Перед смертью Пушкин, приводя в порядок свои дела, обменивался сообщениями с императором Николаем I. Посредниками были В. А. Жуковский — поэт, на тот момент воспитатель наследника престола, будущего императора Александра II, и Н. Ф. Арендт. Кончина Александра Пушкина в расцвете сил, в возрасте 37 лет, произошла из-за дуэли с французским офицером Жоржем Дантесом, который ухаживал за женой поэта Натальей Гончаровой. Фильм о последних годах жизни великого русского поэта А.С. Пушкина, о его травле со стороны царского двора и светского общества, о колоссальных долгах, в кот.
Александр Сергеевич Пушкин
10 февраля – 185 лет со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837) | Александр Сергеевич Пушкин, известный как "солнце русской поэзии", скончался 29 января (10 февраля) 1837 года от полученного ранения в дуэли. |
Тайна гибели Пушкина - Мойка 12 | Когда новость о дуэли разлетелась по Санкт-Петербургу, к дому по адресу Мойка, 12 стали стекаться люди. |
Когда умер пушкине | Александр Сергеевич Пушкин умер 29 января 1837 года по русскому Юлианскому календарю царской России. |
Биография Александра Пушкина – читайте об авторе на Литрес | Как погиб Пушкин: 8 февраля (по старому стилю 27-го января) 1837 года состоялась смертоносная дуэль между гением русской поэзии, человеком, который более всех повлиял на нашу родную словесность, Александром Пушкиным, и пасквилянтом. |
День памяти А.С. Пушкина (10 февраля 2024 года) | Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году и прожил 38 лет – он погиб в 1837 году, когда его ранил в дуэли Дантес. |
Александра Пушкина можно было спасти от смерти — правда или нет?
Александр Сергеевич Пушкин умер в 1837 году, получив серьезное ранение во время дуэли. “Пушкин заставил всех присутствовавших сдружиться с смертью, так спокойно он ожидал ее, так твердо был уверен, что последний час его ударил. 10 февраля (29 января по) 1837 года умер величайший классик отечественной и мировой литературы Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Именно в этот день в 1837 году великий русский поэт Александр Пушкин умер после ранения на дуэли с Дантесом. Пушкин создал своего рода модель отношения гения и общества в России. Спустя почти сто лет после его смерти в похожих условиях умрет и Блок. Смерть Александра Пушкина стала трагедией для всей императорской России и была широко отражена в культуре и поэзии того времени.
Курсы валюты:
- В Москве (1799–1811)
- Смерть Пушкина: как это было на самом деле — Кириллица — энциклопедия русской жизни
- История гибели великого русского поэта полна необъяснимых странностей
- На смерть поэта: кто на самом деле убил Пушкина
- Материалы рубрики
10 февраля - День Памяти Александра Сергеевича Пушкина!
Впечатления от увиденного на южной окраине империи нашли отражения в «Кавказском пленнике». До Пушкина никто ещё так точно не описывал жизнь горцев и их обычаи. Лирический герой — первый в русской литературе романтический тип — слеплен из личного опыта и наблюдений, заимствований у Байрона, а также черт характера генерала Раевского. Дружил и был лично знаком со многими участниками восстания на Сенатской площади. С одной из дочерей Раевского — Марией — поэта связывала романтическая влюблённость. Мария Николаевна вышла замуж за князя Волконского, с которым отправилась в ссылку в Сибирь.
Знаменитую поэму о Кавказе Пушкин начал в крымском Гурзуфе. Туда летом 1820 года он перебрался вместе с Раевскими. Южный берег Крыма тогда ещё не был популярным курортом русской аристократии. То была захудалая и плохо устроенная окраина. Среди татарских жилищ русские только начинали возводить свои дачи.
В одном из таких домов остановились Раевские и Александр Сергеевич. По воспоминаниям самого Пушкина, то были наисчастливейшие три недели жизни: поэт наслаждался морем, солнцем и романтической влюблённость в дочь Раевского. В начале осени Пушкин приехал в Кишинёв на три с лишним месяца. Затем отправился в имение матери Раевского в Каменке. Там он дописал «Кавказского пленника», написал «Редеет облаков летучая гряда», «Нереиду».
В живописной и просторной усадьбе молодой ловелас приударил за француженкой Аглаей Давыдовой — супругой одного из сыновей хозяйки имения. О своей интрижке поэт рассказал в произведении «Кокетка»: И вы поверить мне могли, В каком романе вы нашли, Чтоб умер от любви повеса? Под впечатлением от посещения ханского дворца в Бахчисарае Пушкин начал вторую свою южную поэму — «Бахчисарайский фонтан». Свои ощущения от посещения Крыма Пушкин использовал и в описании «Путешествия Онегина», которое сначала входило в состав поэмы «Евгений Онегин» как приложение. Кишинёвский период ссылки поэта В сентябре 1821 года Пушкин вернулся в Кишинёв в распоряжение местного начальника генерала-лейтенанта Ивана Никитича Инзова.
Между опальным творцом и пожилым военным установились тёплые, хотя и своеобразные отношения.
Вечером Пушкин продиктовал все свои долги Данзасу, а потом убедительно попросил не мстить за него — поэт хотел умереть христианином. Ближе к ночи состояние поэта ухудшилось, боль достигла своего апогея, Пушкин хотел застрелиться. Когда поэт остался один в комнате, он позвал слугу и велел ему подать ящик. В нём были пистолеты. Слуга догадался о намерении Пушкина и предупредил Данзаса. Тот поспешил в комнату поэта и отобрал у него оружие, которое Пушкин успел спрятать под одеяло. Соломонов Наутро о ранении Пушкина знал весь Петербург. К его дому стали подходить знакомые и незнакомые люди, передняя была переполнена посетителями. Все задавали один и тот же вопрос: "Он поправится, надежда есть?
О его здоровье часто посылали узнать государь, наследник и великая княгиня. Пушкин впускал к себе только близких знакомых, хотя и интересовался, кто к нему приходит. Среди тех, кто провёл с Пушкиным последние часы его жизни, был Владимир Даль. Он не мог смириться с тем, что его друг погибает, поэтому всё время ухаживал за Пушкиным, как врач: давал лекарства, прикладывал лёд к голове, ставил припарки. При этом сам поэт заставил всех присутствовавших сдружиться со смертью и уже спокойно ожидал её.
А спустя два года жизни в России усыновил, и тот тоже стал бароном. Были три версии причины их тесной дружбы и усыновления: Что они дальние родственники историк Щеголев изучил родословную Дантеса и опроверг версию.
Что они находились в гомосексуальной связи подтверждают некоторые современники и друг Дантеса — князь Трубецкой. Пушкин в дневнике писал: «О том, что Дантес предается содомскому греху, стало известно мне первому, и я с радостью сделал эту новость достоянием общества». Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Тот согласился. Но через неделю сделал предложение Екатерине Гончаровой — родной сестре Натальи. Екатерина, влюбленная в Дантеса, согласилась. Пушкин отозвал вызов.
При этом Пушкин не мирился с Дантесом и Геккерном, а только больше презирал их. Дантес продолжал ухаживать за Натальей, слухи и шутки об их связи не прекращались. Переломный момент — 23 января, бал у графа Воронцова-Дашкова. Там Дантес вел себя вызывающе: оскорбительно подкалывал и свою жену Екатерину, и Наталью. Отрывок оттуда: «Я не могу позволить, чтобы ваш сын, после своего мерзкого поведения, смел разговаривать с моей женой, и еще того менее — чтобы он отпускал ей казарменные каламбуры и разыгрывал преданность и несчастную любовь, тогда как он просто плут и подлец. Итак, я вынужден обратиться к вам, чтобы просить вас положить конец всем этим проискам, если вы хотите избежать нового скандала, перед которым, конечно, я не остановлюсь». Получив письмо, Геккерн в тот же день объявил Пушкину, что от его имени Дантес делает ему вызов.
И что дуэль должна состояться в «кратчайший срок». Пушкин принял вызов. Еще раз: Главная причина ссоры — ухаживания Дантеса за женой Пушкина. Открытый конфликт начался с анонимного письма, авторство которого до сих пор неизвестно. Пушкин вызвал Дантеса, но сам отменил дуэль, потому что Дантес женился на сестре его жены. Второй вызов сделал Луи Геккерн от имени Дантеса после провокационного письма Пушкина. Сама дуэль: снег по колено, разница в один шаг и миф про пуговицу Дуэль состоялась на следующий день после вызова, 27 января.
Место: пустырь возле Черной речки. Время: около 17:00. Погода: ясно, снег по колено, сильный ветер. Условия — смертельные: Противники встают на расстоянии 20 шагов друг от друга и 5 шагов от барьеров; расстояние между барьерами — 10 шагов. Никому не дано преимущества первого выстрела. По знаку о начале дуэли противники идут друг на друга и могут стрелять с любого расстояния, ни в коем случае не переступая барьер. После первого выстрела противникам нельзя менять место.
Если оба промахиваются, то дуэль начинается заново: противники становятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила. Дуэль началась, когда Данзас дал сигнал, махнув шляпой. Дантес и Пушкин пошли друг на друга. Пушкин первый подошел к барьеру и, остановившись, начал целиться. Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил первым примерно с 11 шагов — 7 метров. Пуля попала Пушкину в живот. Он упал.
Секунданты подбежали к нему, Дантес стоял на месте. Пушкин сказал, что готов стрелять. При падении в его пистолет попал снег, поэтому Данзас подал ему другой.
В 11-м часу утра я оставил П. Место мое занял другой врач. По возвращении моем в 12-ть часов по полудни, мне казалось, что больной стал спокойнее. Руки его были теплее и пульс явственнее. Он охотно брал лекарства, заботливо спрашивал о жене и о детях. Я нашел у него доктора Даля.
Я нашел, что у него теплота в теле увеличилась, пульс сделался гораздо явственнее, и боль в животе ощутительнее. Больной охотно соглашался на все предлагаемые ему пособия. Он часто требовал холодной воды, которую ему давали по чайным ложечкам, что весьма его освежало. Так как эту ночь предложил остаться при больном Д. Рано утром 29 числа я к нему возвратился. Пушкин истаевал. Руки были холодны, пульс едва заметен. Он беспрестанно требовал холодной воды и брал ее в малых количествах, иногда держал во рту небольшие куски льду, и от времени до времени сам тер себе виски и лоб льдом. Около 12 часов больной спросил зеркало, посмотрел в него и махнул рукою.
Он неоднократно приглашал к себе жену. Вообще все входили к нему только по его желанию. Нередко на вопрос: неугодно ли Вам видеть жену, или кого либо из друзей, — он отвечал: я позову. Не за долго до смерти ему захотелось морошки. Наскоро послали за этой ягодой. Он с большим нетерпением ее ожидал, и несколько раз повторял: морошки, морошки. Наконец привезли морошку. Позовите жену, сказал П. Он съел 2—3 ягодки, проглотил несколько ложечек соку морошки, сказал — довольно, и отослал жену.
Лицо его выражало спокойствие. Это обмануло несчастную его жену; выходя, она сказала мне: вот увидите, что он будет жив, он не умрет. Но судьба определила иначе. Минут за пять до смерти, П. Даль, Данзас и я исполнили его волю: слегка поворотили его и подложили к спине подушку. Хорошо, сказал он, и потом несколько погодя промолвил: жизнь кончена! Да, кончено, сказал Докт. Даль, мы тебя поворотили, — кончена жизнь, возразил тихо П. Не прошло нескольких мгновений, как П.
То были последние его слова. Оставаясь в том же положении на правом боку, он тихо стал кончаться, и — вдруг его не стало. Даля о смерти А. Пушкина «28-го Генваря, во втором часу полудня, встретил меня г. Башуцкий, когда я переступил порог его, роковым вопросом: «слышали? У него, у Пушкина, нашел я толпу в зале и в передней — страх ожидания пробегал шёпотом по бледным лицам. Арендт и Спасский пожимали плечами. Я подошел к болящему — он подал мне руку, улыбнулся, и сказал: — «плохо, брат! В первый раз Пушкин сказал мне «ты».
Я отвечал ему также — и побратался с ним за сутки до смерти его, уже не для здешнего мира! Пушкин заставил всех присутствовавших сдружиться со смертию, так спокойно он ее ожидал, так твердо был уверен, что роковой час ударил. У него было 4 поединка; все 4 раза он стрелялся всегда через барьер; всегда первый подходил быстро к барьеру, выжидал выстрела противника и потом — 3 раза оканчивал дело шуткою — и заключал стихом. Так, наприм. Пушкин подозвал его вплоть к барьеру, на законное место, уставил в него пистолет и спросил: довольны ли вы теперь? Полковник отвечал, смутившись: доволен. Дело разгласилось секундантами, и два стишка эти вошли в пословицу в целом городе».
Последние часы Пушкина: как умирал поэт
Всю последующую жизнь после злополучной дуэли Данзас сожалел о том, что не выполнил надлежащих прав дуэли и не произвёл осмотр одеяния Дантеса. Возможно, он обнаружил бы под мундиром стальную кольчужку. Такие кольчужки уже существовали, но на дуэли одевать их было против законов чести. Пушкин был опытным дуэлянтом и всегда стрелял вторым, поскольку сохранивший выстрел имел право подозвать уже выстрелившего к барьеру. Дантес, видимо, знал об этом.
Предполагают, что Дантес стрелял по ногам, не желая убивать поэта. Но попал чуть выше, потому что при стрельбе пистолет слегка подкидывает вверх. Пушкин был ранен в правую сторону живота; пуля, раздробив кость верхней части ноги у соединения с тазом, глубоко вошла в живот и там остановилась. Пушкин упал на шинель Данзаса и, казалось, потерял сознание.
Секунданты бросились к Пушкину, но, когда Дантес намеревался сделать то же самое, поэт крикнул по-французски: «Подождите, у меня ещё достаточно силы, чтобы сделать свой выстрел». Дантес остановился у барьера и ждал, прикрыв грудь правою рукою. Было неписаное правило: если противник ранен и выронил пистолет, поединок должен прекращаться. Приподнявшись несколько и опершись на левую руку, Пушкин выстрелил.
Дантес упал. Пушкин спросил у Дантеса, куда тот ранен, Дантес отвечал: — Я думаю, что я ранен в грудь. Но Жорж быстро поднялся на ноги. Его ранение не было опасным.
Пуля попала ему в руку и только контузила грудь. По официальным материалам, выпущенная Пушкиным из пистолета пуля пробила Дантесу правую руку и, попав в металлическую пуговицу мундира, отрикошетила. Иначе говоря, пуговица спасла жизнь Дантесу. Писатель В.
Вересаев в книге «Пушкин в жизни» высказал предположение: барон Луи Геккерн, добившись отсрочки у поэта, заказал для своего приёмного сына нательную кольчугу, которая и спасла жизнь Дантесу. Согласно правилам, за нанесённое оскорбление можно было требовать только одно удовлетворение. Но Пушкин был не удовлетворён. Как только мы поправимся, снова начнём».
В;1938 году, используя достижения судебной баллистики, инженер М. Комар вычислил, что пуля неминуемо деформировала бы пуговицу и вдавила её в тело. Однако в материалах военно-судебной комиссии отсутствуют сведения об осмотре деформированной пуговицы с мундира Дантеса. Пуговицу эту до сих пор не нашли.
Судебный медик В. Сафронов также пришёл к выводу, что пуля попала в преграду больших размеров и плотности. В 1962 году был проведён следственный эксперимент: изготовили манекен рослого кавалергарда, одетого в мундир Дантеса и произвели прицельные выстрелы с учётом условий роковой дуэли. Авторы эксперимента сделали вывод о том, что под мундиром Дантеса существовала защита типа кольчуги.
Некоторые считают, что Данзас фактически предал Пушкина. Ссыльный декабрист Иван Пущин негодовал: «Если бы я был на месте Данзаса, то роковая пуля встретила бы мою грудь…» Раненого Пушкина вначале волоком «тащили» к саням, затем уложили на шинель и понесли. Однако, секундантам это оказалось не под силу. Тогда вместе с извозчиками они разобрали забор из тонких жердей и подогнали сани.
На всём пути от места дуэли до саней на снегу протянулся кровавый след. Раненого поэта посадили в сани и повезли по тряской, ухабистой дороге. По воспоминаниям Данзаса из раны Пушкина кровь лилась «рекой». Однако секундант не взял никаких лекарств и материалов для перевязки в случае ранения.
Данзас объяснял это тем, что «был взят в секунданты за несколько часов до дуэли, времени было в обрез, и он не имел возможности подумать о первой помощи для Пушкина». А может быть, Данзас надеялся, что жандармы не допустят проведения дуэли? И именно поэтому не пригласил на дуэль врача, как это было положено по дуэльному кодексу. Данзас знал, как опасна рана в живот.
Он не раз видел, как люди умирали от потери крови в течение часа. Но Пушкин несколько часов оставался без перевязки. Пушкина можно было бы спасти, если бы врачебная помощь была оказана вовремя. Согласно исследованию уральского хирурга Михаила Давидова «Дуэль и смерть А.
Пушкина глазами современного хирурга» ошибка Данзаса в том, что Пушкина с места дуэли повезли не в госпиталь, где могли оказать хоть какую-то помощь, а домой. От Чёрной речки до квартиры на Мойке — около семи вёрст. Пушкина везли полтора часа. По мнению современных медиков, по дороге домой он потерял почти половину объёма крови.
На Комендантской даче Пушкина пересадили с саней в карету Геккерна. Это была «медвежья услуга», потому что в карете трясло ещё сильнее, что усиливало мучения раненого. Если бы Пушкина везли на санях, то привезли бы вдвое быстрее и, значит, раненый потерял бы меньше крови. А так раненого поэта привезли домой уже в темноте, к 18 часам.
