Новости пушкин в музыке

7 февраля 2023 г. на сцене Городского Дворца культуры состоялась премьера театрализованного концерта «Пушкин по Пушкинской».

Пушкин русской музыки

4 июня в 19:00 в преддверии дня рождения А.С. Пушкина приглашаем на концерт «Пушкин: известный и неизвестный». В своей книге «Музыкальные антидепрессанты» лектор, музыкант и просветитель Михаил Казиник пытается разрушить стереотип о том, что слушать классическую музыку сложно и скучно. Слово Пушкина по-особому открывается через музыкальные сочинения, написанные на его произведения. Библиотекари рассказали о важности поэзии Пушкина в годы Великой Отечественной войны, о том, что пушкинское слово звучало на передовой, в окопах перед наступлением и в госпиталях, стихи великого русского поэта вдохновляли бойцов. А.С. Пушкин интересовался самыми различными явлениям музыкальной жизни – итальянской оперой, музыкой Моцарта, Глинки, других композиторов его эпохи.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА " ПУШКИН В МУЗЫКЕ "

Пушкин и музыка». Учащиеся познакомились с литературным наследием Пушкина в музыке: операми «Руслан и Людмила» М. Глинка , «Евгений Онегин» П. Чайковский , «Золотой Петушок» Н. Римский-Корсаков ; романсами, симфоническими произведениями и балетами «Барышня-крестьянка», «Пиковая дама» , в основу которых легли произведения Александра Сергеевича.

Чайковского, А. Лядова, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Т.

Хренникова, А.

Он оставил богатое наследие - стихи, романы - для всего человечества. Александр Сергеевич Пушкин был предельно музыкален в своих произведениях. А могут ли музыка и литература жить друг без друга? Музыка без литературы, как и литература без музыки понесли бы значительные потери — оба эти искусства рождены жизнью и своими в чём — то сходными, а в чём — то различными средствами отражают жизненные события, чувства, переживания людей. Литература обогащает музыку, давая ей интересные поэтические сюжеты; без литературной основы не могли бы существовать такие жанры, как опера, балет, не говоря уже о вокальной музыке в целом.

Музыка, в свою очередь, даёт вторую жизнь литературным произведениям, положенным в её основу, усиливает их выразительность; силу воздействия. Музыка в литературных произведениях углубляет характеристику персонажей, событий, эпохи, делает её более яркой и многолетней. Русские композиторы, такие как Чайковский, Глинка, Даргомыжский, Мусоргский и другие, воспользовались этим наследством и создали прекрасные произведения, любимые во всём мире. Он приступил к этому сочинению в 1877г и назвал его не оперой, а лирическими сценами. Можно ли перенести в оперу всю неповторимую музыку стиха и глубину мысли поэта, тонкое остроумие лирических отступлений и меткие характеристики героев? Чайковский не оперу писал, а музыку к роману.

В этой совсем обычной опере развернутые монологи сменяются диалогами. А между ними картины повседневного быта действующих лиц. Во всех этих сценах как будто бы мало событий. Но зато в музыке протекает внутреннее действие. В ней находим мы жизнь человеческой души с её взлётами и падениями. В ней улавливается очарование пушкинского романа в стихах, целый мир тонких откровений, неуязвимых, вечных чувств, переживаний.

Для Чайковского Татьяна Ларина была не просто героиней литературного произведения, но живым, родным человеком, судьба которого его глубоко волновала. Чайковский словно сам жил в мире пушкинских героев. Он видел судьбу Лариных и ждал, что вот-вот откроется дверь и на пороге покажется Татьяна, тревоги которой его неотступно волнуют. Наверное, оттого и музыка «Онегина» так действует на слушателей, что появляется ощущение, что ты не в театре, а среди близких друзей. В день премьеры на сцене Московского Малого театра публика не только заполнила все места, но сплошной стеной стояла в ложах. То, что услышали, увидели зрители на сцене, многим показалось странным.

Ни принцесс, ни воинов, ни бояр, ни русалок. Таких опер ещё не было. Чувствовалось, что зритель взволнован, ошеломлён обыденностью всего увиденного. Но прошло немного времени, и на всех оперных сценах начали ставить "Онегина".

Подобно тому, как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. Ведущая программы Надежда Константиновна Ирхина познакомила слушателей с жизнью и творчеством Михаила Глинки, осветила интересные факты и события его жизни, сформировавшие личность гениального композитора. Главные впечатления его детства были связаны с музыкой — народными песнями и крепостным оркестром дяди. Позже Глинка писал, что «русские песни были первопричиною того, что впоследствии он стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». А потом был Петербург, учеба в Благородном пансионе, уроки музыки и первый опыт сочинительства. Какой блистательный круг общения подарила ему столица, где он познакомился с выдающими деятелями культуры того времени: А. Пушкиным, В. Жуковским, А. Грибоедовым, М.

Также рекомендуем

  • «Пушкинские образы в музыке»
  • Лекция — концерт «Пушкин в музыке».
  • Пушкин в музыке
  • Комментировать
  • Другие статьи автора

Лента новостей

  • Гала-концерт «Пушкин в русской и европейской музыке» завершит праздник поэзии
  • Купить билеты на Пушкин в музыке в Москве — купить на Moscow Show
  • Также рекомендуем
  • Пушкин в русской музыке
  • Библиотечный чат
  • Публикация «Список музыкальных произведений „А, С, Пушкин в музыке“» размещена в разделах

Параллели гениев: Александр Пушкин и Михаил Глинка

Стихи Пушкина стали песнями Главная» Новости» Пушкин а.с и музыка.
Михаил Глинка: Пушкин для русской музыки «Пушкин в музыке»: в Московском международном Доме музыки состоится концерт для любителей высокой поэзии.

«А. С. Пушкин и музыка»: в Белоруссии продолжается проект, посвящённый классику

Римского -Корсакова, Г. Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства, пленяя душу чудесной сказкой, с её лукоморьем, морскими богатырями, таинственной золотой рыбкой. Строчки стихов Александра Сергеевича, словно тропинки, ведут нас в страну его поэзии и музыки. А Пушкин? Он будет с нами всегда, всю жизнь и расскажет про громкие битвы и тихие таинственные дубравы, про Медного Всадника и каменного командора.

Концерт был приурочен ко Дню славянской письменности. В рамках фестиваля состоялись выступления хоровых коллективов и вокальных ансамблей Приволжского Федерального округа: Республики Мордовия, Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Пензенской области, Нижегородской области, Самарской и Саратовской областей.

И с тех пор этот процесс не прекращается… Мы предлагаем вашему вниманию новый формат знакомства с жизнью и творчеством нашего любимого поэта — лекция — концерт. Во время рассказа будут звучать романсы на стихи Пушкина и арии из оперы «Евгений Онегин» в исполнении студентов и преподавателей Нижегородской государственной консерватории имени М. Ждем вас 26 апреля в 15. Длительность лекции- концерта — 1 час.

Умру с тоски и зависти». А в письме к Вяземскому он замечает: «Твои письма оживляют меня, как умный разговор, как музыка Россини». Возвратившись из ссылки, Пушкин с жадностью и восторгом окунается в мир искусства. Он завсегдатай на концертах в филармоническом зале. Весьма интересны программы этих концертов: Реквием Моцарта, «Сотворение мира» Гайдна, симфонии Бетховена. Пушкин — частый гость и на музыкальных вечерах у Виельгорских, у Зинаиды Волконской, дом которой был, как писал Вяземский, «волшебный замок музыкальной феи... Там стены пели: там мысли, чувства, разговор, движения— все было пение». Известно, что в первое знакомство с Пушкиным Зинаида Волконская поет ему элегию «Погасло дневное светило», положенную на музыку весьма известным в те годы в Москве пианистом и композитором И. Будучи другом талантливой пианистки М. Шимановской, поэт пишет в ее альбом слова, которые передают его отношение к музыке: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия». Эти строки потом вошли в маленькую трагедию «Каменный гость». Приезжая в Москву, Пушкин бывает в Петровском теперь Большом театре. Известно, что Пушкин был на первом представлении оперы Глинки «Иван Сусанин» 27 ноября 1836 года. Многие тогда не поняли оперы, но Пушкин оценил ее сразу и ответил на злобные выпады клеветников стихами: Слушая сию новинку, Пусть скрежещет, но уж Глинку Затоптать не может в грязь. Музыка Глинки была дорога и понятна Пушкину. На музыкальных вечерах у Дельвига «он Глинка. Нередко на вечерах исполнялись романсы и песни на слова Пушкина. Еще в юношеские годы его стихи были переложены на музыку лицейскими композиторами Н.

ПУШКИН В МУЗЫКЕ

Подобно тому, как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. О роли Пушкина в музыке поделился Александр Титель: «Мало авторов, по творчеству столь всеобъемлющих и близких природе музыкального театра. Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи. Пушкин в музыке». В Пушкинских Горах состоялся литературно-музыкальный фестиваль «Пушкин. Слово Пушкина по-особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.

Стихи Пушкина стали песнями

Этот проект — прямое осуществление главной миссии театра: знакомить и влюблять людей в музыку. Кроме того, это продолжение традиций Наталии Сац, которая сразу, с момента возникновения театра, заложила в его художественную программу не только исполнение опер и балетов, то есть спектакли для детей, но и просветительские концерты, едва ли не главным из которых стал симфонический театрализованный концерт «Пушкин в музыке», где Наталия Ильинична была автором идеи, композиции и ведущим. Как переплетаются, обогащая друг друга, произведения гениев, и на стыке их творчества возникает новое художественное явление, которому уготована своя, отдельная, часто великая творческая судьба, как это произошло с оперой «Евгений Онегин», — рассказывает художественный руководитель театра Георгий Исаакян. С другой стороны, всем поклонникам Пушкина, которые смогут снова или впервые услышать, как преломляется его поэзия в звуках музыки».

Булахов, А. Варламов, А. Гурилёв и другие. Слава Пушкина захватила уже и западную музыку. Английский композитор Бриттен овладел русскими текстами шести стихотворений Пушкина и написал на них романсы. Анна Алексеевна Оленина А стихотворение «Я вас любил…» существует в семидесяти музыкальных вариантах. В Анну Оленину Пушкин был влюблён, делал ей предложение, но получил отказ.

Стихотворение «Я вас любил…» — это маленькая повесть о неразделённой любви. Оно поражает нас благородством и подлинной человечностью чувств: Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Другим образчиком соединения талантов двух корифеев русской культуры - Пушкина и Глинки - стал романс «Я помню чудное мгновение». В этом произведении слово и музыка слились настолько, что почти невозможно произнести пушкинские строки и не услышать музыку Глинки.

Музыка Глинки была дорога и понятна Пушкину. На музыкальных вечерах у Дельвига «он Глинка. Нередко на вечерах исполнялись романсы и песни на слова Пушкина. Еще в юношеские годы его стихи были переложены на музыку лицейскими композиторами Н.

Корсаковым и М. Яковлевым; постепенно круг музыкантов, обращающихся к поэзии Пушкина, расширяется. При жизни поэта на его тексты писали романсы Верстовский, Алябьев, Титов, Виельгорский, молодой Глинка и многие другие. Композиторов в этот период интересовали стихотворения Пушкина, имеющие куплетную форму, воспевающие любовь и природу. Яковлева, «Погасло дневное светило» И. С 1823 по 1837 год русскими композиторами написана музыка более чем к 70 лирическим произведениям Пушкина. Некоторые стихи Пушкина выходили в свет вместе с нотами. Так, «Слеза» появилась в виде романса композитора М.

Яковлева — лицейского друга Пушкина; таким же образом было опубликовано стихотворение «Я здесь, Инезилья» с музыкой Глинки. Большое число стихотворений поэта в 20-е годы пелось как городская песня: «Черная шаль», «Под вечер осенью ненастной», «Талисман», «Узник», «Буря мглою», «Девицы, красавицы», «Старый муж», «Любви, надежды, тихой славы». Гениальная опера «Руслан и Людмила» М. Глинки 1842 открыла пути воплощения в музыке не только лирических, но эпических, фантастических и сатирических образов Пушкина. Среди имен композиторов второй половины XIX века выделяются Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, которые в своих операх стремились раскрыть разные стороны творчества поэта: социальную, бытовую, историческую, политическую, философскую, лирическую. Советские композиторы, во многом по-новому оценивая наследие великого Пушкина, также создали целый ряд значительных сочинений.

Композитор Александр Серов писал о нем: «Пушкин — неисчерпаемый родник для русской музыки». Петр Ильич Чайковский также восхищался пушкинским гением: «Независимо от того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка». Поэмы, драмы и повести, сказки в народном духе и лирические стихотворения великого классика вдохновили более 1000 композиторов.

Лекция — концерт «Пушкин в музыке».

Фондовая коллекция Российского национального музея музыки представляет музыкальные рукописи и печатные издания сочинений на пушкинские сюжеты, фотографии исполнителей и сцен из спектаклей, эскизы декораций и костюмов. Среди них произведения, вошедшие в «золотой фонд» мировой музыкальной культуры: оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин», «Мазепа» и «Пиковая дама», юношеская опера Сергея Рахманинова «Алеко», оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», а также менее известные сочинения. Так, на сюжет «Пиковой дамы», помимо оперы Чайковского, написаны водевиль Штуцмана, музыка к одноименному спектаклю композитора Солина, музыка Прокофьева к кинофильму, «Эпиграфы к повести» Бузовкина. На сюжет поэмы «Цыгане» одновременно написали свои экзаменационные сочинения при окончании Московской консерватории и Сергей Рахманинов, и его соученик по классу композиции Лев Конюс; а ещё на этот сюжет написаны кантата Александра Хессина, балет Сергея Василенко, вокальные сочинения Станислава Монюшко и Александра Верстовского. Повесть «Станционный смотритель», вызывающая первоочередную музыкальную ассоциацию с прекрасной музыкой Георгия Свиридова, ранее послужила сюжетом двух опер — Александра Гречанинова и Николая Крюкова. Список примеров музыкального воплощения пушкинских сюжетов поистине безграничен, а количество романсов на стихи Александра Сергеевича невозможно перечислить. Один только пример — авторами романса «Не пой, красавица, при мне» являются двенадцать композиторов, каждый из которых представил собственное воплощение пушкинского стихотворения.

Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи. Русская музыка всегда была неразрывно связана классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.

Там состоялось открытие межрегионального фестиваля хоровых коллективов «Пушкин в музыке». Концерт был приурочен ко Дню славянской письменности.

Петрова, И. Шварца и других композиторов, а также русские народные песни. Фестиваль «Пушкин. Михайловское» проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Также в этом году отмечается 120-летие со дня рождения и 30-летие со дня смерти писателя, выдающегося пушкиноведа Семена Степановича Гейченко, создателя и директора Государственного Пушкинского музея-заповедника в Михайловском.

Глинка и Пушкин

Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи. Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века у Георгия Свиридова. Кстати, его первой творческой удачей в свое время стали именно романсы на стихи Александра Пушкина.

Асафьев опера «Граф Нулин» 22. Асафьев опера «Скупой рыцарь» 23. Шостакович опера «Сказка о попе и работнике его Балде» Публикации по теме: Детский мастер-класс «Мой Пушкин» 6 июня 2020 года исполняется 221 год со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии пушкинского.

Картотека музыкальных произведений «Мелодии весны» Картотека музыкальных произведений «Мелодии весны» 1. Гайдн Оратория "Времена года". Бетховен «Весенняя соната». Картотека музыкальных произведений «Ребятам о зверятах» Картотека музыкальных произведений «Ребятам о зверятах» К. Вступление и Королевский марш льва 2.

Параллели гениев: Александр Пушкин и Михаил Глинка 06. Сопряжение двух дат и имён вовсе не случайно и правомерно: известный композитор и великий поэт неразрывно связаны между собой. Александр Куприн говорил: «Язык — это история народа». Литературное наследие Пушкина и музыкальное творчество Глинки знаменовали возникновение новой истории русского народа, русской литературы и русской музыки. Александр Пушкин является основоположником современного русского литературного языка, на котором до сих пор говорят миллионы людей. Лексика поэта не только понятна, но и близка каждому человеку. Жизненные пути Александра Пушкина и Михаила Глинки являют собой удивительные параллели и пересечения.

Поэма Пушкина была удивительно созвучна личности самого Глинки, на редкость разноплановой и многогранной. Так у него возникла идея создания оперы «Руслан и Людмила». Мотивы былинных произведений, характерные для поэмы Пушкина, нашли свое отражение и в эпической опере. Кстати, его первой творческой удачей в свое время стали именно романсы на стихи Александра Пушкина. Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов. Через несколько десятилетий Свиридов, будучи признанным композитором, вновь обратился к поэзии Пушкина и создал произведение, которое стало значительным событием в музыкальной жизни. Это хоровой цикл «Пушкинский венок». Рядом с именем поэта прославился его лицейский товарищ Михаил Яковлев, сочинивший музыку к стихам Пушкина — «Признание» и «Зимний вечер». Модест Мусоргский тоже входит в число этих композиторов. Он написал оперу «Борис Годунов». Мусоргский разумел народ как великую личность, одушевленную единою идеей: это его задача. Он задумал разрешить её в опере. Всё это как нельзя более соответствовало взглядам Мусоргского на оперу - народную музыкальную драму. Первое и главное лицо в «Борисе Годунове»- согласно замыслам и убеждениям композитора - это народ. Ни одна отечественная опера не вызвала столь широкого общественного резонанса, как «Борис Годунов». Влияние «Бориса» на современников, на последующее поколение композиторов вплоть до наших дней очень сильно. Художественная же ценность его настолько велика и значительна, что если бы Мусоргский не создал ничего, кроме «Бориса Годунова», то и тогда бы он вошёл в историю мирового искусства как гениальный народный художник. Композитор Сергей Рахманинов создал в 1892г. В сюжете оперы, лежат пушкинские «Цыганы». Эта опера была написана юным композитором за 17 дней. Она была представлена к выпускному экзамену и получила самую высокую оценку. А вскоре опера была поставлена на сцене Большого театра. Пушкинская поэзия была разнообразной, она вмещала все жанры лирики, поэмы, роман в стихах, сказки. Отношение поэта к балету и отражение его произведений в балетных постановках - интересная глава «пушкиноведения». Балет обратился к Пушкину прежде оперы и первым открыл поэта Пушкина для отечественного театра. Шарль Луи Дидло, знаменитый балетмейстер 20-х годов XIX века, поставил на сюжеты поэта - пантомимный балет «Кавказский пленник, или Тень невесты», музыка композитора К. Кавоса, в 1823 году-волшебно-героический балет «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника», музыка композитора Шольца, в 1824 г.

Михаил Глинка: Пушкин для русской музыки

В Пушкинских Горах состоялся литературно-музыкальный фестиваль «Пушкин. Слово Пушкина по-особому открывается через музыкальные сочинения, написанные на его произведения. Сегодня, 24 мая в Саратовской филармонии состоялся концерт-открытие I Межрегионального фестиваля хоровых коллективов «Пушкин в музыке», который посетили студенты 11 группы. На концерте вы узнаете о самых известных музыкальных драмах, в которых наиболее ярко передан дух Пушкина. Участие в литературно-музыкальном салоне позволило лицеистам и гостям мероприятия оценить, какое влияние творчество Пушкина оказало на развитие русской и мировой музыкальной культуры. «Пушкин в музыке»: в Московском международном Доме музыки состоится концерт для любителей высокой поэзии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий