Учитывая, что Иисус Христос, согласно писанию — посланник Бога, который является безгрешным и не нуждается в «урезании» страстей, может возникнуть вопрос: зачем он принял обрезание? Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. — толкование отцов церкви. Итак, если Иисус Христос объяснил евреям, что обрезание крайней плоти — это символ иудейского рабства, ЧТО тогда означает для России и её народа праздник "День обрезания Господня", который РПЦ отмечает вместе с верующими 14 января? Обрезание Господа Иисуса Христа. Я раньше и не задумывался над смыслом Обрезания.
Подать записку
- Обрезание Господне: что принес в жертву Христос
- Каким библейским событиям посвящен праздник
- Что за праздник Обрезание Господне
- Навигация по записям
Обрезание Господне. Свт. Василия Великого
т.е. за Господом Иисусом Христом в Царствие Божие, в славу Божию, - тот должен отвергнуться себя, и, взяв свой крест, следовать за Мной". После того как Рождество и Крещение стали праздноваться раздельно и практика Римской Церкви отмечать Рождество Христово 25 декабря (по старому стилю) распрос. Ибо во Христе Иисусе ни обрезание ничего не значит, ни необрезание, но новое существо.
Подать записку
- Значение и суть праздника Обрезания Господня
- По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
- Обрезание Господне 2025: какого числа, история и смысл праздника
- Церковный календарь 14 января. По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
Обрезание Господне
Так писатель канона на обрезание Господне святой Стефан говорит: будущего непрестанную осьмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезался плотию. И святой Григорий Нисский так говорит: «обрезание по закону должно было совершаться в осьмой день, причем осьмое число предуказывало на осьмой будущий век». Подобает также знать, что обрезание в Ветхом Завете было установлено во образ крещения и очищения прародительского греха, хотя тот грех и не очищался совершенно обрезанием, чего и не могло быть до тех пор, пока Христос добровольно не пролил за нас в страданиях Своей пречистой крови. Обрезание было только прообразом истинного очищения, а не самым истинным очищением, которое совершил Господь наш, взяв грех от среды и пригвоздив его на кресте, а вместо ветхозаветного обрезания установив новое благодатное крещение водою и Духом. Обрезание было в те времена как бы казнью за прародительский грех и знаком того, что обрезываемый младенец зачат был в беззаконии, как говорит Давид, и во грехе родила его мать его Пс.
Господь же наш был безгрешен; ибо хотя Он и по всему уподобился нам, но не имел на Себе греха. Подобно тому, как медный змий, сооруженный в пустыне Моисеем, был по виду подобен змию, но не имел в себе змеиного яда 1 Чис. Ему как безгрешному и Самому бывшему Законодателем не нужно бы и претерпевать того болезненного законного обрезания; но так как Он пришел взять на Себя грехи всего мира и Бог, как говорит апостол, «не знавшего греха сделал для нас жертвою за грех» 2 Кор. И в обрезании Владыка нам явил большее смирение, нежели в рождении Своем.
Ибо в рождении Он принял на Себя образ человека, по слову апостола: «сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» Флп.
При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус Спаситель , произнесенное архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии. По толкованию отцов Церкви, Бог-Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений, и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся. Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец!
Кондак Обрезанию и Святителю, глас 3: Господь всех всего терпит обрезание и, будучи Благодетелем, обрезывает человеческие прегрешения, дарует сегодня спасение миру; радуется же на Небесах и божественный таинник греч.
Православная Церковь отмечает 14 января праздник Обрезания Господня. Во всех храмах в этот день пройдут праздничные богослужения. Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания. Обряд был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.
При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус Спаситель , произнесенное архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии.
Паисий Святогорец 26 апреляСщмч. Фомаиды Египетской 476. Марфы Тестовой 1941. По закону Моисееву, закону, данному Самим Господом еще Аврааму, всякий, кто хотел быть членом народа Израильского, избранного Богом народа, должен был подвергнуться особой кровавой операции. Это распространялось на все лица мужского пола. Совершалось так называемое обрезание. Знак обрезования оставался на всю жизнь. Он был напоминанием того, что этот человек является членом народа Израильского. Но почти все, что совершалось в Ветхом Завете, являлось лишь тенью, указывавшей на предмет, который должен вот-вот появиться.
Ветхий Завет все время говорит о грядущем Новом Завете. Многое, происходившее в В. Завете, иногда явно, иногда прикровенно указывало на события, которые должны были совершиться в пришествие Спасителя нашего Господа Иисуса Христа и после Него. Так и обрезание телесное служило знаком нового обрезания в Новом Завете, обрезания уже не телесного, а духовного. В чем состоит это духовное обрезание? Господь Иисус Христос неоднократно говорил: "Кто хочет идти по Мне, - то есть за Господом Иисусом Христом в Царствие Божие, в славу Божию, - тот должен отвергнуться себя, и, взяв свой крест, следовать за Мной". Вот это отвержение себя и есть духовное обрезание. Но что значит отвергнуться себя? Человек преисполнен всяких страстей, которые въелись в него, как рак - болезнь въедается в тело человека, растет за счет его и лишь тяжелая и болезненная операция может спасти человека.
ПОЧЕМУ МЫ ПРАЗДНУЕМ ОБРЕЗАНИЕ ХРИСТА?
Однажды в день Обрезания визионерка Агнес Бланнбекин (Agnes Blannbekin, 1243–1315) причащалась и оплакивала кровь, потерянную Иисусом Христом. Обрезание Господне напоминает об одном из важнейших событий в земной жизни Иисуса Христа, которое стало доказательством того, что он был живым человеком из плоти и крови. Господь наш Иисус Христос, по истечении восьми дней от рождения, соизволил принять обрезание. В чем суть обрезания Божественного Младенца Иисуса Христа, читайте в материал «».
Праздник Обрезания Христа
Приняв обрезание, Иисус Христос исполнил закон. Праздник Обрезания Господня когда-то стал для верующих людей доказательством существования Иисуса Христа, как человека. Праздник Обрезания Господня установлен в память о том, что на восьмой день после Своего Рождества Богомладенец Иисус принял обрезание по обычаю народа, среди которого был рожден. Христос пришел в мир, чтобы исполнить Закон, принятие обрезания было неотъемлемой частью этого закона. Значит «обрезание Христово» было «обрезанием нерукотворным», то есть рукотворно, по плоти, Христос не был обрезан.
Обрезание Господа нашего Иисуса Христа
Так и нам, чтобы действительно сделаться благодатными, уже окончательно возродиться, нужно еще исполнять разные законы, каноны, «правила», «послушания», чины и так далее. Закон, следовательно, нужно исполнять сначала. Ещё один смысл обрЕзания Ещё один смысл обрезания связан с наречением имени младенцу. Именно в этот момент человек получает имя, то есть находит своё место не просто в земном бытии, но и в бытии Божественном через Завет. Как «Сын человеческий», ныне Он «вписался» в наше «гражданство» земное, чтобы потом приписать нас, при Вознесении, к гражданству Небесному. Апостол Павел пишет: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». С верой, упованием, усердием, соединенными с великим благоговением и страхом, будем совершать великое дело Божие, преподанное Богом: будем упражняться в молитве именем Господа нашего Иисуса Христа». Тот же святитель пишет: «Как при непрестанной молитве всего удобнее совершать молитву Иисусову, то новоначальный должен как можно чаще обращаться к молитве Иисусовой. Выпало ли тебе кратчайшее свободное время?
Не убей его в праздности! Не убей его, употребив на какое-либо несбыточное и пустейшее мечтание, на какое-нибудь суетное, ничтожное занятие! Непрестанно произноси на всяком месте, во всяком деле, во всякое время и предваряя всякое дело, прилагай старания. О крещении Ну, и последнее. Апостол Павел пишет: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» Кол. Так, по Иоанну Златоусту, Апостол говорит как бы так: «теперь обрезание не от ножа, но от Самого Христа. Не рука, как там, совершает это обрезание, но Дух; обрезывается не часть, но весь человек. Тело и это, тело и то; но то обрезывается плотью, а это — духовно, не так, как Иудеи, ибо вы совлеклись не плоти, но грехов».
Разве это не отменяет необходимость обрезания? Сам Христос говорит: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить Мф. Как поется в одной из стихир праздника Обрезания, «не устыдеся Всеблагий Бог, плотским обрезанием обрезатися, но даде Самаго Себе образ и начертание всем ко спасению, ибо закона Творец законная исполняет и пророков проречения, яже о Нем». Святые отцы Церкви видели в обрезании Христа и важный богословский смысл. Принять обрезание может только человек из плоти и крови. А это значит, что и Христос был именно таким — человеком в полном смысле этого слова, во всем подобным нам, кроме греха. Этот аргумент использовался в полемике против докетов от древнегреческого слова «докео» — «казаться». Обрезание было также символом отсечения греховных страстей: принимая обрезание, Господь свидетельствует о том, что Он пришел, чтобы помочь нам преодолеть, отсечь, отринуть наши грехи. Для чего это нам? Если после спасительного подвига Господа Иисуса Христа телесное обрезание утратило свой смысл, то для чего мы всё это вспоминаем?
Действительно, христианам не нужно обрезание, потому что в Новом Завете оно было заменено Крещением. В Крещении мы, по слову святого апостола Павла, обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым Кол. Очень хорошо мысль апостола развивает и объясняет преподобный Иоанн Дамаскин: «Как обрезание отсекает бесполезный телесный излишек, так и через Святое Крещение у нас обрезывает грех». Мы не нуждаемся в телесном обрезании, но для нас сохраняется его духовный смысл — отсечение греховных страстей. Родившись через Таинство Крещения в новую жизнь с Богом, мы должны отвергать всё греховное и бороться со страстями.
Праздники в январе Обрезание Господне в 2025 году Обрезание Господне 2025 — великий, но не двунадесятый праздник Христианской Церкви. Его история восходит к событиям, описанным в Ветхом Завете Обрезание Господне. Фото: Джованни Беллини, commons. История праздника Сам Господь говорил с праведником Аврамом, когда тому было 99 лет. А супруге его, Саре — 90. Господь предрек Авраму, что у него будет столько потомков, сколько звёзд на небе. Именно роду Аврама Господь возжелал особо покровительствовать. Господь повелел Аврааму в знак их договора завета учредить обряд обрезания. У всех, кто хочет быть членом общности, которая именуется богоизбранным народом, должна быть обрезана крайняя плоть. Делать это следует на восьмой день после рождения всем детям мужского пола. Авраам принял это условие и установил обязательное обрезание для всех мужчин своего рода. Иисус Христос тоже был потомком Авраама и Сарры.
А через год Сарра, его жена, родила праведнику долгожданного сына — Исаака. С тех пор иудеи, как потомки Авраама, обрезали новорожденных младенцев мужского пола на восьмой день в знак своей верности завету с Богом и своей отделенности от всего языческого мира. Именно поэтому, чтобы стать частью израильского общества, и был произведён этот ритуал. Господь, вочеловечившись, пришел, как сам Он сказал, не нарушить закон, а исполнить его Мф 5:17. Митрополит Вениамин Федченков пишет об этом так: «Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое.
Всеволод Дотошный. Обрезание Господне: кто и зачем обрезал Господа
По древней традиции, установленной Самим Господом, говорившим с праотцем Авраамом, обрезание младенцев мужского пола осуществлялось на 8-ой день после рождения и знаменовало собой завет между Богом и всем народом, ведь именно на мужчин, прежде всего, возлагалась ответственность за хранение Завета. Наречение имени в этот день означало то, что человек становится способным хранить заповеди, данные Богом и защищать их. Исполняя Закон, Иисус пролил Свою кровь при обрезании, освятив землю, подобно как кровь и вода потом истекли из ребер Его, и даже капля той крови исцелила душу Корнилия сотника. Этим обрезанием Господь не нуждался ни в чем, что напоминало бы Ему о Завете, но исполнив Закон, Сам исполнил завет между Богом и людьми о спасении человеческого рода. Именно поэтому после воскресения Христа данный обряд потерял свое значение, ибо данное Богом обещание уже сбылось. Бог же, как отмечает свт. Феофилакт Болгарский, только известным Ему образом сохранил частицу обрезанной плоти неврежденной и по Воскресении снова воспринял оную, подобно как мы в воскресении получим тело наше в целости. Мария и Иосиф прилагали большую заботу и служение в воспитании, на праздник Пасхи приходили в Иерусалим вместе с Иисусом, Который всегда обнаруживал Свою мудрость, любовь ко всем людям и стремился быть чаще в доме Отца Своего Небесного.
Православная Церковь отмечает 14 января праздник Обрезания Господня. Во всех храмах в этот день пройдут праздничные богослужения. Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания. Обряд был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус Спаситель , произнесенное архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии. По толкованию отцов Церкви, Бог-Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений, и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.
В праздник Обрезания в русских храмах после литургии совершается молебен о новолетии, которое началось с того времени, как император Пётр I повелел, в соответствии с европейским летоисчислением, считать начало года с 1 января 1700. До 1700 г. Новолетие в России праздновалось 1 сентября старого стиля. Исчисление церковного года и поныне начинается с 1 сентября. По указу Петра I Новый год в России стал начинаться с 1 января ст. По традиции в этот день совершается молебное пение на Новый год с коленопреклонением. Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празнованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня. О смысле Ветхозаветного обрезания Для христианина полноценная жизнь начинается с крещения. Чем-то подобным было обрезание в Церкви ветхозаветной. Еще Аврааму было сказано: "Сей завет Мой": "да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами" Быт. Только вот человек крестившийся наследует вечную жизнь, а не обрезавшийся лишался и жизни временной: "Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей в восьмой день, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой". В обрезании, как сейчас в крещении, нарекалось имя. А наречение имени - очень важный момент. В отличии от всего на земле, человек - существо личностное.
Иисус принял плотское обрезание и для того, чтобы установить для нас духовное обрезание; ибо, закончив Ветхий, касавшийся плоти, закон, Он положил начало Новому, духовному. Димитрия Ростовского «Жития святых» И как ветхозаветный плотский человек обрезывал чувственную свою плоть, так новый духовный человек должен обрезывать душевные страсти: ярость, гнев, зависть, гордость, нечистые желания и другие грехи и греховные вожделения. Но как Он был воистину плотию, то и обрезан был как человек, и младенец обагрялся действительно Своею кровию, как сын человеческий; Он болел и плакал от боли, как подобает имеющему человеческую природу». То есть, обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве Иисуса Христа, о Его человеческом теле и всей нашей природе, Им воспринятой. Апостолы и первые христиане также были обрезаны, так как были выходцами из иудеев. Праздник Обрезания Господня известен так же как Васильев день, так как соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого 330—379 , архиепископа Кесарии Каппадокийской Согласно Евангелию от Луки Лк. В Иерусалимском храме Святое семейство встретил Симеон Богоприимец. Слева: Встреча нашего Господа, русская икона XV века. Сретение Господне, монастырь Высокие Дечаны, Сербия Что касается истории включения праздника обрезания в церковный календарь, то считается, что это произошло в IV веке. Канон празднику был написан преподобным Стефаном Савваитом. Стефан Савваит Это событие, в конечном счете, и вошло в Церковь в виде великого праздника. Хотя праздник Обрезания известен с IV в. По поводу Сетефана Савваита среди богословов идет путаница, поскольку один Стефан Савваит 725 — 794 был племянником богослова преподобного Иоанна Дамаскина из Дамаска, другой Стефан Савваит служил в лавре святого Саввы в Палестине в IХ веке. Первоначально обрезние рассматривалось только как сцена в более крупных циклах, но в эпоху Возрождения могло рассматриваться как отдельный сюжет для картины или стать основным сюжетом в алтаре. Одним из самых ранних сохранившихся изображений является миниатюра в византийском иллюминированном манускрипте 979-984 годов — Менологионе Василия II, хранящемся в библиотеке Ватикана. В этой сцене Мария и Иосиф держат младенца Иисуса на руках возле здания, вероятно, Иерусалимского храма, когда к ним приближается священник с маленьким ножом. Обрезание Господне. Миниатюра из книги «Минология Василия II». XII в. В период рождения Иисуса фактическая еврейская практика заключалась в том, что операция проводилась дома, обычно отцом, хотя раввины требуют, чтобы эту процедуру осуществлял специальный раввин — могель. Обрезание младенца Иисуса происходит в доме священника Захарии , который был потомком Аарона , старшего брата Моисея В православной Энциклопедии дается подробная информация о происхождении праздника и его богослужении. Здесь мы видим очень большой разброс фактов и толкований. Это наводит на мысль, что праздник обрезания не имел первоначальной традиции и был внесен в церковный календарь более поздними христианскими богословами.