Мы сами должны формировать законы в России, отстаивающие интересы семьи и выстраивая институты её развития. В современной России семейный статус воспринимается как показатель надежности и ответственности, но его отсутствие не приводит к какой-либо стигматизации. Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «Актуальные проблемы семейного законодательства и практика его применения: вопросы определенности терминологии семейного законодательства».
Дети больше не нужны? Почему современные люди не хотят заводить семью
Специан Л.М. Проблемы семьи в условиях современных рыночных отношений. изменение моделей брака, материальные трудности, дефицит мест в детсадах, психологическая адаптация молодоженов, высокий уровень разводов и социального сиротства. Таким образом, социальные проблемы современных российских семей весьма многообразны, зачастую являющиеся следствием экономического кризиса страны. Проблемы современной семьи и пути их решения. Молодые люди в современной России переживают глубокий личностный конфликт между любовью к детям и реализацией личных целей.
Страна вырождается: почему русская молодёжь не спешит создавать семьи и обзаводиться детьми
В России борьба с семейным насилием и восприятие семьи как важной составляющей общества естественны. Но что из себя представляет современная российская семья? Тенденция потери интереса к созданию полноценной семьи отчетливо прослеживается в современном мире.
Наиболее актуальные проблемы семьи и брака в современном обществе и пути их решения
ВЦИОМ. Новости: Дела семейные | В современной России семейный статус воспринимается как показатель надежности и ответственности, но его отсутствие не приводит к какой-либо стигматизации. |
Современные проблемы семьи в нашем обществе | Есть и другая проблема современного российского патриархата. |
Одна из основных проблем современной семьи | В России современное поколение заводит детей все реже. |
Наиболее актуальные проблемы семьи и брака в современном обществе и пути их решения | Семья сегодня — Ставку по семейной ипотеке для заемщиков с детьми от шести лет могут повысить. |
Страна вырождается: почему русская молодёжь не спешит создавать семьи и обзаводиться детьми
Семья лежит в сфере обыденного. Неудивительно, что в рамках этой концепции православная церковь всегда разрешала разводы из икономии, снисхождения к человеческой природе. Перед нами крепкая семья, супруги жили счастливо и умерли в один день? Отлично, так и должно быть. В семье проблемы, лукавый внёс в неё разлад? Такое тоже бывает, молитесь, и Бог вам будет в помощь. И то и другое — серьёзные, но не «топовые» темы. Это не история про то, как подвижник духовными очами узрел фаворский свет. И даже не про то, как православный император во главе своих легионов разгромил варваров. Истории про семью — это не истории про церковь или про империю. Это история про жизнь, которая просто течёт своим чередом.
С другой стороны, семья в Византии была органично интегрирована в сакральнополитическую вертикаль, она была частью общины, община — частью фемы, экономически самодостаточного военно-административного округа, фема была частью империи, империя была внешней оградой церкви. В свою очередь, западная церковь на рубеже первого и второго тысячелетий христианской эры провозгласила своей целью не «симфонию» духовного и материального, а доминирование, примат первого над вторым. В отношении государства это у нее явно не получилось, римская католическая теократия так и осталась «в проекте». Зато в отношении семьи результаты были иными. Западное духовенство, в отличие от восточного, было безбрачным, практиковало целибат. Сам по себе этот факт многое объяснял в восприятии брака в западном христианстве, в оптике католического священника, находящегося не в далёкой «пустыне», а среди людей, живущих повседневной жизнью. Психологическое давление среды и необходимость сопротивляться ей неизбежно формировало весьма специфический — максималистский взгляд на семью со стороны католического духовенства. Не как на естественную данность, а как на нечто сакральное, в буквально смысле соответствующее концепциям апостола Павла о браке как союзе двух людей, подобному союзу Христа и церкви. В конечном итоге это видение брака передалось и обществу, которое, по крайней мере, на словах, его разделяло. Но у этой истории была и теневая сторона.
Перенос отношений мужчины и женщины из «пространства естественного» в «пространство идеального» влёк за собой определённые изменения в восприятии женского начала в западном патриархальном обществе. С одной стороны, речь шла об идеализации, придании естественным отношениям возвышенного, духовного характера.
Кроме того, это может вызвать усиление оттока молодых амбициозных людей за границу». Каждое общество будет решать эту проблему по-своему Сетевой аналитик Алексей Йесод делает из этой ситуации такой прогноз: «К сожалению, идеального общества не бывает и даже рост благосостояния и образованности имеет побочные эффекты. Не будем забывать и о том, что нынешняя почти полная свобода поиска постоянного партнера явление совсем недавнее. Еще два-три поколения назад подавляющее число людей, в той или иной форме, заключали браки по расчету, а понятие романтической обычно несчастной любви существовало только в романах. Как мы видим, это может привести к трансформации человеческих отношений. Кто пойдет по пути полиамории — построению отношений сразу с несколькими людьми. Это, кстати, скрепа и возвращение к традициям — первобытные люди жили полиаморно большими дружными семьями.
Другая часть населения, подозреваю, вернется к более строгому, вероятно религиозному, отношению к браку. Мы видели пример Польши, почти полностью запретившей аборты — не удивлюсь что рано или поздно в какой-нибудь стране с консервативным большинством запретят разводы за редким исключением. Плохо это или хорошо — решайте сами. Верю, что не изменится лишь представление о дружбе. За редким исключением, только родственники и друзья бескорыстно поддержат вас в трудную минуту. Это и не дает потерять веру в человечество как бы не менялись представления о семье, отношения и любви».
Думаю, что любая пара постоянно накапливает определенное количество коммуникативных ошибок неправильного понимания и неэффективной коммуникации. В ходе этого накопления вызревают обиды и недоверие, а потом люди перестают нормально разговаривать: либо ругаются, либо молчат. Так это обычно описывают клиенты семейного психолога: «мы перестали понимать друг друга», «мы перестали разговаривать», «нам нужен переводчик». Но не родился еще тот Коперник от психологии, который убедит людей в том, что плохо понимать друг друга — это нормально. Мы пока верим в то, что Земля покоится на черепахе, слоне и ките, а любящие люди способны с легкостью читать мысли и чувства друг друга — сколько бы свидетельств обратного мы не получали. В этом смысле пары, которые с самого начала отношений берутся их прояснять, имеют шанс понимать друг друга лучше, хотя и не имеют опыта первичной идеализации, на которую удобно опираться в трудные времена «а помнишь, как здорово было в самом начале — вдруг опять получится». Проблема 2: Борьба за власть Но плохое понимание, недоверие и обиды разрушают уверенность партнеров в надежности их позиций. Преодолеть неуверенность в отношениях можно, контролируя их. Однако чрезмерный контроль приводит к борьбе за власть и независимость. Оба человека, составляющих пару, склонны бороться за свое понимание вещей как за единственную реальность: «Нет, когда ты хочешь идти пить пиво с друзьями — это не потому что тебе нужны друзья, а потому что ты меня не любишь и тебе со мной скучно»; «Нет, если ты тратишь много денег, это не потому что тратить деньги — твой способ бороться с детским страхом бедности и утешаться, а потому что ты меня не уважаешь и тебе нужны только мои деньги»; «Нет, когда ты отказываешь мне в сексе — это не потому что ты устала и хочешь спать, а потому что наказываешь меня и манипулируешь». Таких примеров можно привести множество, все они довольно типичны. Кроме этого, борьба за власть ведется на ценностном или культурном уровне. Мужчина «должен», женщина «должна», «в хорошей семье делают так» — все эти культурно-социальные клише сильно давят на пару на разных этапах ее жизни, постоянно подпитывая нужду в изобретении своей уникальной формы семьи. Стандартная семейная терапия посвящена именно этому: лучшему пониманию друг друга и умению доносить свои мысли и чувства, а также осознанию тщетности усилий в борьбе за изменение реальности другого человека. Проблема 3: Эмоциональная зависимость Мы живем в эпоху расцвета особого психологического феномена — эмоциональной зависимости. Экономическая основа семейного партнерства уходит в прошлое по мере того, как женщины ощущают все более сильное желание профессиональной реализации. На смену экономическим скрепам приходят эмоциональные, которые в ХХ веке назывались страстной любовью, а теперь все чаще обозначаются как эмоциональная зависимость. Эмоциональная зависимость характеризуется автоматической защитно-наступательной реакцией в ответ на эмоции и поведение партнера, а также невозможностью опираться на себя и свои ценности в регулировании поведения. Мы становимся чересчур реактивными и «возвращаем» партнеру все его поступки, причиняющие нам боль. Вроде все знают, что надо поступать в отношениях так, как бы вы хотели, чтобы поступали в отношении вас. Но при эмоциональной зависимости мы начинаем «зеркалить» партнера, чтобы он понял, как же некоторые его действия нам неприятны. Око за око, зуб за зуб — незыблемая аксиома семейной жизни для многих. Именно поэтому находящиеся в эмоциональной зависимости склонны падать на самое дно человеческого поведения. При этом, как правило, такие пары имеют и обратный опыт — отзеркаливания хороших поступков. Делая друг другу больно, каждый надеется на партнера: что второй прервет этот порочный круг и окажется «лучше». Вся эта игра очень увлекательна и может быть весьма стабильной жизненной стратегией, если у вас крепкие нервы. Эмоциональная зависимость цементирует отношения лучше ипотеки. Кроме эмоций, опыт эмоциональной зависимости дает человеку о себе много такой информации, которой он нигде больше получить не может. Так что я думаю, что, как ни странно, эмоционально-зависимые отношения позволяют людям познавать себя — и это познание дарит им живые эмоции, зачастую весьма сильные. Вот почему такие отношения считаются участниками весьма ценными и желанными, даже если приносят много страданий. Выход из эмоциональной зависимости возможен, но это требует много времени и усилий. А мы обычно хотим быстро — поэтому предпочитаем развод. Социальные проблемы Проблема 4: Нереалистичные представления о родительстве Как и раньше, желание рожать детей мотивирует людей создавать и воспроизводить семейные модели. При этом отношение к родительству изменилось: оно стало более поздним и часто вполне сознательным выбором. Сознательный выбор неизбежно подразумевает определенные жертвы: из-за детей многие готовы поступиться свободой и личными целями. Так что главный стресс для пары — это по-прежнему дети и связанные с ними проблемы: психофизическая нагрузка, изменение жизненных практик, сексуальная разбалансировка, гендерное разделение и т. А обсуждение модели семейной жизни после деторождения — это то, обо что ломаются копья. Многие партнеры чувствуют себя пойманными в семейную ловушку, не доверяют друг другу и не обсуждают свои индивидуальные цели и потребности в этом процессе. Появление детей — период, когда пара вынуждена определять тип своего социального устройства. Все ценности предыдущего периода подвергаются угрозе переоценки.
Причины гендерного дисбаланса в России: Более высокая смертность мужчин от внешних причин. Отток мужского населения в крупные города и мегаполисы. Выезд мужчин на работу в другие регионы и страны. Эта демографическая ситуация влияет на структуру и стабильность российских семей. Необходимы меры по стимулированию рождаемости мальчиков и снижению смертности мужского населения. Рост числа разводов За последние десятилетия в России резко выросло число разводов. Если в 1960 году на 1000 браков приходилось 160 разводов, то в 2020 году этот показатель достиг отметки в 493 развода на 1000 браков. Частые разводы разрушают институт семьи и негативно сказываются на демографии, так как в неполных семьях рождаемость снижается. Необходимы меры по профилактике разводов и сохранению целостности семьи. Социальное сиротство Острой проблемой российского общества остается высокий уровень социального сиротства. По данным Минпросвещения, в 2021 году в России насчитывалось почти 120 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них - социальные сироты, то есть имеющие биологических родителей. Причины этого явления - алкоголизм и наркомания родителей, лишение родительских прав, отказ от ребенка. Необходима профилактика социального сиротства путем оказания помощи неблагополучным семьям. Недостаточная поддержка многодетных семей В России остро стоит демографическая проблема низкой рождаемости. Чтобы стимулировать рождение детей, государство должно всемерно поддерживать многодетные семьи. Однако сегодня эта поддержка недостаточна.
«Почему современная семья распадается?»
К семье нужно готовиться со школьных времен? Кстати, надо в школах подумать о воспитании мальчиков, чтобы они готовились уже к тому, чтобы стать отцами, к отношениям, в том числе в семье и к женщине. Посмотрите, сейчас не хотят создавать семью, заводят кошечек и живут. А когда им уже 40 лет, они потом ее не заведут. Поэтому именно наш комитет по вопросам семьи [женщин и детей] должен заняться решением этих вопросов. Семьи как раз, потому что семья — это и мама, и папа, и дети. Когда мы говорим, по вопросам женщин, где у вас тогда мужчины? Отметим, что ранее зампред Госдумы Анна Кузнецова предложила юным россиянкам обзаводиться детьми примерно с 20 лет.
Нарушение распределения ролевых позиций между супругами. Исторически так сложилось, что основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства выполняется женщинами. Однако современная женщина вынуждена не только заниматься домашним хозяйством, но и активно выполнять свои профессиональные функции, что приводит к истощению и росту недовольства со стороны женщины своим положением. С другой стороны стоит отметить тот факт, что многие современные женщины отвоевывают свое право участвовать в общественном производстве наравне с мужчиной, тем самым как бы меняясь ролями с мужчиной в процессе супружеской жизни. Существование низкого уровня культуры семейно-брачных отношений и отсутствие стремления к взаимопониманию и совместному построению гармоничных отношений. В результате вышеперечисленных проблем возрастает взаимная требовательность супругов друг к другу и отсутствует потребность в поиске компромиссов в отношениях.
Легче всего этот период проходят пары, которые какое-то время жили вместе до регистрации брака. У них уже есть работа, какой-то социальный статус в обществе, определенные цели, планы, совместный бюджет, поэтому с кризисом первых двух лет они вряд ли столкнутся, ведь он прошел еще во время гражданских отношений. Однако в данном случае речь не идет о тех парах, которые до бракосочетания жили не за счет собственного дохода, а под «покровом» и постоянным спонсорством своих родителей. Андрей Зберовский отмечает: Как только семья именно формируется как структура, имеющая свой бюджет, сложности бытовые, хозяйственные возникают все равно. Как жить с родителями молодой семье и при этом не утратить семейное счастье Далеко не у всех семейных пар получается после замужества начать самостоятельную жизнь, вдали от родственников. Многим приходится жить с родителями, что зачастую накладывает плохой отпечаток на взаимоотношения мужа и жены. Это происходит по разным причинам: родные их финансируют, дают зачастую ненужные советы, влазят в отношения и порой невольно даже настраивают друг против друга. В итоге, подвергаясь разным психологическим воздействиям, пара не выдерживает и распадается. Чтобы этого не случилось, нужно учитывать несколько важных вещей: отношения молодой семьи с родителями должны быть обособленными: нужно изначально обозначить границы, ведь у молодой пары своя семья, а у их родных — своя; стараться не зависеть финансово от родителей, так как «спонсоры» зачастую диктуют свои правила; отношения молодой семьи, несмотря ни на что, должны быть гармоничными — муж с женой должны стараться жить в унисон желательно, чтобы они оба работали, имели общие желания и цели ; стараться выстроить доброжелательные и добрые отношения с родителями своего партнера.
Такая семейная система не выдерживает нагрузки. Последствия длительных декретов для семьи в целом и для женщины в частности очень неоднозначны: вышедшие в декрет женщины теряют профессиональные навыки и социальные компетенции, а отцы несут двойную материальную нагрузку и переживают разобщение социальных целей с партнером. В Европе сейчас активно идет пропаганда подключения отцов к родительскому процессу, да и у нас тоже — но полного успеха в этом направлении пока никто не достиг. Так что никакого гендерного равенства у нас нет и в помине. А вместе с его отсутствием — нет и рождаемости, вот парадокс! Пока женщинам невыгодно рожать — они и не будут. Экономические проблемы Проблема 5: Экономический дисбаланс и кризис патриархального уклада Система «я воспитываю, ты зарабатываешь» работает — но в только в патриархальном укладе с высоким доходом мужчин. Но, разумеется, в такой системе вовлеченное отцовство почти невозможно из-за «разделения труда». Получается парадокс, знакомый многим консультирующим психологам: в России устройство семей с высоким доходом позволяющим женщинам не работать аналогично устройству семей в бедных странах с низким уровнем дохода и отсутствием профессиональных возможностей для женщин! В таком типе семей у женщин формируется материальная зависимость, потому что у них нет уверенности, что они могут себя обеспечить. А у мужчин создается ощущение, что семье они нужны, только чтобы зарабатывать, и что если уж они зарабатывают, то могут позволить себе «злоупотребление властью». По этой же причине отцы иногда «тормозят» с детьми, потому что для них каждый новый ребенок — это необходимость больше работать. Конечно, есть множество женщин, которые полностью реализуют себя в материнстве — и это прекрасно. Однако с экономической точки зрения именно они менее всего защищены при разводах. Ситуация с алиментами в нашей стране — позорная. Государство научилось хорошо собирать налоги, но почему-то не может заставить граждан платить алименты своим детям. Область алиментных обязательств между разведенными супругами остается договорной, и это создает массу проблем. До сих пор в нашей стране подать на алименты — значит воткнуть нож в спину. Отношения сразу переходят на новый уровень ненависти. Но ведь это дикость! Если бы в этой области был порядок, всем жилось бы намного проще. Более того, я думаю, что в чьих-то чиновничьих головах есть ложная идея, что неурегулирование алиментов удерживает граждан от разводов и поэтому надо оставлять эту область непрозрачной. Но факт остается фактом: брак теперь — не незыблемая крепость, а разводы — обыденность. В том числе и поздние. А к 40—50 годам, когда дети более-менее вырастают, уже сложно поверить в себя как в профессионала, с нуля добиваться того, чего твои сверстники уже давно достигли. К этому возрасту многие женщины находятся в сильном кризисе, потому что не получают не только социального признания, но и благодарности за свой «материнский подвиг». Спасибо, если они при этом не получают осуждения от отцов «Тебе было удобно, а я все это время зарабатывал и был в жутком стрессе» и от детей «А кто тебя просил? Хорошо, если к этому моменту у женщины, реализовавшейся в роли матери, есть материальные возможности для красивого потребления, благотворительности или путешествий с подружками. А если нет? У молодых отцов есть свои психологические причины не настаивать на материальном вкладе женщины в семью, например, детский опыт работающей матери, которой не хватало, или матери-домохозяйки, которую они, наоборот, идеализируют. Для своих детей они хотят лучшего и потому поддерживают решение женщины уйти в длительный декрет или вообще больше не работать. Им кажется, что они со всем справятся сами. Но потом мужчины жалуются, что потребности семьи велики, все время растут и их все труднее удовлетворить. Второй и третий ребенок рассматриваются как увеличение уровня стресса и ответственности. В профессии такие отцы семейства часто начинают выбирать деньги, а не свое развитие, а значит, становятся несчастны. Каждый второй жалуется на редкий секс с женой, ведь в супружеской постели спит ребенок, а женщина выматывается от домашней работы. Да и в целом близость в паре может испаряться: слишком редко проводят время вместе, слишком мало становится общих дел и целей вне родительства. За свои жертвы и заработок мужчины не получают удовлетворительной благодарности от семьи, а женщины — не получают признания за свой материнский и домашний труд. И это происходит даже в хороших отношениях, где семья — главная ценность! В такой ситуации нарастает разобщение и взаимное недовольство, но часто оно внятно выражается только на семейной терапии, когда пара приходит в отчаянии, разочаровавшись в семейной жизни и думая, что развод — единственное спасение и последняя возможность восстановить личные границы.
«Сегодня брак - дружеский союз». Психолог - о современных семьях и разводах
Если всё зайдёт так далеко, вам придётся отвадить этих разгильдяев. А ваш муж пусть решит, что ему дороже — семья или сомнительная дружба. У многих семейных пар попросту портятся отношения. Цивилизованные и благоразумные люди в подобных случаях подают на развод. Не сидите и не терпите, если у вас нет будущего. Даже ради общих детей. Поверьте, отпрыски не оценят ваших жертв спустя долгие годы. Наверняка они будут с содроганием вспоминать об испорченном детстве. Если отец детей — пьяница, тунеядец, тиран или игроман, то они не пострадают от развода. Напротив, дети почувствуют себя свободными. Иногда новая любовь приходит неожиданно.
Сначала вы выходите замуж, спокойно живёте с мужем, а потом понимаете, что вам нравится другой мужчина. Несправедливо лгать законному супругу и дальше страдать от любви. Дело может дойти до измен, а вы ведь не хотите обманывать близкого человека? Возможно, ваш муж сам влюбится и захочет с вами развестись. Не устраивайте истерик и не удерживайте его. Пожелайте счастья избраннику и отпустите его с миром. Деньги тоже не повод сохранять семью. Особенно, если ваш муж жадный и мелочный. Оставаясь рядом с состоятельным скрягой, вы принижаете себя. Он всегда будет относиться к вам, как к прихлебательнице, и всячески экономить на вас.
Женщины и мужчины боятся заводить детей вне брака, и это понятно: жизнь меняется, люди стали безответственнее, к тому же они лишены законных гарантий, которые дает зарегистрированный брак. А между тем демографическая ситуация в стране катастрофична». Нам нужно прилагать все усилия для того, чтобы количество браков росло, и их привлекательность тоже, — призвал пастырь. По крайней мере, в части исполнения религиозных норм и требований.
У нас же, несмотря на то, что около 70-80 процентов россиян называют себя православными, эти нормы не исполняют. Кто-то считает допустимым гулять от жены, кто-то — жить в незарегистрированном, невенчанном, так называемом «пробном браке», но такой брак с церковной точки зрения не плюс, а минус. А «раз цветы оборваны, ягодок не ждите»», — заключил отец Михаил. Валуйки Белгородская область , отметил, что «регионы, где меньшее количество разводов, — это как раз те, где традиционные установления крепче: и Кавказ, и Тува, и Крым — республика многонациональная, что тоже очень важно».
Это неверно. Мы знаем точно: брак — союз мужчины и женщины, который служит продолжению рода. Говорить о том, что мы эту священную сущность брака теряем, конечно, необходимо. Так называемые «пробные союзы» — не что иное, как скрытый блуд, он приучает молодых людей к безответственности, разрушает институт семьи.
Это серьезная проблема, и о ней следует говорить. А нам нужно все-таки возвращаться к традиционному пониманию брака — если этого не произойдет, мы выдернем камень из основы нашего здания традиций, и тогда может рухнуть все остальное». Игумен Серапион Митько , заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, считает, что «три четверти браков распадаются потому, что люди, их заключающие, зачастую не планируют жить в браке всю жизнь». Современные же люди в большинстве своем заключают брак с оговоркой, делая поправку на возможный развод.
А это свидетельствует о несовершенстве мотивации, отсутствии доверия друг другу, и провоцирует расторжение брака. Кроме того, в основе брака лежит любовь, а современный человек слишком эгоистичен, чтобы понять ее суть — самоотдачу», — полагает пастырь. Часто брак заключается не ради любимого человека, а чтобы решить собственные проблемы — экономические, возможно, психологические. И это ведет к распаду союза.
Кроме того, зачастую у людей разные взгляды на взаимные обязанности и, соответственно, нереальные ожидания. Гарантия брака — рождение детей. А это в современных семьях часто рассматривается как нечто второстепенное. В тех регионах, где сохранилось традиционное общество — например, Северном Кавказе — браки более прочные.
К сожалению, традиционное общество в регионах с преимущественно русским населением было разрушено еще при советской власти. Соответственно, постепенно разрушился и институт семьи», — посетовал игумен. Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского Трех исповедников храма Твери, убежден, что все зависит от воспитания. И девочек, и мальчиков воспитывали как будущих матерей и жен, отцов и мужей.
Поэтому и общественное мнение было иным. То есть весь комплекс культурных и педагогических условий, в которых находились люди, начиная с детства, был другим, и сегодня так просто его восстановить одним указом или даже материальными поощрениями невозможно». И осознать это должны, прежде всего, взрослые, потому что зачастую они относятся к своим детям неразумно. Сколько раз приходилось слышать жалобы учителей, что они пытаются воспитать ребенка, но приходит потом мамаша — руки в боки и начинает орать, что ей лучше знать, как его воспитывать.
Вот откуда такие берутся? Товарищи из богемы — певцы и режиссеры — должны учиться прочности семейных отношений и высокой культуре, поскольку лучшие люди должны подавать пример моральных устоев в обществе, чтобы, глядя на них, тысячи людей поступали так же. А то все подается как свобода выбора, но оборачивается свободой греха», — заключил отец Георгий. Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г.
Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, сказал: «Действительно, статистика заключенных браков, деторождения у нас не совсем в плачевном состоянии в основном благодаря Кавказу.
Одни специалисты в плане оценок этих изменений говорят о кризисе института семьи, прогнозируя ему смерть в недалеком будущем, а другие говорят об эволюции, совершенно естественной на фоне общей социокультурной динамики. И это в первую очередь ресурс нормативно-правового регулирования семейно-брачных отношений. К примеру, вопрос алиментов - очень болезненный вопрос в России! Одна семья — один ребенок 76 Поскольку институт семьи — социокультурный продукт, исторически вписанный в траекторию развития каждого народа, государства, его развитие подвергается влиянию не только внешних факторов, связанных с тенденциями мирового развития, но и внутренних, а потому одни и те же меры, программы, нормативно-правовые и иные решения могут иметь различный эффект в разное время и в разных странах. Ярким примером стал Китай: политика ограничения рождаемости, так тяжело приживавшаяся в КНР, сегодня стала проблемой для китайского государства, поскольку изменения на уровне ценностей, пришедшие вслед за тотальным давлением на репродуктивное поведение китайских семей, сложно повернуть вспять.
Совершая тот или иной поворот в демографической политике, каждое государство должно понимать, что на каком-то этапе наступит «точка невозврата». Думаю, что в Китае она уже наступила», — подчеркнула Анна Верещагина. Профессор ЮФУ добавила, что и подавляющее большинство россиян не ориентированы на многодетность. Много тех, кто вообще не планирует рождение детей, и эта сознательная установка на бездетность внушает особую тревогу. Семьеведение — предмет будущего Помимо финансовых и нормативно-правовых механизмов поддержки семей существует социализационный, воспитательный механизм. Ценности семьи, как и все иные ценности, транслируются в массы, в молодежную среду и закрепляются посредством социализационного влияния.
Если мы хотим поднять статус и престиж профессии, например военного, то начинаем снимать фильмы о представителях этой профессии, показывать передачи о выдающихся людях, состоявшихся в этой профессии, поднимаем зарплату им, создаем новые учебные заведения, создаем условия для карьерного роста и материального благополучия. Если отнестись к семье таким образом, сразу выстраивается целая логическая последовательность профессиональной подготовки — на уровне воспитания детей в детском саду, в школе, в вузе, подготовки соответствующих специалистов в образовательных учреждениях, популяризации семейного образа жизни в СМИ. Мы стремимся обучить детей иностранным языкам, информационным технологиям, а самого главного не делаем — мы не учим их тому, что такое семья, семейная ответственность, семейные роли, семейное счастье и как построить счастливую семью», — отметила Анна Верещагина. Анна Владимировна не раз говорила на научных конференциях о необходимости введения в образовательную программу школ и вузов такого предмета, как «Семьеведение». С начала текущего учебного года семьеведение — один из разделов школьного предмета «Разговоры о важном». В Южном федеральном университете профессор Верещагина читает студентам курсы «Психология семьи и разрешение семейных конфликтов» и «Демография».
Важно понимать, что семья — живой эволюционирующий организм, развивающийся по мере динамики общества, меняющий свои функции, формы, установки, а параллельно материал закрепляется в виде интерактивных занятий — деловых игр, дебатов, различного рода диспутов по актуальным проблемам жизнедеятельности семьи, особенно молодой, так как это студентам ближе. С детьми в школе, думаю, акцент надо делать на интерактивах — играть с ними в ролевые игры, чтобы они «примеряли» на себя семейные роли, обсуждать фильмы, мультфильмы о семье, семейных ценностях, традициях и историях, давать им проектные задания, в которых бы раскрывались идеи школьников относительно того, какой должна быть настоящая семья, как в ней должны разрешаться конфликты, какие отношения должны складываться между членами семьи и что значит семья для жизни человека», — рассказала Анна Верещагина. Для того, чтобы знать, что говорить молодому поколению, на чем акцентировать внимание, пытаясь воздействовать на ее сознание и поведение в плане семейных установок и перспектив, надо понимать, чем живет современная молодежь, каковы ее жизненные цели и планы, какое место в них отводится семье, ни к коем случае не упрекая в том, что она иначе видит свое семейное будущее, а стремясь выяснить — что представляет семья как ценность для современной молодежи и почему она ценность иная. Апелляция к прошлому опыту, к традициям, прежде регулировавшим семейно-брачные отношения в обществе, возможна, но не как ориентир для подражания и четкого следования этому опыту, а для формирования понимания того, что семья меняется, но остается базовым основанием жизнедеятельности каждого человека, каждого народа. Опираться на прошлое, но ориентироваться — на будущее Время многодетной семьи как доминантной модели семьи ушло в прошлое. Во всяком случае, на данном историческом этапе в условиях современных реалий, а эти реалии характеризуются высокой динамикой рисков, неопределенности, нестабильности, небезопасности.
А на свободном рынке обычной молодой семье сложно купить себе жилье. Многие молодые семьи, это еще студенты или выпускники университетов, которые не имеют заработка или имеют какой то минимальный заработок, который не может позволить приобрести собственное жилье. Так же в настоящее время присутствует высокий уровень безработицы, что тоже сильно влияет на трудоустройство молодых специалистов и обеспечение себя жильем. В сложившихся ситуациях многие молодые семьи живут у родителей, или с помощью родителей, а кто-то все же самостоятельно снимают жилье. Только немногие имеют отдельные квартиры. Кому то дарят близкие жилье, кто-то оформляет ипотеку. Материально — бытовые проблемы.
Каждая молодая семья сталкивается с материальными проблемами, трудностями с бытовой необустроенностью. Из-за не знания про семейную жизнь и не имея опыта семейных отношений появляются разногласия у молодых. Многие пары в своих мыслях предполагают, что после свадьбы все будет, так же как и до свадьбы, романтика, легкость в отношениях, без забот и хлопот, но происходит все иначе. После свадьбы начинается совместный быт, это благоустройства жилья, мелкие и крупные покупки для семейного быта. В основном на женщину ложиться вся домашняя работа, например уборка дома, приготовление еды, уход за собой и мужем, а на мужчину ложиться такая обязанность это как материальное обеспечение семьи. Появляются больше обязанностей в доме, молодые люди не готовы были к такой резкой перемене жизни и тут начинаются придирки друг к другу и недовольство такой жизнь. В разрешении этой проблемы могут помочь родители супругов.
Их опытный взгляд, виденье данной проблемы сможет открыть второй дыхании у молодой семьи. Низкая заработная плата и доход, общая материальная необеспеченность — это одна остро стоящая большая проблема молодой семьи. В основном молодым людям сложно найти место работы с высокой заработной платой. Организации, которые могут предложить высокую зарплату выставляют кандидатам на место работы высокие требование такие, например как большой стаж или опыт работы, поэтому молодые люди находят работу с менее высокой зарплатой и это очень сказывается на семейную жизнь. Неудовлетворение основным заработкам вынуждает молодую пару заниматься поисками работы в другом городе, и не исключены варианты выезда в другие страны. Медицинские проблемы. Молодые семейные пары, конечно, хотят и мечтают о детях, но не у всех пар могут быть дети.
«Почему современная семья распадается?»
Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи. Текст научной статьи на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ». Современная сверхнизкая рождаемость в России обусловлена доминированием в семейной структуре населения малодетных семей.