Для «Манчестер Юнайтед» последствия мюнхенской авиакатастрофы стали периодом глубокой печали. На этом кровавый счет мюнхенской трагедии остановился — погибли 22 человека, в том числе 8 футболистов, тренер, секретарь команды и один из директоров «Манчестер Юнайтед», 7 спортивных корреспондентов, стюардесса, один югославский пассажир и капитан Рэймен. Мюнхенская трагедия «Манчестер Юнайтед»: 6 февраля 1958 года – день, когда умерли «малыши Басби». Фрэнк Тейлор, спортивный журналист, оказавшийся на борту самолета, оказался одним из немногих, кому посчастливилось остаться живыми после Мюнхенской трагедии. Менеджер "Манчестер Сити" Хосеп Гвардиола, несмотря на поражение от "Юнайтед" в рамках товарищеского матча, остался доволен прошедшей игрой.
«Манчестер Юнайтед» исполняется 60 лет со дня мюнхенской катастрофы
Кажется, это поняли и остальные. Все в салоне замолчали. В иллюминатор я увидел забор, в который мы врезались через секунду. Он просто упал, и стало понятно, что будет дальше. Мы просто постарались пригнуться и я, если честно, ничего больше не помню, только страшный скрежет. И никаких криков… Почему это случилось? Может, мотор отказал? Разные мысли успели посетить меня тогда.
Пилот очень хотел поскорее вылететь, и в итоге он так и не смог этого сделать. Почему обязательно нужно было лететь в буран? Оказалось, что у меня было сотрясение мозга. Видимо, я просто ударился головой, потому помню все, как во сне. Не понимал, что происходит. Смотрел по сторонам и видел такое, что словами не опишешь… Мне сделали укол, от которого сразу уснул и проснулся только на следующий день. Просто не мог понять, почему именно меня отбросило на 15 метров от самолета с единственной шишкой на голове?
Как такое могло случиться? Как я мог видеть, что со мной абсолютно все в порядке, когда мои друзья мертвы? Почему все случилось именно так? Вспоминаю об этом каждый день. Ни разу не думал о том, что мне повезло — какая уж тут удача? Просто задаю себе один и тот же вопрос: почему я вообще не пострадал, а они погибли? Меня гложет чувство вины.
До сих пор, даже сейчас, когда говорю об этом. После аварии я, как и некоторые другие парни, сказал, что не хочу больше играть. Но вряд ли те мои слова можно было воспринимать серьезно. Из Мюнхена вернулся домой и целыми днями ничего не делал. Но не смог находиться долго в таком состоянии. Легче мне не становилось, я ведь по-прежнему был футболистом. И решил, что если хочу, чтобы все вернулось на круги своя, то мне и самому надо вести себя как обычно.
Так что как только голова зажила, уже был на поле. Футбол действовал лучше всякой терапии.
Однако администрация аэропорта изначально обвиняла основного пилота Джэймса Тейна, заявив, что тот не проследил за удалением с крыльев лайнера наледи, из-за чего вес машины увеличился почти на тонну. Тейн был полностью оправдан лишь в 1968 году, через десять лет после катастрофы. Вскоре пилот был уволен из авиакомпании, он уехал на свою животноводческую ферму в графстве Беркшир. Тейн умер в 1975 году от сердечного приступа. Ему было всего 53 года. Более того, все эти игроки были воспитанниками «Манчестер Юнайтед», начинавшие свой путь в большой футбол под руководством тренера «молодёжки» Джимми Мерфи, а затем — главного тренера «Юнайтед» Мэтта Басби. Большинству из футболистов основной обоймы не было и двадцати трёх лет.
Главным творцом побед «Юнайтед» тех времён можно было по праву считать полузащитника Данкана Эдвардса. К слову, в тот период Эдвардс был призван под знамёна сборной Англии в возрасте 17 лет и 8 месяцев, что стало абсолютным рекордом, который продержался более 50 лет и был побит лишь в 1998 году Майклом Оуэном. Большими темпами в команде того поколения прогрессировал цепкий полузащитник атакующего плана Бобби Чарльтон. Вы ведь все, конечно же, знаете, о ком идёт речь. В первом же для себя розыгрыше команда сумела выйти в полуфинал КЕЧ, уступив будущему победителю мадридскому «Реалу». На следующий год «Юнайтед» повторил своё достижение в Кубке европейских чемпионов. Вероятно, команда улучшила бы свой результат, если бы не та самая мюнхенская трагедия. Но судьба тем коварным днем 6 февраля 1958 года распорядилась иным образом, разрушив одну из самых талантливых команд в истории футбола. Жизнь «Юнайтед» после трагедии Пока Мэтт Басби лежал в госпитале, буквально сражаясь за свою жизнь, бразды правления клубом были переданы ассистенту команды Джимми Мерфи.
В том сезоне обескровленный «Манчестер Юнайтед» выиграл всего лишь одну игру из четырнадцати проведенных, проиграв в полуфинале «Милану» в Кубке европейских чемпионов и опустившись на 9-ю строчку по итогам розыгрыша чемпионата Англии. Надо признать, что трагедия потрясла весь футбольный мир, никого не оставив в стороне. Федерация футбола Англии отменила правило, запрещающее игрокам, сыгравшим в Кубке Англии за одну команду, переходить в другой клуб. Клубы премьер-лиги также не остались в стороне и предложили «Юнайтед» своих игроков.
Не желая сильно отставать от графика, командир экипажа отказался остаться в Мюнхене на ночь, решив предпринять третью попытку взлета. К моменту третьей попытки взлета начался сильный снегопад, из-за чего ближе к концу взлетной полосы скопилось много снежной каши. Войдя в нее, авиалайнер потерял скорость, необходимую для осуществления взлета, пробил забор в конце взлетно-посадочной полосы и врезался левым крылом в дом, стоявший неподалеку. Из 44 человек, находившихся в самолете, 21 погиб мгновенно, а многие другие потеряли сознание. Опасаясь возможного взрыва авиатоплива, командир воздушного судна скомандовал оставшимся пассажирам и членам экипажа выбираться из самолета и отойти на безопасное расстояние. Несмотря на это, вратарь «Манчестер Юнайтед» Гарри Грегг помогал раненым выбираться наружу. Руководство аэропорта изначально объявило виновным в катастрофе командира рейса Джеймса Тейна, который якобы приступил к взлету, предварительно не позаботившись об удалении льда с крыльев самолета, хотя это расходилось с показаниями свидетелей.
Шеффилд Уэнсдей, первые противники Юнайтед после крушения, были представлены, как и епископ Окленд, который одолжил игроков клуба. Кенни Далглиш также присутствовал, как и бывшая звезда «Манчестер Сити» Майк Саммерби, в знак благодарности за потерю, которую испытал весь город после смерти бывшего хранителя блюза Фрэнка Свифта. Club officials wore ties bearing the names of the eight players who died in the tragedy, while United chaplain John Boyers in a roll call of the 23 who lost their lives in the crash. The presence of the two remaining survivors, Harry Gregg and Sir Bobby Charlton, was particularly well received. Kenny Dalglish was also present, as was former Manchester City star Mike Summerbee, in a nod to the loss felt by the whole city at the death of former Blues keeper Frank Swift. The club tweeted a tribute: United fans have also paid their respects to the victims by visiting the site of the crash. Wreaths were also laid at Partizan Stadium in Belgrade, Serbia where the team had played before the crash.
60 лет назад в Мюнхене разбился самолет с футболистами «Манчестер Юнайтед»
Трагедия «Манчестер Юнайтед»: 60 лет катастрофе. Не сумел психологически полностью оправиться от последствий трагедии Кенни Морганс, которому пришлось доигрывать свой футбольный век в командах низших дивизионов. Каждый год «Манчестер Юнайтед» отдает дань уважения жертвам этой трагедии, которые никогда не будут забыты. После трагедии Фоулкс стал капитаном «Манчестер Юнайтед», его предшественник на этом посту – Роджер Берн, погиб. 6 февраля 1958 года, самолет, перевозивший игроков и персонал Манчестер Юнайтед, а также нескольких журналистов и болельщиков, разбился во время урагана после третьей неудачной попытки взлететь с мюнхенского аэродрома. Мюнхенская трагедияВсе последние новости спорта онлайн6-го февраля 1958 года, самолет, перевозивший игро.
«Манчестер Юнайтед» исполняется 60 лет со дня мюнхенской катастрофы
Промежуточная посадка в Мюнхене, короткий отдых и снова в путь. Разыгралась снежная буря, и две попытки взлететь оказались неудачными. С третьего раза самолет, наконец, поднялся в воздух. Но, пролетев несколько сот метров, неожиданно резко накренился и упал на стоящие у кромки аэродрома строения. Из 44 человек, находившихся в самолете, погибли 23. Бывший вратарь сборной Англии 19 игр и «Манчестер Сити» — 44 — летний Фрэнк Свифт скончался в госпитале после тяжелого ранения, полученного в авиакатастрофе. Он представлял собой воплощенное сочетание лучших качеств футболиста нового поколения, — писал в газете «Обсервер» Кевин Митчелл.
Эдвардс зарабатывал 17 фунтов стерлингов в неделю. Бушевала снежная буря, когда самолет врезался в землю в нескольких сотнях метров от конца взлетно-посадочной полосы. Мимо меня мелькали здания аэропорта. Самолет набирал скорость — 140 км в час… 160… 180… 190.
Изначально виновником крушения лайнера признали командира рейса Джеймса Тейна, который якобы приступил к взлету, не позаботившись об удалении льда с консолей крыла. Однако позже было установлено, что самолет упал из-за большого количества снега на взлетной полосе, из-за чего воздушное судно не смогло подняться в воздух. В церемонии смогут принять участие все желающие, почтить память жертв авиакатастрофы также приглашены сотрудники клуба и специальные гости, среди которых будут члены семей погибших. В 15:04 по местному времени будет проведена минута молчания, затем слово будет предоставлено директорам клуба сэру Алексу Фергюсону, Майклу Эделсону и Эдварду Вудворду.
Несмотря на такое заключение, руководство мюнхенского аэропорта ответственное за состояние взлётно-посадочных полос, хотя и не осведомлённое об опасности, которую представляла снежная каша для самолётов типа «Амбассадор» подало иск на командира Тейна как на единственного выжившего пилота. Они обвинили Тейна в том, что он приступил к взлёту, предварительно не позаботившись об удалении льда с крыльев самолёта, и вина в катастрофе целиком лежит на нём, хотя это расходилось с показаниями свидетелей. Основанием для обвинения со стороны представителей аэропорта стала фотография самолёта её опубликовали некоторые газеты , которую сделали перед самым вылетом; на ней заметны скопления снега на верхней поверхности крыльев самолёта. Но после исследования оригинального негатива фотографии на крыльях не было видно никакого снега или льда; эффект «снега» возник из-за того, что опубликованные фотографии были напечатаны с копии негатива. Свидетели в Германию не вызывались, и судебное разбирательство против Тейна тянулось до 1968 года, когда с него были окончательно сняты все обвинения. В качестве официальной причины катастрофы британские власти назвали скопления тающего снега на взлётно-посадочной полосе, из-за которых Elizabethan не смог набрать необходимую для взлёта скорость. Джеймс Тейн, уволенный из British European Airways вскоре после катастрофы, ушёл в отставку и вернулся на свою птицеводческую ферму в Беркшире. Он скончался от инфаркта в августе 1975 года в возрасте 54 лет. Последствия катастрофы[ править править код ] Непосредственно в авиакатастрофе погибло 20 человек, включая 7 игроков «Манчестер Юнайтед». В самой больнице 21 февраля от полученных ранений умер Дункан Эдвардс [19]. Последним 23-м погибшим стал второй пилот Кеннет Реймент , умерший 15 марта. Джонни Берри и Джеки Бланчфлауэр из-за полученных травм никогда больше не играли в футбол [53]. Мэтт Басби был тяжело ранен и оставался в больнице на протяжении двух месяцев, в течение которых дважды проходил обряд церковного помазания [54]. После того как Басби был выписан из больницы, он отправился на реабилитацию в швейцарский Интерлакен. В то время он считал, что полностью завершил с футболом, но однажды его жена Джин сказала ему: «Знаешь, Мэтт, парни хотят, чтобы ты вернулся» [55]. Эта фраза вывела Басби из депрессии, и он вернулся в Манчестер, посетив финальный матч Кубка Англии 1958 года [55]. Мерфи не поехал в Белград, так как находился в Кардиффе , где он в то время работал с национальной сборной Уэльса. Мерфи собрал команду из игроков резервного и молодёжного состава клуба, и в первом матче после авиакатастрофы они обыграли « Шеффилд Уэнсдей » со счётом 3:0. Из-за потери стольких футболистов «Юнайтед» вынужден был приобрести им на замену опытных игроков. В тренерском штабе клуба также произошли изменения, так как в авиакатастрофе погибли секретарь клуба Уолтер Крикмер и тренеры Том Карри и Берт Уолли [58]. Вратарь «Юнайтед» Лес Олив , бывший игроком на момент катастрофы, завершил карьеру и сменил Крикмера на посту клубного секретаря [58]. Другой экс-вратарь клуба, Джек Кромптон , вошёл в тренерский штаб команды, после того, как председатель «Юнайтед» Гарольд Хардман договорился о его переходе с руководством « Лутон Таун » [58]. После катастрофы «Юнайтед» выиграл лишь один матч в чемпионате, из-за чего вылетел из чемпионской гонки и занял лишь девятое место по итогам сезона [59].
Я не смог отреагировать. Он снова сказала мне. Я не мог понять и поверить. Затем она начала плакать. Она сказала, что многие погибли, но не знала как много. Она лишь знала, что кто-то из игроков погиб. Я не мог поверить. Ее слова шумели у меня в голове. Она ушла, а я пошел в свой офис. Я был в прострации и начал плакать". На следующий день Джимми Мерфи вылетел в Мюнхен и застыл от того, что увидел там: "Мэт был в кислородной маске и он сказал мне: "keep the flag flying". Дункан узнал меня. Это было ужасно, ужасно! Ради наших погибших товарищей мы обязаны это сделать! Душой команды стал ее капитан Бобби Чарльтон. В 1965 году манкунианцы вновь стали чемпионами Англии, а в 1968 они выполнили свое обещание. По пути к финалу они выиграли у мадридского "Реала".
Последний полет «Манчестер Юнайтед»: 60 лет мюнхенской катастрофе
Драма, спортивный фильм. Режиссер: Джеймс Стронг. В ролях: Дэвид Теннант, Джек О'Коннелл, Сэм Клафлин и др. В феврале 1958 года в авиакатастрофе в Мюнхене погибли члены легендарной футбольной команды «Манчестер Юнайтед». На центральную площадь Манчестера вышли сотни люди, ожидая новостей о судьбе команды. Прямых рейсов из столицы Сербии в Манчестер в те годы не было (нужна была дозаправка), поэтому самолёт приземлился в Мюнхене. Мюнхенская трагедия: Directed by James Strong.
Откройте свой Мир!
Мюнхенская катастрофа «Манчестер Юнайтед»6 февраля 1958 года самолёт с игроками, сотрудниками футбольного клуба "Манчестер Юнайтед", журналистами и другими. В послевоенное время "Манчестер Юнайтед" под руководством шотландца Мэтта Басби стал одной из самых ослепительных и увлекательных футбольных команд Англии. Но за день перед матчем все газеты доносили ужасную новость «Манчестер Юнайтед попал в авиакатастрофу никто не выжил».
Юнайтед. Мюнхенская трагедия 2011 смотреть онлайн
Трагедия также унесла жизни секретаря клуба Уолтер Крикмера, тренера Тома Карри и старшего тренера Берта Уолли. После трагедии легко строить предположения, находить «эффект бабочки» в сложившихся событиях, но судьба как будто подводила «Манчестер Юнайтед» к этому злополучному дню. Для «Манчестер Юнайтед» последствия мюнхенской авиакатастрофы стали периодом глубокой печали. На этом кровавый счет мюнхенской трагедии остановился — погибли 22 человека, в том числе 8 футболистов, тренер, секретарь команды и один из директоров «Манчестер Юнайтед», 7 спортивных корреспондентов, стюардесса, один югославский пассажир и капитан Рэймен. Менеджер "Манчестер Сити" Хосеп Гвардиола, несмотря на поражение от "Юнайтед" в рамках товарищеского матча, остался доволен прошедшей игрой.
Ровно 63 года назад в авиакатастрофе под Мюнхеном разбилась легендарная команда «Манчестер Юнайтед»
Совершив дозаправку, пилоты попытались взлететь, но им было отказано из-за колебаний в левом двигателе. Вторая попытка тоже не увенчалась успехом. Понимая, что в случае промедления и дальнейшего отказа разрешения на взлёт, экипажу и всем пассажирам придётся остаться в Мюнхене, пилоты приняли главное и, как оказалось, судьбоносное решение — они решили взлетать во что бы то ни стало. К тому моменту вовсю бушевал снегопад, в одно мгновение заметавший взлетно-посадочную полосу и сильно осложнявший видимость. В 14:59 «Амбассадор» замер в начале полосы, ожидая разрешения на совершение полёта. Позже уцелевшие пассажиры утверждали, что разгонялся он заметно медленнее обычного. Несмотря на все усилия основного пилота Джеймса Тейна, работа левого двигателя вновь была нестабильной, — правда, обороты «плавали» в допустимых пределах. Разрешение на взлет было дано.
Какие мысли пронеслись в голове второго пилота Кена Реймента в эти мгновения, неизвестно, но в считанные секунды он бросил тормоза и изо всей силы потянул штурвал на себя в отчаянной попытке вырвать самолет из снежного плена. Нос «Амбассадора» задрался еще выше. Теоретически самолет мог лететь на такой скорости, если бы не лед, который намерз на крыльях за время трех попыток взлета. Самолет чуть-чуть оторвался от земли, однако так и не поднялся выше. Выехав за пределы взлётно-посадочной полосы, он пробил забор и задел левым крылом, оказавшийся прямо на пути кирпичный коттедж. Страшный удар о кирпичную стену дома оторвал от машины левое крыло вместе с двигателем. Раскаленный мотор самолета, влетев в дом, тут же спровоцировал пожар.
Двадцать один человек из сорока четырёх на борту погиб мгновенно. Ещё двое спустя почти три недели скончались в больнице. Среди погибших оказалось 8 «малышей Басби». Погиб один из капитанов самолета. Еще два пассажира погибли: туристический агент и болельщик.
Тренер команды Мэтт Басби после авиакатастрофы всегда вписывал имя Фоулкса первым в заявку на матч.
Многие болельщики "МЮ" считают Фоулкса самым выдающимся игроком в истории клуба. Вместе с Басби он строил новую команду, и делал это успешно. Фоулкс с трофеем. Фото ФК "Манчестер Юнайтед" Долгое время Фоулкс отказывался разговаривать с журналистами о событиях, которые произошли 6 февраля 1958 года в аэропорту Мюнхена. Но однажды он снял табу и подробно обо всем рассказал… "В тот день был сильный снегопад, — рассказывает Фоулкс. Каждому выдали по чашке кофе, паре бисквитов, а потом нас попросили вернуться в самолет.
Мы попробовали взлететь, но с первого раза не получилось. Попробовали еще раз, и снова не вышло. Тогда мы вернулись в терминал. Я еще не допил кофе, как нам сказали, что нужно возвращаться, причем чем быстрее, тем лучше. Именно тогда я впервые занервничал. Зайдя в самолет, сел в кресло и пристегнулся.
Было ощущение, что мы никогда не взлетим. А потом самолет подпрыгнул — ударился обо что-то , и подпрыгнул. Мы услышали глухой стук.
Билл Фоулкс и Гарри Грегг на месте катастрофы. Последствия трагедии. Тела жертв трагедии доставили в Манчестер. Бобби Чарльтон в госпитале.
Голкипер "МЮ" Рэй Вуд оказался в числе выживших.
Честно говоря, я думал в тот момент гораздо больше о наших матчах, чем о матче в Югославии. Мы проходили в полуфинал, и это занимало все мои мысли, но мне не нравилось быть не с Мэтом". Джимми только что вернулся на Олд Траффорд из Уэльса, когда новости об авиакатастрофе застигли его: "Эльма Джордж, секретарь Мэта Басби сказала мне о том, что самолет разбился. Я не смог отреагировать. Он снова сказала мне. Я не мог понять и поверить. Затем она начала плакать. Она сказала, что многие погибли, но не знала как много.
Она лишь знала, что кто-то из игроков погиб. Я не мог поверить. Ее слова шумели у меня в голове. Она ушла, а я пошел в свой офис. Я был в прострации и начал плакать". На следующий день Джимми Мерфи вылетел в Мюнхен и застыл от того, что увидел там: "Мэт был в кислородной маске и он сказал мне: "keep the flag flying". Дункан узнал меня. Это было ужасно, ужасно! Ради наших погибших товарищей мы обязаны это сделать!
Манчестер Юнайтед - Бёрнли: смотреть онлайн, прямая трансляция 27 апреля 2024
В послевоенное время "Манчестер Юнайтед" под руководством шотландца Мэтта Басби стал одной из самых ослепительных и увлекательных футбольных команд Англии. В матче 35-го тура чемпионата Англии по футболу "Манчестер Юнайтед" дома сыграл вничью с "Бернли" – 1:1. В матче 35-го тура чемпионата Англии по футболу "Манчестер Юнайтед" дома сыграл вничью с "Бернли" – 1:1.