Кара-кыс Номзатовны Мунзук и к Году театра). Доярка и комбайнер, Kara-Kys Munzuk - Na Letnye Pastbishtsha (On Summer Pastures) / Кара-кыс Мунзук - На летние пастбища. Кара-кыс Номзатовна Мунзук 1918 чылдыӊ сентябрь 15-те Таӊды кожууннуӊ Элегесте Көжээлиг-Хавак деп черге төрүттүнген. Мунзук Кара-кыс Номзатовна родилась 15 сентября 1918 года в поселке Элегест Тандинского района в семье батрака. Мунзук Кара – кыс Номзатовна и.
Tuva.Asia / Новые исследования Тувы
Юбилейный, литературно-музыкальный вечер Галыны Мунзук, посвященный Году литературы 2015. Новости города. Сообщить новость. Кара-Кыс Номзатовна Мунзук родилась 15 сентября 1918 года в Чал-Кежике (b) Урянхайского края (b) [К 1] в многодетной семье бедного охотника-арата Номзата Хонековича Оюна.
83-й день рождения тувинский театр отметит показом драмы «Хайыраан бот»
Театральная карьера С 1936 года была актрисой и исполнительницей народных песен. Одна из основателей Тувинского музыкально-драматического театра, была ведущей актрисой театра. В течение 50 лет сыграла все ведущие женские роли в спектаклях тувинского театра. Певица и поэтесса Кара-кыс бережно и скрупулезно собирала и исполняла песенный фольклор тувинского народа. В 1956 году с её участием был издан сборник «Тувинские народные песни». В 1973 году вместе с мужем Максимом Мунзуком издала два сборника тувинских народных песен. Писала стихи. В 1937 году в газете «Аревэ шыны» было опубликовано её стихотворение «Молодёжь», впоследствии ставшее известной песней на мелодию В. Первый сборник поэзии «Мои песни» вышел в 1968 году, второй сборник «Лейся, песня» вышел в 1989 году.
Чыргал-оолом, А. Лаптаном, В. Кок-оолом, Р.
I am excited about your feedback. Moreover, here are some similar posts that might be helpful: Related image with максим монгужукович и кара кыс номзат Related image with максим монгужукович и кара кыс номзат.
Thanks for the post. If you would like to know more, please do not hesitate to reach out via the comments. I am excited about your feedback.
РФССР, нар. Сарыг-оол, В. Монгальбии, В. Кок-оол, К. Мунзук, М. Памятная доска, установленная в 2008 году к 90-летию К. Мунзук, К. Рамазанова, М. Народная артистка : [о нар. АССР К. Козлова, С. Мунзук, С. Мунзук, Г. Шаалы, В. При подготовке виртуальной книжной выставки были использованы материалы из фонда отдела национальной и краеведческой литературы Национальной библиотеки им. Пушкина РТ. Режим работы: Понедельник - суббота: с 9 до 18 ч. Воскресенье — выходной Наш адрес: ул.
Описание документа
- Мунзук Максим Монгужукович
- Мунзук Кара-кыс Номзатовна | Чогаалчының намдары
- Аким Монгуш из Кызылского кожууна – лучший исполнитель народных песен
- Максим Монгужукович и Кара Кыс Номзатовна Мунзук - Доярка и комбайнер
- Администрация Чаа-Хольского кожууна
- Главная навигация
Содержание
- КОНЦЕРТ К 100 ЛЕТИЮ КАРА-КЫС НОМЗАТОВНЫ МУНЗУК - Смотреть видео на
- Telegram: Contact @oyunonline
- Мунзук, Кара-Кыс Номзатовна — большая энциклопедия. Что такое Мунзук, Кара-Кыс Номзатовна
- Новости Ак-Довурака - свежие, последние, актуальные
Мунзук Максим Монгужукович и Кара-Кыс Номзатовна Мунзук - Саанчы биле комбайнер
Ему вручен сертификат на сумму 8 тысяч рублей и книга «Обрядовая песня» от имени Тувинского книжного издательства. Кызыла, тройку лауреатов замыкает исполнитель из Чаа-Хольского кожууна Сыдым-оол Куулар. Все лауреаты получили денежные сертификаты и подарки от книжного издательства. Отдельно отметили участников по следующим номинациям: «За артистизм» - Саглаш Кенден Барун-Хемчикский кожуун , «За популяризацию исполнения тувинских народных песен» - Ирина Аширматова Пий-Хемский кожуун , «За исполнительскую интерпретацию» и специальный подарок семьи Мунзук - Долаана Европ Каа-Хемский кожуун , «За оптимизм и преданность народной песне» - Екатерина Намчыл г.
На вечере народной песни зрителям удалось не только насладиться выступлениями талантов из разных кожуунов, но и самим спеть любимые песни. Организаторы провели интерактив в формате караоке, где зрители с удовольствием исполнили всем залом песни из репертуара тувинских и российских исполнителей.
Тоненькая, хрупкая, с виду почти подросток, она пела и в этом была ее привлекательная сила. Красивый звучный голос лился из глубины души, трепетно и чисто, вызывая у слушателей ответную реакцию. В 1934 году поступила в Кызылскую объединенную школу на педагогический курс, участвовала в художественной самодеятельности, а затем стала учиться театральному искусству.
Младшему брату Биче-оолу было лишь шесть месяцев.
В семье был ещё старший сын Тунгулак, который потом стал добровольцем во время Великой Отечетственной войны Тува в то время была независимой Тувинской Народной Республикой , погибший в 1944 году в боях на Украине. Отец Номзат из рода оюн отдал её на воспитание родственникам. Кара-кыс скиталась по юртам и аалам, пока не попала в начальную школу в селе Бай-Хаак. В школе проявился её певческий талант, она исполняла народные песни. В 1934 году поступила в Кызылскую объединённую школу на педагогический курс, участвовала в художественной самодеятельности, а затем стала учиться театральному искусству. В 1935 году преподавала на курсах ликбеза.
С 1936 года была актрисой и исполнительницей народных песен.
Позже начинает постигать азы театрального искусства. Артистка Тувинского музыкально-драматического театра. А до этого она училась в педагогическом училище и очень хорошо пела, пробовала свои силы на любительской сцене.. У нее оказались и хорошие сценические данные, поэтому Кара-кыс оказалась в театральной студии среди первых 10 одаренных молодых людей, принятых комиссией 10 января 1936 года. Тоненькая, хрупкая, с виду почти подросток, она пела и в этом была ее привлекательная сила. Время шло, силы крепли. Первая русская пьеса на тувинском языке.
Это была учебная работа, взятая на свой страх и риск. Кок-Оола Сержинмаа «Тонгур-оол» С. Тока 3. О семье Мунзук. Галина Мунзук — была актрисой тувинского театра, была депутатом Совета Федерации. Сын Эрес — был художник-декоратором театра, Светлана Мунзук — была режиссером тувинского телевидения, в настоящее время директор фонда «Дерсу Узала». Сын Мерген был командиром экипажа аэрофлота, неоднократно избирался депутатом верховного совета республики. Сын Орлан — инженер автотранспортного цеха Тувинских электрических сетей.
Все Мунзуки хорошо играют на пианино, народных музыкальных инструментах, любят петь. Быстро, будто вода в горной реке течет время. В коловороте событий мы не замечаем тех изменений, котроые происходят на наших глазах. Батрак Монгужук не знал слова «артист». Он не мог даже представить, что его сын выучится грамоте, побывает в Японии, Франции, ФРГ, что внук будет летать за штурвалом самолета. Сегодня культуру увы невозможно представить без театральной династии Мунзуков. В 1994 году объявлен год семьи мира. Эту замечательную семью считали одним из семей мира из Тувы.
Мунзук услышал Кара-Кыс впервые в 1935 году, на одной из репетиций сводного концерта военного оркестра и гражданской талантливой молодежи. Мунзук рассказывал: «Скромная и застенчивая, похожая на воробушка, она преображалась на сцене в соловья. Зал замирал, слушая народные песни в ее исполнении. Я же был музыкальным сопровождением ее чарующего голоса и неотступно следовал за нею. Этот голос пленил меня. Я был для певицы старшим братом, просто слушал ее, аккомпанировал и думал о ней. Но жена приревновала меня. В то время был женат на хорошей русской женщине.
Её ревность разгоралась все больше и больше. Дело дошло до Центрального комитета ревсомола, подключились, как у нас было принято, другие общественные организации. Меня вызывали, воспитывали. Жить стало невмоготу. Молодой был, горячий. Пошел и расторг брак. И тут же зарегистрировал другой, о котором и не ведала Кара-Кыс. Это было в августе 1935 года.
Только потом начал ухаживать за ней». Начинающая певица пользовалась большим успехом и считалась одной из первых невест республики. Ее голос и обаяние завораживали не только Мунзука, но и многих даргаларов — начальников. В том числе — Салчака Току. Весьма прозрачный намек. У Мунзуков — совершенно разные характеры. Кара-Кыс — спокойная, уравновешенная, терпеливая, а Мунзук — резкий, вспыльчивый и упрямый. А вот доброта и мудрость — это у них на двоих.
Мунзук Максим Монгужукович и Кара-Кыс Номзатовна Мунзук - Саанчы биле комбайнер
На реверсе знака расположена заколка для крепления к одежде, внизу расположено клеймо Московского монетного двора в виде вензеля. Встречаются два типа клейма: обычное и в виде вензеля в пунктирном кружке выпускались позднее. Реже встречаются знаки изготовленные из бронзы, покрытые эмалью и краской, и алюминиевые знаки.
В 1956 году с её участием был издан сборник «Тувинские народные песни». В 1973 году вместе с мужем Максимом Мунзуком издала два сборника тувинских народных песен. Писала стихи. В 1937 году в газете «Аревэ шыны» было опубликовано её стихотворение «Молодёжь», впоследствии ставшее известной песней на мелодию В. Первый сборник поэзии «Мои песни» вышел в 1968 году, второй сборник «Лейся, песня» вышел в 1989 году. Чыргал-оолом, А.
Исполнева и его товарищей поставили на ноги талантливую актрису. Она легко постигала законы сцены, росла по мастерству актера от одной роли к другой. Кара-Кыс Номзатовна была ведущей актрисой. Ею было сыграно более сотни ролей, созданы образы советской, русской и мировой драматургии. Собирательством народных песен Мунзуки занялись практически с самого начала творческого пути, это были поиски репертуара. А затем занятие превратилось в увлечение, а со временем — в серьезную работу.
I am excited about your feedback. Moreover, here are some similar posts that might be helpful: Related image with максим монгужукович и кара кыс номзат Related image with максим монгужукович и кара кыс номзат.
Мунзук Кара-кыс Номзатовна
1995) – Народной артистке РСФСР и Тувинской АССР, кавалеру ордена «Знак Почета» Кара-Кыс Мунзук действительно самобытное явление в профессиональном тувинском искусстве. Кара-Кыс Номзатовна Мунзук (15 сентября 1918 — 18 декабря 1995) — советская тувинская певица, актриса, поэтесса, народная артистка РСФСР (1975). Гистограмма просмотров видео «Концерт К 100 Летию Кара-Кыс Номзатовны Мунзук 2020» в сравнении с последними загруженными видео. прошёл грандиозный праздник и открытый межкожуунный конкурс народных песен "Элегестин айлан кужу", посвящённый 105-летию со дня рождения Народной артистки РСФСР и АССР Кара-Кыс Номзатовны Мунзук и 55-летию со дня основания СДК Элегест имени К. Н. Мунзук.
Максим Монгужукович и Кара Кыс Номзатовна Мунзук - Доярка и комбайнер
Вместе со своей супругой КАРА-КЫС МУНЗУК, буквально до последних дней, занимались концертной деятельностью. 27 октября в сумоне Элегест прошёл грандиозный праздник и открытый межкожуунный конкурс народных песен "Элегестин айлан кужу", посвящённый 105-летию со дня рождения Народной артистки РСФСР и АССР Кара-Кыс Номзатовны Мунзук и. Увлечения. Новости. Трансляции. Новости. Современный ритм жизни заставляет человека постоянно бегать и мчаться, сталкиваясь с различными стрессами и нагрузками.
Сегодня памятный день в жизни одной из самых известных творческих семей Тувы
Родился на местности Изюм Узюм у села Аскиз — российский тюрколог, профессор Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии, доктор сравнительного языкознания, этнограф, фольклорист, общественный деятель, редактор. Считается первым хакасским учёным. Родился он 9 мая 1916 года в г. Самаре в семье священника, но новое время сформировало из него атеиста. Он стал активным комсомольцем. Незадолго до начала войны Н.
Сердобовзакончил педагогический институт им. Ленина в Москве, в 1940 году был призван в армию и учился в Харьковском военном училище, а по окончании его осенью 1941 года добровольцем ушел на фронт. Он служил в артиллерии, командовал знаменитыми «катюшами». С боями он освобождал от фашистов оккупированные западные области Советской страны, вместе с десятками тысяч советских солдат гнал немцев с Украины, Польши и закончил войну в Берлине. Войну закончил гвардии майором.
Родился А. Калзан 5 апреля 1930 г. Окончил в 1948 г. Восточный факультет Ленинградского госуниверситета окончил в 1953 г. Заслуженный работник литературы и искусства Тувинской АССР, кандидат филологических наук, первый профессиональный ученый-литературовед Тувы, однин из основоположников тувинского литературоведения, литературной критики и фольклористики, оставившего яркий след в истории тувинской науки.
Настоящее имя Фридрих Вильгельм российский востоковед-тюрколог, этнограф, археолог и переводчик. Академик РАН с 1917.
Имеет округлую форму; в центре изображён медальон с числом «50», покрытый эмалью серого цвета; медальон обрамлён венком из колосьев пшеницы. Внизу расположена звезда, покрытая красной эмалью. В верхней и правой части расположено развевающееся знамя с надписью «КПСС», также покрытое эмалью. Знак вручался в специальной коробочке.
Космонавтами были тараканы. Торжественные запуски ракет с тараканами на борту становились яркими событиями для всего двора.
В Драмсарае стоял и магнитофон — вещь, в то время редкая, музыка притягивала окружающих. Самодеятельные концерты состоялись во втором подъезде. Раньше он был проходным — с улицы Ленина можно было пройти во двор, и довольно просторным. Потом дверь с улицы закрыли, а ступеньки остались. На них и сидели зрители, а дворовые артисты играли внизу. Во дворе дома стоял зелененький «Москвич-401», на котором он катал всю окрестную ребятню, они любя называли его дед Мунзук. Он купил его в 1957 году ради детей, чтобы без проблем брать их с собой на летние гастроли по республике и не загружать театральный транспорт: все же сразу пятеро дополнительных пассажиров. Тогда это была единственная машина в этом дворе, да и для Кызыла частные авто были редкостью, и тут же нашлись доброжелатели: откуда у простых артистов такие деньжищи?
Сообщили куда следует. ОБХСС — отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности, весьма грозная организация того времени, скрупулезно проверила все: когда, у кого куплено, за сколько, источники доходов. Хищений госсобственности не выявили, все законно: зарплата мужа и жены за три месяца плюс их отпускные. А во время гастролей — жили на положенные в командировках суточные. Жизнь на колесах начиналась со сборов, в этом действе главным был Максим Монгужукович, который мастерски умел компактно упаковывать все необходимое. А необходимого набиралось изрядно. В момент погрузки Кара-Кыс Номзатовна, смеясь, говорила: надо еще каждому в зубы что-нибудь дать. Предусмотрительный Мунзук, на первый взгляд, брал на гастроли много ненужных вещей, а на самом деле — ничего лишнего, все пригождалось.
Ведь летние гастроли были продолжительными: начинались во второй половине мая и заканчивались в конце августа. С самого начала и вплоть до начала восьмидесятых годов прошлого века, у зрителей было очень трепетное отношение к артистам. Приезд Тувинского музыкально-драматического театра был важным событием для всех сельских жителей. Люди готовились к приезду артистов, принимали как самых почетных гостей: чай с молоком, постряпушки, свежая баранина. Дети артистов тоже были в центре внимания окрестной ребятни. А клуб превращался в центр общения и обмена информацией. Порой играли по два спектакля подряд, затем начинался концерт по заявкам сельских зрителей. Действо заканчивалось далеко за полночь.
Дети артистов тоже не спали, вместе со зрителями заворожено смотрели представления снова и снова. И каждый раз — как в первый раз. Заинтересовавшись тувинским песенным творчеством, Ирма Петровна в 1948 году приехала в Кызыл. Познакомилась с исполнителями, в том числе с Кара-кыс Номзатовной. Услышав в исполнении Кара-кыс народную песню «Бай-ла Хемчиим» захотела включить ее в свой репертуар, но впоследствии написала певице: «Эта красивая песня — только твоя, Кара-Кыс». Кара-Кыс Номзатовна писала стихи, многие из которых стали песнями: их около пятидесяти. Первый сборник «Мои песни» Мээн ырларым вышел в свет в Кызыле в 1968 году — к пятидесятилетию актрисы, второй Ырым куттулуп кел — в 1989 году. Это сборник «Тыва улустун ырлары» Тувинские народные песни — результат их многолетнего труда.
Действительно в этот труд было вложено много сил, они не только переложили песенный фольклор на ноты, обрабатывался текст. А на некоторые народные мелодии, чаще всего на частушки, они сочиняли совершенно новый текст. Так рождались их дуэты и особой популярностью пользовались: «А-шу, декей-оо! Собирательством народных песен они занялись практически с самого начала творческого пути, это были поиски репертуара. А затем занятие превратилось в увлечение, а со временем — в серьезную работу. В 1973 году была издана вторая книга под таким же названием. Кроме этого, они были составителями сборника песен Виктора Кок-оола «Байлак чуртум» Страна моя богатая , и сборника о первом композиторе, музыканте Александре Лаптане. Репертуар Мунзуки подбирали тщательно и постоянно обновлялся, многие песни исполняли на языке оригинала: русском, хакасском, казахском, киргизком, татарском и других.
Песен в их исполнении хватало на несколько полноценных программ. Концертной деятельностью они занимались до конца жизни и на каждом представлении зритель просил исполнить их песни: «Бай-ла Хемчиим» - Кара-кыс Номзатовны, «Хоть седой, а молодой» - Максима Монгужуковича. Максим Монгужукович всегда говорил «судьба подарила мне не только жизнь, она подарила мне счастье иметь детей, семью и подарила возможность общаться с хорошими, добрыми людьми». Действительно, имея такую профессию - «на колесах», Мунзукам приходилось общаться с самыми разными людьми. Встречи со своими зрителями приносили им радость, они любили их и эта любовь была взаимной.
Писала стихи. В 1937 году в газете «Аревэ шыны» было опубликовано её стихотворение «Молодёжь», впоследствии ставшее известной песней на мелодию В. Первый сборник поэзии «Мои песни» вышел в 1968 году, второй сборник «Лейся, песня» вышел в 1989 году.
Чыргал-оолом, А. Лаптаном, В. Кок-оолом, Р. Кенденбилем и другими тувинскими композиторами на её стихи создано более 50 песен. Умерла 18 декабря 1995 года в городе Кызыл, республика Тыва. В семье родилось пятеро детей, три сына и две дочери. Старший сын - Мерген, родился 18 декабря 1941 года. Пилот гражданской авиации.
У Максима, названного так в честь деда, двое детей - Илья и Мария.
«В сердце горит огонь любви»
Родители ему доверяли безоговорочно, относились даже с почтением и уважением. Мергену виднее «Когда брат был совсем малышом, пришел в гости к родителям молодой Алексей Буянович Ензак, который обучался в военной школе лётчиков. Он поднял высоко на руки малыша Мергена, и тут случился казус, ну сами понимаете какой. Алексей Буянович только посмеялся и сказал, что быть Мергену тоже лётчиком, первый «полёт», мол, прошёл, как и положено.
Эту историю он не раз вспоминал, встречая брата» — рассказала сестра. Вообще-то, Мерген с детства мечтал быть врачом, хирургом. Когда окончил школу, супруги Мунзук уехали на очередные гастроли.
Он сам сделал свой выбор: буду лётчиком. Послал родителям телеграмму с просьбой выслать 600 рублей. И парень отправился в Оренбургскую область, в город Бугуруслан.
Чтобы наверняка — поступал сразу в два учебных заведения: в лётное училище и в медицинский институт. Что стало для всех нас неожиданностью…», — поделилась Светлана Максимова. Семья гордилась будущим лётчиком, в то время профессия была очень престижной.
Девчонки обожали, когда брат был в форме, подтянутый, красивый, представительный. Частенько надевали его фуражку и фотографировались. Мерген был для них примером, каким-то особенным человеком, которого нельзя было ослушаться.
Затем его перевели в Абаканский объединённый Авиаотряд Красноярского управления гражданской авиации на должность второго пилота самолёта АН-24. В 1972 году стал командиром этого судна. После поступил на службу в Тувинское авиапредприятие, где долгое время проработал пилотом Ан-24, командиром авиаэскадрильи самолётов Ан-24.
Когда в Туве появились новые чехословацкие Л-410, Мерген Максимович одним из первых переучился на пилота этого самолёта.
Была активисткой по жизни, многодетной мамой. Она имела уникальный голос, который узнавали и любили многие поклонники ее таланта. Обо всем об этом можно узнать в библиографическом указателе. В указателе собраны статьи из материалов прессы, которые издавались в разные годы.
Просто сидел и смотрел, никто не знал, о чем думал этот великий мастер кино.
Отец говорил, в такие минуты мы старались не попадаться ему на глаза, не мешать. После премьеры фильма в Туве, к нам домой часто приходили друзья родителей, гости из-за САЯН и они дружно обсуждали фильм. Говорили, что фильм Куросава «Дерсу Узала» несколько отличается от других его фильмов. Некоторые добавляли, мол в книге Владимира Арсеньева можно было найти места конфликтные по сути, то есть крови можно было добавить. Другими словами некоторым не хватало остроты. И отец рассказывал, что с самого начала Куросава отказался от всего кровавого и просил автора сценария Юрия Нагибина взять самую главную тему: природа и человек, чистота окружающего мира.
Фильм получился спокойным, красивым, философским и очень простой по своим художественным средствам. В этом фильме Куросава избрал самый простой, самый прямой путь к человеческому сердцу. Быть может, именно эти минуты единения с природой и помогали великому режиссеру в работе над фильмом. Отец наш несколько эмоционален и отличался довольно громким голосом. Отец по этому поводу говорил: «Находясь рядом с таким человеком, ты по неволе начинаешь подтягиваться к нему и становишься спокойным». И смеялся.
Действительно, после фильма он стал несколько степеннее. Он говорил, что такого скромного человека как он — не встречал на протяжении всех этих путешествий. Отец отвечал ему, но порой забывал. Этим он поистине велик - помнил скромного трудягу, как наш отец. Они и родились в один год, покинули эту землю почти друг за другом. И после таких совпадений невольно начинаешь думать, что их встреча не случайна — она подарена «сверху».
Незадолго до смерти к отцу стали «приходить» те, кто в разное время ушли из жизни. Он разговаривал с ними. Порой просил нас, чтобы мы привели переводчика, мол, не понятно что он говорит. Со стороны это было похоже на мистику. Но у нас, тувинцев, говорят, что человек, проживший долгую жизнь а отец прожил почти 90 лет , становится шаманом и может разговаривать с духами умерших. Мы верили этому и жадно прислушивались в его речь.
Достойную жизнь прожили этих два человека, один - в Японии, другой - в Туве. Каждый делал свое дело, оставил след на земле для потомков: один больше, другой меньше, но судьба соединила их пути. Мечтал об экранизации этих книг. И мы представляем, как он был счастлив, когда ему представилась такая возможность. Максим Монгужукович всегда говорил «судьба подарила мне не только жизнь, она подарила мне счастье иметь детей, семью и подарила возможность общаться с хорошими, добрыми людьми». Действительно, имея такую профессию «на колесах», родителям приходилось общаться с самыми разными людьми.
Встречи со своими зрителями приносили им радость, они любили их, и эта любовь была взаимной. Когда мы были маленькими, естественно, мы не задумывались, просто присутствовали и были молчаливыми свидетелями их разговоров и встреч. Но сегодня мы можем сказать, родители наши — Кара-Кыс Номзатовна и Максим Монгужукович были людьми необыкновенно добрыми. Широта их душ покоряла всех. На роль Арсеньева было много кандидатов, среди них были и довольно сильные и известные актеры театра и кино. А было так, Куросава плохо знал русских артистов и в основном смотрел фрагменты фильмов, где играл тот или иной артист, претендент на роль Арсеньева.
Предложили посмотреть фильм «Адъютант его превосходительства», где Соломин играет главную роль. Но фильм в 5 —ти сериях. Смотрел внимательно и молчал, затем попросил остальные серии показать…Так он познакомился с Юрием Соломиным. Всем было уже ясно, на ком остановит свой выбор режиссер, хотя официально Куросава об этом еще не объявлял. Папа рассказывал, как-то на одной из встреч на вопрос «Почему вы выбрали именно Соломина? Куросава ответил: он настоящий.
Но что конкретно подразумевал под этим великий режиссер — никто не знает, а собственно и знать не надо. И этот замечательный человек- Юрий Соломин- стал наставником и учителем в кино для Мунзука. Он постоянно писал: «Мамазы так ласково он обращался к маме , как похож Юрий на нашего сына Мергена. Такой же спокойный, степенный и одновременно строгий. Даже манера говорить, похожа, поразительно! Они очень любили его, но одновременно относились почтительно.
С самого раннего детства он отличался совершенно не детской рассудительностью и мудростью. Был немногословным и очень спокойным. Такому отношению родители научили и нас. И это сходство умиляло и располагало к себе. Наша семья также благодарна Постоянному представительству Республики Тыва в Москве за видеокассету с записью передачи, посвященной 70-летию Премии Американской Академии киноискусства и науки , «Русская коллекция». Максиму Монгужуковичу и здесь повезло, ему удалось увидеть через много лет, хоть и через экран телевизора, ту самую статуэтку Оскара, которую они должны были получить вместе с Соломиным и Куросава еще в 1976 году.
Я очень надеюсь, что смотришь эту передачу. Видишь, Максим Максимович одной рукой он держится за статуэтку , этой рукой я держусь за себя, а этой - за тебя…» Мы плакали, когда смотрели эту передачу, плакал и он, человек, проживший на земле довольно долгую жизнь. Нам казалось — человек, испытавший все в этой жизни и прошедший через все жизненные перипетии — не способен плакать так, как плакал МУНЗУК - навзрыд. Немного успокоившись, он попросил еще раз показать ему фильм «Дерсу Узала». Смотрели всей семьей, по окончании сидели молча и довольно долго. Затем он попросил показать фрагмент передачи.
В этот раз смотрел более спокойно и затем сказал: « Я счастлив… Ради этого стоило жить…Теперь можно спокойно уйти в мир иной…» Он ушел из жизни 28 июля 1999 года. Он покинул эту землю, оставив на ней значительный след, след щедрого на добро, трудолюбивого, скромного человека, человека с большим сердцем. Как я уже писала, что отец родился 2 мая 1910 года. В официальных документах зафиксирована другая дата. Все дело в том, что он остался сиротой довольно раннем возрасте, и вполне естественно, он не понимал многого и не интересовался. Лишь повзрослев, он заинтересовался своими корнями и стал расспрашивать кто его родители и т.
Соседи, земляки помогли ему восстановить родственные связи, а вот о рождении говорили примерно. В 70 лет он встретил земляка, хакас по национальности, и тот рассказал ему такую историю: мол родители всегда говорили, что родился я с тобой, Мунзук, в один день.
А необходимого набиралось изрядно. В момент погрузки Кара-Кыс Номзатовна, смеясь, говорила: надо еще каждому в зубы что-нибудь дать. Предусмотрительный Мунзук, на первый взгляд, брал на гастроли много ненужных вещей, а на самом деле — ничего лишнего, все пригождалось. Ведь летние гастроли были продолжительными: начинались во второй половине мая и заканчивались в конце августа. С самого начала и вплоть до начала восьмидесятых годов прошлого века, у зрителей было очень трепетное отношение к артистам. Приезд Тувинского музыкально-драматического театра был важным событием для всех сельских жителей. Люди готовились к приезду артистов, принимали как самых почетных гостей: чай с молоком, постряпушки, свежая баранина.
Дети артистов тоже были в центре внимания окрестной ребятни. А клуб превращался в центр общения и обмена информацией. Порой играли по два спектакля подряд, затем начинался концерт по заявкам сельских зрителей. Действо заканчивалось далеко за полночь. Дети артистов тоже не спали, вместе со зрителями заворожено смотрели представления снова и снова. И каждый раз — как в первый раз. Заинтересовавшись тувинским песенным творчеством, Ирма Петровна в 1948 году приехала в Кызыл. Познакомилась с исполнителями, в том числе с Кара-кыс Номзатовной. Услышав в исполнении Кара-кыс народную песню «Бай-ла Хемчиим» захотела включить ее в свой репертуар, но впоследствии написала певице: «Эта красивая песня — только твоя, Кара-Кыс».
Кара-Кыс Номзатовна писала стихи, многие из которых стали песнями: их около пятидесяти. Первый сборник «Мои песни» Мээн ырларым вышел в свет в Кызыле в 1968 году — к пятидесятилетию актрисы, второй Ырым куттулуп кел — в 1989 году. Это сборник «Тыва улустун ырлары» Тувинские народные песни — результат их многолетнего труда. Действительно в этот труд было вложено много сил, они не только переложили песенный фольклор на ноты, обрабатывался текст. А на некоторые народные мелодии, чаще всего на частушки, они сочиняли совершенно новый текст. Так рождались их дуэты и особой популярностью пользовались: «А-шу, декей-оо! Собирательством народных песен они занялись практически с самого начала творческого пути, это были поиски репертуара. А затем занятие превратилось в увлечение, а со временем — в серьезную работу. В 1973 году была издана вторая книга под таким же названием.
Кроме этого, они были составителями сборника песен Виктора Кок-оола «Байлак чуртум» Страна моя богатая , и сборника о первом композиторе, музыканте Александре Лаптане. Репертуар Мунзуки подбирали тщательно и постоянно обновлялся, многие песни исполняли на языке оригинала: русском, хакасском, казахском, киргизком, татарском и других. Песен в их исполнении хватало на несколько полноценных программ. Концертной деятельностью они занимались до конца жизни и на каждом представлении зритель просил исполнить их песни: «Бай-ла Хемчиим» - Кара-кыс Номзатовны, «Хоть седой, а молодой» - Максима Монгужуковича. Максим Монгужукович всегда говорил «судьба подарила мне не только жизнь, она подарила мне счастье иметь детей, семью и подарила возможность общаться с хорошими, добрыми людьми». Действительно, имея такую профессию - «на колесах», Мунзукам приходилось общаться с самыми разными людьми. Встречи со своими зрителями приносили им радость, они любили их и эта любовь была взаимной. Кара-Кыс Номзатовна и Максим Монгужукович были людьми необыкновенно добрыми. Широта их душ покоряла всех.
В свою очередь они восхищались и другими, искренне гордились ими. Роль И. Исполнева в Кызыл в 1940 г. Кара-кыс, уже носившая фамилию Мунзук, охотно и самозабвенно училась, хотя у нее уже была семья, дети. Годы учебы в театре-училище под руководством И. Исполнева и его товарищей поставили на ноги талантливую актрису. Она легко постигала законы сцены, росла по мастерству актера от одной трудной роли к другой. Симонова, хорошенькая и хитроватая дочь феодала Сержинмаа в «Тонгур-ооле» С. Токи, Любовь Гордеевна в пьесе «Бедность - не порок» А.
Островского, Мартина в «Лекаре поневоле» Мольера. Кок-оола «Хайыраан бот» стала высоким взлетом актрисы и ее коронной ролью почти на три десятилетия. Как вспоминает Дадар Монгуш, актриса, пишущая о театре и его людях - «Эта непередаваемая роль игралась Карой Намзатовной. Монолог Кара Кара-кыс Мунзук исполнила в юбилейном концерте, посвященном ее 70-летию в 1989г.
Максим Монгужукович и Кара Кыс Номзатовна Мунзук - Доярка и комбайнер
Мунзук, Кара-Кыс Номзатовна — статья из свободной большой энциклопедии. Мунзук, Кара-Кыс Номзатовна — статья из Большого Справочника. Заслуженная артистка РСФСР Мунзук Кара-Кыс. Поколенный портрет женщины с косой, в национальном костюме, со сложенными руками. советская тувинская актриса театра и кино, певица, одна из основателей национального театра Тувы. 3. Кара-кыс Номзатовна Мунзук в роли Кары в спектакле «Хайыраан бот» – «Сожаление». Кара-Кыс Номзатовна Мунзук родилась 15 сентября 1918 года в Чал-Кежике Урянхайского края в многодетной семье охотника-арата Номзата Хонековича Оюна.