Но жена Пушкина была близорука, а Пушкин смотрел в другую сторону»; а также «в день поединка друзья везли обоих противников через место публичного гулянья, несколько раз останавливались, роняли нарочно оружие, надеялись на благодетельное вмешательство. Новости и события Российского исторического общества. 10 февраля в России отмечают День памяти Александра Сергеевича Пушкина.
Пушкин, Александр Сергеевич
Смерть царя Александра I, восстание в Петербурге 14 декабря 1825 года, восход на престол Николая I изменили судьбу Пушкина. День рождения поэта выпал на четверг, отмеченный большим церковным праздником — Вознесения Господня, с которым Пушкин впоследствии связывал немало важных событий своей жизни. Если сопоставить даты рождения и смерти великого русского поэта,Александра Сергеевича Пушкина, "нашего всего", как любят говорить о нём представители русской интеллигенции, то можно обнаружить следующее.
День памяти А.С. Пушкина.186-я годовщина со дня гибели поэта
После смерти Пушкина благодарные потомки воздвигли множество памятников в его честь. В настоящее время Пушкинский день имеет статус Всероссийского. Его он получил в мае 1997 года согласно Указу Президента РФ «О 200-летии со дня рождения А. С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России». Государственный статус день рождения великого поэта получил в 1997 году согласно указу Президента РФ «О 200-летии со дня рождения А. С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России».
Пушкинский день в России. «Он победил и время, и пространство»
На протяжении двух дней Пушкин неимоверно страдал. В пушкинское время отмечали как день рождения, так и день именин. Федеральные новости. Смерть царя Александра I, восстание в Петербурге 14 декабря 1825 года, восход на престол Николая I изменили судьбу Пушкина. 1. После смерти Пушкина Николай I определил 25-летний срок собственности наследников писателя на его произведения, потом срок продлили еще на 25 лет. В России в день рождения поэта Александра Пушкина — 6 июня — отмечается День русского языка.
Последние дни Пушкина.
Ежегодно 10 февраля в нашей стране отмечается День памяти Александра Сергеевича Пушкина — русского поэта, прозаика, драматурга, литературного критика, основоположника русского литературного слова. День памяти А. С. Пушкина 186-Я годовщина со дня гибели поэта. Указ Президента Российской Федерации от 05.07.2021 № 404 "О 225-летии со дня рождения а". Но жена Пушкина была близорука, а Пушкин смотрел в другую сторону»; а также «в день поединка друзья везли обоих противников через место публичного гулянья, несколько раз останавливались, роняли нарочно оружие, надеялись на благодетельное вмешательство. Главная» Новости» День смерти пушкина 10 февраля мероприятия.
Уникальные документы о дуэли Пушкина раскрыл сотрудник Генпрокуратуры
Он потребовал накопления значительного объема знаний о фактах и явлениях русского языка времени до Пушкина, эпохи Пушкина и после него, подробного анализа этих фактов, и соответствующего развития лингвистики русского языка, на что ушло, около 120 лет. Ни в конце XIX в. Даже в начале 40-х годов XX в. Окончательным признанием такой роли Пушкина можно считать издание статьи известного исследователя русского языка В.
Виноградова, которая так и называлась «А. Пушкин — основоположник русского литературного языка» 1949. Вместе с этим новации А.
Пушкина в области русского языка вошли в практику по историческим меркам очень быстро. Так, новшества в области морфологии и синтаксиса были зафиксированы А. Востоковым в его «Русской грамматике», вышедшей уже в 1831 году и пережившей впоследствии 28 изданий, и сразу стали общеобязательной нормой.
Несмотря на существенные изменения, произошедшие в языке за почти двести лет, прошедшие со времени создания его крупнейших произведений, и явные стилистические различия языка Пушкина и современных писателей, система современного русского языка, его грамматический, фонетический и лексико-фразеологический строй в своем основном ядре остались и продолжают оставаться и развиваться в пределах тех норм, которые сформировал Пушкин. Политические взгляды Пушкина Пушкина всегда интересовали политические вопросы. В молодости его взгляды были достаточно радикальными, но после поражения восстания Ипсиланти в 1821 году, революций в Пьемонте и Неаполе в 1821 году, революции в Испании в 1823 году он разочаровался в революционных идеалах.
Находясь в ссылке в Михайловском, после подавления восстания декабристов Пушкин решил вступить с правительством в «лояльные, договорные отношения», чтобы вырваться из Михайловского и покончить с прошлым.
Его дом был записан в исповедной ведомости церкви Богоявления, что в Елохове. Так что современный адрес дома, где родители Пушкина снимали квартиру и в котором родился Пушкин, — Малая Почтовая улица, 4. Дом не сохранился, но его можно представить. Два жилых дома разделялись обширным садом с цветником, липой и песчаными дорожками, по которым расхаживали соседские куры. Рядом ещё три небольших строения — вероятно, избы для дворовых. У задней границы владения стояли деревянные конюшня, амбар и два сарая. По другую сторону Госпитального переулка располагался основательно перестроенный в конце XIX века дворец друга семьи Пушкиных — графа Д. Чтобы сегодня отыскать этот дворец среди более поздних зданий, надо войти во двор со стороны Малой Почтовой дом 2.
Чуть дальше соседствовал с ним дворец А. Меншикова — сейчас это здание Военно-исторического архива. А в обычные дни в дом Бутурлиных съезжались их знакомые и приятели с детьми на танцевальные уроки. Между тем эта местность по чистоте и опрятности составляла то, что называлось «шик Москвы». Таким образом, родился Александр в самом что ни на есть дворянском, как мы сегодня сказали бы — престижном районе Москвы. А в целом Москва той поры представляла собой огромную деревню с неширокими, тихими улочками и переулками, на которых располагались стоявшие рядом усадьбы с одноэтажными или двухэтажными особняками. По этим улицам, грязным, неосвещённым и редко где мощённым, разъезжали кареты, коляски, одноколки знати, тарантасы мещан, купеческие дрожки.