Данзас в течение трёх! Сначала поехал к Арендту, потом к Саломону; не застав дома ни того, ни другого, оставил им записки и отправился к доктору Персону; но и тот был в отсутствии. Оттуда, по совету жены Персона, Данзас поехал в Воспитательный дом, где, по словам её, он мог найти доктора наверное. Подъезжая к Воспитательному дому, Данзас встретил выходившего из ворот доктора Шольца.
Выслушав Данзаса, Шольц сказал ему, что он, как акушер, в этом случае полезным быть не может, но что сейчас же привезёт к Пушкину другого доктора. Шольц пригласил хирурга К. Задлера, который к этому времени уже успел оказать медицинскую помощь легко раненому Дантесу. В это же время приехал Арендт, он также осмотрел рану.
Пушкин просил сказать откровенно: в каком положении он находится, и прибавил, что какой бы ответ ни был, он его испугать не может, но что ему необходимо знать наверное своё положение, чтобы успеть сделать некоторые нужные распоряжения. Уезжая, Арендт сказал провожавшему его в переднюю Данзасу: «Штука скверная, он умрёт». После дуэли Данзаса должны были арестовать, однако ему было разрешено императором не покидать Пушкина до его последнего часа. В продолжение ночи страдания Пушкина до того усилились, что он решил застрелиться.
Позвав человека, он велел подать ему один из ящиков письменного стола; человек исполнил его волю, но, вспомнив, что в этом ящике были пистолеты, предупредил Данзаса. Данзас подошел к Пушкину и взял у него пистолеты, которые тот уже спрятал под одеяло. Пушкин признался, что хотел застрелиться, потому что страдания его были невыносимы. Смерть поэта наступила через 46 часов после ранения.
Вскрытие проводили прямо в прихожей. Пулю в теле так и не нашли. Записей о вскрытии не составили. Так что причина смерти Пушкина до сих пор остаётся загадкой.
Для поэта анонимка стала страшным оскорблением, поэтому Александр Пушкин в этот же день вызвал Дантеса на дуэль. Дантес вызов принял, однако попросил отсрочки на сутки, а после — еще на 14, а через неделю сделал предложение сестре Натальи Пушкиной — Екатерине Гончаровой. В результате Александру Пушкину пришлось забрать свой вызов. По настоянию Пушкина связь две семьи не поддерживали. Он вместе со своим приемным отцом старался избежать конфликта», — сообщила доктор филологических наук, профессор Высшей школы журналистики СПбГУ Наталья Цветова. На этом история могла бы и закончиться, однако в обществе вновь начали ходить слухи относительно неверности Натальи Гончаровой. Александр Пушкин был уверен, что автором анонимного пасквиля и сплетен был Луи Геккерн, поэтому 7 февраля написал ему очень резкое письмо, в котором красочно изложил все, что думает и о нем, и о его сыне. После такого уже Дантес не мог не вызвать свояка на дуэль.
Коллективный враг Эксперты уверены, что конфликт искусственно подогревали те, кто давно точил зуб на поэта. Своими острыми эпиграммами он разозлил многих влиятельных людей. Достаточно вспомнить министра народного просвещения Сергея Уварова, вокруг которого собирался кружок обиженных поэтом», — рассказал Сергей Некрасов. Сергею Уварову действительно было, за что обижаться на Александра Пушкина. Светский Петербург охотно смеялся над эпиграммой про князя Михаила Дондукова-Корсакова, который получил пост вице-президента Академии наук только благодаря сексуальным связям с Уваровым. Это же доказывает и чрезвычайно мягкий приговор, который получил Дантес. Военный суд первой инстанции приговорил его к повешению, однако вскоре приговор был пересмотрен. Дантеса просто лишили всех чинов и выдворили за границу вместе с супругой, и он вернулся во Францию.
В частности, он добился того, чтобы суд учел иностранное происхождение Дантеса.
Все про дуэль Пушкина и Дантеса. Что было в записке? Почему стреляли оба, но умер один? О каких героях истории мы забыли? Но путаемся: как именно он умер — после выстрела или позже? Почему конкретно случилась дуэль?
Как она проходила и какие детали перестрелки все решили? Кто вообще такой Дантес и что с ним было после? Этот текст собирает все факты в единую картину и показывает важные детали. Пушкин жил в расцвет дуэльной культуры России и почти на все дуэли вызывал сам 25 раз! Способ выяснения отношений с помощью оружия и соревновательным путем зародился в Италии примерно в XIV веке. Тогда дуэли называли «боем в кустах», потому что они проходили в безлюдных местах. В течение 100 лет мода распространилась по всей Европе.
В дуэлях участвовали в основном высшие слои общества — ради защиты чести. Параллельно русская аристократия бояре, дворяне, офицеры не считала личную честь чем-то важным и необходимым для защиты оружием. Тогда было нормой подавать на обидчика жалобы и решать конфликты в суде. В России, наоборот, вышла на пик. Тогда на русскую аристократию сильно влияла европейско-французская культура. В Европе стрелялись на расстоянии примерно 25-35 шагов, в России — на 15-20. В Европе обычно обоюдный промах завершал дуэль, а честь противников считалась восстановленной.
В России часто принимались условия «до решительного результата» — то есть до смерти. Впервые закон о запрете дуэлей в России вышел в 1715 году при Петре I. Он предусматривал лишение чинов, конфискацию имущества и смертную казнь. Но тогда дуэли в России были относительно редкими. Расцвет произошел в первой половине XIX века хотя дуэли по-прежнему вне закона. Как раз во время жизни Пушкина. Он и его друзья были воспитаны во время Наполеоновских войн, пропитались той победой, перенимали европейские традиции и трепетно относились к защите чести.
Современники называли Пушкина задиристым и вспыльчивым. Его близкий лицейский друг Иван Пущин писал: «Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии. В нем была смесь излишней смелости c застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило. Главное, ему недоставало того, что называется тактом». При этом люди из окружения отмечали доброту и гуманность Пушкина. Подтверждение характера — его дуэльная история. В начале XX века они стали популярным видом спорта во Франции.
Использовались обычные пистолеты, но с патронами из воска и без порохового заряда. Участники надевали тяжелую защитную одежду и металлический шлем со стеклянным экраном. По попаданиям в рисунки начислялись очки. На один год этот спорт даже стал олимпийским — на играх в Лондоне в 1908-м. Но потом дуэли посчитали слишком опасным соревнованием и исключили навсегда. Мотивация дуэлянтов: жена, «рогоносец» и мужчина, у которого жил Дантес В 30-е годы Пушкин жил в Петербурге.
Однако в 1820 году он вышел из Ордена вольных каменщиков, став поэтом, прославляющим царя. В пользу этой версии свидетельствует устроенная в то время травля «необузданного и дикого» поэта в прессе. Подобное под силу было устроить только масонам.
Дуэль и ранение поэта 27 января 1837 года около 17 часов дуэлянты встретились неподалеку от Петербурга, у Черной речки. По условиям поединка, соперники должны были разойтись на 20 шагов, затем сближаться, стреляя друг в друга. Если бы с первой попытки промахнулись, то дуэль повторили бы. Жорж выстрелил первым, хотя до барьера ему оставался один шаг, и ранил Александра Сергеевича, как раз дошедшего до своей линии. Пуля попала в бедро правой ноги и, раздробив кость, прошла в живот. Александр Сергеевич не удержался на ногах. Подбежали секунданты, чтобы подхватить его. Дантес оставался на месте — стоял боком, прикрыв грудь правой рукой. Дуэль междут Александром Пушкиным и Дантесом Пушкин сказал, что способен сделать свой законный выстрел, и выстрелил из полулежащего состояния.
Пуля пробила кадету руку, но кость осталась цела. Существует мнение, что пуля срикошетила от пуговицы сюртука Жоржа и не нанесла существенного урона его здоровью. А вот Александр Сергеевич сильно пострадал во время дуэли. Его мучили жуткие боли, тошнило, он все время терял сознание. Когда поэта привезли домой, к нему позвали придворного врача Арендта. Эскулап честно сказал Александру Сергеевичу, что он безнадежен. Тот выслушал врача спокойно, попросив ничего не рассказывать о его состоянии жене. После дуэли поэт прожил, мучаясь и корчась от боли, два дня, успев написать письмо императору, в котором просил позаботиться о его жене и детях, исповедавшись и попрощавшись с родными. Смерть Пушкина 29 января величайшего русского поэта не стало.
Вначале ослабел пульс, затем похолодели руки.
181 год назад умер Александр Пушкин
Ни ему, ни самому писателю не пришла в голову мысль пригласить врача. Хоть и было ясно, что в результате перестрелки кто-то серьезно пострадает. Смертельно опасное ранение получил сам Пушкин. Вторая ошибка заключалась в том, что никто не смог сделать ему правильную перевязку, его просто потащили по снегу к саням и повезли по неровной дороге — писатель сразу же начал терять очень много крови. Удерман написал , что поэт мог потерять до 2 литров крови. Ранение Александра Сергеевича Пушкина в дуэли Третья ошибка, которая привела к смерти Александра Пушкина, это транспортировка его тела прямиком домой. Возможно, на этом настоял сам писатель, однако он вряд ли мог адекватно оценить ситуацию — окружающим его людям следовало сразу же везти его в больницу.
Как лечили Пушкина от ранения Дома писателя положили в постель, и приехавшие к нему врачи сразу же стали говорить, что последствия его раны неизлечимы. Считается, что поэт смирился со своей скорой смертью и начал завершать свои последние дела. При этом, его все же пытались лечить, но методы были очень примитивными. В своей работе «Ранение А.
Работы длились восемь лет и были завершены в 1953 году. В таком виде могила Александра Сергеевича сохранилась до наших дней. Традиции в День памяти Пушкина В День памяти Пушкина во многих городах России традиционно проходят мероприятия, выставки, экскурсии, посвященные творчеству поэта. Как правило, в российских школах 10 февраля проводятся Пушкинские чтения. Жители Санкт-Петербурга каждый год 10 февраля собираются во дворе дома на набережной реки Мойки, 12, чтобы почтить память поэта. В торжественной церемонии принимают участие известные артисты, поэты и писатели.
Пушкина подготовил специальную программу. Напомним, что музей состоит из шести музейных объектов в разных городах. Так, в городе Пушкин там, где Музей-Лицей пройдет церемония возложения цветов к памятнику Пушкина в Лицейском саду. В Петербурге в Концертном зале на набережной Мойки, 12, зрителей ждет литературно-музыкальная программа. Также в Петербурге для желающих будет бесплатно открыт Мемориальный музей-квартира А. Пушкина Мойка, 12 — с 10:00 до 14:00 и с 15:10 до 17:30. Основная литературно-монографическая экспозиция "А. Жизнь и творчество" открыта с 10:00 до 13:30 и с 15:20 до 18:00 последняя группа входит в музей за час до закрытия. В этот день по Музею-квартире А. Пушкина посетители пройдут тем маршрутом, каким шли современники поэта в январе 1837 года.
Кроме того, 10 февраля в музее-квартире Пушкина будет представлена бесценная реликвия — золотые карманные часы поэта. Они остановлены на минуте смерти. Также в день памяти Пушкина хор и симфонический оркестр Капеллы представят специальную концертную программу в Концертном зале, посвященную наследию великого поэта. Известные цитаты Пушкина Вклад Пушкина в русскую культуру, несомненно, велик. В его произведениях есть множество высказываний, которые стали крылатыми. Вот некоторые из них: Где нет любви к искусству, там нет и критики.
Со 2-й половины 1820-х гг. Пушкин всё чаще обращался к религиозной тематике: ода «Пророк» 1826, опубликована в 1828 , элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» 1829, опубликована в 1830 ; стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» 1829, опубликовано в 1854 ; «Отцы пустынники и жены непорочны» 1836, опубликовано в 1837 , «Мирская власть» 1836, опубликовано в 1856 и др. Религиозная поэзия Пушкина — опыт создания нового «библейского стиля». Образы представителей духовного сословия в творчестве Пушкина претерпевают существенную эволюцию — от предающегося земным радостям монаха в «Монахе» до строгого священника, требующего почтительного отношения к смерти и напоминающего о жертве Христа в «Пире во время чумы» 1830, опубликовано в 1831. В Санкт-Петербурге 1827—1837 Начиная с 1828 г. Пушкина усиливаются мотивы недовольства жизнью «Воспоминание», 1828 , отчаяния и разуверения в ценности существования, не находящего духовной опоры. Наиболее полно эти настроения отразились в элегии «Дар напрасный, дар случайный» 1828 , на которую митрополит Филарет откликнулся полемическим стихотворением «Не напрасно, не случайно…». Не позднее весны 1828 г. В «Истории пугачёвского бунта» учёл переданную им в рукописи книгу «Историческое обозрение ойратов, или калмыков, с 15 в. В мае — августе 1829 г. Ермолова , Воронеж, Новочеркасск, Георгиевск приехал во Владикавказ, откуда отправился в Тифлис, где дожидался разрешения отправиться в действующую армию. Под Карсом представился главнокомандующему генералу И. Паскевичу , 14 26 июня участвовал в стычке с турками и наблюдал взятие Эрзерума. В частности, Пушкин коснулся проблемы миссионерской деятельности на Кавказе, оценив её перспективы скептически: «Кавказ ожидает христианских миссионеров. Но легче для нашей лености в замену слова живого выливать мёртвые буквы и посылать немые книги людям, не знающим грамоты». Пребывание А. Пушкина в Санкт-Петербурге, куда он вернулся осенью 1829 г. Булгариным , который, пытаясь скомпрометировать «литературных аристократов», писал доносы на поэта, распространял сведения о заискивании Пушкина перед властями и печатал разборы его произведений, констатируя «совершенное падение» пушкинского дарования Северная пчела. Пушкин отвечал эпиграммами и памфлетами, принимал активное участие в «Литературной газете», которая вела борьбу с «Северной пчелой» Булгарина. Идеологической основой противостояния был вопрос об отношениях правительства со «старой» и «новой» аристократией: первая, получавшая свой статус по праву рождения, была способна сохранять независимость и требовать политических прав с ней связывала себя «Литературная газета» ; вторая, выдвинувшаяся в ходе реформ Петра I , получила свой статус от власти и в силу этого оставалась полностью от неё зависимой. Острота конфликта засвидетельствована памфлетом Ф. Булгарина «Второе письмо из Карлова на Каменный остров» 1830 с упоминанием о «поэте-мулате», предок которого был «негритянский принц», купленный шкипером «за бутылку рома», и рядом пушкинских произведений, в том числе статьёй «О записках Видока» 1830 , в которой прямо указывалось на «полицейские» связи Булгарина, стихотворением «Моя родословная» 1830, опубликовано в 1846, частично; в 1880 полностью. Кроме того, вопрос о положении «старого» дворянства подробно обсуждался Пушкиным в напечатанной в «Литературной газете» заметке «Новые выходки противу так называемой литературной нашей аристократии…» 1830 , в которой стратегия Булгарина и его покровителей в политической полиции соотносилась с эпохой революционного террора во Франции , в незаконченной поэме «Езерский» 1833, опубликовано в 1855 и отразился в том числе в романе «Дубровский» 1833 , очерке «Путешествие из Москвы в Петербург» 1835, опубликовано в 1841, частично; в 1880 полностью и поэме «Медный всадник». В обращённом к Н. Юсупову послании «К вельможе» 1830 набросал идеальный образ аристократической культуры предреволюционной Европы. Эти стихи вызвали полемику; многие усмотрели в них не оппозицию революции и демократическому движению, а желание угождать сильным мира. Эта точка зрения упрочилась осенью 1831 г. Эти стихи резко осудили П. Вяземский и Н. Среди немногих, кто открыто выступил на стороне поэта, был П. Толки об «искательстве» Пушкина обобщил польский поэт А. Мицкевич в стихотворениях «Памятник Петру Великому» и «Русским друзьям» оба 1832. Пушкин ответил Мицкевичу в стихотворении «Он между нами жил... Первая Болдинская осень: 31 августа 12 сентября — 5 17 декабря 1830 г. Осень 1830 г. Пушкин провёл в родовом имении Большое Болдино Лукояновский уезд, Нижегородская губерния; ныне Большеболдинский район, Нижегородская область , куда выехал 1 13 сентября для вступления во владение частью родового имения — селом Кистенёво там же , которое отец выделил ему накануне женитьбы, и где задержался до конца ноября из-за холерных карантинов. В это время он завершил работу над основным текстом «Евгения Онегина», написал «Сказку о попе и о работнике его Балде» опубликована в 1840 с цензурной правкой Жуковского , прозаическую «Историю села Горюхина» не завершена; опубликована в 1837 , поэму «Домик в Коломне» опубликована в 1833 , около 30 лирических стихотворений, среди которых «Элегия» «Безумных лет угасшее веселье…», опубликовано в 1834 , «Бесы» опубликовано в 1831 , «Поэту» «Поэт! Не дорожи любовию народной», опубликовано в 1830 , «Румяный критик мой…» опубликовано в 1841 , «Что в имени тебе моём? Попыткой пересмотра всей традиции новой русской прозы стал цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» опубликован в 1831 , объединивший повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» с упоминанием притчи о блудном сыне и «Барышня-крестьянка», в которых Пушкин противопоставил насыщенной перифразами, иносказаниями, почерпнутыми из лирики метафорами и сравнениями прозе Н. Карамзина, В. Жуковского, А. Бестужева лаконизм и простоту выражения. Непривычной или непонятной современникам оказалась сюжетная техника «Повестей Белкина»: в каждой из пяти повестей осуществлялось резкое переключение сюжета из трагического плана в игровой сюжет кровавой мести оборачивается отказом от неё, фатальным образом разлучённые влюблённые соединяются, страшный сон с мертвецами оборачивается возвращением в обыденность, девушка, увезённая от отца, оказывается счастлива со своим «похитителем», враждующие семьи, к которым принадлежат влюблённые, случайным образом примиряются , который, в свою очередь, нередко осложнялся за счёт демонстрации драматической двусмысленности некоторых счастливых развязок моральное поражение героя-рассказчика «Выстрела», смерть Самсона Вырина. В основе литературной игры, затронувшей весь цикл повестей с этими благополучными финалами, сюжетная модель, выдвинутая Жуковским в «Светлане» 1812, опубликована в 1813 и базирующаяся на мотиве ожидаемой «ужасной» развязки, неожиданно оборачивающейся «благополучной» «Здесь несчастье лживый сон, счастье — пробужденье». Под пером Пушкина проза обогащалась новыми жанровыми ассоциациями: бытовой, исторический или литературный анекдот входили в неё вместе с элементами традиционных новеллы и романа, а ироническое переосмысление банальных или предсказуемых сюжетных решений сочеталось с поэтизацией дворянской жизни, которая, как и в романе «Евгений Онегин», мыслилась одновременно печальной и забавной, полной предрассудков и простодушия, легкомыслия и серьёзности, поэзии и прозы. Наконец, в Болдине написаны «драматические сцены» «маленькие трагедии» «Скупой рыцарь» опубликована в 1836 , «Моцарт и Сальери» 1831, поставлена на сцене Александринского театра в 1832 , «Пир во время чумы» 1832 , «Каменный гость» 1839 , обобщающие проблематику европейских литератур от Средневековья к Новому времени и, в частности, затрагивающие конфликт традиционного церковного мироощущения с новым, «безбожным», неприемлемым для Пушкина. В «Скупом рыцаре» психология скупца представлена как вершина индивидуализма и атеистической морали. Пушкина В произведениях Пушкина 1830-х гг. При этом во всей совокупности частных литературных замыслов 1830-х гг. Особое место в лирике Пушкина заняли стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный…» 1829; 2-я редакция, вошедшая в состав «Сцен из рыцарских времён» 1835; опубликовано в 1837 и «Мадонна» 1830 : в них заявлена тема Богоматери как глубоко личная и при этом обусловившая всю духовную жизнь поэта. В 1830-х гг. Автопортрет рядом с изображением Н. Пушкин подходит к осмыслению национальной идеи во взаимообусловленности её констант: Бог и церковь, царь и государство, народность и отечество становятся темами, обретающими единство в постоянных испытаниях прочности системных связей между ними; вере угрожают грехи гордыни «Пир во время чумы» , эгоизма и алчности «Сказка о попе и о работнике его Балде» , а вместе с тем и безумие «Пиковая Дама», 1834 , государственности — беспечность, умственная леность и страсти «Сказка о Золотом петушке», 1834, опубликована в 1835; поэма «Анджело», 1833, опубликована в 1834 , а вместе с тем революционная стихия, наступающая с Запада «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой», 1831 , народу — духовная разобщённость сословий и неполная прояснённость религиозно-нравственных и культурно-идеологических основ его существования «История пугачёвского бунта», «Капитанская дочка». Пушкин создал свои главные произведения, у него стало меньше читателей: публика желала развития романтической темы, найденной в «южных поэмах», и с трудом воспринимала всё возраставшую сложность пушкинской художественной системы. Последние главы «Евгения Онегина» читательским спросом не пользовались, известность «Повестей Белкина» ограничилась ироническими комментариями журналистов. В этой ситуации перед Пушкиным возник вопрос об исчерпанности возможностей его влияния на русское общество, а вместе с тем и вопрос о смерти. Впервые Пушкин заговорил о ней после того, как в 1831 г. Так, в «Осени» 1833 образ корабля и знаменитый вопрос «Куда ж нам плыть? Мотивами грусти и одиночества проникнуты стихотворения «Пора, мой друг, пора! Пушкин женился на Н. Гончаровой, с которой был знаком с конца декабря 1828 г. Семейная жизнь осложнялась отсутствием постоянного дохода, долгами, неустроенностью быта. В мае — октябре 1831 г. Он сблизился с придворным кружком А. В написанных летом 1831 г. Оно ль иссякнет? С этого времени на смену «либеральной» версии литературно-общественной позиции Пушкина пришла «консервативная»: он все чаще воспринимался как апологет власти. Понимая судьбоносный характер этого конфликта, Пушкин обдумывал возможности его прояснения и углубления: во вступлении к «Медному всаднику» он недвусмысленно заявил тему «торжества» петербургской империи «над врагом», в «Пире Петра I» — тему идеального монарха, «торжествующего» примирение «с подданным», в «Путешествии из Москвы в Петербург» выступил против «прошумевшей соблазном» книги А. В январе 1832 г. Пушкин был возвращён на службу в Коллегию иностранных дел, получив разрешение работать в архивах для написания исторического труда о царствовании Петра I не завершён, сохранились лишь подготовительные материалы. Он исследовал отношение Петра I и его соратников к патриархальным формам церковного и частного быта в связи с процессами «европеизации» и «обмирщения культуры» петровские гуляния на святках, «ругательства веры» , вызвавшими в обществе ответную реакцию «народ почитал Петра антихристом». С февраля 1833 г. Пугачёва , которая в его глазах имела не только историческое, но и современное значение: холерные бунты и возмущения военных поселений в 1830 г. В августе — сентябре 1833 г. Пушкин совершил санкционированную властями поездку по «пугачёвским» местам, посетив Нижний Новгород, Казань, Симбирск ныне Ульяновск , Оренбург, Уральск; ему удалось разыскать нескольких ещё живых участников восстания. Своеобразным приложением к основному тексту книги, не предназначенным для печати и распространения, стали обращённые к Николаю I «Замечания о бунте» 1834, представлены адресату 1835, опубликованы в 1859. Одной из наиболее драматических тем, затронутых здесь Пушкиным, стала позиция священства на охваченных восстанием территориях: оно соединилось с бунтовавшим народом и противопоставило себя дворянству. Вторая Болдинская осень: 2 14 октября — 9 21 ноября 1833 г. Вторая Болдинская осень увенчалась поэмами «Медный всадник» и «Анджело», элегией «Осень» опубликована в 1841 , повестью «Пиковая Дама», «Историей пугачёвского бунта», стилизациями народных сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», опубликована в 1835; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», опубликована в 1834 , отразившими его интерес к фольклору, который, в соответствии с представлении эпохи романтизма, рассматривался им как свидетельство о национальной душе и одновременно как материал, позволяющий рассмотреть универсальные страсти, заблуждения и ценности. Вместе с тем «народные» сказки Пушкина пользуются репутацией «закрытых» текстов «с ключом» и ожидают адекватного прочтения в контексте его творчества. В «Медном всаднике» обобщены многолетние размышления Пушкина о Петре I и Санкт-Петербурге, о власти и личности и об исторической судьбе России. Скрытой от внимания большинства читателей но понятной литераторам пушкинского круга осталась полемика с А. Мицкевичем, который в приложении к 3-й части своей поэмы «Праотцы» «Дзяды», 1832, опубликована в 1833 создал образ Санкт-Петербурга как имперской столицы, построенного Петром I в союзе с сатаной на погибель рода человеческого и ценностей европейской цивилизации: во вступлении к «Медному всаднику» Пушкин создаёт гимн столице, опирающийся на мотивы этих стихов А. Мицкевича и одновременно переводящий их из негирующего плана в утверждающий подробнее см. Поэму «Анджело», представляющую собой переработку драмы У. Шекспира «Мера за меру» «Measure for Measure», 1603 или 1604 Пушкин считал лучшим своим произведением. В ней показано, что верное служение правосудию под влиянием страстей может стать прикрытием преступления, а милосердие — единственное средство ограничить их губительное воздействие на личность и общество. В «Пиковой даме», посвящённой теме «тайной недоброжелательности», карточная игра становится символом эпохи, породившей нового человека, способного вступить в борьбу с судьбой ради обогащения и не знающего ни моральных ограничений, ни страха перед потусторонними силами. Герой повести Германн, жаждущий денег и иронически соотнесённый с Наполеоном I и Мефистофелем, в момент своего торжества терпит неожиданное поражение и сходит с ума. Недостаточно исследован «декабристский» подтекст повести, на который указывают взятые в качестве эпиграфа к 1-й главе стихи Пушкина «А в ненастные дни…» 1828 , отсылающие к «песне» А. Бестужева и К. Рылеева «Ах, где те острова…» 1822 или 1823. В Болдине начал работу над стихотворным циклом «Песни западных славян» 1833—1834, опубликован в 1835 , в значительной степени опиравшимся на прозаическую мистификацию П. Здесь тема жестокой борьбы славян с турками, в сознании современников Пушкина обладавшая высокой степенью актуальности недавно закончилась русско-турецкая война 1828—1829 , была подана в соответствии с эстетикой романтического фольклоризма и этнографизма и интерпретировалась в двойной смысловой перспективе — в связи с проблемой могущества всепроникающего зла и в аспекте упования на Провидение; в этой связи особое значение приобрели мотивы кары небесной, православия, храма, молитвы, смерти, спасения души. Пушкин приступил к изданию журнала «Современник», задуманного как продолжение «Литературной газеты». Из его произведений большей частью состояли первые 5 номеров; некоторые из них затрагивали религиозную проблематику и историю Русской церкви: рецензии на «Собрание сочинений Георгия Кониского, архиепископа Белорусского» СПб. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной», «Об обязанностях человека: Сочинение Сильвио Пеллико». В том же году в «Современнике» опубликован роман «Капитанская дочка», ставший своеобразным манифестом «либерального консерватизма»: либеральная идея личности связывается с темами личной чести и верности присяге, укоренённости в патриархальном образе дворянской жизни, милосердия и человечности самодержавной власти. В романе сложная система эпиграфов частью придуманных Пушкиным , основная функция которой — актуализация литературной традиции 18 в. Скотта , она представляет собой систему мотивировок поведения идеального героя, с его приверженностью традиционной морали, в сюжетном пространстве романтического исторического романа. Понятиям долга, чести, верности, милосердия и любви, связанным с образом Гринёва сверх того наделённого способностями литератора и даром самоиронии , противопоставлено мироотношение романтизма, воплощённое в характере и поведении отрицательного героя — Швабрина, который обладает всеми характерными атрибутами мышления и поведения романтического героя: он ироничен, эгоистичен и одинок, обладает чувством превосходства над окружающими, презирает мораль; страстная и безответная любовь подталкивает его к преступлению и оборачивается жизненной катастрофой. Образ Пугачёва сложен и многопланов: он виновник кровопролития и жертва обстоятельств, обладатель сильной волевой натуры, ценящий «волю» и одновременно сознающий свою обречённость, безжалостный злодей, умеющий быть и милосердным, и благодарным. Церковная среда представлена в романе идеальными и простонародными образами священника и его жены, рискующими собой ради спасения героини от пугачёвцев. Особое место в романе занимает образ Екатерины II, противопоставленной Пугачёву и наделённой качествами идеального монарха. Содержание «Современника» отчасти раскрывает литературную позицию А. Пушкина в последние годы его жизни. Опираясь на стратегический союз с В. Жуковским и П. Вяземским, он поддержал Н. Гоголя и Ф.
Проститься с Пушкиным к его гробу пришло от 10 до 50 тысяч человек, по разным данным. Похоронен поэт был в Святогорском монастыре. За свою недолгую жизнь Пушкин создал большое количество литературных произведений, ставших классикой российской литературы. Творчество Пушкина очень многопланово. Он создавал не только стихи и поэмы, но также стал автором произведений в прозе. Можно сказать, что Пушкин поднял отечественную словесность на уровень мировой.
Как погиб Пушкин
Но Александр Сергеевич Пушкин жил в другое время, и спасти жизнь гениального поэта при том уровне развития медицины, который существовал в 30-х годах ХIХ столетия, было практически невозможно. 8 февраля (27 января по старому стилю) состоялась дуэль между Александром Пушкиным и французским военнослужащим Жоржем Дантесом, в результате которой поэт получил смертельное ранение. Как погиб Александр Сергеевич Пушкин. Причина смерти Пушкина. Александр Пушкин добился руки и сердца Натальи Гончаровой не сразу.
Душа народа. 10 февраля — День памяти Александра Сергеевича Пушкина
Александр Пушкин: биография, некролог, причины смерти. Итак, умер Александр Сергеевич 29 января 1837 года. Величайший поэт России Александр Сергеевич Пушкин умер 10 февраля (29 января по старому стилю) 1837 года, в 2 часа 45 минут. Александр Сергеевич Пушкин родился (26 мая) 6 июня 1799 года в Москве, в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. Александр Пушкин умер в результате ранения, полученного на дуэли с Дантесом.
Последние часы жизни Александра Пушкина — из записок очевидцев
Екатерина Фельк Просветленный 24339 15 лет назад 29 января 9 февраля по новому стилю 1837 года в 2 часа 45 минут пополудни в доме на набережной Мойки, 12, остановилось сердце Александра Сергеевича Пушкина. Поэт умер через 46 часов после дуэли, которая произошла 27 января за Черной речкой близ так называемой Комендантской дачи. Смерть Пушкина описали многие современники, но подробнее всех его друг, писатель Владимир Даль. Доктор Арендт и доктор Спасский пожимали плечами. Я подошел к болящему, он подал мне руку, улыбнулся и сказал: "Плохо, брат! В первый раз он сказал мне ты, - я отвечал ему также, и побратался с ним уже не для здешнего мира.
Жуковский признал доводы посланника убедительными и вновь поехал на Мойку к Пушкину, надеясь и его убедить закончить дело примирением. Однако Пушкин обо всем этом был совсем другого мнения. Он разгадал всю низость и коварство поведения обоих Геккеренов. Пушкина привело в бешенство именно стремление убедить его в том, что Дантес давно влюблен в Екатерину.
Он понял, что этот ход его противники изобрели только для того, чтобы избежать дуэли. Свадьба Дантеса с Екатериной меж тем состоялась. Но Дантес стал опять ухаживать за женой Пушкина! Графиня Фикельмон писала по этому поводу в своих записках: «Вскоре Дантес, хотя и женатый, возобновил прежние приемы, прежние преследования». Сохранилось свидетельство, что особо вызывающе Дантес вел себя по отношению к Наталье Николаевне 23 января 1837 году на балу у Воронцовых. Фикельмон в дневнике сделала такую запись об этом вечере: «Он так скомпрометировал госпожу Пушкину своими взглядами и намеками, что все ужаснулись, а решение Пушкиным было с тех пор принято окончательно». Так, факты опровергают и ложь Дантеса относительно его якобы учтивого по отношению к Пушкину поведения. Напротив, допрошенный почти одновременно с Дантесом Данзас совсем по-другому объяснил поведение обоих Геккеренов и их роль в наступлении трагической развязки: «Г. Геккерен даже после свадьбы не переставал дерзким обращением с женой его… давать повод к усилению мнения, поносительного как для его чести, так и для чести его жены» это формулировка была принята судом и легла в основу многих официальных документов дела.
Прошло всего лишь 10 дней после начала работы суда, и судьи целиком и полностью встали на сторону умершего к тому времени поэта во мнении о причинах этой дуэли. Чего стоит только едва ли не дословное совпадение некоторых предложений, формулирующих вопросы Военно-судной комиссии Дантесу, и фраз из предыдущего допроса Данзаса. Следствие приближалось к концу. Следователь и судьи считали, что дело подлежит завершению вынесением приговора подсудимым. И аудитор Маслов придерживался иного мнения по поводу окончания следствия. Он подал официальный рапорт в Военно-судную комиссию, и она, изучив его, вынесла определение: «О заслушивании в Комиссии рапорта Аудитора Маслова о том, что он считает не излишним потребовать от вдовы Камергерши Пушкиной некоторые объяснения, а как Комиссия при слушании вчерашнего числа дела имела оные в виду, нашла дело довольно ясным, то, дабы без причин не оскорблять Г-жу Пушкину требованиям изложенных в рапорте Аудитора Маслова объяснений, определила, приобщив помянутый рапорт к делу, привести оное к окончанию…». Не известно ли ей, какие безымянные письма получил покойный муж, которые вынудили его написать… к Нидерландскому Посланнику Барону Геккерену оскорбительное письмо, послужившее, как по делу видно, причиною» дуэли... Какие подсудимый Геккерен, как он сам сознался, писал к Ней письма или записки… где все сии бумаги ныне находятся… И 3-е. Из письма умершего подсудимого Пушкина видно, что Посланник Барон Геккерен, когда сын его подсудимый Геккерен, по болезни был содержан дома, говорил жене Пушкина, что сын его умирает от любви к ней и шептал возвратить ему его, а после уже свадьбы Геккерена… они, Геккерены… давали повод к усилению поносительного для чести Пушкиных мнения.
Посему я считал бы нужным о поведении Гг. Геккеренов в отношении обращения их с Пушкиной взять от нее такие объяснения. Если Комиссии военного суда неблагоугодно будет истребовать от вдовы Пушкина по вышеуказанным предметам объяснения, то я всепокорнейше прошу, дабы за упущение своей обязанности не подвергнуться мне ответственности, рапорт сей приобщить к делу для видимости высшего начальства». Аудитор был достаточно поднаторевшим в судебных делах чиновником и вполне юридически профессионально отметил ряд пробелов судебного следствия. Во-первых, он был единственным, кто обратил внимание на то, что в деле отсутствует анонимный диплом, который должен был бы стать и вскоре стал одним из главных документов в этом процессе. Во-вторых, он настойчиво обращает внимание суда на то, что позднее Пушкин получал и другие оскорбительные анонимные письма, и делает попытку выяснить что-либо по этому вопросу. И, в-третьих, по нашему мнению, аудитор лично пришел к убеждению о виновности Дантеса, но обеспокоен тем, достаточно ли судебных доказательств его вины. В связи с этим аудитор и указывает на пути способы собирания новых дополнительных доказательств, которые, по его мнению, должны были усилить виновность подсудимого. Именно поэтому Маслов и настаивает на допросе вдовы поэта.
Кроме того, следует считать попытку аудитора усилить доказательства вины старшего Геккерена, его своднической и подстрекательской роли в преддуэльных событиях. Не может нас не подкупить и то, что в своих убеждениях незначительный по своему официальному положению судейский чиновник исходит из позиции самого погибшего поэта, изложенной им в письме к Нидерландскому Посланнику. Военно-судная комиссия отклонила ходатайство аудитора, сославшись при этом на две причины: первая — достаточная ясность по делу и без дополнительных документов и данных; вторая — нежелание причинить лишние моральные страдания вдове поэта. Строго по закону аудитор в части его предположений об устранении такого пробела судебного следствия был прав, а оценка того, противоречил ли возможный допрос вдовы Пушкина нормам существовавшей морали, - вещь достаточно тонкая. Забегая вперед, укажем, что, например, один из самых крупных военных персон, как отмечалось, причастных к делу, командующий Отдельным гвардейским корпусом генерал Бистром человек, входивший в ближний круг самого царя, и не понаслышке знакомый с моральными принципами придворного общества полностью солидаризировался с позицией «стряпчего»-аудитора по этому вопросу. Пушкину - «надлежало бы назначить такое же наказание, но, как он уже умер, то суждение его за смертью прекратить». Со смертной казнью вышла неувязка. С 1 января 1835 года вступил в силу Свод законов Российском империи 1832 году, и в соответствии с ним суд не мог в 1837 года приговорить кого-либо за дуэль к смертной казни. Это противоречило и сложившейся судебной практике.
За дуэль переводили из гвардии в армию вспомним, например, «Капитанскую дочку» , из столичных центров — на Кавказ, виновные подвергались кратковременному заключению в крепости Лермонтов за дуэль был переведен в действующую армию на Кавказ. Мартынов — убийца Лермонтова был приговорен к трем месяцам гауптвахты, а секунданты прощены. Так что смертный приговор объяснялся недостаточной профессиональной юридической компетенцией как аудитора, так и членов военно-судной комиссии, что и было исправлено в решении ревизионной по современному «кассационной» инстанции по делу — определении Генерал-аудиториата вынесен и подписан 9-ю генералами-членами этой судебной инстанции. Там наконец-то уточнено настоящее придворное звание поэта: камер-юнкер, а не камергер. Таковым его именуют не только судьи, но и Дантес, и представители николаевского генералитета например, командир корпуса и другие военачальники, в том числе и приближенные к императору, люди, прямо скажем, не новички и не профаны в придворной геральдике. И лишь генерал-аудитор уже 16 марта, то есть почти через месяц после вынесения приговора по делу, усомнился в столь высоком придворном звании поэта. В Придворную контору из Аудиторского Департамента был направлен запрос, в котором была просьба разъяснить: «Какое имел звание умерший от полученной на дуэли раны Пушкин, Камер-Юнкера, или Камергера? На следующий день, 18 марта 1837 года, на определении Генерал-аудиториата по делу о дуэли Николай I начертал следующую резолюцию: «Быть по сему, но рядового Геккерена, как не русского подданного, выслать с жандармом за границу, отобрав офицерские патенты». Фактически царь свел наказание ему чуть ли не к символическому.
Уже после его вынесения, но до принятия по нему решения Генерал-аудиториатом, Дантес написал и отправил письмо на имя презуса Военно-судной комиссии, в котором он пытался вновь объяснить причины дуэли только поведением смертельно раненого на ней поэта и его необузданной и беспричинной ревностью. Но этот документ примечателен другим. Дантес высказал в нем определенную обиду на петербургское светское общество в целом и, в частности, на якобы предвзятое отношение к нему судей, вынесших ему приговор.
Он также считается создателем современного русского литературного языка. Кончина Александра Пушкина в расцвете сил, в возрасте 37 лет, произошла из-за дуэли с французским офицером Жоржем Дантесом, который ухаживал за женой поэта Натальей Гончаровой. Дуэль с Дантесом состоялась 8 февраля 27 января по ст. Александр Пушкин был ранен — пуля перебила ему шейку бедра и проникла в живот. Для того времени такой тип раны был смертельным.
Известно, что незадолго до кончины Александр Пушкин послал за священником, чтобы исповедоваться и причаститься.
При венчании, кольцо из рук Натальи Николаевны упало на пол. Это была плохая примета. Пушкин был чуток к приметам. Но даже когда, отправляясь на Чёрную речку, пришлось возвратиться домой, он не отказался ехать на дуэль. Судя по характеру Пушкина, спровоцировать его на дуэль было лёгко. Всё дело в пасквиле, из-за которого разгорелся конфликт.
Однако автора пасквиля до сих пор так и не нашли. Или не захотели найти?.. По подсчётам пушкинистов, столкновение с Дантесом было как минимум двадцать первым вызовом на дуэль в жизни поэта. Он был инициатором пятнадцати дуэлей, из которых состоялись четыре, остальные не случились ввиду примирения сторон, в основном стараниями друзей Пушкина. В шести случаях вызов на дуэль исходил не от Пушкина, а от его оппонентов. В первый раз Пушкин сделал вызов на дуэль в 17-летнем возрасте. Соперником поэта оказался его родной дядя, Павел Ганнибал.
Для поэта важно не только красиво прожить, но ещё важнее «красиво уйти». По мнению В. Вересаева, в последний год жизни Пушкин решительно искал смерти. Другие, напротив, считают, что поэт не собирался уходить из жизни. В свои 37 лет Пушкин был полон идей и творческих замыслов. Ещё до первого инцидента с Дантесом, Александр Сергеевич привёл в порядок свои дела и написал завещание. Однако Пушкин не собирался умирать.
В день дуэли в 12-м часу утра" до прихода Данзаса у Пушкина успел побывать библиофил Ф. Цветаев, который говорил с ним о новом издании его сочинений. Утром 27 января в день дуэли у Пушкина ещё не было секунданта. Случайно им стал лицейский товарищ Константин Данзас. Интересно, состоялась бы роковая дуэль, если бы Пушкин не нашёл секунданта? Константин Карлович Данзас 1801;1870 никогда не был близким другом Пушкина, Данзас не принадлежал к кругу поэта, они почти не общались. Почему же Данзас так легко согласился быть секундантом Пушкина?
Данзас был единственным свидетелем преддуэльных часов Пушкина и единственным со стороны поэта свидетелем самой дуэли. Все сведения о дуэли имеют своим источником рассказы Данзаса. После получения пасквиля «ордена рогоносцев» вечером 4 ноября 1836 года Пушкин послал вызов без указания причины на дуэль Дантесу. Вызов получил Геккерн и попросил у Пушкина отсрочки на 24 часа. Наталья Николаевна, узнав об этом, через своего брата Ивана срочно вызвала из Царского Села Жуковского. Благодаря участию Жуковского дуэль удалось предотвратить. Считается, что Пушкин был оскорблён подмётным письмом и потому послал вызов на дуэль.
Но, во-первых, анонимное письмо не могло служить формальным поводом для вызова на дуэль. Во-вторых, доказано, что это письмо написал не Геккерн, и он не давал таких распоряжений. Пушкин ошибался. Дантес объявил, что его целью была женитьба на сестре Натальи Николаевны Екатерине. Вечером того же дня было официально объявлено о помолвке Дантеса и Екатерины Гончаровой. В свете стали говорить, что Дантес принёс себя в жертву, вступив в брак с нелюбимой женщиной, чтобы «спасти честь любимой». Наталья Николаевна рассказала мужу, что Геккерн спросил её, когда же она наконец оставит своего мужа.
После такого признания жены Александр Сергеевич в ночь с 25 на 26 января написал предельно резкое письмо Геккерну-отцу. Фактически, стрелялись из-за слухов об ухаживании Дантеса за Натальей Гончаровой. В своём письме барону Луи Геккерну Наталья Николаевна пишет: «Допустим даже, что моё увлечение вашим сыном так велико, что, отуманенная им, я могла бы изменить священному долгу; но вы упустили из вида одно: я — мать. У меня 4 маленьких детей. Покинув их в угоду преступной страсти, я стала бы в собственных глазах самой презренной из женщин. Между нами всё сказано, и я требую, чтобы вы оставили меня в покое». Пушкин не скрывал от жены, что будет драться.
Он спрашивал её, по кому она будет плакать. По воспоминаниям Данзаса, Наталья Николаевна предлагала мужу уехать с нею на время куда-нибудь из Петербурга; но Пушкин, потеряв всякое терпение, решился кончить это иначе. Он написал барону Геккерену в весьма сильных выражениях известное письмо, которое и было окончательной причиной роковой дуэли. Поэт знал, что в ответ получит вызов, и сознательно шёл на это. Дантес сделал Пушкину, поскольку барон Геккерн, как посланник иностранного государства, не мог участвовать в дуэли. Вряд ли Пушкин хотел убить Геккерна. Видимо, целью Пушкина была дуэль именно с Дантесом.
Сохранилась хронологическая запись поэта В. Жуковского о последнем дне жизни Александра Сергеевича. С 11 обед. Эта запись противоречит воспоминаниям К. Я не единственный, кто заметил эти противоречия. Очевидно, что Данзас лицо заинтересованное. Поэтому к его показаниям нужно относиться осмотрительно.
В 1863 году были опубликованы воспоминания Данзаса о дуэли, записанные его другом А. Согласно этим воспоминаниям, 27 января 1837 года Данзас, проходя по Пантелеймонской улице, встретил Пушкина в санях. Пушкин остановил Данзаса и сказал: — Данзас, я ехал к тебе, садись со мной в сани и поедем во французское посольство, где ты будешь свидетелем одного разговора. Данзас, не говоря ни слова, сел с ним в сани, и они поехали в Большую Миллионную. Во время пути Пушкин говорил с Данзасом, как будто ничего не бывало, совершенно о посторонних вещах. После обыкновенного приветствия с хозяином Пушкин сказал громко, обращаясь к Данзасу: — Я хочу теперь посвятить вас во всё. И начал рассказывать ему всё, что происходило между ним, Дантесом и Гекереном.
Пушкин окончил своё объяснение следующими словами: — Теперь единственное, что я хочу вам сказать, — это то, что если дело не кончится сегодня же, то при первой встрече с Гекереном, отцом или сыном, я плюну им в лицо. Тут он указал на Данзаса и прибавил: — Вот мой секундант. Потом обратился к Данзасу с вопросом: — Вы согласны? Совершенно неожиданно Данзас оказался втянут в дуэльную историю, которая для него могла обернуться самыми тяжкими последствиями. Данзас знал, что дуэли были запрещены, и за участие в дуэли приговаривали к смертной казни. Почему же Данзас согласился стать секундантом Пушкина и не стал отговаривать поэта от дуэли? В рапорте, поданном в Военно-судную комиссию, Данзас так объяснял своё согласие быть секундантом Пушкина: «После всего, что я услышал у г.
Геккерна, я не мог не почитать избравшего меня в свидетели тяжко оскорблённым в том, что человек ценит дороже всего в мире: в чести жены и его собственной; оставить его в сем положении показалось мне невозможным, я решился принять на себя обязанность секунданта» Дело о дуэли, с.
Последние дни Пушкина.
Противники приблизились к барьеру, целясь друг в друга. Дантес выстрелил первым с расстояния 11 шагов примерно восемь метров. Пушкин упал левым боком на шинель, служившую барьером, и какие-то мгновения не двигался, лёжа вниз лицом. Секунданты и Дантес быстро подошли к нему. Но он приподнялся: «У меня хватит сил на выстрел…» Дантес снова стал на своё место. Пушкин, сидя, опираясь левой рукой о землю, правой прицелился и выстрелил, легко ранив Дантеса в руку. Продолжать поединок поэт больше не мог. Снова упал и на несколько минут потерял сознание. Самостоятельно передвигаться был не в состоянии.
На шинели поэта тащат к саням, одежда окровавлена, на снегу по следу также кровь. На руках его переносят и кладут в сани, затем сани тащат до дороги и пересаживают раненого в карету. Везут сидя, в течение часа. Беспокоит сильная боль в области ранения, мучительная тошнота, кратковременные потери сознания, из-за которых приходилось останавливаться. В дом внесли на руках. Сразу же послали за докторами. Несколько возбуждён, сам переоделся в чистое бельё, продолжается кровотечение из раны. Выраженная жажда, охотно пьёт холодную воду.
Пульс частый, слабый, конечности холодные. Нарастают боли в животе. Периодически впадает в забытье. Периодически кричит от боли в животе. Резко нарастает боль в животе, настолько, что хочет застрелиться. Доктор Арендт ставит клизму «очистительное» , после чего состояние резко ухудшается: «дикий взор», глаза как бы вылезают из орбит, холодный пот, похолодание конечностей, пульс не определяется. Пушкин стонет, но сознание сохраняется, он прощается с женой и детьми. Состояние тяжёлое, принимает экстракт белены с каломелью, сохраняется вздутие живота, но боли уменьшились, конечности холодные, пульс едва прощупывается, сознание сохранено.
Арендт даёт опий в каплях. Пушкин несколько успокаивается и беседует с Арендтом. Чувствует улучшение, согрелись руки, стал определяться пульс и улучшилось его качество, на живот стали прикладывать «мягчительные припарки». Страдает меньше, но состояние остаётся тяжёлым. Пришёл доктор Даль и записал: «Пульс крайне мал, слаб и част». Пользует лавровишневой водой с каломелью. Пушкин более или менее спокоен, но есть страх смерти. Небольшой общий жар.
Пульс 120, полный, твёрдый.
После окончания Лицея Александр в 1817 году переехал в Петербург и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Он вращался в светском обществе, в литературном окружении, посещал балы, театры. В 1820 году закончил поэму «Руслан и Людмила» — первое крупное произведение. У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Из поэмы «Руслан и Людмила» За эпиграммы, быстро распространявшиеся по Петербургу, в 1820 году Пушкин был отправлен в южную ссылку. Он жил в Екатеринославе, Кишиневе, Одессе.
В Пасквиле — а всего их было три — автор в подробностях рассказывал адресату о тайных отношениях его супруги — Натальи в девичестве Гончаровой — и кавалергардского поручика барона Жоржа Дантеса, одного из иностранцев, который в то время проходил службу в России. В финале послания сам по себе напрашивался крайне позорный для Пушкина вывод — его записывали в «орден рогоносцев», что сулило ему насмешки, перешептывания за спиной и прочие издевательства. Чтобы защитить свою честь, Пушкин немедленно вызвал Дантеса на дуэль. Оппонент принял вызов, но позднее, через усыновившего его голландского посланника барона Геккерна, попросил отсрочки на две недели. Поэт пошел на встречу потенциальному оппоненту, но через какое-то время узнал, что Дантес предложил свои руку и сердце Екатерине Гончаровой — сестре его супруги, и аннулировал вызов. Читайте также Тест: Хорошо ли вы знаете прозу Александра Пушкина Свадьба Дантеса и Гончаровой состоялась 22 января 10 января 1837-го, но и после этого события Дантес не прекратил активно ухаживать за женой Пушкина, чем предсказуемо злил поэта. Масло в огонь подливал и голландец Геккерн, распускавший в обществе слухи о романе Дантеса и Пушкиной и ее регулярных изменах «мужу-рогоносцу». В конце концов практически доведенный до отчаяния Пушкин написал гневное письмо Геккерну, полное угроз и оскорблений.
Александр Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду. Его мать была внучкой арапа Петра Великого А. Ганнибала, военного деятеля при Петре I. В 1817 году Пушкин окончил Царскосельский лицей. Известен случай, когда на экзамене юный поэт прочитал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», которое было высоко оценено Г. Биография Александра Сергеевича Пушкина ярка и насыщенна, его жизнеописанию посвящено множество научных исследований и литературных произведений.
10 февраля в России отмечается День памяти Александра Сергеевича Пушкина
День памяти А.С. Пушкина (10 февраля 2024 года) | Александр Сергеевич Пушкин умер 29 января(10 февраля по новому стилю) 1837 году, в городе Санкт-Петербурге, в собственном доме, на Мойке 12. |
«Мы все сойдем под вечны своды»: как погиб и где похоронен поэт Александр Пушкин | Похоронили Александра Сергеевича Пушкина в Святогорском монастыре, рядом с бабушкой поэта Марией Алексеевной, которая умерла в 1818 году. |
Дуэль и смерть Пушкина | Да и сама личность Александра Пушкина, при всей её популярности, до сих пор во многом непонятна. |
Смерть Пушкина: как это было на самом деле — Кириллица — энциклопедия русской жизни | А.С. Пушкин умер 10 февраля (29 января – по старому стилю) 1837 года в 37 лет от ранения, которое получил во время дуэли с Дантесом. |
«Не мстить за меня! Я все простил!» / | Александр Пушкин умер на 38-м году жизни. |
Арабский халифат и его распад
- «Не мстить за меня! Я все простил!» /
- На смерть поэта: кто на самом деле убил Пушкина
- Дуэль Пушкина и Дантеса на Черной речке — как это было
- Пушкин Александр Сергеевич
- Ответы : когда умер пушкин
- Душа народа. 10 февраля — День памяти Александра Сергеевича Пушкина
Смерть Пушкина: как это было на самом деле
Пушкин умер своей смертью как старший. 10 февраля (29 января по) 1837 года умер величайший классик отечественной и мировой литературы Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Смерть царя Александра I, восстание в Петербурге 14 декабря 1825 года, восход на престол Николая I изменили судьбу Пушкина.