаление «не приносящих пользу» программ, таких как милая девочка Сати, — более бесчеловечно, чем, скажем, идеи об уничтожении людей с инвалидностью?
Вся жестокость в поведении машин унаследована ими из человеческой культуры. А могло ли быть иначе? Могли ли люди, создавая искусственный интеллект, изобрести нечто совершенно не похожее на себя? Как мне кажется, ответ на этот вопрос — нет, не могли.
Большинству людей трудно представить что-то за пределами «матрицы» нашей культуры, а представить и продумать что-то, что совершенно не вписывается в представления о человеческой психике, — и вовсе невозможно. Именно по этой причине большинство инопланетян в фантастике либо непродуманны и изображены просто «странными», либо что бывает гораздо чаще показаны очень человечными и зачастую отличаются от людей из этого же фильма не больше — а то и меньше, — чем представители одной человеческой культуры отличаются от другой. Нам с древних времен свойственно наделять окружающий мир антропоморфными чертами: от природных культов с говорящими ветрами и реками до приписывания котикам человеческих эмоций. Но еще интереснее эта тема становится, если анализировать ее с религиоведческой позиции.
Во всех земных религиях боги и духи подозрительно похожи на людей, и их действия обычно объясняются логикой человеческих эмоций. На этот факт обращал внимание еще Ксенофан , критикуя в своих работах религию древних греков, чьи боги были очень похожи на людей. Конечно же, это не ускользает от внимания и современных критиков религий, в том числе авраамических. Верующие могут сказать, что Бог создал их по своему подобию, а религиоведы — что верующие создали Бога по своему.
Атеистам и агностикам любопытно было бы проанализировать этот факт со стороны, а верующим полезно понять, насколько их представления о Боге или богах могут быть далеки от истины: ведь если Бог или боги и правда всезнающий и всемогущий или всезнающие и всемогущие — то он они совсем не похож не похожи на людей! Перед просмотром недавно обещанной четвертой части фильма не забудьте пересмотреть оригинальную трилогию, которая, возможно, заставит вас по-новому взглянуть на мир: «Матрица» — один из немногих фильмов, который на это способен.
Тайный смысл фильма «Матрица»
Все новости Лента новостей Hardware Software События в мире В мире игр IT рынок Новости сайта. Первая серия трилогии убеждает нас в этом, вторая «Матрица: Перезагрузка» – разочаровывает, третья «Матрица: Революция» – наполняет мессианскую роль Нео особым смыслом. Фильм Матрица вышел не так давно и уже снискал себе огромную славу. Из матрицы нельзя выйти 27:45 - Вера в Матрице 28:43 Вывод ролика #матрица #thematrix #фильмы #кино #BurbonSurvey. в компактной записи систем линейных алгебраических или дифференциальных уравнений. «Матрица», вышедшая в 1999 году, практически моментально обрела огромную фан-базу, которая была готова на всё, лишь бы распутать клубок смыслов, спрятанных в глубинах фильма.
“Матрица”. Антропологическое осмысление
Достаточно сказать, что после «Матрицы» в фильмах часто стало появляться замедленное движение, крутящаяся камера и даже эффект bullet time. От Библии до азиатских боевиков и компьютерных игр: как и почему «Матрица» завоевала статус культового фильма и какие послания в ней зашифрованы? Первая серия трилогии убеждает нас в этом, вторая «Матрица: Перезагрузка» – разочаровывает, третья «Матрица: Революция» – наполняет мессианскую роль Нео особым смыслом. Теперь я наконец нашёл ответы на те глупые дыры в сюжете, что мучили меня в этой трилогии – Самые лучшие и интересные новости по теме: Интересно, кино, матрица на развлекательном портале в компактной записи систем линейных алгебраических или дифференциальных уравнений.
«Это всегда была история о трансгендерах». Лили Вачовски открыла правду о «Матрице»
Пропала фирменная атмосфера Матрицы, из-за чего фильм смотрится как обычный летний блокбастер. Поскольку прошло почти 20 лет с тех пор, как вышел новый фильм “Матрица”, мы подумали, что, возможно, стоит освежить в памяти. Почему режиссёр Вачовски выводит из забвения героев "Матрицы" спустя 60 лет и что не оценили зрители, которые встают и уходят с премьеры на середине фильма.
«Это всегда была история о трансгендерах». Лили Вачовски открыла правду о «Матрице»
Первый фильм и два его продолжения произвели фурор в мире кино, и сейчас занимают свое законное место в списке самых культовых франшиз за всю историю кино. Во всем мире фанаты и по сей день бурно в своих кругах, разумеется обсуждают эти фильмы и не только , пытаясь отыскать все новые и новые смыслы и подтексты, спрятанные в глубине этих лент. Глубина СПГС дошла до такой степени, что авторам пришлось брать ситуацию в свои руки и самостоятельно опровергать все эти бесчисленные теории. С тех пор, никто из Вачовски не желал делать продолжение, отвергая огромные суммы, считая своё детище завершенным. До недавнего времени. Воскрешение После анонса четвертого фильма, фанбаза поделилась на несколько частей. Одни начали строить новые теории, предвкушая что-то невероятное. Другие напротив, решили, что новый проект ничего интересного предложить им уже не сможет. Но вот фильм, наконец, увидел свет. Что же в итоге вышло?
Наверное, ничего. В ходе просмотра, у меня возникла забавная мысль.
Первые 45 минут фильма у Нео 88 строк, из них 44 составляют вопросы. Это также соответствует теме фильма — задавать вопросы о том, что происходит вокруг, чтобы в действительности увидеть мир, в котором живут герои. Это также напоминает тему другого фильма по книге "Алиса в стране чудес", где Алиса любопытствует и постоянно задает вопросы. Нео — это своего рода "Алиса" в Матрице, и потому больше половины его диалогов состоит из вопросов включая: "Что такое Матрица? Когда Нео просыпается в коконе, у него довольно истощенный вид. Кеану Ривз смог добиться этого, сбросив 7 кг и полностью сбрив волосы с тела. Солнечные очки являются неотъемлемой частью костюмов фильма. Все главные герои фильма носят солнечные очки, которые были сделаны на заказ для каждого из них.
Форма линз отличается у агентов и у группы отступников. Агенты носят очки прямоугольной формы, в то время как у отступников - округлые линзы, что говорит о том, что они настоящие, а агенты заодно с машинами. Когда герои снимают очки - это символизирует снятие маски и уязвимость, как в сцене пытки Морфея, где он без очков. Однако оружейник Джон Боуринг считал его бестолковым оружием. За несколько месяцев до начала съемок Кеану Ривз перенес операцию на шее, что постепенно парализовало его ноги. Во время съемок фильма он все еще восстанавливался, и потому Нео не так много дрался в фильме. Фильм "Матрица": факты о героях фильма 10. Во время сцены "Женщин в красном", когда Морфеус провожает Нео по компьютерной симуляции Матрицы, было задействовано множество близнецов, чтобы создать иллюзию повторяющейся программы. Например, высокого мужчину с приглаженными черными волосами и солнечными очками в начальной сцене можно увидеть несколько секунд спустя в качестве полицейского, выписывающего парковочный талон. В фильме используют 5 главных цветов: синий, зеленый, красный, желтый и белый.
У каждого цвета есть уникальное значение.
Тебе выбирать... Не верь в фатум".
Судьбы нет. Есть только предуведение Господом свободного поступка человека. Трудно сказать, что пережил Нео, услышав от пифии обратное тому, чего так ждал сам, во что так верил Морфиус: "Ты не избранный".
Пифия сочувствует ему "Я не люблю огорчать людей" , ищет возможности облегчить его страдания дает печенье , но это облегчение осуществляется не за счет правды. Здесь она непреклонна. Морфиус не дает Нео рассказать, что он услышал: "Что сказано — сказано для тебя.
Для тебя одного". В другом, не менее талантливом художественном произведении, книге-загадке К. Как станет видно позже, слова пророчицы не оправдались: Нео действительно стал избранным.
Но, как пояснил Морфиус: "Ты услышал то, что должен был услышать. Ведь знать путь и пройти его — не одно и то же". Начиная с фрагмента с пророчицей, Нео больше напоминает не столько человека, познавшего духовный мир, сколько Христа.
В этом смысле вопрос о том, является ли Нео избранным, означает: является ли Иисус Мессией. Пророчица тщательно осматривает его руки, лицо, горло, уши и не находит в его внешнем виде что-либо, указывающее на него, как на избранного. Пророк Исаия, за много веков до Христа, так описывал Его: "Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который бы привлекал нас к Нему.
Он был презрен и умален... Важно, что Нео принял все сказанное о себе смиренно: "Я не избранный; я не лучше других". Именно это смирение и заставило его в момент выбора сделать правильное решение.
Ради спасения человека Морфиуса Нео сознательно решает пожертвовать собой, идя на верную смерть. Именно сквозь эти события и проявляется его избранность. В 303 комнате намек на 33 года земной жизни Иисуса Христа Нео погибает.
Силы зла оказались сильнее. Но была еще одна тайна провидицы, которую агенты Матрицы не знали: "Любовь сильнее смерти". Поцелуй Тринити Троицы и ее признание в любви возвращает Нео Иисуса к жизни: "Я люблю тебя, а значит, ты не умрешь".
Нео воскресает. Авторы фильма вплотную приблизились к теме, волновавшей многие богословские умы, — отношений Лиц внутри Самой Троицы, теме, которую кратко можно озаглавить так: "Богословие любви". Воскресший Нео обладает качествами, которых раньше не имел.
Вспоминаются слова провидицы о том, что Нео станет избранным возможно в следующей жизни. Он видит Матрицу такой, какой она есть поток цифр ; победить агента для него не составляет никакого труда. Мало того, он запрыгивает внутрь самого агента и разрушает его изнутри, то есть фактически "взламывает" Матрицу как компьютерную систему на программном уровне.
В этом фрагменте легко угадывается момент разрушения Христом ада. Интересно, что в православных богослужебных текстах, в которых идет описание этого события, сказано, что Христос поймал диавола и ад "на удицу льщения" рус. Христос обратил против зла его же оружие "Смертию смерть поправ" , обманув ничего не подозревавшего диавола.
Он сошел во ад как простой смертный, а там проявил Свое ослепительное Божество. Ад, узнав с кем имеет дело, "ужаснулся" и, не имея возможности противостоять, разрушился, открыв возможность вечной жизни. Так были побеждены смерть и диавол.
Компьютерщик назвал бы это талантливым взломом. Как уже было сказано, не случайно то, что Нео одновременно несет на себе черты Христа и человека, познавшего духовную жизнь. Ведь каждый христианин должен пройти путем, который проложил Христос.
Он также должен научиться смирению, самоотвержению, тому, что пророчица называла "познать себя". Христианин также должен духовно воскреснуть, научиться побеждать зло. Святые отцы, которые максимально приблизились своей жизнью к Богу, называли аскетику — науку духовной брани — "искусством из искусств".
Здесь, как и в Матрице, тоже действуют свои законы и существуют свои тонкости, "методы взлома". Так, преподобный Иоанн Лествичник объяснял, что зло не цельно по своей природе. Бес гордыни, к примеру, часто противостоит другим бесам, в частности, бесу объедения человек стоит перед злым выбором: объестся или горделиво думать о себе, что я такой, видите ли, воздержник — не то, что некоторые.
Зная такие зазоры, подвижники использовали их для своей пользы. Одна из главных целей подвижничества — выработка господства духа над телом, ведь для принятия Господа душу нужно предуготовить. Конечно, человек, лишь начинающий путь духовной жизни, не осилит всех тонкостей.
Здесь важно соблюсти принцип постепенности и направленности. Каждый наш шаг должен приближать нас к Богу, а каждая дорога приводить к храму. Важно и то, что христианин — это человек, который идет.
Ведь, как говорил Морфиус, "предела нет... Фильм заканчивается вознесением Нео. Дойдя до момента Вознесения Христа, заканчивается и Евангелие.
С Вознесения Христа начинаются Деяния Его учеников. Кто-то может сказать, что это всего лишь фильм; кто-то скажет, что не верит, так как не видел; кто-то — что это невозможно, так как не может быть никогда. Матрица привлекательна, люди же боятся перемен.
Да и возможно ли найти ответ не ищущим его? Ведь есть вещи, которые познаются в пути. Священник Вадим Семчук.
Должен извиниться, но моя статья не православно-популярная. Она миссионерская. То есть рассчитана на людей нецерковных или для работы с нецерковными людьми.
По долгу службы мне приходится выступать перед аудиторией старшеклассников. Кто бывал в подобных ситуациях знает, как трудно они воспринимают "голую проповедь". Практически, не воспринимают вообще.
Поэтому проповедник, которому важно не просто высказаться, но и быть услышанным, ищет "мостики" между тем, что их интересует, и тем, что хочет сказать он. Например, можно просто сказать: "Блудить нельзя! Это страшный грех.
За это грешники будут кипеть вечно в аду. Это нарушение заповеди, которую дал Бог пророку Моисею". А можно сказать иначе: "Знаете почему любящие супруги называют один одного "моя половинка"?
Это еще от Адама и Евы идет. Ева взята из части Адама. Господь, который хочет человеку наилучшего, создает часто такие жизненные обстоятельства, когда дорожки максимально подходящих друг другу парня и девушки, пересекаются.
Половинки в жизни обязательно встретятся. Приходит такой момент и вдруг они чувствуют: "Это он! Это она!
Если же совесть омрачена грехом, ты этот момент прозеваешь. Это как будильник. Если он звенит, а ты его выключаешь, и так повторяется день за днем, то придет такое утро, когда тебе ну очень нужно встать по будильнику, а ты не сможешь.
Привычка рождает натуру, натура рождает судьбу. Поэтому если человек блудит, свою "половинку" он не узнает, счастья чистой любви, о которой много писали поэты, и в которое уже почти не верит современная молодежь, действительно пережить уже не сможет. Может такая проповедь будет и не совсем корректная с точки зрения богословия, но зато в глазах ребят появится что-то такое, от чего сердце начинает радоваться: "Слава Богу!
Мои критики верно подметили, что непредубежденный зритель, смотря "Матрицу", легко может уйти в запредельные горизонты, подальше от Бога. Ведь фильм рассчитан на людей, которые знают Библию наизусть с детства, но которые, увы, не верят фильм все-таки американский ; людей, у которых Евангелие, библейские названия на слуху; людей, которые ищут, ищут подтверждения своей зарождающейся веры. У нас другая ситуация в стране, поэтому немного другое восприятие.
Непредубежденный просмотр, возможно, может и вызовет негативные впечатления: "Маия, нереальность мира". Но ведь можно и предупредить, и убедить: "Помнишь в фильме эпизод освобождения Нео? Это оказывается не иллюзорность мира показана, а Таинство Крещения".
Нужно сказать, что многие критические замечания объясняются невнимательным чтением статьи. Гордыня ли взыграла у Нео, или проявилось смирение — об этом также говорилось. По поводу того, что Тринити и Нео не занимают в сюжете фильма ведущее положение — растерялся.
Несмотря на то, что позже Бодрийяр раскритиковал «Матрицу» и заявил, что его идеи в фильме во многом переврали, без анализа этих идей рассуждения о философии в трилогии Вачовски были бы неполными. В начале первого фильма главный герой «Матрицы» Нео открывает книгу «Симулякры и симуляция». Нео хранил и, вероятнее всего, изучал эту книгу как раз в тот период своей жизни, когда начал понимать, что с миром что-то не так, и отчаянно пытался найти ответы, которые помогут ему отличить реальность от иллюзии. Нео достает диск из книги Бодрийяра «Симулякры и симуляция» Бодрийяр утверждает, что мы живем в иллюзорном мире, а многие общепринятые явления называет «симулякрами и симуляцией». К симулякрам философ относит такие социальные явления, как общество потребления, моду и общественное мнение.
Человечество принимает эти явления за реальные, имеющие самостоятельное существование, и подчиняет им свою жизнь, не осознавая, что на самом деле они искусственно созданы культурой и СМИ — и навязаны нам. То есть люди не знают реального положения дел и даже о нем не задумываются. Интересно рассмотреть эту идею Бодрийяра в более широком контексте: еще до появления СМИ и общества потребления существовали определяющие жизнь людей социальные институты, волю которых никто не решался оспаривать. Вспомните такие явления, как деревенские сплетни о городских диковинках, проповеди авторитетных священников в церкви, представления об общественной морали, которые родители вбивали детям в голову. Матрица в фильме перезагружалась и заново воссоздавалась шесть раз совершенно незаметно для человечества — но в нашем реальном мире тоже менялись «симулякры», контролирующие жизнь людей!
Они «перезагружались» снова и снова — сейчас мы называем это «сменой эпох»: скажем, взгляды на любовь и семью в современном западном обществе не похожи те, что были в Древней Греции. Многие фанаты «Матрицы» ожидали, что в финале трилогии окажется: «реальный мир» — тоже матрица. Бодрийяр ожидал, что фильм покажет пересечения «симулякров», а не разделит вселенную фильма на иллюзорный мир, созданный машинами, и «настоящую жизнь» жителей Зиона. Многие были разочарованы. Но ведь по сути Вачовски показали это пересечение, даже если оно осталось незамеченным для многих критиков.
Они продемонстрировали два уровня матрицы. Один — это виртуальная реальность, созданная машинами. Другой ее уровень не так заметен: это культура, в которой воспитывались персонажи, и особенности их восприятия, сформированные благодаря этой культуре. Не зря в первой части трилогии агент Смит с презрением говорит об иллюзорной жизни, которой живет Нео: престижная работа, налоги и помощь пожилой леди в выносе мусора — всё это происходит в рамках компьютерной симуляции. В третьей, заключительной части, Смит точно с таким же презрением говорит о любви , называя ее столь же искусственной, как и матрица.
В каком-то смысле так оно и есть, ведь наши представления о престижной работе или любви — социальные конструкты, целая совокупность необходимых признаков, эмоций и действий, собранные в нашей культуре в одном понятии. И в каждой культуре под такими «самоочевидными» понятиями понимается разное. Например, в культуре древних греков для описания любви существовало четыре разных слова — поэтому древние греки не смогли бы объединить их в одну концепцию. Так что такие явления, как любовь, истина, семья, которые важны для многих героев «Матрицы», не могут существовать вне нашей культуры, нашей «матрицы» — и они настолько реальны, насколько мы, люди, считаем их реальными но не больше. Определяет ли вера нашу жизнь?
Итак, подавляющее большинство людей не может воспринимать реальность вне рамок культуры, а для того, чтобы понять, что реально, а что нет, мы можем опереться только на сигналы нашего мозга. Так как же мы можем быть уверены в своем восприятии? Люди просто принимают тот факт, что, как сказал бы создатель формальной логики Аристотель, «А есть А» — то есть что реальность реальна, а объекты вокруг — такие, какими мы их воспринимаем. Но многие не просто соглашаются с «правилами игры», ради удобства принимая реальность мира, а становятся искренне верующими: то есть не только отказываются от сомнений в реальности мира — но и от переосмысления собственных убеждений. Для таких людей их желание верить может стать гораздо важнее понимания действительности, а их вера — единственной реальностью.
В первой части «Матрицы» есть два фанатика: Морфеус и Сайфер. На первый взгляд, они противоположны друг другу: Морфеус верит, что найдет Избранного, который освободит человечество от ига машин, позволив всем людям жить в реальном мире. Сайфер же не верит ни во что и хочет забыть всё, что он узнал о реальном мире, и подключиться обратно к матрице. Сайфер предает Морфеуса ради возможности верить в иллюзорный мир Но так ли эти герои отличаются друг от друга? Ведь Морфеус готов верить в пророчество об Избранном, он рискует жизнью ради этой веры, и именно она определяет всё его существование.
Фактически его вера — и есть его реальность, которая перекрывает то, что он видит перед собой «на самом деле». Пророчество для него — непреложная истина, даже когда сам Нео говорит ему о том, что это ошибка. То есть фактически Морфеус хочет жить в мире своих убеждений — как и Сайфер, вот только последнему для этого нужно подключение к матрице и стирание памяти, а Морфеусу — нет. Оба этих персонажа могут помочь нам понять, как видят мир религиозные и идеологические фанатики. Для них догмы из древних текстов или манифесты лидеров движений действительно могут казаться более настоящими, чем всё, о чем может сказать их собственный опыт.
Они — как и люди, подключенные к матрице, — скорее умрут, чем поставят под сомнения свои убеждения. Для многих верующих из нашего обычного мира так же странна мысль о том, что ада нет, как для Нео — мысль о том, что «ложки нет» и поэтому ее можно согнуть усилием воли. Тема веры неоднократно поднимается в трилогии — не только в раскрытии образов Сайфера и Морфеуса, и не только в сцене с ложкой. Например, именно вера в пророчества Пифии и в любовь Тринити воскресила погибшего Нео и сделала его Избранным. Нео воскресает и становится Избранным благодаря вере в любовь Тринити Именно вера в то, что у него есть выбор, позволила Нео спасти Зион и победить Смита.
Даже Пифия — самая «человечная» из всех программ — постоянно говорит о вере и ее влиянии на реальность, ведь вера — одно из самых сильных переживаний для большинства людей. Так говорил о человечестве агент Смит в первой части трилогии. Знаменитый разговор Смита и Морфеуса, во время которого Смит и произносит заглавную фразу, рассуждая о человеческом несовершенстве В этой сцене он рассказывает, что первая матрица была создана как утопичный, идеальный мир. Вот только всё закончилось полным провалом: люди быстро поняли, что что-то не так, и стали бунтовать против программы — так что матрицу пришлось перезагрузить, а всех живущих в ней уничтожить. Действительно, довольно вероятный вариант развития событий: большинству людей не свойственно жить тихой и спокойной жизнью — им свойственно ставить цели, чего-то добиваться, соперничать друг с другом.
В нашем неидеальном реальном мире это приводило к войнам, геноцидам, дискриминации меньшинств, расцвету преступности. Природа такого поведения проста: ведь мы животные, и потребность в действиях ради выживания сформировалась у нас в процессе эволюции — теперь мы не можем пойти против своей природы. Мир, в котором конфликт невозможен, стал бы для людей слишком сложным: им стало бы просто скучно. Неудивительно, что Смиту как программе было трудно это понять! Итак, люди неидеальны.
Если их животное стремление к действиям не направить в безопасное русло вроде спортивных состязаний или активного отдыха, идиллия может стать для них кошмаром — поэтому любой «идеальный мир» должен предлагать возможности преодоления препятствий для всех, кому это необходимо.
«Матрица» — шедевр? Разве?
Заключая, можно сказать, что «Воскрешение» стало «похоронами» всей серии фильмов вселенной «Матрица». Смысл кода матрицы раскрыл художник фильма Саймон Уайтли. После чего надолго погружаемся в трагикомические будни мистера Андерсона и сопутствующее пост-пост-мета-мета: придуманная им игра «Матрица» обладает всеми свойствами фильма «Матрица», и Нео, соответственно, как бы Вачовски. Вряд ли более сильное внимание в 2021 году было приковано хоть к какому-то фильму, чем к «Матрице: Воскрешению», The Matrix Resurrections (2021), срежиссированному Ланой Вачовски. Кадр из фильма «Матрица: Воскрешение» (Фото DR).