Новости шалаш якутов обтянутый берестой 5 букв

Летний шалаш якутов. Летним жилищем служила «ураса» — тип старинного летнего жилища якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берёстой. Подробная информация о фильме Шалаш на сайте Кинопоиск.

Ысыах – праздник солнца в Якутии

5 букв. Неистовый разгул в рифму с шалашом - 5 букв. Главная» Новости» Краткая сводка новостей 5 букв сканворд. Берестяной чум якута 5 букв. Ураса жилище якутов. Главная» Новости» Краткая сводка новостей 5 букв сканворд.

Шалаш якутов - 5 букв. Ответы для кроссворда

Но следует подчеркнуть, что индигирские якуты жили исключительно в балаганах и в урасах конического типа – «голомо». В Викиданных есть лексема шалаш (L179675). Жилище у якутов — конусообразный шалаш из жердей. Шалаш якутов, обтянутый берестой. В ответе на кроссворд 5 букв. Это конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой Местность украшена живописными национальными постройками Символ триединства мира, великое дерево Аал Луук мас. Во-первых, слово ураса состояит из букв: первая У, вторая Р, третья А, четвертая С, пятая А.

Результаты значения Поиск: Шалаш поиндейски

  • Жилище, одежда, пища якутов
  • Легкая постройка
  • Якутский шалаш 5 букв - 90 фото
  • Ответ на сканворд

В чем живут якуты. Как живут якуты: традиционное жилище и образ жизни

Вход в юрту всегда был с восточной стороны, это было связано с суеверным убеждением якутов о том, что "правда и свет всегда приходят с востока и отгоняют дьявола, живущего на западе". Двери были небольшие и "лежащие" в наклонной стене. Зимой его накрывали шкурой скотины шерстью вверх.

Несмотря на свою силу и удаль, Майагатта был человеком мирным, не стремился к богатству и почестям. Однажды Тыгын сосватал из Вилюя [5] невесту для одного из своих сыновей. На предстоящую свадьбу он пригласил Майагатту, который мог бы вступить в состязания с его стороны с силачами из Вилюя. Тот согласился. И вот начались состязания сильнейших. Отвели особое место, народ расселся по кругу. Вот ввели в середину круга двух борцов. И хоть вилюец был очень устрашающе-крепкого телосложения, Майагатта двумя руками резко поднял его высоко над головой и бросил об землю навзничь.

Люди Тыгына с возгласами ликования повскакали с мест. Дальше решили испробовать быстроту в беге и меткость в стрельбе из лука. И опять же здесь Майагатта оказался лучшим. Из пришлых иноземцев не оказалось человека, который мог бы устоять против него. Во время состязаний Майагатта всё время был одет в чёрный балахон, и люди не могли увидеть его лица, поэтому с тех пор его стали именовать Бэрт Хара Лучший Чёрный. Тыгын был очень доволен им и в качестве приза предложил ему несколько голов коров. Тыгын согласился, однако сказал, что его дочь очень своенравна и, если он хочет жениться на ней, то придётся об этом спросить её саму. Тыасааны же, услышав такой разговор, выскочила из урасы, и, крикнув, что Майагатта Бэрт Хара, если хочет взять её замуж, пусть догонит, побежала на юг по берегу Лены. Бэрт Хара пустился следом за ней. Пробежали уже 70 вёрст, и Бэрт Хара едва настиг её на Немюгюнской равнине.

Схватив за косу, Бэрт Хара перекинул невесту через плечо и, не слушая крики и вопли её, переправился на правый берег Лены, направляясь к себе домой. Однако Тыгын вслед за ним отправил своих воинов с приказом отобрать девицу. Воины настигли Майагатту Бэрт Хара у одной речки. Стали переговариваться через речку. Майагатта Бэрт Хара крикнул: «Лучше давайте мириться, по доброй воле не уступлю вам деву! Воины подняли его метательное копьё. Бэрт Хара с противоположного берега речки прострелил копьё насквозь и попросил показать это Тыгыну. С этим знаком воины вернулись назад. Увидев это, Тыгын сказал, что нашёлся подходящий жених для его дочери и не стал дальше преследовать Майагатту Бэрт Хара. Ксенофонтова «Эллэйада» 1977 и сборнику «Предания, легенды и мифы саха якутов » 1995 Бык холода Зима издревле у якутов олицетворяется с образом Быка холода, который выходит в октябре из Ледовитого океана на Срединный мир, и с его приходом начинается зима.

