Операции «Концерт» стала второй масштабной «Рельсовой войной» на оккупированной советской территории. В результате масштабных партизанских операций 1943 года «Рельсовая война» и «Концерт» железнодорожные грузоперевозки в немецком тылу сократились более чем на 40%. Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильей Григорьевичем Стариновым.
Проведение операции
- Операция «Концерт»: массовые атаки от Карелии до Крыма навели ужас на врага (ФОТО) | Русская весна
- Проведение операции
- История партизанского «Концерта»
- Партизаны устроили «концерт» для врага
- "Рельсовая война" и "Концерт" для врага. Как начиналось освобождение Беларуси
- Комментарий редакции
Что такое Рельсовая война и Концерт?
В операции «Концерт» участвовали 193 партизанских формирования Белоруссии , Прибалтики , Карелии , Крыма , Ленинградской и Калининской областей. Советским войскам предстояла битва за Днепр, наступление на смоленском и гомельском направлениях, и руководство понимало важность задачи партизанского движения. Руководство осуществлял Центральный штаб партизанского движения [4]. Подготовка операции Подготовкой операции «Концерт» занимался центральный штаб партизанского движения. В планах, как и в «Рельсовой войне», было вывести из строя сеть железных дорог на протяжении всего фронта: От Крыма до Карелии. Инструктаж прошли почти 200 отрядов или более 120 тысяч человек. Каждый отряд получил свою боевую задачу. Подорвать предстояло 272 тысячи рельсов, из них 140 тысяч были на территории Белоруссии. Там же базировалось и самое крупное партизанское движение из 92 тысяч бойцов. Снабжать партизан должны были по воздуху, однако за неделю до старта операции зарядили дожди и появились туманы, поэтому до них дошла только половина необходимого снаряжения и взрывчатки.
Тем не менее частично операцию удалось начать вовремя [5]. Ход операции Часть партизанских бригад вышла на исходные рубежи и в ночь на 19 сентября нанесла удар по железнодорожным коммуникациям. Основная масса партизанских формирований начала боевые действия в ночь на 25 сентября.
Таким образом, возможности маневра и снабжение вермахта ухудшилось.
Советское командование оценило результат «Рельсовой войны» положительно. Было решено продолжить в том же духе. Необходимо было ударить по противнику с тыла, чтобы облегчить наступление советских армий. В начале сентября 1943 года советское командование утвердило план операции «Концерт».
Целью были железнодорожные пути в тылу противника. Каждый партизанский отряд получил свою задачу, что включало подрыв рельсов, эшелонов, дорожных сооружений и других объектов тыловой инфраструктуры. К операции привлекли более 190 бригад и отрядов, около 120 тыс. Операция была тесно связана с предстоящим наступлением советских армий на смоленском и гомельском направлениях и битвой за Днепр.
Было налажено массовое обучение партизан подрывному делу, доставка военных грузов в расположение партизанских формирований. Начало операции назначили на 19 сентября 1943 года. Однако из-за неблагоприятных погодных условий к началу операции авиацией перебросили только половину военных грузов.
Грузоперевозки вермахта сократились на 40 процентов. Немцам пришлось отвлечь с фронта значительные силы для охраны тыловых железнодорожных коммуникаций, ремонта повреждённых рельсов везли из Европы, главным образом Бельгии и Голландии , восстановления мостовых переходов и водокачек. По обе стороны рельсового пути на 100-200 метров вырубали лес и кустарники, где могли прятаться партизаны, создавали минные поля на подходах к рельсам, патрулировали пути. Партизаны минируют мост. БССР, осень 1943 года Не давая врагам передышки, уже через четыре дня после завершения предыдущей, с 19 сентября 1943 года ГШПД начал новую операцию рельсовой войны, получившую название «Концерт», что более точно отражало её суть: каждый партизанский отряд и диверсионная группа получили свою «партитуру» конкретное задание , инструменты для её исполнения мины, другое оружие и боеприпасы , дирижёром выступил ГШПД, тесно взаимодействовавший с Генштабом РККА. География «Концерта» стала шире, захватив на сей раз Карельский перешеек и Крымский полуостров, и многолюднее: к прежним 100 тысячам бойцов добавилось ещё 20 тысяч. Рельсов в ходе её проведения было подорвано несколько меньше 150 тысяч ; немцы, кстати говоря, научились их чинить не только путём замены, но и накладывая переходные мостики.
Зато мостов через реки и глубокие овраги уничтожено больше только белорусские партизаны взорвали их 72, а ремонт таких сооружений занимал зачастую не одну неделю , попутно партизаны разгромили 58 немецких гарнизонов. Когда взрывчатки не было, железную дорогу просто разбирали Параллельно с «Концертом» в те же сроки и теми же силами проводилась операция «Пустыня», целью которой ставился вывод из строя системы водоснабжения железнодорожных станций. Поставленных задач — уничтожения 232 водокачек на всех магистралях — достичь не удалось из-за недостатка взрывчатки: погода резко ухудшилась и доставить её самолётами с Большой земли не представлялось возможным. Но 43 водокачки всё же взлетели на воздух. Кроме того, партизаны разрушили 6 напорных водопроводов, одну плотину, 6 водонапорных башен и 4 гидравлические колонки. Что, вместе взятое, опять-таки на 35-40 процентов вновь снизило пропускную способность железных дорог, находящихся под контролем вермахта, только что восстановленных. Группа подрывников у взорванного ими моста на Украине, который был подорван в момент прохождения по нему вражеской техники. Январь 1944 г. Особо впечатляющих результатов ввиду вышеуказанных причин невозможности достаточного снабжения партизан спецсредствами для ведения рельсовой войны из-за сложившихся метеоусловий он не дал, но тоже внёс свой вклад в копилку Победы. Общие итоги проведения партизанами трёх рельсовых войн-«концертов», а также сольных выступлений отдельных исполнителей и «концертных бригад» в лице отрядов и соединений народных мстителей таковы: за годы войны они пустили под откос порядка 20 тысяч эшелонов противника и 58 бронепоездов, взорвали или вывели из строя иным способом 10 тысяч паровозов, 110 тысяч вагонов, платформ и цистерн, уничтожили свыше 12 тысяч мостов на железных, шоссейных и грунтовых дорогах.
Понимая отчаянность положения, Гитлер начал спешно перебрасывать из Германии и даже с линии фронта новые железнодорожные восстановительные батальоны. Но ремонтные бригады не успевали за действиями партизан. За полтора месяца было подорвано свыше 148 500 рельсов. На одном только белорусском направлении партизаны пустили под откос более 1 000 вражеских эшелонов, разрушили 72 железнодорожных моста. Всего же в ходе двух операций - «Рельсовая война» и «Концерт» - с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. В дальнейшем историки произвели оценку и выявили, что в двух операциях по разрушению железнодорожного полотна противника действия партизан были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации за этот период.
Подготовка к операции
- Операция «Концерт»
- Подготовка к операции
- Сергей Ушкалов. Действия брянских партизан в ходе операций “Рельсовая война” и “Концерт”. Часть 3
- Полезные ссылки
Операция «Концерт» как второй этап операция «Рельсовая война» .
Партизанский аргумент «Рельсовая война» на сегодня является первой и единственной партизанской стратегической операцией в масштабах нескольких фронтов. Для «рельсовой войны» не хватало опытных саперов-взрывников, взрывчатки и соответствующих материалов. Рельсовый «Концерт» начался 25 сентября. В процессе «Рельсовой войны» советскими бойцами было подорвано порядка 215 тысяч рельсов. В результате поставки немецкого вооружения и провизии сократились на 35-40%.
«Концерт» после «Рельсовой войны»
«Концерт» для врага: какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война» | Рельсовый «Концерт» начался 25 сентября. |
Партизанская операция «Концерт» | Операции «Концерт» стала второй масштабной «Рельсовой войной» на оккупированной советской территории. |
Сергей Сигачев. Курская дуга. Операции «Рельсовая война» и «Концерт» | Всего в ходе «Рельсовой войны» и операции «Концерт» с 22 июля по октябрь 1943 года было подорвано более 360 тысяч рельсов, или 2270 километров одноколейного железнодорожного пути. |
80 лет назад началась операция советских партизан под кодовым наименованием «Концерт» | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. |
Величайшая в истории партизанская операция «Концерт», о которой забыли
В ходе операции «Рельсовая война» было подорвано свыше 215 тысяч железнодорожных рельсов, пущено под откос много эшелонов с личным составом и боевой техникой гитлеровцев, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения. Причем итогом партизанских операций типа «Рельсовая война» и «Концерт» было не только огромное количество перебитых рельсов. Операция «Концерт» стала второй частью операции «Рельсовая война». При планировании масштабного наступления советских войск на Днепр к участию в нём было привлечено более 120 тыс. партизан. «Рельсовая война» началась со второго на третье августа и продолжалась почти до конца сентября.
Операция «Концерт» как второй этап операция «Рельсовая война» .
Но далеко не все партизанские отряды и соединения смогли отложить свои «партии»: многие уже выдвинулись в районы, где им полагалось заниматься диверсиями на железной дороге. И 19 сентября, как первоначально и планировалось, в немецком тылу зазвучали первые взрывы и начали валиться под откос первые эшелоны. Советские партизаны готовят подрыв моста Источник: waralbum. Уничтожение эшелонов рассматривалось в рамках «Концерта» как своего рода дополнительная партия. А между тем отвечавший за организацию и проведение спецоперации полковник НКВД Илья Старинов, справедливо считающийся одним из самых опытных советских диверсантов, до последнего дня настаивал на том, чтобы сместить фокус партизанский усилий с рельсов на эшелоны и мосты. Партизаны готовят к подрыву участок железной дороги Источник: waralbum. В итоге глобального нарушения железнодорожного сообщения, на которое рассчитывало командование Красной Армии, добиться не удалось.
Если же, как полагал главный диверсант операции, партизаны сосредоточились бы на уничтожении эшелонов, это не только намного увеличило бы перерывы в движении поездов, поскольку пути пришлось бы очищать от перекрывших их составов, но и сократило бы паровозный и вагонный парк немцев, который и без того был не слишком велик. Такой результат гораздо серьезнее сказался бы на темпах подвоза подкреплений на советско-германский фронт. А в тот момент одновременный партизанский удар по железнодорожным коммуникациям на участке, составлявшем от 700 до 900 км по фронту и до 400 км глубиной, произвел на командование Вермахта неизгладимо удручающее впечатление. Партизаны отряда имени Ворошилова готовят подрыв деревянного моста над рекой, 1943 год Источник: waralbum. По словам генерала, и без того не слишком густая и перегруженная железнодорожная сеть подвергалась ожесточенным атакам партизан, что «до предела напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления». Горящий деревянный железнодорожный мост над рекой Стыр на участке железной дороги между городами Сарны и Ковель, подожженный партизанами, 1943 год Источник: waralbum.
Одновременные диверсии во множестве мест вызвали настоящую панику в подразделениях, которые несли охрану на железнодорожных путях — а это были в основном части, состоящие из коллаборантов, или подразделения союзников по «оси».
Уничтожаем рельса, уничтожается железнодорожное полотно, а значит у противника нет возможности по нему передвигаться. Уничтожение паровозов и эшелонов. Данную идею поддерживал полковник Старинов, известный ещё по организации подрывной и партизанской работы в Испании. Старинов говорил о том, что уничтожение полотна является бессмысленным, а основной удар нужно нанести по паровозам. Во-первых, у немцев их не хватает, а во-вторых уничтожение паровоза автоматически выводит из строя железнодорожное полотно на 500-600 метров. Оба пути по своей сути были разумными, но они должны были учитывать реальности того времени. Как показало время, Старинов был прав и его путь мог причинить германской армии колоссальный урон. У Германии не было проблем с рельсами, а с паровозами были.
Пономаренко же убедил Сталина, что в Германии есть острая нехватка в рельсах, а значит нужно проводить именно войну на уничтожение рельсов, не трогая паровозы. Сталин поддержала своего генерала, а Пономаренко отправил Старинова к украинским партизанам, которые практически не участвовали в рельсовой войне 1943 года на территории Украины в это время шла реализация идея Старинова - подрыв паровозов и эшелонов. Партизаны минируют рельсы Проведение операции Приказ о начале проведения рельсовой войны был отдан ночью 3 августа 1943 года. Основной удар партизаны должны были нанести по территории, на которой располагались германские войска группы армии Север и Центр. Всего в рельсовой войне приняло участие порядка 100 тыс партизан. В общей же сложности речь идет о подрывной деятельности на территории по фронту более 1000 км. Массовый партизанские действия поставили немецкое командование в тупик, в результате чего долгое время они не могли эффективно бороться со взрывами рельс. Достаточно сказать, что только в первую ночь проведение данной операции было уничтожено 42 тыс рельс. В целом же за весь период рельсовой войны было уничтожено немногим менее 215 тыс рельсов.
Если же рассматривать отдельные участки железных дорог, то в результате подрывной деятельности на некоторых из них движение было приостановлено на период до 2 недель. На отдельных участках повреждения были настолько сильными, что на ликвидацию последствий ушло порядка месяц. К сожалению для советских партизан у Германии не было проблем с рельсами, но даже если бы такие проблемы были, то рельсы свободно могли демонтироваться в других оккупированных странах и перебрасывается в Советский Союз.
Согласно оценкам историков, в двух операциях по разрушению железнодорожного полотна Германии действия партизан были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации за этот период. Операция "Концерт" показала свою эффективность в условиях Великой Отечественной войны.
Уже в ночь на 19 сентября белорусские партизаны подорвали порядка 20 тысяч рельсов. Партизаны действовали на фронте протяженностью около 900 км свыше 400 км в глубину. Всего за полтора месяца ими было подорвано свыше 148 500 рельсов.
Курская дуга. Операции «Рельсовая война» и «Концерт»
Операция «Концерт» как второй этап операция «Рельсовая война» . | Всего же в ходе двух операций – «Рельсовая война» и «Концерт» – с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. |
Рельсовая война: три «Концерта» для оккупантов | Операция «Конце́рт» — кодовое наименование операции советских партизан, проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война». |
Рельсовая война: три «Концерта» для оккупантов | Опыт операции "Концерт", когда в результате уничтожения рельсов эшелоны с резервами нацистов тормозились на узловых станциях, становясь легкой мишенью для советской авиации, был бы полезен сегодня в СВО на Украине, заявил РИА Новости научный директор. |
«Рельсовая война» и «Концерт»
Нашли ошибку? Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24 Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.
Советское командование оценило результат «Рельсовой войны» положительно. Было решено продолжить в том же духе. Необходимо было ударить по противнику с тыла, чтобы облегчить наступление советских армий. В начале сентября 1943 года советское командование утвердило план операции «Концерт». Целью были железнодорожные пути в тылу противника. Каждый партизанский отряд получил свою задачу, что включало подрыв рельсов, эшелонов, дорожных сооружений и других объектов тыловой инфраструктуры. К операции привлекли более 190 бригад и отрядов, около 120 тыс. Операция была тесно связана с предстоящим наступлением советских армий на смоленском и гомельском направлениях и битвой за Днепр.
Было налажено массовое обучение партизан подрывному делу, доставка военных грузов в расположение партизанских формирований. Начало операции назначили на 19 сентября 1943 года. Однако из-за неблагоприятных погодных условий к началу операции авиацией перебросили только половину военных грузов. Поэтому старт масштабных мероприятий перенесли на 25 сентября.
К партизанам срочно вылетел секретарь Орловского обкома, начальник Брянского штаба партизанского движения А. Под его руководством штаб объединённых партизанских отрядов разработал план операции, который они успешно выполнили.
Мораль, душа… В этих словах, сказанных спустя много лет после войны, всё ещё чувствуется страх оккупанта перед всесокрушающей силой народной борьбы. Что касается «чувствительной души» и «морали» гитлеровских головорезов, то они в полной мере проявились в их кровавых злодеяниях на советской земле. Когда некоторые фашистские генералы, особенно во время блокады Ленинграда и партизанской войны, сетовали, что враг воюет по какой-то странной доктрине, не по правилам, Адольф Гитлер отвечал им: «Чушь. На войне есть одна наука, одна доктрина: умение побеждать! В трудное время украинские партизаны пробивались в брянские леса, где находили братский приют и помощь: здесь они пополнялись людьми, получали боеприпасы, продовольствие, отсюда отправлялись в новые рейды. Большую помощь в организации и партизанского движения в Прибалтике оказали ленинградские, белорусские и калининские партизаны.
Опыт войны показал огромное значение согласованных действий партизан и войск. К лету 1943 года штабы партизанского движения и их представительства на фронтах установили надёжную связь со многими партизанскими формированиями и приобрели опыт планирования и руководства действиями партизан. В этот период при активном участии местных партийных органов и военных советов постоянно разрабатываются планы боевого использования крупных группировок партизан в операциях Красной Армии. Для лучшего взаимодействия с войсками проводилось передислоцирование партизанских формирований. Удары партизан непосредственно согласовывались с действиями советских войск. Операции «Рельсовая война» и «Концерт» вошли в историю военного искусства как блестящий пример тщательно организованных действий в тылу врага.
Партизанские «концерты» там сыграли весомую роль в победе над захватчиками.
Сотни вражеских эшелонов пущены под откос. Выведены из строя крупные железнодорожные узлы. Всего в 1943 году партизаны Украины произвели более 3 600 крушений поездов врага — почти в 16 раз больше, чем в 1942 году. В июне 1943 года ЦК КП б Белоруссии выдвинул план массового уничтожения рельсов на оккупированной территории республики. Центральный штаб партизанского движения расширил рамки этого плана: помимо партизан Белоруссии, привлёк к его выполнению ленинградских, калининских, смоленских, орловских и часть украинских партизан. После тщательной подготовки в ночь на 3 августа начался массовый подрыв рельсов на территории протяжённостью около 1000 км и глубиной до 750 км.
Подрыв рельсов сопровождался крушениями поездов, взрывами железнодорожных мостов, станционных сооружений. Знаменитая операция «Рельсовая война» продолжалась весь август и первую половину сентября. В ней участвовали около 100 000 партизан и десятки тысяч советских граждан, не входивших в партизанские формирования. Многие из них вступили в ряды партизан. Дезорганизованный тыл Во второй половине сентября началась вторая крупная операция под условным названием «Концерт» — продолжение «Рельсовой войны». Всего в операции участвовали более 120 000 партизан. По признанию фашистского командования, «Рельсовая война» и «Концерт» резко снизили пропускную способность железных дорог. Особо отличились партизаны Брянской области.
Применяя мины замедленного действия, они на несколько недель парализовали движение на важнейших для врага участках Брянск — Льгов именно Льгов, а не Львов , Брянск — Гомель и других. Усилились удары по автомобильным коммуникациям.
19 сентября 1943 года началась партизанская операция "Концерт"
Концерт Старинова. Разработка и результаты самой грандиозной партизанской операции рельсовой войны | Элементы рельсовой войны использовались партизанами на протяжении всего контрнаступления, а затем и масштабного наступления советских войск, начавшегося в 1943 году. Наиболее масштабная акция была проведена перед началом амбициозной. |
Сергей Ушкалов. Действия брянских партизан в ходе операций “Рельсовая война” и “Концерт”. Часть 3 | Операция «Конце́рт» — кодовое наименование операции советских партизан, проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война». |
Сергей Ушкалов. Действия брянских партизан в ходе операций “Рельсовая война” и “Концерт”. Часть 3 | Партизанский аргумент «Рельсовая война» на сегодня является первой и единственной партизанской стратегической операцией в масштабах нескольких фронтов. |
Партизанская операция «Концерт» | В ходе операции "Рельсовая война" было подорвано свыше 215 тысяч железнодорожных рельсов, пущено под откос много эшелонов с личным составом и боевой техникой гитлеровцев, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения. |
Что такое Рельсовая война и Концерт? | Остановлюсь на двух крупных операциях партизан – «Рельсовая война» и «Концерт», непосредственно связанных с боевыми действиями Красной Армии в 1943 г. |
Партизанская операция «Концерт»
В ходе операции "Рельсовая война" было подорвано свыше 215 тысяч железнодорожных рельсов, пущено под откос много эшелонов с личным составом и боевой техникой гитлеровцев, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения. Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильёй Григорьевичем Стариновым. Она стала продолжением битвы «Рельсовая война». Операции присвоили кодовое название «Концерт». Партизанский аргумент «Рельсовая война» на сегодня является первой и единственной партизанской стратегической операцией в масштабах нескольких фронтов. Всего же в ходе двух операций – «Рельсовая война» и «Концерт» – с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса.
Как наши партизаны устроили немцам «Концерт»
Действия брянских партизан в ходе операций "Рельсовая война" и "Концерт". Часть 3. Историк-исследователь Сергей Валерьевич Ушкалов продолжает рассказ о боевой работе деятельности брянских партизан на заключительном этапе Курской битвы и в ходе освобождения Орловской и Смоленской областей операции "Кутузов" и "Суворов". На этот раз речь пойдет о брянских партизанах действовавших под руководством Западного штаба партизанского движения и их взаимодействии с наступающими частями Красной армии. Основные тезисы: 1.
Дзен Курская битва по размаху и значению считается одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Именно победа под Курском считается переломным моментом, после успешного исхода которого исход войны был предрешен.
Однако снабжение войск в этом сражении представляло собой огромную сложность для транспорта - на одну линию базировались тылы сразу 8 армий.
Летом 1943 года, в преддверии Курской битвы, идеи Старинова, весь его опыт наконец оказался востребованным. Однако были внесены некоторые коррективы, которые, как потом отмечал в своих воспоминаниях Илья Григорьевич, он воспринял негативно. Так, в ходе организации диверсий на железнодорожных путях было решено сделать акцент на уничтожении рельсов, в то время как сам Старинов считал, что в первую очередь следует пускать под откос поезда противника и взрывать мосты. В июне 1943 года ЦК Компартии Белоруссии принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны». В документе предлагалось нанести по врагу массированный диверсионный удар. К участию в операции было привлечено 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью около 100 000 бойцов. Тактический просчет В приказе 0042 от 14 июля 1943 года предписывалось уничтожать рельсы.
Что-ж тут странного, если война рельсовая? Но дьявол крылся в мелочах. Штаб исходил из ошибочного убеждения, что немцы испытывают недостаток рельсов. Поэтому уничтожение полотна представлялось самым простым и доступным способом войны. Но разведка просчиталась: у противника был излишек рельсов. Немцы сваривали их по ночам и заменяли днем, а потом придумали 80-сантиметровый «мостик» и стали пропускать поезда по нему. Ведь при взрыве стандартной «шашки» выбивалось всего 25-40 см. Движение на железных дорогах врага было перекрыто полностью только в тылу группы армий «Центр», да и то всего на трое суток, с 3 по 6 августа 1943.
Очень неприятным сюрпризом стало то, что переключение основных усилий партизан на подрыв рельсов при недостатке взрывчатки привело к сокращению крушений поездов. А это привело к обратному поставленным целям результату: пропускная способность железных дорог на территории врага только повысилась. Звездный час Старинова — операция «Концерт» На подрыв рельсов в августе и первой половине сентября партизаны израсходовали около 50 тонн взрывчатки.
Советские партизаны минируют дорогу в Ленинградской области, осень 1943 года. В рамках операции «Концерт» диверсии проводились не только на железнодорожных коммуникациях, но и на автомобильных дорогах Источник: waralbum. Ее главной задачей было не дать немцам подтянуть к фронту резервы, которые могли бы использоваться против развивающей наступление в ходе Курской битвы Красной Армии. Операция оказалась вполне успешной, и к середине сентября, когда вовсю шло наступление на Левобережной Украине, стало понятно, что и для дальнейшего продвижения на Запад партизанская помощь будет далеко не лишней. В результате операции «Рельсовая война» партизанам удалось на некоторых участках прервать железнодорожное сообщение на полмесяца и больше. И такого же результата от них ожидали в рамках операции «Концерт».
Но она с самого начала развивалась не совсем по плану. Немецкие солдаты возле поезда, подорванного советскими партизанами. Железнодорожная платформа, прицепленная перед паровозом, не помогла избежать подрыва, паровоз полностью сошел с рельсов Источник: waralbum. Но именно это и не удалось сделать вовремя: вмешалась погода, существенно сократившая число вылетов. В результате к 19 сентября — дню, на который было назначено начало «Концерта», — в распоряжении партизанских подрывников оказалось лишь немногим больше половины общего объема взрывчатки, запланированного для «выступления». Тогда Центральный штаб партизанского движения перенес начало «Концерта» на шесть дней. Но далеко не все партизанские отряды и соединения смогли отложить свои «партии»: многие уже выдвинулись в районы, где им полагалось заниматься диверсиями на железной дороге. И 19 сентября, как первоначально и планировалось, в немецком тылу зазвучали первые взрывы и начали валиться под откос первые эшелоны.