Как трудно переоценить роль Пушкина в становлении русского литературного языка, да и разговорной речи. Именно Пушкин научил Россию мыслить, шутить, объясняться в любви по-русски. У русского человека, независимо от эстетических пристрастий и политических воззрений, есть представление о Пушкине как о «главном» поэте, как об «отце-основателе» и символе русской литературы.
Его портрет можно увидеть едва ли не в каждом школьном классе. И мы узнаем Пушкина с полувзгляда, по силуэту, по легкой тени бакенбардов. В нашем восприятии он как король Артур среди литературных «рыцарей круглого стола». При этом лишь немногие современники поэта осознавали столь важное значение пушкинского наследия. Канон сформировался в течение нескольких десятилетий после смерти Пушкина, а в советские времена стал, без преувеличения, всенародным. Фото: commons. Автопортрет на листе, вклеенном в альбом Е. Когда в культуре есть маяки — легче идти по курсу. Пушкин стал точкой отсчета не только для писателей. С ним связан взлет русской музыки, живописи, театра.
У Пушкина учились не только ощущению «тайной свободы», не только легкости и изяществу стиля. Тысячи талантливых людей поверили, что можно реализоваться в искусстве, в литературе, в науке — не где-нибудь, а на русской почве. До Пушкина такой уверенности ни у кого не было, в культурном отношении Россия оставалась глубоко провинциальной страной. Праздники на нашей улице Еще в XIX веке возникло понятие «пушкинский праздник». В те времена их еще называли «фестивалями». Самый яркий из них состоялся в Москве 6 июня 1880 года. Вообще-то тот праздник намечали на 26 мая 1880 года. Это был день 81-й годовщины со дня рождения поэта — разумеется, по старому стилю. Афанасий Фет даже написал стихи «На 26 мая 1880 года» — они и сейчас выходят под таким названием. Но в связи со смертью императрицы Марии Александровны торжества перенесли на 6 июня — то есть отметили пушкинский день по новому стилю, совсем как мы.
Только Лев Толстой проигнорировал приглашение и не покинул Ясную Поляну: босоногому графу уже тогда претили многолюдные собрания и шумные чествования. В те дни Белокаменная гуляла с размахом. Газеты рапортовали: «С утра вся Москва на ногах... Все очевидцы этого события отмечали огромное стечение народа... Улицы и тротуары, специальные трибуны, сооруженные предприимчивыми дельцами, и амфитеатр, построенный городом для гостей-женщин, были полны народа, равно как соседние крыши и окна где места были проданы заранее... Когда процессия...
Айвазовский, Е.
Репин, Н. Ге, Р. Бах, А. Опекушин, В. Серов, К. Сомов, А. Матвеев, М.
Аникушин, В. Домогацкий, М.
Последние дни Пушкина.
Хотя в многодетном и довольно безалаберном семействе Пушкиных, можно предположить, день рождения и именины маленького Саши вряд ли становились особыми днями. Так вышло, что день рождения отца будущего поэта, Сергея Львовича Пушкина, оказался рядышком — 23 мая. И, само собой, в пору раннего детства поэта именно этот день был куда более значимым семейным событием. Первоначально почему-то считалось, что Пушкин родился в Санкт-Петербурге. Например, так писалось в «Опыте краткой истории русской литературы» Николая Греча факт тем более удивителен, что автор лично знал поэта, следил за его творчеством, переписывался с ним.
Сегодня по поводу этой ошибки можно улыбнуться, но нельзя не поразиться тому, что в 1821 году — время выхода в свет учебника Греча — имя Пушкина, которому в ту пору всего 22 года, уже включено в учебник. Лишь незадолго до открытия памятника Пушкину в Москве в журнале «Русская старина» появилось жизнеописание поэта с публикацией метрической записи Богоявленской Елоховской церкви. Впервые упоминание Москвы как родины Пушкина появилось лишь через десять лет после гибели поэта в написанной со слов его отца статье «Словаря достопамятных людей». А вот о конкретном московском доме — месте рождения поэта — споры длились до недавнего времени.
Другое мнение о месте рождения в Москве Пушкина было высказано одним из первых биографов поэта, историком П. Бартеневым, позже редактором журнала «Русский архив». Действительно, в декабре 1826 — мае 1827 года Пушкин жил у своего друга С. Соболевского в небольшом доме на углу Собачьей площадки и Борисоглебского переулка, от которого Большая Молчановка буквально в нескольких десятках метров.
Казалось бы, сам Пушкин указал место в Москве, где он родился. Странный, конечно, разнобой… Высказывались предположения, что Пушкин родился в доме 57 по Немецкой ныне Бауманской улице, также принадлежавшем Скворцову.
Там наконец-то уточнено настоящее придворное звание поэта: камер-юнкер, а не камергер. Жорж Шарль Дантес.
Таковым его именуют не только судьи, но и Дантес, и представители николаевского генералитета например, командир корпуса и другие военачальники, в том числе и приближенные к императору, люди, прямо скажем, не новички и не профаны в придворной геральдике. И лишь генерал-аудитор уже 16 марта, то есть почти через месяц после вынесения приговора по делу, усомнился в столь высоком придворном звании поэта. В Придворную контору из Аудиторского Департамента был направлен запрос, в котором была просьба разъяснить: «Какое имел звание умерший от полученной на дуэли раны Пушкин, Камер-Юнкера, или Камергера? На следующий день, 18 марта 1837 года, на определении Генерал-аудиториата по делу о дуэли Николай I начертал следующую резолюцию: «Быть по сему, но рядового Геккерена, как не русского подданного, выслать с жандармом за границу, отобрав офицерские патенты».
Фактически царь свел наказание ему чуть ли не к символическому. Уже после его вынесения, но до принятия по нему решения Генерал-аудиториатом, Дантес написал и отправил письмо на имя презуса Военно-судной комиссии, в котором он пытался вновь объяснить причины дуэли только поведением смертельно раненого на ней поэта и его необузданной и беспричинной ревностью. Но этот документ примечателен другим. Дантес высказал в нем определенную обиду на петербургское светское общество в целом и, в частности, на якобы предвзятое отношение к нему судей, вынесших ему приговор.
Как уже отмечалось, в самые трудные преддуэльные дни поэт был страшно одинок. Напротив, Дантес до последнего рокового дня был принимаем, например, даже в салоне Карамзиных, людей, как будто бы наиболее близких поэту Софья Карамзина в письме брату Андрею осуждает поведение Пушкина и его жены и сочувствует «несчастному» Дантесу. Однако после смерти Пушкина многие из тех, кто раньше брал сторону Геккеренов, вынуждены были изменить о них мнение. Выраженная поистине всенародная любовь к умирающему поэту и всенародная же скорбь в связи с его трагической гибелью были настолько сильными, что заставили тех представителей светского общества, кто был способен на более или менее объективную оценку случившегося, понять наконец, что Пушкин был национальной гордостью и не мог быть судим лишь по меркам этого общества.
Поэтому вход во многие дома, где Дантес еще вчера был с любовью и восторгом принимаем, стал для него закрыт. Дантес утверждал в письме: «Правда, все те лица, к которым я Вас отсылаю, чтобы почерпнуть сведения, от меня отвернулись с той поры, как простой народ побежал в дом моего противника…» Тон обиженности, присутствовавший в письме, объясняется именно тем, что суровый приговор был для Дантеса полной неожиданностью. Подобного рода возможных последствий он для себя не допускал, так как ответственность за участие в таких поединках обыкновенно сводилась, как отмечалось, к незначительному наказанию. При этом явная поддержка его преддуэльного поведения светским общественным мнением выглядела в его глазах чуть ли не как аванс будущего милосердия юстиции или как гарантия символического наказания, которое будет назначено ему.
Дантес не мог не думать, что будущие его судьи — это те, кто принимал его, восторгался его плоским казарменным шуткам, почти открыто брал его сторону в создавшейся ситуации… И Дантес, и Геккерен-старший, и многие другие представители светского общества допустили при этом существенный просчет: не смогли предвидеть широкого общественного резонанса, выражения общего горя по поводу смерти Пушкина. Поэтому иной, более суровый подход суда к определению наказания за происшедшую дуэль объясняется изменившимся отношением части светского общества, в том числе и гвардейских офицеров, вынесших Дантесу судебный приговор. Конечно, он понимал, что его карьера, так блестяще начавшаяся в России, рухнула. Однако он не унывал не при каких обстоятельствах.
Лучше всего об этом свидетельствует содержание письма Андрея Карамзина, написанное своим родным через несколько месяцев после дуэли: «Странно мне было смотреть на Дантеса, как он с кавалергардскими ухватками предводительствовал мазуркой и котильоном, как в дни былые» на балу, устроенном в Бадене русской знатью, то есть по существу тем же обществом, которое погубило Пушкина и для которого Дантес был «несчастным». К таковым были отнесены, в том числе и Нидерландский Посланник барон Геккерен. В отношении него мера прикосновенности была следующей: «По имеющемуся в деле письму убитого на дуэли камергера Пушкина видно, что сей Министр имеется в виду бытовавшее тогда его официальное дипломатическое звание как посланника — министр Нидерландского двора , будучи вхож в дом Пушкина, старался склонить жену его к любовным интригам с своим сыном поручиком Геккереном. Константин Данзас Фото: en.
Судьи не были пристрастны к голландскому дипломату. Оценка Пушкиным и Данзасом преддуэльных событий, и в частности, откровенно своднической роли Геккерена-старшего в попытке сблизить своего приемного сына и жену Пушкина, подтверждается мемуарными и иными свидетельствами современников. В письме Александра Карамзина от 13 марта 1837 г. Старик Геккерен сказал госпоже Пушкиной, что он умирает из-за нее, заклинал ее спасти его сына, потом стал грозить местью».
По словам Вяземского, Наталья Николаевна после получения анонимных писем «раскрыла мужу все поведение молодого и старого Геккеренов по отношению к ней, последний стремился склонить ее изменить своего долгу». Пушкиной от второго брака также свидетельствует: «Старый Геккерен написал вашей матери, чтобы убедить ее оставить своего мужа и выйти за его приемного сына». Наконец, есть и монаршее свидетельство. Николай I так писал по этому поводу своему брату Михаилу: «Пушкин погиб, и, слава Богу, умер христианином.
Это происшествие возбудило тьму толков, наибольшую частью самых глупых, из коих одно порицание поведения Геккерена справедливо и заслуженно; он точно вел себя, как гнусная каналья. Сам сводничал Дантесу в отсутствие Пушкина, уговаривал жену его отдаться Дантесу, который будто бы к ней умирал любовью». Как видно, все свидетельства основаны на пушкинском толковании своднической роли Геккерена-старшего, и пушкинское же объяснение этому, как отмечалось, было положено в основу документа судебного дела о мере причастности голландского дипломата к дуэльным событиям. Дуэлянты нашего времени - Не могу не спросить - суд над Дантесом некоторые эксперты рассматривают как комедию, спектакль, поставленный по сценарию, якобы написанному самодержцем.
Это так? Более того, такая оценка этого процесса явно принижает то общественное положение, которое в жизни России даже в серо-промозглых сумерках николаевского царствования занимал Пушкин. Никакой комедии не было и быть не могло. Процесс свидетельствовал об обратном.
Да, суд проходил в полку, шефом которого был лично император. Да, офицеры конной гвардии, и генералы Генерал-аудиториата, которых судьба избрала в судьи поэта, были тесно связаны со светским обществом. Но судьи и не думали шутить или ломать комедию , а вынесли Дантесу суровый приговор. Суд отверг все объяснения Дантеса и его приемного отца — Нидерландского Посланника в их объяснении причин дуэльного поединка и исходил в своем решении из пушкинской версии.
Сколько бы мы ни считали, вывод один посмертно подсудимый победил! Для нас же, живущих в другом тысячелетии, это обыкновенное, по своему формальному содержанию для судопроизводства николаевской юстиции дело, является и всегда будет являться весьма необычным. А при отягчающих обстоятельствах — по ч. В интернете находится пример такой «дуэли» и ее судебного рассмотрения.
После короткой словесной перепалки подвыпившие мужчины отправились выяснять отношения на улицу. Однако его оппонент настоял на немедленном «поединке». За их боем наблюдали сотрудники Росгвардии и полиции, но предпочли не вмешиваться.
На дату смерти поэта расхождение между Юлианским и Григорианским календарём составляла уже 12 дней! Не 11 дней, а 12! Поэтому, день памяти поэта - это 10 февраля. Не 9 февраля по типу дня рождения и не 11 февраля по новому-русскому. Данное подробное объяснение поможет Вам правильно определять важные даты российской истории, определённые в истории по старому нашему календарю. Это относится, прежде всего, к 2013 году - году празднования 400-летия дома Романовых.
Пушкина фрагмент. Воспитывавшийся дома в лучших традициях своего времени, Александр Пушкин с детства полюбил книги и чтение. С 1811 по 1817 годы он учился в Царскосельском лицее, по окончании которого был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где, правда, не работал, так как всецело посвятил себя литературе. За свои довольно вольные стихотворения поэт подвергся ссылке — сначала на юг России, потом в Одессу, а в 1824 году — в Михайловское. В 1828 году Пушкин самовольно уехал на Кавказ, путешествуя по которому, создал очерки и новые стихотворения. Настоящим творческим периодом для Александра Пушкина стал 1830 год, когда из-за эпидемии холеры он задержался в Болдине.
Пушкин Александр
И «пускай стыдится тот, кто плохо об этом подумает», потому что в нашей суматошной жизни только знаменательные даты и помогают оглянуться, чтобы вспомнить и осмыслить великое, чтобы перечитать то, о чем основательно забыли со школьных или студенческих лет... Трудно было бы нам без этой «датской» традиции! Как трудно переоценить роль Пушкина в становлении русского литературного языка, да и разговорной речи. Именно Пушкин научил Россию мыслить, шутить, объясняться в любви по-русски. У русского человека, независимо от эстетических пристрастий и политических воззрений, есть представление о Пушкине как о «главном» поэте, как об «отце-основателе» и символе русской литературы. Его портрет можно увидеть едва ли не в каждом школьном классе. И мы узнаем Пушкина с полувзгляда, по силуэту, по легкой тени бакенбардов.
В нашем восприятии он как король Артур среди литературных «рыцарей круглого стола». При этом лишь немногие современники поэта осознавали столь важное значение пушкинского наследия. Канон сформировался в течение нескольких десятилетий после смерти Пушкина, а в советские времена стал, без преувеличения, всенародным. Фото: commons. Автопортрет на листе, вклеенном в альбом Е. Когда в культуре есть маяки — легче идти по курсу.
Пушкин стал точкой отсчета не только для писателей. С ним связан взлет русской музыки, живописи, театра. У Пушкина учились не только ощущению «тайной свободы», не только легкости и изяществу стиля. Тысячи талантливых людей поверили, что можно реализоваться в искусстве, в литературе, в науке — не где-нибудь, а на русской почве. До Пушкина такой уверенности ни у кого не было, в культурном отношении Россия оставалась глубоко провинциальной страной. Праздники на нашей улице Еще в XIX веке возникло понятие «пушкинский праздник».
В те времена их еще называли «фестивалями». Самый яркий из них состоялся в Москве 6 июня 1880 года. Вообще-то тот праздник намечали на 26 мая 1880 года. Это был день 81-й годовщины со дня рождения поэта — разумеется, по старому стилю. Афанасий Фет даже написал стихи «На 26 мая 1880 года» — они и сейчас выходят под таким названием. Но в связи со смертью императрицы Марии Александровны торжества перенесли на 6 июня — то есть отметили пушкинский день по новому стилю, совсем как мы.
Только Лев Толстой проигнорировал приглашение и не покинул Ясную Поляну: босоногому графу уже тогда претили многолюдные собрания и шумные чествования. В те дни Белокаменная гуляла с размахом. Газеты рапортовали: «С утра вся Москва на ногах... Все очевидцы этого события отмечали огромное стечение народа...
Молодой человек начал вращаться в светском обществе, в литературном окружении, посещал балы, театры. В 1820 году Пушкин закончил поэму «Руслан и Людмила», первое крупное произведение. За эпиграммы, быстро распространявшиеся по городу, в том же году отправлен в южную ссылку. Жил в украинских городах Екатеринослав, Кишинев, Одесса. В этот период им написаны романтические южные поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники».
В 1823 году начал работу над романом «Евгений Онегин». Через год Пушкина отправили в северную ссылку в имение родителей Михайловское. Там поэт продолжал работу над «Евгением Онегиным», писал «Бориса Годунова», стихотворения. Его навещали друзья, вел переписку. Именно там его застало известие о восстании декабристов, в котором участвовали многие друзья поэта, и об их казни. Николай I вызвал писателя в Москву в 1826 году обещая покровительство. Но свобода, предоставленная царем оказалась недолгой. Уже в 1828 году вышло постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным.
Пушкина в 2025 году проходит 10 февраля, в годовщину смерти национального русского поэта. Пушкин был известен и популярен еще при жизни.
Его поэмы, сказки, стихи и проза наполнены жизнью. Они не просто отражают события, очевидцем которых был сам автор, но и точно передают боевой настрой действующих персонажей. Его герои преданы России. Произведения А. Пушкина переведены на все языки мира.
Снова по всей стране появились плакаты с изображением Пушкина и его крылатыми выражениями, которые оказались весьма актуальными: «Друзья мои, прекрасен наш союз! Такие плакаты были выпущены на языках всех союзных и некоторых автономных республик. Кроме того, к юбилею восстановили пострадавшую в годы войны усадьбу поэта в Михайловском и Святогорский монастырь.
Выставки, конференции, открытия музейных экспозиций, новое торжественное заседание в Большом театре, в котором снова принимали участие и писатели, и партийные руководители. Вечером над Москвой и Ленинградом прогремели салюты — в честь Пушкина, как в честь Победы. А на центральных улицах проходили «народные гулянья» — более церемонные и поэтичные, чем обычно. В московском Театре имени Ермоловой тем временем репетировали пьесу Андрея Глобы «Пушкин», в которой заглавный герой в исполнении отменно загримированного артиста Всеволода Якута не меньше двух часов действовал, мыслил и страдал на глазах у театральной публики. Премьера состоялась чуть позже, под занавес юбилейного года. Для нескольких поколений школьников этот спектакль стал ярким приобщением к истории русской литературы. Правда, пьеса как назло была в стихах. И сочинил их, естественно, не Пушкин, а Глоба — стихотворец, скажем прямо, довольно заурядный.
Истинных ценителей поэзии коробило это зрелище: Пушкин, говорящий посредственными стихами. Но играл Якут хорошо. Даже вдохновенно. Только одно предъюбилейное поручение партии деятели искусств выполнить не смогли: не сняли художественный кинофильм о Пушкине. Помешали самые разные обстоятельства, но главной причиной того, что такой фильм в послевоенные годы так и не состоялся, — всеобщая робость перед тенью национального гения. Поэтому и в 1949-м, и в 1974-м, и в 1984-м обошлись без художественных фильмов. Зато вышло множество документальных и учебных кинолент. Увидеть изображение поэта можно было повсюду.
В стране появилась сеть музеев Пушкина, самый удивительный из них — заповедник в Михайловском и Тригорском, который десятилетиями совершенствовал Семен Гейченко. Настоящий служитель культа! Праздник продолжается С 1967 года ежегодно в первое воскресенье июня в Михайловском, в заповеднике, устраивался Всесоюзный Пушкинский праздник поэзии. При Союзе писателей действовал постоянный оргкомитет по проведению пушкинского праздника, возглавлял его самый телегеничный литературовед всех времен Ираклий Андроников. Традиция пушкинских дней в Михайловском продолжается и в наше время. Тот пушкинский праздник в массовом сознании смешался со встречей миллениума. Пушкин легкой походкой шагнул в новое тысячелетие. В витринах разместились куклы с бакенбардами и при цилиндрах в окружении узнаваемых пушкинских героев.
Преобразились музеи — и прежде всего московский музей поэта на Пречистенке. Борис Ельцин на радостях пообещал сделать 6 июня красным, нерабочим днем календаря.
Как будет отмечаться юбилей Пушкина в 2024 году
Его произведения переведены на множество языков и оценены мировым сообществом как величайшие произведения литературы. Пушкин остается незабываемым и неповторимым гением литературы, чье влияние ощущается даже спустя два столетия после его смерти. Его произведения продолжают вдохновлять и восхищать читателей со всего мира, и он остается символом культурного достояния России. РФ" Всероссийский музей А.
Пушкина Книжная выставка в центре самостоятельной работы.
Возможно, мать Натальи боялась репутации вольнодумца, закрепившейся за Пушкиным, его бедности и страсти к игре [70].
В конце 1829 года у Пушкина возникло желание отправиться в путешествие за границу, отразившееся в стихотворении « Поедем, я готов; куда бы вы, друзья… ». Пушкин обращается за разрешением к Бенкендорфу, но 17 января 1830 года получает отказ Николая I в поездке, переданный Бенкендорфом [71]. Болдино Портрет Н.
Пушкиной работы Александра Брюллова 1831—1832 гг. Пушкин чувствует необходимость житейских перемен. В 1830 году повторное его сватовство к Наталье Николаевне Гончаровой было принято, и осенью поэт отправляется в Болдино , нижегородское имение отца, чтобы вступить во владение близлежащей деревней Кистенёво, подаренной отцом к свадьбе.
Холерные карантины задержали поэта на три месяца, и этой поре было суждено стать знаменитой Болдинской осенью , наивысшей точкой пушкинского творчества, когда из-под его пера вылилась целая библиотека произведений: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» « Повести Белкина » , «Опыт драматических изучений» « Маленькие трагедии » , последние главы « Евгения Онегина », « Домик в Коломне », « История села Горюхина », « Сказка о попе и о работнике его Балде », несколько набросков критических статей и около тридцати стихотворений. Среди болдинских произведений, словно нарочито непохожих одно на другое по жанру и тональности, особенно контрастируют друг с другом два цикла: прозаический и драматический. Это два полюса творчества Пушкина, к которым тяготеют остальные произведения, написанные в три осенних месяца 1830 года.
Стихотворные произведения этого периода представляют всё разнообразие жанров и охватывают широкий круг тем. Одно из них — «Румяный критик мой…» перекликается с «Историей села Горюхина» и настолько далеко от идеализации деревенской действительности, что было впервые опубликовано лишь в посмертном собрании сочинений под изменённым названием «Каприз» [72]. В 1821 году Пушкин сформулировал основной закон своего прозаического повествования: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы.
Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». Эти повести — также своеобразные мемуары обыкновенного человека, который, не находя ничего значительного в своей жизни, наполняет свои записки пересказом услышанных историй, поразивших его воображение своей необычностью. Цикл определил как дальнейшее направление творчества Пушкина — последние шесть лет его жизни он обращался преимущественно к прозе,— так и всего, до сих пор не развитого русского художественного прозаического слова [73] [74].
Москва 1830—1831 и Петербург 1831—1833 Уменьшенное факсимиле рукописи Пушкина проза А. Портрет работы П. Соколова 1831 В это же время Пушкин принимал активное участие в издании « Литературной газеты » газета выходила с 1 января 1830 г.
Дельвиг, подготовив первые два номера, временно выехал из Петербурга и поручил газету Пушкину, который и стал фактическим редактором первых тринадцати номеров [75]. После публикации «Литературной газетой» четверостишия Казимира Делавиня о жертвах Июльской революции возник конфликт с редактором полуофициозной газеты « Северная пчела » Ф. Булгариным , агентом Третьего отделения , что привело к закрытию издания.
При обмене обручальными кольцами Пушкин упустил своё кольцо на пол, потом у него погасла свеча. Потрясённый, он побледнел и сказал: «Всё — плохие предзнаменования! Сразу после свадьбы семья Пушкиных ненадолго поселилась в Москве, на Арбате , в доме 53 по современной нумерации; сейчас — музей.
Там супруги прожили до середины мая 1831 года и, не дождавшись срока окончания аренды, уехали в столицу, так как Пушкин рассорился с тёщей, вмешивавшейся в его семейную жизнь [78] :62. На лето Пушкин снял дачу в Царском Селе. Здесь он пишет «Письмо Онегина», тем самым окончательно завершая работу над романом в стихах, который был его «спутником верным» на протяжении восьми лет жизни.
Новое восприятие действительности, наметившееся в его творчестве в конце 1820-х годов, требовало углублённых занятий историей : в ней следовало найти истоки коренных вопросов современности. Пушкин активно пополнял свою личную библиотеку отечественными и иностранными изданиями, связанными с историей петровского времени. Тургенев отмечал в нём «сокровища таланта, наблюдений и начитанности о России, особенно о Петре и Екатерине, редкие, единственные… Никто так хорошо не судил русскую новейшую историю: он созревал для неё и знал и отыскал в известность, многое, что другие не заметили» [79].
Холерные бунты, ужасные по своей жестокости, и польские события , поставившие Россию на грань войны с Европой, представляются поэту угрозой российской государственности. Сильная власть в этих условиях кажется ему залогом спасения России — этой идеей вдохновлены его стихотворения « Перед гробницею святой… », « Клеветникам России », « Бородинская годовщина ». Последние два, написанные по случаю взятия Варшавы , вместе со стихотворением В.
Жуковского «Старая песня на новый лад» были напечатаны специальной брошюрой «На взятие Варшавы» и вызвали неоднозначную реакцию. Пушкин, никогда не бывший врагом какого-либо народа, друживший с Мицкевичем , тем не менее не мог смириться с претензиями восставших на присоединение к Польше литовских, украинских и белорусских земель [80] :236. По-разному отнеслись к отклику Пушкина на польские события его друзья: отрицательно Вяземский и А.
Россия вопиёт против этого беззакония [81]. Некоторые ссыльные декабристы с восторгом отнеслись к стихотворению [80] :232, 236. Вместе с тем Ф.
Булгарин , связанный с III отделением, обвинял поэта в приверженности либеральным идеям. Бенкендорфу : «Заботливость истинноотеческая государя императора глубоко меня трогает. Осыпанному уже благодеяниями его величества, мне давно тягостно моё бездействие.
Я всегда готов служить ему по мере своих способностей. Бенкендорф сообщил вице-канцлеру К. Нессельроде о высочайшем повелении определить Пушкина в Государственную коллегию иностранных дел с дозволением отыскивать в архивах материалы для сочинения истории Петра I [83].
С начала 1830-х годов проза в творчестве Пушкина начинает превалировать над поэтическими жанрами. Пушкин замышляет широкое эпическое полотно — роман из эпохи пугачёвщины с героем-дворянином, перешедшим на сторону бунтовщиков. Замысел этот Пушкин на время оставил из-за недостаточных знаний о той эпохе, и стал работать над романом « Дубровский » 1832—1833 , герой которого, мстя за отца, у которого несправедливо отняли родовое имение, становится разбойником.
Благородный разбойник Дубровский изображён в романтическом ключе, остальные действующие лица показаны с величайшим реализмом [85]. Хотя сюжетная основа произведения почерпнута Пушкиным из современной жизни, в ходе работы роман всё больше приобретал черты традиционного авантюрного повествования с нетипичной в общем-то для русской действительности коллизией. Возможно, предвидя к тому же непреодолимые цензурные затруднения с публикацией романа, Пушкин оставил работу над ним, хотя роман был и близок к завершению.
Замысел произведения о пугачёвском бунте вновь привлекает Пушкина и верный исторической точности, прерывает на время занятия по изучению Петровской эпохи, штудирует печатные источники о Пугачёве , добивается ознакомления с документами о подавлении крестьянского восстания само «Дело Пугачёва», строго засекреченное, оказывается недоступным , а в 1833 г. Пушкин едет через Нижний Новгород , Чебоксары , Казань и Симбирск на Оренбург , а оттуда — на Уральск , вдоль древней реки Яик , переименованной после крестьянского восстания в Урал. Катениным, М.
Загоскиным, Д. Языковым и А. Осенью 1833 года он возвращается в Болдино.
Теперь Болдинская осень Пушкина вдвое короче, нежели три года назад, но по значению она соразмерна Болдинской осени 1830 года. За полтора месяца Пушкин завершает работу над « Историей Пугачёва » и « Песнями западных славян », начинает работу над повестью « Пиковая дама », создаёт поэмы « Анджело » и « Медный всадник », « Сказку о рыбаке и рыбке » и « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях », стихотворение в октавах « Осень ». Пушкина В ноябре 1833 года Пушкин возвращается в Петербург , ощущая необходимость круто переменить жизнь и прежде всего выйти из-под опеки двора.
Подлинный прибор Пушкина из музея на Мойке , 12, Санкт-Петербург 31 декабря 1833 года Николай I присваивает своему историографу младшее придворное звание камер-юнкера [86] [87]. По словам друзей Пушкина, он был в ярости: это звание давалось обыкновенно молодым людям. В дневнике 1 января 1834 года Пушкин сделал запись: Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры что довольно неприлично моим летам.
Но Двору хотелось, чтобы N. Тогда же была запрещена публикация « Медного всадника ». В начале 1834 года Пушкин дописал другую, прозаическую петербургскую повесть, — « Пиковая дама » и поместил её в журнале « Библиотека для чтения », который платил Пушкину незамедлительно и по высшим ставкам.
Она была начата в Болдине и предназначалась тогда, по-видимому, для совместного с В. Одоевским и Н. Гоголем альманаха «Тройчатка».
Мотивом были указаны семейные дела и невозможность постоянного присутствия в столице. Прошение было принято с отказом пользоваться архивами, поскольку Пушкин формально был чиновником при Архиве Министерства иностранных дел [87]. Таким образом, Пушкин лишался возможности продолжать работу.
Пушкина Галина Седова. С его уходом вся русская литература разделилась на литературу до и после Пушкина». Почтить память поэта и возложить цветы к его памятнику во дворе дома на Мойке собрались не только петербуржцы и гости города, ценители и профессионалы в сфере литературы и русского языка, но и школьники, студенты. Как отмечают организаторы дня памяти, многие иностранные студенты с большим уважением относятся к творчеству русского классика, известного во всем мире. Что и доказали упомянутые студенты, продекламировав на память стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может…» и «Если жизнь тебя обманет…».
Основоположник современного русского литературного языка. Известен по произведениям «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Вадим», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан». Александр Пушкин родился 6 июня 1799 года в городе Москва. Мальчик вырос в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода.
С раннего возраста воспитывался в литературной среде. Отец являлся ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя тоже писал стихи. Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев. С 1811 года Александр стал учиться в Царскосельском Лицее.
Лицейские друзья, Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг навсегда остались верными и близкими поэту друзьями. В Лицее начал писать стихи. В 1814 году вышло первое стихотворение «К другу стихотворцу». После окончания Лицея Александр в 1817 году переехал в Санкт-Петербург и зачислен на службу в Коллегию иностранных дел.
Молодой человек начал вращаться в светском обществе, в литературном окружении, посещал балы, театры.
исполняется 225 лет со дня рождения
Поэт не сдержал своего негодования, когда неизвестный грек удивился, что Пушкин не знаком с одной книгой. Ну чужой дуэли, где Пушкин был секундантом, из-за спора о правилах Александр Сергеевич вызвал на дуэль другого секунданта. Ну и, конечно, «наше всё» не терпел, если кто-то из дворян негативно высказывался о его творчестве. И всё же большинство дуэлей были отменены. Либо стараниями друзей Пушкина, либо за самостоятельным примирением сторон. Как проводились дуэли в XIX веке Многие века поединки между соперниками вели с применением холодного оружия. Но равенства в таких дуэлях не было — победа чаще всего оставалась за более сильным и опытным фехтовальщиком.
Появление пистолета наконец полностью сравняло шансы участников. В XIX веке дуэли на шпагах окончательно ушли в прошлое, а известные оружейные дома выпускали специальные дуэльные комплекты, состоящие из двух пистолетов, пороха и набора пуль. Даже если в поединке сходились опытные дуэлянты, отстрелявшие не один десяток пуль, некоторый элемент случайности всё же оставался. Согласно дуэльному кодексу, к использованию допускались исключительно новые, не сделавшие ни единого выстрела пистолеты. Так что соперники не знали, как пристрелено их оружие, и могли промахнуться даже при идеальном глазомере. Дуэли пришли в Россию из Европы, когда во время заграничного похода русской армии солдаты и офицеры познакомились с французскими традициями защищать поруганную честь с оружием в руках.
Прошедшие войну люди с энтузиазмом приняли идею дуэлей, но делали это по-своему, по-русски. Европейские дуэли часто носили символический характер: стрелков разводили на расстояние около 30 шагов 15-20 метров , попасть с которого в ростовую фигуру было почти невозможно. Выстрелы часто производились просто в сторону неприятеля, без цели поразить противника.
Лотман ; Российская академия наук, Пушкинская комиссия. Артамонов, М. Гусляров, Е.
Гусляров ; художник А.
Незадолго до следующего дня рождения Пушкин пишет в середине мая 1832 года своему давнему другу П. Осиповой: «Нет ничего более мудрого, как оставаться в своей деревне и поливать капусту. Старая истина, и я постоянно вспоминаю о ней среди существования очень светского и очень беспорядочного». Только что пережиты хлопоты переезда на новую квартиру — на Фурштадтскую улицу в дом Алымова. Там 19 мая родилась дочь Мария — первенец Пушкиных. Это был лучший подарок к дню рождения. Гнедича поздравление в стихах: Пушкин, прийми от Гнедича два в одно время привета: Первый привет с новосельем; при нем по обычаю предков, Хлеб-соль прийми ты, в образе гекзаметрической булки; А другой привет мой — с счастьем отца, тебе новым, Сладким, прекрасным, и самой любви удвояющим сладость. В начале мая болела дочь, ожидалось рождение второго ребенка. Им стал сын Александр, появившийся на свет в июле.
В первых числах мая в Петербург приехали родители и поселились по соседству в гостинице «Париж». Надежда Осиповна пишет дочери о встречах с сыном: «Мы видимся всякий день». В день рождения Сергея Львовича, 23 мая, мать сообщает Ольге Сергеевне: «Александр заходил нас поздравить и пригласить к себе обедать». Пригласил, конечно же, на обед в свой день рождения. Заботы семейные и материальные, прежде неведомые ему, мешали спокойно работать. Его тянет в деревню. Вновь, как и год назад в это время, он пишет о том же П. Осиповой: «Петербург совершенно не по мне, ни мои вкусы, ни мои средства не могут к нему приспособиться». Воспользовался ли он этим билетом, неизвестно, но несомненно, что ровно через год в этот день такая поездка будет им совершена. В 1834 году приближавшийся день рождения не сулил ничего, кроме новых неприятностей и забот.
Наталия Николаевна уехала с детьми в Ярополец. Пушкин готовил к изданию «Историю Пугачева». Досаждали материальные трудности, хотелось в отставку, а тут еще открылось, что одно из его писем перлюстрировала полиция. В письме от 18 мая, поздравляя жену с днем рождения старшей дочери, он пишет: «Дай Бог тебя мне увидеть здоровою, детей целых и живых! О своем одиноком времяпрепровождении он пишет: «Сижу дома, обедаю дома, никого не вижу, а принимаю только Соболевского». Жил Пушкин тогда в доме Оливье на Пантелеймоновской улице, рядом с Летним садом. Перед днем рождения он шутливо сообщает жене о подарке тетки Н. Загряжской: «Тетка меня все балует — для моего рождения прислала мне корзину с дынями, с земляникой, клубникой — так что боюсь поносом встретить 36-й год бурной моей жизни». Так и получилось: 3 июня он напишет жене, что «расстроил себе желудок». Можно было ожидать, что Пушкин встретит свое тридцатипятилетие у родителей, которые жили тогда в Петербурге, с братом Львом, но получилось иначе.
