Новости присоединение украины к россии 1654

Зимой 1654 стольники, стряпчие и дворяне московские в соответствии со списком, составленным Б. М. Хмельницким по просьбе Бутурлина, привели к присяге царю жителей 183 городов, местечек и слобод во всех 17 полках на территории Запорожского войска (122 545 чел.). Однако, присоединение к России Правобережной Украины произошло только к концу XVIII века. Важнейшую роль в присоединении Малой России сыграл Богдан Хмельницкий. Присоединение Украины к России привело к войне с Речью Посполитой. Кроме того, Украина вступила в сотрудничество с Турцией, чтобы ослабить влияние России на Черном море, и поддержала ее [Турции] усилия направить потоки нефти из Средней Азии на турецкие терминалы»[16].

Переяславская Рада: как принималось решение о присоединении Украины к России

18 января 1654 года собралась Переяславская Рада, на которой было объявлено о присоединении Украины к России. Воссоединение Левобережной Украины с Россией явилось важным фактором укрепления российской государственности. 18 января 1654 года состоялась Переяславская Рада, принявшая решение о присоединении Украины к России. Другой попыткой воссоединения украины Залесской с Россией стало восстание Карпа Гуздана (Павлюка) 1637 года. Вхождение Украины в состав России – это переход Запорожского войска с подконтрольной ему территорией Гетманства в подданство царства Российского в 1654 году.

55. Воссоединение Украины с Россией. 1654 г.

На соборе было «чтено всем вслух» «письмо» доклад в новой редакции о «неправдах» польского короля и панов рад и о «челобитной государю в подданство» Богдана Хмельницкого и войска Запорожского. В «Дворцовых разрядах» известие о земском соборе 1 октября 1653 г. Из двух разбиравшихся на нем тесно связанных вопросов - взаимоотношения России с Польшей и обращение Богдана Хмельницкого к русскому правительству о воссоединении Украины с Россией - выбран второй вопрос. Для русского правительства и для сословий Русского государства это было главное. Но прежде всего вопрос о воссоединении Украины с Россией был главным для широких народных масс, и русских и украинских. Они не принимали участия в земских соборах, не выносили решения о вхождении Украины в состав России. Однако объективно данное решение отвечало народным интересам, отвечало потребностям национального развития. Три крупных народных движения середины XVII в. Они были близки по социальному составу. Но их историческое значение различно.

Соборы 1648-1650 гг. И хотя при этом были проведены отдельные прогрессивные мероприятия, их основной комплекс был направлен на усиление крепостничества. Освободительная война на Украине и ее последующее воссоединение с Россией не привели и не могли привести к ликвидации феодального строя, и само воссоединение происходило в феодальных формах. Но решение октябрьского земского собора 1653 г. Наяснийший, велможний и преславний цару московский, а нам велце милостивий пане и добродию. Подобно с презреня божого тое ся стало, чого ми сами соби зичили и старалися о тое, абихмо часу теперишного могли чрез посланцов своих доброго здоровья вашей царской велможности навидити и найнижший поклун свой отдати. Ажно Бог всемогущий здарив нам от твоего царского величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя посланих в потребах его, которих товариши наши козаки в дорози натрафивши, до нас, до войска завернули. Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не маем. Которую яму под нами били викопали, сами в ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти з иншими их санаторами: перший на Жолтой Води, в полю посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана краковского ни з одною душею не втекли.

Потом сам гетман великий пан краковский из невинним добрим чоловиком паном Мартином Калиновским, гетманом полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и войско все их квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, але тие люди брали их, которие нам служили [в той м]ире от царя кримского. Здалося тем нам и о том вашому [царскому] величеству ознаймити, же певная нас видомост зайш[ла от] князя Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана Киселя, воеводи браславского, же певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних неприятелей это и наших, которих ест много королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста. Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от Христа Бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом упевняем ваше царское величество, если би била на то воля Божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо. А меновите будет то вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей сторони на их наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних виков ознаймленное пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо. Дат с Черкас, июня 8, 1648. Вашему царскому величеству найнизши слуги. Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким.

Официально воссоединение Украины с Россией произошло 8 января 1654 года на Переяславской раде. Рада - собрание представителей казачества, на котором утверждались судьбоносные решения, касающиеся всех казаков. В данном случае в Переяславль съехались те люди, которые жили на территории Гетманщины. Это государственное образование возникло в 1649 году в результате войны с польскими панами. Запорожские казаки, во главе которых стоял гетман Богдан Хмельницкий , изгнали поляков со своих земель и объявили их независимыми. Но враг был силён, справиться с ним представлялось задачей очень сложной. Нужен был сильный союзник. Таковым и оказалось Московское царство. Царь Алексей Михайлович дал добро на воссоединение.

Запорожцы поддержали это решение на своей раде. Таким образом, все формальности были утрясены. Воссоединение Украины с Россией После этого уже в Москве были согласованы политические требования. Они предусматривали широкую автономию и были рассмотрены царём совместно с Земским Собором. Всё, что казаки хотели получить, им дали. После этого Россия ввязалась в войну с Речью Посполитой, ведь нужно было силой доказывать своё право на новые земли. Началась 13-летняя война 1654-1667. Усугубила её война со шведами 1655-1659. И уж совсем некстати стала смерть Богдана Хмельницкого в 1657 году.

Наследником у него остался сын Юрий, который был ещё ребёнком. Поэтому гетманом избрали шляхтича Выговского. Это оказалось очень серьёзной политической ошибкой Русского государства. Выговский хоть и относился к православным людям, но терпеть не мог Московию. Он стремился заполучить покровительство польского короля. В 1658 году война между Россией и Польшей за обладание Литвы и Украины вспыхнула с новой силой. В самый решительный момент новый гетман заключил с польскими панами политический союз. Назывался он Гадячская уния. По ней Украина возвращалась в Речь Посполитую на правах третьего равного участника.

Москва направила на Украину войско под командованием князя Трубецкого. Но оно было разбито в битве при Конотопе в 1659 году. Против русских войск выступили совместные силы гетмана Выговского и татар. Они одержали победу и, казалось, что Украина потеряна для России навсегда. Но коварный гетман и его польские хозяева не учли настроения запорожских казаков. Те не хотели опять оказаться в кабале у польских панов. Казацкие старшины собрались и выдвинули в гетманы Юрия Хмельницкого. Его имя стало, как знамя, и привлекло людей. Запорожцы создали ополчение.

В сентябре 1659 года оно встретилось под Белой Церковью с казаками Выговского. И те стали переходить к Хмельницкому.

Итогом её стало подписание Андрусовского перемирия в 1667 году. Россия возвращала себе не только Смоленскую и Северскую земли, но и всю Левобережную Украину с Киевом.

Правобережье оставалось за речью Посполитой. Таким образом, продолжилось объединение русских земель. Как уже говорилось, воссоединение Украины и России имело самые разные последствия для всех участников этого события. Украина освободилась от национального и религиозного, но не от крепостного гнёта, Россия приобрела новые земли.

Польше же был нанесён удар, от которого она едва смогла оправиться. Однако историческим фактом являются и переговоры Б. Хмельницкого с турецким султаном, длившиеся не один год. Ещё осенью 1647 года в Бахчисарай и Стамбул что свидетельствует о том, что Хмельницкий долго и основательно готовился к восстанию было отправлено казацкие посольство, которое должно было заручиться турецкой и татарской поддержкой.

В марте 1648 года татары пообещали помочь, а Хмельницкий в свою очередь пообещал отправить казаков в помощь султану на войну с Венецией. На этот раз посольство должно было просить у султана «принять его Войско Запорожское под свою оборону и оказать помощь против поляков». В обмен на покровительство султана Хмельницкий должен был выплачивать ему дань, а также передать Османской империи Каменец-Подольский. Согласно исследованиям Н.

Костомарова, признание османского протектората над казацкой Украиной произошло в 1649-50 гг. Подписание второго «османо-казацкого» договора состоялось в 1650-51 гг. Причиной этого стало непредоставление Россией военной поддержки, о которой Хмельницкий просил ещё в 1648 году. Грушевский писал, что эти переговоры закончились в марте 1651 года формальным признанием Украины вассалом Османской империи.

Однако когда дело дошло до реализации соглашений, в отношениях между Хмельницким и Турцией возникли определённые трудности. Весной 1651 года Хмельницкий отказался отдавать Каменец-Подольский. А после военных неудач повстанцев в 1651 году гетман и казацкая старшина заключили с Речью Посполитой Белоцерковский договор, вновь признавая власть короля. Султан отреагировал на это крайне негативно.

