Композитор Александр Морозов Композитор Александр Морозов. Семья распалась через два года после рождения Александра, и матери пришлось воспитывать сына одной. Биография композитора Александра Морозова началась в небольшом молдавском городке Окница.
Александр Морозов: Свой первый шлягер я написал, не зная нот
Знаменитый композитор- большой наш друг — Социальная сеть для инвалидов СоСеДИ | Морозов Александр Сергеевич – советский и российский композитор, певец. |
Дети Александра Морозова — александр морозов композитор биография личная жизнь | Биография Александра Морозова. Александр Морозов – композитор и автор-песенник эпохи СССР, лауреат премии Ленинского комсомола, народный артист России, Украины и Молдовы. |
Главная, Александр Морозов, Марина Парусникова, официальный сайт | Александр Морозов – биография, фото, личная жизнь, новости, песни 2021. |
Морозов Александр Сергеевич - биография | У нас в гостях была семейная пара: народный артист России, Украины, Молдавии и композитор Александр Морозов и его супруга, участница. |
Александр Морозов и Марина Парусникова: «Нас поженил Кобзон!» | Нижегородская правда | Александр Морозов недавно дал большое интервью российским СМИ, где поделился подробностями личной и творческой жизни. В частности, популярный композитор сообщил о желании записать альбом своих песен с кипрскими музыкантами. |
Композитор-песенник Александр Морозов: «Все мои песни — мамин дар»
Биография композитора Александра Морозова началась в небольшом молдавском городке Окница. Александр Морозов – композитор, музыку которого знают все. Интервью Дмитрия Гордона с российским певцом и композитором Александром Морозовым в трех частях. Биография композитора Александра Морозова началась в небольшом молдавском городке Окница. Композитору Александру Морозову – 75. Песни Александра Сергеевича Морозова с 70-х годов сопровождают жизнь нескольких поколений советских и российских граждан, став частью «золотого фонда» отечественной песенной культуры. Композитор Александр Морозов Композитор Александр Морозов. Семья распалась через два года после рождения Александра, и матери пришлось воспитывать сына одной.
Александр Морозов
Александр Морозов: Свой первый шлягер я написал, не зная нот | Юбилейный концерт композитора Александра Морозова. |
Морозов Александр Сергеевич | Личная жизнь Александра Морозова состоит из четырех браков, пяти детей (трое его и двое от предыдущего брака его жены Марины Парусниковой), двоих внуков и одной внучки. |
Александр Морозов: «Моя душа вырвалась на волю»
Александр Морозов – композитор, музыку которого знают все. Музыка и творческие новости Александра Морозова. Александр поет сердцем, даря каждому частичку творчество затрагивает самые тонкие и неожиданные струны человеческой души. Композитор-песенник Александр Морозов хорошо знаком людям старшего поколения. Александр Сергеевич Морозов (1948 г.р.) – известный советский композитор, автор шлягеров в исполнении Аллы Пугачевой, Марины Капуро, Ярослава Евдокимова, Эдуарда Хиля, Эдиты Пьехи и других звезд советской эстрады. Личная жизнь Александра Морозова долго не складывалась.
Композитор Морозов сообщил о желании записать альбом своих песен с кипрскими музыкантами
Публикация от Александр Морозов (@morozov_artist). Более 30 лет назад молодой композитор Александр Морозов написал песню на стихи Николая Рубцова «В горнице моей светло», которой суждено было прожить яркую творческую жизнь и стать поистине народной. Александр Морозов – отнюдь не из тех, кто будет уютно почивать на лаврах своей известности, он постоянно работает и творит! Биография Александра Морозова. Александр Морозов – композитор и автор-песенник эпохи СССР, лауреат премии Ленинского комсомола, народный артист России, Украины и Молдовы. Композитор-песенник Александр Морозов хорошо знаком людям старшего поколения.
От «тапера» в интернате до всесоюзных хитов. Композитор Александр Морозов
Личная жизнь У артиста распались три брака. С 2002 года Александр Морозов женат на Марине Алексеевне Парусниковой. Александр Морозов – российский композитор-песенник и певец, народный артист Молдавии, Украины и Российской Федерации. Преуспевающая бизнесвумен Марина Парусникова и известный композитор Александр Морозов. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ Личная жизнь Александра Морозова долго не складывалась.
Александр Морозов – биография, фото, личная жизнь, новости, песни 2023
Сам себе сказал, что, наверное, я просто неудачник, мне в семейной жизни не везёт, и такому, как я, нужно жить одному. О чём, кстати, часто слышал из уст последней жены своей. У меня в Подмосковье был дом, не дом даже — просто коробка недостроенная. И после одного из конфликтов я туда уехал. Вот так бесславно закончился мой третий брак.
Опасные связи — Итак, три брака, у каждого свой срок. Вы с Мариной вместе уже семь лет. Считается, опасный период… — Нет, я думаю, срок отношений никто не может определить, он запрограммирован свыше. Начну с того, что знакомы мы уже лет 30.
Заочно, правда, — Марина подружилась с моей сестрой Светой на Олимпиаде-80, где они обе работали в группе награждения. Потом я узнал, что Марина вышла замуж, родила детей. А когда переехал в Москву, она пригласила меня в свою передачу… — Марина: Нет, это был Фестиваль близнецов, 1991 год, — включается в разговор супруга композитора. Я говорю: да какие проблемы.
И вот там мы познакомились. А потом я позвала его в свою телепрограмму… — Александр: Меня сразу пробило. Я увидел красивую, молодую, деловую женщину, которая крутит такие дела: ведёт программы на телевидении, проводит конкурсы, раскручивает людей. Чего, кстати, я никогда не испытывал на себе, мною никто не занимался.
Но не об этом, конечно, я подумал в первый момент — сначала просто понравилась женщина. Один раз, правда, мы не справились с чувствами. И отдавшись им сполна, очень сильно испугались. Просто та наша встреча вызвала очень сильные эмоции.
Это уже был перебор. Мы испугались любви. Можно ведь было принять другое решение — что нужны друг другу, что надо быть вместе. Саша на тот момент был женат уже третьим браком.
И он переставал верить себе — боялся, что опять пойдёт за чувствами, и снова они приведут его в никуда. Я не мог себе этого позволить. Понял, что надо просто бежать. Жестко придерживались нашего соглашения: не созванивались, не интересовались жизнью друг друга.
То есть заморозили всю эту историю. И она в замороженном виде как бы умерла… — Но хотя бы вспоминали друг о друге? Поэтому сказать, что день и ночь я страдал, переживал и слёзы лил, не могу. Сожаление было, конечно, что тогда не получилось… — Марина: Можно сказать, что мы буквально вычеркнули друг друга из своих жизней.
У Марины, например, была серьёзная травма, и я об этом узнал только спустя два года. Кто-то из знакомых сказал: а ты знаешь, что была автомобильная авария, и она находилась при смерти? Я, к своему стыду, об этом не знал… А потом я попал в непростую ситуацию. Приближалось 55-летие, мне предложили провести его в Кремлевском дворце.
Я дал согласие, но понял, что один с этим явно не справлюсь. Думаю: нужно обязательно с кем-то посоветоваться. Пришёл домой, включил телевизор. И увидел Марину.
Спустя много лет. Она вела программу на канале М-1. И мне вдруг так захотелось с ней встретиться! Рассказать обо всём, посоветоваться, обратиться за помощью.
Понимал, что это будет не просто — барьер-то между нами остался. И действительно — когда нашёл телефон её офиса и позвонил, Марина не стала со мной разговаривать. Но когда уже сам туда приехал, деваться ей было некуда. Говорю: «Ты выслушай меня, это буквально несколько минут — объясню, по какой причине я пришёл.
Да — да, нет — нет». Она смягчилась: «Ладно, здесь не место для разговоров, давай пойдём куда-нибудь». Мы поехали к Храму Христа Спасителя, сели в кафе. И просидели там четыре часа.
Она рассказала мне всю свою жизнь, я ей — свою. Практически исповедальная была беседа. В конце концов, она сказала: хорошо, я попробую, но мне нужно материал послушать. Мы приехали в мой пустой загородный дом: табуретка, синтезатор.
Но когда Марина услышала огромное количество песен, видимо, что-то её всколыхнуло. Во всяком случае, с того дня наши отношения стали развиваться стремительно. Как будто плотину прорвало… Я попрежнему не мог, не имел права говорить: оставь мужа, давай жить вместе. Просто использовал подготовку к концерту, чтобы находиться с ней рядом.
Сразу как-то легче стало на душе, я обрел смысл жизни. Но и для нее это был некий прорыв, я чувствовал, что она рвалась все время из дома… А 2 января 2003 года раздался в дверь звонок — «Я приехала к тебе. Навсегда…» Всё, с того момента мы вместе. Даже на один день не расставались… — Марина: Вы знаете, я очень практичный человек, очень.
Когда приехала в дом, где нет забора, где все поросло бурьяном, и в пустой комнате лежит матрас одинокий, — уверена была, что вся эта история не про меня. Потому что логики нет — я же человек разумный, рациональный. А спустя несколько дней пришла к мужу, — совершенно обалдевшему, который был ни сном, ни духом, — сказала, что должна уйти, потому что влюбилась. И ночью сюда приехала.
Без чемодана, без сумки. Без зубной щётки даже. Не понимая, что я делаю. Сплошная музыка — И всё же обстоятельства были против вас.
Назначили свадьбу на 1 сентября 2004 года, и в этот день случился Беслан. И мы отменили празднование. А уже и платье было, и ресторан, и список гостей — сплошь известные имена. Спустя какое-то время мы сыграли свадьбу.
Скромную, быструю. В кругу самых близких. После чего уехали в тур по Украине — началась избирательная кампания Януковича, и Кобзон организовал большой выезд под названием «Мы — дети твои, Украина». Сели в два автобуса, по всей стране 25 городов проехали.
Таким образом, у нас с Мариной получился своеобразный медовый месяц — ведь в каждом городе на банкетах пили за молодожёнов, за нас то есть.
С 1987 по 1992 год постоянно жил и работал на Украине, в это время активно сотрудничал с известными поэтами и исполнителями Украины. В это время А. Морозов был награждён Орденом Матери Терезы. Более 100 песен им написано на Украине.
И вдруг Морозов стал думать о Марине и захотел, чтобы именно она оценила его творчество.
Композитор позвонил в офис, но женщина отказалась говорить с ним. На следующее утро Александр Сергеевич лично стоял в офисе Парусниковой с цветами: «Я буду приходить сюда каждый день», — сказал он, и Марина согласилась поехать к нему. Тогда, глядя на играющего и поющего только для нее Морозова, бизнесвумен поняла, что «этот дом, этот мужчина и эта музыка станут новым стартом» в ее жизни. Семья для композитора не только надежный тыл, но и творческий союз. Жена стала продюсером музыканта и его творческой музой. Марина оставила свою карьеру, чтобы заниматься продвижением песен мужа.
Именно, благодаря ей произошел повторный рост популярности Морозова. У Марины тоже есть двое наследников — Дарья и Иван. На юбилейном концерте в 2021 году Александр Сергеевич признался, что счастлив, «хотя порой в личной жизни не все гладко складывалось». Композитор признал, что женщине нелегко жить рядом с человеком, «который полностью отдает себя музыке». Супругу он назвал родной и понимающей душой. Сейчас семья Морозовых живет в загородном доме в Валуево, недалеко от музея-усадьбы А.
В особняке у композитора есть собственная студия звукозаписи и бассейн. Основные сведения о творчестве Морозова и фото с концертов можно найти на официальном сайте и на страницах Марины и Александра в «Инстаграме». Александр Морозов сейчас В 2021 году Александр Сергеевич отметил юбилей — артисту исполнилось 70 лет. Маэстро обрел гармонию в творчестве и личной жизни. Перешагнув семидесятилетний юбилей, не перестает создавать новые композиции в тандеме со своей женой Мариной. Загородный дом в Валуево, где обосновалась семья, оснащен всем, что необходимо для работы и комфортной жизни.
Александр Морозов и Марина Парусникова — «Карантинная» В 2021 году Александр Морозов запланировал несколько концертов в Москве и Санкт-Петербурге, однако они были перенесены из-за коронавируса. Отрывок, характеризующий Морозов, Александр Сергеевич 18 и 19 ноября войска прошли еще два перехода вперед, и неприятельские аванпосты после коротких перестрелок отступали. В высших сферах армии с полдня 19 го числа началось сильное хлопотливо возбужденное движение, продолжавшееся до утра следующего дня, 20 го ноября, в который дано было столь памятное Аустерлицкое сражение. До полудня 19 числа движение, оживленные разговоры, беготня, посылки адъютантов ограничивались одной главной квартирой императоров; после полудня того же дня движение передалось в главную квартиру Кутузова и в штабы колонных начальников. Вечером через адъютантов разнеслось это движение по всем концам и частям армии, и в ночь с 19 на 20 поднялась с ночлегов, загудела говором и заколыхалась и тронулась громадным девятиверстным холстом 80 титысячная масса союзного войска. Сосредоточенное движение, начавшееся поутру в главной квартире императоров и давшее толчок всему дальнейшему движению, было похоже на первое движение серединного колеса больших башенных часов.
