Снять большой фильм о контрнаступлении советских войск под Москвой было идеей Сталина, его личным заказом Госкино. подготовил список фильмов, которые помогут вам восполнить пробелы в знаниях по истории нашей страны. |. Исторический фильм «Оборона Севастополя» (1911), посвящённая событиям Крымской войны 1854–1856 годов, – общепризнанная веха в истории кино.
Советские фильмы о деревне. Опыт исторической интерпретации художественного образа
Фильмы первых послевоенных лет помогли миллионам людей пережить самое страшное время в советской и мировой истории. Сериал. Вышедший из комы милиционер Дивов даже не думал, что мир может настолько измениться. ТАИНСТВЕННЫЙ МОНАХ (1968) Советское кино, Война, Фильмы, Гражданская война, Приключения, Боевики, Советские актеры, Классика, Видео, YouTube. Смотреть бесплатно видео пользователя николаи шкурин в социальной сети Мой Мир. Советские исторические фильмы смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве.
Лучшие советские исторические фильмы по мнению студента-историка
Предлагаем Вашему вниманию список из самых лучших российских исторических фильмов, которые помогут Вам прикоснуться к событиям прошлого и познакомиться с реально существовавшими личностями. В первую очередь это были биографические и исторические фильмы, которые активно снимали многие деятели советского кино, не желавшие прославлять «мудрую» политику Сталина в картинах о современности. Трейлеры, рецензии и отзывы на исторические фильмы и сериалы 1960–1970 годов.
Один день в истории кино: 5 известных советских фильмов, которые вышли на экраны 29 апреля
Трейлеры, рецензии и отзывы на исторические фильмы и сериалы 1960–1970 годов. Сериал. Вышедший из комы милиционер Дивов даже не думал, что мир может настолько измениться. Советские исторические фильмы смотреть онлайн бесплатно и без регистрациии. Советские исторические фильмы смотреть онлайн бесплатно и без регистрациии. Среди художественных фильмов о советской действительности послевоенных лет завоевал популярность музыкальный фильм "Сказание о земле Сибирской" (1948 г., реж. В 1970-м году на экраны вышел исторический фильм «Ватерлоо» советско-итальянского производства.
Один день в истории кино: 5 известных советских фильмов, которые вышли на экраны 29 апреля
Редакция собрала лучшие фильмы советских лет, о которых вы могли знать, а также те, про которые говорят только заядлые киноманы. Такое историческое событие, как распад Советского Союза, несомненно, повлиял на отечественный кинематограф, и российское кино еще долго находилось в упадке. кинозал советского кино – смотреть фильмы онлайн. Первая серия рассказывает о национальной политике раннего и позднего СССР на примере взаимодействия Российской империи, а потом и СССР с народами Средней Азии.
Список советских исторических фильмов
советские исторические фильмы скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Виктор Ивченко) «Перед судом истории» (СССР, 1965, документальный, реж. По приглашению советского правительства из эмиграции возвратились ведущие деятели раннего русского кино – А. А. Ханжонков, Я. А. Протазанов, П. И. Чардынин.
Советские фильмы о царской России
И в этом взаимоотношении природы и руки человеческой отсутствует творец, отсутствует активное вмешательство автора. Всеволод Мейерхольд "Кинематограф и балаган", 1912 Спустя три года Мейерхольд изменил мнение и снял свой первый немой фильм "Портрет Дориана Грея" 1915 по роману Оскара Уайльда. На роль Дориана Грея взяли женщину — молодую актрису Варвару Янову, а роль сэра Генри сыграл сам режиссер. Особое внимание он уделял движениям актеров, работе с линиями, светом и тенью. Однако многие нюансы режиссер узнавал, исправляя собственные ошибки. Картину спасли профессиональные советы оператора Александра Левицкого, который объяснял, как нужно выстраивать кадр, правильно работать с планами и диалогами. Но, несмотря на все попытки сократить действие в фильме, длина пленки составила 3 600 м, или около трех часов, — невероятный хронометраж по тем временам.
Последний известный показ "Портрета Дориана Грея" в кинотеатре состоялся в 1922 году, затем его след обрывается. В 2019-м фильм вошел в рейтинг Государственного фонда кинофильмов РФ Госфильмофонда наиболее значимых потерь в истории отечественного киноискусства. Еще один авангардист, заинтересовавшийся кинематографом, — это человек-оркестр Владимир Маяковский. Особенной для него картиной стала "Закованная фильмой" 1918. Владимир Маяковский "Предисловие к сборнику сценариев", 1927 Маяковский написал сценарий для своей музы Лили Брик. Вместе они сыграли главные роли.
По сюжету картины художник влюбляется в балерину, которую увидел в кино; балерина буквально сходит к нему с экрана, потом сбегает обратно, затем снова появляется — и так пока окончательно не возвращается на экран. Во второй части Маяковский собирался отправить художника в страну кинематографа на поиски возлюбленной. Но этот замысел реализовать не удалось. Сохранился всего один полутораминутный фрагмент дубля, который не вошел в окончательный монтаж. Через восемь лет Маяковский восстановил сценарий картины в новой редакции под названием "Сердце экрана", но тот так и не был экранизирован. Бывают, впрочем, и счастливые случайности — когда фильм, считавшийся утраченным, неожиданно находят.
В 1928 году еще один новатор в мире кино Евгений Червяков снял немую картину "Мой сын". В начале фильма жена признается мужу-пожарному, что их новорожденный сын не от него. Это признание рушит привычную для героя картину мира. Потерянный, он уходит из дома, бродит по городу. В финале герой спасает неродного сына из пылающего дома, после этого возникает надежда на примирение семьи. Решение сюжета было нетипично для советской России, поскольку выводило на экраны не общественный проступок, а личную драму.
Критики встретили фильм неоднозначно. Тем не менее ленту "Мой сын" в числе других немых картин Червякова называли новой вехой в отечественном кинематографе. Творческий метод режиссера здесь проявлялся в акцентировании внутренних переживаний героев, которые отыгрываются актерами не нарочито, а одним выражением глаз. Не вещи, массы, красивые виды и замысловатые трюки монтажа, а люди. Режиссура: во что бы то ни стало добиться максимальнейшей "производительности"… человеческого лица. Евгений Червяков в журнале "Рабочий и театр", 1928 Копия фильма погибла во время Великой Отечественной войны.
Десятилетиями лента считалась утраченной, пока в 2008 году в Аргентине местные киноведы не обнаружили неизвестный советский фильм под названием "Сын другого". Отечественным исследователям Юрию Цивьяну и Петру Багрову удалось установить, что это неполная копия картины Червякова. Фильм восстановили, первый его показ состоялся в 2011 году на фестивале архивного кино "Белые Столбы", организованном Госфильмофондом. Госфильмофонд России — это главный отечественный киноархив. С распространением звуковых фильмов советская власть наконец всерьез задумалась о систематизированном хранении негативов. Не исключено, что дополнительным аргументом послужило постепенное разрушение негатива картины братьев Васильевых "Чапаев" 1934 — любимого фильма Иосифа Сталина.
В результате во второй половине 1930-х годов в подмосковном поселке Белые Столбы начали строить здание будущего фонда. Его сотрудники занимаются не только сохранением пленки, но также ее изучением, реставрацией и оцифровкой. В 1997 году фонд попал в Книгу рекордов Гиннесса как один из трех крупнейших киноархивов мира. Сегодня его коллекция насчитывает более 90 тыс. В 2023 году Госфильмофонд отметил 75 лет со своего основания. Уже через год подписан Декрет о национализации кинодела.
Поначалу наибольшее внимание уделяли кинохронике, но к 1930-м годам начинает развиваться так называемый агитпропфильм. Это были полудокументальные-полуигровые фильмы, которые иллюстрировали актуальные политические лозунги. Успехом у аудитории агитационное кино не пользовалось, поэтому через несколько лет производство таких картин свернули. Вместо этого руководство страны требовало создавать высокохудожественные картины, ориентированные на массового зрителя, с идеологически верным содержанием — такие как "Чапаев". Главным отечественным киноманом в эти годы был Иосиф Сталин. В 1933 году в Кремле для него был оборудован даже специальный кинозал.
Лидер СССР смотрел все фильмы, которые должны были выйти на большой экран, чтобы отбраковать идейно слабые, по его мнению, картины.
Он не хотел ни скачек, ни убийства детей хунзахского хана… ничего, что отвлекало от фигуры обаятельного, чуть прихрамывающего наиба аварского Хаджи-Мурата… его тоски по родине, его приступов дикой мстительности, его благородства и унижения в плену, его трагической смерти, в которой были повинны многие, а больше всего — он сам… Владимир Огнев о работе над сценарием "Хаджи-Мурат", 1982 Уже успели выбрать натуру для съемок, утвердили актеров, сделали эскизы декораций и костюмов, но неожиданно картину закрыли. Так из этого ничего и не вышло. А вот Кулиджанов "Преступление и наказание" все-таки снял. Не всем замыслам творцов суждено быть реализованными, другие под влиянием обстоятельств могут быть утрачены навсегда. Историю не только киноуспехов, но и кинонеудач собирают профессионалы. Багров П. Основные тенденции ленинградского киноавангарда 1920-х годов на материале творчества Евгения Червякова. Белодубровская М.
Не по плану. Бенгт Я. Ставка — жизнь: Владимир Маяковский и его круг. Перевод со шведского Аси Лавруши и Бенгта Янгфельдта. Гращенкова И. Кино Серебряного века. Русский кинематограф 10-х годов и кинематограф Русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов. Данелия Георгий. Ефимов H.
Желябужский Ю. Забродин В. Балаган лучше кинематографа. Комментарии к первому выступлению В. Зоркая Н. История отечественного кино. XX век. Карасева М. Окаянный сценарий.
Малышев В. Госфильмофонд: земляничная поляна. Марголит Е. Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920—1960-х годов. Матвиенко К. Мачерет В. Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог.
Том 1, 2: Немые фильмы 1918—1935. Огнев В. Разумный А. У истоков... Воспоминания кинорежиссера. Ромащук И. Салынский Д. Фильм Андрея Тарковского "Солярис". Федоров А.
Рекордсмены запрещенного советского кино 1951—1991 в зеркале кинокритики и зрительских мнений. Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей. Фомин В. Вишневский; Всес. Кабинет киноведения. Избранные произведения: В 6 т.
Наш народ пережил в те времена множество вражеских нашествий, объединился в единое государство. Те времена подарили своих героев, ставших легендарными.
Чтобы узнать больше о своей истории, предлагаем подборку самых лучших фильмов про Древнюю Русь.
Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Возникновение советского кино
Андреев, В. Благодаря оператору В. Павлову в ленте выразительно показаны также величие и красота русской природы. Но и сказка оказалась весьма уместной в тот период Особое место в послевоенном кино занимает светлое полотно М. Донского «Сельская учительница» 1947 г.
Марк Донской и Вера Марецкая получили в 1948-м г. Сталинскую премию I степени. Но и сказка оказалась весьма уместной в тот период. Режиссёры Н.
Кошеверова и М. Шапиро сняли кинокартину «Золушка» с 37-летней Яниной Жеймо в главной роли. Рассказывают, что худсовет «Ленфильма» безоговорочно принял сценарий Е. Это было через 20 дней после взятия Рейхстага!
Фильм подвергся цензурированию и вышел на экраны лишь в 1947-м г. До сих пор этот лиричный и добрый фильм продолжает радовать разные поколения зрителей. Он был восстановлен в 1967-м г. Цветная российско-американская версия создана в 2009-м г.
Возможно, этот тот редкий случай, когда уместна «раскраска» старого фильма. Кадр из фильма «Золушка» Режиссёр Г. Александров в 1947-м г. Вот уже полвека поколение за поколением с удовольствием смотрит этот фильм с музыкой Исаака Дунаевского.
В картине соединились элементы комедии масок и комедии положений, многочисленные режиссёрские и актёрские находки, талантливая музыка. За оригинальность сюжета картине была присуждена премия VII Венецианского кинофестиваля 1947. В этот период широкое распространение получили биографические фильмы. В числе лучших картин этого жанра, поставленных в те годы, — «Пирогов» 1947 г.
Козинцев , «Миклухо-Маклай» 1947 г. Разумный , «Глинка» 1947 г. Арнштам , «Академик Иван Павлов» 1949 г. Значительным произведением был исторический фильм В.
Пудовкина «Адмирал Нахимов» 1947 г. В числе лучших экранизаций — «Каменный цветок» 1946 г.
О том, как русский витязь бил татарские полки, внушая суеверный страх врагу и удивляя мужеством самого Батыя, сложены легенды. Фильм по сюжету «Повести о разорении Рязани Батыем» снят почти полностью на зеленом экране, с использованием сложной компьютерной графики. Былинного героя-богатыря превосходно сыграл молодой российский актер Илья Маклаков, тоже родом из Рязани.
Фильм имел широкую зрительскую аудиторию — в СССР его посмотрели порядка 3 000 000 зрителей. Помимо этого фильма, в 1960-е годы средневековый сюжет нашел свое отражение еще в одной картине — «Князь Игорь» — экранизации оперы А. Бородина реж.
Тихомиров, 1969. В 1970-е было снято еще несколько кинолент на темы средневековья. К числу относительно малоизвестных фильмов можно отнести кинокартину «Захар Беркут» реж. Осыка, 1971 , снятую на Киевской киностудии им. Фильм является экранизацией исторической повести И. Франко, рассказывающей о борьбе с монголо-татарами на Карпатах в 1241 г. В 1972 г. Пушкина «Руслан и Людмила» реж.
Птушко , в которой вновь появляется персонаж Владимира Красно Солнышко. Трактовка образа князя в этой картине близка к фильму «Илья Муромец» даже костюм для исполнения роли князя Владимира, по всей видимости, использовался один и тот же. В «Руслане и Людмиле» 1972 г. Наиболее известна широкому зрителю, однако, другая кинолента этого времени — легендарная комедия «Иван Васильевич меняет профессию» реж. Гайдай, 1973. Этому фильму посвящена объемная историография и подробно останавливаться на характеристике созданных в фильме образов мы не будем [подробнее см. Гайдай при создании кинокартины получил предписание о том, что «экскурс в прошлое не должен иметь конкретно-исторического характера. Сюжет не следует соотносить с определенными историческими лицами» [9, С.
Может быть, в силу этого обстоятельства, в этом, отчасти историческом фильме, собственно исторические персонажи кроме самого Ивана Грозного отсутствуют. Кинокартина стала хитом советского проката — в кинотеатрах ее посмотрели более 60 миллионов человек. Эпохе раннего русского средневековья посвящен фильм «Ярославна, королева Франции» реж. Масленников, 1979 , повествующая о жизни дочери Ярослава Мудрого Анны, отправленной отцом во Францию. В совместном советско-польском фильме созданы портреты целого ряда реальных исторических персонажей — князя Ярослава Мудрого, Анны Ярославны, киевского митрополита Феофемпта, польского князя Казимира I Восстановителя, польской княжны Марии Добронеги Доброгневы. В 1980-е годы историческое кино сохранило свои прежние, арьергардные позиции в советском кинематографе и можно назвать лишь несколько киноработ, в той или иной мере отражающих русские средневековые реалии. С некоторой натяжкой к этой группе можно отнести фильм-сказку «Василий Буслаев» реж. Васильев, 1982.
Реальные исторические герои в ней как таковые отсутствуют, однако, можно предположить, что полоцкий князь Глеб — это Глеб Всеславич Полоцкий. В остальном события фильма носят фантазийный характер, и оценивать их с точки зрения трактовки образов прошлого не приходится. С этой точки зрения куда больший интерес представляет вышедший на экраны в следующем 1983 г. Ильенко, 1983. В этой масштабной исторической кинокартине представлены события X—XI вв. Наконец, в 1986 г. Бондарчука «Борис Годунов», являющий второй советской экранизацией этой трагедии А. В данном обзоре, мы охарактеризовали лишь те фильмы, в которых так или иначе затрагиваются сюжеты русской истории допетровского периода, а потому не выделяли в самостоятельную группу кинокартины, связанные с различными сюжетами из истории Белоруссии и Украины.
Однако, необходимо отметить, что в советские годы снимались и были довольно востребованы фильмы с сюжетами из средневековой истории и других союзных республик — Азербайджана — «Насими» реж. Сеилбейли, 1973 ; Грузии — «Он убивать не хотел» реж. Шенгелая, 1966 , «Десница великого мастера» реж. Таблиашвили, 1969-1970 ; Латвии — «Слуги дьявола на чертовой мельнице» реж. Лейманис, 1972 , «Слуги дьявола» реж. Лейманис, 1970 ; Узбекистана — «Дилором» реж. Хамраев, 1968 ; Эстонии — «Последняя реликвия» реж. Кроманов, 1969 , «Кровавый камень» реж.
Оямаа, 1972 , «В клешнях черного рака» реж. Лемайнис, 1975. Подводя краткие итоги, отметим, что даже в нише исторических фильмов кинокартины об отечественном средневековье оставались на вторых ролях. Наиболее востребованными у кинематографистов были сюжеты, отражающие реалии советской жизни. Крайне востребованной на протяжении все истории советской кинематографии оставалась тема Великой Отечественной войны. Если же говорить об историческом кино, то наиболее популярной была тематика Октябрьской революции и Гражданской войны. Наименее востребована эпоха раннего средневековья IX в. События XIV отдельного освещения в рамках советского кинематографа не получили вовсе.
Можно предположить, что обращения к теме позднего средневековья в советском историческом кинематографе объясняются его насыщенностью знаковыми для отечественной истории событиями, которые, в свою очередь, связаны с яркими, но весьма неоднозначными историческими героями Иван Грозный, Борис Годунов, Степан Разин и др. Обилие различных трактовок жизни и деятельности этих героев и способствовали появлению новых кинокартин, посвященных истории России позднего средневековья. Руководитель — Д. Head - D. Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared. Закиров О. Исторические фильмы СССР 1936-1946 гг.
Климашин В. Кривошеев Ю. Кружков Н. Михайлова И. С юбилеем, «Иван Васильевич»! Кинокомедия Л. Полторацкий А.
В пекле боев ее снимали сотни операторов, среди них были и мастера, и вчерашние студенты. Из их материалов делались не только киножурналы, но и настоящие блокбастеры, которые потом увидел весь мир. Уникальные произведения и сегодня смотрятся на одном дыхании. В распоряжении режиссеров поступили 15 операторов, рассредоточенных по многокилометровой линии фронта.
Советские фильмы о царской России
Он рассказывает о знаменитом восстании на Сенатской площади и о том, что произошло после того, как разбились романтические мечты молодых революционеров. Пусть исторический контекст и был слегка изменен ради создания целостных образов героев, но в основе своей картина вполне достоверно повествует о трагических событиях почти двухвековой давности. В фильме уделено достаточное внимание и самому восстанию, и следствию по делу мятежников, и казни пятерых декабристов, и долгому путешествию самоотверженных жен, добровольно последовавших в сибирскую ссылку за своими мужьями. В центре фильма нелегкие судьбы трех супружеских пар - Трубецких, Волконских и Анненковых. Баллада о Беринге и его друзьях, 1970 Продолжительность: 1 час 32 минуты Историческая драма рассказывает о первом путешествии великого первооткрывателя и морехода. Датчанин Витус Беринг всю сознательную жизнь преданно служил Российской империи.
Незадолго до смерти император Петр I издал указ о Первой Камчатской экспедиции. Повинуясь приказу монарха, Беринг в 1725 году собирает экипаж и отправляется в опаснейшее путешествие, целью которого является изучение далеких земель и составление более точных карт Российского государства. Перенеся немало трудностей и лишений, он достигает самой восточной точки Евразийского материка и открывает пролив между Камчаткой и Аляской, который позднее назовут его именем. Однако не все знают, что на этом экспедиция Витуса Беринга не закончилась… Герои Шипки, 1955 Продолжительность: 1 час 56 минут За этот фильм постановщик Сергей Васильев получил престижную «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля как лучший режиссер. Сюжет картины основан на реальных исторических событиях периода русско-турецкой войны 1870-х годов.
После волнений на Балканском полуострове представители русской диаспоры закономерно вступили в открытую конфронтацию с действующей властью. Вести о турецком гнете болгар дошли до границ России, где также вызвали немалые возмущения. Александр II незамедлительно объявил войну Турции, правда, в этой межгосударственной схватке были заинтересованы не только ее три участника.
Саралиев, Иоаким Максимов-Кошкинский Жестокой эксплуатации подвергались до революции жители далекой Чукотки. С первым советским кораблем прибыл сюда уполномоченный Камчатского ревкома Лось и этнограф Жуков. Они направлялись в стойбище Лорен.
Материала изначально было больше — более 20 операторов снимали происходящее в городе. После показа первой версии ленинградские чиновники сочли, что фильм слишком страшный.
Приехавший из Москвы Роман Кармен провел досъемки и, вырезав ряд самых жутких сцен, добился, чтобы ленту приняли и выпустили.
Весна на Заречной улице, 1956 г.
Где смотреть: Кинопоиск , Kion , IVI , Okko Молодая учительница Татьяна начинает преподавать в вечерней школе, где учатся взрослые студенты — сотрудники металлургического завода. Один из ее учеников — сталевар Саша Савченко Николай Рыбников , лучший в своем деле. Саша пытается обольстить женщину в привычной ему манере.
Герой получает отпор и начинает всерьез задумываться о том, как завоевать девушку. Семнадцать мгновений весны, 1973 г. Ему необходимо выявить руководителей рейха, которые ведут переговоры с западными союзниками.
Шеф гестапо Мюллер находит улики, которые указывают на то, что Штирлиц не тот, за кого себя выдает. Между ними начинается психологическая дуэль, ведь разведчику необходимо довести свою миссию до конца. Собачье сердце, 1988 г.
Профессор Преображенский Евгений Евстигнеев встречает на улице постреволюционной Москвы бездомного пса Шарика. Гений науки давно мечтает провести небывалый эксперимент. Для этого ему привозят тело Клима Чугункина — вора, пьяницы и балалаечника.
Преображенский пересаживает человеческий гипофиз собаке и превращает его в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, который начинает вести активную общественную деятельность. Иван Васильевич меняет профессию, 1973 г. Самодержец, в свою очередь, переносится в 70-е годы.
Теперь инженеру предстоит вернуть все на свои места. Служебный роман, 1977 г.
Русская кинематография послевоенных лет
Недавние рецензии.
В СССР интерес к данному направлению проявился в 1970-е гг. Первоначально под визуальной антропологией понимали этнографическое документирование средствами фото — и киносъемки.
На этих позициях до сих пор находится Центр визуальной антропологии при Московском государственном университете, начавший свою деятельность в 1991 г. Александров [7]. Однако довольно скоро рамки дисциплины стали восприниматься значительно шире, в контексте не столько этнографического, сколько общефилософского дискурса.
В таком, более широком, смысле склонны трактовать визуальную антропологию в созданном Н. Басовской Центре визуальной антропологии и эгоистории Российского государственного гуманитарного университета [8]. Большой интерес к развитию визуальной антропологии сегодня проявляют культурологи, хотя они, в частности К.
Разлогов, склонны рассматривать визуальную антропологию еще более широко — в контексте «культурной антропологии» [9]. Жизненный потенциал визуальной антропологии, рост интереса научной общественности к ее проблемам находят свое выражение в активной регионализации: наблюдается устойчивый рост числа центров и лабораторий визуальной антропологии, которые создаются не только в столицах, но и в различных регионах России Новосибирск, Омск, Пермь, Чебоксары и др. К сфере визуальной антропологии относятся также научные практики, основанные на анализе разнообразных изобразительных источников, среди которых важное место занимают фото — и кинодокументы.
Развитие нового направления связано с постановкой и решением целого ряда методологических проблем, в том числе с разработкой понятийного аппарата и обоснованием критериев анализа информации, полученной в ходе визуально-антропологических исследований [11]. Помимо новых методологических подходов, в рамках визуальной антропологии складывается своя методическая база, которая также существенно отличается от традиционных исследовательских практик. Она включает прежде всего особые методы документирования визуальной информации видео — и фотосъемка , которые рассматриваются в контексте фиксации и интерпретации реальности через объектив кинокамеры [12].
Новые формы визуальной антропологии широко представлены на Российском фестивале антропологических фильмов, президентом которого является член-корреспондент РАН А. Головнев [13]. Используя в качестве основного инструмента визуальных репрезентаций образы, киноантропологи создают принципиально новый, сложно структурированный документ, который можно рассматривать и как научный текст, и как источник, созданный исследователем.
Однако, как справедливо отмечает Я. Панакова, визуальность не обладает явностью текста [14]. Потребовались столетия, прежде чем историки признали факт «одушевленности» исторического источника и разработали адекватные методы анализа, позволяющие максимально объективировать содержание письменных исторических документов.
Интерпретация образа с художественной и научной точек зрения — задача новая и трудновыполнимая. Между тем, современные темпы развития науки практически не оставляют времени для решения этой методической проблемы по отношению к визуальным документам. Утверждение, что в рамках визуальной антропологии происходит становление нового направления — визуальной истории, — подкрепляется появлением содержательных сборников статей и монографий [15] , авторы которых успешно расширяют предметное поле отечественной исторической науки [16].
Особенно плодотворны в этом отношении исследования, ориентированные на изучение визуальности, используемой в пропаганде, агитации, рекламе, архитектуре и других общественных практиках прошлого [17]. Они свидетельствуют о новом этапе эволюции исторической науки, где визуальные источники и технологии играют все большую роль, а внимание исследователей сосредоточено на проблемах исторической визуальности, методах прочтения и интерпретации визуальных репрезентаций. В качестве самостоятельной научной задачи выделяется запрос на визуализацию прошлого с использованием новых методов реконструкций, прежде всего виртуальных и игровых.
Весьма популярными становятся 3D-реконструкции. Одним из первых опытов подобных исследовательских практик был проект виртуальной реконструкции Страстного монастыря, реализованный в МГУ в 2014—2015 гг. В 1919 г.
Авторы проекта поставили перед собой задачу виртуальной реконструкции Страстного монастыря с окружающим его историко-архитектурным ансамблем на нескольких временных срезах с середины XVII в. Ими были использованы методы компьютерного моделирования, привлечен комплекс архивных источников: чертежи, планы, описи строений монастыря, делопроизводственная документация, фотографии XIX — начала XX в. Результат реконструкции доступен на сайте проекта [19].
Проект можно рассматривать в качестве примера визуальной истории, поскольку данное исследование 1 имеет целью визуальную реконструкцию не просто архитектурного объекта, но и исторической среды; 2 опирается преимущественно на изобразительные источники; 3 использует технологии визуального анализа и 4 содержит визуализированный результат, представленный в виде 3D-инсталляций, планов и видеороликов. Отражением визуального поворота является реализация федерального проекта по созданию в разных городах исторического парка «Россия — моя история», главным объектом которых стали не музейные экспозиции, демонстрирующие документы, предметы, артефакты, а образы прошлого, презентация которых опирается преимущественно на визуальный контент [20]. Визуальный ряд экспозиций ленты времени поддерживают аудиозаписи, повторяющие доступный для общего визуального восприятия текст, дополненный музыкальным или шумовым оформлением.
Таким образом, концепция исторического парка ориентирована на достижение комплексного информационного эффекта, получаемого при загрузке всех органов чувств — зрения, слуха, прикосновения сенсорные экраны и обеспечивающего закрепление в памяти эмоционального образа, в котором доминируют цвет, звуковые акценты и ключевые слова, представленные в заголовках стендов «достижения», «успехи», «планы нападений» и проч. Важной чертой исторического парка как современной формы презентации исторических знаний является его информационная многоуровневость: первый уровень — эмоциональное восприятие эпохи, формирование ее визуального образа; второй — краткая текстовая информация, сопровождающая инсталляции и уточняющая визуальный образ; третий — тексты исторических документов или информационных статей, доступные посетителю парка в результате целенаправленного поиска и работы с экспозицией. Так, например, выставка «От великих потрясений к Великой Победе.
Наиболее доступен для посетителей и, следовательно, более востребован первый уровень, создающий эмоциональный образ эпохи, в некоторых случаях достаточно сложный. Таким образом, мы являемся свидетелями постепенной эволюции истории от преимущественно письменной науки к политехнологичной, что порождает множественность вариантов ее реализации. Уже сегодня можно говорить о существовании цифровой, визуальной, экспериментальной истории [21].
Однако базовый тренд развития исторического познания все же связан с его визуализацией и переходом от текста к образу. Образ как понятие исторической науки Язык науки — это один из наиболее чувствительных инструментов познания, в котором новые веяния проявляются в первую очередь. О визуальном повороте в исторической науке опосредованно свидетельствует все более широкое использование в словаре историка «визуальных» понятий «образ», «портрет», «облик», «ландшафт», «картина», «пейзаж» и проч.
Многомерность вводимых в научный оборот «визуализированных» понятий сопровождалась их стремительной концептуализацией, обрастанием теоретическими смыслами и представлениями. Так, например, В. Казакова предлагает рассматривать понятие «социальный портрет» как «концепт… отражающий тенденцию эстетизации современного общества… как симптом и символ информационного точнее, визуального.
Тематика, связанная с реконструкцией социальных портретов определенных социальных групп коммунистов, молодежи, рабочих и проч. В понятийном аппарате современной исторической науки несомненным лидером по частоте употребления является понятие «образ». Неудивительно поэтому, что в контексте новой модели визуальной культуры прошлое перестает восприниматься как текст и переосмысливается в контексте истории образов [25].
В настоящее время категория «образа» применяется в качестве базового понятия в исследованиях по социальной истории, истории ментальности, исторической памяти, поскольку без него невозможно реконструировать и описать факты общественного сознания и поведения [26]. Применение категории «образ» все чаще встречается и при изучении вполне традиционных исторических объектов — событий, личностей, регионов, стран, периодов эпох [27]. При этом образ как научное понятие остается пока слабо структурированным и в значительной степени неопределенным, поскольку строится не на логических принципах моделирования, а на интуитивном «восприятии» фактически визуализации , т.
Понятие «образ» имеет междисциплинарную природу. Появившись изначально в лоне религии, оно стало основным инструментом познания в литературоведении, культурологии, искусствоведении, философии, способствуя утверждению множественности существующих определений рассматриваемого понятия. В толковом словаре Ожегова мы находим дефиницию, которая характеризует образ как живое, наглядное представление о ком-либо или о чем-либо [28].
В философии он воспринимается в качестве результата и идеальной формы отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека; в искусствоведении — как обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления [29]. В литературоведении художественный образ определяется через категорию «модель мира», всегда в чем-то не совпадающую с той, которая нам привычна, но всегда узнаваемую. С позиций семиотики «образ» рассматривается как знак, получивший дополнительное значение в существующей системе знаков [30].
В большинстве определений подчеркивается, что образ представляет собой инструмент художественного творчества, искусства, и в этом смысле он противопоставляется строгому научному понятийному знанию, что влечет за собой конфликтность восприятия проблемы образа в качестве объекта научного исследования. Но вместе с тем он обладает познавательным потенциалом, поскольку представляет собой способ обобщения, основанный на нелогических приемах. Что касается исторической науки, то здесь пока идет накопление опыта изучения образов прошлого.
С этим понятием уже давно работают историки-антиковеды и медиевисты благодаря источникам, среди которых значительную часть составляют художественные и религиозные тексты [31]. Соответственно и понятие «образ» интерпретируется с учетом специфики анализируемых текстов. В трудах исследователей проблематики Нового и Новейшего времени «образ» рассматривается и как отражение результатов чувственного восприятия чего-либо с опорой на исторические источники, и как результат обобщения эмпирического материала, достигнутый через использование логических типология, моделирование, структурирование и эстетических приемов анализа.
Наиболее удачной представляется дефиниция понятия «образ», предложенная А. Голубевым и О. Поршневой, где он рассматривается как продукт общественного сознания, отражающий индивидуальные и групповые эмоционально окрашенные представления о различных географических, социокультурных, исторических феноменах [32].
Исследование исторического образа чего-либо или кого-либо предъявляет особые требования к используемым документальным историческим источникам, а также к методам, которые должны соответствовать задачам ментальных реконструкций [33]. В качестве центральных вопросов изучения образов выделяются механизмы их формирования и трансляции, влияние на общественное сознание и поведение, факторы их трансформации и эволюции. Включение в научный дискурс понятия «образ» и его стремительная концептуализация неизбежно ставят вопрос о соотношении «образа» и «текста».
Эти два понятия представляют собой различные, но взаимосвязанные и взаимодополняемые модели реальности, опирающиеся на разные методы конструирования. Текст — это логическая структура, состоящая из символов, которые мы расшифровываем, опираясь на доступные языковые коды алфавит. Он нацелен на передачу содержания.
Характерными чертами текстовой модели являются логичность, рациональность, точность. В контексте теории деконструкции Ж. Деррида текст представляет собой базовое понятие, через которое только и возможно познание, и которое охватывает все проявления реальности, воплощаясь в формулах: «мир — это текст», «текст — единственно возможная модель реальности» [34].
В самом общем виде деконструкция подразумевает критическое чтение и последующее «переписывание» прочитанного, т. Образ — это модель окружающего мира, построенная на его чувственном восприятии и конструируемая с помощью художественных приемов, которые меняются в зависимости от используемых технологий. И в этом его отличие от текстовой модели, поскольку образ может быть создан не только с помощью письменных технологий, но с помощью живописи, фотографии, кино и т.
Данная модель характеризуется такими чертами как метафоричность, эмоциональность и узнаваемость. Для образа важны форма и порождаемая ею эмоция, а также культурный код, положенный в его основу и обеспечивающий реализацию коммуникативной функции. Между текстом и образом существует тесная связь.
Образ может выступать фрагментом содержания структуры текста или иллюстрацией к нему дополнением. Такая роль образа характерна для традиционной культуры устной и письменной. Но уже в эпоху модерна образ начинает жить независимой от текста жизнью, не иллюстрируя его, а формируя новую реальность.
Еще более очевидно разделение этих двух сущностей в эпоху постмодерна, для которой характерно сомнение в достоверности научного познания и убеждение, что познание реальности доступно, по выражению М.
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика, 1966 г. Студент-практикант Шурик отправляется на Кавказ собирать фольклор и знакомиться с местными обычаями. Там он встречает «спортсменку, комсомолку и просто красавицу» Нину Наталья Варлей , которую вскоре похищают. Отважный Шурик решается разыскать подругу и спасти от замужества с нелюбимым. Джентльмены удачи, 1971 г.
Сыщики случайно встречают доброго заведующего детским садом Евгения Трошкина Евгений Леонов , который поразительно похож на «Доцента, главаря преступной группировки, которая украла реликвию. Трошкину предстоит притвориться криминальным авторитетом и выведать все секреты о шлеме у сокамерников — цитаты про «пасть порву, моргалы выколю» тоже отсюда. Ирония судьбы, или С легким паром! Друзья по ошибке отправляют его на самолете в другой культурный город. Он оказывается вроде бы на своей улице и в своем доме, но в чужой постели. Придя к себе домой, Надя вместе с женихом Ипполитом Юрий Яковлев обнаруживают незваного гостя, после чего жизнь героев меняется за одну ночь.
Бриллиантовая рука, 1968 г. Примерный семьянин Семен Горбунков Юрий Никулин отправляется в международный круиз. На прогулке он случайно падает у аптеки, тайного пункта контрабандистов. Мошенники накладывают пострадавшему гипс, наполненный драгоценностями. Настоящий посредник Андрей Миронов понимает, что произошла ошибка и украшения придется вернуть во что бы то ни стало. Жестокий романс, 1984 г.
Главные роли исполнили совсем юная и прекрасная Лариса Гузеева и Никита Михалков.
Проявившего себя в бою стенка на стенку парня замечает англичанин, владелец футбольного клуба, который предлагает ему попробовать силы в команде. Однако команда не принимает неотесанного бурлака с Волги.