После революции, которую Надежда Крупская встречала на передовой, ей отдали на откуп образование и просвещение, а Инессе Арманд — Женский отдел ЦК. Человек начинает искать Бога от одиночества — эта идея, высказанная Надеждой Константиновной Крупской, неоднократно повторяется в других ее статьях. Надежда Крупская стала примером для многих молоденьких девушек, решивших посвятить свою жизнь педагогике.
Последний обыск
- Врач назвал страшную причину гибели Крупской, опровергнув официальную версию
- Не пропустите самое важное
- «Она заставляла прислушиваться к себе»: 155 лет со дня рождения Надежды Крупской — РТ на русском
- Надежда Константиновна Крупская
- Комментарии к статье (0)
Десятилетнюю карьеру двойника Ленина разрушила Надежда Крупская
Интерес, проявленный Нюренбергом, и конечно же, личные амбиции заставили Славкина более тщательно отнестись к созданию образа вождя мирового пролетариата. Он изучал кадры кинохроники, повторял перед зеркалом позы Ленина, тренировал его знаменитый прищур и даже старательно грассировал. Ему пришлось отрастить бородку, а также покрасить ее в рыжий цвет. И обновить гардероб: в нем появились «ленинская» тройка, пальто и кепка. Туфли Славкин взял на два размера больше, чтобы носки «по-ленински» загибались вверх. Но самое удивительное, что сходство было не только внешним. Славкин, как и Ленин, родился в провинции и имел еврейские корни. Напомним, что евреем был дед Ильича по матери. Оба они получили юридическое образование и оба стали адвокатами. Со временем, кстати, Славкин настолько вошёл в образ, что время от времени звал Ванду Наденькой, а вредного соседа по коммуналке Иудушкой или проституткой Троцким. Открыл Славкина как натурщика Амшей Нюренберг.
Поскольку партия и советский народ требовали от художников и скульпторов все новых произведений, увековечивающих образ вождя, востребованность Иосифа Славкина у творцов Ленинианы росла. Когда любимый художник Сталина Александр Герасимов представил общественности своё знаменитое полотно "В. Ленин на трибуне", они не скупились на похвалы, воздавая должное творческому методу мастера. Герасимов, писали критики, видел В. Ленина на трибуне Красной площади всего раз или два, находился далеко от места выступления и не мог рассмотреть черты лица с должной ясностью. Однако прямое использование фотографий Герасимов считал вредным для живописца, уводящим в сторону от задач искусства". На самом деле Герасимову не за чем было пользоваться фотографиями. Ведь у него был Славкин. Но об этом звезда соцреализма, как, собственно, и другие художники, работавшие с «двойником», предпочитал особо не распространяться. Эта вакханалия продолжалась до конца 30-х годов, пока тот самый Петр Васильев не показал свои рисунки Надежде Константиновне Крупской.
Вдова вождя внимательно рассматривала работы, удивлялась новым для себя ракурсам и позам, а потом напрямую спросила художника, не пользовался ли тот услугами натурщика. Врать старой женщине а Крупская в тот же год умерла Васильев не стал и честно рассказал про Славкина и его бизнес ибо позировал «двойник», естественно, не бесплатно, а с учётом своей востребованности зарабатывал неплохие деньги.
В 1887 году с золотой медалью закончила женскую гимназию имени А. Оболенской и педагогические классы при ней, получив право преподавать русский язык и математику. Позже поступила на Бестужевские высшие женские курсы, занималась историей, филологией и математикой. Однако обучение не закончила, переключившись на революционную борьбу. С 1890 года состояла в нескольких социал-демократических кружках, параллельно преподавая в вечерне-воскресной школе и на рабочих курсах, позволявших получить бесплатное общее образование для взрослых рабочих. В 1894 году Надежда познакомилась с Владимиром Лениным, с которым позднее обручилась, чтобы попасть в место его ссылки. Взяла его фамилию, но публично всегда выступала под своей. С 1901 по 1905 вместе с Лениным находилась в эмиграции, в это время была секретаркой в редакциях нескольких социал-демократических газет: "Искра" и "Вперёд".
В этот период Надежда Константиновна работала на российское революционное подполье и преподавала в партийной школе. Крупская была личным секретарём Ленина, его переводчицей, стенографисткой и финансисткой. Из-за границы они поддерживали революционеров на Родине: за это время Надежда зашифровала около 30 000 писем соратникам.
Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского». Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений.
Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента. Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим». Вот характерное наставление Крупской. Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»? Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса. После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя». Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова. Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства.
Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке. Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда.
Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным. Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее.
Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто. Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма. Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма. А это, уж, какое воспитание! Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда. Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники. Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства. Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами. Политехнизм есть система обучения, при которой подростки знакомятся в теории и на практике с главными отраслями производства, учатся понимать связь между отдельными отраслями, изучают технику во всех формах, от сельского хозяйства до промышленности, плюс учатся видеть применение полученных в школе знаний.
В результате появляется представление о народном хозяйстве, а также личная заинтересованность в нем учащегося, и в коммунистической перспективе — стирание грани между физическим и умственным трудом. Важен и моральный момент: социализм, по словам Крупской, не терпит барчат и белоручек в республике труда. Отсюда логически вытекает следующий принцип советской школы — тесная связь обучения с детским трудом как условие всестороннего развития личности и воспитания коллективизма. Он имел целью приучить детей к коммунистическому труду — бесплатному, добровольному и производительному на общую пользу, как «потребность здорового организма». При этом Крупская запрещала использовать бытовой детский труд ради заводских нужд в отрыве от учебно-воспитательных целей. Труд осуществлялся в различных школьных мастерских или на пришкольных земельных участках, где выращивались овощи для завтраков, но главной была школьная кооперация, основанная на ленинском учении о социалистической кооперации. Практика тут же выявила опасный момент: не все ученики могли внести первоначальный пай, поскольку кому-то родители не дали денег, а ребенку взять негде. В целях эксперимента Крупская даже предложила организовать при школах платную работу, где дети могли бы заработать своим трудом и сделать взнос. Главное, чтобы в кооперативе работали все ребята и чтобы кооператив имел целью не получение дохода, а старался бы обслужить нужды коллектива, — иначе будем воспитывать купцов. Кооперативы мыслись в виде трудовых кружков, например цветочный, куроводческий, переплетный, огородный, швейный кооперативы, где работу могут исполнять дети.
Кружок, заработавший определенную сумму, сам и определяет, на что расходуется заработок. Плюс метод школьного социалистического соревнования. Последний коллективистский метод, доживший до конца советских времен — школьное самоуправление в образе учкомов, старост, звеньевых, командиров октябрятских звездочек.
Умер он в Санкт-Петербурге в 1839 году, будучи сенатором и тайным советником. У Тистровых на Алтае родилось девять детей, Елизавета — одна из младших. Итак, бабушка Надежды Константиновны Крупской Александра Гавриловна была внучкой Козьмы Дмитриевича Фролова 29 июня 1726, Полевской завод - 9 марта 1800 - выдающегося русского горного инженера, изобретателя-механика, гидротехника. Это был великий человек, прославивший Россию и увеличивший ее благосостояние. Из его официальной опубликованной биографии известно, что он родился 1726 года в Полевском заводе, на Урале, в семье мастерового.
В 1744 году закончил горнозаводскую школу в Екатеринбурге. Службу начал на Березовских промыслах «горным учеником». Впоследствии работал рудокопом, писарем, строителем конных водоподъемников для откачки воды из шахт. В 1760 году на Березовском руднике изобрел золотопромывочную машину самую производительную в то время. В 1763—1770 годах на Змеиногорском руднике построил 4 похверка, разместив их на одном деривационном канале и механизировав весь процесс толчения и промывки руды. В 1783 году на Вознесенской шахте построил подземную деривационную установку со «слоновым» колесом диаметром 18 метров, способным поднимать воду с глубины 63 метра. Один из современников назвал это невиданное в мире сооружение «самым отважнейшим мероприятием». В 1787 году на той же Вознесенской шахте установил по собственному проекту оригинальный рудоподъемник «патерностер».
Но ни дедушка Надежды Констановны со стороны матери Василий Иванович Тистров, ни прадедушка Козьма Дмитриевич Фролов, несмотря даже на свое мировой научное величие, никогда не упоминались в официальной биографии Крупской. Она везде фигурирует как дочь всего лишь «гувернантки». Хорошо хотя бы не прачки. Хотя советские биографы не постеснялись, и Сталин в этом их не ограничивал, указать, что его первая жена, дочь дворянина, подрабатывала прачкой… А между тем богатейшие были люди, предки Надежды Константиновны Крупской. Козьма Дмитриевич Фролов помимо того, что был изобретателем с мировым именем, в 1758 году получил звание штейгера горного техника и был направлен на Воицкий рудник недалеко от Петрозаводска для налаживания работ по промывке золота. С 1759 года он уже руководитель работ по добыче золота на Березовском руднике. В 1762 году возглавил все золотые промыслы Урала. В 1763 году, по настоянию начальника Колывано-Воскресенских заводов А.
Порошина, переведен на Алтай для механизации Змеиногорского рудника. В 1790 году назначен руководителем работ на всех рудниках Алтая. В 1798 году вышел в отставку по состоянию здоровья в чине берггауптмана полковника горной службы. Остался членом Горного совета алтайских рудников. Скончался 9 21 марта 1800 года, во время приезда в Барнаул на очередное заседание Горного совета. Похоронен на Нагорном кладбище. Едва ли бедствовал и дедушка Надежды Константиновны Василий Иванович Тистров, как указывалось выше - горный инженер, рудознатец, управляющий Барнаульского сереброплавильного завода, Сузунского медеплавильного завода, Томского железоделательного завода. И что интересно — чуть позже здесь же появляется имя Андрея Антоновича Крупского, открывателя месторождения золота, управляющего Салаирским рудником на Алтае 1854-1895.
То есть, можно предположить, что семьи Крупских и Тистровых-Фроловых — это настоящий клан золотопромышленников из Сибири. Но как-то умудрились обеднеть до такой степени, что правнучка управляющего всех рудников Алтая и дочь управляющего трех рудоплавильных заводов вынуждена была идти в гувернантки. В них все золотопромыщленники сходили с ума и разорялись. Им на смену приходили ушлые управляющие-немцы.
Мы в соцсетях
- Надежда Крупская: самые шокирующие факты - Русская семерка
- Бедная дворянка
- Наши товарищи
- 6 неприятных фактов из жизни Надежды Крупской, которые тщательно скрывали историки СССР | Femmie
- Надежда Крупская - биография, новости, личная жизнь
Крупская, Надежда Константиновна
Все, кто встречал Крупскую в Шушенском, в один голос восхваляли ее прелести, а революционер Лепешинский говорил, что от ее очарования у всех дух захватывало. Надежда Константиновна за свою жизнь написала большое количество работ, посвященных партии большевиков, педагогике, воспитанию молодежи. Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. Надежда Константиновна Крупская родилась в дворянской семье, получила хорошее воспитание и образование. В историю Надежда Крупская вошла как верная соратница своего супруга Владимира Ленина.
Десятилетнюю карьеру двойника Ленина разрушила Надежда Крупская
Надежда Константиновна Крупская и педагогика социализма | Надежда Крупская родилась в 1869 году в Петербурге, в семье обнищавшего дворянина Крупского Константина Игнатьевича. |
Крупская. Дочь гувернантки (Татьяна Алексеевна Щербакова) / Стихи.ру | Молотов якобы вспоминал рассуждения Сталина: сожительство Надежды Крупской с вождём, не значит, что она разбирается в Ленинизме и нужно перед ней «лебезить». |
Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу | Надежда Константиновна Крупская (1869–1939) — виднейший партийный и государственный деятель, профессиональный революционер, соратник, жена и друг. |
Поход на молодежь / | Надежду Константиновну Крупскую многие воспринимают как супругу и верную соратницу вождя революции Владимира Ильича Ленина. |
КРУ́ПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА
Дочь бывшего поручика и гувернантки петербурженка Надежда Константиновна Крупская в юности любила рисовать, обладала актерским талантом, прекрасно читала стихи и хотела стать актрисой. Судьба лишила Надежду Крупскую здоровья, женской привлекательности и возможности иметь детей. Итак, любопытные факты о Надежде Крупской, что много лет подряд так старательно утаивали советские историки. 26 февраля 1869 года родилась Надежда Константиновна Крупская – участница революционного движения, советский государственный и партийный деятель, жена и соратник В.И. Ленина. Надежда Константиновна Крупская. РИА Новости. Надежда Крупская родилась 14 (26 по новому стилю) февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в бедной дворянской семье.
26 февраля – день рождения основательницы «Учительской газеты»
В 1905 году вернулась в Россию, где была секретарем ЦК. Вторая эмиграция настигла ее после 1907 года. Работала Крупская под Парижем преподавателем. Помогала Ленину налаживать связь с партией в России. В 1917 году возвращение в Россию. Подготовка к октябрьской революции. Педагогическая и партийная деятельность Крупской принадлежит идея создания советской системы образования.
Судьба страны зависит от каждого человека — гражданина. Надежды на улучшение положения внутри страны и в мировом пространстве связываются сегодня с развитием образования, в том числе и с организацией воспитания молодежи.
В связи с этим представляется весьма актуальным обращение к созидательным воспитательным идеям Надежды Крупской, внимательное прочтение и анализ ее великого педагогического наследия. Крупская Надежда Константиновна 26 февраля 1869 — 27 февраля 1939 , доктор педагогических наук, участница революционного движения, коммунистка, член ЦК партии, видный деятель народного просвещения и одна из создателей советской системы народного образования, жена и ближайший помощник Владимира Ильича Ленина. Крупская родилась в Петербурге в семье демократически настроенного офицера. После смерти отца, в 1883 году четырнадцатилетней девочке пришлось давать платные уроки во время учения в гимназии Оболенской. Педагогический совет 20 мая 1889 года выдал Крупской удостоверение, в котором отметил, что «успехи ее учениц свидетельствуют о выдающихся педагогических способностях ее, основательности ее познаний и крайне добросовестном отношении к делу». Будучи слушательницей Высших женских курсов в Петербурге, с 1890 года входила в марксистские студенческие кружки, вскоре сама стала руководить марксистским кружком студентов, затем была учительницей вечерней школы для рабочих в Петербурге, вела революционную пропаганду среди рабочих. В 1911 году — преподаватель партийной школы в Лонжюмо. В 1915 году Н.
Крупская написала книгу «Народное образование и демократия». Это был первый марксистский труд по истории педагогики. Крупская подчеркивала, что «пока организация школьного дела будет находиться в руках буржуазии, школа труда будет орудием, направленным против интересов рабочего класса. Лишь рабочий класс может сделать школу труда «орудием преобразования современного общества»». В докладе были намечены пути подъема культурного уровня трудящихся на такую высоту, которая необходима, чтобы они стали умелыми, знающими стойкими работниками нового общества. Первоочередными задачами Надежда Константиновна считала: предоставление взрослым возможности заниматься в вечерне-воскресных школах и на курсах; разработку для них программы, создание новых учебников и методических пособий. Особое внимание в докладе обращалось на библиотеки, которым Ленин придавал огромное значение. Их главная задача — продвижение книги в народ.
Создавались клубы и избы-читальни, по железнодорожным магистралям и рекам шли агитпоезда и пароходы с походными типографиями, с бригадами лекторов и инструкторами по делам сельского хозяйства и промышленности. В таких поездках принимали участие и крупные партийные работники центральных учреждений. Полтора месяца ездила Н. Крупская по Волге и Каме инструктором Наркомпроса на пароходе «Красная звезда». Крупская в своих воспоминаниях писала, что «задачей «Красной звезды» было ехать по следам белых, вести агитацию, проводить линию, принятую на VIII съезде партии, закреплять всюду Советскую власть».
Согласно распространенной при советской власти версии, Владимир Ильич женился на некрасивой Надежде Константиновне, чтобы всецело посвятить свою жизнь борьбе за права пролетариев. И он не ошибся: сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская. К моменту знакомства с Лениным у Надежды уже были романы с единомышленниками по борьбе, но вождя мирового пролетариата это не очень волновало.
Ленин стал часто посещать питерский дом Крупских, где все дышало уютом. Ему нравилось, что Надя молча с восхищением слушала его речи, а ее мать Елизавета Васильевна вкусно готовила. Владимир Ильич сразу поразил Надежду Крупскую своими лидерскими задатками. Девушка попыталась заинтересовать будущего вождя — во-первых, марксистскими разговорами, которые обожал Ульянов, а во-вторых, стряпней своей матушки. Елизавета Васильевна, увидев его у себя дома, была счастлива. Она считала дочь непривлекательной и счастья в личной жизни ей не пророчила. Можно предположить, как обрадовалась она за свою Наденьку, когда увидела в своем доме приятного молодого человека из хорошей семьи! С другой стороны, став невестой Ульянова, Надя не вызвала большого восторга у его семейства: там находили, что у нее уж очень «селедочный вид».
Под этим утверждением подразумевалось, прежде всего, то, что у Крупской глаза были навыкате, как у рыбы, — один из признаков обнаруженной позднее базедовой болезни, из-за которой, предполагают, Надежда Константиновна не могла иметь детей. Сам Владимир Ульянов к «селедочности» Надюши относился с юмором, присвоив невесте соответствующие партийные клички: Рыба и Минога. В 1895 году В. Ленин и другие руководители «Союза борьбы» были арестованы и заключены в тюрьму, а через год была арестована и Надежда Константиновна. Уже находясь в заключении, он предложил Наденьке стать его женой. Будучи сосланной на три года в Уфу за свою революционную деятельность, Надя решила, что отбывать ссылку с Ульяновым будет веселее. Поэтому она попросила отправить ее в Шушенское Минусинского уезда, где уже находился жених, и, добившись разрешения полицейских чинов, вместе с матерью последовала за своим избранником. Первое, что будущая теща сказала Ленину при встрече: «Эк вас разнесло-то!
Жил будущий вождь в избе крестьянина Зырянова, но после приезда невесты стал приискивать другое жилье — с комнатой для тещи. Заключать церковный брак Владимир Ильич и Надежда Константиновна не хотели — они были за «свободную» любовь, на венчании настояла Елизавета Васильевна, причем «по полной православной форме». Ульянов, которому было уже двадцать восемь, и Крупская, старше его на один год, подчинились. Началась долгая бюрократическая волокита с разрешением на брак: без этого Наде с матерью нельзя было жить вместе с Ильичем. Но разрешения на свадьбу не давали без вида на жительство, который, в свою очередь, был невозможен без брака. Ленин отправлял в Минусинск и Красноярск жалобы на произвол властей, и наконец, к лету 1898 года Крупской разрешили стать его женой. Последнее слово в этом деле было за енисейским генерал-губернатором, который решил, что уж если Крупская хочет жить с Лениным в ссылке, то у нее для этого должно быть юридическое основание, а таковым может считаться лишь замужество. Венчание происходило в местной Петропавловской церкви, на невесте были белая блузка и черная юбка, на женихе — обычный, весьма потертый коричневый костюм.
Следующий свой костюм Ленин сшил только в Европе. Интересная история вышла с обручальными кольцами. В одном из последних досвадебных писем Владимир Ильич попросил невесту приобрести и привезти в Шушинское ящик с ювелирными инструментами. Дело в том, что вместе с Лениным в ссылке томился прибалтийский рабочий Энберг с женой и многочисленным малолетним потомством. Проблема пропитания семьи заставила Эрнберга освоить профессию ювелира, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Получив от жениха и невесты столь необходимый инструмент, он тут же отблагодарил молодых, расплавив два медных пятака и сделав из них обручальные кольца. Свидетелями стали местные крестьяне Заверткин и Ермолаев — со стороны жениха, и Журавлев — со стороны невесты, а гостями — политические ссыльные. Скромный свадебный «банкет» с чаепитием проходил так весело, а пели так громко, что хозяева избы, с удивлением не обнаружив на столе спиртного, все-таки попросили вести себя потише.
Мужем Владимир Ильич оказался заботливым. В первые же послесвадебные дни нанял для Нади пятнадцатилетнюю девочку-помощницу: управляться с русской печью и ухватом Крупская так и не научилась. А кулинарные способности молодой супруги даже у близких людей отбивали аппетит. Когда в 1915 году умерла теща Елизавета Васильевна, супругам пришлось до самого возвращения в Россию питаться в дешевых столовых. Надежда Константиновна признавалась: после смерти ее матери «еще более студенческой стала наша семейная жизнь». Во время ссылки Крупская была единственным помощником Ленина в его огромной теоретической деятельности. Однако кое-кто из Ленинского окружения намекал, что Владимиру Ильичу нередко попадает от супруги. Вот такой у Ленина был помощник!
Петровский, один из его соратников, вспоминал: «Мне приходилось наблюдать, как Надежда Константиновна в ходе дискуссии по разным вопросам не соглашалась с мнением Владимира Ильича. Это было очень интересно. Возражать Владимиру Ильичу было очень трудно, так как у него все продумано и логично. Когда Надежда Константиновна выступала со своими замечаниями, Владимир Ильич посмеивался и затылок почесывал. Весь его вид говорил, что и ему иногда попадает». В 1899 году Н. Крупская написала свою первую книгу — «Женщина-работница». В ней она с исключительно ярко раскрыла условия жизни трудящихся женщин в России и с марксистских позиций осветила вопросы воспитания пролетарских детей.
Это была первая книга о положении трудящихся женщин в России, основанная на марксистских позициях. После окончания срока своей ссылки Н. Крупская выехала за границу, где в это время уже жил Владимир Ильич, и приняла активнейшее участие в работе по созданию Коммунистической партии и подготовке будущей революции. Возвратившись с В. Лениным в 1905 году в Россию, Надежда Константиновна по поручению Центрального Комитета большевистской партии вела огромную партийную работу, которую продолжала затем за границей, куда вновь эмигрировала вместе с В.
Крупская стала главным идеологом советского образования, поставив во главу системы детей, их развитие и воспитание. Её называли «первым педагогом среди марксистов и первым марксистом среди педагогов». Как Надежда советской педагогики изменила страну через доступное образование, смотрите в нашем ролике.
Чем мы обязаны Надежде Константиновне Крупской?
Ссылка закончилась весной 1901 года. Супруги уехали заграницу. Там партийная работа не прекращалась. Соратники отмечали ее фантастическую работоспособность. Будучи правой рукой Ильича, она обрабатывала огромный объем корреспонденции и материалов, и одновременно писала собственные статьи. Крупская вела активную агитационную деятельность, работая секретарем в редакциях известных большевистских изданий «Вперёд», «Пролетарий». Когда началась революция 1905—1907 гг. Крупская Надежда Константиновна — революционерка до мозга костей. В ее обязанности входил обмен данными с подпольными партийцами в России. Она тайно высылала им книги, помогала в организации революционной деятельности, вытаскивала товарищей из передряг, организовывала побеги.
Но при этом она много времени посвящала изучению педагогики. Ее интересовали идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса в сфере просвещения. Слишком они рисковали в своей революционной жизни. Кроме того, по наследству Крупская получила страшное аутоиммунное заболевание — базедову болезнь. Частые простуды в Петербурге, а затем тюрьма и ссылка привели к обострению недуга. В то время эффективных способов борьбы с этим заболеванием ещё не было, и прогрессирующая болезнь лишила Надежду возможности стать матерью. Работа стала единственным смыслом жизни Надежды Крупской. Она изучала организацию школьного дела во Франции и Швейцарии, знакомилась с трудами великих педагогов прошлых лет. В 1915 году Надежда Константиновна закончила работу над книгой «Народное образование и демократия», в которой рассказывала о необходимости создания учебных заведений, где простые рабочие могли бы получить политехническое образование.
Современники считали ее настольной книгой по вопросам советской педагогической теории. Возвращение в Россию произошло в апреле 1917 года. Там, в Петрограде, агитационно-пропагандистская массовая работа занимала все время. Выступления на предприятиях перед пролетариатом, участие в митингах вместе с солдатами, организация собраний солдаток — это основные виды деятельности Надежды Константиновны. Она пропагандировала ленинские лозунги о переходе всей власти к Советам, рассказывала о стремлении партии большевиков к социалистической революции. С осени 1917 года Крупская вошла в Государственную комиссию по просвещению. В 1920 году она становится председателем Главполитпросвета, где занимается образованием, просвещением. С этой безграмотностью Крупская и боролась. И, кстати, создала лучшую в мире систему образования!
Ликвидация безграмотности Исторически понятие «ликбез», сообщает Викепедия, возникло как сокращение от «ликвидация безграмотности » — государственной программы Советской России, начало которой положил декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР » от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте. Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных. Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса. К концу XIX века грамотность населения Российской империи была очень низкой для страны, вставшей на путь индустриального развития. В 1920 году Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности ВЧК ликбез , постановления которой имели обязательный характер. Она была образована для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации.
Тем более ее здоровье было подорвано сырой петербургской погодой и тюрьмами, а еще базедовой болезнью, которую в то время не умели лечить и которая, по-видимому, лишила ее возможности стать матерью. Но Крупская очень любила Ленина и всячески заботилась о нем, так что и отношения с его семьей постепенно стали налаживаться. Правда, особой хозяйственностью Наденька не отличалась, кулинарными способностями не блистала, и все хозяйство в доме вела Елизавета Васильевна, в помощь которой наняли 15-летнюю девочку-подростка. Был ли Ленин единственным мужчиной в жизни Крупской? Рассказывают, что в юности за ней ухаживал член революционного кружка, который она вела — Иван Бабушкин. А в ссылке, когда Ленина не было рядом, она увлеклась другим революционером — красавцем Виктором Курнатовским… Крупская и семья Арманд В 1909 году во Франции Ленин впервые встретился с Инессой Арманд, которая не только разделяла революционные взгляды, но и была настоящей красавицей. А Крупская из-за базедовой болезни выглядела непривлекательно, из-за выпученных глаз Ленин в шутку называл ее «селедкой»… Известно, что в 1911 году Крупская даже предложила Владимиру Ильичу развод — по-видимому, причиной являлась его любовная связь с Арманд. Но вместо этого Ленин решил порвать с Инессой. Настоящим ударом стала для Ленина кончина Арманд в 1920 году. Он попросил жену позаботиться о младших детях бывшей возлюбленной, оставшихся во Франции. Надежда Константиновна сдержала слово, младшие дочери Арманд даже некоторое время жили в Горках, но затем были снова отправлены за границу. Всю жизнь Крупская переписывалась с ними, а сына одной из них, Инессы, даже называла «внучком». После Ленина Карьера Крупской не завершилась со смертью мужа.
Однако доктора разошлись в определении диагноза. Немецкий профессор Клемперер считал главной причиной головных болей отравление организма свинцовыми пулями, которые не были извлечены из тела вождя после ранения в 1918 году. В апреле 1922-го ему сделали операцию под местным наркозом и одну из пуль в области шеи все-таки вытащили. Но самочувствие Ильича не улучшилось. Профессор Даршкевич, поставивший диагноз «переутомление», прописал ему отдых. Но дурные предчувствия не покидали Ленина, и он взял со Сталина страшное обещание: дать ему цианистого калия в том случае, если вдруг постигнет удар. Паралича, обрекавшего на полную, унизительную беспомощность, Владимир Ильич боялся больше всего на свете. Ту весну он проводил в Горках. В ночь на 25 мая, как обычно, долго не мог заснуть. А тут еще под окнами, как назло, распелся соловей. Ленин вышел в сад, набрал камешков и стал бросать их в соловья, и вдруг заметил, что его плохо слушается правая рука… Н. Крупская справа и К. Пострадали речь и память: Ильич временами не понимал, что ему говорят, и не мог найти слова, чтобы выразить свою мысль. Тот с виду согласился, а по дороге к автомобилю рассказал все сестре вождя Марии Ильиничне. Общими усилиями они уговорили Ленина подождать с самоубийством, убедив, что врачи отнюдь не теряют надежды на его полное выздоровление. Он поверил. И однажды Надежда Константиновна, женщина чрезвычайно сдержанная, вышла из себя: с ней случилась истерика, она рыдала. Это, по одной из версий, якобы и добило чуть живого Ильича. В первой декаде марта следующего года Ильич уже навсегда лишился речи, хотя до конца своих дней понимал все, что с ним происходит. Из записей дежурного врача: «9 марта он смотрел на Крупскую и говорил ей: «Надо позвать жену…» В эти дни Надежда Константиновна, по всей видимости, все же сделала попытку прекратить страдания мужа. Из секретной записки Сталина от 17 марта членам Политбюро известно, что она «архиконспиративно» просила дать Ленину яд, сказав, что пыталась это сделать сама, но у нее не хватило сил. Сталин вновь пообещал «проявить гуманизм» и вновь не сдержал слова… Впрочем, дни Владимира Ильича и так были уже сочтены. Ленин и Н. Крупская на параде 1 мая, 1918 года Надежда Константиновна пережила мужа на пятнадцать лет, полных склок и интриг. Когда вождь мирового пролетариата умер, Сталин вступил с его вдовой в яростную борьбу, не собираясь ни с кем делить власть.
Макаренко после её выступления на сьезде комсомола в мае 1928 г. Макаренко последний был в скором времени снят с руководства колонией им. Была активистом советской цензуры и антирелигиозной пропаганды. Зиновьева и Л. Каменева в их борьбе против Сталина , но впоследствии признала эту позицию ошибочной [4] , выступала на пленумах ЦК партии и голосовала за предание суду Н. Бухарина , за исключение из партии Л. Троцкого , Г. Зиновьева , Л. Крупская ходатайствовала за репрессированных , но большей частью безрезультатно. Крупская — автор многочисленных работ о В. Ленине , трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Крупская активно переписывалась с пионерами, советскими детьми. В 30-е годы Крупская пыталась противостоять установлению административно-командной системы, усилению классовой борьбы, выступала против гонений на детей «врагов народа» , но была практически отстранена от работы Наркомпроса и занялась вопросами библиотечной работы. Ей присуждена степень доктора педагогических наук. Она не поддерживала репрессии Иосифа Джугашвили Сталина , передавала корреспонденцию Ленина Ульянова для Льва Троцкого , сотрудничала с антисталинской оппозицией. После смерти в 1939 году была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве [источник не указан 66 дней]. Интересные факты По данным проф.
Чем мы обязаны Надежде Константиновне Крупской?
Надежда Константиновна признавалась: после смерти ее матери «еще более студенческой стала наша семейная жизнь». В письме к матери любящий сын сообщает: «Надя, должно быть, лежит: доктор нашел как она писала с неделю тому назад , что ее болезнь женская требует упорного лечения, что она должна на 2-6 недель лечь. Я ей послал еще денег получил 100 р. Кое-кто из ленинского окружения намекал, что Владимиру Ильичу нередко попадает от супруги. Петровский, один из его соратников, вспоминал: «Мне приходилось наблюдать, как Надежда Константиновна в ходе дискуссии по разным вопросам не соглашалась с мнением Владимира Ильича.
Это было очень интересно. Возражать Владимиру Ильичу было очень трудно, так как у него все продумано и логично. Но Надежда Константиновна подмечала «погрешности» и в его речи, чрезмерное увлечение чем-нибудь… Когда Надежда Константиновна выступала со своими замечаниями, Владимир Ильич посмеивался и затылок почесывал. Весь его вид говорил, что и ему иногда попадает».
История жизни Надежды Константиновны Крупской Существует и рассказ, что однажды Крупская, знавшая о влюбленности мужа в Инессу Арманд, предложила ему расстаться, дабы он мог устроить свое личное счастье. Но Владимир Ильич предпочел остаться с женой. Поговаривали, что и в Надежду Константиновну тайно был влюблен друг Ильича, ссыльный Курнатовский. Он очень часто ходил к Ульяновым, якобы поговорить о марксизме… Справка о Крупской Музей политической истории России Как бы то ни было, но революционеры, связавшие свои судьбы, прожили долгую совместную жизнь и были неразлучны до самой кончины Владимира Ильича.
Ухудшение самочувствия и ярко выраженные признаки заболевания появились у Ленина ранней весной 1922 года. Все симптомы указывали на обыкновенное умственное переутомление: сильные головные боли, ослабление памяти, бессонница, раздражительность, повышенная чувствительность у шуму. Однако доктора разошлись в определении диагноза. Немецкий профессор Клемперер считал главной причиной головных болей отравление организма свинцовыми пулями, которые не были извлечены из тела вождя после ранения в 1918 году.
В апреле 1922-го ему сделали операцию под местным наркозом и одну из пуль в области шеи все-таки вытащили. Но самочувствие Ильича не улучшилось. Профессор Даршкевич, поставивший диагноз «переутомление», прописал ему отдых. Но дурные предчувствия не покидали Ленина, и он взял со Сталина страшное обещание: дать ему цианистого калия в том случае, если вдруг постигнет удар.
Паралича, обрекавшего на полную, унизительную беспомощность, Владимир Ильич боялся больше всего на свете. Ту весну он проводил в Горках. В ночь на 25 мая, как обычно, долго не мог заснуть. А тут еще под окнами, как назло, распелся соловей.
Крупская в Горках. С заботой о детях Хотя в жизни Надежды Крупской не было того женского счастья стать матерью, но о том, чтобы другие матери лучше воспитывали и ухаживали за младенцами, она позаботилась. Нарком здравоохранения Дмитрий Ильич Ульянов, брат вождя революции, вместе с Надеждой Константиновной провели большую работу по введению в жизнь матерей и малышей резиновых пустышек. Это спасло здоровье и даже жизнь миллионам советских детей. Сейчас мы даже не представляем, как малыши жили без пустышек, а тогда матери использовали вместо этого «успокоительного» средства мякиши хлеба.
И в этом хлебе из-за недостаточной гигиены могла оказаться спорынья, которая вызывала тяжелейшее воспаление у детей. Еще Крупская настаивала на том, чтобы женщины перед тем, как покормить ребенка, мыли грудь. Личная гигиена каждого человека действительно в те годы принесла много пользы стране. Плакат в женских отделениях больниц начала ХХ века Плакат в женских отделениях больниц начала ХХ века Фантастическая работоспособность несмотря на болезнь Надя старалась не думать о прогрессирующей болезни, поэтому полностью погрузилась в идеи мужа и политическую деятельность. Они часто проводили время за чтением кучи журналов и самой разной корреспонденции.
Она успевала обработать все письма, вникала в каждую проблему, и еще умудрялась писать свои статьи. Ее помощь для Владимира Ильича была неоценимой. Жена была рядом во все трудные периоды жизни Ленина: уехала с ним в ссылку ее посылали ближе, в Уфу, но она решилась отправиться в Шушенское , отправилась в эмиграцию. Но ее саму мучила болезнь, забиравшая красоту… Это было страшно, но ни в одном письме или воспоминании Надежда не написала ни строчки о своих переживаниях. Вождя народов парализовало.
Жена была рядом — она ухаживала за Лениным, старалась возвратить к прежней жизни, учила говорить, писать и читать. В то время Надежде Константиновне удалось сделать невозможное — даже сейчас после инсульта люди с трудом восстанавливаются. Ленин не только восстановился, но и стал работать с удвоенной силой. Чего делать не следовало — второй инсульт свалил его окончательно. Крупская уже ничем не могла помочь.
Ленин скончался в 1924 году в возрасте 53 лет. Надежда Константиновна не прекратила работать. Она занималась делами детей-беспризорников, но в то же время осуждала методы Макаренко и стихи Чуковского. Последний даже какое-то время перестал писать свои «идеологически вредные» стихи. Еще у вдовы были довольно сложные взаимоотношения с новым вождем народов — Иосифом Сталиным.
Еще в середине 20-х годов вдова Ильича поддерживала политику, которую предлагали Каменев и Зиновьев, осуждала террор в стране, высказывалась об этом в своих статьях. Правда, потом признала свои суждения ошибочными.
Через семь лет изданию вернули прежнее название. Сегодня многие сетуют по поводу того, что нынешняя молодежь, мягко говоря, не дружит с книгами. И это — в, некогда, самой читающей стране мира!
Наверное, всем нам, не только педагогам, стоит поучиться настойчивости и последовательности у наших предков, которые смогли справиться даже с тотальным невежеством, царившим тогда в стране. Выдающийся вклад в дело просвещения нашего народа внесла Надежда Константиновна Крупская. В 2014 году газете, которую она создала, исполнилось 90 лет. В юбилейном выпуске главный редактор издания, ныне председатель редакционного совета «Учительской газеты» Петр Положевец, опубликовал статью «Первые сто строк». В ней, в частности, говорится: «… Надежда Константиновна Крупская была гениальным человеком.
Уже только потому, что создала «Учительскую газету».
Крупская против «Крокодила» Особенно активную кампанию Крупская позже развернула против Корнея Чуковского. Его сказке «Крокодил» она даже посвятила целую статью в газете «Правда», где называла поэму вредоносной «буржуазной мутью», закладывающей в детские головы отнюдь не коммунистические идеи: «Такая болтовня — неуважение к ребёнку.
Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него». Разумеется, статья стала почти приговором — ещё много лет после неё Чуковский сказок не писал. Крупская и пионеры.
Wikimedia Commons Крупская занималась не только книжками. Она была инициатором создания пионерского движения скаутского по форме, коммунистического по содержанию. Труд, считала Надежда Константиновна, общие цели и коллективная работа необходимы для правильного формирования подрастающего поколения.
Кроме того, она была сторонницей массового внедрения детских домов как способа коллективного воспитания детей — вне зависимости от отсутствия или наличия у них родителей. Реализовать эту идею Крупской помешали голод, тяжёлая экономическая ситуация и колоссальное количество беспризорников на улицах. Вражда со Сталиным После смерти супруга в 1924 году Крупская сохранила и даже в какой-то степени приумножила своё влияние.
Её слова теперь воспринимались как воля Ленина, которую он, в силу своей безвременной кончины, уже не мог высказать напрямую. Однако в политической борьбе Надежда Константиновна проиграла.
Бедная дворянка
- Арест и ссылка
- Крупская. Дочь гувернантки
- На всю жизнь
- Поход на молодежь /
- Наши товарищи
Надежда Крупская. Женой так женой
В историю Надежда Крупская вошла как верная соратница своего супруга Владимира Ленина. Надежда Крупская, бывшая его жена, впоследствии пошла жить с Лениным. Надежда Крупская. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Певец, народный артист России Валерий Яковлевич Леонтьев родился 19 марта 1949 года в селе Усть-Уса Коми АССР (ныне Республика Коми). Однако роль Надежды Крупской в революции настолько занижена, что кажется, словно Ленин всегда и всюду справлялся с государственным переворотом самостоятельно.
О Надежде Константиновне Крупской
Учись не в одиночку, а вместе. Система Монтессори тем и нехороша, что она разъединяет, а не объединяет ребят. Страшно много может дать в смысле привычки сообща действовать игра. Тут нужен тщательный подбор игр, нужно культивировать игры, которые укрепляли бы умение действовать по правилу «все за одного, и один за всех», которые приучали бы действовать сообща, иметь в виду общие интересы. Все игры по команде, без внутреннего увлечения, стоят очень мало.
Третья задача — развить наблюдательность, умение смотреть, проверять свои наблюдения наблюдениями других, точно их фиксировать, научить ребят искать причины явлений. Все это даст ребятам лучшую материалистическую закваску, чем что-либо другое. В общем, друзья, полезно перечитывать классику и не пытаться крепить пятое колесо к телеге.
Более того, она писала буквари для взрослых рабочих и их детей. Активно разрабатывала советскую систему образования, способствовала исключению «Закона Божьего» из образовательной программы. Тогда же она сформулировала основную задачу просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна стать центром коммунистического образования. Изучив и проанализировав скаутское движение в США, Крупская, с многочисленными изменениями, перенесла американский опыт на советские реалии, став основоположницей пионерии и комсомола. Также Надежда Константиновна внесла свой вклад в изменение семейного быта, сделав многое, чтобы освободить женщин от домашнего рабства см. Например, было написано несколько статей о воспитании детей «Нужно ли учить мальчиков бабьему делу», была одной из инициаторок создания советской системы детских садов и общественных кухонь Дом НаркомФина. С 1921 г.
Крупская возглавляла научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета, являлась редакторкой нескольких педагогических журналов Например, "На путях к новой школе". С 1924 г. После смерти Ленина, Крупская не прекращала работать, несмотря на возраст и болезнь. Надежда Константиновна скончалась на следующий день после своего 70-летия 27 февраля 1939 года и была похоронена в Кремлевской стене.
Так, Надежда Крупская не любила педагога и писателя Антона Макаренко и мешала ему работать, а журнал «Крокодил» Корнея Чуковского назвала «буржуазной мутью», что означало для детского писателя запрет на издание всех его произведений. Работа и преданность идеологии помогали Крупской выстоять, когда ее супружеская жизнь потускнела, а у мужа появилась любовница. И не просто появилась. С Инессой Арманд Ленин даже познакомил свою «селедку». Так он называл супругу. Какое-то время они жили втроем под одной крышей. Надежда Константиновна не хотела мешать счастью мужа и предложила развод, но партия не одобрила. Нельзя запятнать светлый образ вождя мирового пролетариата. Крупской не оставалось ничего другого, как подружиться с соперницей. А когда в 1920 году Арманд умерла от тифа, верная «селедка» даже поддерживала мужа в его безутешном горе. Более того, она взяла под опеку детей Инессы, а ее внучку воспитывала, как родную. И все же главным ребенком для Надежды Константиновны оставался ее муж. Ходит история о том, что Крупская была плохой хозяйкой и кормила Ленина исключительно яичницей, а он сам пришивал себе пуговицы и чистил ботинки. Однако сохранилось письмо, в котором тот хвастается, что «селедка» умеет готовить восемь видов борща. Пожалуй, не так важно, насколько хорошо Надежда Крупская вела быт: в их семье вскоре появились кухарки и горничные. Важнее то, что именно она вернула мужа к жизни после покушения в 1918 году. Тогда пуля перебила артерию, питающую мозг. Не поверила Крупская приговору врачей и в 1922 году, когда у Ленина случился инсульт. Она заново учила его говорить, писать, ходить... И на время поставила мужа на ноги. Увы, инсульт атаковал снова, и через два года Крупская стала вдовой. С пришедшим к власти Сталиным у Надежды Константиновны отношения не складывались: она не одобряла проводимую им политику террора. Но и избавиться друг от друга оба не могли, а потому сохраняли вынужденный нейтралитет.
Однако в политической борьбе Надежда Константиновна проиграла. Будучи противницей Сталина, она попыталась устранить его от власти. Помочь ей в этом могло «Письмо к съезду», известное также как «Завещание Ленина». В этом документе, надиктованном Лениным ещё в 1922 году или, по альтернативной версии, написанном самой Крупской , Сталин не рекомендуется в качестве преемника. Крупская зачитала его перед ближайшими соратниками вождя в мае 1924-го, уже после смерти Ленина. Сталин даже подал в отставку, но вопрос о сохранении им должности генсека тогда к ней относились как к технической был поставлен на голосование, и большинство высказались за Сталина. После этого он начал планомерно уничтожать оппозицию. Крупская в 1936 году. Wikimedia Commons А для вдовы Ленина настали странные времена. Она сохраняла свои посты, её слова всё ещё хватало, чтобы решать чужие судьбы, однако её собственная ей уже не принадлежала в полной мере. Публично Крупская поддерживала Сталина , а Сталин высказывал ей всё подобающее уважение, но врагами они быть так и не перестали. Скорая ехала больше трёх часов, спасти Крупскую не удалось. Накануне Надежда Константиновна отпраздновала своё 70-летие.