Теперь планы реального объединения откладывались на неопределённый срок. Но в марте 1653 года переговоры возобновились и летом того же года были отклонены уже самим Хмельницким. Так было ли это реальным желанием гетмана и казацкой верхушки — принять вассальную зависимость от Турции? Это могло иметь разные последствия.

С одной стороны, Украине в составе Османской империи могла быть предоставлена широкая автономия как Крымскому ханству. Но, с другой стороны, это могло обернуться новыми религиозными гонениями, как это происходило в Болгарии, Молдавии и Валахии, а также других христианских государствах, захваченных Турцией. Возможно, если такая перспектива и существовала, то она была только на начальном этапе переговоров. Затем желание принять подданство Османской империи использовалось Хмельницкий в дипломатических целях — как своеобразные способ давления на Алексея Михайловича с целью цель.

Заставить его принять решение «заступиться» за единоверцев перед Речью Посполитой. Дипломатические отношения с Турцией продолжились и после Переяславской рады. Уже в феврале 1654 года Хмельницкий вновь обращается к султану с просьбой о покровительстве, продолжает обмениваться посольствами с крымским ханом. Переговоры продолжались и после смерти Хмельницкого в 1657 году при следующих гетманах и только П.

Дорошенко удалось заключить с ними союз. Итак, возможность «поглощения султанской Турцией» действительно существовала. Но этого всё же не произошло. Насколько же крепкой была связь Украины и России после воссоединения?

После смерти Б. Хмельницкого начался новый и печальный период в истории Гетманщины, названный «руиной». Фактически это была гражданская война и происходила она с 1657 по 1687 годы. После смерти Хмельницкого гетманом стал его сын Юрий.

Но он не обладал теми же организаторскими способностями, что и отец. Через месяц он был смещён. Новым гетманом стал Иван Выговский. В августе 1658 года он напал на русский гарнизон в Киеве, а в сентябре того же года подписал Гадячский договор с Речью Посполитой.

Гетман вновь ставил Войско Запорожское под власть польской короны. Против Выговского был отправлен Белгородский полк князя Ромодановского. В дальнейшем Выговский, не получивший поддержки в широких массах казачества, присоединился с верными ему отрядами к польским войскам, которые вели войну против России. Так спустя несколько лет после Переяславской рады, уже не в первый раз первым были переговоры Хмельницкого с Османской империей в феврале 1654 г.

Новым гетманом вновь стал Юрий Хмельницкий Выговский бежал в Польшу подписал Переяславские статьи 1659 г. В городах размещались московские воеводы, а церковь полностью подчинялась московскому патриарху. Казаки, недовольные таким поворотом событий, сместили Ю. Новым гетманом стал Павел Тетеря — также сторонник Речи Посполитой.

Он, действуя совместно с польскими войсками, заставил князя Ромодановского отступить с Левобережья к Путивлю. В 1665 году гетманом стал Пётр Дорошенко, который, как уже говорилось, заключи союз с Турцией. Это проявлялось в постоянных переходах гетманов от русских к полякам а от поляков и вовсе к туркам. Однако сначала по Андрусовскому перемирию, а затем и по Вечному миру 1686 г.

Левобережье и Киев были закреплены за Россией. Но эта связь, хотя и утверждённая политически, всё равно ещё оставалась некрепкой. Это проявилось в ходе Северной войны. Иван Мазепа, гетман Войска Запорожского, после долгих колебаний решает воспользоваться ситуацией, чтобы выйти из-под контроля России.

В этом его поддержала часть казацкой старшины хотя он и не нашёл поддержку у простых казаков.

Речи Посполитой же был нанесён удар, от которого она не смогла оправиться, как показали это шведский «потоп» и последующий упадок. Для России и Украины Переяславская рада также имела тяжёлые последствия.

Из-за неё Россия была втянута в долгую войну с Польшей 1654-1667 , а Украина после смерти Б. Хмельницкого была ввергнута в так называемую «руину». Однако воссоединение двух братских народов всё же состоялось, с какими бы трудностями оно не сталкивалось.

Однако воссоединение было достигнуто не сразу. Ещё до 1654 года Хмельницким предпринимались попытки то примириться с польским королём, то перейти под власть турецкого султана. Поэтому я во многом согласна с цитатой.

Для малороссийского народа существовала возможность и вернуться в состав Польши, и присягнуть Османской империи. Но выбор всё же пал на Россию. В этом эссе я ставлю перед собой следующие задачи: Оценить положение южнорусского населения в составе Великого княжества Литовского, а затем — Речи Посполитой до восстания Хмельницкого и выяснить, существовала ли возможность порабощения Украины шляхетской Польшей.

Охарактеризовать восстание Хмельницкого и последовавшую за ним русско-польскую войну. Выяснить, была ли возможность поглощения Украины Османской империей. Проанализировать, насколько крепкой была связь Украины и России после их воссоединения и до ликвидации Екатериной II украинской автономии.

Вначале это не отразилось отрицательно на положении жителей этих земель. Напротив, перейдя во власть ВКЛ они оказались защищены, пусть и частично, от татар. Большую часть населения ВКЛ тогда составляли русские, господствующей религией было православие.

Даже законодательство было на старорусском языке Статуты 1566 и 1588 г. В 1385 году в Креве была заключена личная уния между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским. Положение коренным образом изменилось во время Ливонской войны.

Условия унии — помимо создания нового государства, Речи Посполитой — предполагали переход Подляшья, Волыни, Подолья и Киевского воеводства в состав Польского королевства. Взамен Польша начала оказывать активную помощь Литве в войне с Россией. Как следствие этого, началось «ополячивание» населения вышеуказанных территорий.

Земли в Южной Руси получали польские землевладельцы, которые вносили сюда свои порядки. Местная аристократия также начала вводить на подконтрольных землях польские обычаи. Широкое распространение получило крепостное право.

Украинское население превращалось в зависимое. Вместе с поляками на эти земли пришло католичество, которое послужило причиной большого числа конфликтов поляков с местным населением. С начала XVII века католичество стали принимать и многие землевладельцы русского происхождения.

Религиозный конфликт разрастался. Эту проблему попытались решить в 1596 году — проводя Брестскую унию католической и православной церквей. Так, многие православные обряды сохранялись, сохранялось и богослужение на церковнославянском языке, но церковь теперь подчинялась папе Римскому.

Уния была встречена людьми отнюдь не единодушно. Часть украинского населения стала униатами, а другая часть и притом большая стала горячими противниками унии. Таким образом, попытка снять религиозную проблему в стране лишь её обострила, хотя Владислав IV и предпринимал меры по борьбе с ней об этом подробнее будет сказано ниже.

Помимо религиозной, назревали социальная и национальная проблемы. Большинство землевладельцев усиливало социальный и экономический гнёт крестьян, повышало размеры повинностей. Немало земель Украины принадлежало польско-литовской знати и шляхтичам, которые расценивали украинцев как людей «третьего сорта».

Всё тяжелее и тяжелее становилось положение крестьян. Костомаров в книге «Богдан Хмельницкий» отмечает крайне тяжёлое положение украинских крестьян, как с социальной, так и с религиозной точек зрения: «рядом с утеснением народа шло поругание православной веры». Вместе с тем Костомаров отмечает различие в положение и православных-дворян и православных-крестьян: дворяне в меньшей степени подвергались религиозным притеснениям.

Советский историк К. Осипов в книге «Богдан Хмельницкий» так же, как и Костомаров, отмечает бедственное положение украинского народа под гнётом Польши, говоря о том, что в конце XVI века в Восточную Украину происходило усиленное проникновение польских порядков и польского помещичьего землевладения. Религиозный вопрос рассматривается историком как способ идеологического подавления поляками русско-украинского населения.

Стоит заметить, что в основной дореволюционные историки видели основной причиной восстаний на Украине религиозный гнёт, в том время как советские — экономический и социальный гнёт. Современные историки в качестве причин народные выступлений на юге Речи Посполитой видят и тот, и другой факторы. Например, Ю.

Дворниченко отмечает бесправие русских, экономическое, социальное, идеологическое давление на народ. Французский инженер Боплан, находившийся на польской службе с 1630-х до 1648 года отмечал, что крестьяне в Речи Посполитой очень бедны, он даже сравнивал их положение с положением «галерных невольников». Польский историк М.

Бобржинский в труде «История Польши» пишет, что существовало тяжёлое положение сельского населения, но при этом не различает поляков, поляков, украинцев и литовцев. Тяжело было всем крестьянам, все страдали от крепостного права. Положение с стране ещё более обострилось в связи с казацким вопросом.

