5 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Российских. Подробнее об этом событии читайте в нашей статье! Некоторые факты, установленные по данным информационной системы «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века». База данных со сведениями о судьбах новомучеников и исповедников Российских ведется в Православном СвятоТихоновском.
Новомученики и исповедники РПЦ XX века
Родился в Самарской губернии. Пресвитер Иннокентий Кикин, 1878—1937 гг. Родился в Каинском округа Томской губернии. Пресвитер Михаил Пятаев, 1891—1930 гг.
В своем докладе на Архиерейском Соборе 04 октября 2004 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых отметил, что "в Соборе новомучеников поименно прославлено 1588 святых. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем выступлении 25 января 2004 года на Рождественских чтениях указал, что "на сегодняшний день в Соборе новомучеников и исповедников Российских прославлено 1538 человек, из них от Московской епархии 393 человека" Прославлению этих угодников Божиих посвящаем мы наш малый труд. На последующих страницах вы сможете найти имена тех святых, день памяти которых нам известен. Мы старались найти для каждого из них ссылки в интернете и в литературе.
Нас интересовали их жизнеописания, иконы, молитвы, связанные с ними события.
После рукоположения в 1932 в сан священника три года служил в селе Робчик Брянской губернии. В 1936 году был арестован и осужден спецколлегией Западного Облсуда по ст.
В 1937 году был обвинен по групповому делу митрополита Евгения Зернова в том, что "не только не изменил своих убеждений, но и находясь в заключении продолжал свою антисоветскую деятельность, проводя среди заключенных лагеря религиозную агитацию и распространяя провокационные антисоветские измышления". На допросе заявил: "Виновным себя не признаю, а что пел тропарь Троицы, считал, что имею право на то не запрещено". Память священномученика Стефана Крейдича Святая Церковь празднует 20 сентября, а также в день памяти Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX века 7 февраля, если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет то в ближайшее воскресенье после 7 февраля.
Его обвиняли в контрреволюционной деятельности. Священномученик протодиакон Никита Алмазов Священномученик протодиакон Никита Алмазов родился в 1874 году в Смоленской губернии в семье священника. В 1897 году он был рукоположен в сан диакона, во время Русско-Японской войны служил диаконом в составе главнокомандующего генерала Куропаткина.
С 1907 по 1918 год отец Никита служил в соборе всей артиллерии при Семеновском Преображенском полке в Петрограде.
Основными сведениями о жизни и подвиге новомучеников зачастую являются их следственные дела. Судьбы и подвиги тех, кто пострадал, являются примером для нас. Например, допросы женщин. Поражало их мужество.
Если мужчины чаще всего пытались доказать, что они невиновны в том, что им инкриминируют, что это наговор, и единственная их вина состоит в том, что они веровали в Бога, то женщины нередко принципиально отказывались отвечать на вопросы. Даже по протоколам было видно, что они провоцировали следователя, не оправдывались, а говорили о том, что эту безбожную власть они легитимной властью не считают и что если будет возможность, они и дальше будут заниматься религиозной деятельностью. Таким образом, женщины оказались более тверды, мужественны и последовательны. В 30-е годы 20 века молодая советская власть организовала исправительно-трудовые лагеря не только для изменников родины, но и для членов их семей. Стали появляться, помимо уже существующих «мужских» лагерей, лагеря для жен «изменников родины».
Всего в Советском Союзе насчитывалось четыре собственно женских лагеря: Акмолинский лагерь в Казахстане, Темляковский лагерь, располагавшийся в 40 км от г.
Новомученики XX века
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ - Древо | Первые святые новомученики XX века. |
Новомученики - святые 20-го века (Алена Веселкова) / Проза.ру | Мы при формировании в ПСТГУ базы данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века» (ниже БД новомучеников, см. ) придерживались именно такого широкого взгляда на репрессии. |
XX век – век новомучеников | Новомученики и исповедники XX века. |
Новомученики и исповедники Церкви Русской
В книге «Старая вера и русская земля» Дуглас Роджерс прослеживает периоды расцветов и спадов популярности народных практик в небольшом российском городке на протяжении трех столетий. Именно этот пример подвига веры и благочестия новомучеников – его изучение и осмысление – явился главной целью создания и публикации книг в серии «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти». Церковная мифология XX века. Гонения — одна из любимых тем постсоветских церковников, этим оправдывается любой беспредел со стороны РПЦ. Святы́е новому́ченики и испове́дники Церкви Русской — группа святых Русской православной церкви, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после. На бывшем полигоне НКВД с 1937 по 1938 год были расстреляны более 20 тысяч человек, в их числе много православных священников и мирян.
Новомученики и исповедники Российские XX века
Исполненный глубокой, пламенной веры - он является не кабинетным администратором, не далеким от жизни ученым, а живым практическим деятелем, чутко и горячо отзывающимся на духовные нужды своей паствы, не находящим себе ни минуты покоя, жаждущим быть на народе, молиться с ним, утешать его, наставлять его, нести на себе его немощи и болезни. Это архипастырь по преимуществу народный, и народ саратовский полюбил и оценил его... Епископ Гермоген, ревнуя о чистоте православия, выступил с особым мнением, справедливо упрекая устроительницу Марфо-Мариинской обители великую княгиню Елизавету Федоровну в подражании протестантизму. На том же заседании Святейшего Синода митрополит Санкт-Петербургский Антоний Вадковский выступил с особым мнением, согласным с мнением епископа Гермогена. Он писал: «Пока не восстановлен чин диаконисс в древнем его значении, сестрам Марфо-Мариинской обители не может быть усвоено наименование диаконисс, в чине коих они не состоят».
Он писал: «В настоящее время в Святейшем Синоде поспешно усиливаются проводить некоторые учреждения и определения прямо противоканонического характера... Святейший Синод учреждает в городе Москве чисто еретическую корпорацию диаконисс, подавая основательнице сей обители великой княгине Елизавете Федоровне "камень вместо хлеба, фальшивое, подложное учреждение вместо истинного"... На заседании Святейшего Синода 10 января 1912 года Синод постановил сообщить резолюцию Императора митрополиту Владимиру к исполнению, и таким образом наименование «диакониссы» принято не было стр. Увольнение отстранение от участия в работе Синода было вызвано обличением епископом Гермогеном Г.
Распутина и клеветой последнего на святителя это произошло совершенно неожиданно, - сказал один из иерархов, которого попросили пояснить происшедшее, - еще третьего дня, вечером, я беседовал по телефону с Преосвященным Гермогеном относительно некоторых вопросов, подлежащих обсуждению на первом заседании Святейшего Синода, а вчера утром уже был объявлен указ о разрешении владыке возвратиться в свою епархию... В первый же день по прибытии в Петербург, в начале зимней сессии, он высказался, что крайне огорчен бесплодностью работ Святейшего Синода и полной зависимостью последних от указаний Совета Министров и других светских лиц и учреждений и потому намерен сделать попытку возвратить Высшему церковному управлению в России хотя бы некоторую самостоятельность стр. В своей жизни епископ Гермоген воплощал идеал подвижника-аскета, у него не было ничего своего; белье он носил общее с братией монастыря, где жил; когда у него изнашивался подрясник, он посылал к эконому, и тот выдавал ему из монастырского, которым пользуются послушники; пищу он получал из общей монастырской трапезы. В то время уже вошло в недушеспасительный обычай давать архиерею деньги после совершенного им богослужения, но епископ Гермоген никогда не брал денег в вознаграждение за богослужение, но все определенные ему законом средства и те, что ему доброхотно жертвовали, он целиком отдавал на церковные нужды и раздавал нуждающимся стр.
Владыка тут же выехал в Тобольск и последнюю неделю Великого поста уже служил в кафедральном соборе. Он служил почти ежедневно - то в соборе, то в приходских храмах. Непоколебимо отстаивая истину во времена абсолютистской монархии, он с тем большей ревностью противостал лжи и насилию государственного безбожия. Свою Тобольскую паству он призывал «сохранить верность вере отцов, не преклонять колена перед идолами...
Особой заботой владыки стали возвращавшиеся с полей сражений фронтовики. Развращаемые большевистской пропагандой, они были, по существу, брошены обществом, а власть имущие смотрели на них как на бессловесное стадо, которое они толкали на грабежи и разбой, чтобы кровавыми преступлениями крепче связать их с собой. Забота епископа о фронтовиках привела большевиков в бешенство: они старались солдат разорить и озлобить, в то время как святитель оказывал им материальную помощь и звал к миру стр. Во время богослужения в алтарь вошел член епархиального совета Гаврилов и предупредил владыку о требовании властей скрывать правду.
Но епископ Гермоген как при власти Императора, так и при власти безбожников оставался прежде всего служителем Христовым и в ответ сказал: - Я считаю себя нравственно не вправе не говорить с церковного амвона о тех кощунствах, которые были допущены при обыске в храмах, а в свою неприкосновенность я совершенно не верю.
Мы приготовили вам дощаник... Вас там ждут. Завтра, может быть, уже поздно будет. Нет, я никуда не уеду от своей паствы; на моей груди крест Спасителя, и он будет укором в моем малодушии. Хочу спросить и вас: почему вы не бежите? Значит, вы дорожите своей честью больше, чем я должен дорожить своим апостольским саном? Знайте, я совершенно чист и ни в чем не виновен перед своей Родиной и народом стр. В первом часу ночи вооруженные красноармейцы арестовали его.
Владыка сидел в это время в кабинете настоятеля и делал наброски к проповеди. Сохраняя полное спокойствие, архиепископ надел рясу, скуфью, благословил всех растерянно столпившихся у двери людей и последовал вслед за красноармейцами стр. В три часа утра 6 июля 1919 года к камере, где содержался архиепископ Митрофан, подошли комендант ЧК Волков и начальник караула. Комендант вошел в камеру и, толкнув ногой спавшего на койке архиепископа, закричал: «Вставай! Оказавшись во дворе, Волков быстро зашагал, влача за собой жертву. Архиепископ был в одном белье, босиком; сделав несколько шагов, он споткнулся и упал. Его подняли и быстро довели до закоулка, где производились расстрелы. Там уже стояли трое красноармейцев с винтовками. Увидев их и поняв, зачем его сюда привели, архиепископ Митрофан благословил их по-архиерейски двумя руками, за что Волков ударил его рукоятью револьвера по правой руке и, сейчас же схватив владыку за бороду, с силой нагнул его голову вниз и выстрелил из револьвера в висок.
Архиепископ упал стр. Тогда в застенках ЧК было казнено несколько десятков человек. Их тела должны были быть отвезены к общей могиле. Останки архиепископа Митрофана были за деньги доставлены в условленное место и погребены в могиле около Покрово-Болдинского монастыря. Полный текст житий опубликован в книге «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным Орловским.
В 1937 году был обвинен по групповому делу митрополита Евгения Зернова в том, что "не только не изменил своих убеждений, но и находясь в заключении продолжал свою антисоветскую деятельность, проводя среди заключенных лагеря религиозную агитацию и распространяя провокационные антисоветские измышления". На допросе заявил: "Виновным себя не признаю, а что пел тропарь Троицы, считал, что имею право на то не запрещено". Память священномученика Стефана Крейдича Святая Церковь празднует 20 сентября, а также в день памяти Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX века 7 февраля, если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. Его обвиняли в контрреволюционной деятельности. Священномученик протодиакон Никита Алмазов Священномученик протодиакон Никита Алмазов родился в 1874 году в Смоленской губернии в семье священника. В 1897 году он был рукоположен в сан диакона, во время Русско-Японской войны служил диаконом в составе главнокомандующего генерала Куропаткина. С 1907 по 1918 год отец Никита служил в соборе всей артиллерии при Семеновском Преображенском полке в Петрограде. В 30-х годах протодиакон Никита Алмазов служил в Ленинграде в Греческой посольской церкви и затем в Знаменской церкви. В 1935 году отца Никиту арестовали и приговорили к 5 годам ссылки в Казахстан.
Офицеры поинтересовались у старца, как скоро пройдут по России победным маршем, на что монах ответил: «Этому не бывать». Предсказал преподобный и точное время окончания блокады Ленинграда, помогая отчаявшимся горожанам в поисках родных и близких. Умер старец 3 апреля 1949-го, канонизирован в 2000-м. Воин с передовой и его нетленные мощи Протоиерей Сергий Флоринский с преподавателями и воспитанниками церковно-приходской школы. После обучения в духовной семинарии 7 лет преподавал в земском училище, после чего становится священником. Активно участвовал в русско-японской войне, проявил себя на передовой в Первую мировую, что подтверждают военные награды. В декабре 1918го Флоринского арестовали как сторонника сверженного царского режима. Его обвиняли в подготовке вооруженного восстания против красноармейцев, за что и расстреляли. На допросе перед самой смертью Флоринский заявил, что его вина заключается лишь в том, что он священник и смело расписывается в этом. В 2003 году в эстонский храм доставлены нетленные мощи Сергея Флоринского. С того времени к святыне съезжаются верующие со всего мира. Авторитетный священник и депутат Быть ревностным служителем РПЦ было очень опасно. С 1889 года его неоднократно избирали депутатом, параллельно он преподавал в церковно-приходских школах и занимал должность наблюдателя уездного благочиния. Выполняя огромный круг обязанностей, Петр оставался священником, служившим в приходе и не пропускающим богослужений, а также прилежным семьянином и отцом четверых детей. Последним пристанищем Корелина стал пермский Свято-Троицкий храм при Каменском заводе. После революции 1917-го власть в поселке перешла к большевикам, которые начали создавать из рабочих местного металлургического завода военные отряды. Начались антицерковные репрессии, но отец Петр бесстрашно продолжал служение. Летом местный совет постановил отобрать у церкви метрические документы. Прихожане отказались отдавать большевикам церковные книги. Когда новые власти пришли за документами, кто-то из священников ударил в колокол и завязалась потасовка, однако вооруженные рабочие разогнали недовольных сельчан. Отца Петра обвинили в организации восстания, арестовали и увезли судить в Екатеринбург. Его заточили в одиночную камеру строгого режима арестантского дома.
Новые святые – новомученики — герои нашего времени
Это сонм святых, живших на Руси во все века и сохранявших верность Господу. К великому сонму святых, явленных и неявленных, в тяжелейшем для Церкви XX веке присоединился целый собор новомучеников и исповедников Российских. История о смерти Архиепископа Сильвестра — пример того, как в РПЦ сочиняют биографии так называемых новомучеников. Рассказ о том, кто и как, прикрываясь столь любимым либералами и коммунистами мифом о том, что отделение Церкви от государства есть благо, готовил и осуществлял гонения на Русскую Православную Церковь после октября 1917 года.
Новомученики и исповедники. Лица и судьбы
Первый священномученник был убит из-за денег. Откроем рапорт секретаря Киевской духовной консистории в канцелярию Св. Преступники в солдатских шинелях несколько раз являлись к покойному якобы с целями обыска. В последний раз они явились в числе пяти человек в восьмом часу вечера. Взяв из несгораемой кассы принадлежавшие Владыке Митрополиту денежные документы, процентные бумаги и наличные деньги, преступники вывели Владыку в девятом часу вечера за стены Лавры и там злодейски его расстреляли». Митрополит пал от рук обычных бандитов.
В документах ничто не указывает, что пострадавшие были мучениками за Христа. Церковные историки полагают, что указание о расстрелах священников появилось 1 мая 1919 года, но приводимый им документ отсутствует в архивах и имеет все признаки фальсификации. Репрессии против духовенства в 1918 году по документам. При этом большевики преследовали не всех священников. Многие представители духовенства рассчитывали, что советская власть падет и использовали свой авторитет среди верующих, чтобы заниматься антибольшевистской пропагандой.
В предисловии составители отметили, что «многие из сельских священников принимали участие в крестьянских восстаниях, причем не только в качестве рядовых участников, но и руководителей. Многие священники вели активную агитацию, скрытую или явную, против советской власти, устраивали панихиды по последним русским царям, призывали к восстановлению монархии. Главная причина подобной позиции духовенства заключалась в политике советской власти по отношению к церкви.
Священномученик Николай Кандауров, 17 февраля 2. Священномученик Сергий Любомудров, 21 февраля 3.
Священномученик Иоанн Калабухов, 26 февраля 4. Священномученик Михаил Попов, 26 февраля 5. Преподобномученица Евдокия Архипов, 14 марта 6. Преподобномученица Ольга Жильцова, 14 марта 7. Мученик Василий Архипов, 14 марта 8.
Преподобномученица Антонина Новикова, 20 марта 9. Священномученик Николай Постников, 10 апреля 10. Мученик Гавриил Фомин, 22 апреля 11. Священноисповедник Феодосий Ганицкий , епископ Коломенский, 3 мая 12. Священномученик Христофор Надеждин, 26 мая 13.
Преподобномученик Иона Санков, 21 июня 14. Священномученик Иоанн Соловьев, 9 августа 15. Священномученик Дмитрий Миловидов, 20 августа 16. Преподобномученица Мария Мамонтова-Шашина, 2 октября 17. Исповедник Иоанн Летников, 12 октября 18.
Священномученик Петр Соловьев, 13 октября 19. Священномученик Сергий Бажанов, 31 октября 20. Священномученик Михаил Марков, 22 февраля 2. Священномученик Василий Архангельский, 16 ноября 3. Священномученик Димитрий Русинов, 22 ноября 4.
Священномученик Сергий Спасский, 27 ноября 5. Священномученик Леонтий Гримальский, 26 февраля 2. Священномученик Иоанн Честнов, 13 декабря 3. Священномученик Александр Парусников, 27 июня 4. Священномученик Сергий Белокуров, 6 марта 5.
Священномученик Алексий Скворцов, 4 июля 6. Священномученик Вениамин Фаминцев, 14 марта 7. Священномученик митрополит Серафим Чичагов, 11 декабря 8. Священномученик Алексий Никитский, 28 февраля 9. Священномученик Симеон Кулямин, 28 февраля 10.
Священномученик Петр Марков, 21 февраля 11. Священномученик Иоанн Кесарийский, 16 ноября 12. Священномученик Петр Косминков, 16 ноября 13. Священномученик Симеон Кречков, 16 ноября 14. Священноисповедник Агафангел Преображенский, митрополит Ярославский и Ростовский, 16 октября 2.
Священномученик Сергий Аманов, 10 декабря Новомученики монастырей Коломенской епархии 1. Священномученик Иоанн Парусников, 7 марта 2.
Нам очень далеко до их меры.
Они были воистину гигантами духа. Мы же до сих пор стоим на их плечах. Мы — духовные карлики, немощные, поврежденные страстями, слабые духом, малые верой и не способные вовсе перенести всех тех испытаний, которые выпали на их долю.
Сегодня люди мечутся — одни уходят в страну греха, другие пытаются как-то утвердиться за счет прежних достояний и достижений, но часто не тех, на основании которых может созидаться и церковная жизнь, и жизнь семейная, общественная и государственная. В XX веке, когда писались хорошие книги и снимались добрые фильмы, когда люди еще как-то понимали, что такое хорошо и что такое плохо, и умели отличать белое от черного, грех от добродетели, — всё это совершалось вовсе не благодаря тем образчикам, к которым сегодня пытаются возвратиться в культурной и образовательной жизни, полагая, что в них кроется успех созидания, а благодаря тому духу, который был заложен людьми верующими и который они передавали своим детям и внукам, кои, может быть, и не были религиозными, но по духу, по сути по своей были продолжателями евангельской христианской жизни. И если сегодня мы будем пытаться основывать воспитание и образование на каких-то прежних, советских формах, которые вроде бы и красивые, и правильные, но не имеют жизни, не укоренены в жизни евангельской, в вере в Бога, а значит, не освящены Им и не долговечны, — мы наступим на те же грабли, на которые наступили прежде бывшие поколения, которые разрушали церкви, презирали священнослужителей, гнали верных и боролись с Богом, думая, что без Него можно построить рай на земле, устроить счастье и решить все проблемы.
Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века — вот то семя, которое и сегодня способно принести добрый плод. И именно к их примеру, к их житию, изучению их веры и подвигов, их историй мы должны вернуться сегодня, в тяжелые годы XXI века, и учить на их примерах, а не на каких-то других молодое поколение, называть в честь них улицы, города и веси, школы и университеты, в крещении — детей в честь них. Именно они подлинные герои духа и святые люди Отечества нашего.
Мы перед ними в огромном долгу. Сегодня мы прославляли их поименно: во время литии прозвучали имена архиереев, многих священников, монахов и мирян Тверской земли, которые прославлены у Бога как люди, которые кровью своей истину соблюли и веру не предали.
В этот момент в толпе раздались крики: «Попа на вилы! После чего владыка был заколот красноармейскими штыками. В канун великого праздника Преображения Господня 18 августа 1921 года владыка был убит двумя выстрелами из револьвера во дворе архиерейского дома. Епископ возвращался домой с праздничной всенощной из Воскресенского кафедрального собора. Священномученик Иоанн Гранитов , протоиерей 11 февраля 1921 года батюшка был арестован чекистами.
Новомученики Новосибирские
Для нескольких поколений российский и советских людей в XX веке он надолго стал символом царского произвола, жестокости и бездарности. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуется 7 февраля (25 января), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 7 февраля приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате. XX век стал для России и Русской Церкви кровавым. Мы при формировании в ПСТГУ базы данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века» (ниже БД новомучеников, см. ) придерживались именно такого широкого взгляда на репрессии. «Герои XX века. Подвиг новомучеников и исповедников российских». Решением Синода РПЦ по представлению Ростовской-на-Дону епархии 17 июля 2006 года иерей Николай Попов (1864–1919) был причислен к Собору Новомучеников и Исповедников Российских XX века”.
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ
Начинаем цикл публикаций о новомучениках XX столетия. На бывшем полигоне НКВД с 1937 по 1938 год были расстреляны более 20 тысяч человек, в их числе много православных священников и мирян. XX век стал для России и Русской Церкви кровавым.
Преступление советской власти и сокровище РПЦ — Новомученики и исповедники Российские
Адамович назвал на допросе 2 декабря епископа Дометиана Горохова , как и архиепископа Иннокентия Летяева , в числе им лично «завербованных» людей. Литвинцев назвал Горохова в числе «членов контрреволюционной организации». Якобы он сам, как и архиепископ Иннокентий, «под строгим предупреждением о неразглашении», сообщил ему об этом в течении 1936-37 гг. А «завербовал» обоих владык, со слов Литвинцева, бывший унтер-офицер жандармского управления П. Как можно видеть, прошло всего несколько дней, и в «вербовке» иерархов признался другой участник «заговора» - А. Козлов же на своем допросе не сказал ни слова о связях с «церковниками». Литвинцева и Адамовича допрашивали разные следователи. В данном случае они не согласовали свои действия. Сохранились протоколы допроса еп.
Дометиана, в которых он признает себя виновным в предъявленном обвинении, а также оговаривает всех заключенных священнослужителей, привлеченных по этому групповому делу, и подтверждает необходимые следствию "детали заговора". Возможно, причиной такого поведения были примененные к нему пытки или обещания сохранить жизнь, или и то и другое вместе, - мы этого никогда не узнаем. Один из оговоренных владыкой Дометианом, священник Дмитрий Иванович Богоявленский на допросе 2 декабря категорически отказался признаться в несуществующих преступлениях. Тогда следователю пришлось сослаться на показания против него обвиняемого Горохова, - что тот, как его «бывший сообщник», признал свое участие в «организации». На ответ, что Горохов не является его сообщником, Богоявленскому зачитали показания против него епископа. В протоколе записан ответ священника: «Я это отрицаю, меня б. Быстро выяснилось, что может. В тот же день Д.
Священномученик Петр Троицкий, 13 января 2. Священномученик Василий Холмогоров, 16 января 3. Священномученик Александр Русинов, 31 января 4. Священномученик Евгений Исадский, 31 января 5. Священномученик Александр Минервин, 17 февраля 6. Священномученик Алексий Троицкий, 20 февраля 7.
Священномученик Иоанн Калабухов, 21 февраля 8. Священномученик Василий Горбачев, 26 февраля 9. Священномученик Петр Успенский, 1 марта 10. Священномученик Павел Косминков, 1 или 2 марта 11. Священномученик Константин Пятикрестовский, 5 марта 12. Преподобномученица Мстислава Фокина, 9 марта 13.
Священномученик Вениамин Фаминцев, 14 марта 14. Священномученик Иоанн Стрельцов, 14 марта 15. Священномученик Матфей Рябцев, 14 марта 16. Священномученик Александр Лихарев, 17 марта 17. Преподобномученица Ксения Петрухина, 20 марта 18. Преподобномученица Анна Горохова, 20 марта 19.
Преподобномученик Иоасаф Шахов, 22 марта 20. Священномученик Димитрий Розанов, 31 марта 21. Священномученик Николай Постников, 10 апреля 22. Мученик Гавриил Фомин, 22 апреля 23. Мученик Димитрий Вдовин, 23 апреля 24. Священноисповедник Феодосий, еп.
Коломенский и Бронницкий, 3 мая 25. Священномученик Григорий Самарин, 11 июля 26. Священномученик Григорий Лебедев, епископ Шлиссельбургский, 17 сентября 27. Священномученик Иоанн Державин, 17 сентября 28. Священномученик Димитрий Троицкий, 21 сентября 29. Священномученик Сергий Лосев, 29 сентября 30.
Священномученик Александр Орлов, 13 октября 31. Священномученик Павел Преображенский, 21 октября 32. Исповедник Иоанн Летников, 25 октября 33. Священноисповедник Георгий Троицкий, 29 октября 34. Священномученик Сергий Бажанов, 31 октября 35. Священномученик Александр Соловьев, 5 ноября 36.
Священномученик Матфей Алонин, 25 ноября 37. Священномученик Иаков Бриллиантов, 2 декабря 38. Священномученик Виктор Смирнов, 8 декабря 39.
Тамбовский, исп. Родион Федоров [1] , архим. Иоанн Швецов, прот. Александр Смирнов, иерей, сщмч. Петр Космодамианский, иерей, сщмч. Николай, прот.
Согласно сделанному в начале 2013 года заявлению ответственного секретаря Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских игумена Дамаскина Орловского : Архиерейским собором 2011 года нашей комиссии было дано поручение: разработать полный список новомучеников, с указанием фамилии каждого, места его служения, места смерти и так далее. Это очень важно было сделать, потому что до этого они числились в нашем календаре только под именами, а точные данные читателю приходилось каждый раз выяснять отдельно. Мы подготовили этот список исправили там заодно много ошибок — они там были и в датах, и в именах , и передали его на рассмотрение Святейшего Патриарха. Святейший Патриарх ознакомился с этим списком и принял решение передать его в Издательский отдел Московской Патриархии таким, каким мы его теперь видим. Тот календарь, который мы теперь имеем, является церковным документом, который благословил Святейший Патриарх Кирилл. Если мы люди церковные и понимаем, что такое церковная иерархия, то мы должны воспринимать этот новый календарь как тот церковный документ, которым мы должны руководствоваться [4]. Следует отметить, что в середине 2000-х годов как минимум четыре Святых Новомученика Российских были исключены из перечня святых, представленных в многотомном собрании «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным Орловским » Тверь: Булат, 2005 - 2008 годы : 1. Священномученик Трофим Мячин [5] ; 2.
Об этом писали газеты. Мороз пробегает по коже. Жуткая минута: народ оплакивает убийство своего помазанника и вместе с ним хоронит все старые идеалы… Церковь тихо плачет. При пении вечной памяти многие громко рыдают…, невольно перед глазами встает лицо императора. Удивительно внимательные глаза останавливаются на лице каждого и как будто каждому говорят что-то хорошее, ласковое. Однако, совершение панихид по Николаю II вызвало яростное недовольство новой власти. В ряде городов произошли аресты их участников, особенно священников. Так, пребывавший на покое бывший настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище Неофит Любимов, 21 июля 1918 г. В среде русской эмиграции почитание Императора Николая II как мученика фиксируется уже с начала 1920-х гг. В его честь «и всех богоборческой властью в смуте убиенных» в 1920-1930-х гг. Все чаще слышались требования канонизации Царской семьи. Но Высшее Русское Церковное Управление за границей, переехавшее на территорию Королевства сербов, хорватов и словенцев, препятствовало церковному прославлению Царской семьи [8]. К концу 1930-х гг. В 1938 г. В начале заседания была отслужена заупокойная лития, и первая молитва была вознесена об упокоении души Царя-Мученика Николая II, членов его семьи поименно и «всех на поле брани живот свой положивших и в смуте убиенных за Веру, Царя и Отечество». Обращаясь в эти дни к участникам собора, газета «Царский вестник» Белград писала: «Русские люди ждут от Собора святого и великого дела. Надо ли пояснять, что это дело — торжественное прославление Императора Николая Александровича. Честные архипастыри и отцы! Сыновне молим Вас исполнить это самое великое дело Вашей земной жизни. Ведь если Вы не прославите Царя-Искупителя, то встанут из своих безвестных могил все замученные и прославят Его! К 1940-м гг. В течение последующих десятилетий вопрос о канонизации Царской семьи ставился русской эмиграцией неоднократно. И в русском зарубежье имелись люди, противившиеся канонизации Николая II. Но победила близкая большинству эмигрантов и их потомкам точка зрения епископа Нектария Концевича , который считал, что от канонизации Николая II как главы всех новомучеников зависит духовное возрождение России, что Бог по его ходатайству сможет сотворить чудо, «сняв с совести Русского Народа тяжкий грех цареубийства, дыханием уст Своих может сдунуть с лица Русской Земли иго и всю нечистоту богоборческой власти» [12]. В 1971 г. Через 10 лет, в 1981 г. Вернемся в Россию, в Екатеринбург, в дом Ипатьева. Его судьба с лета 1918 г. Основным экспонатом этих музеев до 1928 г. В 1946 г. В 1974 г. Интерес к истории гибели Царской семьи и личности последнего русского Императора в России сохранялся на протяжении всего советского периода. Как отмечал Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, «…почитание Царской Семьи… продолжалось — несмотря на господствовавшую идеологию… Священнослужители и миряне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев, членах Царской Семьи. В домах в красном углу можно было видеть фотографии Царской Семьи» [14]. Но в 70-е гг. Существуют свидетельства некоторых свердловчан, почитавших Царскую семью. Например, З. Мы прислушивались к каждому шороху, чтобы вовремя убежать…» [15]. Однако участившиеся в КГБ донесения о том, что к дому Ипатьева сложился «болезненный интерес», приводящий к «антисоветским демонстрациям» так квалифицировались тайные вылазки почитателей Августейшей семьи , заставил власти обратить особое внимание на Свердловск. Эти годовщины должны были привлечь внимание людей, помнивших трагедию 1918 г. Кроме того, через 2 года планировалось проведение Олимпиады в Москве, и, следовательно, ожидался приток иностранцев в Россию. Летом 1975 г. Андропов обратился к Политбюро с предложением о сносе особняка Ипатьева в Свердловске [16]. Снос дома Ипатьева начался 22 сентября 1977 г. Но и пустырь на месте дома Ипатьева — его называли «Царское место» — также привлекал внимание людей и, несмотря на милицию, они приходили туда, чтобы поклониться и возложить цветы. С началом перестройки интерес к обстоятельствам гибели Царской семьи еще более усилился. Вот хроника событий, случившихся на Царском месте [17] : 16 июля 1989 г. Священники Владимир Карелин, Игорь Коростелев и Александр Никулин служили первую открытую панихиду на месте расстрела Царской семьи; певчими руководил псаломщик Петр Подкорытов [18]. Отвести Свердловскому Епархиальному управлению Русской православной церкви в бессрочное пользование земельный участок площадью 0,30 га за счет земель горземзапаса и разрешить установить на месте бывшего дома инженера Ипатьева по ул. Либкнехта памятный символ» [19]. В 1991 г. Екатеринбургу вернули его историческое название. Был открыт для богослужений старейший в городе храм в честь Вознесения Христова. Екатеринбургской епархией впервые был проведен Крестный ход от Вознесенской церкви до Царского места, где была отслужена панихида. Ночью у креста в час убиения Царской семьи был отслужен молебен.
Новомученики и исповедники российские
Обращение к подвигу новомучеников и исповедников Российских – путь к восстановлению исторической памяти народа. 9 февраля 2020 года Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (традиционно с 2000 года этот праздник отмечается в первое воскресенье после 7 февраля). В XX веке православная церковь обрела множество новомучеников. Решением Синода РПЦ по представлению Ростовской-на-Дону епархии 17 июля 2006 года иерей Николай Попов (1864–1919) был причислен к Собору Новомучеников и Исповедников Российских XX века”. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуется 7 февраля (25 января), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 7 февраля приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате.