Вторая седмица Великого поста 2024 года называется Неделей светотворных постов.
Великий пост 2024
Завершится шестая неделя Великого поста Лазаревой субботой, когда православные празднуют воскрешение Христом своего друга Лазаря, четыре дня пролежавшего в гробу. Во вторую-шестую недели поста в понедельник, среду и пятницу придерживаются сухоядения, во вторник и четверг разрешена вареная пища без масла, а в субботу и воскресенье — горячая пища с маслом. Пассия как одна из составляющих Великого поста ведет нас через поприще Святой Четыредесятницы, подготавливая к встрече с Седмицей Страстей Христовых и Его Славному Воскресению.
Православный календарь на Великий пост 2024
Каждая неделя Великого поста имеет свое название и символическое значение. Павла Дорофеева в Неделю 5-ю Великого поста. Первая неделя Великого поста отличается особенной строгостью. Во время второй недели Великого поста, с 25 по 31 марта, следует соблюдать особые правила.
Вторая седмица Великого поста, святителя Григория Паламы
Второе воскресение Великого поста свидетельствует о славе, о славе Христовой, которая неотделима от Креста, потому что цена ее – Крест. Великий пост каждый год имеет разные даты и зависит от того, в какой день будет Пасха. Он наступает за семь недель до праздника и длится 48 дней. Наступила вторая неделя Великого поста. Все мы склонны забывать о любви и милости Божьей, что Создатель столь щедро излил нам. В первую неделю Великого поста мы праздновали победу Православия над нечестивыми иконоборцами, а во вторую неделю мы празднуем торжество и победу над еретиками, которые появились в XIV веке и, по зависти диавола, стали клеветать на Бога и Благодать Божию. Во вторую неделю (воскресенье) Великого поста Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов – святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского.
Православный календарь на Великий пост 2024
ропота следовать по пути Великого поста ко спасению». [из проповеди настоятеля храма протоиерея Владимира Данковича]. 2-ю Неделю Великого Поста Святая Церковь посвящяет такому важному историческому событию, как победе над ересью Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете. Пассия как одна из составляющих Великого поста ведет нас через поприще Святой Четыредесятницы, подготавливая к встрече с Седмицей Страстей Христовых и Его Славному Воскресению.
Шестая неделя Великого поста. Рецепты постных блюд
И, конечно, верующие соблюдают строгие ограничения. Каждый день этого периода ведет людей к Светлому Воскресению Христову — празднику Пасхи. В среду, 8 марта, празднуется обретение мощей Матроны Московской. Это одна из самых известных и почитаемых в нашей стране святых. Кроме того, в среду и пятницу каждой седмицы Великого поста служится Литургия Преждеосвященных даров. В субботу поминают умерших.
Святитель Григорий Палама долгое время подвизался на горе Афонской, где посвятил долгие годы умному деланию — безмолвной, внутренней молитве, навыку которой еще в IV веке нашей эры положили начало преподобные отцы-пустынники египетские. Тысячу лет эта аскетическая практика развивалась в монашеской среде. Она получила название исихазма — от греческого слова, обозначающего покой или молчание. Святой Григорий Палама был опытным исихастом; благодаря сформулированному им богословскому обоснованию этой практики она распространилась в монашеской среде по всему православному миру, включая и русские земли. Но если озарение Божественным светом доступно лишь духоносным подвижникам, то, казалось бы, какой в нем прок мирянам? В одном их своих главных трудов, называемом «Томос веры», святитель Григорий Палама пишет, что в нас, созданных по образу и подобию Божьему, Его Свет присутствует изначально. А пост, молитва, исповедь и благие дела позволяют нам наполниться ощущением его присутствия. Возможно, другие не увидят его явно, но так ли это важно для нас?
Конечно, Господь мог бы всех нас воскресить, как Лазаря, когда кончается наша жизнь. Но смерть, о которой идет речь, — не только физическая смерть, но смерть духовная, наше пребывание в грехах. Смысл Поста заключается в том, чтобы увидеть, что мы — в таких грехах, которые невозможно исцелить никаким воскрешением к временной жизни, и нам надо пройти через смерть. Тем не менее Господь воскрешает четверодневного Лазаря, «общее воскресение прежде Своея Страсти уверяя». Чтобы мы видели, что в Его власти и жизнь, и смерть рода человеческого, каждого из нас. Что у Него достаточно любви сокрушить эту смерть, и Он явит еще большую любовь, разрушив ту глубину смерти, которая не преодолевается внешним воскрешением. Мы услышим завтра в Евангелии за литургией слова о том, что пока есть день, мы должны ходить в свете.
Этот день есть срок нашего Поста, срок нашей жизни. И времени достаточно много: сорок дней и вся жизнь. Достаточно много, но не слишком много. Это время — время Поста, которое является образом нашей жизни, и нельзя выкинуть из него ни одного часа. Милостив Господь, эти «двенадцать часов» нам даны, и раньше срока не могут кончиться. Промыслом Божиим день жизни каждого человека может быть кратким или длинным, но пока не пройдут эти «двенадцать часов», жизнь продолжается.
В народном календаре день также получил название Федор-скотник в честь домашней скотины, у которой к этому сроку происходит смена шерсти и подшерстка. Венедикт родился в 480 году в Италии. В 14 лет он побывал в Риме и был поражен безнравственностью горожан. Это подтолкнуло его самого на путь христианина.
Пассия Недели второй Великого поста
Однако человек имеет возможность приобщения к нетварной Божественной энергии, говоря о которой святитель использует образ Фаворского света. При этом эта Божественная энергия преображает все наше существо: наш ум, нашу душу и даже наше тело. Разумеется, для этого нужны не только рациональные, умственные усилия, но и духовная жизнь, аскеза, пост и молитва. Целью этого пути является обожение, то есть соединение человека с Богом, приобщение к Божественной жизни при помощи Божественной благодати и созерцание Божественных энергий — нетварного света. Оппоненты же Паламы утверждали, что человек не может реально приобщиться Богу, а Его энергии являются тварными. Но если не существует нетварной благодати Энергии , то человек или приобщается непосредственно самой Божественной сущности, что логически невозможно, или вообще не может иметь никакого реального общения с Богом. Напротив, Православная Церковь поддержала святителя Григория и признала его учение о нетварной энергии, которая есть Сам Бог вне Своей сущности. После 1347 года святитель Григорий был избран епископом Фессалоникийским как раз того города, жителей которого апостол Павел и призвал всегда молиться , год провел в плену у пиратов, ожидая выкупа за себя, после этого несколько лет управлял своей епархией и скончался 14 ноября 1359 года от болезни.
Он неуничтожим! И он каждому из нас присущ этот свет нерукотворный, присносущный свет славы Божией, явленный на горе Фаворской в час Преображения Господня. Христос сказал, что Царство Божие также внутри нас. Вот, чтобы раскрыть его в себе, нужно послушаться Церкви, нужно принять материнское ее руководство, нужно отдать свои руки Матери-Церкви. И она, за эту руку тебя взявши, приведет непременно к счастью раскрытия в себе всего самого лучшего, самого святого, что может быть, - причастности Божеству. И вот теперь, когда будут теперь проходить перед нами образы святых, будем помнить, что они не только люди, которые были озарены умом, очищены сердцем, но что это люди, которые приняли Бога, как железо может быть пронизано огнем, и которые стали уже на земле видением того, к чему признана вся тварь. Вторая седмица Великого поста: особенности богослужений В субботу второй седмицы, а также в субботы 3 и 4 седмиц поста совершается заупокойная служба. Особенности службы в эти субботы следующие: - на великом повечерии в пятницу вечером по первом Трисвятом — тропари дня: «Апостоли, мученицы и пророцы». В 3 части повечерия после канона и третьего Трисвятого — кондак «Со святыми упокой»; - на утрене вместо «Бог Господь» — «Аллилуиа» и тропари «Апостоли, мученицы и пророцы». Затем 16 кафизма с обычными «славами», седальном и ектенией в конце и 17 кафизма «Непорочны» , разделяемая на две статии. Припев к первой статии: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», а ко второй: «Спасе, спаси мя». Между статиями — заупокойная ектения; - по окончании 17 кафизмы сразу поются тропари по Непорочных: «Святых лик» с припевом: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», после которых бывает заупокойная ектения и седален: «Покой, Спасе наш»; затем, по 50 псалме — канон без чтения молитвы: «Спаси, Боже, люди Твоя» ; - каноны на утрене поются храму, по Минее и Триоди. Начиная с 6 песни, когда начинается четверопеснец, канон храму оставляется. Тропари канонов всех песней читаются в соединении со стихами Священного Писания. Песни из Священного Писания стихословятся перед тропарями канонов, начиная с 6 песни и до ирмосов. Окончание утрени такое же, как и у обычной не великопостной субботней утрени; - во все пятницы Святой Четыредесятницы на повечериях, а также во все субботы и воскресенья на утреннем и вечернем богослужениях великих поклонов не полагается до вечерни в воскресенье, то есть до вечера. Учебное пособие для Духовных Семинарий Великопостная родительская суббота Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения всех «в надежде воскресения и жизни вечной» усопших в Господе. По слову Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь. И эта любовь очень дорога умершим, потому что мы приносим им, беспомощным, помощь. В дни Великого поста обязанностью каждого истинно верующего человека является благотворительность и милосердие. Через них мы показываем Господу, что тоже достойны Его милосердия и благотворения. Одним из таких деяний, наиболее важным для нас, является поминовение умерших. Испрашивая у Бога прощения за прегрешения наших близких, друзей, родственников во время их земной жизни, мы сами получаем надежду на прощение наших собственных грехов после смерти. Другая причина основания родительских суббот есть та, что в эти дни Великого поста кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие как бы лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. А потому, в замене литургии, Церковь установила особенное моление об умерших в субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели. Прочие же субботы Великого Поста, посвященные особенным воспоминаниям, не имеют уже и названия Родительских и в них поминовение умерших производится по обыкновенному порядку. Именно в эти три Великопостные субботы благочестивые люди, приходя в храм, с особым усердием молятся о своих умерших родных и близких, ставят свечи за их упокоение, служат панихиды, подают милостыню за отпущение их грехов, проявляя тем самым любовь к своим ближним. Каждому из нас необходимо понимать всю значимость поминовения умерших. Грешный человек, попадая в загробный мир, и не достойный Царствия Божия, уже более не может молится Господу за себя и за других. Такую возможность получают лишь святые угодники и особенно благочестивые люди. Если здесь, на земле, он может исповедать свои грехи и получить их прощение, то там он лишен этой возможности. А подумайте, все ли люди отходят в мир иной полностью очистившись, все ли свои грехи они исповедуют священнику, у каждого ли вообще есть возможность исповедаться перед смертью? А если кто то, согрешив в малом, забыл это и на исповеди не покаялся? Или, из ложной стыдливости, утаил свой грех?
Тогда старец поспешил к святителю, припал к его ногам, раскаялся, просил прощения и открыл все, что сказал ему Ангел Господень, посланный утвердить заповедь для всех и непрестанно умной молитвой взывать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Итак, по учению святых отцов, в достижении высоких степеней совершенствования молитвенного состояния нужно совершенное самоопределение богоподобной души в сторону добра и непрестанное призывание в молитве Иисуса Христа. Это умное делание есть подвиг воли свободной и разумной. Этот молитвенный подвиг есть сокровенный путь к ангельскому житию, есть херувимское богоношение душой Бога Слова и есть путь боговедения, приводящий ко спасению. Источники: Сокровенная жизнь и богопознание по Добротолюбию.
Это было действительно чудо, ибо к моменту, когда Иисус появился в Вифании, в доме своего друга, тот был мертв уже четыре дня. Христос плакал, когда шел к его могиле. Настолько он любил Лазаря и его сестер: Марфу и Марию. Но воскрешение было необходимо не только во имя этой любви. Это символ грядущего воскрешения Христа, а также надежда на воскресение всех мертвых. Или Вербное воскресенье. Это — начало трагического пути Христа на Голгофу. Он вошел в главный город страны и простые люди, наслышанные о его чудесах и проповедях, славили его как доброго и мудрого Царя. Они пели ему «Оссанну». Через несколько дней эта же толпа будет кричать: «Распни его». Конечно, никаких верб в Израиле не было. Путь Христа устилали пальмовыми ветвями. Но где в средней России взять весной пальму? Поэтому символом праздника стала верба, которая первая весной распускает свои «цветы».
Неделя вторая Великого поста. Память святителя Григория Паламы
Начиная с третьей недели верующим следует отказаться от мяса по средам и пятницам. Четвертая — Сырная седмица, которую также именуют Масленицей. Верующим уже нельзя есть мясо, но разрешаются сырные продукты. И пока народ объедается блинами , священнослужители во время служб напоминают, что неделя предочистительная, и призывают к воздержанию. Последнее воскресенье перед Великим постом — Прощеное воскресенье. В этот день принято просить друг у друга прощения за вольные или невольные обиды. Любопытно, что такой праздник существует только у православных.
В песнопениях Триоди продолжают звучать мотивы пользы поста и акцента на духовной его стороне. Можно отметить широкое использование образов из Ветхого Завета для иллюстрирования тезиса о необходимости поста. При этом иногда встречаются ссылки на такие эпизоды Ветхого Завета, которые более нигде не упоминаются в других песнопениях. Богослужебные особенности седмичных дней Службы 2-й седмицы поста — самые стандартные представители великопостного чина, не имеющие ни единой специфической которая была бы характерна только для этой седмицы или для данного дня богослужебной особенности. В то же время так как это первая будничная седмица, то здесь появляются некоторые практические моменты, которые потом проявляются в течение последующих седмиц вплоть до 6-й. Отметим следующие нюансы: Каноны Минеи на повечериях. С понедельника на повечериях начинается компенсирующее чтение канонов из Минеи тем святым, память которых в текущем году попадает на период от Лазаревой субботы до Антипасхи. Это связано с тем, что в указанные 16 дней службы Минеи не совершаются.
Никогда христианин не должен обвинять Бога, ближнего в своих неудачах или переживаниях, всегда нужно за все благодарить Бога. Умом мы должны понимать, что за все нужно сказать спасибо, даже если больно делают, но если у нас получится это сказать от сердца, Бог услышит и даст взамен не богатство и роскошь, а именно ту радость, которую подвижники благочестия получали, подвизаясь и спасая свою бессмертную душу. Позади 14 дней Великого поста, мы пытались, старались эти дни послужить Богу, и хорошо, если у кого-то получилось хотя бы один день посвятить Ему. Очень мало времени, братья и сестры, пять недель осталось. Надо сейчас поработать, заглянуть в свое сердце, обрести силу молитвы и силу воздержания к своему ближнему, закрыть свои глаза и не пытаться быть кем-то в этой жизни, а пытаться быть слугой, хотя бы пытаться помочь человеку, оправдать его. И всячески быть со Христом в молитве, в уме и в сердце.
Общие правила питания во время Великого поста можно найти в нашем материале. Во святую Четыредесятницу Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Святая или Великая четыредесятница — первые сорок дней Великого поста. Как уточняет портал "Правмир" , субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты , так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы. Что можно делать Во время второй недели Великого поста, с 25 по 31 марта, следует соблюдать особые правила : много молиться, читать Библию и Псалтырь, не пропускать утренних и вечерних молитв; совершать добрые дела, уделять время близким, помогать нуждающимся; посещать церковь; помнить о покаянии — в первые 40 дней поста следует признать и осмыслить свои грехи. Что нельзя делать не нужно произносить бранные слова, думать плохо о людях; не следует приглашать в дом гостей и устраивать шумные застолья; под запретом праздники и развлечения; нельзя пустословить — в память о святителе Григории Паламе и его подвиге молчания; сравнивать себя с другими, завидовать и осуждать. Молитвы на второй неделе Великого поста Во время Великого поста в храмах читают особые молитвы , которые не звучат ни в одно другое время. Одна из самых узнаваемых — молитва "Покаяния отверзи ми двери…". Она звучит на каждом воскресном богослужении вплоть до пятой недели Великого поста. Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.
Воскресенье, 31 марта 2024 года, святителя Григория Паламы
- Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы
- Божественная Литургия во 2-ю Неделю Великого поста — Храм Малоархангельск
- Начало и конец Великого поста в 2024 году
- Вторая неделя Великого поста, святителя Григория Паламы.
Мы — причастники Божества. Неделя святителя Григория Паламы
В это время верующим необходимо воздерживаться от употребления мясных и молочных продуктов, сливочного масла, рыбы, яиц, а также избегать белого хлеба и сдобной выпечки. Алкогольные напитки также под запретом в период поста. Также в это время нельзя говорить бранные слова и плохо думать о других людях. Церковь рекомендует верующим не приглашать в дом гостей, кроме близких родственников, проводить шумные застолья, посещать светские праздники и развлечения. На второй неделе Великого поста церковь призывает верующих избегать пустословия в память о Святителе Григории Паламе и его подвиге молчания — исихазме. В это время рекомендуется больше времени уделять молитвам, посещению храма, занятиям благотворительностью и другим добрым делам, способствующим духовному очищению и самопознанию. Во вторую неделю Великого поста особое внимание уделяется дням сухоядения, которые приходятся на первый, третий и пятый дни недели.
Постепенно утвердился обычай поститься шесть недель, однако, поскольку со временем на Западе в число постных дней вошла и суббота [11] , общая длительность поста составила 36 дней 6 недель по 6 дней, исключая воскресенья. Святой Григорий Великий 560—604 , а вслед за ним и многие средневековые авторы [12] описывал этот период, как «духовную десятину года», поскольку 36 составляет примерно десятую часть от числа дней в году. Позднее, ради исполнения числа 40, добавили ещё 4 дня, в результате чего пост стал начинаться в среду, которая получила название Пепельной среды.
Впрочем, следы прежней практики до сих пор остались в т. Что касается пищевой составляющей поста, то, в отличие от Восточной церкви, на Западе больший акцент был сделан на времени и количествах принятия пищи. Первоначально допускалась лишь одна трапеза, каковая могла начаться только с наступлением вечера. Однако уже достаточно рано мы впервые находим упоминание об этом у Сократа Схоластика [ источник не указан 4030 дней ] стала быть терпимой практика разрешения поста в «девятый час», то есть, в три часа дня. Постепенному приближению времени обеда способствовало ещё и то, что канонические часы Девятый час, Вечерня и т. Девятый час означал, без сомнения, три часа дня, однако служба девятого часа могла читаться сразу после шестого, который соответствовал полудню. Подобным же образом и вечерня, после которой полагалась трапеза, служилась всё раньше и раньше, пока, наконец, не было официально признано, что вечерня в великий пост может служиться в районе полудня как оно и было в Католической Церкви вплоть до литургических реформ середины XX века. Таким образом, хотя в XI веке ещё объявлялось, что принимающие пищу до наступления вечера нарушают великий пост, уже в XIII веке такой обычай стал вполне общепринятым. Дальнейшим послаблением явилось введение вечерних лёгких трапез, т.
В таком виде одна полная трапеза и два небольших перекуса этот тип поста именуемый собственно «постом», в отличие от «воздержания», о котором пойдёт речь далее просуществовал до наших дней, хотя и требуется официально лишь для нескольких дней в году. Что же касается ограничений на качество пищи, то есть воздержания, то здесь долгое время также существовали значительные ограничения, хотя они и не доходили до такой строгости, как в Православной церкви. К первоначальному и повсеместному запрету на мясо позже прибавились запреты на lacticinia, то есть молочные продукты. Причём, в отличие от поста, воздержание не отменялось и в воскресные дни великого поста. Исключения, всё же, допускались, и часто давались диспенсации , разрешающие вкушать lacticinia при условии совершения какого-нибудь благочестивого дела. В Германии такие диспенсации были известны, как Butterbriefe, считается, что благодаря им там было построено несколько церквей. Одна из колоколен собора Нотр-Дам во французском Руане по этой же причине раньше называлась La Tour de Beurre то есть «масляная башня». Позднее, однако, большинство запретов были сняты, так что к началу XX века сохранялся лишь запрет на употребление мяса по пятницами и в некоторые другие дни года. В 1966 году Папа Павел VI в своём Motu proprio «Paenitemini» ввёл новые правила поста, сохранив запрет на мясо по пятницам, из дней же строгого поста оставил обязательными только два: в Пепельную Среду и Великую Пятницу.
Разумеется, подобные правила следует рассматривать, как минимум, который не препятствует желающим брать на себя дополнительные ограничения не обязательно связанные с пищей на этот период.
Безусловно любой пост, и Великий в том числе, при правильном и разумном к нему отношении, может принести большую пользу. Переход к растительной пище, ограничение объема того, что мы съедаем, отказ от вредных продуктов и вредных привычек - как минимум очищение организма: от токсинов, аллергенов, канцерогенов. В конце концов, избавление от лишнего веса.
Но надо помнить, что Великий пост не только самый строгий из всех многодневных постов Церкви, но и самый долгий, а это значит: если мы подошли к нему необдуманно, если мы к нему не готовились заранее, то у нас могут обостриться уже существующие хронические заболевания. И даже появиться такие болезни, о существовании которых мы до этого и не подозревали. Особенно если мы не следим за собой, пренебрегаем регулярной диспансеризацией, или, например, начали лечение, а потом, когда стало полегче, отпустило, самостоятельно отменили и перестали принимать рекомендованные препараты. Подготовка к посту важный момент.
Неслучайно Церковь подводит человека к его ограничениям постепенно: на Масленицу, на Масленой неделе, что накануне Великого поста, верующие прекращают есть мясо, но зато едят молочное и яйца. Медики с таким алгоритмом согласны? Ольга Касымова: Постепенность - вообще главный принцип, это важно для того, чтобы избежать резкого стресса для организма, который и может спровоцировать обострение болезней. Надо заранее готовиться к Великому посту, отказавшись, например, не только от мяса, но и всех этих копченостей, консервов, сосисок и колбас.
Надо готовиться заранее и к питьевому режиму - в Великий пост особенно важно соблюдать рекомендацию медицинских работников и выпивать не менее полутора литров чистой воды за день, это кроме других напитков. Вода здесь будет способствовать очищению. Обычный путь ограничений в Великий пост - это отказ от пищи животного происхождения: мясного, молочного, от яиц. А откуда тогда организму брать белок?
Ольга Касымова: Белок крайне важен для организма, в том числе и для формирования чувства сытости. Но ведь у нас есть и бобовые чечевица, фасоль, горох, нут, маш , и грибы, и морепродукты кальмары, креветки , которые, в отличие от рыбы, в пост не запрещены. В рацион можно вводить семена - тыквенные семечки, кунжут. Для перекусов хороши орехи - миндаль, кешью, кедровые, грецкие, фундук.
Их же можно добавлять в свежие салаты и каши Белковые продукты надо сочетать со сложными углеводами - овсянкой, гречкой, перловой и ячневой крупой, пшеном, булгуром, кус-кусом, рисом - лучше бурым или диким, черным. Ольга Александровна, верующие, соблюдающие пост, часто жалуются: перешёл на растительную пищу: бобы с чечевицей, капуста со свеклой да картошкой, и все, кишечник не выдерживает - в самые ответственные моменты там начинаются революции. Что тут делать? Ольга Касымова: Знаете, не обязательно круглосуточно есть горох с квашенной капустой.
Питание в пост должно быть разнообразным и полноценным. Продуктов разрешенных много, посчитайте сколько у нас сейчас видов капусты - белокочанная, краснокочанная, брюссельская, пекинская, цветная, брокколи, кольраби… Разнообразие в меню внесут и растительные масла - не только привычное подсолнечное, но и оливковое, тыквенное, конопляное, льняное… А еще надо выбирать тот способ обработки пищи, который не станет стрессом для вашего желудочно-кишечного тракта. Капусту ведь можно не только в квашенном виде есть, или сырую, в виде салатов.
Часто его называют составителем чина литургии Преждеосвященных Даров, и его имя упоминается на каждом таком богослужении Великого поста. Он также известен как автор большого количества духовных книг. Преподобного Симеона Нового Богослова — одного из трех святых, удостоенных имени Богослов за всю историю Церкви. Лиддской иконы Божьей Матери — нерукотворного образа, уничтожить который гонители не смогли даже в период иконоборчества. Пост: На второй неделе Великого поста пищевое воздержание не такое строгое, как на первой. Тем не менее, в понедельник монастырский устав предписывает сухоядение. Не монахам хоть и не обязательно следовать самым суровым правилам, но тоже не стоит расслабляться. Дни памяти: Перенесение мощей святителя Никифора, патриарха Константинопольского. В период возобновления иконоборчества святой за свою верность был сослан еретическим Собором в изгнание, в котором провел 13 лет, и затем скончался. Почти через 20 лет его нетленные мощи были торжественно перенесены в Константинополь. Пост: Пищевой пост без послаблений, но разрешена приготовленная пища, а не только хлеб и сырые или сушеные фрукты и овощи. Монастырский устав разрешает употребление растительного масла только в выходные и праздники, но миряне часто, исходя из своих условий жизни, употребляют его и в другие дни трудно и бессмысленно в обеденный перерыв в общественной столовой досконально разбирать состав предлагаемых там блюд. Дни памяти: Феодоровской иконы Божьей Матери — одной из самых почитаемых в России икон, святыни дома Романовых. Праздник иконы 27 марта установлен в память об избрании на царство Михаила Федоровича. Также перед этим образом принято молиться о покровительстве семье и рождении детей. Пост: По средам в течение всего года, кроме сплошных седмиц, принято поститься, так как среда — день воспоминания предательства Иудой Христа. А в дни Великого поста тем более нужно внимательнее относиться к предписаниями устава. Дни памяти: священномученика Александра, иерея в Сиде, пострадавшего за Христа во времена гонений при императоре Аврелиане. Пост: Устав позволяет вареную пищу без масла. Она может быть приготовлена из круп, овощей и фруктов, бобов и грибов. Вопрос о допустимости употребления морепродуктов решается верующими индивидуально. Вечером — парастас заупокойная всенощная родительской субботы. Дни памяти: Апостола от 70-ти Аристовула. Вместе со своим братом, также апостолом от 70-ти, Варнавой сопровождал апостола Павла. Упомянут в его Послании к Римлянам и поставлен апостолом Павлом епископом Британским. Святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. Псковско-Новгородскую кафедру этот святой возглавлял всего несколько лет, а вся остальная его жизнь прошла в молитве и монастырском подвижничестве. Господь наделил праведника даром творить чудеса, который проявился как при его жизни, так и после смерти. Пост: Пост в пятницу в память о страданиях Господа на Кресте соблюдается практически в течение всего года кроме сплошных седмиц , и в дни Четыредесятницы также принято его усиливать. Монастырский устав предписывает сухоядение, а миряне, исходя из обстоятельств и советов священника, сами решают, каков их необходимый минимум. Полная литургия в будние дни не совершается, а соответственно нет ежедневного поминовения усопших на проскомидии и, как правило, не совершаются панихиды. Но чтобы не лишать умерших молитвенной помощи, в этот период установлены специальные дни, когда Церковь молится о них. Особенности богослужения: Утром — Литургия Иоанна Златоуста с вселенской панихидой. Вечером — всенощное бдение.