Я иду к обедне, а он едет в Кронштадт с Мещерскими, которые уезжают в Италию вместе с Софьей Карамзиной. Все друзья провожают их, д о з а в т р а разрядка наша. Сергей Львович тогда же пишет: «Сегодня, в день рождения Александра, — я собирался познакомить Аббас-Кули. Мещерская и Софья Карамзина отбывают через два часа морем в Италию, сам Александр провожает их до Кронштадта и таким образом мы не празднуем этой годовщины». В дневнике и в письме жене от 3 июня Пушкин пишет об этом. В дневнике — «26 мая был я на пароходе и провожал Мещерских, отправляющихся в Италию»; в письме — «Я провожал их до пироскафа». Самому же Пушкину так никогда и не пришлось побывать за границей, если не считать Арзрума, который в ходе войны вошел в состав России. Мордвинову с просьбами о дозволении издать книгу прозы, уже напечатанной ранее, а также доставить Кюхельбекеру в Сибирь экземпляр всех своих сочинений. Вероятно, это прошение было написано рано утром и отослано еще до отправления на пароход, где и отпразднован был день рождения Пушкина. Так, хотя бы символически, в этот день поэт оторвался от «свинского Петербурга», как он окрестил его в письме жене, написанном накануне.
Однажды Пушкин «уже воображал себя на пироскафе»: «Около меня суетятся, прощаются, носят чемоданы, смотрят на часы. Пироскаф тронулся: морской свежий воздух веет мне в лицо; я долго смотрю на убегающий берег — My native land, adieu» Моя родная земля, прощай. Вернулся Пушкин из Кронштадта 27 мая и в тот же день представлялся Великой княгине Елене Павловне в своем камеp-юнкеpском «великолепном мундиpе», как он иронически сообщает Наталии Николаевне. В это время уже вполне определилась та обстановка, которая в конце концов разрешилась дуэлью с Дантесом. Заботы о растущей семье, о средствах к существованию мешали работать. Пушкина снова тянуло в деревню: Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег… 5 мая Пушкин, к удивлению всех близких, не понимавших его, уехал в Михайловское, где не был с 1827 года. Вернулся он через десять дней. Накануне его возвращения, 14 мая Наталия Николаевна родила сына Григория. Во второй раз подарком к дню рождения Пушкина стало появление на свет ребенка. Судя по письму Пушкина от 25 мая С.
Хлюстину, в котором он отказывается от встречи с ним, жена чувствовала себя в те дни очень плохо. Несомненно, с нею встретил Пушкин свой праздник. Вероятно, их посетили и его родители, бывшие тогда в Петербурге. Под впечатлением поездки в деревню у Пушкина рождается проект уехать туда года на три-четыре. Первым июня помечено письмо Бенкендорфу, в котором он сформулировал это свое желание как «совершенную необходимость». Разрешение было дано, но без права работы в архивах, что было для Пушкина также «совершенной необходимостью». Поэт отказался от своего решения и вместо Михайловского переехал на Черную речку. Перед последним в жизни днем рождения Пушкин уехал в Москву «порыться в архивах». Оттуда 18 мая 1836 года, отвечая жене на ее слова: «Это мое последнее письмо, более не получишь», он пишет: «Ты меня хочешь принудить приехать к тебе прежде 26». Из этого следует, что они договорились о его возвращении в Петербург именно ко дню рождения.
Наталия Николаевна хотела видеть мужа раньше, потому что со дня на день ожидала рождения четвертого ребенка. Пушкин приехал как раз в день появления на свет дочери Натальи. Он пишет П. Нащокину на другой день после своего дня рождения, 27 мая: «Я приехал к себе на дачу 23-го в полночь и на пороге узнал, что Наталья Николаевна благополучно родила дочь Наталью за несколько часов до моего приезда». Это произошло на даче Доливо-Добровольских на Каменном острове под Петербургом. Еще одним подарком ко дню рождения стал выход второго номера другого его детища — журнала «Современник». Издательские заботы не оставляли Пушкина даже в день рождения и заставляли выезжать в город. Знаменитая кавалерист-девица Н. Дурова Александров в своей мемуарной повести «Год жизни в Петербурге» вспоминает о своем знакомстве с Пушкиным, произошедшим, судя по ее указаниям, именно в день его рождения, 26 мая 1836 года. Она приехала в столицу 24 мая для издания своих «Записок» и для встречи с Пушкиным.
Входит Александр Сергеевич!.. Накануне дня рождения, до которого поэту не дано было дожить, 25 мая 1837 года во французском журнале «Le Globe» появилась статья, подписанная Адамом Мицкевичем. В ней были такие слова: «Пуля, поразившая Пушкина, нанесла интеллектуальной России ужасный удар. Ни одной стране не дано дважды рождать человека со столь выдающимися и столь разнообразными способностями».
Там были представлены практически все возможные на тот момент мемориальные материалы, всего более 2000 единиц, от подлинных рукописей до личных вещей. Выставка проработала до 1940 года и с началом войны была отправлена в эвакуацию. Впоследствии она стала основой музея Пушкина на Мойке. Следующая выставка подобного рода, тоже всесоюзная, прошла в 1949 году и была посвящена 150-летию со дня рождения Пушкина. Масштабная экспозиция - более 1200 экспонатов - разместилась в здании на Пречистенке, где в скором времени и открылся Государственный музей А. Экспонаты той выставки стали основой для музея. Здесь будет представлено 1730 экспонатов. Среди самых ценных: брачные венцы А. Пушкина и Н. Гончаровой, которые предоставит Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", карманные часы из семьи А. Пушкина с фамильным гербом и кольцо Н. Пушкиной из Всероссийского музея А. Пушкина, подаренное А.