семью, трудовую, учебную и др. группы. Конкретная социальная среда представляет собой в социально-психологическом плане совокупность отношений личности с группой. Социальная среда – это комплекс социальных условий, в которых происходят взаимодействия людей. В статье рассматривается социальная среда, различные концепции и подходы ее интерпретации; взаимодействие личности и социальной среды, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Сегодня, в 11 часов утра по московскому времени, в Общественной Палате РФ эксперты будут обсуждать вопросы обеспечения доступности социальной среды.
Глава 10. Социальная среда как фактор здоровья человека
Как социальная среда определяет нашу личность и коммуникационные навыки? Социальная среда общества является одним из основных факторов, которые влияют на формирование нашей личности и коммуникационных навыков. С самого детства мы находимся в окружении различных людей и групп, которые непосредственно влияют на наш мироощущение и поведение. Кроме того, социальная среда формирует наши убеждения, взгляды и ценности. В зависимости от среды, в которой мы росли и живем, наши ценности могут отличаться от ценностей людей, которые находятся в другой социальной среде. Коммуникационные навыки также формируются под влиянием социальной среды. Каждая группа людей имеет свой уникальный язык и культуру общения. Например, в некоторых культурах считается невежливым обращаться к кому-то по имени, и вместо этого используются обращения типа «мистер» или «миссис». Кроме того, социальная среда влияет на нашу способность к адаптации и принятию изменений. Люди, проживающие в высокотехнологичных городах, вероятнее будут более толерантны к новым технологиям и быстрым изменениям в социальном окружении, в то время как люди, живущие в более традиционных средах, могут испытывать трудности с адаптацией к новым условиям. Таким образом, социальная среда играет важную роль в формировании нашей личности и коммуникационных навыков.
Понимание этого факта поможет нам лучше понимать и взаимодействовать с людьми, которые различаются по своим культурным и социальным характеристикам. Изменения социальной среды в современном мире и их влияние на общество Сегодня социальная среда общества находится в постоянном изменении. Одним из основных факторов, влияющих на это, является развитие технологий. Оно привело к глобализации мирового рынка и повышению мобильности людей. Сегодня люди могут легко путешествовать по миру, работать удаленно и учиться онлайн, что открывает им новые возможности и перспективы. Однако глобализация также приводит к увеличению разрыва между бедными и богатыми странами и углублению социальных неравенств внутри каждой из них. Это ведет к росту миграционных потоков и увеличению антиглобалистических настроений. Кроме того, в современном мире наблюдается ускоренный рост населения, и этот фактор также оказывает серьезное влияние на социальную среду общества. Увеличение числа людей на планете приводит к нехватке ресурсов и возникновению экологических проблем.
К ней относятся те факторы, которые, воздействуя на общество в целом, представляют собой предпосылки и условия жизнедеятельности, общие для всех его членов. Наряду с перечисленными условиями в структуре социальной среды по признаку «непосредственные контакты»выделяют социальные сферы, где личность проявляет себя в своем индивидуальном поведении и которые служат связующим звеном в отношениях личности и общества. Это звено образует тот неповторимый, характерный лишь для данного индивида комплекс материальных, духовных и личностных факторов, который и определяют как микросреду. Ее важнейшими структурными компонентами являются: первичный трудовой или учебный коллектив бригада, участок, школьный класс, студенческая группа , партийная, профсоюзная, комсомольская и др.
Каждый человек находится в постоянном взаимодействии с социальной средой развития. Она оказывает влияние на его мышление, эмоции, поведение и выборы. Кроме того, социальная среда развития может оказывать и позитивное, и негативное влияние на развитие личности, в зависимости от ее качества и характеристик. Понятие и основные характеристики Основные характеристики социальной среды развития: Многообразие. Социальная среда развития представляет собой совокупность различных социальных институтов и сфер, которые взаимодействуют между собой и формируют сложную систему. Человек находится в постоянном взаимодействии с социальной средой развития. Он взаимодействует с другими людьми, получает знания, опыт, сталкивается с различными социальными значениями и нормами. Влияние на развитие личности. Социальная среда развития оказывает существенное влияние на формирование индивидуальности человека. Она определяет его социальное положение, предлагает нормы поведения и ценности, предоставляет возможности для образования и развития. Социальная среда развития постоянно изменяется и развивается вместе с обществом. Социальные институты проходят через различные изменения и трансформации, а значит их воздействие на личность также меняется. Структура социальной среды развития Социальная среда развития представляет собой комплексные взаимодействия и влияния, которые происходят в обществе и оказывают воздействие на развитие человека. Структура социальной среды развития включает в себя несколько основных элементов: Семья. Семейная среда является одним из ключевых факторов в развитии человека. К семье относятся родственники, супруги и дети, которые формируют определенные ценности, нормы поведения и образ жизни. Образовательная среда включает в себя школы, университеты, профессиональные курсы и другие учебные заведения. Она предоставляет возможность получения знаний, навыков и опыта, а также формирует у человека систему ценностей и мировоззрение. Рабочая среда включает в себя место работы, коллег, руководство и организационную культуру. Она оказывает влияние на развитие профессиональных навыков, социальную адаптацию и карьерное развитие. Социально-культурная среда.
Прямое влияние Косвенное влияние Можно ли влиять на человека против его воли? Как формируется ваш круг общения? В какой степени на подростка влияют его ровесники? Подросток постоянно находится в окружении людей и информационного поля Интернет, пресса, телевидение и т.
Глава 4. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И ЛИЧНОСТЬ
В этой лекции (в этом тексте и следующих) мы рассмотрим, что такое цифровая и социальная среда. На этой странице вы могли узнать, что такое «социальная среда», его лексическое значение. это все то, что окружает нас и влияет на нашу жизнь и взаимодействие с другими людьми. На сайте в рубрике «Социальная сфера» всегда свежие новости за день и неделю. 3. Сегодня на уроке ты узнаешь!Что такое социальная среда?Как и кто влияют на подростка?
SOCIAL ENVIRONMENT: PROBLEMS OF INTERPRETATION
- Что такое социальная сфера
- Глава1.Социальная среда, Научные и учебные работы
- Синонимы к словосочетанию "социальная среда"
- Социальная среда и сознание личности - Людмила Пантелеевна Буева - Google Книги
- СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ
- Социальная среда — Рувики: Интернет-энциклопедия
Что такое Социальная среда простыми словами
Zhou, W. Lin, 2016 ]. Для того, чтобы адаптация проходила успешно и человек чувствовал себя комфортно, ему самому и окружающей его среде необходимо создавать подходящие условия. Для этого следует соблюдать следующие принципы: Непрерывность и прогрессивность. Он означает что, что человек должен быть готов постоянно адаптироваться к динамически изменяющимся условиям, а в этом время методы и способы социальной адаптации должны совершенствоваться и соответствовать актуальным требованиям.
Этот принцип связан с прогнозированием : при формировании системы адаптации необходимо учитывать особенности окружающей среды и перспективы ее изменения, а также прорабатывать несколько вариантов по рационализации. Комплексность и согласованность. Здесь важна взаимосвязь всех компонентов адаптации и учет всех влияющих на нее факторов. Он означает наличие своевременного принятия решений по анализу и изменению форм адаптации.
Система не должна быть чрезмерно сложной и раздутой, но должна приводить к необходимому результату. Как видите, адаптация затрагивает обе стороны процесса и требует обоюдных вложений ресурсов, осознанного и системного подхода. Почему необходимо работать над социальной адаптацией? Если процесс адаптации настолько сложный и требует совпадения стольких условий, то многие могут задуматься о ценности полной ассимиляции обществом.
Так ли это необходимо для человека? Главным результатом успешной адаптации для личности является возможность приобрести достаточную автономность. Чем выше уровень адаптированности человека к социальной среде, тем выше уровень его независимости от данного окружения. Самостоятельная личность удовлетворена своим положением, качеством жизни, психическим состоянием, что приводит к еще большему социальному признанию.
Так социализированный человек становится полноценным членом общества. Однако, даже не достигнув высшей ступени адаптации, люди в ее процессе получают следующие преимущества: наполняются новыми знаниями; проявляют свой талант и самореализуются; учатся мириться с противоречиями внутри себя, развивают самоконтроль ; формируют бесконфликтные отношения и строят социальные связи; получают чувство безопасности и комфорта; обретают гармонию в системе «личность-социальная среда». Но польза очевидна не только для конкретного индивидуума. Как вы помните, адаптация — это способ социализации, а в ней особенно заинтересовано общество.
Дело в том, что чем больше адаптированных людей будет в обществе, тем более стабильно будут работать социальные системы и структуры. Проявление активной жизненной позиции стимулирует деятельность во благо страны, что приводит к улучшению экономических и других условий жизни [ V. Terziev, 2019 ]. Приемы и методы социальной адаптации Итак, вы приступаете к собственной адаптации или решили создать комфортные условия для новых учеников, работников, членов семьи.
Очевидно, что помимо организации психологической поддержки понадобится организовать и другие шаги. Конечно, некоторые из них неподвластны одному конкретному человеку, но вы можете инициировать их запуск. Вот перечень: сбор и анализ информации для прогнозирования изменений и сложностей; обзор социальной статистики для анализа эффективности тех или иных программ, инструментов, применяемых в социальных группах; социально-экономическая помощь для повышения материального состояния и включенности в общество социальных групп, находящихся в кризисном положении; социальная терапия в групповой или индивидуальной работе для нормализации поведения; воспитательные мероприятия на тему ценностей и норм общества, поощряющие позитивную социальную деятельность; приобщение к историческому наследию и культурным традициям; профилактические работы по поддержанию здоровья; формирование и закрепление методов управления или организации деятельности системы; посредничество в разрешении конфликтов. Часто такую работу выполняют специальные организации для молодежи, пенсионеров, людей с ОВЗ, беженцев и т.
Также они анализируют общее состояние адаптированности, подбирают необходимые инструменты для большей инклюзивности и поддерживают на пути к полной ассимиляции. Сложности с социальной адаптацией Человека, способного адаптироваться, считают «нормальным». Однако такое понимание в различных обществах различается. Проблемы с адаптацией, прежде всего, возникают из-за правил, принятых в обществе.
Например, у иностранцев они могут возникнуть из-за различия норм в их культуре. Также чаще всего возникают сложности с адаптацией у людей в дошкольном, пубертатном и пенсионном возрастах и людей с инвалидностью. Помимо сложности вхождения в новую среду из-за отличающихся условий, в процессе адаптации часто случаются ролевые напряжения и ролевые конфликты.
Содержание всех опубликованных пользователем ресурсов доступно в долгосрочной перспективе, а также для дальнейшего обсуждения, оценки и заключения. Соцсети на высоте В Интернете доступно множество различных социальных сетей, как более мелкие, действующие локально, так и крупные, глобальные, самые популярные и известные во всем мире.
Популярность социальных сетей может варьироваться в зависимости от географического положения, поэтому, например, популярные в Европе социальные сети могут быть малоизвестны в Южной Америке. Данные из отчетов о популярности социальных сетей разнятся. Если проанализировать сайты социальных сетей с точки зрения популярности и глобального масштаба, то к наиболее популярным медиа относятся: Facebook, YouTube, Instagram, Twitter, Snapchat, WhatsApp и Linkedin. Что немаловажно, эти порталы чаще всего используются для маркетинговых мероприятий. Если вы хотите эффективно ориентироваться в мире веб-сайтов и приложений социальных сетей, вам следует познакомиться со спецификой и характеристиками самых известных во всем мире.
Краснодар, Россия sofya8888 yandex. PhD Academy of marketing and social and information technologies Krasnodar, Russia sofya8888 yandex. В статье рассматривается социальная среда, различные концепции и подходы ее интерпретации; взаимодействие личности и социальной среды, их взаимосвязь и взаимообусловленность. The article discusses the social environment, the various concepts and approaches of its interpretation; the interaction between personality and social environment, their interrelationship and interdependence. Ключевые слова: социальная среда, личность, паттерны социального и внутриличностного взаимодействия.
Keywords: social environment, personality, patterns of social and intrapersonal interactions. К числу наиболее важных и актуальных проблем, к которым постоянно обращаются ученые можно отнести проблему социальной среды, ее влияния на личность и культурные процессы в целом. Затрагивая этимологию понятия можно отметить, что термин «среда» от французского milieu введенный в научный оборот И. Тэном, истолковывается по-разному. В первом случае, под «средой» понимается окружающий мир; во втором — окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества и организмов, т.
Причем вначале «теория среды» признавала человека всецело зависящим от окружающего его мира и поэтому морально совершенно неответственным. Сегодня же «среду», в основном, рассматривают в качестве противоположности врожденной способности, как пространство и материал для развития, с помощью которых способность прокладывает себе путь прямо или окольно. Следует добавить, что Я. Икскюль, например, установил, что среда у различных организмов различается не в количественном отношении, а в качественном, вплоть до несравнимости это же имеет место и в отношении среды человека [там же]. Кроме того, употребляют широкое и узкое толкование социальной среды.
В узком микросреда , включает непосредственное окружение человека — семью, трудовой, учебный и иные коллективы и группы [13, с. Рассматривая социальную среду, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом о взаимодействии личности с социальной средой. Личность от латинского personality сложная категория и истолковывается по-разному: и как общежитейский и, как научный термин, обозначающий в одном случае индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности лицо в широком смысле слова , в другом — устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Несмотря на то, что эти два понятия — лицо как целостность человека persona и личность как его социальный облик personalities — различимы терминологически, они, тем не менее, иногда употребляются как синонимы [3, с. Известны два противоположных взгляда на развитие личности - «средовой» личность формируется в ходе социального опыта и «наследственный» личность формируется и развивается исходя из ее врожденных качеств и способностей.
При всей спорности этих позиций вспомним хотя бы культуру, как фактор, оказывающий влияние на формирование личности, групповой и индивидуальный опыт и др. В последнее время, спор между этими двумя концепциями был переведен в плоскость экспериментальных исследований, в частности, исследований проблемы устойчивости и изменчивости свойств личности в изменяющихся ситуациях, что, в конечном счете, как отмечает А. Асмолов, привело к появлению различного рода двухфакторных теорий детерминации развития личности, которые до сих пор определяют постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке, а также методы ее изучения [1]. Самыми распространенными среди них являются: теория конвергенции двух факторов, теория конфронтации двух факторов и концепция взаимодействия двух факторов. Суть этих теорий сводится к следующему.
Теория конвергенции двух факторов В. Штерн , представляет компромиссный вариант между теориями «среды» и теориями «наследственности» — то есть, личность выступает и как продукт социальной среды, и как биологического фактора. К приверженцам этой теории относят и Г. Теория конфронтации двух факторов З. Фрэйд, А.
Адлер, К.
Структура социальной среды развития включает в себя несколько основных элементов: Семья. Семейная среда является одним из ключевых факторов в развитии человека. К семье относятся родственники, супруги и дети, которые формируют определенные ценности, нормы поведения и образ жизни. Образовательная среда включает в себя школы, университеты, профессиональные курсы и другие учебные заведения. Она предоставляет возможность получения знаний, навыков и опыта, а также формирует у человека систему ценностей и мировоззрение.
Рабочая среда включает в себя место работы, коллег, руководство и организационную культуру. Она оказывает влияние на развитие профессиональных навыков, социальную адаптацию и карьерное развитие. Социально-культурная среда. К ней относятся различные организации и институты, такие как музеи, театры, спортивные клубы и общественные организации. Они предоставляют людям возможности для саморазвития, общения и культурного развития. Средства массовой информации, такие как телевидение, радио, газеты и интернет, имеют большое влияние на формирование мировоззрения, ценностей и представлений о мире.
Социальные сети. В современном мире социальные сети играют значимую роль в формировании социальной среды развития. Они предоставляют возможность для общения, обмена информацией и формирования новых социальных связей. Все эти элементы социальной среды взаимосвязаны и оказывают непосредственное влияние на развитие личности. Изменение в одном элементе может привести к изменению в других и повлиять на становление и развитие человека в обществе. Роли и взаимодействие участников Социальная среда развития включает в себя различных участников, которые играют определенные роли и взаимодействуют между собой.
Они влияют на формирование и развитие социальной среды и взаимодействуют друг с другом для достижения общих целей. Среди участников социальной среды развития можно выделить следующие роли: 1. Общество: общество является основным участником социальной среды развития. Оно определяет ценности, нормы поведения, институты и сферы деятельности, которые влияют на формирование и развитие социальной среды.
Вести Чувашия
Источник: Большой словарь по социологии, проект www. В понятие включают непосредственное окружение личности, совокупность различных макромикро условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее соц. Источник: Социология воспитания [учеб. Выделяют макросреду характер обществ. Поэтому взаимодействие человека с С. Это понятие отражает тот факт, что процесс взаимодействия идет не прямо от об-ва к индивиду, а через непосредственный круг общения см. Сознание и социальная среда. Социальная среда — необходимое и обязательное условие социализации личности. Именно социальная среда политическая, социальная, духовная и другие сферы формирует определенные ожидания в отношении поведения личности.
Эти ожидания выражаются в целях, задачах, содержании социального воспитания через соответствующие социальные институты. Социальная среда существует благодаря многочисленным взаимоотношениям ее членов и социальных институтов. Чем больше и разнообразнее палитра составляющих социальной среды, тем интенсивнее ее развитие и разнообразнее условия жизнедеятельности личности. В структуре социальной среды выделяют макро- и микро- уровни.
Образовательная среда включает в себя школы, университеты, профессиональные курсы и другие учебные заведения. Она предоставляет возможность получения знаний, навыков и опыта, а также формирует у человека систему ценностей и мировоззрение. Рабочая среда включает в себя место работы, коллег, руководство и организационную культуру.
Она оказывает влияние на развитие профессиональных навыков, социальную адаптацию и карьерное развитие. Социально-культурная среда. К ней относятся различные организации и институты, такие как музеи, театры, спортивные клубы и общественные организации. Они предоставляют людям возможности для саморазвития, общения и культурного развития. Средства массовой информации, такие как телевидение, радио, газеты и интернет, имеют большое влияние на формирование мировоззрения, ценностей и представлений о мире. Социальные сети. В современном мире социальные сети играют значимую роль в формировании социальной среды развития.
Они предоставляют возможность для общения, обмена информацией и формирования новых социальных связей. Все эти элементы социальной среды взаимосвязаны и оказывают непосредственное влияние на развитие личности. Изменение в одном элементе может привести к изменению в других и повлиять на становление и развитие человека в обществе. Роли и взаимодействие участников Социальная среда развития включает в себя различных участников, которые играют определенные роли и взаимодействуют между собой. Они влияют на формирование и развитие социальной среды и взаимодействуют друг с другом для достижения общих целей. Среди участников социальной среды развития можно выделить следующие роли: 1. Общество: общество является основным участником социальной среды развития.
Оно определяет ценности, нормы поведения, институты и сферы деятельности, которые влияют на формирование и развитие социальной среды. Государство: государство устанавливает правовую базу, осуществляет управление и контроль за развитием социальной среды. Оно создает условия для развития социальных институтов и оказывает поддержку в решении социальных проблем. Семья: семья является основной ячейкой общества и одним из основных участников социальной среды развития.
Без этого понимания невозможно устойчивая работа по практике формирования социальной среды. Кроме того, должна быть личная или командная на уровне сообщества пока не работаем неудовлетворенность текущей социальной средой. Эти неудовлетворенности необходимо четко описать, тогда можно говорить об осознании влияния социальной среды на человека или команду, и тогда можно говорить, что практика формирования социальной среды будет поставлена! Среда вокруг меняется очень быстро и нельзя говорить и том, что идеал — это что-то конкретное. Важно двигаться от достигнутого, не получится начинать жизнь проект с чистого листа. Поэтому важнее процесс, а соответственно стратегирование, в процессе которого необходимо учитывать наличие продуктивной социальной среды для достижения намеченного. Социальная среда — это контекст для саморазвития и для реализации проектов, поэтому социальную среду необходимо создавать в каждом проекте, а не только в личных целях. В рабочих проектах необходимо создавать социальную среду для членов команды и для команды в целом, в том числе задействуя экзокортекс в том числе коллективный. Для каждого человека или для каждого проекта рабочего или личного социальная среда будет разной. Социальную среду можно классифицировать по каналам, то есть по источникам получения информации. Классификация каналов можно быть любой, но мы даем пример. С каналами удобно работать, потому что вся практика формирования социальной среды — это управление каналами. Поэтому нет застывшей идеальной социальной среды, но нужно стремиться развивать социальную среду, которая помогает реализовывать свои личные и рабочие проекты. Причем любая секунда жизни человека может быть отнесена какому-то проекту. Каков процесс развития социальной среды? Исходя из того, что мы никогда не начинаем с чистого лица, то правильнее говорит о развитии социальной среды. А поскольку этот процесс не заканчивается пока он является объектом вашего внимания, то мы говорим о непрерывном развитии социальной среды.
Просто изменение формирование социальной среды процесс длительный. Таким образом, подводя итог сказанного, можно утверждать, что проблема изучения социальной среды остается актуальной, и заслуживает пристального внимания. Сама же социальная среда представляет собой сложную систему факторов, оказывающих влияние на формирование личности, ее предпочтения и поведение. В свою очередь, влияя на личность, среда сама претерпевает ее творческое воздействие, т. Список литературы: 1. Асмолов А. Движущие силы и условия развития личности. Богомолова М. Устойчивое развитие социальных систем. Кон И. Энциклопедия, 1983. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Петров И. Личность в контексте культурных потребностей. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. Петров Л. Общество и потребности. Петрова С. Социальные потребности и культурные процессы. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. Поппер К. Сарджвеладзе Н. Тбилиси: «Мецниерба», 1989. Смирнова Г. Сычев Ю. Философский энциклопедический словарь. Штерн В. Психология раннего детства. Петроград, 1915. From Э.
Глава1.Социальная среда
Наркомания— зависимость человека от наркотиков, заболевание, при котором жизнедеятельность организма поддерживается на определенном уровне только при условии приема наркотического вещества и ведет к глубокому насыщению физических и психических функций. Резкое прекращение приема наркотика вызывает нарушение многих функций организма. Курение— вдыхание дыма некоторых тлеющих растительных продуктов табак и др. В первую очередь от курения страдают легкие: это одна из главных причин эмфиземы тяжелейшее заболевание легких и рака легких. Курильщики также нередко болеют раком гортани, пищевода, ротовой полости, мочевого пузыря, почек, поджелудочной железы. При «пассивном» курении так называют пребывание в сильно накуренном помещении некурящие люди за 1 ч вдыхают столько никотина и оксида углерода, сколько они могли бы получить, если бы они сами выкурили одну сигарету.
СПИД— первое сообщение об этой новой, прежде неизвестной болезни появилось в американском «Еженедельном вестнике заболеваемости и смерти» в 1982 г. В настоящее время зараженные, больные и умершие от СПИДа есть во многих странах.
Москва Социальная среда окружающий человека социальный мир, включающий в себя условия становления, существования, развития и деятельности людей, неразрывно связанные с субъект-субъектными и с объект-субъектными отношениями, в которые эти люди вовлечены. Источник: Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся» Социальная среда социальная зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека.
В понятие социальная среда включают непосредственное окружение личности, совокупность различных макро и микро условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее социального бытия, межличностные отношения и контакты с другими людьми; реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека[33, с.
Социальная микросреда включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы. Социальная среда оказывает основное воздействие на формирование бессознательного подсознания в психике индивида, и, как следствие подобного формирования, на манипуляции психикой.
Таким образом происходит зарождение в подсознании тех импульсов, которые впоследствии преобразуются в паттерны поведения и будут оказывать достаточно большое влияние на сознание.
Даже если в родном городе есть высокооплачиваемая работа. То есть в городах, где есть работа, нужно просто строить больше спортивных комплексов, кинотеатров, театров, музеев и побороть уличную преступность. И народ никуда не поедет? Алексей З убец: Да, инф раструктура конечно же необходима, но не только она привлекает людей. Жителям требуется физическая безопасность и социальный мир, гармоничные отношения между людьми. Отсюда вытекает любопытный вывод, позволяющий повышать качество жизни людей без серьезных материальных вложений. Действительно, городские администрации или региональные власти часто не могут повысить уровень материального благополучия населения. Увеличение зарплат, как правило, вне их компетенции. Но они могут приложить дополнительные усилия для того, чтобы ликвидировать уличную преступность, сделать города более безопасными, сократить распространенность антисоциального поведения и конфликтность отношений между людьми.
За счет этого получится сделать социальную среду городов более привлекательной, а качество жизни людей более высоким, и это без серьезного дополнительного финансирования.
Социальная сфера: что это такое, ее элементы и задачи
Что такое социальное окружение? Социальная драма "Родительские подснежники" в Буряад театре. Социальная среда общества – это совокупность условий и отношений, в которых индивиды и социальные группы существуют и развиваются. Анализ системы «человек – социальная среда» показывает, что она представляет собой сложное взаимодействие человека с различными компонентами его социального окружения.
Социальная среда и ее роль в развитии человека: от позитивного влияния к социальной опасности
Социальная среда имеет сложную структуру, представляющую собой многоуровневое образование, включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказывают совместное воздействие на психическое развитие и поведение индивида. Как видно, социальная среда – основной элемент дальнего окружения внешней среды. Социальная сфера – это совокупность производств, предприятий, организаций, которые непосредственно связаны между собой и определяют образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление.
Социальная среда и ее роль в развитии человека: от позитивного влияния к социальной опасности
Однако, социальная среда не является однородной и решает как общие, так и частные задачи, обусловленные современными вызовами общественного развития. Социальная среда в интернет-пространстве представлена различными группами, исповедующими определенные нормы и ценности, формирующими собственную культуру. Свежие и актуальные новости, происходящие в стране, эксклюзивные материалы и мнения экспертов.
Социальная сфера
Для представления знаний о Среде, воспользуемся приемами моделирования. Рассмотрим Среду — как модель для представления оригинала системы в нашем случае Социального сообщества , резидентам и прочим заинтересованным лицам. Модель может также выступить полигоном, для моделирования еще не реализованных, перспективных функций системы, и в случае позитивного опыта, воссоздания их в сообществе. Итак, все по порядку. Продуктом взаимодействия социального сообщества, является порожденная им Социальная реальность, обусловленная принципами этого сообщества, его законами и социальными представлениями. Социальная реальность существует в социальном сообществе, независимо от того, знают он ней, пытаются ее исследовать и описать, или нет. Далее, с точки зрения моделирования, моделью Социальной реальности будет выступать Среда, которую мы и рассматриваем в данный момент. При этом, Социальное сообщество выступает «Оригиналом», а зафиксированная и утвержденная ее модель Среда — «Эталонный аналогом». Важно, что один оригинал может иметь множество аналогов. И еще весомый акцент — для того, чтобы некую Среду можно было легализовать и представлять в сообществе, необходимо, чтобы ее модель была публично ему сообществу представлена и им одобрена или хотя бы его частью. На роль «представителя» Среды, при определении понятий, мы заявили Архитектора.
Взаимообусловленность Среды и Архитектора Администрация — это машина. Чем она совершеннее, тем меньше она оставляет места для вмешательства человека. При безупречно действующей администрации, где человек играет роль шестеренки, его лень, недобросовестность, несправедливость никак не могут проявиться. Антуан де Сент-Экзюпери Говоря об Архитекторе, прежде всего давайте уточним, что — это не почетная должность и звание, а роль резидента в Среде. Роль, позволяющая резиденту устанавливать правила формирования Среды, ее функционирования, развития, реагирования на внешние воздействия и т. Само собой разумеется, что роль может предоставляться не только одному, но и нескольким участникам или группам, с разной степенью влияния и с различным набором функций. Чаще всего Архитектором является создатель Среды, целенаправленно и расчетливо устраивающий ее реальность. Но возможно и такое развитие ситуаций, при котором Среда возникает спонтанно, в результате прочей деятельности группы людей, направленной на достижение тех или иных целей. В какой-то момент люди начинают диагностировать присутствие вокруг своих интересов некой реальности, организующей их и прочих заинтересованных лиц в единый механизм, подталкивающий образовавшийся союз к поставленным целям. И только осознав это, невольные созидатели новой Социальной реальности, переходят в ранг архитекторов и целенаправленно обустраивают ее модель в виде Среды.
По мере роста и развития Среды, часть функций архитектора может перейти другим резидентам или группам , высвобождая Архитектора для генерации новых возможностей Среды. Причем функции роли Архитектора могут быть: делегированы архитектором лучше разным резидентам , для сохранения единоуправления; потеряны — подхвачены резидентами при попустительстве бездействии архитектора, чаще всего в усеченном извращенном варианте; аннексированы — захвачены резидентами с отстранением архитектора от функции или роли целиком; 4. Взаимообусловленность Среды и Резидента Приложи все усилия, чтобы общаться с теми, кто выше тебя. Это поднимет тебя, тогда как общение с людьми более низкого уровня вынудит тебя опуститься, ибо каково общество, в котором ты находишься, таков и ты сам. Филип Дормер Стенхоп Честерфилд Итак, мы установили, что Среда, является «Эталонным аналогом» Социальной реальности, организованная Архитектором в виде модели. В соответствии с нашим определением Среда чаще всего предназначена именно для кооперации членов сообщества, организуя их взаимодействие по условиям модели, предложенной Архитектором. Вовлеченные в Среду персоны — выступают в качестве ее Резидентов. Пребывание резидентов в Среде реализует, такое свойством системы, как «Структурированность», выраженное в том, что части системы не независимы, не изолированы друг от друга, они связаны между собой, взаимодействуют друг с другом. В связи с физиологическими особенностями человеческого восприятия мира, резидент может осознать модель Эталонный аналог лишь в определенном объеме, с определенными искажениями, интерпретируя его в сознании, в свой собственный «Субъективный аналог».
Она может побуждать, а порой принуждать к определенным действиям. Однако такое воздействие социальной среды на личность не всегда направлено в нужное русло и, зачастую, не отвечает задачам воспитания и развития ребенка. Чтобы уменьшить ее непредсказуемость и негативное воздействие на личность ребенка, предпринимаются попытки сделать ее управляемой. В последнее время в психологической и педагогической литературе появилось понятие «развивающая социальная среда» или сокращенно «развивающая среда». Что подразумевается под этим понятием? В широком плане под развивающей социальной средой понимается определенная общность людей или организация, созданная с целью реализации конкретных воспитательных и развивающих задач и дающая возможность детям, подросткам и юношам раскрыть свой личностный потенциал. Исходя из такого понимания, к развивающей социальной среде можно отнести любое учебно-воспитательное учреждение или организацию. Данную социальную среду можно назвать учебно-воспитательной, школьной, детсадовской и т. Развивающая социальная среда сложно организована. Она может иметь различные организационные формы, отличаться по своему содержанию и направленности. По форме организации — это могут быть группы детского сада, класс общеобразовательной или специальной школы, группы детей во внешкольных учреждениях: музыкальных, художественных, спортивных и других школах, секции, студии, различные центры и т. Содержание развивающей социальной среды определяется системой различных отношений ребенка со сверстниками, более старшими детьми и подростками, педагогами, воспитателями, родителями других детей, взрослыми, вступающими с ними в общение и многими другими факторами. Содержание этих отношений может носить различный характер: морально-нравственный этический , интеллектуальный познавательный , эстетический, бытовой. Направленность общения и устанавливающихся отношений между взаимодействующими индивидами также представляет значительную вариативность, в основе которой лежит их потребностно-мотивационная сфера. В одном случае это может быть ярко выраженное стремление удовлетворить свою познавательную потребность, в других — компенсировать имеющийся дефект, в третьих — ребенка может привлекать не то, что стремятся дать взрослые, а различные шалости, бесцельное времяпрепровождение и др. Названные характеристики развивающей социальной среды задаются извне и определяются целями и задачами обучения, воспитания и развития. Ребенку или подростку, попавшему в такую развивающую социальную среду, представляется широкий выбор путей интеллектуального, физического, эстетического, морально-нравственного развития. Однако сам ребенок не в состоянии решить, что ему делать и что предпочесть. Ему для возникновения у него устойчивой мотивации к тому или иному виду деятельности нужна умная помощь взрослого человека и счастье выпадает тому ребенку, у которого оказывается рядом человек, способный заинтересовать и увлечь его в нужном направлении. Наряду с широким пониманием развивающей социальной среды существует более узкое определение, которое можно обозначить термином «специальная развивающая социальная среда». Специальная развивающая социальная среда представляет собой такую организацию жизнедеятельности детей, в которой посредством определенного системообразующего компонента создается особая социально-психологическая атмосфера, способствующая проявлению гармоничного сочетания взаимоотношений ребенка и социальной среды, и которая побуждает детей быть активными и целеустремленными. Примером такой специальной развивающей социальной среды можно назвать опыт развития личности ребенка, накопленный А. Макаренко в организации обучения и воспитания беспризорных детей в условиях детской колонии. Одним из важнейших системообразующих компонентов специальной социальной среды, созданной им, является, на наш взгляд, феномен «ответственной зависимости». Для осмысления некоторых особенностей процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями представляет интерес предложенная в 60-х годах Л. Уманским такая форма организации жизнедеятельности школьников во внеучебное время, как «разновозрастные отряды». Идея и создание этих отрядов исходила из предположения о том, что при общении и взаимодействии детей разных возрастов создаются благоприятные условия для ускоренного развития младших школьников и формирование положительных морально-нравственных качеств у подростков. Примерно в это же время Л. Уманский предложил еще одну форму специальной развивающей социальной среды для подготовки школьных лидеров, которая была реализована в организации лагеря старшеклассников «Комсорг». Идеи о создании специальной развивающей среды были развиты и продолжены его учениками А. Чернышевым, Л. Акатовым, Е. Шаниным и другими. В настоящее время в Курске, где впервые появилась данная форма специальной развивающей социальной среды, созданы и функционируют такие объединения молодежи и школьников, как «Вертикаль», «Монолит», лагерь для детей с задержкой психического развития и др. В основе их функционирования лежит оптимальное сочетание содержательного и увлекательного отдыха детей с одновременным решением по разработанной для каждого лагеря программе специальных обучающих, развивающих и воспитательных задач. К формам специальной развивающей социальной среды можно отнести также учреждения и центры, призванные осуществлять социальную реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями. Этой же цели служат различные тренинговые занятия, где решаются как развивающие, так и коррекционные задачи; специальным образом организованная игровая деятельность, в ходе которой на первое место выступают полезные для вхождения ребенка в реальную жизнь действия и поступки; встречи, служащие для развития у детей необходимых коммуникативных качеств. Другая форма организации специальной развивающей социальной среды, получившая в последнее время признание в работе с подростками и старшими школьниками, — это обучающая психодиагностика. В основу этой формы работы заложен принцип самопознания и саморазвития на основе анализа и использования данных, полученных с помощью психодиагностических процедур. Итак, социальная среда — это сложное многоуровневое образование, конкретное проявление общественных отношений, сложившихся в обществе, в которых живет и развивается конкретная личность. Но для того чтобы социальная среда влияла на ребенка целенаправленно, способствовала формированию свойств личности, необходимых для эффективного вхождения и успешного взаимодействия с ней, требуется создание особых, специальным образом ориентированных условий. Такими условиями при организации социальной реабилитации детей с отклонениями в развитии и является специальная развивающая социальная среда. Отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья в обществе Понятие «инвалид» во все времена означало «непригодный к деятельности», а для государства, которое было вынуждено затрачивать на них определенные средства, они становились иждивенцами. Своеобразные трудности в общении и во взаимодействии с ними возникали и у окружающих людей.
Социальная среда также определяет возможности и ограничения для человека. Уровень образования, доступность медицинской помощи, экономическое положение, культурные ценности и нормы — все это является составной частью социальной среды. Она может создавать благоприятные условия для развития личности, улучшать качество жизни и обеспечивать равные возможности, а также ограничивать свободу и возможности индивида. Социальная среда играет важную роль в формировании личности и определении ее места в обществе. Понимание и анализ социальной среды позволяют понять, как она влияет на людей и помогает разработать социальные политики и программы, направленные на улучшение жизни и развитие общества. Сущность понятия «социальная среда» С помощью взаимодействия социальной среды с личностью происходит социализация, то есть вхождение индивида в общество. В процессе социализации человек осваивает социальные нормы, ценности, обычаи и роли, а также формирует свою социальную идентичность. Социальная среда оказывает огромное влияние на развитие личности и формирование ее характера, мировоззрения и поведения. К примеру, семья играет важную роль в первоначальной социализации, а школа формирует навыки обучения и общения. Массовые медиа могут формировать общественное мнение, а экономическая система влияет на материальное благосостояние и возможности людей.
Она помогает нам развиваться как личности, обучаться новым вещам и улучшать нашу жизнь. Социальная среда также может влиять на наши отношения с другими людьми, нашу эмоциональную и психологическую составляющую. Поэтому важно быть внимательным к социальной среде и стремиться создавать благоприятную и поддерживающую среду для себя и других людей. Социальная среда своими словами для детей Социальная среда — это все, что нас окружает и влияет на нашу жизнь. Это может быть то, как мы общаемся с другими людьми, как мы учимся, какие правила и законы мы должны соблюдать, и многое другое. Например, в школе мы находимся в образовательной социальной среде. Здесь мы учимся новым вещам, общаемся с учителями и другими учениками. Мы учимся соблюдать правила и договоренности в классе, чтобы все были в безопасности и комфортно учились. Социальная среда также включает в себя семью, в которой мы живем. В семье мы учимся нравственности и тому, как вести себя по отношению к другим людям.
Последние вопросы
- Социальная среда подростка
- Новости России — последние и главные новости России сегодня на РЕН ТВ
- Что такое социальная среда общества и как она влияет на нашу жизнь?
- О влиянии социальной среды на развитие личности человека
- Социальная сфера общества
Синонимы к словосочетанию "социальная среда"
- Последние вопросы
- Определение — что это такое
- Презентация на тему Социальная среда подростка
- Социальная среда и ее влияние на индивидуальное сознание и поведение
- Социальная среда и личность ребенка — Архив публикаций и новостных статей портала DISLIFE
- Социальная сфера, что это такое, ее элементы и задачи
Социальная среда: влияние окружающей обстановки на нашу жизнь и взаимодействие
На этой странице вы могли узнать, что такое «социальная среда», его лексическое значение. Социальная драма "Родительские подснежники" в Буряад театре. Общее понятие социальной среды в маркетинге Несмотря на то, что маркетинговая среда делится на два вида. В узком смысле социальная сфера — это демографические группы населения, которые различаются между собой по возрасту, полу, личным особенностям. Социальная среда характеризуется структурой, устройством общества, в ней исследуются взаимоотношения между различными группами.