Медленно двинулось одно колесо, повернулось другое, третье, и всё быстрее и быстрее пошли вертеться колеса, блоки, шестерни, начали играть куранты, выскакивать фигуры, и мерно стали подвигаться стрелки, показывая результат движения. Как в механизме часов, так и в механизме военного дела, так же неудержимо до последнего результата раз данное движение, и так же безучастно неподвижны, за момент до передачи движения, части механизма, до которых еще не дошло дело. Свистят на осях колеса, цепляясь зубьями, шипят от быстроты вертящиеся блоки, а соседнее колесо так же спокойно и неподвижно, как будто оно сотни лет готово простоять этою неподвижностью; но пришел момент — зацепил рычаг, и, покоряясь движению, трещит, поворачиваясь, колесо и сливается в одно действие, результат и цель которого ему непонятны. Как в часах результат сложного движения бесчисленных различных колес и блоков есть только медленное и уравномеренное движение стрелки, указывающей время, так и результатом всех сложных человеческих движений этих 1000 русских и французов — всех страстей, желаний, раскаяний, унижений, страданий, порывов гордости, страха, восторга этих людей — был только проигрыш Аустерлицкого сражения, так называемого сражения трех императоров, т. Князь Андрей был в этот день дежурным и неотлучно при главнокомандующем. В 6 м часу вечера Кутузов приехал в главную квартиру императоров и, недолго пробыв у государя, пошел к обер гофмаршалу графу Толстому.
Болконский воспользовался этим временем, чтобы зайти к Долгорукову узнать о подробностях дела. Князь Андрей чувствовал, что Кутузов чем то расстроен и недоволен, и что им недовольны в главной квартире, и что все лица императорской главной квартиры имеют с ним тон людей, знающих что то такое, чего другие не знают; и поэтому ему хотелось поговорить с Долгоруковым. Что ваш старик? Какое впечатление он произвел на вас? Поверьте мне: он боится, боится генерального сражения, его час настал. Это я вам говорю.
Вот это какой человек, и больше ничего, — отвечал Долгоруков, оглядываясь с улыбкой на Билибина. Нет, не надобно забывать Суворова и его правила: не ставить себя в положение атакованного, а атаковать самому. Поверьте, на войне энергия молодых людей часто вернее указывает путь, чем вся опытность старых кунктаторов. Я был на аванпостах нынче, и нельзя решить, где он именно стоит с главными силами, — сказал князь Андрей. Ему хотелось высказать Долгорукову свой, составленный им, план атаки. Князь Андрей стал возражать и доказывать свой план, который мог быть одинаково хорош с планом Вейротера, но имел тот недостаток, что план Вейротера уже был одобрен.
Как только князь Андрей стал доказывать невыгоды того и выгоды своего, князь Долгоруков перестал его слушать и рассеянно смотрел не на карту, а на лицо князя Андрея. Кроме вашего Кутузова, нет ни одного русского начальника колонн. Начальники: Неrr general Wimpfen, le comte de Langeron, le prince de Lichtenstein, le prince de Hohenloe et enfin Prsch… prsch… et ainsi de suite, comme tous les noms polonais. Возвращаясь домой, князь Андрей не мог удержаться, чтобы не спросить молчаливо сидевшего подле него Кутузова, о том, что он думает о завтрашнем сражении? Кутузов строго посмотрел на своего адъютанта и, помолчав, ответил: — Я думаю, что сражение будет проиграно, и я так сказал графу Толстому и просил его передать это государю. Что же, ты думаешь, он мне ответил?
Eh, mon cher general, je me mele de riz et des et cotelettes, melez vous des affaires de la guerre. Я занят рисом и котлетами, а вы занимайтесь военными делами. В 10 м часу вечера Вейротер с своими планами переехал на квартиру Кутузова, где и был назначен военный совет. Все начальники колонн были потребованы к главнокомандующему, и, за исключением князя Багратиона, который отказался приехать, все явились к назначенному часу. Вейротер, бывший полным распорядителем предполагаемого сражения, представлял своею оживленностью и торопливостью резкую противоположность с недовольным и сонным Кутузовым, неохотно игравшим роль председателя и руководителя военного совета. Вейротер, очевидно, чувствовал себя во главе.
Он был, как запряженная лошадь, разбежавшаяся с возом под гору. Он ли вез, или его гнало, он не знал; но он несся во всю возможную быстроту, не имея времени уже обсуждать того, к чему поведет это движение. Вейротер в этот вечер был два раза для личного осмотра в цепи неприятеля и два раза у государей, русского и австрийского, для доклада и объяснений, и в своей канцелярии, где он диктовал немецкую диспозицию. Он, измученный, приехал теперь к Кутузову. Он, видимо, так был занят, что забывал даже быть почтительным с главнокомандующим: он перебивал его, говорил быстро, неясно, не глядя в лицо собеседника, не отвечая на деланные ему вопросы, был испачкан грязью и имел вид жалкий, измученный, растерянный и вместе с тем самонадеянный и гордый. Кутузов занимал небольшой дворянский замок около Остралиц.
В большой гостиной, сделавшейся кабинетом главнокомандующего, собрались: сам Кутузов, Вейротер и члены военного совета. Они пили чай. Ожидали только князя Багратиона, чтобы приступить к военному совету. В 8 м часу приехал ординарец Багратиона с известием, что князь быть не может. Князь Андрей пришел доложить о том главнокомандующему и, пользуясь прежде данным ему Кутузовым позволением присутствовать при совете, остался в комнате. Кутузов в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал.
На звук голоса Вейротера он с усилием открыл единственный глаз. Ежели первое время члены совета думали, что Кутузов притворялся спящим, то звуки, которые он издавал носом во время последующего чтения, доказывали, что в эту минуту для главнокомандующего дело шло о гораздо важнейшем, чем о желании выказать свое презрение к диспозиции или к чему бы то ни было: дело шло для него о неудержимом удовлетворении человеческой потребности —.
В школьные годы мальчика отдали в интернат, после окончания которого Александр уехал в Ленинград и поступил на факультет физкультуры в техникум, а потом в пединститут. Музыка Будучи студентом ЛТФКиС, Александр Морозов собрал музыкальную группу, с которой выступал на праздниках и торжественных мероприятиях учебного заведения. В 1968 году молодой музыкант написал первый хит на стихи Сергея Ильясова «Травы пахнут мятою», который повлиял на его творческую биографию. Болгарский певец Борис Гуджнов, исполнив шлягер на конкурсе «Песня года», получил первую премию, прославив имена композитора и поэта. Помимо всероссийской известности, песня принесла студенту Морозову и хороший доход: сумма авторских отчислений превышала зарплату ректора вуза. Успех вдохновил музыканта на создание новой популярной композиции «Неприметная красота» для ансамбля «Поющие гитары». Следующий хит в исполнении Людмилы Сенчиной «А пока, пока по камушкам река бежит» уходит в народ.
После окончания пединститута Александр Морозов отправляется в армию, где продолжает писать музыку для матросского ансамбля «Волна». Демобилизовавшись, в 1975 году музыкант поступает в консерваторию имени Н. Римского-Корсакова, окончить которую не удается из-за плотного гастрольного графика. В эти годы музыкальный стиль композитора-песенника формируется под воздействием творчества педагогов В. Гаврилина и В. Читайте также: Дарья егорова личная жизнь дети В 1984 году Александра Морозова приглашают для работы в группу «Форум». Под руководством композитора коллектив выпускает две пластинки — «Форум» и «Никто не виноват». В 1987 году Морозов покидает Москву и переезжает в Украину, где работает с местными поэтами и музыкантами. В самом начале 90-х с семьей эмигрирует на Кипр, но уже в 1992 году возвращается в столицу России и открывает собственную студию звукозаписи «Мороз-Рекордс».
Многие песни Морозова со временем теряют авторство и получают статус народных: «Малиновый звон», «Зорька алая», «В горнице», «Летела гагара», «Камушки», «Душа болит», «В краю магнолий», «Улетели листья». Сольную карьеру Александр Морозов начинает в середине 90-х годов, выпустив альбом «Именины сердца», в который входят треки «Остановите землю», «Душа болит». В 2002 году автор начинает концертную деятельность. В течение 6 лет создает 15 авторских альбомов, среди которых особую популярность приобретают «Маленькая станция», «В горнице», «Любите, пока любится», «Жизнь хороша моментами». Александр Морозов и коллектив театра песни «Самородок» В 2003 году Александр вместе с Мариной Парусниковой открывает театр песни «Самородок», который становится стартовой площадкой для многих молодых музыкантов. В 2012 году композитор награждается дипломом «За вклад в отечественную культуру». Личная жизнь Личная жизнь Александра Морозова долго не складывалась. Музыкант женился три раза, пока не познакомился с нынешней супругой Мариной Парусниковой. От первого брака у Морозова остался сын Дмитрий, который сейчас живет в Санкт-Петербурге и занимается шансоном.
У старшего сына подрастают двое детей. Средняя дочь от второй жены — Александра — работает в театре «Самородок», состоит в отношениях с гитаристом Гасаном Багировым. Александр Морозов и Марина Парусникова Младший сын от третьего брака Максим выбрал профессию финансиста.
Происхождение фамилии Морозов: история и интересные факты
Но мальчика больше привлекали поезда, которые увозили людей в неведомые крупные города. С самого детства Александр проявлял музыкальные способности. У матери не было средств для его обучения, поэтому она решила отправить сына в Кишиневский интернат. Расставание было мучительным, но в учебном заведении были возможности заниматься музыкой. Юный Морозов не знал нот, учился кое-как, зато в оркестре народных инструментов мог на гармошке подобрать любую мелодию. В школе-интернате он проучился с 1 по 7 класс. До сих пор ему подвластен любой инструмент, на котором он не только подберет, но и сочинит мелодию Выбор профессии По окончании семилетки перед ним встал вопрос о выборе профессии. Парень рос очень спортивным. Ему нравилась легкая атлетика, он участвовал в соревнованиях за футбольную, волейбольную и баскетбольную команды интерната.
Александр Сергеевич решил покорять спортивный Олимп и отправился учиться в Ленинградский педагогический институт им. Это было учебное учреждение, дающее право быть как действующим спортсменом, так и тренером. После южного и зеленого Кишинева Ленинград показался парню величественным и холодным городом. Но, как это часто бывает, если город принимает приезжего, то это навсегда. Северная культурная столица не только приняла Александра Морозова, но и открыла перед ним все двери. Здесь парень понял, что музыка является его главным призванием. В институте он создал свою первую музыкальную группу и выступал на всех студенческих мероприятиях. Дебют молодого композитора состоялся в 1968 году.
Он написал песню «Травы пахнут мятою», который исполнил болгарский певец Борис Гуджунов. После окончания ВУЗа Морозова призвали в армию. Первый год он служил в Балтийском флоте на крейсере «Киров» в Кронштадте. Но к этому времени он уже являлся известным молодым композитором, песни которого исполняли Эдита Пьеха, Эдуард Хиль и Людмила Сенчина. Матроса Морозова командировали в Ленинградский матросский клуб для поиска талантов. Здесь он создал ансамбль «Волна», который исполнял его песни. Интересный факт! На свое первое награждение в «Песне года-72» Морозов прибыл, как говориться, с корабля на бал.
В матросской форме идти на телепроект было не удобно, парадного костюма пока не было, поэтому Александр Сергеевич явился на церемонию в мохеровом свитере, и стал самым модным среди награждаемых. На церемониях последующих годов Морозов был при костюме, рояле и микрофоне В 1975 году Морозов поступил в Ленинградскую консерваторию. Это был беспрецедентный случай, когда студентом высшего музыкального учебного заведения стал человек, не имеющий начального музобразования. Председатель экзаменационной комиссии тогда сказал, что парень — самородок, но его нужно чистить. Учеба продолжалась в течение трех лет. Затем Морозову пришлось отчислиться, так как плотный гастрольный график не позволил полноценно учиться. Таким образом маэстро советской эстрады остался без музыкального образования.
Я жил среди крестьян, участвовал в похоронах и свадьбах, проводах в армию, везде был желанным гостем, мои песни любили. Мое материальное положение ухудшилось.
В это время мне предложили продать мои студию и офис. Моя жена Татьяна ухватилась за это предложение, уговаривая уехать из России. В то время на Кипре можно было недорого приобрести недвижимость. Продав все, кроме квартиры в Москве, мы отправились на Кипр, где прожили три года. Сын Максим пошел в английскую школу, в совершенстве овладел английским языком. Но, несмотря на то что за границей все было хорошо, красиво, мучила ностальгия, тянуло в Россию. Во мне произошел какой-то внутренний надлом, я стал меньше писать. В конце концов, вернулся в Россию, правда, без жены, которая неправильно поняла мое желание покинуть Кипр. Я с детства впитал в себя украинские, молдавские, русские мелодии.
А композитором стал, даже не получив систематического музыкального образования. Дело в том, что маме было трудно меня прокормить — они разошлись с отцом, когда мне было всего два года. Времена были сложные, я рос без присмотра, и мама отдала меня в интернат. В интернате единственной связью с домом было радио. Как же я слушал песни, звучащие по радио! Я же все их знал наизусть, еще от мамы. И через эти песни имел незримую связь со своим домом… Потом поехал в Ленинград и поступил в пединститут на физкультурный факультет. Тогда и Пьеха, и Хиль, и Сенчина гремели. И я старался не пропускать их концерты.
Неожиданно для себя на первом курсе написал свою первую песню «Травы пахнут мятою». Это был 1968 год. Песню исполнил болгарский певец Борис Гуджунов. Вышла гибкая пластинка. Это дало мне возможность поверить в свои силы: раз я написал одну песню, можно попробовать еще. И потом появилась «Никто не приглашает на танцы», ее исполнила 16-летняя Ира Понаровская, солистка «Поющих гитар». Потом Люда Сенчина спела «А пока-пока по камушкам»… — Практически у каждого автора есть своя «визитная карточка». У вас есть такая песня?
Я был этому очень рад, потому что получил возможность посетить те уголки Нижегородской области, где бы я никогда не побывал. И люди, которые сейчас смотрят это интервью, они вспомнят эти наши незабываемые встречи, когда после концерта в какой-нибудь деревне прямо тут же на сцене, где я только что пел песни, стоял импровизированный стол, скатерть-самобранка и все, что у людей было в закромах, появлялось на столе. Это были действительно очень памятные встречи, и я благодарен судьбе, потому что я именно тогда почувствовал, что эта песня получилась. Люди сразу же подхватывали припев этой песни вместе со мной. И потом год за годом, год за годом — и вот она теперь звучит на вокзале. Вы, как композитор, наверное, думаете иначе? Мне кажется, что все-таки песня — это некий синтез слов и музыки. Однако чаще, да не обидятся на меня поэты, все-таки музыка определяет популярность песни, потому что какие бы ни были хорошие стихи, если не получится музыка, то произведение не получается, и если музыка яркая, то она может звучать и на «Абракадабре». Когда мы слушаем песню на иностранном языке, мы же понимаем не все слова, но, тем не менее, наша душа, наши эмоции, они реагируют именно на мелодичность. Поэтому если говорить о песне, то, конечно же, главное — это мелодия. Артем Волошин из Нижнего Новгорода спрашивает: «В интернете пишут, что представители шоу-бизнеса много пьют и даже употребляют наркотики. Например, от алкоголизма лечился Григорий Лепс. И они обязательно считают своим долгом, хотя бы по рюмочке с ним выпить, и не секрет, что всегда проходят разного рода банкеты и тому подобное. Но я знаю много случаев, когда молодые звезды, пройдя такое испытание, находят в себе силы остановиться. К ним приходит понимание, что если со всеми быть друзьями по рюмке, то долго протянуть не получится. Я могу сказать, что сейчас среди звезд появилось много трезвенников, артистов, которые думают о своем здоровье, иначе эстрада уже спилась бы. Просто к ним пришло понятие, что творчество дороже, и нет ничего страшнее, чем потерять свою аудиторию — любовь народа, счастье выходить на сцену и петь для своих людей. Надо просто ударять по правильным клавишам в правильное время — а инструмент играет сам». Какое же это искусство, если нужно просто правильно ударять по клавишам? Получается, любой человек, следуя этому правилу, может стать виртуозным исполнителем и добиться успеха. Или формула успеха в другом? Есть такое понятие как интуиция или, как говорят в народе, божий дар. Я считаю, спасибо господу Богу, что он меня наделил таким даром, ударять по тем клавишам, которые нужны. Я сам не понимаю и не могу объяснить, почему именно вот эти клавиши и почему именно вот эта мелодия — мне это не поддается. Если бы это основывалось на каких-то понятных законах, то все песни, которые люди пишут, были бы очень хорошими.
Александр Морозов: Она же ждёт мэтра — композитора. Марина Парусникова: Она ждёт известного человека. Александр Морозов: И стоит ждёт, посмотрела на часы. Я подошёл, говорю: «Люда, здравствуй». Марина Парусникова: «Это я». Александр Морозов: «Это я», — да. Она так была удивлена. Максим Митченков: «Люда, это я». Александр Морозов: Абсолютно. Александр Морозов: Смотрите, эта песня была… да, в 71-м году я её отдал Эдуарду Хилю и уже в конце 71-го-начале 72-го она уже попала на «Песню-72», и мы с Эдуардом Хилем приехали, а я ещё на службе находился, но мне разрешили, я спросил разрешения, мне разрешили быть в гражданской одежде, но я подумал: «Как бы мне так помоднее одеться? Максим Митченков: Да. Александр Морозов: Тогда в ту пору были очень популярны… Максим Митченков: В тельняшке нельзя было на «Песне года», да, мы понимаем. Александр Морозов: Первые свитера, помните, в 70-х? Марина Парусникова: Такие пушистые. Мария Карпова: Мохеровые. Максим Митченков: Да-да-да, Маруся помнит. Марина Парусникова: Маруся… Маруся тогда бабушка. Александр Морозов: Да-да, и вот я надел мой первый свитер, и тогда все авторы сидели в одном 17-м ряду, рядом со мной справа сидел Оскар Борисович Фельцман в дорогущем шерстяном костюме, поскольку мы вот сидели рядом, весь мой свитер переходил на его костюм, и вот когда он увидел, а ему надо ж было вставать, кланяться… Мария Карпова: Да-да-да. Александр Морозов: И он так нервно стал очищаться, ничего мне не сказал, правда нервничал очень. Марина Парусникова: Саша был в модном свитере самым модным и молодым композитором на «Песне года-72», это была песня «На взлёт», которую исполнял Эдуард Хиль. Александр Морозов: Да. Марина Парусникова: Это была самая первая «Песня года». Александр Морозов: «На взлёт! Но что поделать — остаёшься ты! До звёзд! До самых звёзд нам наводить мосты». Марина Парусникова: И это была первая песня Александра Морозова, которую он спел спустя… сколько получается после исполнения? Почти 50 лет, да? Александр Морозов: Да-да-да. Марина Парусникова: Почти 50 лет после своего дедушки. Мария Карпова: А ещё мы знаем, что у вас сложились такие тёплые дружеские отношения с Эдитой Пьехой. Как вы познакомились? Александр Морозов: Я просто всё-таки посещал все концерты, поскольку это была моя уже профессия, зятя я ещё был студентом спортивного факультета института Герцена, и на одном из концертов я познакомился с ней и сказал, что я пишу песни с такими поэтами, когда назвал имя Глеба Горбовского, она говорит: «А это интересно! Вы знаете, мне здесь не очень удобно, вы, наверно, приезжайте ко мне, и мы с Александром Александровичем, — с мужем, с Броневицким, — послушаем ваши песни, если что-то понравится, с удовольствием возьмём». И вот так я оказался у неё в гостях, у неё квартира была как раз напротив, через дорогу, Октябрьского зала, и я пришёл к ней в гости… Марина Парусникова: Но самое главное, что она тебя накормила любимыми польскими грибочками, она всегда про это вспоминает. Александр Морозов: В этот вечер и ей и, самое главное, её руководителю художественному… Марина Парусникова: Её мужу. Александр Морозов: Мужу, да, Александру Александровичу, он очень строгий был, ему понравилось несколько песен, и они взяли их в свой репертуар и с тех пор… Марина Парусникова: И, кстати, там бегала маленькая… Александр Морозов: Маленькая Илона. Мария Карпова: Илона, да-да-да. Марина Парусникова: Маленькая Илона проносилась мимо. Александр Морозов: Ей было 6-7 или 8 лет. Марина Парусникова: Она запомнила его с тех пор. Максим Митченков: Не я, не я, но я знаю тех, кто стоял, и здесь значится художественным руководителем «Форума» Александр Морозов, тут и фотография ваша есть, вообще, как вы решились начать такую новую эру в своей музыке и в своём творчестве, потому что это совершенно другая музыка была, непохожая на то, что вы делали раньше до этого, до «Форума»? Александр Морозов: Это уже время было такое — середина 80-х годов, 84-й год, уже совершенно другая музыка и зарубежная звучала: A-ha, многие другие… Марина Парусникова: Modern Talking. Александр Морозов: Modern Talking, уже такая пошло компьютерное сопровождение музыкальное, и вот тогда родилась идея создать такую группу, которая использовала бы в своих аранжировках именно компьютерную технику, и вот здесь, конечно, мне очень на помощь пришёл замечательный аранжировщик, который освоил все эти новые инструменты компьютерные, Саша Назаров — наш музыкальный руководитель и автор всех аранжировок группы «Форум». Что самое интересное, мы создали репертуар «Форума» несуществующего… Максим Митченков: Да. Александр Морозов: Просто песни написали, ещё не зная солиста, и только после того как были написаны песни, мы с Назаровым стали посещать регулярно ленинградский рок-клуб и подыскивать современного исполнителя, и мы остановились на Викторе Салтыкове и сделали ему такое предложение, и он согласился, и вот так осенью 84-го года мы записали нашу первую пластинку форума, которая буквально через… ну, тогда не пластинка была, а просто магнитофонная запись, и удивительно, что через буквально 3-4 месяца весь Советский Союз, непонятно откуда, ни по радио, ни по телевидению эти песни ещё не звучали, но весь Советский Союз уже слушал «Форум». Вы же их написали за 2-3 недели, по-моему, всего, весь альбом, да?