Большинство ранних греческих рукописей Нового Завета называют место Крещения Иисуса Вифанией Заиорданской (Βηθανία πέραν τοῦ ᾿Ιορδάνου). Крещение отмечают и бойцы, которые сейчас находятся на передовой. В Херсонской области российские десантники побывали на службе в часовне, а затем смогли окунуться в купель. Крещение Господне, один из главных христианских праздников, установленный в воспоминание крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в.
Крещение Господне — традиции, обычаи, обряды, приметы, поздравления
Для постоянного потребления можно набрать любую воду, добавить совсем немного крещенской — и вся она станет святой! С появлением новой крещенской воды, прошлогоднюю допивают в чистом виде. Святой водой окропляют себя и детей, в любое время, перед важным делом или во время болезни. Окропляют новые вещи и предметы быта. Все делается с пониманием Божьей милости к нам. Крещенская или Иорданская святая вода: необходимые пояснения Тысячи крещеных людей в праздник спешат в православные храмы для освящения воды. В народе бытует мнение о различии воды, освящаемой 18-го и 19-го января. Великий Чин водоосвящения один и тот же, и понятия «Иорданской» воды в церковных канонах нет. Неправильное понимание может быть связано со словами праздничного тропаря. Во время Великого Чина Освящения батюшка провозглашает тропарь, основанный на Евангельском событии: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…», и читает его два дня, а не только 18 января.
История освящения двух дней берет начало с тех самых времен, когда накануне праздника люди принимали Крещение. С годами христианство распространялось, и количество желающих креститься настолько увеличилось, что для этого определили дополнительные дни. Сегодня принять Крещение можно в любой день года, но традиция двухдневного освящения воды сохранилась. Во время освящения воды и 18, и 19 января мы видим действия священника, слышим пение церковного хора, молитвы и Священное Писание. Невидимо для нас освящение происходит Благодатью Божией. В молитве на освящение воды испрашивается Помощь Божия для исцеления телесных и духовных недугов. Придя домой, святой водой окропляют весь дом. Стены, мебель, посуду, двор, огород, сарай, гараж, автомобиль. Это делается не с каким-то оккультным смыслом, а с пониманием, что святая вода отгоняет зло и несет Божие Благословение.
Одной из традиций, пришедшей из язычества и закрепившейся в нашей стране стало гадание на праздник. Нужно понимать, что ничего общего с христианством гадание не имеет. Подобные действия полностью противоречат Божественному промыслу в жизни человека. Гадание отворачивает, удаляет от Бога и ничего, кроме горя и бед, принести не может. В годы Безбожия велась пропаганда, что святая вода имеет целительные свойства, благодаря серебру. Так как священник погружает в нее серебряный крест.
Хождение на Иордань Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются.
На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания — сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий. Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи». Правда, к нынешней зиме это не относится… На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». В сам праздник Крещения воду освящали в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» — прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой столик, на который кладется икона и деревянный крест с ледяным голубком — символом Святого Духа.
В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом, это называлось «хождение на Иордань». Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Просто традиция Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к православию не имеет никакого отношения. Купание в проруби не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня.
Безусловно, эти утверждения не отрицают духовных подвигов святых подвижников и глубокого внутреннего содержания этой религии, речь идет только об аспекте политическом, который тоже имеет свое значение в этом мире. Итак, в 988 году князь Владимир Святославович выполняет крещение страны с центром в Киеве на тот период. На самом деле до Владимира на Руси христианство постепенно распространялось, так как его бабушка — княгиня Ольга была первой крещеной правительницей страны, а за сто лет до Ольги из Византии на Русь посылал проповедников митрополит Фотий, благодаря чему князья тоже принимали учение Христа. Тем не менее, официальным годом считается 988, так как именно тогда новая религия закрепляется на государственном уровне, а прежние оказываются в опале. Согласно довольно известной легенде Владимир принимает христианство, так как в период своего великого посольства сравнивает другие религии и ему не нравятся запреты иудаизма и ислама, а христианство кажется самым приемлемым вариантом. Тем не менее, такое простое объяснение, конечно, не дает полной картины действительности. Свою роль также имели и отношения с Византией и брак с византийской принцессой, которую специально отдавали за Владимира, дабы укрепить монаршие династии. Довольно много факторов сошлось для того чтобы Русь стала именно христианской. Во многом тут повлияла более цивилизованная Византия, которая использовала обращение верхушки власти близлежащих варварских государств в свою религию для получения большего контроля и определенности относительно действий этих стран. Спустя менее ста лет Русь остается на стороне Византии, когда религия делится на православие и католичество и благодаря этому расцветает самобытное и невероятно насыщенное в духовном и культурном смысле русское православие. Картинка к сообщению Крещение Руси Популярные сегодня темы.
Первый правителем Руси, принявшим православие, была княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе в 957 году. Она не завоевывала чужих территорий, а направила свои силы на изменение внутренней политики, и поэтому до сих пор народ сохранил о княгине Ольге добрую память. Она провела административную и налоговую реформы, которые облегчили положение простого народа, и упорядочила жизнь в государстве. На сегодняшний день достоверно считается первое августа 988 года, официальной датой, когда произошло Крещение всей Руси. Это время правления великого, киевского князя Владимира Святославовича. Несколько ранее до крещения Руси, князь Владимир Святославович первым окрестился и принял христианство. По приезду в Киев он сначала крестил своих детей, а потом и народ киевский. Князь Киевской Руси был уверен, что появление и введение новой религии будет влиять на сплочение славянских племен. В достоверных источниках сказано, что Князь Владимир, желал взять в жены принцессу Анну, младшую сестру византийского императора. Но для этого император поставил условия — принятия Владимиром христианства. Отвергнув иудаизм, ислам, западное христианство, сказано в летописях «Повести временных лет», великий и могучий князь Владимир предпочел византийский вариант христианства — «православию». Сразу же после всеобщего принятия религии - христианства, начали отстраивать церкви в Киевской Руси. Князь на постройку самой большой церкви «Десятинная» выделил со своего владения десятую часть своего имущества. От чего она и получила название такое. Первым митрополитом Киевской Руси был грек Феофилакт. Большое влияние на развитие государства оказало крещение Руси. Христианство объединило разно племенное население в единый народ. Была укреплена власть правления, так как религия гласила, что она дана Богом. Массово развивалась культура. Повысился уровень торговли. В строительстве развивалась каменная кладка, так как стоили церкви и монастыри. Киевская Русь вошла в список могущественных стран в Европе. Также княжеская власть получила крепкую опору церкви. Единая вера в Бога давала населению, заселявшему, в то время, Киевскую Русь, ощущение единения и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание - важный элемент единства древнерусской народности. В общем, христианство, проповедуя монотеизм, который является источником порядка, внесло довольно серьезный вклад в феодальные отношения Киевской Руси. Крещение Руси усилило внешние политические отношения с другими государствами.
Картинка к сообщению Крещение Руси
- Традиции и современность — Крещение Господне
- Сообщить об опечатке
- Все о детях, все для родителей
- Зеленые воды реки Иордан
- Крещение Господне, Богоявление. Доклад. Культурология. 2009-01-12
Доклад на тему Крещение Руси сообщение
Место для новой церкви он избрал также вблизи своего двора теремного к юго-западу и именно место, орошенное кровью первых двух христианских мучеников на Руси -- варягов Феодора и Иоанна, вкусивших смерть во дни Владимирова язычества. Основанная в 989 г. В 996 г. Призри с небеси и виждь, и посети виноград свой, и утверди то, что насадила десница Твоя, -- этих новых людей, которых сердца обратил Ты к познанию Тебя, Бога истиннаго. Призри и на церковь Твою сию, которую создал я, недостойный раб Твой, во имя родшия Тя Матери, Приснодевы Богородицы, и, если кто помолится в церкви сей, услышь молитву его, молитвы ради Пречистой Богородицы». Вслед за тем Владимир в присутствии митрополита Леонтия, епископов греческих и всех русских, в присутствии бояр и бесчисленного народа изрек: «Даю церкви сей святой Богородицы от именья моего и от град моих десятую часть» -- и, написав клятву, положил свое завещание в самой церкви, которая и начала называться Десятинною -- по десятине, определенной на содержание ее. В тот же достопамятный день -- день освящения Десятинного храма -- Владимир сотворил великий праздник для митрополита с епископами, бояр и старцев, людских и раздал много имения убогим. Этот великолепный храм -- красноречивый памятник веры и благочестия нашего равноапостола, доселе сохранившийся в своих развалинах, далеко превосходил по величине и богатству церковь святого Василия. В память светлого торжества, бывшего по случаю освящения Десятинного храма, установлено тогда церковною властью, конечно по желанию великого князя, праздновать этот день ежегодно 11 или 12 мая, подобно тому, как праздновались дни освящения знаменитейших храмов в Греции, и это был, сколько известно, первый праздник собственно в Русской Церкви. Третий храм, построенный Владимиром, замечателен только по случаю самого построения.
Вскоре после того, как великий князь отпраздновал освящение Десятинной церкви, он услышал о внезапном набеге печенегов на город Василев, находившийся неподалеку от Киева, и поспешил с малою дружиною для защиты города. Но при столкновении с врагами не в силах был устоять против них и, спасаясь бегством, едва укрылся от преследовавших под мостом. Среди такой опасности Владимир дал Богу обет, если опасность минует, создать в Василеве церковь. Молитва благочестивого князя была услышана, и он в чувствах радости и признательности к Господу тогда же исполнил свой обет, поставил в Василеве церковь во имя Преображения Господня, так как в тот самый праздник и произошла неудачная сеча с печенегами и избавление от них. Эта церковь представляет собою первый опыт построения церквей так называемых обыденных, умножившихся у нас впоследствии: она, несомненно, воздвигнута была в один день или в самое короткое время, потому что по сооружении ее, князь праздновал в Василеве восемь дней со своими боярами, посадниками, старейшинами из всех окрестных городов и множеством народа, раздав и убогим 300 гривен, а на день Успения возвратился уже в Киев, где также сотворил великий праздник для бесчисленного множества народа. Потом на месте этой деревянной церкви, воздвигнутой по обстоятельствам наскоро, Владимир мог в память столь близкого для него события соорудить и каменный храм Преображения Господня, как свидетельствуют позднейшие сказания. Значение и последствия крещения Руси Чтобы устранить или хотя бы ослабить недовольство жителей Руси, вызванное насильственным крещением, Владимир Святославич старался всячески задобрить население. Он устраивает пышные празднества в городах, которые сопровождаются пиршествами и раздачей богатств из великокняжеской казны. Такая политика задабривания населения не могла не иметь положительные результаты.
Она в какой-то степени примиряла народ с верховным правителем Руси и с его новой религиозной политикой. Русские князья до Владимира были больше вождями-завоевателями, чем отцами и благодетелями своего народа. Походы и добыча их привлекали больше, чем забота об их подданных. Многие племена были еще на весьма низкой степени нравственного и культурного развития; среди некоторых из них обычным было даже «умыкание», то есть похищение девушек, чтобы делать их своими женами. Ошибочно было бы думать, что славяне обладали лишь одними отрицательными чертами и представляли исключительно полудикую массу. Нет, напротив, было в их природе много хорошего. Они были гостеприимны, отважны и честны. Жены были верными спутницами своих мужей, часто оставаясь верными и умершим. Славяне чтили своих старших и слушались их в делах частных и общественных.
Но наряду с тем проявлялись у них вероломство, жестокость, лукавство. Восприявший первые начатки Христовой веры от своей бабки, но заглушивший их разгулом страстей в юности, Владимир, потрясенный до глубины души мученической смертью бояр-варягов Феодора и Иоанна, решает изменить свой образ жизни. После тщательного обследования вопроса о вере -- жизнь Владимира была тесно связана с его убеждениями -- Владимир делает выбор. Будучи целостным и прямолинейным по природе, он не останавливается на полдороге и принимает то, что было наилучшим. Он просвещается светом Православия и, крестившись, делается ревностным исполнителем Христовых заповедей. Своим примером и призывами он увлекает за собой своих подданных. Разительна перемена во Владимире, ставшем из сладострастного и безудержного в своих страстях юноши святым мужем. Но не менее разительная перемена произошла и с крестившейся Русью. Крещение Киева, а за ним остальной Руси открывает новую жизнь для восточных славян и делается исходным пунктом их славной истории.
Разъединенные славянские племена, составлявшие державу Владимира, с принятием христианства почувствовали свое единство. Сознание единства особенно усиливалось тем, что в церковном отношении вся Русь в течение нескольких столетий составляла одну митрополию, несмотря на последовавшее разделение Руси на уделы. Церковь оказала величайшее влияние на объединение Руси в одно государство. Не только славянские, но и другие племена, жившие в Восточной Европе, с распространением среди них Православия сливались воедино с русским народом. Умиротворяюще воздействуя во время междоусобий, Церковь в то же время внушала сознание, что русский народ есть, един и посему должен составлять во всем одно целое. Под сенью святой Православной Церкви сложилась Русь, укрепилась и выросла в великое государство, занимавшее одну шестую часть вселенной. Русский народ, не по принуждению, а добровольно принявший христианство, стремился с первых же годов после Крещения воплотить евангельское учение в свою жизнь. Крещение переродило и внутренне изменило прежде грубых сердцем людей. Сохранив свои старые добрые качества, они освобождаются от имевшихся вместе с ними дурных свойств.
Борьба между добром и злом произошла не только в душе Владимира, а во всем народе в целом, и произошел перелом в сторону добра. Русский народ после Крещения был уже не тем, чем был до Крещения. Он был поистине новый народ, «новые люди». Это не значит, что сразу все сделались совершенными, что зло исчезло из души каждого, и его не было больше на Руси. Нет, оно, было, продолжало борьбу с добром в каждом человеке. Но движущей силой русского народа было Православие, которое охватило все стороны жизни личной, общественной и государственной. Духом евангельским проникалась жизнь семейная, общественная; воззрения складывались под влиянием церковных правил, а законы государственные согласовались с канонами. Общим направлением жизни русского народа было искание правды Божией. Стремлением осуществить правду Божию, было проникнуто и законодательство, и осуществление правосудия и государственных мероприятий.
Тем же стремлением к служению Богу отличается и умственная и духовная жизнь русского народа. Все почти стороны культурной жизни его получают свое начало от жизни церковной и развиваются под влиянием Церкви. Русская книжность и русское искусство начались в монастырях и настолько были проникнуты христианским духом, что от влияния его не могли вполне освободиться даже те писатели позднейших времен, которые ставили себе в задачу борьбу с церковным учением. Сами верховные правители Руси -- великие князья и цари Всероссийские -- сознавали свою ответственность пред Царем царствующих и на себя смотрели как на слуг Божиих, таковыми же они были и в очах их подданных. Посему русские цари были не царями «по воле народной», а царями «Божией Милостью». Свята Русь по множеству угодников, воссиявших в земле Русской. Начиная от сыновей святого Владимира -- благоверных князей Бориса и Глеба, первых прославившихся чудесами на Руси,-- и от самого крестителя Руси святого Владимира со своей бабкой Ольгой, бесчисленный сонм святых жил и прославлялся святостью и чудесами в земле Русской. От Крещения Руси и до наших дней не было, кажется, ни одного часа, чтобы в земле Русской не жил где-либо святой, после кончины своей сделавшийся небесным предстателем за землю Русскую. Всякая страна в России, почти каждый значительный город имели свои святыни.
Духовными же центрами ее были монастыри, влиявшие и на веси, и на грады. Всякое место, всякое наречие освятились служением Богу. История России, полная дивных доказательств Промышления Божиего о ней, есть история Божиего строительства, новая священная история. Воздействие на исторические события России ее святых мужей настолько велико, что нельзя отделить историю Русской державы от истории Церкви. Церковностью были созданы уклад и быт русского народа. Даже внешняя политика России во многом была выражением ее духовного облика. Вот и я, как и многие, не помнила всех подробностей Крещения Руси. Поэтому я и выбрала эту тему. Изучив ее, я вынесла для себя много интересного, определила ход событий, связанных с крещением Руси, так же вывела причины и значение принятия Русью христианства.
Главной задачей для себя я поставила - формирование чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины, и надеюсь у прочитавших мой реферат возникнет это чувство. Так же я считаю, что справилась с поставленной целью, я подробно охарактеризовала деятельность князя Владимира Святославовича. Заканчивая свою работу, я могу подвести итог, что введение христианства на Руси дало большой толчок для большего развития культуры. Изменились все стороны жизни древнерусского общества.
Считается, что она исцеляет тело и душу человека. Пить и пользоваться крещенской водой можно в течение года. Все это время она не портится и остается свежей. Ею окропляют помещения, вещи, наносят на больные места, ее, в частности, дают пить тому, кого не допускают к причастию. Как говорят служители церкви, в этот праздник вся вода, даже из-под крана, является освященной. Такую воду нельзя применять для бытовых надобностей — стирки белья или уборки.
Святую воду хранят в доме. Хорошо, если она стоит возле икон. Не следует держать ее на виду и на полу. Воду в Крещение набирают в чистые прозрачные емкости без этикеток. Нельзя святить воду в бутылках из-под спиртного. Хорошо набирать воду в интервале с 0 часов 10 минут до 1 часа 30 минут в ночь на 19 января — при этом важно почувствовать себя соучастником освящения этой воды, соучастником молитвы, которую в праздничную ночь совершают верующие. По возвращении из храма служители церкви рекомендуют окропить дом святой водой, чтобы защитить его от зла. На протяжении всего дня 19 января можно пить освященную воду в любом количестве. В остальное время ее принимать можно лишь натощак. Приметы, связанные с Крещением В Крещение принято просить Бога о желанном, молиться своим ангелам — считается, что в этот период они особенно внимательны.
Бытует поверье, что в сновидениях даются подсказки, потому что крещенские сны являются вещими. Также по народным приметам большое количество снега и метель предвещают большой урожай в наступившем году.
Во время благодарственных молебнов католики в память о явлении язычникам Христа приносят Спасителю дары: золото — как Царю, ладан — как Богу, мирру — как Человеку. До сих пор на Западе, например, в Чехии сохраняется традиция зажигать костры, которые символизируют «освещающие» путь волхвов «епифанские огни». В некоторых западных странах на створках входных дверей освященным мелом пишут «СМВ» - это начальные литеры слов латинской фразы «Christus mansionem benedicat», что переводится как «Христос благословит наш дом». Одним из православных обрядов является купание в крещенской купели — Иордани. Часто прорубь делают в форме распятия, расположенного по сторонам света. Входить в воду следует строго с запада, а выходить — на восток. Окунание в купели — не обязательный атрибут праздника.
Да и благословение на это от батюшки может получить далеко не каждый. Например, немощным и детям рекомендуется просто умываться святой водой. Считается, само по себе купание не очищает от грехов, если ему не предшествовал праведный образ жизни. На многих иконах Спаситель изображен в «водяном облаке», что символизирует чистоту Христа. Он вошел в Иордан и тут же вышел, в отличие от других крестившихся, которых, по преданию, Предтеча погружал в воду по шею и удерживал, пока те полностью не раскаивались в своих грехах. Частыми фигурами в композиции многих изображений Крещения являются Ангелы, подносящие Христу ризы трех цветов. По одной из трактовок, белые символизируют Божественный Свет, красные — Божественную Любовь, лазоревые предвосхищают крестные страдания Спасителя.
Однако не все знают, что у купаний нет духовной пользы и они никак не относятся к церковному уставу. По мнению священников, лучше заменить эту традицию посещением храма. История праздника 19 января православные отмечают праздник Крещения Господня. В этот день Иоанн Предтеча крестил Иисуса в реке Иордан. Крещенские купания олицетворяют воспоминание о том, как Христос освятил иорданские воды своим омовением. Эта традиция стала очень популярна среди россиян. Люди думают, что соприкосновение с водой позволяет очиститься от грехов, но это не совсем так. Традиция или церковный обряд Крещенские купания стали народной традицией. Каждый год люди выстраиваются в очередь, чтобы окунуться в Иордань и отпустить все грехи. Однако не все знают, что этот обряд не имеет никакого отношения к церковному уставу, а купание не помогает очиститься, рассказал «Ямал-Медиа» русский православный священник Андрей Лоргус Отец Андрей. Это относится к таким людям, которые про здоровый образ жизни, про хождение босиком по углям, льду и так далее. Это просто народный обычай.
Крещение Господне, Богоявление
Силы природы воплощались у них в личные божества. Трудно сказать, почему ему давались различные имена; Дажьбога почитали как источник тепла и света, как подателя всех благ, Белеса как покровителя стад или «скотьяго бога», «великим Хорсом», по-видимому, называли самое солнечное светило, свершающее путь по небу. Другим божеством был Перун, в котором олицетворялась гроза со страшным громом и смертоносною молниею. Ветер имел свое божество - Стрибога. Небо, в котором пребывал Дажьбог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца, почему Дажьбогу было усвоено отчество Сварожича.
Божество земли носило имя Мать- Земля Сырая; почитая землю как свою мать, славяне чтили Дажьбога и Велеса как дедов человеческих. Но все эти образы богов не получили у славян той ясности и определенности, как, например, в более развитой греческой мифологии. Внешний культ у славян также не был развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, «идолы».
Им приносились жертвы, иногда даже человеческие; этим и ограничивалось идолослужение. Более культа видимой природы у русских славян был развит культ предков, связанный с родовым бытом славян. Родоначальник, давно умерший, обоготворялся и считался как бы живущим покровителем своего потомства. Его звали родом, щуром отсюда наше слово пращур и приносили ему жертвы.
Прародительницы рода назывались рожаницами и почитались так же, как и род. Вера в загробную жизнь, проникавшая весь этот культ предков, сказывалась и в том веровании, что души умерших будто бы бродили по земле и населяли поля, леса и воды Русалки. Веря в существование таинственных хозяев человеческих жилищ, славянин искал таких же хозяев и вне жилищ - в лесу лешие , в воде водяные. Вся природа казалась им одухотворенною и живою.
Они вступали с ней в общение, хотел участвовать в тех переменах, которые совершались в природе, и сопровождал эти перемены различными обрядами. Так создался круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и с культом предков. Примерно в 912 году в княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь св. В дружине самого князя Игоря было много христиан.
Жена князя св. Хотя о точном времени и месте принятия ею крещения существуют различные мнения, принято считать, что она крестилась в Константинополе в 957 году. Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях. Он с помощью злодеяния и храбрых варягов овладел государством, но скоро доказал, что он родился быть государем великим.
Выдающиеся достижения Владимира Святославовича в области внешней политики способствовали укреплению его власти на Руси, росту его политического престижа в глазах жителей страны. В походах и сражениях закалялась и крепла княжеская дружина. Победоносные войны увеличивали великокняжеские богатства, что позволяло Владимиру Святославовичу приглашать к себе на службу новые контингенты опытных воинов-профессионалов, обеспечивая их всем необходимым за счет собственной казны. Росло военное могущество князя.
К концу 80-х гг. Власть Владимира Святославича на Руси настолько окрепла, что он уже не нуждался в поддержке со стороны языческого населения. Напротив, и он сам, и его бояре, и дружинники остро нуждались в это время в христианской религии, которая бы помогла феодальному строю окончательно стабилизироваться на Руси. Выбор веры Можно ли было ожидать, чтобы князь Владимир, причинивший столько зла близким, стал потом добрейшим государем и первым благодетелем своего народа?
Вот какие чудеса может Бог делать с теми людьми, которые искренно раскаиваются и сожалеют о худых делах своих! Чтобы успокоить совесть свою, которая все еще напоминала ему об убитом брате, Владимир приносил часто жертвы своим богам и даже сделал нового идола с серебряной головой. Но могли ли утешить его боги бесчувственные, как бы усердно он ни молился им? Нет, он начинал понимать, как и бабка, его Ольга, что такие боги не могут быть богами истинными, но не знал, какая вера лучше всех.
Расспросив послов об обычаях разных вер, Владимир отказался от них. Вскоре к киевскому князю явился греческий философ и рассказал о православии - христианской вере, исповедуемой в Византии. Тогда Владимир послал своих бояр в разные страны, чтобы узнать, кто лучше всех понимает бога истинного. Особенно поразила бояр красота греческого богослужения, и они напомнили князю о том, что в «Греческую веру» крестилась его бабка княгиня Ольга.
Судьбы веры предков предрешены, с этой стороны выбор уже сделан, в государстве будет введена новая религия. И о каком «выборе» может идти речь, если уже более ста лет на Руси существует именно восточное христианство? Если основной внешнеполитический партнер - христианская Византия, если родственные болгары - тоже уже более ста лет христиане, если, наконец, - это решает все - христианство духом и буквой соответствует развивающимся на Руси общественным отношениям? Соответственно, альтернативы «выбора» - в реальной жизни не было.
Русь следовало крестить. Крещение князя Владимира Владимир мог бы креститься в собственной столице своей, где уже давно находились церкви и священники христианские, но князь хотел блеска и величия при этом важном действии: одни цари греческие и патриарх казались ему достойными сообщить целому его народу уставы нового богослужения. Гордость могущества и славы не позволяла также Владимиру унизиться, в рассуждении греков, искренним признанием своих языческих заблуждений и смиренно просить крещения, он вздумал, так сказать, завоевать веру христианскую и принять ее святыню рукою победителя. В 988 г.
Завоевав славный и богатый город, который в течение многих веков умел отражать приступы народов варварских, российский князь еще более возгордился своим величием и через послов объявил императорам, Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их, юной царевны Анны, или, в случае отказа, возьмет Константинополь. Родственный союз с греческими знаменитыми царями казался лестным для его честолюбия. Империя, по смерти героя Цимиския, была жертвою мятежей и беспорядка: военачальники Склир и Фока не хотели повиноваться законным государям и спорили с ними о державе. Эти обстоятельства принудили императоров забыть обыкновенную надменность греков и презрение к язычникам.
Василий и Константин, надеясь с помощью сильного князя российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что от него зависит быть их зятем, что, приняв веру христианскую, он получит и руку царевны и царство небесное. Владимир, уже готовый к этому, с радостью изъявил согласие креститься, но хотел прежде, чтобы императоры, в залог доверенности и дружбы, прислали к нему сестру свою. Анна ужаснулась: супружество с князем народа, по мнению греков, дикого и свирепого, казалось ей жестоким пленом и ненавистнее смерти. Но политика требовала этой жертвы, и ревность к обращению идолопоклонников служила ей оправданием или предлогом.
Горестная царевна отправилась в Херсон на корабле, сопровождаемая знаменитыми духовными и гражданскими чиновниками. Но великий князь, с нетерпением ожидавший ее, не был так счастлив, как народ его: в то время у него болели глаза, и он ничего не видел. Он мог только плакать о своем несчастье и благодарить царевну за жертву, которую она принесла. Анна, как ангел-хранитель, посланный Богом Владимиру, просила его тотчас креститься.
Великий князь послушал совета благочестивой невесты своей и за то щедро награжден был Богом. Как только епископ херсонский и священники константинопольские приступили к совершению обряда крещения Владимира и епископ возложил руку на новокрещаемого, больные глаза его открылись, и он увидел храм Божий, где раздавалось святое пение, увидел прелестную невесту свою и вместе с нею упал на колени, благодаря Бога милосердного и всемогущего см. Бояре и дружина его, удивляясь такому чуду, также крестились в веру христианскую и потом весело праздновали свадьбу государя с царевной. Владимир принял христианство и получил в супружество царевну в 989 году.
Прекрасная Анна уже не плакала, как в то время, когда уезжала из Константинополя: она как усердная христианка радовалась, что избавила знаменитого супруга своего и народ его от ужасного несчастья быть идолопоклонниками. Пришлось крестить многих "мечом и огнем". Но пришлось пройти Владимиру и через это, ибо для него крещение не сводилось к чисто религиозному акту: для него это была глубокая реформа, которая позволила бы в исторически краткий срок догнать передовые страны. Крещение киевлян князем Владимиром Большой интерес представляет сам процесс обращения в христианство киевских горожан.
Как видно из «Повести временных лет», ему предшествовала особая психологическая подготовка населения. Вернувшись домой, Владимир Святославич прежде всего стал уничтожать идолов языческих богов: «…повеле кумиры испроврещи, овы исещи, а другия огневи предати». Наибольшему надругательству подвергалась статуя Перуна - самого могущественного бога, по представлениям славян-язычников. Ее сбросили с пьедестала, привязали к конскому хвосту, проволокли вниз по Боричеву ввозу до Ручья, спустили по Ручью в Днепр и отправили плыть по течению.
Причем до погружения ее в воду 12 мужей били по статуе жезлами, а после того как она попала в Днепр, специально приставленные люди должны были отталкивать ее от берегов до тех пор, пока она не выплывет за пределы Руси. Это была яркая демонстрация жителями Руси бессилия языческих богов, показ того, что они не в состоянии отомстить Владимиру и его людям за нанесенные им оскорбления. Летом 990 г. Летом того же года, по прибытии русского войска из корсунского похода в Киев, Владимир Святославич крестил своих сыновей и некоторых вельмож.
Постящиеся обязательно готовили сочиво — пшеничный напиток с изюмом на меду. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой.
И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Для этого священнослужитель опускает в иордань распятие и произносит слова молитвы. После этого считается, что вода обретает уникальные целебные свойства.
По давней традиции верующие ставили на стол наполненную водой чашу, что позволяло каждому стать свидетелем чуда Крещения. Рябь на поверхности означала, что Таинство свершилось. Агиасма — крещенская вода — используется верующими весь год.
В частности, ее ежедневно с молитвой пьют небольшими порциями натощак. Она придает силы, укрепляет здоровье, исцеляет болезни, «демонов прогоняет и вражеские наветы отваживает». Крещенская вода — уникальна.
Она не портится в течение длительного времени. Скептики считают, что одно из объяснений — особые природные процессы, которые снижают количество бактерий в воде именно в это время года. Православные считают, что даже капля святой воды способна передать свои качества воде неосвященной, поэтому если агиасма заканчивается, ее разбавляют обычной водой.
Если в православии Богоявление неразрывно связано с Крещением Спасителя, то в католицизме — с почитанием волхвов, которых часто называют «королями», отсюда и католическое название — Праздник трех королей. В исторических церквях, а также в лютеранстве и англиканстве крещение относится к таинствам. В других протестантских церквях, крещение понимается как символический обряд.
В костелах освящается кроме воды также мел и ладан, а сами празднования приходятся на 6 января. Во время благодарственных молебнов католики в память о явлении язычникам Христа приносят Спасителю дары: золото — как Царю, ладан — как Богу, мирру — как Человеку. До сих пор на Западе, например, в Чехии сохраняется традиция зажигать костры, которые символизируют «освещающие» путь волхвов «епифанские огни».
В некоторых западных странах на створках входных дверей освященным мелом пишут «СМВ» — это начальные литеры слов латинской фразы «Christus mansionem benedicat», что переводится как «Христос благословит наш дом».
Сегодня Крещение проповедуют большинство религий: буддизм — Сангху обряд посвящения в религию ; ислам — Гусль ритуальное омовение ; иудаизм, исток большинства христианских традиций, проповедует Гиюр Обращение , для мужчин обязателен ритуал обрезания, с последующим окунанием в микве. Крещение в самых распространенных христианских религиях Сегодня христиане воспринимают традиционный праздник Крещения Господня наравне с Рождеством, или Пасхой. Множество людей совершают омовение, полное погружение в воду. Освещение воды в этот день считается великим ритуалом, придающим благодатные, целебные свойства. В православии Крещение Господне — великий праздник для церкви из разряда двунадесятых наиболее важных.
Отличают верующие во всём мире этот день 19 января. Накануне, в сочельник, в домах готовят бедный стол кутью , в храмах совершается обряд освящения воды, после церковной службы, в ночь с 18-го на 19 января открывается доступ к купели для омовения. Главное таинство великого дня Крещения состоит не в том, чтобы погрузиться в иордань прорубь, купель , само по себе погружение не освобождает от грехов. В православной вере Крещение называют ещё Богоявлением, поскольку в истории, после принятия Иисусом крещения от Иоанна, разверзлись небеса, на землю спустился святой дух в облике голубя, объявляя о том, что сын божий пришел в мир чтобы принять на себя грехи человеческие. После того, как Иисус вышел из реки, вода Иордана очистилась, подобно тому, как душа человеческая способна очиститься от греха.
Богоявлением — потому, что Господь после Крещения выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия, Просвещением и «Праздником Светов» потому, что Бог — это вечный свет, просвещающий мир. Накануне прихода Иисуса Христа человечество переживало полное моральное истощение. Языческий мир погряз в пороках, низойдя в самую глубину нечестия. Реки беззакония разлились по всей земле. Люди служили дьяволу, забыв и оставив своего Творца. Сам воздух был осквернен дымом идольских жертв, курившийся повсюду. Но восставить себя из глубины нравственного падения человечество было бессильно. Исцелить этот больной, измученный фантазиями мир предстояло своею проповедью, смертью и воскресеньем Спасителю. Об имеющемся прийти Искупителю время от времени давались пророчества и обетования избранному народу, Израилю. Ждали Его прихода все жители востока.
Богоявление — Крещение Господне: два названия одного христианского праздника+суть
Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Человек, в котором святой духом узнал Грядущего, твердо отвечает: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Исповеди грехов не было — именно поэтому св. Матфей отмечает, что по омовении Иисус «тотчас вышел из воды» Мф. Именно в этот момент св. Иоанн, во удостоверение, что Мессия уже явлен, увидел небесное видение: как бы отверстые небеса, Святого Духа под видом голубя. Евангелист пишет, что все это «увидел Иоанн»: выходит, пришедший народ лишь удивился, что некий Человек был крещен, не исповедав грехи и быстро вышел из воды… Но не тогда ли Иордан, потрясенный явлением своего Создателя, впервые на несколько минут потек вспять? Лука указывает, что Иоанн вышел на проповедь «в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря». Кроме того — что Христос к этому времени «был лет тридцати». Чисто и месяц события исторически определить сложно: древнее предание называет дату 6 января, которая, однако, относится и к Рождеству Спасителя , и к чуду в Кане Галилейской. Значение и богословский смысл Богоявления На христианском Востоке сейчас принято понимать Крещение Господа от руки св.
Иоанн Креститель видел подобным голубю, сошел на Христа с небес; слышен был глас Бога Отца, которым Он говорил об Иисусе. Это явление — не просто свидетельство о Боге, но также — о Его любви к людям, ведь Господь, сойдя в воды, освятил их. Несколько иным образом понимает Богоявление западная традиция: она делает акцент на том, как Иисус постепенно открывается людям, как Спаситель: 6 января — праздник воспоминания прихода волхвов ради поклонения Богомладенцу; именно тогда а не когда Ему поклонились мало кому известные пастухи сразу по Рождении о Родившемся узнают иудеи, царь Ирод — а через «волхвов с Востока» также язычники; следующее празднование ближайший воскресный день уже посвящено Крещению Господа, когда людям было явлено Его Божество; но речь здесь не только о Крещении — читаемое праздничное Евангелие посвящено первому явному чуду Иисуса, претворению воды в вино в Кане, городе в Галилее. Такое понимание Богоявления в IV в. Например, именно так понимал это свт. Епифаний Кипрский, который в конце IV в. Сейчас же древнюю христианскую традицию сохраняет только Армянская Апостольская Церковь, не разделяя празднования Рождества и Крещения — так как она отпала от Вселенского Православия, не признав решения Халкидонского Собора 451 г. Ко времени Христа его принято было проводить над язычниками, принимающими иудейскую веру. Однако, «баптисма» св. Иоанна Предтечи имела ряд очень существенных отличий от традиционного омовения: оно совершалось не над язычниками, а над иудеями, которым по Закону Моисея такое омовение было не положено, как представителям народа, знающего Бога, избранного; как правило, ритуальное омовение иудей совершал сам — но омовение св.
Иоанна происходило через посредника, его совершал сам пророк. Согласно сохранившимся свидетельствам, св. Иоанн сходил вместе с омываемым во Иордан, обливал водой его голову и плечи, затем требовал от пришедшего покаяния в грехах, возложив руку на его голову. После этого св. Иоанн полностью погружал его в воды со словами, которые доносит до нас древнее предание, но о которых не говорят Евангелисты: «Крещаю тебя во Имя Грядущего». Затем человек выходил на берег, где облачался в белые одежды. Но почему делаемое св. Иоанном вызывало недоумение священников и вообще многих иудеев, так что, согласно Евангелистам, они присылали к Иоанну служителей, желая узнать, что происходит Ин. Прежде всего, потому, что омовение и исповедь грехов касались иудеев, хотя сам ритуал был предназначен для язычников. Очевидно было, что речь идет о какой-то иной праведности, нежели ветхозаветная, о новой жизни, символом которой были белые одежды — но что это за жизнь?
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта. И не может быть иначе - где явление Божие, там и преизбыток света, потому что Бог есть Свет. Поэтому Дух нисшел в виде голубя, где примирение с Богом, там и голубь.
Если Крещение совпадает с фазой новой луны, то морозы будут суровые и долгие, а весна хмурой и дождливой.
Много снега в Крещение — хороший знак, ведь любая вода в этот день обладает исцеляющей силой. Так что, если на Крещение за окном валит снег, это к хорошему здоровью. Если на Крещение слышно собачий лай, значит, будет в вашем доме достаток. У славян на Крещение была примета.
Незамужняя девушка в канун Крещения выходила во двор, и если ей на пути попадался молодой парень, то считалось, что свадьба будет скоро. Фото из свободных источников Гадания С незапамятных времен, в канун Крещения Господня на Руси широко практиковались гадания: на жениха, на вещий сон, на богатство, и так далее. Важно отметить, что гадания в православии запрещены и приравниваются к колдовству. По этой причине, сразу после обряда, люди обливались святой водой или ныряли в прорубь, чтобы смыть с себя грех.
Молодые девушки в первую очередь гадали на замужество. Для этого девушки брали яблоки и вырезали на них инициалы своих ухажеров, после чего складывали их в посуду и выключали свет. Тщательно перемешав яблоки, девушки откусывали от каждого и выбирали самое сладкое. То, чье имя было вырезано на самом вкусном яблоке, и был будущим женихом.
Гадание по башмачку — является наиболее популярным крещенским гаданием. Считалось, что по направлению упавшего на землю носка башмачка можно было узнать, в какую сторону суженый невесту уведет. Для правильного проведения обряда гадания необходимо придерживаться нескольких важных условий. Башмачок нужно обязательно снять с левой ноги.
В идеале — выйти для гадания на окраину деревни, а в городских условиях достаточно будет выйти к подъезду. В случае, если брошенный башмачок падает в сторону дома — девушке не стоит ждать замужества в этом году.
В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения. В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» Ис. Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни Рим. Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия Мк. На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа — обычный, 85-й.
Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении Ис. Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа Тит. Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении Мф. Вечерня в день Навечерия праздника Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и проч. После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После 6-й паримии — припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе». Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу , то после чтения паримий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш…», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии.
На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии в субботу и воскресенье , за паримиями, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси…» следуют прокимен: «Господь просвещение мое…», Апостол Кор. После этого — ектенья «Рцем вси…» и прочее. Великое освящение воды Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы если совершается литургия св. Василия Великого. А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды. Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии тоже после заамвонной молитвы.
Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения oглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления Пост. В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах так называемое «Хождение на Иордань» , ибо Христос крестился вне храма. Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский.
Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, Патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? Во второй половине X века Антиохийский Патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления.
В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения паримии , самого события Апостол и Евангелие и его значения ектеньи и молитвы , в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня. На практике чин водоосвящения совершается следующим образом.
Крещение князя Владимира и дружины
- Праздник Крещения Господня: история праздника, традиции ::
- История, традиции и смысл праздника Крещение Господне
- Как родился праздник Крещения Господня
- История праздника. Крещение
- 50 фактов про праздник Крещение -
- Похожие работы
История праздника Крещения и обычая окунаться в Иордань
Крещение и омовение восходят к одним и тем же древним принципам очищения души и тела перед знаковыми событиями. Человек погружается в живую воду, чтобы возродиться к новой жизни. Во время Крещения Господня произошло удивительное чудо, приоткрывшее людям тайну Бога Троицы – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Совершив крещение, Христос, ведомый Святым Духом, удалился в пустыню, где голодал сорок дней и сопротивлялся искушениям дьявола, который пытался соблазнить его на грех голодом, гордыней и верой. Традиции. В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом, это называлось «хождение на Иордань». Крещение Руси – это процесс введения христианства византийского обряда в Киевской Руси как государственной религии.
История праздника Крещения и обычая окунаться в Иордань
В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом, это называлось «хождение на Иордань». Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица: «Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя». Большинство ранних греческих рукописей Нового Завета называют место Крещения Иисуса Вифанией Заиорданской (Βηθανία πέραν τοῦ ᾿Ιορδάνου). один из главных праздников для христиан всего мира. Он отмечается всеми христианскими конфессиями в том числе и в Православии каждый год 19 января (или 6 января по старому стилю). Важные Факты О Празднике Крещения: – Журнал Ярмарки Мастеров о рукоделии, творчестве, дизайне. Читай! Узнавай! Делись! Крещение Господне Каждый год 19 января, православные христиане отмечают Великий праздник Крещения Господня.
Что можно делать
- Крещение Господне — традиции, обычаи, обряды, приметы, поздравления
- Крещение: история праздника и традиции
- Реферат на тему праздник крещение - - все о праздниках и празднованиях
- Доклад на тему Крещение Руси сообщение
- Крещение Владимира и дружины
Крещение Руси (X век)
с 18 на 19 января или с 19-го на 20-е? Презентация, доклад на тему Православные праздники. Крещение (5-7 класс). Содержание. Праздник Крещение Господне тесно связан с событием земной жизни Иисуса Христа, описанным евангелистами, — крещением, которое совершил в реке Иордан пророк Иоанн Предтеча, он же — Иоанн Креститель. 42. На Крещение Господне нельзя стирать, полоскать и в целом заниматься физическим трудом и делами по дому, в том числе шить, вышивать, вязать.