Великий пост в Римско-католической церкви начинается в Пепельную среду, за 46 календарных дней до Пасхи — в этом году он начнется 14 февраля.
Чем католический пост отличается от православного?
В 2023 г. Католическая Церковь начинает Великий Пост 22 февраля (среда). У католиков Особенность католического подсчета сроков поста связана с более ранним переходом стран, находящихся под протекцией Папы Римского, на григорианский календарь. Главная» Новости» Начало великого поста в 2024 году у православных. В католической традиции Великий пост начинается за 46 дней до Христова Воскресенья. В Римско-католической церкви Великий пост начинается в Пепельную среду: в 2023 году первый день поста у католиков выпадает на 22 февраля.
Please wait while your request is being verified...
У католиков Рождественский пост начинается ровно за четыре воскресенья до Рождества, которое отмечают 25 декабря по григорианскому календарю (так называемому новому стилю). Великий пост у католиков закончится 8 апреля, 9 апреля католический мир будет встречать Светлое Христово Воскресение. Календарь главных католических праздников на 2023-й год. Рождественнский пост 2023 у православных начнется 28 ноября, а у католиков 3 декабря. Католические посты 2024 года Великий пост Великий пост-это временной. Великий пост начинается в понедельник у православных верующих и греко-католиков: он продлится семь недель и завершится перед Пасхой, которая в этом году приходится на 4 апреля.
У католиков «пепельная среда» - начало Великого поста
В Германии Пасха — государственный праздник, у детей также каникулы в школе. Друг другу дарят не только традиционные крашеные яйца, но и пасхальных зайцев. Эта традиция пришла еще в XVI веке. Дети, как правило, находят крашеные яйца на Пасху у себя в саду.
Рядом ставят шоколадного или игрушечного зайца, который «принес» их детям. Белая шерстка зайца — символ непорочности и чистоты. Италия — очень религиозная страна.
Главные праздники — Рождество и Пасха. Здесь чаще всего дарят друг другу шоколадные яйца. Итальянцы на Пасху готовят не куличи, а коломбы.
Коломба в переводе — «голубка». Готовится она из муки, сахара, цукатов на дрожжевом тесте. До Пасхи верующие итальянцы также соблюдают Великий пост.
На Пасху Папа Римский лично произносит традиционную Пасхальную проповедь. На Пасху в 2023 году она прозвучит для католиков 9 апреля. В католических храмах накануне Пасхи проводят так называемую Литургию Света.
От огромного костра, который разводят перед храмом, зажигают позже Пасхал, который вносят в костел на праздник. В Англии в день Великого Праздника принято помогать обездоленным. Богослужение у традиционных протестантов, лютеран, начинается с Пасхального приветствия.
Пастор трижды произносит: «Христос воскрес! В этот день всегда совершается Евхаристия. Православные пасхальные богослужения Пасхальное богослужение начинается в 00:00 торжественным крестным ходом, Пасхальной утреней и продолжается Божественной литургией, освящением артоса.
Крестный ход символизирует шествие всех верующих за Воскресшим Христом. Люди идут со словами: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Затем и духовенство и паства поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ».
Хор заканчивает словами «И сущим во гробех живот даровав». Во всех храмах звучат пасхальные перезвоны.
Отметим, что рыбу можно кушать два раза в течение поста — на Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. Поэтому мы отнесли ее в две группы. В любую субботу и воскресенье верующие могут позволить себе растительное масло, но в другие дни поста оно запрещено. Что касается яиц, молочных продуктов, то употреблять их можно в любой день, кроме пятницы.
Именно в каждую пятницу католики проводят дни воздержания и отказываются еще и от любого мяса. Рацион питания католиков в пост — примерное меню в католический пост Католические священники считают, что пост — это не диета. Верующим стоит уделить внимание духовной стороне. Важно — чтобы человек очищался не только телом, но и душой. Система питания католиков очень проста. Она основывается на постных блюдах.
Рассмотрим рацион, опираясь на дни недели: Первый день наступления поста Верующие должны полностью отказаться от пищи. Можно пить воду в неограниченном количестве. Во второй день постующие занимаются сухоедением Можно кушать всего лишь один раз в день и употреблять сырые, свежие овощи и фрукты. В следующие дни сухоедения —понедельник, среду и пятницу — можно добавить в рацион хлеб. В каждый вторник и четверг поста трапезничайте только один раз в день растительной пищей В каждую субботу и воскресенье разрешено добавить в рацион растительное масло. Часто у католиков возникают трудности с питанием и готовкой постных блюд.
Церковные правила также предусматривают ограничение приемов пищи до 1-2 раз в день. Несмотря на то, что церковные правила католического и православного Рождественского поста отличаются друг от друга, смысл остается одинаковым — это стремление верующих смирить плоть и очиститься от грехов. В католический Рождественский пост больше времени уделяют посещению церкви, молитвам и общению с семьей. Священнослужители напоминают, что в католический Рождественский пост человек, в первую очередь, должен позаботится о своей душе. Без этого ограничения в питании окажутся напрасными. Рождественский пост 2023-2024: календарь поста, что можно и нельзя есть 27 ноября 2023, 21:13 По традиции верующие до начала католического Рождественского поста ставят перед собой определенную цель, то есть помимо ограничений в еде, они также воздерживаются от интимной близости, увеселительных мероприятий, а также совершают добрые дела.
Считается, что первой подарила окрашенное яйцо по другому преданию — чудесным образом изменившее цвет на красный Мария Магдалина. Придя к императору Тиберию, с этим необычным, символичным подарком, она приветствовала его, говоря: «Христос Воскрес! До Пасхи Эти обычаи стали складываться еще с первых веков Церкви, когда верующие перешли от «крестной Пасхи» к радостному празднованию Воскресения Христова.
Когда Масленица в 2023 году В 2023 году Масленица будет проходить с 20 по 26 февраля. Масленицей на Руси традиционно именовали последнюю неделю перед началом Великого Поста. Церковь уже не благословляет верующих есть мясное, но вхождение во время длительного постного делания — постепенное, и на «масленой неделе» можно употреблять рыбу, молочное, яйца. При этом в среду, пятницу седмицы не положено совершать литургию. За утренними богослужениями этих дней впервые звучит покаянная молитва, написанная св. Ефремом Сирином — краткое, но сильное моление, которое затем будет не раз повторяться за службами. Предваряет начало поса Прощеное воскресение, в 2023 году оно выпадает на 26 февраля. Впоследствии постепенно традиция сорокадневного приготовления к «Празднику праздников». Оно именуется «Святой Четыредесятницей» или Великим Постом.
При этом общее число дней пощения пред Пасхой больше, так как после Поста следуют Страстные дни, когда верующие переживают путь Христа к Распятию. Однако до XVII в. Феодора Студита. Этот святой отец благословлял менее строгое воздержание, например, более частое вкушение рыбы, тогда как по Иерусалимскому Уставу она положена только на праздники Благовещения, Вербного Воскресенья. Каждый из воскресных дней «Четыредесятницы» посвящен событиям церковной истории, чтимым угодникам Божиим. В 2023 году Великий Пост начнется 27 февраля и продлится с учетом также Лазаревой Субботы, Вербного Воскресенья и Страстной недели по 15 апреля включительно. Многие христиане стараются по мере возможности приходить на богослужения, особенно в первые четыре дня по вечерам. Тогда звучит особый Канон, написанный св. Андреем Критским.
Его также можно услышать на пятой седмице: в среду вечером верующие приходят на особое, умилительное, богослужение, посвященное прп. Марии Египетской, называемое «Марииным стоянием». Читайте также: Родительские субботы Накануне начала Четыредесятницы можно подать записки «на Великий Пост», как о здравии, так о упокоении сродников, близких. Они прочитываются священнослужителями во время богослужений будних дней.
Великий пост 2023: когда начинается у католиков и православных
Далее же католики постятся по правилам, отличным от тех, что регулируют соблюдение православных постов. Католический пост гораздо более мягкий, чем православный. Различают два канона, которые соблюдают католики. Традиционный, принятый до середины XX века, и современный. Первый соблюдают ревностные христиане-католики, а второй допускает больше вольностей, он более гибкий, многие верующие предпочитают придерживаться именно этих мягких правил. Хотя и традиционный католический пост по сравнению с православным предпасхальным кажется очень лояльным. Католики выделяют два типа дней: постные и дни воздержания. Постные дни — когда верующие должны ограничивать себя в количестве пищи, только в одну трапезу они могут позволить себе поесть досыта, а две другие должны быть очень легкими.
Рождественский пост у католиков в 2023 году Накануне праздника соблюдается католический Рождественский пост. Эта традиция берет начало в глубокой древности. Первые упоминания об этом посте в письменных источниках относятся в IV веку. Первоначально он длился у одних христиан семь дней, у других — несколько дольше. Мы расскажем, когда в 2023 году у католиков начинается пост перед Рождеством, и объясним, чем традиции католического Рождественского поста отличается от тех, которые соблюдают православные верующие. Рождественский пост у католиков также называется Адвентом от лат. В эти дни верующие готовятся ко второму пришествию Христа, вспоминают о предсказании пророков и Иоанна Крестителя о пришествии Спасителя. Когда начинается пост у католиков перед Рождеством 2023 года? С воскресенья четвертой недели до католического Рождества т. Срок соблюдения Рождественского поста у католиков и представителей некоторых других христианских конфессий был окончательно установлен папой Григорием I Великим 590 —604 гг. Однако дата начала поста не строгая, как в православной традиции, так что пост может длиться меньше. С первого дня Адвента в Римско-католической церкви начинается литургический год. Адвент примерно на треть короче 40-дневного православного Рождественского поста.
В католической традиции, в отличие от православной , выделяют неподвижные непереходящие праздники и торжества — они привязаны к календарю и всякий раз отмечаются в один и тот же день — и подвижные переходящие — они привязаны к Пасхе и в разные годы выпадают на разные дни. Католическая Пасха, или Воскресение Христово, — древнейший христианский праздник, важнейший праздник, установленный в честь воскресения Христа. Его дату ежегодно определяют по лунно-солнечному календарю, в 2024 году Пасха выпадает на 30 марта.
Решающее влияние в утверждении праздника Торжества Православия оказал Студийский Устав, во всех редакциях которого данная память уже присутствует. И эта связь закономерна: как Студийский монастырь был оплотом иконопочитания в период гонений императоров-иконоборцев, так он же способствовал распространению и возвышению праздника в честь восстановления почитания икон. Интересными памятниками-свидетелями «переходного» периода в богослужении Недели 1-й поста являются студийские Типиконы. В Студийско-Алексиевском Типиконе указаны обе памяти — пророков и «о иконах правоверия» причем память пророков указана первой! Это значит, что некоторое время обе памяти совершались вместе в 1-ю Неделю поста, однако постепенно память пророков уходит в тень, а Торжество Православния занимает господствующее положение. Впрочем, до XIV века память пророков продолжает отмечаться в Типиконах и присутствует в службе Недели 1-й Великого поста; в частности, она указана даже прежде Православия в одной из рукописей Иерусалимского Устава середины XIV века. Наверное, только с XVI века служба Недели 1-й поста приобретает свой современный вид: песнопения Торжества Православия доминируют и почти совершенно вытесняют молитвословия в честь пророков от этой древней памяти остаются только некоторые отмеченные нами песнопения, которые почти незаметны в службе , да и саму память пророков в Типиконе и Триоди перестают обозначать в надписании Недели. Его особое значение в истории церкви связано с тем, что в споре с Варлаамом Калабрийским он отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Память святого в Неделю 2-ю поста в Греции была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем. Причина соединения прославления святителя Григория со 2-й Неделей Великого поста очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия чин которой к тому времени уже сформировался. Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени — учением Варлаама Калабрийского. Кроме этого, богословы находят в прославлении святителя Григория во 2-ю Неделю поста еще и нравственно-аскетический аспект. Конечная цель любого аскетического делания в том числе и настоящего поста , да и христианской жизни в целом — единение с Богом, встреча с Ним, возможность видеть Его славу своими телесными очами. Но это как раз тот аспект богословия, раскрытию которого посвятил свою жизнь святитель Григорий. Неделя 3-я Великого поста — Крестопоклонная В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине правда, источник не указывает, какой именно Юстин — Юстин I 518—527 или Юстин II 565—578 — имеется в виду. Так как согласно древнейшей традиции, в седмичные дни поста богослужения Минеи не совершались, то праздник Кресту сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку. Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как памяти других Недель оформились позднее. Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, а преподобной Марии — 1 апреля интересно, что и в Минее эти святые находятся почти рядом, и в Триоди посвященные им Недели идут друг за другом. Память преподобной Марии связывается с 5-й Неделей поста начиная с XI века, а память преподобного Иоанна появляется в рукописях только с XIV века, то есть гораздо позже. Интересным памятником промежуточного периода является Типикон константинопольского Евергетидского монастыря, датируемый концом XI века, в котором служба преподобной Марии уже есть, а службы преподобного Иоанна еще нет. В русских старопечатных книгах обе памяти уже присутствовали, однако нетвердо: во-первых, самих песнопений святым в Триодях до середины XVII века не было их предлагалось брать из Минеи , во-вторых, Устав предоставлял выбор настоятелю: служить ли службу преподобному или рядовому святому по Минее. Только после середины XVII века песнопения святым были внесены в Триодь, а их памяти окончательно закреплены за соответствующими Неделями. Четверг 5-й седмицы — Мариино стояние Почему мы читаем канон в четверг 5-й седмицы? С точки зрения исторической литургики ответить на поставленный вопрос можно лишь гипотетически хотя с большой долей уверенности. В Византии в этот день богослужение было посвящено воспоминанию некоего землетрясения. Подтверждение этому тезису можно найти в некоторых молитвословиях дня: во-первых, на вечерне четверга в качестве паремии выбран фрагмент о гибели Содома, во-вторых, тропарь пророчества 6-го часа «Благоутробне, Долготерпеливе Вседержителю Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя» явно намекает на какое-то стихийное бедствие. На вопрос о связи между памятью о землетрясении и чтением Великого канона отвечают так: во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы. Монахини монастыря Святого Патапия в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Получается, что сначала Великий канон был прочитан случайно во время землетрясения, а впоследствии стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения. Само землетрясение случилось 17 марта 790 года и долгое время в Месяцеслове Константинополя именно 17 марта было датой, в которую воспоминали землетрясение. Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение образец покаяния был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние. Какое-то время память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни. Впоследствии служба Великого канона была закреплена на 5-й седмице Великого поста в четверг. Суббота 5-я поста — Похвала Пресвятой Богородице Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородице, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию.
Что такое Великий пост и когда он закончится в 2024 году. Простыми словами
Эти слова и действия символизируют сердечное сокрушение и покаяние, с которыми христианин начинает пост. Пальмовые или вербные ветви, сохранившиеся с прошлого праздника Входа Господня в Иерусалим Пальмовое воскресенье , сжигаются, а собранный пепел освящается. Огонь, сжигающий ветви верб, указывает на огонь любви, который превращает все грешное в пепел. Католическая Церковь различает понятия «пост» и «воздержание от мяса». Воздержание от мясной пищи обязательно во все пятницы года, кроме больших праздников. В Пепельную среду и Страстную пятницу Церковь предписывает верующим соблюдать строгий пост — в этот день нельзя есть мясо, а постную пищу можно есть досыта только один раз в день.
Источник: Sputnik. Митрополит Минский-Могилевский архиепископ Римско-католической церкви в Беларуси Иосиф Станевский разрешил прихожанам епархии не держать на 8 марта Великий пост, об этом говорится на официальном сайте РКЦ. В этом году Великий пост перед Пасхой у католиков начался 18 февраля.
Воздержание от мясной пищи должны соблюдать все верующие, начиная с 14-летнего возраста, если этому не препятствуют уважительные причины. Днями обязательного воздержания от мясной пищи являются: Сочельник Рождества 24 декабря , Святая Суббота накануне Пасхи , а также каждая пятница в течение всего года кроме случаев, когда на пятницу приходится литургическое торжество. Днями рекомендуемого но не обязательного воздержания от мясной пищи являются кануны торжеств Святых Апостолов Петра и Павла 28 июня , Успения Пресвятой Богородицы 14 августа , Всех Святых 31 октября , а также кануны праздников покровителей епархии. Воздержание от мяса и пост то есть строгий пост должны соблюдать в определенные дни верующие в возрасте от 18 до 60 лет, если этому не препятствуют уважительные причины.
Помимо этого, символом католической Пасхи может быть пасхальная свеча. Считается, что эта свеча является олицетворением света Христова, который прогоняет тьму и приносит надежду и спасение всем верующим. Символически это напоминает о том, что Иисус Христос — свет мира, который всегда готов принять наши молитвы и защитить нас от зла. Есть и особый праздничный символ католической Пасхи — это кролик. Статуэтками с символом Пасхи украшают праздничный стол, их дарят друг другу в качестве подарка, изображениями пушистого зверька украшают улицы, а детям говорят, что сладкие гостинцы принёс пасхальный кролик. Вот несколько поздравлений с католической Пасхой: «Счастливой Пасхи! Пусть свет Воскресшего Христа наполнит ваш дом миром, радостью и новыми надеждами». Пусть Воскресший Господь принесет в вашу жизнь обновление и свет». Могут эти святые дни принести вам мир, глубокую веру и возрождение души». Кто верует в Меня, тот будет жить, даже если умрет". Счастливой Пасхи! Пусть эти светлые дни принесут тебе много радости, тепла и укрепят твою веру. Желаю, чтобы любовь и благословение Господне всегда сопровождали тебя».
Посты и постные дни у католиков
Католическая Церковь начинает Великий Пост 22 февраля среда. Великий Пост — время приготовления к празднованию Пасхальной тайны смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа, через покаяние и воспоминание таинства крещения. В соответствие с церковными заповедями, каждый католик обязан хотя бы раз в год — в Пасхальный период в Великий Пост и Пасхальное время приступить к таинству исповеди и к Причастию если нет у него духовных препятствий.
И 4 дня, с пепельной среды до субботы. У православных пост длится 48 дней перед Пасхой непрерывно. В-третьих, Пост в православии намного строже. Запрещаются к употреблению все продукты животного происхождения. Католический пост предполагает ограничение трапез.
Его легко приготовить. В состав входят — яблоки , сахар, мука и манка. Также можно добавить корицу, мед, абрикосовый джем или орехи. Четверг В обед вы однозначно наедитесь гречневой кашей с грибами. Она готовиться в горшочках. Добавить к основным ингредиентам можно морковь, лук, зелень и соль по вкусу. Вечером вы можете приготовить салат из свежей капусты, моркови, чернослива без косточек и лимонной цедры. По вкусу добавьте немного сахара и соли. Пятница На обед отварите риса и овощей, получится отличный суп. А вечером трапезничайте тушеной капустой с овощами. Суббота В обед приготовьте на первое блюдо суп-пюре из картофеля и моркови. Добавьте в него чеснок и зелень. Трапезничать вечером можно и обычным салатом из свежих овощей: свежего лука, огурцов, помидоров, перца и зелени. Добавьте в блюдо немного бальзамического уксуса. Сварите кисель или компот из сухофруктов. Воскресенье Свободный день от поста.
В современной службе только пророкам посвящены следующие молитвословия: 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах…» великой вечерни, «славник» на литии, литургийные чтения и канон на повечерии в Неделю вечером.. Совершение Торжества Православия в Неделю 1-ю поста не сразу вытеснило более древнюю память пророков. Решающее влияние в утверждении праздника Торжества Православия оказал Студийский Устав, во всех редакциях которого данная память уже присутствует. И эта связь закономерна: как Студийский монастырь был оплотом иконопочитания в период гонений императоров-иконоборцев, так он же способствовал распространению и возвышению праздника в честь восстановления почитания икон. Интересными памятниками-свидетелями «переходного» периода в богослужении Недели 1-й поста являются студийские Типиконы. В Студийско-Алексиевском Типиконе указаны обе памяти — пророков и «о иконах правоверия» причем память пророков указана первой! Это значит, что некоторое время обе памяти совершались вместе в 1-ю Неделю поста, однако постепенно память пророков уходит в тень, а Торжество Православния занимает господствующее положение. Впрочем, до XIV века память пророков продолжает отмечаться в Типиконах и присутствует в службе Недели 1-й Великого поста; в частности, она указана даже прежде Православия в одной из рукописей Иерусалимского Устава середины XIV века. Наверное, только с XVI века служба Недели 1-й поста приобретает свой современный вид: песнопения Торжества Православия доминируют и почти совершенно вытесняют молитвословия в честь пророков от этой древней памяти остаются только некоторые отмеченные нами песнопения, которые почти незаметны в службе , да и саму память пророков в Типиконе и Триоди перестают обозначать в надписании Недели. Его особое значение в истории церкви связано с тем, что в споре с Варлаамом Калабрийским он отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Память святого в Неделю 2-ю поста в Греции была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем. Причина соединения прославления святителя Григория со 2-й Неделей Великого поста очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия чин которой к тому времени уже сформировался. Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени — учением Варлаама Калабрийского. Кроме этого, богословы находят в прославлении святителя Григория во 2-ю Неделю поста еще и нравственно-аскетический аспект. Конечная цель любого аскетического делания в том числе и настоящего поста , да и христианской жизни в целом — единение с Богом, встреча с Ним, возможность видеть Его славу своими телесными очами. Но это как раз тот аспект богословия, раскрытию которого посвятил свою жизнь святитель Григорий. Неделя 3-я Великого поста — Крестопоклонная В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине правда, источник не указывает, какой именно Юстин — Юстин I 518—527 или Юстин II 565—578 — имеется в виду. Так как согласно древнейшей традиции, в седмичные дни поста богослужения Минеи не совершались, то праздник Кресту сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку. Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как памяти других Недель оформились позднее. Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, а преподобной Марии — 1 апреля интересно, что и в Минее эти святые находятся почти рядом, и в Триоди посвященные им Недели идут друг за другом. Память преподобной Марии связывается с 5-й Неделей поста начиная с XI века, а память преподобного Иоанна появляется в рукописях только с XIV века, то есть гораздо позже. Интересным памятником промежуточного периода является Типикон константинопольского Евергетидского монастыря, датируемый концом XI века, в котором служба преподобной Марии уже есть, а службы преподобного Иоанна еще нет. В русских старопечатных книгах обе памяти уже присутствовали, однако нетвердо: во-первых, самих песнопений святым в Триодях до середины XVII века не было их предлагалось брать из Минеи , во-вторых, Устав предоставлял выбор настоятелю: служить ли службу преподобному или рядовому святому по Минее. Только после середины XVII века песнопения святым были внесены в Триодь, а их памяти окончательно закреплены за соответствующими Неделями. Четверг 5-й седмицы — Мариино стояние Почему мы читаем канон в четверг 5-й седмицы? С точки зрения исторической литургики ответить на поставленный вопрос можно лишь гипотетически хотя с большой долей уверенности. В Византии в этот день богослужение было посвящено воспоминанию некоего землетрясения. Подтверждение этому тезису можно найти в некоторых молитвословиях дня: во-первых, на вечерне четверга в качестве паремии выбран фрагмент о гибели Содома, во-вторых, тропарь пророчества 6-го часа «Благоутробне, Долготерпеливе Вседержителю Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя» явно намекает на какое-то стихийное бедствие. На вопрос о связи между памятью о землетрясении и чтением Великого канона отвечают так: во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы. Монахини монастыря Святого Патапия в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Получается, что сначала Великий канон был прочитан случайно во время землетрясения, а впоследствии стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения. Само землетрясение случилось 17 марта 790 года и долгое время в Месяцеслове Константинополя именно 17 марта было датой, в которую воспоминали землетрясение. Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение образец покаяния был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние. Какое-то время память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни.
Почему во все пятницы католики не едят мяса, и для чего нам пост?
В период католического поста отмечается праздник Благовещения (25 марта), посвященный Деве Марии. Католический Рождественский пост начнется в воскресенье за четыре недели до Рождества, которое будет отмечаться 25 декабря 2023 года. Католический пост длится в течение 40 дней.