Также считается, что с ростом его рогов крепчают морозы, а когда они ломаются — ослабевают.

Двери были небольшие и "лежащие" в наклонной стене. Зимой его накрывали шкурой скотины шерстью вверх.

Если зимою в окна вставлялись льдины, то летом их заменяли рыбьи пузыри, брюшина, слюда и лишь у зажиточных якутов были настоящие стекла.

Главный редактор: Булчукей С. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал sakhalife. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля».

Шалаш якутов - 5 букв. Ответы для кроссворда

Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга, иглу и юрта. Они и сейчас сохраняют свою актуальность, так как соответствуют всем требованиям непростых условий севера. Чум — жилище северных оленеводов. Согласно легендам северных народов, чум играет важную роль в жизни человека, так как их появление является одновременным. Еще с древнейших времен охотники Сибири создавали себе укрытие в виде легких конических шалашей. Все путешественники и исследователи отмечают, что чум является жилищем, хорошо приспособленным к условиям кочевой жизни в тундре. Это жилище прекрасно приспособлено к кочевым условиям и используется народами, которые занимаются оленеводством. К ним относятся коми, ненцы, ханты, энцы. Чум — это переносная, разборная постройка, которая представляет собой конусовидную платку из жердей, крытую сшитыми из оленьих шкур или бересты полотнищами.

Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах, осадки в виде дождя и снега скатывается с крутых боков. Остов чума состоит из 25-40 шестов, в зависимости от площади жилища, которая, в свою очередь, зависит от размера семьи и времени года так, летние чумы чаще всего меньше по размерам зимних. Шесты заготавливаются обычно в зимний период, когда оленеводы подходят к лесам. Их делают из стволов ели длиной около 5 метров, с круглым сечением. Два основных шеста — прямоугольного сечения. В верхней части каждого из них делается по сквозному отверстию — для веревочной петли, скрепляющей другие, продеваемые через нее, жерди. Зимние покрышки шьются из шкур взрослого оленя: две нижние мехом внутрь и две наружные мехом наружу. В верхних углах каждой покрышки имеются специальные «кармашки», в которые вставляют шесты и поднимают их, закрепляя на остове чума.

На изготовления мехового покрытия чума требуется около 60 шкур оленей, что в пересчете на количество оленей заставляет относиться людей к жилищу как к весьма ценному материальному объекту. Вследствие этого покрышки никогда не меняют целиком, а только заменяют протершиеся местами шкуры по необходимости. Шкура оленя обладает тепло — сберегающим свойством, благодаря которому в чуме сохраняется тепло. Традиционное летнее покрытие чума изготавливалось из полос вываренной бересты. На чум уходило четыре — пять сшитых полотнищ: два покрывали, как правило, верхнюю часть чума, два-три - нижнюю. Бересту вываривали в кипятке до эластичного состояния и, складывая ее в несколько слоев для прочности, сшивали сухожильными нитками в полотнища. Вываренная береста обладает значительной эластичностью и прочностью, не пересыхает в течение долгого времени. Наряду с берестяными покрышками в летний период шили покрышки из брезента или сукна на них требуются не менее 80 м , использовались также старые чаще всего внутренние зимние покрышки из оленьих шкур.

Традиционно установка чума предполагает строго определенный порядок. В прошлом, все шесты, в соответствии с их обозначением, устанавливались на раз и навсегда отводимые им по периметру окружности места. Площадка для устройства жилища определяется заранее, либо используется старая, ставшая привычной; ее, как правило, расчищают, в зимние месяцы — утрамбовывают снег. Вход в чум ориентирован, чаще всего, по направлению кочевания; при сильном ветре дверное отверстие переносят в противоположную, заднюю сторону жилища. Установкой чума в основном занимаются женщины, однако при необходимости им оказывают также помощь мужчины. В целом процедура установки чума занимает около часа, то есть быстрое построение этого жилища является особым преимуществом для кочующих народов. Человек не навредит без надобности природе, возьмёт ровно столько, сколько понадобится для того, чтобы прокормить, обогреть свою семью. Первоначально на место, где намечается середина чума, выкладывается железный лист, используемый для обустройства очага,- разведения костра или установки железной печки, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи.

После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы, а также не дает осадкам проникать внутрь: они испаряются от большой температуры. А летом в чум не могут залететь комары и гнус. Вопреки расхожему мнению, чукчи не живут в чумах, а строят яранги. Яранга — национальное жилище народов Чукотки Без оленя не будет яранги - это аксиома верна в прямом и переносном смыслах. Во- первых, потому что нужен материал для "строительства" - оленьи шкуры. Во-вторых, без оленей, такой дом не нужен.

Яранга - мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Чтобы построить ярангу нужны жерди. Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут. В континентальной части по берегам рек. Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как "дефицит". Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет.

Зимние покрышки шьются из шкур. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью.

Этот факт подтверждает заключение о том, что русская администрация батас причислила к вооружению и запретила изготовление подобных орудий. Потом в связи с распространением порохового оружия, данный вид, угрозу уже не представлял. И в XIX веке якутские кузнецы снова начали ковать батас. Это диктуется потребностями охоты на крупных зверей, особенно при забое во время переправы водоемов. Оружие типа батыйа применялось гораздо чаще чем батас. В любом в мужском дохристианском якутском погребении среди сопроводительных предметов археологи всегда фиксируют наличие батыйа, что указывает на бытовое назначение.

Виноградова РАН. Ответ на сканворд или кроссворд: Шалаш якутов обтянутый берестой Ответ на вопрос: Шалаш якутов обтянутый берестой, слово состоит из 5 букв. Что такое Шалаш якутов обтянутый берестой? Почему Шалаш якутов обтянутый берестой именно Посмотреть ответ Происхождение слова Посмотреть ответ.

Действие по знач. Отряд, организованная группа, охраняющая кого-л. Певчая птица рода пеночек. Подбрасываемая масса чего-л. Смещение, поднятие участка горных пород при их горизонтальном сжатии в геологии. СОРТ м. Категория, разряд - обычно товара - определенного качества, расценки. Категория людей различного общественного, имущественного положения, различной значимости и т. Разновидность товара, изделия по выработке, материалу и т. Разновидность культурных растений, отличающаяся от других разновидностей того же вида какими-л.

Шалаш якутов обтянутый берестой 5 букв сканворд

Если зимою в окна вставлялись льдины, то летом их заменяли рыбьи пузыри, брюшина, слюда и лишь у зажиточных якутов были настоящие стекла. Одежда якутов изготовлялась из кожи и меха, с конца XIX в. из покупных тканей. В центре маленького круга, созданного из бересты и лент, строится миниатюрный шалаш. Шалаш обтянутый берестой 5 букв. Конический шалаш покрытый шкурами.

Берестяной чум якута 5 букв - фото сборник

Глэмпинг Призма. Глэмпинг чум. Глэмпинг чумы. Традиционный Тип жилища якутов. Жилища якутов в 17 веке. Зимнее жилище якутов Балаган. Жилище манси. Индейский шалаш. Вигвам настоящий. Огромный шалаш. Шалаш индейца.

Чум Сибирские ненцы. Чум Коми оленеводов. Голомо эвенков. Древний шалаш. Шалаш жилище. Первые шалаши. Древние палатки. База шалаш. Шалаш под мостом. Шалаш вигвам поставить в угол.

А каркасный дом шалаш конструктив. Чертеж строительства дома. Проекты дома шалаша 6х6 с мансардой. Дом шалаш проект 4 на 10 одноэтажный с мансардой. Юрта Ханты и манси. Жилище тувинцев чум. Чум эвенков. Чум Тоджа. Типпи Хижина. Фигвам индейская изба.

Вигвам индейцев внутри. Юрта якутов. Шалаш из веток. Вигвам из веток. Соломенный шалаш. Шалаш из веток для детей. Чума жилище эвенков. Томская писаница жилища. Жилище шорцев Кузбасса. Юрта шамана Алтай.

Жилище шамана. Жилища шаманов. Вежа жилище. Индейская Национальная изба фигвам. Вигвам индейская народная изба. Вигвам индейцев Северной Америки картина. Типи индейцев великих равнин. Аэродинамический шалаш. Шалаш сектантов. Шалаш с кусками полиэтилена.

Шалаш спот. Традиционное жилище шорцев.

Так же, в конце черенка просверливали отверстие для крепления орудия к кисти руки. По расположению желоба ли по-другому дола: у батыйа он широкий, овальной формы, а у батаса дол почти у ребра, тонкий, длинный по всей полосе; В литературе указывают, что желоб при протыкании, способствует проникновению воздуха в рану, которое вызывает заражение, или же, что это для кровостока, однако, забывают про главную его функцию — дол выполняет роль ребра жесткости, благодаря чему, клинок не ломается и не гнется. Эти два вида имеют и схожие черты: — оба относятся к однолезвийным колюще-режущим орудиям; — клинки у основания декорируются медными вставками; — раздвоенный конец деревянной рукояти насаживается на черенок и плотно закрепляется тугой обмоткой из кожаной ленты; — деревянные рукояти почти всегда обклеиваются берестой для защиты от влаги. Батас в якутских погребениях встречается очень редко 2-3 экземпляра найдены в погребениях XV-XVI веков.

Видимо, из-за того, что якуты все виды вооружения хоронили отдельно и по особым ритуалам. Этот факт подтверждает заключение о том, что русская администрация батас причислила к вооружению и запретила изготовление подобных орудий.

Услышав это, Омогой велел позвать его. Парни снова пришли к тому человеку и сказали: «Отец велит придти к нему». Он подчинился, пришёл с парнями. Эллэй очень понравился Омогою. Он стал хорошим работником, крепким, лучшим из лучших.

Он был искусным мастером, обладал даром благословения, охотником и к тому же человеком, который ни от какой работы не отказывался. Эллэй несколько лет жил у Омогоя тихо, спокойно, на правах домочадца и работника. Позже овладел языком, стал разговаривать с Омогоем. Однажды, когда Эллэй отправился за табуном лошадей, жена говорит своему старику: «Старик, надо же, когда Эллэй входит в дом, тебя пробирает сильная дрожь, видно, твоя душа чует какую-то беду, видно, этот человек станет кем-то другим? Видно, станет он родоначальником, ведь и лицом, и сноровкой лучше других. Как ты, старик, думаешь? Во время спора жена поднесла Омогою в берестяном сосуде с ободком кумыс и предложила дождаться, когда в дом войдёт Эллэй.

Как только он стремительно вошёл в дом после работы — тут же кумыс из берестяного сосуда с ободком, который держал в руках Омогой, расплескался, затрясся подол его верхней одежды и взлетел вверх осиновый лист, который был приколот женой к его подолу. Вот только тогда Омогой признался себе, что страшится Эллэя. Вот так живя, решили они по совету старухи, которой понравился Эллэй, выдать за него замуж любимую младшую дочь Чэмэй Куо. Поэтому однажды Эллэю сказали: «Выбери из двух дочерей ту, которую хочешь взять в жёны, чтобы дать начало новому роду». На это Эллэй не сказал ни «да», ни «нет», слушал только о чём-то думая. По поверьям тех времён, Эллэй подкараулил, когда девушки выйдут помочиться, и увидел, что моча нелюбимой дочери Эбэ-лэй Чымаа вздувается белой пеной, как закипевшее в горшке молоко. Заметив это, он рассудил, что она будет плодовитой.

Запомнил, и когда Омогой и его жена повторили своё предложение, он сказал им: «Я беру в жёны Эбэлэй Чымаа». Тогда Омогой с женой, не одобряя его, в приданое дали коней и рогатый скот некрасивой масти, затем, говоря: «В чьей обширной поляне-усадьбе больше скота соберётся, тем, мол, и будет владеть каждый из нас, пусть, мол, скажет своё слово наша судьба», — отделили от себя Эллэя с женой, прогнав их из своей усадьбы в сторону юга. После этого любимая дочь Омогоя, считая: «Не суждено мне стать человеком, потому что Эллэй выбрал себе в жёны не меня, а некрасивую, нелюбимую сестру», — повесилась. Эллэй в южной стороне на небольшой чистой поляне построил для себя жилище, изготовил орудия труда. Он поставил себе юрту, воткнул на середине поляны берёзки, сшил берестяную посуду для молочных продуктов, развёл дымокур для спасения скота от гнуса. Жена Эбэлэй Чымаа, сшив из бересты пластины, соорудила самую лучшую урасу. Её она назвала Могол ураса.

А сам Эллэй смастерил чорон [2] , деревянную посуду, кожаный мех, мутовку. Настало время щедрого угощения в честь поселения в большую урасу. Здесь на лавку, расположенную против входа в урасу, накинули подстилку, сшитую из конской шкуры, назвав её «белая подстилка с чёрными пятнами».

Это было просторное, хорошо проветриваемое жилище. Оно устанавливалось около воды в конце мая.

Конструктивно внутреннее убранство было сходно с балаганом: также вдоль стен располагались ороны, на столбах укреплялись предметы домашнего обихода и орудия труда.

Страна с хуситами

берестяной шалаш якутов (5 букв) Шалаш Якута 5 букв. Якутский шалаш 5 букв. Чум яранга юрта иглу.
В чем живут якуты. Как живут якуты: традиционное жилище и образ жизни – Telegraph Слово из 5 букв (первая буква у, вторая буква р, третья буква а, четвертая буква с, последняя буква а), определения в сканвордах.
Шалаш обтянутый берестой 5 букв Шалаш Якута 5 букв.

Похожие вопросы в кроссвордах и сканвордах

  • Жилище якутов 5 букв
  • Дух охоты - Байанай
  • Легенды и сказки Севера
  • Традиционные жилища народов Сибири
  • Жилище, одежда, пища якутов

Поиск: Шалаш поиндейски

Якутский шалаш 5 букв - 90 фото Согласно мнению историков, шалаш являлся самым первым и примитивным местом жительства, который защищал еще самых древних людей от плохих погодных условий.
Берестяной шалаш якута — 5 букв сканворд Слово из 5 букв (первая буква у, вторая буква р, третья буква а, четвертая буква с, последняя буква а), определения в сканвордах.
Берестяной шалаш якутов - слово из 5 букв Культ лошади способствовал формированию у якутов различных обрядов, обычаев традиций.
Шалаш якутов - 5 букв. Ответы для кроссворда Шалаш у якутов 5 букв. Орочский конический чум с жердевым каркасом, покрытый еловой корой или берестой 4 буквы.
Жилище якутов 5 букв В Российском государственном историческом архиве (г. С-Петербург) хранится протокол Госсовета от «План о якутах» который состоит из описания «прежняго и нынешняго состояния» якутов.

Шалаш якута 5 букв сканворд

Ураса В условиях резко континентального климата Якутии с очень холодными зимами и жарким летом, ураса как летнее жилище, была очень удобна: в берестяной высокой урасе в жаркую погоду всегда прохладно, а воздух — свежий и чистый. В таких жилищах якуты жили с мая по август с августа по май — в зимних бревенчатых жилищах — балаганах. Причём на зиму ураса не разбиралась, это жилище стационарное. Ураса изнутри По размерам различают три вида урасы. Могол ураса — большая, предназначенная для приёмов гостей. Высота урасы зависит от количества опоясок — жердей, горизонтально связывающих остов жилища. В Якутии известна богатая ураса высотой 8,5 м с диаметром основания 6,5 м. Именно могол ураса построена в Парке народов Сибири.

В современном мире многие якуты стали жить в городах и использовать традиционные дома только как место отдыха и празднования праздников. Однако, они всегда сохраняют свои традиции и обычаи, которые помогают им сохранить свою культуру и наследие. Для якутов важно сохранение связи с природой, так как она играет важную роль в их повседневной жизни и религиозных обрядах. Это самая древняя форма якутских жилищ и продолжает использоваться в настоящее время.

Оно устанавливалось около воды в конце мая. Конструктивно внутреннее убранство было сходно с балаганом: также вдоль стен располагались ороны, на столбах укреплялись предметы домашнего обихода и орудия труда. Очаг традиционно располагался в центре.

Традиционные методы самообороны также актуальны в данной ситуации. Полезные советы для выживания в якутских условиях При постройке юрты, обратите внимание на конусообразную форму и использование натуральных материалов для сохранения тепла. Для защиты от лютых морозов, носите меховые шапки, шарфы, и не забывайте о плотной обуви. Обеспечьте закрытие носа и рта в морозную погоду для предотвращения обморожений и замерзания дыхательных путей.

Занятие 2. Традиционный уклад жизни народов Якутии

5 букв. Ответы для кроссворда. Макет жилища якутов — балаган, автор -., коллекция - Сеймчанский краеведческий музей, Выставка - История, культура и быт народов Севера. 5 букв. Шалаш — Легкая постройка из жердей, покрытых ветками соломой травой. У якутов был единый культ хозяина тайги Баай Байаная — покровителя охоты, а не хозяина леса.

Как называют берестяной шалаш якута????5 букв первая "у"

Главная» Новости» Шпаргалка выступления 5 букв сканворд. Согласно мнению историков, шалаш являлся самым первым и примитивным местом жительства, который защищал еще самых древних людей от плохих погодных условий. В ответе на кроссворд 5 букв.

Занятие 2. Традиционный уклад жизни народов Якутии

Ответ на сканворд или кроссворд: Шалаш якутов обтянутый берестой Ответ на вопрос: Шалаш якутов обтянутый берестой, слово состоит из 5 букв. Что такое Шалаш якутов обтянутый берестой? Почему Шалаш якутов обтянутый берестой именно Посмотреть ответ Происхождение слова Посмотреть ответ. Всё это будет доступно в ближайшее время.

Через нее охотники и рыболовы проходили, отправляясь на промысел или возвращаясь с него женщинам проходить через нее не разрешалось. Позднее на месте этой двери стали делать небольшое окно, затянутое рыбьим пузырем. Пространство между очагом и входом использовалось для женских занятий здесь также находилось ложе роженицы. Место за очагом, считавшееся священным, огораживалось с 3-х сторон поставленными на ребро досками и использовалось для хранения пищи, посуды и другой утвари. На передней стене вежи на небольших полочках хранились идолы, амулеты, после крещения — ставились иконы.

Одна сторона вежи, отделенная доской использовалась для сна старших членов семьи, другая — для размещения домашних вещей и просушки одежды на установленных на уровне метра над землей жердях , Постройка вежи занимала у 2-х взрослых мужчин около недели.

В условиях резко континентального климата Якутии с очень холодными зимами и жарким летом, ураса как летнее жилище, была очень удобна: в берестяной высокой урасе в жаркую погоду всегда прохладно, а воздух — свежий и чистый. В таких жилищах якуты жили с мая по август с августа по май — в зимних бревенчатых жилищах — балаганах. Причём на зиму ураса не разбиралась, это жилище стационарное. По размерам различают три вида урасы. Могол ураса — большая, предназначенная для приёмов гостей. Высота урасы зависит от количества опоясок — жердей, горизонтально связывающих остов жилища. В Якутии известна богатая ураса высотой 8,5 м с диаметром основания 6,5 м. Именно могол ураса построена в Парке народов Сибири.

В фондах нашего музея хранятся несколько единиц данных видов орудия, хорошо сохранившихся до наших дней. Начнем с визуальных отличий: По форме полосы клинка: у батыйа она ножевидной формы, а у батаса — полоса от пятки постепенно расширяется до середины и резко сужается к острию; По длине клинка тоже не одинаковые: клинок батыйа достигает до 40 см; клинок батаса — от 50 до 70 см; Длина деревянной рукояти: у батыйа бывает от 30 до 50 см, а у батаса — длинее, от полутора до 2-х м; Во многих изученных нами батыйа, конечная часть рукояти слегка расширялась, она сделана таковой, чтобы препятствовать соскальзыванию при ударе. Так же, в конце черенка просверливали отверстие для крепления орудия к кисти руки. По расположению желоба ли по-другому дола: у батыйа он широкий, овальной формы, а у батаса дол почти у ребра, тонкий, длинный по всей полосе; В литературе указывают, что желоб при протыкании, способствует проникновению воздуха в рану, которое вызывает заражение, или же, что это для кровостока, однако, забывают про главную его функцию — дол выполняет роль ребра жесткости, благодаря чему, клинок не ломается и не гнется. Эти два вида имеют и схожие черты: — оба относятся к однолезвийным колюще-режущим орудиям; — клинки у основания декорируются медными вставками; — раздвоенный конец деревянной рукояти насаживается на черенок и плотно закрепляется тугой обмоткой из кожаной ленты; — деревянные рукояти почти всегда обклеиваются берестой для защиты от влаги. Батас в якутских погребениях встречается очень редко 2-3 экземпляра найдены в погребениях XV-XVI веков.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий