Промысел этот был настолько труден, опасен и важен, что ямщики получали государево жалованье и освобождались, говоря современным языком, от налогов.
Что значит слово «ямщик»?
Что такое ямщик | Питались ямщики в скоромные дни неплохо — соответственно тяжелой работе. |
Ямщик — "Энциклопедия. Что такое Ямщик | Гребец-ямщик приравнивался к одноконной гужевой подводе. |
Что такое ямщик? Кратко о профессии
Академик В. Миллер писал о тюркизмах в составе древнерусского языка: «Быть может, и многие слова, которые считаются татарскими, еще раньше татар проникли в русский язык, ибо, если слово в письменных памятниках появляется в XIV-XV вв. Оно просто случайно могло не быть употреблено в дошедших до нас памятниках письменности. Такое сомнение может быть высказано относительно очень многих русских слов тюркского происхождения, которых хронология для нас не ясна. Можно, например, указать ряд русских слов, которых оригинал находится в половецком словаре, но нельзя при этом утверждать, что эти слова взяты нами у половцев, а не у татар, таковы: алтын, алмаз, аркан, казна, казначей, камыш, вьюк, торба, толмач, шатер, чепрак, сундук, сычуг, базар, башмак, бурав, булат и др. Экскурсы в область русского народного эпоса. Великий русск.
Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов.
Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: передремать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Кроме того, Лидия Андреевна — потомок известного ямщицкого рода Фёдоровых. Два первых гостевых дома новой туристической базы, беседки и хозяйственные постройки построены на родовых землях. Для развития проекта Аресу и Лидии потребовалась дополнительная территория. В 2020 году семья оформила «дальневосточный гектар», примыкающий к землям подворья.
Сейчас на полученном по программе участке строится третий гостевой дом — самый крупный, вместимостью на 12 человек, и работает русская баня. Я родом из Синска, поэтому каждый уголок здесь мне хорошо знаком. Выйдя на пенсию, мы с мужем переехали из Якутска сюда, в родное село. Здесь занялись строительством: восстановили родовой дом, а затем стали строить туристическую базу: гостевые дома, баню, беседки. Как и у любого сельского жителя, у нас есть своё приусадебное хозяйство.
Однако трудились не просто на свежем воздухе, а с отличным питательным пайком, что было совершенно логично и сопровождалась хорошим питанием - ни один владелец перевозимого груза не был заинтересован в физически слабых и постоянно голодных бурлаках, которые будут плохо работать.
Кроме того, не гнушались в голодные годы этого занятия и представительницы прекрасной половины человечества: просто их собирали в группы побольше, до полусотни человек, и в результате из эффективность не отличалась от услуг мужских групп. Мужчины-бурлаки конца 19 века. А вот бурлакам в количестве времени на отдых везло куда больше. Отмечают также и очень плохую одежда людей, тянувших лямку - но она походила на лохмотья не от плохой жизни, а от специфики самой работы - на такую в целых чистых вещах в принципе никто бы не пошёл. Более того, у бурлаков была возможность объединялись в артели - своего рода профсоюзы, что позволяло им осуществлять довольно независимую деятельность. К тому же, их зарплата была многим гражданам на зависть в то время: по данным редакции Novate.
Группа женщин-бурлачек за работой. Впрочем, это совершенно не значит, что они не сосуществовали параллельно. На самом деле это происходило довольно долго - официальный запрет на этот род занятий был произведён только советской властью аж в 1929 году. Тряпичник Василий Перов. И эпоха этого рода деятельности также была завершена при необычных обстоятельствах: оказывается, её выбросил за историческую периферию даже не научно-технический прогресс, а начало пробуждение в человечестве интереса к влиянию на окружающую среду проблему производства больших объёмов мусора. А всё потому, что тряпичники занимались тем, что покупали и сортировали в основном текстильные отходы, например, лапти, старую бумагу и даже стекло.
Специалист по скупке подержанных тканевых вещей. Механизм их деятельности заключался в том, что они обходили каждый двор и улицу города и выкупали, а иногда выменивали у местных ветошь на какие-нибудь мелкие, но полезные вещи. Интересно, что их по внешнему виду очень быстро отличали - как и в случае с бурлаками, они, мягко говоря, пренебрегали непрезентабельностью вида из-за сущности своей работы: они зачастую одевались в лохмотья, ещё и не особо приятно пахни. Именно из-за их вида в обществе появился стереотип, что тряпичниками становится представители маргинальной части обывателей. Тряпичники считались маргиналами и бедняками. А если у тряпичника находилась предпринимательская жилка, он мог скопить даже определённое состояние.
Впрочем, если говорить о рекордсменах по доходам среди тряпичников, то это были перекупщики. Деятельность тряпичников была такая актуальная и прибыльная в своё время, что они нередко собирали отходы не только по собственной инициативе, а ещё работали после заключения полноценных контрактов, например, на ярмарках, занимаясь оптовой скупкой. Выглядели неопрятно, а зарабатывали неплохо. В результате вещи стали намного дешевле и разнообразнее по ассортименту, а потому старый хлам, собранный без сортировки обыкновенным человеком, быстро стала морально устаревшей.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Ямаши: ямщик, не гони лошадей!
- Характеристики ямщика
- Значение слова ЯМЩИК в Большом современном толковом словаре русского языка
- Похожие слова
Как работали транспорт и почта в Росси до железных дорог
Разбираемся, что такое ямщик. В этом же значении понятие «ямщик» и ранее использовалось восточнее Томска. Ямщиков набрали из беднейших слоев населения, им отвели пахотные земли и луга, повысили оклады, земли и дворы освободили от налогов. проводник), которые должны были держать по 3 лошади, телегу, сани и полную сб. Немецкий дипломат и путешественник штейн писал, что ямщик может доехать от Москвы до Новгорода всего за три дня. Сколько песен про ямщиков разлетелось по Руси, сколько жутких рассказов спешило вслед за отчаянными, бесстрашными, азартными ямцунами.
Кто такой ямщик
Он содержал почтовую станцию и лошадей. Фото: golos. Создавались ямские слободы, вводился специальный ямской налог на содержание станций. Возницам платили жалованье и выдавали землю, освобождая от уплаты налогов. Их нельзя было записать в крепостные. Неудивительно, что многие крестьяне хотели попасть на ямскую службу. Фото: hitrovka. Одна лишь одежда, согласно документам 1628 года, обходилась ямщику в 6,4 рублей: зипун лазорев астрадинный 2,5 руб.
Ожегов, Н. Вам предстоит отправиться куда то далеко и, может быть, надолго. Ругались с ямщиком или били его — перестаньте вести себя нагло и наплевательски по отношению к своим друзьям и… … Большой универсальный сонник Ямщик — Ямщик, увиденный во сне, символ перемен или скорой поездки.
Встречается в… … Лингвострановедческий словарь ямщик — Древнерусское заимствование из тюрк. Дышловые лошади жались от колей на дышло, но ловкий ямщик, боком сидевший на козлах, держал дышлом по колее, так что колеса бежали по… … Толковый словарь русских существительных Что значит слово «ямщик»? Ямщик — это человек, перевозящий пассажиров или груз на почтовых лошадях.
Древнерусское слово «ямъщикъ» образовано от тюркского существительного jam «ям» , что значит «почтовая станция» или «почтовая лошадь». Оно вошло в употребление в XIV веке и в наши дни из-за исчезновения профессии считается устаревшим.
Он занимается перевозками груза, корреспонденции и пассажиров. Это название появилось во времена Золотой Орды. Пошло слово «ямщик» от названия «яма», которое носили почтовые станции.
До появления на территории России железных дорог ямщики занимались большинством наземных перевозок коммерческих грузов. Потому они имели громаднейшее значение для экономики страны, и в какой-то момент сформировали отдельное сословие. Ямская гоньба Монголо-татары ямами называли станции, где они могли сменить лошадей, восполнить провизию и отдохнуть. Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга. При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты.
Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой». Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции.
Ямские казачьи полки Вскоре после начала русско-шведской войны 7 октября 1788 года по образцу донских казачьих полков был создан Ямской казачий полк.
Основу нового сформировали ямщики, обслуживающие коммуникации Московской, Тверской, Новгородской, Псковской, Ярославской, Вологодской и Костромской губерний, офицерский состав был набран из донских казаков. После интенсивной боевой подготовки полк был направлен на границу с Финляндией, чтобы обеспечивать прикрытие Санкт-Петербурга. Исследователь С. Балмасов пишет о службе ямщиков в Ямском казачьем полку: Каждому выплачивалось немалое ежемесячное жалование, было выдано оружие, обмундирование и провиант, но в бой ямщики шли, как и природные казаки, на своих конях.
Казаки-ямщики, часто действуя вместе с донскими и оренбургскими казаками, отбили неоднократные попытки врага приблизиться по суше к Санкт-Петербургу и перешли к активным наступательным действиям. По окончании боевых действий Императрица Екатерина II оставила полк на службе, наградив казаков-ямщиков. Они были удостоены не только боевых наград, но и получили денежные компенсации за потерянных коней, пенсии увечным воинам. После того, как 19 декабря 1797 года Павел I расформировал полк, ямщики вернулись к своему привычному занятию.
Тверской-ямской казачий полк в составе шести сотен был сформирован по указу императора Александра I от 10 сентября 1812 года для усиления отряда генерала Ф. Винцингероде в Волоколамске из ямщиков Тверской и Московской губерний. Командир полка — майор Ф. В 1812 году полк действовал в отряде Винцингероде, в кампанию 1813 года сражался в отрядах генералов И.
Значение слова ЯМЩИК в Большом современном толковом словаре русского языка
Немецкий дипломат и путешественник штейн писал, что ямщик может доехать от Москвы до Новгорода всего за три дня. — Ямщики с XVI столетия были освобождены от податей и повинностей ради сосредоточения на гоньбе – главной их служебной обязанности. Разбираемся, что такое ямщик. В этом же значении понятие «ямщик» и ранее использовалось восточнее Томска. Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯМЩИК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках. Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу[1].
Когда я на почте служил ямщиком…
Из какого языка пришло слово «ямщик» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Александр Пушкин, Культура, вяземский на развлекательном портале Изначально ямщик — житель яма (почтовой станции), обязанный на своем транспорте и своими силами доставлять в назначенное место казенные послания, грузы, должностных лиц. Смотреть что такое “ямщики” в других словарях: ямщики — Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в. Доставив путника на точку, ямщик возвращал коней обратно. Постепенно ямщики превратились в особое сословие наподобие стрельцов, они совмещали ведение своего хозяйства с выполнением обязанностей перед государством.
"Наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве"
Пушкина сохранился анекдот о том, как князь Потемкин отправил к императрице курьера со срочным донесением. Ямщик мчался так быстро, что шпага курьера стучала по верстовым столбам, как по частоколу. Кроме того, должность ямщика требовала силы и смелости. Часто они подвергались нападению разбойников, так как перевозили крупные денежные суммы. В странах Европы получил широкое распространение почтовый рожок, с помощью которого подавались сигналы. Такую же практику ввел в России и Петр Первый, но рожки так и не стали популярными: русские ямщики предпочитали свист и громкий крик. От кандидата на должность ямщика требовалось умение свистеть.
Они обеспечивали также и охрану перевозимых грузов и седоков, для чего ездили вооружёнными. При строительстве Петербурга из крестьян, направленных 1714 году из мест своего прежнего проживания для отправления почтовой гоньбы, по указу царя в 1720 году несколько семейств было временно расселено в районе Чёрной речки. В 1723 году им отвели новое место «за Невским монастырём » [8] , где таким образом образовалась первая в истории города ямская слобода. Крестьянин, выехавший в Петербург по правительственной разнарядке и с согласия помещиков, если он не был государственными крестьянином изначально , и оставшийся в городе на следующий сезон, не только терял связь со своим классом, но со временем превращался в мелкого частного предпринимателя, оказывая услуги по извозу уже сугубо в частном порядке.
Впрочем, те крестьяне, которые остаются в Петербурге на следующее лето, вступая в должности дворников, извозчиков, разносчиков, пользуются выгодами, отвыкают от сельских работ и неохотно возвращаются к сельскому быту [8] — Иван Пушкарёв. Описание Санкт-Петербурга… — С. На первый взгляд кажется забавным демографический состав этой прослойки в изложении И. Раскрывая общую численность на 1 января 1838 года 328719 мужчин и 138806 женщин , он указывает: «14. Ямщиков: муж. Но к некрасовскому о русских женщинах «коня на скаку остановит» это не относится: лица женского пола указаны в книге Пушкарёва и по служителям культа. То есть, в данном случае в «ямщиков» включены не только представители этой профессии, но и все члены их семей обоего пола. Вплоть до широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важное значение для экономики России. Ямская повинность Подробнее по этой теме см.
Часть губерний отправила ямщиков в соответствии с указом Сената сразу, «по первому зимнему пути», не построив для переселенцев жилья заранее. Ямщики прибыли в Петербург в начале зимы 1714-1715 гг. Ямщики, часть из которых прибыла в столицу с семьями, оказались в Санкт-Петербурге без крыши над головой и без пропитания. Так, переведенцы из разных городов Московской губернии в 1715 году жаловались в Сенат, что они высланы в Петербург «с женами и с детьми в скором времени», «неисправясь в нужде», «и до С. В своей жалобе переселенец сообщал, что «высланы они с Воронежа, с ямской слободы на житье на Волхово и для строения домов своих», но «им из ямской слободы с мирских людей никакой подмоги не дано и государева жалованья нигде не выдано», а потому «им построиться и кормиться не чем». Воронежские ямщики просили, «чтоб великий государь пожаловал их, велел на строение домов и им на пропитание выдать жалованье, чтоб им чем было пробыть». Ямщики объясняли, что они сделали все по указу, были «высланы они к тому строению с лошадьми и плотничными снастями на Волхов всего 7 дворов по человеку». В губернии своей «велено им требовать» в Петербурге «под то строение места и других припасов у кого надлежит». Когда они «приехали в С. Потому что «ныне они живут в С. Так писали ямщики из Воронежа. Канцелярия Сената навела справки, и оказалось, что хотя ямщики и высланы из Азовской губернии, но «коммисара по 19 сего ноября для того поселения с деньгами не прислано». Не взирая на угрожавший наказанием указ Петра о порядке подаче челобитных, ямщики шли на его нарушение и пытались искать в Сенате правду. В своем доношении переведенцы писали, что они «самые скудные, одинокие и безлошадные люди»; что «ныне в С. Не зная, что делать со скопившимися в Петербурге ямщиками, А. Меньшиков 15 марта 1715 года пишет в Сенат, что «царское Величество указал изо всех ямщиков», прибывших в столицу «на переведение, оставить здесь треть, а достальных отпустить в домы их до того времяни, как на здешних ямах дворы им построены будут; а для строения дворов их нарядить изо всех губерний», «из ямщиков, которые на переведение сюда не написаны», «со всякою плотничною снастью, и с подмогою и с провиантом до того времени, как они на здешних ямах все домы переведенцам построят»! Причем, построить эти дома должны были их же земляки, которым надо было прибыть в Петербург с плотниками и «плотничною снастью». Потом эти ямщики-«непереведенцы» должны были вернуться в свои губернии, а переведенцы снова возвращаться в Петербург! Такие решения Петра Первого и его помощников в комментариях не нуждаются. Можно только посочувствовать русским людям, добравшимся до новой столицы в столь сложное время и вынужденным возвращаться назад без средств к существованию. Вот так и ходила Русь-матушка туда и сюда по «прешпективной» большой дороге. Ходила и умывалась слезами. Часть ямщиков из Азовской губернии осела в Чудово, также претерпев немало. Челобитные ямских людей в Сенат красноречиво рисуют картину обустройства в новом крае, по которой отчасти можно судить, как заселялся и Тосненский Ям. Он выделил дворянина Д. Шамшева для расселения ямщиков «на Волхове на Соснинке реке на новоочищенной большой дороге». А местные «крестьяне в скасках написали, что на том месте» ямщикам «жить и селиться невозможно, потому что то место ниско, вода… стоит на том месте многое число». А «хлеба пахать и сена косить негде, потому что подошли вблизости болота». Тогда дворянин Шамшев отвел ямщикам «под дворы землю на Чудове на Кересте реке на новоочищенной большой дороге». Место лежало «от реки Керести до деревни Чудова до сельца Куртова», где представитель власти «пашенную землю и сенных покосов и лесных угодий» ямщикам отвел и «приказал им на дворовое строение лес подряжать и самим рубить, кому что пригодно». Ямщики взялись за работу, и «на том месте себе строения хоромы сторговали и лес подряжали и сами рубили и на то место возили и клали, кому что надобно». Казалось бы, все устраивалось благополучно. Однако через несколько месяцев в 1715 г. Ямщики обратились к Меньшикову с просьбой оставить их на указанном месте, для чего «послать добраго человека… а его майора Путилова, ложному его челобитью не поверить». Через месяц, 16 февраля 1715 года, сенаторы «приказали: вышеписанных городов Касимова, Воронежа выборным ямщиком Андрея Симонова, Анисима Фролова с товарищи об отводе для поселения под дворы и пашенныя земли и сенных покосов и лесных угодий… указ учинить». Показательно в этом смысле прошение ямщиков Московской губернии, прибывших в Петербург числом 73 выти. Поселили московских ямщиков «от С. Упуская многие подробности их мытарств, все же предоставим им самим возможность хотя бы вкратце рассказать о своем устройстве в столице. И обратились они в Сенат потому, что «стало ныне пить и есть им нечего, и взять негде, помирают они, маломочные, голодною смертию, и во всем ином великую нужду имеют , а подмоги им… не дано», да «и его царскаго величества жалованья в С. Далее ямщики пишут о том, что им, ямщикам, «в новоучиненной их Ямской слободе» дворы строят и «с 50 фатер построено, и в тех избах их братья, ямщики, с жеребья ныне живут, а на другие выти достальных фатер еще не построено». А подрядчики, которые должны были строить ямщицкое жилье согласно договора, «без денег квартер им не строят и идут врознь…» «Для пребудущей ямской гоньбы и для исправления запасу и всякой своей нужды» ямщики просились у Сената отпустить их «в свои домишки, в которых ныне жены и детишки с достальными их пожитками без их такожде в нужде пребывают». А так как от Московской губернии до Санкт-Петербурга «их жен и малолетних детей их, опричь их… сберечь и допроводить некому», а сами ямщики «без указу из С. И потому это надо сделать, объясняли ямщики «товарищам» из Сената, «чтобы живучи при С. Ведь первыми и главными почтальонами в то время были именно ямщики. Они общались друг с другом на постоялых дворах, были невольными свидетелями разговоров едущих по подорожным чиновников, многое видели своими глазами. Ямщики считались на Руси людьми не только добропорядочными, но и смышлеными, предприимчивыми, тороватыми … Они умели наблюдать за происходящим в стране, сравнивать нововведения с прежними порядками, делать выводы… Независимая жизнь на русском просторе при дорогах взращивала в ямщиках дух вольный, хотя и не бунтарский в силу их государева служения. Поэтому и неудивительно, что с переселением ямщиков из Нижегородской губернии на Тосненский Ям возникли осложнения. Переселение на реку Тосну ямщиков из Нижегородской губернии В доношении, посланном Нижегородским вице-губернатором Степаном Путятиным Сенату 20 января 1715 года, говорится, что «в Нижегородской губернии ямщиков в переведение выбрано: с Нижняго 3 выти, с Мурома 6, с Алатаря пол-6 выти, с Арзамаса 3 выти, и того 17 вытей, дворов 81 двор, людей в них мужеска пола 272 человека, лошадей 144 лошади». Он и явился в столицу с доношением князя Степана Ивановича Путятина. Рассмотрев письмо нижегородского губернатора, Сенат «1715 года февраля в 10 день» вынес приговор «об отводе мест для оного поселения к генералу-фельт-маршалу, светлейшему князю писать и при том с имянной росписи список послать». В Петербург нижегородские ямщики прибыли только осенью 1715 г. С ним было послано «в Санкт-Петербург ямщиков, которым быть на вечном житье, 62 человека без жен». В сознании ямщиков, оставивших на родине 81 дом на 17 вытей, не укладывалось, как они могут поместиться теперь в 17 небольших, хотя и двухэтажных домах. Ведь ямщиков, намеченных к переселению, только «мужеска пола» насчитывалось 272 человека, не считая женской половины! Русский народ, воспитанный в благочестии, в своей основной массе был застенчивым, понимал стыд и совесть, и «на людях» жить не умел. Семьи вели довольно замкнутый образ жизни, женщины с детьми появлялись в общественных местах лишь на церковных службах. А судя по вышеприведенному документу из Нижнего Новгорода на Тосну ехало 62 многодетные семьи ямщиков посылали «семьянистых». Получается, что власть предполагала поселить в одном доме в среднем 3-4 семьи! В официальных документах появилось слово «квартира»: «фатеры», «квартеры» называли переселенческие дома в своих челобитных ямщики. Вот так при Петре Первом в России заводились предшественницы советских коммуналок. Конечно, такое плотное заселение семей в те годы, когда на Руси еще был широко распространен обычай жить мужской и женской половиной, чтобы чужой глаз не наблюдал за семейной жизнью людей, особенно женщин и детей, не могло не вызывать в ямщиках протеста. Однако с их представлениями о том, как должен быть устроен быт, со сложившимся за целые века образом жизни ямщиков, уже никто не считался: царь Петр строил империю не по русскому, а по иноземному образцу. Раздраженные бегством нижегородских ямщиков сенаторы, 6 июня 1716 года вынесли приговор: «…О сыску и о высылке беглых ямщиков послать в Нижегородскую губернию указ…» [103] Судя по всему, вернули на Тосненский Ям не многих. Здесь через три года после прибытия ямщиков насчитывалось всего 30 домов. По «скаске» первого Тосненского священника Леонтия Титова в 1720 г. Как свидетельствуют архивные документы, бежавших с «прешпективной» дороги ямщиков разыскивали долго, а пойманных наказывали беспощадно. Всего на реке Тосне в общей сложности из Казанской и Нижегородской губерний поселилось несколько десятков человек. И это почти из полутора тысяч ямских охотников и членов их семей, сдвинутых «имянными» указами с коренных мест своего проживания на реку Тосну! Здесь, на Тосненском Яму, остались лишь те, кому некуда было деваться, кто вынужденно принял свою судьбу, покорившись переменам, кто был обременен больными родственниками или сам хворал. Хотя, конечно, не исключено, что кому-то стала нравиться жизнь на петровский лад. Так была заселена дорога между Петербургом и Волховом — жизненное пространство тосненских ямщиков. Этнически ямская слобода Тосна была русским поселением и оставалась таковой в течение почти двух веков. Помимо Тосненского Яма в те годы в окрестностях Петербурга русскими переселенцами были устроены также ямщицкие слободы Московская, Смоленская, Вологодская, сёла Стрельна, Пулково, Красное, слобода Рыбацкая, деревня Купчино и ряд других. В дальнейших документах они обозначаются как «вновь привезенные». Итак, на основании вышеизложенного можно заключить, что переселение ямщиков на Тосненский ям было совершено из Казанской и Нижегородской губерний. Протекало оно в тяжелейших условиях военного времени и перестройки русской жизни на новый лад, непонятный большинству населения страны.
Так была заселена дорога между Петербургом и Волховом — жизненное пространство тосненских ямщиков. Этнически ямская слобода Тосна была русским поселением и оставалась таковой в течение почти двух веков. Помимо Тосненского Яма в те годы в окрестностях Петербурга русскими переселенцами были устроены также ямщицкие слободы Московская, Смоленская, Вологодская, сёла Стрельна, Пулково, Красное, слобода Рыбацкая, деревня Купчино и ряд других. В дальнейших документах они обозначаются как «вновь привезенные». Итак, на основании вышеизложенного можно заключить, что переселение ямщиков на Тосненский ям было совершено из Казанской и Нижегородской губерний. Протекало оно в тяжелейших условиях военного времени и перестройки русской жизни на новый лад, непонятный большинству населения страны. Переселявшиеся семьями ямщики заселялись в квартиры, к проживанию в которых не были привычны. Потеря не только прежнего места жительства, материального достатка, но и сложившегося за века уклада жизни вынуждали многих ямщиков к побегам. Поэтому на Тосненском Яму оказалось вместо полутора тысяч жителей всего шестьдесят человек, включая женщин и отроков без учета младенцев до семи лет. Остальные ямские охотники ушли в бега или погибли во время переселения. На тех, кто всё-таки закрепился здесь, выпала вся тяжесть обустройства на новом месте в условиях болотистой бесплодной земли и сурового климата. На плечи поселившихся на реке Тосне ямщиков, по числу людей не более двух вытей, легло бремя несения ямской службы, которое должны были разделить ямские охотники сорока двух вытей по плану царя Петра и Сената. Но несмотря ни на что жизнь на Тосненском яму затеплилась, ямская служба наладилась, селение постепенно разрасталось, превратившись в середине XX века в город Тосно, датой основания которого, кстати сказать, уместно считать 1714 год по сложившейся в мире традиции датировки населенных пунктов по первому упоминанию в письменном источнике. В 1715 году здесь образовалась церковная община, пришел на Тосну первый священник, был построен храм во имя Пресвятыя Богородицы Казанския. Но это уже следующая страница в истории города Тосно и Православия в Тосненском крае. Список использованных источников и литературы Выскочков Л. Изд «Наука», 1989. Главная дорога России Москва-Петербург. Голиков И. Деяния Петра Великаго, мудраго преобразователя России; собранныя из достоверных источников по годам. Часть II. Часть V. Даль В. Толковый словарь живаго великорусскаго языка. Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великаго, изданные Императорскою Академиею наук под ред. Дорожный календарь на 1767 год, с описанием почтовых станов в Российском государстве. Журнал или Поденная записка, блаженныя и вечнодостойныя памяти Государя императора Петра Великаго с 1698 года, даже до заключения Нейштатскаго мира. Напечатан с обретающихся в кабинетной архиве списков, правленых собственною рукою Его Императорскаго величества. Часть первая. В Санктпетербурге при Императорской Академии Наук 1770 года. Кедров Н. Духовный Регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. Князьков С. Очерки из истории Петра Великаго и его времени. Коровин К. Моя жизнь. Мемуарные записи. Электронная версия. Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Отдел 2. Глава 15. Петр Великий. Краткое описание царствующаго града Санктпетербурга и его построения Богданова. Новгородский митрополит Иов. Жизнь его и переписка с разными лицами. Подготовил Илларион Чистович. Свод Законов Российской империи. Туманский Ф. Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения о жизни и деяниях Государя Императора Петра Великаго, изданное иждивением и трудами Федора Туманского. Часть четвертая. Шухов И. Оружие Западно-сибирских ямщиков. Примечания [1] Туманский Ф. Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения о жизни и деяниях Государя императора Петра Великаго, изданное иждивением и трудами Федора Туманского. Сенат видел «предел своей власти единственно в воле Государя, не знавшего границ своему ведомству» Кедров Н. По этому поводу Карамзин заметил: «Петр уничтожил достоинство бояр: ему надобны были министры, канцлеры, президенты». Новые Кирпишные Заводы, которые за далностию в 1711-м году переведены с Тосны ближе к Санкт-Петербургу, растоянием в десяти верстах, от чего и звание себе получили зватися Новые Кирпишные Заводы, что оные с Тосны Реки более тритцати верст отстояли, перевели ближе. Кирпишные Заводы при Каикушах, недалеко от оных заводов. Кирпишные Заводы на Реке Славянке. По другую сторону Невы Реки Заводы Лутковсковы. Кирпишные Заводы Александроневскаго Монастыря. Казенные Кирпишные Заводы, от Городовой Канцелярии. На сих Заводах и других дела делаются. Черепишной Завод, которую делают для покрытия кровель. Образцы печные писаные, и всякия урны, или горшки муравленые для садов и цветников, и прочую муравленую посуду делают. Каменосечение или Скулптурное Художество; делают из болших диких камней к разным строениям капители, столпы, и тумбы, также и прочий убор каменной, 1745-го заведенное. Напоследок, при сих Заводах делается форфоровая посуда, 1746-го году зачата делать. При сих Кирпишных Заводах имеются трои каменые полаты тамошних обывателей и Церковь Каменная». Вокруг Петербурга в петровскую эпоху получали земли только сподвижники Петра Первого. В апреле-мае 1715 года «съехавшихся в Санктпетербург по указу его царя Дворянских детей осматривал сам царь , распределил и по способностям каждаго расписал, одних в посылку в чужие края для обучения разных наук и языков, других в морскую свою Академию, третьих в гвардию в солдаты» Голиков И. В 1715 году летом в связи с плохой явкой дворян в Петербург, Петр перед своим выходом в море издал указ, переносивший срок прибытия дворян «до сентября месяца сего году, дабы в оном непременно уже явились… и дожидались возвращения его из компании… Там же, с. Никакие уважительные причины неявки на смотр в расчет не брались. Недвижимое имущество многих не явившихся дворян Петр Первый присоединил к царским вотчинам. Год рождения неизвестен, происходил из духовного звания, родился в с. Катунки Балахнинского уезда Нижегородской губернии.
Ямщики на Руси
Но царский Указ Павла I «…Быть по Сибири государственной дороге почтовым станом» поспел лишь в 1797году. В начале XIX века на российских дорогах работали более 3. Почтовая служба России тогда считалась одной из лучших в Европе. Несмотря на большие расстояния, плохие дороги, суровый климат и всего лишь 3 л. В начале XX в.
Содержатель гоньбы обязывался иметь на каждые пять пар одну летнюю и одну зимнюю повозки. В кондициях 1908 г. В документах оговаривался возраст ямщиков: не старше 50 и не моложе 16 лет. В более позднем контракте 1911 г.
Так же не разрешалось ямщикам курить во время езды без разрешения пассажиров Е. Орловский Интересно, что за важная фигура — «Ямщик» в российской истории и жизни? Попасть в ямщики было не просто, хотя по существу, крестьяне, имеющие лошадей, становились кучерами при своих, либо ямских лошадях. Жили при «ямах», получали жалованье от государства и освобождались от подушных налогов, благодаря чему профессия считалась почётной, государевой и популярной.
Требования предъявлялись жёсткие, и кандидата в ямщики обсуждали всей округой. Он должен был обладать крепкой физической силой, иметь семью с ребёнком, причём мужского пола. Но чтобы в карты и кости не играл и не бражничал. Кроме всего этого надлежало знать грамоту и уметь…свистеть!
Верно, чтобы не спасовать перед соловьём-разбойником, если вдруг повстречается по дороге. Далее кандидатуры рассматривались и утверждались «Ямским приказом» в Москве. Порядка в организации ямщицкой гоньбы стало больше. Но проблемы остались.
Огромные расстояния России, низкая плотность населения, плохие дороги не способствовали развитию экономики и ямской службы. За 100 лет действия «Ямского приказа» до отмены его в 1711 году не удалось облегчить бремя ямской повинности. И только при Петре I ямской извоз был устранён, ямщики обрели форменную одежду: зипун из домотканого грубого синего сукна, матерчатого кушака красного цвета, шапки-малахая и ножа, привязанного к кушаку. Вряд ли где нынче в России сыщешь настоящего ямщика, каким представил нам его в «Мёртвых душах» Николай Васильевич Гоголь.
И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух».
Интересы широкие - мироустройство - физика, история... Поэтому не надо путать ямщика с извозчиком если вопрос был про это. А также с кучером - как более общим термином.
Ямщик не был аналогом "таксиста", как пишут в некоторых ответах. Правильнее провести аналогию с военным водителем - срочником или сверхсрочником. В самом младшем звании - рядовой, ефрейтор.
Естественно, говорить о том, насколько опасным может быть извоз для непрофессионалов нет смысла. Тем не менее, извозом с каждым годом занимается все больше людей, а подвозить знакомых приходилось практически каждому, кто является владельцем транспортного средства. Стоит отметить, что женщины также обращаются к подобному виду заработка. Хотя для них подобная работа выглядит более сложной и рискованной. Привычное для многих слово шофер имеет французские корни. Во время Славной революции так называли граждан, которые занимались откровенным разбоем на дороге.
В России же этот термин использовали в отношении человека, способного управиться с паровой машиной. Все остальных извозчиков длительное время называли только ямщиками. Происхождение слова ямщик Сегодня бытует интересная теория, будто термин ямщик происходит от слова «ямы», которых и сегодня на отечественных дорогах превеликое множество. Но больше чем доброжелательной улыбки данная теория не заслуживает. На самом деле ямщик происходит от слова «ям», и именно так назывались почтовые отделения, расположенные через определенное количество верст пути.
Бричка бежит, а Егорушка видит все одно и то же небо, равнину холмы. Затем даются предложения, требующие применения правил, изученных ранее. Знаки препинания не проставлены. Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом. Вдруг вспыхнула молния и осветила окрестность. Ветер засвистал и поднялась страшная буря. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы. Данные методические рекомендации апробированы мною в течение ряда лет на уроках русского языка. Большой лингвострановедческий словарь. Чернявская, К. Милославская, Е. Ростова, О. Фролова, В. Борисенко, Ю. Вьюнов, В. Практический справочник. Возница, кучер на почтовых, ямских лошадях. Жара несносная. Дальше ехать не могу.
Лингвострановедческий словарь «Россия». Ямщик
Ямщик: что это такое и в чем заключается его работа? | Разбираемся, что такое ямщик. В этом же значении понятие «ямщик» и ранее использовалось восточнее Томска. |
Ямщики и ямская гоньба. Почтовое сословие | Постепенно ямщики превратились в особое сословие наподобие стрельцов, они совмещали ведение своего хозяйства с выполнением обязанностей перед государством. |
Ямщики и ямская гоньба. Почтовое сословие | С открытием в России первых железных дорог потребность в услугах ямщиков стала уменьшаться, по своему положению они стали все более приближаться к государственным крестьянам. |
Что такое ямщик? Кратко о профессии
Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу[1]. Ямщик, не гони лошадей. Остановка в якутском селе Синск. Немецкий дипломат и путешественник штейн писал, что ямщик может доехать от Москвы до Новгорода всего за три дня.
Слово Ямщик
Что значит слово «ямщик»? Ямщик — это человек, перевозящий пассажиров или груз на почтовых лошадях. Древнерусское слово «ямъщикъ» образовано от тюркского существительного jam «ям» , что значит «почтовая станция» или «почтовая лошадь». Оно вошло в употребление в XIV веке и в наши дни из-за исчезновения профессии считается устаревшим. Изначально ямщиком назвали государственного служащего, который собирал налоги за дорожные перевозки и отвечал за доставку корреспонденции.
А если покойник при жизни тебя оскорблял, унижал или бил? Какие могут у тебя быть по отношению к нему обязательства? Тут надо быть святым чтобы передать семье своего мучителя ценности в целости. Однажды прочитал в газете историю. Умер мужик, привезли его на кладбище и тут вдова вспомнила что забыли венки. А венки стояли в гараже. Она дала деверю ключи от гаража. Тот уехал, провожающие остались ждать. Долго деверя не было, уже начали за него бояться — не попал ли он в аварию, или может плохо стало… Наконец он появился с венками, отдал ключ от гаража, а на вопрос вдовы почему задержался, ответил что-то невразумительное. Покойника похоронили, вдова погоревала 40 дней, начала дела в порядок приводить. Зашла в гараж — там шаром покати. Пока его ждали на кладбище, деверь вывозил из гаража запчасти и инструмент брата. Показать полностью.
Павел Ковалевский. Белая ночь. Сукачева, Иркутск Николай Самокиш. Лошади и борзые. На перекладных. Старик-ямщик, опирающийся на кнутовище. Тропинина и московских художников его времени, Москва Абрам Архипов. Рязанский ямщик. Васнецовых, Киров Константин Савицкий.
Вследствие этого, им запрещено было переходить в другие состояния, и произведена была им перепись. Так как, однако, учреждение ямов не везде производилось успешно, то явилась мысль отдавать содержание станций по подряду. Нужные для взимания лошадей как под почты, так и под частных проезжающих подорожные печатались единообразно по предписанной форме и рассылались от Ямской Канцелярии местным начальствам, которые вели для счету их книги и представляли их на ревизию в Ямской Приказ. Казенные пакеты доставлялись безденежно, для частной же корреспонденции и проездов, хотя и не был еще выработан общий тариф, однако, для различных трактов назначены были таксы. Гоньба при Петре была от 9 до 10 верст в час. Ямщики, возившие почтовые мешки, имели при себе открытые листы, в коих на каждой станции записывался час их прибытия и отъезда. Однако, между ямскою гоньбою, ординарными почтами и иностранною почтою все еще существовало различие, причем ямскою гоньбою ведал Ямской Приказ, ординарными почтами — Посольский Приказ, а немецкой — Коллегия Иностранных Дел. На ординарные почты принимались только казенные пакеты, а иностранная почта для купеческих писем отправлялась совершенно отдельно и даже в особые дни. Наконец, понемногу сглаживаясь, различие это совершенно исчезло, вся деятельность почто была подчинены ведению одного главного лица — генерал-почт-директора, и на всех родах почт разрешен был прием и казенной, и всякой частной корреспонденции. Однако, полное уничтожение различия почт завершилось только при Елизавете Петровне, а, точнее говоря, даже при Екатерине II после радикальных перемен, произведенных ею в почтовых учреждениях. При Екатерине IIпочтам даны были подробные правила приема, записки в книги, укладки, отправления, осмотра на дороге и раздачи корреспонденции во всех почтовых местах и указаны были формы письмоводства. Генерал-губернаторам предписано было стараться об учреждении на тех же основаниях почто между губернскими и уездными городами. Сибирская почта приведена была в лучшее состояние, положено было начало почтовому сообщению с Кавказом, даже с Константинополем, как сухим путем, так и посредством пакетботов из Херсона; предполагалось, без уничтожения хода заграничной почты через Ригу, устроить еще другой курс чрез Вену. Другой важный предмет, на который императрица обратила внимание, были почтовые тракты. Для приведения их в правильную систему, всем генерал-губернаторам предписано было доставить в Сенат планы существующих дорог, расписание станций, подробные сведения об ямщиках и почтовых домах, где таковые существовали, о почтовых таксах, - вообще обо всем, относившемся к этой части, а также сообщить предположения о том, что надобно сделать для прямого и правильного продолжения дорог по всему государству. Однако, вместе со всеми этими переменами почтовые таксы были против прежних повышены и даже почти удвоены — «для споспешествования в содержании почт». Размер весовых с писем был определен по 2 копейки с лота на 100 верст. Хотя тариф был увеличен, зато он был установлен единообразно, на всю Империю, что окончательно уничтожило всякое различие между немецкими почтами, ямщиками и ординарными почтами. При Екатерине IIна почту уже начинают смотреть, как на возможную статью государственного дохода, и с этого, следовательно, времени возникает у нас фискальное значение почты. Это выразилось в указе государыни 1766 года в следующих выражениях: «Настоящее Всероссийской Империи разделение на губернии, умножение губернских и уездных городов и приращение внешней и внутренней торговли и оборотов поставляет Государство Наше в необходимость иметь порядочные почты, которые могли бы облегчать между всеми местами сообщение, заимствуя от себя содержание свое и со временем присовокупляя и для казны доходы». Встреча помещика… ». В книге Бржезовского автор совершенно верно указывает на то, что «перемены, произведенные в почтовом устройстве законодательством императрицы Екатерины II, в самом существе своем заключали элементы дальнейшего в том же духе развития и действительно, с некоторыми изменениями, со временем сделавшимися необходимыми, могут быть почитаемы основанием нынешнего положения почтовой части в России». Почта и прежде, как и в наши дни, имела задачей перевозить не только письма и почтовые отправления, но и пассажиров. Со времени своего возникновения, ямские учреждения служили, как мы видим, главным образом, для перевозки правительственных гонцов и служилых людей. Дишь в исключительных случаях ямские лошади и ямщики предоставлялись частным лица м и то не иначе, как по особым грамотам. Обыкновенно же частные лица разъезжали в своих колымагах, санях, тарантасах и повозках или нанимали обывательских лошадей. Однако, со времен Петра Великого езда на ямских и почтовых лошадях стала свободною для частных лиц, а проезжавшие по почте стали делиться на проезжающих по казенной и по частной надобности. Плата с лиц, проезжавших по частной надобности, была установлена высокая, и это служило причиною того, что частные лица редко ездили на ямских и почтовых лошадях. Кроме того, помещичий класс имел всегда своих лошадей и экипажи и поэтому предпочитал езду на долгих, так называли тогда такой способ передвижения в отличие от езды на ямских. Последний способ передвижения назывался ездою «на перекладных». Первобытные русские повозки, на которых ямщики возили своих чиновных пассажиров, представляли простые телеги, сани и кbбитки. В половине XVIII столетия у людей богатых, ездивших на «долгих», стали появляться венские коляски, а в царствование императрицы Екатерины IIпоявились уже и кареты как двухместные, так и четырехместные, причем в 60-х годах XVIII столетия четырехместная карета стоила всего от 30 до 50 рублей. Зимою ездили в обыкновенных санях, называвшихся также как и теперь «розвальнями» и «пошевнями», а также в двухместных и четырехместных санях и в возках. Так как по дороге сколько-нибудь благоустроенных гостиниц почти не было, то пассажирам приходилось брать с собою и кухню, с съестные припасы, и постели, и, таким образом, путевые экипажи всегда были перегружены, представляя собою целые горы. Иллюстрация к «Станционному смотрителю» А. Из книги: Александр Пушкин. Повести Белкина. Только в 1770 году пришли к мысли, что все телеги и повозки эти отжили свой век, а поэтому учреждена была первая фурная или колясочная почта из Петербурга в Нарву для еженедельной перевозки пассажиров. Попытка эта, однако, не имела успеха, так как провоз пассажиров в почтовых фурах обходился дороже, чем в ямских кибитках. Устройство фур было сложно и когда они портились, то далеко не на всех станциях можно было найти людей, умевших исправить порчу. Даже в самом начале XIX столетия перевозка пассажиров на почтовых лошадях находилась почти в том же первобытном состоянии, в каком она была и в первой половине XVIIIвека; только лица, нанимавшие почтовых лошадей для перевозов в своих экипажах, пользовались известными удобствами. Появившиеся затем локомотив и почтовые пассажирские вагоны совершенно изменили и письменную, и товарную, и пассажирскую почту. Все эти роды почт оказались теперь во власти культурного «железного коня», который заменил отслужившую свою службу лошадь, почтовый тарантас и почтовые кареты. Удобства пассажирского передвижения, пересылки писем и почтовых пакетов развили постовые операции нашего времени до таких размеров, о которых никогда и не мечтали не только наши деды, но и наши отцы". Иллюстрации к статье подобраны редакцией сайта Приложение. Некоторые архивные источники для исследований по теме «ямы и почта в старину на примере Владимирки, Рогожского Яма, села Рогожи, города Богородска в помощь краеведам Составил Е. Маслов Фонд 290. Ямские канцелярии в Петербурге и Москве.