В Речи Посполитой, как и в Русском государстве, часть крестьян бежала от крепостного права на окраины страны. С одной стороны, казаки были надёжной защитой от крымских татар, часто атаковавших южные рубежи Польско-Литовского государства. Но с другой стороны, это была весьма опасная сила.

Хотя казаки и не были едины в религиозном плане, и не принадлежали к какому-либо одному народу на окраины страны бежали как украинские и польские крестьяне, так и не поладившая с законом шляхта , они часто поднимали восстания. Основным их требованием было расширение реестра. В 1625 году вспыхнуло восстание Жмайло, в 1630 — Федоровича, 1635 — Сулимы, в 1637 — Павлюка, в 1638 — Остряницы и Гуни.

Нередко к восставшим казакам присоединялся и простой народ, надеявшийся на улучшение своего положения. Все восстания были подавлены, а гнёт только усилился. Однако необходимо заметить, что крепостной гнёт тогда испытывало не только украинское население.

Крепостничество усиливалось и в самой Польше и положение польского крестьянина было немногим лучше положения украинского.

Пушкин сообщал: «И посланники говорили: то де их делу начало и конец… бити челом, чтоб царское величество… над ними умилосердился, велел их принять под свою государеву высокую руку… и держал их от неприятелей в оборони». В начале марта 1653 года поляки решили полностью расправиться с казаками. На украинские земли было направлено 15-тысячное польское войско. Но казаки остановили поляков под Монастырищем.

И вновь Богдан Хмельницкий шлет послов в Москву. На этот раз послы возвращались домой с благой вестью — казаки получили на свои многочисленные прошения положительный ответ. Тем временем положение дел в союзной Молдавии обострилось. Правители соседних земель, валашский воевода Матвей Бессараб и семиградский князь Юрий Ракочи сместили Василия Лупула с престола. Хмельницкий послал на помощь союзнику казацкое войско, но оно было разгромлено.

Молдавский поход вызвал недоумение и ропот среди казаков. Помощь Василию Лупулу они расценили как бессмысленную войну в чужой стране, а Хмельницкого обвинили в корысти. Казаки угрожали обратиться с просьбой о подданстве к русскому царю напрямую: «Идем к христианскому царю… с женами и детьми и со всем скарбом; будет христианский государь, его царское величество, не велит нас принять… лучше нам умерети у христиан, чем умерети у поганцев в неволе». Shakko Письмо Гетмана Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу с сообщением о победах над польскими войсками и желании запорожских казаков вступить в русское подданство. Черкасы, 1648, 8 июня.

РГАДА Хмельницкий, которому уже было известно о возвращавшихся от Алексея Михайловича послах, заверил казаков в том, что его и их интересы едины: «Не токмо вы хотите к нему, государю, и я, кроме… его царского величества, никуды не мышлю». Наконец, 2 июля 1653 года царь Алексей Михайлович пишет Богдану Хмельницкому грамоту о принятии казаков в свое подданство: «И мы, великий государь, возревновав о бозе благою ревностию и возжелав по вас, чтобы християнская вера в вас не пресеклась, но паче преисполнялась и великого пастыря Христа Бога нашего стадо умножалось, яко же глаголет: и будет едино стадо и един пастырь, изволили вас принять под нашу царского величества высокую руку, яко да не будете врагом креста Христова в притчю и в поношение». И мы, Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, и всё Войско Запорожское иному неверному царю служити не хочем, только тебе, великому государю православному, бьем челом, чтоб твое царское величество не оставлял нас». Через две недели Россия объявила войну Речи Посполитой. А 18 января 1654 года в старинном городе Переяславле состоялось большое собрание казаков — Рада.

На Переяславскую раду прибыло посольство от русского царя во главе с боярином Василием Бутурлиным. На Раде представители казачества единогласно и радостно высказались за присоединение к России. Вот что писали об этом русские послы: «К сим словам весь народ возопил: волим под царя восточного православного… Потом Полковник Преясловский Тетеря, ходячи в кругу на все стороны, спрашивал: вси ли тако соизволяете рекли весь народ: вси единодушно; потом Гетман молыл: буди тако, да Господь Бог наш сукрепит под Его Царскою крепкою рукою; а народ по нем вси единогласно возопили: Боже! Вечером в Успенском соборе Переяславля казаки принесли присягу московскому царю. Тогда же произошел инцидент с предложением «ответной присяги»: Хмельницкий попросил русских послов присягнуть от имени царя, что он «волности не нарушит… и кто… какие маетности у себя имел, и тому б всему быть по-прежнему».

Просьбу подхватила казацкая старшина. Таким образом верхушка казачества хотела добиться особых гарантий по аналогии с гарантиями, которые польский король давал шляхте при вступлении на престол так называемые «Генриковы артикулы». На весьма экстравагантную просьбу присягнуть от имени царя русские послы ответили отказом. Как объяснил глава посольства Бутурлин Хмельницкому, русский царь-самодержец это не польский король, и их непристойно даже сравнивать: «Польские короли подданным своим чинят присягу, и того в образец ставить непристойно, потому что те короли неверные и не самодержцы… А у прежних великих государей благочестивых царей и великих князей, всея Руси самодержцев, также и у великого князя Алексея Михайловича, всея Руси самодержца, того николи не бывало, что за них великих государей давать вера». После отказа русского посла вопрос сразу же был исчерпан.

В тот же день Богдан Хмельницкий посылает из Переяславля царю Алексею Михайловичу письмо с благодарностью и с заверениями в верности: «Что ваше царское величество пожаловати под крепкую и высокую руку свою государскую нас, верных слуг своих, приняти изволил, мы, Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, и всё Войско Запорожское за милость неизреченную вашему царскому величеству паки и паки до лица земли низко челом бьем. Решение Земского Собора от 1 октября 1653 Процесс воссоединения Левобережной Украины с Московским царством завершился во второй половине января 1654 года принесением присяги населения малороссийских земель русскому царю. Народ принимал присягу радостно. Вот как рассказывали об этом грек М. Константинов и его товарищи, проезжавшие через Украину как раз после долгожданного воссоединения: «Во всех городех и местех слышели, что везде православные християне благодарят бога о том, что пожаловал государь, позволил их принять под свою государскую высокую руку.

И радуютца де все от мала и до велика великою радостию, что господь бог над ними умилосердился и дал им его, государя християнского благосчестивого царя». Переход части южнорусских земель под власть московского царя еще долго вызывал споры. Казацкая верхушка далеко не сразу оставила надежды отстоять свои особые «права и вольности» на украинских землях. Ради этого она неоднократно предавала Россию. Раскол гетманщины, измены пропольских гетманов, лишь одним из которых был Мазепа, будоражили Украину.

При этом рядовым казакам вовсе не хотелось оказаться под безграничной властью старшины. Простой народ куда лучше относился к царской власти, видя в ней источник порядка, управу на старшину. И эту управу Москва действительно осуществляла. Со времен Мазепы старшина последовательно закрепощала не только крестьян, но и казаков. Правда, у закрепощенных до некоторых пор еще оставалась возможность свободного перехода от одного помещика к другому.

Как писал известный историк А. Лазаревский: «При той обширной власти, которою пользовались козацкие старшины в Малороссии, им не стоило особенного труда подчинить себе крестьян в подданных, а самим — из старшины поделаться панами. Захватив поземельные права в свои руки, старшина стала стремиться затем к отнятию у посполитых права перехода…». И когда по инициативе старшины Генеральная войсковая канцелярия в 1739 году запретила свободные переходы, центральная власть этот запрет отменила. Тогда старшина установила порядок, согласно которому переходящий должен был оставлять своему помещику всё имущество.

Также требовалось письменное разрешение от помещика на переход. Право крепостных пожаловаться местным властям было явно формальным. В 1783 году по просьбам старшины Екатерина II всего лишь закрепила его де-юре. При этом казацкая старшина обвиняла во всех бедах Украины Москву. И именно в этой среде был сформирован негативный миф о Переяславской раде.

Впервые он был открыто заявлен в «Истории Русов» — фальшивой исторической хронике казацкой Украины, написанной предположительно Г. Эпоха Речи Посполитой изображалась как время равноправного сосуществования поляков и русов. А переход под власть русских царей — как потеря воли и продажа в рабство. При этом всячески подчеркивался договорной характер российско-казацких отношений, заключенных в Переяславле, а затем «коварно нарушенных» Москвой. Тарас Григорьевич Шевченко, апрель 1859 «История Русов» оказала большое влияние на общественное мнение Малороссии.

Лживые утверждения этой книги отразились в творчестве главного украинского поэта Тараса Шевченко. В своих произведениях он неоднократно озвучивал мысль, заимствованную из «Истории Русов», — о том, что Россия якобы коварно нарушила заключенный в Переяславле равноправный союз с Украиной: Вон церковь БогдановаТам-то он молилсяЧтобы москаль добром и горемС казаком делился. Мир душе твоей, Богдан! Не так оно стало;Москалики, завидуя,Все-то обкорнали. Загубил убогуюСироту-Украйну!

В стихотворении «Разрытая могила» Шевченко от имени Украины проклинает Хмельницкого за его неразумное решение: Ой, Богдан! Неразумный сын!

Почему Россия присоединила только часть Украины во времена Богдана Хмельницкого

55. Воссоединение Украины с Россией. 1654 г. Чаще всего говорят о воссоединении Украины с Россией, о присоединении Украины к России или о вхождении Украины в состав Российского государства.
Присоединение Украины к России: составленный в 1654 году на Переяславской Раде договор В ней выражалось согласие на присоединение территории Украины к Российским землям.
Переяславская Рада 1654 г.: свидетельства и документы 3.3.1. Украинская Рада в Переяславле в январе 1654 г. приняла решение о присоединении Украины к России, предоставляющее ей значительную самостоятельность.
Присоединение Украины к России 27 марта 1654 года Переяславская рада провозгласила объединение Украины с Россией, а 6 апреля царь Алексей Михайлович подписал жалованную грамоту гетману Богдану Хмельницкому.

Переяславская рада

Переяславская Рада 22 марта 1654 года посольство от Богдана Хмельницкого привезло в Москву проект договора о воссоединении Украины с Россией.
Богдан Хмельницкий и присоединение Малороссии к Ру Но частью России Украина пока не стала.
Переяславская Рада 1654 Переяславская рада, присоединение Украины В 1648 г. в Речи Посполитой вспыхнул мятеж казаков на землях Украины.

«Украина» Богдана Хмельницкого: что с ней было не так

Присоединение Украины к России (1654) 🚩 Политика Украина была присоединена к Русскому царству в 1654 году.
Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад В современном трактовании это присоединение Украины к России.
ПЕРЕЯСЛА́ВСКАЯ РА́ДА 1654 Дворниченко выделяет тот факт, что первоначально об отделении Украины от Речи Посполитой и тем более о её присоединении к России речи не шло.
§ 23.«Под рукой» российского государя.Вхождение Украины в состав России. 7 кл.Под ред.А.Торкунова. Поэтому произошло то, о чем предупреждали на Соборе противники присоединения Украины к России – в 1654 году началась война с Польшей, которая продолжалась 13 лет.
Воссоединение Украины с Россией в 1654 году. Как это было. С 1654 по 1667 год шла третья война, теперь уже за земли левобережной Украины.

Присоединение Украины к России (1654).

Получилась такая коллизия по той причине, что изначально казаки настаивали на процедуре по польскому образцу, со взаимной присягой обеих сторон. Однако Бутурлин еще в Переяславле остудил их пыл, заявив: «Польские короли подданным своим присягают, но этого в образец ставить непристойно, потому что это короли неверные и не самодержцы, на чем и присягают, на том никогда в правде своей не стоят». Проще говоря, боярин имел в виду, что польский король — лишь первый среди равных, человек выборный, принятый на службу своим же дворянством, в то время как русский царь — это «кесарь», то есть император, власть его — божественная, а значит, польская процедура суверенитета никак не может быть к нему применена. Хмельницкий в ответ сначала вообще демонстративно покинул церковь, прервав переговоры, однако затем, посовещавшись со стариной, согласился.

Однако различные оценки этого события до сих пор расходятся кардинально Теперь же, составляя текст договора, казаки должны были решить важную задачу — выторговать себе такой статус, который оставлял бы им широчайшие автономии и более походил на союз, на который они изначально рассчитывали. И вот 22 марта послы гетмана представили в Москве 11 статей союзного договора между Гетманщиной и Москвой. На следующий день в ходе переговоров казаки устно прибавили к оригинальному тексту еще несколько требований, которые были старательно зафиксированы на бумаге русскими дьяками.

Всего же окончательная версия проекта договора насчитывала 23 статьи — именно этот документ на следующий день, то есть 24 марта, подали на рассмотрение царю Алексею. Уже самая первая статья оговаривала гарантии, на которых запорожцы соглашались признать Тишайшего своим сюзереном: «В начале изволь, Твое Царское Величество, подтвердити права и вольности наши войсковые, как из веков бывало в Войске Запорожском, что своими правами суживалися и вольности свои имели в добрах и в судах, чтоб ни воевода, ни боярин, ни стольник в суды войсковые не вступалися, и от старшин своих чтоб товариство сужены были: где три человека козаков, тогда два третьего должны судити». Это была уже вторая попытка гетмана овладеть столицей Русского воеводства Польского королевства.

Первый раз он попытался захватить его еще в победном 1648 году, однако город устоял, и второй раз Хмельницкий пришел уже не один, а с московским войском. Далее оговаривалась численность Войска Запорожского и иные административные моменты, следовавшие из первого пункта, но суть договора сводилась к тому, что казаки настаивали на невмешательстве Москвы в свои внутренние дела. Тишайший царь прочел договор, подумал да и согласился сразу со всеми пунктами.

Это событие — Переяславская рада 1654 года, на которой малороссы высказались за воссоединение с Русским царством. Факт добровольного перехода малороссов под власть московского царя — как кость в горле для украинских националистов. Недаром главный историко-идеологический центр нынешних киевских властей — Украинский институт национальной памяти УИНП — утверждает, что Переяславская рада оказывает «наибольшее деморализующее влияние на ментальность широкого круга людей». И рекомендует считать ее не иначе как «мифом о добровольном объединении украинцев с русскими». Переяславская рада 1654 г. Картина 1951 года Пересмотр значения Переяславской рады возникает всякий раз, когда речь заходит об отрыве Украины от России.

Так, в 1919 году, в период послереволюционного разгула украинского сепаратизма, соглашение о воссоединении с Россией «отменил» в Переяславле некий атаман Зеленый. Зеленый Д. Терпило — типичный персонаж Гражданской войны. Этот сельский учитель начальной школы из Триполья знаменит тем, что сколотил большую банду, воевал как за Петлюру, так и за большевиков, поднял антибольшевистское восстание и погиб от шальной пули в бою с армией Деникина. Вот как описывает «отмену» Зеленым Переяславской рады современный писатель-националист Иван Собченко в своем псевдоисторическом романе «Атаман Зеленый против всех»: «15 июля отряд Зеленого неожиданно переправился на левый берег Днепра и захватил Переяславль, здесь по приказу атамана были расстреляны 75 местных коммунистов и советских работников во главе с руководителем уезда Ивановым. Слышались радостные выкрики… Над людским морем развивались знамена и хоругви.

Было много священников, представителей общественности, огромное количество местных горожан и жителей окрестных сел. Атаман Зеленый торжественно прочитал Манифест о денонсации Переяславльского договора от 1654 года о единстве Украины и России, освятили Манифест. Как заявил сам атаман, Манифест вступил в силу немедленно. Так атаман бросил исторический вызов самому Богдану Хмельницкому». Переяславская рада. Воссоединение Украины.

Картина Алексея Кившенко. Центральный военно-морской музей Расстрел 75 украинцев непосредственно перед «бросанием вызова Хмельницкому» неудивителен — Зеленый был известен своими расправами. Что, надо сказать, ставит под большой вопрос искренность радостных выкриков, «послышавшихся» украинствующему писателю на этом представлении. Но это — трагедии Гражданской войны. А вот — фарс 1990-х. В июне 1992 года, на волне постсоветского самостийного угара, в городе Переяслав-Хмельницком бывшем Переяславле собрался некий Великий Совет Украинского казачества.

В новом «историческом» документе, подписанным Чорноволом и его ряжеными сподвижниками, сообщалось: «От сего дня и пока солнце светит над Украиной, старая присяга царю московскому не действует, потому что казачество от нее отрекается, чтобы дать клятву народу нашему верно служить, только ему одному и нашей родной Украине… От давней клятвы, данной казаками на этом месте, отрекаемся и крест целуем: Гетьман Украинского Казачества и вся Генеральная старшина и атаманы…». Но даже после такого мощного политического ритуала «проклятие» Переяславской рады не покинуло молодое «незалежное» государство. Оно с новой силой проявилось в гражданской войне в Донбассе. В августе 2016 года скандально известная неонацистка из партии «Свобода» и по совместительству преподаватель филологии в одном из львовских вузов Ирина Фарион, выступая на центральном телевидении, заявила, что война в Донбассе — «это не АТО… Это война, которая ведется с украинцами с 1654 года», — то бишь с Переяславской рады. Даже единственное и довольно сомнительное достижение нынешнего киевского режима — получение Украиной безвизового режима с Европой — Петр Порошенко назвал на пресс-конференции в Киеве «преодолением последствий Переяславской рады». На самом же деле, и Порошенко это прекрасно понимает, актуальность Переяславской рады невероятно выросла в связи с недавним выходом Крыма из состава Украины и войной в Донбассе.

Столь важное историческое событие, как Переяславская рада 1654 года, необходимо рассмотреть подробнее. Древнерусское государство, от которого берут начало современные Россия и Украина, возникло в IX в. Но огромную территорию объединяли единые вера, культура и язык. В период феодальной раздробленности древнерусское государство раскололось. А нашествие татаро-монголов в первой половине XIII в. Князь Северно-Восточной Руси Александр Невский, оказавшись перед угрозой одновременных ударов крестоносцев с запада и татаро-монголов с востока, не предал православную веру и выбрал меньшее из двух зол — принял ярлык на княжение от монгольского хана Батыя.

Такой выбор позволил в будущем собрать воедино Северо-Западную и Северо-Восточную Русь и объединить страну под властью московских князей. Почтовая марка Украины Конник Даниила Галицкого. Даниил сблизился с Ватиканом. В описании событий последующего XVII века украинские «историки» постоянно используют термины «Украина» и «украинцы». Никак не разъясняя эти термины, они тем самым навязывают мысль о существовании в прошлом некоего украинского государства, населенного украинцами в современном смысле этого слова. С помощью такой уловки апологеты «незалежности» пытаются приписать украинской нации и государственности три лишних века существования.

Это сугубо географическое название носила восточная окраина Речи Посполитой, условно ограниченная реками Днепр, Сейм и Ворскла. На правом берегу Днепра к «Украине» относились земли древнего Киевского княжества и прилегавшие с юга территории в районе городов Брацлав и Звенигород. Западнее начинались Волынь и Подолия. На юге «Украина» граничила с Диким полем — пустынной местностью, за которой лежало Крымское ханство. Так, одно из первых письменных упоминаний «украинцев» появляется в рапорте коронного гетмана Станислава Жолкевского королю Сигизмунду III от 20 июня 1596 года. В нем военачальник описывает жестокость польской армии, выказанную во время подавления казацкого восстания под предводительством Северина Наливайко: «Жолнеры, а особенно венгерская пехота и украинцы, будучи разъяренными на казаков, не только отняли у них свое имущество, но и их собственное, и убили несколько десятков человек; сдержать этих разъяренных нельзя было никаким способом, хотя я с панами ротмистрами и пытался сделать это всеми силами».

Положение предков современных украинцев, то есть малороссийского населения восточной окраины Речи Посполитой, было незавидным. Польские шляхтичи имели неограниченную власть над своими крепостными. Они относились к ним как к людям второго сорта, называя их презрительно «быдлом» «скотом». Православная вера преследовалась. Польские крылатые гусары Жители этих земель неоднократно восставали против поляков, многие видели свое спасение в бегстве на соседние русские земли. Крестьяне-беженцы из Польши активно заселяли юг Русского царства.

Так, части нынешних территорий Курской, Белогородской и Воронежской областей входили тогда в состав так называемой Слободской Украины. Белогородский воевода, разъясняя в 1638 году причины переселения малороссов, писал: «Польские и литовские люди их крестьянскую веру нарушают и церкви божии разрушают, и их побивают и жен их и детей, забирая в хоромы, пожигают и пищальное зелье, насыпав им в пазуху, зажигают, и сосцы у жен их резали, и дворы их и всякое строение разоряли и пограбили». Эти факты не вписываются в линию современной украинской пропаганды, так же как и факты бесчисленных просьб населения «Украины» к русскому царю о принятии в подданство. В 1591—1593 гг. Магнат Александр Вишневецкий в письме к канцлеру Я. Несколько лет спустя произошло уже упоминавшееся выше восстание под предводительством Северина Наливайко.

В 1625 году на Украине заполыхало восстание под предводительством Марка Жмайла. В Москву от восставших вновь прибыло посольство. Священник Филипп из Посольского приказа писал о просьбе послов к царю принять жителей Украины в свое подданство «[Чтобы царь] пожаловал их всех, велел им помочь учинить своими государевыми людьми на поляков. И оне де, козаки, станут служить тебе, государю, и городы литовские станут очищать в твое государево имя». Марк Жмайла Такие же просьбы поступали от представителей православного духовенства. Так, в том же 1625 году посланец киевского митрополита Иова Борецкого луцкий епископ Исаакий Борискович просил: «Мы все царской милости рады, и под государевою рукою быть хотим… Если митрополит, епископы и Войско Запорожское прибегнут к царской милости и пойдут на государево имя, то государь их пожаловал бы, отринуть не велел, а им, кроме государя, деться негде».

И в прошлых годех присылал к царскому величеству гетман Богдан Хмельницкий и все Войско Запорожское и били челом многижды, чтоб его царское величество их пожаловал, для православные християнские веры и святых божиих церквей за них вступился, и принял их под свою государеву высокую руку, и на неприятелей их учинил им помочь. И великому государю нашему его царскому величеству в то время под свою государеву высокую руку приняти было вас не мочно, потому что у его царского величества с короли польскими и великими князи литовскими было вечное докончанье. А что с их королевские стороны царского величества отцу, блаженные памяти великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии самодержцу и многих государств государю и обладателю, и деду его государеву, блаженные памяти великому государю святейшему патриарху Филарету Никитичю московскому и всеа Русии, и великому государю нашему царю и великому князю Алексею Михайловичи всеа Русии самодержцу его царскому величеству учинились многие безчестья и укоризны. И о том по королевским грамотам, и по сеймовому уложению, и по констытуцыи, и по посольским договорам царское величество ожидал исправленья. А гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское хотел с королем польским помирить через своих государевых великих послов тем способом: буде Ян Казимер король учинит с ними мир по Зборовскому договору, и на православную християнскую веру гонения чинить не учнет, и униятов всех выведет, и царское величество винным людем, которые за его государскую честь довелись смертные казни, вины их хотел отдать. И о том посылал к Яну Казимеру королю своих государевых великих и полномочных послов, боярина и наместника велико пермского князя Бориса Александровича Репнина-Оболенского с товарыщи.

И те царского величества великие и полномочные послы о том миру и о поступках королю и паном раде говорили всякими мерами. И Ян Казимер король и паны рада ни на которую меру не сошли, и то великое дело поставили ни во что, и тех царского величества великих и полномочных послов отпустили без дела. И великий государь наш его царское величество, видя такие с королевские стороны многие неисправленья, и грубости, и неправды и хотя православную християнскую веру и всех православных християн от гонителей и хотящих церкви Божия разорити и веру християнскую искорените, от латын оборонити, под свою государеву высокую руку вас принял. А для вашие обороны собрал руские, и неметцкие, и татарские рати многие. Идет сам великий государь наш его царское величество на неприятелей християнских и бояр своих, и воевод шлет со многими ратьми. И на тот ратной строй по его государеву указу роздана его государева казна многая.

И ныне им, посланником, о жалованье на Войско Запорожское говорить, видя такую царского величества милость и к ним оборону, не довелось. А как был у гетмана у Богдана Хмельницкого государев ближней боярин и наместник тверской Василей Васильевич Бутурлин с товарыщи, и гетман говорил с ними в розговорех о числе Войска Запорожского, чтоб учинить 60 000. А хотя б де того числа было и больши, и государю де в том убытка не будет, потому что они жалованья у государя просить не учнут. Да и им, Самойлу и Павлу, и иным людем, которые в то время при гетмане были, про то ведомо ж. А что в Малой Росии в городех и местех каких доходов, и про то царскому величеству не ведомо, и великий государь наш его царское величество посылает доходы описать дворян. А как те царского величества дворяня доходы всякие опишут и сметят, и в то время о жалованье на Войско Запорожское по розсмотренью царского величества и указ будет.

А ныне царское величество, жалуя гетмана и все Войско Запорожское, хочет послать своего государева жалованья по давным обычаям предков своих, великих государей царей и великих князей росийских, гетману и всему Войску Запорожскому золотыми. Крымская орда если бы имела вкинутися, тогда от Астрахани и от Казани надобно на них наступати. Тако ж де и донским казаком готовым быть, а ныне еще в братстве дать сроку и их не задирать. Царского величества указ и повеленье на Дон к козаком послано: буде крымские люди задору никакова не учинят, и на них ходить и задору чинить не велено. А будет крымцы задор учинят, и в то время царское величество укажет над ними промысл чинить. Кодак город на рубеже от Крыму, в котором гетман всегда по 400 человек держит и кормы всякие им дает, чтоб и ныне царское величество пожаловал кормами и порохом, к наряду изволил построите.

Также и на тех, которые за порогами коша берегут, чтоб царское величество милость свою изволил показать: понеже нельзя его самого без людей оставляти. О той статье царского величества милостивой указ будет вперед, как про то ведомо будет, по скольку каких запасов в те места посылывано и сколько будет доходов в зборе на царское величество. А что в письме ж в вашем написано: как великий государь наш его царское величество гетмана Богдана Хмельнитцкого и все Войско Запорожское пожалует свои государские грамоты на вольности ваши дать велит, тогда вы смотр меж собою учините, хто будет казак или мужик, а чтоб число Войска Запорожского было 60 000. И великий государь наш его царское величество на то изволил им, числу списковым казаком быть велел. И как вы, посланники, будете у гетмана у Богдана Хмельнитцкого, и вы б ему сказали, чтоб он велел казаков разобрать вскоре и список им учинил. Да тот список за своею рукою прислал к царскому величеству вскоре.

Такое письмо дано посланником. Писано на столбцах белоруским письмом без дьячей приписи. Писал Степан, да Тимофей, да Михайло. Полное собрание законов Российской империи, собрание 1-е, т. Божиею милостию от великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича веса Великия и Малыя Росии самодержца нашего царского величества Войска Запорожского гетману Богдану Хмельницкому и всему Войску Запорожскому наше царского величества милостивое слово. В нынешнем во 162-м году 1654 , в марте месяце писали к нам, великому государю к нашему царскому величеству, ты, Богдан Хмельницкий гетман Войска Запорожского, и все Войско Запорожское с посланники своими, с Самойлом Богдановым да с Павлом Тетерею с товарыщи, что вы от много лет нашие государские милости искали, и были челом, и молили, чтоб вам, православным християном, быти под нашею государскою высокою рукою.

И ныне Бог Вседаровитый совет благ в наше царского величества сердце вложил, что мы, великий государь, возревновав по Бозе над церквами Божиими и над вами, народом християнским, умилосердились, под нашу государскую высокую руку принять вас изволили. А вы, все то возлюбивше, к нашему царскому величеству вседушно приклонились естя, и веру нам, великому государю, учинили совершенную, и служити нам, великому государю, обещались до века. И мы, великий государь наше царское величество, тебя, гетмана Богдана Хмельницкого, и все наше царского величества Войско Запорожское за то жалуем, милостиво похваляем и хотим вас держать в нашем царского величества милостивом жалованье, и вам бы на нашу государскую милость быти надежным. А что писали к нам, великому государю, ты, гетман Богдан Хмельницкий, и все Войско Запорожское и посланники ваши били челом, чтоб нам, великому государю, пожаловати, стародавные ваши права, и привилия, и вольности духовного и мирского чину людем велети подтвердити и нашими государскими грамотами укрепити, и мы, великий государь наше царское величество, тебя, гетмана, и все Войско Запорожское пожаловали, прежние ваши права и привилия нашею государскою жалованною грамотою подтвердити велели. А посланников ваших, пожаловав нашим государским большим жалованьем, велели их отпустить, к вам не задержав. Да с теми ж посланники вашими послали к тебе, гетману, и в Войско Запорожское нашу государскую печать с нашим государским имянованьем, потому что прежняя войсковая печать — с королевским имянованьем, и ныне тою прежнею печатью печатать не годитца.

Писан в государствия нашего дворе в царствующем граде Москве лета от создания миру 7162-го месяца марта 27-го дня.

Однако Бутурлин еще в Переяславле остудил их пыл, заявив: «Польские короли подданным своим присягают, но этого в образец ставить непристойно, потому что это короли неверные и не самодержцы, на чем и присягают, на том никогда в правде своей не стоят». Проще говоря, боярин имел в виду, что польский король — лишь первый среди равных, человек выборный, принятый на службу своим же дворянством, в то время как русский царь — это «кесарь», то есть император, власть его — божественная, а значит, польская процедура суверенитета никак не может быть к нему применена.

Хмельницкий в ответ сначала вообще демонстративно покинул церковь, прервав переговоры, однако затем, посовещавшись со стариной, согласился. Однако различные оценки этого события до сих пор расходятся кардинально Теперь же, составляя текст договора, казаки должны были решить важную задачу — выторговать себе такой статус, который оставлял бы им широчайшие автономии и более походил на союз, на который они изначально рассчитывали. И вот 22 марта послы гетмана представили в Москве 11 статей союзного договора между Гетманщиной и Москвой.

На следующий день в ходе переговоров казаки устно прибавили к оригинальному тексту еще несколько требований, которые были старательно зафиксированы на бумаге русскими дьяками. Всего же окончательная версия проекта договора насчитывала 23 статьи — именно этот документ на следующий день, то есть 24 марта, подали на рассмотрение царю Алексею. Уже самая первая статья оговаривала гарантии, на которых запорожцы соглашались признать Тишайшего своим сюзереном: «В начале изволь, Твое Царское Величество, подтвердити права и вольности наши войсковые, как из веков бывало в Войске Запорожском, что своими правами суживалися и вольности свои имели в добрах и в судах, чтоб ни воевода, ни боярин, ни стольник в суды войсковые не вступалися, и от старшин своих чтоб товариство сужены были: где три человека козаков, тогда два третьего должны судити».

Это была уже вторая попытка гетмана овладеть столицей Русского воеводства Польского королевства. Первый раз он попытался захватить его еще в победном 1648 году, однако город устоял, и второй раз Хмельницкий пришел уже не один, а с московским войском. Далее оговаривалась численность Войска Запорожского и иные административные моменты, следовавшие из первого пункта, но суть договора сводилась к тому, что казаки настаивали на невмешательстве Москвы в свои внутренние дела.

Тишайший царь прочел договор, подумал да и согласился сразу со всеми пунктами. Таким образом, Гетманщина входила в состав Русского государства, а ее административные органы инкорпорировались в российские.

Переяславская рада в кривом зеркале национализма —«Украинство...» Глава XXI

Хоть советская историография этот процесс именует присоединением Украины к России, я не согласен с такой формулировкой, потому и в заглавии статьи написана Малороссия. Присоединение Украины к России. Переяславский договор привел к началу русско-польской войны (1654-1667) и в 1667 году к Андрусовскому перемирию, по которому восточная Украина была уступлена Польшей России (на практике это означало ограниченное восстановление Западной Украины Речью Посполитой). 18 января 1654 года Переяславская рада провозгласила переход населения польской Украины в подданство московского царя. Как и предполагалось, присоединение Левобережья Днепра привело к столкновению с Речью Посполитой. 1654 год. Воссоединение Украины с Россией».

«Украина» Богдана Хмельницкого: что с ней было не так

Присоединение Украины к России 1654-1667 гг — краткий конспект. 1654 Переяславская рада, присоединение Украины В 1648 г. в Речи Посполитой вспыхнул мятеж казаков на землях Украины. 1 июня в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоится форсайт-форум “КАКАЯ УКРАИНА НАМ НУЖНА?”. Тегиистория россии воссоединение украины с россией, 1654 год история россии, какое событие произошло в 1654 году, 1653 земский собор рассмотрел челобитную, какие города захватила россия в украине. Война Украины за независимость Сама по себе формула о присоединении Украины к России (тем более «воссоединении») на Переяславской раде неверна.

Воссоединение Украины: переход Украины в Российское подданство

Война принесла значительный ущерб экономике, а также бедствия и страдания населению. Россия в данной войне оказывала Украине разные виды помощи: военную, дипломатическую и экономическую. Во время войны Б. Хмельницкий неоднократно поднимал вопрос о воссоединении Украины и России.

Замечание 2 1 октября 1653 года на заседании Земского собора было принято решение о воссоединении Украины и России. Законодательно присоединение Украины к России было оформлено в Переяславле в январе 1654 г. В марте этого же года были определены взаимоотношения сторон «Статьями Б.

В составе России Украина сохраняла достаточно большую автономию: Украина управлялась выборными гетманами, казацкой старшиной; сохранение местного законодательства, права, судов; сохранение магдебургского права прав и привилегий городов , привилегий местной шляхты, сословных прав, вольностей казачества; в руках казацких старшин оставался сбор налогов. В 1667 г.

В 1596 году была провозглашена Брестская уния, по которой православная церковь Украины и Белоруссии подчинялась Папе Римскому. Таким образом, население Украины подвергалось тройному гнёту, феодальному, национальному и религиозному. В 1648 году освободительное восстание начал гетман глава запорожских казаков Богдан Хмельницкий. Ему удалось разбить поляков под Жёлтыми Водами, Корсунем и в 1649 году под Зборовым.

Затем война продолжалась с переменным успехом, понимая, что силы не равны, на Переславской Раде, Хмельницкий в 1654 году присягнул Московскому царю. Окончательно Украина вошла в состав России в 1687 году.

Бобржинский в труде «История Польши» пишет, что существовало тяжёлое положение сельского населения, но при этом не различает поляков, поляков, украинцев и литовцев. Тяжело было всем крестьянам, все страдали от крепостного права. Положение с стране ещё более обострилось в связи с казацким вопросом. В Речи Посполитой, как и в Русском государстве, часть крестьян бежала от крепостного права на окраины страны. С одной стороны, казаки были надёжной защитой от крымских татар, часто атаковавших южные рубежи Польско-Литовского государства. Но с другой стороны, это была весьма опасная сила. Хотя казаки и не были едины в религиозном плане, и не принадлежали к какому-либо одному народу на окраины страны бежали как украинские и польские крестьяне, так и не поладившая с законом шляхта , они часто поднимали восстания. Основным их требованием было расширение реестра. В 1625 году вспыхнуло восстание Жмайло, в 1630 — Федоровича, 1635 — Сулимы, в 1637 — Павлюка, в 1638 — Остряницы и Гуни. Нередко к восставшим казакам присоединялся и простой народ, надеявшийся на улучшение своего положения. Все восстания были подавлены, а гнёт только усилился. Однако необходимо заметить, что крепостной гнёт тогда испытывало не только украинское население. Крепостничество усиливалось и в самой Польше и положение польского крестьянина было немногим лучше положения украинского. В России к тому моменту также происходит окончательное закрепощение крестьян по Соборному Уложению 1649 г. Таким образом, крепостничество было в то время повсеместным явлением. Иное дело обстояло с национальным и религиозным гнётом. Если польские и российские крестьяне не подвергались ему, то украинские и белорусские крестьяне а также иные слои населения, но в меньшей степени испытывали его в полной мере. Гнёт испытывали не только крестьяне которые, по сути, были бесправны , но и казаки, не вошедшие в реестр официальный список казаков, получавших жалование , которые по положению приравнивались к крестьянам. Да и многие местные землевладельцы к тому времени уж ополячились перешли на польский язык, переняли польскую культуру, перешли в католичество. Кроме того, среди этого же местного населения число дворян по сравнению с числом представителей иных сословий было совсем небольшим. Так, положение Украины в составе Речи Посполитой можно характеризовать как «рабское»: большинство жителей бесправны, испытывают социальный, экономический, религиозный и национальный гнёт. Но не во всех украинских владениях Речи Посполитой крестьяне подвергались такому сильному гнёту. Например, И. Вишневецкий, обладавший огромными землями на Левобережной Украине, католик, но в прошлом православный, строил на своих землях православные церкви и монастыри, препятствовал ущемлению прав православных. Также он, стремясь привлечь на свои земли крестьян, предоставлял им различные льготы например, а несколько лет освобождал от налогов. Но это было исключением, которое подтверждало общее правило. Десятилетие 1638-1648 годов было названо поляками временем «золотого покоя». Восстания временно прекратились. Но, видимо, это было лишь затишье перед бурей, которая разразилась в 1648 году и не успокаивалась ещё много лет. Яковенко современный украинский историк считает, что восстание 1648 года и последующая война были всенародными, называет их «казацкой революцией», смыслом которой были социальные притязания казачества, стремившимся стать легитимным сословием в Речи Посполитой. Также Яковенко выступает против трактовки войны как «национально-освободительной», так как она происходила до возникновения наций. Российские историки, напротив, считают эту войну именно национально-освободительной, польские же историки понимают её лишь как восстание. Разнятся и оценки личности самого Хмельницкого. Так, в советской и в дореволюционной историографии в меньшей мере личность Хмельницкого идеализируется, польские историки видят в нём лишь мятежника, хотя отчасти и признают его правоту. Существуют также различные точки зрения по поводу того, был ли Хмельницкий дворянином. Советский историк Осипов отрицает принадлежность Хмельницкого к дворянскому роду, а польский историк Бобржинский называет Хмельницкого польским шляхтичем. Но, так или иначе, в январе 1648 года началось восстание Хмельницкого, самое крупное из казацких восстаний XVII века в Речи Посполитой. Ещё до начала восстания польский король Владислав IV, который лояльно относился к казакам, совместно с канцлером Оссолинским подготовил проект по усилению в Речи Посполитой монархии. Надо заметить, что власть короля в Польше была в тот момент очень слаба. Действовало право liberum veto — любой шляхтич мог наложить veto на любое решение короля. Это тормозило развитие страны, делая любые реформы практически невозможными. Владислав IV планировал начать масштабную войну с Османской империей, где были бы задействованы и казаки, с помощью которых король ограничил бы политическую власть шляхты. Но этим проектам не было суждено осуществиться. Вскоре после начала восстания, 20 мая 1648 года, король умер. Надо сказать, что во время своего правления он поставил печать под «Статьями успокоения обывателей короны и Великого княжества Литовского русского народа, исповедующих греческую религию». Эти статьи сильно облегчали положение православного населения Речи Посполитой. Костомаров пишет, что Владислав осознавал религиозную проблему и даже создал проект усиления в государстве монархи при поддержке казаков, но он не был осуществлён. Оспиов также пишет о замыслах короля усилить свою власть. Бобржинский отмечает деятельность Владислава IV по примирению православной, униатской и католической церквей. Поводом к восстанию Хмельницкого послужил случай, который является ярким примером отношений католиков и православных, поляков и украинцев и Речи Посполитой того времени. Польский по другим источникам — литовский шляхтич Даниил Чаплинский отнял у Хмельницкого его хутор Суботов. Хмельницкий попытался вернуть свою землю, но он не имел на неё нужных документов. Когда же Хмельницкий обратился к королю, то тот, по легенде, ответил: «У тебя есть твоя сабля». Хмельницкий отправился в низовья Днепра, где собрал отряд для того, чтобы свести счёты с поляками. Костомаров выделяет личную обиду как одну из причин восстания Хмельницкого, но не считает её основной. Уже в январе 1648 года Богдан Хмельницкий был избран гетманом. В Запорожскую Сечь хлынул полок добровольцев отовсюду, причём в основном это были крестьяне. Главной проблемой начинающегося восстания было отсутствие конницы, но выход из этого положения был найден: Хмельницкий заключил союз с крымским ханом Ислам-Гиреем, который отправил гетману несколько тысяч всадников во главе с перекопским мурзой Тугай-беем. Восстание разрасталось с огромной скоростью. Как и раньше, казаки выдели в нём будущее увеличение своих привилегий, а крестьяне — улучшение положения и смягчение гнёта. Дворниченко выделяет тот факт, что первоначально об отделении Украины от Речи Посполитой и тем более о её присоединении к России речи не шло. Поначалу победы сопутствовали восставшим. Эта битва стала первым существенным военным достижением восстания.

От лица царя гетману вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь , булава и шапка. Основная статья: Мартовские статьи После отъезда Бутурлина казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий, на каких они хотели бы перейти в подданство русского царя. В форме прошения «челобития» царю написали список из 11 пунктов, называемый Мартовскими статьями , который привезли в Москву в марте 1654 г. Павел Тетеря и войсковой судья Самойло Богданович с товарищами [9]. В Москве послы объявили дополнительные пункты. В результате был рассмотрен договор, включающий 23 статьи. Присяга на верность русскому царю[ править править код ] Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России После Переяславской рады представители русского посольства побывали в 177 городах и селениях западной Руси Запорожского войска для принятия присяги от населения на верность царю. Отказалось присягать высшее православное духовенство в Киеве. Часть мещан Переяслава, Киева и Чернобыля была насильно принуждена к присяге казаками. Состоялись выступления против присяги в отдельных поселениях Брацлавского, Уманского, Полтавского и Кропивнянского полков. Неизвестно, присягала ли Запорожская Сечь [10]. Тем не менее, согласно данным русского посольства, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян женщины и холопы к присяге не приводились [ источник не указан 399 дней ]. Отказались присягать из православных лишь сторонники бывшего наказного гетмана Барабаша , назначенного польским правительством, утопленного реестровыми казаками вместе с другими шляхетскими начальниками, сторонниками панской власти, в битве под Жёлтыми Водами [11] , у которого Хмельницкому удалось ранее хитростью выманить королевскую грамоту, которую тот использовал как прикрытие для сбора войск.

Россия воссоединилась с Украиной 366 лет назад

Хмельницкий, понимая, что Москва опять может затянуть рассмотрение вопроса об объединении и помощи, решил ее «поторопить», отправив к царю вслед за основным посольством своего доверенного Л. Последний должен был предупредить царя том, что гетман всерьез рассматривает предложение о помощи от турецкого султана. Расчет был таким: союз запорожцев и осман не выгоден Москве, царь, не желая его, примет предложение Б. Хмельницкого и окажет помощь. Именно это и произошло. План Романова Москва, которая в 1651 году уже рассматривала вопрос о присоединении Малороссии, не смогла проигнорировать новое обращение. Земцы, выслушав посланников гетмана, войскового старшину Г. Гуляницина и войскового писаря И.

Выговского, приняли решение «черкес принять». В сентябре в Москву приехал доверенный гетмана Л. Капуста, который попросил у царя войско для борьбы с поляками. Русские дипломаты очень аккуратно обошли вопрос о легитимности казацкой присяги Яну Казимиру.

Хмельницкого и окажет помощь. Именно это и произошло. План Романова Москва, которая в 1651 году уже рассматривала вопрос о присоединении Малороссии, не смогла проигнорировать новое обращение. Земцы, выслушав посланников гетмана, войскового старшину Г. Гуляницина и войскового писаря И. Выговского, приняли решение «черкес принять».

В сентябре в Москву приехал доверенный гетмана Л. Капуста, который попросил у царя войско для борьбы с поляками. Русские дипломаты очень аккуратно обошли вопрос о легитимности казацкой присяги Яну Казимиру. Обвинив последнего в клятвопреступлении не сдержал обещаний о свободе вероисповедания , они подтвердили право казаков на свободу от присяги королю. Таким образом, получалось, что Москва пошла на принятие «под свою руку» не бунтовщиков, а «вольных людей», братьев по вере. Переяславская рада 8 января 1654 года в Переяславле Б.

Поскольку в Кракове вынашивались планы ополячивания Украины. В этой ситуации искать защиты можно было лишь у братьев по вере и у этнических родственников — русских.

Последнее, третье, самое отчаянное письмо, Хмельницкий отправил Алексею Михайловичу в сентябре 1653 года, когда ресурсы запорожцев были на исходе. Путем народного волеизъявления Украинские националисты пытаются представить процесс воссоединения Левобережной Украины с Россией как аннексию. А Хмельницкого изображают этаким предателем национальных интересов. Это слово в последний год настолько затерлось, что необходимо напомнить его истинный смысл. Вот какую формулировку предоставляет Большой энциклопедический словарь: «Аннексия — от латинского annexio присоединение , вид агрессии, насильственное присоединение захват всей или части территории другого государства или народа, а также насильственное удержание народа в границах другого государства». Даже если предположить, что Хмельницкий был «агентом Москвы», то воссоединение было в высшей степени добровольным, но никак не насильственным, якобы противоречившим настроениям проживающего на присоединенной территории населения. Для решения крайне важного для нации вопроса о присоединении Богдан Хмельницкий созвал в Переславле ныне — Переславль-Хмельницкий всеукраинскую Раду. В отличие от обычных старшинских или войсковых рад она отличалась тем, что была объявлена «явной всему народу», то есть открытой.

В ней приняли участие прибывшие отовсюду казаки, крестьяне, ремесленники, городская беднота, купцы, казацкая старшина, представители православного духовенства и мелкой украинской шляхты. Рада сочла более чем убедительными доводы Хмельницкого о присоединении к России как единственной возможности обезопасить украинцев от гнета Польши и вероломства крымского ханства. Значительную роль в принятии решении сыграли единая с русскими вера и общая славянская кровь. После Переславской Рады представители московского посольства побывали в 177 городах и селениях Украины для принятия присяги от населения на верность царю. По их данным присягу дали 127 328 лиц мужского пола женщины и крестьяне к присяге не приводились. Данное, условно говоря, голосование не было сфальсифицированным. В исторических документах говорится и о тех, кто оказался присягать. Но их число оказалось крайне незначительным.

Украина вошла в состав России не в качестве «бедного родственника», а на равных правах. В Москву были отправлены послы с «Мартовскими статьями», в которых Хмельницкий в 11 пунктах сформулировал условия вхождения в Россию. То есть это был своего рода союзный договор. В Москве послы добавили еще 12 пунктов. Практически все они были утверждены Земским собором. Левобережная Украина, включая Киев, получила широкую автономию. Гетман сохранял полноту административной власти.

Здесь вообще столкнулись, если можно так сказать, две правды. Какая правда была у украинской стороны? Как украинское население смотрело на эти соглашения? Именно на этих условиях Украина соглашается войти в состав русского государства. Как смотрели на это дело в Москве? В условиях самодержавия, какая может быть свобода и независимость от центральной власти? Да, конечно, сейчас тактически выгодно согласиться на эти условия, но в дальнейшем, конечно, они будут отменены. И вот два таких взгляда — это мина замедленного действия под русско-украинские отношения второй половины 17 и начала 18 века. Корень всех тех восстаний на Украине против русской власти, которые в дальнейшем будут иметь место. Ну и разумеется, что Переяславская рада — это открытый вызов польско-литовскому государству, поскольку ее значительная часть Речи Посполитой, может быть самая плодородная, вдруг переходила из состава одного государства в другой. И в 1654 году началась долгая русско-польская война. Русско-польская война Начало войны было катастрофически неудачным для польско-литовского государства. Целый ряд обстоятельств предопределил не просто разгром, крах, Речи Посполитой. Во-первых, сразу несколько государств напало на Речь Посполитую. Одновременно с Россией, почти одновременно, напала Швеция, а это, может быть, самая сильная военная держава в этом регионе. Кроме того, теперь украинская армия действовала на стороне московских войск, и крымский хан решил, что настало время пограбить южные рубежи Речи Посполитой. Так со всех сторон иноземные войска затопили территорию Польши и Литвы. В польской историографии эти годы получили название потопа. Кроме того, часть польской знати перешла на сторону шведского короля. Король бежал. Вот в таких условиях, конечно, русские войска одержали в начале войны ряд блистательных побед. В 1654 году Алексей Михайлович во главе огромной русской армии осадил Смоленск. Несколько недель осады и Смоленск сам открывает ворота. Православное население белорусских, украинских земель с удовольствием входило в состав соседнего, православного, московского царства. В следующем 1655 году русские войска заняли большую часть современной Беларуси, крупнейшие города: Полоцк, Минск, Брест оказались под русской властью. Фактически под ударами соседей, Речь Посполитая развалилась. Русско-шведская война И вот тут у Алексея Михайловича, если можно так сказать, случилось головокружение от успехов. Вместо того, чтобы закрепить достигнутый успех, заключить мир, Алексей Михайлович, не окончив одной войны, а только заключив перемирие с польским королем, начал другую войну со Швецией. Дело в том, что, если мы посмотрим на карту, то увидим, какие замечательные возможности открывались перед русским государством. Швеция закрывала выход на Балтику, но по Двине открывался замечательный выход на Балтийское море. Самое верховье западной Двины находится на территории русского государства, среднее течение Двины теперь было занято русскими войсками и только в низовьях западной Двины, город Рига, закрывал замечательный выход на Балтику. А Рига — это крупнейший порт на Балтике. И Алексей Михайлович решил использовать момент. В 1656 году он двинул русскую армию к Риге, но протестантская Рига это не то, что православный Полоцк. Рижане не собирались входить в состав московского государства, они сели в осаду. Слишком поздно русские войска подошли к Риге. Начались осенние холода и царю пришлось с позором отступить от Риги. Но тем самым поссорился со шведским королем. Швеция совершенно не собиралась пускать Россию на Балтику. Так началась русско-шведская война. Гадячский мирный договор И вот здесь, умирает Богдан Хмельницкий, и гетманом был выбран Выговский.

Глава IV. УКРАИНСКАЯ ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА И ОБЪЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С МОСКВОЙ, 1648-1654 гг.

От писателей Украины к писателям России в ознаменование 300-летней годовщины объединения двух стран. Хоть советская историография этот процесс именует присоединением Украины к России, я не согласен с такой формулировкой, потому и в заглавии статьи написана Малороссия. Важнейшую роль в присоединении Малой России сыграл Богдан Хмельницкий. Переяславский договор привел к началу русско-польской войны (1654-1667) и в 1667 году к Андрусовскому перемирию, по которому восточная Украина была уступлена Польшей России (на практике это означало ограниченное восстановление Западной Украины Речью Посполитой). Переяславская рада (1654 год): причины и предыстория подписания документа, принципы присоединения Украины к России, где и когда был опдписан документ, историческое значение.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий