Онлайн » Карты» Карта прорыва блокады ленинграда в 1943. После прорыва блокады через пробитый советскими войсками коридор немедленно была переброшена в Ленинград железнодорожная ветка. Прорыв блокады Ленинграда означал крах второй идеи. Краткая история и фотографии с мемориала "Невский пятачок" в Ленинградской области и из музея "Прорыв блокады Ленинграда": как пятачок выглядит сейчас и выглядел во время войны.
Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда»
Прорыв блокады Ленинграда стал переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны и предвестником ленинградского Дня Победы, который отмечается 27 января – в день полного освобождения города от фашистской блокады (1944). Краткая экскурсия по новому музею-панораме "Прорыв". Краткая экскурсия по новому музею-панораме "Прорыв". Операция "Искра": прорыв блокады Ленинграда. Графика компании "Меркатор". А спустя два года в его левобережном пандусе открылся Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда».
18 января – День прорыва блокады Ленинграда
Именно там утром 19-го января он узнал новость о прорыве блокады и оставил о ней в своем дневнике приведенную выше краткую запись. Линия обороны и карта окружения 1941 года, исторические предпосылки, прорыв и снятие блокады, итоги и значение для Второй мировой войны. В сентябре 1941 года немецкие войска захватили Шлиссельбург, замкнув кольцо блокады и разорвав сухопутную связь Ленинграда со страной.
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. Содержание экспозиции 6 вагона передвижного музея "Поезд Победы" по теме "Прорыв блокады Ленинграда"Материал для саморазвития или использования на уроках ист. временную железнодорожную линию от Шлиссельбурга до Полян. Карта-схема прорыва блокады Ленинграда. В результате прорыва блокады удалось наладить снабжение Ленинграда и лишить германские войска возможности штурмовать город.
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
Подробная карта линии фронта и направлений ударов Советской Армии во время прорыва блокады Ленинграда в январе 1943. Реконструкция прорыва блокады Ленинграда, создана так, что все экспонаты можно трогать, что особенно привлекает сюда детей. Сообщение о прорыве блокады Ленинграда слушать здесь. 18 января отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда, ставшего результатом успешной военной операции "Искра". День прорыва блокады Ленинграда Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего поселка № 1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда (операция "Искра").
18 января – день прорыва блокады Ленинграда
Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии. Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями...
Максим Горький Русский писатель Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы. Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца.
В сентябре 1942 года была сделана новая попытка прорвать коридор, но и она окончилась неудачей. И только 18 - 23 января 1943 года в ходе операции "Искра" нашим удалось пробить коридор и освободить узкую полоску вдоль берега озера, которая позволила за две недели проложить железную дорогу от Шлиссельбурга Петрокрепость до станции Поляны к железной дороге, ведущей на Волхов. Частично блокада была прорвана, и положение Ленинграда резко улучшилось во всех отношениях. Можно ознакомиться с предисторией, боевыми итогами и подробностями операции "Искра".
Что было достигнуто в реальности?
На все эти вопросы впервые отвечает книга «Операция «Искра»». Книг, посвященных прорыву блокады Ленинграда, издано было много, но все они были написаны без учета недавно рассекреченных советских документов. Кроме того, исследователи пренебрегали немецкими документами и другими источниками, которые показывают всю ожесточенность битвы глазами врага. В новой работе Вячеслава Мосунова впервые сделан анализ данных с обеих сторон, который позволяет сделать интересные выводы. Кроме того, именно на основании немецких документов впервые выявлены ранее неизвестные факты героизма советских солдат и офицеров. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги. Оглавление Обстановка к началу 1943 г.
Операция «Искра» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес. Подготовка частей Красной армии к наступлению К началу 1943 г. Летняя навигация 1942 г. Ленинградский фронт получил значительное пополнение — до 250 000 человек. Постепенно налаживалось работа оставшейся в Ленинграде промышленности. Город готовился к новой зиме. А войска Ленинградского и Волховского фронтов готовились к очередной попытке прорыва блокады.
Считается, что после окончания Синявинской операции противник, а точнее, войска германских 11-й и 18-й армий получили приказ перейти к обороне и более не имели никаких наступательных планов. Работа с документами группы армий «Север» позволяет сделать вывод, что эти утверждения нисколько не соответствуют действительности. Немецкое командование продолжило планировать наступательные операции против Ленинграда. Уже 15 октября 1942 г. В нем говорилось, что операция «Георг» проводиться не будет. Операция «Feuerzauber» сводилась к тому, что войска L армейского корпуса должны были захватить Пулковские высоты. Через несколько дней, 28 октября, появилось еще два приказа.
LIV армейский корпус 11-й армии получил приказ готовиться к операции «Walkuere» «Валькюре», «Валькирия». Его основной задачей был захват Колпино. XXX армейский корпус в этот же день получил приказ готовиться к операции «Wintermaerchen» «Винтермэрхен», «Зимняя сказка». В ходе нее войска корпуса должны были форсировать Неву. Начать свое наступление корпус должен был после захвата района Колпино. Буквально через несколько дней штаб 11-й армии вынужден был покинуть участок фронта под Ленинградом. Его перебрасывали на южный фланг группы армий «Север», в стык с группой армий «Центр», для проведения наступательной операции на флангах двух групп армий.
Целью этой операции был захват города Торопец. Для ее проведения из-под Ленинграда и с участка 18-й армии снималась часть сил. После вывода штаба 11-й армии 18-я армия снова получила под свою ответственность весь участок у Ленинграда. Еще три армейских корпуса и III полевой корпус люфтваффе были развернуты вдоль восточного фланга армии. Сложившаяся на советско-германском фронте обстановка позволяла Красной армии перейти к активным действиям на всем Северо-Западном направлении. Поэтому, прежде чем перейти к дальнейшему описанию, нельзя не остановиться на том, как складывалась ситуация для 18-й армии и какой участок группы армий «Север» вызывал наибольшие опасения. А положение у врага было, мягко говоря, затруднительное.
И здесь необходимо сказать несколько слов о действиях войск Северо-Западного фронта в период с ноября 1942-го по январь 1943 г. Силы германской 16-й армии располагались довольно компактно, но имели крайне невыгодное построение. Демянская группировка полностью зависела от безопасности Рамушевского коридора и в течение всего 1942 г. И теперь их начали выделять, забирая части с участка 18-й армии. Непосредственно II армейский корпус имел на намеченных для предполагаемого советского наступления участках довольно высокую плотность войск и мог считаться одним из самых сильных армейских корпусов на советско-германском фронте вообще. Но уже 3 декабря ОКХ приказало на основе распоряжения Гитлера усилить группировку 16-й армии еще и 225-й пехотной дивизией. Положение на участке II армейского корпуса было сложным.
Вдобавок из штаба 18-й армии 5 декабря доложили о том, каких действий ждут от советских войск под Ленинградом. Немецкие штабные работники ждали наступления, которое позволило бы соединиться войскам на Ораниенбаумском плацдарме. В общем, из доклада картина получалась не очень радостная. Командующие двух советских фронтов могли выбирать время и место наступления. Его перспективы немцы оценивали для себя не слишком оптимистично. Штабисты 18-й армии указывали, что из 12 дивизий армии часть понесла большие потери, а часть является полевыми дивизиями люфтваффе, каковые даже в идеальном состоянии имели низкую боевую ценность. Здесь надо заметить, что выше уже упоминалось, насколько силен был II армейский корпус.
Так вот, только его боевой состав был сравним со всей 18-й армией. А из ее состава он получил еще три пехотные дивизии [25]. Чуть позже был сделан вывод, что наступление наиболее вероятно произойдет на участке XXVI армейского корпуса южнее Ладоги. Рассматривалась и возможность удара против немецких войск в Киришском выступе. Надо сказать, что немецкая разведка довольно быстро вскрывала перегруппировки войск Волховского фронта. С 28 ноября по 5 декабря дивизии II корпуса уже потеряли при отражении советского наступления 3500 человек, но немцы считали, что они достаточно удачно перемалывают противостоящие им части Красной армии. К 9 декабря корпус израсходовал почти все свои резервы, а потери достигли цифры в 5000 человек.
Ежедневные же потери колебались от 300 до 500 человек, что в условиях сокращения боевой численности пехоты и уменьшения количества пехотных батальонов в полках являлось показателем тяжелейших боев. В этих условиях ситуацией в Рамушевском коридоре были обеспокоены все: и штаб армии, и штаб группы армий, и Верховное командование. Имея уже две окруженные группировки с туманными перспективами на спасение, немцам вряд ли бы сильно хотелось получить еще и третью. В результате из штаба группы армий почти каждый день докладывали наверх о потерях и ситуации в Рамушевском коридоре. Резервы почти кончились, положение Демянского плацдарма с наступлением зимы становилось еще более затруднительным. Поэтому штаб армии настоятельно попросил еще одну дивизию, в дополнение к 225-й. Этой дивизией оказалась 254-я пехотная, которая ранее также находилась в составе 18-й армии.
Можно сказать, что это был новогодний подарок — решение было принято как раз 31 декабря. Теперь Линдеманн оставался без серьезных резервов и в случае крупного советского наступления должен был идти на риск и снимать силы с других участков фронта. Общее ухудшение стратегической обстановки на всем советско-германском фронте поставило жирный крест на любых планах наступательных операций противника под Ленинградом. Теперь командующему 18-й армией Линдеманну оставалось только ждать советского наступления. Немецкие пулеметчики. Вермахт еще сохранял значительное техническое превосходство над Красной Армией В это же время появился и замысел операции по прорыву блокады, позже получившей известность как операция «Искра».
За счет этого, в общем-то, немцы и держались...
Что же касается Невского пятачка, то, на мой взгляд, уже к концу 1941 года он в стратегическом отношении был тупиком. Он был невелик, и развернуть там достаточное количество сил для прорыва было невозможно. Наступать с него можно было лишь в ограниченном количестве направлений из-за конфигурации плацдарма, а также такого мощного узла немецкой обороны, как железобетонные руины здания 8-й ГРЭС, которые возвышалась над пятачком с его левого фланга. Это тоже одна из попыток прорыва блокады? Первоначально там очень удачно было выбрано место для удара - стык двух немецких корпусов. Гипотетически существовала возможность выйти к Октябрьской железной дороге - это давало шанс отрезать немецкие войска и лишить их линии снабжения. Сами немцы оценивали свою ситуацию как критическую.
Вообще с боями под Погостьем связано много мифов. В первую очередь об их бесполезности. Это совершенно не так! На мой взгляд, начало этих боев спасло Ленинград. Благодаря нашему натиску немцы приняли решение отходить от Волхова, дабы их ударный клин не оказался в окружении. Нам это дало возможность обеспечить нормальное функционирование Дороги жизни через Волховстрой. Ведь ко второй половине декабря 1941 года в Ленинграде оставалось продовольствия на четыре дня...
Еще одна важная вещь. Операция 54-й армии у Погостья предотвратила немецкую попытку прервать Дорогу жизни - эту задачу в 20-х числах декабря 1941 года поставило командование вермахта. Было предложено три варианта операции, предусматривавших захват или западного, или восточного побережья Ладожского озера. Однако все силы, которые могли быть выделены для этой операции, противник был вынужден бросить под Погостье. Мы зачастую смотрим на те бои глазами фронтовика Николая Никулина, автора известных «Воспоминаний о войне». На мой взгляд, там все представлено в очень черных тонах. Вот лишь одна цитата: «Снег стоял выше пояса, убитые не падали, застревали в сугробах.
Трупы засыпало свежим снежком, а на другой день была новая атака, новые трупы, и за зиму образовались наслоения мертвецов, которые только весною обнажились от снега - скрюченные, перекореженные, разорванные, раздавленные тела. Целые штабеля». Жуткая картина! Однако, как свидетельствуют документы, в том числе и немецкие, под Погостьем вовсе не происходило «избиение красноармейцев». Особенно когда на поле боя появлялись советские тяжелые танки, немцам приходилось очень туго, и они держались из последних сил. А в марте 1942 года вражеская оборона была прорвана там окончательно - когда ввели в бой 4-й гвардейский стрелковый корпус Ленинградского фронта Николая Гагена, сформированный в феврале 1942 года это стало его боевым крещением. Немцы отошли на оборонительные позиции у реки Тигоды, которые готовили в течение трех месяцев.
И в результате образовался выступ, существовавший до конца боев под Ленинградом в январе 1944 года. Складывается впечатление, что длительное время наше командование методом проб и ошибок нащупывало место прорыва. И решило все-таки действовать в самом узком месте немецкой обороны - «бутылочном горле» у Ладоги. Там, где всего 14 километров отделяли блокадное кольцо от Большой земли... Траншеи, блиндажи, деревоземляные огневые точки, мощная артиллерийская группировка. Плюс Рабочие городки, которые были превращены противником практически в узлы обороны... Кстати, еще в декабре 1941 года командир одного из корпусов вермахта предлагал отвести войска из «бутылочного горла» на Синявинские высоты.
Он считал, что полной блокады Ленинграда и так нет, поскольку город снабжается по Ладоге. Но ему указали, что он не прав, что выгоднее держать полностью весь фронт вдоль берега Невы и части Ладоги. Первые наметки плана, который лег в основу операции «Искра», появились еще весной 1942 года. Предложение исходило от Военного совета Ленфронта. Заслуга Леонида Говорова, возглавившего фронт в июне 1942-го, в том, что к январю 1943 года он собрал боеспособные соединения и удачно бросил их в бой на узком участке. Почему он не сделал этого раньше? Летом 1942 года подобное наступление было бы просто невозможно.
Надо было элементарно подкормить бойцов, получить с Большой земли боеприпасы. Ленинградская промышленность делала снаряды относительно небольшого калибра, до 76 мм. Запаса не было - это, кстати, одна из причин того, что в Синявинской операции осени 1942 года Ленинградский фронт выполнял всего лишь вспомогательную функцию. Основной удар наносили волховчане. Кстати, упомянутая Синявинская операция была уже четвертой по счету попыткой прорвать блокаду.
Операция «Искра»
Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год | Разработка плана операции по прорыву блокады Ленинграда началась осенью 1942 г. 22 ноября Военный совет Ленинградского фронта доложил Ставке ВГК свои соображения о боевых действиях на зимний период. |
Прорыв блокады Ленинграда: день прорыва, операция "Искра" — 17.01.2024 — Статьи на РЕН ТВ | Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. |
Освобождение Ленинграда от прорыва до снятия блокады
Частично блокада была прорвана, и положение Ленинграда резко улучшилось во всех отношениях. Можно ознакомиться с предисторией, боевыми итогами и подробностями операции "Искра". Еще можно посмотреть карту боевых действий прорыва блокады.
На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город.
Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы.
Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер.
Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде.
В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода.
Говорова и К. Мерецкова соответственно предстояло атаковать сильно укрепленный шлиссельбургско-синявинский район, который обороняли пять дивизий 18-ой армии группа армий «Север» под командованием Г. Общая численность соединенной ударной группировки РККА достигала 303 тысяч солдат и офицеров.
Ее превосходство над противником в живой силе достигало четырех с половиной раз, в артиллерии — семи, в авиации — двух, по количеству танков — десяти раз. Сражение на шлиссельбургском выступе началось ночью с 11 на 12 января. Авиацией Волховского фронта и 13-ой воздушной армии Ленинградского фронта был нанесен массированный бомбовый удар на участке прорыва. Через 2 часа 20 минут 67-я армия со стороны Невы, а несколько ранее подразделения второй ударной и восьмой армий Волховского фронта перешли в наступление. Пехота продвигалась медленно и неравномерно. За два дня боев расстояние между группировками, движущимися навстречу друг другу, сократилось до двух километров.
В тот же день был освобожден Шлиссельбург и очищена от неприятеля территория южного побережья Ладоги. Ширина сухопутного коридора составила на различных участках от 8 до 10 километров.
С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. Полностью блокадное кольцо было снято лишь спустя год — 27 января 1944 года. Фильм снят телерадиокомпанией «Плеяда» при поддержке фонда «История Отечества». В фильме впервые представлен ряд документов, с помощью которых можно восстановить реальную картину начала войны и понять, почему стала возможной блокада, благодаря кому Ленинград не был сдан врагу и выстоял. Архивные фонды, воспоминания блокадников, неизвестные ранее мемуары, фотографии и хроникальная летопись помогают понять и прочувствовать ситуацию, в которой оказался город осенью 1941 года. Текст: Полина Животова.
Содержание
- «День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда
- Читайте также:
- Карта операции искра прорыв блокады ленинграда
- Новости и события Российского исторического общества
- Блокада Ленинграда (8.09.1941-27.01.1944) - Сайт В. Кривошеев персональный сайт учителя
Прорыв блокады Ленинграда показал несокрушимость советского народа
Прорыв блокады Ленинграда | Прорыв блокады Ленинграда явился переломным моментом в битве за город на Неве. |
Портал системы образования города Нижневартовска - Прорыв блокады Ленинграда | Главная» Новости» Как отмечают 80 лет освобождения ленинграда. |
Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» (Панорама) | Вам, доблестным бойцам, командирам и политработникам 67-й армии, выпала великая честь освобождения Ленинграда от вражеской блокады. |
18 января 1943 года прорыв блокады Ленинграда | Пикабу | Сообщение о прорыве блокады Ленинграда слушать здесь. |