Четвертая пятилетка СССР (1946–1950) – четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР после окончания Великой Отечественной войны. Пятилетки в СССР были задуманы и реализовывались с 1928г. для убыстрения экономического развития страны. Одно из основных завоеваний пятилетки в 4 года состоит в том, что мы уничтожили безработицу и избавили рабочих СССР от ее ужасов. •Советский тыл в вов. •Всенародная борьба советских людей в тылу врага. В СССР такими периодами были пятилетки, поэтому приведём их краткие результаты, чтобы проследить динамику успехов, динамику созидания при социализме.
История России: Пятилетки – основные этапы развития страны в простом изложении
75 лет назад в СССР стартовала четвертая пятилетка, результатом которой стало настоящее экономическое чудо. Состяоние советской экономики после войны: экономические потери войны, планы восстановления, цели и итоги четвертой пятилетки, при которой последствия войны удалось преодолеть. В марте 1946 верховный совет ссср принял закон о четвертом пятилетнем плане. Четвертая пятилетка — план по восстановлению сельского хозяйства СССР, который длился с 1946 по 1950 год. Вторая пятилетка была проведена в Советском Союзе с 1933 по 1937 годы. Архангельская отметила, что к концу третьей пятилетки Советский Союз из аграрной страны превратился в индустриальную державу.
Промышленное развитие ссср в годы 4й пятилетки.
Обзор Советских пятилеток № 1 Навязанная после Великой Октябрьской социалистической революции буржуазией народу Гражданская война при активной поддержке. Партийные организации СССР развернули активную деятельность по разъяснению задач и значения первой послевоенной пятилетки в деле укрепления экономического могущества страны, улучшении жизни советских людей. Но на первый план среди оборонных задач четвертой пятилетки вышел советский атомный проект. Партийные организации СССР развернули активную деятельность по разъяснению задач и значения первой послевоенной пятилетки в деле укрепления экономического могущества страны, улучшении жизни советских людей. Телепередача "Семь дней истории". Советская история. 4-й 5-летний план 1946-1950 гг. Курс на восстановление тва. Четвёртая пятилетка (1946—1950) — четвёртый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР после окончания Великой Отечественной войны.
Итоги 4 пятилетки
Речь на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа города Москвы 9 февраля 1946 года [1] Поставленные И. Сталиным задачи были решены через 15 лет. В 1946 году было выплавлено 9,9 млн т чугуна и 13,3 млн т стали, добыто 163,8 млн т угля и 21,7 млн т нефти [3].
Сам Сталин заинтересовался тем, чтобы в первую же пятилетку вывести страну в лидеры, поставив на первом месте по производству металлургии. Так, процесс индустриализации должен был пройти в 4 этапа: Возрождение транспортной инфраструктуры. Расширение отраслей экономики, связанных с добычей материалов и сельским хозяйством. Перераспределение государственных предприятий по территории. Изменение работы энергетического комплекса. Все четыре процесса проходили не поочерёдно, а затейливо переплелись. Так началась 1 пятилетка индустриализации страны.
Все задумки воплотить в жизнь не удалось, однако производство тяжёлой промышленности выросло почти в 3 раза, а машиностроения - в 20 раз. Естественно, столь успешное окончание проекта вызвало вполне закономерную радость правительства. Конечно, тяжело дались людям первые пятилетки в СССР. Таблица с итогами первой из них содержала бы в качестве лозунга или подзаголовка следующие слова: "Главное — начать! Главными стройками в то время были угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Магнитогорский металлургический комбинат. Благодаря этому удалось достигнуть финансовой независимости СССР. Самое видное сооружение — это ДнепроГЭС. Год 1932-й ознаменовался окончанием не только первой пятилетки, но и главнейшей для тяжёлой промышленности стройки. Новая держава семимильными шагами укрепляет свой статус в Европе.
Пятилетка номер два 1933-1937 Вторая пятилетка в высоких кругах носила название «пятилетка коллективизации» или «народного просвещения». После тяжёлой промышленности страна нуждалась в развитии народного хозяйства. Именно эта сфера и стала главной целью второй пятилетки. Основные направления второй пятилетки Основные силы и финансы правительства в начале «пятилетки коллективизации» были направлены на строительство металлургических заводов. Страна не отставала и в научных достижениях. Так, вторая пятилетка ознаменовалась первой высадкой на Северном полюсе экспедиции Папанина, появилась полярная станция СП-1. Активно строилось метро. В это время большой упор делался на социалистические соревнования среди рабочих. Самый известный ударник пятилетки — Алексей Стаханов.
В докладе Ворошилова говорилось о мерах, необходимых для повышения обороноспособности СССР и совершенствования вооруженных сил. Съезд одобрил деятельность и мероприятия РВС Республики, направленные на укрепление обороны страны. Делегаты подтвердили неуклонную волю народов СССР к сохранению дружественных отношений со всеми государствами. Съезд внес изменения в Конституцию СССР установлено представительство на Всесоюзные съезды Советов: от городских Советов - 1 депутат на 25 000 избирателей, от губернских и окружных съездов Советов - 1 депутат на 125 000 жит. В состав Союзного Совета было избрано 450 чл.
Она подняла бедноту и низшие слои середняков в колхозах на положение людей обеспеченных, уничтожив тем самым процесс разорения и обнищания крестьянства. Теперь уже нет у нас таких случаев, чтобы миллионы крестьян срывались ежегодно со своих мест и уходили на заработки в далекие края. Для того, чтобы вытянуть крестьянина на работу куда-нибудь вне его собственного колхоза, теперь надо подписывать договор с колхозом, да еще обеспечить колхознику даровой проезд по железной дороге. Теперь уже нет у нас таких случаев, чтобы сотни тысяч и миллионы крестьян разорялись и обивали пороги фабрик и заводов. Это дело было, но оно давно уж сплыло. Теперь крестьянин — обеспеченный хозяин, член колхоза, имеющего в своем распоряжении тракторы, сельхозмашины, семенные фонды, запасные фонды и т. Вот, что дала пятилетка бедноте и низшим слоям середняков. Вот в чем суть основных завоеваний пятилетки в области улучшения материального положения рабочих и крестьян. Итоги первой пятилетки: Доклад 7 января 1933 г. Том 13.
Государственное издательство политической литературы. Москва, 1951.
История.Всё в одном месте. 4 пятилетка (1946-1950).
Советские пятилетки. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР одобрил плановые задания на четвертую пятилетку (1946‒1950), ставив-шие трудные задачи для истощенной войной страны. Четвертая пятилетка была официально объявлена восстановительной, однако восстановление народного хозяйства СССР (около 6,2 тыс. предприятий за 1946–1950 гг.), лишь с оговорками можно назвать послевоенным.
«Произошла вторая революция»: экономист — о пятилетних планах развития народного хозяйства СССР
На это уйдёт, пожалуй, три новых пятилетки, если не больше. Но это дело можно сделать, и мы должны его сделать. Речь на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа города Москвы 9 февраля 1946 года Поставленные И.
Советский Союз, пользуясь ситуацией, закупал товары не потребительского назначения, а именно инвестиционного — машины и оборудование. Нам нужно было в рекордные сроки создать собственную промышленность и стать независимыми. В конце 1930-х потребность в импорте оборудования стала сокращаться — мы уже производили своё. При этом мобилизационный курс развития экономики СССР сохранялся. Группа отраслей, производивших инвестиционные товары, известная также как группа А, развивалась активнее, чем группа отраслей, производивших товары потребительские группа Б. За Волгой строились предприятия, дублирующие фабрики и заводы, находившиеся в западных регионах СССР. Это спасло экономику страны в ситуации молниеносного нападения гитлеровской Германии.
Кроме того, уже после начала нацистской агрессии многие предприятия, находившиеся к западу от Волги, удалось переместить в более безопасные места — на Урал, в Среднюю Азию. Эта передислокация промышленности была беспрецедентной в мировой истории. Несмотря на то что на СССР обрушилась основная тяжесть войны с гитлеровской Германией, наша экономика перенесла её увереннее многих других стран. Да, в первые годы войны бюджет у нас был дефицитным. И дефицит руководство государства закрывало, включая печатный станок. Но в конечном итоге наша финансовая система оказалась устойчивой. Это лучшая оценка того, как была организована экономика СССР. И мы с этим успешно справились. Сами пятилетки сопровождались проводившимися на государственном уровне реформами: денежной реформой, реформой цен.
Те, кто незаконно зарабатывал деньги на чужом горе в военные годы, лишились своих накоплений. А уровень жизни обычных людей рос. Каждое снижение цен утверждалось лично Сталиным. Как бы вы оценили с позиций сегодняшнего дня саму систему пятилеток? Насколько она была эффективной? В капиталистических странах в полной мере его реализовать было невозможно, но отдельные его элементы использовались на практике. Дальше всех в этом продвинулись японцы в 1950—1960-е годы.
С остальным было труднее, многое приходилось создавать буквально на голом месте или на руинах. И тем не менее первая пятилетка была завершена всего за четыре года и три месяца, а по ее результатам объем промышленной продукции вырос в два с лишним раза. Это очень хорошо видно на примере обеспечения Красной Армии бронетехникой, что было одной из важнейших задач первой пятилетки: если в 1929 году у нее на вооружении стояли 65 танков и 92 бронеавтомобиля, то в 1932 году — 1401 и 213 соответственно. Военная пятилетка В 1938 году, по окончании второй пятилетки, проходившей под лозунгом коллективизации и повышения уровня жизни советских граждан, стартовала третья, которая должна была завершиться в 1942 году. К ее началу было совершенно очевидно, что мир все быстрее и быстрее движется к началу новой глобальной войны, и потому основное внимание в пятилетних планах было уделено, по сути, подготовке к ней. Вместо «больше, больше, как можно больше! Таких колоссальных цифр, которыми потрясала иностранных экономистов первая пятилетка, страна уже не показывала, зато наладила проектирование и выпуск образцов техники, которые мало в чем уступали заграничным. Прежде всего это касается, конечно, военной сферы: именно в ходе третьей пятилетки были созданы такие легенды Второй мировой войны, как танк Т-34 , пистолет-пулемет ППШ , самозарядная винтовка СВТ-40 , истребитель МиГ-3, бомбардировщик Пе-2 и штурмовик Ил-2. Завершить пятилетку так, как планировалось, помешала война, но даже с учетом этого результаты были недалеки от запланированных.
Построены каналы - Беломоро-Балтийский 227 км и Москва-Волга 128 км. Построены и открыты школы - 3,6 тыс. На полях колхозов и совхозов уже работало - 456 тыс. Итог двух сталинских пятилеток - СССР стал крупной промышленной державой, общество состояло из дружественных социальных слоёв рабочие, крестьяне, интеллигенция , общество было единым, окрепла дружба народов. Вступили в строй гидроэлектростанции - Угличская и Комсомольская. Построены металлургические заводы - Новотагильский и Петровск-Забайкальский. Построены медеплавильные заводы - Среднеуральский и Балхашский. Построен Уфимский нефтеперерабатывающий завод. В 1940 году численность рабочих и служащих выросла до 31,2 млн. Пятилетку закончить не удалось, началась война. Для полного перевооружения армии требовалось ещё 1-2 года. Советская промышленность с июля 1941 года по сентябрь 1945 года выпустила 137 тыс. Это стало возможным благодаря успешному выполнению трёх первых сталинских пятилеток. Таким образом, в результате грандиозных преобразований в экономике и социальной сфере в 1928-1940 годах в стране был создан новый общественный строй - Социализм. Строй с высоким промышленным и военным потенциалом и высоким морально-патриотическим духом народа. Прочность нового строя была проверена и подтверждена в годы Великой Отечественной войны. СССР победил, но, наряду с огромными людскими потерями, были также частично или полностью разрушены промышленные предприятия на оккупированной территории, которые надо было восстанавливать. Основная хозяйственно-политическая задача послевоенной пятилетки была сформулирована И.
Восстановительная четвертая Пятилетка ( 1946-1950 гг. )
История [ править править код ] …Что касается планов на более длительный период, то партия намерена организовать новый мощный подъём народного хозяйства, который дал бы нам возможность поднять уровень нашей промышленности, например, втрое по сравнению с довоенным уровнем. Нам нужно добиться того, чтобы наша промышленность могла производить ежегодно до 50 миллионов тонн чугуна, до 60 миллионов тонн стали, до 500 миллионов тонн угля, до 60 миллионов тонн нефти. Только при этом условии можно считать, что наша Родина будет гарантирована от всяких случайностей. На это уйдёт, пожалуй, три новых пятилетки, если не больше. Но это дело можно сделать, и мы должны его сделать. Речь на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа города Москвы 9 февраля 1946 года [1] Поставленные И. Сталиным задачи были решены через 15 лет. В 1946 году было выплавлено 9,9 млн т чугуна и 13,3 млн т стали, добыто 163,8 млн т угля и 21,7 млн т нефти [3].
Реформа привела к ликвидации избыточных денег и укреплению финансовой системы страны. Восстановление сельского хозяйства Советский плакат времён Четвёртого пятилетнего плана Советский плакат времён Четвёртого пятилетнего плана В послевоенные годы сельское хозяйство должно стать основным донором денежных средств для восстановления промышленности, как это было в годы индустриализации. В 1946 году из-за сильной засухи в стране разразился голод, который усугубил положение сельского хозяйства страны.
В пользу колхозов у крестьян изъято 10,6 млн. Ограничивается количество скота на личных подворьях. Убыточные колхозы объединяются. Советский плакат времён Четвёртого пятилетнего плана Советский плакат времён Четвёртого пятилетнего плана Таким образом, за годы Четвёртого пятилетнего плана 1946-1950 гг.
Сам НЭП пришёл на смену военному коммунизму, существовавшему в период с Октябрьской революции и до 1921 года. В это время рыночные отношения практически полностью отсутствовали. Было прямое распределение ресурсов — как производственных, так и товаров потребительского назначения. Это ухудшало ситуацию в стране. Тогда было принято решение о переходе к НЭПу, который также был заведомо временным решением, потому что на почве развития товарно-денежных отношений возникали и росли капиталы.
А практически любой капитал, когда он становится большим, начинает рваться к власти. Стабилизировав ситуацию в стране, большевики намеревались перейти к какой-то другой модели. Во второй половине 1920-х годов началась дискуссия о том, как стоит переходить к директивному планированию экономики. Причём к такому, при котором директивы являются обязательными к исполнению и, по сути дела, имеют силу закона. Ведь Октябрьская революция была нацелена на ликвидацию капитализма и переход к строительству социализма. Но это не очень-то хорошо получилось, раз в начале 1920-х годов всё начало возвращаться на круги своя. Иосиф Сталин провёл серьёзную работу, чтобы создать политические предпосылки для экономических изменений, в частности, нейтрализовал своих внутрипартийных оппонентов. И только после этого перешёл к созданию принципиально новой модели народного хозяйства. Это стало самой настоящей революцией.
Формально первая пятилетка была запущена 1 октября 1928 года. Но в это время управленческому аппарату и представителям народного хозяйства не было ещё до конца понятно, что им нужно делать. А вот в 1929 году была проведена XVI конференция ВКП б , на которой более чётко были определены цели и задачи развития экономики в целом и индустриализации в частности. Ключевых задач было три: преодоление отставания от экономически развитых стран Запада, обеспечение экономической независимости и самодостаточности СССР, создание мощной промышленной основы для укрепления обороноспособности. Уже в конце 1920-х было очевидно, что иностранная интервенция против советского государства неизбежна. К 22 июня 1941 года все три задачи были успешно решены. Пятилетки были изначально инструментом для решения стратегической задачи индустриализации страны. В начале 1920-х годов в СССР появился Госплан — специальный орган, занимавшийся вопросами прогнозирования и со временем начавший определять маркеры, ориентиры развития экономики. Разработка планов первой пятилетки была для Госплана выходом на новый уровень работы, и он с этим справился.
Пятилетние планы делились на годичные, годичные — на квартальные, квартальные — на месячные.
Инвестиции в отрасли национальной экономики составили около 48 млрд. Восстановлена Днепровская гидроэлектростанция, почти восстановлены металлургические филиалы, восстановлены и введены в эксплуатацию заводы юга и шахты Донбасса. К концу 1948 года вся советская промышленность уже достигла довоенного уровня. Жилищный фонд также активно восстанавливался.
Восстановлено и реконструировано более 200 миллионов квадратных метров жилья. В ходе этого процесса государство продолжало предоставлять бесплатное жилье. План, изложенный в Четвертом пятилетнем плане, был выполнен и даже перевыполнен. За этот период было сделано очень много. За эти годы были введены в эксплуатацию такие значительные предприятия, как Закавказский металлургический комбинат, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Рязанский станкостроительный завод и другие.
Всего насчитывается около 6,5 тыс. Особенности четвертого пятилетнего плана В период действия четвертой пятилетки была разработана денежная реформа. Эта реформа была проведена одновременно со снижением цен и полной отменой карточной системы. Результатом стал рост покупательной способности рубля и увеличение реальной заработной платы. В этот же период была проведена конверсия государственных облигаций, что позволило собрать статистические данные для конверсии других кредитов.
Новая денежная реформа позволила обменять наличные деньги на новые банкноты в соотношении 10 к 1. Все депозиты подлежали переоценке, и эта переоценка проводилась дифференцированно. Малые депозиты до 3 тыс.
Четвертая пятилетка (1946-1950) - цели, планы и итоги восстановления экономики
В связи с кризисом очень быстро сменились люди на руководящих постах в государстве. Андропов занимал эту должность до 13. Черненко — до 10. Продолжает развиваться транспортировка газа из Западной Сибири в Западную Европу. Нефтепровод Уренгой — Помары — Ужгород протяженностью 4 500 км пересекает Уральский хребет и сотни рек. Четвёртая пятилетка 1946-1950 После войны всем странам пришлось возродить свое производство и экономику, СССР почти полностью это удалось в конце 1940-х годов, когда начался четвертый срок. Пятилетка предполагала не увеличение военной мощи, как прежде, а возрождение общества, утраченного во время войны во всех сферах жизни. Третья пятилетка 1938-1942 Начало третьей пятилетки ознаменовалось лозунгом: «Достичь и превзойти производство на душу населения в развитых капиталистических странах! Активно развивается автомобильная промышленность, ремонтируют вагоны и железные дороги.
Капитальные вложения превысили 300 млрд рублей в год. Освоение нефтяных и газовых скважин в Западной Сибири привело к строительству многих предприятий и прокладке нефтепроводов. Поскольку с появлением большого количества фабрик повысился и уровень занятого населения, было введено сокращение «Барабанщик девятой пятилетки» для разницы между работой и производством. Основные итоги В годы четвертой пятилетки многое было сделано в контексте «перезагрузки» экономики страны после войны. Восстановлено более 6 тысяч предприятий, достигнуты успехи практически во всех отраслях. Другие результаты включают: Уровень промышленного развития вышел на довоенный уровень уже в 1948 году. Советские ученые разработали ядерное оружие, благодаря которому США потеряли преимущество в противостоянии двух государств. К концу пятилетнего периода восстановления сельскохозяйственный ущерб, нанесенный во время Второй мировой войны, был устранен.
Активно стали развиваться машиностроение, черная металлургия и энергетика. Таким образом, в течение 4-й пятилетки произошли структурные изменения в промышленности и народном хозяйстве. Продуманная политика СССР позволила быстро ликвидировать последствия Второй мировой войны, улучшить экономическое положение и благосостояние граждан. Четвертая пятилетка охватывала социальную, политическую и промышленную сферы. Если начало пятилетнего плана восстановления сопровождалось пессимистическими прогнозами и настроениями в обществе, то после успешной реализации всех пунктов, перечисленных в постановлении правительства, все изменилось. За 4 года власти смогли доказать, что план был осуществим не без помощи ограничителей, и все споры вокруг него исчезли. Десятая пятилетка 1976-1980 Активный рост национального дохода и объем промышленного производства начинают сокращаться. Сейчас стране не нужен огромный рост бизнеса, но всегда необходимо стабильное развитие всех сфер промышленности.
На первый план вышла добыча нефти, поэтому за пять лет было построено множество трубопроводов, которые протянулись через Западную Сибирь, где были развернуты сотни станций. Значительно увеличилось количество рабочей техники: тракторы, комбайны, грузовые автомобили. Седьмая пятилетка 1961-1965 Как известно, в апреле 1961 года первый человек в мире полетел в космос. Это событие положило начало седьмой пятилетке. В середине 1965 года СССР был в авангарде добычи угля, железной руды и производства цемента, и это неудивительно. В стране еще активно развивалась тяжелая промышленность и стройиндустрия, на глазах росли города, а для прочных построек требовался бетон. При нем предполагалось реализовать долгосрочную экономическую стратегию, но планам не суждено было сбыться. Тогда значок ударника 12-й пятилетки получили многие: колхозники, рабочие, специалисты предприятий, инженеры… Планировалось и частично выполнялось создание производства легкой промышленности.
Оцените статью.
Эта передислокация промышленности была беспрецедентной в мировой истории. Несмотря на то что на СССР обрушилась основная тяжесть войны с гитлеровской Германией, наша экономика перенесла её увереннее многих других стран. Да, в первые годы войны бюджет у нас был дефицитным. И дефицит руководство государства закрывало, включая печатный станок.
Но в конечном итоге наша финансовая система оказалась устойчивой. Это лучшая оценка того, как была организована экономика СССР. Седачев — Как реализовывались пятилетние планы в послевоенные годы? И мы с этим успешно справились. Сами пятилетки сопровождались проводившимися на государственном уровне реформами: денежной реформой, реформой цен. Те, кто незаконно зарабатывал деньги на чужом горе в военные годы, лишились своих накоплений.
А уровень жизни обычных людей рос. Каждое снижение цен утверждалось лично Сталиным. Как бы вы оценили с позиций сегодняшнего дня саму систему пятилеток? Насколько она была эффективной? В капиталистических странах в полной мере его реализовать было невозможно, но отдельные его элементы использовались на практике. Дальше всех в этом продвинулись японцы в 1950—1960-е годы.
Вот и независимая оценка. Вскоре стало ясно, что эта реформа Косыгина — Либермана может завести страну в тупик, и её стали сворачивать. Но прежнюю модель в полной мере восстановить уже не смогли, поэтому в СССР возник «застойный социализм». А полный развал системы планирования начался во второй половине 1980-х годов на фоне реформ, проводимых Михаилом Горбачёвым. Тогда многие предприятия получили возможность существовать автономно, не выполняя пятилетние планы, а работая на так называемый свободный рынок. У нас часто говорят о «японском экономическом чуде», «немецком экономическом чуде», «южнокорейском экономическом чуде».
Но подлинным экономическим чудом была индустриализация в СССР.
Однако существовала запись для постановки на очередь для покупки авто. И, конечно же, основной массе граждан страны подобная покупка была не по карману.
Кабриолет и спортивная машина В том же 1955 году произошло неслыханное по тем временам событие: в Советском Союзе на базе «Победы» был выпущен первый кабриолет автомобиль с откидным верхом — буржуазная машина для отдыха и развлечений! Была у «Победы» даже внедорожная версия — ГАЗ-М72, приподнятая на 20 см, со здоровенным передним мостом. Кабриолеты поступали в открытую продажу и стоили небывалый случай в мировой практике даже меньше, чем базовая модель.
Иногда выпускались кабриолеты, дооборудованные для работы в такси — такие обычно шли в южные регионы страны. Модификация кабриолет просуществовала на конвейере до 1953 года, когда с изменениями в руководстве страны кабриолеты во многом утратили свою актуальность. Уже в 1950 году специально подготовленная «Победа» побеждает на всесоюзных соревнованиях по автоспорту.
В последующих состязаниях гонщики на спортивных ГАЗ-М-20 также неоднократно становились победителями. Экспорт «Победа» была одним из первых советских легковых автомобилей, широко предлагавшихся на экспорт — наряду с «Москвичом-400». До этого имели место лишь отдельные поставки грузовиков, преимущественно дружественным СССР странам.
Получив признание на родине, ГАЗ-М-20 проложил для советской автоиндустрии путь на мировой рынок. Автомобиль охотно покупали в скандинавских странах, в Бельгии, в ряде государств Западной Европы, где появились первые торговые представители горьковской марки. В 1956 году для представительства советского автопрома на мировом рынке было создано внешнеторговое объединение «Автоэкспорт».
Если до войны экспорт ограничивался лишь незначительным количеством «трехтонок», то «Победа» заставила всерьез заговорить об успехах и возможностях отечественного автомобилестроения. В послевоенной Европе ощущалась нехватка относительно недорогих, комфортабельных автомобилей, и «Победа» быстро нашла устойчивый сбыт во многих странах. Творение советских инженеров и механиков — «Победа» во многом превзошла свои западные аналоги.
В этом превосходстве — секрет ее популярности в тогдашней Европе. Это был особенный, со множеством оригинальных решений автомобиль. Именно таких, сравнительно недорогих, выносливых о кузове этой машины до сих пор ходят легенды , прихотливых к плохому бензину, но в то же время комфортабельных легковушек в мире было мало.
С 1951 года производство модели было налажено в Польше. Поляки назвали автомобиль «Варшавой» и продолжали собирать его вплоть до 1973 года. Если верить слухам, то и в 80-ые годы XX века китайские товарищи собирали небольшими партиями «Победы» — для себя, ибо очень хороша машина… На Западе советская машина получила благожелательные отзывы.
Английский журнал «Motor» в 1952 году по результатам тест-драйва характеризует «Победу», которую тогда только начинали продавать в Бельгии, как «интересный автомобиль», отмечает высокую проходимость, хорошую комфортабельность, достойное качество изготовления, но ругает за высокую шумность и плохую динамику. Журнал «Cars» США за 1953 год в обзорной статье, посвященной советским автомобилям, называет «Победу» «прекрасно выглядящей машиной современного дизайна», «копирующей "некоторые лучшие черты американских автомобилей"», отмечает, что машина «весьма хорошо сделана», «приближается к обычному американскому автомобилю легкого класса вроде "Форда" или "Шевроле"», но «тяжелая и недостаточно мощная». В 1957 году американский журнал «Science and mechanics», также проведя тест-драйв темно-серой «Победы» 1956 года выпуска, отмечает устаревшую конструкцию и дизайн, слабый двигатель и грубое изготовление с большим использованием ручного труда, но хвалит «Победу» за продуманные детали конструкции жалюзи радиатора, настроечная игла в карбюраторе, буксировочные крюки, набор инструмента и так далее , высокое качество хромировки и подгонки деталей.
Служба в такси: от России до Финляндии «Победа» экспортировалась в основном в Финляндию, где ее любили таксисты, скандинавские страны и Бельгию, где всегда покупали немало советских машин; такси в Финляндии, как массовое явление, вообще фактически началось именно с «Побед», — до этого таксопарки были укомплектованы разношерстными автомобилями довоенных моделей. Первые автомобили «Победа» начали применяться в таксомоторной службе в 1946 году, вытесняя остававшиеся в строю «Эмки» и ЗИС-101, а также вынужденно использовавшиеся в первые послевоенные годы поступавшие по репарациям малолитражные германские DKW. Массовое появление их пришлось уже на 1947 год.
Они быстро завоевали любовь водителей за неприхотливость, высокие эксплуатационные и ходовые качества и достаточно высокий по тем временам комфорт. В 1948 году руководство Моссовета приняло решение об единой раскраске «Побед»-такси — светлый верх, серый низ, серый шашечный пояс по бортам кузова и опознавательный световой сигнал «свободен» зеленого цвета. Первые такси с зеленым огоньком вышли из ворот 5-го таксопарка, открывшегося в Москве 04.
В 1949 году был налажен массовый выпуск специальной версии для такси — М-20А. Их было выпущено 37 492 штуки. Машины поздних выпусков имели уже не единую светло-серую окраску, а более разнообразную — бежевую, салатовую и так далее.
Последние «Победы»-такси в Москве были выведены из эксплуатации в 1962 году. Нужно сказать, что поездка на «Победе»-такси была доступной практически каждому трудящемся человеку. Одно из незапланированных инженерами ГАЗа испытание автомобиля «Победа» было проведено в 7 часов утра 29 августа 1949 года на полигоне в Семипалатинске.
Там, в глухих казахских степях, проводились испытания первой атомной бомбы РДС-1. На опытном поле, в круге радиусом 10 километров, были построены сооружения, подведена техника, привезены животные. Предполагалось не только доказать работоспособность первой советской атомной бомбы, но и изучить поражающее воздействие нового оружия.
На расстоянии 1000 метров от будущего эпицентра и далее, через каждые 500 метров, были установлены 10 новеньких легковых автомобилей «Победа». Перед их взорами раскинулась картина тотального разрушения. Кроме прочего, сгорели и все десять «Побед».
По иронии судьбы, «Победами» правительство и награждало отличившихся при создании бомбы специалистов. РДС-1 — первая советская атомная бомба — шаг к глобальной стабильности на Земле Конец 30-х — начало 40-х годов XX столетия ознаменовались выдающимися открытиями в области физики: деление тяжелых ядер и возможность цепной реакции деления. Эти открытия означали, что перед человечеством открывается возможность практического использования нового мощного источника энергии — энергии деления ядер.
Однако политическая обстановка в мире в этот период предопределила то, что усилия ученых ряда стран мира по поиску путей использования ядерной энергии вскоре оказались направленными в первую очередь на создание атомных бомб. Первые атомные бомбы были созданы в Соединенных штатах Америки и применены США в войне с Японией уже через шесть с половиной лет после открытия деления. Еще через четыре года СССР создал и испытал свою первую атомную бомбу.
Достижение ядерного паритета, важным шагом к которому явилось создание первой отечественной атомной бомбы, сказалось на судьбах человечества, способствуя глобальной стабильности и миру на Земле. Для реализации советского атомного проекта было принято решение идти путем приближения к американским прототипам, работоспособность которых была уже доказана на практике. К тому же научно-техническую информацию об американских атомных бомбах удалось получить разведывательным путем.
В итоге была создана РДС-1 «изделие 501», атомный заряд «1—200» — первая советская атомная бомба. Мощность бомбы — 22 килотонны длина 3,7 м, диаметр 1,5 м, масса 4,6 т. Хотя некоторые системы, такие как баллистический корпус и электронная начинка, были советской разработки.
Одновременно разрабатывалось два варианта бомбы: С-1 и С-2. Но в 1948 году работы по РДС-2 были свернуты. Разработка бомбы шла по четырем направлениям: отработка ядерного заряда, разработка металлического ядра, определение критической массы активного вещества, отработка взрывателя.
В СССР еще не было опыта разработки подобных бомб, проведения аэродинамических испытаний корпусов бомб, опыта сбрасывания бомб с больших высот. Однако уже летом 1946 года в КБ-47 были изготовлены чертежи 4 вариантов бомбы и переданы в КБ-11. По этим чертежам к концу года было изготовлено по 10 корпусов бомб на каждый вариант.
В лагерях ГУЛГМП находилось в начале 1946 года 190 тысяч заключенных, треть которых относилась к так называемому «спецконтингенту» бывшие военнопленные, репатрианты и другие, попавшие в ГУЛАГ без суда. Объединенная система лагерей, известная в последующем как «Главпромстрой», приказом по НКВД N 00932 была объявлена «специальной организацией для строительства предприятий и учреждений Первого Главного Управления». Директива Сталина обязывала ПГУ обеспечить создание атомных бомб, урановой и плутониевой, в 1948 году». На это были брошены значительные силы: ученые, инженеры, техники, разнорабочие — все работали на проект века. Обратимся еще раз к свидетельству историков Роя и Жореса Медведевых, чьи рассуждения как глава из книги были напечатаны в «Российской газете» [106] : «В 1946 году были найдены месторождения урана в различных районах Советского Союза. Разработка месторождений урана, особенно в отдаленных местах, является очень трудной задачей. Первые партии отечественного урана стали поступать лишь в 1947 году из построенного в рекордно быстрые сроки Ленинабадского горно-химического комбината в Таджикской ССР. Места разработки урана были засекречены до 1990 года.
Даже рабочие на рудниках не знали про уран. Официально они добывали «спецруду», а вместо слова «уран» в документах того времени писалось «свинец». Месторождения урана на Колыме были бедными. Тем не менее и здесь был создан горнодобывающий комбинат и при нем лагерь Бутугыча г. Этот лагерь описан в повести Анатолия Жигулина «Черные камни», но и он не знал, что здесь добывают уран. В 1946 году урановую руду из Бутугычага отправляли на «материк» самолетами. Это было слишком дорого, и в 1947 году здесь была построена обогатительная фабрика. Первый промышленный реактор и радиохимический завод «Маяк» начали строить на Урале, возле города Кыштым, в 100 км к северу от Челябинска.
Инженерный проект реактора составлялся под руководством Николая Антоновича Доллежаля, директора Института химического машиностроения. Закладкой урана в реактор руководил лично Курчатов. Строительством всего центра руководил начальник ПГУ Ванников. Объем строительства был очень большой, и здесь работали более 30 тысяч заключенных нескольких лагерей и три полка военно-строительных частей МВД. В 1947 году было развернуто строительство еще трех «атомградов», два в Свердловской области, Свердловск-44 и 45, для промышленного разделения изотопов урана, и один в Горьковской области, Арзамас-16, предназначенный для изготовления плутониевых и урановых бомб. Научными руководителями свердловских «объектов» были Кикоин и Арцимович. В Арзамасе-16 научное руководство проектами осуществляли Харитон и Щелкин. Все эти сейчас знаменитые ученые в конце 40-х годов не были никому известны.
Их имена были засекречены. Строительные работы шли быстрыми темпами, Главпромстрой ПГУ не жаловался на дефицит рабочей силы. Но урана не хватало. Даже в начале 1948 года первый промышленный реактор не мог быть запущен. Не хватало урана и для работы свердловских «объектов». Правительственные сроки для изготовления первых атомных бомб были пропущены. Реактор начал работу в середине 1948 года. В него заложили весь накопленный в СССР уран, включая ранее забракованные дефективные блоки с примесями.
Это приводило к «вздутию» некоторых блоков, авариям и остановкам реактора. При проведении ремонта было много случаев переоблучения персонала. Десять килограммов плутония — количество, заложенное в американскую бомбу, — были накоплены в СССР в июне 1949 года. По расчетам физиков, можно было бы провести взрыв и с меньшим весом столь дорогого металла. Но приказ «сверху» требовал делать копию, экспериментировать никто не хотел». Испытания на Семипалатинском полигоне Когда до испытания атомной бомбы оставался примерно месяц, центр всей подготовки переместился на полигон, где велась интенсивная работа по окончанию строительства сооружений, предназначенных для сборки изделия, постановки физических измерений и размещения испытуемых объектов. Что же представлял из себя полигон? Сама площадка, предназначенная для сооружения испытательного комплекса, представляла собой равнину диаметром примерно 30 км, окруженную с юга, запада и севера невысокими до 200 м горами, — прекрасное место, как будто бы сама природа позаботилась о том, чтобы создать максимальные удобства для предстоящих испытаний.
Штаб воинского подразделения, являющегося хозяином будущего полигона, вместе с жилым городком, с научной и материальной базой, расположился на берегу реки Иртыш в 60 км на северо-восток от испытательной площадки, в 120 км от Семипалатинска. Этот район Казахстана представляет собой безводную степь. Под полигон была отведена равнина диаметром примерно 20 км». Опытное поле — представляет собой круг радиусом 10 км. Все объекты, за исключением опытного поля, не представляли собой ничего необычного. Опытное поле впечатляло своими размерами и насыщенностью сооружениями с измерительной аппаратурой, техникой, сооруженными гражданскими и промышленными объектами, предназначенными для изучения воздействия поражающих факторов ядерного взрыва. В центре опытного поля была смонтирована металлическая решетчатая башня высотой 37,5 метров, с установленной на ней РДС-1. Мощность бомбы составила более 20 кт.
В 25 м от башни находилось здание из железобетонных конструкций, с мостовым краном в зале для установки плутониевого заряда в заряд из ВВ. Сооружение частично разрушилось, сама конструкция устояла. Из 1538 подопытных животных собак, овец, коз, свиней, кроликов, крыс в результате взрыва погибло 345 некоторые животные имитировали солдат в окопах. Легкие повреждения получили танк Т-34 и полевая артиллерия в радиусе 500—550 м от эпицентра, а на дальности до 1500 м все типы самолетов получили значительные повреждения. На расстоянии километра от эпицентра и далее через каждые 500 метров были установлены 10 легковых автомобилей «Победа», сгорели все 10 машин. На расстоянии 800 м, два жилых 3-х этажных дома, построенные в 20 м друг от друга, таким образом, что первый экранировал второй, были разрушены полностью, жилые щитовые и бревенчатые дома городского типа оказались разрушенными полностью в радиусе 5 км. В основном повреждения были получены от ударной волны. Железнодорожный 1000 м и шоссейный мосты 1500 м были искорежены и отброшены от своего места на 20—30 м.
Вагоны и автомашины, располагавшиеся на мостах, полуобгоревшие, были разбросаны по степи на расстоянии 50—80 м от места установки. Танки и пушки были перевернуты и искорежены, животных унесло. В Арзамасе-16 В начале 1950-х годов РДС-1 были изготовлены малой серией — пять штук, и на тот период ядерный арсенал Советского Союза этим и исчерпывался. Корчагина, на опытном производстве КБ-11 к концу 1949 года было изготовлено 3 устройства включая испытанное. К концу 1950 — еще девять устройств. К марту 1951 года на хранении на «объекте 550» находилось 15 устройств в разобранном состоянии.
Первая пятилетка
Четвертая пятилетка | В СССР такими периодами были пятилетки, поэтому приведём их краткие результаты, чтобы проследить динамику успехов, динамику созидания при социализме. |
Пятилетка в четыре года — Новопедия | Основу четвертой пятилетки составлял закон "О пятилетнем плане по восстановлению и развитию народного хозяйства". |
Четвёртая сталинская пятилетка: восстановление страны после войны | Земский учитель | Дзен | Четвертая пятилетка (1946–1950 гг.). |
Восстановление народного хозяйства СССР. Особенности 4-й и 5-й послевоенных пятилеток 1946-1955 гг
Состояние советской экономики после войны | Архангельская отметила, что к концу третьей пятилетки Советский Союз из аграрной страны превратился в индустриальную державу. |
Четвертая пятилетка | Таким образом, выполнить задание пятилетнего плана в аграрном секторе экономики в годы четвертой пятилетки не удалось. |
План и результаты 📙 четвертой пятилетки (1946-1950 гг.) - Экономика | Советский Союз выступил инициатором, Генеральным учредителем и абсолютным владельцем Организации Объединённых Наций (ООН) взамен Лиги Наций, которая была упразднена и прекратила своё существование в пользу Великого Суверенного Советского Народа. |