Новости санкт петербургский императорский университет

Санкт-Петербургский государственный университет — старейший и один из крупнейших и ведущих классических университетов Российской Федерации, основанный в 1724 году. Власть - 4 августа 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Старейшему техническому высшему учебному заведению страны, Петербургскому горному университету, исполнилось 250 лет.

25 января - Татьянин день

Неудивительно, что часть студентов посчитала, что Ленца назначали не по заслугам, а по степени родства. Итогом и стала обструкция, устроенная ими на лекции по физике. После этого группа недовольных слушателей ушла с занятий, а Роберт Ленц нашел в себе силы изложить оставшимся учебный материал до конца. Вместе с тем студенческая эскапада произвела на него столь сильное впечатление, что он даже обсуждал с попечителем Петербургского учебного округа Иваном Давыдовичем Деляновым возможный уход из Университета. Однако тот заверил Ленца: «ни Совет Университета, ни начальство не потерпят, чтобы несколько мальчиков, прикрываемых массою, могли безнаказанно оскорблять преподавателя». На следующий день после скандальной лекции правление Петербургского университета постановило предать его университетскому суду.

Состоял суд из трех ежегодно избираемых в его состав профессоров. Были заслушаны показания инспектора, объяснения Неклюдова, а также заявления четырех свидетелей из числа слушателей физико-математического факультета. В числе последних оказался известный в будущем революционный деятель, один из авторов первого русского перевода «Капитала» Герман Лопатин, в то время учившийся курсом старше Неклюдова. Ему также не следовало принимать участие в «крике», поднявшемся при появлении инспектора в аудитории. В итоге Неклюдова признали виновным и на основании действующих правил о взысканиях — подлежащим исключению из вуза.

Однако члены суда приняли во внимание блестящие результаты, показанные им в Первой петербургской гимназии, которую он окончил с золотой медалью, и в Университете. Посчитав, что исключение способно повредить столь «прекрасно начатому» жизненному пути, суд решил не выгонять юношу из вуза, а ограничиться его недельным арестом.

В том же году университет был переведен из здания Двенадцати коллегий в южную часть города за Фонтанкой. В 1824 г. Библиотека университета в 1827 г. Некоторое оживление академической деятельности университета началось в 1827 году, когда шесть студентов университета были отправлены в Дорпат , Берлин или Париж для подготовки к профессорскому званию.

С приходом в Министерство народного просвещения Сергея Уварова 1832 , сначала в качестве друга министра, а затем министра, развитие Петербургского университета пошло быстрыми темпами. С 1830-х годов в университете учились студенты из аристократических семей. Новый университетский устав 1835 г. Форма факультета Петербургского университета 1834 г. В 1824-1831 гг. Было принято 244 студента, из которых 115 окончили курс.

В 1831-1836 гг. Было принято 382 студента, из них 198 окончили курс. Всего с момента открытия университета до 1837 года его закончили трехлетний курс обучения 365 человек. В 1829 году в университете было 19 профессоров и 169 студентов дневного и заочного отделения. В 1830 году царь Николай вернул университету все здание Двенадцати коллегий , и там возобновились курсы. В 1835 г.

Он предусматривал создание юридического, историко-филологического и физико-математического факультетов, которые были объединены в философский факультет в качестве 1-го и 2-го факультетов, соответственно. В 1839 г. И 1849-1851 гг.

Кроме того, восстановлено историческое здание «во всей его красоте на высочайшем уровне».

Это уникальное произведение искусства и аналогов в мире этому точно нет», — отметила она. Матвиенко назвала решение императрицы о создании инженерного училища по горной части мудрейшим. Российские медицинские вузы увеличили расценки на образовательные услуги Горный университет также поздравил президент РФ Владимир Путин.

Граф Уваров, напоминают в пресс-службе, стал инициатором преобразования в 1819 году главного педагогического института в Императорский Санкт-Петербургский университет. Народное воспитание, по версии Уварова, «должно совершаться в соединённом духе Православия, Самодержавия и Народности». Ранее «Фонтанка» писала, что не все сотрудники вуза оказались довольны такой заменой.

Рождение и жизнь Санкт-Петербургского университета

Деятельным помошником Петрушевского в организации лабораторных занятий стал лаборант В. Лермантов родственник поэта М. Лермонтова , сконструировавший большую часть приборов и написавший руководство по лабораторным работам. Во второй половине 1870-ых гг. Боргман и О. На химических кафедрах в это время работали замечательные ученые-химики Д. Менделеев и А.

По настоянию Менделеева произошло разделение преподавания химии на факультете. В особые курсы были выделены общая неорганическая , органическая и аналитическая химия. Примеру Петербургского университета, дифференцировавшего преподавание химии, вскоре последовали и другие русские университеты. Этот замечательный труд стал блестящим обобщением химических знаний XIX столетия. В процессе работы над этой книгой Д. Менделеев пришел к открытию Периодического закона и системы элементов.

По инициативе Менделеева курс органической химии с 1869 г. Бутлеров, уже тогда завоевавший мировую известность своими работами по установлению теории строения органических соединений. Его деятельность в университете продолжалась до 1885 г. Исследование Бутлеровым и его ближайшими учениками процессов полимеризации, все большое проникновение в глубь законов высокомолекулярных соединений прокладывали путь новым отраслям химической промышленности и послужили фундаментом для производства синтетических материалов. Аналитическую химию начал читать в 1867 г. Его исследовательские интересы были главным образом связаны с изучением скорости химических превращений органических соединений в зависимости от состава и строения взаимодействующих веществ.

С приходом в университет в 1876 г. Сеченова начала свое развитие в его стенах физиологическая школа, получившая широкую известность благодаря трудам своего основателя и его учеников. Лекции Сеченова пользовались огромной популярностью, собирая большую аудиторию из студентов разных факультетов. В области биологических наук в 1860-ые — начале 1880-ых гг. Кафедру ботаники возглавил с 1863 г. Бекетов, вошедший в историю как создатель школы ботаников-географов и активнейший пропагандист дарвинизма в России.

Физиологию растений преподавал А. Фаминцын — основоположник этой дисциплины в нашей стране и создатель первого учебника по ней. По инициативе Кесслера кафедра зоологии в 1871 г. Первая осталась за ним вплоть до его кончины в 1881 г. Кроме последнего, благодаря усилиям Кесслера в университет были приглашены крупнейшие ученые биологи: академик Ф. Овсянников, возглавивший новую кафедру анатомии человека и физиологии животных; А.

Ковалевский и И. Мечников, которые в качестве приват-доцентов читали лекции в 1866-1869 гг. Будущий нобелевский лауреат И. Мечников в 1867 г. Кесслер стал инициатором созыва первого съезда русских естествоиспытателей, который состоялся в конце декабря 1867 — начале января 1868 г. В дальнейшем подобные съезды стали регулярными и сыграли очень важную роль в развитии русского естествознания.

В 1867 г. После заграничного путешествия, где он первым из геологов наблюдал извержение Везувия и защиты докторской диссертации в 1873 г. Благодаря его усилиям был организован и получил развитие Геологический кабинет-музей Петербургского университета. С именем выпускника и профессора Петербургского университета — В. Докучаева связано и зарождение русского почвоведения. Значительный приток новых выдающихся научных сил после устава 1863 г.

Философию преподавали протоиерей Ф. Сидонский и М. А в 1880-82 гг. В области древней истории началась деятельность ученика М. Куторги — Ф. С середины 1860-ых гг.

Создав своими трудами русскую эпиграфическую школу, Соколов заложил основы крупного научного направления в антиковедении. Другой ученик Куторги — В. Васильевский в 1870 г. Этот ученый стал основоположником научного византиноведения в России. На кафедру отечественной истории в 1865 г. Бестужев-Рюмин, яркий представитель источниковедческого направления в изучении русской истории.

Его диссертация, посвященная древнейшим русским летописям, определяла источники, этапы формирования текстов летописей и принципы работы с ними. Новая кафедра истории искусства оказалась замещена только в 1873 г. В пореформенное время на историко-филологическом факультете появилась блестящая плеяда филологов и литературоведов. До 1880 г. Срезневского на кафедре славянской филологии. Здесь же в 1864 г.

Ламанского, внесшего заметный вклад в развитие славянской истории, филологии и этнографии. Продолжателем изысканий Срезневского стал и академик И. Ягич, преподававший в 1880-85 гг. Крупными исследователями истории русской литературы и фольклора стали Л. Майков и О. По инициативе Миллера возникло Общество вспомоществования студентам Петербургского университета, оказывающее материальную поддержку нуждающимся студентам и была открыта первая в России студенческая столовая.

На кафедре всеобщей истории литературы в 1870 г. С его деятельностью был связан новый этап в истории литературоведения — переход к сравнительно-историческому методу изучения памятников литературы и фольклора. Его классические труды по общей теории литературы, по истории западноевропейских и русской литературы, исторической поэтике, мировому фольклору получили мировую известность и сделали Веселовского признанным главой крупной научной школы. Юридический факультет Петербургского университета во второй половине XIX века также выдвинул немало крупных ученых. В эти годы юристы активно занимались изучением истории России с точки зрения развития права, поэтому многие их труды лежали на стыке истории и собственно правоведения. Также после реформ 1860-ых гг.

Кафедру энциклопедии права в 1863 г. Редкин, пользовавшийся репутацией либерала и известностью в качестве не только ученого-юриста, но и общественного деятеля. Лекции по государственному праву с 1867 г. Градовский также приверженец либеральных взглядов и проповедник начал буржуазного конституционализма. На кафедре истории русского права с 1872 г. Сергеевич, представитель возникшей в Москве юридической школы Б.

Еще в ранних его работах возникновение древнерусской государственности трактовалось как договорное начало между князем и народным представительством вече. Вопросы уголовного права и его истории в России разрабатывал с 1864 г. В 1868 г. Профессором кафедры международного права с 1873 г. Кафедру политической экономии и статистики занимали Э. Вреден и Ю.

Первым в 1868 г. В своих работах Янсон широко использовал богатейшие собрания статистического кабинета университета, содержащего многочисленные издания русских и зарубежных статистических органов. На факультете восточных языков по новому уставу прибавилась кафедра истории Востока. Ее первым профессором стал В. Среди его разносторонних научных интересов первое место занимала история Средней Азии и кочевых народов. Он одним из первых ученых начал разрабатывать столь важную для отечественной истории тему как взаимоотношение Руси со степными народами.

Кафедру армянской словесности занимал К. Патканов, а арабской словесности — В. Первым преподавателем санскритского языка стал К. С 1870 г. В 1872 г. Розен — в недалеком будущем признаный глава отечественной арабистики и ориенталистики в целом в стенах Петербургского университета.

Широким международным признанием успехов университетских востоковедов стал созыв третьего международного съезда востоковедов в Петербурге в 1876 г. Что касается студентов, то устав 1863 г. Плата за обучение оставалась прежней 50 рублей в год, но университет имел возможность давать отсрочки и освобождать полностью или частично от уплаты за слушание лекций. Так в 1868 г. В 1870-ые гг. Многим студентам приходилось зарабатывать себе на хлеб, и они не могли регулярно посещать лекции.

Для облегчения материального положения студенчества все более развивалась система государственных, общественных и частных стипендий. В течении 1863-1869 гг. Одним из наиболее крупных пожертвований стала сумма в 200. Поляковым для строительства общежития для студентов. Оно было открыто в 1882 г. Количество учащихся в университете неуклонно возрастало: если в 1869 г.

Одним из важнейших событий стала организация и открытие Высших Женских Курсов в Петербурге в 1878 г. Формально курсы были независимым от университета, первоначально даже частным учебным заведением, но фактически все преподавание на них осуществлялось университетской профессурой по университетским программам. Первые женщины появились в университетских аудиториях в качестве вольнослушательниц еще в 1859 г. Стасова, М. Трубникова, Е. Конради, А.

Философова и другие поборницы женского образования подала прошение в Петербургский университет об открытии курсов для женщин по предметам историко-филологических и естественных наук. При открытии туда поступило 468 постоянных слушательниц и 346 вольнослушательниц. Многие профессора и преподаватели читали лекции безвозмездно. Срок обучения, как и в университете, был установлен в 4 года, три отделения также копировали университетские факультеты. Руководство педагогической частью курсов принадлежало Педагогическому совету, который возглавил с 1882 г. Одновременно с открытием ВЖК было учреждено Общество доставления средств курсам, сделавшее очень много для укрепления и развития их материально-технической базы.

Членами общества кроме университетских профессоров были многие известные ученые, общественные деятели, литераторы Петербурга; к 1883 г. На средства, собранные по подписке буквально со всей России, общество сумело в 1884 г. Университетский устав 1884 г. Автономия университета фактически была ликвидирована. Университетский и факультетские советы в вопросах управления оказались настолько скованны, что не могли своей властью перенести лекции с одного часа на другой. Вся жизнь университета была подчинена мелочной опеке министра и попечителя учебного округа.

Попечитель получал право созывать совет, правление и присутствовать на их заседаниях, назначать деканов, контролировать преподавание приват-доцентов. Замещение вакантных кафедр происходило или по утверждении министром избранника университета, или по его собственному усмотрению. Соединение, разделение и открытие новых кафедр, ранее решавшиеся факультетом с утверждения совета, теперь также утверждались министром. В ведении факультетского собрания оставались текущие учебные и научные дела: издание сочинений, выдача студентам выпускных свидетельств, медалей и почетных отзывов, рассмотрение отчетов преподавателей, выбор тем для ежегодных студенческих работ, испытания на ученые степени и т. Зато избрание новых профессоров теперь стало происходить на факультете, а не в совете университета. Но в решении всех учебных дел факультеты должны были руководствоваться инструкциями и правилами, разработанными министерством.

Многие дела передавались в университетский совет, функции которого оказались весьма ограниченными. Самостоятельное решение принадлежало совету лишь при утверждении ученых степеней, при определении общего числа медалей, присуждаемых студентам и т. В итоге значительно укреплялась крайне бюрократизированная система, когда самые частные вопросы, например, оставление при университете того или иного кандидата или допущение к чтению лекций приват-доцента, в конечном счете окончательно решались министром народного просвещения. Серьезный удар был нанесен и по Высшим женским курсам, в мае 1886 г. Вследствие этого, курсы в скором времени оказались в крайне затруднительном материальном положении, грозящем им катастрофой. И только общественная поддержка, в первую очередь со стороны профессоров Петербургского университета, отказавшихся от платы за чтение лекций на курсах и титанические усилия Комитета Общества доставления средств ВЖК, под председательством А.

Бекетова, спасли от закрытия первый русский женский университет. Осенью 1889 г. Во главе курсов вставал директор, назначаемый министром; учреждался особый институт инспектрис, которые должны были наблюдать за слушательницами и во внеучебное время; упразднялись естественноисторические кафедры; число слушательниц не должно было превышать 400 человек. Но несмотря на все препоны курсы продолжали расти и развиваться, к 1903 г. За первые 25 лет существования ВЖК, Общество доставления им средств сумело построить 4 дома с прекрасно оборудованными аудиториями и лабораториями, библиотекой, астрономической обсерваторией, общежитием для студенток. Восстановить же автономное управление ВЖК смогли, также, как и сам университет, только в 1905 г.

Краеугольным камнем нового устава стало кардинальное изменение экзаменационной системы. Переходные экзамены с курса на курс отменялись и заменялись обширным списком государственных экзаменов, которые надлежало сдавать все сразу по окончанию университета для получения диплома. Причем принимать эти экзамены должны были не профессора, читавшие соответствующие курсы, а особые испытательные комиссии по профилю каждого факультета, назначаемые попечителем учебного округа и министром. То есть, по сути дела, испытания для получения диплома оказывались оторванными от собственно университетского преподавания. За факультетами оставалось право зачитывания студентам полугодий при условии прослушивания определенного количества лекций, участия в практических занятиях и прохождения проверочных испытаний. Успешно проучившись в университете 4 года и получив в том выпускное свидетельство, студент мог и не получить диплома, если не выдерживал государственных экзаменов или вообще не сдавал их.

Например, в 1892 г. Кандидатская степень отменялась, выпускники успешно сдавшие государственные экзамены получали диплом I или II степени. А вот введение системы гонорара, когда студенты помимо суммы в пользу университета, вносили суммы из расчета 1 рубль за недельный час в среднем 50 рублей в год в пользу, тех преподавателей, чьи лекции или занятия посещали, себя не оправдало, хотя, она вроде бы и была направлена на улучшение материального положения профессуры. На практике она тормозила расширение преподавания, поскольку влекла за собою увеличение гонорара, противореча более чем скромным материальным возможностям большей части студентов. Должности штатных доцентов упразднялись, вместо них поощрялось развитие приват-доцентуры, причем последние получали право читать параллельные курсы, создавая тем самым научное соревнование на факультете. Фактически, устав 1884 г.

Факультеты стали также составлять несколько учебных планов для разных специальностей, которые студенты могли выбирать. Кроме того, студентам была предоставлена возможность прохождения курса по индивидуальным учебным планам и возможность слушать лекции на других факультетах. Университетский суд был ликвидирован и надзор за студентами поручался специальной инспекции, во главе с инспектором, назначаемым опять-таки министром. В отличии от системы преподавания и экзаменов структуру факультетов Петербургского университета устав затронул незначительно. На историко-филологическом факультете кафедры греческой и римской словесности были слиты в одну — классической филологии, введена новая кафедра географии и этнографии, которая, впрочем, скоро в 1887 г. На физико-математическом факультете количество кафедр было сокращено до 10 путем слияния кафедр физики и физической географии и кафедр минералогии и геологии.

На юридическом факультете устав 1884 г. На факультете восточных языков количество и состав кафедр остались прежними. Во второй половине 1880-ых — 1890-ых гг. На кафедре физики до 1901 г. Петрушевский, его приемником стал И. Боргман, автор более 100 работ в области электричества, главным образом, по электропроводимости газов.

Крупной заслугой Боргмана стала постройка нового здания Физического института, который был первым учреждением подобного рода в России. На средства, отпущенные министерством народного просвещения в 1899 г. В начале 1901-1902 учебного года состоялось его торжественное открытие. В новых просторных помещениях в течении 1904-05 уч. Вторым профессором физики был О. Хвольсон, занимавшийся разными вопросами теоретической и экспериментальной физики.

Наиболее его замечательное исследование относится к вопросу диффузии света, который он разобрал, применив метод интегральных уравнений задолго до того, как теория этого метода была развита. В разные годы Хвольсон читал курсы механической теории тепла, оптики и теории потенциала. Плодом его многолетней научно-педагогической деятельности явился многотомный курс физики, выдержавший несколько переизданий и переведенный на немецкий, французский и испанский языки. В области математики к 1890-ым гг. Сохоцкого и Г. Вороного, посвященные теории алгебраических чисел.

В трудах последнего были заложены основы современной геометрической теории чисел. В 1894 г. Гюнтера, автора ряда исследований по общей теории дифференциальных уравнений и по математической физики. Кафедру астрономии с начала 1880-ых гг. Глазенап, основоположник астрофизики в России. Широкую известность получили его исследования о двойных и переменных звездах.

Благодаря усилиям Глазенапа при университете была организована астрономическая лаборатория и возникло Русское астрономическое общество, начавшее издание первого на русском языке научного астрономического журнала. Химические кафедры после ухода из университета Менделеева и Бутлерова заняли Д. Коновалов и Н. Меншуткин стал организатором создания и строительства новой химической лаборатории, которая была открыта в октябре 1894 г. По своему техническому оснащению она считалась одной из лучших в Европе. В 1891 г.

Тищенко и А. В начале 1890-ых гг. Шимкевич и В. Шевяков — яркие представители нового поколения ученых — молодые, энергичные, интересующиеся последним словом науки. Они образцово поставили педагогический процесс на своих кафедрах, ввели практикумы и воспитали многих учеников. С 1891 по 1895 гг.

В 1886-1897 гг. Лесгафта, который читал курс анатомии. Его лекции воспринимались как прокладывающие новые пути в науке о жизни человека и были популярны не только среди естественников, но и среди студентов других факультетов. После ухода Сеченова из университета заведующим физиологической лабораторией стал его ученик Н. Введенский, который продолжил разработку и развитие проблемы нервного торможения рефлексов. Наибольший ущерб устав 1884 г.

Было отменено деление историко-филологического факультета на три отделения: историческое, славяно-русское и классическое. Министерство, ссылаясь на недостаток учителей древних языков для гимназий, усиленно насаждало классицизм в историко-филологическом образовании. Древние языки, древняя история и мифология объявлялись основными предметами на протяжении всех 4 лет обучения. Примечательно, что даже сами антиковеды выступали против преувеличения роли древних языков в преподавании. Декан историко-филологического факультета И. Перестройка историко-филологического факультета имела следствием отлив студентов, так если в 1884 г.

Угроза дезорганизации учебной работы историко-филологического факультета, уменьшение числа студентов, явное недовольство профессоров, принудили министерство в 1889 г. В том же году были восстановлены обязательные полу курсовые экзамены на всех факультетах. Но даже в этих условиях на историко-филологическом факультете продолжали работать значительные научные силы и появлялись талантливые молодые преподаватели. С 1888 г. Платонова в области изучения русской истории. Его работы по истории Московского государства конца XVI — начала XVII века по-новому трактовали ряд ключевых проблем этого периода опричнина, экономический кризис, социальный характер восстания Болотникова, нижегородское ополчение и др.

Немалым успехом пользовались и доходчивые и впечатляющие лекции Платонова, выдержавшие 10 переизданий. С 1890-ых гг. В области истории древнего мира и классической филологии работали В. Ернштедт, И. Помяловский, В. Латышев, П.

Никитин, Ф. Кафедру истории искусства занимал с 1887 по 1897 гг. Кондаков, имевший много учеников. В самом конце XIX века началась педагогическая деятельность представителей нового поколения отечественных антиковедов — М. Ростовцева и С. Важным элементом в подготовке молодых преподавателей продолжали оставаться заграничные командировки.

Например, Ростовцев на средства министерства народного просвещения в 1895-98 гг. В области преподавания филологических дисциплин А. Веселовскому удалось добиться открытия романо-германского отделения, вместо кафедры всеобщей истории литературы, представлявшей из себя на деле подсобную для русской литературы дисциплину. Отделение, преподавателями которого стали Ф. Батюшков, Р. Ланге, Ф.

Браун, сделало изучение западноевропейских языков и литератур самостоятельной специальностью. По инициативе же Веселовского в 1885 г. На кафедре русской литературы работали известные исследователи творчества Пушкина и других русских писателей — П. Морозов, И.

Данные для исследования ученые будут искать в различных исторических источниках — в том числе в произведениях античных авторов, например, в знаменитых "Анналах" П. Корнелия Тацита, историка и сенатора, жившего на рубеже I и II вв. Особое внимание будет уделено анализу эпиграфических памятников, то есть надписей — на стенах, погребальных плитах, камнях. Ввиду того, что в большинстве своем их авторов интересовала прежде всего фигура императора и только значительные события истории, там часто содержится не так много сведений по интересующей нас теме.

Наиболее важную, многочисленную и трудоемкую категорию источников составляют различные виды латинских надписей официального и частного характера, оставленные сенатом как институтом власти, сенаторами, преторианцами и рядовыми жителями Рима. Именно они позволяют реконструировать связи между представителями этих социальных групп. Например, почетные надписи, оставленные клиентами своему патрону, позволяют нам узнать личность и социальное происхождение их покровителя, определить сенатор он или нет. Анализ данных надгробных надписей колумбариев вольноотпущенников помогает определить патрона усопших, установить примерную численность его клиентов", — сказал Андрей Маркелов. В мире существуют специальные научные издания надписей. Самое известное и крупное это "Corpus Inscriptionum Latinarum". Он состоит из 17 томов собственно надписей и 13 дополнительных томов с индексами и иллюстрациями. Сейчас выходит новое обновленное издание.

Поиск и отбор необходимых надписей облегчает наличие электронных баз по латинской эпиграфике, созданных рядом университетов и научных организаций. Все эти базы находятся в свободном онлайн-доступе. Еще одним важным источником станут нумизматические данные, то есть, данные с монет — изображения и надписи.

Сенковский Барон Брамбеус. В 1823 году состоялся первый выпуск: из своекоштных студентов окончило курс 4, из казенных студентов — 22. В том же году университет был переведен из здания 12 коллегий на Кабинетскую улицу, в здание, занимаемое теперь синодальным подворьем. В 1824 году повелено было Санкт-Петербургскому университету руководствоваться уставом Московского университета; заведование учебными и экономическими делами университетского округа перешло к совету бывшей конференции. В конце 1825 году ректором был избран проф. Дегуров, остававшийся в этой должности до введения устава 1835 года; должность инспектора также была выборная и была замещена в 1827 году профессором Н. Лишь после ухода Рунича, уволенного в 1826 году за растрату казенных денег, университет мог, однако, воспользоваться всеми принадлежавшими ему по уставу правами. При университете состояли: библиотека, имевшая в 1827 году 4217 названий в 10 815 томах, нумизматический, минералогический, ботанический, зоологический, физический кабинеты и химическая лаборатория. Некоторое оживление ученой деятельности университета началось в 1827 году, когда 6 воспитанников университета были посланы в Дерпт и Берлин или Париж для приготовления к профессорскому званию. Со вступлением в министерство народного просвещения С. Уварова 1832 , сначала в качестве товарища министра, а затем и министра, развитие Санкт-Петербургского университета пошло быстрыми шагами. Вновь назначены были, А. Фишер — по кафедре философии, Е. Врангель — русского права, П. Плетнёв — русской словесности, А. Никитенко — русской словесности, Н. Устрялов — русской истории, И. Шульгин — всеобщей истории, С. Куторга — зоологии, Н. Гоголь — истории древней и средневековой. Студентов в 1824—31 годах принято всего 244, окончило курс 115. С 1831 по 1836 год поступило студентов, как казённокоштных, так и своекоштных, всего 382 человека, окончило курс 198 человек. Всего с открытия университета до 1837 года окончило трехгодичный курс 365 человека, в том числе 193 кандидатами и 172 со званием действительного студента. Платы своекоштные студенты не вносили никакой. Многие посещали лекции в качестве вольнослушающих. Мундир профессорско-преподавательского состава Петербургского университета 1834 С 1830-х годов в университете появляются студенты из аристократических фамилий. Новый университетский устав 1835 оживил научную и преподавательскую деятельность университета первым ректором по новому уставу стал И. Первым, кого Санкт-Петербургский университет возвёл в степень доктора прав, был юрист К. Неволин 1934. В 1837 году университет был вновь переведён в здание двенадцати коллегий. С 1839 года своекоштные студенты были обложены ежегодной платой в 100 рублей. В 1839 году на средства министерства финансов было образовано временное «реальное отделение», для подготовления преподавателей технических наук; это отделение существовало до 1843 года и затем в 1849—51 годах. В 1839 году для приготовления чиновников, знающих валахо-молдавский язык, была открыта на средства министерства иностранных дел кафедра валахо-молдавского языка, просуществовавшая до 1858 года. Потребность в переводчиках привела к учреждению в 1845 году кафедр армянского, грузинского и татарского языков. Для приготовлявшихся к службе в Царстве Польском по судебному ведомству введено в 1841 году на юридическом факультете преподавание польского законоведения. В 1843 году был образован в составе юридического факультета особый разряд «комеральных наук», имевший целью «приготовление людей способных к службе хозяйственной или административной». Камеральный разряд существовал до 1860 года, когда был заменён разрядом «административным». В 1854 году из отделения восточной словесности филологического факультета образован особый факультет восточных языков. Оживление академической жизни началось с возвращения молодых ученых, командированных за границу. Из профессоров пользовались известностью, кроме вышеупомянутых: И. Янышев и В. Полисадов — богословия, П. Калмыков и В. Милютин — энциклопедии законоведения и русского государственного права, И. Ивановский — общенародного права и дипломатии, К. Неволин и К. Кавелин — гражданского права, Я. Баршев — русских уголовных и полицейских законов, В. Спасович — уголовного права, П. Рождественский — законов благочиния и благоустройства, И. Горлов — политической экономии и статистики, О. Сомов, В. Буняковский, П. Чебышёв — математики, А.

Королёва и Московского городского педагогического университета при поддержке Российского научного фонда РНФ проведут исследование, в ходе которого история Древнего Рима императорской эпохи будет впервые проанализирована с точки зрения значимости личных связей и неформальных контактов политической элиты, народа и военных столичного гарнизона, сообщает пресс-служба вуза в четверг. Исследование охватит почти три века древнеримской истории - с последней четверти I в. Ранее эта эпоха, называемая историками принципатом, в подобном контексте не изучалась.

Под Петербургом построят академгородок почти за 50 млрд рублей

Именно граф Уваров стал автором преобразования вуза. В 1819 году он предложил переименовать Главный педагогический институт в Императорский Санкт-Петербургский университет. Евразийский международный университет планирует построить кампус в Ломоносове в Петродворцовом районе Петербурга. 21 декабря в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого прошел. 9 февраля 2024 г. в рамках мероприятий, приуроченных к 300-летнему юбилею старейшего вуза России, в Санкт-Петербургском государственном университете состоялось торжественное открытие галереи портретов ректоров. Торжественная церемония открытия галереи портретов ректоров Императорского университета, Петроградского университета, Ленинградского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета. Рассказываем о новостях из мира первого классического Университета России.

Татьяна Черниговская: Наш прекрасный дом Санкт-Петербургский Императорский университет

Новые студенты приносят Торжественную клятву первокурсника. Торжественное зажжение Огня знаний. Историческое развитие структуры университета На момент реорганизации университет состоял из трёх отделений или факультетов: I. Отделение наук Философических и Юридических, II. Отделение наук Физических и математических, III. Отделение наук Исторических и Словесных.

Студенты СПб ГУ проходят обучение и практику на карильоне Петропавловского собора, выпускники кафедры участвуют в концертах и фестивалях карильонной музыки, регулярно проходящих в Петропавловской крепости. Подписанные 8 февраля соглашение и договор официально закрепили это многолетнее сотрудничество.

Срезневского , прихожане по предложению старосты академика Б. Тураева создали просуществовавшую несколько лет "малую" церковь Всех русских святых, иконостас для которой был взят из закрытого соседнего храма 166-го сводного госпиталя. С 1921 года настоятелем Всехсвятской церкви был молодой о. Владимир Лозина-Лозинский , прославленный Церковью в 2000 году как священномученик. После закрытия в январе 1923 года утварь и колокола были отданы на переплавку; иконостас через два года перевезли церкви в расположенный неподалеку Музей отжившего культа. К концу XX века в бывшем Петропавловском храме располагался музей истории университета. В 1990 году инициативная группа верующих людей академики Д.

Лихачев, А. Панченко, Л. Гумилёв подняла вопрос о возрождении университетского храма. В 1996 году в помещении начались молебны, в престольный праздник 1997 года был отслужена первая Божественная литургия. Храм является памятником культуры федерального значения.

Министр юстиции принял участие в открытии галереи портретов ректоров Санкт-Петербургского государственного университета, 9 февраля 2024.

Классика не стареет: об учреждении Санкт-Петербургского государственного университета

Татьяна Черниговская: Наш прекрасный дом Санкт-Петербургский Императорский университет Отрывок беседы Дискуссионного клуба выпускников СПбГУ «Университет будущего». Власть - 4 августа 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Будущий Министр внутренних дел Российской империи после окончания Орловской гимназии поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета.

Музей истории СПбГУ

Ранее эта эпоха, называемая историками принципатом, в подобном контексте не изучалась. Отмечается, что исследование позволит лучше понять влияние рассматриваемых социальных групп на политическую жизнь Древнего Рима императорской эпохи, даст более подробную и реальную картину жизни римского общества в периоды как спокойствия, так и во время военно-политических кризисов. Данные для исследования ученые будут искать в различных исторических источниках - в том числе в произведениях античных авторов.

Их ремонт начнется в мае.

Первый из корпусов кампуса планируют открыть к 1 сентября 2024 года. Там будут проходить курсы повышения квалификации, обучение иностранным языкам и подготовка иностранных студентов, передают «Ведомости».

Памятник в виде летящего ангела с горящим факелом перед главным зданием Санкт-Петербургского государственного университета заменят на монумент Сергею Уварову, который был президентом Императорской академии наук в XIX веке. Он также предложил преобразовать Главный педагогический институт в Императорский Санкт-Петербургский университет, что стало одним из этапов развития нынешнего СПбГУ. Скульптуру «Крылатый гений» перенесут во двор здания Двенадцати коллегий.

При этом скульптура «Крылатый гений» будет перенесена во двор здания Двенадцати коллегий. Стоит напомнить, что граф Уваров являлся инициатором преобразования в 1819 году главного педагогического института в Императорский Санкт-Петербургский университет.

Памятник универсанту может переехать к «Максидому». В СПбГУ забыли его учесть

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Санкт-Петербургский университет – альма-матер для огромного количества выдающихся ученых и государственных деятелей. Санкт-Петербургский университет – альма-матер для огромного количества выдающихся ученых и государственных деятелей. Торжественная церемония открытия галереи портретов ректоров Императорского университета, Петроградского университета, Ленинградского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета.

История образования. Санкт-Петербургский университет

Именно граф Уваров стал автором преобразования вуза. В 1819 году он предложил переименовать Главный педагогический институт в Императорский Санкт-Петербургский университет. История Санкт-Петербургского университета. Интересно отметить, что официальное при-своение Петербургскому университету титула «императорский» состоялось только в конце 1821 г., в виде особой милости,18 хотя и раньше в ведомствен. Санкт-Петербургский университет основан в феврале 1819 г. в результате переименования и последующей реорганизации Главного педагогического института. 1# $a: Императорский Санкт-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования: 260. В 2017 Ученые Санкт-Петербургского университета провели исследование, посвященное топографии поверхности ядерных структур.

Историки впервые исследуют неформальные связи элиты, военных и народа в императорском Древнем Риме

Ломоносов и фактически переставшего существовать в 1766 году, будучи не позднее 1770 года объединённым с Академической гимназией в Училище Академии последнее просуществовало до 1805 года. В настоящее время эта версия официально принята руководством университета и государства [6]. Согласно же основной, наиболее распространённой версии, поддерживаемой как в дореволюционной [7] [8] , так и в позднейшей историографии [4] [9] , современный СПбГУ — преемник Санкт-Петербургского университета, который был создан в 1819 году в результате переименования и последующей реорганизации Главного педагогического института, ведущего свою историю от Учительской семинарии, основанной в 1786 году [7] и преобразованной в Педагогический институт в 1804 году при этом следует иметь в виду, что позже Главный педагогический институт был восстановлен отдельно от Университета уже в 1828 году , а затем Министерством просвещения было принято решение об окончательном закрытии в 1858 году, последний выпуск был в 1859 году. За дату основания в этом случае принимается 8 20 февраля 1819 года, стоящая на докладе министра духовных дел и народного просвещения князя А. Голицына, озаглавленном «Об учреждении Университета в Санкт-Петербурге» и содержащим проект «Первоначальное образование С. Уваровым [10]. Первое время Университет жил по Уставу Главного педагогического института, пока 4 16 января 1824 года в нём не был введён в действие изменённый по обстоятельствам Устав Московского университета [11]. После этого на протяжении своей истории университет неоднократно менял названия: С 1821 по 1914 год он назывался Императорский Санкт-Петербургский университет; 1914 — февраль 1917 года — Императорский Петроградский университет; февраль 1917 — июнь 1918 года — Петроградский университет; июнь 1918 — октябрь 1919 года — Первый Петроградский университет; октябрь 1919 — январь 1921 года — Петроградский университет; январь 1921 — январь 1924 года — Петроградский государственный университет; январь 1924 — апрель 1933 года — Ленинградский государственный университет; апрель 1933 — октябрь 1937 года — Ленинградский государственный университет имени А. Бубнова; октябрь 1937 — февраль 1944 года — Ленинградский государственный университет; февраль 1944 — октябрь 1948 года — Ленинградский ордена Ленина государственный университет; октябрь 1948 — 1969 год — Ленинградский ордена Ленина государственный университет имени А.

Девять универсантов стали лауреатами Нобелевской, а двое — обладателями Филдсовской премии. Вы тоже можете стать частью истории. СПбГУ ждет новые таланты, чтобы помочь им раскрыться и добиться блестящих побед в науке и искусстве.

За дату основания в этом случае принимается 8 20 февраля 1819 года , стоящая на докладе министра духовных дел и народного просвещения, князя Александра Николаевича Голицына , озаглавленном «Об учреждении Университета в Санкт-Петербурге» и содержащем проект «Первоначальное образование С. С 1821 по 1914 г. Бубнова ; октябрь 1937 г. Жданова ; 1969 г. Жданова; январь 1989 г. Статистика В настоящее время в университете обучается более 20 тысяч студентов на очной форме обучения и порядка 9 тысяч на очно-заочной и заочной.

Возрождение академической жизни началось с возвращением молодых ученых, отправленных за границу. В 1855 году востоковедение было отделено от историко-филологического факультета, и 27 августа 1855 года был официально открыт четвертый факультет, факультет восточных языков. В 1859—1861 годах студентки-заочницы могли посещать лекции в университете. В 1861 году в университете обучалось 1270 студентов дневного отделения и 167 студентов заочного отделения, из них 498 - на юридическом факультете - крупнейшем подразделении. Но в этом подразделении был отдел камеральных исследований, где студенты изучали вопросы безопасности, гигиены труда и экологического менеджмента, а также науки, включая химию, биологию, агрономию, а также право и философию. Поэтому на юридическом факультете учились многие российские, грузинские и другие менеджеры, инженеры и ученые. В 1861—1862 годах в университете были студенческие волнения, и он дважды в течение года был временно закрыт. Студентам отказали в свободе собраний и поместили под наблюдение полиции, а публичные лекции были запрещены. Многие студенты были отчислены. После волнений 1865 года в школе осталось всего 524 студента. Ректором университета в то время был Петр Плетнев 1840-1861. Особое оживление жизни Петербургского университета отличалось в конце 1850-х годов. Студентам разрешили встречи для обсуждения их случаев; у них была отдельная библиотека, читальный зал, касса в помощь бедным товарищам, в пользу которых устраивались концерты и публичные лекции; издан «Студенческий сборник». В 1861 году император принял предложение графа Сергея Строганова о преобразованиях в университетах, приведших к их превращению в учебные заведения для имущих и заслуживающих доверия. Это было поручено новому министру народного просвещения адмиралу Евфимию Путятину , который в июле 1861 г. За нарушение дисциплины было назначено наказание вплоть до отчисления из вуза. Профессора и преподаватели должны были продемонстрировать свою надежность. В проспекте содержались правила точного посещения лекций с соблюдением необходимого порядка и тишины. Циркуляр вызвал недовольство в университетах, осенью 1861 г.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ХРАМ ПРИ ГОСУНИВЕРСИТЕТЕ

Он также предложил преобразовать Главный педагогический институт в Императорский Санкт-Петербургский университет, что стало одним из этапов развития нынешнего СПбГУ. Санкт-Петербургский государственный университет — самый первый университет России, центр образования и науки. Старейшему техническому высшему учебному заведению страны, Петербургскому горному университету, исполнилось 250 лет. 10 сентября 2022., в Санкт-Петербургском государственном университете в рамках Дня выпускника прошла беседа дискуссионного клуба выпускников "Университет будущего". Владимир Путин подписал Указ «О присвоении федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Санкт-Петербургский горный университет» почетного наименования».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий